Столицей константинополя был город. Где находился Константинополь? Как сейчас называется Константинополь

Долгие годы этот город, который за время его существования носил имена Византия, Новый Рим, Константинополь, Стамбул и находящийся на границе Европы и Азии, был столицей христианской империи - наследницы Древнего Рима и Древней Греции. На протяжении Средних веков Константинополь был самым большим и самым богатым городом Европы, «Царицей городов».

Вещий Олег прибивает щит к воротам Царьграда

Новый Рим
Немало событий произошло в жизни Константинополя в более чем двухтысячелетней истории города.
В 658 году до н. э. на острове, напоминающем голову орла, между бухтой Золотой Рог и Мраморным морем, греческие колонисты из Мегары основали город. Они назвали его Византией по имени своего вождя Византа (или Визаса). Сначала город заселили рыбаки и торговцы, но выгодное географическое положение привело к быстрому росту Византии, и вскоре она заняла видное место среди греческих полисов.
В 196 году до н. э. римский император Септимий Север после трёхлетней осады взял Византию и разрушил ее, но вскоре по его же приказу город был восстановлен.
Своё величие город приобрёл, когда Константин сделал его столицей Римской империи.
В Римской империи начала четвертого века не было единовластия. Империей правило 4 императора (два старших - «августа» и два младших - «цезаря»). После победы над Максенцием в 312 году в битве у Мульвийского моста и над Лицинием в 323 году, Константин стал единственным полновластным правителем римского государства и впервые сделал христианство господствующей религией.
В 324 году он разворачивает крупнейшее строительство в существовавшем с VII века до н. э. как греческая колония городе Византии. Здесь были построены новые дворцы, возведена огромная церковь Апостолов, крепостные стены, со всех концов империи в город свозились произведения искусства. В результате масштабного строительства город вырос в несколько раз, существенно увеличивается прирост населения за счёт миграции из европейских и азиатских провинций.
11 мая 330 года Константин официально переносит столицу Римской империи в город на Босфоре и нарекает его Новым Римом, Константинополем. По указанию Константина из Рима, Афин, Коринфа, Эфеса, Антиохии и других городов империи были вывезены в Константинополь лучшие скульптуры, ценные рукописи, церковная утварь, мощи святых.
Дело Константина продолжили и его потомки. В Константинополь были доставлены мраморные и медные колонны, ранее украшавшие римские храмы и площади. Предание гласит, что на постройку города было израсходовано 60 тонн золота. В последующем город так стремительно рос и развивался, что уже через полвека, при правлении императора Феодосия, возводятся новые городские стены, сохранившиеся до наших дней, и заключавшие в себя семь холмов - столько же, сколько в Риме.
Во времена правления императора Юстиниана в 527–565 годах в городе вспыхнуло крупнейшее восстание «Ника» - город был существенно разрушен, собор Святой Софии сгорел.
После жестокого подавления бунта Юстиниан заново отстраивает столицу, привлекая лучших архитекторов своего времени. Для Константинополя наступает «золотой век». Строятся новые здания, храмы и дворцы, центральные улицы нового города украшаются колоннадами. Особое место занимает строительство собора Святой Софии, который стал самым большим храмом в христианском мире и оставался таковым на протяжении более чем тысячи лет - вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме.
Город быстро растёт и становится сначала деловым центром тогдашнего мира, а вскоре и самым большим городом мира.
Богатства города вызывали зависть у окружавших его народов. В период с 666 года по 950 год город подвергается неоднократным осадам со стороны арабов и русов.

Поход вещего Олега
Мы все помним строчки Пушкина о том, что вещий Олег прибил щит на врата Царьграда. Согласно «Повести временных лет» князь Олег был родственником (соплеменником) Рюрика. После смерти Рюрика в 879 году Олег стал княжить в Новгороде, поскольку сын Рюрика Игорь был ещё ребёнком.
В 882 году Олег предпринял удачные походы на Смоленск и Любеч. После этого он по Днепру спустился к Киеву, где князьями были соплеменники Рюрика, варяги Аскольд и Дир. Олег заманил их к своим ладьям и приказал убить. Киев показался Олегу очень удобным своим расположением, и вскоре он перебрался туда с дружиной, объявив: «Да будет Киев матерью городов русских». Тем самым он объединил два основных центра восточных славян (северный и южный).
В 907 году Олег отправляется в большой военный поход к Константинополю (Царьграду). Это был уже не первый поход Руси на Византию, но в предыдущих, город не удавалось захватить. В походе Олега, согласно «Повести временных лет», принимало участие 2000 ладей по 40 воинов в каждой.
Византийский император Лев Философ отдал приказ закрыть ворота города и загородить цепями гавань. Однако Олег пошёл на штурм необычным способом: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу». Испуганные византийцы предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, Олег получил по 12 гривен за каждую уключину, кроме того, Царьград обещал выплачивать дань на русские города. Вот тогда то, по преданию, в знак победы Олег и прибил свой щит к воротам Царьграда.
Некоторые современные историки считают поход легендарным, поскольку о нём нет упоминаний со стороны византийских авторов. Однако у историков нет сомнения, что в 911 году Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор. Олег именуется в договоре «великим князем русским». Подлинность этого соглашения подтверждается упоминанием с византийской стороны.
Видимо, в результате договора отношения были установлены добрососедские, ибо впоследствии киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской Церкви. После чего, в царствование Императоров Василия II и Константина VIII, присланное Константинопольским Патриархом Николаем II Хрисовергом духовенство крестило киевских людей в водах Днепра и Почайны.

Второй расцвет
Второй величайший расцвет Византии, а с ней и Константинополя, начинается в IX веке с приходом к власти Македонской династии. Тогда, одновременно с крупными военными победами над основными врагами - болгарами и арабами, расцветает грекоязычная культура: наука (реформируется Константинопольская высшая школа - своего рода первый европейский университет, основанный ещё Феодосием II в. 425 году), живопись (в основном фрески и иконы), литература (в основном богословская и летописание). Усиливается миссионерская деятельность, преимущественно среди славян, примером чему служит деятельность Кирилла и Мефодия.
В результате разногласий между папой римским и патриархом Константинополя, в 1054 г., произошло разделение христианской церкви, а Константинополь стал православным центром.
В это время империя была уже далеко не такой большой, как во времена Юстиниана или Ираклия, в ней не было других больших городов, сопоставимых с Константинополем. С 1071 года начинаются нашествия турок-сельджуков. На короткий период во времена правления династии Комнинов (1081–1185) Константинополь снова переживает последний расцвет - правда, уже не такой, как при Юстиниане и Македонской династии. Строятся новые церкви и новый императорский Влахернский дворец. В XI и XII столетиях торговую гегемонию берут в руки генуэзцы и венецианцы.

Крестоносцы в Константинополе
В 1204 году Константинополь захватывается рыцарями Четвёртого крестового похода, которые по плану должны были направляться на кораблях венецианцев на освобождение Палестины. Но венецианцы, воспользовавшись ситуацией, просили восстановить на троне свергнутого византийского императора Исаака II Ангела, обещая за это солидное вознаграждение. Император был восстановлен, но не спешил с выплатами обещанного. Тогда крестоносцы осаждают город второй раз, сжигают его и практически полностью разоряют. На месте Византийской была создана Латинская империя, на трон которой был посажен граф Балдуин IX Фландрский. Больше чем на 50 лет город становится столицей империи крестоносцев, в котором экономическое господство перешло к венецианцам. Они владели константинопольской гаванью с правом взимать пошлины и добились торговой монополии в пределах Латинской империи и на островах Эгейского моря. Тем самым они выиграли от Крестового похода больше всех, но до Святой земли его участники так и не добрались. В июле 1261 византийцы, поддержанные генуэзцами, отвоёвывают город, и власть вновь переходит к византийской династии Палеологов. Но былого величия город уже не смог достичь. До середины XIV века Константинополь ещё оставался крупным торговым центром, затем постепенно пришёл в запустение, ключевые позиции в городе захватили венецианцы и генуэзцы.

С конца XIV века Константинополем не раз пытались овладеть османские турки. После строительства султаном Мехмедом Завоевателем в 1452 году Румельской крепости судьба города была решена и 29 мая 1453 года после длительной осады город пал. Константинополь почти на 450 лет стал столицей нового сильного государства - Османской империи. Город начал быстро приобретать восточный облик, все стало приспосабливаться к турецкому укладу жизни. Каждый строил свой дом, где ему заблагорассудится. Улицы сужались, дома отгораживались от внешнего мира глухими заборами, балконы затеняли и без того тёмные уличные проходы.
Но город и украшался. Выдающиеся зодчие Хайреддин и Синан строили мечети и возводили другие сооружения. Многие византийские храмы были перестроены в мечети, включая собор Святой Софии. После захвата османскими турками Египта в 1517 году многие исламские реликвии были перевезены сюда из Каира. Константинополь, или как его называли турки Истанбул становится центром исламского мира - халифатом. В 1923 году после распада Османской империи Константинополь, уже со своим новым именем Стамбул, вошёл в состав Турецкой республики.

см. Константин.

(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

Отличное определение

Неполное определение ↓

КОНСТАНТИНОПОЛЬ

греч. «город Константина») был возведен на берегу Босфора на месте торгового города Византия, основанного ок. 600 г. до н.э. как мегарская колония (Мегара – торговый город в Средней Греции, конкурировавший с Афинами). С конца VI в. до н.э. и до 478 г. до н.э. Византий входил в состав Персии, с середины V в. до н.э. – в состав Афинского морского союза, с I в. до н.э. – в состав Римской империи. В 330 г. римский император Константин I переименовал город в Константинополь и сделал его столицей восточной провинции Римской империи. С окончательным отделением от Рима в 395 г. Константинополь стал столицей Восточной Римской империи, позднее – Ромейской (Византийской) империи. Официально он именовался Новым Римом, а в аккламациях – Царствующим или Божиим градом (Теуполем). Рядовые ромеи называли его «светильником мира», «оком земным», «украшением Вселенной». Ближайшие соседи византийцев – русы – окрестили Константинополь Царьградом. Еще при римском императоре Септимии Севере (193 – 311) в городе был построен ипподром на центральной площади Августион, окруженной крытой колоннадой из мрамора. Константин I пышно украсил его статуями и возвел рядом с этим сооружением Большой императорский дворец, выходивший на площадь Августион, портики, здание сената, Новый форум для общественных собраний, дворцы для сенаторов, термы, цистерны и другие сооружения. В годы его правления началось возведение крепостных стен. На площади Августион находились статуи богини Юноны, императора Феодосия I и позолоченный столб (Миллиарий) – «пуп» всего мира, точка отсчета дорог европейской части Византии. В V в. Константинополь был разделен на 14 районов и на 322 квартала. Русский квартал («Русский убол» от греч. embolos – улица с аркадами и примыкавшими к ним лавками и домами) был расположен в районе церкви св. Георгия, а его конец находился неподалеку от церкви 40 мучеников. При Юстиниане I на площади был построен храм св. Софии и установлена конная статуя императора. К площади Августион еще при Константине I была проведена широкая улица Меса (греч. средняя), вымощенная камнем и проходившая через форумы Константина I, Тавра, Анастасия, Аркадия. Возле Амастрианской площади она разделялась на две улицы, одна из которых вела к Золотым воротам, другая – к Харисийским воротам. По обеим сторонам Месы возвышались каменные многоэтажные дома с крытыми колоннадами, позволявшими укрыться от летнего зноя и ливней. Между колоннами располагались различные лавки и мастерские. На Месе находились палаты константинопольского архиепископа, здание сената, главная тюрьма, рядом с ней – ведомство эпарха, управлявшего Константинополем. В его руках была сосредоточена административнохозяйственная и судебнополицейская власть: он заботился о городском хозяйстве и о порядке в городе. Эпарх назначался императором. Близ царского портика были расположены книжные лавки, где встречались библиофилы и философы. На северозападе столицы располагался Влахернский дворец, построенный в 1150 г. и ставший резиденцией византийских императоров. Часть территории Константинополя была занята монастырями, окруженными мощными стенами, которые были выложены из крупных плоских кирпичей – плинфы, скрепленных широкими светлорозовыми полосами раствора. Внутри монастырей находились церкви с куполами, покрытыми поливной черепицей или позолоченной медью. Самыми крупными были монастырь Хора и Студийский монастырь. Напротив Влахернского дворца, вне городских стен, располагался монастырь св. Косьмы и Дамиана. Крестоносцы называли его «замком Боэмунда», так как во время крестового похода 1096 г. монастырские строения были отведены отряду предводителя южноиталийских норманнов Боэмунду Тарентскому. К числу древнейших монастырских храмов относились церковь Спасителя монастыря Хора, основанная в 413 г. императором Феодосием II, и базилика Иоанна Предтечи (463 г.). Юстиниану I приписывали сооружение 25 церквей в столице, среди которых были церковь св. мучеников Сергия и Вакха (527 – 736), церковь св. Ирины (532 г.), церковь св. Апостолов, собор св. Софии. При Юстиниане Константинополь достиг максимальной численности населения – 350 – 000 тысяч жителей. По данным средневекового хрониста Альбрика де Труафонтэна в начале XIII в. в Константинополе насчитывалось около 500 церквей и монастырей. Русский путешественник Добрыня Андрейкович в своей «Книге паломника» сообщал, что в церквах несли службу 40 тыс. священников, не считая тех, кто служил в монастырях. Константинополь, раскинувшийся наподобие гигантского треугольника, с двух сторон был защищен морем, с третьей стороны – двойной цепью крепостных стен на протяжении 16 км, построенных в основном при Феодосии II (первая половина V в.) и укрепленных 400 башнями. Ромеи называли их стенами Феодосия или Сухопутными стенами, за которыми был прорыт каменный ров глубиной 10 м, шириной 20 м., наполненный водой. В них находилось 10 ворот – Адрианопольские, Силиврийские, Ксилопорта, св. Романа и др. Над внутренними воротами возвышалось 98 (или 96) восьмиугольных, шестиугольных и четырехугольных башен высотой от 20 до 40 метров с двумя оборонительными площадками каждая. Их основания уходили под землю на 10 – 02 м. В город можно было попасть через Харисийские ворота в северной части Сухопутных стен. На юге, близ Пропонтиды, находились Золотые ворота, через которые император въезжал в Константинополь. Они были украшены колоннами из зеленого мрамора с изображениями древних героев и фантастических животных. По обеим сторонам Золотых ворот возвышались 4 башни. За Сухопутными стенами был вырыт глубокий ров, наполненный морской водой из Золотого рога и Пропонтиды. Через ров были переброшены деревянные мосты, которые уничтожались при появлении врага. С VIII в. вход в залив Золотого рога преграждался железной цепью, она поднималась и натягивалась при приближении вражеских кораблей. Укрепленная на прочных балках, цепь тянулась от Галатской башни в Пере, предместье столицы, до городских стен и поддерживалась на поверхности воды деревянными брусьями – поплавками. Ее мог прорвать только боевой корабль, оснащенный гигантскими ножницами или прочным тараном. Цепь натягивалась 5 раз для противодействия вражеским судам (в 717 – 718 гг. – против арабского флота; в декабре 821 г. – во время восстания Фомы Славянина; в 969 г. – перед грозящей со стороны Руси опасностью; в 1203 г. – в связи с угрозой нападения крестоносцев; в 1453 г. во время осады Константинополя туркамиосманами). Через Золотой рог был перекинут Юстинианов мост. В столице – центре православия и административного управления империей – находились все ведомства, резиденция константинопольской патриархии, императорский двор, культурные и образовательные учреждения (см. византийская школа). Императорская резиденция Филопатион располагалась вне пределов городских стен. Одо Дейльский, капеллан французского короля Людовика VII, сопровождавший своего правителя во время переговоров с Мануилом I Комнином в 1147 г., отмечал хорошее снабжение города съестными припасами и водой, которая подводилась по акведукам к подземным хранилищам, расположенным повсюду (см. цистерны). Он же описал трущобы столицы, где царили нищета, мрак и преступления. Ритор IV в. Фемистий назвал Константинополь «огромной мастерской великолепия». Действительно, византийская столица являлась важнейшим центром художественного творчества, славившимся своими зодчими, скульпторами, мозаичистами, мастерами прикладного искусства. В 1453 г. Константинополь пал под ударами турок и был переименован в Стамбул (Истамбул).

Хотел стать создателем новой эры её истории, основателем «нового Рима». Старый Рим не соответствовал притязаниям расширившейся власти повелителей империи. Это был город республиканских преданий и учреждений; в нем был сенат, при всем своем вынужденном раболепстве сохранявший воспоминание о прежнем своем могуществе; население Рима было дерзко и любило судить о действиях правительства, всегда было готово порицать их, оно не благоговело перед двором. Уже со времени Диоклетиана государи предпочитали Риму другие резиденции. Константин лишь изредка, по необходимости соблюсти приличие, приезжал во дворец на Палатинском холме, и не оставался там долго. (Его нелюбовь к Риму могла быть одним из поводов к составлению легенды, будто он подарил Рим епископу Сильвестру; но эта легенда вымысел, и притом позднего происхождения).

История Византийской Империи (документальный фильм)

Он не хотел жить в Риме, и не удивительно, что у него возникло желание основать новую столицу, чтоб она увековечила славу его имени и чтоб её население, обязанное всем основателю города, платило ему за благодеяния преданностью, держалось в политике и религии тех мнений, какие предписывает ему государь. Константин сначала полагал основать столицу на том месте, где стояла Троя , мифическая отчизна римского народа (согласно сказаниям об Энее); но скоро оказалось, что романтические идеи не имеют силы увлекать его до забвения о реальных выгодах. Не было местности, которая представляла бы по своему положению такие удобства для основания столицы, как прежняя греческая колония Византий, стоящая на проливе, которым Черное море соединяется с Пропонтидой (Мраморным морем). Туда был путь товарам со всех сторон света, там была превосходная гавань, которая по своей форме называлась «рогом», а по богатству своей торговли «золотым». Окрестностями города были холмы, покрытые виноградниками, фруктовыми садами и меж них долины, очень плодородные; эта местность образовала полуостров, который легко было защитить стеной от нападения врагов; у Византия была решена судьба многих войн, его стены выдержали много осад, он был центральным пунктом, из которого легко могли ходить войска и на Дунай и на Евфрат для защиты империи от опаснейших врагов. Легенда говорит также, что мысль основать на месте Византия новую столицу была дана Константину внушением от Бога.

Пространство, занимавшееся античным городом Византий и Константинополем – при Константине и через 100 лет после него, при императоре Феодосии II

Новый город, названный в честь своего основателя Константинополем, строился очень быстро. Торжественное освящение фундамента его западной стены было совершено 4 ноября 326 года, и меньше чем через четыре года (11 мая 330) уже была освящена новая резиденция. Константин хотел, чтобы Новый Рим не уступал ни в чем Старому, потому заботливо укрепил его и украсил великолепными зданиями. Две больших площади были со всех сторон застроены колоннадами и украшены статуями; одна из них была названа площадью Августы в честь августы Елены , матери императора, а другая – по имени самого императора. В центре площади Константина стояла высокая порфировая колонна, а на ней бронзовая статуя бога солнца с венком, окруженным лучами; чуть позже эта статуя была переделана так, что сделалась изображением самого Константина. Легенда соединила с нею фантастические поверья. Говорили, что под мраморным базисом колонны зарыт тайно перевезенный в новую столицу палладиум города Рима, а внутри колоссальной статуи положена часть Животворящего Креста. Статуя была разбита молнией и опрокинута бурей 5 апреля 1101 года; но большая часть колонны уцелела до сих пор.

Константинопольский ипподром (цирк), потом долго служивший туркам для обучения войска, был громадным и великолепным зданием, имевшим около 400 шагов в длину и 100 в ширину, и украшенным внутри статуями, обелисками и сплетенной из трех бронзовых змей колонной с золотым треножником, стоявшим прежде в Дельфийском храме : это был дар греков Аполлону Дельфийскому после победы при Платее . Пришедшее в упадок искусство времен Константина не могло создавать хороших произведений, потому для украшения новой столицы были взяты отовсюду прежние знаменитые художественные работы. При всех выражениях преданности Константина христианству, освящение новой столицы было по его приказанию совершено одним из главных жрецов римского языческого культа (понтификов) и неоплатоником Сопатром с языческими обрядами. Константин построил в городе храмы богине Счастия (Tyche) и Диоскурам; он постановил, чтобы ежегодно в день основания совершалась в ипподроме торжественная процессия; тут несли его статую, у которой на ладони протянутой правой руки стояло изображение гения-покровителя новой столицы; его преемники должны были преклонять колена перед этой статуей. Надо полагать, что статуи богов и героев, перевезенные в Константинополь, были оставлены при Константине непеределанными; но впоследствии, когда усилилась антипатия ко всему языческому, они были переделаны: языческие атрибуты изображений были заменены христианскими символами. Константин хотел занимать нейтральное положение между язычеством и христианством, потому построил в своей столице и христианскую церковь в честь святых апостолов. Она была сложена из разноцветного мрамора, окружена колоннадами и разными пристройками; все это вместе образовало великолепное целое.

Вид на Константинополь византийской эпохи с высоты птичьего полёта (реконструкция)

Неподалеку от ипподрома стоял дворец, громадное здание, почти не уступавшее римскому палатинскому дворцу огромностью и богатством украшений, окруженное колоннадами, дворами, садами. Бани, театры, водопроводы, хлебные магазины, прекрасный дом для заседаний сената на площади Августы, великолепные дома сенаторов и других знатных людей, поселившихся в резиденции государя, образовали несколько групп роскошных зданий, между которыми построили себе дома промышленники, торговцы, хозяева кораблей, привлеченные в новую столицу торговыми выгодами её положения и пособиями, какие давал переселяющимся в нее император. Он всячески заботился о том, чтоб она стала многолюдным городом. Он давал подарки и почетные должности сенаторам и другим вельможам, чтоб они переселялись из Рима в Константинополь. Многие обольщались этим, другие и без наград сами желали жить близ императорского двора.

Скоро Новый Рим стал почти так же многолюден, как Старый. Он имел те же привилегии. Члены городского управления получили сан сенаторов, граждане Константинополя получили все права граждан города Рима; хлеб, вино и масло были раздаваемы народу здесь еще щедрее, нежели в Риме; общественные игры и другие развлечения для народа были не менее великолепны, чем те, какие бывали прежде в Риме. Климат был превосходен, окрестности прекрасны, положение города очень выгодно для торговли. Потому Константинополь, разделенный подобно Риму на 14 частей, скоро стал по своей величине вторым городом вселенной. Но он вырос не сам собой, он был тепличное растение. Блеск здесь был заимствованный, произведения искусства были взяты из других городов, население было разноплеменною смесью, не имело ни национального единства, ни патриотизма, ни славного прошлого. Рим, покинутый императором все-таки производил, впечатление более величественное, чем Константинополь. Его триумфальные арки, храмы, театры, цирки, термы, площади, украшенные статуями, живописно расположенные по долинам и холмам, оживленные садами и журчаньем фонтанов, вода которых текла в город по 19 водопроводам на высоких арках, придавали прежней столице такое величие, какого искусственно созданный Константинополь далеко не имел. Но Рим не годился быть столицею христианского государства: он оставался языческим городом, и долго после Константина язычество еще преобладало в нем над христианством. Латеранская базилика – единственная римская христианская церковь, о которой мы достоверно знаем, что она была построена Константином, не могла сравниться по великолепию с языческими храмами в Риме.

Был столицей христианской империи - наследницы Древнего Рима и Древней Греции . На протяжении Средних веков Константинополь был самым большим и самым богатым городом Европы.

История

Константин Великий (306-337)

В 324 году , после побед в междоусобных войнах, император Римской империи Константин Великий разворачивает в существовавшем с VII века до н. э. как греческая колония городе Виза́нтии крупнейшее строительство - перестроен ипподром , построены новые дворцы, возведена огромная церковь Апостолов , строятся крепостные стены , со всех концов империи в город свозятся произведения искусства. В результате масштабного строительства город увеличивается в несколько раз, существенно увеличивается прирост населения за счёт миграции из европейских и азиатских провинций.

Разделённая империя (395-527)

После жестокого подавления бунта Юстиниан заново отстраивает столицу, привлекая лучших архитекторов своего времени. Строятся новые здания, храмы и дворцы, центральные улицы нового города украшаются колоннадами. Особое место занимает строительство собора Святой Софии , который стал самым большим храмом в христианском мире и оставался таковым на протяжении более тысячи лет - вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме .

«Золотой век» не был безоблачным: в 544 году Юстинианова чума унесла жизни 40 % населения города.

Город быстро растёт и становится сначала деловым центром тогдашнего мира, а вскоре и самым большим городом мира . Его даже стали называть просто Город .

Первые упоминания турецкого топонима İstanbul ( - иста́нбул, местное произношение ɯsˈtambul - ыста́мбул) появляются в арабских , а затем и тюркских источниках X века и происходят от (греч. εἰς τὴν Πόλιν ), «ис тин пόлин» - «в город» или «к городу» - является косвенным греческим наименованием Константинополя.

Осады и упадок

В период с 666 года по 950 год город подвергается неоднократным осадам со стороны арабов и русов.

Во времена правления императора Льва Исавра в -741 годах начинается период иконоборчества , который продлится до середины IX века , уничтожаются многие фрески и мозаики на религиозные темы.

Расцвет при Македонянах и Комнинах

Второй величайший расцвет Византии, а с ней и Константинополя, начинается в IX веке с приходом к власти Македонской династии ( -). Тогда, одновременно с крупными военными победами над основными врагами - болгарами (Василий II даже носил прозвище Болгаробойца) и арабами , расцветает грекоязычная культура: наука (реформируется Константинопольская высшая школа - своего рода первый европейский университет, основанный ещё Феодосием II в 425 году), живопись (в основном фрески и иконы), литература (в основном агиография и летописание). Усиливается миссионерская деятельность, преимущественно среди славян, примером чему служит деятельность Кирилла и Мефодия .

В результате разногласий между папой римским и патриархом Константинополя в г. произошло разделение христианской церкви , а Константинополь стал православным центром.

Так как империя была уже далеко не такой большой, как во времена Юстиниана или Ираклия , в ней не было других городов, сопоставимых с Константинополем. В это время Константинополь играл основополагающую роль во всех областях жизни Византии. С 1071 года , когда началось нашествие турок-сельджуков , империя, а с ней и Город вновь погружаются во мрак.

Во времена правления династии Комнинов ( -) Константинополь переживает последний расцвет - правда, уже не такой, как при Юстиниане и Македонской династии. Центр города смещается на запад к городским стенам, в нынешние районы Фатих и Зейрек . Строятся новые церкви и новый императорский дворец (Влахернский дворец).

В XI и XII столетиях генуэзцы и венецианцы берут в руки торговую гегемонию и располагаются на Галате .

Падение

Константинополь стал столицей нового сильного государства - Османской империи .

Отрывок, характеризующий Константинополь

Сказать «завтра» и выдержать тон приличия было не трудно; но приехать одному домой, увидать сестер, брата, мать, отца, признаваться и просить денег, на которые не имеешь права после данного честного слова, было ужасно.
Дома еще не спали. Молодежь дома Ростовых, воротившись из театра, поужинав, сидела у клавикорд. Как только Николай вошел в залу, его охватила та любовная, поэтическая атмосфера, которая царствовала в эту зиму в их доме и которая теперь, после предложения Долохова и бала Иогеля, казалось, еще более сгустилась, как воздух перед грозой, над Соней и Наташей. Соня и Наташа в голубых платьях, в которых они были в театре, хорошенькие и знающие это, счастливые, улыбаясь, стояли у клавикорд. Вера с Шиншиным играла в шахматы в гостиной. Старая графиня, ожидая сына и мужа, раскладывала пасьянс с старушкой дворянкой, жившей у них в доме. Денисов с блестящими глазами и взъерошенными волосами сидел, откинув ножку назад, у клавикорд, и хлопая по ним своими коротенькими пальцами, брал аккорды, и закатывая глаза, своим маленьким, хриплым, но верным голосом, пел сочиненное им стихотворение «Волшебница», к которому он пытался найти музыку.
Волшебница, скажи, какая сила
Влечет меня к покинутым струнам;
Какой огонь ты в сердце заронила,
Какой восторг разлился по перстам!
Пел он страстным голосом, блестя на испуганную и счастливую Наташу своими агатовыми, черными глазами.
– Прекрасно! отлично! – кричала Наташа. – Еще другой куплет, – говорила она, не замечая Николая.
«У них всё то же» – подумал Николай, заглядывая в гостиную, где он увидал Веру и мать с старушкой.
– А! вот и Николенька! – Наташа подбежала к нему.
– Папенька дома? – спросил он.
– Как я рада, что ты приехал! – не отвечая, сказала Наташа, – нам так весело. Василий Дмитрич остался для меня еще день, ты знаешь?
– Нет, еще не приезжал папа, – сказала Соня.
– Коко, ты приехал, поди ко мне, дружок! – сказал голос графини из гостиной. Николай подошел к матери, поцеловал ее руку и, молча подсев к ее столу, стал смотреть на ее руки, раскладывавшие карты. Из залы всё слышались смех и веселые голоса, уговаривавшие Наташу.
– Ну, хорошо, хорошо, – закричал Денисов, – теперь нечего отговариваться, за вами barcarolla, умоляю вас.
Графиня оглянулась на молчаливого сына.
– Что с тобой? – спросила мать у Николая.
– Ах, ничего, – сказал он, как будто ему уже надоел этот всё один и тот же вопрос.
– Папенька скоро приедет?
– Я думаю.
«У них всё то же. Они ничего не знают! Куда мне деваться?», подумал Николай и пошел опять в залу, где стояли клавикорды.
Соня сидела за клавикордами и играла прелюдию той баркароллы, которую особенно любил Денисов. Наташа собиралась петь. Денисов восторженными глазами смотрел на нее.
Николай стал ходить взад и вперед по комнате.
«И вот охота заставлять ее петь? – что она может петь? И ничего тут нет веселого», думал Николай.
Соня взяла первый аккорд прелюдии.
«Боже мой, я погибший, я бесчестный человек. Пулю в лоб, одно, что остается, а не петь, подумал он. Уйти? но куда же? всё равно, пускай поют!»
Николай мрачно, продолжая ходить по комнате, взглядывал на Денисова и девочек, избегая их взглядов.
«Николенька, что с вами?» – спросил взгляд Сони, устремленный на него. Она тотчас увидала, что что нибудь случилось с ним.
Николай отвернулся от нее. Наташа с своею чуткостью тоже мгновенно заметила состояние своего брата. Она заметила его, но ей самой так было весело в ту минуту, так далека она была от горя, грусти, упреков, что она (как это часто бывает с молодыми людьми) нарочно обманула себя. Нет, мне слишком весело теперь, чтобы портить свое веселье сочувствием чужому горю, почувствовала она, и сказала себе:
«Нет, я верно ошибаюсь, он должен быть весел так же, как и я». Ну, Соня, – сказала она и вышла на самую середину залы, где по ее мнению лучше всего был резонанс. Приподняв голову, опустив безжизненно повисшие руки, как это делают танцовщицы, Наташа, энергическим движением переступая с каблучка на цыпочку, прошлась по середине комнаты и остановилась.
«Вот она я!» как будто говорила она, отвечая на восторженный взгляд Денисова, следившего за ней.
«И чему она радуется! – подумал Николай, глядя на сестру. И как ей не скучно и не совестно!» Наташа взяла первую ноту, горло ее расширилось, грудь выпрямилась, глаза приняли серьезное выражение. Она не думала ни о ком, ни о чем в эту минуту, и из в улыбку сложенного рта полились звуки, те звуки, которые может производить в те же промежутки времени и в те же интервалы всякий, но которые тысячу раз оставляют вас холодным, в тысячу первый раз заставляют вас содрогаться и плакать.
Наташа в эту зиму в первый раз начала серьезно петь и в особенности оттого, что Денисов восторгался ее пением. Она пела теперь не по детски, уж не было в ее пеньи этой комической, ребяческой старательности, которая была в ней прежде; но она пела еще не хорошо, как говорили все знатоки судьи, которые ее слушали. «Не обработан, но прекрасный голос, надо обработать», говорили все. Но говорили это обыкновенно уже гораздо после того, как замолкал ее голос. В то же время, когда звучал этот необработанный голос с неправильными придыханиями и с усилиями переходов, даже знатоки судьи ничего не говорили, и только наслаждались этим необработанным голосом и только желали еще раз услыхать его. В голосе ее была та девственная нетронутость, то незнание своих сил и та необработанная еще бархатность, которые так соединялись с недостатками искусства пенья, что, казалось, нельзя было ничего изменить в этом голосе, не испортив его.
«Что ж это такое? – подумал Николай, услыхав ее голос и широко раскрывая глаза. – Что с ней сделалось? Как она поет нынче?» – подумал он. И вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты, следующей фразы, и всё в мире сделалось разделенным на три темпа: «Oh mio crudele affetto… [О моя жестокая любовь…] Раз, два, три… раз, два… три… раз… Oh mio crudele affetto… Раз, два, три… раз. Эх, жизнь наша дурацкая! – думал Николай. Всё это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь – всё это вздор… а вот оно настоящее… Hy, Наташа, ну, голубчик! ну матушка!… как она этот si возьмет? взяла! слава Богу!» – и он, сам не замечая того, что он поет, чтобы усилить этот si, взял втору в терцию высокой ноты. «Боже мой! как хорошо! Неужели это я взял? как счастливо!» подумал он.
О! как задрожала эта терция, и как тронулось что то лучшее, что было в душе Ростова. И это что то было независимо от всего в мире, и выше всего в мире. Какие тут проигрыши, и Долоховы, и честное слово!… Всё вздор! Можно зарезать, украсть и всё таки быть счастливым…

Давно уже Ростов не испытывал такого наслаждения от музыки, как в этот день. Но как только Наташа кончила свою баркароллу, действительность опять вспомнилась ему. Он, ничего не сказав, вышел и пошел вниз в свою комнату. Через четверть часа старый граф, веселый и довольный, приехал из клуба. Николай, услыхав его приезд, пошел к нему.
– Ну что, повеселился? – сказал Илья Андреич, радостно и гордо улыбаясь на своего сына. Николай хотел сказать, что «да», но не мог: он чуть было не зарыдал. Граф раскуривал трубку и не заметил состояния сына.
«Эх, неизбежно!» – подумал Николай в первый и последний раз. И вдруг самым небрежным тоном, таким, что он сам себе гадок казался, как будто он просил экипажа съездить в город, он сказал отцу.
– Папа, а я к вам за делом пришел. Я было и забыл. Мне денег нужно.
– Вот как, – сказал отец, находившийся в особенно веселом духе. – Я тебе говорил, что не достанет. Много ли?
– Очень много, – краснея и с глупой, небрежной улыбкой, которую он долго потом не мог себе простить, сказал Николай. – Я немного проиграл, т. е. много даже, очень много, 43 тысячи.
– Что? Кому?… Шутишь! – крикнул граф, вдруг апоплексически краснея шеей и затылком, как краснеют старые люди.
– Я обещал заплатить завтра, – сказал Николай.
– Ну!… – сказал старый граф, разводя руками и бессильно опустился на диван.
– Что же делать! С кем это не случалось! – сказал сын развязным, смелым тоном, тогда как в душе своей он считал себя негодяем, подлецом, который целой жизнью не мог искупить своего преступления. Ему хотелось бы целовать руки своего отца, на коленях просить его прощения, а он небрежным и даже грубым тоном говорил, что это со всяким случается.
Граф Илья Андреич опустил глаза, услыхав эти слова сына и заторопился, отыскивая что то.
– Да, да, – проговорил он, – трудно, я боюсь, трудно достать…с кем не бывало! да, с кем не бывало… – И граф мельком взглянул в лицо сыну и пошел вон из комнаты… Николай готовился на отпор, но никак не ожидал этого.
– Папенька! па…пенька! – закричал он ему вслед, рыдая; простите меня! – И, схватив руку отца, он прижался к ней губами и заплакал.

В то время, как отец объяснялся с сыном, у матери с дочерью происходило не менее важное объяснение. Наташа взволнованная прибежала к матери.
– Мама!… Мама!… он мне сделал…
– Что сделал?
– Сделал, сделал предложение. Мама! Мама! – кричала она. Графиня не верила своим ушам. Денисов сделал предложение. Кому? Этой крошечной девочке Наташе, которая еще недавно играла в куклы и теперь еще брала уроки.

На протяжении Средних веков Константинополь был самым большим и самым богатым городом Европы. По сегодняшний день остаётся самым большим по населению городом Европы.

История

Константин Великий (306-337)

Разделённая империя (395-527)

После жестокого подавления бунта Юстиниан заново отстраивает столицу, привлекая лучших архитекторов своего времени. Строятся новые здания, храмы и дворцы, центральные улицы нового города украшаются колоннадами. Особое место занимает строительство собора Святой Софии , который стал самым большим храмом в христианском мире и оставался таковым на протяжении более тысячи лет - вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме .

«Золотой век» не был безоблачным: в 544 году Юстинианова чума унесла жизни 40 % населения города.

Город быстро растёт и становится сначала деловым центром тогдашнего мира, а вскоре и самым большим городом мира . Его даже стали называть просто Город [ ] . В период расцвета площадь города составляла 30 тыс. гектаров, а население - сотни тысяч человек, что в примерно десять раз превышало типичный размер крупнейших городов Европы .

Первые упоминания турецкого топонима İstanbul ( - иста́нбул, местное произношение ɯsˈtambul - ыста́мбул) появляются в арабских , а затем и тюркских источниках X века и происходят от (греч. εἰς τὴν Πόλιν ), «ис тин пόлин» - «в город» или «к городу» - является косвенным греческим наименованием Константинополя.

Осады и упадок

В результате разногласий между папой римским и патриархом Константинополя в г. произошло разделение христианской церкви , а Константинополь стал православным центром.

Так как империя была уже далеко не такой большой, как во времена Юстиниана или Ираклия , в ней не было других городов, сопоставимых с Константинополем. В это время Константинополь играл основополагающую роль во всех областях жизни Византии. С 1071 года , когда началось нашествие турок-сельджуков , империя, а с ней и Город вновь погружаются во мрак.

Во времена правления династии Комнинов ( -) Константинополь переживает последний расцвет - правда, уже не такой, как при Юстиниане и Македонской династии. Центр города смещается на запад к городским стенам, в нынешние районы Фатих и Зейрек. Строятся новые церкви и новый императорский дворец (Влахернский дворец).

В XI и XII столетиях генуэзцы и венецианцы берут в руки торговую гегемонию и располагаются на Галате .

Падение

Константинополь стал столицей нового сильного государства - Османской империи .

Царьград

Галерея

Примечания

  1. Georgacas, Demetrius John (1947). “The Names of Constantinople” . Transactions and Proceedings of the American Philological Association . The Johns Hopkins University Press. 78 : 347-67. DOI :10.2307/283503 .
  2. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  3. Древнейшие государства Восточной Европы. - М. : Наука, 2003. - С. 136.
  4. , с. 53.
  5. Софроний Врачански. Житие и страдания на грешния Софроний. София 1987. Стр. 55 (Пояснительная сноска к автобиографии Софрония Врачанского)
  6. Найден Геров. 1895-1904. Речник на блъгарский язик. (запись на царь в Словаре болгарского языка Найдена Герова)
  7. Симеонова, Маргарита. Речник на езика на Васил Левски. София, ИК «БАН», 2004 (запись на царь в Словарь языка Маргариты Симеоновой Васила Левского )
  8. Seznam tujih imen v slovenskem jeziku. Geodetska uprava Republike Slovenije. Ljubljana 2001. p. 18.
  9. Liber insularum Archipelagi ,