Стрелецкий бунт (1682). Причины

Либретто М.П. Мусоргского

Оркестровое вступление воссоздает в музыкальных красках рассвет на Москве-реке.

1 действие

Рассвет над Москвой. Восходящее солнце освещает Красную площадь, собор Василия Блаженного, Кремль и далекий вид на Замоскворечье конца 17 века.
Проходит стрелецкий дозор, обсуждающий «подвиги» стрельцов в схватках с неугодными им боярами. Появляется подьячий – «строчило». К нему подходит начальник сыскного приказа Шакловитый. Под его диктовку подьячий пишет донос на князя Ивана Хованского и его сына Андрея: «замутить хотят на государстве» — захватить московский престол. Бросив подьячему кошелек с деньгами, Шакловитый берет донос и быстро уходит.
Собирается народ. Стрельцы восторженно приветствуют появление своего начальника, «бати» — князя Ивана Хованского, полновластного хозяина Москвы. Окруженный стрельцами, Хованский отправляется на объезд города.
На площадь прибегает Эмма, девушка из Немецкой слободы, спасающаяся от преследований молодого князя – Андрея Хованского. Андрей догоняет ее, обнимает, требует полюбить его. Эмма плачет, рвется из его объятий. Это видит раскольница Марфа, любовница князя Андрея. Она упрекает князя в измене и настаивает, чтобы он отпустил Эмму.
Возвращается князь Иван Хованский со стрельцами. Ему приглянулась Эмма, он приказывает стрельцам схватить «лютерку» и отвести ее к нему, за «караул». Андрей выхватывает нож, чтобы убить Эмму, не отдать ее живой в руки отца и стрельцов. Рассерженный Иван Хованский хватается за саблю. Их останавливает Досифей, глава раскольников. «Не время бесноваться! – восклицает он: — Братья, други, время за веру стать православную». Ей грозит гибель от царя Петра и его приверженцев. «Грядем на брань великую», — говорит Досифей и просит Хованского и стрельцов помочь раскольникам отстоять старую веру.
Досифей молится о победе над «антихристом». Под тяжелые, мрачные звуки колокола Досифей и раскольники медленно уходят на церковный собор.

2 действие
1 картина

Кабинет приближенного царевны Софьи князя Василия Голицына. Голицын читает любовное письмо, полученное им от государыни. Голицыну льстит любовь Софьи, но он боится связать свою судьбу с судьбой царевны. Как знать – кто победит в борьбе: Софья или Петр?
Приближенный князя Варсонофьев докладывает, что к Голицыну пришла «колдовка». Входит Марфа. Над чашей с водой гадает она князю – предсказывает ему судьбу. Голицын с тревогой спрашивает: «Что сказалось?» — «Тебе угрожает опала и заточение в дальнем краю», — говорит Марфа. «Сгинь!» — восклицает Голицын и, когда Марфа уходит, велит Варсонофьеву догнать ее и утопить, «чтобы сплетни не вышло».
В кабинет входит приглашенный на тайное свидание князь Иван Хованский. Он обвиняет Голицына в неуважении к боярской чести, в унижении боярского достоинства. Голицын возражает, он лишь борется с боярской строптивостью. Спор становится все горячее. Князья готовы уже подраться, но входит третий участник совещания – Досифей – и останавливает их.
Досифей предлагает князьям, не мешкая, обсудить неотложный вопрос: как сохранить старую Русь от нововведений царя Петра, как уберечь старую веру и боярские права.
Разгорается спор, но князья не могут договориться: их интересует только, кто из них будет главенствовать. А мимо окон с пением проходят раскольники. Досифей, указывая на них, говорит: «Вы, бояре, только на словах горазды, а вот кто делает…»
Вбегает Марфа и бросается в ноги Голицыну, рассказывая, как ее чуть не задушил его холоп; спасли ее «петровцы», солдаты царя Петра. «Петровцы?» — в страхе восклицают заговорщики. В дверях появляется Шакловитый. Он сообщает, что поступил донос на князей Хованских, которые «на царство покусились», что царь Петр назвал заговор «Хованщиной» и велел сыскать его зачинщиков.
Хованский бросается к Шакловитому с поднятыми кулаками, но, встретив его решительный взгляд, отступает. Он поворачивается к Голицыну, ища поддержки у него, но, не найдя, опускается в кресло. В это время мимо окон проходит отряд петровских войск. Заговорщики со страхом смотрят на эту нарождающуюся, но уже грозную для них силу.
В оркестре мощно звучит тема «Рассвета на Москве-реке».

2 картина

Стрелецкая слобода. Терем князя Хованского. На скамье у дома сидит Марфа. Грустно вспоминает она о своей любви, о счастливом прошлом с князем Андреем. Сейчас лишь одно представляется ей утешением: вместе с изменившим ей Андреем сгореть на раскольничьем костре. Входит Досифей. Ему поверяет Марфа свое отчаяние. «Гореть?.. Не время, не время, голубка», — отвечает старец, уводя Марфу от дома Хованских.
В мрачном раздумье проходит слободой Шакловитый. Он тверд в борьбе с «хованщиной», но его гнетут мысли о многострадальной Руси: сколько она претерпела и сколько еще ей предстоит претерпеть!..
Пьяной ватагой вваливается толпа стрельцов. Вслед за ними вбегают стрельчихи, затевают брань с мужьями, но тщетно стараются развести их по домам.
Приходит подьячий. Притворяясь перепуганным, а в душе злорадствуя, он рассказывает стрельцам, что петровцы идут на них в наступление. Вызвав общее замешательство, подьячий скрывается. Стрельцы взволнованы, они зовут из терема своего батю Ивана Хованского и требуют, чтобы он повел их в бой на Петра и его войско. Но Хованский понимает, что его дело погибло. Он советует стрельцам идти по домам и ждать решения судьбы.
В горе и страхе стрельцы и стрельчихи взывают к богу.

3 действие
1 картина

Князь Иван Хованский в своих хоромах. Сенные девушки стараются развлечь его песнями. Вбегает гонец от князя Голицына и передает Хованскому совет – поберечься. Хованский взбешен: кто посмеет тронуть его в родовой вотчине? Он велит схватить гонца и выпороть на конюшне.
Хованского гнетет тоска. Чтобы развлечься, князь требует к себе танцовщиц-персидок.
Приход Шакловитого прерывает пляску персидок. Шакловитый передает Хованскому приглашение царевны Софьи явиться на великий совет. Хованский, польщенный приглашением, велит подать себе лучшие одежды и княжеский посох.
Под величальную песню сенных девушек князь идет к выходу. Но в дверях один из слуг Шакловитого бросается на него и убивает ударом ножа. Девушки в ужасе разбегаются. Шакловитый издевательски повторяет над телом Хованского слова величальной песни: «Белому лебедю слава».

2 картина

Красная площадь. Сегодня здесь царь Петр чинит расправу над стрельцами – над «хованщиной». Провозят в ссылку опального князя Голицына. Следствие установило его преступную связь с Хованским.
Задумчиво смотрит ему вслед Досифей. Появляется Марфа. На вопрос Досифея, что «решил совет великий против нас?», она говорит с грустью: «Не скрою, отче, горе грозит нам. Велено петровцам окружить нас в святом скиту и без пощады, без сожаления сгубить…» — «Приспело время, — отвечает Досифей, — в огне и пламени принять венец славы вечной».
Вбегает разгневанный Андрей Хованский. Он считает Марфу предательницей: чтобы отомстить ему за измену, она донесла на него и его отца. Напрасно Марфа говорит, что она невинна, а их дело погибло, и Иван Хованский злодейски убит в своей вотчине. Князь Андрей грозит ей позвать стрельцов и схватить Марфу как колдовку. «Зови», — с усмешкой говорит Марфа. «Что ж, позову!» — восклицает Хованский и трубит в рог. Но вместо стрельцов из Кремля появляются петровские солдаты, ведущие стрельцов на казнь. В ужасе Хованский бросается к Марфе, умоляет где-нибудь спрятать его.
Слабо теплятся в руках приговоренных стрельцов свечи, горько причитают их жены. Но в это время под звуки торжественного марша появляется гонец Петра и сообщает, что царь помиловал стрельцов. «Играйте, трубы! – восклицает он. – Царь Петр в Кремль московский шествие чинить изволит!». На площади появляется молодой царь Петр со своими приближенными, радостно встречаемый народом и благодарными стрельцами.

4 действие

Раскольничий скит в подмосковном сосновом бору. Здесь скрываются раскольники, бежавшие от преследования петровцев. Расколоучитель Досифей фанатической проповедью увлек за собой людей. Среди них Марфа, Андрей Хованский.
Сам Досифей полон глубокого раздумья. Он убедился в тщетности всех своих замыслов отстоять в государстве старый жизненный уклад и старую веру. Он надеется, что гибель в огне спасет души всех раскольников, но все же его тревожат сомнения в их стойкости. Собрав всех беглецов, он призывает их постоять за веру, погибнуть, но не сдаться. Раскольники расходятся. Перед часовней остается одна Марфа. Она готова к смерти, лишь в ней видит она утешение. К ней подходит Андрей Хованский. Полный страха, он ищет защиты у Марфы. Марфа утешает его, напоминая об их былой любви.
Слышатся трубы – то приближаются петровские войска. Раскольники, предводительствуемые Досифеем, собираются в скит и поджигают себя.
Через лес, озаренные огнем пожарища, непреодолимой лавиной движутся петровские войска.

Модест Мусоргский "Хованщина" (народная музыкальная драма)

Либретто - Модеста Мусоргского

Историческая основа сюжета

Хованщина - события 1682 г., короткий период всевластия в Москве князя Ивана Хованского, назначенного царевной Софьей после стрелецкого бунта начальником стрелецкого приказа. Хованский пользовался огромной популярностью, стрельцы даже называли его «батей». Лето 1682 г. было отмечено активизацией старообрядцев, надеявшихся при помощи Хованского одолеть официальную церковь, поддерживаемую Софьей, и вернуть Русь к «старой вере». Кульминацией стал диспут о вере в Грановитой палате Московского кремля (5 июля 1682 г.), который свёлся к взаимным обвинениям сторон в ереси и невежестве. Однако старообрядцы, покинув Кремль, всенародно объявили на Красной площади о своей полной победе. Эта история окончательно развела Софью с её выдвиженцем Хованским. Не прошло и трёх месяцев, как правительница нашла способ расправиться с вожаком стрельцов: 17 сентября 1682 г. Иван Хованский и его сын Андрей были арестованы сторонниками Софьи и в тот же день без суда казнены. Новым начальником стрелецкого приказа был назначен Фёдор Шакловитый.

Только семь лет спустя власть перешла из рук царевны Софьи в руки Петра. 7 августа 1689 год Софья велела Шакловитому снарядить побольше стрельцов в Кремль, будто бы для сопровождения её в Донской монастырь на богомолье. Распространился слух, что на самом деле стрелецкие полки готовят к походу на Преображенское, чтобы побить всех сторонников Петра. Получив известие об этом, Пётр с небольшой свитой укрылся в Троице-Сергиевом монастыре. 8 августа сюда пришли «потешные» полки с артиллерией. Через несколько дней Пётр приказал идти к Троице всем другим находившимся в Москве полкам. Большая часть войск повиновалось законному царю. Лишившаяся власти царевна Софья вскоре была заключена в Новодевичий монастырь, а её фаворит князь Василий Голицын отправлен в ссылку. Фёдор Шакловитый был казнён.

Драматургия и музыка

В реальных событиях Хованщины 1682 года 10-летний царь Пётр не принимал никакого участия. Однако Мусоргский хотел показать переход власти из рук царевны Софьи в руки Петра. Поэтому в либретто его оперы причудливо смешаны события 1682 и 1689 годов. Мусоргский показывает враждебные Петру силы: стрельцов, возглавляемых князем Хованским; князя Голицына, фаворита Софьи; старообрядцев во главе с Досифеем (реальный Игумен Досифей (1690 ум.)). Если князь Хованский, потакая во всём стрельцам, стремится к царской власти, то сами стрельцы показаны как темная масса, используемая в чужих интересах. Старообрядцы представлены как мужественные люди, идущие на самосожжение ради веры.

Огромная роль в развитии действия принадлежит народу - ещё в большей степени, чем в «Борисе Годунове». Хоры очень разнообразны. Не менее ярко воплощены индивидуальные образы: надменного и самовластного Хованского; лукавого и самовлюблённого Голицына; величественного Досифея; сильной, порывистой, страстной, готовой на подвиг Марфы; мятущегося и слабого Андрея Хованского; патриотически настроенного и на всё способного ради спасения Руси Шакловитого; весёлого и бесшабашного молодого стрельца Кузьки; трусливого и корыстолюбивого подьячего.

Из музыки «Хованщины» наиболее известны: вступление («Рассвет на Москве-реке»); сцена гадания Марфы из 2-го действия («Силы потайные, силы великие»); ария Шакловитого из 3-го действия («Спит стрелецкое гнездо»); антракт к 4-му действию («Поезд Голицына»); «Пляски персидок» из 4-го действия.

История создания и варианты оркестровки

«Хованщина» была задумана Мусоргским в 1872 году. Он писал её (с перерывами) до самых последних дней своей жизни, но так и не довёл до конца. Недописанной осталась музыка 2-го действия (рукопись обрывается на словах Шакловитого «И велел сыскать…») и 5-го действия. Некоторая часть автографов утеряна, в том числе «Любовное отпевание Марфы», которым Мусоргский особенно гордился. Бо́льшая часть музыки, которая была записана композитором в виде клавира, не была оркестрована. В оркестровке Мусоргского сохранились только хор стрельцов «Поднимайтесь, молодцы» (3-е действие) и Песня Марфы.

Всю оперу оркестровал впервые Николай Андреевич Римский-Корсаков, предпочитавший называть свою работу не оркестровкой, а обработкой. Исходя из собственных профессиональных убеждений и учитывая требования времени, он значительно сократил оперу, дописал необходимые связки, изменил голосоведение и гармонию Мусоргского. Партитура Римского-Корсакова была издана в 1883 г.

В 1958 г. Дмитрий Шостакович по авторскому клавиру, изданному П. Ламмом (1932), сделал новую оркестровку. Именно этот вариант был использован в фильме-опере «Хованщина» (1959 г., режиссёр Вера Строева, сценарист и композитор Д. Д. Шостакович). В 1960 году опера в данной редакции была поставлена в Ленинграде в Кировском (Мариинском) театре. Партитура Шостаковича издана в 1963 году.

Собственную версию заключительного хора (в сцене самосожжение раскольников) написал И. Ф. Стравинский, совместно с М. Равелем подготовивший новую редакцию оперы для постановки в 1913 году в Париже труппой С. Дягилева. В этой редакции использовалась оркестровка Римского-Корсакова, а работа Стравинского и Равеля заключалась в восстановлении (в отдельных случаях - реконструкции) и оркестровке фрагментов, не вошедших в редакцию Римского-Корсакова.

Первые постановки

При жизни Мусоргского опера не исполнялась.

Первые постановки :

1. в Петербурге: силами Музыкально-драматического кружка любителей, в зале И. А. Кононова, 9 февраля 1886 года, дирижировал Э. Ю. Гольдштейн.

3. в Москве: Русская частная опера С. И. Мамонтова, в помещении театра Г. Г. Солодовникова, 12 ноября 1897 года. Дирижёр Е. Д. Эспозито, Досифей - Ф. И. Шаляпин, художники А. М. Васнецов, К. А. Коровин и С. В. Малютин.

Краткое содержание оперы М. Мусоргского "Хованщина"

Действие происходит в 1682 году.

Действие первое

Москва. Красная площадь на рассвете. Слышится утренний благовест. У каменного столба спит стрелец Кузька, вокруг него товарищи. Входит боярин Шакловитый и диктует подьячему анонимный донос, адресованный царям Ивану и Петру (оба они - в малолетнем возрасте и находятся под опекой сестры, царевны Софьи): князь Иван Хованский, глава стрельцов, разжигает мятеж и задумал при помощи раскольников посадить на трон своего сына Андрея. Народ и стрельцы приветствуют Ивана Хованского («Белому лебедю путь просторен»). Князь обращается к народу: его долг - защищать малолетних царей от мятежных бояр. На сцене появляется Эмма, девушка из немецкой слободы, преследуемая Андреем (дуэт «Пустите, пустите, оставьте меня!»). На помощь Эмме приходит Марфа, она упрекает князя за то, что он покинул ее, тот пытается ударить ее ножом, но она в свою очередь тоже заносит нож (терцет «Так, так, княже!»). Марфа пророчествует ему, что не такой смертью должен он умереть. Андрей презрительно называет ее бесноватой. Иван Хованский, пораженный красотой Эммы, приказывает отвести девушку в свои палаты. Но Андрей готов лучше убить ее, чем уступить отцу. Досифей, глава раскольников, вовремя останавливает Андрея. Он призывает православных бороться за истинную веру (с хором «Боже, отжени»).

Действие второе

Кабинет князя Голицына. Поздний вечер. Голицын читает любовное письмо от царевны Софьи. Его мучает тревога. Входит Марфа под видом гадалки. Она предсказывает Голицыну, что его ждут опала, ссылка и нищета («Силы потайные»). Князь приказывает утопить ее, но Марфа все слышит и вовремя скрывается. Неожиданно появляется Иван Хованский. Князья спорят о политике, обвиняя друг друга (дуэт «А мы без докладу, князь: вот как»). Досифей прерывает их спор (терцет «Князья, смири ваш гнев»). В глубине сцены проходят раскольники, воспевая победу над еретиками. Вбегает Марфа: слуга Голицына хотел утопить ее, но петровцы пришли ей на помощь. Князья поражены, что войска царя находятся так близко. Шакловитый объявляет им, что их заговор раскрыт, Петр назвал его «хованщиной» и «велел сыскать».

Действие третье

Стрелецкая слобода в Замоскворечье. Марфа вспоминает свою несчастную любовь и предсказывает, что она и Андрей умрут вместе, в пламени («Исходила младешенька»). Досифей утешает ее (дуэт «Ах ты, моя касатка»). Шакловитый оплакивает участь Руси («Спит стрелецкое гнездо»). Из слободы доносится шум драки. Внезапно вбегает подьячий: войска Петра побивают стрельцов. Кузька предлагает звать на помощь Ивана Хованского («Батя, батя, выйди к нам»). Но князь велит стрельцам разойтись по домам и ждать приговора.

Действие четвертое

Палаты Ивана Хованского. Князь сидит за столом, а девушки развлекают его песнями («Возле речки, на лужочке», «Про гайдучка»). Варсонофьев, посланный Голицыным, предупреждает Ивана о том, что его жизнь в опасности. Князь возмущен. Спустя некоторое время Шакловитый приносит приказ царевны Софьи, зовущей его ко двору. Князь велит принести парадные одежды и требует, чтобы девушки спели в его честь («Плывет, плывет лебедушка»). Едва дойдя до порога, он с криком падает, пораженный убийцей.

Недовольство стрельцов назревало долгое время в течении царствования Фёдора Алексеевича. Казна была пуста, и жалование стрельцам выплачивалось нерегулярно, с большими задержками. Корме того, старшие командиры стрелецкого войска – сотники и полковники часто злоупотребляли своим положением: удерживали в свою пользу часть стрелецкого жалования, заставляли стрельцов выполнять хозяйственные работы в своих имениях и т.п.

27 апреля 1682г царь Фёдор Алексеевич умер, не оставив прямого наследника. Престол должен был перейти к одному из его братьев – Ивану – сыну первой жены Алексея Михайловича, покойной царицы Марии Ильиничны (в девичестве Милославской), или Петру – сыну второй жены Алексея Михайловича, вдовствующей царицы Натальи Кирилловны (в девичестве Нарышкиной). Достигла кульминации борьба между двумя боярскими родами – Милославских – родственников по матери царевича Ивана, и Нарышкиных – родственников Натальи Кирилловны и Петра. От того, кто станет царём, зависело – какой из этих кланов займёт положение «ближних бояр» – советников царя при принятии важнейших государственных решений и ответственных исполнителей этих решений, распределяющих высшие должности в государстве и распоряжающихся царской казной.
Окончательное решение по вопросу принимала боярская дума. Для большинства бояр, будущее которых зависело от милости или немилости царя, очень важно было угадать, кто из претендентов выиграет, чтобы заранее стать на его сторону. Иван – старший по возрасту, с младенчества был очень болен (как и всё мужское потомство царицы Марии Ильиничны), считалось вероятным, что он вскоре умрёт , и тогда царём всё равно станет Пётр. В этой ситуации большинство боярской думы и патриарх склонились в пользу более «перспективного» Петра, и 27 апреля 1682г (в день смерти Фёдора Алексеевича) он был провозглашён царём.

Для Милославских такой оборот событий означал утрату всех властных перспектив, и умная, энергичная царевна Софья решила воспользоваться недовольством стрельцов, чтобы изменить ситуацию в свою пользу, опираясь на клан Милославских, и на ряд бояр, в т.ч. князей В.В. Голицына и И.А. Хованского - представителей древнейшей русской аристократии, болезненно воспринимавших возвышение «худородных» Нарышкиных.

Начало бунта

Мятеж стрельцов в 1682. Стрельцы выволакивают из дворца Ивана Нарышкина. Пока Пётр I утешает мать, царевна Софья наблюдает с удовлетворением. Картина А. И. Корзухина, 1882

Эмиссары Милославских стали разжигать недовольство стрельцов, распространяя среди них слухи, что теперь, под властью Нарышкиных, их ждут ещё бо́льшие притеснения и лишения. Среди стрельцов участились случаи неповиновения начальству, и нескольких стрелецких командиров, пытавшихся восстановить дисциплину, стрельцы втащили на колокольню и сбросили наземь. 15 мая разнёсся слух, что в кремле Нарышкины задушили царевича Ивана. Ударил набатный колокол и стрельцы многих полков бросились с оружием в Кремль, смяли немногочисленную охрану из царской дворни и заполнили Соборную площадь перед дворцом. На Красное крыльцо вышли царица Наталья Кирилловна, державшая за руки царя Петра и царевича Ивана, патриарх и несколько бояр, не побоявшихся встретить опасность лицом. Среди стрельцов произошло замешательство: царевич Иван был жив и невредим, а их действия, в таком случае, не имели оправдвния и могли расцениваться как бунт. В это время князь Михаил Долгорукий, сын высшего стрелецкого начальника кн. Ю.А. Долгорукого стал кричать на стрельцов, обвиняя их в «воровстве», измене и угрожая суровой расправой. Это взорвало накалённую до предела толпу, стрельцы поднялись на крыльцо и сбросили Долгорукого на подставленные копья, после чего кровопролитие пошло по нарастающей: следующей жертвой стал боярин Артамон Матвеев – общепризнанный лидер клана Нарышкиных. Стрельцы ворвались во внутренние покои дворца, убили нескольких бояр, в том числе брата царицы Афанасия Кирилловича Нарышкина, Григория Григорьевича Ромодановского, боярина Языкова, начальника посольского приказа Лариона Иванова. Стрельцы разыскивали другого брата царицы – Ивана Кирилловича Нарышкина, но в тот день не нашли его, он скрывался в покоях своей сестры. В городе также происходили убийства бояр и стрелецких начальников в том числе боярина стрелецкого приказа кн. Ю.А. Долгорукого, который был стар, болен и из дома не выходил. Стрельцы расставили в Кремле свои караулы, которые не должны были никого ни впускать, ни выпускать.
Фактически все обитатели Кремля, включая царскую семью, оказались заложниками мятежнтков.

На следующий день стрельцы вновь пришли в Кремль, требуя выдачи Ивана Нарышкина, угрожая, в противном случае, перебить всех бояр. Софья и бояре оказали на Наталью Кирилловну сильное давление: «Брату твоему не отбыть от стрельцов; не погибать же нам всем за него!». Иван Нарышкин был выдан, предан пытке и казнён. Отец царицы – престарелый Кирилл Полуэхтович Нарышкин по настоянию стрельцов был пострижен в монахи и выслан в Белозерский монастырь.

Государственная власть была уничтожена: царём номинально оставался малолетний Пётр, царица Наталья Кирилловна – регентшей, но никакого дееспособного правительства у них не было: все их родственники и сторонники были перебиты или бежали из Москвы, спасаясь от стрельцов.

19 мая выборные от стрелецких полков подали царю челобитную (формально – просьбу, а фактически - ультимативное требование) выплатить всю задолженность по жалованию, которая составила по их расчётам 240 000 рублей. Таких денег в казне не было, тем не менее решено было это требование удовлетворить, и Софья (ещё не располагавшая никакими формальными полномочиями) распорядилась собирать для этого деньги по всей стране и переплавлять на деньги золотую и серебряную посуду царской столовой.

23 мая стрельцы подали новую челобитную, чтобы помимо Петра царём (притом старшим) был назван ещё и царевич Иван, а ввиду малолетства царей, царевна Софья Алексеевна должна была стать правительницей (регентшей). Это требование стрельцов, отвечавшее, главным образом, интересам клана Милославских, очевидно, было им подсказано сторонниками Софьи, а в усилении Милославских, и ниспровержении Нарышкиных стрельцы видели для себя некоторые гарантии от мести последних. Патриарх и боярская дума выполнили требование стрельцов.
Стрельцы оказались господами положения, диктовавшими свою волю правительству, но чуствовали себя неуверенно, понимая, что как только они уйдут из Кремля их власть закончится, и тогда ничего хорошего ждать от правительства им не придётся. Стремясь обезопасить себя от возможных преследований в будущем стельцы подают правительнице новую челобитную-ультиматум, согласно которой все действия стрельцов 15-18 мая, включая убийства бояр, должны быть признаны правительством правомочными, отвечающими интересам государства и царской фамилии, и не влекущими преследований стрельцов в будущем, в знак чего на Лобном месте должен быть установлен памятный столб, на котором должны быть вырезаны имена всех убитых «воров»-бояр, с перечислением их провинностей и злоупотреблений (действительных или надуманных). Правительство было вынуждено выполнить эти унизительные требования. Софья, пришедшая к власти на стрелецких копьях, теперь ощутила всё их неудобство.

Хованщина

Высшим стрелецким начальником Софья назначила князя И.А. Хованского, популярного среди стрельцов, и сторонника Милославских. Софья надеялась, что Хованский утихомирит стрельцов, но тот, видимо, решил играть свою игру. Он потакал стрельцам во всём и, опираясь на них, пытался оказывать давление на правительницу, уверяя её: «Когда меня не станет, то в Москве будут ходить по колена в крови.» Стрельцы не уходили из Кремля, сохраняя за собой возможность выдвижения новых унизительных и разорительных требований к правительству. Это время и получило в русской истории название «Хованщина».

Никита Пустосвят. Спор о вере. Василий Перов.

В это время, почувствовав слабость правительства, старообрядцы , подвергавшиеся до той поры жестоким преследованиям со стороны царской власти, решили, что наступил их час. Их активисты собрались в Москве из дальних скитов и проповедовали в стрелецких полках возврат к старой вере. Эти претензии были с энтузиазмом поддержаны Хованским, который нашёл в этом ещё один рычаг давления на правительство. Но ни стрелецкий начальник Хованский, ни правительница Софья, при всём желании, не могли решать этот вопрос, находившийся в компетенции церкви – патриарха и архиереев. Церковь же, долгое время проводившая в жизнь реформы патриарха Никона , не могла теперь от них отказаться, не утратив полностью свой авторитет в глазах народа. Заодно с патриархом была и Софья, для которой возврат к старой вере означал признание неправоты её отца, царя Алексея Михайловича и брата, царя Фёдора Алексеевича, поддерживавших новый обряд.

Для разрешения спора старообрядцы предлагали открытый диспут между апологетами новой и старой веры, который должен быть проведён на Красной площади в присутствии всего народа. Эти фанатики наивно полагали, что перед лицом народа все «ереси и неправды никонианские» станут очевидными, все увидят и признают истину старой веры. В действительности же различия между новым и старым обрядами сводились к многочисленны деталям литургии, и орфографии написания религиозных текстов, понятных лишь профессиональным священнослужителям, да и то не всем, а только наиболее образованным из них (см. Старообрядчество). За идею диспута ухватился Хованский и стал добиваться проведения её в жизнь. Патриарх возражал против проведения диспута на площади, понимая, что победа в этом диспуте будет зависеть не от аргументов и логики, а от симпатий толпы, настроенной против власти и поддерживаемой ею официальной церкви. Патриарх предлагал провести диспут в Грановитой палате Кремля, где не может поместиться много простонародья, и ему составят значительный противовес патриаршья свита, царская дворня, бояре и стража. Софья активно вмешалась в этот спор, выразив желание присутствовать на диспуте вместе с царевнами – своими сёстрами и тётками, а им, как девицам, по строгим понятиям того времени, появляться на площади было «зазорно». Хованский и старообрядцы после долгих пререканий согласились, в конце-концов, на Грановитую палату, и 5 июля диспут о вере состоялся. Официальную церковь представлял патриарх, старообрядческую – Никита Пустосвят . Спор свёлся ко взаимному обвинению сторон в ереси и невежестве и, в конце-концов, к ругани и чуть ли не к драке. Старообрядцы покинули Кремль с поднятой головой и на Красной площади объявили всенародно о своей полной победе. А в это время в Грановитой палате правительница заявила представителям стрельцов:

Чего вы смотрите: хорошо ли таким мужикам-невеждам к нам бунтом приходить, творить нам всем досады и кричать? Неужели вы, верные слуги нашего деда, отца и брата, в единомыслии с раскольниками? Вы и нашими верными слугами зоветесь: зачем же таким невеждам попускаете? Если мы должны быть в таком порабощении, то царям и нам здесь больше жить нельзя: пойдем в другие города и возвестим всему народу о таком непослушании и разорении.

В этих словах содержалась неприкрытая угроза: покинув Москву, и освободившись от опеки стрельцов, правительство могло объявить созыв дворянского ополчения – силы, способной подавить стрельцов. Стрельцы отступились от старообрядцев, обвинив их в смуте и желании восстановить их против царей, а вечером этого же дня расправились с Никитой Пустосвятом, обезглавав его. Хованский едва успел спасти остальных старообрядцев, которым он ранее гарантировал безопасность. После этого случая Софья больше не рассчитывала на помощь Хованского и рассматривала его, как одного из главных своих противников.

Двусмысленное положение правительства продолжалось до середины августа, пока Софья не нашла способа привести в действие свою угрозу. 19 августа должен был состояться крестный ход в Донском монастыре, в котором по обычаю должны были принимать участие цари. Воспользовавшись этим царская семья в полном составе (оба царя, обе вдовствующие царицы – Наталья и Марфа, и семь царевен – сестёр и тёток царей, в том числе правительница Софья) под конвоем царских стольников выехала, якобы в монастырь, но по дороге свернула в Коломенское – подмосковное имение царской семьи, откуда они по просёлкам, в объезд Москвы к 14 сентября добрались до села Воздвиженского на Ярославской дороге, в нескольких верстах от Троице-Сергиевого монастыря, который был выбран в качестве царской резиденции на время противостояния со стрельцами. Сюда же собрались остатки боярской думы и царской дворни. Эти маневры встревожили стрельцов. Князь Хованский с сыном Андреем отправились в Воздвиженское договариваться с правительницей, но в Пушкине, где они заночевали по дороге, были схвачены сильным отрядом царских стольников, и 17 сентября (день рождения Софьи) привезены в Воздвиженское, как пленники. Здесь, у околицы в присутствии нескольких бояр отцу и сыну было зачитано обвинение, с перечислением их прегрешений перед царями, и смертный приговор, который был тут же приведён в исполнение. Софья же переместила свою ставку в Троицу и стала собирать ополчение.

Конец бунта

Лишившись своего лидера стрельцы потеряли всякую способность действовать сколь-нибудь решительно. Они посылали правительнице одну челобитную за другой, в которых просили Софью не лишать их своей милости и обещали служить ей верой и правдой, не щадя живота. Они выдали в Троицу младшего сына Хованского – Ивана, который, впрочем, не был казнён, а отправлен в ссылку. Наконец, в октябре стрельцы прислали челобитную, в которой признавали свои действия 15-18 мая преступными, умоляли царей о помиловании, и сами просили царского указа о сносе памятного столба на Лобном месте, который в своё время был воздвигнут по их требованию, как гарантия от преследований. Софья обещала стрелцам прощение, казнив только выданного стрельцами ближайшего помощника Хованского – Алексея Юдина. Начальником стрелецкого приказа был назначен думный дьяк Ф.Л. Шакловитый, который твёрдой рукой восстановил в стрелецком войске порядок и дисциплину, обходясь, в основном, без репрессий, но когда в полку Бохина возник рецидив смуты, четыре стрельца, признанные зачинщиками, были немедленно казнены.
В начале ноября царский двор вернулся в Москву, только царица Наталья Кирилловна сочла небезопасным для себя и сына оставаться в Кремле, где вся власть принадлежала Милославским, и предпочла жить в загородной резиденции Алексея Михайловича – селе Преображенском, под охраной верных ей людей. Царь Пётр тоже жил там, приезжая в Москву только для участия в церемониях, на которых его присутствие было необходимо.

В опере показаны судьбы русского народа в период, непосредственно предшествовавший царствованию Петра I. Воссоздавая эпизоды борьбы реакционных сил старой феодальной России против прогрессивных стремлений юного Петра, композитор связал ее с заговором главаря стрельцов Ивана Хованского, которого поддерживали раскольники. Идея оперы глубоко трагична. Как чуткий художник, Мусоргский чувствовал неизбежность гибели старого порядка, но видел, что и петровские реформы не принесли народу облегчения. Широкий социальный фон, правдивый колорит эпохи, яркие характеристики исторических личностей и различных слоев народа делают "Хованщину" выдающимся произведением искусства.

В "Хованщине" с особой силой проявился мелодический дар Мусоргского. Опера изобилует плавными, свободно льющимися мелодиями, зачастую близкими к протяжным крестьянским песням. Наряду с выпуклыми, остро индивидуальными характеристиками главных действующих лиц большое место в опере занимают хоровые сцены, рисующие различные группы народа - стрельцов, раскольников, московский люд. С поразительным мастерством композитор передает многоплановость непрерывно развивающихся событий.

Оркестровое вступление "Рассвет на Москве-реке" рисует символичную картину пробуждения древней Москвы; .слышится колокольный звон к заутрене, зов стрелецкой трубы; народная по складу мелодия течет широким, нескончаемым песенным потоком.
Первый акт показывает сложные взаимоотношения различных слоев народа. Эпизоды быстро сменяют друг друга, создавая атмосферу беспокойства, тревоги. Множество одновременно происходящих событий объединяется музыкой. В то время как Шакловитый диктует Донос, слышится веселая плясовая песня московского люда "Жила кума", затем-хор стрельцов "Гой вы, люди ратные"; последняя песня, близкая старым солдатским напевам, дышит силой и буйной удалью. Эта широкая сцена замыкается хором "Ой ты, родная матушка-Русь", печальной думой о родине. Могучее нарастание пронизывает сцену встречи Хованского, в центре торжественная величальная "Слава лебедю". В терцете на фоне отчаянных возгласов Эммы и возбужденных восклицаний Андрея выделяется плавная, сдержанная, полная страстного лиризма речь Марфы. Скорбный призыв Досифея "Приспело время" рисует облик сурового и гордого старца. Хор раскольников "Боже, отжени словеса лукавствия" близок к подлинным старообрядческим напевам.

Второй акт состоит из двух разделов. В центре первого гадание Марфы (заклинание "Силы потайные" и пророчество "Тебе угрожает опала"), музыка его окрашена в зловещие, то мистически-таинственные, то безысходно-печальные тона. Второй раздел - спор князей с вторгающимся фанатичным гимном раскольников "Победихом".

Третий акт начинается прекрасной лирической песней Марфы "Исходила младешенька", основанной на подлинной народной мелодии. Ария Шакловитого "Спит стрелецкое гнездо" - один из наиболее глубоких и благородных по музыке эпизодов оперы. Разухабистая хоровая песня "Ах, не было печали" и заразительно-веселая (в духе частушек) песня Кузьки "Заводилась в закоулках" передают разгульное веселье стрельцов. В хоре-причитании стрельцов "Батя, батя, выйди к нам!" слышатся щемящая жалоба, страх и бессилие.

В первой картине четвертого акта значительное место занимает красочная вокально-танцевальная сюита. Протяжная хоровая песня "Возле речки, на лужочке", бойкая плясовая "Гайдучок" и величальная "Плывет, плывет лебедушка" основаны.на народных мелодиях. Включенный в картину танцевальный номер "Пляски персидок" выдержан в восточном стиле.
Вторая картина четвертого акта открывается драматичным оркестровым вступлением, в котором развивается мелодия пророчества Марфы. Обращение Марфы к Андрею "Видно, ты не чуял, княже"-стон сильной и страстной души. В сцене казни мелодия хора стрельцов приобретает характер траурного шествия. Акт завершает блестящий победный марш преображенцсв.

Оркестровое вступление к пятому акту, по словам композитора, изображает "шум леса то. усиливающийся, то утихающий, как морской прибой". Возвышенио-бла-городный монолог Досифея "Здесь, на этем месте" проникнут глубоким трагизмом. В основе заключительного хора "Господь мой"-напев старообрядческой молитвы.

Либретто оперы "Хованщина"

Народная музыкальная драма в четырёх действиях (шести картинах)
Либретто М. П. Мусоргского

Действующие лица:
Князь Иван Хованский, начальник стрельцов бас
Князь Андрей Хованский, его сын тенор
Князь Василий Голицын тенор
Досифей, глава раскольников бас
Боярин Шакловитый баритон
Марфа, раскольница мецо-сопрано
Сусанна, старая раскольница сопрано
Подъячий тенор
Эмма, девушка из немецкой слободы сопрано
Пастор баритон
Варсонофьев, приближенный Голицына бас
Кузька, стрелец баритон
1-й стрелец бас
2-й стрелец бас
3-й стрелец тенор
Стрешнев, боярин тенор

Стрельцы, раскольники, сенные девушки и персидские рабыни князя Ивана Хованского, петровские "потешные", народ.

Место действия: Москва.
Время действия: 1682 год.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Картина первая

Старая Москва. Раннее утро. Дозорные стрельцы похваляются. как они расправлялись с ненавистным» юярами. В память этих кровавых дел на площади стоит столб, на котором написаны имена казненных.
Ставленник царевны Софьи боярин Шакловитый диктует подьячему донос на князя Ивана Хованского, который помышляет захватить власть в Московском государстве.
У столба останавливаются пришлые люда. Они просят подьячего прочесть надпись на столбе. Народ узнает о гибели бояр, убитых стрельцами по приказу Хованского.
На площадь вступают буйные торжествующие стрельцы. Они славят князя Ивана Хованского. Князь со стрельцами отправляется в обход по Москве.
Через площадь бежит Эмма — девушка из Немецкой слободы. Ее преследует молодой Андрей Хованский. Бывшая возлюбленная Андрея — раскольница Марфа — ревниво следит за ними. Неожиданно она появляется перед Андреем, гневно упрекая его.
Возвращаются стрельцы после обхода, с ними Иван Хованский. Он велит стрельцам забрать Эмму. Но Андрей готов скорее убить Эмму, чем отдать на поругание стрельцам.
Из толпы выходит глава раскольников Досифей. Он поручает Марфе защитить девушку. Отец и сын Хованские отступают перед волей своего властного союзника.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Картина вторая
Князь Василий Голицын читает любовное письмо царевны Софьи. Получивший из ее рук звание канцлера, он в то же время состоит в заговоре с Хованским. Голицына одолевают сомнения, страх перед будущим. Он должен быть осторожным.
Через потайную дверь в покои князя проникает Марфа. Она знает, что положение всесильного князя Голицына непрочно. Под видом гадания Марфа открывает ему «тайну судьбы его» — близкую опалу и ссылку.
Предсказание приводит в ужас суеверного князя. Марфа скрывается.
Приходит князь Иван Хованский, чтобы договориться с Голицыным о совместных действиях. Вскоре к ним присоединяется Досифей. Обуреваемые честолюбием заговорщики не могут поладить между собой.
Вбегает Марфа. Она рассказывает Досифею, что по приказу Голицына ее пытались убить. Солдаты «потешных войск» молодого Петра спасли ее. Весть о «потешных» вносит тревогу в стан заговорщиков.
Появляется боярин Шакловитый. Он сообщает, что в селе Измайловском, где живет Петр, висит донос: «Хованские на царство покусились». Царь разгневан, «обозвал хованщиной и велел сыскать».
Заговорщики потрясены. А по улице, мимо хором Голицына твердой поступью идут преображепцы — воины Петра.

Картина третья


К дому Хованских в Замоскворечье пришла раскольница Марфа. Князь Андрей больше не любит ее. Оплакивая крушение своих надежд, Марфа помышляет о самосожжении.

Досифей утешает и уводит Марфу.
Слышны разгульные песни подвыпивших стрельцов.
На площадь прибегает подьячий. Он рассказывает о нападении солдат Петра на Стрелецкую слободу. Это известие ошеломляет стрельцов. Они взывают к своему начальнику Ивану Хованскому.
Однако Хованский сам в растерянности: стрелецкое дело накануне гибели.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
Картина четвертая

Отказавшись выступить со стрельцами против Петра. Хованский уехал в свою подмосковную вотчину. Тяжелые думы одолевают его. Он велит крепостным девушкам развлечь его веселыми песнями.
Клеврет, посланный Голицыным, предупреждает Хованского о немилости Софьи к нему, советует поберечься. Хованский приказывает выпороть Варсонофьева: в своей вотчине князь ничего не боится.
Внезапно появляется боярин Шакловитый. От имени царевны Софьи он зовет князя на государственный совет. Хованский польщен. Он торжествует победу. Одеваясь в пышные парадные одежды, князь требует, чтобы сенные девушки величали его.
Важно шествует Хованский к выходу и падает замертво, сраженный ножом слуги Шакловитого.

Картина пятая

Гибнут и другие участники заговора. Софья отстранена от власти. Опальный князь Голицын под конвоем отправляется в ссылку.
Страшную весть несет Досифею и Марфа: Петр хочет послать против раскольников свои войска.
Поняв, что положение безнадежно. Досифей принимает решение покончить самосожжением. Вместе с раскольниками должен сгореть и Андрей Хованский.
Марфа сообщает Андрею об убийстве его отца. Андрей не хочет верить. Он еще не знает о разгроме заговора. Андрей убежден, что на его призыв тотчас же откликнутся верные стрельцы. Он трубит в рог.
В ответ раздаются тревожные удары соборного колокола. Под этот звон стрельцов ведут на казнь.
Подавленный зрелищем, Андрей просит Марфу спасти его.
Раздается марш «потешных». На Лобное место выходит посланный Петром молодой боярин Стрешнев и объявляет стрельцам милость и прощение Петра.

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
Картина шестая

Глухая ночь в раскольничьем скиту. Здесь раскольники укрываются от петровских войск.
Выхода нет. Досифей призывает раскольников сгореть, чтобы не попасть в руки петровских солдат.
Из леса доносятся звуки труб. Проходят одетые в саваны раскольники. Марфа уводит за собой Андрея.
Раскольники идут в скит. Фанатики-старики обкладывают стены хворостом и поджигают его. Скит горит.
Появляются солдаты Петра. Могучей лавиной движутся они сквозь лес, чтобы спасти гибнущих в огне людей.

Опера (народная музыкальная драма) в пяти действиях Модеста Петровича Мусоргского на либретто композитора.

Действующие лица:

КНЯЗЬ ИВАН ХОВАНСКИЙ, начальник стрельцов (бас)
КНЯЗЬ АНДРЕЙ ХОВАНСКИЙ, его сын (тенор)
КНЯЗЬ ВАСИЛИЙ ГОЛИЦЫН (тенор)
ШАКЛОВИТЫЙ, 6оярин (баритон)
ДОСИФЕЙ, глава раскольников (бас)
МАРФА, раскольница (меццо-сопрано)
СУСАННА, старая раскольница (сопрано)
ПОДЬЯЧИЙ (тенор)
ЭММА, девушка из Немецкой слободы (сопрано)
ПАСТОР (баритон)
ВАРСОНОФЬЕВ, приниженный Голицына (бас)
КУЗЬКА, стрелец (баритон)
1-й СТРЕЛЕЦ (бас)
2-й СТРЕЛЕЦ (баритон)
3-й СТРЕЛЕЦ (тенор)
КЛЕВРЕТ КНЯЗЯ ГОЛИЦЫНА (тенор)
МОСКОВСКИЕ ПРИШЛЫЕ ЛЮДИ, СТРЕЛЬЦЫ, РАСКОЛЬНИКИ,
СЕННЫЕ ДЕВУШКИ И ПЕРСИДСКИЕ РАБЫНИ КНЯЗЯ ИВАНА ХОВАНСКОГО,
ПЕТРОВСКИЕ «ПОТЕШНЫЕ», НАРОД.

Время действия: 1682 год.
Место действия: Москва и ее окрестности.
Первое исполнение: Санкт-Петербург, 9 (21) февраля 1886 года.

Что-то роковое тяготело над Модестом Мусоргским, быть может, самым гениальным русским композитором: ни одна его опера не была им закончена. «Саламбо» так и осталась незавершенной, «Женитьба» была досочинена и оркестрована М. М. Ипполитовым-Ивановым, «Борис Годунов» претерпел две авторские редакции и, тем не менее, должен был быть доработан Н. А. Римским-Корсаковым, а в наше время Д. Д. Шостаковичем; «Сорочинская ярмарка» закончена Ц. А. Кюи. Исключительная по своим художественным достоинствам «Хованщина» - не исключение в этом списке незавершенных творений: ее тоже закончил по авторским материалам (дописал последнее действие и оркестровал оперу) бесконечно заботливый и благородный Н. А. Римский-Корсаков.

«Хованщина» - выдающееся творение не только музыкальное, но и литературное. Либретто этой оперы, в отличие от других опер Мусоргского, не имеет литературного первоисточника и целиком написано самим композитором, причем сделано это в литературном отношении не менее талантливо, чем музыка оперы. Мусоргский заинтересовался периодом стрелецкого восстания и церковного раскола еще в 1870 году, то есть когда работал над «Борисом Годуновым». Написать оперу об этой эпохе в русской истории композитору посоветовал В. В. Стасов, которому Мусоргский и посвятил оперу. Их переписка - бесценный источник сведений о ходе работы над этим шедевром. Композитор делился со Стасовым мельчайшими деталями сюжета, когда разрабатывал его. Вот лишь один пример их переписки: «Вступление к «Хованщине» почти готово, рассвет на восходе солнца красив, довел до того пункта, где донос диктуется, т.е. с маленькою сценкою Шакловитого. Выработка идет изрядная, шесть раз отмеришь и один раз отрежешь: нельзя иначе, таково что-то внутри сидящее подталкивает на строгость. Подчас рванешься, ан нет, стой: внутренний повар говорит, что суп кипит, но на стол подавать рано - жидок будет, может, придется еще какой корешок или соли подкинуть; ну, повар лучше меня свое дело знает: жду. Зато уж попади только суп на стол - зубы съем» (из письма Мусоргского от 2 августа 1873 года).

На сценическую судьбу оперы всегда оказывали сильное влияние идеологические соображения. Опера была отклонена дирекцией императорских театров, когда Н. А. Римский-Корсаков, завершив ее, впервые предложил к постановке в 1883 году. Показателен инцидент с нею, о котором рассказывается в мемуарах Марка Рейзена, выдающегося исполнителя партии Досифея. В 1928 году певец гастролировал в Свердловске (ныне Екатеринбург) и должен был петь Досифея в нескольких спектаклях. «Накануне третьего спектакля, все билеты на который были проданы, мне вдруг сообщили, - вспоминает певец, - что «Хованщину» отменили и спектакль будет заменен другим. В дирекции театра мне сообщили, что среди городских и окрестных жителей, оказывается, много староверов. И вот, спектакль, в котором воссоздается одна из страниц истории раскола и одна из центральных фигур которого глава раскольников, для них был источником не только музыкальных эмоций... Слух о «Хованщине» быстро распространился, и на следующий день толпы бородачей потянулись к кассе театра... Дирекция очутилась перед ситуацией, когда едва ли не весь зал оказался закуплен верующими. Вопрос об антирелигиозной пропаганде стоял в те годы остро, в тех глухих местах - в особенности, а тут - какая уж «анти»?.. Почли за благо «Хованщину» на некоторое время из репертуара исключить». Да и в наше время каждая постановка «Хованщины» в России превращается в акт не только художественный, но и в определенной мере политический.

ДЕЙСТВИЕ I

Москва. Красная площадь. Каменный столб и на нем медные доски с надписями. Справа будка Подьячего. Оркестровое вступление - «Рассвет на Москве-реке» - рисует картину пробуждения древней Москвы: слышится колокольный звон к заутрене, зов стрелецкой трубы (за сценой). Медленно поднимается занавес. На сцене главы церквей освещаются восходящим солнцем. Постепенно солнцем освещается и вся сцена. Нескончаемым потоком течет народная по своему складу мелодия. Эта симфоническая картина - один из шедевров русской музыки. Она часто включается в программы симфонических концертов как самостоятельное произведение.

В стенах Кремля начинается жизнь. Просыпаются стрельцы - сначала Кузька, потом другие. Входит Подьячий, он направляется к своей будке и садится в ней. Появляется боярин Шакловитый. Он ставленник царевны Софьи. У него «заказец важный есть» для писаря. Тот догадывается: настрочить доносец, - и предвкушает заработать на этом дельце. Шакловитый предупреждает о той каре, которая ждет Подьячего, если он проговорится. Тот мгновение колеблется, но в конце концов, потирая руки в предвкушении платы, соглашается. Шакловитый диктует анонимный донос Петру на Хованских: начальник стрельцов князь Иван Хованский задумал посадить на престол своего сына Андрея и с этой целью разжигает мятеж. Подьячий в страхе от того, что ему приходится писать это. Он смертельно боится, что «князь (Хованский. - A.M.) все узнает, князь не простит мне...» За сценой слышится хор приближающихся стрельцов («Гой вы, люди ратные, вы, стрельцы удалые, гой, гуляйте, вы гуляйте весело»). Стрельцы проходят и удаляются. Шакловитый продолжает диктовать свой донос. Наконец дело сделано. Доносчик уходит. Сцену заполняет пришлый люд. Подьячий тем временем прячет кошель; он ощупью, под стойкой, считает деньги, поглядывая не без страха на пришлых людей. У тех недоумение вызывает появившийся за ночь на площади столб. На нем надписи, но они не могут по своей безграмотности их прочесть. Они обращаются к Подьячему, чтобы он прочитал. Он грубо отказывает им. Тогда они поднимают будку, в которой он отсиживается, и несут ее к столбу. Подьячий в страхе зовет на помощь и обещает прочитать надпись. Оказывается, это памятный столб, который стрельцы поставили в знак своей недавней победы: на нем имена тех неугодных им бояр, которых они казнили. Тем временем слышатся звуки труб. Так стрельцы приветствуют своего предводителя - князя Ивана Хованского. Входит князь Иван Хованский. «Поступь плавная, держится высокомерно; за ним стрелецкие полковники и гости московские» - так поясняет мизансцену композитор. Князь обращается к толпе: «Дети, дети мои! Москва и Русь (спаси Бог!) в погроме великом...» Стрельцы славят Большого, как они величают Хованского.

Из глубины сцены, прямо против зрителя, появляется князь Андрей Хованский и Эмма, девушка из Немецкой слободы. Андрей пытается обнять Эмму, но та сопротивляется. Эмма обвиняет его в том, что он убил ее отца, изгнал жениха и не сжалился даже над ее матерью. На защиту Эммы встает Марфа, раскольница, недавняя возлюбленная Андрея («Так, так, княже! Остался ты верен мне!»). Андрей негодует и бросается на Марфу с ножом, но та тоже выхватывает из-под рясы нож и отражает его удар. За сценой хор (народ) поет славословие князю Хованскому-старшему («Слава лебедю! Большому слава!»). Входит князь Иван Хованский. Он изумлен, видя Андрея, Марфу, а еще Эмму, которая ему самому приглянулась. И теперь отец и сын сходятся как соперники: отец приказывает стрельцам схватить Эмму, сын - встает на ее защиту. Отец гневно приказывает взять Эмму и отвести в свои палаты. Тогда Андрей заносит нож на Эмму: «Так мертвою имайте!» - кричит он. В этот момент входит Досифей, он останавливает руку Андрея. Эмма опускается на колени перед Досифеем, своим спасителем. Досифей приказывает Марфе отвести Эмму в ее дом. Когда они уходят, Досифей обращается к Хованским: «Приспело время». Этот его скорбный монолог рисует облик сурового и гордого старца. Возглас Ивана Хованского: «Стрельцы!.. Живо! В Кремль!» - призывает стрельцов на защиту Москвы и веры православной. Досифей в мистическом порыве возносит молитву Господу.

ДЕЙСТВИЕ II

Кабинет князя Василия Голицына, канцлера и фаворита царевны Софьи. Обстановка, как поясняет композитор, в смешанном вкусе: московско-европейская. Поздний вечер. На письменном столе князя зажжены канделябры. Перед зрителем садик и красивая решетка на каменных столбах. Вечерняя заря. Князь читает любовное письмо от царевны Софьи. Его мучает тревога, одолевает страх перед будущим.

Входит дворянин Варсонофьев, клеврет князя Голицына. Он сообщает князю, что к нему настойчиво просится «лютерский священник». Князь велит пригласить пастора. Пастор обращается к Голицыну с просьбой заступиться за Эмму. Князь отказывается: «Не могу входить я в дело частное Хованских». Тогда пастор переходит к другой теме: дозволить в Немецкой слободе возвести церковь («еще одну, только одну»). Эта просьба выводит князя из равновесия: «Рехнулись, что ли, вы, иль смелости набрались; Россию хотите кирками застроить!..» Пастор уходит ни с чем.

Снова входит Варсонофьев. На сей раз он сообщает о приходе «колдовки». Это под видом гадалки пришла Марфа. Клеврет готовит все необходимое для гадания. Начинается центральная сцена этого действия - сцена гадания. Звучит знаменитая ария Марфы «Силы потайные». Она предсказывает князю, что его ждет опала. Суеверный князь Голицын в смятении. Опасаясь, что гадалка проболтается о том, что нагадала ему, он велит слуге утопить Марфу, но Марфа все слышит и вовремя скрывается.

Внезапно появляется князь Иван Хованский («А мы без докладу, князь, вот так!»). Между Голицыным и Хованским завязывается спор о правах и достоинстве своих и бояр («Мы теперь местов лишились, - бросает гневный упрек Голицыну Иван Хованский. - Ты же сам нас уладил, князь, с холопьем поровнял»). В разгар их перебранки является Досифей; он становится между ними; князья стоят неподвижно, отвернувшись друг от друга. Досифей прерывает их спор (терцет «Князья, смири ваш гнев»). Он уговаривает князей помириться. В глубине сцены торжественно проходят чернорясцы (раскольники) с книгами на головах (такова ремарка композитора) их сопровождает толпа народа. На них указывает Досифей как на деятельную силу («Вы, бояре, только на словах горазды, а вот кто делает»). Раскольники поют: «Посрамихом, посрамихом». Их хор звучит словно фанатический гимн. Голицын гневно восклицает: «Раскол!» Хованский же - отважно: «Любо! Нами да стариной паки Русь возвеселится!»

Неожиданно вбегает Марфа и, едва переводя дыхание, бросается к князю Голицыну с мольбой миловать ее. К ней со словами утешения обращается Досифей. Она узнает его и тогда рассказывает, как слуга Голицына пытался задушить ее (по приказу князя) и как она едва сумела вырваться - благо петровцы подоспели. Упоминание о войске Петра и о том, что оно, оказывается, уже совсем близко, повергает князей в шок. Входит Шакловитый. Обращаясь к князьям, он говорит, что царевна (Софья) велела сообщить им, что их заговор раскрыт: в Измайловском селе донос прибит, что Хованские на царство покусились. На вопрос Досифея, что сказал царь Петр, Шакловитый ответил: «Обозвал «хованщиной» и велел сыскать». За сценой слышны голоса петровцев.

ДЕЙСТВИЕ III

Замоскворечье. Стрелецкая слобода, против Белгорода, за кремлевской стеной на Москве-реке. Вдали, перед зрителем, крепкая деревянная стена, сложенная из громадных брусьев. За рекой видна часть Белгорода. Время к полудню.

Действие начинается хором раскольников - как и во втором действии (они поют тот же свой фанатичный гимн). Их пение слышится сначала издалека (за сценой), затем они появляются на сцене, проходят по направлению к воротам и снова удаляются за сцену. Это шествие, как и в первый раз, являет собой демонстрацию духовной силы старообрядцев.

Сцена пустеет; из толпы незаметно выделяется Марфа. Она садится на завалинку у дома, занятого Хованским. Марфа предается воспоминаниям о своей несчастной любви; она тяжело переживает измену Андрея Хованского (звучит ее прекрасная лирическая песня «Исходила младешенька»). Из дома, где теперь живет Хованский, выходит Досифей. Марфа встает ему навстречу и склоняется перед ним. Досифей утешает ее (дуэт «Ах ты, моя касатка, потерпи маленько»). В мистическом настроении Марфа «видит», как горят на костре раскольники. Досифей вразумляет ее: «Гореть!.. Страшное дело!.. Не время, не время, голубка». Он уводит ее, утешая при этом.

С противоположной стороны сцены появляется Шакловитый. Он оплакивает участь Руси («Спит стрелецкое гнездо»). Проснувшиеся пьяные стрельцы предаются буйному бесшабашному веселью. На сцену вбегают стрелецкие жены и набрасываются на мужей («Ах окаянные пропойцы, ах колобродники отпетые!»).

За сценой слышится крик перепуганного Подьячего; он как бы зовет на помощь. Вот он появляется, запыхавшийся. «Беда, беда... - кричит он. - Рейтеры (наемные петровские всадники. - А.М.) близко; к вам мчатся, все рушат!» Стрельцы ошеломлены. Они зовут Хованского (хор «Батя, батя, выйди к нам!»). Князь Иван Хованский показывается под навесом терема. Стрельцы просят его вести их в бой против рейтеров и солдат петровских полков. Но Хованский заявляет им: «Страшен царь Петр! Идите в домы ваши, спокойно ждите судьбы решенье!» Сам же уходит.

ДЕЙСТВИЕ IV

Картина 1. Богато обставленная трапезная палата в хоромах князя Ивана Хованского в его имении. Князь Хованский за обеденным столом. Крестьянки за рукоделием. Девушки развлекают его песнями - протяжной хороводной («Возле речки, на лужочке»), бойкой плясовой («Гайдучок») и величальной («Плывет, плывет лебедушка»). Но третья песня будет последней в этой картине, а прежде... Входит клеврет князя Голицына. Он предупреждает князя, что ему грозит опасность. Князь разгневан и удивлен: кто может грозить ему в его имении? Он требует, чтобы ему подали меду, и приказывает девушкам-персидкам плясать для него (исполняется балетный номер в восточном стиле). Входит Шакловитый. Он говорит Хованскому, что его призывает на тайный совет Софья. Князь сначала упирается - он обижен на царевну: «Теперь небось другие ей советники послужат», - говорит он, имея в виду, конечно князя Голицына. Но в конце концов приказывает подать ему одежды. Крестьянки снова величают его. И когда князь выходит из палаты, наемник Шакловитого убивает его в дверях. Он падает мертвым со страшным криком; крестьянки с визгом разбегаются. Шакловитый хохочет.

Картина 2. Москва. Площадь перед собором Василия Блаженного. Пришлый люд московский толпится, рассматривая наружный вид собора. Входят рейтеры, вооруженные мечами и копьями; они выстраиваются рядами, спиною к собору и оттесняя толпу к другой стороне. Показываются рейтеры на конях, за ними, как пишет Мусоргский, колымага, сопровождаемая также рейтерами. Из слов Досифея становится ясно, что это везут в ссылку князя Голицына. Входит Марфа. Она сообщает Досифею, что рейтерам велено окружить раскольников в их святом скиту и без пощады убить. Досифей приказывает Марфе взять князя Андрея Хованского; старец наказывает Марфе любить князя, как она любила. Марфа готова «приять от Господа в огне и пламени венец славы вечные!» Входит Андрей Хованский; он очень взволнован. Он в гневе на Марфу и теперь ищет Эмму. Марфа говорит ему, что рейтеры увезли ее далеко и что скоро она на родине обнимет своего жениха (которого он - Андрей - изгнал). Андрей негодует; он угрожает Марфе собрать стрельцов и казнить ее, изменницу, как он ее называет. Эти угрозы свидетельствуют о том, что Андрей не знает, что случилось, и Марфа рассказывает ему об убийстве его отца и что его самого по всей Москве ищут. Андрей не верит ей и трубит в рог, созывая стрельцов...

За сценой раздается звон большого соборного колокола. Выходят стрельцы; они сами несут орудия своей казни - плахи и секиры. За ними следуют их жены. Андрей видит это. Теперь у него открылись глаза на все, что случилось. «Спаси меня», - молит он Марфу, и она поспешно его уводит. Идет подготовка к казни стрельцов. Они опускаются перед плахами на колени. В этот момент за сценой слышны трубы «потешных» (петровских) полков. Хор стрельцов и их жен молит о казни их гонителей и о своем спасении. На сцену входят петровские трубачи, за ним Стрешнев в качестве герольда. И в тот момент, когда у стрельцов уже не остается никакой надежды, он объявляет им, что «цари и государи Иван и Петр вам милость шлют: идите в домы ваши и Господа молите за их государское здоровье». Стрельцы молча встают. К Кремлю направляется Преображенский полк Петра.

ДЕЙСТВИЕ V

Сосновый бор. Скит. Лунная ночь. Оркестровое вступление изображает, по словам композитора, «шум леса в лунную ночь, то усиливающийся, то утихающий, как прибой волн» (из письма Мусоргского к В.В.Стасову от 6 августа 1873 года). Входит задумчивый Досифей; его движения медленны. Он скорбит, сознавая обреченность раскольников и свою ответственность за их судьбу. И вот он призывает сгореть всем на костре за веру свою, только не сдаться врагам. Черноризцы и черноризки выходят из скита и идут к бору; они поют: «Враг человеков, князь мира сего восста!» Приходит Марфа, затем князь Андрей Хованский. После того как Марфа его спасла от петровцев, они помирились. Но сейчас смерть их неизбежна, и Марфа просит Андрея готовиться к ней. Звучат трубы. Андрей стонет - ему тяжко. Марфа решительна - ее не страшит сожжение. Раскольники, преисполненные веры, экстатично поют: «Господи славы, гряди во славу Твою». Марфа свечою зажигает костер. И когда, пробившись сквозь лесную чащу, на поляну врываются гвардейцы Петра, они видят раскольничьи скиты, объятые пламенем. В костре сгорает и Андрей, которого увлекла с собой в огонь Марфа. В огне умирает со своей паствой и Досифей. Выходят пришлые люди. Они смотрят на костер и скорбят о Руси: «Ох ты, родная матушка Русь... Кто же теперь тебя, родимую утешит, успокоит?..»

А. Майкапар

Путь «Хованщины» был еще более трудным, чем путь «Бориса»: нелегко было воплотить столь внушительный замысел, хорошо известны также методические просчеты Мусоргского в процессе поисков драматической и музыкальной новизны. В июле 1872 года, когда «Борис» еще не был завершен, композитор уже делал наброски новой оперы, законченной только в августе 1880 года,- при этом две сцены не были доведены до конца и опера в целом не оркестрована. В 1879 году Римский-Корсаков организовал концертное исполнение нескольких отрывков в Бесплатной музыкальной школе. Мусоргский умер в марте 1881 года, и рукопись «Хованщины», как и все остальные, перешла к Римскому-Корсакову, который взялся за подготовку ее публикации для издательства Бесселя. На этот раз перед редактором стояла очень трудная задача. Он оказался перед необходимостью сократить оперу до размеров, приемлемых для сцены, а также инструментовать ее. В 1885 году вышло печатное издание, а в следующем году Римский-Корсаков добился восьми представлений оперы в исполнении кружка любителей. Премьера в императорском Мариинском театре состоялась лишь в 1911 году с участием Шаляпина в роли Досифея. Это был первый большой успех шедевра, до тех пор преследовавшегося цензурой и ставшего жертвой слепоты царских чиновников.

В настоящем своем виде опера представляет собой огромную фреску, все еще небезукоризненную, фрагментарную, порой изображающую недостаточно мотивированные события, но именно благодаря этим недостаткам хорошо выявляющую намерения Мусоргского: дать неожиданную символическую, фантасмагорическую, гротескную и даже иррациональную трактовку истории, выстроить такое ее здание, которое рушится и превращается в прах в результате еще более грандиозной, чем в «Борисе Годунове», катастрофы, рождающей вместе с тем предсмертное смирение и потому трогающей сердца. Картина очень широка, с большим числом персонажей. Здесь нет настоящих главных героев, хотя Досифей мог бы стать им; нет и противостояния, как в «Борисе», двух сил, общества и личности. Сложные механизмы истории оказываются в руках то одного, то другого персонажа, но ни один из них не изображается продолжительное время. Порой их появление поистине мимолетно, хотя и связано с очень важной сценой. Многочисленны отдельные номера, необходимые для яркой характеристики лиц или ситуаций.

Целое производит впечатление большего лиризма, чем «Борис», в котором отдельные номера понимались в неразрывной связи с декламацией: эмфатические взлеты, мелодизированные фрагменты словно подчеркивали свою зависимость от декламационного изложения. Здесь же мелодизм становится для композитора особым средством выражения, напрямую связанным с языком, о чем он писал в одном из писем декабря 1876 года критику Стасову, своему помощнику, если не литературному консультанту в период работы над «Хованщиной» (в это время первый и второй акты оперы уже были завершены): «Нынешнее мое желание - сделать pronostic (предсказание), и вот какой он - этот pronostic: жизненная , не классическая мелодия. Работою над говором человеческим я добрел до воплощения речитатива в мелодии... Я хотел бы назвать это осмысленною/оправданною мелодией».

В этом разлившемся потоке, словно вышедшем за строгие пределы «Бориса», мы должны также отметить те моменты, которые в оперном театре, например, во французской большой опере, считались безусловно второстепенными. Речь идет о введенных Мусоргским танцах, обладающих подлинным восточным ароматом и словно разрежающих тяжелую атмосферу драмы. Одновременно эти танцы до предела обостряют обстановку гибели Ивана Хованского, которая так впечатляет на фоне печальной песни о «лебедушке». Среди описательных эпизодов надо упомянуть два больших симфонических фрагмента - вступление к опере («Рассвет на Москве-реке») и вступление ко второй картине второго действия, изображающее высылку Голицына. Иногда роль описательных эпизодов сведена к символам, возникающим и рассеивающимся словно призраки, иногда они становятся живыми, трепетными картинами, драматически значимыми, передающими глухой ропот человеческой души (таков монолог Досифея, открывающий пятый акт). Другая основная забота автора - действующие лица, призванные воплощать новую сущность драмы и самобытно, реалистически отображать правду жизни. Одна из центральных фигур всей оперы - без сомнения, Марфа, эта чистая русская женщина, как он сам ее называл, очень убедительный образ которой - мистический, пророческий - глубоко противоречив. Марфа зовет своего бывшего полюбовника Андрея последовать за ней в огонь, убеждая его, что их любовь возродится в пламени. Мрачные вспышки костра, как и в финале «Бориса», освещают смутную картину русского космоса, в котором волнуются огромные толпы, ссорятся и борются друг с другом облеченные властью злодеи, их приспешники сеют мятеж на площадях, тогда как песнопение раскольников уносит с собою, далеко от мира, весть об истине. Но истина ли это? Ее как будто воплощает грандиозный образ Досифея, обреченного стать ужасной жертвой. Но в его образе заключен урок для тех, кто продолжает идти по пути так называемого прогресса: прошлое умирает навсегда, и его можно только оплакивать.

Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)

История создания

Весной 1870 года Мусоргский заинтересовался русской историей конца XVII века, периодом, связанным с движением стрельцов и раскольников. Через два года, по совету В. В. Стасова, он решил писать оперу об исторических событиях. В отличие от других произведений Мусоргского либретто «Хованщины» не имеет какого-либо литературного первоисточника. Материал для сюжета оперы композитор черпал в различных исторических исследованиях и подлинных документах XVII века. Живое, деятельное участие в работе принимал В. В. Стасов, которому Мусоргский посвятил свое творение. Смерть помешала композитору довести сочинение до конца. Н. А. Римский-Корсаков привел в порядок оставшиеся материалы, дописал последний акт, инструментовал оперу и в 1883 году предложил ее дирекции императорских театров. Однако предложение было отклонено. «Хованщина» впервые прозвучала на частной петербургской сцене 9 (21) февраля 1886 года.

В опере показаны судьбы русского народа в период, непосредственно предшествовавший царствованию Петра I. Воссоздавая эпизоды борьбы реакционных сил старой феодальной России против прогрессивных стремлений юного Петра, композитор связал ее с заговором главаря стрельцов Ивана Хованского, которого поддерживали раскольники. Идея оперы глубоко трагична. Как чуткий художник, Мусоргский чувствовал неизбежность гибели старого порядка, но видел, что и петровские реформы не принесли народу облегчения. Широкий социальный фон, правдивый колорит эпохи, яркие характеристики исторических личностей и различных слоев народа делают «Хованщину» выдающимся произведением искусства.

Музыка

В «Хованщине» с особой силой проявился мелодический дар Мусоргского. Опера изобилует плавными, свободно льющимися мелодиями, зачастую близкими к протяжным крестьянским песням. Наряду с выпуклыми, остро индивидуальными характеристиками главных действующих лиц большое место в опере занимают хоровые сцены, рисующие различные группы народа - стрельцов, раскольников, московский люд. С поразительным мастерством композитор передает многоплановость непрерывно развивающихся событий.

Мусоргский не завершил свою последнюю оперу. Остался недописанным финал, не сделана инструментовка. Работу закончил Римский-Корсаков.

Путь сочинения на сцену был сложным по цензурным соображениям. Церковь запрещала изображение на сцене религиозных распрей. После ряда спектаклей на частных и провинциальных сценах с весьма посредственным исполнением состоялась историческая премьера в Московской частной опере Мамонтова (1897, Шаляпин в партии Досифея), сыгравшая большую роль в сценической истории сочинения.

В 1911 году «Хованщина» впервые была поставлена на императорской сцене в Петербурге (дирижер Коутс, режиссер Шаляпин, среди солистов Шаляпин, Ершов, Збруева и др.). В 1913 состоялась парижская премьера оперы силами дягилевской антрепризы в редакции Стравинского и Равеля (дирижер Купер, режиссер Санин).

Сочинение пользуется огромной популярностью во всем мире. Новую редакцию осуществил в 1959 году Шостакович. Среди постановок последних лет спектакли Ковент Гардена (1963), Ла Скала (1967), Венской оперы (1989, дирижер Аббадо), Гамбургской оперы (1994, режиссер Купфер) и другие. В 1995 году была осуществлена новая постановка в Большом театре (дирижер Ростропович, режиссер Покровский).