Суборбитальный и орбитальный космический туризм, в чем разница? Суборбитальные полеты.

Если вы желаете принять участие в новой лунной экспедиции в 21-м веке, не торопитесь. Пока на Земле, в первую очередь в США, витает дух кризиса, кассы NASA будут оставаться пустыми. .Но не стоит расстраиваться, в последнее время своё место в исследовании космического пространства заняли частные компании, которые, кроме сотрудничества с американским космическим агентством, проектируют путешествия для космических туристов.

Пребывание на международной космической станции, параболические полёты в стратосферу, надувные «галактические» отели.. если вы всегда мечтали освободиться от земного притяжения, — занимайте очередь, настал момент космических каникул! Чтобы почувствовать себя в шкуре астронавта, станьте пассажиром SpaceShipTwo, — космического шаттла для суборбитальных полётов, недавно представленного британской компанией Virgin Galactic, на котором в 2011-м году 6 пассажиров и 2 пилота смогут достичь космического пространства на высоте 110 км. За «символические» 200 тысяч долларов вы получите 5 минут «плавания» по кабине в состоянии невесомости, симулированной специальным манёвром.

Дополнение: 20 марта 2010 г. Virgin Galactic представила новый шаттл — VSS Enterprise класса SpaceShipTwo. Космический корабль-носитель, взлетевший из Mojave Air and Spaceport, в Калифорнии, доставил шаттл на высоту более 13 км, где они расстыковались. Следующим шагом для этого класса шаттлов будет их дальнейший полёт в полностью автономном режиме.

Космическая рысь.

Для тех у кого мало времени, но он все-же не хочет отказываться от космической прогулки, идеально подойдёт Lynx .

Последнее детище калифорнийской аэрокосмической компании Xcor Aerospace . Похожий на маленький двухместный самолётик, этот космический челнок может отправить в суборбитальный полёт пилота и одного туриста на высоту 60-70 км. Полёт длится 25 минут. Некоторые затрачивают больше времени чтобы добраться до работы.

Суборбитальный полёт.

Каждый спутник, вращающийся вокруг Земли, для компенсации силы земного притяжения, должен поддерживать определенную скорость, называемую первая космическая. Но если скорости не хватает, космический корабль не может противостоять силе гравитации и «падает» назад в атмосферу, не успев завершить полный оборот. В этом случае речь идёт о суборбитальном полёте: для возвращения обратно нужно только использовать силу притяжения нашей планеты.

Надувной отель.

Любой нормальный отпуск должен предполагать также и длительное пребывание. В этом вам поможет Bigelow Aerospace — американская частная компания, которая проектирует надувной отель, который можно будет запустить на орбиту с помощью небольшой ракеты.

Космический модуль, прототипы которого Genesis I и Genesis II вращаются на орбитах над нашими головами уже более трёх лет, состоит из гибких сверхпрочных материалов среди которых специальная волокнистая ткань, называемая «вектран». Попав на орбиту, эта ткань надуется в огромный шар длиной в 4,5 метра, не так уж легко пробиваемый. Как утверждает производитель, возможные микрометеориты будут отскакивать от его поверхности без нанесения вреда.

Трафарет.

Перед отправкой в космос, каждая ваша деталь, — от размера комбинезона до объёма задницы, должны быть тщательно измерены. Тот, кого вы видите на фото — это Guy Laliberte, миллиардер французского происхождения, помещённый в гипс, чтобы сделать трафарет для изготовления космического снаряжения. Чтобы осуществить свою мечту о проведении десятка дней на МКС, он отдал себя в руки Space Adventures, «туристического агентства» для космических туристов, которое с 2001 года по сегодняшний день уже отправило в космос 7 человек.

Это общество планирует также организовать туристические полёты вокруг Луны, и, в настоящий момент оно единственное, которое может предложить своим клиентам опьяняющее ощущение от прогулки среди звёзд — под присмотром опытного космонавта на 90 минут выйти в открытый космос и подрыгать ногами в темноте Вселенной.

Всем по карману.

Планировать космические путешествия остаётся пока что роскошью только для мультимиллионеров.

Но рано или поздно ситуация изменится: «Мы работаем над тем, чтобы снизить стоимость космических полётов, таким образом, чтобы многие могли себе их позволить» — можно прочитать на сайте Blue Origin , космической компании, основанной мультимиллиардером, «папой» Amazon Jeff Bezos.

Вобщем, новые технологии позволяют создать недорогой космический челнок. Надеемся, более эффективный чем Goddard, — космический «рожок», запущенный в техасской пустыне в ноябре 2006, и упавший на землю через десять секунд после старта, установив таким образом новый негативный рекорд продолжительности полёта.

Броненосец, летящий на Луну. Вы бы доверили себя в руки космической компании, называющейся Armadillo — «Броненосец»? И, к тому же, объявившей, что выбрала это название, чтобы её не принимали слишком серьёзно?Не беспокойтесь, техасская компания Armadillo Aerospace, достаточно респектабельная, в настоящее время не занимается космическим туризмом. В сфере их интересов — наше возможное возвращение на Луну.Со своей ракетой Mod (на фото) компания заняла 2-е место в Northrop Grumman Lunar Lander Challenge — конкурсе, проведённому среди частных компаний, сумевших создать лунный посадочный модуль, способный непринуждённо двигаться по поверхности нашего спутника.

Космический грузовик.

Экономические трудности возможно могут отдалить встречу с луной, однако никак не могут остановить эстафету астронавтов между землёй и Международной Космической Станцией. Еды, воды, кислорода и горючего на МКС всегда будет достаточно. Поэтому многие частные компании вместо инвестиций в космический туризм, предпочитают сотрудничать с NASA, посвящая себя тем, кто «едет» в космос на работу.

Чтобы гарантировать регулярность снабжения МКС нужными ресурсами, недавно NASA заключило договорённость с частной компанией SpaceX. Ракеты Falcon 1 (на фото) и Falcon 9 (ещё на стадии сборки) должны транспортировать материалы в космос по цене 10 млн долларов за каждую тонну груза, — в данный момент самая низкая цена на рынке.

Аварийный выход. В снабжении МКС материалами, конкурирует так же американская компания Orbital Science, которая со своей ракетой Taurus II вначале 2011 года сможет запускать тяжёлые спутники (до 5ти тонн) на так называемую «низкую орбиту» (200-2000км). На фото ещё одно детище Orbital Science — транспортное средство Launch Abort System, предназначенное в случае черезвычайной ситуации, вернуть на землю астронавтов из капсулы Orion (космический корабль, который по подсчётам NASA, должен войти в пользование в следующем десятилетии).

На поднятых парусах.

Lightsail-1 будет путешевствовать благодаря лучам Солнца. Космический парус, полностью экологически чистый, создан организацией The Planetary Society. Огромный «воздушный змей» площадью 32 кв. метра будет обращаться вокруг Земли, движемый давлением фотонов (частиц солнечного света), падающих на его отражающую поверхность. Цель миссии, которая предусматривает три запуска уже в этом году, — показать, что возможно создать на орбите постоянную наблюдательную платформу (пока без присутствия людей) не загрязняя околоземное космическое пространство.

На фото в заголовке — так называемый «SpaceShipTwo» (SS2), частный пилотируемый суборбитальный космический корабль многоразового использования. Это изделие авиационного гения Берта Рутана и, фактически, единственная более-менее инновационная вещь, созданная «коммерческими космонавтами». Всё остальное — это жалкие перепевы технологий одноразовых жидкостных ракет 60-х годов, причем с прямым использованием тогдашнего задела, ничего нового по сути не придумано.

Собственно, сам «SpaceShipTwo» на фото в середине, он подвешен под самолетом-носителем WhiteKnightTwo, который затаскивает SS2 на высоту около 20 км и придает ему начальную скорость. Затем суборбитальник разгоняется собственным реактивным двигателем и достигает орбиты высотой 160-320 км, после чего садится. Все компоненты системы — многоразовые. Аппарат завозит на орбиту до 8 человек, из которых двое — пилоты.

Технология была успешно испытана на маленьком SpaceShipOne — всего аппарат совершил 17 полётов, первый - беспилотный, а последние три - суборбитальные космические по версии ФАИ, то есть выше 100 км. Но вот с полетами SpaceShipTwo не задалось. 30 апреля 2013 года был произведен первый полет с испытанием реактивного двигателя. Отделившись от носителя на высоте около 14 км, SpaceShipTwo включил двигатель, и через 16 секунд достиг скорости 1,2М и высоты 17 км. 9 сентября 2013 года был проведен второй сверхзвуковой полет ракетоплана. Отделение от носителя произошло на высоте 15 км и, включив двигатель на 20 секунд, SS2 набрал высоту 23 км и начал снижение, достигнув скорости 1,43М.

И тут всплыла проблема: используемый в качестве топлива полибутадиен с концевыми гидроксильными группами оказался склонен к нестабильности при времени работы двигателя более 20 секунд. Говоря проще — при разогреве двигателя он начинал разлагаться еще до камеры сгорания. Топливо заменили на более стабильный термопластичный полиамид. И вот с этим топливом аппарат и грохнулся. Причем на земле всё вроде бы работало нормально, а на высоте — упс.

На борту находились два пилота. Один из них погиб, второй в тяжёлом состоянии. Это был первый полет с новым топливом, ранее испытанным при наземных испытаниях, и 4-й полет с включением двигателя корабля.

Надо отметить, что на самом деле идея использовать связку самолета-разгонщика и суборбитального корабля не является такой уж новой — в СССР по такой схеме делали небезызвестную «Спираль» ОКБ-155 А.И.Микояна в тех же лохматых 60-х годах.

Советский проект, разумеется, был технологически куда более амбициозен: например, в него входил мощный воздушный корабль-разгонщик (вес 52 т, длина 38 м, размах 16,5 м), который должен был разгоняться до шестикратной скорости звука (6М), затем с его «спины» на высоте 28-30 км должен был стартовать 10-тонный пилотируемый орбитальный самолёт длиной 8 м и размахом 7,4 м. Причем самолёт-разгонщик до 6 махов предполагалось возможным использовать и как пассажирский самолёт-авиалайнер.

Позднее решили «урезать карася» и использовать для разгона модифицированный ударно-разведывательный самолёт Т-4 («100») КБ Сухого. Но его утопил Туполев ради своего Ту-160, так что с разгонником не срослось.

Орбитальный самолёт-космоплан представлял собой летательный аппарат со стреловидным крылом, имеющими отклоняющиеся вверх консоли для изменения поперечного угла атаки. При спуске с орбиты самолёт самобалансировался на разных участках траектории. Фюзеляж был выполнен по схеме несущего корпуса с сильно затупленной оперённой треугольной формой в плане, из-за чего получил прозвище «Лапоть». Теплозащита была выполнена с применением плакированных пластин, то есть покрытой методом горячей прокатки поверхности материала слоем металла. В данном случае был ниобиевый сплав с покрытием на основе дисилицида молибдена. Температура поверхности носовой части фюзеляжа на разных стадиях спуска с орбиты могла достигать 1600 °C.

Двигательная установка состояла из жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) орбитального маневрирования, двух аварийных тормозных ЖРД с вытеснительной системой подачи компонентов топлива на сжатом гелии, блока ориентации, состоящего из 6 двигателей грубой ориентации и 10 двигателей точной ориентации; турбореактивный двигатель для полёта на дозвуковых скоростях и посадки, работающий на керосине.

Для спасения пилота в случае аварии орбитального самолёта предусматривалась отделяемая кабина в виде капсулы с собственными пороховыми двигателями для отстрела от самолёта на всех этапах его движения от старта до посадки, а также с управляющими двигателями для входа в плотные слои атмосферы.

Как видите уже из описания — ничего подобного «коммерсанты» не могут создать в принципе. Рутановский «SpaceShipTwo» на порядок проще устроен, и разгоняет его дозвуковой носитель (что, естественно, серьезно снижает эффективность всей задумки с двухступенчатым разгоном).

В ходе программы для отработки создания орбитального самолёта и демонстрации его реализуемости был созданы подпроекты самолёта-аналога МиГ-105.11, суборбитальных аппаратов-аналогов БОР-1 (Беспилотный орбитальный ракетоплан), БОР-2, БОР-3 и космических аппаратов-аналогов «ЭПОС» (Экспериментальный пилотируемый орбитальный самолёт) БОР-4 и БОР-6.

БОР-1 первый и единственный запуск 15 июля 1969 года.
БОР-2 первый запуск в декабре 1969, всего 4 запуска.
БОР-3 первый запуск в мае 1973, всего 2 запуска.

Работы по созданию «Спирали», в том числе аналогов её орбитального самолёта, прерванные в 1969 году, были возобновлены в 1974 году. В 1976-1978 годах было проведено 7 испытательных полётов Миг-105.11.

На дозвуковом аналоге орбитального самолёта МиГ-105.11 проводили испытания лётчики Пётр Остапенко, Игорь Волк, Валерий Меницкий, Александр Федотов. На МиГ-105.11 стартовал из-под фюзеляжа тяжёлого бомбардировщика Ту-95К Авиард Фастовец, окончательный этап испытаний аналога проводил Василий Урядов.

Запускавшийся уже в рамках программы «Буран», космический аппарат БОР-4 представлял собой беспилотный экспериментальный аппарат, являющийся уменьшенной копией орбитального самолёта «Спирали» в масштабе 1:2.

Заметьте — вот такой объем работ был проделан государством при том, что окончательная «Спираль» так и не было построена. Задайте себе вопрос — будут «коммерсанты» всё это делать? Да нет же, конечно — всё, что смог себе позволить Рутан под крылышком миллиардера Брэнсона, это создать небольшой демонстратор SpaceShipOne, который с невероятным риском забросили на высоту в 105 км, и как только он смог вернуться — сразу начали делать полноразмерный коммерческий аппарат, на котором собирались возить на орбиту туристов за 200K$ с носа.

Естественно, подобная техническая афера не могла кончиться ничем хорошим.

Разработки жаростойких теплозащитных материалов типа «пенокерамика» в рамках проекта «Спираль» велись (что отражено в документе 1966 года) за 15 лет до начала полётов по американской программе Спейс шаттл, а также за 16 лет до первого испытания советских кварцевых плиток на БОРе-4 и за 22 года до полёта «Бурана». Как вы думаете — могут коммерсанты столько времени ждать? Не могут и не будут — они склепают аппарат из того, что уже есть.

«Она его слепила из того, что было» ™ — это квитэссенция коммерческого подхода. Так какого прогресса вы ждали?

Космический туризм и другие отрасли частного космического бизнеса развиваются не так быстро, как предсказывалось. Но вскоре первый прорыв будет сделан.

В 2004 году Ричард Брансон, британский миллиардер, предсказал, что его новая компания Virgin Galactic к 2007 году начнет суборбитальные полеты для всех желающих (и имеющих деньги). Но как эта компания, так и другие пока что не совершили ни одного платного полета. Однако, ждать этого осталось недолго.

«Мы видим серьезную активность на рынке, - говорит Джордж Нилд, заместитель директора Федеральной авиационной администрации СШа по коммерческим космическим перевозкам. - Мы также видим, что сама индустрия заметно повзрослела. Я думаю, что с большой вероятностью несколько компаний в течение ближайших лет начнут тестирование своих аппаратов, а в течение пяти лет мы увидим регулярные полеты».

Официально начало коммерческого освоения космоса было положено в 2001 году, когда американский бизнесмен Деннис Тито заплатил 20 миллионов долларов за полет на Международную космическую станцию . С тех пор еще шестеро человек побывали таким образом на Станции, в последний раз в 2009 году за 35 миллионов.

Но новые возможности суборбитальных полетов обещают отправить в космос не только горстку самых богатых людей. Несколько компаний разрабатывают аппараты, полет на которых будет по карману многим желающим и даже ученым, которые смогут проводить эксперименты в условиях невесомости.

Оптимизм Брансона был подогрет успехом аппарата SpaceShipOne, выигравшего конкурс на 10 миллионов в 2004 году, дважды совершив суборбитальный полет за пять дней.

С тех пор компания Virgin Galactic положилась на флот кораблей типа SpaceShipOne. Тогда план начать постоянные полеты через три года не казался таким невозможным. Но новые люди в космической отрасли не учли одного: оптимистичные прогнозы, касающиеся времени, никогда не работают в этой отрасли. Все откладывается, и не только государственные аппараты.

«В аэрокосмической отрасли все происходит медленнее, чем вы ожидаете», - говорит Джон Гедмарк, директор Коммерческой федерации космических полетов.

Кроме того, Virgin Galactic не стала копировать SpaceShipOne начиная с 2004 года и до победного конца.

После переговоров с потенциальными клиентами, компания решила полностью переделать свой суборбитальный аппарат, что и дало начало SpaceShipTwo , который имеет больше иллюминаторов и больше места для пассажиров. В нем предусмотрены места для шести пассажиров.

«Мы разработали аппарат, который, как нам кажется, отвечает всем запросам клиентов, - говорит Джордж Уайтсайд, исполнительный директор Virgin Galactic. - Но его создание не было всего лишь улучшением SpaceShipOne. Это было создание совершенно нового аппарата».

Кроме того, для начала коммерческих полетов недостаточно просто построить корабль. Для этого необходимо разработать программу его создания, построить заводы, построить космопорт и понять, чего хочет клиент.

«Мы действительно очень хотим сделать первую в миру космическую линию, - говорит Уайтсайд. - И для нас это значить намного больше, чем просто обладать необходимым кораблем. Это опыт и создание новой индустрии».

Не стоит также забывать, что время разработки затягивается из соображений безопасности. Все компании, не только Virgin Galactic, ставят безопасность пассажиров выше времени разработки.

«Они (компании) учитывают, сколько времени нужно для того, чтобы убедиться, что их корабли максимально надежны, - говорит Гедмарк. - Хотя никогда не будет совершенно безопасного космического полета, но они хотят достичь максимальной безопасности».

Уайтсайд отмечает, что компании индустрии работают над своими аппаратами дольше, чем ожидалось. Но когда мы дождемся, это будет важный момент. «Если мы сможем сразу начать безопасные полеты, никто потом не вспомнит, что на это ушла лишняя пара лет», - говорит он.

Клиенты Virgin Galactic разделяют этот взгляд. Около 450 человек уже заплатили деньги за свой будущий полет, и лишь единицы вернули деньги (стоимость полета составляет 200000 долларов, но взнос может быть всего 20000).

«Я считаю, что это не просто клиенты. Это люди, которые причастны к изменению истории, - говорит Уайтсайд. - И я думаю, они это тоже осознают».

Компания Virgin Galactic уже провела несколько тестов своего нового аппарата на бреющем полете. В следующем году планируется начать тестирование с ракетными двигателями. «Мы также надеемся в следующем годы выйти в космос, - говорит Уайтсайд. - И вскоре после этого мы начнем полеты».

Компания XCOR также планирует начать полное тестирование в следующем году. Один полет в их двухместном корабле Lynx будет стоит 95000 долларов.

Важной частью коммерческих суборбитальных полетов станут научные эксперименты. Virgin Galactic уже заключила контракт с NASA , а компания XCOR - с . Рынок суборбитальных полетов в конце концов станет разнообразным и богатым, надеется Нилд. «Мы видим, как разные компании делают упор на разные аспекты полетов, - говорит он. - Это серьезный рынок».

Еще до того как Кеннеди публично заявил о взятом страной обязательстве послать человека на Луну, Америка, подобно вошедшему в пословицу спящему гиганту, проснулась, чтобы сыграть свою роль в космосе. Пятого мая первый американец, астронавт Алан Шепард, выполняя программу проекта «Меркурий», полетел в космос, хотя пробыл там, совершая суборбитальный полет на высоте 186,4 км, только 15 минут.
Летчик морской авиации Шепард летал на самых современных реактивных истребителях на морской авиабазе в Патуксенте Министерства обороны. Он принадлежал к элитному кругу старших морских летчиков-испытателей. Он также проводил испытательные посадки военно-морских истребителей на авианосец и дозаправку горючим в воздухе и отслужил два срока в авиационной эскадрилье, базирующейся на авианосце.
Полет Шепарда был как раз тем, в чем нуждалась в тот момент страна, и сорок пять миллионов американцев смотрели по телевизору на то, как капсула «Фридом-7» уносилась в небо с космодрома на мысе Канаверал ракетой «Рэдстоун». Среди них был президент, следивший из Белого дома за полетом вместе с первой леди и главными представителями администрации, включая Линдона Джонсона. Только после старта Шепарда и напряженного ожидания сообщения о том, что он вернулся и находится на борту спасательного вертолета, президент наконец улыбнулся и расслабился. Он повернулся к присутствующим и сказал тихо: «Это успех».
Суборбитальная вылазка оказалась успешной, без каких-либо серьезных неполадок, и нетерпеливое желание Шепарда слетать в космос было позднее увековечено в книге Тома Вульфа «Битва за космос». Менее чем за три минуты до начала обратного отсчета, управление «Меркурия» подало сигнал задержки, не первый за это утро. Перспектива увидеть, что задержка может привести к серьезной отсрочке полета, не радовала Шепарда. «Ну ладно, - произнес он со злостью, - я спокойнее, чем вы. Почему бы вам не справиться с вашей маленькой проблемой... и не зажечь эту свечу». Это, казалось, помогло; через несколько минут система управления «Меркурия» объявила старт, и Шепард

отправился в путь. При преодолении звукового барьера Шепард испытал тряску, которая оказалось очень сильной: космический корабль достиг максимального ускорения за 90 секунд. В этот момент вибрация стала почти критической, и Шепард так ударился головой, что не мог различить показания приборов. В течение двух минут астронавт испытывал максимальную перегрузку. Затем, через 22 секунды, двигатели отключились; в тот момент Шепард летел со скоростью 8215 км/ч. Сначала он летел лицом вперед, но теперь, для возвращения в плотные слои атмосферы, капсула автоматически развернулась, и Шепард повернул теплозащитный экран на 34°. Когда в действие вступили ракеты торможения, чтобы замедлить движение космического корабля, его сильно стукнуло о кресло, что позднее космонавт назвал «приятным толчком в зад».
Первый суборбитальный полет выполнялся полностью, от взлета до возвращения, у всех на виду, чем резко отличался от почти полной секретности, сопровождавшей полет Гагарина за несколько недель до этого. И короткий полет Шепарда имел не меньшее техническое значение. Приближаясь к максимальной высоте, Шепард переключил систему управления ориентацией капсулы «Фри- дом-7» с автоматического режима на ручной, по одной оси за раз: наклон, рыскание и крен. Он быстро провел эксперименты по всем трем осям, а это главное тренировочное упражнение при демонстрации пилотирования, выполняемого космонавтом. Разумеется, публика встретила Шепарда как настоящего героя, и в Вашингтоне в честь него был проведен большой парад по Пенсильвания-аве- шо, который смотрели более 250 ООО человек.
Второй пилотируемый суборбитальный полет «Меркурия» был совершен июля 1961 года. Вирджил Гриссом командовал космическим кораблем, который он назвал Liberty Bell, что в переводе означает «Колокол свободы». Гриссом, коренной индеец, внес в программу «Меркурий» целый ряд выдающихся достижений. Будучи пилотом военно-воздушных сил, он сделал 100 боевых вылетов в Корее на знаменитом реактивном истребителе Ф-86. Он получил награду - крест «За летные боевые заслуги» за преследование северо-корейского самолета МиГ-15, который пытался сбить американский разведывательный самолет. Потом он стал летчиком-испытателем и испытывал всепогодные истребители для военно-воздушных сил. Для короткого полета Гриссома, когда он 10 минут пребывал в невесомости, главным было визуальное наблюдение. В отделяемой кабине был один иллюминатор, который давал обозрение вперед почти на 30 ° во все стороны. Гриссом взлетел в 7:20 утра. Поднявшись на высоту 190 км, он повторил некоторые из тех же манипуляций с управлением, что и Шепард, и затем быстро приготовился к вхождению в плотные слои атмосферы. Фаза спуска прошла успешно. Как только отделяемая кабина коснулась вод Атлантического океана, Гриссом приготовился к выходу из нее, сообщив по радио двум находящимся поблизости вертолетам о том, что его надо подобрать.
Кабина «Колокола свободы» имела боковой люк с крышкой, которая была закреплена болтами; астронавт должен был сдвинуть удерживающий штифт и затем
нажать фиксатор, чтобы освободить дверь и получить свободный выход из кабины. Всего 70 болтов, каждый снабженный взрывным запалом, удерживали боковой люк закрытым. Когда в кабине астронавт потянул за штифт, крышка люка открылась от удара силой около 2,5 кг. Гриссом оповестил об этом спасательный вертолет. Когда спасательная команда приблизилась, они увидели почти катастрофическую картину. Позднее Гриссом сообщит: «Я лежал там, занимаясь своим делом, когда услышал глухой звук удара». Внезапно крышка люка вылетела, и соленая вода начала наполнять кабину. Позже Гриссом сообщит комиссии по расследованию, что не может вспомнить все свои действия в тот момент, он был уверен, что не прикасался к плунжеру, активизирующему люк. Гриссом выбрался из кабины и поплыл. Пилоты вертолета считали, что Гриссом может сам о себе позаботиться в воде, и один вертолет принялся спасать кабину. В конце концов, наполненная водой, кабина оказалась слишком тяжелой для вертолета, и ее пришлось отпустить. Она погрузилась на глубину 850 м на дно Атлантического океана, а Гриссом чуть не утонул. Когда кабина стала погружаться, он едва смог ухватиться за спасательную петлю, сброшенную с вертолета, но был вытащен и спасен. Клапан его космического скафандра не был закрыт, так что он быстро наполнился водой. Когда Гриссома подняли на вертолет-спасатель, кабина «Колокола свободы» опустилась на океанское дно, и его не поднимали в течение 40 лет. История Гриссома является серьезным напоминанием об опасностях, связанных с возвращением и спасением. Оба суборбитальных полета, несмотря на потерю отделяемой кабины «Колокола свободы», были успешными. И все-таки они казались бледными и скромными по сравнению с достижением Юрия Гагарина.

полёт космического летательного аппарата (КЛА) по баллистической траектории со скоростью, меньшей 1-й космической, то есть без выхода на орбиту искусственного спутника Земли. С. п. состоит из активного участка полёта КЛА при работающих двигателях ракеты-носителя, участка полёта КЛА по баллистической траектории, участков торможения в атмосфере и спуска. С. п. КЛА с человеком на борту проводились в США на космических кораблях по программе «Меркурий» 5 мая 1961 (А. Шепард) и 21 июля 1961(В. Гриссом). Максимальная продолжительность С. п. Гриссома составила около 16 мин, дальность - 504 км, высота - 189 км.

  • - наименование первых в космич. технике сов. маневрирующих управляемых ИСЗ с аппаратурой и системой двигателей, обеспечивающих изменение высоты и плоскости орбиты в полёте...

    Большой энциклопедический политехнический словарь

  • - "... - полет тела, происходящий при отсутствии аэродинамической подъемной силы..." Источник: " ГОСТ 26883-86 . Внешние воздействующие факторы...

    Официальная терминология

  • - наименование первых в космической технике советских маневрирующих ИСЗ, снабженных аппаратурой и системой двигательных установок, обеспечивающих изменение высоты и плоскости орбиты в полёте...

    Большая Советская энциклопедия

  • - полет космического аппарата по баллистической траектории со скоростью меньшей 1-й космической, т.е. без выхода на орбиту искусственного спутника Земли...

    Современная энциклопедия

  • - движение космического летательного аппарата по баллистической траектории со скоростью, меньшей 1-й космической, т. е. без выхода на орбиту искусственного спутника Земли...

    Большой энциклопедический словарь

  • - куда и где. 1. куда. Успешно завершен самый длительный в истории пилотируемый в космос продолжительностью 326 суток. 2. где...

    Управление в русском языке

  • - ...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - -а, муж. Движение, передвижение по воздуху. П. пчелы. П. снаряда. П. на Луну. Счастливого полёта! . П. на лыжах. П. мысли. Птица высокого полёта. | прил. полётный, -ая, -ое. П. вес. Полётное время...

    Толковый словарь Ожегова

  • - сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: чего? а, чему? у, что? , чем? ом, о чём? о е; мн. что? ы, чего? ов, чему? ам, что? ы, чем? ами, о чём? о ах 1. Полётом называют движение, перемещение по воздуху. Полёт ракеты...

    Толковый словарь Дмитриева

  • - а, м. 1. Движение, перемещение кого-, чего-л. летящего. Полет птицы. Полет снаряда. Полет ракеты...

    Малый академический словарь

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - ...
  • - суборбит"...

    Русский орфографический словарь

  • - ая, ое...
  • - суборбита́льный полет полет космического летательного аппарата по баллистической траектории без выхода на орбиту искусственного спутника земли...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - ...

    Формы слова

"Суборбитальный полёт" в книгах

ПОЛЕТ

Из книги автора

ПОЛЕТ Он совсем не помнил себя. Казалось, что радость всегда пронизывала тело. «Тело? Какое оно у меня?» Стоило задать вопрос, и сразу из ничего возник ответ: «Быстрое, гибкое, ветряное!» «Я - Ветер», - осенило его. Рассмеявшись веселым смехом Солнцу, он заструился вниз.И

ПОЛЕТ

Из книги …Я постепенно познаю… автора Гафт Валентин Иосифович

Полет

Из книги Красные фонари автора Гафт Валентин Иосифович

Полет На небо взлетел писатель, Звездный час его настал. Легок, пуст, парит в халате, Все, должно быть,

Полет из ада

Из книги Друзья в небе автора Водопьянов Михаил Васильевич

Полет из ада Наконец, в ясное, солнечное утро 8 февраля 1945 года Девятаев обратил внимание на новый двухмоторный бомбардировщик «хейикель-114», который готовился к полету. К машине подвозили горючее, прогревали моторы. Рабочей команде удалось приблизиться к нему. Узники

ПОЛЕТ

Из книги Валентин Гафт: ...Я постепенно познаю... автора Гройсман Яков Иосифович

ПОЛЕТ На небо взлетел писатель, Звездный час его настал. Легок, пуст, парит в халате, Всё, должно быть,

Полет закончен. «Полет» продолжается

Из книги автора

Полет закончен. «Полет» продолжается И вот всё минуло, заслонилось, ушло в зыбучий песок, но мы по привычке выделяли еще в газетах французские новости.Разъяснялся статус ордена Почётного Легиона в связи с награждением космонавтов. Сообщалось о русском кладбище в

«Полет во сне»

автора Агапова О. Ю.

«Полет на юг»

Из книги Миллион блюд для семейных обедов. Лучшие рецепты автора Агапова О. Ю.

7 июня 1963 года. Самолет Z-326, полетов - 1, время - 0 часов, 25 минут. Тренировочный полет в зону (последний полет в аэроклубе)

Из книги Записки летчика-испытателя автора Орлов Борис Антонович

7 июня 1963 года. Самолет Z-326, полетов - 1, время - 0 часов, 25 минут. Тренировочный полет в зону (последний полет в аэроклубе) На территории ЛИИ стоит небольшой двухэтажный дом, мимо которого я утром хожу на работу. Вид у дома неприглядный: краска облезла, штукатурка облупилась,

Глава 31 Третий суборбитальный

Из книги Тайны ракетных катастроф. Плата за прорыв в космос автора Железняков Александр Борисович

Глава 31 Третий суборбитальный «5 апреля 1975 года произведен запуск ракеты-носителя с пилотируемым космическим кораблем «Союз» для продолжения экспериментов совместно со станцией «Салют-4». На борту корабля находился экипаж в составе Героев Советского Союза

21. Знаменитый «античный» полет Икара - это полет воздухоплавателя Никиты, сына Трофимова, при царе Иване Грозном = Нероне

Из книги автора

21. Знаменитый «античный» полет Икара - это полет воздухоплавателя Никиты, сына Трофимова, при царе Иване Грозном = Нероне 21.1. «Античные» Дедал и Икар Все мы знаем «древнейшую» легенду о гибели Икара. Он поднялся в воздух на искусственных крыльях, но упал и утонул, рис. 2.19

Суборбитальный полёт

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СУ) автора БСЭ

В ПОЛЁТ, ЖУРАВЛИ! В ПОЛЁТ, ЖУРАВЛИ! Сергей Соколкин 07.11.2012

Из книги Газета Завтра 988 (45 2012) автора Завтра Газета

ПОЛЁТ НОРМАЛЬНЫЙ ПОЛЁТ НОРМАЛЬНЫЙ Ретроспектива Марка Шагала в Третьяковке Алексей Касмынин 22.08.2012

Из книги Газета Завтра 977 (34 2012) автора Завтра Газета

Суборбитальный корабль «Космополис-XXI»

Из книги Битва за звезды-2. Космическое противостояние (часть II) автора Первушин Антон Иванович

Суборбитальный корабль «Космополис-XXI» Еще один проект в рамках конкурса «Икс-Прайс» разрабатывается в Акционерном обществе «Суборбитальная корпорация» при участии Экспериментального машиностроительного завода имени Мясищева.Запуск ракетного модуля «Космополис-XXI»