Управление стрессами в организации. Что может предпринять сотрудник

Стресс на рабочем месте - одна из проблем XXI века.

Результаты опросов показывают, что работники жалуются на стресс, вызванный безуспешными попытками добиться баланса в вы­полнении рабочих и семейных обязанностей. Оказание работникам посильной помощи в преодолении стресса стало одной из важнейших задач современных руководителей.

Определение


Сам по себе стресс необязательно плох, он не всегда негативно влияет на нашу жизнь. У него есть две стороны: позитивная и негативная. Кон­структивный стресс оказывает положительное воздействие. Умеренный уровень стресса способствует повышению работоспособности, стиму­лирует творчество и прилежание. Многие студенты знакомы с данной ситуацией-такое напряжение заставляет их усердно заниматься на­кануне экзамена, уделять больше внимание и вовремя выполнять все задания по трудному предмету. Стресс нередко помогает спортсменам или актерам демонстрировать выдающиеся результаты. Деструктивный стресс, или дистресс, является дисфункциональным и для индивида, и для организации. Слишком высокий уровень стресса вызывает пере­грузку, разрушает физическое и психическое здоровье человека, что ведет к невыходам на работу, текучести кадров, ошибкам, несчастным случаям, чувству неудовлетворенности, снижению производительности, неэтичному поведению и даже заболеваниям. Так, ученые критикуют организации со слишком высоким уровнем стресса за то, что они создают «ядовитые рабочие места». Отношение такой ядовитой компании к своим работникам формулируется следующим образом: «Мы со­бираемся поместить вас в условия, в которых вам придется выдерживать невыносимый стиль и темп работы. Мы хотим, чтобы вы пришли к нам и выгорели дотла. А тогда вы можете идти на все четыре стороны».

Определение

Стресс-это общий термин, применимый ко всем испыты­ваемым индивидами формам давления. Несмотря на сущест­вование многочисленных определений и разногласий по по­воду термина «стресс», можно считать, что это - «адаптивная реакция, опосредованная индивидуальными различиями и (или) психологическими процессами, которая является отве­том на любое внешнее воздействие, ситуацию или событие, которые предъявляют к человеку повышенные требования психологического и (или) физического характера».

Симптомы стресса можно разделить на три большие категории: физиологические, психологические и поведенческие.



Раньше исследования были посвящены главным образом физио­логическим симптомам стресса. Возможно, это объясняется тем, что проводили их медики. Эти исследования привели к заключению, что стресс может влиять на обмен веществ, повышать кровяное давление, частоту дыхания и сердцебиения, вызывать головную боль и провоци­ровать сердечные приступы. Однако для руководителей физиологиче­ские симптомы стресса не так уж и важны.

Гораздо важнее в организационной обстановке психологические симптомы стресса. Стресс может вызывать у людей неудовлетворен­ность, в том числе неудовлетворенность работой, которая, по сути, представляет собой простейшее и наиболее очевидное психологиче­ское последствие стресса. Однако стресс проявляется и в других пси­хологических состояниях: внутренней напряженности, беспокойстве, раздражительности, тоске и замедленной реакции.

К. поведенческим симптомам стресса относятся: снижение про­изводительности, склонность к прогулам и перемене места работы, увеличение количества выкуриваемых сигарет или потребляемого алкоголя, ускорение речи, нетерпеливость, беспокойство и бессон­ница.

Психологические и поведенческие последствия стресса у работников оборачиваются для работодателей колоссальными издержками. Например, по некоторым оценкам, стресс на работе обходится аме­риканской экономике ежегодно в сумму 200-300 млрд долл. (прогулы снижение производительности, высокая текучесть кадров, несчастные случаи на работе, затраты на компенсацию работникам, а также непо­средственные выплаты на медицинское обслуживание, юридические услуги и страховку).

Стресс на рабочем месте может быть вызван высоким уровнем тре­бований и низким уровнем контроля над процессом труда. Он связан, прежде всего, с изменениями, которые вызывает взаимодействие лю­дей и их работы.

Стрессовые факторы находятся как в окружающей человека дей­ствительности, так и в его психологическом окружении. Различают рабочие и нерабочие факторы, которые могут являться источниками стресса (стрессорами).

Будучи реалистами, мы должны признать, что полностью устранить стресс из жизни человека -как на работе, так и вне ее -невозможно. Кроме того, рассматривая методы снижения стресса, необходимо пом­нить, что речь идет лишь о деструктивном стрессе.

Лучшей стратегией в борьбе против стресса является его профилак­тика. Она включает в себя меры, направленные, прежде всего на то, чтобы не допустить деструктивного стресса.

Существует несколько путей управления стрессом. Можно изменить объективную реальность, чтобы удалить стрессовый фактор, или из­менить психологическое окружение, в котором находится человек. В других случаях можно изменить стрессовые симптомы таким образом, что они не будут иметь долгосрочного эффекта.

Стрессом можно управлять хотя бы потому, что человек может избежать стрессовых условий, изменить их или научиться эффективно с ними бороться.

Психологический подход к управлению стрессом включает в себя следующие элементы:

1) изменение окружения, в котором возникает стресс;

2) изменение познавательной оценки окружения;

3) изменение поведения для изменения окружения.

Предположим, что человек испытывает стресс на работе. Один путь решения проблемы будет заключаться в изменении места работы внутри компании или уход из нее. Второй путь - это изменение познавательной оценки ситуации. Можно сказать себе, что ситуация не настолько деструктивна, чтобы из-за этого испытывать стресс. Третий путь - изменение поведения на работе путем изменения стиля ра­боты.

Физиологический подход к управлению стрессом утверждает, что хорошее физическое состояние помогает человеку бороться со стрессом очень эффективно. Тренировки, диета, отказ от курения имеют поло­жительный эффект для каждого. Сердцебиение замедляется, кровяное давление снижается, и тело становится более выносливым, повыша­ется способность противостоять стрессу. В наши дни на первый план в занятиях спортом для человека выходит не победа или поражение, а активный образ жизни. Велика роль организации в управлении стрессом.

Любые попытки снижения стресса должны начинаться уже на стадии отбора персонала. Руководство организации должно удосто­вериться в том, что способности нового работника отвечают тре­бованиям его будущей работы, потому что в противном случае он будет испытывать стресс. Объективный анализ содержания пред­стоящей работы во время отбора помогает снизить уровень стресса, устраняя неопределенность. Совершенствование организационных коммуникаций позволяет максимально сократить стресс, обуслов­ленный неопределенностью. Аналогично программа постановки це­лей проясняет работнику его будущие должностные обязанности и ставит перед ним четкие цели (т. е. ожидаемые от него показатели работы).

Необходимо распознавать личные и нерабочие стрессоры и пред­принимать действия, предупреждающие их негативные последствия.

Перепроектирование работы - еще один способ снижения стрес­са. Если стресс вызван скучной работой или непосильной для челове­ка нагрузкой, работу можно попытаться перестроить таким образом, чтобы повысить интерес работника к ней или сократить величину нагрузки.

Если же стресс достигает деструктивного уровня, то можно при­менить специальные техники управления стрессом. Для этого сначала необходимо распознать симптомы стресса, а затем предпринять необ­ходимые шаги для выполнения работы на уровне, предупреждающем развитие деструктивного стресса. Сегодня мы все чаще сталкиваемся с употреблением слова «благополучие». Личное благополучие включает в себя раскрытие физического и психического потенциала посредст­вом персональной программы улучшения здоровья. Эта концепция предусматривает ответственность самого человека за повышение и со­хранение благополучия с помощью дисциплинированного отношения к физическому и психическому здоровью. Организация может извлечь пользу, поддерживая личное благополучие. Проведенные зарубежными специалистами исследования показали, что фирмы экономят до 600 долл. в год на каждом работнике, помогая снизить риск возникновения серьезных проблем со здоровьем.

ЭТО ВАЖНО!

Организациям, которым удалось создать благоприятную рабочую обстановку и которые вкладывают крупные инве­стиции в своих сотрудников, легче всего извлечь максимальную выгоду из их талантов и рабочего потенциала. Специалисты утверждают: «Единственное, что обеспечивает вам отрыв от ваших конкурентов, - это навыки, знания, заинтересован­ность и способности людей, работающих на вас. Организации, которые правильно обращаются со своим людьми, получают высокие прибыли».

Стресс (от англ. stress - давление, нагрузка, напряжение) – состояние общего напряжения орг-ма, возникающее в результате различных причин; это общая реакция организма на физическое или психологическое воздействие. Эмоциональный стресс, который появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды.

Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок или информационного вакуума.

Психологический стресс является следствием нарушения психологической устойчивости личности по целому ряду причин: задетое самолюбие, незаслуженное оскорбление,

Хронический стресс предполагает наличие постоянной (или существующей длительное время) значительной нагрузки на человека. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой, световой и другие стрессы. В менеджменте в основном рассматривают психологический стресс. Выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса.

В любой организации существуют ситуации, которые вызывают стресс, например нехватка времени для выполнения всего объема работ. Когда ситуация выходит из-под контроля, появляется нервозность, обеспокоенность.

Стресс - это результат взаимодействия человека и внешней среды. Он охватывает не только эмоциональную и психологическую, но и физическую сферу человека. Причины стресса. Основной причиной стресса являются перемены, нововведения, частота которых в современных условиях резко возросла.

Если менеджер ощущает наличие частых стрессов, он должен стремиться к устранению факторов, которые делают стресс чрезмерным. При этом необходимо четкое представление симптомов стресса.

Симптомы стресса:

o проблемы здоровья, нарушения сна;

o нервозность и напряжение, хроническое переживание, неспособность к отдыху;

o чрезмерное употребление алкоголя или курение;

o чувство неспособности справиться с чем-либо;

o эмоциональная неустойчивость;

o впечатлительность и легкая ранимость.

По мере того как менеджер решает собственные проблемы с напряженностью, он одновременно должен решать аналогичные проблемы своих подчиненных, максимально уменьшая факторы риска в отношении стрессовых симптомов. Поэтому менеджеры должны стремиться к исключению источников стресса как для себя, так и для своих сотрудников.

Динамика стресса: Выделяют три стадии развития стресса:

1) возрастание напряжения или мобилизация;

2) адаптация

3) истощение, спад внутренней активности до фонового уровня, а иногда и ниже, или дезорганизация

Стадия мобилизации (тревоги) характеризуется ростом интенсивности реакций, повышением четкости познавательных процессов, ускорением их, готовностью быстро вспомнить необходимую информацию. На этой стадии организм функционирует с большим напряжением, однако он справляется с нагрузкой с помощью поверхностной или функциональной мобилизации, без глубинных структурных перестроек. Например, подготовка срочной работы к заданному сроку, подготовка студентов к сессии.


Стадия адаптации проявляется за стадией мобилизации при условии, что стресс продолжается длительный период времени. Оптимальный уровень – переносимый стресс воспринимается как позитивное явление, как вызов со стороны ситуации, но при этом контроль за ситуацией остается за индивидом. Данное положение позволяет добиваться высокого уровня производительности. Все параметры, выведенные из равновесия на первой стадии, закрепляются на новом уровне. Но если данная стадия стресса затягивается, то наступает переход к третьей стадии.

Стадия дезорганизации возникает при устойчивом сохранении стрессовой нагрузки. На этой стадии может произойти нарушение внутренней регуляции поведения личности, происходит потеря контроля над ситуацией.

Факторы, вызывающие стресс:

1.Организационные факторы, вызывающие стресс, определяются позицией индивида в организации. Рассмотрим примеры.

Трудовая деятельность индивида – ограничения, вызываемые режимом, сменностью работы в организации, внедряемые организационные изменения, новые технологии, которые индивиду приходится постоянно осваивать.

Взаимоотношения в организации – построение и поддержание хороших отношений с начальником, коллегами, подчиненными. Эта причина является одной из наиболее стрессовых для работников.

Недостаточно ясное понимание работником своих роли и места в производственном процессе, коллективе. Такая ситуация бывает вызвана отсутствием четко установленных прав и обязанностей специалиста, неясностью задания, отсутствием перспектив роста.

Недостаточная нагрузка сотрудника, при которой работнику не представляется возможности продемонстрировать свою квалификацию в полной мере.

Необходимость одновременного выполнения разнородных заданий, не связанных между собой и одинаково срочных. Данная причина характерна для руководителей среднего звена в организации при отсутствии разграничения функций между подразделениями и уровнями управления.

Неучастие работников в управлении организацией, принятии решений по дальнейшему развитию ее деятельности, особенно в период резкого изменения направлений работы. Такое положение характерно для крупных отечественных предприятий, где не налажена система управления персоналом и рядовые сотрудники оторваны от процесса выработки решений. На многих западных фирмах существуют программы вовлечения персонала в дела фирмы и разработки стратегических решений, особенно при необходимости увеличения объема производства или улучшения качества выпускаемых изделий.

Карьерное продвижение – достижение индивидом карьерного потолка или же чрезмерно быстрое карьерное продвижение.

Физические условия труда – слишком высокая или низкая температура в рабочем помещении, сильные запахи, недостаточная освещенность, повышенный уровень шума.

2.Внеорганизационные факторы вызывают стрессы в результате действия следующих обстоятельств:

Отсутствия работы или длительного ее поиска;

Конкуренции на рынке труда;

Кризисного состояния экономики страны и, в частности, региона.

3.Личностные факторы, вызывающие стрессовые состояния, формируются под воздействием состояния здоровья, семейных проблем, эмоциональной неустойчивости, заниженной или завышенной самооценки.

В результате действия перечисленных причин возможны следующие последствия стресса: субъективные, поведенческие, физиологические.

Субъективные последствия предполагают возникновение у человека чувства беспокойства, тревоги, повышенную утомляемость. При проявлениях стресса у индивида усиливаются негативные поведенческие последствия в организации в виде прогулов, неудовлетворенности работой, распространении слухов, сплетен. Физиологические последствия проявляются как повышение артериального давления, сердечно-сосудистые заболевания, нарушение сна, апатия.

Управление стрессом: Управление индивидуальными стрессами представляет собой способы адаптации личности к стрессовой ситуации. Существует несколько уровней управления стрессами.

Первый – на уровне организации, в результате изменений в политике, структуре производства, выработке четких требований к сотрудникам, оценке их деятельности.

В некоторых организациях, преимущественно в зарубежных компаниях и в отдельных отечественных банковских структурах, проводят тренинги релаксации (после работы, 2-3 раза в неделю) под руководством психолога.

Второй уровень управления стрессом – для отдельной личности. Предназначен для того, чтобы уметь справляться со стрессами индивидуально, используя рекомендации и специальные программы по нейтрализации стрессов. Такие программы включают медитацию, тренинг, физические упражнения, диету и иногда даже молитву. Они помогают человеку почувствовать себя лучше, расслабиться.

Учитесь правильно распоряжаться своим временем.

Умейте переключать свою деятельность.

Заставьте стресс работать на вас.

Посмотрите на ситуацию со стороны.

Все проходит, пройдет и это.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

Депре́ссия - это психическое расстройство, характеризующееся «депрессивной триадой»: снижением настроения и утратой способности переживать радость (ангедония), нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.), двигательной заторможенностью. При депрессии снижена самооценка, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности. В некоторых случаях человек, страдающий ею, может начать злоупотреблять алкоголем или иными психотропными веществами.

Отличие дипрес. от стресса:

Стресс это общее название реакции организма на психологическое или иное воздействие.
Депрессия-это заболевание, которое требует вмешательства специалистов и достаточно хорошо поддается лечению.

Стресс - это сильное эммоциональное потрясение. А депрессия - это последствия стресса. Когда организм человека не справляется с тяжелой психической травмой.

Стресс - это временное явление, которое возникает при различных вмешательств из вне. Человек получивший стресс обычно испытывает недомогания со стороны сердечно - сосудистой системы: боли в сердце, повышенное давление, учащенное сердцебиение, возможны обмороки. Стресс обычно лечится седативными препаратами и проходит в течении нескольких дней. Депрессия - начинается незаметно и носит нарастающий характер. Обычно окружающие начинают бить тревогу, когда человек уже находится в глубокой стадии депрессии: человек замыкается в себе, у него пропадет интерес к жизни, появляются мысли и разговоры о смерти. Лечится депрессия длительное время Антидепрессантами и седативными препаратами.

Модификация поведения особенно необходима сотрудникам, отличающимся повышенной активностью, чрезмерной напористостью и живущим с постоянным ощущением . Модификация поведения заключается в замене негативной эмоциональной реакции на стрессовую ситуацию на позитивную.

Индивидуальный стресс-менеджмент зависит от личных качеств сотрудников - на то он и индивидуальный. Существует такое понятие, как индивидуальный временной предел стресса . Некоторым нипочем даже длительные значительные перегрузки, такие работники достаточно легко адаптируются к стрессу, не теряя работоспособности. Кому-то достаточно даже небольшой перегрузки, чтобы почувствовать себя полностью выбитым из колеи. А есть категория работников, которых стресс мобилизует - только в стрессовой ситуации они способны работать с полной отдачей.

Стресс-менеджмент - это не просто модное словосочетание. Управление стрессом - это необходимое условие нормальной профессиональной деятельности. Работа без стресса невозможна, даже самый дружелюбный коллектив и самая спокойная должность не гарантируют полного избавления от стрессоров. А если стресс на работе нельзя предупредить - с ним нужно уметь бороться, и осознанное управление стрессом - ваш надежный союзник в этой борьбе.

Наряду с конфликтами важную роль в жизни людей играют стрессы.

Стресс - это состояние психической напряженности, которая возникает в ситуациях, когда человеку либо трудно предположить, что произойдет в дальнейшем (например, ситуация дефицита вре­мени), либо он сталкивается одновременно с таким большим чис­лом событий или информации, что не в состоянии это оценить или принять решение. Стресс - это обязательный компонент че­ловеческой деятельности.

В зависимости от вида и характера стрессы бывают физиологи­ческими и психологическими.

Физиологические стрессы возникают, когда происходит накоп­ление критической массы усталости от стрессовых ситуаций - «синдром хронической усталости». Результаты таких стрессов - болезни (язва желудка, астма, мигрень, болезни сердца и т. д.).

Психологические стрессы делятся на информационные и эмоци­ональные. Информационные стрессы возникают в ситуации ин­формационных перегрузок, когда человек не справляется с задача­ми, не успевает принимать решения и т. д. Работа руководителя, его подчиненных в стрессовых ситуациях может привести к не­правильному выполнению обязанностей. Руководителю важно за­ботиться о рациональной организации труда подчиненных, созда­нии и укреплении морально-психологического климата в коллек­тиве, что в значительной мере позволяет исключить стрессовые ситуации.

Эмоциональные стрессы появляются в ситуациях угрозы, опас­ности, обиды. Человек становится раздражительным, теряет аппе­тит, впадает в депрессию, понижается его интерес к общению.

Причинами стресса могут быть:

организационные факторы - перегрузка, недогрузка, несогла­сованность, низкое качество плановых заданий;

конфликт ролей, когда к работнику предъявляются противоре­чивые требования;

неопределенность ролей в будущем;

неинтересная работа;

личностные факторы.

Стресс наряду с отрицательным может оказывать и положитель­ное влияние. Положительное влияние состоит в том, что он спо­собствует мобилизации усилий человека для выполнения работы.

Поскольку стрессы неизбежны, менеджер должен научиться управлять ими.

Управление стрессами - это процесс целенаправленного воз­действия на персонал организации с целью адаптации личности к стрессовой ситуации, устранения источников стресса и овладения методами их нейтрализации всем персоналом.

Есть два подхода к управлению стрессами:

внести изменения в менеджмент, чтобы устранить причины стрессов; для этого надо оценить способности, потребности, склонности работников, четко определить зону своих полномо­чий и ответственности, использовать двустороннюю коммуника­цию и т. д.;

принять конкретные меры индивидуального характера, разра­батывать программы по нейтрализации стрессов (медитация, рас­слабление, психоанализ, диета, спорт и т. д.).

Одна из насущных задач современного менеджмента - поиск путей повышения стрессоустойчивости человека. Стрессоустойчивость менеджера - это его способность сознательно противо­стоять длительному стрессу. Известно, что при долгом пребыва­нии в состоянии даже слабого стресса создается серьезная опас­ность для психического состояния менеджера и его здоровья.

Контрольные вопросы и задания

1.Сформулируйте понятие конфликта. Каковы его виды?

2.Какие этапы проходит конфликт в своем развитии?

3.Каковы функции конфликтов?

4.Как может быть разрешен конфликт?

5.Как менеджер может управлять стрессами?

В наше время стресс – очень распространенное и частовстречающееся явление. Ему подвержены и дети, и взрослые. В этой статье мы поговорим про управление стрессом.

Управление стрессом – это умение выявлять стрессовые ситуации и во время на них реагировать.

Вы узнаете, что такое стресс, какие существуют стадии стресса, а также какие есть способы избежания и преодоления стрессовых ситуаций.

Что такое стресс?

Давайте для начала разберемся, что же такое стресс?

Термин «стресс» (англ. stress- давление, напряжение) впервые ввел канадский ученый, физиолог и эндокринолог Ханс Селье для обозначения неспецифической реакции организма на действие раздражителя.

X. Селье дал следующее определение стресса:
«Органическое, физиологическое, нервно-психическое расстройство; нарушение обмена веществ, вызванное раздражающими факторами».

Условно стресс можно подразделить на позитивный (приносит пользу организму) и негативный (наносит непоправимый вред здоровью). Примером позитивного стресса может служить волнение каскадеров перед работой, мобилизующее жизненные силы организма.

Любой стресс повышает в организме уровень норадреналина - гормона страха и агрессии, который заставляет сердце биться гораздо чаще, чем в состоянии душевного покоя. При легком стрессе уровень норадреналина повышается в 2,5-4 раза, при сильном - в 20-25 раз.

Если организм находится под воздействием стресса в течение длительного времени, мощные дозы гормонов, начинают пагубно влиять на иммунную систему. При поражении иммунной системы заболевает ослабленный орган.

Вот список болезней, связанных со стрессом:

  • повышенное кровяное давление;
  • мигрень; разные формы аллергии;
  • астма;
  • диабет;
  • заболевания сердца;
  • гиперфункция щитовидной железы;
  • кожные заболевания;
  • депрессии и неврозы.

Как вы видите список немаленький, поэтому лучше приложить все усилия, чтобы избежать стресса, чем потом справляться с это последствиями.

Чтобы эффективно управлять стрессом необходимо знать стадии развития стресса.


Согласно X. Селье, в развитии стресса выделяют три основные стадии:

  • стадия опасности , при которой мобилизуются защитные свойства организма;
  • стадия резистентности , или компенсации, во время которой организм приспосабливается к стрессовым ситуациям;
  • стадия истощения как следствие длительного воздействия стресса.

На первой стадии человек испытывает трудности, когда необходимо решить важное дело, от которого многое зависит; с чувством страха ожидает серьезного разговора, экзамена, публичного выступления и т. д.

На второй стадии , в период так называемой резистентности, или компенсации, человек может в какой-то степени скрыть свои затруднения. Окружающим он будет казаться просто более раздражительным, чем обычно, или в плохом настроении. Это небольшое изменение в поведении на самом деле является тревожным симптомом, на который следует обратить внимание, чтобы понять его причины.

На третьей стадии , стадии истощения, изнеможения, дистресса (от английского distress- горе, истощение, болезнь) организм быстро истощается, что приводит к разбалансированию механизмов адаптации, а процесс развития стресса переходит определенные границы, и речь идет уже о чрезмерном стрессе.

Характерные физиологические проявления чрезмерного стресса:

  • отсутствие аппетита или, наоборот, постоянное чувство голода как результат чрезмерного напряжения;
  • частые расстройства пищеварения: изжога, запор или понос;
  • непроходящее чувство усталости;
  • повышенная потливость;
  • нервный тик;
  • головные боли;
  • мышечные судороги;
  • затрудненное дыхание;
  • обмороки;
  • слезливость без видимой причины;
  • неспособность долго оставаться на одном месте;
  • повышенное или пониженное кровяное давление.

Вышеописанные стадии стресса помогут вам точно выявить наличие стресса

Что же необходимо делать, чтобы избежать появления стресса в вашей жизни?


12 безопасных способов противодействия стрессу:

  1. Работайте не более 8 часов ежедневно.
  2. Старайтесь придерживаться более ритмичного режима питания, будьте умеренны в еде и получайте удовольствие от этой умеренности.
  3. Улыбайтесь и проявляйте как можно больше оптимизма при общении с людьми.
  4. Регулярно делайте физические упражнения на свежем воздухе.
  5. Заполняйте свой досуг каким-нибудь творческим занятием и получайте от него удовольствие.
  6. Сосредоточьтесь на настоящем и преодолейте привычку «зацикливаться» на прошлом и будущем. Вы живете в настоящем, поэтому извлекайте из него все возможное, переживайте каждый момент того, что существует сейчас.
  7. Не начинайте очередную работу, не завершив предыдущей. Начинайте новое дело без страха, иначе оно покажется вам труднее, чем есть в действительности.
  8. Намечайте реальные сроки окончания той или иной работы.
  9. Ставьте перед собой разрешимые задачи, а достигнув цели, отметьте свой успех и поздравьте себя с ним.
  10. Проявляйте чувства открыто, а когда это невозможно, постарайтесь избавиться от напряжения, связанного с этим ограничением.
  11. Не прибегайте к постоянной поддержке других людей, чтобы справиться с собственными проблемами. Берите ответственность на себя.
  12. Не играйте в игру «ПОИСК виновного».

Соблюдение этих несложных правил сбережет вам кучу нервов и избавит вас от стресса.

Следуйте этим правилам и будьте счастливы!

© «Элатриум» — пространство гармонии и процветания.

Статья «Управление стрессом » подготовлена специально для

Копирование статьи (частично или целиком) возможно лишь с указанием ссылки на источник и с сохранением целостности текста.