Уровни воображения в психологии. Что такое воображение? Уровень воображения у разных людей

Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.

Виды воображения

  • Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
  • Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
  • Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
  • Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Функции воображения:

  1. Образное представление действительности;
  2. Регулирование эмоциональных состояний;
  3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;
  4. Формирование внутреннего плана действий.

Способы создания образов воображения:

  • Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.
  • Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.
  • Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.

Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию.

Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.

Особой формой воображения является мечта – самостоятельное создание новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.

Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т.е. связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. При классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности.

Вконтакте

процесс перехода от отражения реального объекта к построению образа, подчиненного субъективной динамике, и результат которого, по его содержанию, рассматривается в установке «отображения» (придается реалистический статус).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ВООБРАЖЕНИЕ

фантазия, психический процесс, заключающийся в создании образов существующих и несуществующих предметов, которые в данный момент не воспринимаются. Работа В. осуществляется на основе переработки памятью прошлых восприятий и переживаний. В. может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное В. чаще всего вызывается неудовлетворенными желаниями, способствующими представлению тех ситуаций, реальных или нереальных, в которых эти желания могут быть удовлетворены. В произвольном В. происходит разработка образа с заранее поставленной целью, например представляется ситуация, в которой будет выполнена определенная деятельность. Различают также пассивное и активное В. Пассивное В. лишено действенности, для него характерно создание образов и планов, которые не воплощаются в жизнь. В этом случае В. выступает как суррогат деятельности, с помощью которого человек уклоняется от необходимости действовать. Пассивное В. может быть преднамеренным и непреднамеренным. Непреднамеренное пассивное В. наблюдается при ослаблении деятельности сознания, во сне, при патологических расстройствах сознания. Преднамеренное пассивное В. продуцирует специально создаваемые образы (грезы), не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь. Преобладание в В. грез свидетельствует об определенных дефектах развития личности. Активное В. может быть творческим (продуктивным) и воссоздающим (репродуктивным). Воссоздающее В. имеет в своей основе создание образов, соответствующих описанию, например при чтении учебной и художественной литературы. Творческое В. предполагает самостоятельное создание образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности; оно - неотъемлемая сторона технического, художественного и любого иного творчества. Особый вид творческого В. - мечта, создание образов желаемого будущего, не воплощаемых непосредственно в той или иной деятельности. Первые проявления В. относятся к 2,5-3 годам. В этом возрасте ребенок начинает действовать в воображаемой ситуации, прежде всего в предметной игре. Его В. еще неустойчиво, не подчиняется определенной задаче. В более старшем возрасте В. развивается в сюжетно-ролевой игре, предоставляющей большие возможности для детского творчества. Появляются первые попытки словесного творчества, конструирования и т.д. Некоторые особенности В. проявляются во всех видах деятельности, например в литературном и музыкальном творчестве, в изобразительной деятельности и пр. С одной стороны, это умение гибко использовать свой опыт, находить разнообразные сочетания его элементов. С другой стороны, В. позволяет ребенку не только создавать новые образы, но и выражать свое отношение к ним. Именно эти общие способности характеризуют уровень творческого В. ребенка. У старшего дошкольника появляется способность подчинять свое В. определенному замыслу. Задача взрослого - помочь ребенку реализовать задуманное, поощрять его творческую активность. Школа предъявляет требования в основном к памяти, мышлению, и нередко В. ребенка, не получив должного развития в дошкольном детстве, постепенно тускнеет и далеко не всегда проявляется в старшем возрасте. См. также Ложь

Воображение в жизни человека

15.04.2015

Снежана Иванова

Воображение – это психический познавательный процесс, направленный на моделирование нового образа или идеи.

Воображение – это психический познавательный процесс, направленный на моделирование нового образа или идеи. Воображение сильно связано с другими процессами: памятью, мышлением, речью и вниманием. Ведь для того, чтобы четко себе что – то представить, необходимо обладать полной информацией об интересующем предмете, уметь анализировать и сопоставлять.

В повседневной жизни мы часто прибегаем к необходимости представить что – то в своей голове. Скажем, абстрактные понятия или художественные образы, так или иначе, нуждаются в том, чтобы вообразить их, так они легче запоминаются. Воображение помогает сделать внутренний мир человека ярче и насыщеннее. Данный процесс позволяет личности вовремя провести прогнозирование какой – то ситуации, выстроить имеющиеся перспективы и внутренне приготовиться к последствиям своего выбора. Иногда люди с чрезвычайно развитым воображением страдают тем, что начинают создавать такие образы, которые не имеют никакого отношения к действительности, тем самым вводя себя и окружающих в заблуждение. Воображение человека помогает творческим натурам создавать уникальные авторские произведения. Сущность его как процесса заключается в том, чтобы конструировать из имеющихся образов новые — неповторимые и уникальные.

Виды воображения

В современной психологической науке принято различать произвольное (преднамеренное) воображение и непроизвольное. Во втором случае сам процесс проявляет себя в сновидениях, которые видит человек. То есть, пережитые за день события и переживания трансформируются в индивидуальные образы, которые личность продолжает «прокручивать» во сне.

Преднамеренное воображение активизируется только при участии воли человека и включает в себя несколько подвидов: воссоздающее, творческое, мечта. Воссоздающее воображение работает на основе имеющихся представлений о том или ином предмете. Так, при чтении художественной литературы, мы бессознательно выстраиваем у себя в голове абстрактные картины, дополняем их собственными представлениями, смыслами и значениями. Нередко получается так, что одно и то же произведение рождает у людей различные (и даже противоположные) образы.

Творческое воображение формируется посредством преобразования имеющихся представлений о мире в неповторимые структуры. Творческий процесс рождает новый продукт, который обязательно отражает индивидуальное видение мира его создателя. Особым видом воображения является мечта . Этот тип воображения отличается тем, что в нем всегда создается образ желаемого, нет особенной нацеленности на результат, чтобы получить его здесь и сейчас. Устремленность в будущее и эфемерность рождающегося образа иногда приводит к уходу от реальности, к пребыванию в мире грез и фантазий. Если человек строит активные планы на реализацию задуманного, то мечта превращается в цель, которой воплотиться в реальности гораздо легче.

Функции воображения

Воображение как психический познавательный процесс выполняет основную задачу отражения объективной реальности. Человеческий мозг способен полноценно воспринимать информацию только тогда, когда она ему по – настоящему интересна. Среди основных функций принято выделять следующие:

  • Целеполагание и планирование. Прежде, чем взяться за какое – то дело, человеку необходимо представлять его конечный результат. В отдельных случаях от способности прогнозировать и выстраивать последовательность шагов зависит успешность предприятия. Воображение здесь выступает связующим звеном между желаемой целью и конечным продуктом деятельности. В данном случае оно конкретно, не имеет ничего общего с фантазиями. Мечта может вести человека к новым свершениям, но только в том случае, когда он готов действовать, предпринимать практические шаги в желаемом направлении.
  • Познавательная функция. Никакая деятельность невозможна без постоянной работы над собой. Чем бы ни был занят человек, для успешного становления ему всегда требуется продуктивная деятельность. Потребность узнавать новое, совершенствовать свои навыки и умения приводит к процессу активизации познавательной активности.
  • Приспособительная функция. Данная функция заключается в необходимости объяснить себе непонятные явления. Так в древности люди создавали легенды и сказки, используя воображение, чтобы минимизировать собственный страх перед неизвестным.
  • Психотерапевтическая функция. Воображение может успешно использоваться человеком в качестве психологической защиты, когда он «придумывает» несуществующие реалии таким образом, чтобы они соответствовали его внутренней готовности воспринимать окружающий мир. Терапевтическая направленность находит выражение в сублимированных образах, обозначении и признании собственных чувств.

Формы воображения

  • Агглютинация. Представляет собой своеобразное слияние образов различных свойств предметов. На этом приеме основаны все мифические существа: кентавр, русалка и т.д. Агглютинация появляется в результате комбинирования отдельных характеристик и формирования смешанного образа.
  • Акцентирование. Проявляется в намеренном преувеличении, заострении внимания на какой – либо отдельной черте литературного или мифического персонажа. Например, мальчик с пальчик был таким крошечным, что рост можно было сравнить с мизинцем.
  • Гиперболизация. Увеличение или уменьшение объекта до предельного размера воображением, тем самым достигается эффект абсурдности. Гиперболизация часто подчеркивает характер какого – то персонажа, заставляет читателя выстраивать собственные предположения, почему так произошло.
  • Типизация. Даже самый творческий образ создается по определенному типу. Схематизация облегчает процесс создания картины объекта воображением и упрощает ее восприятие. За основу берутся существенные признаки, и на их сути выстраивается целостный образ.
  • Схематизация. Помогает построить новый образ на основе имеющихся представлений того или иного предмета. Общая схема строится путем выделения схожих черт и перенос их на другие объекты.
  • Обострение. Заключается в намеренном акцентировании отдельных признаков объектов.
  • Перенос признаков. Может проявляться в создании несуществующих объектов, мифических и фантастических существ, неодушевленных предметов и наделении их признаками живого.
  • Приемы воображения влияют на моделирование индивидуальной реальности, создание качественных образов, ранее не существовавших. Весь эффект достигается с помощью воображения.

Особенности воображения

Посредством данного психического процесса каждый индивид имеет уникальную возможность создавать и моделировать собственную реальность. Особо значимые потребности, такие как самореализация и личностный рост находят прямое отражение с помощью воображения. Так, например, художник способен отобразить в произведении те вопросы, которые наиболее сильно волнуют его самого, тем самым уменьшив количество собственных переживаний по этому поводу. Воображение прекрасно помогает процессу сублимации. Роль воображения в любом виде деятельности чрезвычайно высока.

Развитие воображения

Воображение как процесс, помогающий познавать окружающий мир, можно и нужно совершенствовать. Для решения этой задачи как нельзя лучше подойдут специальные упражнения и занятия, направленные на его развитие. Надо сказать, что воображение невозможно развивать отдельно от внимания, памяти и мышления. Именно поэтому представленные ниже задания способствуют заметному прогрессу всех познавательных процессов, ведущим из которых является воображение.

  • Прогнозирование будущей ситуации. Развитие воображения начинается с формирования навыка четко представлять себе предмет или явление. Прежде чем приступить к какому – либо делу, постарайтесь заранее продумать, что из этого выйдет. Ответьте себе на вопрос, чего хотите получить в результате, какой видите конечную цель. Доказано, что умение представлять, мыслить конструктивно в направлении заданной цели формирует уверенность в себе, дает дополнительные силы, прибавляет решимости, уменьшает сомнения.
  • Создание художественного образа. Подойдет написание сказки, рассказа, создание портрета или пейзажа. Сюда можно включить и вышивание, главное, чтобы вам нравился сам процесс. Для начала постройте у себя в голове образ, который хотите изобразить. Постарайтесь, чтобы он был ярким, привлекающим внимание, помогающим раскрыться вашим стремлениям и талантам. Не обязательно создавать «Войну и мир», можно ограничиться небольшим стихотворением или зарисовкой, главное условие – творчество должно вдохновлять на новые идеи. Хорошо, если в процессе воображения начнут возникать свежие образы и задумки. Упражнение направлено на формирование умения развивать образ, давать ему раскрыться во всей полноте и многообразии.
  • Дорисовывание фигуры. Упражнение заключается в формировании навыка создавать картину в воображении из ничего, прекрасно тренирует внимание к мелочам, учит понимать, что из самых незначительных деталей можно смоделировать новый образ. В центре на листе бумаги, как правило, изображен фрагмент фигуры, которую требуется дорисовать. Если раздать такие листы участникам небольшой группы и попросить их выполнить задание, у каждого в результате получится свой неповторимый рисунок. Процесс воображения у каждого человека работает сугубо индивидуально.
  • «Я – успешный человек». Если вы давно мечтаете о самореализации, то выполнение данного упражнения принесет вам большую радость и колоссальный подъем энергии. Представьте себе, что вам необходимо для того, чтобы считать себя состоявшейся личностью. Основная задача заключается в том, чтобы как можно конкретнее осознать и удержать в сознании то занятие, которое приносит максимальное удовлетворение, помогает развиваться вашей личности. Когда этот образ будет найден, продолжайте рисовать в своем воображении картину идеального успеха, отмечайте, какие события должны произойти в дальнейшем. Упражнение уникально тем, что позволяет не только тренировать воображение, но и нацеливает человека на положительный результат, помогает развить веру в собственные силы и возможности.

Данные упражнения на воображение способствуют формированию индивидуального видения жизни, выстраиванию перспектив для личностного и профессионального продвижения. Задания можно выполнять каждый день, они подходят представителям любых профессий и званий. Конечно, гораздо легче их будет выполнить творческим людям, имеющим отношение к живописи, литературе, музыке, дизайнерскому делу и т.д.

Таким образом, роль воображения в жизни человека чрезвычайно значима и глубока. Ведь каждому из нас в любой деятельности требуется владеть абстрактным мышлением, уметь представлять себе желаемый эффект. Старайтесь читать больше книг, участвовать в культурной и общественной жизни города, постоянно совершенствуйте свой потенциал. Развитое воображение является неотъемлемой составляющей успешной личности.

Улучшить свою жизнь и добиться поставленных целей способно помочь наше воображение. С помощью специальных методик его можно развить и использовать для собственного благополучия.

Воображением может пользоваться каждый. Эта исключительная способность напрямую связана со многими аспектами жизни. С помощью воображения каждый человек сможет воплотить свои фантазии в реальность, послав импульс головному мозгу для активных действий.

Для чего необходимо воображение

Используя принцип реализма мы лишаем себя возможности фантазировать, тем самым закрывая пути развития во многих сферах. Есть несколько причин, которые помогут вам осознать необходимость развития воображения.

1. Развитие фантазии способствует тренировке мозга , развитию гибкости ума и делает мышление более продуктивным. С помощью развития воображения вы становитесь умнее, быстрее выстраиваете логические цепочки и решаете многоходовые задачи.

2. Воображение способствует извлечению знаний из подсознания. С помощью фантазий человек аккумулирует собственную энергетику, направляя импульс мозгу для реализации творческих идей и задумок. Воображение формирует силу для успешной и продуктивной жизни с помощью неординарных решений поставленных перед вами задач.

3. С помощью воображения вы сможете достичь гораздо больших высот в карьере, ведь мышление, способное генерировать идеи, дает вам преимущество в развитии собственного бизнеса, проявления творческих наклонностей. Человек с хорошей фантазией способен на креативные свежие решения и идеи, которые помогают качественной работе.

Как развивать воображение

Психологи всерьез обеспокоены тем, что у современных детей практически отсутствует воображение и скудно развита фантазия. Во многом они усматривают вину телевизионных передач и гаджетов, которые не дают возможности развивать гибкость ума. Способ подачи простой информации не дает пищи к размышлению , и это ведет к оскудению знаний, не давая возможности задействовать те участки мозга, которые отвечают за творчество. Те же проблемы наблюдаются у взрослых, которые в угоду современным видеороликам перестали пользоваться литературой и напрягать память и мозг для решения задач самостоятельно.

Для того, чтобы активировать мозговую активность, следуйте несложным правилам, и в скором времени вы заметите положительные изменения, которые улучшат вашу память и интеллектуальные возможности.

1. Одним из ежедневных правил является мысленное моделирование жизненных ситуаций. Представляйте себе сюжеты во всех мельчайших подробностях, добавляйте новые детали. К примеру, представьте себе ваше нахождение в каком-либо месте. Добавьте в воображении тихое музыкальное сопровождение, ароматы блюд, шум города или звуки природы. Такие упражнения позволят вам с легкостью воспроизводить в воображении множество вариантов развития событий.

2. Не забывайте читать. Чтение развивает вашу фантазию, обогащает словарный запас. Часто встречающиеся литературные приемы, которые провоцируют вас на чтение между строк, нагружают мозг, позволяя ему анализировать предложенный текст, видеть героев произведения, представлять их в предложенной ситуации. Мозг — это мышца, и чем чаще вы ее напрягаете, тем более продуктивной становится ваша жизнь.

3. Заведите себе дневник, в который будете записывать свои мысли, эмоции и переживание. Мысли, проявленные на бумаге, заставляют мозг работать с удвоенной силой, подыскивая правильные слова для описания того, что с вами произошло. Этот способ также поможет вам увеличит словарный запас и научит правильно выражать мысли.

4. Общайтесь с людьми, которые буквально горят множеством идей. Их богатое воображение и энергетика будет передаваться и вам. Окунувшись в мир фантазий и новых идей, вы попросту не сможете отказаться от этого увлекательного занятия.

Вы когда-нибудь о чем-нибудь мечтали? Свойством психики, которая развивается с самого детства, является склонность к воображению. Что из себя представляет данное свойство в психологии? Какие существуют его виды? Фантастическое представление чего-либо позволяет детям развивать свое воображение, которое связано с еще одним немаловажным свойством – творчеством.

Каждый творческий человек является тем, у кого хорошо развито воображение. Это умение увидеть картину будущего до того, как она будет реализована. Это умение во всех красках представить то, что нужно сделать.

Развитое воображение позволяет предвосхищать события, прогнозировать. Можно сказать, что люди со сверхъестественными способностями также обладают развитым воображением. Маленькие дети, которые что-то рисуют, лепят, конструируют, тоже пользуются своим воображением. Оно позволяет делать мир совершеннее, интереснее, краше, особенно в те минуты, когда реальность не сильно привлекательна.

Что такое воображение?

Все люди пользуются своим воображением. Степень данного процесса зависит только от уровня его развитости. Что такое воображение? Это мыслительная, осознанная деятельность человека, который представляет наглядно-образные картины в своих мыслях. Другими словами данный процесс называют мечтательностью, фантазированием, визуализацией.

Воображение помогает представить картины, которые пока еще не реализовались, их трудно воплотить на сегодняшний день либо отсутствует необходимость в их исполнении. В некоторой степени человек через воображение ищет выход из ситуации, даже если речь идет просто о визуализации своего желания.

Психологами пока полностью не изучен феномен воображения, поскольку он невидим, неощутим, его невозможно измерить или потрогать. Под воображением понимается способность человека воссоздавать картины любой направленности, которые основаны на имеющемся опыте, который был получен ранее.

Очень важным становится воображение в профессиональной деятельности или на этапе, когда необходимо найти новое решение проблемы, которая является уникальной или ранее неизвестной. Здесь человек проявляет творческую натуру. Используя воображение, человек может найти новые выходы в решении поставленной задачи. Здесь важными становятся широта взгляда, гибкость и прочие качества, которые позволяют посмотреть на ситуацию со множества сторон.

Воображение человека, а также его способность к могут послужить мощным средством противостояния перипетиям жизни. «Абстрагироваться» от объекта – значит мысленно «отодвигать» его в сторону либо «исключать» из своего рассмотрения. Обладая воображением, человек может «переносить» самого себя за пределы текущей ситуации, «прокручивать» альтернативные варианты, и тем самым создавать психологическое пространство собственного выбора. Таким образом, можно полнее ощущать собственное бытие и оставаться свободным.

Экзистенциальные психологи подчеркивают важность понятия свободы в жизни каждого из своих пациентов. Они не верят в существование некоего высшего начала, управляющего всем во Вселенной и определяющего судьбы людей. Однако для многих свобода обременительна, поскольку подразумевает признание личной ответственности за свои поступки.

В глубине души люди признают факт своего одиночества и потому пытаются противостоять ему, объединяясь с другими людьми. Однако если человек в значительной степени зависим от других, ему ошибочно кажется, что его собственное существование невозможно в отрыве от них.

В ходе психотерапии, после того как пациент осознает свои истинные стремления, терапевт помогает ему устранять факторы, препятствующие осуществлению его желаний. Терапевт напоминает пациенту, что все ежедневно принимают решения, даже когда не задумываются об этом. Когда люди прибегают к помощи своих защитных механизмов, заслоняясь от потока экзистенциальной правды, они сплошь и рядом попадают в неприятные ситуации:

  • Они непроизвольно причисляют себя к разряду особенных или всемогущих людей. Ирвин Ялом подчеркивает, что такой индивид может превратиться в эгоиста и параноика.
  • Бездумно верят в «спасителя». Слишком большая привязанность к этой идее может сделать человека зависимым. Для экзистенциальных терапевтов это своеобразное табу, поскольку идея спасения извне противоречит очевидным экзистенциальным фактам.

Воображение в психологии

Как психологи характеризуют понятие воображения? В психологии оно имеет широкое понятие, которое включает способность воссоздавать ранее воспринятые образы, манипулировать ими, не имея непосредственного физического контакта, прогнозировать и представлять будущее, которое еще не осуществилось. Человек в своем воображении может быть кем угодно и жить как угодно. Иногда воображение путают с восприятием, однако это разные психические процессы.

Воображение основывается на образах из памяти, а не на том, что происходит в окружающем мире. Зачастую человек представляет себе такие образы, которые далеки от реальности, их называют мечтами или фантазиями.

Все люди обладают склонностью к воображению. Другое дело, что все пользуются данным свойством по-разному. Есть прагматичные, занудные, скептичные люди, которые просто не хотят, не умеют пользоваться своим воображением либо оно у них неразвито. Жизнь таких людей подчинена правилам, логике, принципам, фактам. С одной стороны, их жизнь течет размеренно, понятно и без приключений. С другой стороны, такие люди становятся скучными, однообразными, неинтересными. Ведь воображение делает людей индивидуальными, уникальными, особенными.

Функции воображения:

  • Познавательная – помогает получить новые знания, увидеть новые варианты, скомпоновать имеющуюся информацию и получить новые факты.
  • Прогнозирование – помогает человеку предвидеть дальнейшее развитие событий еще при несовершении или незавершении действий.
  • Понимание – позволяет представить себе чувства и состояние другого человека. Это называется эмпатией.
  • Защитная – предвидя возможные трудности и неприятности, человек может оградить себя от них.
  • Саморазвитие – воображая, человек совершенствуется, становится другим.
  • Воспоминания – позволяет человеку воссоздавать в голове картины из прошлого, снова их переживать и прокручивать.

Обычно человек пользуется преимущественно одной функцией воображения, однако возможны и комбинации. Как создаются образы и представления в воображении?

  1. Агглютинация – преображение имеющегося предмета в совершенно новое явление. Оно становится улучшенным, новым, совершенным.
  2. Акцентирование – заострение внимания на доминирующей характеристике определенного предмета, человека, явления, его выделение на общем фоне.
  3. Типизация – выделение общих характеристик из нескольких объектов, их объединение в нечто новое, что содержит частичку каждого объекта.

Практически во всех сферах жизни человек использует воображение. Создаются новые гаджеты, лекарства, модели одежды, которые вмещают в себя все то, что уже было ранее положительно отмечено в предыдущих моделях.

Воображение основывается на имеющемся опыте, который теперь трансформируется, совершенствуется. Все это происходит пока что только в голове. Это не является реальностью, хотя может ею стать. Нередко люди просто представляют себе то, чего никогда не может быть или пока еще нет таких технологий, которые могли бы воплотить представленную фантазию.

Человек воображает только то, что ему интересно. Это помогает немного познать себя, свои вкусы и пожелания. При этом воображение позволяет человеку составить план действий, представляя себе тот результат, которого хочется достичь. Таким образ, воображение – это способ составления плана, по которому человек собирается жить в ближайшее будущее.

Виды воображения


Следует рассмотреть виды воображения на сайте психотерапевтической помощи сайт:

  • Активное (произвольное). Представляет собой активное и целенаправленное представление человеком того, что он хочет видеть. Нередко это возникает, когда необходимо решить какую-то задачу, отыграть определенную роль. Человек управляет тем, что ему видеться, сознательно управляя процессом.
  • Пассивное (непроизвольное). Самый простой способ, при котором человек практически не является включенным в процесс создания новых образов. Они создаются на основе имеющихся образов, которые объединяются. При этом человек практически не управляет воображением, сознание слабое, отсутствует намерение воплощения представлений. Зачастую такие мечты возникают в дремотном или полусонном состоянии.
  • Творческое. Данный тип воображения представляет собой отображение реальности с некоторой толикой новизны, уникальности. Можно использовать имеющиеся данные, а можно представить нечто новое, соединить с имеющимся и получить нечто уникальное.
  • Воссоздающее. Данный тип воображения направлен на представление того, чего человек никогда не видел, однако имеет определенные описания данного объекта. Например, мысленно полететь в космос или переместить в доисторические времена.
  • Мечта. Данный вид воображения является активным, при котором человек представляет себе то, чего он желает. В мечтаниях отображаются желания, которые хотелось бы воплотить в будущем. Здесь можно планировать дальнейшие свои действия, а также прогнозировать развитие событий.

Мечты могут быть полезными и вредными. Если они оторваны от реальности, никак не связаны с возможностями человека, делают его пассивным и расслабленным, то мечты превращаются в грезы, в которых индивид может погрузиться надолго. Если же мечты приближены к реальности, имеют четкую структуру, план реализации и мобилизируют человека, тогда речь идет о полезной стороне данного процесса.

В мечтах, фантазиях и представлениях своего будущего нет ничего плохого. Иногда даже полезно расслабиться и ненадолго переместиться туда, где вы счастливы, любимы, богаты, успешны, здоровы или занимаетесь тем, что вам хочется делать. Но иногда человек настолько увлекается своими мечтами, что забывает про реальность. Нередко суровость жизни толкает на то, чтобы бежать в собственные фантазии и часто спать, видеть сны, которые тоже могут быть фантастическими, приятными и волшебными.

Психологами замечено, что чем более нереальными являются фантазии человека, тем более низкая у него самооценка. Более того, чем фантастичными являются мечты, тем более неприглядной является реальность. Мало того, что человек по каким-то причинам является обладателем низкой самооценки, так он еще и не хочет менять свою реальность, чтобы она не была серой, скучной или жестокой.

Мечтать с целью представить себе то, к чему вы стремитесь, одно. Но совсем другой подход, когда вы мечтаете, потому что это единственное состояние, которое дает вам радость. Это уже больше похоже на бегство, чем на поиск стимулов и энергии, которые приобретаются в первом случае. Здесь лучше понять, почему вы не хотите менять свою реальность, делать ее более приятной и красочной, нежели тратить время и силы на пустые мечтания. Ведь от того, что вы фантазируете, ничего не изменится. Пока вы просто о чем-то мечтаете, это остается мечтой. Но данная способность дана человеку не для того, чтобы он тратил свое время на пустые размышления и картинки. Фантазии даны для того, чтобы черпать из них энергию для достижения целей и еще раз сверять свои действия, которые должны поспособствовать в реализации желаемого.

Конечно, вам никто не запретит мечтать и делать свои фантазии нереальными. Но все равно придется жить в реальности. В таком случае, почему бы не сделать так, чтобы она была такой же прекрасной, как и ваши мечты?

Воображение и творчество


Психологи настаивают на том, что воображение и творчество взаимосвязаны. Творчество – это создание нечто нового на основе того, что есть в реальности. Воображение позволяет представить себе это новое еще до того, как оно будет создано. В большинстве своем воображение выступает в качестве поиска нового решения, объекта, плана действий, реализовав которые он сможет достичь поставленной задачи.

Творческое воображение предполагает создание уникального объекта, которого ранее не было. Это в некоторой степени связано с индивидуальными особенностями самого человека. В большинстве творческое воображение является врожденным качеством. Однако разрабатываются методики по развитию творческого мышления.

  1. На первом этапе появляется нечеткая идея, образ, который пока еще не имеет четко очерченных границ и форм.
  2. Второй этап заключается в вынашивании идеи, ее продумывании, более четком видении, усовершенствовании.
  3. Третий этап заключается в переходе от вынашивания идеи к ее воплощению.

Детское воображение является фантастическим, лишенным реальности и рационализма. Уже в подростковом возрасте ум человека становится критичным, что к более взрослому возрасту становится очень заметно. Это в некоторой степени затрудняет процесс творчества, когда человек должен быть гибким, разносторонним, некритичным.

Развитие творческого мышления требует любознательности человека. Чтение книг, просмотр передач, путешествия и многое другое позволяют увидеть нечто новое для себя и стать охваченными новыми впечатлениями. Нередко здесь включается непроизвольное воображение, которое вскоре может стать подконтрольным человеку.

Мир, в котором живете только вы, кажется немыслимым и невероятным, поскольку люди существуют в мире, где есть другие. Можно отправиться в лес или дикие тропы, где люди обычно не бывают. Но полностью остаться в мире, где не будет никого, — что-то из вымысла и фантастики.

Людей на планете Земля живет большое количество, но многие пребывают в мире, в котором существуют только Они. Это так называемые творческие личности, которые не соединяются с окружающим обществом. Они по своему темпераменту настолько погружены в собственный мир, что житейские проблемы для них являются чуждыми.

Творческий человек живет в мире, в котором есть только Он. Это не прихоть, не каприз, не бегство от реальности, а такова натура. Без реализации внутреннего потенциала, творческий человек не сможет выйти во внешний мир. Несомненно, даже он кушает, общается с другими людьми, беспокоится из-за социального положения в стране, создает семью и т. д. Но ему настолько незначимыми становятся правила и традиции, по которым живет общество, что в глазах окружающих он кажется отрешенным от реальности.

Творческий человек не отрекается от реальности. Более того, он ее глубоко видит. Просто суета и нелепые традиции, придуманные людьми, ему кажутся ненужными и бестолковыми. Он просто не следует им.

Мир, в котором есть только Я, — это психология творческого человека. Несомненно, он живет в мире, где существуют другие люди. Но пока не раскрыт и не реализован его внутренний потенциал, творческий человек будет нацелен только на одно — на погружение в себя в любой ситуации и готовность в любой момент проявиться как творческая личность.

Развитие воображения у детей

Воображение у детей является самым развитым, активным и неуправляемым. Можно сказать, что дети непроизвольно представляют себе то, что они видят или хотят увидеть. Данный вид мышления помогает познавать окружающий мир, систематизировать знания, понимать суть происходящего. Развитие воображения у детей происходит поэтапно:

  • До 4-5 лет ребенок оперирует образами, которые может сам формировать и совершенствовать.
  • После 4-5 лет ребенок начинает управлять собственными образами, планировать их, искать выходы из ситуации.
  • В 6-7 лет дети легко представляют себя и собственную жизнь.

Следует отметить, что воображение каждого ребенка развивается по-разному. На это влияют не только индивидуальные особенности психического развития, но и внешние факторы:

  1. Среда, в которой ребенок обитает.
  2. Эмоции, которые ребенок постоянно переживает.
  3. Возможность проявлять себя как творческую личность.
  4. Речь и возраст ребенка. С появлением речи ребенок получает больше возможностей для своего творческого развития.

Дети активно используют свое воображение в ранних возрастах. Они рисуют, поют, танцуют, лепят и т. д. Не следует препятствовать данным видам деятельности. Также рекомендуется совместно с ребенком сочинять истории, а также играть в ролевые игры, где малыш будет отыгрывать различные профессии, к примеру.

Взрослея, ребенок приобретает опыт, интересы, увлечения, в которых он и проявляет свои творческое мышление. В данном случае родителям также не следует создавать препятствия, если они желают, чтобы их чадо обладало развитым воображением.

Итог

Воображение играет важную роль в жизни человека. Чтобы себе что-то представить, спрогнозировать или вспомнить, необходимо воображение. Несомненно, оно будет наполнено различными фантастическими представлениями о жизни, в которые человек еще верит, независимо от своего возраста. Однако итогом развитого воображения является способность не только мечтать, но и планировать собственное будущее.

Можно не использовать воображение, а применять только логические факты и принципы. Это сделает жизнь человека однообразной и последовательной. С другой стороны, отсутствие творческого подхода делает человека скучным, неинтересным, однообразным. Он становится похожим на остальных людей, теряет свою «изюминку», индивидуальность.

Воображение присутствует у всех людей. Просто не все им пользуются. Каждый сам волен решать, как использовать собственные возможности. Самое главное – чтобы все инструменты обогащали жизнь человека, а не ограничивали его.