Василь быков облава краткое содержание.

Действие происходит в белорусской деревне в середине тридцатых годов. Уже прошла коллективизация, создан колхоз, раскулачены и выселены в необъятные места так называемые кулаки, а на самом деле - крепкие хозяева. Один из них - Федор Ровба - когда-то поверил революционным идеалам, провозгласившим, что крестьянин - истинный хозяин земли. От советской власти получил он земельный надел, усердно работал на этой земле, получал хороший урожай. Хозяйство давало прибыль, и он приобрёл молотилку. Вся округа пользовалась этой машиной, а платили, кто сколько может. Федор не наживался засчет своих односельчан. Но жил он в достатке, это его и погубило. Районные власти по доносу завистливого человека решили принять меры к «новому богачу». Один непосильный налог, затем другой - все это не только разоряло Федора, но и делало его, по понятиям местных руководителей, врагом народа. Ему бы бежать из деревни, куда глаза глядят, но он корнями врос в родную землю, в свой дом, в свою усадьбу. Да ещё хотелось Федору, чтобы сын Миколка вышел в люди. Федор не хотел опрометчивым поступком мешать его служебной карьере.

Но вот в деревне началось раскулачивание. И хотя семья Федора уже бедствовала, не сумев рассчитаться с государством, Федора все же признали кулаком. Тут постарался один из соседей, активист комбеда, который задолжал Федору за молотьбу. Именно он и подсказал записать Федора в кулаки.

С женой и маленькой дочкой Федор был сослан на север. Работал на лесозаготовках, не имея возможности хоть как-то уберечь от бед и болезней жену и дочь. Жену схоронил в мёрзлой северной земле, а затем и дочку не сумел спасти от беды и недобрых людей. Оставшись один, Федор задумал бежать во что бы то ни стало. Не сразу это удалось ему, но в конце концов оказался он снова в родных краях. Он даже сам толком не знал, зачем он вернулся. Какая-то сила тянула его к тем местам, где он рос, трудился, где росли его дети, где был он когда-то счастлив. Ничего не осталось от его прежней усадьбы, но Федор безошибочно мог бы найти то место, где она стояла. Но вся беда в том и заключалась, что не мог он просто так подойти к знакомому месту, пройтись по деревне, взглянуть в глаза людям. Красная пропаганда сделала своё чёрное дело: люди считали его классовым врагом, преступником. Как же так могло случится, что бывшие соседи стали врагами? Это для Федора было больнее всего.

Голодный, измученный, бродил он вокруг родной деревни. Ему очень хотелось узнать, какова она, новая жизнь. Случайный разговор с незнакомым стариком, встреченным на опушке леса, убедил его, что дела в колхозе идут неважно. Кормов не хватает, урожаи бедные. Пережили страшный голод, замучены налогами. Да Федор и сам видел, как работали крестьянские женщины на колхозном картофельном поле. Так за что же тогда он пострадал? Его несчастья не стали основой для зажиточной и радостной жизни других людей. Но самое страшное было впереди. Он все-таки попался на глаза односельчанам, и те поднялись против него, устроили облаву, как на дикого зверя. Приехали из города милиционеры, районные активисты, которыми руководил его родной сын Миколка. Федора окружили со всех сторон, оставив ему один путь - в болотные топи. Но болотная глушь казалась не такой страшной, как преследовавшие его люди. Федор для них уже не человек, эти люди уже не живут по человеческим законам. У них своя правда, свои лозунги, свои законы. Новое время разрушило сложившиеся годами жизненные устои. Государство подавило человека. И Федор не хочет быть своим среди таких людей. Он знает, что там, в болоте, его погибель, но он не вернётся к людям, у него с такими людьми ничего общего нет. Трясина поглотила его вместе с его болью.

Быков очень остро переживает судьбу своего народа, по которому прокатилось «красное колесо» сталинских преобразований. Книга написана с сердечной болью, и с большой любовью к народу-труженику, понёсшему огромные жертвы во имя ложных идеалов.

Василь Быков

Глава первая

ЧЕЛОВЕК НА ОКОЛИЦЕ

Приречная луговая пойма с разбросанными по ней широкими кустами лозняка дружно зеленела поздней осенней отавой. После недавних дождей окрестные болота разлились, до краев наполнив обычно неглубокую летом речушку, и подтопили пойму, которая по-болотному вспучилась мягким молодым мхом. Мох податливо оседал под ногами, выдавливая на поверхность мутную жижу, но не проваливался, трясины здесь не было. Это сейчас, осенью, пойма обильно сочилась влагой, летом же, в сенокосную пору, здесь было сухо, вольно ходили косари, ездили возы с сеном. Следы от колес и лошадиных копыт в свежей траве еще и теперь слабо поблескивали черной водой. Вода была всюду. Словно щелок, она разъедала кожу постолов, насквозь промочила портянки. Надо бы присесть, переобуться, но человек, казалось, не обращая внимания на мокрядь и бездорожье, упрямо пробирался по заболоченной пойме.

Осенний день был на исходе, вокруг стояла ветреная тишь, никого живого поблизости не было. Люди работали в поле, убирали картошку, наверно, до далекой поймы никому не было дела. Человек вроде знал это и все же был неспокоен, почти встревожен. Торопливая походка его казалась неестественно напряженной; давняя застарелая тревога сквозила в цепком, настороженном взгляде, привычно таилась в угрюмом выражении немолодого, заросшего серой щетиной лица. Рот полураскрыт - от усталости или постоянного напряжения, из-под вислых усов выглядывали два нижних зуба, верхних совсем видно не было. Человек часто и хрипло дышал - наверное, нелегко далась ему эта ходьба по болоту. Одет он был в порыжевший от старости, самотканый армячок с заплатой у воротника; на тощем животе кособоко держался узкий, с болтающимся концом ремешок. Глубоко натянутая на голову черная кепка давно потеряла форму - наверно, служила не первый год. Как и портки. В больших и малых заплатах, они казались совсем ветхими, чего нельзя было сказать о постолах. Хотя и раскисшие от воды, но скроенные из прочной сыромятной кожи, стянутые на щиколотках новыми веревочными оборами, они ловко обхватывали снизу и мокрые штанины портков. Никакой ноши, сумки или узла у человека не было, свободные руки настороженно согнуты в локтях, будто наизготовку. Нетрудно было догадаться, что человек давно шел один, свыкся со своим одиночеством и старательно избегал людей. Люди для него представляли наибольшую опасность в поле, в деревнях, на дорогах, и он выбирал путь окольный - перелесками, нолем, а еще лучше лесом. За время своего одиночества он почти отвык от звуков человеческого голоса, сам все время молчал, до боли в голове думал, то и дело торопливо озирая окрестное. Слух его стал таким чутким, что он легко различал шорох птицы в ветвях, за версту ловил стук колес на дороге, негромкие детские голоса в отдалении указывали ему место, где пасется деревенское стадо. Стада он не боялся. Раза три добывал у подпасков пищу - хлеб или картошку, однажды разжился кусочком сала у девочек, пасших коров возле леса, выйдя из кустарника, сперва поинтересовался, какая деревня рядом и как зовут девочек, а потом попросил хлеба. Девочки - заметно было - испугались, но та, что постарше, вынула из кармана большой, болтавшейся на ней свитки кусок хлеба с салом и молча протянула ему. Он взял кусок, отошел и, хотя оголодал, как мартовский волк, не сразу принялся есть - так тронул его испуганный взгляд девочки, неожиданно напомнивший ему Олю. Он забрался в хвойную чащу и заплакал - может, впервые с того дня, как похоронил дочку. Не суждено было ей увидеть родную землю, прибрал Бог на чужой стороне. А отец - увидал.

Сенокосные угодья с лозняком и речушкой сворачивали в сторону, впереди, над пойменным мелколесьем, зазеленела хвойная рощица на пригорке, и Хведор замедлил шаг, пораженный неожиданно открывшимся видом. На пригорке высилась видная издалека купа старых высоких сосен, внизу под ней пролегал большак, которым он много раз ездил на станцию, в местечко - за покупками, на базар, когда вывозил продналог или хлопотал по начальству. Все те хлопоты оказались пустыми, налоги пришлось выплатить полностью, пока не обложили твердым. На твердом его возможности кончились…

Пригорок, кажется, не изменился за последние годы, свежая зелень сосен нарядно выделялась из серого осеннего мелколесья. Сосны будто слали ему привет из того печального дня, когда он прощался с ними но дороге на станцию. Очень хотелось Хведору свернуть к знакомому пригорку, может, взобраться на его крутизну, вдохнуть смолистый аромат хвои, потрогать руками шершавые комли сосен. Но он не пошел. Близко было и желанно, но… Впереди ждали его и другие знакомые места, а там, за пригорком, на большаке, могли встретиться люди. Свои, знакомые, деревенские. Встречи со своими он теперь опасался больше всего.

Созданная в 1986 году. Повесть Василя Быкова «Облава» рассказывает о судьбе крестьянина Хвёдора, который раньше был просто батраком, а при власти советов стал владельцем небольшого надела земли...

Действие проис­ходит в бело­рус­ской деревне в сере­дине трид­цатых годов. Уже прошла коллек­ти­ви­зация, создан колхоз, раску­ла­чены и высе­лены в необъ­ятные места так назы­ва­емые кулаки, а на самом деле - крепкие хозяева. Один из них - Федор Ровба - когда-то поверил рево­лю­ци­онным идеалам, провоз­гла­сившим, что крестьянин - истинный хозяин земли. От совет­ской власти получил он земельный надел, усердно работал на этой земле, получал хороший урожай. Хозяй­ство давало прибыль, и он приобрел моло­тилку. Вся округа поль­зо­ва­лась этой машиной, а платили, кто сколько может. Федор не нажи­вался засчет своих одно­сельчан. Но жил он в достатке, это его и погу­било. Районные власти по доносу завист­ли­вого чело­века решили принять меры к «новому богачу». Один непо­сильный налог, затем другой - все это не только разо­ряло Федора, но и делало его, по поня­тиям местных руко­во­ди­телей, врагом народа. Ему бы бежать из деревни, куда глаза глядят, но он корнями врос в родную землю, в свой дом, в свою усадьбу. Да еще хоте­лось Федору, чтобы сын Миколка вышел в люди. Федор не хотел опро­мет­чивым поступком мешать его служебной карьере.
Но вот в деревне нача­лось раску­ла­чи­вание. И хотя семья Федора уже бедство­вала, не сумев рассчи­таться с госу­дар­ством, Федора все же признали кулаком. Тут поста­рался один из соседей, акти­вист комбеда, который задолжал Федору за молотьбу. Именно он и подсказал запи­сать Федора в кулаки.
С женой и маленькой дочкой Федор был сослан на север. Работал на лесо­за­го­товках, не имея возмож­ности хоть как-то уберечь от бед и болезней жену и дочь. Жену схоронил в мерзлой северной земле, а затем и дочку не сумел спасти от беды и недобрых людей. Остав­шись один, Федор задумал бежать во что бы то ни стало. Не сразу это удалось ему, но в конце концов оказался он снова в родных краях. Он даже сам толком не знал, зачем он вернулся. Какая-то сила тянула его к тем местам, где он рос, трудился, где росли его дети, где был он когда-то счастлив. Ничего не оста­лось от его прежней усадьбы, но Федор безоши­бочно мог бы найти то место, где она стояла. Но вся беда в том и заклю­ча­лась, что не мог он просто так подойти к знако­мому месту, прой­тись по деревне, взгля­нуть в глаза людям. Красная пропа­ганда сделала свое черное дело: люди считали его клас­совым врагом, преступ­ником. Как же так могло случится, что бывшие соседи стали врагами? Это для Федора было больнее всего.
Голодный, изму­ченный, бродил он вокруг родной деревни. Ему очень хоте­лось узнать, какова она, новая жизнь. Случайный разговор с незна­комым стариком, встре­ченным на опушке леса, убедил его, что дела в колхозе идут неважно. Кормов не хватает, урожаи бедные. Пере­жили страшный голод, заму­чены нало­гами. Да Федор и сам видел, как рабо­тали крестьян­ские женщины на колхозном карто­фельном поле. Так за что же тогда он пострадал? Его несча­стья не стали основой для зажи­точной и радостной жизни других людей. Но самое страшное было впереди. Он все-таки попался на глаза одно­сель­чанам, и те подня­лись против него, устроили облаву, как на дикого зверя. Прие­хали из города мили­ци­о­неры, районные акти­висты, кото­рыми руко­водил его родной сын Миколка. Федора окру­жили со всех сторон, оставив ему один путь - в болотные топи. Но болотная глушь каза­лась не такой страшной, как пресле­до­вавшие его люди. Федор для них уже не человек, эти люди уже не живут по чело­ве­че­ским законам. У них своя правда, свои лозунги, свои законы. Новое время разру­шило сложив­шиеся годами жизненные устои. Госу­дар­ство пода­вило чело­века. И Федор не хочет быть своим среди таких людей. Он знает, что там, в болоте, его поги­бель, но он не вернется к людям, у него с такими людьми ничего общего нет. Трясина погло­тила его вместе с его болью.
Быков очень остро пере­жи­вает судьбу своего народа, по кото­рому прока­ти­лось «красное колесо» сталин­ских преоб­ра­зо­ваний. Книга напи­сана с сердечной болью, и с большой любовью к народу-труже­нику, понес­шему огромные жертвы во имя ложных идеалов.

Действие происходит в белорусской деревне в середине тридцатых годов. Уже прошла коллективизация, создан колхоз, раскулачены и выселены в необъятные места так называемые кулаки, а на самом деле - крепкие хозяева. Один из них - Федор Ровба - когда-то поверил революционным идеалам, провозгласившим, что крестьянин - истинный хозяин земли. От советской власти получил он земельный надел, усердно работал на этой земле, получал хороший урожай. Хозяйство давало прибыль, и он приобрёл молотилку. Вся округа пользовалась этой машиной, а платили, кто сколько может. Федор не наживался засчет своих односельчан. Но жил он в достатке, это его и погубило. Районные власти по доносу завистливого человека решили принять меры к «новому богачу». Один непосильный налог, затем другой - все это не только разоряло Федора, но и делало его, по понятиям местных руководителей, врагом народа. Ему бы бежать из деревни, куда глаза глядят, но он корнями врос в родную землю, в свой дом, в свою усадьбу. Да ещё хотелось Федору, чтобы сын Миколка вышел в люди. Федор не хотел опрометчивым поступком мешать его служебной карьере.

Но вот в деревне началось раскулачивание. И хотя семья Федора уже бедствовала, не сумев рассчитаться с государством, Федора все же признали кулаком. Тут постарался один из соседей, активист комбеда, который задолжал Федору за молотьбу. Именно он и подсказал записать Федора в кулаки.

С женой и маленькой дочкой Федор был сослан на север. Работал на лесозаготовках, не имея возможности хоть как-то уберечь от бед и болезней жену и дочь. Жену схоронил в мёрзлой северной земле, а затем и дочку не сумел спасти от беды и недобрых людей. Оставшись один, Федор задумал бежать во что бы то ни стало. Не сразу это удалось ему, но в конце концов оказался он снова в родных краях. Он даже сам толком не знал, зачем он вернулся. Какая-то сила тянула его к тем местам, где он рос, трудился, где росли его дети, где был он когда-то счастлив. Ничего не осталось от его прежней усадьбы, но Федор безошибочно мог бы найти то место, где она стояла. Но вся беда в том и заключалась, что не мог он просто так подойти к знакомому месту, пройтись по деревне, взглянуть в глаза людям. Красная пропаганда сделала своё чёрное дело: люди считали его классовым врагом, преступником. Как же так могло случится, что бывшие соседи стали врагами? Это для Федора было больнее всего.

Голодный, измученный, бродил он вокруг родной деревни. Ему очень хотелось узнать, какова она, новая жизнь. Случайный разговор с незнакомым стариком, встреченным на опушке леса, убедил его, что дела в колхозе идут неважно. Кормов не хватает, урожаи бедные. Пережили страшный голод, замучены налогами. Да Федор и сам видел, как работали крестьянские женщины на колхозном картофельном поле. Так за что же тогда он пострадал? Его несчастья не стали основой для зажиточной и радостной жизни других людей. Но самое страшное было впереди. Он все-таки попался на глаза односельчанам, и те поднялись против него, устроили облаву, как на дикого зверя. Приехали из города милиционеры, районные активисты, которыми руководил его родной сын Миколка. Федора окружили со всех сторон, оставив ему один путь - в болотные топи. Но болотная глушь казалась не такой страшной, как преследовавшие его люди. Федор для них уже не человек, эти люди уже не живут по человеческим законам. У них своя правда, свои лозунги, свои законы. Новое время разрушило сложившиеся годами жизненные устои. Государство подавило человека. И Федор не хочет быть своим среди таких людей. Он знает, что там, в болоте, его погибель, но он не вернётся к людям, у него с такими людьми ничего общего нет. Трясина поглотила его вместе с его болью.

Быков очень остро переживает судьбу своего народа, по которому прокатилось «красное колесо» сталинских преобразований. Книга написана с сердечной болью, и с большой любовью к народу-труженику, понёсшему огромные жертвы во имя ложных идеалов.

Василий Владимирович Быков

«Облава»

Действие происходит в белорусской деревне в середине тридцатых годов. Уже прошла коллективизация, создан колхоз, раскулачены и выселены в необъятные места так называемые кулаки, а на самом деле — крепкие хозяева. Один из них — Федор Ровба — когда-то поверил революционным идеалам, провозгласившим, что крестьянин — истинный хозяин земли. От советской власти получил он земельный надел, усердно работал на этой земле, получал хороший урожай. Хозяйство давало прибыль, и он приобрёл молотилку. Вся округа пользовалась этой машиной, а платили, кто сколько может. Федор не наживался засчет своих односельчан. Но жил он в достатке, это его и погубило. Районные власти по доносу завистливого человека решили принять меры к «новому богачу». Один непосильный налог, затем другой — все это не только разоряло Федора, но и делало его, по понятиям местных руководителей, врагом народа. Ему бы бежать из деревни, куда глаза глядят, но он корнями врос в родную землю, в свой дом, в свою усадьбу. Да ещё хотелось Федору, чтобы сын Миколка вышел в люди. Федор не хотел опрометчивым поступком мешать его служебной карьере.

Но вот в деревне началось раскулачивание. И хотя семья Федора уже бедствовала, не сумев рассчитаться с государством, Федора все же признали кулаком. Тут постарался один из соседей, активист комбеда, который задолжал Федору за молотьбу. Именно он и подсказал записать Федора в кулаки.

С женой и маленькой дочкой Федор был сослан на север. Работал на лесозаготовках, не имея возможности хоть как-то уберечь от бед и болезней жену и дочь. Жену схоронил в мёрзлой северной земле, а затем и дочку не сумел спасти от беды и недобрых людей. Оставшись один, Федор задумал бежать во что бы то ни стало. Не сразу это удалось ему, но в конце концов оказался он снова в родных краях. Он даже сам толком не знал, зачем он вернулся. Какая-то сила тянула его к тем местам, где он рос, трудился, где росли его дети, где был он когда-то счастлив. Ничего не осталось от его прежней усадьбы, но Федор безошибочно мог бы найти то место, где она стояла. Но вся беда в том и заключалась, что не мог он просто так подойти к знакомому месту, пройтись по деревне, взглянуть в глаза людям. Красная пропаганда сделала своё чёрное дело: люди считали его классовым врагом, преступником. Как же так могло случится, что бывшие соседи стали врагами? Это для Федора было больнее всего.

Голодный, измученный, бродил он вокруг родной деревни. Ему очень хотелось узнать, какова она, новая жизнь. Случайный разговор с незнакомым стариком, встреченным на опушке леса, убедил его, что дела в колхозе идут неважно. Кормов не хватает, урожаи бедные. Пережили страшный голод, замучены налогами. Да Федор и сам видел, как работали крестьянские женщины на колхозном картофельном поле. Так за что же тогда он пострадал? Его несчастья не стали основой для зажиточной и радостной жизни других людей. Но самое страшное было впереди. Он все-таки попался на глаза односельчанам, и те поднялись против него, устроили облаву, как на дикого зверя. Приехали из города милиционеры, районные активисты, которыми руководил его родной сын Миколка. Федора окружили со всех сторон, оставив ему один путь — в болотные топи. Но болотная глушь казалась не такой страшной, как преследовавшие его люди. Федор для них уже не человек, эти люди уже не живут по человеческим законам. У них своя правда, свои лозунги, свои законы. Новое время разрушило сложившиеся годами жизненные устои. Государство подавило человека. И Федор не хочет быть своим среди таких людей. Он знает, что там, в болоте, его погибель, но он не вернётся к людям, у него с такими людьми ничего общего нет. Трясина поглотила его вместе с его болью.

Быков очень остро переживает судьбу своего народа, по которому прокатилось «красное колесо» сталинских преобразований. Книга написана с сердечной болью, и с большой любовью к народу-труженику, понёсшему огромные жертвы во имя ложных идеалов.

Деревня Белоруссии, середина 1930-х. Закончена коллективизация, начинают действовать коллективные хозяйства. Все кулаки сосланы на север. Главный герой, Федор Ровба, один из таких кулаков, доверившийся высоким целям революции. Он поверил, что работая на земле, принятой от советской власти, будет неизменным владельцем данного земельного участка. На огороде у Федора богатый урожай, благодаря упорному труду хозяина. Вскоре появляется у него молотилка, которую он дает в помощь всем односельчанам бескорыстно. Как говорится, мир не без добрых людей, один из которых по велению неприятного чувства донес на Федора районным властям. Власть обложила его налогами, выставив перед людьми крестьянина врагом народа.

Что делать дальше? Ответ – прост, уезжать, куда глаза глядят. Но нет, Федор, не хочет менять свою привычную хорошую жизнь и ломать сыну Миколке карьеру. По совету завистливого соседа, который не имел желания расплачиваться за молотьбу, Федора публично объявляют кулаком.

В общем, «главный» кулак в деревне был приговорен к ссылке, куда направился с женой и маленькой дочкой. Там он занимался подготовкой лесных материалов. Не смог уберечь от гибели жену свою и дочь. Похоронил он своих родных в обледенелой земле. Федор решается воплотить в жизнь план побега.

Через что он только не прошел, чтобы очутиться в знакомой деревне. Как магнитом его притягивает в родные края, где прошла его счастливая жизнь. От его усадьбы не осталось и следа. Односельчане как коршуны растаскали все имение. Встречает он в лесу пожилого человека. И тот ему поведал об ужасном голоде, о скудных урожаях, о бесконечных налогах. На несчастье Федора, никто своего счастья не построил. Федор пытается скрыть свое присутствие в селе от посторонних глаз, но жители деревни все-таки обнаруживают своего соседа-кулака и страивают облаву на него. Вызвали сторонников активных мер во главе с его собственным сыном Миколкой.

Не давая шанса на спасение, наполненные ненавистью люди, подталкивают его на верную гибель. У Федора нет выбора: либо он попадает в руки разъяренных людей либо он бросается в болото. К большому сожалению, Федора уже не считают за человека, народ руководствуется своей истиной, принципами. Все жизненные опоры, накопившиеся в течение многих лет, уничтожены новыми ценностями. Государство растоптало человека. Он решает сделать последний, единственно верный шаг навстречу своему концу.

Сталинские реформы были разрушительными для советского народа, о которых Быков не мог говорить без содрогания сердца. Поэтому повесть посвящена трудолюбивому народу, который оказался под колесами фальшивых ценностей и сполна расплатился за них.

Сочинения

Быков. "Облава". Своеобразие повести В. Быкова «Облава» Трагедия Федора Ровбы - трагедия крестьянина-труженика в период коллективизации