Высказывания на тему цели и средства.

— знаменитый итальянский поэт, философ, создатель гуманистической культуры Возрождения. Родился 20 июля 1304 года в Италии, город Ареццо. Отец будущего поэта был флорентийским нотариусом, однако, как и Данте, был изгнан из Флоренции, как член партии «белых». Когда мальчику было девять лет, родители переехали в Авиньон. Обучаясь в школе, Франческо проявлял особый интерес к латыни и римской литературе. В 1319 году по желанию отца Петрарка начал изучать право, в 1320 году он поступил в Болонский университет. Обучаясь в университете, Петрарка все больше убеждался, что юриспруденция абсолютно его не интересует. Его все больше интересует литература, произведения великих классиков. К моменту окончания университета умирает его отец (1326 г.), Петрарка отказывается от карьеры юриста.

Чтобы иметь средства к существованию, Петрарка в возрасте 22 лет принимает духовный сан. В наследство от отца Петрарка получил лишь рукопись сочинений Вергилия. В Авиньоне Петрарка поселился при папском дворе. Здесь он сблизился с весьма богатой и влиятельной фамилией Колонна благодаря своему университетскому товарищу Джакомо, который был членом этой семьи. 6 апреля 1327 г. произошло самое главное, самое яркое и возвышенное событие в жизни Петрарки. В церкви святой Клары он впервые увидел и полюбил восхитительную и прекрасную, словно ангел, юную даму, которую звали Лаура. Любовь к прекрасной даме он пронесет через всю жизнь и останется верен ей даже после ее смерти. Неразделенная любовь к Лауре заставит его удалиться из Авиньона и уединиться в Воклюзе.

Любовная лирика в творчестве Петрарки занимает особое место. Свое глубокое чувство к Лауре он передает в стихах «Канцоньере», состоящих из двух частей. Первая — «На жизнь мадонны Лауры», вторая — «На смерть мадонны Лауры». В «Канцоньере» 317 сонетов, 9 секстин, 29 канцон, 4 мадригала и 7 баллад. Лирика Петрарки стала новым этапом в развитии не только итальянской, но и европейской поэзии в целом. Стихотворная форма Петрарки совершенна, образы изящны, стих музыкален. Используемые им стилистические приемы, которые отражают смятение в его душе и придают сонетам драматизм, абсолютно не нарушают плавности и гармоничности его стиха.

В 1354 году Петрарка написал терцинами аллегорическую поэму «Триумфы», которую также посвятил Лауре. Литературные произведения Петрарки сыграли огромную роль в развитии европейской поэзии. Его, наряду с Данте и Боккаччо, считают создателями потрясающего итальянского литературного языка. Среди лирических стихов имеются у поэта и политические. В канцоне «Моя Италия» с болью и горечью Петрарка раскрывает раздробленность страны, анархию и междоусобицу, царящую в ней. Спасти итальянский народ он призывает Кола ди Риенцо, которому посвятил канцону «Благородный дух». В 1339—1342 годах Петрарка создает в стиле «Энеиды» латинскую поэму «Африка», рассказывающую о второй Пунической войне. В 1342—1343 годах Петрарка написал философский трактат на латыни «О презрении к миру».

Литературные произведения Петрарки и его письма принесли ему успех и известность. Почти в одно и то же время Петрарка получил приглашение из Неаполя, Парижа и Рима короноваться лавровым венком. Выбрав Рим в 1341 году, Петрарка был торжественно коронован лавровым венком. Богат и многогранен его талант. Писатель и поэт, удостоившийся любви, славы и признания еще при жизни, Петрарка был неутомимым путешественником, прекрасным знатоком античной литературы, ценителем природы и всего прекрасного, ученый, мыслитель. Он стал первым, кто в 1336 году официально зарегистрировал свое восхождение (вместе с братом) на вершину Мон-Ванту. Петрарка в последние годы жизни находился в Падуе при дворе Франческо да Каррара или в загородной деревне Арква, где и скончался 19 июля 1374 года, не дожив одного дня до своего 70-ти летия.

Петрарка

Петрарка

ПЕТРАРКА Франческо (Francesco Petrarca, 1304-1374) - знаменитый итальянский поэт, глава старшего поколения гуманистов (см.). Сын флорентийского нотариуса Петракко, друга и политического единомышленника Данте (см.). Р. в Ареццо. Изучал право в Монпелье и Болонье; в Авиньоне (резиденция папы с 1309) вступил в духовное звание, открывшее ему доступ к папскому двору, и поступил на службу к кардиналу Колонна (1330). Свое образование П. пополнил путешествием во Францию, Фландрию и Германию (1332-1333), принесшим ему ряд ценных знакомств в ученом мире. В 1337 П. впервые посетил Рим, к-рый произвел на него громадное впечатление своими античными и христианскими памятниками. Неудовлетворенный пустой и шумной жизнью в Авиньоне, П. удалился в селение Воклюз, где прожил в полном уединении 4 года (1337-1341), и впоследствии часто сюда возвращался для отдыха и творческой работы. В Воклюзе написана или задумана большая часть произведений П., в том числе эпопея на латинском яз. «Африка» (9 книг, 1338-1342), воспевавшая завоевание Карфагена римским полководцем Сципионом. Еще до своего завершения «Африка» принесла П. славу великого поэта и коронование лавровым венком в Риме на Капитолии, подобно великим мужам древности (1341). С этого момента Петрарка становится интеллектуальным вождем всего культурного мира. Он живет попеременно в Италии и в Авиньоне; итальянские и иноземные государи зазывают П. к себе, осыпают почестями и подарками, спрашивают его советов.
Своим беспримерным для писателя и ученого положением П. пользовался для влияния на политические дела. Он убеждал пап Бенедикта XII (1336) и Климента VI (1342) перенести свой престол в Рим, призывая императора Карла IV объединить Италию (1351-1363), и пр. Но почти вся политическая деятельность П. была бесплодна в виду отсутствия четкости и твердости в его политических воззрениях. Будучи, подобно Данте, страстным патриотом, идеологом национального единства Италии, П. возлагал заботу об этом объединении то на пап, то на императора, то на неаполитанского короля Роберта. Мечтая о возрождении величия древнего Рима, он то проповедывал восстановление римской республики, поддерживая авантюру «трибуна» Кола ди Риенци (1347), то не менее горячо пропагандировал идею римской империи.
Колоссальный авторитет П. был основан прежде всего на его научной деятельности. П. был первым в Европе гуманистом, знатоком античной культуры, основателем классической филологии. Всю жизнь он посвятил разыскиванию, расшифровке и истолкованию древних рукописей. Больше всего он любил и знал Цицерона и Вергилия, к-рых называл своим «отцом» и «братом».
Преклонение П. перед античностью имело почти суеверный характер. Он усвоил не только яз. и слог, но и образ мыслей древних авторов, писал им письма, как друзьям, цитировал их на каждом шагу. Античная лит-pa питала не только его воображение, но и политическую и философскую мысль. Она помогала оформить идеологические тенденции, порожденные развитием денежного хозяйства и капиталистических отношений. В античности П. искал опору своему буржуазному индивидуализму и национализму, культу земной жизни и автономной человеческой личности. Античность помогала ему закладывать фундамент новой светской буржуазной культуры.
Но этот воинствующий индивидуалист, выдвигавший на первый план свою личность, любовавшийся ее сложностью и многогранностью, этот убежденный язычник, всюду искавший отзвуков обожаемой им античности и стремившийся перестроить современную жизнь на античный лад, был лишен идеологической цельности и последовательности, был не в силах разорвать нити, связывавшие его со средневековой культурой. Под оболочкой гуманиста в П. жил верующий католик, влачивший тяжелый груз монашеских, аскетических воззрений и предрассудков. Все произведения П. пронизаны этими противоречиями, отмечены стремлением эклектически сочетать элементы феодально-церковной и буржуазно-гуманистической культуры.
Огромный интерес в этом отношении представляют морально-философские трактаты П., написанные на латинском яз. П. на каждом шагу противоречит себе. Так, если в трактате «Об уединенной жизни» (De vita solitaria, 1346) он выдвигает под видом похвалы уединению чисто гуманистический идеал «обеспеченного досуга», посвященного занятиям наукой и литературой, то в следующей книге «О монашеском досуге» (De otio religiosorum, 1347) он развертывает аскетическую проповедь суетности мира и бегства от его соблазнов; но, даже прославляя монашество, П. остается гуманистом, т. к. видит его суть не в подвигах благочестия, а в философском созерцании. Такими же противоречиями пронизан и трактат «О средствах против всякой фортуны» (De remediis utriusque fortunae, 1358-1366), в к-ром П. учит, на манер средневековых моралистов, о бренности всего существующего и непостоянстве судьбы, удерживая от наслаждения земными благами, мешающими достижению небесных, но в то же время обнаруживает большой интерес к земной жизни и собственной личности. Наконец в трактате «Об истинной мудрости» (De vera sapientia) П. ядовито критикует средневековую науку и выставляет целью философии не богопознание, а самопознание, изучение человека, к-рое должно дать крепкую опору новой - буржуазной - морали.
Но самым ярким выражением противоречий психики П. является его знаменитая книга «О презрении к миру» (De contemptu mundi, 1343), иначе называемая «Тайной» (Secretum). Построенная в форме диалога автора с блаж. Августином, к-рый был одним из любимейших писателей П., она с потрясающей силой раскрывает душевный разлад и гнетущую тоску (acidia) П., его бессилие примирить в себе старого и нового человека и вместе с тем - его нежелание отказаться от мирских помыслов, от жажды знания, любви, богатства и славы. Так. обр. в поединке с Августином, олицетворяющим религиозно-аскетическое мировоззрение, побеждает все же гуманистическое миросозерцание П., которое в противоречивом комплексе его устремлений играет несомненно ведущую роль.
Из латинских сочинений П. помимо упомянутых надо еще назвать: 4 книги его писем, адресованных то реальным, то воображаемым лицам - своеобразный литературный жанр, навеянный письмами Цицерона и Сенеки и пользовавшийся громадным успехом как вследствие их мастерского латинского слога, так и в силу их разнообразного и актуального содержания (особенно любопытны письма «без адреса» - sine titulo, - переполненные резкими сатирическими выпадами против развратных нравов папской столицы - этого «нового Вавилона»); 3 книги стихотворных посланий (epistolae) (особенно знаменито послание 1,7, в к-ром П. рассказывает Якопо Колонна о муках своей любви); 12 эклог, написанных в подражание «Буколикам» Вергилия; ряд полемических сочинений («инвектив») и речей, произнесенных П. по разным поводам (особенно интересна произнесенная при увенчании П. на Капитолии речь о сущности поэзии, в к-рой он объявляет сущностью поэзии аллегорию). Особо следует упомянуть о двух капитальных исторических работах П.: «О знаменитых мужах» (De viris illustribus) - серия биографий знаменитых людей древности, задуманная П. как научное прославление древнего Рима, и «О достопамятных вещах» (De rebus memorandis, в 4 книгах) - собрание анекдотических выписок из латинских авторов, а также анекдотов из современной жизни, сгруппированных по моральным рубрикам. Целый трактат во второй книге этого сочинения посвящен вопросу об остротах и шутках, причем многочисленные иллюстрации к этому трактату позволяют признать П. создателем жанра коротенькой новеллы-анекдота на латинском языке, получившего дальнейшее развитие в «Фацециях» Поджо (1450) (см.). Совсем особое место среди произведений П. занимает его «Сирийский путеводитель» (Itinerarium Syriacum) - описание достопримечательностей на пути от Генуи до Палестины, - в к-ром религиозный интерес уступает место любознательности просвещенного путешественника и средневековый богомолец сменяется буржуазным туристом.
Если латинские произведения П. имеют больше историческое значение, то мировая слава его как поэта основана исключительно на его итальянских стихах. Сам П. относился к ним с пренебрежением, как к «пустякам», «безделкам», к-рые он писал не для публики, а для себя, стремясь «как-нибудь, не ради славы, облегчить скорбное сердце». Непосредственность, глубокая искренность итальян. стихов П. обусловила их громадное влияние на современников и позднейшие поколения.
Подобно всем своим предшественникам, провансальским и итальянским, П. видит задачу поэзии в воспевании прекрасной и жестокой «мадонны» (дамы). Свою возлюбленную он называет Лаурой и сообщает о ней только то, что впервые увидел ее в церкви Санта-Кьяра 6 апреля 1327 и что ровно через 21 год она скончалась, после чего он воспевал ее еще 10 лет, разбив сборник посвященных ей сонетов и канцон (обычно называемый «Canzoniere») на 2 части: «на жизнь» и «на смерть мадонны Лауры». Подобно поэтам «dolce stil nuovo» (см.), П. идеализирует Лауру, делает ее средоточием всяких совершенств, констатирует очищающее и облагораживающее действие ее красоты на его психику. Но Лаура не теряет своих реальных очертаний, не становится аллегорической фигурой, бесплотным символом истины и добродетели. Она остается реальной прекрасной женщиной, которой поэт любуется, как художник, находя все новые краски для описания ее красоты, фиксируя то своеобразное и неповторимое, что есть в данной ее позе, данной ситуации. Эти переживания Петрарки - главное и единственное содержание сборника «Canzoniere», который может быть назван подлинной «поэтической исповедью» Петрарки, вскрывающей противоречия его психики, все то же мучительное раздвоение между старой и новой моралью, между чувственной любовью и сознанием ее греховности. Петрарка мастерски изображает борьбу с собственным чувством, свое тщетное стремление подавить его. Так, идеологический конфликт, владеющий сознанием П., сообщает драматизм его любовной лирике, вызывает динамику образов, нарастающих, сталкивающихся, переходящих в собственную противоположность. Эта борьба завершается сознанием неразрешимости конфликта. Во второй части «Canzoniere», посвященной мертвой Лауре, жалобы на жестокость возлюбленной сменяются скорбью об ее утрате. Образ возлюбленной становится более живым и трогательным. Лаура сбрасывает с себя обличие «жестокой» мадонны, восходящее еще к куртуазной лирике трубадуров. Буржуазная непосредственность побеждает рыцарскую позу. Вместе с тем кончается и страстная борьба против чувства, т. к. чувство это спиритуализируется, очищается от всего земного. Так создается новое противоречие, которое временами возрождает старый конфликт. Поэт сознает греховность своей любви к «святой» Лауре, услаждающейся лицезрением бога, и он просит деву Марию вымолить для него прощение у бога. Известная противоречивость свойственна и художественной форме «Canzoniere». Отталкиваясь от «темной» манеры «dolce stil nuovo», П. создает канцоны, поражающие изяществом и ясностью формы. Он тщательно отделывает свои стихотворения, заботясь об их мелодичности и художественной прозрачности. Вместе с тем канцонам П. свойственны элементы прециозности. В них нередки вычурные антитезы, пышные метафоры, игра словами и рифмами, своей прециозной массивностью подавляющие лирический порыв поэта. Образам «Canzoniere» свойственна большая выпуклось и конкретность, и вместе с тем их ясные очертания расплываются иногда в потоке риторической аффектации. В XVI веке («петраркисты») и в эпоху Барокко, на почве деградирующей аристократической культуры, эта вторая сторона творчества П. приобрела особую популярность. Однако не она является в «Canzoniere» ведущей. Страстное искание синтеза, примирения противоречий, побуждает П. в конце жизни вернуться вспять, к старой поэтической традиции. Он обращается от «низменного» жанра любовной лирики к «высокому» жанру морально-аллегорической поэмы в манере Данте и его подражателей. В 1356 он начинает поэму в терцинах «Триумфы» (I trionfi), в к-рой пытается связать апофеоз Лауры, воплощения чистоты и святости, с изображением судеб человечества. Но для буржуазии второй половины XIV в. такая ученая и аллегорич. поэзия являлась пройденным этапом, и замысел П. не увенчался успехом.
Историческое значение лирики П. сводится к освобождению итальянской поэзии от мистики, отвлеченности и аллегоризма (dolce stil nuovo). Впервые у П. любовная лирика стала объективным оправданием и прославлением реальной, земной страсти. В силу этого она сыграла колоссальную роль в распространении и утверждении буржуазно-гуманистического мировоззрения с его гедонизмом, индивидуализмом и реабилитацией земных связей, вызвав подражания во всех европейских странах.
Но П. был не только певцом любви. Он был поэтом-патриотом, гражданином, идеологом единой великой Италии, наследницы римской славы, «наставницы народов». Его канцоны «Italia mia» и «Spirito gentil» стали на многие века символом веры всех итальянских патриотов, борцов за объединение Италии. В наши дни фашисты тоже зачислили П. в число своих предтеч, демагогически спекулируя на национализме П., к-рый в его эпоху был глубоко прогрессивным фактом, в наши же дни является орудием борьбы против крепнущего интернационального движения рабочего класса, несущего гибель загнивающей, реакционной буржуазии. Библиография:

I. Русские переводы: Избранные сонеты и канцоны в переводах русских писателей, СПБ, 1898 («Русская классная биб-ка» А. Н. Чудинова); Автобиография - Исповедь - Сонеты, перев. М. Гершензона и Вяч. Иванова, изд. М. и С. Сабашниковых, М., 1915; Сочинения П. на итальянск. и латинск. яз. насчитывают очень большое количество изданий. Полное собр. сочин.: 1554, 1581 (и более ранние); национальное изд.: 1926 и сл. Письма П.: Petrarchae epistolae de rebus familiaribus et variae, ed. G. Fracassetti, 3 vv., Firenze, 1859-1863; на итальянск. яз., с примеч. G. Fracassetti, 5 vv., Firenze, 1863-1867; Le rime di F. Petrarca restituite nell’ordine e nella lezione del testounico originario, ediz. curata da G. Mestica, Firenze, 1596; Il Canzoniere di F. Petrarca riprodotto letteralmente, ediz. curata da E. Modigliani, Roma, 1904; Le rime di F. Petrarca secondo la revisione ultima del poeta, a cura di G. Salvo Cozzo, Firenze, 1904 (самое удобное издание); Die Triumphe Fr. Petrarca’s in kritischem Texte, hrsg. v. C. Appel, Halle, 1901; Rime disperse di F. Petrarca o a lui attribuite raccolte a cura bi A. Solerti, Firenze, 1909.

II. Корелин М., Петрарка как политик, «Русская мысль», 1888, кн. V и VIII; Его же, Миросозерцание Ф. Петрарки, Москва, 1899; Его же, Ранний итальянский гуманизм, т. II, Ф. Петрарка, его критики и биографы, изд. 2-е, СПБ, 1914; Гаспари А., История итальянской литературы, т. I, М., 1895, гл. XIII и XIV; Гершензон М., Петрарка, «Книга для чтения по истории средних веков», Под редакцией проф. Виноградова, выпуск IV, Москва, 1899; Шепелевич Л., По поводу шестисотлетнего юбилея Петрарки, «Вестник Европы», 1904, XI; Его же, Патриотизм Петрарки, в кн. «Историко-литературные этюды», СПБ, 1905; Веселовский Ал-др, Петрарка в поэтической исповеди «Canzoniere», M., 1905, и «Собр. сочин.» А. Н. Веселовского, том IV, выпуск I, СПБ, 1909 (лучшая русская работа о Петрарке); Некрасов А. И., Любовная лирика Ф. Петрарки, Варшава, 1912; Чарский Е., Петрарка (Поэт-гуманист), издание «Грани», Берлин, 1923; Zumbini В., Studi sul Petrarca, Napoli, 1878; То же, Firenze, 1895; Nolhac P., de, Petrarque et l’humanisme, Paris, 1892; Mezieres A., Petrarque, nouv. ed., P., 1895; Cesareo G. A., Sulle poesie volgari del Petrarca, note e ricerche, Rocca S. Casciano, 1898; Festa N., Saggio sull’Africa del Petrarca, Palermo, 1926; Sanctis F., de, Saggio critico sul Petrarca, 6-a ed., Napoli, 1927; Croce В., Sulla poesia del Petrarca, в сб. «Atti della r. Accademia di scienze morali e politiche», v. LII, Napoli, 1928; Gustarelli A., F. Petrarca. «Il canzoniere» e «I trionfi», Milano, 1929; Rossi V., Studi sul Petrarca e sul Rinascimento, Firenze, 1930; Tonelli L., Pertarca, 2-a ed., Milano, 1930; Penco E., Il Pertarca viaggiatore, ed. rived., Geneva, 1932.

III. Hortis A., Catalogo delle opere di Fr. Petrarca, Trieste, 1874; Ferrazzi G. J., Bibliografia petrarchesca - «Manuale Dantesco», v. V, Bassano, 1877; Calvi E., Bibliografia analitica petrarchesca (1877-1904), Roma, 1904; Fowler M., Catalogue of the Petrarch Collection bequeathed to the Cornell Univers. Library by W. Fiske, Oxford, 1917. См. также библиографию к ст. «Ренессанс».

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Петра́рка

(Petrarca) Франческо (настоящая фамилия Петракко; 1304, Ареццо – 1374, Аркуа, возле Падуи), итальянский поэт. Родился в семье политического союзника Данте, одновременно с ним изгнанного из Флоренции. В детстве изучал латынь и античную римскую литературу. По окончании Болонского ун-та стал священником и служил в Авиньоне, где в то время находился папский престол.

По легенде, которую сложил сам поэт, он начал писать стихи после того, как 6 апреля 1327 г. в авиньонской церкви Сен-Клер встретил молодую даму, в которую влюбился и которую в течение долгих лет воспевал под именем Лауры. Легенда отчасти напоминает историю любви Данте к Беатриче, поэтому некоторые исследователи сомневаются в том, что Лаура действительно существовала, и считают её, как и Беатриче, философским символом . Книгу стихов, которую автор писал около полувека (1327-70) и которую он разделил на две части – «На жизнь мадонны Лауры» и «На смерть мадонны Лауры», – обычно называют «Канцоньере» («Книга песен»). Это самое известное произведение поэта, и оно состоит из 317 сонетов , 29 канцон , 9 секстин , 7 баллад и 4 мадригалов .


Если на итальянском языке написаны «Канцоньере» и аллегорическая поэма «Триумфы» (опубл. в 1470), то на латыни – остальные произведения поэта: трактаты «О славных мужах» (начат в 1337), «О достопамятных вещах» (начат в 1342-43), «Об уединённой жизни» (1345-47), «О монашеском досуге» (1346–47), эпическая поэма «Африка» (1338-42), философский диалог «О презрении к миру» (1342-43), эклоги «Буколики» (1345-47), «Стихотворные эпистолы» (начаты в 1345).
Творчество Петрарки разнообразно, но именно сонеты принесли автору ещё при жизни всеитальянскую известность: в 1341 г. он был признан поэтом-лауреатом и увенчан в Риме лавровым венком (одно из значений имени Лаура – «лавр», эмблема славы). Именно сонеты принесли ему посмертную общеевропейскую известность: итальянскую форму сонета, популяризованную и усовершенствованную Петраркой, в его честь сегодня именуют «петрарковской».

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Достойное стремление всей жизни – все время пробовать стать лучше, чем ты есть. – Кристина Августа.

Когда опережаешь других, ничего странного, если услышишь злое шипение позади. Фанни Флаг.

Подобраться к финалу и выполнить задачу полностью – это не одно и то же. За шаг до достижения цели можно столкнуться с непреодолимым препятствием. Луи Огюст Бланки.

Стрелок, выпустивший стрелу и не попавший по мишени, знает, что в этом виноват он сам. – Конфуций.

Не изменяй своей цели – в этом формула успеха. – Бенджамин Франклин.

Цель определяет вектор движения для всех и для каждого. – Аристотель.

Существование такого большого количества ненужных людей обусловлено тем, что они распыляются на уйму вещей и дел. – Натаниэль Эммонс.

Отсутствие цели не побуждает ничего делать, но если цель незначительна, то ничего действительно важного и весомого не сделаешь. – Д. Дидро.

Для блага существует два важных требования. Первое – в любом деле должна быть поставлена конечная цель, к которой нужно стремиться. Второе – нужно найти средства для осуществления этой цели. – Аристотель.

Продолжение цитат читайте на страницах:

Судьба не является делом случая, это дело выбора; это не то, чего следует ждать, это то, чего следует достигать. – Уильям Дженнингс Брайан.

Цель умного человека не скрыта за линией горизонта. – Абуль-Фарадж.

Яркость и насыщенность красок жизни – старика ли, младенца ли – зависят от её цели. Дэвид Старр Иордании.

У каждого есть перед глазами определенная цель,- такая цель, которая, по крайней мере ему самому; кажется великой и которая в действительности такова, если ее признает великой самое глубокое убеждение, проникновеннейший голос сердца… – К. Маркс

Цели должны быть ясными, простыми и записанными на бумаге. Если они не записаны на бумаге и их каждый день пересматриваешь - это не цели. Это пожелания. – Роберт Кийосаки, бизнесмен, инвестор, писатель, преподаватель цитата из его книги Руководство Богатого Папы по инвестированию

Мы все находимся в канаве, но некоторые из нас смотрят на звёзды. – Оскар Уайльд.

То, к какой цели стремится каждый человек, является лучшей его характеристикой. – Марк Аврелий.

Жизненная цель одна: оставаясь собой, стремиться стать лучше. – Барух Спиноза.

Мы должны быть не просто хорошими, мы должны быть хорошими для чего-то. – Генри Дэвид Торо.

Только тот, кто может видеть невидимое, может сделать невозможное. – Франк Гейнс.

В человеческих делах… главное внимание должно быть обращено на мотивы. – В. Гёте

Успешный человек обычно устанавливает свою следующую цель несколько, но не слишком, выше своих последних достижений. Таким образом, он постоянно повышает уровень своих стремлений. – Курт Левин.

У великих умов есть цели, у остальных желания. – Вашингтон Ирвинг.

Цель только тогда может быть достигнута каким-нибудь средством,- как это с мастерским глубокомыслием показал старик Гегель и отчасти знал уже до него Аристотель,- когда уже зapaнee само средство насквозь проникнуто собственной природой цели. – Ф. Лассаль

Бедный человек не тот, кто не имеет ни копейки, но то, кто не имеет мечты. – Гарри Кемп.

Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации. – Иоганн Вольфганг Гете, 1749-1832, великий немецкий поэт, мыслитель и естествоиспытатель

Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая, как закон, определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю. – К. Маркс

Цель в жизни - это сама жизнь. – Иоганн Вольфганг Гете, 1749-1832, великий немецкий поэт, мыслитель и естествоиспытатель

Мы… ставим себе в жизни цели. При этом мы размышляем о том, какими средствами мы можем их достичь. Цель есть здесь всеобщее, руководящее, и мы обладаем средствами и орудиями, деятельность которых мы определяем соответственно этим целям. – Гегель

Вы не можете взять ответственность за всё, что вы делаете или не делаете. – Симона де Бовуар.

Значимость человека не в том, чего он достигает, а скорее в том, чего он стремится достичь. – Халиль Джебран.

Следуйте за своим счастьем. Найдите его и не бойтесь следовать за ним. – Джозеф Кэмпбелл.

Расти и знать направление роста, это есть источник всех сил и уверенности в жизни. – Джеймс Бейли.

Только люди настолько глупы что ищут смысл бытия, животные же просто наслаждаются жизнью. – Сэмюэль Батлер.

Вы можете изменить свои убеждения, чтобы расширить свои возможность, мечты и желания. Создайте сильную веру в себя и то, чего вы желаете. – Марсия Ведер.

Человеком с настоящим характером является тот, который, с одной стороны, ставит себе существенно содержательные цели и, с другой стороны, твердо придерживается этих целей, так как его индивидуальность потеряла бы все свое существование, если бы он вынужден был отказаться от них. – Гегель

Человек не может сделать слишком много дел: подобно тыквам в воде, одна тыква всплывает, когда вы пытаетесь удержать другие. – Китайская пословица.

Цена человека не выше цены его амбиций. – Марк Аврелий.

Когда мы правильно оцениваем нашу силу и совершенство, мы ясно видим, что мы должны делать для достижения нашей доброй цели. С другой стороны, зная свои недостатки и немощь, мы видим, чего должны избегать. – Б. Спиноза

Без цели ничего делать не надо. – Марк Аврелий.

Удовольствие это объект, долг и цель всех разумных существ. – Вольтер.

Прошлое и настоящее - наши средства, только будущее - наша цель. – Блез Паскаль, 1623-1662, французский религиозный философ, писатель, математик и физик

Если ты направился к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камнями во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели. – Ф.М. Достоевский

Надо желать только одного, и желать этого постоянно. Тогда обязательно получите это. Но я желаю всего, следовательно, не получаю ничего. – Андре Жид.

Тот, кто желает сделать всё, никогда не будет делать что-либо. – Андре Моруа.

Давайте жить, пока мы живы. – Иоганн Гёте.

Если пред тобою великая цель, а возможности твои ограничены, - все равно действуй; ибо только через действие могут возрасти твои возможности. – Шри Ауробиндо, 1872-1950, индийский мыслитель и поэт, создатель синкретического учения Интегральная Йога, духовный учитель человечества

Великие свершения зачастую вырастают из бесконечной глупости, подкрепленной сильным желанием. – Вовнарг.

Бык не пользуется известностью в двух стадах. – Родезийская пословица.

Высокие цели, хотя бы невыполненные, дороже нам низких целей, хотя бы достигнутых. – В. Гёте

Если нет мечты, то и смысла просыпаться по утрам тоже нет. – Билли Уайлдер.

Счастье человека: делать то, что свойственно человеку. – Марк Аврелий.

Едва захочешь узнать, чего следует избегать, к чему стремиться, - смотри на цель всей своей жизни: с ней должны согласовываться все твои поступки. Только тот распоряжается всем в отдельности, у кого есть в жизни высшая цель. – Луций Анней Сенека Младший, 4-65 до н. э., римский философ, писатель и оратор

Чтобы оправдаться в собственных глазах, мы нередко убеждаем себя, что не в силах достичь цели; на самом же деле мы не бессильны, а безвольны. – Франсуа де Ларошфуко, 1613-1680, французский писатель, мыслитель

Мысль о ходьбе не доведет тебя до цели. И царь зверей в ленивом сне, останется без мяса антилопы. – Из Панчатантра.

Жизнь мала, если она не тронута неукротимым стремлением расширить свои границы. – Хосе Ортега-и-Гассет.

Определённая цель жизни, а также устойчивое стремление к ней через все препятствия, является необходимым условием успеха. – Уильям М. Пуншион.

Редко кто задумывается, шагая по тернистому пути к получению желаемого, а так ли оно ему нужно. – Дон Маркиз.

Душа, не имеющая установленной цели, теряет себя. – Мишель де Монтень.

Под разногласиями в средствах скрываются разногласия в целях. – Макс Вебер, 1864-1920, один из крупнейших социологов, социальный философ и историк, основоположник понимающей социологии и теории социального действия Германия

Трагедия жизни заключается не в том, что цель не достигнута. Трагедия жизни заключается в отсутствии цели для достижения. – Бенджамин Мейс.

В этой жизни мы получаем только те вещи, за которыми мы охотимся, к которым мы стремимся, и за которые готовы принести жертву. – Джордж Мэтью Адамс.

Иногда удар не попадает в цель, но намерение не может промахнуться. – Жан Жак Руссо, 1712-1778, французский философ, писатель, педагог, композитор

Цели, это то, что придаёт жизни смысл. – С. Н. Паркхуст.

Самый медлительный человек, не теряющий из виду своей цели, все же проворнее того, кто блуждает без цели. – Готхольд Эфраим Лессинг, 1729-1781, немецкий мыслитель, писатель, драматург, критик

Трудности возрастают по мере приближения к цели. Но пусть каждый совершает свой путь подобно звездам - спокойно, не торопясь, но беспрерывно стремясь к намеченной цели. – Иоганн Вольфганг Гете, 1749-1832, великий немецкий поэт, мыслитель и естествоиспытатель

Не сворачивай с пути, выбрал цель, так к ней иди. – Фирдоуси.

Ваша цель должна быть вне досягаемости, но не должна скрываться из виду. – Анита де Франтц.

Кто хочет достигнуть великого, тот должен, как говорит Гёте, уметь ограничивать себя. Кто же, напротив, хочет всего, тот на самом деле ничего не хочет и ничего не достигнет – Гегель

Цель не может оправдывать средства по той простой и очевидной причине, что средства определяют природу цели. – Олдос Хаксли, 1894-1963, английский писатель

Принимая средства за цель, люди разочаровываются в себе и других, в силу чего из всей их деятельности ничего не выходит, или выходит обратное тому, к чему они стремятся. – В. Гёте

Многие люди имеют неправильное представление о том, что представляет собой истинное счастье. Это не достигается путём самоудовлетворения, но благодаря верности достойной цели. – Хелен Келлер.

Цитаты к направлению "Цели и средства"

Человек, который непременно хочет чего-нибудь, принуждает судьбу сдаться. (М.Ю. Лермонтов)

Человек должен научиться подчиняться самому себе и повиноваться своим решениям. (Цицерон)

Когда цель достигнута о пути забывают. (Ошо)

Смыслом жизни являются те цели, которые заставляют вас ценить её. (У. Джеймс)

Совершенные средства при неясных целях - характерный признак нашего времени. (А. Эйнштейн)

Высокие цели, хотя бы невыполненные, дороже нам низких целей, хотя бы и достигнутых. (И. Гёте)

Если вы хотите вести счастливую жизнь, вы должны быть привязаны к цели, а не к людям или к вещам. (А. Эйнштейн)

Ты не можешь менять направление ветра, но всегда можешь поднять паруса, чтобы достичь своей цели. (О. Уайльд)

Найди цель, ресурсы найдутся. (М. Ганди)

Если ты направляешься к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камнями во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели. (Ф.М. Достоевский)

О более слабых и простых людях лучше всего судят по их характерам, о более же умных и скрытных - по их целям. (Ф. Бэкон)

Никогда не поздно уйти из толпы. Следуй за своей мечтой, двигайся к своей цели. (Б. Шоу)

Когда вам покажется, что цель недостижима, не изменяйте цель - изменяйте свой план действий. (Конфуций)

Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывала недостойные средства для ее достижения. (А. Эйнштейн)

Надо ставить себе задачи выше своих сил: во-первых, потому, что их всё равно никогда не знаешь, а во-вторых, потому, что силы и появляются по мере выполнения недостижимой задачи. (Б. Л. Пастернак)

Спросите-ка себя, жаждете ли вы этого всеми силами души? Доживете ли до вечера, если не получите этой вещи? И если уверены, что не доживете, - хватайте ее и бегите. (Р. Брэдбери)

Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти. (О. де Бальзак)

У человека должна быть цель, он без цели не умеет, на то ему и разум дан. Если цели у него нет, он ее придумывает. (А. и Б. Стругацкие)

Хочешь достигнуть цели своего стремления - спрашивай вежливее о дороге, с которой сбился. (У. Шекспир)

Я понимаю КАК; не понимаю ЗАЧЕМ. (Дж. Оруэлл)

Если вы хотите достичь цели, не старайтесь быть деликатным или умным. Пользуйтесь грубыми приемами. Бейте по цели сразу. Вернитесь и ударьте снова. Затем ударьте еще, сильнейшим ударом сплеча. (У. Черчилль)

Никакой транспорт не будет попутным, если не знаешь, куда идти. (Э. А. По)

Не оборачивается тот, кто устремлён к звёздам. (Л. да Винчи)

Жизнь задыхается без цели. (Ф. М. Достоевский)

На свете мало недостижимых вещей: будь у нас больше настойчивости, мы могли бы отыскать путь почти к любой цели. (Ф. де Ларошфуко)

Одни иезуиты утверждают, что всякое средство хорошо, лишь бы достигнуть цели. Неправда! Неправда! С ногами, осквернёнными грязью дороги, недостойно войти в чистый храм. (И.С. Тургенев)

Тот шагает быстрей, кто шагает один. (Дж. Лондон)

Жизнь достигает своих вершин в те минуты, когда все ее силы устремляются на осуществление поставленных перед ней целей. (Дж. Лондон)

Высокие цели, хотя бы невыполненные, дороже нам низких целей, хотя бы и достигнутых. (Гёте)

В какую-то секунду пути цель начинает лететь на нас. Единственная мысль: не уклониться. (М.И. Цветаева)

Намерение воина сильнее любых препятствий. (К. Кастанеда)

Потерян навсегда лишь тот, в ком угасли стремления. (А. Рэнд)

Гораздо лучше совершать великие поступки, праздновать великие победы, даже если по пути случаются ошибки, чем вставать в ряды обычных людей, не знающих ни большой радости, ни большой беды, живущих серой жизнью, где нет ни побед, ни поражений. (Т. Рузвельт)

Без какой-нибудь цели и стремления к ней не живет ни один жив человек. Потеряв цель и надежду, человек с тоски обращается нередко в чудовище. (Ф.М. Достоевский)

Человек вырастает по мере того, как растут его цели. (И. Шиллер)

Если нет цели, не делаешь ничего, и не делаешь ничего великого, если цель ничтожна. (Д. Дидро)

Ищи то, что выше того, что ты можешь найти. (Д.И. Хармс)

Ничто так не успокаивает дух, как обретение твёрдой цели - точки, на которую устремляется наш внутренний взор. (М. Шелли)

Счастье заключается в радости достижения цели и острых ощущениях творческого усилия. (Ф. Рузвельт)