Жизнь в авиации. От подмосковного аэроклуба до главного штаба войск пво Игорь мальцев пво

80 лет – полёт нормальный Автор Олег ГРОЗНЫЙ, «Красная звезда». 11.08.2015 Фото из архива И.М. МАЛЬЦЕВА.евА Генерал-полковник Мальцев не гонялся за должностями – они сами его находили На долю этого человека выпало военное детство, освоение первых реактивных истребителей, руководство крупными войсковыми объединениями, принятие решений, оказавших существенное влияние на судьбу страны и её безопасность, активная общественная деятельность. 6 августа генерал-полковнику авиации в отставке Игорю Мальцеву исполнилось 80 лет. На предложение о встрече кавалер ордена Красной Звезды, ордена Октябрьской Революции, двух орденов «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР», лауреат Государственной премии Российской Федерации долго открещивался, мотивируя тем, что ничего особо выдающегося за свою жизнь не совершил и есть более известные и достойные кандидатуры. И только услышав – это приказ, согласился. Родился будущий видный военачальник в подмосковной Балашихе, в рабочей семье. Отец, Михаил Давыдович, – шофёр, впоследствии прошедший от начала до конца Великую Отечественную и войну с Японией. Мама, Ирина Прокопьевна, – швея на фабрике. Одни из первых осознанных детских воспоминаний нынешнего юбиляра относятся к 1940-м годам, как оказалось, непосредственно повлиявшим на его дальнейшую судьбу. Он вспоминает, как над селом, где они с мамой были в эвакуации, безнаказанно кружились самолёты с крестами на крыльях и обстреливали дорогу, по которой на фронт шли войска. А в один из дней на ближайшее поле вынужденно приземлился наш бомбардировщик ТБ-3 с повреждённым в воздушном бою двигателем. Семилетний Игорь крутился рядом, глядя, как дед, Давыд Иванович, плотничал, помогая техникам заменить мотор. Встреча с живым лётчиком перевернула сознание мальчишки. После прощального круга над селом успешно взлетевший краснозвёздный самолёт окончательно определил цель в жизни будущего генерал-полковника авиации – только в небо, только летать. – Для меня главный жизненный принцип: поставил перед собой цель – добьюсь её достижения, – поделился Игорь Михайлович. – Этому принципу я следовал всегда. Генерал-полковник Мальцев был одним из организаторов освоения авиацией ПВО ледовых аэродромов за Полярным кругом Это стремление привело юношу в аэроклуб. Свой первый самостоятельный вылет 8 августа 1952 года на Як-18 он вспоминает так ясно, будто это было вчера. В отличие от многих своих друзей курсант Мальцев стремился не только летать, но и понять, как и за счёт чего летательный аппарат «висит» в воздухе. Пытливость ума и желание вникнуть в детали не давали покоя и привели в Московский авиационный институт, куда он сдал документы для поступления. Но бдительное аэроклубное начальство изъяло их и отдало подающему надежды курсанту приказ: только в истребительную авиацию! Так Мальцев осенью 1952-го стал курсантом сразу 2-го курса Батайского военного авиационного училища лётчиков-истребителей, которое окончил по «первому разряду» (по-современному – с отличием). Причём в 1954 году лейтенант Мальцев был в составе первого выпуска пилотов реактивных самолётов МиГ-15. Попав сначала в 126-й истребительный авиационный полк Московского округа ПВО, последовательно прошёл практически все командные должности. Затем были Военно-воздушная академия имени Ю.А. Гагарина, служба в местах, где от внешних условий часто выходила из строя техника, но закалялся характер человека, – Андижан, Мары. Потом – академия Генерального штаба, должности заместителя командующего, командующего отдельной армией ПВО. Следует отметить, что в разговоре Игорь Михайлович ни разу никого не помянул резким словом. О людях же, оставивших яркий след в его судьбе, говорил только с глубоким уважением. За должностями Игорь Михайлович не гонялся – они сами его находили. Несомненно, причина тому – глубокая компетентность, умение работать с людьми и личный пример. Кстати, вопреки всем инструкциям и указаниям, будучи уже командиром дивизии, он продолжал летать, в основном – ночью. Днём надо было находиться у телефона: звонок из центра мог раздаться в любую минуту. Там не любили, когда командира не было на месте. К слову, о деловых качествах. Командиром дивизии Мальцев был назначен в воинском звании подполковника, командующим отдельной армией – генерал-майора. От заманчивого предложения возглавить Главный штаб ПВО страны ещё в 1973 году тактично отказался, посчитав себя тогда недостаточно готовым к этой работе. Вместо этого был назначен первым заместителем главнокомандующего ПВО страны по противовоздушной обороне стран Варшавского договора. Интересная деталь: на этом посту он сменил генерал-полковника Ивана Подгорного, который, будучи командующим 52-й воздушной армией ПВО в 1954 году, у себя в кабинете экзаменовал только что прибывших молодых лётчиков, среди которых был и лейтенант Мальцев. И только в 1984-м Игорь Михайлович принял должность первого заместителя главкома противовоздушной обороны СССР – начальника Главного штаба. О многом ещё удалось выведать у юбиляра, но ещё о большем собеседник дипломатично умолчал. Он был свидетелем, а порой и непосредственным участником многих исторических событий, повлиявших на ход истории страны. Поговорили о полёте Руста, посадившего свою «Сессну» на Красной площади. Собеседник признал, что это был серьёзный прокол многих служб, в первую очередь – ПВО. Свою роковую роль в этом инциденте сыграли и объективные, и субъективные факторы. Генерал-полковник Мальцев был одним из организаторов освоения авиацией ПВО ледовых аэродромов за Полярным кругом на рубеже 1980-х. Но, безусловно, особый след в истории страны и его личной судьбе сыграли августовские события 1991 года. Он не скрывает, что был их непосредственным участником, не допустив ни одного взлёта с крымского аэродрома Бельбек, за что долгое время его терзали следователи, но ничего не смогли вменить. – Я выполнял приказ. Это для меня – святое. Невыполнение приказа – предательство. Ни о чём не сожалею до сих пор, – убеждён Игорь Михайлович. Были моменты, когда его карьера висела на волоске. В 1959 году в период очередной армейской реорганизации ему посулили хорошую должность, но не связанную с авиацией. «Увольняйте», – показал характер капитан Мальцев. Своенравного лётчика оставили в покое. В 1972 году в Иране значительно активизировались натовские разведывательные службы. В один из дней ими был осуществлён массированный запуск воздушных шаров с фото– и радиоаппаратурой на нашу сторону в зоне ответственности дивизии, которой командовал полковник Мальцев. Большая высота, несоизмеримая разница скоростей и погодные условия не позволяли лётчику МиГ-19 захватывать цели, и они постепенно уходили в глубь страны, что свидетельствовало о неспособности соединения ПВО выполнить боевую задачу. Внезапно комдиву пришло в голову оригинальное решение – наводить не один истребитель, а сразу три, с небольшим интервалом. Когда первый промахивался, остальные учитывали его ошибку, по команде с земли доворачивали в нужном направлении и уже уверенно поражали объекты. – Накурился в тот день на командном пункте до такой степени, что с тех пор с отвращением смотрю на табак, – с улыбкой поделился ветеран. Деловые качества, гражданскую позицию генерал-полковника Мальцева ценили не только сослуживцы, но и простые граждане. В 1990 году Игорь Михайлович уверенно победил четырёх соперников в Балашихинском одномандатном округе и стал депутатом. Активно работал в военной фракции Съезда народных депутатов России, жёстко отстаивая интересы армии и военнослужащих в те непростые годы. Подводя итог встрече, невольно задаёшься вопросом – сколько же энергии, физических и душевных сил, порой мужества надо иметь, чтобы с достоинством пройти такой жизненный и служебный путь? После общения с этим уникальным человеком ответы становятся очевидными – быть преданным своей стране, всегда добиваться поставленных целей и свято выполнять приказы. С юбилеем вас, Игорь Михайлович!

Если бы в далеком 1935 году Михаилу Мальцеву, водителю подмосковного автохозяйства Салтыковского зверосовхоза, кто-то сказал, что его сын Игорь станет видным военачальником, генерал-полковником, то он наверняка рассмеялся бы в лицо такому «провидцу». Жизнь в то время была тяжелая, прокормиться бы, детей на ноги поставить - какие уж тут заоблачные генеральские выси...
Судьба Игоря Мальцева складывалась, как и у тысяч его сверстников военной поры. О детстве без слез не вспомнишь. Когда началась Великая Отечественная, пареньку шел всего шестой год. Обычно дети в этом возрасте мало что помнят. Но суровые испытания наложили свой отпечаток - пацаны быстро повзрослели.
Одолев фашистов, страна вздохнула свободно. Только вот светлых страниц в послевоенной, полуголодной жизни было не так-то и много. Но видно так устроена человеческая натура - помнить хорошее, а не плохое. Конец 1940-х - начало 1950-х. Игорь Мальцев с головой ушел в технику, увлекся авиацией и ракетостроением.
В 9-м классе записался в аэроклуб, где зимой изучали теорию, а летом были практические занятия и полеты на аэродроме Чертаново. Любимое занятие в свободное время - лазить по кабинам немецких и советских самолетов времен войны, которых на аэродроме было огромное количество. Самое яркое впечатление - полеты на только что появившихся тогда учебных самолетах Як-18. На них и получил основы летной подготовки. В 1952 г. все самолеты Як-18 аэроклуба были привлечены для участия в воздушном параде - они писали в небе слова «Слава Сталину!», из-за чего прервалась на два месяца летная подготовка курсантов, а выпуск затянулся до октября.
С мечтой о МАИ, к сожалению, пришлось расстаться. В то время, записываясь в аэроклуб, юноша брал на себя обязательство после его окончания поступать в военное училище летчиков. Так Мальцев вместо студента МАИ стал курсантом Батайского военного авиационного училища летчиков-истребителей.
Закончив училище за два года, Мальцев в 19 лет - лейтенант, летчик-истребитель на самой новейшей технике. В то время еще шла война в Корее, где наши летчики помогали братскому корейскому народу, и все курсанты по-детски мечтали после училища попасть если уж не туда, то хотя бы на Дальний Восток, поближе к войне. Но жизнь внесла свои коррективы. Война закончилась, и лейтенант Мальцев как окончивший училище с отличием или, как тогда называлось, по первому разряду и имевший право выбора места службы выбрал Московский округ ПВО.
Основу ПВО Московского округа тогда составляла 52-я воздушная армия, которой командовал генерал И. Подгорный. Именно он принимал в своем просторном кабинете большую группу молодых летчиков - выпускников 1954 года - пополнение армии, по-отечески доброжелательно напутствуя на ответственную службу в столичном округе. А через 25 лет (вот уж судьба любит закручивать сюжеты) у генерал- полковника Подгорного генерал-лейтенант Мальцев принимал должность первого заместителя главнокомандующего войсками ПВО страны по ПВО стран Варшавского договора.
Игорь Михайлович с теплотой вспоминает свой первый родной 126-й истребительный авиационный полк, где прошло его становление из начинающего летчика в опытного командира звена. Хрущевские времена, когда расформировывали целые авиаполки, оставили свой след в душе. Мальцева тоже вызывали и заманчиво-настойчиво предлагали стать специалистом создававшегося тогда нового рода войск - зенитных ракетных. Наотрез отказался. Только вот полк его попал под «реформаторский нож». Так оказался на новом месте. А затем была Военно-воздушная академия им. Гагарина, бессонные ночи над конспектами, экзаменационные хлопоты. Игорь Михайлович, как губка, впитывал знания, понимая, что без них невозможен дальнейший профессиональный рост.
После академии его ждал прославленный 9-й гвардейский авиаполк в Андижане, в котором было воспитано 26 Героев Советского Союза, четыре его летчика получили это высокое звание дважды. Забегая вперед, скажем, что прославленная авиачасть осталась в Узбекистане. Ветераны до сих пор переживают по этому поводу - нельзя было оставлять боевую гордость за рубежами Родины...
1960-1970-е годы можно назвать эпохой маршала Батицкого. Павел Федорович 11 лет командовал войсками Московского округа ПВО, с 1966 по 1978 год был главкомом Войск ПВО страны. С именем этого заслуженного военачальника связано многое не только в становлении и развитии авиации ПВО. «Батя», как его с любовью называли в войсках, заботился прежде всего об офицерских кадрах, о людях.
Вот и Игорь Михайлович говорит: «Мое становление как командира прошло в эпоху Батицкого. Он меня знал лично. До сих пор берегу статью из «Красной звезды», где он хорошо отзывается о нашем 9-м гвардейском авиаполку. Это дорогого стоит».
- С 9-м полком связано немало ярких эпизодов, - продолжает Игорь Михайлович. - Сначала я командовал молодежной эскадрильей, в которой было 17 человек - треть полка. Всего за год они выросли до летчиков 2-го класса. Так я стал замкомполка. Налет у нас в то время по 260 часов в год был. Нынешним летчикам такое и не снилось. В 9-м гвардейском до командира полка вырос. Одними из первых получили самолеты нового поколения Су-15. Абы кому такое серьезное дело, как освоение новой техники, не поручат. Через 4 месяца мы уже стреляли на полигоне, выполняя задачу всем полком! И как стреляли! В итоге полк получил переходящее Красное знамя ЦК КПСС и Совмина, а командование части, и я в том числе, - орден Красной Звезды.
В конце 60-х в Вооруженных Силах - новая реформаторская кампания в кадровой политике: политработников стали назначать командирами, а командиров - политработниками. В чем был истинный смысл этой затеи - до сих пор не ясно. Но карьеру и армейскую жизнь она многим поломала. Не обошла эта затея стороной и Мальцева. После одной из партийных конференций, на которой смело и по-деловому выступил Мальцев, руководители«взяли его на карандаш»: мол, вот он, готовый замполит полка. Ну и основательно прицепились к нему с этой идеей. Дивизионные и армейские политработники давили, гнули буквально через колено, даже грозили серьезными проблемами в дальнейшем служебном росте, как недооценивающего значение политработы. Спасибо командиру дивизии генералу Дееву. Его позиция остудила некоторые партийные головы. Мальцева оставили в покое, и он продолжил службу командиром.
В 1970 г. Мальцев принял дивизию в приграничных Марах. Более хлопотной должности не сыскать. Было сложно на первых порах, да еще климатические условия ужасные - барханы, пески, жара, к которым надо приплюсовать неблагоустроенность, антисанитарию, отсутствие предметов первой необходимости. Как бы то ни было, но около 1.000 км воздушных границ были под надежным замком.
Академию Генштаба Игорь Михайлович, как и училище, окончил блестяще. Далее последовало назначение на Урал первым заместителем командующего отдельной армии ПВО. Как всегда, быстро врос в обстановку, в новой должности чувствовал себя уверенно.
Дальний Восток, где вскоре генерал Мальцев принял армию ПВО, поразил своими масштабами. Таких пространств Европе-матушке не видать никогда. До гарнизона на Чукотке на Ан-8 нужно было лететь часов восемь.
С 1984 по 1991 года Игорь Михайлович занимал должность начальника главного штаба Войск ПВО - первого заместителя главкома.
... Свои 70 лет Игорь Михайлович встречает бодрым, подтянутым, полным сил и энергии. Он ведет активную работу в ветеранской организации, занимается патриотическим воспитанием молодежи. Иначе не может - такая уж у него закалка.

На снимке: генерал-лейтенант Игорь Михайлович МАЛЬЦЕВ встречает на КП армии генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева (апрель 1977 года).

Видный военачальник, один из лучших специалистов в области противовоздушной обороны генерал-полковник Игорь Михайлович Мальцев отмечает 80-летие.

В свой день рождения юбиляр получил поздравления от Военного совета Воздушно-космических сил, от соратников, сослуживцев и с особой теплотой и гордостью вспоминает свою службу в Войсках ПВО, которым он посвятил почти 40 лет своей жизни, пройдя тернистый путь от курсанта военного училища до генерал-полковника, начальника штаба Войск ПВО. Родился 6 августа 1935 года в подмосковной Балашихе в семье рабочего. Судьба складывалась, как и у большинства сверстников военной поры. Испытания тех лет наложили свой отпечаток на характер будущего генерала. Он быстро повзрослел и возмужал. В начале 50-х серьезно увлекся авиацией и ракетостроением. Во время учебы в 9-м классе записался в местный аэроклуб и взял на себя обязательство после его окончания поступить в военное училище летчиков. Так стал курсантом Батайского военного авиационного училища летчиков-истребителей. Окончив его за два года, в 1954-м лейтенант Игорь Мальцев был направлен в 126-й истребительный авиационный полк Московского округа ПВО, где прошло его становление из начинающего летчика в опытного командира звена. Через 10 лет, в 1964 году окончил ВВА им. Гагарина и был назначен в легендарный 9-й гвардейский авиационный полк, дислоцированный в Андижане (Узбекистан). Здесь прошел служебный путь от командира эскадрильи до командира полка. Летная подготовка была очень интенсивной, 260 часов налета в год. Одним из первых 9-й гвардейский авиаполк получил самолеты нового поколения – Су-15. Технику освоили в рекордно короткие сроки, и уже через четыре месяца авиаполк провел успешные стрельбы на полигоне, за что получил переходящее Красное знамя ЦК КПСС и Совмина, а ряд офицеров, в том числе

Игорь Мальцев, – ордена Красной Звезды. В 1970-м И. М. Мальцев назначен командиром 17-й дивизии ПВО (Мары, Туркмения). Около тысячи километров воздушных границ были под надежной защитой этого соединения ПВО. После окончания в 1975 году Военной академии Генерального штаба Игорь Михайлович проходил военную службу в должности заместителя командующего 4-й отдельной армией ПВО на Урале, затем командовал 11-й отдельной армией ПВО на Дальнем Востоке. В 1984-м генерал-полковник Мальцев стал первым заместителем главнокомандующего Войсками ПВО и возглавил Главный штаб Войск ПВО. После увольнения в запас в 1991 году трудился на предприятиях авиационной радиопромышленности, был депутатом парламента, вел активную экспертную работу. Свои 80 лет Игорь Михайлович встречает бодрым, полным сил и энергии. Активно работает в ветеранской организации, занимается патриотическим воспитанием молодежи.

С Соколовым у меня связано воспоминание, что как раз при нём стали забирать в армию даже с тех вузов, с которых раньше не забирали. Но продолжалось это недолго - 1-2 призыва, и уже на следующий год Соколова сняли, а тех сдудентов, которых забрали за это время в армию - уже к следующему учебному году вернули в вузы, и они пытались врубиться в учёбу после незапланированных в их жизни сапогов, и ещё более незапланированного возвращения. Получалось у них это плохо.

Отношение к тому, что происходило было такое. Сначала - когда стали забирать - крайне нервное и гнетущее - примерно выражаемое словами как "сбрендили они там все что-ли?". Когда из-за Руста сняли Соколова и отменили забор - облегчённое. Горбачёв явно набрал баллов поддержки у части населения. Кстати, когда в дальнейшем близилось ГКЧП - то из эфиров изчезла молодёжная развлекаловка, вроде рок музык, со смещением которого музыки возобнавились с новой силой.

Уж не знаю я, что там и как играло роль, но похоже было, что Горбачёв с Яковлевым давили на низменные потребности и отпускали узду, в результате чего в эфир прорывались интересные передачи, удавалось организовать фестивали (Подольский фест 87). А при генералах как-то всё свёртывалось, передачи пропадали из эфира, самодеятельные мероприятия отменялись.

Мне кажется, что Горбатый потому генералов выгнал, и спецом Руста им подпустил, что забоялся их сам. И забоялись их номенлатурщики.

nenavist_nik "Главный маршал авиации А.И. Колдунов" @ 2009-05-13 02:48:00 (в mil_history)
http://nenavist-nik.livejournal.com/114827.html?format=light
http://community.livejournal.com/mil_history/514882.html

28 мая 1987 года, в День пограничника, в Москве, на Васильевском спуске, у стен Кремля, приземлился легкомоторный самолет с опознавательными знаками ФРГ. За штурвалом находился 19-летний немец Матиас Руст . Сразу же, ещё над территорией Эстонской ССР, по тревоге был поднят истребитель, пилотируемый старшим лейтенантом Пучниным . Он доложил о том, что видит "легкомоторный самолет спортивного типа с полосой голубого цвета". Получи он тогда с земли команду уничтожить нарушителя, то легко бы это сделал. По словам Руста , занесенным в протокол допроса, он видел советский перехватчик и даже различил в кабине оранжевые комбинезоны и кислородные маски советских летчиков, которые сидели в один ряд.

Однако, высшее руководство страны, в том числе и в лице Горбачева , создало ситуацию, в которой самолет Руста только отслеживался да самой Москвы, но не мог быть сбитым. Инициатива командования ПВО была попросту заблокирована сверху.

Генерал армии Петр Дейнекин , главнокомандующий ВВС России в 1991-97 годах:
"Нет никаких сомнений, что полет Руста был тщательно спланированной провокацией западных спецслужб. И что самое важное - проведена она с согласия и с ведома отдельных лиц из тогдашнего руководства Советского Союза. На эту печальную мысль - о внутреннем предательстве - наводит тот факт, что сразу после посадки Руста на Красной площади началась невиданная чистка высшего и даже среднего генералитета. Как будто специально ждали подходящего повода... Сбить "Цессну" или принудить ее к посадке силами ПВО могли столько раз, сколько бы захотели".

Горбачев , наконец, нашел повод для расправы над оппозиционным руководством Вооруженных Сил СССР. Виновным "назначили" маршала . То, что не смогли сделать асы люфтваффе, доделали с помощью Матиаса Руста. Через два дня после посадки Руста, с постов были сняты министр обороны СССР, Маршал Советского Союза Соколов и командующий Войсками ПВО, Маршал авиации . Подполковник Карпец и майор Черных , непосредственно отвечавшие за сектор, фактически первые, кто заметил и доложил о нарушителе - были преданы суду и приговорены к четырем и пяти годам лишения свободы. 298 офицеров ПВО

Горбачев использовал этот случай как повод для того, чтобы снять со своей должности неугодного министра обороны Сергея Соколова и его ближайшее окружение. Взамен его Горбачев поставил менее решительного службиста Дмитрия Язова , что сказалось на событиях августа 1991 года.

Бывший директор Агентства Национальной безопасности США, генерал-лейтенант Вильям Одом , с удовлетворением отмечал: "С момента прихода Горбачева к власти, на своей должности удержался лишь заместитель министра обороны по вооружению. В числе замененных должностных лиц были министр обороны, все другие его заместители, начальник Генерального штаба и два его первых заместителя. Главнокомандующий ОВС Варшавского договора и начальник штаба ОВС, все четверо "верховных командующих", все командующие группами войск (в Германии, Польше, Чехословакии и Венгрии), все командующие флотами, все командующие военными округами. В некоторых случаях, особенно это касается командования военных округов, командующие заменялись по три раза... Трудно сказать, насколько далеко вниз по должностной лестнице прокатилась волна чистки, но, вероятно, она достигла по меньшей мере уровня командования дивизий, а возможно, пошла и еще ниже." (Военно-исторический журнал, июнь 1991 г.)

На фото внизу: Высший генералитет ВС СССР во главе с Маршалом Советского Союза С.Л. Соколовым. Четвёртый справа - Главный маршал авиации А.И. Колдунов. ПрикВО, Яворовский полигон, 2 мая 1987 г. Из личного архива автора.


А. Галанин, "Александр Иванович Колдунов"
http://www.pseudology.org/colonels/KoldunovAI.htm
28 мая 1987 года, в День пограничника, в Москве, на Васильевском спуске, прямо у стен Кремля приземлился легкомоторный самолет с опознавательными знаками ФРГ. За штурвалом самолета-нарушителя находился 19-летний пилот-любитель Матиас Руст . Шла перестройка, и руководство страны не решилось отдать приказ сбить нарушителя. Однако постоянно подзуживаемый своим ближайшим окружением Горбачев искал повод для расправы над оппозиционным руководством Вооруженных Сил СССР. Нужно было найти виновного. Им и «выбрали» Маршала .

То, что не смогли сделать асы люфтваффе, доделал Матиас Руст . В результате проведенной операции руководство Советской армии было фактически обезглавлено. Через два дня после посадки Руста со своих постов были сняты министр обороны СССР Маршал Советского Союза; Соколов и командующий Войсками ПВО Маршал авиации . Служащие ПВО - подполковник Карпец и майор Черных , непосредственно отвечавшие за сектор, через который проник нарушитель, - были преданы суду и приговорены к четырем и пяти годам лишения свободы соответственно. 298 офицеров ПВО были отстранены от занимаемых должностей.

Умер Маршал после тяжелой болезни 7 июня 1992 года.

Агентство Федеральных Расследований (www.FLB.ru)
1987: Приземление Матиаса Руста
Общая газета 08.02.2001
http://www.flb.ru/infoprint/5430.html
...
"Из газеты "Правда" от 30 мая 1987 г.:
"28 мая 1987 г. днем в районе города Кохтла-Ярве воздушное пространство Советского Союза нарушил легкомоторный спортивный самолет, пилотируемый гражданином ФРГ М. Рустом. Полет самолета над территорией СССР не был пресечен, и он совершил посадку в Москве. По данному факту компетентными органами ведется расследование".

Из западногерманской газеты "Вельт" от 30 мая 1987 г.:
"Сообщается, что Матиас Руст, посадивший свой одномоторный самолет "Сессна" на Красной площади, за два дня до этого отбыл на нем в Финляндию из Гамбурга. До сих пор неясно, как ему удалось пересечь советскую границу на самом охраняемом ее участке... Приземление Руста в центре Москвы вызвало восторг оказавшихся поблизости горожан и иностранных туристов. Выбравшийся из кабины пилот успел сказать лишь несколько слов, когда подъехавшие военные скрутили его и увезли в неизвестном направлении".

Из выступления Михаила Горбачева на заседании Политбюро ЦК 29 мая 1987 г.:
"Произошло событие, которое по своим политическим последствиям превосходит все то, что было в прошлом... Речь идет об утере веры народа в нашу армию, в то, ради чего он пошел на многие жертвы. Нанесен удар по политическому руководству страны, его авторитету".

Скандал с полетом Руста был использован Горбачевым, чтобы заменить старое военное руководство.
Сообщение ТАСС от 31 мая 1987 г.:
"Президиум Верховного Совета СССР освободил Маршала Советского Союза Соколова Сергея Леонидовича от обязанностей министра обороны СССР в связи с уходом на пенсию... Указом Президиума Верховного Совета министром обороны СССР назначен генерал армии Язов Дмитрий Тимофеевич".

Из журнала "Тайм" от 10 августа 1987 г.:
"Молодость, отвага и задорная улыбка сделали Матиаса Руста народным героем, но не смогли уберечь 19-летнего немца от перспективы провести десять лет в советском трудовом лагере. Советский суд предъявил Русту целый букет серьезных обвинений, включая "злостное хулиганство" и нарушение государственной границы СССР".

Отсидев меньше года в тюрьме, Руст был выпущен. Но вскоре попал в тюрьму у себя дома - он ударил ножом девушку, за которой безуспешно ухаживал. Отбыв наказание, торговал обувью, отдавая заработанные деньги детскому дому. В 1997 году Руст обратился в индуизм и женился на дочери богатого бомбейского чаеторговца.

Закусал комар слона

Игорь Мальцев, генерал-полковник авиации в запасе
28 мая 1987 года я запомню, наверное, навсегда. В тот день мне, первому заместителю главнокомандующего войск ПВО страны - начальнику главного штаба ПВО, генерал-полковнику и, по принятой тогда традиции, депутату Верховного Совета Эстонской ССР, прямо на заседании республиканского парламента председатель КГБ ЭССР Карл Картелайнен сказал:
- Игорь Михайлович, час назад на Красной площади в Москве приземлился спортивный самолет "Сессна-172", за штурвалом которого находился гражданин ФРГ Матиас Руст. По нашим сведениям, он пересек границу в зоне ответственности Таллинской дивизии ПВО...

Я помчался в соединение, благо его КП находился в пригороде столицы республики. Оперативный дежурный подполковник Иван Карпец и дежурный радиотехнической бригады майор Вячеслав Черных доложили мне, что в 14 часов 29 минут по московскому времени радиолокаторы обнаружили в районе границы над нашей территорией малоразмерную цель, которая не отвечала на запрос "свой-чужой". Поскольку факта пересечения госграницы не зафиксировали ни локаторы, ни визуальные посты пограничников, ее квалифицировали как "нарушитель режима полетов", то есть оказавшуюся в воздухе без заявки или предупреждения КП ПВО (такие случаи с местной авиацией бывали достаточно часто). Стали созваниваться с гражданскими аэродромами, уточнять, откуда вылетел и к какому ведомству принадлежит "разгильдяй", а время уходило. Никто ничего об "объекте" не знал. Решили сообщить об этом в вышестоящий штаб ПВО и подняли в воздух дежурный истребитель.

МиГ-23 быстро нашел "нарушителя". Как доложил летчик, это был легкомоторный самолет белого цвета с голубой полосой на боку. Большего из-за своей огромной скорости он рассмотреть не смог. А "самолетик", завидев истребитель, нырнул на высоту в 20-30 метров и исчез даже с экранов локаторов...

Я позвонил в Москву Главкому войск ПВО дважды Герою Советского Союза маршалу авиации Колдунову. Александр Иванович выслушал мой доклад с заметным раздражением. Правда, не в мой адрес. Но и все же. Чувствовалось, он получил страшный нагоняй из ЦК КПСС, да и сам понимал: случай с "Сессной" - позорное пятно для наших войск. Меня срочно вызвали в столицу, где в нашем штабе уже вовсю работала госкомиссия во главе с заместителем министра обороны СССР генералом армии Петром Лушевым.

Что и как выясняла эта комиссия, вспоминать неприятно. Видно было, что ее меньше всего интересовали причины происшедшего, а нужны были конкретные виновники, которые ответят за все. Через два дня проект приказа был готов. Своих постов лишились министр обороны СССР маршал Советского Союза Сергей Соколов, Главком войск ПВО маршал авиации Александр Колдунов и еще полтора десятка высших должностных лиц в руководстве армии и наших войск. Из всего командования ПВО страны "уцелел" только я один. И то, видимо, потому, что во время ЧП был на сессии Верховного Совета Эстонии и в управлении дежурными силами ПВО в тот период участия не мог принимать в принципе.

Анализируя сегодня те события, я понимаю - основная причина того, что немецкий воздушный хулиган долетел до главной площади Союза, была в том, что вся наша непомерно огромная по тем временам военная машина - система ПВО страны, работавшая, кстати, крайне напряженно, была рассчитана на борьбу с массированными налетами боевой авиации противника, для отражения авиационных ударов агрессора во время войны, а не для стрельбы по спортивным самолетам. Никому тогда и в голову не могло прийти, что какой-то лоботряс попытается так осквернить Красную площадь, как это сделал Руст.
И еще меня не оставляет подозрение, что кто-то на Западе все-таки помог этому немецкому авантюристу перелететь через нашу границу. Уж больно точно он шел по маршруту, который лежал на стыках наших зон ПВО и на тех высотах, которые мы не контролировали. Эти тонкости мог знать только военный специалист, разведчик или боевой летчик. Ему или им легко было уговорить мальчишку на хулиганский поступок. Он ничем не рисковал. У нас был категорический приказ не стрелять по легкомоторным самолетам. И это за рубежом знали.

Кроме того, я думаю, кому-то из наших недругов очень хотелось помочь новому генеральному секретарю ЦК КПСС в его непростой борьбе с военной оппозицией в лице тогдашнего руководства Минобороны, где на дух не принимали и не понимали идей "перестройки, гласности, нового мышления"... Случай с Рустом стал для этого самым удобным и оправданным поводом отправить всех генералов и маршалов, несогласных с "генеральной линией партии", в отставку. Что и было с блеском сделано. "

ИЗ САМОЛЁТА вылез юноша, не говоривший по-русски. Обступившим самолёт зевакам он как мог объяснил, что его зовут Матиас Руст, что он из ФРГ и что прилетел посмотреть на перестройку. Дежурившему на Красной площади милиционеру, который доложил начальству об этом чрезвычайном происшествии, сначала не поверили. Не прошло и двух часов, как 19-летний Руст оказался в следственном изоляторе КГБ «Лефортово».

Происшествие послужило темой для множества анекдотов, однако смеялись далеко не все. Аккурат на следующий день, 29 мая, государства - участники Варшавского договора собирались принять новую оборонительную доктрину, один из основных принципов которой предполагал безусловную надёжность ПВО. Впрочем, даже этот проигрыш тогдашний лидер страны Горбачёв сумел использовать «на благо перестройки». Прежде всего для того, чтобы сломить сопротивление переменам в армии.

Прежний министр обороны 75-летний маршал Сергей Соколов был отправлен в отставку (ныне он советник при Министерстве обороны). Лишился своего поста и главком ПВО Александр Колдунов, сбивший в войну 46 немецких самолётов (умер в 1992 г.). За ними последовали ещё около тысячи генералов и старших офицеров. Оперативный дежурный приграничной дивизии ПВО подполковник Карпец и его помощник майор Черных получили 5 и 4 года лишения свободы.

Справедливости ради следует сказать, что военные засекли самолёт Руста ещё до пересечения границы и доложили в Москву. Пока там согласовывали да утрясали (никто не хотел брать на себя ответственность), немец добрался до столицы. В наши дни повторение его полёта вряд ли возможно. Отчасти из-за того, что войска ПВО России и Белоруссии во многом сохранили боеспособность, отчасти из-за «эффекта 11 сентября». При нынешнем уровне террористической угрозы миндальничать с воздушными хулиганами никто не будет.

В общем, Русту ещё повезло. За нарушение границы и правил полёта ему дали 4 года, но через год и 2 месяца в знак демонстрации «нового мышления» выпустили. Сидел Руст в сравнительно комфортабельном «Лефортово» в одной камере с советским англоговорящим контрабандистом. Жена посла ФРГ собственноручно пекла Матиасу пирожки.


Султанов Чапай Али-оглы "С меткой дьявола", Баку, 2001
http://sultanov.azeriland.com/gorbi/part_08.html

"Никто не говорит, почему Горбачев так внезапно вернул в Москву академика Сахарова . А что было делать? Произошло непоправимое: в чистопольской тюрьме от голода и болезней погиб правозащитник Анатолий Марченко , друг Сахарова . Андрей Дмитриевич решил объявить голодовку. Зная состояние его здоровья, было совершенно ясно, к чему это может привести. Горбачев каждую неделю ездит то в Европу, то в Америку, твердит о перестройке, а в Горьком умирает - от голода - один из лучших физиков ХХ века?"

Был Горбачев мстительным и мелко мстительным. Известно, что значительная часть военных была оппозиционна Горбачеву , и он долго и терпеливо ждал "своего часа". И он пробил. Как пишут В.А. Лисичкин и Л.А. Шелепин , "постоянно подзуживаемый своим ближайшим окружением, в котором Яковлев уже играл важную роль, Горбачев искал повод для расправы над оппозиционным, как он полагал, руководством Вооруженных Сил СССР. Его-то и доставил ему в урочный час на хвосте своего спортивного самолетика Матиас Руст . В результате, как заявил на заседании Политбюро сам Горбачев , были отданы под суд 150 генералов и офицеров СА. По данным американских спецов, внимательно следивших за ситуацией, "под Руста" было смещено не только руководство войск ПВО во главе с маршалом авиации Соколов со всеми своими заместителями, начальник Генерального штаба и два его первых заместителя, главнокомандующий и начальник штаба ОВС Варшавского Договора, все командующие группами войск (в Германии, Польше, Чехословакии и Венгрии), все командующие флотами и все командующие округами. В ряде округов командующие заменялись неоднократно. Волна горбачевской чистки достигла по меньшей мере уровня командования дивизиями, а, возможно, пошла и еще ниже".

Ясно, что если бы руководитель великой державы ставил интересы Родины выше своих мстительных позывов, он никогда так бы не поступил.

Владимир Лисичкин, Леонид Шелепин. "Третья мировая информационно-психологическая война." Москва, 1999 г.
http://www.vipstudent.ru/index.php?q=lib&r=8&id=1173087300&p=122

...
Но на втором этапе информационно-психологической войны велик был и задел пятой колонны - идеологов КПСС. Накопился целый комплекс извращений социализма и просто здравого смысла, несуразиц и глупостей. Это - бессмысленное "творчество" идеологов типа учебника по "научному коммунизму", трафареты, штампы, пережевывание одних и тех же истин, а так же суперцентрализация экономики, планирование от достигнутого, окостенелость планов, бумаготворчество, вырождение партийно-комсомольской верхушки, снижение темпов развития, большой объем непроизводительных затрат. Все это требовало ликвидации перекосов, проведения разумных преобразований.

Проведя на пост генерального секретаря КПСС М. С. Горбачева , команда идеологов всплывает на поверхность и захватывает высшую власть в стране. В этом заключается принципиальное отличие третьего этапа информационно-психологической войны от второго, когда идеологи были в тени, сохраняя внешне сам организм (экономическую и социальную систему СССР), но постепенно разрушая его изнутри. Теперь задача пятой колонны заключается в тотальном разрушении всей системы в целом. Ее общую стратегическую линию можно охарактеризовать триадой: реформа - углубление - разрушение. Решающую роль приобретает динамика событий, которая ранее на втором этапе, не играла для идеологов сколько-нибудь значительной роли. Под шум лозунгов и воздействие СМИ нужно было незаметно пройти критическую точку, не дать никому опомниться и поставить всех перед совершившимся фактом. С практической точки зрения демонтаж советской власти должен был осуществляться уже на уровне определенных организационных мероприятий, которые можно назвать выбиванием скреп, соединяющих страну в единое целое. Руководящую и организующую роль в разрушении страны сыграла пятая колонна, выступающая от имени КПСС.

Смена руководящих кадров.

Лозунг - "Кадры решают все", провозглашенный в годы индустриализации страны, - пятая колонна взяла на вооружение на заключительном этапе информационной войны. Необходимо было провести массовую замену руководящих кадров, поскольку идеологи КПСС и усиленно внедряемые ЦРУ агенты влияния контролировали сравнительно небольшую их часть. Операцию осуществляли таким образом, что на ключевые посты расставляли своих людей, а массовые кадровые замены создали на местах обстановку некомпетентности и неустойчивости.

Горбачев почти сразу же после вступления в должность удаляет из Политбюро возможного соперника Григория Васильевича Романова , который и ранее подвергался обструкции со стороны пятой колонны (клеветническое дело о посуде из Эрмитажа - ср. гл. 3). На XXVII съезде КПСС в начале 1986 г. Горбачев и его команда существенно изменяют состав ЦК, Политбюро и Секретариата, введя туда своих людей. Затем происходит кампания по массовой замене министров, зав. отделами ЦК, секретарей обкомов КПСС, председателей Исполкомов.

Фактически вся эта ситуация была подготовлена еще ранее при осуществлении операция "геронтократия", когда долгие годы высшие должности занимали старцы, неспособные реагировать на изменение обстановки. Таким образом общество реагировало на начало кадровых изменений общество реагировало как на необходимое обновление. Вспоминается забавное хобби одного из знакомых авторов. Имея справочник, где были опубликованы фамилии членов ЦК, первых секретарей обкомов, руководителей исполкомов, министров, - всего около полутора сотен высших руководителей страны, - он регулярно отмечал выбывших, радуясь обновлению, пока из списка не осталось менее 20%. Этот эпизод весьма показателен. В общественном сознании за негативные явления в общественном развитии ответственность несли старцы - геронтократы, занимавшие руководящие посты, а не те, кто стоял за ними, дирижировал происходящим. На начальном этапе даже такие люди, как члены Политбюро Е. К. Лигачев и Н. И. Рыжков выступали совместно с группировкой Горбачева . Кампания по замене кадров осуществлялась на всех уровнях. Наглядной иллюстрацией методов ее проведения служит большая чистка в армии (операция "Руст" ). В качестве предлога было использовано приземление на Красной площади спортивного самолета немецкого летчика Матиаса Руста , незамеченного средствами ПВО. Об обстоятельствах этой операции говорится в статье В. Легостаева - помощника Е. К. Лигачева , занимавшего соседний кабинет с А. Н. Яковлевым в здании ЦК КПСС /2/:

"Обстоятельства появления Руста в Москве были и остаются загадочными. К примеру, уже тогда стало известно, что при подлете юного провокатора к столице на командный пункт Московского округа ПВО поступило указание о внеплановом отключении АСУ РЛС для проведения профилактических работ. Что, разумеется, снизило качество обрабатываемой службами ПВО оперативной информации. Как свидетельствовали поступавшие в те дни и недели в ЦК документы, таких подозрительных "мелочей" по маршруту неуловимой "Цессны-172" набиралось больше чем достаточно для серьезных размышлений и выводов.

Постоянно подзуживаемый своим ближайшим окружением, в котором Яковлев уже играл важную роль, Горбачев искал повод для расправы над оппозиционным, как он полагал, руководством Вооруженных Сил СССР. Его-то и доставил ему в урочный час на хвосте своего спортивного самолетика Матиас Руст .

В результате, как заявил на заседании Политбюро сам Горбачев , были отданы под суд 150 генералов и офицеров СА . По данным американских спецов, внимательно следивших за ситуацией, "под Руста" было смещено не только руководство Войск ПВО во главе с маршалом авиации , но и министр обороны маршал Соколов со всеми своими заместителями, начальник Генерального штаба и два его первых заместителя, главнокомандующий и начальник штаба ОВС Варшавского Договора, все командующие группами войск (в Германии, Польше, Чехословакии и Венгрии), все командующие флотами и все командующие округами. В ряде округов командующие заменялись неоднократно. Волна горбачевской чистки достигла по меньшей мере уровня командования дивизиями, а, возможно, пошла и еще ниже".

Особое внимание обращалось на устранение наиболее квалифицированных и независимых военачальников. Типичный пример - легендарный маршал авиации Александр Иванович Колдунов - дважды герой Советского Союза; в Отечественную войну командир эскадрильи (96 воздушных боев, сбил лично 46 самолетов); с 1970 г. командующий ПВО Московского округа, а с1978 г. главнокомандующий ПВО страны. В результате проведенной операции руководство Советской Армии было фактически обезглавлено.

В своих воспоминаниях В. Легостаев пишет и о своих личных впечатлениях:

"Как-то пополудни в первых числах июня в моем кабинете, по обычаю неожиданно, возник Яковлев . К тому времени он уже успел стать членом Политбюро, близким генсеку. Широкое, грубо прочерченное лицо А. Н. светилось торжествующей улыбкой. Он пребывал в откровенно приподнятом, почти праздничном расположении духа. Прямо с порога, победно выставив перед собой ладони, выпалил: "Во! Все руки в крови! По локти!" Из последовавших затем возбужденных пояснений выяснилось, что мой гость возвращается с очередного заседания Политбюро, на котором проводились кадровые разборки в связи с делом Руста, Было принято решение о смещении со своих постов ряда высших советских военачальников. Итоги этого заседания и привели Яковлева в столь восторженное победоносное состояние. Его руки были "в крови" поверженных супостатов.

Подытоживая за кулисами публичного спектакля подлинные итоги "дела Руста", Горбачев в телефонном разговоре сказал одному из своих ближайших помощников Черняеву : "Теперь умолкнут кликуши насчет того, что военные в оппозиции к Горбачеву , что они вот-вот его скинут, что он на них все время только и оглядывается".

В цитированном отрывке выделяются личностные моменты. А по сути была проведена чистка всего высшего и частично среднего руководства армией, которая от этого удара уже не оправилась. Многое в этой операции и до сегодняшнего дня остается за кадром. Так, неясно участвовала ли группировка Горбачева - Яковлева в планировании и организации полета Руста или оно просто использовала его. В пользу первой версии говорят многочисленные "случайности", обеспечившие успешное завершение полета и пропагандистская эффективность посадки именно на Красной площади. В целом же команда Горбачева осуществив массовую замену ведущих кадров, нагнетала в стране обстановку неустойчивости.
Ссылки:

Лента моих постов про большевизм:

Лента постов людей пишущих на антибольшевицкую тему.

Ачалов Владислав Алексеевич

Родился 13 ноября 1945 года в деревне Атамыш Арского района Татарии. Окончил Казанское танковое училище имени Верховного Совета Татарии, Военную академию бронетанковых войск имени маршала Советского Союза Малиновского и Военную академию Генерального штаба. Генерал-полковник. Служил на командных должностях в Воздушно-десантных войсках. С 1985 года – командующий Восьмой общевойсковой армией, с 1987 года – начальник штаба, первый заместитель командующего войсками Ленинградского военного округа, с 1989 года – командующий воздушно-десантными войсками. В 1990 году стал заместителем министра обороны СССР. В качестве замминистра обороны СССР курировал вопросы, связанные с выводом советских войск из стран Восточной Европы, а также с действиями армии в чрезвычайных и экстремальных условиях. Награжден орденами Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах» трех степеней; владеет немецким языком.

Руководил действиями войск в январе 1990 года во время армянских погромов в Баку, когда части Советской Армии с большим опозданием и, как часто утверждалось, с напрасным кровопролитием вошли в город. Считает, что кровопролитие в Баку было допущено по вине местных правоохранительных органов. В январе 1991 года Министерством обороны СССР был направлен в Вильнюс для "координации действий воинских частей". 16 августа 1991 года был проинформирован министром обороны СССР Дмитрием Язовым о планирующихся действиях государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП). Участвовал в совещании 17 августа, на котором было принято решение о начале действий ГКЧП 18 августа. Готовил совещание руководства армии 18 августа, на котором Язов сообщил о планах ГКЧП. 19 августа по приказу Язова силами войск специального назначения ВДВ взял под контроль телецентр «Останкино».

27 декабря 1991 года Верховный совет не удовлетворил запрос Генерального прокурора России о лишении Ачалова депутатской неприкосновенности в связи с делом ГКЧП. В феврале 1992 года Верховный совет вторично отклонил ходатайство прокуратуры. После указа президента Ельцина о роспуске парламента в сентябре 1993 года распоряжением Александра Руцкого был назначен министром обороны, однако добиться выполнения армией своих приказов не смог. До амнистии в феврале 1994 года находился под арестом по обвинению в организации массовых беспорядков.

В настоящее время – президент военно-патриотического фонда «Братство».

Мальцев Игорь Михайлович

Родился 6 августа 1935 года в городе Балашихе Московской области; окончил Батайское военное училище летчиков-истребителей, Военно-воздушную академию им. Ю.А.Гагарина и Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил СССР. Служил в войсках ПВО в Московской и Липецкой областях, Узбекистане, Туркменистане, на Урале, Дальнем Востоке, в Москве. Прошел ступени военной карьеры от летчика-истребителя до первого заместителя главнокомандующего войсками ПВО – начальника Главного штаба ПВО. В августе 1991 года поддержал ГКЧП, за что в ноябре 1991 года был отстранен от должности и уволен из Вооруженных сил как политически неблагонадежный.

Избирался народным депутатом РФ (1990-1993), входил в состав фракции «Отчизна». После роспуска Верховного совета в октябре 1993 года участвовал в создании общественной военной патриотической организации «Всероссийское офицерское собрание». В 1997 году участвовал в создании Движения в поддержку армии (ДПА).

В настоящее время – заместитель председателя ДПА.