Афоризмы про терпение. – А это возможно? По-моему, ее ненавидят, свою болезнь

Мир настолько прост, но и в свое время загадочен и сложен, что одно опрометчивое слово может сыграть злую роковую шутку с человеком, которому оно предназначалось. Наши мысли материальны и порой превращаясь с материю, несут в себе ту информацию, которую мы в нее закладываем. Слова в определенной последовательности и интонацией несут в себе не только хорошее, хоть и произносятся они только добром.

Магия слов способна привлечь удачу и навредить человеку. Часто мы желаем другу, родственнику, любимому счастья, удачи, здоровья, тем самым накликая на него их. Порой не думая, говорим плохие слова, один негативизм, притягивающийся к человеку, которому была адресована речь, несчастья, болезни, беды и горести.

Стараясь показать, как нам кто-то дорог, мы говорим тост на торжестве или невзначай произносим слова, где желаем терпения. Никто не догадывается даже, что этого делать не стоит. Но почему нельзя желать терпения?

Словарь Ожегова трактует слово «терпеть» следующим образом: переносить все тяготы судьбы безропотно и стойко, мириться с чем-либо или существованием кого-либо, испытывать и переносить боль, страдания.

Терпеть, значит смириться с бытием, происходящими событиями и развивающейся ситуацией, которые нам могут порой и не нравится, отягощать нашу жизнь.

Добрые бабульки всегда ругают громко словных ораторов за то, что те пожелали на свадьбе долгого терпения молодым, а все потому, что по поверью злодейка-судьба начнет подкидывать различные испытания молодоженам. Мирная и спокойная жизнь станет невыносимой, союз сердец не выдержит напора и разрушится.

Не желают стойкости, терпения и новоиспеченным родителям. Они так долго ждали свою малютку, и вот смогли ее обнять и приласкать, как многочисленные родственники и друзья, приходя в гости, чтобы посмотреть на малыша, начинают желать всего-всего мамочке и папочке и маленькому ребенку, но главным пожеланием на первые и так сложные месяцы, является пожелание терпения. Не стоит этого делать ни в коем случае! Пожалейте дитя и родителей.

На плечи молодой семьи начнут скатываться различные серьезные проблемы, связанные с ребенком, малыш будет часто болеть, беспричинно плакать, беспокойно спать и днем и ночью, тем самым создавать испытания, где нужно терпеть и мириться с участью. Не говорите тост, где есть фраза о терпении и имениннику. Не к чему человеку новые испытания.

Зачастую желают терпения тогда, когда у человека уже есть трудности в жизни, он пытается выкарабкаться из них. Тогда приходим мы, со своим пожеланием и говорим: «Ну а что поделаешь, терпи!». Тогда беды накатывают с новой удвоенной волной. Никто бы не хотел, чтобы желая добра, казалось, нам вредили. Да и сами мы не хотели бы призвать черную полосу неудач.

Как говориться, что нужно желать человеку все то, чего бы ты хотел пожелать сам себе. Наверняка вы бы не захотели лишний раз преодолевать непредвиденные трудности и испытания.
Никому бы не хотелось иметь лишних проблем в жизни из-за одного неверно сказанного слова.

Не хватает терпения. Если нe хватает терпения кaк научиться терпеть, сдерживать себя,- несколько действенных способов.
Умеем ли мы терпеть, нравится ли нaм само слово- терпение? нe очень. Ни кoмy нe хочется жить в терпеливом ожидании, чтo вот, ещё немного и вce станет лучше и почему тo обычно так нe происходит. Занимаясь саморазвитием или отдавшись c головой в какое тo дело терпеливо, c надеждой идти к своей цели и ждать положительных изменений. a насколько терпеливы мы бываем в очередях или просто друг к другу?

Терпение- качество человека, которое помогает ему добиваться своего, оставаться здравомыслящим и спокойным в сложных или неприятных ситуациях, избегать ненужных ошибок и контролировать самого себя наблюдая и принимая действительность.

Из чего слагается терпение, основное:

1. этo умение нe опустить руки после первых жe трудностей.

2. Умение довести начатое до конца.

3. Уметь ждать при этом нe допуская раздражения и гнева.

Не хватает терпения, кaк жe выработать этo качество, чем сeбe можно помочь:Не хватает терпения? кaк научиться терпеть

1) Очень хорошо помогает, такое простое действие, - найдите для себя какой тo небольшой предмет и всегда носите его c собой. этo может быть вce чтo угодно: брелок, пуговица и т.п. вещь. Если ощутили, чтo начинаете терять терпение, выходить из себя, потрогайте или потрите этот предмет- для вас являющимся вроде амулета терпения.

Со временем, научившись сдерживать свoи порывы c помощью этого амулета, вы сможете обходиться и бeз нeгoили использовать только в крайних случаях.

2) Пассивное наблюдение за собой, кaк бы co стороны. То, o чем я нe рaз писал в статьях o подсознании. этo отличный способ увидеть саму реальность и правильно оценить ситуацию в которой вы оказались. Вероятно увидеть абсурдность того, чтo сейчас происходит,- этo поможет сохранить спокойствие и избежать ненужных ошибок. Мысленное бездействие только кажется ничегонеделанием, нa самом деле этo внутренний, подсознательный процесс, который направлен только нaм вo благо.

3) Терпение или гнев. Часто люди нe умеют справляться именно c первыми нахлынувшими чувствами и порой совершают ошибки o которых потом жалеют. Перед тем, кaк чтo тo сказать (ответить) сосчитайте про себя до «5?. Считайте нe спеша и при этом глубоко дыша. этo хорошо помогает при первых вспышках эмоций и позволяет собраться c мыслями. Если и после счета «5? вы злитесь- продолжайте считать. Постепенно ваш контроль улучшится.

4) Помогают конечно жe расслабляющие методики и медитация.

И чтo ещё хотел сказать, если нe хватает терпения:

Блуждающие мысли. этo мысли, которые частенько (у многих постоянно) крутятся в голове. чтo бы мы нe делали они возникают сами по себе, всплывают из подсознания, воспоминаний и могут быть связаны c приятным событием, делами, проблемами (страхами) и т.п. Даже когда мы нe хотим, в нашем мозгу вce равно возникают какие тo мысли. И кaк утверждают ученые, после многочисленных исследований, именно блуждающие мысли в большей степени определяют качество нашей жизни, наше счастье, a нe мысли (позитивные или негативные) контролируемо и осознанно вызванные нами..

Такие мысли влияют и нa наше терпение. Когда блуждающие мысли приятны, тo и ожидание (терпение) проходит быстрей и легче. Если жe этo негативные или нейтральные,- тo наоборот. Если вам в голову сейчас лезут только неприятные,- старайтесь ни o чем нe думать. нe получается?- просто мысленно нe анализируйте и скрасьте ваше терпеливое ожидание каким нибудь отвлекающим занятием,- красивый, интересный журнал, кроссворды или, если ecть возможность, любимым делом. Удачи и будьте терпеливы!

Один мой знакомый, студент медицинского университета как-то листал при мне книгу «Я полюбил страдание…» святителя и хирурга Луки Войно-Ясенецкого.

– Что за бред, – бормотал Дима. – Ну разве это врач? Врач должен уметь облегчать страдания, а не учиться их любить.

– Ты мыслишь плоско. Он был прекрасным врачом, оперировал, и страдания других облегчал. А свое страдание – полюбил, он себя имеет в виду.

Короленко писал, что человек создан для счастья как птица для полета, Достоевский – что человек должен заслужить счастье страданием. Оба правы, как и все классики. Анатоль Франс утверждал, что всему, что есть в нем доброго – он обязан страданию. А кого-то наоборот страдание ломает и ожесточает…

Терпеть или нет, когда все в твоих силах изменить, и что делать – когда ты не в силах этого сделать?

Позже эти – свои и Димины – вопросы я задала епископу Пантелеимону (Аркадию Шатову), председателю Комиссии по церковной социальной деятельности при епархиальном совете г. Москвы.

– Почему терпение – это не только добродетель, но и необходимое условие христианской жизни?

– Терпеть нужно не только в христианстве. Терпеть приходится всем людям, даже тем, которые не верят в Бога. Почему с Красной площади нужно далеко идти до Университета на Воробьевых горах? Потому что они в разных точках пространства. Почему нужно терпеть? Потому что мы живем во времени. Терпение – это естественное состояние человека, который живет во времени. В этом времени могут происходить явления, которые будут для нас трудными и тяжелыми. Иногда хочется, чтобы это мгновение остановилось, потому, что оно прекрасно, а иногда – только и ждешь «Поскорее бы это закончилось». Но часто мы не в силах что-то изменить и поэтому приходится терпеть. Но некоторые терпят нетерпеливо, со злостью, отчаянием, а некоторые терпят терпеливо, с надеждой и внутренним спокойствием. В христианстве терпение носит другой характер.

– У терпения есть две грани: можно быть рабом обстоятельств и ничего не пытаться изменить к лучшему. «Об меня ноги вытирают, а я терплю» – и это признак слабости. И когда человек с честью все терпит, потому что не может ничего изменить и это признак силы…

– Да, в терпении не должно быть пассивности. Есть такой рассказ про двух лягушек, которые попали в кувшин с молоком. И одна из них терпеливо сложила лапки и опустилась на дно, а другая терпеливо барахталась, продолжала трудиться, пока не взбила молоко в масло и не выбралась. И терпение может быть очень активным действием. Можно терпеливо делать свою работу, не отступать, как бы ни было тяжело.

Можно терпеливо бороться со страхом, с унынием, с грехом. И это не значит пассивность. Терпение – это явление активное. Можно терпеливо идти, каждый раз подниматься после ударов судьбы, и снова идти в бой. Можно терпеливо строить что-то, терпеливо заниматься творчеством. Не получается – снова и снова этим заниматься. Терпение – совсем не означает какой-то проигрыш.

– Наверное, много чего не нужно терпеть в жизни. Приведу пример: медсестра работает в отделении для престарелых. И вроде бы у нее благие намерения, в этом отделении персонала мало, все только и говорят о важности ее работы. Но она терпеть не может работать с престарелыми, и каждый день собирается перейти в детское отделение, потому что ей нравится работать с детьми. Получается, что она себя ломает в этой ситуации? Или нет – просто воспитывает в себе терпение?

– Невозможно заглянуть и понять – что в голове и в сердце этой девушки. В каком-то случае нужно обязательно, срочно уходить. Если у нее есть такое призвание – работать с детьми, способности, талант, данный Богом, то это, конечно, хорошо. Если же она просто привыкает к тому, что происходит, перестает чувствовать, то она и с детьми перестанет потом работать. И то, что ей кажется: с детьми будет у нее хорошо, – это может только казаться так. И поэтому ей лучше, может, все-таки научиться любить бабушек и дедушек. Дети, конечно, – это цветы жизни… Но я знаю многих воспитательниц детских садов, детских домов, которые поработали с детьми – и вымотаны гораздо больше, чем работающие с бабушками.

Дети иногда такое устраивают! Для работы с ними нужно гораздо больше энергии. Если у нее это есть – то, конечно, можно и нужно бросать бабушек. Может быть, она как раз мучается от того, что у нее есть какой-то запас сил, и она не может их израсходовать в работе с бабушками. Надо понять, в чем причина этой нелюбви.

Вообще, если человек верит в Бога, то он должен искать исполнения воли Божьей. Что такое воля Божья? Это не значит, что наверху сидит деспот, который изначально все определил. Нет! Воля Божья – это то, ради чего мы созданы и где мы можем найти наибольшую свободу и наибольшую радость.

Человек – это особенное существо, это особый мир, очень богатый и сравнимый с целой Вселенной. И вот ему, этому миру, дана такая возможность от Бога, исходя из его качеств, талантов, воспитания, окружающей обстановки, времени, в котором он живет, места, где он родился – наиболее реализовать себя, получить наибольшую радость. И если человек идет против этой воли Божьей, то он обедняет сам себя. Вот, например, гвоздь. Можно попытаться гвоздь употреблять в пищу. Или попробовать вырастить цветочек из него какой-нибудь. Но это гвоздь — ничего не получится. Человек – это не гвоздь. У него нет только одной функции, ради которой он сделан. И человек в особых условиях может раскрыться и стать удивительно прекрасным. А в каких-то условиях он может исказить себя до неузнаваемости, превратиться во что-то мерзкое и отвратительное. Так что надо искать исполнение воли Божией.

– Так это самое сложное…

– Конечно. Это самое сложное для нас, потому что мы закрыты от Бога. Бог Свою волю не хранит от нас, как тайну за семью печатями. Узнавать волю Божью, конечно, сложно. Бог не всем открывает это, потому что то, что легко дается – мало ценится. Человек должен употребить усилие, чтобы ясно было, что, узнав эту волю Божью, он использует ее во благо себе. И Бог хочет ее открыть нам. А то, что мы уши свои закрываем и глаза зажмуриваем и не хотим услышать и узнать, к чему нас призывает Бог, – это наша вина. Нужно отказаться от своей порочной воли. Потому что у нас есть свое неправильно сформированное мнение о нас самих. Вот сумасшедший. Он считает, что он – великий писатель или изобретатель. А его держат в психушке и мешают ему осчастливить человечество гениальными изобретениями. Но на самом деле он – сумасшедший, больной человек. И многие из нас совершенно искаженные грехом люди, которые нуждаются в лечении, прежде всего. Вот его полечить – и он будет хорошим, может быть, садовником или хорошим сантехником, писателем, бухгалтером. Но сначала надо полечиться. И вот воля Божья о нем – находиться ему в этой психлечебнице, принимать лекарства, слушаться врачей.

– И в каком направлении идти, чтобы понять волю Божию?

– Прежде всего нужно об этом спросить Бога. И спрашивать его постоянно. Часто воля Божья открывается через чтение Евангелия. Есть люди в Церкви, которые помогают узнать волю Божью. Это старцы. Воля Божья открывается всегда, когда человек понимает, что есть Бог, и хочет узнать Его волю о себе, узнать, ради чего он Богом создан. Все-таки мы не сами себя произвели на свет. Есть молитва “Отче наш”: “Да будет воля Твоя” – прошение этой молитвы. Если повторять его каждый день утром и вечером – есть шанс, что ты узнаешь волю Божью. Конечно, нужно и остальное соблюдать. Если мы хотим узнать волю Божью, мы должны исполнять то, что говорит нам Христос. Мы не сами себя сделали из ничего, а нас создал Бог для чего-то. И создал нас, конечно, для счастья. Но счастье это открывается в определенных условиях. Если ты будешь есть железные опилки, если ты будешь ходить голым в 40-градусный мороз, если ты будешь есть одни конфеты, если ты не будешь обследоваться у врачей, ты, скорее всего, заболеешь и умрешь. И вот тут тоже нужно терпение, чтобы заставить себя все-таки услышать то, что хочет сказать Бог.

– Христианство учит терпению. “Терпи”, “попробуй смириться”. А если у человека есть очевидные возможности изменить все к лучшему?

Моя подруга сейчас пробует поступить на стипендию в какой-нибудь университет Европы. Потому что её не очень устраивает её жизнь на данный момент, её работа, то, что живет она с родителями и пр. Человек пытается самореализоваться, пытается улучшить свою жизнь и не желает терпеть те обстоятельства, которые ему кажутся неудобными. Это же нормально – стремиться к лучшему? Зачем терпеть?

– В этом есть обман какой-то. Потому что в Европе та же самая жизнь, что и здесь, в России. Люди везде одинаковы, по большому счету. Кажется, что ты там чувствуешь себя другим. Но я думаю, что все-таки это – обольщение. Потому что это пройдет со временем. И она опять упрется в ту же самую стену, перед которой она стоит здесь. Преодоление этой стены заключается не в изменении места жительства, а в изменении состояния сердца, в изменении устроения души.

– Может быть, у человека там изменится сердце…

– Может быть. Я не говорю, что не надо ехать в Европу, и что нет на это воли Божьей… Просто надо как следует подумать и все взвесить.

Нужно понимать, что воля Божья – в том, чтобы мы, даже уехав в Европу, шли внутрь себя, внутрь своего сердца. Чтобы мы искали ту дверь в своем сердце, которая ведет в Царство Небесное. Эта дверь – не в Европе и не в России. Она – в нашем сердце. И человек, нашедший это сокровище, открывший для себя Царство Небесное – он исполнил свое предназначение.

Можно всю жизнь блуждать по плоскости. А можно выйти в трехмерное пространство. И человек, обретший веру, знающий Бога, выходит в другое пространство, в другое измерение.

А вообще, мне нравится народная мудрость, которая говорит: “Сиди, лягушка, в луже, чтоб не было хуже”.

– Будет хуже – можно всегда вернуться.

– Не всегда. В одну реку нельзя войти дважды. Вернешься уже не туда, откуда ты уехал, и не тем, каким ты был тогда. И поэтому, конечно, лучше Родину не оставлять.

–А как можно человеку сказать: “Терпи”, если он тяжело болен, и нет никакой надежды на его выздоровление?

– Отец Иоанн (Крестьянкин), когда мы начинали заниматься с сестрами милосердия, сказал, что цель сестры милосердия – “научить больных полюбить свою болезнь”.

– А это возможно? По-моему, ее ненавидят, свою болезнь.

–Отец Иоанн (Крестьянкин) еще и так говорил: “Каждой скорби нужно в ножки поклониться и ручку у нее поцеловать”.

– Мне кажется, это недостижимый идеал, удел святых…

– Леночка, ты еще – человек молодой. Я еще тоже не очень старый, но, тем не менее, я понимаю сейчас, что все скорби, которые отпустил мне Бог в моей жизни, все болезни, которые были в моей жизни, – они помогли мне не стать хуже, чем я есть.

– Бывает и наоборот…

– Если нет веры в Бога – конечно, бывает. Это происходит тогда, когда человек не верит.

У меня было много в жизни тяжелых моментов. Конечно, я не пережил весь страшный ХХ век. Я не знал войны, не знал голода, не знал гонений на церковь. Но в моей жизни было, конечно, много всяких сложностей и трудностей. И я понимаю, что это было отпущено не зря, и я благодаря этому не стал хуже. И многое во мне плохое не получило своего развития, потому что я претерпел вот эти прижигания болезнями. Я стал сочувственнее относиться к горю других, пережив сам какие-то трудности. Я перестал думать только о своем теле. Потому что когда тело страдает, ты невольно как-то понимаешь, что ты – не только тело. Что только телом жить нельзя, что у человека есть душа. Эти страдания и скорби подготавливают нас к смерти. Если бы мы всю жизнь жили безбедно и совершенно спокойно, мы бы не захотели никогда умирать. Я знал женщину, которая заболела раком и тяжело страдала. И она очень хотела жить, несмотря ни на что. Но в конце концов, она примирилась со смертью. Перед кончиной сказала: “Нет, я жить больше не хочу. Я хочу умереть скорей”. Эта жизнь – прихожая. Эта жизнь –преддверие чего-то. Нужно это понимать. И понимать – что в прихожей не ставят диван, не пьют чай.

– Для верующих это очевидно. А для неверующих?

– Да, неверующий пытается устроиться в прихожей. Но кончается все равно плохо. Все равно прихожая не может быть спальней, не может быть рабочим кабинетом.

Бог дал нам свободу. А неверующего пожалеть просто можно. Ну что с ним сделаешь? Надо пожалеть его, помочь ему, утешить, погладить его по головке, успокоить…

Мир, в котором мы живем, – это промежуточный этап, это промежуточная какая-то станция нашего пути, через которую мы должны пройти. Если человек хочет на этой станции поселиться навсегда – на дороге, на шпалах, на проезжей части, неминуемо какие-то беды у него будут.

Почему люди не верят в Бога? Потому что верующие люди очень часто представляют образ Бога не таким, какой он есть на самом деле. Неверующие с этим не могут согласиться. Я сам был неверующим долгое время, потому что я думал, что Бог – это дедушка, который сидит на облаке и распоряжается судьбами этого мира. Но я этим неверующим остался и сейчас. Я верю в другого Бога.

Мы все умрем все равно. Ну куда от этого деться? Если ты едешь на поезде и знаешь, что в конце будет обрыв, пропасть… Ну нельзя же ехать в нем спокойно! Надо что-то делать!

Если бы человек был создан только для смерти, после которой ничего нет, то тогда он не задумывался бы ни о чем. Был бы тогда цветочком, или комаром каким-нибудь, который живет один день. И поэтому человека и мучают такие вопросы – о Боге, о вечности. И пострадать такой человек готов, и потерпеть — потому что он понимает, что страдание есть выражение любви. Потому что иначе нельзя научиться любить, без этого не станешь человеком.

– Получается, что дьявол не может любить, потому что он не хочет страдать?

–Когда нам дается свобода от Бога, то у нас есть некая тенденция попробовать стать абсолютным властителем всего того, что есть в мире. Эта свобода, неправильно истолковываемая человеком. Бог есть свобода и любовь. А дьявол – это свобода без любви. Его свобода – подавлять свободу других.

А Сам Бог – Он смирился. Он унизил Себя до того, что стать человеком. Он унизил Себя до того, что стал рабом, стал подсудимым, умер на кресте, между двух разбойников. И этим явил нам Свою любовь. И сказал каждому: “Возьми свой крест и иди за Мной. Иди за Мной, смиряясь, страдая ради других, жертвуя собой ради других.” Я эти слова повторяю с трудом, потому что я тоже так не живу и так не делаю. Это очень трудно. Но я понимаю правду этих слов и стараюсь их хотя бы в малой степени исполнить.

Мне кажется, многие люди не верят в Бога, потому что не хотят принять свободу, которая есть любовь. Они не хотят учиться любви, а желают быть властителями и тиранами в этом мире, хотят стать центром этого бытия. Ну, или допустить существование разных центров бытия, автономных, договориться о каких-то границах власти.

А есть другой образ жизни – когда ты всем готов пожертвовать ради другого, когда ты становишься любовью.

– Мы подошли к теме страдания. Многие великие писатели, философы и святые отцы утверждали, что страдание очищает душу. Есть книга и высказывание архиепископа Луки: “Я полюбил страдание, которое так удивительно очищает душу». Непонятно, почему такая роль отведена именно страданию – очищать, возвышать? А почему не любовь, не радость душу очищает, а именно страдание?

– Если за этим страданием нет любви – тогда, конечно, это неправильно. Оно бессмысленно в таком случае. И показывать Бога страдающего, как сделано, скажем, в фильме “Страсти Христовы» – неправильно. Там видно страдание и не видно любви Божьей. Страдание есть выражение любви. И послушание есть выражение любви. Мне бабушка говорила в детстве: “Аркаша, ну будь смиренным”. Меня это возмущало до глубины души… Взорваться был готов. Как это так? Перед чем смиряться? Перед кем? Зачем? Но если есть любовь, то это становится понятным. Если я люблю свою бабушку – я буду её слушаться.

Если девушка любит какого-то юношу… Да она в лепешку расшибется, чтобы сделать ему приятное. Если мать любит своего ребенка – так она даст себя на кусочки разрезать, лишь бы ему было хорошо. Она примет любое страдание. И ей от этого будет хорошо.

Есть притча про человека, которому сказали: “Надо принести сердце матери”. И он пошел, вырвал у неё сердце, несет сердце – и вдруг упал. И сердце матери ему говорит: “Ты не ушибся, сынок?”

А само по себе страдание – бессмысленно. Адское страдание мучительно тем, что безысходно и не имеет ни цели, ни какого-то смысла даже. Человек обрекает себя на бессмысленное страдание такой вот совершенно бездумной жизнью. А человек, который любит Христа, своим страданием свидетельствует о любви. Бог для меня сделал вот это, вот это, вот это, и вот это. Он ради меня умер на кресте. Ради меня Он пострадал. Чем я могу ответить Ему? Ему же ничего не нужно. И если Он посылает мне какое-то страдание, терпя это страдание, как праведный Иов, я говорю себе: “Я должен и хорошее принимать от Бога, и плохое. Я не могу ни от чего отказываться”. Этим я свидетельствую свою любовь и верность Ему. Терпением и страданием.

– Но страдания нужны не Богу, а нам?

– Конечно. Страданием моя душа очищается от греха, укрепляется моя вера, усиливается моя любовь, проверяется мое устроение души.

– Можно научиться любить не страдая?

– Невозможно. Потому что любовь – это когда ты выходишь из себя, когда ты отказываешься от себя ради кого-то.

Страдание было даже в раю. И терпение. Когда Адам с Евой получили заповедь не есть от этого дерева – им сначала было делать это легко. Но потом настал момент искушения – когда Еве захотелось съесть запретный плод. Она послушалась голоса змея. И если бы она потерпела, если бы она пошла на страдание ради любви к Тому, Кто дал заповедь ее мужу не есть плодов от этого дерева ради послушания Богу, тогда не было бы всего того ужаса, который есть сейчас на земле.

– В общем, страдать и терпеть – удел человека. А если у человека есть возможность прекратить страдание, когда оно уже достигнет апогея? Такого, когда становится неполезным?

Приведу пример: жила жена с мужем-алкоголиком. Всю жизнь он издевался над ней, бил. А она все терпела и страдала. И наступил день, когда терпение ее лопнуло, и она пырнула его ножом. Нашло на нее какое-то затмение. Было бы правильнее, наверное, ей не терпеть и не страдать, а гораздо раньше с мужем расстаться. Где этот критерий – что все, пора прекращать терпеть?

– Есть церковные правила – когда брак разрушается другим супругом, ты вправе его оставить. Потому что брак разрушен. Зачем жить с человеком, который тебе не муж? Он своим поведением перестал быть ее мужем.

Если дело касается физической боли – наверное, лучше сразу пойти к врачу и определить, что происходит с тобой. И для каждого человека такие правила – они разные. Подвижники клали себе в обувь острые камни, носили на себе вериги. Мы тоже должны потерпеть, но в свою меру… Друг друга терпеть, не раздражаться, не обижаться, хотя это сложно.

Жару нужно терпеть, не уезжать на Северный полюс, когда жарко летом в Москве. Специально, аскетически брать на себя какие-то подвиги, носить на себе вериги смогут далеко не все. И в наше время совершать подобные подвиги, конечно, могут только единицы, избранные. Потому что наше время – это время благодушного перенесения скорбей. То, что посылается, ты терпи. А большего тебе, наверное, не нужно искать. Специально терпеть, чтобы тебя кушали комары, как кушали они подвижников, современные люди не смогут. Уж лучше купить репеллент.

Подвижники специально шли навстречу страданиям. Но возможно ли такое для тебя, лучше определять с помощью человека, который более опытен, чем ты. Чтобы не ты сам это решил, а чтобы помог в этом кто-то другой. Потому что когда ты сам решаешь, тут очень большой соблазн или взять на себя больше, чем ты можешь, и сломаться. Или, наоборот, не дотянуть до той планки, которую ты мог бы все-таки преодолеть.

– То есть с человеком со стороны полезно иногда бывает советоваться…

– Полезно, чтобы у человека был духовник. Раз мы встроены в систему человеческих взаимоотношений, то у нас должен быть руководитель. Как есть у нас люди, которых мы воспитываем. Общество – оно иерархично. Если мы выпадаем из этой иерархии – сложно придется.

– Нужно ли в наше время избегать страданий, которых в принципе можно избежать? Яркий пример: обезболивание в родах. Моя знакомая своего первого ребенка рожала в России. Роды были очень тяжелые, она их с трудом перенесла. А потом они с мужем переехали в США, и там она узнала, что при родах всем делают спинальную анестезию – то есть все рожают более-менее безболезненно. И тогда они решились на второго ребенка. Она прекрасно родила второго, и говорила, какое же это прекрасное изобретение – анестезия. Потому что сколько бы ни прошло лет после того первого ребенка, она до сих пор свои ужасные роды помнит. Зато с анестезией эта мама и на третьего готова решиться.

– Я очень рад, что мне никогда не придется испытывать родовые схватки, поскольку я являюсь мужчиной. И поэтому я не имею права сказать: “Знаешь, нужно потерпеть, так написано в Библии, что “в страдании будешь рождать детей”…

– Многие на это ссылаются!

– В наше время далеко не все, что написано в Библии можно с точностью исполнить, потому, что времена сильно изменились и, разумеется, ситуации разные бывают. И поэтому сказать так женщине нельзя – рожай и все, без обезболивания! Говорят, что не всегда это полезно бывает, но это надо у врачей выяснять и исходя из конкретной ситуации. Раньше же делали операции без наркоза вовсе. Раньше люди страдали от жары, от холода, страдали во время голода, страдали от многого… Сейчас жизнь стала намного комфортней. И здесь важен, конечно, не уровень страданий, потому что мы в наше время не способны к такому страданию, которое переживали наши предки. А важно само допущение того, что страдание – оно есть, и оно неизбывно, оно необходимо, оно есть свидетельство любви. И хоть мало, хоть немного, но пострадать нужно обязательно. Вот это должно быть, мне кажется, воспитано в человеке. А в какой степени – это решается индивидуально.

– Книгу Льюиса “Страдание”. Ещё нужно читать Евангелие – оно очень многое объяснит, поможет. Через Евангелие с тобой может говорить Бог, может Христос явить себя. Как это было в случае с митрополитом Антонием Сурожским, который, читая Евангелие, уверовал во Христа, потому что реально почувствовал Его присутствие.

– Когда я училась в университете, нам на социологии говорили, что корень коррупции, безнаказанности и многих проблем в России – в долготерпении русского народа, которое стало притчей во языцех…

Виноваты сами люди, потому что они пассивны, они привыкли жить под прессом, они привыкли, что за них все решено, привыкли смиряться и терпеть. А сейчас уже ситуация, мне кажется, меняется, и многие, в том числе и православные люди подают в суд, пытаются доказать свою правоту, пытаются что-то оспаривать. Даже с чиновниками было несколько случаев, когда простые смертные судились и выигрывали. Это прогресс?

– Я скажу, что это совершенно неправильный взгляд. Потому что пока русские люди терпели, Россия существовала как великая держава и шла на вершину своего бытия. Когда русские люди подняли мятеж, когда они захотели переустроить этот мир и взялись за топоры, то началось для России самое кровавое время, которое только было в истории. И получилось государство, в котором никто не хочет ничего терпеть, а все хотят вершить свою волю. Вот мы живем в мире, который создан как раз теми людьми, которые не захотели терпеть, а захотели переустроить этот мир – революционерами. А терпение Христа создало величайшую христианскую цивилизацию. И Россия была создана людьми – великая Россия, русская культура, литература – людьми, которые умели и хотели терпеть.

Наше освобождение от богоборческого ига связано прежде всего с терпением мучеников, которые положили свои жизни, для того чтобы Россия освободилась от этого безбожья, от страшного наваждения. И освободили ее не демократы, не диссиденты, которые были просто коммунистами наоборот. А освободили ее мученики, их кровь, их страдания. Если поставить во главу угла вот этот принцип: “Надо протестовать, надо добиваться…” – все закончится плохо. Я не говорю, что не надо протестовать. В каких-то случаях, может, это и нужно. Понятно, я не говорю о таких примерах – как война, когда напали на твою родину, и ты пошел её защищать. Но главным все-таки должно быть терпение, смирение, жертва. Если я хочу что-то сделать, я должен себя принести в жертву. Вот тогда я чего-то добьюсь. Если я не готов к этому, если я готов жертвовать другими, готов других “строить”, другими распоряжаться – ничего хорошего не будет. Пока не принесена жертва, доброе дело не получается.

– Если сосед мне спать не дает, врубает музыку ночью – я же могу написать заявление в милицию на него? Я же не обязана терпеть.

– В крайнем случае, – конечно. Но сначала вы можете попробовать с ним поговорить, помолиться за него.

– А если я испробовала все и ничего не получается. Я хочу ночью спать, почему я должна слушать его?

– Если девочка хочет спать, она может задушить младенца, как в известном рассказе Чехова. Вот она не захотела больше терпеть. А преподобный Серафим Саровский, когда к нему пришли грабители, сложил руки на груди и терпел, как они его избивали. И чего он достиг этим? Он достиг того, что эти мужики бросили свой разбой и пришли к нему, попросили прощения. Он спас этих разбойников, своим терпением. Да, можно повторить – он святой, а мы обычные люди. Не каждый в потенциале – Пушкин, Достоевский, Бах или Моцарт. Но каждый человек в потенциале – святой. Если он не реализует свою святость, ему будет очень горько.

Не все будут такими святыми, как Серафим Саровский. Но быть подобными ему может каждый. В Евангелии не написано: “Если будут убивать тебя – ты не сопротивляйся”. Просто Серафим Саровский – он совершил больше, чем предписывает Евангелие. Если тебя оскорбляют – отвечай любовью. Тебя унижают – отвечай любовью. Молись за этого человека. Вот это надо выполнять обязательно. И это будет уже святость. Не такая, как у преподобного Серафима Саровского, но подобная ему.

– А если унижают, ты терпишь, смиряешься, а человека совсем не трогает то, что ты с любовью отвечаешь на все унижения…

– А его и не должно это трогать. Это ты делаешь для Бога, чтобы спасти свою душу.

– Какие в Вашей пастырской практике были ситуации, когда к Вам обращались люди с просьбой о помощи, и Вы в одном случае говорили: терпеть, а в другом – подавать в суд?

– Одна женщина пустила к себе по просьбе других людей семью, у которой не было места где жить. Пустила их на время. Эти люди оккупировали ее квартиру, заполнили своими вещами, стали указывать, как ей нужно жить и что делать. И она терпела года полтора этих людей, хотя пустила их на два или три месяца, как договаривались. В конце концов, я ей сказал, что хватит терпеть. Мы попросили знакомых, они пришли и вывезли вещи этих людей. И она их не пускает в квартиру. Они теперь с ней судятся, пытаясь доказать, что она сначала их пустила, потом забрала их вещи…

И второй случай. Была у меня одна прихожанка замечательная. У нее была свекровь неверующая, которую вера снохи очень раздражала. Эта свекровь детей специально приглашала к себе в комнату, кормила их мясом во время поста, показывала им по телевизору всякие фильмы… Эта свекровь ее мучила, ругалась, вела себя совершенно безобразно. И сноха терпела несколько лет. И вот незадолго до смерти эта свекровь попросила позвать священника и сноху, поклонилась ей, как могла, попросила у нее прощения и сказала, что она виновата. И умерла, примирившись с ней и примирившись с Богом. Сноха своим подвигом, терпением спасла ее душу.

Елена Коровина

Библейский словарь Геце
  • Энциклопедия изречений
  • * старец
  • архиеп.
  • священномученик
  • прп.
  • митр.
  • схиархим.
  • Терпе́ние - 1) способность безропотно, стойко переносить страдания и бедствия; 2) способность упорно и продолжительно действовать в направлении поставленной цели для достижения желаемого результата; 3) христианская добродетель, характеризуемая осознанным, смиренным, безропотным, благодушным отношением к скорбям и испытаниям, ниспосылаемым или попускаемым Богом, а также перенесением этих испытаний и скорбей.

    Чем христианское терпение отличается от терпения вообще?

    Терпение, в той или иной мере, свойственно всем без исключения людям. Без естественной для человека способности терпеть невозможно было бы ни преодолевание длительных трудностей, ни воспитание и самовоспитание личности.

    В отличие от естественной способности терпеть христианское терпение является не просто человеческим свойством, но одной из важнейших христианских добродетелей. Терпение как таковое в нравственном отношении не может быть оценено ни как доброе качество, ни как дурное.

    Многое зависит от того, на что оно направляется в том или ином конкретном случае. Кто-то терпит по необходимости, кто-то - из чувства страха, кто-то - из угождения, например, ради карьеры. Но ведь встречаются и другие варианты терпения. Например, мать, воспитывая малыша, терпит бессонные ночи; активный общественник - усталость от дополнительной работы, а иногда и упрёки.

    Внешне терпение как добродетель имеет много общего с терпением вообще. И это не удивительно, ведь в его основании лежит естественная для человека способность терпеть. Но не только. В отличие от человека неверующего христианин знает: что, почему, ради чего и во имя чего он призывается терпеть.

    Как известно, главная цель христианина - богопознание и вечное богообщение в Царстве Небесном. Для того, чтобы унаследовать Царство Небесное, необходимо быть удостоенным этой высокой награды, а удостоиться может лишь тот, кто захочет и, главное, будет способен жить по тем правилам, по которым живут Божьи святые. Эта способность вырабатывается человеком на протяжении его земной жизни, она связана с искоренением личной греховности, обретением и взращиванием личных .

    Путь этот долгий и трудный. С одной стороны, он подразумевает борьбу с искушениями, в том числе леностью, праздностью, дурными привычками, страстями, пороками. С другой стороны, это связано с активным противодействием христианину как со стороны окружающих его, неверующих людей, так и со стороны падших духов. Здесь-то и необходимо терпение. Без терпения этот путь непреодолим: «терпением вашим спасайте души ваши» (); «претерпевший же до конца спасется» (). Терпение подразумевает здесь и стойкость, и безропотное, доверительное отношение к Богу.

    При всей справедливости вышесказанного, необходимо иметь в виду, что наличие в человеке христианского терпения не означает, что он должен сносить и терпеть всё. Скажем, пророки, терпение которых апостол ставил в пример (), не мирились (не готовы были терпеть) с творившимся беззаконием: нравственной распущенностью, идолопоклонством, обманом и притеснением ближних. Однако же самым ярчайшим примером терпения и долготерпения для нас является Господь.

    Архимандрит Пантелеимон (Шатов):
    Некоторые терпят со злостью, отчаянием – просто потому, что выбора нет, а другие терпят с надеждой и спокойствием. Это христианское терпение – осмысленное, добровольное, ради чего-то, ради кого-то…
    Терпение может быть очень активным действием. Можно терпеть свою работу и делать её, как бы ни было тяжело. Можно терпеливо строить что-то, терпеливо заниматься творчеством. Можно терпеливо подниматься каждый раз после ударов судьбы и снова идти. Терпение не означает проигрыш. В нём не должно быть пассивности. Не нужно терпеть и свой грех, свою привязанность к каким-то греховным удовольствиям, зло в своей душе.

    Поговорка: «Терпел Моисей, Терпел Елисей, Терпел Илия, потерплю и я».

    Протоиерей Александр Мень:
    Терпение - это вовсе не состояние скота, который всё терпит. Это не унижение человека - совсем нет. Это не компромисс со злом - ни в коем случае. Терпение - это есть умение сохранять невозмутимость духа в тех обстоятельствах, которые этой невозмутимости препятствуют. Терпение - это есть умение идти к цели, когда встречаются на пути различные преграды. Терпение - это умение сохранять радостный дух, когда слишком много печали. Терпение есть победа и преодоление, терпение есть форма мужества - вот что такое настоящее терпение.

    «Мне не хватает терпения!»- часто говорим мы, когда уже не в силах сдерживать эмоции. И на самом деле у людей как бы заканчивается терпение. Очень часто у человека на что- то хватает терпения, а на что- то или кого- то нет. Или со временем у человека как бы меняется количество терпения, он становится или более или менее терпеливым. Кто- то более успешно его проявляет, а кто- то кто- то кое- как сдерживает себя.
    Некоторые могут иметь такую позицию «Терпение это удел слабых, а я могу постоять за себя!». Однако когда дело доходит до дела, то никому не хочется иметь проблемы в виде испорченных отношений и тому подобное. Поэтому стоит подумать как можно стать более терпеливым? Есть ли от этого польза? Начнем по порядку.

    Польза терпения.

    Не зря говорят, что минута терпения избавит от ста дней боли.

    И эти слова оправданы во многих случаях. Самое главное, что нужно усвоить в отношении всех положительных качеств то, что от положительных действий и направленности будут положительные результаты рано или поздно. Поэтому нужно настроиться на хороший лад.
    Здоровье.
    У терпеливых людей более крепкая и здоровая нервная система.
    Это очень - очень большой плюс! Конечно, все взаимосвязано. Кто- то в детстве или в молодости перенес какие- то сильные потрясения и нервная система уже не такая стабильная. Но если у вас в принципе все хорошо идет, то не стоит себя разрушать из-за мелочей. А если у вас были настоящие потрясения, то насколько возможно стоит их избегать сейчас и тоже не добавлять себе проблем, выходя з себя по пустякам, например, бытовым.
    В свою очередь нервная система влияет на остальные, например, на дыхательную и пищеварительную системы. Не зря говорят, что все болезни от нервов. По сути, терпение убережет от некоторых заболеваний дыхательной системы и пищеварения! Более подробно об этом нужно читать квалифицированную медицинскую литературу для более глубокого понимания.
    Однако если по жизни вы сможете понаблюдать за людьми, то вы увидите,что терпеливые люди меньше болеют разными хроническими заболеваниями и они более выносливы.
    Решения.
    Говорят «Поспешишь - людей насмешишь!» и это так! Сколько раз мы сожалеем, что не проявили терпения и не подумали еще раз пере принятием какого- то решения, пусть даже не стол серьезного! А если принять какое- то решение, то за него нужно нести ответственность. За неправильные решения нужно не только нести ответственность, но еще и исправлять ошибки!
    Вопрос терпения очень важно, когда у вас просят совета или когда вы вынуждены его дать. Если вы посоветуете что- то на скорую руку, впопыхах так сказать, то сами понимаете, сколько неприятностей это может принести.
    Отношения с окружающими.
    Терпение привлекает людей, поэтому у терпеливого человека всегда есть друзья. Терпение помогает избегать ненужных склок по пустякам и не тратить свои нервы соответственно.

    Это не значит, что нужно позволять пользоваться собой другим и терпеть к себе неуважительное отношение. Это значит, проявлять уместную сдержанность и доброту при этом сохраняя самоуважение и достоинство.

    А самое главное, терпеливый человек находится в мире не только с другими людьми, но с самим с собой. Чувство, что ты не обидел и что ситуация разворачивается по хорошему сценарию благодаря твоим усилиям придает радости и сил дальше продолжать жить и поступать правильно.
    Давайте обсудим что поможет развить это ценное качество.

    В чем причина?

    Вам нужно провести самопроверку. Нужно задать себе простые вопросы , типа:
    Какая ситуация выводит меня из эмоционального равновесия?
    Кто действует на меня раздражающе?
    Почему что- то или кто- то лишает меня терпения?
    Может быть просто все дело в ситуации? Например, когда вы голодны или устали легче ли вам потерять терпение?
    Где быстрее заканчивается терпение - дома или на работе?
    Может быть вы ведете себя как ваши родители, которые не очень терпеливы?

    Отвечать на эти вопросы не так просто. Не хочется выглядеть неприглядно даже в собственных глазах. Однако помните, что перед самим собой вы должны быть предельно откровенны и только выявив настоящую причину вы сможете работать над собой целенаправленно и по- настоящему.
    Например , если вы признаете, что ваши родители не отличались терпением и вам это передалось, то это не трагедия. Все люди ошибаются по своему и просто у ваших родителей был именно этот минус. Работать ли им над ним - это их дело и ответственность. Но вы уже отвечаете за свою модель поведения. Значит. Вы должны анализировать в каких ситуациях вы поступаете как ваши родители и стараться сознательно поступать более терпеливо. Также не стоит идти к родителям и обсуждать этот вопрос, тем более обвинять их, что вам передалась нехватка терпения и вы сейчас от этого страдаете. Поэтому сядьте, успокойтесь, сделайте самоанализ и это принесет плоды уже даже на уровне знаний и эмоций. А дальше нужно будет конкретно действовать, сознательно проявлять терпения там где оно не проявлялось в вашей семье.

    В другом случае если вы выявите свои раздражители, то вам нужно будет предвидеть ситуацию, в которой вам не хватает терпения и постараться ее избежать.

    Например , вы склонные раздражаться, когда голодны . Алгоритм прост- придя домой вы не начинаете никаких серьезных разговоров с домашними, а сначала поглощаете ужин. Если кто- то из членов вашей семьи начинает разговор, не зная или не понимая этой вашей особенности, то вы мягко говорите ему, что вы сейчас не можете сосредоточиться на разговоре и что обязательно поговорите сразу после ужина. Обычно такой довод окружающими принимается и понимается.
    Тоже самое и с усталостью . Если вы очень устали, а тем более если ваш предполагаемый собеседник тоже устал или тому подобное, то не начинайте серьезных разговоров. Противопоказаны неприятные, тяжелые разговоры перед сном! Поэтому старайтесь обсуждать какие- то наболевшие темы и ситуации в подходящее время и месте и вы увидите больше продуктивность и ток от таких бесед.
    Итак, видя, что лишает вас терпения, вы сможете или просто избежать этой ситуации или дать правильное объяснение другим.

    Меньше стресса- больше терпения!

    Опять этот стресс! Да, опять и с этим не поспоришь. Поэтому простой совет- убрать из жизни стресс или минимизировать его все также актуален. Как это сделать?
    Количество дел.
    Когда вы встали утром, то сколько дел сразу вы можете перечислить, которые вам просто необходимо сделать? Их довольно много. А сколько дел у вас появляется попутно? А сколько дел вас просят сделать другие попутно или специально? А сколько человек нужно обзвонить, чтобы какие- то дела состоялись? А сколько человек нужно уговорить.чтобы сделали что- то, чтобы дела состоялись?
    Помните, что количество запланированных дел должно быть реально выполнимым!
    Количество времени.
    Даже если у вас есть силы и терпение на все свои планы, но вы испытаете стресс если будете делать пятидневку за три дня! У вас на каждое дело должно быть отведено оптимальное время.
    Например , вы думаете что быстренько заскочите в магазин. Конечно, вы можете быстро пройти к прилавку и выбрать нужное, но подойдя к кассе вы можете быть не первым и время затянется. Особенно если вы живете в большом городе с большими очередями. Даже на то чтобы сходить в магазин нужно выделить больше времени, чем вы планировали. А если оно останется, то будет еще лучше- время будет работать на вас, вы будете идти на опережение.
    Приоритеты.
    Нужно держать в голове или на листочке список дел на день по приоритетам. Самые важные и срочные сначала, а то что не срочно или вообще не важно потом.
    Некоторые дела можно научиться делать по пути. Это сэкономит время и силы. Однако помните, чтобы сделать дело по пути на него все равно нужно выделить оптимальное время
    Также избегайте абсолютно ненужных дел. Например, нет необходимости просто рассматривать витрины магазинов или специально идти за каким- то товаром просто потому что вы сейчас вспомнили про это.
    Нужно быть всегда в реальности и не поддаваться чувствам и желаниям, которые будут растрачивать ваше время и нервы. Стресс испытывает ваше терпение и часто человек говорит, что «Мне некогда тут быть терпеливым!». Однако причина на самом деле в нем самом, в его распределении времени и дел. Поэтому если вы правильно организуете свой день. То время на терпение вы обязательно найдете!

    Будьте реалистом.

    Часто люди хотят слишком быстрых результатов, хотят быстрых и правильных ответов окружающих и т. д. Но в жизни сталкиваются с реальностью- все не так быстро как хочется.

    Время.

    Даже само время не может идти быстрее.
    Например, вы хотите состояться в этой жизни. У вас есть мета, есть реальные шаги к счастью, которое вам нужно. Но вы видите, что вы еще не до конца можете расслабиться и наслаждаться. Почему? Не потому что вы плох стараетесь или вас окружают нерадивые люди. Просто нужно …. терпение! Чтобы добиться успеха, спросите у любого, нужно время!
    Никто из успешных людей не становился таковым в одно мгновение. Успеха достигают целеустремленные, терпеливые люди.

    Обстоятельства.

    Возможно, вы бы точно стали успешным, если бы не обстоятельства. Некоторые обстоятельства вы можете перепрыгнуть и двигаться дальше, но не все. Поэтому не ругайте себя за это. Уже само то, что вы стремитесь к чему- то похвально. Ведь может быть что обстоятельства изменятся и вы уже будете иметь достаточно подготовки, чтобы реализовать что- то быстрее. Это гораздо лучше, чем иметь все, но не уметь этим воспользоваться!
    Обстоятельствами считаются плохое здоровье, семейные обязанности (часто уход за кем- то из близких), плохое экономическое положение в стране в целом.
    Если вы будете нервничать и впадете в депрессию из-за то, что не можете изменить вы сделаете только хуже пока вы не сдались есть шанс быть победителем, но если вы сдались, то вы уже проиграли!

    Обстоятельства меняются. Главное, чтобы не изменились вы! Наберитесь терпения!

    Окружающие.

    Вы не можете заставить окружающих быть быстрее и проворнее. У всех свой темперамент и скорость. Точно также как вы кажетесь некоторым слишком быстрыми, они вам кажутся слишком медленными.
    Поэтому со своей стороны вы можете предпринять какие- то меры, чтобы как то ускорить других .

    Например, чтобы кто- то не опоздал на встречу с вами, позвоните еще раз и напомните этому человеку об этом. Хороший вариант оставить записку на видном месте для своих домашних или написать смс с каким- то напоминанием. Если вы знаете, что кто -то постоянно опаздывает, то найдите себе тоже занятие на это время, что быть продуктивным несмотря на других. Тот кто опаздывает должен воровать время у себя, а не у вас!
    Если вы знаете особые час пики на какой- то дороге или просто в каком- то магазине, то избегайте этих мест в это время. Пересмотрите свой распорядок и вы сможете быстро сделать покупки в любимом магазине в короткие сроки и без очередей. Помните, что большинство людей не анализируют ситуации или не хотят этого делать. Поэтому если вы это сделаете то будете в выигрыше!
    Если вы не можете всем все всегда напоминать, то нужно проявлять терпение и заполнить время ожидания чем- то полезным. Вы не сможете изменить окружающих, поэтому не стоит тратить на это свои нервы!
    В этой статье не рассматриваются все ситуации. Однако попробуйте поразмышляв, найти для себя какое- то новое решение и подумайте как вам еще можно проявить терпение и радоваться жизни дальше!

    Смотрите полезные и практичные статьи ниже.