Что делать если учитель тебя невзлюбил. Как вести себя, если учитель предвзято относится к ребёнку

Обучение в школе для ребёнка – это не только получение знаний, но и опыт социализации в коллективе сверстников и взрослых людей – учителей. Отношения между людьми очень многогранны, поэтому неудивительно, что школьник может столкнуться с негативными проявлениями в свой адрес со стороны учителя: придирчивостью или даже враждебностью.

Как разграничить предвзятое отношение и требовательность

Не всегда чрезмерная требовательность является проявлением предвзятого отношения педагога

Как правило, родители узнают о проблемах в отношениях между педагогом и своим чадом из уст ребёнка. И, конечно, он привносит в рассказ свои субъективные оценки и эмоции, часто подводя черту: «Она (он) меня не любит и придирается». Мамам и папам сложно в этой ситуации разобраться, является ли такое положение вещей объективной реальностью или результатом мнительности или фантазии ученика. К тому же, многие дети требовательность педагога воспринимают как проявление предвзятого отношения. Поэтому родителям очень важно составить правильную картину сложившихся отношений. Для этого:

  • чаще говорите с ребёнком на темы, связанные со школьной жизнью, – так станет понятно, где правда, а где фантазии;
  • обратите внимание на успеваемость ребёнка по тому предмету, который ведёт учитель, предъявляющий претензии к вашему школьнику (если оценки резко снизились, то позанимайтесь с ребёнком или наймите репетитора, тогда можно будет сделать вывод об объективности выставления оценок);
  • наведайтесь в школу, поговорите с учителями и классным руководителем, но сделайте это не «по поводу», а в качестве мониторинга успеваемости (ни ребёнку, ни учителям об истинных причинах визита в учебное заведение знать не нужно).

Таким образом вам удастся понять, какие отношения у вашего школьника с учителями и учениками. А также выяснить, действительно ли учитель предвзято относится к ребёнку, или просто требователен к качеству знаний.

Как психологически настроить ребёнка

Доверие - основа отношений с ребёнком

Отношения между людьми многогранны, поэтому нет ничего удивительного в том, что кто-то нравится, а кто-то нет. Не исключение и межличностные отношения учителя и учеников. Педагог – такой же человек, как и все, поэтому у него могут быть симпатии и антипатии. Некоторые учителя любят активных, любознательных учеников, некоторым по душе дисциплинированные тихони. Конечно, профессиональный учитель умеет скрывать свои эмоции, но иногда случаются исключения. В этом случае возникает конфликтная ситуация с тремя участниками:

  • учеником;
  • учителем;
  • родителями школьника.

Задача последних заключается в том, чтобы найти выход из ситуации с минимальными потерями для эмоционального здоровья формирующейся личности. Поэтому очень важно правильно настроить ребёнка в данной конкретной ситуации:

  1. Чаще говорите своему чаду, как вы его любите – ребёнок должен быть уверен, что его принимают и любят самые близкие люди;
  2. Объясните, что любой ребёнок, хоть ещё и маленький – тоже личность, и никто не имеет права его оскорблять, высмеивать или унижать;
  3. Разберите конфликтную ситуацию с максимальной объективностью – в независимости от того, кто был не прав, объясните отпрыску, почему, такое поведение недопустимо;
  4. Попробуйте вместе с ребёнком наметить стратегию поведения в случае, если учитель придирается или допускает оскорбления;
  5. Наметьте план дальнейших совместных действий (разговор с учителем, директором, переход в другой класс или школу) для разрешения сложившейся ситуации.

Какими способами можно избавиться от предвзятого отношения

Родители должны регулярно общаться с учителями

Придирки, предвзятое отношение со стороны учителя, как правило, сами по себе не проходят, поэтому родителям нужно принимать активные меры по разрешению конфликта. Существует несколько способов:

  • открытый разговор с учителем;
  • беседа с представителями администрации (директором, завучами);
  • перевод учащегося в другой класс или школу;
  • публичное освещение проблемы в СМИ.

Разберём каждый из них. Самый простой и правильный выход – разговор с учителем. Определив причины того, почему педагог невзлюбил ребёнка, можно найти совместный путь выхода из конфликтной ситуации. На том, как правильно спланировать беседу с педагогом, остановимся чуть позже.

Если учитель не идёт на разговор или не считает нужным менять своё отношение к ребёнку, то следует обратиться к директору или завучам – возможно, у них будут более веские доводы, убеждающие педагога пересмотреть своё поведение.

Это интересно! Ежегодно около 20% детей переходят в другие школы из-за придирок со стороны учителей.

Когда конфликт слишком затянулся, а отношение учителя отрицательно сказывается на психологическом и эмоциональном состоянии школьника, то имеет смысл перевести ребёнка в другой класс или школу. Однако не стоит видеть в этом способе панацею от любых трудностей – в жизни у вашего чада будет много встреч с неудобными или конфликтными людьми, поэтому не рекомендуется создавать ему тепличные условия в детстве.

Если же учитель не только позволят себе публичные оскорбления, но и применяет физическую силу в адрес ребёнка, и этому есть подтверждение, то такие вопиющие нарушения прав детей должны быть освещены в средствах массовой информации с привлечением социальных служб и правоохранительных органов.

Как правильно построить беседу с педагогом

Мирное разрешение конфликта - главная цель разговора с учителем

Зная о проблеме в отношениях ученика и учителя только от ребёнка, нельзя составить полное мнение о причинах придирок со стороны педагога. Поэтому лучшим выходом будет разговор с учителем. Однако для беседы нужно подготовиться и повести её таким образом, чтобы не усугубить ситуацию. Итак, отправляясь беседовать с педагогом:

  1. Попытайтесь назначить встречу лично, не через администрацию школы.
  2. Выберите правильное время. Лучше всего, если это будет после уроков, но не в конце рабочего дня.
  3. Желательно, чтобы встреча проходила тет-а-тет, но в стенах школы (лучший вариант – кабинет, серьёзные разговоры в коридоре – табу).
  4. Постарайтесь дать понять педагогу, что вы не собираетесь ни в чём его уличать или обвинять.
  5. Начините разговор с обозначения желаемого результата («Мне бы хотелось, чтобы наша беседа повлекла за собой позитивные изменения в отношениях с моим сыном/дочерью»).
  6. Обязательно оговорите тот факт, что признаёте некоторые недостатки своего ребёнка, и мягко направьте разговор в русло признания того, что каждый имеет право на ошибку (в случае, если ваше чадо действительно в чём-то провинилось).
  7. Далее стоит прямо задать вопрос о причинах недовольства вашим ребёнком. Возможно, таким образом учитель «мстит» за какие-то действия в свой адрес со стороны ученика (например, оскорбление).
  8. В зависимости от полученного ответа, разговор может пойти по двум направлениям: взаимопонимание и признание со стороны педагога своих ошибок, или озлобление из-за вашей попытки уличить учителя в непрофессиональном отношении к детям.
  9. Завершить разговор в любом случае нужно, поблагодарив за уделённое время.

В зависимости от того, каких результатов вам удастся добиться беседой с учителем, проще наметить план дальнейших действий.

Как в и любых отношениях между людьми, во взаимодействии учеников и учителей иногда случаются недопонимания или конфликты. Мнение родителей о том, что педагог невзлюбил ученика, чаще всего возникает со слов ребенка. Чтобы решить эту проблему для наименьшего вреда для школьника, необходимо тщательно в ней разобраться.

Школа подразумевает взаимодействие трех субъектов обучения и воспитания: учителя, ученика и родителей. По мнению психологов, в школьном конфликте задействованы три стороны. Решение его также зависит от всех трех субъектов.

Прежде чем принимать какие-либо меры, необходимо рассмотреть вариант того, что многие дети, как бы этого ни хотелось признавать, в связи с ленью или другими особенностями поведения в подростковом возрасте нестарательно относятся к учебе. Соответственно успеваемость понижается. Что не может не взволновать родителей. Причины этого некоторые дети могут объяснять предвзятостью учителя.

Необходимо удостовериться, обманывает ли ребенок или он действительно жертва негативного отношения со стороны педагога. Для этого нужно сначала провести беседы с родителями одноклассников и учителями по другим предметам с целью получения объективной картины.

Если жалоб на конкретного педагога от других родителей нет, а преподаватели не очень удовлетворены старательностью школьника, стоит провести определенную воспитательную работу с ребенком. Однако она должна быть крайне осторожной, без агрессии и давления. Так как у него не должно возникать чувства, что вы ему не доверяете. Старайтесь больше внимая уделять проверке выполнения домашнего задания, проявите участие в подготовке к урокам. Чаще интересуйтесь успеваемостью и поведением ребенка в школе.

Если ввиду полученной информации вы все-таки удостоверились в правоте ребенка, прежде чем приступать к решительным действиям, нужно спокойно и взвешенно подумать о конечном результате, которого вы хотите достигнуть. Каждый родитель в этом случае скажет, что хочет, чтобы учитель перестал цепляться к ученику. Однако, если попытаться решить эту ситуации конфликтным путем, последствия для школьника в любом случае станут негативными.

Подобное отношение к ребенку, скорее всего, сформировалось по каким-то причинам. Их-то и нужно выяснить. Иными словами, понять, чем ребенок так не нравится педагогу. Первым делом необходимо побеседовать с учителем. Но стиль общения должен быть доброжелательным. Вам необходимо показать свою обеспокоенность положением дел и предложить совместно поискать пути выхода. Скорее всего, разговор в мягкой форме и ваше участие положительно повлияют на собеседника. Вероятно, преподаватель станет внимательнее и лояльнее относиться к вашему чаду.

Ни в коем случае нельзя проводить беседу агрессивно. Ведь вы не думаете, что если станете угрожать педагогу расправой или жалобами, он вдруг полюбит вашего ребенка и будет дарить ему замечательные оценки.

Если беседа с учителем так и не принесет результатов, крайней мерой воздействия является жалоба администрации. Однако, единственный выход, который она вам порекомендует – это перевод в другой класс. Адаптация к незнакомому коллективу, привыкание к требованиям новых педагогов может повлиять как на общее психологическое состояние ребенка, так и на уровень успеваемости.

Поэтому лучшим вариантом решения данной проблемы является разговор с учителем в мирной форме, который нужно построить настолько грамотно, чтобы он привел к положительным результатам. Принимаясь за любые действия при решении проблемы предвзятого отношения учителя к школьнику, подумайте о том, в какие последствия это выльется для него, и достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку. Улыбка и уважительный тон могут творить чудеса, не забывайте об этом.

Уважаемые посетители сайта, если Вас интересуют какие-либо темы, предложите их в комментариях, и если таких статей еще нет на нашем сайте, то мы обязательно напишем их.

27.11.2016

Страшилки о злых профессорах ходят в каждом вузе. Но что делать, если преподаватель действительно предвзято к вам относится? Придирается к каждому вашему слову, занижает оценки. Конечно, можно написать жалобу на имя декана факультета, а то и декана вуза. Но насколько это продуктивно? Ведь вам нужно будет предоставить существенные доказательства несправедливости. Например, если вы недовольны оценкой на экзамене, возможно его необходимо будет пересдать перед большой комиссией из преподавателей вашего или даже других вузов. Нужно ли вам это?

Если нет, выдохните и попробуйте разобраться в ситуации с холодной головой.
Во-первых, понаблюдайте, может у нелюбимого педагога просто такой своеобразный стиль ведения занятий и придирается он не только к вам? Если это так, придется смириться. В конце концов, не так уж сложно потерпеть один семестр.
Во-вторых, задумайтесь, может преподаватель недоволен не вами конкретно, а скорее вашим отношением к предмету? В таком случае стоит перестать пропускать его лекции и семинары, начать выполнять домашние задания и ситуация постепенно наладится.
Если вы все-таки никак не можете понять в чем дело, стоит откровенно поговорить с педагогом. Дайте понять, что настроены на мирное урегулирование проблемы. Любой адекватный человек пойдет вам навстречу! В конце концов, худой мир лучше доброй ссоры для обеих сторон.

Педагог не должен руководствоваться эмоциями и показывать свою симпатию или антипатию к ребенку. Учитель не обязан любить всех своих учеников – это невозможно и неправильно. Но он находится на работе и обязан ее добросовестно выполнять.

Идеальный учитель должен быть беспристрастным и оценивать реальные знания ученика. Педагог не должен руководствоваться эмоциями и показывать свою симпатию или антипатию к ребенку. Учитель не обязан любить всех своих учеников – это невозможно и неправильно. Но он находится на работе и обязан ее добросовестно выполнять.

В реальности не все преподаватели поступают справедливо. У многих есть любимчики в каждом классе. Эти дети всегда отвечают на «отлично», их ставят в пример другим. С такими учениками не занимается частный репетитор по русскому языку или математике, а преподаватель уделяет им больше внимания при объяснении материала. Некоторые учителя даже оставляют ребенка после урока и помогают разобраться с непонятными вопросами.

Подобная ситуация может сложиться не только в младших классах. Попадают в «нелюбимчики» не всегда школьники с плохим поведением. Просто ученик может не проявлять активность на уроке, не поднимать руку, даже если он знает правильный ответ на поставленный вопрос. Ребенок, который спокойно сидит на занятиях и выполняет задание, может оказаться на «ступень ниже» активных одноклассников.

Если вы заметили, что возникли проблемы в отношениях с учителем, пообщайтесь с родителями одноклассников и постарайтесь узнать, как он относится к остальным ученикам. Некоторые педагоги свои семейные неурядицы выплескивают на учеников, тогда вопрос о его замене стоит решать на уровне администрации школы.

Если подобное отношение касается конкретно вашего ребенка, попробуйте наедине переговорить с преподавателем. Не устраивайте скандал и не угрожайте. Вашему ребенку нужно продолжать обучение в этом классе, поэтому вопрос лучше решить мирно.

Спросите, как улучшить успеваемость, на что обратить внимание. Может, у преподавателя имеются конкретные замечания, о чем вы не знаете.

Расскажите, что ребенок регулярно выполняет домашнее задание, а низкая активность на уроках – это черта его характера. Попросите чаще его спрашивать. Возможно, так ученик покажет свой реальный уровень знаний. Если принятые меры не помогут повысить успеваемость, постарайтесь убедить ребенка, что изучать предмет нужно. На экзаменах оценивают знания другие учителя, и тогда он покажет свой уровень подготовки.

Чаще разговаривайте с ребенком. Когда он жалуется на проблемы, возникающие в школе, постарайтесь услышать не только его слова, но и эмоции, которые вызывают подобное состояние. Объясните, что в жизни встречаются разные люди, а школьные занятия – это один из этапов в его жизни. Если он действительно получает занижение оценки, его знания будут по достоинству оценены при дальнейшем обучении.

Психолог областного центра «Семья» Наталия Маринцева советует родителям «неудобных» учеников.

Не знаю, что делать, как нам быть. Моего сына невзлюбила учительница. Она его просто терпеть не может! - нервничает мама второклассника одной из волгоградских школ. И протягивает дрожащими руками дневник:

Вот, посмотрите.

На каждой странице записи красной ручкой кричат о том, что ученик вертится за партой, носится сломя голову на переменах, забыл тетрадку, ручку и т.д. и т.п. Плюс отчаянные призывы: «Родители, срочно примите меры!»

Мама достаёт из сумки несколько тетрадок сына. Как ещё одно доказательство предвзятости учительницы и несправедливости её отметок.

Может, нам в другой класс перейти или в другую школу?

Психологу трудно оценить степень необъективности педагога. Да и вряд ли нужно это делать. Ведь очевидно, что сложилась ситуация, в которой педагог с ребёнком не справляется. Отсюда и его постоянные воззвания к родителям, вероятно, в надежде, что карающий родительский гнев обрушится на голову (или совсем на другие места) виноватого дитяти.

Такой школьно-семейный конфликт встречается нередко. Родителям нужно призвать всю свою выдержку и постараться объективно оценить ситуацию. Только так можно что-то сделать для смягчения остроты момента.

Скажите себе: «Да, я очень люблю своего ребёнка, даже если он плохой ученик. Да, я нервничаю (расстраиваюсь, бешусь). Но весь мир не обязан любить моё чадо».

Перечитайте замечания учителя, хотя бы временно «выключив» свои эмоции и не заражаясь эмоциями педагога. Просто читайте текст: что за ним стоит?

Например, «Весь урок смотрит в окно», «Опять сидит мечтает». Это, скорее всего, про скуку и невнимание. Так бывает: тело здесь, а мысли далеко. Не разбужен интерес к процессу обучения. А насильно никого не заставишь «брать» знания.

«Всё время отвлекается», «На уроке занимается чем угодно». Вероятно, есть трудности с концентрацией внимания.

«Пол-урока лазал под столом», «Мешает всему классу». Речь об излишней активности, возможно, даже о синдроме гиперактивности или желании привлечь к себе внимание.

Обязательно попытайтесь получить более или менее ясное представление, что движет ребёнком.


Чем вы можете ему помочь?

1. Конечно, спокойно говорите с учеником о происходящем. И о том, что же он так долго искал под столом. И о том, почему ему так нравится смотреть в окно. И куда делась ручка. Выясните, не потерялась ли тетрадка.

Ключевые моменты:

Не обсуждайте поступки учителя с ребёнком или в присутствии ребёнка;

Выясните, какая помощь ему нужна, чтобы он вёл себя по-другому;

Объясните отпрыску, как для вас важно, чтобы он получил образование. И не менее это важно для любого нормального человека;

Не наказывайте, не бейте, не стыдите и не унижайте за невнимательность, рассеянность или беготню. Если дети чувствуют, что их любят и понимают, они меняются в лучшую сторону.

2. Конечно, необходимо встретиться и поговорить с учителем.

Ключевые моменты:

Не начинайте беседы в учительской. Только тет-а-тет;

Не оправдывайтесь, не защищайтесь и не нападайте. Слушайте и старайтесь понять (включаем логику);

Не берите на себя ответственность за то, что происходит в школе. У педагога, как и у ребёнка, есть своя мера ответственности;

Не обещайте того, чего выполнить не сможете;

Не угрожайте учителю и не ведите себя с позиции силы, также и не унижайтесь (позиция слабости).

В подобных конфликтных ситуациях старайтесь говорить от своего имени, избегая местоимений «ты» или «Вы». Лучше: «Я переживаю…», «Мне трудно решить…»

Вы не согласны с тем, что говорит педагог? Попробуйте применить такую словесную тактику: «Я, конечно, понимаю… (что мой ребёнок далеко не подарок), но… (давайте вместе искать выход)».

Кстати, фразы типа «Да, но…» не провоцируют собеседника на агрессию и помогают искать совместные конструктивные решения.

Прислушайтесь, как вы говорите о проблемах воспитания. Допустим, часто повторяете местоимение МЫ (про ребёнка и про себя). «Учиться мы не хотим». «Не лучше ли нам в другой класс перейти?» Это может быть признаком того, что вы больше живёте жизнью ребёнка, чем своей. Поэтому и ситуацию конфликта вам трудно оценивать адекватно.


Переходить ли в другой класс или школу?

Иногда при затяжном и трудноразрешимом конфликте это представляется лучшим выходом. Но тут есть одна опасность. Если мы не хотим здесь и сейчас разрешать трудную ситуацию, а перебегаем в другое пространство, наше неразрешённое прошлое потащится за нами. Ведь от себя не убежишь! Есть риск, что подобное будет повторяться вновь и вновь, а у маленького человека сформируется привычка незавершённых конфликтных отношений.

Не справляетесь сами, ничего страшного. Ищите того, кто вам поможет: близкие, умные друзья или специалисты (психологи, педагоги). Мир, в котором мы живём, состоит из разных людей. У каждого встреченного на жизненном пути мы чему-то учимся.

Берегите друг друга!