День морской авиации. День авиации Военно-морского флота (ВМФ) России

Один из самых молодых родов войск - это морская авиация. Появилась она, как отдельный род войск только в начале 20 века. В 1916 году состоялось первое воздушное сражение между советскими и немецкими летчиками. В то время, на вооружении российской армии были только гидросамолеты, которые поднялись с авианосного судна «Орлица» и дали бой немецким летчиками. Советские летчики выиграли то сражение, а уже через год, 17 июля 1917 года был подписан Указ Главнокомандующего о праздновании Дня морской авиации ВМФ. Нельзя сказать, что до этого морской авиации не существовало, первые упоминания об этом роде войск относятся к 1911 году, когда в России только начиналось строительство первых гидросамолетов. Именно в период с 1911-1913 годы происходит становление нового рода войск - морской авиации.

В настоящее время развитие морской авиации идёт семимильными шагами. За последние несколько десятилетий Морская авиация России «выросла» с гидросамолетов, закупаемых за границей, до собственных штурмовиков и других видов авиационной техники. Сегодня, это современные палубные истребители, вертолеты и много другой техники.

День морской авиации отмечается не только представителями палубной авиации, но и многими другими военнослужащими, которые тем или иным образом связаны именно с морской авиацией. Морской авиацией оснащены все четыре флота Российской Федерации, поэтому День морской авиации отмечают на Балтийском, Северном, Тихоокеанском и Черноморском флотах. Зачастую, в этот день многим предоставляется шанс посетить авианосцы. В большинстве своем такие экскурсии устраиваются для детей, но к ним присоединяется и немало взрослых.

В День морской авиации многие гарнизонные коллективы готовят различные программы для всех желающих. Много самых разных мероприятий проводят в городах дислокации воинских частей морской авиации. Как правило, в таких городах, существуют различные музеи, рассказывающие об истории морской авиации, и не только авиации, но и в целом всего морского флота. В День морской авиации ВМФ России устраиваются бесплатные экскурсии по музеям, тематические выставки в библиотеках городов. Нередко в городах, где во время Второй Мировой Войны располагались аэродромы морской авиации, проходят траурные митинги, к памятникам возлагаются венки, а в школах организуются вечера встреч с ветеранами и свидетелями тех событий.

День морской авиации ВМФ России освещается по телевидению, на местных телеканалах рассказывается об истории, традициях этого праздника, о том, где и какие мероприятия проходят. Большое количество разнообразных авторских или тематических программ, в которых затрагиваются основные проблемы морской авиации, ее перспективы развития и многое другое.

Ко дню авиации вмф может быть приурочено открытие памятников и монументов. Так в 2013 году, в Комсомольске-на-Амуре в День авиации ВМФ был открыт памятник, в виде самолета Су-33, в честь летчика морской авиации Тимура Апакидзе. Именно на заводе, расположенном в Комсомольск-на-Амуре выпускали самолеты данного типа вплоть до 1997 года.

Даже в мирное время находится место для подвигов и отваге. Летчик Тимур Апакидзе погиб в 2001 году, в день авиации вмф, Апакидзе выполнял летную программу, но в силу сложности программы, ему пришлось отключить некоторые из приборов, в результате из-за больших перегрузок, не выдержали, ни машина, ни человек. Но Тимуру Апакидзе удалось отвести самолет в сторону от трибун и жилых построек. Летчик погиб спасая людей, которые наблюдали за выступлением, он отказался катапультироваться, надеясь на то, что ему все-таки удастся вернуть контроль над машиной.

Морская авиация России - это гордость страны. Как ни странно, но первые идеи о том, что необходимо совместить корабль и самолет были предложены именно русскими инженерами. В 1909 году, Лев Макарович Мациевич составил докладную записку, в которой детально изложил необходимость создания корабельной авиации. Морская авиация России, сегодня, это не только самолеты, способные взлетать с палуб кораблей. В состав морской авиации входят самолёты берегового базирования. Это ракетоносные, штурмовые, истребительные, противолодочные, поисково-спасательные, транспортные и другие виды авиационной техники.

В этот день командование частей, гарнизонов и руководство поздравляет своих подчиненных с профессиональным праздником, военнослужащим присваиваются внеочередные звания. Сегодня морская авиация - это крылья российского флота, и не, даром говорят, что воздух - это пятый океан, а большие самолеты называют не просто машинами, а настоящими кораблями, потому, что они, также как и любое судно, бороздят воздушные просторы. У этих двух видов войск много общего, наверное, еще и поэтому появился такой тандем корабля и самолета.

ПРОИЗВЕДЕМ ЛЮБУЮ АТРИБУТИКУ, ТАКТИЧЕСКИЕ АКСЕССУАРЫ, ОДЕЖДУ И МНОГОЕ ДРУГОЕ С СИМВОЛИКОЙ ПО ВАШЕМУ ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ЗАКАЗУ!

Связывайтесь по интересующим Вас вопросам с нашими менеджерами.

Сегодняшний день, 17 июля, является отличным поводом для празднования многих профессионалов морской авиации. Ровно 22 года назад, а именно в 1996 году, был основан такой праздник, как День основания морской авиации Военно-Морского Флота Российской Федерации.

Праздник был назначен приказом главнокомандующего Военно-Морского Флота от 15 июля 1996 года.

День этого праздника был выбран неспроста, ведь именно 17 июля 1916 года летчики России победили воздушный бой в Первой мировой войне над Балтийским морем. Четыре гидросамолета М-9 авианосного судна «Орлица» Балтийского флота поднялись в воздух и вступили в бой с 4 немецкими самолетами. Именно эта победа послужила великим началом истории и развития Военно-Морского Флота России.

Во времена Великой Отечественной войны именно авиация флота стала главной угрозой для врага, ведь они наносили главные удары с 1941 по 1945 года по фашистским захватчикам на море.

Было совершено более 35 боевых вылетов за время сражения российской армии с немецкими захватчиками. Российский ВМФ уничтожил около 5,5 тысяч боевых летательных аппаратов немецких войск за время Великой Отечественной войны.

С тех самых пор российские власти поняли, что морская авиация России является сильной стороной страны и важным оружием в случае нападения врага. Именно поэтому сегодня празднуется праздник в честь тех людей, которые постоянно на страже безопасности граждан РФ и с любой минуты готовы ринутся в бой.

Морская авиация ВМФ России сегодня

Со времен Первой мировой войны и Великой Отечественной войны прошло уже много лет, но роль ВМФ России только растет с каждым днем. Сегодня у морской авиации есть много задач:

  • обнаружение и уничтожение подводных лодок противника;
  • уничтожение надводных кораблей (в первую очередь - авианосцев и авианосных соединений);
  • уничтожение авиации морского базирования противника и тому подобное.

Можно не сомневаться, что с таким делом могут справиться лишь первоклассные специалисты и профессионалы, поэтому Военно-Морской Флот РФ других и не держит. Соответственно сегодня можно смело поднять бокал за всех служащих в морской авиации и пожелать им хорошей службы.

На сегодняшний день основу морской авиации составляют самолёты (вертолёты) различного назначения. Каждая поставленная задача выполняется самостоятельно и во взаимодействии с другими родами сил флота, а также с соединениями (частями) других видов Вооружённых Сил.

Всего в Российской Федерации 4 флота: Черноморский, Балтийский, тихоокеанский и Северный. Каждый из этих флотов обладает собственной авиацией. На каждом из них находится очень сложная современная техника, чтобы наверняка иметь максимальный уровень защиты России в случае нападения.

Если бы не было морской авиации, то российский флот не смог бы решить важные боевые задачи в случае военных действий, а уж тем более не было бы возможности сделать это максимально эффективно. Современная морская авиация отличается универсальностью, манёвренностью и мобильностью.

Поздравления и картинки по случаю Дня морской авиации ВМФ России

Авиация морская

Служит только побеждая.

Но пусть в этот ясный день

Воевать всем будет лень.

Авиация морская поздравляем дружно вас,

Пусть Россия – мать родная, расцелует всех сейчас.

Каждый летчик, парень разный, и в душе своей герой,

Служишь в море не напрасно, ведь всегда друзья с тобой.

Авиация морская – наш оплот небесный!

Бережёт нас от врага бдительно и с песней!

Наготове самолёты, вертолёты тоже,

Обеспечивают мир — он всего дороже.

Вам море и небо стихия родная,

Страну защищая от края до края,

Вы силою духа и верой крепки,

Пусть дни на службе будут легки.

Благодаря вам – чисто наше небо,

Над просторами морей,

Можете любого свергнуть в небыль,

Никого нет в воздухе сильней.

В День морской авиации есть пожелание:

Вы уже заслужили большое призвание,

Пусть удача в судьбе никогда не кончается!

В славный День морской авиации

Вас поздравить я искренне хочу,

Небо и море ведь не декорации,

Для смелых они точно по плечу!

Вам подвластны океаны и моря,

Ваши палубы надежней, чем земля,

Ваши спутники науке помогают,

А ракеты нас надежно защищают.

17 июля 1916 года российские морские летчики в своем первом воздушном бою героически победили немецкие самолеты. Значимость этой даты еще и в том, что это были именно морские летчики, местом дислокации самолетов которых было авианосное судно «Орлица» Балтийского флота. В честь этой исторической даты с 1917 года по Указу Главнокомандующего ВМФ 17 июля отмечается День морской авиации ВМФ России. В довоенные годы морская авиация не только стояла на страже рубежей страны, но и принимала участие в обеспечении и спасении полярных экспедиций, а во время Великой Отечественной войны морская авиация стала главной угрозой для захватчиков. Если во времена становления морской авиации основной техникой были купленные заграницей гидросамолеты, то сейчас это современные палубные истребители и вертолеты высочайшего уровня сложности, управляют которыми только профессионалы.

Показать поздравления


Поздравляем с профессиональным праздником всех, чья служба связана с морской авиацией ВМФ России. Чистого вам неба и отличной погоды, пусть все ваши задания проходят удачно, и вы всегда возвращаетесь к тем, кого любите и кто любит вас. С праздником и успехов на службе.

Автор

Сегодня, в День ВМФ России, мы поздравляем тех, кто стоит на страже водных границ нашей необъятной Родины. Благодаря Вашей службе, Россия на протяжении многих лет остается великой морской державой. В Ваш профессиональный праздник хочется так же поблагодарить Ваши семьи, которые стойко выдерживают разлуки и поддерживают Вас даже на расстоянии. Будьте счастливы и любимы, моряки!

Автор

И в небе вам счастье, и море - не горе,
Ведь ваша стихия и небо, и море.
И день авиации - праздник для вас,
И день ВМФ - отмечай еще раз!
И нынче, конечно, для вас праздник снова -
День авиации флота морского!

Автор

Морская авиация - гордость наших дней.
Россия каждый день и час гордится только ей!
Мы знаем, как бы ни был труден бой,
Вернетесь вы на Землю синею волной!
И пусть в сердцах всех ваших сегодня и всегда
Сияет гордая авиации звезда!
И пусть на небе синем, над морем и волной
Гордитесь вы Россией, гордитесь вы страной!

Автор

День авиации морской мы отмечаем,
В России это важный день всегда,
И всем сотрудникам мы пожелаем
Любви и счастья, мира и добра!

Пусть небо будет ясным, чистым,
А море, океаны не бушуют никогда,
И жизнь пусть будет лишь лучистой,
Согретой солнцем ясным на века.

Автор

Вам подвластны океаны и моря,
Ваши палубы надежней, чем земля,
Ваши спутники науке помогают,
А ракеты нас надежно защищают.
Ваша главная победа - «Морской старт»,
И теперь все небеса - в наших руках.
Вы - морская авиация, герои,
И совсем не зря гордитесь вы собою.
Вся Россия знает ваши имена,
Ваша слава не угаснет никогда!

Автор

Товарищи, в день праздника
Поздравить Вас спешим.
Владельцев «долгоносиков»
И «винтовых машин».

Морская авиация -
Вы гордость всей страны.
И «пиджаки», и «флагманы»,
Вы - родины сыны!

И пожелать хотелось бы
Вам много долгих лет.
В работе вашей доблестной
Упорства и побед!

Автор

И море и суша всегда им покорны,
И их не пугают ни бури, ни волны,
Морской авиации честь отдаем,
Великому подвигу славу поем!

Как часто на гибель они отправлялись!
С задачей любою, шутя, управлялись,
Они зачищали родную страну,
Родным берегам, подарив тишину.

Мы летчикам дарим земные поклоны,
Ведь жизней они сберегли миллионы.
На суше и в море отвага и честь,
На флоте российском у летчиков есть!

Автор

Такая нынче у нас ситуация,
Вся российская морская авиация,
Свой празднует денек!
Дарю вам, в этот день я, поздравок!

Желать вам большего, чем есть у вас грешно!
Но даже если будет всем смешно,
Я пожелаю вам добра и любви,
Чтобы в этот день вы веселиться смогли.

Автор

Вы привыкшие к скорости люди.
Ритм полётов, минуты, мгновенья.
Жизнь не дарит вам сахар на блюде
От судьбы вы не ждете везенья.

Курс, маршрут, высота, жизнь кабин,
Ваши будни, такая забота.
Взлёт, полеты да песни турбин,
Миру - мир, такая работа.

Поздравляю с днем морской авиации!

Автор

Волна - волной, война - войной,
Над Балтикой - воздушный бой,
Остался в памяти народа
Тот бой шестнадцатого года:

Морские летчики вступили
С врагами в бой и победили.
Над морем воспарил орел,
И крылья русский флот обрел.

Устроим летчикам овацию!
За морскую авиацию!

Автор

Морские летчики – особый летный класс!
Они себя на фоне проявили.
Здесь каждый летчик – волк морской и ас.
На трех морях они фашистов били.
Морские летчик и! Вы – гордость ВВС!
Летайте без аварий в мирном небе синем,
Пусть к вам удачи снизойдут с небес.
Мы в этот день за вас бокалы поднимаем!

Автор

Не сдержать оваций
В праздник авиации,
В день отважных летчиков -
Штурманов высот.
Поздравляем, милые,
Вы, сереброкрылые,
Небо покорившие -
Золотой народ.
Пусть вам ярко любится,
Все на свете сбудется,
И пути заветные
Через жизнь пройдут.
Неба вам высокого,
Дорогие соколы,
И спасибо доброе
За нелегкий труд!

Летчики русской армии одержали победу над самолетами противника. Эту дату принято считать отправной точкой в истории морской авиации, хотя ещё в 1910 году наш аэроплан осуществил первый морской полет. Это событие произошло в Севастополе.

Авианесущие корабли стали оборудоваться в российском флоте в период Первой мировой войны. До революции над созданием авианосцев работали почти полтора десятка заводов и мастерских. Не меньше сил вкладывалось в развитие летательных аппаратов, которые могли вести бои в морских условиях. Именно среди морских летчиков появились первые Герои Советского Союза.

Первые совместные операции кораблей с авиацией начали проводиться в Первую мировую. Гидросамолеты базировались на транспортах, вели в основном разведку, иногда бомбардировку или обстрел. Регулярные соединения появились после революции. В строю стояли почти восемь десятков самолетов, которые морально и технически устарели.

ФАКТ. В начале 20-х годов выделяется 35 миллионов рублей, которые пошли на восстановление, создание КБ и производств. Перед конструкторами поставили задачу создать мощную группировку современных авианесущих кораблей.

К началу Второй Мировой войны страна имела мощную группировку авиационной техники, способной вести морские бои. Авиация стояла на охране границ, проходящих по морям, участвовала в спасательных операциях на Северном полюсе.

Великая Отечественная не пощадила никого. Страницы истории писались огнем и кровью. Морская авиация первой нанесли бомбовые удары по столице врага. Фашисты были настолько уверены в себе, что на пути наших летчиков заслоны практически отсутствовали. Благодаря морским авиаторам наш флот успешно действовал и выполнял приказы командования. Самолеты совершили больше 35000 вылетов, уничтожили почти 6000 единиц летающей техники.

С окончание Второй Мировой войны наступает период совершенствования и развития флотской авиации. На вооружение поступает современная техника, встают в строй реактивные истребители, штурмовики, торпедоносцы. Сейчас собственными авиационными соединениями обладают четыре флота.

ФАКТ. Героями СССР стали двести шестьдесят летчиков, пять авиаторов – дважды.

Роль морской авиации растет с каждым годом, появляются новые задачи, сферы применения сил. На вооружении российских авиаторов стоит сложнейшая техника и оборудование, управлять, обслуживать которой способны профессионалы высочайшего класса.

Летающая группировка российского флота – самые маневренные силы военно-морского флота. Главной задаче, которую ставит командование, являются самостоятельные или совместные боевые операции в любых океанских регионах. Часто морских летчиков привлекают к поддержке сухопутных операций.

Современные боевые действия на морских просторах не возможны без применения авиационной техники, которая осуществляет разведку, обстрел береговых укреплений, торпедирование кораблей противника, выявляет вражеские подлодки и многое другое. В настоящий момент морские летчики – элита российский вооруженных сил.

В этот день хочется поздравить ветеранов, летчиков, обслуживающий персонал с замечательным профессиональным праздником. Пожелаем чистого неба, отсутствия боевых тревог и здоровья!

Зарождение авиации в России стало возможным благодаря инициативе военных моряков. Именно моряки первыми усмотрели в летательных аппаратах важное средство повышения мощи военного флота и приложили немало усилий и средств для подготовки авиационных кадров, приобретения самолетов и организации отечественного самолетостроения.


Первое в мире предложение, в котором было предопределено взаимодействие корабля и самолета, тоже родилось на Российском военно-морском флоте. Автором его был капитан корпуса инженеров флота Лев Макарович Мациевич. Еще 23 октября 1909 г. в своей первой докладной записке в Главный морской штаб он предсказывал будущее корабельной авиации, предлагал приступить к строительству авианосца, гидросамолета и катапульты для его запуска с палубы корабля. Не случайно в России сам процесс движения летательных аппаратов называется воздухоплаванием, авиация - воздушным флотом, небо - пятым океаном, а тяжелые самолеты - кораблями.

Гидроавиация в России стала зарождаться в 1911 г. Сначала гидросамолеты закупались за границей, но вскоре русские инженеры В. А. Лебедев и Д. П. Григорович создали несколько моделей летающих лодок, что позволило российскому Военному ведомству в 1912-1914 гг. на базе отечественных гидросамолетов сформировать первые авиационные подразделения в составе Балтийского и Черноморского флотов. При этом летающая лодка конструкции Григоровича М-5 по своим летно-техническим характеристикам превосходила зарубежные образцы аналогичных типов.

Сначала морская авиация использовалась главным образом в интересах разведки, т. е. как средство обеспечения боевой деятельности флота. Однако опыт применения авиации в первые же месяцы начавшейся Первой мировой войны показал, что боевые возможности самолетов выходят далеко за рамки разведки. Они стали применяться для бомбардировки и обстрела с воздуха объектов в пунктах базирования флота и в портах, кораблей и судов противника в море.

В Российском флоте на первом авианесущем корабле «Орлица» базировались гидросамолеты Григоровича М-9, имевшие пулеметы и способные нести бомбы. 4 июля 1916 г. четыре самолета с «Орлицы» провели воздушный бой над Балтийским морем с четырьмя немецкими самолетами, который закончился победой русских морских летчиков. Два кайзеровских аэроплана были сбиты, а два других обратились в бегство. Наши летчики вернулись к своей авиаматке без потерь.

Этот день - 4 июля 1916 г. - день первой победы в воздушном бою над морем морских летчиков на отечественных гидросамолетах, базировавшихся на первом отечественном авианосце, с полным правом принято считать Днем рождения морской авиации.

К середине 1917 г., переломного для истории России, в Российском флоте появились предпосылки превращения авиации в одну из основных сил флота, что и послужило основанием для учреждения в Морском ведомстве специального органа - Управления морской авиации и воздухоплавания.

После Октябрьского переворота уже советское военное руководство в ходе вооруженной борьбы с интервентами и белогвардейцами на фронтах, примыкавших к морю, в регионах с озерами и вдоль крупных рек не могло обойтись без гидроавиации. Началось создание новых формирований морской авиации.

27 апреля 1918 г. стал Днем рождения авиации Балтийского флота. Тогда в его составе была сформирована Воздушная бригада особого назначения.

3 марта 1921 г. считается Днем рождения авиации Черноморского флота СССР. В этот день было завершено формирование Штаба Воздушного флота Черного и Азовского морей. 4 апреля 1932 г. родилась авиация Тихоокеанского флота, а 18 августа 1936 г. - авиация Северного флота.

История свидетельствует, что в 20-е и 30-е годы, когда морская авиация организационно входила в состав Военно-Воздушных Сил Красной Армии, высшее руководство страны и руководство Наркомата обороны отводили авиации задачи по поддержанию сухопутных войск, прикрытию войск и объектов тыла от ударов с воздуха, а также по борьбе с воздушной разведкой противника. В соответствии с этим велись разработка и постройка самолетов и их вооружения, составлялись программы обучения летчиков в авиационных учебных заведениях. На это же была направлена оперативно-тактическая подготовка руководящих военных кадров и вся боевая подготовка военной авиации. Морской авиации при этом отводилась второстепенная роль, поэтому парк морской авиации в эти годы пополнялся лишь гидросамолетами, предназначенными в основном для ведения воздушной разведки в море. Летные кадры для нее готовились только в Ейской школе морских летчиков и летнабов.


Летающая лодка Григоровича М-9

На 30-е годы приходится триумф авиации, конструкторской мысли и прежде всего морских летчиков, показавших выдающиеся примеры летного мастерства, мужества, отваги и героизма.

Они неоднократно привлекались к выполнению специальных и правительственных заданий. Из морских летчиков комплектовалась полярная авиация, сыгравшая огромную роль в освоении Северного морского пути, значение которого для нашей страны трудно переоценить.

Особенно проявили себя летчики при спасении челюскинцев в 1934 г. Их мужество и героизм, готовность к риску во имя спасения жизни людей, попавших в беду, стали убедительным основанием для учреждения в нашей стране высшей степени государственного отличия - звания Героя Советского Союза. Золотая звезда Героя за номером один была вручена морскому летчику Анатолию Васильевичу Ляпидевскому. Одновременно с ним этого звания были удостоены морские летчики И. Доронин, С. Леваневский и В. Молоков.

Страна жила великими стройками. Государство предпринимало меры для укрепления обороноспособности страны. Военно-морской флот получал на вооружение новые боевые корабли, в том числе и способные принимать на свой борт гидросамолеты. Но этого было далеко не достаточно.

Положение к лучшему резко изменилось с образованием Наркомата военно-морского флота, когда морская авиация вошла в его состав организационно. К этому времени окончательно утвердились взгляды на морскую авиацию как на один из основных родов сил флота. На должность Начальника авиации ВМФ СССР первым был назначен комкор Семен Федорович Жаворонков, получивший профессию военного летчика в сравнительно зрелом возрасте (34 года) и успешно командовавший авиацией ВМФ вплоть до 1947 г. В 1944 г. он был произведен в маршалы авиации.

Положительную роль в дальнейшем развитии морской авиации сыграл авиационный летно-испытательный институт. Его специалисты разрабатывали тактико-технические требования к технике и вооружению флотской авиации, проводили испытания опытных и модернизированных образцов авиационной техники и , а также обеспечивали переподготовку руководящего летно-технического состава.

На флоты в больших масштабах стали поступать однотипные с находившимися на вооружении ВВС Красной Армии тяжелые самолеты типа ТБ-1, ТБ-3 и ДБ-3, специально переоборудованные для применения минно-торпедного оружия - традиционного морского средства поражения подводной части кораблей и судов в море.

Вскоре из бомбардировочной авиации выделилась и была организованно оформлена в самостоятельный род морской авиации минно-торпедная авиация.

С передачей флоту авиационных учебных заведений более совершенной и целенаправленной стала система подготовки кадров морской авиации. Школа морских летчиков и летнабов в Ейске и Школа морских летчиков Управления полярной авиации Главсевморпути в Николаеве были преобразованы в Военно-морские авиационные училища, а Военная школа авиационных техников в Перми - в Военно-морское авиационно-техническое училище. За первые три года количество курсантов в этих учебных заведениях увеличилось в несколько раз.

Для подготовки командных кадров морской авиации был учрежден командно-авиационный факультет в Военно-морской академии, при ней же открылись годичные курсы повышения квалификации руководящего состава авиации флотов.

Целенаправленно заработали и авиационные конструкторские бюро и предприятия, ориентированные на производство техники и вооружения для авиации ВМФ. Все это не могло не способствовать тому, что морская авиация к началу Великой Отечественной войны значительно выросла в количественном и качественном отношении; это впоследствии сказалось на результативности ее применения в боевых действиях.

Вместе с тем неопределенность организационной структуры отразилась на характере взглядов ее оперативно-тактического применения. Долгое время считалось, что воздушную борьбу на море будут вести преимущественно оперативные объединения (воздушные корпуса) ВВС Красной Армии. В соответствии с этим в оперативной подготовке отрабатывалось взаимодействие флотов и воздушных корпусов, а на морскую авиацию возлагались обеспечение флота воздушной разведкой и противовоздушная оборона базирования флота и кораблей в море.

На практике этого не произошло. Ни фронтовая, ни сформированная в 1942 г. дальняя авиация ни в одной операции флотов существенного участия не принимали, а морская авиация стала одной из главных ударных сил флота.

С первых дней войны в силу создавшейся обстановки на приморских фронтах морская авиация использовалась для нанесения ударов по боевым порядкам наступающего противника. И эта задача надолго стала основной, хотя к ее решению в предвоенные годы морская авиация не готовилась.

Видимо, этот урок истории должен в полной мере учитываться в боевой подготовке морской авиации и в наше, мирное время.

В книге убедительно показано, что особенно результативными были боевые действия морской авиации по кораблям и судам противника на море, что вполне соответствует ее основному боевому предназначению.

Разделы книги, посвященные боевым действиям авиации военно-морского флота в годы Великой Отечественной войны, насыщены фактами подвигов морских авиаторов. Первыми среди морских летчиков в этой войне успеха достигла истребительная авиаэскадрилья ВВС Черноморского флота, приданная Дунайской флотилии, под командованием капитана А. И. Коробицына.

На Балтике счет сбитым самолетам врага открыл заместитель командира эскадрильи капитан А. К. Антоненко, а на Северном флоте - командир авиаэскадрильи старший лейтенант Б. Ф. Сафонов.

Всемирную славу обрели летчики Балтики под командованием полковника Е. Н. Преображенского, нанесшие в ночь с 7 на 8 августа 1941 г. первый удар по Берлину.

За годы Великой Отечественной войны авиация военно-морского флота совершила более 350 тысяч боевых вылетов, уничтожила в воздухе и на аэродромах более 5,5 тысячи самолетов противника. В результате действий морской авиации фашистская Германия и ее сателлиты потеряли 407 боевых кораблей и 371 транспорт с войсками и грузами, что составляет две трети общих потерь врага от воздействия сил флотов.

Родина высоко оценила боевую деятельность морской авиации. 57 государственных наград украсили знамена полков и дивизий, 260 морских авиаторов удостоены звания Героя Советского Союза, а пятеро из них - Б. Ф. Сафонов, А. Е. Мазуренко, В. И. Раков, Н. Г. Степанян и Н. В. Челноков - дважды.

Среди морских летчиков есть герои, повторившие подвиг Алексея Маресьева. На Балтике это - Л. Г. Белоусов, на Черном море - И. С. Любимов, на Северном флоте - 3. А. Сорокин.

Полученный в ходе войны боевой опыт лег в основу разработки планов и направлений дальнейшего развития морской авиации, совершенствования принципов и способов ее применения в войне на море. Об этом тоже рассказывает настоящая работа. Послевоенное развитие морской авиации характеризовалось специализацией создаваемых летательных аппаратов и комплексов вооружения, переходом на реактивную технику с большими возможностями по скорости и дальности воздействия. Самолеты и вертолеты оснащались эффективными средствами поиска и поражения, радиоэлектронной аппаратурой; большинство процессов управления полетами и применения оружия автоматизированы.

Следует учитывать, что эту работу возглавили наиболее опытные авиационные военачальники, лично пережившие за годы войны горечь неудач и радость побед, глубоко знавшие потребности и возможности флотов. Среди них были прославленные авиационные военачальники Е. Н. Преображенский, И. И. Борзов, М. И. Самохин, Н. А. Наумов, А. А. Мироненко, Г. А. Кузнецов, С. А. Гуляев, В. И. Воронов и другие. Их идеи, замыслы и начинания в деле развития морской авиации находили понимание и полную поддержку у высшего руководства военно-морским флотом, возглавляемого Н. Г. Кузнецовым, а затем С. Г. Горшковым.

На флотах на первый план выдвигались проблемы противодействия силам вероятного противника, действующим скрытно из-под воды. Поэтому уже в 50-е годы был создан и поставлен в части гидросамолет дальнего действия Бе-6 конструкции Г. М. Бериева. Для борьбы с подводными лодками самолет имел в качестве средств поиска подводного противника радиогидроакустические буи и магнитометры, а для поражения - глубинные бомбы и торпеды. Противолодочными средствами оборудовались базовые вертолеты Ми-4 и первенец корабельной вертолетной авиации - корабельный вертолет Ка-15 конструкции Н. И. Камова.

В ходе их летной эксплуатации велись широкие исследования и закладывались основы тактики и боевого применения противолодочной авиации, вскоре перешедшей на более совершенные противолодочные комплексы типа Бе-12, Ка-25, Ка-27, Ми-14, Ил-38 и Ту-142 различных модификаций.

Освоение же ракетных комплексов с авиационными крылатыми ракетами значительно повысило боевые возможности ударной авиации флотов в борьбе с корабельными группировками вероятного противника на море.

В начале 60-х годов противолодочная и морская ракетоносная авиация оформилась организационно в самостоятельные рода авиации военно-морского флота. Параллельно шло и преобразование разведывательной авиации флотов.

На флоты открытого моря - Северный и Тихоокеанский - поступили дальние самолеты-разведчики Ту-95рц с автоматизированной системой целеуказания ракетному оружию ударных сил флота, в том числе и ракетным подводным лодкам, несшим боевую службу в море. Это же позволило морской авиации выйти в удаленные районы Мирового океана для наблюдения за морскими силами вероятного противника и своевременного предупреждения об угрозе их воздействия по нашим силам и объектам.

На Балтике и Черном море разведка стала осуществляться сверхзвуковыми самолетами-разведчиками Ту-22р.

Боевые возможности морской авиации СССР существенно расширились за счет вхождения в состав военно-морского флота противолодочных крейсеров «Москва» и «Ленинград». Именно с этого времени официально оформилась как новый род авиации военно-морского флота корабельная авиация.

Первый поход на боевую службу в Средиземном море противолодочный крейсер «Москва» с вертолетами Ка-25 на борту совершил в период с 19 сентября по 5 ноября 1968 г. В последующие годы противолодочные крейсера «Москва» и «Ленинград» неоднократно несли боевую службу в различных районах Мирового океана.

По заключению тогда Главнокомандующего Военно-Морским Флотом Адмирала Флота Советского Союза С. Г. Горшкова, вертолеты стали составной частью современных надводных кораблей различного предназначения, они придали им совершенно новое боевое качество. Принципиально новое направление в развитии морской авиации открыли создание самолетов вертикального взлета и посадки и постройка авианесущих крейсеров типа «Киев».

Первый авиационный полк корабельных штурмовиков Як-38 формировался на Черноморском флоте. Его первым командиром был Ф. Г. Матковский. Он первым возглавил авиационную группу и обучал летчиков полетам с корабля в дальнем походе авианесущего крейсера «Киев».

На Северном флоте первым командиром авиаполка корабельных самолетов-штурмовиков стал В. Н. Ратненко. В. М. Свиточев первым командовал полком корабельных штурмовиков на Тихоокеанском флоте.

Авианесущие крейсера «Киев», «Минск» и «Новороссийск» неоднократно несли боевую службу в различных районах Мирового океана, а корабельные авиаторы - летчики, инженеры и техники - проявили мужество, мастерство и высокие морально-психологические качества.

Особое внимание в книге уделено корабельной истребительной авиации флота. Такая авиация была создана на базе истребителей четвертого поколения типа Су-27 и МиГ-29, признанных на сегодня лучшими в мире из современных истребителей. Первый авианосный корабль, созданный в нашей стране, способен обеспечить базирование и боевые действия истребителей трамплинного взлета и аэрофинишерной посадки.

В рождении и становлении корабельной истребительной авиации большая заслуга одного из ведущих летчиков-испытателей Виктора Георгиевича Пугачева. Одним из первых энтузиастов в освоении нового рода корабельной авиации стал Тимур Автандилович Апакидзе. О его мужестве и профессиональном мастерстве свидетельствует тот факт, что еще в 1991 г. он был удостоен Почетного диплома и премии Международного фонда авиационной безопасности за решительные и грамотные действия в аварийной ситуации в полете. Спасая экспериментальный самолет, Т. А. Апакидзе покинул неуправляемый падающий аппарат на последней секунде. Вскоре после пережитой аварии он пошел на новый риск и первым из летчиков строевых частей военной авиации в нашей стране совершил посадку на палубу крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» на первом российском корабельном истребителе Су-27к без провозки на спарке. Это было 29 сентября 1991 г. на Черноморском флоте.

В ходе летно-конструкторских испытаний самолета Су-27к была успешно подготовлена к полетам и боевым действиям с палубы корабля первая лидерная группа летчиков ВВС Северного флота. Таким образом, в 1994 г. в морской авиации России родилась новая элита военных летчиков - элита палубных летчиков.