Диктант долгожданный дождь. Благодатный дождь диктант
Поэзия дождя
К . Паустовский
Должно быть у каждого человека случается свое счастливое время открытий. Случилось и у меня одно такое лето открытий в лесистой и луговой стороне Средней России — лето, обильное грозами и радугами.
В это лето я узнал наново — на ощупь, на вкус, на запах — много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далекими и непережитыми. Раньше они вызывали только один обычный скучный образ. А вот теперь оказалось, что в каждом таком слове заложена бездна живых образов.
Какие же это слова? Их так много, что трудно решить даже, с каких слов начинать. Легче всего, пожалуй, с «дождевых».
Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами — полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (проливни).
Но одно дело — знать умозрительно, а другое дело — испытать эти дожди на себе и понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои признаки, отличные от признаков других дождей.
Тогда все эти слова, определяющие дожди, оживают, крепнут, наполняются выразительной силой. Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чем говоришь, а не произносишь его машинально, по одной привычке.
Но вернемся к дождям. С ними связано много примет. Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, ласточки летают низко, без времени голосят по дворам петухи, облака вытягиваются по небу длинными туманными прядями — все это приметы дождя. А незадолго перед дождем, хотя еще и не натянуло тучи, слышится нежное дыхание влаги. Его, должно быть, приносит оттуда, где дожди уже пролились.
Но вот начинают крапать первые капли. Народное слово «крапать» хорошо передает возникновение дождя, когда еще редкие капли оставляют темные крапинки на пыльных дорогах и крышах.
Потом дождь расходится. Тогда-то и возникает чудесный прохладный запах земли, впервые смоченной дождем. Он держится недолго. Его вытесняет запах мокрой травы, особенно крапивы.
Характерно, что независимо от того, какой будет дождь, его, как только он начинается, всегда называют очень ласково — дождиком. «Дождик собрался», «дождик припустил», «дождик траву обмывает».
Разберемся в нескольких видах дождя, чтобы понять, как оживает слово, когда с ним связаны непосредственные впечатления, и как это помогает писателю безошибочно ими пользоваться.
Чем, например, отличается спорый дождь от грибного? Слово «спорый» означает — быстрый, скорый. Спорый дождь льется отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом. Хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, еще видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг.
При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.
А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда теплые. Он не звенит, а шепчет что-то свое, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой.
Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно. Поэтому после него начинают буйно лезть грибы — липкие маслята, желтые лисички, боровики, румяные рыжики, опенки и бесчисленные поганки. Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком и хорошо берет хитрая и осторожная рыба — плотва.
О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слезы. А кому же и плакать такими сияющими слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне!
Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков — от мерного звука по тесовой крыше и жидкого звона в водосточной трубе до сплошного, напряженного гула, когда дождь льет, как говорится, стеной.
Вот это — только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде.
Летний дождь
Жара в накаленном в продолжение целого дня солнцем и полном народа большом вагоне третьего класса была такая удушливая, что Нехлюдов не пошел в вагон, а остался на тормозе. Но и тут дышать нечем было, и Нехлюдов вздохнул всей грудью только тогда, когда вагоны выкатились из-за домов и подул сквозной ветер.
Нехлюдов так задумался, что и не заметил, как погода переменилась: солнце скрылось за первым низким, разорванным облаком и с западного горизонта надвигалась сплошная светло-серая туча, уже вылившаяся там, где-то далеко, над полями и лесами, косым спорым дождем. От тучи тянуло влажным дождевым воздухом. Изредка тучу разрезали молнии, и с грохотом вагонов все чаще и чаще смешивался грохот грома. Туча становилась ближе и ближе, косые капли дождя, гонимые ветром, стали пятнать площадку тормоза и пальто Нехлюдова. Он перешел на другую сторону и, вдыхая влажную свежесть и хлебный запах давно ждавшей дождя земли, смотрел на мимо бегущие сады, леса, желтеющие поля ржи, зеленые еще полосы овса и черные борозды темно-зеленого цветущего картофеля. Все как будто покрылось лаком: зеленое становилось зеленее, желтое - желтее, черное - чернее.
«Еще, еще!» - говорил Нехлюдов, радуясь оживающим под благодатным дождем поля, сады, огороды.
Сильный дождь лил недолго. Туча частью вылилась, частью пронеслась, и на мокрую землю падали уже прямые, частые,мелкие капли. Солнце опять выглянуло, все заблестело, а на востоке загнулась над горизонтом невысокая, но яркая, с выступающим фиолетовым цветом, прерывающаяся только в одном конце радуга.
(Л.Н.Толстой) 227 слов
Контрольные диктанты (связные тексты)
Диктант 1. Охота на кабана
Один раз на Кавказе мы пошли на охоту за кабанами, и Булька побежал за мной.
В лесах, где живут кабаны, бывает много вкусных плодов: дикого винограда, шишек, яблок, груш, ежевики, желудей. И когда все эти плоды поспеют и тронутся морозом, кабаны отъедаются и жиреют.
Я услыхал протяжный лай гончих собак и побежал к тому месту. Мне уже слышен был треск по чаще. Это ворочался кабан с собаками. Вдруг я услыхал, как зашуршало что-то сзади, и увидал Бульку. Я побежал за ним, но чем дальше я шёл, тем лес становился чаще и чаше. Сучки сбивали с меня шапку, били по лицу.
Собаки залаяли громче, что-то сильно затрещало. Я из последних сил побежал через чащу к тому месту.
(По Л. Толстому)
I вариант
1. Сделать фонетический разбор слова «поспеют» (2-й абзац).
2. Подчеркнуть грамматическую основу (грамматические основы) первого предложения текста: «Один раз мы пошли на охоту за кабанами, и Булька побежал за мной».
II вариант
1. Сделать фонетический разбор слова «залаяли» (4-й абзац).
2. Подчеркнуть грамматическую основу (грамматические основы) третьего предложения текста: «И когда все эти плоды поспеют и тронутся морозом, кабаны отъедаются и жиреют».
Диктант 2. Золотой дождь
Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки - багряными и золотыми. Налились, отяжелели и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь.
Капля по листику щёлкнет - сорвётся лист. Синицы на ветке завозятся - брызнут листья по сторонам. Вдруг ветер налетит - закружится пёстрый смерч. А если неуклюжий косач с лёту вломится, хлынет сверкающий водопад. Листья шуршат, скребут, лопочут. Листья летят, качаются и бегут. Листья вверху, внизу и вокруг. Шумит золотой дождь.
(По Н. Сладкову)
Грамматические задания
I вариант
1. Сделать морфемный разбор слова «потекли» (1-й абзац).
2. Сделать синтаксический разбор первого предложения текста: «Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики».
II вариант
1. Сделать морфемный разбор слова «запрыгали» (1-й абзац).
2. Сделать синтаксический разбор одиннадцатого предложения текста: «А если неуклюжий косач с лёту вломится, хлынет сверкающий водопад».
Диктант 3. Лес
Как хорош лес на заре ранней осенью! Ещё тепло, но уже вьётся в воздухе тонкая паутина. Всюду ещё звучат птичьи голоса. Весь лес объят какой-то задумчивостью, как человек перед отъездом в дальний путь. Земля ещё пьёт росу, деревья ловят свет и тепло, но скоро стужа и снег станут полновластно хозяйничать в лесу. Листья съёжатся, опадут. Заблестит серебро инея на сучьях, узоры следов затейливо пересекут снежный ковёр, вьюги будут их заметать.
Так будет всю зиму, пока весенний ветер не объявит лесу, что идёт тепло. Медленно съедут по склонам оврагов рыхлые глыбы серого снега, пробьются первые подснежники, зажурчат ручьи. Снова придёт весна.
Грамматические задания
I вариант
1. Сделать морфологический разбор слова «задумчивостью» (4-е предложение 1-го абзаца).
2. Сделать синтаксический разбор первого предложения текста: «Как хорош лес на заре ранней осенью!»
II вариант
1. Сделать морфологический разбор слова «тепло» (5-е предложение 1-го абзаца).
2. Сделать синтаксический разбор третьего предложения текста: «Всюду ещё звучат птичьи голоса».
Диктант 4. Лисенята
Маленькая лисичка родилась в глубокой тесной норе. У лисички было четверо братцев и сестер. Все они были такие же жалкие, неуклюжие и слепые, как и она. Мать-лиса кормила их своим молоком и согревала своим телом: на ней была пушистая, мягкая шёрстка. Мать-лиса редко уходила из норы. Побежит поесть и опять придёт к детям. Тепло и хорошо было лисенятам в норе возле матери.
Слон
В жарких странах живёт самое большое на Земле сухопутное животное - слон. У него толстая серая кожа. Она хорошо защищает великана от укусов насекомых. Подвижный хобот - это нос слона. Но с его помощью слон не только дышит. Хоботом слон срывает плоды и ветки деревьев для еды, в жаркий день поливает себя водой. Зрение у животного слабое, но зато слон прекрасно слышит даже лёгкие шорохи.
Слон - большое, но очень спокойное и добродушное животное. (71 )
Грамматические задания:
- Выпишите из текста по одному имени существительному, имени прилагательному, глаголу, наречию с орфограммой «Проверяемый безударный гласный в корне слова». Докажите правильность написания.
- Выпишите из текста два сложных имени прилагательных, разберите их по составу.
- Выпишите из текста два синонима к слову слон.
Кижи
На северо-западе России в Онежском озере есть знаменитый остров. Здесь расположен известный во всём мире музей Кижи. На территории заповедника собраны старинные памятники деревянного зодчества народов Севера. В музее под открытым небом есть крестьянские избы, бани, амбары, колокольня, часовни. Настоящим украшением коллекции стали церкви. Их серебристые луковки-главки изящно и величаво возносятся к суровому северному небу.
Каждый год на остров приезжают тысячи туристов. Удивительное мастерство наших предков и спустя столетия продолжает восхищать потомков. (74 слова)
Слова для справок: заповедника, старинные, деревянного, зодчества.
Постановку дефиса проговаривает учитель.
Грамматические задания:
- Выпишите из текста два имени существительных с орфограммой «Парный согласный в корне слова» и два имени прилагательных с орфограммой «Проверяемый безударный гласный в корне слова».
- Докажите правильность написания, подобрав проверочные слова.
- Выполните синтаксический разбор последнего предложения в первом абзаце.
- Разберите по составу слова: известный, серебристые, памятник, мастерство.
Всюду жизнь
Антарктида - самый холодный материк Земли. Его поверхность покрыта вечными снегами. На территории ледяного континента находится не только Южный полюс, но и полюс холода нашей планеты. Зимой и летом здесь господствуют стужа да метели.
Но даже в таких суровых условиях есть жизнь. На каменистых скалах морского берега здесь растут мхи и лишайники, гнездятся буревестники и поморники. На побережье материка живут бесстрашные пингвины. В водах Антарктики можно повстречать тюленей и китов.
Животный мир белого континента небогат, но удивителен. (76 слов)
Слова для справок: континента, растут, небогат.
Постановку тире проговаривает учитель.
Грамматические задания:
- Выпишите из текста два имени существительных с орфограммой «Парный согласный в корне слова» и два имени прилагательных с орфограммой «Проверяемый безударный гласный в корне слова». Докажите правильность написания, подобрав проверочные слова.
- Укажите род и число имён существительных в первом абзаце.
Засуха
Лето в этом году выдалось жарким и засушливым. На знойном небе нет ни облачка. Дождей давно не было. Над полями и лугами сильные ветры кружат едкую пыль. Земля растрескалась. и травы пожухли, начали желтеть. Листочки на деревьях поникли, ветки ломаются от жары. Природа ждёт дождя.
Вот на горизонте появилась туча и быстро стала приближаться. Грянул гром, и по земле застучали первые долгожданные капли дождя. Он усиливается и льёт стеной. Всё живое жадно впитывает живительную влагу. (76 слов)
Слово для справки: долгожданные.
Грамматические задания:
- Разберите по составу слова: листочки, засушливым, растрескались, застучали.
- Разберите слова (на) знойном (небе), впитывает как части речи.
- Выполните синтаксический разбор четвёртого предложения.
Часто в середине сентября после моросящих дождей наступает короткая пора солнечных деньков. Затихает ветер. Лазурное небо снова становится безоблачным и высоким. В яркие золотые наряды одеты осенние деревья.
У этих сентябрьских дней есть особое название: «бабье лето». В старину в это время деревенские жители заканчивали полевые работы. В погожие тёплые дни осени женщины могли заниматься более лёгкими домашними делами или просто отдохнуть на завалинке и погреться на солнышке. Поэтому ясные дни начала осени наши предки и стали называть бабьим летом. (80 слов)
Грамматические задания:
- Выпишите из первой части текста имена прилагательные, в которых количество букв и звуков не совпадает. Укажите, сколько звуков и букв в этих словах.
- Подчеркните одной чертой нераспространённое предложение.
- Выполните морфологический разбор выделенных слов.
Мёртвое море
Близ государств Иордания и Израиль находится уникальное море. Ещё древние отмечали, что вода в нём очень солёная. В водоёме не живёт рыба, нет растительности. За это люди назвали море Мёртвым.
Море и сегодня продолжает удивлять нас своими необычными особенностями. Поверхность воды в нём на четыреста двадцать метров ниже уровня Мирового океана, а побережье является самым низким участком суши на планете. В Мёртвое море впадает река Иордан, но не вытекает даже ручья. Плотность солёной воды здесь такая, что человек легко держится на морской поверхности. (83 слова)
Слово для справки: особенностями.
Грамматические задания:
- Выпишите из текста два слова с разделительным ъ и два слова с ъ - показателем мягкости согласного в середине слова. Допишите по три своих слова на каждую из этих орфограмм.
- Выполните морфологический разбор выделенного слова.
- Слова солёная, побережье, мирового, вытекает, морской разберите по составу.
Городец
На левом берегу Волги стоит старинный русский город Городец. В давние времена он был пограничной крепостью и служил для защиты рубежей Древнерусского государства. Несколько раз враги сжигали город, но непокорный Городец поднимался снова.
Сегодня древний город - это целый музей под открытым небом. Здесь старинные дома украшает знаменитая городец- кая резьба. Над тенистыми улочками возвышаются золотистые маковки церквей. С набережной открывается живописный вид на волжские просторы. Здесь родина известных на весь мир народных промыслов. Славен Городец росписью по дереву, плетением кружев, вышивкой, вкусными печатными пряниками. (83 слова)
Слово для справки: старинный.
Грамматические задания:
- Выполните синтаксический разбор первого предложения.
- Определите спряжение глаголов во второй части текста. Выделите окончания глаголов.
- Укажите род, число, склонение имён существительных в последнем предложении.
Кому мороз не страшен?
Живут в Антарктиде необычные птицы. Они совсем не умеют летать, но могут ловко нырять и плавать. Среди ослепительных льдов их легко узнать по белоснежным рубашкам и чёрным фракам. Догадались? Это пингвины. Бесстрашные птицы смогли приспособиться к жизни в ледяной пустыне. От сильных морозов и вьюг пингвинов защищает толстый слой подкожного жира. На снежных просторах для них нет еды. Зато в холодных морских водах на обед можно поймать рачков, рыбку или краба. Даже своих пингвинят смелые родители выводят и воспитывают прямо на снегу. Удивительные птицы! (84 слова)
Слово для справки: воспитывают.
Грамматические задания:
- Выпишите из второго предложения глаголы в неопределённой форме. Образуйте от них и запишите глаголы в форме 2-го л. ед. ч. наст. вр. Определите спряжение глаголов, выделите окончания.
- Выпишите из текста три-четыре имени существительных, которые нельзя переносить.
- Составьте и запишите со словом пингвины разные по цели высказывания предложения.
Как в России появился картофель
История появления картофеля в России интересна и необычна. Родина этого растения находится в Южной Америке. Оттуда испанские мореплаватели привезли картофельные клубни в Европу. Здесь картофель начали выращивать как декоративное растение. Знатные кавалеры украшали цветами картофеля петлицы мундиров, а дамы - свои причёски.
Позднее «земляные яблоки» стали использовать для приготовления пищи. Тогда-то находившийся в Голландии Пётр Первый и переслал в Россию мешок картошки. Но крестьяне долго не принимали чужеземное растение. Только через годы народ оценил полезные качества картофеля. Сегодня в России его часто называют вторым хлебом. (84 слова)
Слова для справок: декоративное, кавалеры.
Грамматические задания:
- Выпишите из текста два сложных слова и разберите их по составу.
- Выполните морфологический разбор выделенного слова.
- Выпишите из текста два словосочетания - народные названия картофеля.