Если ребёнок боится отвечать на уроке. Ребенок боится отвечать на уроке

Ирина Подорожняя
Ребенок боится отвечать на уроке. Как ему помочь?

В настоящее время в школе часто встречаются дети, которые боятся отвечать на уроке , практически никогда не поднимают руку, и, если их спросят, либо просто молчат, или тихо бормочут себе под нос, иногда плачут.

В такой ситуации необходима помощь не только ребенку , но и педагогу, так как нужно оценивать ученика.

Что же делать, с чего начать исправление такой непростой ситуации? Начинать нужно с поиска причин, которые могли привести к страху перед публичными ответами на уроках .

Причины могут быть следующими :

1. Неправильное поведение педагога. То, как учитель относится к ученику, каким тоном он говорит, какой взгляд, поза – все это сильно влияет на детей. Если педагог допускает высмеивание, язвительные замечания и оценки, пренебрежение, завышает требования к ребенку , то не стоит удивляться, что дети испытывают страх перед ответами на уроках .

2. Высокие требования к ребенку со стороны родителей, когда хотят, чтобы он соответствовал их нереальным ожиданиям и не оставляют за ним право на ошибку, ругая и наказывая за любой промах.

3. Низкий статус ребенка в классном коллективе, когда сверстники унижают его и любое действие вызывает насмешки, издевки, обзывания, иногда физическую агрессию.

4. Неуверенность в себе как черта характера, высокий уровень тревожности у ребенка . Некоторым детям от природы свойственна некая медлительность, они не способны мгновенно реагировать на поставленные вопросы, но сконцентрировавшись, дают хорошие результаты.

5. Проблемы с развитием устной речи : неправильное звукопроизношение, заикание – такие нарушения приводят к тому, что ребенок комплексует , замыкается, становится неуверенным и молчаливым.

6. Незнание, непонимание учебного материала.

Чтобы устранить причину, вызывающую боязнь отвечать перед классом , можно :

Разрешить ребенку отвечать не устно , а письменно, выполнять какое-либо задание в тетради;

Предложить отвечать не перед всем классом, а один на один с учителем, например, стихотворение рассказать во время перемены или после уроков ;

При недостаточном понимании учебного материала, разрешать пользоваться вспомогательными схемами-опорами , планом, таблицей, рисунками, предварительно научив ребенка этим пользоваться ;

- использовать прием : ответы «на ушко» , если у учителя с учеником доверительные отношения.

Не пытайтесь заставить такого ученика отвечать громко и полным ответом , а двигайтесь к этому постепенно : пусть сначала он просто повторяет за другими, дает односложные ответы или даже невербальный ответ с помощью поднятой руки , например : кто думает так же, поднимите руку.

Необходимо оказывать ребенку эмоциональную поддержку : не заострять внимание на неудачах чаще поощрять за смелость, хвалить добрым словом, искренней улыбкой, аплодисментами.

Привлекать других детей к оказанию помощи такому ребенку , можно поручить одному из лучших учеников проверить у него задание, организовать работу в группах, парах.

При завышенных требованиях к ребенку нужно работать с его родителями, объясняя и показывая примеры последствия такого поведения, обучая умению понимать индивидуальные и возрастные особенности.

Если у ребенка заниженная самооценка и он является «изгоем» в классе, необходима помощь психолога и социального педагога. В тяжелых случаях нужно обратиться к детскому неврологу.

Зная причины и учитывая индивидуальные особенности ребенка , можно достичь положительных результатов в обучении и воспитании детей «молчунов» .

Публикации по теме:

Использование электронных пособий на уроке сольфеджио «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРОГРАММ И ПОСОБИЙ НА УРОКЕ СОЛЬФЕДЖИО» Предмет сольфеджио входит в цикл теоретических предметов, предназначенных.

Как отвечать на 1000 и 1 вопрос маленького непоседы В 3-4 года или ближе к 5 годам у детей наступает волшебный период «почемучек». Взрослым, которые находятся в поле зрения такого ребенка,.

Агрессивный ребенок: кто он и как ему помочь? Агрессия- это действие, агрессивность- готовность к совершению таких действий. Агрессия, как правило, не возникает неожиданно. Она может.

Что делать, если ребенок боится Деда Мороза Долгожданное торжество, елка, подарки, новогоднее настроение. На лицах взрослых улыбки, и вдруг, у ребенка слезы и страх - при слове Дед.

Детская музыкальная деятельность: ребенок-слушатель, ребенок-исполнитель, ребенок-сочинитель Доклад: «Детская музыкальная деятельность: ребенок- слушатель, ребенок-исполнитель, ребенок- сочинитель» Подготовила: музыкальный руководитель.

Как научить ребенка в 5–6 лет рассуждать и развернуто отвечать на вопросы? В наше время родители заняты своей работой и уделяют времени своим детям не так уж и много. Детей водят на разнообразные дополнительные.

Достаточно часто родители учащихся начальных классов обращаются к школьному психологу с проблемой страха или боязни ребенка отвечать на уроке. В статье раскрываются основные причины данного явления, а также даны рекомендации. Статья написана для учителей начальных классов, родителей и психологов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТРАХ ОТВЕТА НА УРОКЕ

Страх ответа на уроке – достаточно распространенная проблема среди школьников. Во взрослом состоянии мы также сталкиваемся с этим явлением, однако он называется немного по-другому, а именно боязнь публичных выступлений.

Многие родители наверняка не раз огорчались из-за того, что ребенок, зная учебный материал, старается не отвечать на уроке. Бывает, что интересный реферат или доклад также остается без внимания педагога и одноклассников.

Причин, которые вынуждают ребенка бояться отвечать на уроке, может быть несколько. Рассмотрим основные из них: застенчивость, страх показаться глупым, смешным, неинтересным окружающим, высокая тревожность.

Ребенок может страдать из-за единожды полученного негативного опыта ответа у доски, когда у него что-то не получилось. Неуверенные в себе дети склонны видеть в любом деле непреодолимые для себя препятствия, поэтому, даже будучи хорошо подготовленными к уроку, они боятся поднять руку, опасаясь, что у них не получится рассказать или ответить на вопросы. Высокая тревожность может сочетаться с высокими требованиями родителей к ребенку, страхом учителя, неуверенностью в себе и своих знаниях. Я знаю детей, которые бояться даже взгляда учителя. Страх ответа у доски проявляется как покраснение или побледнение кожи, пересыханием во рту, снижением громкости голоса (не могут произнести слово), задыхается, дрожь в конечностях, и это далеко не полный перечень физиологических симптомов страха. Если учитель старается максимально поддерживать стесняющегося ребенка, дает достаточное количество времени для ответа, чувствует внутреннюю потребность детей во внимании педагога, то ребенку будет проще поднять руку и вызваться к доске. Доверительная и спокойная атмосфера в классе на уроке и среди сверстников на переменках также обладает мощной поддержкой для стесняющихся ребят.

Кроме того, для детей со страхом выступлений можно подобрать иные формы контроля знаний, например, письменный ответ, ответ один на один с учителем (не в присутствии всего класса), также подойдет групповая совместная проектная работа учащихся, в которой педагог сможет увидеть вклад ребенка в работу, оценить его старания, и, как правило, отвечать всей группой бывает не так страшно.

Если в основе нежелания отвечать у доски лежит тревога или страх оказаться не успешным и получить негативную оценку со стороны одноклассников, родителям и педагогам нужно сообща стараться убедить ребенка попробовать хотя бы один раз. Задача родителей помочь ребенку подготовиться настолько хорошо, чтобы опыт ответа у доски был позитивным и результат удовлетворил бы ребенка. Можно заранее попросить помощи и поддержки у одноклассников, воспользовавшись их опытом.

Немаловажным будет домашняя подготовка к выступлению на уроке. Например, отрепетировать несколько раз изученный материал, пересказывая его вслух перед всеми домочадцами или перед зеркалом самому себе. Снять лишнее напряжение поможет также совместный просмотр фильма «Король говорит» (или другие подобные фильмы). На этом примере, ребенок увидит, что он не один с такой проблемой, что даже сам король государства может испытывать страх; вместе с ребенком обсудите способы преодоления этого страха (в фильме они показаны очень хорошо).

Ни в коем случае не следует использовать в своей речи фразы, как например, «Я жду от тебя, чтобы завтра ты поднял руку и сам вызвался к доске!». Такими фразами вы только углубите страх ребенка перед публичными выступлениями до проявления еще большей тревожности или психосоматических болей живота, головы и т.д. Не стоит также высмеивать страх ребенка, считая это глупостью. Наоборот, рекомендуется поддерживать любую инициативу ребенка: «Сегодня ты замечательно рассказал стихотворение!», «Я так горжусь тобой!». Хвалите чаще ребенка, даже за небольшой прогресс. Не ожидайте быстрых перемен в поведении ребенка. Адекватная самооценка и самоуважение ребенка способствуют формированию желания раскрываться и дополнять уровень своих знаний.

Страх уменьшается по мере того как мы наступаем на него. Если мы чего-то боимся, то это как раз и нужно делать, чтобы страх исчез. Именно по этой причине можно записаться на кружок актерского мастерства, хоровую школу, занятия ораторского искусства и т.д., постепенно раскрывая коммуникативные способности ребенка.


Приветствую вас, мои любимые читатели! Как часто мы своих детей упрекаем: «Где дак смелый, а как до дела доходит, так слова не вытянешь». Это мы обычно сетуем, когда все вечерние труды над учебником опять «канули в лету».

Громко рассказывающий учебный материал дома ребёнок абсолютно замыкается в школе и прячется за спинами одноклассников: «лишь бы не вызвали, лишь бы пронесло». И ведь даже в те минуты, когда в голове достаточно знаний, чтобы ответить у доски достойно.

Почему так получается, что ребёнок боится отвечать на уроках?

То ли домашняя смелость у школьной доски вдруг прячется где-то на уровне пяток по причине боязни быть осмеянным одноклассниками за каждое неправильно сказанное слово.

То ли в силу характера настолько нет уверенности в себе, что всё выученное мигом забывается и остаётся только мычать, что вызывает сразу и гнев педагога, и насмешки ребят одновременно.

И вот приходит Ваш ученик домой и как на картине: «Опять двойка!». А ведь знал, а ведь учили, а ведь должен был… Ну что, видимо, дело не только в , и на то есть прочие причины. Давайте разбираться, что делать с такими «скромняжками» и «трусишками».

План урока:

Предпосылки

Вообще, не волноваться, стоя у доски на виду у всего класса, когда каждое твоё слово отдаётся в стенах школьного кабинета при полнейшей тишине звонкой барабанной дробью, могут лишь единицы. Да и то, думаю, найдётся такой случай, когда и у таких уверенных в себе «трясутся коленки». Только вот справляться с такой ситуацией удаётся не каждому, и умение «взять себя в руки» вырабатывается иногда годами.

Ответ у доски — это же прямо как ораторское искусство либо выступление артиста на сцене. А вы думаете, они не волнуются?! Ещё как! Но справляются же со своими эмоциями, выходя на публику.

У психологов основных причин для того, чтобы не ответить на уроке, обычно две. Это и страх сделать что-то неправильно.

Если в первом случае робкий ребёнок – это результат особенностей нервной системы, когда меланхолики и флегматики больше других подвергаются стрессу и отрицательным эмоциям, то во втором случае чаще это результат имеющегося опыта, когда что-то где-то когда-то пошло не так.

В результате с 1 класса раз за разом накапливается привычка к неудачам. А нужно ли тянуть на себя одеяло, поднимая руку, будучи заранее неуверенным в победе?

Но есть ещё и провоцирующие факторы, которые могут «потшатнуть репутацию» уверенного в себе на первый взгляд ученика.


Учимся быть смелее

Итак, с «виновниками» страхов мы вроде разобрались, теперь остаётся понять, каким образом мы можем помочь своим детям, чтобы они стали немного увереннее в себе и не пасовали перед школьной доской, учителем и аудиторией.


Как готовить уроки?

Это только на первый взгляд кажется, что выучил и готово. Для таких вот детей, у которых у школьной доски сразу вырастают заячьи уши и трясётся откуда-то появившийся на спине хвост, правильная подготовка – это настоящая помощь справиться со стрессом.


И вот когда довольный и счастливый ребёнок с заветной пятёркой или его твёрдой четвёркой возвращается домой, важно не забыть этот успех, а его закрепить, разобрав снова и по-хорошему все детали, вспомнить плюсы и найти минусы и не останавливаться, а работать дальше. И всё обязательно получится!

Блестящих вам ответов у доски!

«… Тебя сегодня спрашивали по физике? Ты вчера мне весь параграф замечательно рассказывал. Обидно, ведь мог получить заслуженную пятёрку!
- Нет, я не отвечал.
- А ты поднимал руку? Ты же действительно знал материал!
- Если бы меня вызвали к доске и спросили еще что-нибудь, а я бы не смог ответить. Наоборот, хорошо, что «пронесло»».

Наверное, многие родители не раз огорчались из-за того, что ребенок, зная учебный материал, старается не отвечать на уроке, пока учитель не спросит его. Бывает, что насыщенный интересными фактами реферат или доклад также остаётся без внимания педагога и одноклассников. Почему же ребенок, вместо досады, разочарования и обиды, испытывает облегчение, а в другой раз, также предпочитает «отсидеться» за партой, чем блестяще ответить, рассказать много полезного для ребят и получить заслуженную хорошую отметку?

Причин, которые вынуждают ребенка боятся отвечать на уроке, может быть несколько. Вот две основные: стеснение и страх показаться глупым, смешным, неинтересным окружающим. Если учитель старается максимально поддерживать стесняющегося ребенка, даёт достаточное количество времени для ответа, чувствует внутреннюю потребность детей во внимании педагога, то ребенку будет проще поднять руку и вызваться к доске. Доверительная и спокойная атмосфера в классе на уроке и среди сверстников на переменках также обладает мощной поддержкой для стесняющихся ребят.

С 9 лет ребенок может стать крайне застенчивым, очень переживая из-за внешних изменений, меняющегося голоса. Ребенок может страдать из-за единожды полученного негативного опыта ответа у доски, когда у него что-то не получилось. Не уверенные в себе дети склонны видеть в любом деле непреодолимые для себя препятствия, поэтому, даже будучи замечательно подготовленными к уроку, они боятся поднять руку, опасаясь, что у них не получится сконцентрироваться, интересно рассказать или ответить на вопросы.

Если в основе нежелания отвечать у доски лежит тревога или страх оказаться неуспешным и получить негативную оценку не только учителя, но и одноклассников, родителям и педагогам нужно сообща стараться убедить ребенка попробовать хотя бы один раз. Задача родителей помочь ребенку именно в этот раз подготовиться настолько хорошо, чтобы опыт ответа у доски был позитивным и результат удовлетворил бы ребенка. Можно заранее попросить помощи и поддержки у одноклассников, воспользовавшись их опытом.

Если ребенок чувствует свою компетентность, если пользуется уважением ребят, он гораздо меньше переживает о том, что будет выглядеть глупо в той или иной учебной ситуации. Дети, которые не боятся отвечать и задавать вопросы на уроке, более свободны в общении как школьном, так и за пределами школы.

Менее способные ребята реже проявляют инициативу на уроках, так как считают себя «недостаточно умными и развитыми». Задача родителей помочь такому ребенку отыскать тот учебный предмет или ряд предметов, в которых он будет чувствовать себя успешным, вместе разобраться в слабых и сильных сторонах ребенка и стараться оказывать максимальную поддержку в «не дающихся» предметах. Ведь учебная мотивация складывается не только из интеллектуальных способностей ученика или того, насколько интересно учитель даёт учебный материал. Здесь важна и личная заинтересованность ребенка и родителей, и его внутренняя самооценка и самоуважение, которые способствуют формированию желания раскрывать и дополнять уровень своих знаний.

Как можно помочь ребенку не бояться отвечать на уроке?