Где находилось древнее государство урарту. Нужна помощь по изучению какой-либы темы? Воины с Ассирией

Расцвет древнего царства Урарту

Около двух веков, с начала VIII и до начала VI века до нашей эры, южная часть Закавказья входила в состав царства Урарту. На территории Армянской ССР сохранилось большое количество урартских памятников - клинообразные надписи на скалах, отмечающие завоевания и строительные работы, остатки древних крепостей - часто на труднодоступных возвышенностях в горах.

Урарту, могущественное рабовладельческое государство древнего Востока, образовалось в центральной части Передней Азии, на Армянском нагорье, в середине IX века до нашей эры. Именно тогда ассирийскому царю Салманасару III пришлось вести упорную и длительную борьбу с этим своим новым соперником, борьбу, отраженную в царских летописях и на рельефах Балаватских ворот. В конце IX века до нашей эры и особенно в начале VIII века до нашей эры наблюдается интенсивный рост территории Урарту. В это же время в центре самого царства, в городе Тушпе, сооружается грандиозный канал длиной более 70 километров, подводивший к Тушпе питьевую воду и сохранившийся дольше под именем «канал Шамирам», воздвигается много храмов, дворцов и крепостей. Урартские войска успешно противостоят ассирийцам, на западе достигают реки Евфрата, на востоке овладевают важными для обороны своей страны горными областями, прикрывавшими доступ в центр своего государства, а на севере доходят до реки Аракса.

Урартские клинообразные надписи царя Менуа, сына Ишпуими, рассказывают о снаряжении в закавказские области большого для того времени войска, состоявшего из 65 боевых колесниц, многочисленной конницы и 15 760 пехотинцев, На северных отрогах горы Арарат была построена крепость, названная Менуахинили, служившая важным стратегическим пунктом, обеспечивавшим дальнейшее движение на север, через Аракс.

Походы в Закавказье имели своей целью присоединение к Урарту плодороднейшей Араратской равнины, угон пленных из покорённых областей и захват скота в горных районах. Привлекали урартов также горы Малого Кавказа, богатые медной рудой, в которой урарты испытывали недостаток.

При Аргшнти, сыне Менуа, продолжалось дальнейшее расширение территории Урарту.

Во второй четверти VIII века до нашей эры после непродолжительной войны с мелкими племенами Закавказья к Ванскому царству была присоединена вся Араратская равнина, и административный урартский центр был перенесен уже на левый берег Аракса. На прибрежной в то время скале, господствовавшей над всей равниной, Аргишти построил свою крепость, назвав её Аргиштихинили. Позднее на этом же месте был расположен Армавир, древняя столица Армянского царства.

В районе Армавирского холма найдено 14 клинообразных надписей, главным образом на камнях из древних построек, относящихся ко времени двух урартских царей - Аргишти и его сына Сардурн. Надписи рассказывают о больших строительных работах, предпринятых урартами в первой половине и в середине VIII века до нашей эры вокруг Аргиштихинили. Они рассказывают о постройке крепостей и храмов, проводке каналов, о разведения садов и виноградников, об обширных полях. Араратская равнина стала одним из центров земледелия и скотоводства, и в кладовых урартского административного центра скоплялись большие богатства. Этим мероприятиям в южном Закавказье урарты придавали большое значение, и сведения о них сообщены также в хорхорской летописи Аргишти, высеченной на Ванской скале.

Одновременно с заботой о благоустройстве района вокруг своего административного центра урарты опустошали целые области Закавказья, особенно те, население которых оказывало им упорное сопротивление, желая сохранить свою самостоятельность. Кроме Араратской равнины, урарты покорили также горные районы Арагаца и севанского побережья, богатые скотом. Это покорение сопровождалось разрушением поселений-крепостей непокорных племен, опустошением мелких стран, уничтожением и пленением жителей, угоном большого количества скота. Толпы пленных и скот угонялись из Закавказья в центр Урарту - Биайну.

Покоренные страны входили в состав Венского царства, что в летописях выражалось фразой: «страну в мою страну включила». Жители этих стран причислялись к тем, кого урарты называли биайнцами; от имени страны Биайна (Виайна), расположенной около озера Ван и занявшей главенствующее положение в древневосточном государственном объединении, происходит и современное название озера. Но ввиду того, что в урартских надписях термином «страна Биайна» очень часто обозначается только центральная часть государства и нередки случаи, когда этот термин противопоставляется названиям присоединенных к царству стран, в науке принято употреблять ассирийский термин - Урарту и жителей этой страны называть урартами, так как ассирийцы под этим термином разумели разнородное и пёстрое по составу население, образующее крупное рабовладельческое государство древнего Востока, а не только территорию и население его центральной части.

На покоренные и включенные в состав Урарту страны налагались военные и строительные повинности, а также определенная дань. Управление новыми областями-наместничествами поручалось наместникам, обычно военачальникам, наряду с которыми сохранялись иногда династии местных правителей, в летописи царя Сардури, сына Аргишти, можно встретить трафаретную фразу о том, что «пришел такой-то правитель, пал ниц и обнял Сардуровы колени». Но встречаются и тексты, говорящие о пленении царя, уводе в Биайну и назначении урартского наместника.

Бронзовая фигурка - часть трона, найденная на Топрак-Кале, у Ванна (Государственный Эрмитаж)

Верхняя часть колчана царя Сардури (VIII век до нашей эры), найденного на Кармир-Блуре (Государственный Эрмитаж)

На протяжений почти всего VIII века до нашей эры Аргиштихинили был крупнейшим, если не единственным, административным центром в Закавказье. В нём жил урартский наместник и находился постоянный большой гарнизон. В этой крепости снаряжались походы, направляемые в глубь Закавказья по двум путям: на север, за гору Арарат, и по реке Занге к озеру Севану. Оба эта пути чётко отмечены урартскими надписями на скалах и на камнях древних построек.

На северо-западном побережье озера Севана, у селения Лчашен (Ордаклю), уже давно была открыта клинообразная надпись, высеченная на прибрежной скале. В надписи отмечается захват города Киехуни, развалины которого были обнаружены неподалёку от скалы с клинописью. Эта громадная крепость, выделяющаяся по своим размерам и мощности сооружения, должна была служить преградой на пути к западному побережью озера. Захватив её, Аргишги получил доступ ко всему богатому приозёрному району. Вот почему захват этого города отмечен также в летописях урартского царя, открытых в центре государства.

В летописи, наряду с рассказом о покорении города Киехуни, отмечается также постройка мощной крепости, города Ирпуни, которая должна была возвеличить страну Урарту и устрашить вражеские страны. «…по велению бога Халди, Аргишти, сын Менуа, говорит: город Ирпуни я построил для могущества страны Биайны и на устрашение вражеских стран… Могучие дела я совершил там - 6600 пленных из страны Хате и страны Цупани я поселил там». Таким образом мы узнаём, что в городе у административного урартского центра Аргишти жили переселенцы из отдаленных областей. Под страной Хате следует разуметь мелкие хеттские княжества в северной Сирии, страна же Цупани соответствует Софене греческих источников, армянской области Цопк, расположенной на левом берегу Евфрата, в его западной излучине. Аргишти вёл упорную и успешную борьбу с ассирийцами за выход к Средиземному морю, за овладение основными торговыми путями древнего Востока. Оказывается, что часть пленных, захваченных во время этих военных действий, была переселена в Закавказье.

В 1950 году благодаря счастливой находке удалось с полной определенностью установить местоположение города Ирпуни. При реставрационных работах, проводившихся на месте древней крепости на холме Арин-Берд (Ганли-Тапа), на южной окраине Еревана, архитектор К. Оганесян обнаружил два камня с клинописью. На одном из них оказался следующий текст: «Бога Халди величием, Аргишти, сын Менуа, эту крепость мощную построил, закончил, городом Ирпуни назвал, для могущества страны Биайны и на устрашение вражеских стран. Аргишти говорит: …совершил я дела могучие там». Заканчивается надпись пространной титулатурой урартского царя.

Не случайно урартский наместник времени Аргишти, сына Менуа, свою крепость построил на самой окраине Араратской равнины, а не выше, в горах, где климат был значительно приятнее. Именно этот район был прочно освоен урартами, и здесь они могли считать себя в полной безопасности.

Небольшие разведочные раскопки на Арин-Берде установили, что постройка на холме представляла собою громадное сооружение дворцового типа, напоминающее даже ассирийские дворцы. Вокруг большого, квадратного в плане, внутреннего двора были расположены помещения, об одном из которых мы имеем более или менее ясное представление. Это длинная и сравнительно узкая комната, примыкающая к западной части двора и напоминающая по своему характеру первое помещение ассирийских дворцов, особенно украшенное. При разведочных раскопках и расчистке разрушенных частей этого помещения удалось обнаружить остатки замечательных росписей его стен, выполненных в основном синей и красной краской по белому фону. Расчистка в юго-западном углу помещения позволила нам установить последовательность орнаментальных элементов. В верхней части стены, на выступающем вперед карнизе, располагались круги со вписанными в них многолучевыми звёздами наподобие розеток. Ниже шёл ряд пальметок характерного ассирийского орнаментального мотива, а под ним пояс из ряда ступенчатых башенок, также обычных в ассирийских росписях. Под этими тремя орнаментальными рядами шел неширокий фриз, заполненный фигурками бычков, а ещё ниже роспись, изображающая священные деревья со стоящими около них божествами. Нижняя часть стены имела широкую панель, закрашенную синей краской.

Дворцы ассирийских царей, открытые в середине XIX века, были украшены в парадных своих частях раскрашенными рельефами, но и в них имелись помещения с росписями, а дворцы ассирийских наместников на окраине государства, как, например, Тил-Барсип - резиденция виднейшего ассирийского наместника Шамшиилу, которому пришлось вести борьбу с войсками Аргишти, были украшены только росписями.

Кроме приведённой надписи Аргишти, на Арин-Берде обнаружены ещё две урартские клинописи. Одна из них, известная с 1893 года, отмечает постройку какого-то здания царем Аргишти, а другая, обнаруженная в 1950 году, содержала строительный текст Сардури, сына Аргишти. Таким образом, город Ирпуни относится к периоду подъёма Урартского государства, когда оно находилось в зените своего могущества. В это время прочно закрепляется урартская власть в Закавказье и в приурмийском районе, успехом завершаются походы, направляемые на запад, в северную Сирию. Ассирия не могла противодействовать возросшей силе Урарту и стала терять область за областью. В результате всего этого прежнее главенствующее положение Ассирии в Передней Азии перешло к Урарту. Сардури, сын Аргишти, по праву носил титулы «царя стран» и «даря царей».

Но положение дел в Передней Азии во второй половине VIII века до нашей эры изменилось. После вступления в 745 году до нашей эры на ассирийский престол Тиглатпалассара III Ассирия снова стала переживать период подъёма и приступила не только к восстановлению своей прежней мощи, но и к возвращению утраченных владений. Уже в 743 году до нашей эры в северной Сирии ассирийцы нанесли тяжёлое поражение войскам Сардури, который принужден был вернуть Ассирии области, имевшие исключительное значение для торговых сношений со Средиземноморьем и Малой Азией. Летописи Тиглатпалассара III рассказывают о победе ассирийцев над Сардурй и четырьмя его союзниками, сирийскими князьями, о захвате большого числа пленных и добычи в урартском военном лагере.

В руки ассирийцев попало походное ложе урартского царя, его драгоценности, кольцо-печать и личная колесница. Сам Сардури под прикрытием ночи бежал, и ассирийцы преследовали его «до границ Урарту, до моста (переправы) через реку Евфрат».

В 735 году до нашей эры Тиглатпалассар III предпринял поход против Урарту и, перейдя Евфрат, направился внутрь страны, не встречая сопротивления. Ассирийцы дошли до столицы Урарту - Тушпы и осадили цитадель на Ванской скале. Но Сардур не сдал крепости и удержал её.

Военные неудачи и поражение Сардури имели для Урарту тяжёлые последствия. В связи с ослаблением урартской государственной власти произошёл распад царства. Именно в этот критический момент особенно ярко проявилась непрочность государственного объединения Урарту - характерная черта всех государств древнего Востока. Около 730 гада до нашей эры, в тяжёлые времена, на урартский престол вступил Руса, сын Сардури. Кроме собираний земель, отпавших от Урарту после 735 года до нашей эры, ему пришлось вести также упорною и очень обостренную борьбу с наместниками областей, стремившихся к самостоятельности. Об этой борьбе, временами доходившей до прямых мятежей военачальников против урартского царя, подробно рассказывают письма ассирийских разведчиков, хранившиеся в царском архиве, в Ниневии. Руса, сын Сардури, с полным правом на бронзовой своей статуе, которая, по ассирийским сведениям, находилась в Мусасирском храме, надписал: «С моими двумя конями и моим возничим, моими руками завоевал я царство Урарту». Действительно, восстановление распавшегося государства было равносильно новому его завоеванию.

В своей деятельности Руса главное внимание обратил на Закавказье и район озера Урмии; на севере своего царства он должен был обеспечить защиту границ от вторгшихся в Переднюю Азию киммерийцев, а на юго-востоке вести подготовку к военным действиям против Ассирии, которые неминуемо должны были разразиться.

В Закавказье при Русе, сыне Сардури, произошли большие изменения. В ответ на мятеж военачальников, наместников областей, он провёл реформу управления окраинными областями, выразившуюся в разукрупнении старых наместничеств, в замене крупных административных центров более мелкими. Этим он старался ослабить положение наместников, власть которых на местах чрезмерно выросла.

В своей столице, в городе Тушпе, Руса перенёс царскую резиденцию с Ванской скалы на высоты Топрах-Кале. В Закавказье, повидимому, именно в это время потерял своё прежнее значение старый административный центр Аргиштихинили, пришли в упадок и некоторые крепости, построенные этими парями, в частности город Ирпуни. Не случайно громадное большинство надписей, найденных в окрестностях Армавирского холма, относится к Аргйшти и Сардури; из 15 клинописей только одна надпись, незначительная по размеру и содержанию, относится к последнему урартскому царю начала VI века до нашей эры, Русе, сыну Эримены. Думаю, что не случайно и то обстоятельство, что все три клинописи из города Ирпуни принадлежат урартским царям Аргйшти и Сардури. Разведочные работы на Арин-Берде показывают, что город Ирпуни не был внезапно разрушен, а, повидимому, был заброшен и постепенно приходил в упадок. В исследованных помещениях нет следов пожара и находки в них также очень незначительны. Кладовые Ирпуни, вероятно, были опорожнены, и ценности, в них хранившиеся, перенесены в новые административные центры.

В Закавказье Руса, сын Сардури, стал проводить широкую строительную деятельность. На побережье озера Севана сохранились две крепости, построенные урартами, древние названия которых нам известны по связанным с ними клинообразным надписям. Одна из них носила имя главного урартского бога Халди - «город бога Халди», а другая - имя бога войны Тейшебы - «город бога Тейшебы». Первая из них была построена на высокой скале, господствующей над всей местностью. В 1927 году на её территории был найден камень из кладки древней стены с клинообразной надписью, рассказывающей о покорении вражеской страны Уеликухи, пленении царя этой страны, назначении урартского наместника и о сооружении «ворот бога Халди», вероятно храма. В заключение надпись говорит о постройке мощной крепости - «города бога Хэлдн для могущества страны Биайны».

Вторая крепость находится на возвышенности, на южном берегу озера, между селениями Цовинар (Кёлагран) и Алучалу. На скале в северной части возвышенности, над водой озера, сохранилась клинообразная надпись Русы, сына Сар дури, известная еще с 1863 года. Первая ее копия была весьма неполной и неправильной; доступ к ней был затруднён, а копирование с лодки, со стороны озера, не давало хороших результатов, так как надпись была покрыта в значительной части известковой коркой. В 1893 году А. А. Ивановский предпринял попытку снять эстампаж с этой весьма интересной надписи. С большим трудом в воду озера, под надпись, была подвезена арба, на которую установили стол, на стол табурет, на него стул и ещё один маленький табурет. С этой шаткой конструкции, связанной ремнями и верёвками, начал А. А. Ивановский свою трудную работу по снятию эстампажа. Первый день не принёс исследователю удачи; вечером, когда работа уже заканчивалась, рассказывает А. А. Ивановский в своем отчёте, «подул довольно сильный ветер, полотно начало отставать от скалы, я всеми силами спешил окончить работу, но вдруг налетел страшный вихрь, и прежде чем я успел что-либо предпринять, сорвал со скалы мой снимок. Я хотел в воздухе удержать его, совершенна забыв, на какой шаткой почве стою, и, потеряв равновесие, в одно мгновение вместе со стулом и табуретом очутился в воде». На другой только день А. А. Ивановский закончил свой эстампаж, который был передан для издания М. В. Никольскому, впервые опубликовавшему текст надписи с правильным количеством строк и именем Русы, сына Сардури. Но всё же и после эстампажа А. А. Ивановского текст остался неполно воспроизведённым; необходима была дальнейшая работа по копированию надписи. В 1927 году экспедиция Комитета охраны древностей Армении сняла новый эстампаж, спустив сотрудника сверху на канате, который, стоя на подвешенной перед надписью доске, производил работу. Текст по этому эстампажу был опубликован Г. А. Капанцяном и И. И. Мещаниновым. В 1934 году я, воспользовавшись опытами моих предшественников, также предпринял попытку снять копню. На верёвках был подвешен стол, ножками кверху, и я, спустившись на него по верёвке, работал в нём, как в люльке, но сильный ветер, раскачивавший эту люльку, очень затруднял копирование. В тот же день мы с архитектором Н. М. Токарским пытались сделать стереоснимок надписи со стороны озера. На лодке была подвезена большая тренога, которую путём подвешивания к ней камней удалось ровно опустить на дно и на ней установить аппарат для стереофотосъёмки. Снимок получился, но известковая корка, покрывавшая надпись, делала надпись неразборчивой. Всё же на основания всех этих копий удалось в основном расшифровать весь текст, занимающий 20 строк.

Надпись рассказывает о покорении 28 стран, которые разделены на две группы. Первая состоит всего из четырёх названий стран севанского побережья, вторая же перечисляет 19 стран, покоренных урартами в том же году в других районах. В заключение надпись говорит о постройке мощной крепости «города бога Тейшебы», построенного для могущества страны Биайны.

На скале, над надписью, сохранились развалины этого города, стена цитадели, сложенная из крупных камней с мощными угловыми башнями и контрфорсами.

Раскопки внутри цитадели, произведенные мною в 1934 году, открыли остатки жилищ, сильно разрушенных, в которых были обнаружены обломки глиняных сосудов, железное оружие, костяные изделия и каменные зернотерки.

Эта урартская крепость в Закавказье ещё ждёт исследований, и нет сомнения, что они дадут интересные результаты. В настоящее время облегчено и изучение надписи. В связи с грандиозными работами по использованию вод озера Севана для гидроэнергетических и ирригационных целей постоянный уровень воды в озере значительно снизится; и теперь уже вода отступила от скалы и надпись можно будет изучать с конструкции, установленной на твёрдом грунте.

Как уже говорилось раньше, в 714 году до нашей эры ассирийские войска нанесли урартам жестокое поражение и победоносно прошли по всему Ванскому царству. Погиб и сам урартский царь Руса. Саргон в своих летописях писал: «На Урарту и всю его область нанёс я несчастье и заставил людей, живущих там, стонать и плакать». Урартская государственная власть в Закавказье снова пошатнулась.

В истории Урарту был ещё один период политического и культурного подъёма. При долголетнем правлении царя Русы, сына Аргишти (вторая четверть и середина VII века до нашей эры), современника ассирийских царей Асархаддона и Ашурбанипала, Урарту снова стал одним из крупнейших государств древнего Востока. Ассирийские письменные источники передают тревогу Асархаддона относительно замыслов Русы, царя Урарту, действия которого беспокоили его не меньше, чем действия киммерийцев, индийцев, манеев и скифов. Ассирийцы, повидимому, не желали вести открытую борьбу с Ванским царством, но и урарты в свою очередь избегали военных столкновений с Ассирией.

Во время правления Ашурбанипала Руса послал в Ассирию своих послов, о чем говорится в ассирийских летописях: «В то время урартский царь Руса услышал о могуществе моих богов и страх перед моим величием победил его. Он послал своих князей приветствовать меня в Арбеле». Урартские послы прибыли в Арбелу сразу же после победы Ашурбанипала над Теумманом эламским и взятия Суз. На рельефах Ашурбанипала изображено представление послов ассирийскому царю, стоящему на колеснице, и присутствие их при жестоких казнях эламитов.

Период правления Русы, сына Аргишги, по дошедшим клинописным источникам, представляется периодом интенсивного строительства и укрепления мощи Ванского царства, завершением реформы управления наместничества, начатой его дедом, Русой, сыном Сардури. О больших строительных работах Русы, сына Аргишти, на севере своего государства, в частности в Закавказье, подробно рассказывают две урартские надписи: одна из Маку, к северо-востоку от озера Вана, другая из Звартноцкого храма. Последняя надпись свидетельствует о больших работах урартов, проведенных в районе нового административного центра в Араратской равнине, заменившего пришедший в упадок старый центр - Аргиштнхинили. Таким центром стал «город бога Тейшебы», развалины которого сохранились на холме Кармир-Блур, около Еревана.

Раскопки этой крепости, производящиеся Академией наук Армянской ССР и Государственным Эрмитажем, дали богатейший материал, характеризующий культуру последнего периода истории Урарту.

Из книги История Востока. Том 1 автора Васильев Леонид Сергеевич

Новое царство (XVI–XI вв. до н.э.) и расцвет Древнего Египта Преемники Яхмоса, особенно Тутмос I и Тутмос II, а затем вдова последнего, царица Хатшепсут, были сильными и властными правителями, при которых был дан старт активной внешней политике и завоеваниям Египта как на

Из книги Взлеты и падения страны Кемет в период Древнего и Среднего царств автора Андриенко Владимир Александрович

Исторические источники, что сообщают нам о периоде Древнего царства в истории Древнего Египта: Геродот из Галикарнаса – древнегреческий историк прозванный "отцом истории". Одна из его книг была посвящена истории Древнего Египта.Манефон – египетский историк, верховный

Из книги История Румынии автора Болован Иоан

Расцвет Дакийского царства Дакия во времена Буребисты. Точная дата, когда Буребиста возглавил свой народ, неизвестна. По утверждению Иордана, это произошло около 82 г. до н. э., однако не нашло подтверждения. Тем не менее, все историки, занимавшиеся данным вопросом,

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Расцвет Ново-Вавилонского царства В начале VII в. до н. э. вавилонская рабовладельческая аристократия, в состав которой входило высшее жречество крупных храмов, была очень сильной. Крупные торговые дома Вавилона контролировали широко разветвлённую торговлю Месопотамии

Из книги Тайны египетских пирамид автора Попов Александр

Фараоны Древнего царства Развитие, начавшееся при двух первых династиях, достигло апогея в годы правления четырех следующих, и весь этот период ученые называют периодом Древнего царства. Он продлился с начала XXVIII до середины XXIII века до н. э. и стал временем расцвета

автора Бадак Александр Николаевич

Религия и мифология древнего царства В период Древнего царства религия являлась сложным напластованием верований и представлений, которые возникали в разных областях Египта. Многие из этих верований и представлений восходят к самой глубокой древности. Их сохранению

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

Литература древнего царства Литература древних египтян создавались на египетском языке, который вышел из употребления в первые века н. э. Ее древнейшие памятники датируются концом IV тысячелетия до н. э., а последние - I веком н. э.Последующие поколения сохранили память о

Из книги Тысячелетие вокруг Черного моря автора Абрамов Дмитрий Михайлович

Становление и расцвет Первого Болгарского царства В 716 г. между Болгарией и Ромейской империей был заключен мир, согласно которому империя выплачивала болгарскому хану субсидии. Но в середине VIII в. в Болгарии начались смуты. Этим решил воспользоваться

Из книги Погибшие цивилизации автора Кондратов Александр Михайлович

Начало и конец Древнего царства Древнеегипетское общество прошло долгий путь, прежде чем разделилось на класс имущих и класс неимущих. Теперь это деление становится необычайно контрастным. Кичливые фараоны воздвигают себе гигантские, необыкновенно пышные гробницы.

Из книги Древний Восток автора

Египет Древнего царства От Джосера до Снофру: III–IV династии Первым значительным правителем III династии, заложившим основы государственности Древнего царства (XXVIII - рубеж XXIII–XXII вв. до н. э.) - самой блестящей, по мнению самих египтян, эпохи их истории, - был Джосер (ок.

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Религия и мифология Древнего царства По-видимому, в начале III тысячелетия до н. э. религиозные представления и мифология древних египтян были еще чрезвычайно далеки от оформления в единую и последовательную систему. Вместе с тем уже в додинастическое время в Тинисе и

автора Бадак Александр Николаевич

Упадок древнего царства и начало строительства среднего царства Некоторые особенности переходного периода Между концом Древнего и началом Среднего царства лежит длительный Переходный период. Почти четверть тысячелетия продолжалась эпоха раздробленности. Однако, как

Из книги Всемирная история. Том 2. Бронзовый век автора Бадак Александр Николаевич

Расцвет среднего царства. Экономическое положение страны Все тенденции, характерные для Египта Переходного периода, определившие воссоздание централизованного государства в долине Нила, ярко проявляются и позднее, в годы правления XII династии. Однако там, где ранее

Из книги Египет. История страны автора Адес Гарри

Падение древнего царства Стремительное падение, наметившееся в конце Шестой династии, продолжилось при Седьмой и Восьмой династиях (ок. 2181–2160 гг. до н. э.), когда цари восходили на трон и исчезали столь быстро, что трудно всех даже запомнить. Историк Африкан (ок. 180–250 гг.

Из книги Новое открытие древней Африки автора Дэвидсон Бэзил

Царства древнего Судана Древняя Западная Африка. Открытия в Нок Мероэ пало в IV в. до н. э. под ударами государства древней Эфиопии – Аксума. В период расцвета Мероэ, длившегося 400 лет, в Западной Африке появилась письменность. В отличие от мероитских иероглифов это хороший

Из книги История Древнего мира. Том 2. Расцвет древних обществ автора Свенцицкая Ирина Сергеевна

История Древнего мира, том 2. Расцвет Древних обществ.

В начале I тысячелетия до н. э. южные области Закавказья вошли в состав рабовладельческого государства Древнего Востока - Урарту, которое одно время занимало первенствующее положение среди других государств Передней Азии.

История Урарту нам хорошо известна по ассирийским клинописным источникам, подробно описывавшим походы против соседних стран. Ассирийцы, проживавшие в конце II тысячелетия до н. э. на Армянском нагорье, территории будущего Урартского государства, встречались с крупными объединениями племен, оказывавшими ассирийскому продвижению упорное сопротивление.

Ассирийцы называли эти объединения «странами Наири»; во время походов ассирийского царя Тиглатпалассара I на север, против его войска выступали 23 «царя Наири».

В середине IX в. в районе озера Ван образовалось уже Урартское государство. За короткий промежуток времени оно выросло и окрепло, и ассирийцам при их продвижении на север постоянно приходилось встречать упорное сопротивление урартов.

В летописях ассирийского царя Салманассара III (860-825 гг. до н. э.) с первого года его царствования отмечаются походы на север, против Урарту. Иллюстрациями к этим текстам служат изображения на бронзовых обивках ворот, найденных на холме Балават (ассир. Имгур-Бэл), около Ниневии. На одном из рельефов изображен штурм урартской крепости Сугунии. Горящая крепость осаждается ассирийским войском с двух сторон, причем штурм производится при помощи лестниц, приставленных к стенам. В крепости видны защитники - урартские воины - лучники и копейщики. Справа от крепости изображена группа урартов со связанными за спиной руками и колодками на шее - это пленные, уво­димые в рабство.

У Ванской скалы, цитадели урартской столицы Тушпы, сохранились остатки стены, сложенной из громадных каменных глыб. На камнях имеются три надписи на ассирийском языке, говорящие о постройке этой стены урартским правителем Сардури, сыном Лутипри, который упоминается в летописях Салманассара III. Особый интерес надписи Сардури заключается в том, что урартский правитель именует себя не царем Биайни, как обычно впоследствии называли свою страну урарты, а царем стра­ны Наири. Это обстоятельство указывает, что в середине IX в. до н. э. государство Урарту заменило собой союз стран Наири. Титул «царь На­ири» носил и урартский царь Ишпуини, сын Сардури, от которого дошли-первые клинообразные надписи на урартском языке.

В литературе по истории Древнего Востока жителей Урартского государства часто неправильно называют халдами, по имени бога Халди, главного бога урартов. В настоящее время доказано, что сами урарты так себя не называли. Центральную часть своего государства они называли Биайни. От этого названия, возможно, и произошло современное название озера Ван. Термин Урарту сохранился в названии горы Арарат и Айраратской области Армении.

История Урарту хорошо известна с конца IX в. до н. э. Кроме древних урартских крепостей, в Ванском районе сохранилось много клино­образных надписей, рассказывающих об успехах урартских походов, предпринимавшихся для расширения территории царства. В надписи царя Ишпуини речь идет об интенсивной строительной деятельности и центральной части Урарту, в районе его столицы г. Тушпы. Особенно же усилилось строительство в центре Урарту при царе Менуа, сыне Ишпуини (810-778 гг. до н. э.). Свыше ста надписей относится ко времени правления Менуи, причем 31 из них рассказывает о строительных работах, а 19 о прокладывании каналов. Все архитектурные постройки Менуа давно уже разрушены, но канал, снабжавший водой г. Тушпу, существует и действует до сих пор. Современное население Ванского района называет его «каналом Шамирам», связывая канал не с самим строителем, а с его современницей, царицей Шамирам (Семирамидой), матерью ассирийского» царя Ададнирари III.

Наряду с большими строительными работами в центральной части Урарту, Менуа продолжал начатое его предшественниками укрепление и расширение Урартского государства. Урартское войско проникало к; северу от р. Араке, подчиняя себе отдельные области. Вначале походы урартов в Закавказье преследовали лишь грабительские цели, и задачей их являлся захват скота и пленных, которые превращались в рабов. Укрепившись на южном берегу р. Аракса, Менуа создал там свой административный центр Менуахинили, у современного сел. Ташбурун, и приступил к регулярной эксплуатации завоеванной страны путем взимания дани с ее населения.

На западе урартские войска совершали походы в районы древнего хеттского государства и достигали р. Евфрата. Здесь интересы урартов сталкивались с интересами ассирийцев, уже давно претендовавших на владение этими областями. С противодействием Ассирии урартам пришлось встретиться и при попытках продвижения на юг. Клинообразные надписи рассказывают о победе урартов в стране Мана, па юге от озера Урмии, ставшей в VII в. до н. э. одним из претендентов на гегемонию в северо­восточной части Передней Азии.

Сыну Менуа, Аргишти (778 - 750 гг. до н. э.), также пришлось выдержать ожесточенную борьбу с Ассирией. Летопись Аргишти, вырезанная на Ванской скале, отмечает победу урартов над ассирийским войском. В VIII в. до н. э. Ассирия потеряла свои владения в верховьях рек Тигра и Евфрата, и первенствующее положение на северо-востоке Передней Азии перешло к Урарту.

В это время усилилось продвижение урартов на север. В состав Урартского государства вошли области, лежащие вокруг озера Севан. Вместе с тем урартский центр в Закавказье из Менуахинили был перенесен к северу за р. Араке, где была построена крепость Аргиштихинили, остатки которой находятся на Армавирском холме, в Октемберянском районе Армянской республики. Отсюда происходит много урартских надписей, говорящих о постройке крепостей и храмов, а также о сооружении оросительных каналов. Большое внимание, уделявшееся Аргишти северным землям, подчеркивается и тем, что большинство его надписей, известных в настоя­щее время, найдены к северу от р. Аракса. Но было бы неверным из этого заключить, что центр Урартского государства был перенесен из г. Тушпы на север. Тушпа попрежнему оставалась столицей Урарту, где и при Аргишти не прекращались большие строительные работы, в частности устройство грандиозных помещений, высеченных в Ванской скале.

Сардури, сын Аргишти (750-733 гг.), в начале своего правления успешно продолжал политику укрепления и расширения Урарту. В одной из ниш Ванской скалы была открыта большая стела, содержащая анналы Сар­дури, иллюстрирующие положение Урарту среди других стран Передней Азии. На западе урарты одержали победу над страной Кумуха-хали (Ком-магенами), вторгшись в пределы Сирии, где Сардури была захвачена добыча в 40 мин (20 кг) золота, 800 мин серебра, 3000 мин свинца и много бронзы. В Закавказье продолжалось подчинение новых областей, сопровождавшееся жестокой расправой с непокорными и массовыми переселениями жителей, превращенных в рабов. Так, например, поход в страну Эриахи (в районе нынешнего г. Ленинакана) описывается следующими словами: «[направился я] в страну Эриахи, страну захватил? поселения сжег и разрушил, страну опустошил, мужчин и женщин увел в Биайни». Кроме того, в стране Эриахи было захвачено 412 коней, 6665 быков и 25 735 овец. Такая же судьба постигла и страну Уеликухи на западном побережье озера Севан, где Сардури захватил и разрушил 22 крепости. Иногда местные правители без борьбы сдавались урартскому царю. Так, в летописи, говорится о том, что «пришел Мурини, царь Аби-лианиха, обнял Сардуровы колени и пал ниц». Побежденные местные правители, так же как и жители, взятые в плен, уводились в центральную часть Урарту. В одной надписи Сардури, найденной в Ване, мы читаем: «Бог Халд выступил, своим оружием он покорил Синалиби, сына Луеху, царя страны города Тулиху, покорил он Ашурнирари, сына Ададнирари, царя стран Ассирии». Как видно из этого текста, борьба с ослабленной Ассирией в то время не представляла серьезных трудностей и победа урартов над ассирийским царем была поставлена в один ряд с победами над правителями небольших закавказских областей.

Время царей Аргишти и его сына Сардури, т. е. середина VIII в. до н. э., было периодом наибольшего расцвета государства Урарту. Были объединены огромные области; побежденные племена платили урартским царям богатую дань, тысячи рабов сооружали крепости и каналы и работали в хозяйствах урартской знати.

По своему политическому строю Урарту являлось рабовладельческим государством древневосточного типа. Характерной его чертой была непрочность объединения и неустойчивость границ, так как государственная власть на окраинах, покоренных силой оружия, требовала постоянных мероприятий для своего поддержания. О непрочности власти урартов на периферии Ванского царства свидетельствуют неоднократные походы против восставших племен. Там, где власть урартов была особенно непрочной, они старались уничтожить племенные союзы, разрушая поселения, опустошая страну и захватывая богатую добычу. При этом местное население, не успевшее скрыться в горах, просто уничтожалось. Позднее жителей из захваченных областей стали переселять в другие районы, а их место занимали новые поселенцы, пригнанные иногда из очень отдаленных мест. Это жестокое мероприятие являлось надежным средством в борьбе с местными племенными союзами.

Для укрепления власти на окраинах своего государства урарты сооружали крепости, создавали административные центры и ставили своих наместников, на обязанности которых лежало наблюдение за свое временной уплатой дани и за работой по сооружению крепостей и оросительных систем: искусственных озер и каналов.

Сооружение каналов имело для Урарту большое значение, так как земледелие не только в низменных, но и в горных районах было основано на искусственном орошении. Техника урартского земледелия была сравнительно высокой и основные земледельческие орудия, включая лемехи плугов, изготовлялись из железа. Наряду с земледелием большое значение в хозяйственной жизни Урарту имело животноводство. Скот был основным богатством Ванского царства.

Из ремесел в Урарту большого развития достигла металлургия. Бронзовые изделия урартских мастеров имеют высокие художественные и технические качества. Раньше, чем в других районах Передней Азии, в Урарту вошло в широкое употребление железо.

Памятники урартского искусства по своему стилю очень близки к ас­сирийским, что объясняется не только культурным влиянием Ассирии, но и тем, что обе эти культуры - и ассирийская, и урартская - имели общую основу - древнюю культуру Передней Азии. Но и влияние Ассирии на Урарту было очень значительным. Это можно проследить хотя бы на примере урартской клинописи. Древнейшие надписи урартских правителей были написаны на ассирийском языке, и тексты на собственно урартском языке появились только с конца IX в. до н. э. Свою письменность урарты заимствовали у ассирийцев, взяв уже готовую систему письма и приспособив ее к особенностям своего языка. Урартский же язык существенно отличался от ассирийского, имея непосредственные связи с переднеазиатскими субарскими и некоторыми кавказскими языками.

О памятниках материальной культуры Ванского царства можно судить главным образом по материалам археологических раскопок. При раскопках на крепости Топрах-кале были открыты развалины храма и дворца, стены которых облицованы мраморными плитами с резными изображениями, а также каменными панелями, украшенными инкрустациями из цветного камня и металла. Пол помещений также был украшен инкрустацией.

О внешнем виде урартских храмов можно судить по ассирийскому изображению храма в Мусасире, на рельефе во дворце Саргона. Урартский храм, имевший двускатную крышу и декорированный фронтон, существенно отличался от месопотамских храмов и напоминал архаические греческие храмы.

Для урартского строительного искусства характерны помещения, высеченные в скалах. Помещения Ваиской скалы, служившие, вероятно, гробницами ургртских царей, являются прекрасными образцами памятников этого рода. Вся Ванская скала носит следы большой работы кахменотесов, ее скалистые склоны покрыты многочисленными уступами, лестницами и нишами. После середины VIII в. до н. э. могущество государства Урарту начало клониться к упадку.

Ассирийская держава, главный соперник Урарту, в этот период сно­ва усилилась, и ее царь Тиглатпалассар III приступил к восстановлению прежних границ своего государства, увеличив и реорганизовав для этой цели ассирийскую армию. После восстановления своей власти в Парсуа и Мидии на юге от озера Урмии, Тиглатпалассар предпринял по­ход в северную Сирию, с правителями которой урартский царь Сардурп находился в союзе. В области Кумух (Коммагенах) произошла встреча ассирийского и урартского войска. Ассирийцы одержали победу и захватили военный лагерь урартов. Царь Сардурп под прикрытием ночи скрылся в горах Тиглатпалассар продолжал преследовать урартов до переправы через Евфрат.

После победы в северной Сирии ассирийское войско направилось в Урарту. Об этом походе Тиглатпалассар в клинописной надписи рассказывает следующее: «Сардури урарта в Турушпе (Тушпе), его главном городе, я запер, большую резню устроил перед городскими воротами. Изображение моего владычества я установил напротив города». Разгромив город, расположенный у подножья Ванской крепости, в которой заперся Сардури, Тиглатпалассар направился вглубь Урарту и прошел страну «сверху донизу», не встретив сопротивления. Успехи ассирийского войска сильно ослабили Урартское государство, которое сразу же потеряло свое прежнее господствующее положение на северо-востоке-Передней Азии. При этом от Урарту стали отпадать одна за другой входившие в его состав области.

Преемник Сардури, урартский царь Руса, вступивший на престол в тридцатых годах VIII в. до н. э., сделал попытку восстановить былую мощь государства.

При осаде Ванской цитадели, в которой заперся Сардури, была разрушена урартская столица Тушпа. Руса восстановил этот город, но перенес при этом свою резиденцию с Ванской скалы на холм Топрах-кале.

Много усилий было потрачено Русой на восстановление урартской власти в северных областях. На берегу озера Севан сохранились две крепости, построенные урартами. Одна из них находится на высокой скале над г. Нор-Баязедом. На стене крепости сохранилась клинообразная надпись следующего содержания: «Руса, сын Сардури, говорит: царя страны Уеликихи я покорил, рабов взял в плен, страну во владение захватил, правителя сюда поставил, ворота бога Халди и крепость мощную построил, назвав [ее] городом бога Халди…»

Другая урартская крепость расположена на южном побережье озера Севана, у сел. Цовинар. На скале над озером сохранилась клинообразная надпись, рассказывающая о пленении в этом районе 23 правителей мелких областей и о постройке крепости, названной крепостью бога Тейше-бы. Руса вел упорную и длительную борьбу и в южных областях, в частности в Мусасире. Он заключил союз с Урзаной, правителем Мусасира, которому, повидимому, помог укрепиться на престоле.

При преемнике Тиглатпалассара, ассирийском царе Салманассаре I, политика Русы не встречала препятствий со стороны Ассирии. Но положение резко изменилось после того, как в 722 г. до н. э. ассирийский престол был захвачен царем Саргоном, при котором Ассирия еще более усилилась в военном отношении. Некоторые из областей к северу от Ассирии, как, например, приурмийская область Мана, сразу же подпали под власть Ассирии. Повидимому, Руса избегал конфликтов с Саргоном и заключил с ним союз. Это было необходимо еще и потому, что в это время Урарту начало испытывать давление киммерийцев с севера.

Саргон внимательно следил за событиями в Урарту. В Ниневии сохранились письма царских агентов, содержащие информацию о событиях в Урарту. Из числа ассирийских разведчиков особенно хорошо известен некто Ашуррисуа, автор многих писем о положении в Урарту. По приказанию Саргона он послал своих людей в Тушпу. Он писал в Ассирию о движении трехтысячного войска урартов к г. Мусасиру, о восстании маннеев на урмийском побережье, об отправке отрядов для охраны урартских границ и о поражении урартов в походе против киммерийцев. В одном из писем Ашуррисуа сообщает о восстании в центре Ванского царства, направленном против урартского царя. Во главе восстания стоял военачальник (туртан) Каккадану, правитель одной из областей; на его сторону перешла часть урартского войска. Восстание было подавлено, и письма отмечают жестокую расправу урартского царя с мятежниками.

Мир Ассирии с Урарту был, однако, недолговечен. Чувствуя непрочность своего положения, Руса склонил на свою сторону страну Ману, где во время восстания был убит прежний правитель и его престол перешел к ставленнику Русы. Узнав об этом, Саргон совершил поход в Ману и установил там угодную Ассирии власть. Руса тем временем отошел вглубь своей страны, из Оегая встречи с ассирийским войском, но продолжая скрыто вести борьбу с Ассирией. Создалось весьма напряженное положение, но ни один из противников не начинал открытых военных действий.

Наконец, в 714 г. ассирийское войско вторглось на территорию Урарту и нанесло урартам жестокое поражение. Опустошив страну, Саргон двинулся обратно в Ассирию, разграбив по дороге союзную урартам страну Мусасир. Этим Саргон еще сильнее ослабил Урарту. Летописи Саргона говорят, что, когда «Руса, правитель Урарту, услыхал, что Мусасир разрушен и его бог Халди увезен, [то] собственной рукой, железным кинжалом своего пояса, лишил себя жизни». Повидимому, Ванское царство в это время оказалось в зависимости от Ассирии. Летописи ассирийского царя Синахериба содержат указания на дары, принесенные ассирийскому царю урартским правителем Аргишти, преемником царя Русы.

В конце VIII в. до н. э. для Урартского государства наступили особенно аяжелые времена. Кроме неравной борьбы с возвысившейся Ассирией, урартам пришлось выдерживать жестокий напор киммерийских племен (гимирру ассирийских текстов) с севера. Потеряв влияние на юге, Урарту главное свое внимание обратило на Закавказье. Большинство надписей урартского царя Русы II, сына Аргишти (VII в. до н. э.), найдено севернее Ванского района. При раскопках около Эчмиадзина в Армении была открыта надпись Русы II, повествующая о больших строи­тельных работах, произведенных им в Закавказье, - о сооружении канала, разведении садов и виноградников. Упомянутый в надписи канал сохранился и до наших дней. Он находится на правом берегу р. Раздан, около Еревана, напротив холма Кармир-блур. Раскопки этого холма, на котором находился древний урартский центр Тейшебаини, дали огромный материал для характеристики урартской культуры. Эта крепость была пограничной, в нее стекалась дань, собираемая урартами в окрестных районах Закавказья. Раскопки, проведенные в крепости Б. Б. Пиотровским, открыли развалины цитадели и городские кварталы. В кладовых дворца найдены выдающиеся произведения урартского искусства: декоративные бронзовые щиты Аргишти и Сардури, украшенные изображениями львов и быков, колчаны и шлемы тех же царей, также богато украшенные рельефно выполненными урартскими боевыми колесницами, всадниками и богами около священных деревьев. В одной кладовой было обнаружено 97 бронзовых чаш с клинообразными надписями, указывающими на их принадлежность урартским царям VIII в. до н. э. Ряд предметов свидетельствует о связи этого важного административного урартского центра с другими государствами Древнего Востока: Ассирией (печати, бронзовые изделия, бусы), Египтом (подвеска, изображающая богиню Сохмет, скарабеоиды с иероглифами), а также со стра­нами Малой Азии и Средиземноморьем (золотые серьги). Исключительный интерес представляют находки на Кармир-блуре нескольких глиняных табличек с клинописью, свидетельствующих о том, что в г. Тейшебаини хранился клинописный архив.

Около цитадели с дворцом урартского наместника находились городские кварталы, занимавшие площадь около 40 га. В настоящее время раскопана небольшая их часть, указывающая на полное тождество урартского города с городами других древневосточных государств. Город был построен по заранее намеченному плану, кварталами, заключавшими в себе несколько обособленных жилищ, причем жители города - рабы-ремесленники и воины не имели собственного хозяйства и были на государственном довольствии.

Урартский г. Тейшебаини в Закавказье является в настоящее время древнейшим из городов, исследованных на территории РОССИИ.

Раскопки также показали, что город был разгромлен в VII в. до н. э. скифами, проникшими сюда с севера и нанесшими по владениям Урарту жестокие удары.

Ослабление Ассирии, вступившей во второй половине VII в. в тяже­лую борьбу с Вавилонией и возвысившейся Мидией, не спасло Урарту от окончательной гибели. Урарту прекратило свое существование и было подчинено Мидией около 590 г. до н. э. Владычество Мидии в Передней Азии было, однако, недолгим, уже в 550 г. до н. э. столица Мидии Экбатаны была взята персами. Название Урарту в формег«Урашту» встречается»‘ в вавилонских текстах надписей царя Дария (около 520 г. до н. э.), причем в персидском тексте ему соответствует термин «Армина». В последний раз термин «Урашту» встречен в надписях Ксеркса, относящихся к началу V в. до н. э. В трудах по истории Древнего Востока встречается неправильный взгляд о переселении урартов после паде­ния их царства на север Закавказья. В качестве остатков урартов рассматривают при этом халдеев, живших впоследствии на юго-восточном побережье Черного моря. Это неверное положение основано на произ­вольном толковании имени бога Халди в урартских клинописях, как имени народа, толковании, которое стоит в полном противоречии с принципами клинописи. Никаких других данных для предположения о пе­редвижениях урартов не имеется, и следует думать, что после падения царства урарты скорее всего остались в районе озера Ван и под именем алародов были известны Геродоту. В государстве Урарту собственно урарты отнюдь не являлись преобладающим большинством населения. Государство Урарту, как мы видели выше, представляло собой непрочное объединение многих мелких племен, не имевших общего языка, не связанных общей культурой и экономикой. Урарту не отличалось в этом отношении от других государств Древнего Востока. Именно поэтому история государства Урарту имеет отношение в равной мере к истории всех народов Закавказья, а не одного какого-либо из них-грузинского или армянского, что пыталась доказать буржуазная националистическая историография.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова урарту

урарту в словаре кроссвордиста

урарту

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

урарту

мн. нескл. Древнейшее государство IX-VI вв. до н.э., располагавшееся на территории Армянского нагорья.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

урарту

древнее государство 9-6 вв. до н. э. на территории Армянского нагорья (в т.ч. территория совр. Армении). Столица - Тушпа. В 13-11 вв. до н. э. союз племен. Расцвет - кон. 9 - 1-я пол. 8 вв. до н. э. (цари: Менуа, Аргишти I, Сардури II и др.). Вело длительные войны с Ассирией. В 6 в. до н. э. завоевано мидянами.

Урарту

(ассир. название; урартское √ Биайнили, библейское √ «царство Арарат»), государство в Передней Азии в 9√6 вв. до н. э., охватывавшее в период своего могущества всё Армянское нагорье (ныне территория, входящая в пределы СССР, Турции и Ирана). Население У. √ урарты. Земли урартов, входившие в состав государства Митанни, после его падения (13 в. до н. э.) подверглись нашествиям ассирийцев. В 13√11 вв. до н. э. ассир. цари вели войны с рядом крупных союзов урартских племён («уруатри», «наири»). В конце 2 √ начале 1-го тыс. до н. э. на территории У. развивался процесс классообразования, приведший в середине 9 в. до н. э. к возникновению государства У. со столицей в г. Тушпа (современный г. Ван в Турции), в которой при царе Сардури I велось большое строительство. Конец 9√1-я половина 8 вв. до н. э. √ расцвет государства У. В период царствований Менуа, Аргишти I и Сардури II в результате войн территория У. значительно расширилась. Захватив районы Сев. Месопотамии и Сев. Сирии и закрыв доступ Ассирии к малоазийским базам снабжения металлами, У. способствовало ослаблению Ассирии. У. подчинило себе области южнее озера Ван, а также области в районе озера Урмия. Цари У. завоевали также обширную территорию на С., Южное Закавказье (районы Карса и Эрзурума, озёр Чалдыр и Севан, Араратскую долину). В завоёванных областях были построены крепости (г. Менуахинили на сев. склоне Арарата; Эребуни √ холм Арин-берд на окраине Еревана; Аргиштихинили на левом берегу Аракса). В результате успешных войн в центральной области У. поступали пленные, скот и др. В летописи Аргишти I упоминается умерщвление и увод в плен 280 512 чел., в летописи Сардури II √ 197 521 чел. Пленные использовались в строительстве, на ирригационных работах и т.п., часть из них с семьями была посажена на землю в качестве государственных рабов, а также передавалась воинам, которые использовали их как рабов в своих хозяйствах; иногда пленников включали в урартское войско. Труд рабов широко применялся в хозяйстве, но основной массой производителей в У. были свободные и полусвободные общинники. Их эксплуатация была настолько тяжёлой, что они, как и рабы, бежали из У. в соседние страны. Государственная власть ведала созданием храмов, хозяйственных построек при царских хозяйствах (зернохранилища, кладовые для вина и т.п.), водохранилищ, каналов, освоением новых земель. Крупными с.-х. угодьями, скотом и др. богатствами владели храмы. Часть земельного фонда находилась во владении знати. Большую роль играли начальники областей, которые выставляли воинские контингенты, составлявшие основу войска У. В период ослабления У. (конец 8 в. дон. э.) начальники областей часто поднимали восстания против центральной власти. В середине 8 в. ассир. царь Тиглатпаласар III (745√727 до н. э.) нанёс ряд сокрушительных ударов войскам Сардури II и захватил районы Северной Месопотамии и Северной Сирии, входившие в государство У. Затем развернулась борьба за приурмийский район. Саргон II в 714 до н. э. совершил опустошительный поход против У., где царствовал Руса I. В результате поражений от Ассирии и др. и восстаний начальников областей У. потеряло значительную часть своих владений. В Южном Закавказье в 7 в. У. ещё сохраняло свои позиции. Руса II (685√645 до н. э.) построил здесь новые крепости, например Тейшебаини (холм Кармир-Блур на окраине Еревана) и др. Цари У. в борьбе с мятежной знатью начали привлекать скифо-киммерийские наёмные отряды. С их помощью было также разгромлено в 676 до н. э. Фригийское царство. Усиление Мидийского царства привело к сближению У. и Ассирии. Однако в начале 6 в. до н. э. У. вслед за Ассирией было разгромлено Мидией и вошло в её состав.

Лит.: Дьяконов И. М, Урартские письма и документы, М. √ Л., 1963; Меликишвили Г. А., Древневосточные материалы по истории народов Закавказья, т. 1 √ Наири √ Урарту, Тб., 1954; его же, Урартские клинообразные надписи, М., 1960; Церетели Г. В. (сост.), Урартские памятники музея Грузии, Тб., 1939; Арутюнян Н. В., Новые урартские надписи Кармир-Блура, Ер., 1966; Пиотровский Б. Б., Ванское царство (Урарту), М., 1959.

Г. А. Меликишвили.

Википедия

Урарту

в период наибольшей территориальной экспансии в 743 г. до н. э.

Урарту (значения)

Урарту :

  • Урарту - армянское женское имя;
  • Урарту - древнее государство на Армянском нагорье;
  • «Урарту моторс» - армянская автомобильная компания;
  • « Урарту » - армянский футбольный клуб;
  • «Урарту» - название российского футбольного клуба « Гигант » (Грозный) в 1992-1993 годах.

Урарту (футбольный клуб)

Футбольный клуб «Урарту» - армянский футбольный клуб основанный в 2012 году.

Идея создания нового армянского футбольного клуба принадлежит с 2000 года проживавшему в Москве Артуру Восканяну, родившимуся в деревне Даштаван Масиского района. Владелец и генеральный директор строительной фирмы «AРАН» Артур Восканян не только страстный футбольный болельщик, но и в прошлом футболист. По его замыслу в октябре 2012 года был создан футбольный клуб «Урарту». Тогда на манеже московского «Динамо» свои первые тренировки проводили претендующие попасть в состав ФК «Урарту» футболисты. 10-го декабря 2012-го года клуб был внесен в госрегистр под названием «ООО ФК Урарту».

Урарту (баскетбольный клуб)

Баскетбольный клуб Урарту создан в 2016 на базе сборной Армении выигравшей Чемпионат Европы среди малых стран в этом же году.Ереванский баскетбольный клуб с таким же именем существовал в годы СССР и участвовал в чемпионате СССР по баскетболу.

Участвует в соревнования российской Супер Лиги 2016-2017 г.

Игроки БК Урарту

Амиран Амирханов

Артур Хачатурян

Виктор Усков

Сергей Полухин

Эдгар Бабаян

Микаэл Погосян

Виктор Овсепян

Андрей Константинов

Никита Захаров

Марсель Овсепян

Терри Смит

Аризона Рейд

Тодд О Брайен

Главный Тренер Тигран Гёкчян

Примеры употребления слова урарту в литературе.

Если тебе предложат что-нибудь вроде вазы времен государства Урарту , воздержись от покупки.

Ныне наиболее смелые исследователи сопоставляют с праславянским язык государства Урарту , уводя истоки нашей цивилизации к третьему тысячелетию до новой эры, когда началось общее движение арийских народов через причерноморские степи на запад.

Первые сведения об урартах относятся лишь к XIII в. до н. э., однако многочисленные раскопки позволяют изучить культуру древнейших народов Закавказья, среди которых в середине второго тысячелетия до н. э. оформился народ урартов, создавший впоследствии своё государство. Эти древние племена, принадлежавшие к хетто-хурритской группе, занимались скотоводством и земледелием. Им были известны мелкий и крупный рогатый скот, свиньи, а с конца второго тысячелетия до н. э. и лошади, на что указывают находки бронзовых удил и более поздние погребения всадника с конём. В речных долинах и прилегающих к ним плодородных районах люди занимались земледелием, которое во многом ещё сохраняло свой примитивный характер. Землю обрабатывали при помощи очень несовершенных орудий, например мотыги, модель которой была найдена в Триалети. Деревянные серпы с кремнёвыми вкладышами только постепенно уступали своё место бронзовым. Сеяли просо, ячмень и пшеницу. Среди ремёсел особенного развития достигли обработка камня и металлургия. Во многих местах Кавказа, в особенности в Цалкинском районе, было “обнаружено множество изделий из обсидиана (вулканического стекла), техника обработки которого восходит к глубокой древности. На широкое применение камня в строительном деле указывает мегалитическая архитектура, образцы которой в виде многочисленных дольменов сохранились да черноморском побережье Кавказа, в частности в Абхазии и в других частях Грузии, наконец, в Азербайджане. К этому же типу сооружений примыкают и древние крепостные стены, сложенные из крупных камней (циклопическая кладка). Во многих местах Закавказья были обнаружены остатки этих древних примитивных крепостей, которые относятся либо к доурартской, либо к урартской эпохе и по своей типичной крупнокаменной кладке тесно связаны с циклопической архитектурой народов северной части Передней Азии, в частности хеттов. В Армении, в частности в районе озера Севан, сохранились остатки древних крепостей. Судя по найденным здесь урартским надписям, эти крепости были центрами урартского политического влияния и господства в областях Закавказья. Но возможно, что некоторые из циклопических крепостей Закавказья были построены ещё в доурартскую эпоху и служили местному населению в качестве убежищ, сперва в период межплеменных войн, а затем для защиты населения от войск урартских царей, неоднократно вторгавшихся в пределы Закавказья.

Особенно высокого расцвета достигла у древнейших кавказских племён металлургия, на что указывают библейские предания, свидетельства античных авторов и в особенности результаты археологических раскопок. Важным центром металлургического производства к северу от Кавказского хребта был Кобанский район, где было обнаружено огромное количество художественных изделий из бронзы, топоры и поясные пряжки, украшенные тонким орнаментом. Крупнейшим центром металлургии в Закавказье был Цалкинский район. Здесь было обнаружено множество металлических изделий, сделанных из меди, бронзы, серебра и золота. Все эти изделия свидетельствуют о большой специализации в области металлургии. Известны были литьё, ковка и паяние. Высокого развития достигло ювелирное искусство. Из глины умели делать различные сосуды, украшенные орнаментом. Из шерсти изготовляли ткани. Судя по некоторым крупным и богатым погребениям, в эту эпоху уже выделилась родовая аристократия. Однако люди ещё жили в условиях родового строя, пережитки которого очень долго сохранялись на Кавказе, в частности у осетин и у сванов.

В плодородной долине реки Аракса и в долинах рек, расположенных к югу от неё, в середине второго тысячелетия до н.э. выделился народ урартов. В XIII в. до н.э., когда Ассирия впервые столкнулась с племенами Урарту, в стране озёр и рек, расположенной к северу от Двуречья, существовал ряд племенных союзов. Одним из таких больших и сильных племенных союзов был союз племён диаухов, который занимал обширную территорию к северо-западу от Ванского озера в районе верховьев Евфрата и далее на север и северо-восток по направлению к Чёрному морю. Ассирийские цари во всех надписях упоминают о борьбе с “царями”, которые, очевидно, были лишь племенными вождями. Урартский союз племён, носивший сперва название “Уруатри”, а потом “Наири”, только в IX в. до н.э. превращается в довольно сильное государство - государство Урарту.

Расширение государства

Рост производительных сил привёл к значительному развитию торговли как внутри страны, так и с соседними странами. Страна Урарту, расположенная между Кавказом, Малой Азией, Северной Месопотамией и Северо-Западным Ираном, могла служить посредником в торговле, объединявшей страны северной части Передней Азия. Раскопки в Закавказье и даже на Северном Кавказе обнаружили целый ряд предметов переднеазиатского происхождения, которые, очевидно, были привезены сюда урартскими торговцами, колонистами или воинами. В закавказских могильниках были найдены бронзовые браслеты, вес которых связан с основной мерой веса Передней Азии - с миной. В могильниках Нагорного Карабаха были обнаружены золотые предметы переднеазиатского происхождения. В Ходжалинском могильнике была найдена агатовая бусина с клинообразной надписью, содержащей имя ассирийского царя Адад-Нирари. Наконец, в египетских надписях говорится, что дерево для изготовления колесниц доставлялось из Нахарины, причём одна сохранившаяся египетская колесница сделана из дерева, доставленного из Урарту. Во время раскопок на Кармир-Блуре было найдено довольно большое количество разнообразных предметов, привезённых из различных иноземных стран. Очевидно, город Тейшебаини, развалины которого были обнаружены близ Еревана, был связан в торговом отношении с целым рядом соседних, а иногда и более далёких стран. Так, здесь были найдены ассирийские цилиндрические печати, металлические изделия и каменные бусы, египетские амулеты и маленькая фаянсовая статуэтка женщины с головой львицы, служившая в качестве подвески или амулета, наконец, даже малоазийские и средиземноморские каменные печати и золотые серьги. Разнообразные египетские предметы были обнаружены в различных районах Кавказа. Так, например, египетские скарабеи, маленькие статуэтки божеств, фигурки лежащего льва, амулеты, бусы, обычно сделанные из фаянса или стекловидной пасты, были обнаружены на территории Армении, Грузии и даже на Северном Кавказе. Хотя некоторые из этих вещей и относятся к более позднему времени, чем урартская эпоха, однако торговые пути, по которым везли эти изделия из далёких стран, были известны уже в начале первого тысячелетия до н.э. Особенно тесные торговые связи соединяли страну Урарту с более северными областями Закавказья. Различные предметы явно урартского происхождения были обнаружены на обширной территории от Арарата вплоть до областей Северного Кавказа. У южной подошвы Арарата был найден могильник, относящийся к концу первого тысячелетия до н.э., с целым рядом предметов урартского происхождения, среди которых выделяются своеобразные урартские печати. Сюда, впрочем, проникали предметы и из более далёких районов, как, например, агатовые бусы, возможно, завезённые с территории Ирана. Наконец, даже на Кубани была обнаружена золотая чаша с изображением зверей, которое выдержано в урартском стиле VII в. до н.э. Всё это указывает на экономические и культурные связи, соединявшие урартов с различными народами и странами Закавказья и даже всего Кавказа в целом.

Развитие хозяйства требовало постоянного притока новых рабов. Урартские цари ведут упорные войны с соседними странами с целью захвата добычи и рабов. Эти войны привели к неизбежному столкновению между Урарту и Ассирией, господствовавшей в северной части Передней Азии и претендовавшей на захват всей торговли и всех ресурсов в этих горных странах. Первые известные походы против “страны Уруатри” предпринимает ассирийский царь Салманасар I в XIII в. до н.э. С этого времени ассирийские цари совершают частые походы против Урарту. Они не ограничиваются захватом богатой добычи, угоном скота и пленников и опустошением страны. Они налагают на побеждённых подати и заставляют их делать “приношения”. Перечисляя в своих титулатурах завоёванные страны, ассирийские цари называют себя иногда не только “царь страны Шубари”, но и “царь всех стран Наири”.

В IX в. до н.э. образуется довольно сильное Урартское государство, которое представляет реальную угрозу для ассирийской торговли и северных границ Ассирийского государства. Салманасару III (859-825 гг. до н.э.) приходится вести долгую и упорную борьбу с урартами, причём ассирийские войска неоднократно проникали в их страну. Салманасар III описывает свои победы над урартами в своей летописи. Яркие картины этих походов, изображения штурма урартских крепостей, увода многочисленных пленников и угона захваченного скота сохранились на бронзовой обшивке Балаватских ворот и на чёрном обелиске, которые относятся именно к этому времени. В результате этих походов ассирийским войскам удалось проникнуть вплоть до северной части страны Урарту, к истокам рек Евфрата и Аракса, пробиться к озёрам Ван и Урмия и опустошить большие области. Однако ассирийцам не удалось полностью разгромить страну Урарту. В непрерывных боях с ассирийцами укрепилось государство Урарту, вокруг которого объединился целый ряд племён. Урартский царь Сардури I сумел дать отпор ассирийским войскам. При нём была построена неприступная крепость у Ванской скалы. Сардури I, возглавивший государство Урарту, гордо называет себя “царь великий, царь могучий, царь вселенной, царь страны Наири, царь царей”. Урартские цари Ипшуина и Менуа, правившие в конце IX в. и в начале VIII в., закладывают основы будущего могущества Урартского царства.

Цари Ипшуина и Менуа ведут успешные войны с соседними племенами и расширяют пределы государства. Они прочно закрепляют за собой территорию между озёрами Ван и Урмия, завоёвывают области, прилегающие к южному берегу озера Урмия, и совершают завоевательные походы на север, в равнину реки Аракса. Менуа (810-781 гг. до н.э.) сообщает в своих надписях о покорении страны Урмии и о захвате города Шашилуни, расположенного к востоку от Евфрата. Урартские цари строят города, крепости, храмы, проводят каналы. Это обширное строительство отражает начавшийся расцвет страны Урарту. Ипшуина построил в 7 км от Вана храм, как об этом говорится в надписях на базах колонн, хранящихся в Музее Грузии. Менуа построил целый ряд укреплений на подступах к столице государства Тушпа, окончил постройку стен ванской крепости, соорудил мощные укрепления в северной части страны и построил знаменитый канал, который снабжал столицу питьевой водой. В 10 км от Вана была найдена надпись, хранящаяся в Музее Грузии, в которой упоминается о постройке дворца царём Менуа, сыном Ипшуины.

Возникновение государства Урарту

В районах Армянского нагорья и Закавказья, где природные условия не благоприятствовали прогрессу поливного земледелия, важную роль играло наличие рудных богатств, главным образом меди и железа; на степных нагорьях и лугах развивалось скотоводство.

Проводятся раскопки урартских памятников на территории Турции и Ирана.

В V-IV тыс. до н. э. долины Куры и Аракса были заселены оседлыми земледельцами и скотоводами в Шому-тепе в Азербайджане, Шулавери в Грузии и Техут в Армении. Поселения состояли из круглых в плане глинобитных жилых и хозяйственных строений, что является специфической чертой культуры закавказских земледельцев, поскольку в большинстве других раннеземледельческих культур Древнего Востока строения имеют квадратную или прямоугольную планировку. Большую роль играли каменные, кремневые и костяные орудия, появляются и медные изделия. Основу хозяйства составляло мотыжное земледелие с возделыванием пшеницы, ячменя, проса и полбы, разведение крупного и мелкого рогатого скота. В небольших поселках площадью в 0,5-1 га проживало по 100-300 человек. Культура земледельцев Закавказья уступала культурам Северной и Южной Месопотамии - Халафу и Убейду.

В III тыс. до н. э. распространяется культура раннебронзового века, названная куро-аракской. Значительное развитие получает земледелие; при обработке полей используется примитивная соха, урожай убирается с помощью серпов. В каждом поселении был дом-мастерская ремесленника, где изготовлялись из различных сплавов украшения, керамика, орудия труда и оружие - топоры, кинжалы и копья. Высоко в горах складывается отгонное скотоводство.

Интенсивно идет разложение первобытного строя. В горах строятся крепости из каменных глыб. Выделяется оружейное дело. В конце II тыс-я до н. э. появляется оружие из железа. Оснащенные этим оружием воины образовывали боевую дружину племенных вождей.

Особенно интенсивным процесс разложения первобытных порядков был у племен урартов, обитавших в районе озера Ван. Восемь стран под общим наименованием Урарту упоминаются в ассирийских источниках уже в XIII в. до н. э. В конце XII в. до н. э. поход к озеру Ван совершил ассирийский царь Тиглатпаласар I.

В XI-X вв. до н. э. здесь идет объединение мелких владений в государство. Первые попытки создания письменности, близкой к хеттской.

Консолидация первых урартских государственных образований в середине IX в. до н. э. была вызвана необходимостью борьбы с ассирийской агрессией. Первым правителем Урарту стал царь Араму (864-845 гг. до н. э.), против которого совершал походы Салманасар III. Урартский правитель Сардури I (835- 825 гг. до н. э.) принимает пышный титул, заимствованный у ассирийских царей. Столицей становится город Тушпа, вокруг которого возводятся каменные стены. Объединяются мелкие владения.

Границы владений правителей Тушпы расширяются до озера Урмия, и второе урартское государственное образование Муцацир становится зависимым владением. Теперь все урартские племена объединены.

3 главных божества: Халди - бога неба, Тейшебы - бога грома и дождя, Шивини - бога солнца.

Интенсивное строительство охватывает почти всё государство: возведение храмов и дворцов, организация храмовых хозяйств. Урартские войска проникают в царство Манна, стремятся обойти с фланга Ассирию.

Ванское царство на вершине могущества .

Подлинным создателем урартского могущества был царь Менуа (810-786 гг. до н. э.). Теперь все урартские цари составляют официальные летописи, освещающие события их царствования. Менуа занимался организацией армии. Урартская армия переходит на лучшие в Передней Азии ассирийское вооружение и доспехи. Военные походы Менуа идут в двух направлениях - на юго-запад, в сторону Сирии, где его войска овладевают левобережьем Евфрата, и на север, в сторону Закавказья.

Большое внимание уделял Менуа организации зависимых владений. В них оставались местные правители («под условием выплаты дани»), но назначались и представители центральной власти - областеначальники. Административная реформа - разделение Урартского государства на области, во главе которых стояли представители центрального правительства. В районе столичного города Тушпы был проведен канал длиной в 70 км («канал Менуа»).

При сыне и преемнике Менуа - Аргишти I (786-764 гг. до н. э.). Правление Аргишти - это зенит могущества Урартского государства. Сам он даже сообщает о победе над войсками Ассирии. Его войска проникают в Северную Сирию. На юго-востоке урарты, устанавливают своё влияние на Маннейское царство, выходят на границы Вавилонии.

Урартские войска доходят до границ Колхиды (Колхи) в Западной Грузии и овладевают, обширной территорией до озера Севан. Здесь осуществляется обширная программа хозяйственно-строительной деятельности. На месте современного Еревана в 782 г. до н. э. возводится город Еребуни, а в районе Армавира в 776 г. до н. э. строится крупный городской центр Аргиштихинили. Военные походы не только расширяли территориальные границы и увеличивали политическое влияние Урарту, но и служили постоянным источником поступления рабов-военнопленных. Военные успехи Урартского государства были связаны со всей социально-экономической системой общества, что и объясняет его расцвет в VIII в. до н. э.

В 743 г. до н. э. обновленная Тиглатпаласаром III ассирийская армия побеждает в решительном сражении возглавляемую Урарту коалицию в Северной Сирии около города Арпада. В 735 г. до н. э. Тиглатпаласар III осуществляет поход в центр Урартской державы, в район озера Ван. Несмотря на осаду урартской столицы Тушпы, ассирийцы так и не смогли овладеть ее цитаделью. В открытом военном противоборстве с Ассирией Урарту потерпело первое поражение.

Вступив на престол, Руса I (735-714 гг. до н. э.) застал державу поколебленной военными неудачами, но вскоре овладел положением.

Руса I старался избегать противоборства с Ассирией, продолжает расширять свои владения в Закавказье к северо-востоку от озера Севан. К северу от озера Урмия: проведены многочисленные каналы, построены крепости-города, на восточном побережье Вана строится обширное водохранилище, создаются виноградники и поля, возводится город Русахинили.

В 714 г. до н. э. ассирийская армия, возглавляемая Саргоном II, двинулась к востоку от озера Урмия против местных правителей, натравливаемых на Ассирию урартским царем. Битва кончилась поражением урартов. На обратном пути в Ассирию Саргон II во главе 1000 всадников захватил урартский культовый центр Муцацир, где победителям достались храмовые сокровища. Почти столетнее урартско-ассирийское соперничество закончилось победой Ассирийской военной державы.

    Урартское общество и культура

Большую роль в расцвете Урарту сыграла экономика страны. Ее основой были земледелие и специализированные ремесла, связанные в первую очередь с металлургией.

Государство уделяло особое внимание организации экономики страны, в первую очередь поливного земледелия. Сельхоз продукция сосредоточивалась в складах и хранилищах.

В Закавказье одновременно с постройкой Аргиштихинили были проведены четыре оросительных канала, созданы сады и виноградники. Одновременно с постройкой Тейшебаини, урарты проводят канал, идущий через туннель в скале, и организуют обширные сельхоз угодья. Велась обработка сельскохозяйственной продукции, работали ремесленные мастерские.

Ядром города была цитадель, где находились дворец-резиденция наместника, культовые постройки и гигантские хранилища, предназначенные для продуктов сельского хозяйства, складов оружия и утвари.

Свободное население Урарту насчитывало около 1,5 млн. человек. Значительную его часть составляли общинники. Община сохраняла самоуправление, иногда в распоряжении общины имелись и рабы.

Верхушку общества представляла военная и служилая знать. Постепенно система управления разрасталась и усложнялась.

Многочисленным в Урарту был класс рабов и лиц подневольного труда. Термин «раб» в урартском языке означал в первую очередь чужака, военнопленного.

Значительное внимание урартское правительство уделяло и организации централизованной административно-хозяйственной системы. Сформировались по крайней мере два экономических центра - ванский и закавказский..

В области культуры наряду с древними местными традициями явственно выступает пласт, связанный с освоением культурного наследия хурритов и Хеттской державы. Придворная культура Урарту многое восприняла от Ассирии с ее ориентацией на прославление царя, царского войска, мощи и силы в любом их проявлении.

Крепости, являвшиеся одновременно и цитаделями городских поселений, располагались на естественных возвышенностях и скалах. Их стены и башни свидетельствуют о большом мастерстве урартских строителей и военных специалистов.

Исключительным мастерством и декоративной пышностью отмечены произведения урартских специалистов по художественной бронзе - нарядное оружие и доспехи, части трона.

Традиции и каноны, выработанные урартами, были унаследованы другими народами Закавказья, скифскими племенами, а некоторые элементы проникли в культуру Древнего Ирана и ранней Греции.

    Упадок Урарту.

Ранние государственные образования в Древней Армении и Древней Грузии

Урарту постепенно сдает свои позиции на международной арене. В начале VI в. до н. э. Урарту попадает в зависимость от Мидии, а к 590 г. до н. э. полностью прекращает свое существование. Значительная часть бывших урартских владений досталась Мидии.

В начале VI в. до н. э. образуется независимое древне армянское царство, вошедшее затем вместе с другими областями бывшего Урартского государства в Персидскую державу.

Древнеиранские религиозные представления, и в частности, зороастризм, оказывают значительное влияние на Древнюю Армению. Столицей владений Ервандидов стал Армавир, расположенный на территории более раннего урартского центра. Расширяются культурные и торговые связи.

После крушения Персидского государства в IV в. до н. э. правитель Армении Ерванд III объявил себя царем. Образовалось самостоятельное древне-армянское государство.

Интенсивно развивались и западные области Закавказья. Здесь большую роль играли греческие города (Фасис, Диоскуриада и др). На первое место в VI-IV вв. до н. э. выдвигается местное государство в Колхиде. Основой расцвета Колхиды были разнообразные ремесла и развитая торговля. Колхида была поделена на провинции, во главе которых стояли «скипетроносцы». В древней Колхиде взаимодействовали местная и греческая традиции.

В Восточной Грузии в VI-IV вв. до н. э. также происходит резкое обособление знати, формируются городские центры. Из них наиболее значительным был столичный город Мцхета. Местная историческая традиция относит к концу IV-началу III в. до н. э. формирование восточногрузинского государства, носившего название Иберия. В прикаспийских областях на территории современного Азербайджана в IV--III вв. до н. э. складывается еще одно политическое образование - объединение албанских племен. Древнеармянское государство, Колхида, Иберия и Албания характеризуют развитие рабовладельческого общества Закавказья в послеурартскую эпоху.