Игры и игровые упражнения на развитие навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза. Дидактические игры на формирование навыка языкового анализа и синтеза Игры на формирование языкового анализа и синтеза

Игра «Продавец фруктов »

Цель: формирование у детей старшей группы умения определять пространственное расположение объектов в ряду, используя в речи предлоги за, перед, после, между.

Материал: шапочка продавца, силуэт мартышки, наборное полотно, карточки с изображениями фруктов и монет, кошелёк.

Ход игры

Педагог сообщает, что ребёнок - «продавец фруктов», надевает ему специальную шапочку. На наборном полотне - «витрине» в ряд выставлены карточки с изображением фруктов. Ребёнок называет фрукты по порядку, слева направо или, начиная с заданного, и приглашает за покупками. Педагог выкладывает силуэт мартышки и предлагает угадать фрукт, за которым она пришла, сообщает, где он расположен, используя заданный предлог, например: этот фрукт лежит между дыней и лимоном. Если ребёнок угадал, он может продать этот фрукт мартышке - положить его под или над силуэтом и рассказать, где положил. Мартышка расплачивается монетой, которую кладут на наборное полотно. Педагог задаёт, а ребёнок отвечает на вопросы: что купила мартышка? После чего, перед (между, за) чем лежал фрукт? Где лежит монета? Правильные ответы дают возможность положить монету в кошелёк. Далее педагог просит ребёнка закрыть глаза и убирает одну карточку с изображением фрукта. Продавец проверяет, весь ли товар на месте или чего-то недостаёт, отвечает на вопросы: чего не стало? После чего, перед (между, за) чем лежал фрукт? Правильные ответы дают возможность вернуть карточку и продолжить игру.

Игра «Дом для слов»

Цель: формировать у детей 5-6 лет представления о слоге как части слова, умения (части).

Материал: наборное полотно в виде 4-этажного дома с 3 подъездами, предметные карточки, в названиях которых от 1 до 4 слогов.

Ход игры

Педагог показывает ребёнку наборное полотно - дом с пустыми окошками. Предлагает сосчитать количество этажей и подъездов в доме. Далее говорит, что нужно в дом заселить «жильцов» - слова, обозначающие изображения на предметных карточках. Для того, чтобы узнать, где будет «жить» слово, ребёнку нужно «прошагать» по этажам, произнося слово по слогам, педагог уточняет, сколько частей в слове и вместе делаю вывод, на каком этаже «живёт» слово? Правильный ответ даёт возможность разместить предметную карточку в окошко дома.

Игра «Собери цветок»

Цель: формировать умения определять количество слогов в словах.

Материал: серединки цветков с 1-4 божьими коровками, предметные карточки в форме лепестков, в названиях которых от 1 до 4 слогов.

Ход игры

Игрок получает серединку цветка, с божьими коровками. Необходимо собрать цветок с заданным количеством лепестков (от 3 до 5). Количество слогов в словах на лепестках соответствует количеству божьих коровок на серединке. Игрок самостоятельно отбирает лепестки с нужным количеством слогов, вслух разделяя слова на слоги (части), и составляет цветок. Педагог проверяет правильность выполнения задания.

Игра «Магазин»

Цель: закрепление умения делить слова на слоги, соотносить количество слогов с цифрой.

Материал и оборудование: предметные карточки с изображением товаров (одежды, мебели, продуктов и т.д. - в зависимости от специализации магазина), в названиях которых от 1 до 3 слогов, «монеты» достоинством 1-3 копейки, игрушечная касса, наборное полотно.

Ход игры

Педагог сообщает, что ребёнок - «покупатель», находится в магазине, на витрине (наборном полотне) которого выставлены товары (предметные карточки). Можно купить товар, стоить он будет столько, сколько слогов в слове. Ребёнок сообщает, что хочет купить, делит слово на слоги, выбирает нужную монету на покупку и проходит к кассе. Педагог - «продавец» обращает внимание на то, что в слове столько гласных сколько слогов, подсказкой служит «монета». Покупатель вместе с продавцом проверяют правильность выполнения задания, затем продавец принимает монету и выдаёт товар с витрины.

Для доставки товара на дом ребёнку предлагается назвать гласные, которые «спрятались» в слове. Слова для определения в них гласных обязательно те, в которых буква соответствует звуку, например, кофта, сарафан, но не брюки, костюм.

Игра «Машины проделки»

Цель: закрепление у детей старшего дошкольного возраста умения делить слово на слоги, определять и удерживать в памяти первый и последний слоги слов.

Материал: силуэт героини мультфильма «Маша и Медведь», предметные карточки с изображением животных (по тематическим циклам), в названиях которых от 1 до 4 слогов, наборное полотно.

Ход игры

На наборном полотне выставляют предметные карточки и силуэт Маши. Ребёнку сообщают, что она запуталась в названиях животных, из двух сделала одно. Нужно помочь ей разобраться и правильно назвать животных. Например, лилень (лиса+олень), медволк (медведь+волк) и т.д. Или: носораф (носорог+жираф), бегедил (бегемот+крокодил) и т.д.

Игра «Дорожка»

Цель: развитие умений самостоятельно определять заданный звук и его позицию в слове, дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости.

Материал: предметные карточки, наборное полотно.

Ход игры

На наборном полотне педагог выставляет предметные карточки так, чтобы их названия составляли дорожку согласно заданию. Например : какой первый звук в слове улитка? В слове утёнок? Нужно помочь улитке добраться до утёнка. Улитка может двигаться только по тем карточкам, в названии которых звук [у] спрятался в середине. Ребёнок проговаривает названия предметных карточек, оставляя на наборном полотне только те, которые соответствуют заданию и проводит по ним улитку. После того, как улитка «добралась» до утёнка, детям предлагается вспомнить слова, по которым двигалась улитка, иначе она не попадёт обратно домой. Подсказкой служит то, что во всех этих словах звук [у] находится в середине слова. Местоположение звука может меняться.

В данной игре дорожку могут составлять карточки, названия которых подобраны в зависимости от задач, которые решает педагог, например, при дифференциации звуков [м]-[м′], выставляются предметные карточки, в названиях которых содержатся эти звуки, но двигаться можно по тем, в которых слышен только один из них, например, [м].

Игра «Привередливая кукла»

Цель: закрепление у детей старшей группы умений определять наличие заданного звука в слове и дифференцировать парные согласные.

Материал: силуэт куклы, предметные карточки, в названиях которых есть парные согласные, наборное полотно.

Ход игры

На наборном полотне выставляют силуэт куклы и предметные карточки, имя куклы начинается с дифференцируемой парной согласной, эти же парные согласные содержатся в названиях предметов, изображённых на предметных карточках.

Например: это кукла Полина. Какой первый звук в её имени? ([п].) Полина может выбрать только те предметы в которых спрятался звук [п]. Что наденет Поля, платье или брюки? Что пришито на её платье, пуговицы или бант? Какое украшение выберет, бусы или цепочку? Что обует? Какой фрукт она любит? За каким животным ухаживает? И т.д. Ребёнок проговаривает названия предметных карточек, оставляет на наборном полотне только соответствующие заданию, а затем составляет рассказ о привередливой кукле.

Игра «Поезд слов»

Цель: развитие умений определять позицию звука в слове и .

Материал: силуэт поезда с двумя вагонами синего и зелёного цветов с кармашками в начале, середине и конце вагонов, предметные карточки, в названиях которых есть изучаемые согласные звуки с различным положением в слове.

Ход игры

Педагог вспоминает с ребёнком, где в слове может находиться звук (в начале, середине или конце), а также, каким цветом обозначают твёрдые и мягкие согласные звуки: синий - твёрдый, как лёд; зелёный - мягкий, как травка.

Контролёры на вокзале

Пассажиров проверяли:

Предъявите ваш билет!

Их билет - твой ответ.

Н. Хилтон (перераб.)

Ребёнок рассматривает силуэт поезда, называет цвет его вагонов, проговаривает, что в вагоне синего цвета «поедут» слова, в которых есть изучаемый твёрдый звук, а в зелёном - мягкий. Ребёнок берёт предметную карточку, определяет твёрдый или мягкий звук в слове и его позицию (начало, середина, конец слова), а затем вставляет картинку в соответствующее окошко.

Игра «Под крышей»

Цель: закреплять умения делить на слоги слова различного слогового состава, определять позицию звука в слове, дифференцировать согласные звуки по твёрдости-мягкости.

Материал: предметные карточки, в названиях которых есть заданный твёрдый и мягкий согласный звуки в разных позициях и состоящие из 1-4 слогов, 2 наборных полотна в виде 4-этажных домов с 3 подъездами с синей и зелёной крышами.

Ход игры

Ребёнку дают предметные карточки, содержащие изучаемые согласные звуки с различным положением в слове, различного слогового состава. Он определяет твёрдый или мягкий звук в слове (дом с синей или зелёной крышей), его позицию: начало, середина, конец слова (первый, средний, последний подъезд), шагают по этажам, деля слово на слоги, и вставляют карточку в соответствующее окошко.

Консультация для родителей.

Тема:

Формирование навыков слогового анализа и синтеза в игре.

Слоговой анализ - деление слов на слоги с определением последовательности и количества слогов в словах.

При формировании слогового анализа и синтеза важно опираться на классификацию А. К. Марковой , которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов.

  1. Двухсложные слова из открытых слогов (дача).
  2. Трехсложные слова из открытых слогов (машина).
  3. Двухсложные слова с закрытым вторым слогом (диван).
  4. Двухсложные слова со стечением согласных в середине (банка)
  5. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот).
  6. Трехсложные слова с закрытым последним слогом (бегемот).
  7. Трехсложные слова со стечением согласных (комната).
  8. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом

(ягненок).

  1. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка).
  2. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол).
  3. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт).
  4. Двусложные слова с двумя стечениями согласных (кнопка).
  5. Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха).

Опираясь на эту последовательность, я подобрала слова с разной слоговой структурой, напечатала карточки по которым родители дома а мы с детьми в детском саду будем закреплять умение детей делить слова на слоги, чётко произносить слова разной по сложности слоговой структуры. Игровые приёмы будем обсуждать далее.

В процессе развития слогового анализа и синтеза важно учитывать поэтапность формирования умственных действий.

1 этап: с опорой на вспомогательные средства, на внешние действия.

2 этап: формирование действия в речевом плане.

3 этап: формирование действия в умственном плане (на основе слухо – произносительных представлений).

При слоговом анализе расставляют акцент на гласные звуки (они- основа слога). Знакомство с гласными звуками и их выделение в словах способствует формированию слогового анализа.

Игровые упражнения:

  1. Игра в мяч.

« Встречу слово на дороге.

Разобью его на слоги».

Произнося слово по слогам, ребенок ударяет мячом об пол на каждый слог. Количество ударов соответствует количеству слогов.

  1. « Телеграф».

Произнося слово по слогам, ребенок отхлопывает ладошками каждый слог.

  1. « Домики».

Перед детьми домики с разным количеством окошек (от 1 до 4).

Дети должны разложить по домикам картинки или расселить жильцов (игрушки) соотнося количество слогов в словах с количеством окошек в домиках.

  1. «Слоговой кубик».

На гранях кубика изображено разное количество квадратиков. Ребенок подбрасывает кубик и в зависимости от количества квадратиков на верхней грани подбирает картинку с соответствующим количеством слогов (игрушку и т.д.)

  1. «Слоговой волчок».

Игра аналогична слоговому кубику. Квадраты приклеены к граням кубика.

  1. «Слоговое домино».

Играть можно от 1 до 6 человек. На каждой карточке по 2 предметные картинки. Первый играющий выкладывает любую карточку. Второй анализирует количество слогов в словах и выкладывает свою карточку таким образом, чтобы у рядом лежащих картинок количество слогов совпадало.

  1. «Зарисуй схему».

Предлагаем зарисовать слоговую схему названного слова.

  1. «Подберу схему».

Предлагаем подобрать готовую схему к заданным словам.

  1. «Придумай слово к схеме».

10 . «Куклы и подарки».

Необходимо придумать куклам имена, состоящие из 1, 2, 3 слогов

(Том, Катя, Наташа), а затем подарить им подарки. Количество слогов в названии должно совпадать с количеством слогов в именах.

  1. «Слоговая цепочка».

Ребенку предлагается ряд картинок. Надо выложить из них цепочку по мере увеличения количества слогов в словах.

Сом – веник – машина – телевизор

  1. «Лото».

Перед детьми лото и карточки с цифрами. Ребенку нужно закрыть картинки цифрами соответствующими количеству слогов в словах.

  1. Подбери слова с заданным количеством слогов.
  • по сюжетной картинке
  • выдели из предложения, из текста…
  1. « Пропускаем мы во двор

Слов особенный набор».

Дети строят воротики из ладошек (ладошки на ребре).

Даем инструкцию: открывать ворота только тогда, когда услышат слово из 1 слога (2, 3).

  1. « Слог и слог – и будет слово.

Кто добавит слог до слова?»

Взрослый называет слог. Ребенок добавляет свой слог, чтобы получилось слово.

Жи… (вот, раф, вой), ма …(ма, ша)…

  1. Выделить из предложения слова , состоящие из определенного количества слогов.
  1. Умные раскраски.

Раскрась только тех зверей, в названии которых один слог.

Раскрась только те фрукты, в названии которых два слога.

Раскрась только те овощи, в названии которых три слога.

  1. Посчитай количество слогов в словах обведи в кружок нужную цифру.

Вычерчивание схем слогового состава:

Прямоугольник делится на столько частей, сколько слогов в слове.

Слоговой синтез: упражнения, игры-задания.

  1. «Собери слово».

Из слогов, названных взрослым в разном порядке, составь слова.

лод, хо -…

та, во, ро - …
ты, бе, ге -…
ве, ка, шал - …
ту, ар, тро -…
ша,та,мы -…
мо, гра, та - …
би, рать,за -…
пи,кра,ва -…
чик, бор,за -…
до,про,во,вод -…
лен,дарь,ка -…

  1. Найди слог, вставь недостающие слоги .

Са__ги
ко __ со
до__га
ма__на

  1. «Закончи слово».

Ребёнку предлагают склеить два осколочка слова. Взрослый называет 1 – ые «осколочки» (части слова), ребёнок добавляет один и тот же «осколочек» - пропущенный слог, а затем произносит получившееся слово целиком.

Пример 1: мы будем с тобой собирать из частей слова. Я называю тебе первую часть слова, а ты все время будешь добавлять вторую часть, которая звучит: «точка».

Слова для справок: ве(точка), лас(точка), кос(точка), де(точка), лен(точка).

Пример 2 . Синтез слов с последним слогом – за –

Ко(за), сле(за), ро(за), гро(за), зано(за), мимо(за) , стреко(за, Бере(за), глюко(за).

Пример 3 . Высокочастотным является пример использования слов, содержащих закрытый слог: сок. Слова для справок: но(сок), ле(сок), пе(сок), поя(сок), голо(сок). воло(сок), коло(сок).

  1. «Сложи слова».

Сделай из двух слов одно.

(дан картинный материал: вол, осы, пол, схема предлога ПОД, ушки, корм, мак): корм + ушки; мак + ушки; вол + осы; пол + осы; под + ушки


Екатерина Козгова
Игры для развития слогового анализа и синтеза, звукового анализа и синтеза, формирование лексико-грамматических категорий

Хорошая речь–важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка . Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие . Поэтому поиски и совершенствование практических приемов и методов по предупреждению и устранению дефектов речи у дошкольников, в логопедической, психолого-педагогической практике коррекции речи, не утратили своей актуальности и сегодня. Предлагаю для работы логопедов игры для развития слогового анализа и синтеза , звукового анализа и синтеза , закрепление навыков анализа предложений , формирование лексико-грамматических категорий , развитие логического мышления.

«Один, два, три»

Цель : определение количества слогов в словах ,

Воспитание произвольного внимания, упражнение в построении и перестроении.

Оборудование : доска,крупные предметные картинки

Ход игры : дети ходят врассыпную. На сигнал логопеда : «Внимание» - дети смотрят на картинку на доске и строятся в колонну по одному, парами или тройками в зависимости от количества слогов в названии предмета на картинке

Звуковой анализ и синтез слова

«Мяч в воздухе»

Цель : определение первого и последнего звука в словах

Развивать мелкие мышцы рук

Оборудование : мяч

Ход игры : Все играющие становятся в круг. Один встает в центре круга, высоко над собой бросает мяч, называет любое слово (мяч может ударяться об пол только один раз) . Другой ребенок ловит мяч, бросает его вверх и говорит слово, начинающееся на последний звук предыдущего слова . Дети бросают и ловят мяч по очереди, по часовой стрелке. Кто ошибается – выходит из игры . Игра продолжается, пока каждый ребенок не скажет по 2-3слова. Оставшиеся в кругу считаются выигравшими, выбывшие – проигравшие.

«Главная буква»

Цель : упражнять детей называть слова на заданный звук

Развивать мелкие мышцы рук , координацию, точность движений и ловкость

Оборудование : мяч, карточки с буквами

Ход игры : Все играющие становятся в круг, перебрасывают мяч друг другу, называя при этом слова на указанный звук

«Живые звуки »

Цель : определение последовательности и количества звуков в слове

Ход игры : Один ребенок – звук «Н» , другой – «О» , третий «С» . Играющие дети называют эти звуки . Затем они прячутся, и логопед приглашает их появиться по одному, спрашивая у остальных детей, какой звук пришел первым , какой вторым, какой последним. В какой последовательности должны встать дети – звуки , чтобы получилось слово? Какое получилось слово?

«Живая стрелка» (закрепление анализа предложений )

Цель : закреплять умение придумывать по картинкам предложения с предлогами, определять количество и последовательность слов в предложениях; упражнять в беге по кругу, в остановках по сигналу.

Оборудование : шапочка со стрелкой, сумка через плечо у водящего, в ней сюжетные картинки.

Ход игры : Ребёнок, изображающий «живую стрелку» , находится в центре круга. Он кружится в правую сторону, дети бегут в противоположную сторону по кругу со словами :

«Стрелка, стрелка покружись,

всем ребятам покажись,

покажи нам поскорее

кто из нас тебе милее!»

«Стрелка» останавливается и указывает на какого-нибудь ребёнка. Он должен придумать предложение по картинке, которую показывает «Живая стрелка» , и определят последовательность слов в предложении и др. задания

«Поймай слово»

Цель : учить детей составлять с заданным словом предложение (по желанию и по уровню развития детей можно поставить задачу : в начале предложения заданное слово, в середине или где угодно)

Ход игры : Ведущий начинает, говорит своё предложение «У нас в группе много игрушек» . Следующий стоящий «Ловит» последнее слово со словом игрушка, составляет предложение. Следующий стоящий «Ловит» его последнее слово в предложении и т. д. по цепочке.

«Земля, вода, огонь, воздух»

Цель : активизировать словарь детей за счет существительных по темам «Рыбы» , «Птицы» , «Дикие животные» и т. д. ; учить бросать мяч точно в руки и ловить его, прижимая к груди; развивать внимание , быструю реакцию.

Оборудование : мяч

Ход игры : Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий (логопед или ребенок) . Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из слов : земля, вода, воздух, огонь. Если водящий сказал слов «земля» , тот, кто поймал мяч должен быстро назвать какое-нибудь домашнее или дикое животное; на слово «вода» играющий отвечает названием какой-либо рыбы; на слово «воздух» - названием птицы. При слове «огонь» - все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками, как бы стараясь потушить огонь. Затем мяч возвращают водящему. Ошибающийся выбывает из игры .

«Я по кругу иду»

Цель : активизировать словарь детей за счёт прилагательных и существительных; закреплять умение согласовывать прилагательное с существительными.

Ход игры : Дети, взявшись за руки. Идут по кругу и говорят : «Я по кругу иду и в него с собой беру» , логопед дает задание – называет прилагательное («Сладкое (сладкие, сладкую) .Кого называет логопед, то ребенок делает шаг в круг и отвечает согласуя прилагательное с существительным («Я возьму с собой в круг…» )сладкое яблоко

«Корзина Красной Шапочки»

Цель : активизировать словарь детей за счет прилагательных и существительных; развитие способности к запоминанию, активизация внимания.

Ход игры : Логопед начинает игру словами : «Красная Шапочка собирается в гости к бабушке. Она положила в корзину сладкий пирог». Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что-то своё, например : «Красная Шапочка собирается в гости к бабушке. Она положила в корзину сладкий пирог и яблоки». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то своё и т. д. Можно потом попросить детей нарисовать корзину и всё, что в неё лежит.

«Два слова»

Цель : развивать внимание , словесно-логического мышления и речи.

Ход игры : Логопед произносит два несогласованных между собой слова, например : «кошка, окно» и бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч и придумывает из этих слов фразу, например : «Кошка сидит на окне» . Затем мяч попадает снова к логопеду и ситуация повторяется. Логопед произносит слова, ребенок фразу. (Лошадь, повозка. Карандаш, стол. Аптекарь, лекарство. Шляпа, голова. Дедушка, палка.)

«Согласен – не согласен»

Цель : учить сопоставлять противоположные мнения, учить правильно выстраивать предложения при ответе.

Оборудование : мяч.

Ход игры : Дети становятся в круг, у логопеда в руках мяч. Логопед кидает мяч детям и задает вопрос. Если ребенок согласен он начинает предложение со слов «Я с вами согласен, потому что…» . Вопросы могут быть на разные темы.

1. Я считаю,что лиса это домашнее животное – я с вами не согласен, потому что лиса это дикое животное

2. Я утверждаю, что А – это гласный звук , - да я с вами согласен, звук А поётся , поэтому он гласный звук

3. Я считаю, что перелётные птицы не улетают, а зимуют – нет я с вами не согласен, потому что они улетают в тёплые края

4. Я считаю, что май это летний месяц - …

«Крестики - нолики»

Цель : закреплять знания обобщающих понятий, расширить словарный запас, развивать фонематическое восприятие.

Оборудование : карточка – домик с тремя этажами по три окна, по одной на каждого ребенка; карточки размером с окошко : Х-6 штук, 0 – 6 штук.

Ход игры : Дети сидят за столами перед каждым набор карточек. Логопед дает задание. Дети выполняют. Например, Л : «Я буду называть слова, если это одушевленное слово Х, если неодушевленное О. Я называю слова, если слышите гласный звук – Х , а если согласный - О. Я называю слова : овощи – Х, если фрукты - О» и т. д.

Проблема нарушений письменной речи у учащихся - одна из самых актуальных для школьного обучения. Недостаточная сформированность
фонематического восприятия, а также связанного с ним звукового анализа и синтеза слов приводит к появлению на письме специфических ошибок:

  • пропуск букв в словах, добавление букв, перестановка букв;
  • пропуск, добавление, перестановка слогов;
  • слияние нескольких слов в одно слово, разделение одного слова на части.

Отработка умения делить слова на слоги (слоговой анализ) и составлять из слогов слова (слоговой синтез) имеет важное значение в освоении детьми навыка письма. От того, насколько четко учащиеся дифференцируют артикуляцию сходных по звучанию фонем, овладевают процессом слогоделения, зависит дальнейшее формирование у них грамотного письма.

Упражнений и игр на развитие слогового анализа в логопедической литературе довольно много. После того как дети научатся хорошо различать гласные и согласные звуки в словах разнообразной структуры и поймут основное правило слогового деления, необходимо особое внимание уделить закреплению операций слогового анализа и синтеза. Предложенные игры способствуют решению многих задач речевого развития учащихся начальных классов.

Они могут быть использованы на занятиях по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза; акустической, аграмматической дисграфии; дизорфографии. Предлагаемый материал будет также полезен учителям начальной школы на уроках русского языка при закреплении темы “Слоги”, “Ударение”, в работе над словарными словами.

Родители учащихся могут воспользоваться играми в домашних условиях для совершенствования у ребенка навыка деления слов на слоги, написания словарных слов.

Игра "Прочитай слово по номеру слога в названии картинки"

Задачи: развивать фонематический слух; упражнять в умении выделять определенный слог; формировать навык написания словарных слов.

Оборудование: карточки с картинками.

Инструкция:

  1. назови, что нарисовано;
  2. определи в каждом слове количество слогов;
  3. найди в каждом слове указанный слог, запиши его в тетрадь;
  4. прочитай получившееся слово;
  5. подчеркни в этом слове "сомнительное место" (орфограмму).

Игра "Имя сказочного персонажа"

Цель: совершенствование навыка слогового анализа и синтеза.

Задачи: развивать фонематический слух; упражнять учащихся в умении делить слова на слоги.

Оборудование: карточки с набором слов.

Вариант 2

Инструкция: выпиши из каждого слова ударный слог - и узнаешь имя сказочного персонажа.

  1. Молоко, лошадь, клубок. (Колобок.)
  2. Золото, галушки, шкафчик. (Золушка.)
  3. Маска, утро, глина. (Маугли.)
  4. Мальчик, телевизор, стена. (Мальвина.)

Игра "Прочти пословицу"

Цель: совершенствование навыка слогового анализа и синтеза.
Задачи: развивать фонематический слух; упражнять учащихся в умении выделять ударный слог; воспитывать интерес к народной мудрости (пословице).
Оборудование: карточки с набором слов.
Инструкция:

  1. выдели в каждом слове ударный слог;
  2. запиши выделенный слог в тетрадь;
  3. составь из полученных слогов новые слова, а из этих слов - предложение.

1. Перец, роза, пища, планшет, а, умный, восемь, кредит.
(Перо пишет, а ум водит.)
2. Горы, пилоты, сова, без, удочка, зима, капуста, старый, яма, рисунок,
маленький.
(Голова без ума - пустая сума.)

Использование на коррекционно-педагогических занятиях подобных игр обеспечивает условия для формирования грамотности у учащихся, повышения эффективности обучения. Дети лучше запоминают то, что вызывает у них интерес, при этом облегчается восприятие изучаемого материала. Игровые ситуации на занятиях всегда вызывают положительные эмоции, снимают усталость, напряжение, что содействует повышению мотивации к учебе. Практика показывает, что систематическая работа по развитию и совершенствованию навыков звукового, слогового анализа и синтеза позволяет устранить или значительно уменьшить количество ошибок на письме.

Игры и упражнения для развития слогового анализа.

Слоговый анализ – важный этап ознакомления ребенка со звуковой стороной слова. Слог выступает в качестве единицы чтения и письма. Чтобы правильно передать на письме звуковой состав слова (без пропусков и перестановки букв), прежде всего надо разделить слово на слоги.

Некоторые авторы считают, что умение произнести слово по слогам является врожденным, так как произнесение опирается на слитную артикуляцию согласного и следующего за ним гласного звука (открытый слог) или произнесение гласного и следующего за ним согласного (закрытый слог). Опираясь на это умение, взрослые предлагают произнести слово не слитно, а по частям. Практически всем детям удается безошибочно выполнить данное задание.

Но часто данный вид работы вызывает у детей трудности. Поэтому работу по формированию слогового анализа, а также синтеза и представлений необходимо включать в занятия по обучению грамоте.

Первоначальное представление о том, что слово состоит из слогов, дети получают, слушая образец послогового произнесения слова воспитателем. Но очень полезно перед тем, как давать образец, поставить перед ними задачу такого произнесения, т. е. спросить, можно ли произнести слово по частям. Этот термин - «часть» - на первых занятиях используется вместо термина «слог», так как дети в начале обучения обычно смешивают слог и слово. (Позже, когда они научатся проводить элементарный слоговой анализ слова, следует начать использовать термин «слог», пояснив его: часть слова называется «слог», потому что слово состоит из слогов, сложено из них).

Педагог говорит: «Вы уже знаете, что предложение состоит из слов. Лена, скажи какое-нибудь предложение из трех слов. (Дети весело поют)... Правильно. А теперь ты, Саша, скажи это предложение не сразу, а отделяя одно слово от другого, чтобы каждое из них хорошо слышалось.

Теперь послушаем, как звучит первое слово нашего предложения: дети. А можно ли его произнести не сразу, а по частям?»

Задавая такой вопрос, педагог активизирует внимание детей, ставит перед ними задачу произнести слово не так, как оно обычно произносится. Это значительно облегчает понимание слогового строения слова. Дети более осознанно воспринимают послоговое произнесение слова воспитателем. Но не нужно торопиться давать такой образец. Пусть сначала они сами попробуют произнести слово по слогам.

С таким заданием дети нередко справляются легко. В случае затруднений педагог сам произносит слово по слогам, давая образец, после чего дети произносят по частям называемые им двухсложные слова (кошка, луна, липа и т. п.).

Можно предложить ребенку позвать девочку Машу, которая «заблудилась в лесу»: «Ма-ша!» Обратить внимание, что слово делится на две части. Назвать отдельно первую часть слова, затем вторую. Предложить ребенку «позвать» других детей: Ди-ма, Ка-тя, Са-ша, Да-ша, Во-ва. Затем можно предложить ребенку поискать среди домашних предметов слова из двух частей: ваза, мыло, часы и другие.

Обучение анализу слогового состава слова осуществляется на двухсложных и трехсложных словах. Однако необходимо познакомить детей и с односложными словами. Естественно, с них нельзя начинать, так как в этом случае невозможно сразу же использовать термин «часть». Ведь термин «часть» в начале обучения вводится для обозначения именно части слова, состоящего из нескольких слогов. Только тогда, когда дети усвоят термин «часть», можно включать в список слов, используемых для анализа, также односложные слова (шар, мак, мяч, жук, рак и т. п.).

Ребенок 6 лет должен знать, что слово делится на слоги, что количество их разное и расположены они в определенной последовательности. Также он должен понимать, что один из них произносится немного более протяжно и громко – это ударный слог.

Вычленение ударного слога - необходимый этап в работе по обучению детей старшего дошкольного возраста. Умение слышать ударный слог необходимо при обучении чтению и письму, а также для правописания безударных гласных. Слышание ударного слога необходимо детям и для правильного понимания тех слов, которые различаются только ударением (замо́к – за́мок, хлопо́к – хло́пок, полки́ – по́лки и т.д.)

Педагог обращает внимание ребенка на то, что слоги в слове звучат по-разному: один из слогов обязательно произносится более протяжно.Воспитатель умышленно усиливает голосом первый слог: ры́-ба, мо́-ре, Да́-ша, Ро́-ма, со́-ки и другое. Второй слог произносится более коротко, отрывисто.

Такая же работа проводится со словами, где ударный слог стоит на втором и третьем месте: зи-ма́, во-да́, ру-ка́, мо-ло-ко́, хо-ро-шо́, да-ле-ко́.

Обучить дошкольников послоговому произнесению слова нетрудно, но главное заключается в том, чтобы дети осознали принцип слогового строения слова. Они должны научиться хорошо слышать и называть первый, второй, третий слог в слове, составлять из заданных слогов слова.

Существует много методических приемов, которые успешно используются в практике обучения.

Для работы используется схематическое изображение слогового состава анализируемого слова (аналогичное схеме словесного состава предложения).

Можно использовать графические схемы: -, - -, - - -, где каждая черточка обозначает) слог.

Дети получают задания узнать, сколько слогов в том или ином слове, произнося слово по слогам и одновременно шагая или хлопая в ладоши. В подготовительной к школе группе заучивается правило: «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов».

Закрепление операций слогового анализа может проводиться с использованием следующих заданий и игр:

1. «Телеграф». Ребенок или педагог отстукивают слоговую структуру слова, дети отгадывают, что это за слово (по картинкам).

2. Игра с мячом: ударить об пол столько раз, сколько слогов в слове;удары сопровождаются четким произнесением слогов.

3. «Слово можно прошагать». Ребенок делает шаг на каждый слог.

4. Деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением механического действия (нанизыание колец на стержни; сравнить слова: где колец больше, то слово и длиннее.

5. Ребенок записывает (поднимает) цифру, обозначающую количество слогов в слове.

6. Разбор слова по схеме: сколько слогов в слове, какой слог первый, последний, какой слог стоит перед заданным слогом, после заданного слога, между заданными слогами.

7. Игра с мячом: дети передают друг другу мяч и одновременно называют слог какого-то слова; получивший мяч ребенок называет следующий слог и т.д.

8. Назвать лишнее слово: мартышка, бегемот, жираф, крокодил.

9. Ребенку предлагается ряд слов. Надо найти одинаковый слог во всех словах: насос, спина , панама, кабина, находка.

10. «Слоговая цепочка» - научить выделять первый и последний слоги.

11. Выделить из предложений слова, которые состоят из двух, трех слогов.

12.Игра "Домики". Дети раскладывают картинки под одно, двух или трехэтажными домами в зависимости от того, сколько в них слогов.

13. Игра "Поезд". Детям предлагается макет поезда: паровоза и трех вагонов с цифрами 1,2,3. В первом вагоне нужно было разместить слова-картинки из одного слога, во втором - из двух слогов, в третьем - из трех.

14. Разложить картинки под схемы слов:

(дуб) (сосна) (береза)

---- ---- ---- ---- --- ----

Задания могут быть подобраны на определенный звук или по лексической теме.

1. «Зимние картинки»

Подобрать картинки на тему зимы и предложить ребенку найти слова из 2 слогов: зи-ма, сан-ки, лы-жи, шап-ка, сне-жок.

3. «Найди вкусное слово».

Хлопнуть в ладоши, услышав слово из трех слогов: ваф-ли, ле-ден-цы, бул-ка, ка-лач, со-лом-ка, шо-ко-лад, хал-ва.

4. «Накорми животное»

Называть корм для животных, в названии которого 2 слога: тра-ва, се-но, мор-ковь, са-ло, мя-со, кос-ти. Указать, кто питается каким кормом.

5. «Одень куклу».

Дать имена куклам и определить количество слогов: Ле-на, Ка-тя, Та-ня, На-та-ша, Та-ма-ра. Рассмотреть кукольную одежду и подобрать для кукол с двусложными именами такую: кос-тюм, блу-за, брю-ки. А для кукол с именами из трех слогов: са-ра-фан, коф-точ-ка, кур-точ-ка.

6. «Зоопарк».
Картинки с изображением зверей разложить в два домика (нарисовать домики с 2 и 3 окнами). В домике с 2 окнами будут жить животные из 2 слогов и т.д.

Игры и задания по развитию слогового синтеза

1. Определить слово или предложение, произнесенное по слогам.

2. Дополнить данные слоги одинаковым слогом ША: МА…, КА…, ДА…, ПА…, НАТА….,; СА: …НИ, …ДИК, …МОЛЕТ, …МОКАТ.

3. Дополнить слово подходящим слогом: земляни…, смороди…

4. Разгадать ребусы:

КОФ. ЛАС. КОС.

5. Выбрать слоги из таблицы и составить слова:

МА

РА

НА

ША

ЛА

ШИ

ПА

6. « Угадай, кто к нам пришел?» Заранее готовятся игрушки, дети - угадывают их по слогам, данным в беспорядке (например: ка - миш, ка - зай, са - ли).

Смешанные задания на анализ и синтез слов

1. Поменять слоги местами, составить слово: рады – дыра, сосна- насос, мышка- камыш,банка-кабан.

2. «Зашифрованное слово». Выделить первый слог из названий картинок, объединить слоги в слово (например: малина, шина, насос - машина ).

3. Один ребенок произносит слово медленно по слогам: пу-го-ви-ца, а другой произносит слово целиком.

4. Определить какой слог пропущен: ко-…-ва, са-…-лет.

5. «Из слогов – предложение». Ребенок выделяет первый слог из слова, составляет по первым слогам слова, а из них - предложения.

Игры и задания на развитие представлений

1. Подбор слов с определенным количеством слогов: дети или вспоминают соответствующие слова, или выбирают из ряда картинок те, названия которых состоят из заданного количества слогов. Задание дается словесно или с помощью схемы.

2. Подбор слов, начинающихся с определенного слога. Воспитатель (или ребенок) называет первый слог, дети вспоминают соответствующие слова (ма - мама, машина и т. п.).

3. Подбор слов с определенным слогом (ма, бу, па и т. д.); место слога может быть заданным. («Вспомни слово, в котором второй слог ка » ); может быть заданным и количество слогов в слове («Найди картинку, название которой состоит из трех слогов и последний слог «ка»).

4. Вспомнить слова, которые оканчиваются на слог –ток: пла-ток, моло-ток, ка-ток.
На слог –сок: пе-сок, ле-сок, но-сок.

5. Вспомнить слова, которые начинаются на слог –ба: ба-нан, ба-ран, ба-тон, ба-бушка, ба-рабан

4. Придумать чистоговорку по образцу: шо-шо-шо – хорошо; ши-ши-ши - …

5. Подобрать рифму к словам: зайка - …, мак - … . кот – рот, сало – мало, Маша – каша, печка – речка …

Чтобы выполнить такие задания, ребенок должен проделать активную мыслительную работу, правильно употреблять слова, отобрав из них наиболее точные.

Ребенок может также придумывать задание – загадки для взрослых. Взрослый просит ребенка описать предмет (слово из 2 слогов), не называя его. Ребенок говорит: «Это школьный предмет. Его носят в портфеле. Форма у него продолговатая. Название начинается на звук – р, а всего в слове 2 части». Взрослый отгадывает: ручка.