Интересные факты о христофоре колумбе. Откуда такая вариация национальностей

В данной статье мы предлагаем вашему вниманию подборку интересных фактов о мореплавателях и об их морских путешествиях.

Каждый моряк обязан был уметь быстро и правильно вязать десятки всевозможных узлов, причём делать это зачастую в потёмках или во время шторма на многометровой высоте. Самые древние узлы были найдены в Финляндии, они датируются неолитом (поздним каменным веком). Со временем искусство вязания узлов моряками было доведено до совершенства. От этого зависела безопасность судна под парусами. К расцвету парусного флота в морском деле насчитывалось почти 500 узлов. Как это ни печально, искусство вязать морские узлы исчезло вместе с парусниками.

В Англии все пираты имели специальные «каперские свидетельства» о том, что они являются пиратами. Для того, чтобы получить такой документ, нужно было предоставить капитану корабля справки от родителей и священника о своём безукоризненном моральном облике.

Сами главы государств давали разрешение на атаку тех или иных судов, принадлежащих неприятельственной державе. Например, королева Англии Виктория поощряла пиратство против испанских кораблей.

Татуировка у моряков с давних времён считалась оберегом и опознавательным знаком. Традиция украшать тела татуировками распространилась по всему миру во многом благодаря Джеймсу Куку и его команде, которые в 70-х годах XVIII столетия посетили острова Полинезии в Тихом океане. Вернувшись из плавания в 1769 году, Кук привез с Таити не только само слово «tattoo», но и Великого Омаи - колоритного полинезийца, тело которого украшала целая галерея татуировок.

Среди моряков самыми популярными татуировками считались изображения моря, черной кошки, клевера с четырьмя листьями, подковы и многие другие. У многих моряков распространена была татуировка в виде звезды между указательным и большим пальцами рук. Чаще всего на тело наносили религиозные символы, у христиан это было, конечно же, распятие. По поверью, эти знаки приносили удачу, а также в случае гибели моряка по этим татуировкам можно было определить, какой веры утопленник, а значит - по каким обычаям его хоронить.

Моряки верили, что серьга в правом ухе оберегает от ослабления зрения и ревматизма. Большую золотую серьгу носили моряки, прошедшие мимо мыса Горн, где почти круглый год стоит штормовая погода. Такой мореплаватель имел право на одну бесплатную кружку спиртного в портовых кабаках и даже мог безнаказанно класть ноги на стол.

Широко известно, что присутствие женщины на корабле было недопустимо, но на носовой фигуре изображались именно представительницы прекрасной половины человечества. Величественные богини, таинственные русалки, изящные туземки придавали незабываемое очарование быстроходным парусникам. Моряки свято верили, что женская красота усмирит любую непогоду и заставит ветер развеять шторм. В древности ростра изображала также и мифических животных, использовалась в виде тарана и имела функцию устрашения.

Кроме того, за этой фигурой также скрывался гальюн (туалет). Выбор места не случаен: нос корабля - самая продуваемая ветрами часть судна.

Интересен обычай, свято соблюдаемый во всех флотах, - признание неприкосновенности сундука или чемодана, в котором моряк хранил своё имущество. Отсюда ненадобность замка, полное отсутствие воровства в матросской среде. Однако после русско-японской войны на русском флоте морские устои пошатнулись, и воровство стало обычным делом среди матросов.

Слово «небоскрёб» имеет морское происхождение. Так назывались самые верхние треугольные паруса ещё 200 лет назад. При штормовом ветре они начинали гнуть мачту настолько сильно, что на мостике всегда стоял капитан с пистолетом. Когда мачта уж слишком сгибалась, он стрелял в парус, парус рвался, и всё приходило в норму.

У моряков был обычай накрывать стол только мокрой скатертью, чтобы миски не скользили по столу и не падали во время качки.

Известно, что женщин на корабль не пускали (кстати, как и юристов и служителей культа). Присутствие при закладке корабля девственниц, особенно рыжих, считалось плохим предзнаменованием. Считалось, что если на корабль взойдёт представительница прекрасного пола, то нужно ждать беды. Норвежские корабелы никогда не начинали постройку судна в пятницу, в день красивой и коварной богини любви Фрейи, недоброжелательности которой опасались все моряки. В странах Ближнего Востока считали, что если женщина, не имеющая детей, ночью взойдёт на недостроенное судно или коснётся его, унесёт с него какой-нибудь предмет, то в скором будущем она обязательно станет матерью.

Впрочем, несмотря на запрет на присутствие женщин на корабле, существовало и другое поверье - рождение ребёнка на судне во время плавания считалось счастливой приметой и приносило удачу кораблю.

Моряки, которые впервые пересекали экватор, обязательно купались в его водах. Но и это еще не всё! Когда команда пересекает экватор, строго-настрого запрещено: плевать за борт, садиться на кнехты, бриться, становиться без необходимости спиной к лобовым иллюминаторам (по направлению движения судна), вносить на борт рыбацкие сапоги на плече.

Магеллан совершенно не предполагал совершить кругосветную экспедицию - он лишь хотел найти западный путь к Молуккским островам и возвратиться назад. Лишь угроза нападения португальцев заставила один из кораблей продолжать следовать на запад и в итоге обогнуть земной шар, сам же Магеллан погиб в сражении на Филиппинах в ходе плавания.

Прибыв к северному побережью Южной Америки, в лагуне Маракайбо конкистадоры увидели построенные на сваях и соединённые между собой мостиками индейские хижины. Уроженцу Италии Америго Веспуччи, прибывшему с испанцами, они напомнили Венецию, и он назвал свайный посёлок маленькой Венецией, по-итальянски Венесуэлой.

Португальский принц Генрих Мореплаватель никуда не плавал в качестве капитана и вообще мало куда выбирался из Португалии, а прозвище получил потому, что являлся организатором многих португальских экспедиций, приведших к открытию новых земель.

На архипелаге Огненная Земля в Южной Америке нет ни одного вулкана. Своё название он получил от Магеллана, увидевшего с корабля многочисленные огни, которые были кострами индейцев.

Вконтакте

Один из самых известных мореплавателей эпохи Великих географических открытий. Он считается первооткрывателем Америки - в 1492 году Колумб достиг берегов американского континента, проплыв поперек Атлантического океана. Его открытие положило начало исследованию Центральной и Южной Америки.

1. Знаменитое открытие нового континента произошло 12 октября 1492 года. После долгого путешествия по Атлантическому океану матрос, наблюдавший со шхуны «Пинта», закричал заветное «Земля!». Колумб и его команда искали короткий путь в Азию, при котором не пришлось бы огибать всю Африку, и были уверены, что они его нашли. Это было бы очень полезным открытием, так как в то время Великий шелковый путь был перегорожен Османской империей, и Европе приходилось искать новые способы попасть в Азию. Плавать вокруг Африки было опасно и долго, новые торговые пути очень пригодились бы европейским купцам, которых манили азиатские сокровища. Колумб прекрасно знал, что Земля круглая и справедливо решил, что доплыть до Азии можно с другой стороны. Только в расчетах ее размеров он существенно ошибся - от нового континента до Азии оставалось еще около пятнадцати тысяч километров. Но сам мореплаватель даже не узнал, что стал первооткрывателем. Впрочем, это звание тоже приписано ему незаслуженно, так как еще в Средние века в Америке побывали викинги из Исландии. Но никому за пределами Скандинавии не было известно об этих северных походах, поэтому открытие Колумба стало сенсацией.

2. Христофору Колумбу понадобилось более семи лет, что убедить королевскую чету Испании в необходимости экспедиции. Король Фердинанд и его супруга Изабелла, а также все чиновники и сановники не могли понять, каким образом можно попасть на восток, двигаясь при этом на запад. Мореплаватель столкнулся с множеством предубеждений - например, многие считали, что он не сможет подняться на огромную водяную гору, образованную выпуклостью земного шара. Ему пришлось подбирать подходящие аргументы и всяческими способами уговаривать испанского короля, и в конце концов - в 1491 году - ему это удалось, и король одобрил экспедицию.

3. До Колумба ни один корабль не заходил так далеко в открытое море. В основном все корабли двигались вдоль береговой линии, а океана все боялись. Обычные моряки отказались принимать участие в такой рискованной экспедиции - если король не верил в шарообразную форму Земли, то неграмотные моряки и подавно считали, что Земля плоская, и они обязательно упадут к черту на рога. Поэтому Колумбу пришлось набирать команду из заключенных - они предпочитали рискнуть в страшной экспедиции, чем умереть в тюремной камере.


4. Неудивительно, что в те времена никто не отваживался выйти в открытый океан - судна пятнадцатого века были маленькими и неподходящими для дальних плаваний. Экспедиция Колумба двигалась на трех каравеллах - это слово является уменьшенным от испанского «карава», что означает небольшое судно на парусах. «Санта-Мария» была крупнейшим кораблем Христофора Колумба, но ее длина составляла всего около сорока метров - необычайно маленькое судно по современным меркам. А две других каравеллы, «Пинта» и «Нинья», были еще меньше - около двадцати метров, даже для тех времен очень маленькие корабли.

5. Матросы-бывшие заключенные, осознав рискованность предприятия, часто впадали в панику. Они были полны суеверий и предубеждений: видя альбатросов и водорослей, они думали, что земля близко. И Колумб не хотел их огорчать, тем более правда посеяла бы большую панику среди команды. Поэтому мореплаватель значительно уменьшал цифры, рассказывая морякам о пройденном расстоянии - так они считали себя в безопасности.

6. Во время экспедиции первооткрыватель обнаружил, что стрелка компаса начала показывать не на север (на Полярную звезду), а немного в сторону. Колумб сильно нервничал по этому поводу, но команду не стал пугать и промолчал. В то время еще никто не знал, что компас показывает магнитные полюса Земли, а не географические.


7. Колумб был настолько убежден, что открыл путь в Индию, что многие верили в это. Поэтому американских коренных жителей назвали индейцами (в русском языке названия различаются, но в английском они произносятся и пишутся одинаково «indians»).


8. После экспедиции Колумба индейцы впервые увидели коров, лошадей и виноград. А мореплаватель привез в Европу картофель, кукурузу и помидоры. Еще несколько последующих веков между Америкой и Европой велась сельскохозяйственная торговля, которая была известна под названием «Колумбов обмен».


9. Всего Христофор Колумб совершил четыре экспедиции в Америку. Во время последней он с командой попал в сложную ситуацию - у него сломались корабли, закончилась еда, а местные жители были враждебно настроены по отношению к европейцам. И Колумб решил пойти на хитрость - приближалось лунное затмение, которое можно было использовать для внушения уважения индейцам. Мореплаватель рассказал местным вождям, что белый бог может наложить страшную кару на индейцев - отнять луну. Вскоре началось затмение, и луна стала темнеть. Коренные американцы были испуганы и согласились на мир, предоставив Колумбу и его команде необходимую провизию и материалы.

Человек, открывший Америку для европейцев, умер в забвении, лишённый прав на свои открытия…

1. Спор о дате и месте рождения Христофора Колумба продолжается до сих пор. Согласно наиболее распространенной версии, он родился в Генуэзской республике в небогатой семье Доменико Коломбо и Сузанны Фонтанароссы в период между 26 августа и 31 октября 1451 года.

2. Не существует ни одного прижизненного портрета Христофора Колумба. Его изображения, которые известны сегодня, были созданы после его смерти на основании словесных портретов, составленных современниками мореплавателя:

«Ростом был высок, выше среднего, лицо имел длинное и внушающее уважение, нос орлиный, глаза синевато-серые, кожу белую, с краснотой, борода и усы в молодости были рыжеватые, но в трудах поседели».



Художник Д. Вандерлин . Высадка Колумба в Америке.

3. В 1474 году Христофор Колумб, уже имевший опыт морских торговых экспедиций, получил письмо от астронома и географа Паоло Тосканелли, в котором тот доказывал, что до Индии можно добраться гораздо более коротким морским путём, если плыть на запад. Именно тогда у Колумба появились первые намётки плана будущей экспедиции.

4. С 1476 года Христофор Колумб в течение девяти лет жил в Португалии. В этот период он предлагал план экспедиции в Индию «западным путем» правительству Генуэской республики и королю Португалии Жуану II. Поддержки Колумб не получил.

5. В 1485 году Христофор Колумб переехал в Испанию, и в течение семи лет пытался добиться поддержки проекта своей экспедиции. В итоге решающее слово оказалось за королевой Изабеллой Кастильской, заявившей о готовности заложить ради экспедиции собственные драгоценности.

Согласно договору, восьмую часть расходов на экспедицию Колумб должен был нести сам, однако таких средств у него не было, и деньги пришлось занимать в долг.

Вступление Колумба на землю Майя. Колумб объявляет открытую землю собственностью испанского короля.

6. В период с 1492 по 1504 годы Христофор Колумб совершил четыре экспедиции «в Индию». В их ходе было положено начало изучению Южной и Центральной Америки, включая континентальную часть и архипелаги.

Колумб был уверен, что ему удалось открыть окраины Восточной Азии: окрестности Китая, Японии или Индии. Именно в силу этого открытые территории в Европе в течение долгого времени называли «Вест-Индией».

7. До 1499 года Христофор Колумб имел монопольное право на открытие новых земель в Вест-Индии. Но в этот период новые земли, ставшие колониями Испании, дохода практически не приносили.

Открытый в 1498 году Васко да Гамой восточный путь в настоящую Индию окончательно подорвал позиции Колумба, который не только лишился предоставленных ранее прав, но даже подвергся аресту.

«Пинта», «Нинья» и «Санта Мария» - корабли Колумба.

8. К своей цели - достижению западным путём Индии и Японии - Колумб ближе всего подошёл в 1503 году, во время своей последней экспедиции. Он добрался до бухты, столетия спустя ставшей входом в Панамский канал, и установил, что Тихий и Атлантический океаны разделены узкой горной полоской земли.

От Тихого океана Колумба отделяли 65 километров, но возможность преодолеть их на корабле появится только в XX веке, после строительства Панамского канала.

9. Христофор Колумб скончался 20 мая 1506 года в Севилье, лишившись практических всех финансовых средств и прав на свои открытия. Смерть первооткрывателя осталась практически незамеченной.

Всего через несколько лет после кончины Колумба в Испанию потоком стали поступать золото и другие ценности из Вест-Индии. Сыновья Колумба благодаря этому в скором времени стали очень состоятельными людьми. Старший сын, Диего, в 1511-1518 годах носил титул вице-короля Новой Испании.

Христофор Колумб. Посмертный портрет кисти Себастьяно дель Пьомбо.

10. Как нет абсолютно точной информации о месте рождения Христофора Колумба, так нет и сведений и о том, где он нашел последний приют. После первого захоронения в 1506 году в Севилье он, во исполнение завещания, в 1540 был перезахоронен в городе Санто-Доминго на острове Гаити.

После перехода Гаити в руки испанцев, прах Колумба перевезли на Кубу, в Гавану. В 1898 году останки Колумба вернули в Санто-Доминго, а затем ещё раз перезахоронили в Севилье. Есть подозрение, что в процессе многочисленных перезахоронений останки человека, открывшего Америку для европейцев, могли быть окончательно утеряны.

Пожалуй, в каждом человеке живёт исследователь, но для некоторых тяга к приключениям и исследованию мира становится смыслом жизни. О знаменитых путешественниках-первооткрывателях известно много, а здесь собраны любопытные факты с ними связанные.

1. Америго Веспуччи

Флоренция
Венесуэла получила свое название, когда Америго Веспуччи увидели, как туземцы строят дома на сваях над водой, подобно тому, как это делают в Венеции. Венесуэла переводится, как «Маленькая Венеция».

2. Адмирал Чжэн Хэ



Китай
Чжэн Хэ был китайским адмиралом, дипломатом и исследователем, который был широко известен в 1300-х годах. В детстве мальчика кастрировали и он пребывал в рабстве.

3. Джордж Мюррей Левик



Англия
В 1911 году британский исследователь Джордж Мюррей Левик наблюдал случаи некрофилии у пингвинов в Антарктиде. Результаты его исследований не были опубликованы до 2012 года, потому что они были сочтены слишком неприличными на то время.

4. Джеймс Кук



Англия
Когда Джеймс Кук впервые прибыл на Гавайи, местные жители сочли его богом. Позже он вновь вернулся на острова, когда его корабль пострадал от шторма, и по-видимому чем-то оскорбил туземцев. Впоследствии они убили и съели Кука.

5. Лоуренс Оутс



Англия
Антарктический исследователь Лоуренс Оутс получил гангрену и обморожение во время экспедиции. Зная, что его неспособность нормально передвигаться ставит под угрозу шансы на спасение его товарищей, он вышел из палатки на 40-градусный холод, чтобы никогда не вернуться. Он в конечном итоге потерял свою лошадь, припасы, попал в гейзер и заработал обморожение, прежде чем был найден спустя несколько месяцев едва живым.

7. Абель Тасман



Голландия
Голландский исследователь Абель Тасман во время своей первой экспедиции обнаружил Новую Зеландию и Тасманию, но каким-то образом не заметил Австралию. Только во время второго путешествия он сумел найти материк.

8. Уолтер Рэли



Англия
Когда английский исследователь сэр Уолтер Рэли захватил португальское судно Madre de Deus («Матерь божья»), на борту корабля был найден колоссальный по стоимости груз. Его итоговая сумма составила примерно половину национальной казны Англии.

9. Пифей



Греция
Греческий исследователь Пифей был первым человеком, который обнаружил полярные льды и полуночное солнце. Кроме того, он также был первым, кто предположил, что приливы вызываются Луной.

10. Христофор Колумб



Испания
В 1503 году Колумб был вынужден провести некоторое время на Ямайке по пути к новому миру. Зная, что вскоре предстоит лунное затмение, он сказал местным жителям, что если они не позаботятся о его экипаже, то луна исчезнет.

11. Родриго де Триана


Испания
Капитан корабля Колумба, Родриго де Триана был первым, кто обнаружил землю, но Колумб утверждал, что он заметил ее несколькими часами ранее. Таким образом, он обеспечил себе пожизненную пенсию, обещанную королем Фердинандом тому, кто первый найдет новые земли.

12. Хью Гласса



США
Во время исследования Южной Дакоты экспедиция бросила умирать Хью Гласса, после того, как его сильно помял гризли. Затем Гласс пополз 320 км до ближайшего населенного пункта.

13. Ричард Фрэнсис Бертон



Англия
Ричард Фрэнсис Бертон был английским исследователем, который говорил на более чем 40 языках. Однажды он замаскированным под местного жителя пробрался в Мекку. А также Бертон перевел Камасутру на английский язык.

14. Персиваль Харрисон Фосетт



Англия
В 1925 году британский солдат Персиваль Харрисон Фосетт умер в бассейне Амазонки в поисках мифического Эль Дорадо. В течение последнего столетия погибли более ста человек в попытках найти его останки.

25 июня отмечается день мореплавателя. Решение о праздновании этого дня было принято в 2010 году государствами-членами Международной Морской организации, входящими в ООН. Резолюция, подписанная в филиппинской столице - Маниле, гласила, что этот день посвящён морякам торгового флота, которые до недавнего времени не имели своего праздника, в отличие от военных моряков

Несколько интересных фактах, связанных с одной из самых древних профессий - торгового мореплавателя.

Татуировка как оберег

Татуировка у моряков с давних времён считалась оберегом и опознавательным знаком. Традиция украшать тела татуировками распространилась по всему миру во многом благодаря Джеймсу Куку и его команде, которые в 70-х годах XVIII столетия посетили острова Полинезии в Тихом океане. Вернувшись из плавания в 1769 году, Кук привез с Таити не только само слово «tattoo» (на таитянском диалекте обохначает рисунок) , но и Великого Омаи - колоритного полинезийца, тело которого украшала целая галерея татуировок.

Среди моряков самыми популярными татуировками считались изображения моря, черной кошки, клевера с четырьмя листьями, подковы и многие другие. У многих моряков распространена была татуировка в виде звезды между указательным и большим пальцами рук. Чаще всего на тело наносили религиозные символы, у христиан это было, конечно же, распятие. По поверью, эти знаки приносили удачу, а также в случае гибели моряка по этим татуировкам можно было определить, какой веры утопленник, а значит - по каким обычаям его хоронить.

Моряки умели завязывать почти 500 морских узлов

Каждый моряк обязан был уметь быстро и правильно вязать десятки всевозможных узлов, причём делать это зачастую в потёмках или во время шторма на многометровой высоте. Самые древние узлы были найдены в Финляндии, они датируются неолитом (поздним каменным веком). Со временем искусство вязания узлов моряками было доведено до совершенства. От этого зависела безопасность судна под парусами. К расцвету парусного флота в морском деле насчитывалось почти 500 узлов. Как это ни печально, искусство вязать морские узлы исчезло вместе с парусниками.

«Паспорт» пирата

В Англии все пираты имели специальные «каперские свидетельства»(во времена парусников правительственный документ, разрешающий частному судну атаковать и захватывать суда, принадлежащие неприятельской державе). о том, что они являются пиратами. Для того, чтобы получить такой документ, нужно было предоставить капитану корабля справки от родителей и священника о своём безукоризненном моральном облике.

Пиратство поощрялось государством

Сами главы государств давали разрешение на атаку тех или иных судов, принадлежащих неприятельственной державе. Например, королева Англии Виктория поощряла пиратство против испанских кораблей

Серьга в ухе как знак привилегии

Моряки верили, что серьга в правом ухе оберегает от ослабления зрения и ревматизма. Большую золотую серьгу носили моряки, прошедшие мимо мыса Горн (крайняя южная точка архипелага Огненная Земля, расположен на острове Горн.) , где почти круглый год стоит штормовая погода. Такой мореплаватель имел право на одну бесплатную кружку спиртного в портовых кабаках и даже мог безнаказанно класть ноги на стол.

Изображение женщин на носу корабля

Широко известно, что присутствие женщины на корабле было недопустимо, но на носовой фигуре изображались именно представительницы прекрасной половины человечества. Величественные богини, таинственные русалки, изящные туземки придавали незабываемое очарование быстроходным парусникам. Моряки свято верили, что женская красота усмирит любую непогоду и заставит ветер развеять шторм. В древности ростра(от лат. rostrum - клюв, носовая часть корабля.) изображала также и мифических животных, использовалась в виде тарана и имела функцию устрашения.Кроме того, за этой фигурой также скрывался гальюн (туалет). Выбор места не случаен: нос корабля - самая продуваемая ветрами часть судна.

Неприкосновенный сундук

Интересен обычай, свято соблюдаемый во всех флотах, - признание неприкосновенности сундука или чемодана, в котором моряк хранил своё имущество. Отсюда ненадобность замка, полное отсутствие воровства в матросской среде. Однако после русско-японской войны на русском флоте морские устои пошатнулись, и воровство стало обычным делом среди матросов.

Обед на мокрой скатерти

У моряков был обычай накрывать стол только мокрой скатертью, чтобы миски не скользили по столу и не падали во время качки.

Морские небоскрёбы

Слово «небоскрёб» имеет морское происхождение. Так назывались самые верхние треугольные паруса ещё 200 лет назад. При штормовом ветре они начинали гнуть мачту настолько сильно, что на мостике всегда стоял капитан с пистолетом. Когда мачта уж слишком сгибалась, он стрелял в парус, парус рвался, и всё приходило в норму.

Женщина на корабле - к несчастью

Известно, что женщин на корабль не пускали (кстати, как и юристов и служителей культа). Присутствие при закладке корабля девственниц, особенно рыжих, считалось плохим предзнаменованием. Считалось, что если на корабль взойдёт представительница прекрасного пола, то нужно ждать беды. Норвежские корабелы никогда не начинали постройку судна в пятницу, в день красивой и коварной богини любви Фрейи, недоброжелательности которой опасались все моряки. В странах Ближнего Востока считали, что если женщина, не имеющая детей, ночью взойдёт на недостроенное судно или коснётся его, унесёт с него какой-нибудь предмет, то в скором будущем она обязательно станет матерью.

Впрочем, несмотря на запрет на присутствие женщин на корабле, существовало и другое поверье - рождение ребёнка на судне во время плавания считалось счастливой приметой и приносило удачу кораблю.

Купание на экваторе

Моряки, которые впервые пересекали экватор, обязательно купались в его водах. Но и это еще не всё! Когда команда пересекает экватор, строго-настрого запрещено: плевать за борт, садиться на кнехты, бриться, становиться без необходимости спиной к лобовым иллюминаторам (по направлению движения судна), вносить на борт рыбацкие сапоги на плече.