Образ и характер Бориса Годунова в трагедии Борис Годунов — художественный анализ. Пушкин Александр Сергеевич

Среди исторических деятелей конца XVI - начала XVII в. особое внимание писателей привлекает яркая личность Бориса Годунова и его трагическая судьба. В XIX в. к образу Годунова обращается А. С. Пушкин, а позднее А. К. Толстой. Тема трагедии Пушкина -не судьба Годунова, а «беда» Московского государства. Ее героями в равной степени являются и царь Борис, и Самозванец, поэтому в пьесе не показан путь, каким Годунов шел к власти, и действие не кончается с его смертью; трагедия начинается избранием Бориса на царство, а завершается расправой бояр с семьей Годунова и -сценой, рисующей отношение народа к воцарению Самозванца. Задача Пушкина- показать зрителям не историю Годунова, а исконную разобщенность царя и народа, которая усугубляется тем, что на престоле царь-преступник. Рисуя Бориса Годунова согласно легенде и следом за Карамзиным убийцей царевича, Пушкин не скрывает его коварства и жестокости, но в то же время стремится подчеркнуть и его положительные черты. Его Борис - человек от природы умный и добрый, наделенный к тому же чуткой совестью; это отец, горячо любящий свою семью, царь, стремящийся в первые годы своего царствования делать добро народу. Кроме того, это глубоко несчастный человек, страдающий от того ложного положения, в которое его поставили обстоятельства.

А. К. Толстой посвятил событиям конца XVI - начала XVII в. свою драматическую трилогию «Смерть Ивана Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис» (1863-1869). Борис Годунов является одним из ведущих лиц в первых двух пьесах, а третья пьеса трилогии целиком посвящена ему. Можно сказать, что это - главный герой всей трилогии. В отличие от Пушкина, история Бориса у Толстого начинается задолго до его вступления на престол. Мы встречаемся с ним уже в первой драме, написанной Толстым. В первых сценах пьесы «Смерть Ивана Грозного» писатель показывает незаурядный ум и хитрость Бориса. Годунов хорошо знает свои возможности, свои способности правителя. Он «видит путь, которым следует вести страну, чтобы спасти ее от гибели, но он прекрасно понимает, что положение его шатко. Таким образом, заветной целью Бориса в изображении писателя является «служение земле», но он понимает, что эта цель может быть достигнута лишь при одном условии: ему нужна полная власть. Сохранив положительные черты Годунова, указанные еще писателями XVII в. и отмеченные Пушкиным, А."К. Толстой усилил их, придав ему еще одну -очень важную в обрисовке политического деятеля: его Борис не просто властолюбец, рвущийся к власти, не разбирая путей,-он патриот, понимающий нужды родной земли, он желает ей пользы и, сознавая, что никто, кроме него, не сможет вывести страну из тупика, сознательно борется за «власть во имя счастья Родины, как он его понимает. Он ясно видит, что идти к власти прямым путем невозможно, но для великой цели, считает он, все средства хороши. Умело и беспощадно убирает он со своего пути людей, которые мешают ему достигнуть желанной цели, и убежден, что делает это во имя блага Руси. Ради этого приказывает он убрать и маленького царевича, видя в нем не столько своего соперника в борьбе за престол, сколько оплот боярской оппозиции, причину волнений и интриг.

Образ Бориса Годунова характеризуется тем, что это человек умный и далеко не злой. Ум его выражается в ясном понимании государственных нужд: в умении управлять таким громадным и тогда уже разнородным по составу государством, как Россия. Один из умнейших приближенных Бориса, Басманов, называет это «духом державным». Глубокой мудростью и опытом дышит его наставление сыну перед смертью: он советует ему избрать себе надежного советника, вести дела по-прежнему, не вводя новых порядков, стараться снискать расположение народа милостями в начале царствования, а потом понемногу восстановить прежние строгости; советует пользоваться услугами нужных тогда России иностранцев, соблюдать церковные уставы, быть молчаливым и непорочным.

Кроме того, он сознает великий вред, приносимый государству местничеством, старается частными исключениями в пользу одного лица приучить к мысли о полном его уничтожении, советует сыну с твердостью снести боярский ропот по поводу назначения начальником войск неродовитого Басманова. Он сознает пользу образования и, будучи сам необразованным, с удовольствием смотрит на сына, занимающегося науками.

Понимает Борис и непостоянство народа, и тщету всего земного. В особенности ясно это выражено в его знаменитом монологе; он не обольщает себя уверенностью в благодарности со стороны народа за все его благодеяния и сознает, что

Живая власть для черни ненавистна.

Но образ Бориса Годунова отмечен не только умом, но и хитростью. Такой обдуманностью и хитростью дышит его речь перед боярами и патриархом после избрания: притворяясь вполне искренним и откровенным, он искусно льстит боярам напоминанием о том, что работал с ними вместе, но одновременно указывает и на громадную разницу прежнего и настоящего его положения.

В нравственном отношении Борис также является человеком привлекательным. Он горячо любит свою семью, заботится о будущей судьбе сына, скорбит о горе дочери, потерявшей жениха. Он хороший семьянин и хочет, чтобы и сын его был таким же. Он любит народ, заботится о нем в бедственные годы, желает видеть Россию образованной и могущественной.

Из данной характеристики можно заключить, что образ Бориса Годунова следующий: это человек хороший, простой, умный. Но в душу его закрадывается одна страсть, делающая его жестоким, изменяющая весь его нравственный мир; эта страсть - властолюбие. Борис сам сознает ее, сознает ту ошибку, которую сделал, добиваясь и добившись царского престола; в прощальной перед смертью беседе с Феодором он говорит:

Я подданным рожден, и умереть
Мне подданным во мраке б надлежало...

Одновременно он обнаруживает редкую нравственную мощь и любовь к сыну, решаясь пожертвовать последними минутами своей жизни для наставления ему вместо покаяния, которое могло бы успокоить его и очистить его душу. Каким-то ужасом веет от слов его:

Я, я за все один отвечу Богу...

Невольно в душе возникает сострадание к человеку доброму, умному, достойному лучшей участи, но увлеченному гибельной страстью.

Помимо страха за сына в последние минуты жизни, Борис все время, начиная с момента, когда он узнал о смерти Димитрия, мучился угрызениями совести - значит, душа его не была испорчена. Он решился на преступление под влиянием властолюбия, но заплатил за него тяжелыми нравственными муками. Насколько тяжелы были эти муки, видно из слов Бориса:

И рад бежать, да некуда... ужасно!

Кроме угрызений совести, его терзали постоянный страх возмездия, потери царства и самой жизни, и страх не только за себя, но и за свою семью. Эта боязнь, что семье его придется расплачиваться за то, что он - ее любящий отец - совершил, поистине трагическая черта в характере Бориса. Под влиянием ее он теряет самообладание, сомневается в смерти царевича Димитрия, не знает, что предпринять. Те же угрызения совести и страх изменяют его характер, заставляют его совершать поступки, ему не свойственные: любя народ, заботясь о нем, он, мучась подозрениями, возобновляет пытки и казни; сознавая пользу и силу науки, гадает, делается суеверным. Эта душевная сумятица и есть Божья кара за совершенное преступление, помимо преждевременной смерти Бориса и гибели его семьи. Эта душевная мука так тяжела, что заставляет признать искупленным совершенное Борисом преступление. Так же относится к нему и Пушкин, который не произносит над Борисом сурового приговора, а напротив, вселяет в душу читателя сострадание к нему в сцене перед смертью.

Таков, вкратце, образ Бориса Годунова. Пушкин не зря гордился своим произведением. Характер Бориса ему удался, как и драма в целом.

Авг 10 2010

Образ Бориса Годунова раскрыт широко п разносторонне: Борис показан и как царь, и как семьянин; отмечаются его различные душевные качества. Борис наделён многими положительными чертами. Привлекательны его большой ум, могучая воля, отзывчивость, желание «свои народ в довольствии, во славе успокоить». Как нежный отец, он искренне скорбит о горе своей дочери, потрясённой неожиданной смертью своего жениха:

  • Что Ксения, что, милая моя?
  • В невестах уж печальная вдовица!
  • Всё плачешь ты о мёртвом женихе
  • Безвинная, зачем же ты страдаешь?

Как , глубоко понимающий пользу образования, он радуется успехам сына в науке:

  • Учись, мои сын наука сокращает
  • Нам опыты быстротекущей жизни…
  • Учись, мой сын и легче и яснее
  • Державным труд ты будешь постигать.

Борис - опытный политик, он трезво учитывает отношение к нему бояр, понимает всю сложную обстановку внутри страны в его время и даёт разумные советы своему сыну в предсмертном завещании. Просватав свою дочь за шведского королевича, он думает об укреплении связи Руси с западноевропейскими государствами.

Несмотря на все эти качества, народ не любит царя. Борис Годунов - типичный представитель того самодержавия, которое начало складываться в Московском Руси со времени Ивана III и расцвета своего достигло при Иване IV. Борис продолжает политику Ивана IV - сосредоточения всей государственной власти в руках царя. Он продолжает борьбу с родовитым боярством и. как Иван IV, опирается в этой борьбе на служилое дворянство. Назначая Басманова командующим войсками, Борис говорит ему: «Пошлю тебя начальствовать над ними: не род, а ум поставлю в воеводы». Борис продолжает политику московских царей и в отношении к народу: «Лишь строгостью мы можем неусыпной сдержать народ. Так думал Иоанн (III), смиритель бурь, разумный самодержец, так думал и его свирепый внук (Иван IV)». Он продолжает политику закабаления крестьян, он «Юрьев день» задумал уничтожить, т, е. уничтожить право крестьян переходить от одного помещика к другому и тем самым окончательно закрепить крестьян за помещиками.

Такая крепостническая политика Бориса усиливает сначала недоверчивое, а потом враждебное отношение к нему народа. Но Борис отличается от своих предшественников тем. что он стал царем при помощи преступления, а не в порядке законного престолонаследия. В XVII веке, как об этом говорят некоторые писатели того времени, Бориса Годунова считали убийцей Димитрия царевича, сына Ивана IV. Такого же мнения придерживался и Карамзин. Карамзин самое трагедию Бориса рассматривал как следствие его преступления: бог наказал Бориса за убийство царевича-младенца.

Пушкин, «воскрешая век минувший во всей его истине», тоже рисует Бориса как убийцу Димитрия. Но. в противоположность писателям XVII века и Карамзину, он не этим преступлением объясняет несчастливое царствование Бориса и постигшую его неудачу основать царскую династию Годуновых.

Убийство Димитрия причиняет Борису душевные мучения, усиливает неприязнь народа к нему, но не это главная причина его трагической судьбы; Гибель Бориса обусловлена социальными причинами, борьбой классовых сил. На борьбу с ним выступило боярство, донские казаки, польская шляхта, но главное - против народ. Гаврила Пушкин говорит Басманову, что Самозванец силен не «польскою помогою» и не казаками, а «мнением народным». Народ восстал против Годунова, и в том главная причина гибели Бориса, так как народ - основная, решающая сила истории.

Народ отвернулся от Бориса и потом восстал против него потому, что видел в нем деспота, который не только не заботится о благе народа, по, напротив, ухудшает его положение, закрепощая крестьянство; видел в нем убийцу царевича; рассматривал все его «благодеянии» I! «щедроты» как «средство удержать смятенье и мятеж».

Так Пушкин показывает, что основная причина трагедии Бориса в том. что он лишился уважения, любви и поддержки народа.

Свои мысли, что самодержавная власть чужда народу, не может дать ему , Пушкин раскрывает не только образом Бориса, но и в еще большей степени образом Самозванца, человека и исторического деятеля совсем иного типа, чем Годунов. Борис показан как правитель, не опирающийся пи па одну общественную группу, равно чуждый и боярству, и народу. Самозванец в своей борьбе за престол пользуется поддержкой многих социальных сил - и боярства, и казаков, и польской шляхты, и на первых порах народа, который ему далось на короткое время заставить поверить в себя какизбавителя народных масс от притеснения бояр, от крепостного рабства.

Самозванец увлёк за собой народ обещанием ему благ, но он, добившись успеха, не смог закрепить за собой любовь и поддержку народных мисс.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Образ Бориса Годунова в одноименной трагедии Пушкина . Литературные сочинения! 17 октября 2017

Личность Бориса Годунова была привлекательна для многих историков, писателей и поэтов. Ведь его достижения были стремительными, а кончина - трагичной. Он начал свою службу обыкновенным дворянином, а затем стал правителем огромной державы. Образ Годунова является поистине трагическим. Желающий добра народу, царь стремится поступить дальновидно, однако он ненавистен людям как притеснитель, преступным образом завладевший престолом.

Основные черты

Образ Бориса Годунова в трагедии Пушкина раскрыт великим русским поэтом широко и разносторонне. Прежде всего, в главном персонаже привлекает ум, его отзывчивость, умение сострадать. Он искренне сочувствует своей дочери, которая потеряла жениха, называет ее «в невестах уж вдовицей». Кроме того, он очень хорошо разбирается в политике, ясно понимает, как к нему относятся бояре. Образ Бориса Годунова в трагедии Пушкина - это прежде всего образ мудрого человека и искусного политика. Он дает ценные советы в завещании своему сыну, а просватав дочь за шведского принца, думает заранее о том, чтобы укрепить связи между Россией и европейскими государствами.

Политика Годунова

В те непростые времена, когда Годунов преступным образом захватывает власть, страна вступает в полосу тяжелых испытаний. Огромные стихийные бедствия на несколько десятилетий подрывают ее экономику, а долгая война завершает их дело. Однако, несмотря на все эти достоинства, народ не благосклонен к царю. Он является представителем типичного самодержавия, которое складывалось на территории Киевской Руси еще начиная со времен Ивана III.

Борис Годунов продолжает курс, который был взят Иваном VI, - вся государственная власть была сосредоточена в руках правителя. Он также борется с боярством, и в своей борьбе старается опереться на служилое дворянство. По отношению к народу он также идет по тому пути, которого придерживались его предшественники, считая, что сдержать его можно, только применяя «неусыпную строгость».

Отношение к крестьянам

Образ Бориса Годунова в трагедии Пушкина нельзя назвать полностью положительным, ведь он продолжает политику дальнейшего закабаления бедных крестьян, и даже хочет полностью отменить Юрьев день - возможность каждого крепостного в один из дней переходить от власти одного помещика к другому. Тем самым Годунов хочет окончательно закрепить за помещиками власть над крепостными. И такая политика сначала способствует нарастанию недоверия, а затем и враждебному отношению к царю народа.

Расплата за зло

Однако образ Бориса Годунова в трагедии Пушкина раскрывает перед читателем вовсе не того правителя, который взошел на престол согласно правилам законного наследования. Борис Годунов стал царем в результате преступления. Некоторые писатели тех времен свидетельствуют о том, что в XVII веке Годунова считали убийцей настоящего царевича, сына Ивана VI. С этим же мнением согласен и историк Карамзин.

Трагедию Бориса Годунова он рассматривает как закономерное наказание, постигшее его за совершенные грехи. В анализе образа Бориса Годунова в трагедии Пушкина следует упомянуть тот факт, что убийство царевича действительно приносит главному герою душевные страдания, однако оно не является основной причиной его трагически сложившейся судьбы. Ведь гибель его вызвана прежде всего причинами социальными.

На путь борьбы с царем выступило боярство, казаки, шляхта, но самое главное - сам народ. Он отвернулся от царя именно по той причине, что увидел в нем самого настоящего деспота - именно так можно описать кратко образ Бориса Годунова. Основной причиной смерти Годунова является народ. Именно он является и решающей силой всей истории. В нем он видит прежде всего преступника, детоубийцу.

Там, где совершено преступление, там и зло

Для того чтобы описать образ самозванца в трагедии «Борис Годунов», Пушкин использует специальную лексику. «Злодеяние», «зло» - именно слова с таким корнем постоянно стоят в трагедии рядом со словами «ужас», «ужасный». Поэт стремится подчеркнуть, что там, где совершено преступление, всегда царит ужас и отчаяние. Когда Борис Годунов только вступает на престол, бояре удивляются, насколько искусно он играет роль непричастного к преступлению, которое имело место в Угличе. Впоследствии Шуйский будет убежден и в том, что даже отказ Годунова от престола является не более чем притворством. Еще более утонченной становится игра Годунова в тот момент, когда он впервые оказывается перед своими приближенными. В его словах слышится страдание, крик души.

Именно страдающим, мучимым постоянными угрызениями совести предстает перед нами образ Бориса Годунова в трагедии Пушкина. Краткое содержание произведения таково. Борис Годунов отказывается от престола, так как Шуйский обвиняет его в том, что именно он убил царевича. Однако Годунов вынужден подчиниться народной воле, и становится царем. Далее читатель знакомится с беседой Пимена и Григория, они говорят о том, что на престоле сейчас детоубийца. Григорий сбегает из монастыря в столицу, надеясь стать правителем.

Правление Годунова длится в течение шести лет, однако он понимает, что народ не любит его. Наконец приходит весть о самозванце. На литовской границе появляется войско. Поначалу побеждает самозванец, но потом Годунов. Вскоре после этого Годунов погибает. Руководство войском берет на себя Басманов. Он выносит предложение, чтобы царем стал законный Дмитрий. Род Годуновых оказывается проклят. Один из бояр, Мосальский, сообщает о том, что вся семья Годуновых отравилась. Боярин также обращается и к народу, чтобы он приветствовал царя. Но народ остается безмолвным.

Образ Бориса Годунова

Основная тема трагедии -царь и народ - определила то важное место, которое отвёл Пушкин в своей пьесе Борису Годунову.

Образ Бориса Годунова раскрыт широко и разносторонне. Борис показан и как царь, и как семьянин; отмечаются его различные душевные качества.

Борис наделён многими положительными чертами. Привлекательны его большой ум, могучая воля, отзывчивость, желание «свой народ в довольствии, во славе успокоить». Как нежный отец, он искренне скорбит о горе своей дочери, потрясённой неожиданной смертью своего жениха:

Что, Ксения, что милая моя?

В невестах уж печальная вдовица!

Всё плачешь ты о мёртвом женихе...

Безвинная, зачем же ты страдаешь? "

Как человек, глубоко понимающий пользу образования, он радуется успехам сына в науке:

Учись, мой сын, наука сокращает

Нам опыты быстротекущей жизни...

Учись, мой сын, и легче и яснее-

Державный труд ты будешь постигать.

Борис - опытный политик, он трезво учитывает отношение к нему бояр, понимает всю сложную обстановку внутри страны пего время и даёт разумные советы своему сыну в предсмертном завещании. Просватав свою дочь за шведского королевича, он думает об укреплении связи Руси с западноевропейскими государствами.

Несмотря на все эти качества, народ не любит царя. Борис Годунов - типичный представитель того самодержавия, которое начало складываться в Московской Руси со времени Ивана III и расцвета своего достигло при Иначе IV. Борис продолжим политику Ивана IV - сосредоточения всей государственной власти в руках царя. Он продолжает борьбу с родовитым боярством и. как Иван IV, опирается в этой борьбе па служилое дворянство. Назначая Басманова командующим войсками, Борис говорит ему: «Пошлю тебя начальствовать над ними: не род, а ум поставлю в воеводы». Борис продолжает политику московских царей и в отношении к народу: «Лишь строгостью мы можем неусыпной сдержать народ. Так думал Иоанн (III), смиритель бурь, разумный самодержец, так думал и сто свирепый внук (Иван IV)». Он продолжает политику закабаления крестьян, он «Юрьев лень задумал уничтожить», т. е. уничтожить право крестьян переходить от одного помещика к другому п тем самым окончательно закрепить крестьян за помещиками ".

Такая крепостническая политика Бориса усиливает сначала недоверчивое, а потом враждебное отношение к нему народа.

Но Борис отличается от своих предшественников тем, что он стал царём при помощи преступления, а не в порядке законного престолонаследия. В XVII веке, как об этом говорят некоторые писатели того времени, Бориса Годунова считали убийцей Димитрия-царевича, сына Ивана IV. Такого же мнения придерживался и Карамзин. Карамзин самую трагедию Бориса рассматривал как следствие его преступления: бог наказал Бориса за убийство царевича-младенца.

Пушкин, «воскрешая век минувший во всей его истине», тоже

рисует Бориса как убийцу Димитрия. Но, в противоположность

писателям XVII века и Карамзину, он не этим преступлением

объясняет несчастливое царствование Бориса и постигшую его

неудачу основать царскую династию Годуновых.

Убийство Димитрия причиняет Борису душевные мучения, усиливает неприязнь народа к нему, но не это главная причина его трагической судьбы. Гибель Бориса обусловлена социальными причинами, борьбой классовых сил. На борьбу с ним выступило боярство, донские казаки, польская шляхта, по главное - против него народ. Гаврила Пушкин говорит Басманову, что Самозванец силён не «польскою помогою» п не казаками, а «мнением народным». Народ восстал против Годунова, и в этом главная причина гибели Бориса, так как народ - основная, решающая сила истории.

Народ отвернулся от Бориса и потом восстал против него потому, что видел в нём деспота, который не только не заботится о благе народа, но, напротив, ухудшает его положение, закрепощая крестьянство; видел в нём убийцу царевича; рассматривал все его «благодеяния» и «щедроты» как «средство удержать смятенье п мятеж».

Так Пушкин показывает, что основная причина трагедии Бориса в том, что он лишился уважения, любви и поддержки народа.