Освобождение крепостных крестьян в прибалтике. Отмена крепостного права в прибалтийских губерниях

КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА В ОСТЗЕЙСКОМ КРАЕ 1804-19 годов, серия реформ, в результате которых было отменено крепостное право, осуществлены аграрные преобразования и введено крестьянское самоуправление в Лифляндской, Эстляндской и Курляндской губерниях Российской империи. Непосредственным поводом для проведения реформы стало восстание крестьян в имении Каугуры Лифляндской губернии (осень 1802), подавленное войсками. Для подготовки проекта реформы в Санкт-Петербурге был учреждён Лифляндский комитет (весна 1803). В его состав входили В. П. Кочубей, П. А. Строганов, О. П. Козодавлев и два представителя лифляндского дворянства (Г. Будденброк и Р. Анреп). Комитет подготовил «Положение о лифляндских крестьянах», утверждённое императором Александром I 20.2(3.3).1804. По нему крестьяне объявлялись прикреплёнными к земле, а не к личности помещика, их запрещалось продавать и покупать без земли. Крестьяне делились на хлебопашцев (дворохозяева и безземельные) и дворовых. Дворохозяева освобождались от рекрутской повинности, телесным наказаниям их можно было подвергнуть только по суду. Они получили право передавать свои усадьбы по наследству, помещикам запрещалось сгонять их с земли, переводить в другие имения, превращать в дворовых. Свой земельный надел дворохозяин мог потерять только при неисполнении своих обязанностей перед помещиком и только по суду. Повинности дворохозяев устанавливались в соответствии с доходностью надела (её определяли специальные ревизионные комиссии, председателями которых были русские чиновники, а членами - местные дворяне). Размеры и качество крестьянских наделов, их доходность, виды и нормы повинностей заносились в описи (вакенбухи). Барщина составляла 75% общего объёма повинностей, оброк - 25%. Помещикам запрещалось произвольно повышать повинности и расширять свои поля за счёт крестьянских наделов. Положение бобылей, батраков и дворовых осталось прежним. Создавались волостные суды в составе 3 членов: одного назначал помещик, второго избирали дворохозяева, третьего - батраки. Несмотря на это, деятельность волостных судов находилась под контролем помещиков. Суды разбирали споры между крестьянами, обеспечивали исправный платёж дворохозяевами оброка и выполнение барщинных работ, распределяли батраков между дворохозяевами. Второй судебной инстанцией были приходские суды, состоявшие из председателя (помещика) и 3 заседателей, избираемых из числа дворохозяев.

В 1809 году изданы «Дополнительные статьи», по которым помещики получили право самим определять доходность крестьянских наделов, заменять оброк барщиной при 12-часовой продолжительности барщинного дня.

На Эстляндскую губернию «Положение о лифляндских крестьянах» было распространено в 1804 и дополнено «Положением о крестьянских судах Эстляндии» в 1805 году. Описи доходности крестьянских наделов, виды и нормы повинностей составлялись по договорённости между помещиком и крестьянами. Однако крестьяне могли потребовать проведения обмера и оценки земли.

В 1811 дворяне Эстляндской губернии представили императору Александру I проект отмены крепостного права. Последующая разработка проекта была приостановлена Отечественной войной 1812 и заграничными походами российской армии 1813-14. 23.5(4.6).1816 императором Александром I утверждён ряд документов («Учреждение для эстляндских крестьян», «Положение об эстляндских крестьянах» и др.), по которым крестьяне получали личную свободу, но без земли (она оставалась собственностью помещиков). Лично свободный крестьянин (освобождение происходило в течение установленного 14-летнего срока) становился арендатором земли у помещика. По закону крестьяне могли при согласии помещика выкупить свой прежний надел. Также они получили право заключать сделки (в том числе приобретать движимое и недвижимое, за исключением имений, имущество). Однако при этом перемена места жительства и получение паспорта зависели от помещика.

Вводилось крестьянское самоуправление. Крестьяне помещичьего имения составляли волостную общину. Они избирали на три года волостное правление (отвечало за исправный платёж крестьянами государственных податей, рекрутский набор, призрение нетрудоспособных членов общины и т. д.) во главе с волостным старшиной, которого утверждал в должности помещик. За ними же сохранялись полицейская власть в их имениях и надзор за крестьянскими судами.

По настоянию императора Александра I ландтаги курляндского и лифляндского дворянства также согласились на отмену крепостного права в своих губерниях. Были утверждены аналогичные эстляндскому Положения для крестьян Курляндской губернии от 25.8(6.9).1817 и Лифляндской губернии от 26.3(7.4).1819.

Окончательную свободу эстляндское крестьянство получило фактически к 1831 году, курляндское и лифляндское - к 1832, когда им было дано право свободного передвижения, но только в пределах собственной губернии и с запретом селиться в городах.

Лит.: Рихтер А. Е. История крестьянского сословия в присоединенных к России прибалтийских губерниях. Рига, 1860; Тобин А. Э. Лифляндское аграрное законодательство в 19 столетии. Рига, 1900. Т. 1; Кахк Ю. Ю. Крестьянское движение и крестьянский вопрос в Эстонии в конце 18 и в первой четверти 19 в. Тал., 1962; он же. «Остзейский путь» перехода от феодализма к капитализму. Крестьяне и помещики Эстляндии и Лифляндии в 18 - первой половине 19 в. Тал., 1988.

В начале XIX в. царское правительство неоднократно занималось крестьянским вопросом Прибалтийского края. Результатом этого были несколько новых, утвержденных Александром I законоположений. Одно из них - это крестьянский регулятив 1802 г., который признал за крестьянином право собственности на движимое имущество, но так называемый «железный инвентарь» оставался собственностью помещика, хотя использовал его в работе все тот же крестьянин. Помещик сам определял, что должно входить в этот «железный инвентарь», и помимо сельскохозяйственных орудий часто включал в него скот, зерно и т. д. Хотя в регулятиве и указывалось, что отныне крестьянин имеет право передавать свое хозяйство по наследству, помещик мог лишить крестьянина земельного участка, переселить его на другие земли и даже продать его. Для этого было достаточно обвинить крестьянина в плохой работе на барщине, в неповиновении Церкви или в недостойном поведении.

В 1804 г. были приняты новые законы, которые запрещали продавать крестьян-дворохозяев и чинить над ними расправу домашним судом. Эти законы в известной мере гарантировали также право наследования, оговаривая его условием исправной выплаты повинностей. Реформа 1804 г. дала части эстонских крестьян несколько больше возможностей для работы в собственном хозяйстве, но бобылей, дворовую прислугу и другие крестьянские прослойки оставила в прежнем положении. Такие половинчатые меры не могли приостановить волнения среди крестьян. В 1803–1806 гг. в Эстляндии и Лифляндии беспорядки происходили в 49 имениях, особенно в центральных уездах и в окрестностях Дерпта. Ожесточенные и кровопролитные столкновения произошли в имении Козе-Уусмыйза, где батраками были убиты начальник военного отряда и унтер-офицер, тяжело ранено несколько солдат. Восставшие также понесли потери: убили шестерых и тяжело ранили семерых крестьян.

Еще на ландтаге Эстляндской губернии в 1811 г. помещики под давлением крестьянских волнений и общественного мнения стали высказываться за освобождение крестьян без земли. Александр I был доволен их инициативой, но разработке соответствующих законов помешала Отечественная война 1812 г., хотя она непосредственно и не затронула этой территории.


После окончания войны эстляндским дворянством был составлен законопроект, который предусматривал предоставление крестьянам личной свободы, но не наделял их землей и оставлял за помещиком широкие полицейские права. Таким образом, по отношению к своим крестьянам помещик оказывался в роли государственного чиновника, вершившего суд и расправу. Александр I утвердил законопроект 8 июня 1816 г., а с 8 января 1817 г. закон вступил в силу в Эстляндской губернии.

Неудовлетворительный характер закона об «освобождении» отмечался в одной анонимной записке того времени, которую цитировал Ю. Кахк: «Таким образом, крестьянин, получив от помещика в качестве владельца земли право, которым тот же помещик в качестве правительственного чиновника может воспретить ему пользоваться, когда только заблагорассудится, получит один призрак свободы. Такого крестьянина можно сравнить с человеком, которому, заковав в железо руки и ноги, велели делать что хочет и идти куда хочет» .

Летом 1818 г. к обсуждению аналогичного законопроекта приступили в Лифляндской губернии, и в 1819 г. Александром I он был утвержден, а с января 1820 г. вступил в силу. Процедура введения закона в действие на местах была очень сложной, потому что помещики опасались возникновения волнений вследствие освобождения крестьян без земли. Освобождались не все крестьяне сразу, а постепенно, по частям, в разные сроки для разных категорий вплоть до 1832 г. Например, в первые три года крестьянин получал право передвигаться только в пределах прихода, затем - уезда и только с 1832 г.- в пределах губернии, переселяться же в другие губернии запрещалось.

Права вотчинной полиции, которыми наделялся помещик, давали ему власть над всеми лицами, проживавшими на территории имения. Он мог арестовать и приговорить к телесному наказанию: мужчин к 15 ударам палкой, женщин - к 30 ударам розгой (в Лифляндской губернии - к 15-ти), передать обвиненного крестьянина высшим полицейским и судебным властям. Таким образом, участь крестьянина существенным образом не изменилась, они и впредь оставались полностью зависимыми от помещика.

Закон 1819 г., по мнению Ф. Юнг-Штиллинга, ухудшил материальное положение крестьян, потому что отменил законную меру арендных повинностей за право пользования крестьянскими участками, предоставив определение ее добровольному соглашению, и уничтожил наследственное при известных условиях право крестьян на пользование участками .

Положение о крестьянах Лифляндской губернии 1819 г. определяло, что до введения личной свободы все повинности крестьян определялись вакенбухами по положению 1804 г., а после освобождения устанавливались посредством «вольного соглашения».

В 1819 г. лифляндское дворянство отказалось от всяких прав, сопряженных с крепостной зависимостью и наследственным подчинением крестьян, но оставило за собою право собственности на землю и неограниченного пользования ею. Естественным следствием этого нового положения стала отмена нормы барщины. Теперь сам помещик определял размер повинностей. На практике крестьянин принужден был соглашаться на всякое предложение владельца, лишь бы оно давало ему возможность прокормиться. «Действительно, с 1816 г. ни один эстонский крестьянин не добился независимого владения землей» .

Такая свобода, естественно, не могла удовлетворить крестьян, и с первых дней обнародования закона в Эстляндии и Лифляндии не прекращались волнения. К 1823 г. волнениями были охвачены 69 имений. В распоряжение каждого уездного суда для подавления беспорядков царским правительством было выделено по батальону солдат, однако до вооруженных конфликтов дело не доходило, потому что в волнениях не участвовали батраки и беднота. Потеряв надежду на обеспечение семьи работой на земле, арендуемой у помещика, они получили право переселяться в города и искать работу в промышленности.

Освобождение крестьян дало толчок капиталистическому пути развития также и на селе. Особенно стало развиваться винокурение. В 1820–1824 гг. в Лифляндии в среднем ежегодно производилось около 1,5 млн. четвертей зерна. Из этого количества более 20% расходовалось на винокурение. Получило развитие льноводство, выращивание картофеля, откорм скота на отходах винокурения для поставки мяса в Петербург. Среди крестьян во второй четверти XIX столетия начинается процесс социальной дифференциации, появление зажиточных крестьян, корчмарей, мельников и т. п., которых называли «серыми баронами». Их вклады в различных кредитных и сберегательных кассах к 1841 г. достигли почти 718000 руб. в банковских билетах , что по тому времени составляло очень значительную сумму.

В то же время бедные крестьяне все больше оказывались в долговой зависимости у купцов и помещиков. Так, в 1832 г. один верроский купец требовал возвращения долга от 137 крестьян. Очень многочисленной становилась прослойка батраков и бобылей. По данным 1850–1880 гг., в крестьянских усадьбах проживало около 115000 человек, из них около 30000 - батраки и прислуга; в то же время в губернии было больше 122000 бобылей . Получается, что примерно 1/3 сельского населения старалась обеспечить себе жизнь, арендуя у помещика землю, остальные искали работу у дворянина, собственника имения, или крестьянина-арендатора, или хозяина усадьбы.

В конце Северной войны для нужд православного воинства были отобраны шведские гарнизонные кирки в городах Прибалтийского края, которые переоборудовались под православные храмы.

С 1711 г. русским купцам и ремесленникам было разрешено селиться в Прибалтике, а из завоеванных уездов по приказу Петра I враждебно настроенных шведов переселяли в глубь России. В это же время православные церкви были подчинены непосредственно местоблюстителю патриаршего престола митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому, который вверил надзор за ними рижскому соборному протоиерею Тимофею Корейше. Необходимые указания получили также и губернаторы. Так, в 1715 г. Петр I писал П. А. Голицыну, лифляндскому губернатору, что ему следует подыскать в Смоленске «добрых и искусных» священников с причтом вместо тех, которые в Риге, потому что всем известно, что они «зело плохи» и стыдно за них перед прихожанами.


Электронная библиотека >>

Положение крестьян Прибалтики в начале XIX столетия. Законы 1804-1805 годов. Безземельное освобождение крестьян в 1816-1819 годах

И. В. Кузнецов, В. И. Лебедев. Пособие для учителей "ИСТОРИЯ СССР. XVIII - середина XIX вв".
Учпедгиз. Москва, 1958 г.

Публикуется с небольшими сокращениями

Крестьянское население Прибалтики - эстонцы и латыши - были зависимыми крестьянами, в то время как представители господствующего класса помещиков там были немцы, бароны, потомки рыцарей, вторгнувшихся в Прибалтику в XII-XIII вв. Царизм учитывал эту особенность исторического развития Прибалтики и в соответствии со своей классовой природой поддерживал баронов - прибалтийских дворян.
Царизм допускал в Прибалтике в местном управлении сохранение ряда особенностей. Генерал-губернаторы и губернаторы прибалтийских губерний назначались по преимуществу из числа баронов. Прибалтийские дворяне собирались раз в три года на свои совещания - ландтаги, где обсуждались проекты постановлений, подлежащие утверждению правительством. На ландтагах избиралась коллегия ландратов, ведавшая делами местного управления.
С конца XVIII в. немецкие бароны резко усилили эксплуатацию эстонского и латышского крестьянства. В XVIII в. было отменено всякое ограничение размеров барщины и оброка, и помещики получили право продажи крестьян и ссылки их в Сибирь. Барщина делилась на ординарную (постоянную) и экстраординарную, (сгонную). Последняя была особым бичом для крестьян.
Близость Прибалтики к морю благоприятствовала развитию внешней торговли через порты Балтики. Это еще больше стимулировало эксплуатацию крестьян баронами.
Крестьянство составляло тогда свыше 90 % населения Прибалтики.
Крестьянство делилось на две категории: хозяев и работников. И те и другие находились в феодально-крепостной зависимости от помещиков-баронов.
Крестьянин-дворохозяин имел землю, но его земля числилась за помещиком. Он выполнял барщину и другие многочисленные повинности. С другой стороны, были безземельные крестьяне - работники, которые отбывали барщину или прямо у помещика или работали у крестьянина-хозяина, отбывавшего барщину вместе с батраками у того же помещика.
Развитие товарно-денежных отношений побуждало прибалтийских баронов в погоне за повышением своих доходов расширять барскую запашку, обезземеливать крестьян и непомерно увеличивать барщину и оброк.
Крестьянство Прибалтики, таким образом, испытывало тяжелый гнет крепостничества, а также национальный гнет со стороны баронов и царизма. Этот двойной гнет особенно обострял обстановку в Прибалтике, и угнетенное прибалтийское крестьянство поднималось на борьбу. Среди крестьянских волнений в это время особую известность получило восстание 1802 г. в Вольмарском уезде. Крестьяне этого уезда, возмущенные чрезмерной эксплуатацией со стороны баронов, двинулись тысячной толпой к городу Вольмар и вступили там в бой с войсками. Хотя восстание и потерпело поражение, но оно было ярким выражением растущего недовольства крестьян в Прибалтике.
Крестьянские волнения в Прибалтике развертывались также в в других местах.
Характерным в этом отношении является донесение генерал-губернатора, который сообщил, что в Пильтенском районе «восстание крестьян так распространилось, что мне неизвестна ни одна волость, где все бы обстояло благополучно... Если в некоторых местностях восстание не приняло открытых форм, то крестьяне лишь ждут, когда вспыхнет бунт ярким пламенем. Нападают на судей, начальникам не дают должного почтения, и большая часть крестьян требует освобождения от барщины. Теперь для меня ясно, что никакие правительственные указы здесь помочь не могут. Я принужден буду прибегнуть к строгим репрессиям, как только получу достаточное количество войск».
Опасность роста волнений была столь очевидна и велика, что царское правительство решило несколько ограничить размеры эксплуатации прибалтийского крестьянства (эстонцев и латышей) путем некоторого ограничения прав прибалтийского баронства (дворян). Эту задачу царское правительство пыталось разрешить законами, изданными в 1804-1805 гг. и позднее - в 1816-1819 гг. По законам 1804-1805 гг. в Лифляндии, Эстляндии и Курляндии земля, находившаяся в пользовании у крестьян-дворохозяев, закреплялась за ними в пожизненное и наследственное пользование. Отнять землю, находившуюся в пользовании крестьянина, помещик мог только по решению крестьянского суда. По этим же законам крестьяне считали прикрепленными к земле, а не к помещику; помещикам запрещалась продажа крестьян.
Крестьяне получали право покупать землю в собственность, приобретать движимое имущество.
Была введена регламентация барщины и оброка, размер их вписывался в особые книги - «вакенбухи», помещик имел право наказывать только дворовых и батраков, а крестьяне-домохозяева могли наказываться лишь по приговору крестьянского суда. Хотя закон 1804 г. и ограничивал в некоторой степени права прибалтийских дворян-баронов, тем не менее он не мог удовлетворить крестьян и совсем не касался батраков, положение которых ничуть не изменилось. Поэтому крестьянские волнения продолжались. В связи с этим в 1808-1809 гг. был издан дополнительный указ, по которому более точно регулировались повинности крестьян в отношении помещика, а также устанавливались условия содержания крестьян-работников. Но и эта уступка крестьянству также была незначительной, и крепостничество в Прибалтике сохранялось. Установленная законами 1804 и 1809 гг. регламентация крестьянских повинностей и, главное, ограничение права помещика присоединять к своей пашне землю, находящуюся в наследственном пользовании у крестьян, вызвало недовольство прибалтийского дворянства. Прибалтийское дворянство начало поход против этих законов и добилось в 1816-1819 гг. отмены их.
Произошло это под видом так называемого «освобождения» крестьян, которое было проведено в начале в Эстляндии, затем в Лифляндии и Курляндии.
Закон 1816 г. устанавливал безземельное освобождение крестьян. Земля объявлялась собственностью помещика. Помещики Прибалтики получили право без всякого суда отбирать землю у крестьян и использовать ее по своему усмотрению. Личная независимость крестьянина от помещика предоставлялась далеко не сразу. Крестьяне делились на три категории, которые освобождались постепенно, в течение четырнадцати лет. В Лифляндии устанавливались несколько другие сроки освобождения крестьян.
Лишенные земли крестьяне вынуждены были идти в зависимость к помещикам, заключая с ними сделки об аренде земли на кабальных условиях. Отсюда юридически свободные крестьяне Прибалтики оказывались по-прежнему в зависимом от помещика положении и подвергались жестокой феодальной и полуфеодальной эксплуатации. Недаром крестьянство Прибалтики отвечало на законы об «освобождении» новым усилением волнений.
В обзоре деятельности министерства внутренних дел указывалось, что в 1818 и 1819 гг. в Курляндской, Лифляндской и Эстляндской губерниях начались волнения по поводу введения там новых крестьянских положений. В этих губерниях для восстановления «порядка» была пущена в ход военная сила. Широкий размах получило бегство крестьян от баронского гнета в С.-Петербургскую и центральные русские губернии.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Если приснился плохой сон...

Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
План :

1. Введение
2. Освобождение крестьян Прибалтики
3. Историческая обусловленность и подготовка реформы, ее юридическое и экономическое обоснование
4. Реформа 1861 г.
5. Заключение
6. Библиография
1. Введение

Крепостное право, т.е. прикрепление крестьян к земле, началось на Руси в XVвеке. До этого землей владели главным образом сами князья, а также монастыри и бояре. Отношения между ними и людьми, работавшими на их земле, не были ясно определены. Некоторые земледельцы-крестьяне работали добровольно, но другие - принудительно, находясь иногда почти в рабской зависимости от землевладельцев.
Были и свободные крестьяне, работавшие на своей земле. Большинство крестьян могло свободно переходить с одного места на другое. Такая неопределенность земельных отношений не могла продолжаться после того, как московские князья начали "собирать русскую землю".
Московское государство рождалось в тяжелых условиях непрерывной борьбы с внешними врагами. Князьям нужна была вооруженная сила для защиты страны и для проведения своей политики. В награду за службу в войсках и при княжеском дворе служилым людям давались земли, так называемые "поместья", доходами с которых они жили. Эти служилые люди, которые впоследствии стали называться "помещиками", должны были по первому требованию правительства являться в полном вооружении для участия в военных действиях, приводя с собой столько людей, сколько требовалось в зависимости от размера их поместья.
Для обеспечения поместий рабочей силой стали приниматься меры к тому, чтобы "прикрепить" крестьян к земле, на которой они работали. Большое количество земель было передано во владение помещикам. Таким образом, на этих землях установилась зависимость крестьян от землевладельцев.
Сначала помещики владели поместьями временно. Крестьяне, работавшие у них, не принадлежали им лично. За плохую службу государству помещика могли лишить земель и передать их другому. Однако, как правило, поместье оставалось в пожизненном владении. Когда умирал отец, помещиком назначался его сын и так далее.
Ни помещику, ни государству уже не было выгодно разрешать свободный уход крестьян с занятой ими земли. Поэтому крестьян старались удержать на месте. Свободный переход в любое время от одного помещика к другому был запрещён. Такой переход разрешался только один раз в год в определённый, так называемый «юрьев день». Однако на практике крепостные нередко теряли это право. Если они занимали у помещика деньги и не могли уплатить ему долга, они должны были продолжать работать у него. Иногда богатые помещики, которым нужна была рабочая сила, приезжали в соседние поместья, уплачивали крестьянские долги и переселяли этих крепостных к себе.
Со временем, помещичьи земли стали постоянными владениями и могли передаваться по наследству, а крестьяне оказались прикреплены не только к земле, но и к помещику. Помещики стали полными хозяевами земли и людей. Над своими крепостными они получили административную и судебную власть, а также собирали с них установленные государством налоги.
Отношения между помещиками и крепостными не были достаточно определены законом. Поэтому крепостные в значительной степени зависели от произвола помещика. До второй половины XVIII века за право владеть крепостными и землёй помещики продолжали работать для государства. В 1761 году Пётр III своим "указом о вольности дворянства" освободил дворян (помещиков) от обязанности служить государству; крепостные же остались собственностью помещика. Постепенно крепостное право становилось всё более похожим на рабство.
Вопрос о крепостном праве составлял тяжелую заботу для правительства еще во времена Николая I. Крепостной строй явно устарел. Нельзя было далее оставлять крестьян в состоянии рабства. Нельзя было ожидать роста и развития государственных сил при господстве в России отживших форм крепостного помещичьего хозяйства.
19 февраля 1855 г. на российский престол вступил Александр II(1818 - 1881) - старший сын Николая I, при этом во всех слоях русского общества пробудились надежды на серьезные перемены.
По своей натуре Александр II не был реформатором. В отличие от своего младшего брата Константина Николаевича Александр не увлекался либеральными идеями. Восточная война ясно показала отсталость и слабость нашего государства, Александр нашел в себе мужество признать крах николаевской системы и необходимость внутренних перемен. Он понимал, что эти перемены должны были начаться именно с крепостного права, с «улучшения быта крепостных крестьян», как тогда принято было выражаться о крестьянском освобождении. Вскоре император Александр II, беседуя с дворянскими депутатами в Москве, сказал знаменитые слова о том, что «лучше отменить крепостное право с верху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу». Эти слова имели в виду неспокойное состояние крепостных, которые ждали освобождения и волновались год от году заметнее и сильнее. Слова государя произвели очень большое впечатление на все русское общество.
Полноценное протекание событий отмены крепостного права в России 1861 г. будут освещены в работе.
2. Освобождение крестьян Прибалтики

В начале XIX в. царское правительство неоднократно занималось крестьянским вопросом Прибалтийского края. Результатом этого были несколько новых, утвержденных Александром I законоположений. Одно из них -- это крестьянский регулятив 1802 г., который признал за крестьянином право собственности на движимое имущество, но так называемый «железный инвентарь» оставался собственностью помещика, хотя использовал его в работе все тот же крестьянин. Помещик сам определял, что должно входить в этот «железный инвентарь», и помимо сельскохозяйственных орудий часто включал в него скот, зерно и т. д. Хотя в регулятиве и указывалось, что отныне крестьянин имеет право передавать свое хозяйство по наследству, помещик мог лишить крестьянина земельного участка, переселить его на другие земли и даже продать его. Для этого было достаточно обвинить крестьянина в плохой работе на барщине, в неповиновении Церкви или в недостойном поведении.
В 1804 г. были приняты новые законы, которые запрещали продавать крестьян-дворохозяев и чинить над ними расправу домашним судом. Эти законы в известной мере гарантировали также право наследования, оговаривая его условием исправной выплаты повинностей. Реформа 1804 г. дала части эстонских крестьян несколько больше возможностей для работы в собственном хозяйстве, но бобылей, дворовую прислугу и другие крестьянские прослойки оставила в прежнем положении. Такие половинчатые меры не могли приостановить волнения среди крестьян. В 1803-1806 гг. в Эстляндии и Лифляндии беспорядки происходили в 49 имениях, особенно в центральных уездах и в окрестностях Дерпта. Ожесточенные и кровопролитные столкновения произошли в имении Козе-Уусмыйза, где батраками были убиты начальник военного отряда и унтер-офицер, тяжело ранено несколько солдат. Восставшие также понесли потери: убили шестерых и тяжело ранили семерых крестьян.
Еще на ландтаге Эстляндской губернии в 1811 г. помещики под давлением крестьянских волнений и общественного мнения стали высказываться за освобождение крестьян без земли. Александр I был доволен их инициативой, но разработке соответствующих законов помешала Отечественная война 1812 г., хотя она непосредственно и не затронула этой территории. После окончания войны эстляндским дворянством был составлен законопроект, который предусматривал предоставление крестьянам личной свободы, но не наделял их землей и оставлял за помещиком широкие полицейские права. Таким образом, по отношению к своим крестьянам помещик оказывался в роли государственного чиновника, вершившего суд и расправу. Александр I утвердил законопроект 8 июня 1816г., а с 8 января 1817 г. закон вступил в силу в Эстляндской губернии.
Летом 1818 г. к обсуждению аналогичного законопроекта приступили в Лифляндской губернии, и в 1819 г. Александром I он был утвержден, а с января 1820 г. вступил в силу. Процедура введения закона в действие на местах была очень сложной, потому что помещики опасались возникновения волнений вследствие освобождения крестьян без земли. Освобождались не все крестьяне сразу, а постепенно, по частям, в разные сроки для разных категорий вплоть до 1832 г. Например, в первые три года крестьянин получал право передвигаться только в пределах прихода, затем -- уезда и только с 1832 г. -- в пределах губернии, переселяться же в другие губернии запрещалось.
Права вотчинной полиции, которыми наделялся помещик, давали ему власть над всеми лицами, проживавшими на территории имения. Он мог арестовать и приговорить к телесному наказанию: мужчин к 15 ударам палкой, женщин -- к 30 ударам розгой (в Лифляндской губернии -- к 15-ти), передать обвиненного крестьянина высшим полицейским и судебным властям. Таким образом, участь крестьянина существенным образом не изменилась, они и впредь оставались полностью зависимыми от помещика.
Положение о крестьянах Лифляндской губернии 1819 г. определяло, что до введения личной свободы все повинности крестьян определялись вакенбухами по положению 1804 г., а после освобождения устанавливались посредством «вольного соглашения».
В 1819 г. лифляндское дворянство отказалось от всяких прав, сопряженных с крепостной зависимостью и наследственным подчинением крестьян, но оставило за собою право собственности на землю и неограниченного пользования ею. Естественным следствием этого нового положения стала отмена нормы барщины. Теперь сам помещик определял размер повинностей. На практике крестьянин принужден был соглашаться на всякое предложение владельца, лишь бы оно давало ему возможность прокормиться.
Такая свобода, естественно, не могла удовлетворить крестьян, и с первых дней обнародования закона в Эстляндии и Лифляндии не прекращались волнения. К 1823 г. волнениями были охвачены 69 имений. В распоряжение каждого уездного суда для подавления беспорядков царским правительством было выделено по батальону солдат, однако до вооруженных конфликтов дело не доходило, потому что в волнениях не участвовали батраки и беднота. Потеряв надежду на обеспечение семьи работой на земле, арендуемой у помещика, они получили право переселяться в города и искать работу в промышленности.
Освобождение крестьян дало толчок капиталистическому пути развития также и на селе. Особенно стало развиваться винокурение. В 1820-1824 гг. в Лифляндии в среднем ежегодно производилось около 1,5 млн. четвертей зерна. Из этого количества более 20% расходовалось на винокурение. Получило развитие льноводство, выращивание картофеля, откорм скота на отходах винокурения для поставки мяса в Петербург. Среди крестьян во второй четверти XIX столетия начинается процесс социальной дифференциации, появление зажиточных крестьян, корчмарей, мельников и т. п., которых называли «серыми баронами». В то же время бедные крестьяне все больше оказывались в долговой зависимости у купцов и помещиков.
3. Историческая обусловленность и подготовка реформы, ее юридическое и экономическое обоснование

Падение крепостного права было обусловлено исторически. В 40--50-х годах XIX в. в России насчитывалось, по данным последней ревизии, 23 млн. частновладельческих крепостных крестьян и более 20 млн. государственных, которые тоже были прикреплены к земле и своим общинам.
Крестьянство составляло подавляющую массу населения, а подневольный труд -- основу хозяйственной деятельности. Но отсталые крепостнические отношения все более тормозили экономический и социальный прогресс страны.
Новый качественный этап развития индустрии требовал работника нового типа, способного к квалифицированному труду, свободно распоряжающегося своей рабочей силой.
Крепостной труд становился все менее эффективным и в сельском хозяйстве. Помещичьи имения, производившие на продажу хлеб и другие продукты, все чаще прибегали к наемному труду, вводили систему уроков (определенных заданий каждому тяглу). премии и льготы за хорошую работу. Оброчная система стала преобладающей во всех районах страны. В крепостной деревне усиливалась дифференциация. Многие крестьяне стали заниматься промыслами, торговлей, открывали промышленные заведения. Но крепостнические отношения сдерживали инициативу и предпринимательство. Основную часть доходов крестьянин отдавал помещику в виде оброка. Крепостной крестьянин мог приобретать собственность только на имя помещика.
Во второй половине 50-х годов не было признаков всеобщего крестьянского восстания. Но недовольство крепостным строем зрело и усиливалось. Проявилось это по-разному: в участившихся случаях неповиновения, бегства, расправах с отдельными помещиками и управляющими. В период Крымской войны, когда создавались дополнительные воинские формирования (ополчения), в народе распространялись слухи, что участники военных действии будут освобождены от крепостной зависимости. Десятки тысяч крестьян двинулись в Крым, надеясь получить таким образом волю. Правительству пришлось прибегнуть к силе, чтобы остановить стихийное движение. Это было серьезным предостережением.
Нельзя недооценивать и морально-этический фактор. Еще конце XVIII в. среди интеллигенции усиливались неприязненны настроения по отношению к крепостному строю, осуждение рабства с позиций общечеловеческой морали. Наиболее ярко это отразилось в произведениях А.Н. Радищева, Н.И. Новикова и др" С морально-этических позиций критиковали крепостной строй Н.М. Карамзин и Г.Р. Державин. А.С. Пушкин писал: “Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный и рабство, падшее по мании царя”.
Отмена рабства являлась одним из главных лозунгов движения декабристов. В 40-50-х годах XIX в. усилившиеся антикрепостнические настроения получили отражение в произведениях литературы, в зарубежных изданиях А.И. Герцена, в журнале “Современник” и др.
В ускорении крестьянской реформы решающую роль сыграла Крымская война. Война выявила техническое и военное отставание России от передовых европейских стран -- Англии и Франции. Все мыслящие люди понимали, что главная причина поражений в отсталости ее социально-экономического строя. Неудачи в Крымской войне вызвали волну общественного недовольства. Общественное движение особенно усилилось после смерти Николая 1 в феврале 1855 г. Как и всегда, в России возлагали особые надежды на нового императора. Наступила эра так называемой гласности: “Теперь вопрос об освобождении крестьян во всех устах”, -- писал историк и философ К.Д. Кавелин С.М. Соловьеву в начале 1856 г.
Таковы были социально-экономические, политические и морально-нравственные предпосылки реформ 60--70-х годов XIX в. Действия правительства были ускорены развернувшимся после Крымской войны общественно-политическим движением за отмену крепостного права. На первом месте стоял вопрос о пережившем себя крепостном строе. В 1855--1857 гг. литераторами, публицистами, учеными, государственными чиновниками императору было подано 63 записки, затрагивающие эти вопросы. Подход к проблеме и предлагаемая программа практических действий были разные, но всех объединяло понимание необходимости коренных перемен.
Все общественные течения сходились в необходимости преобразований. Боязнь взрыва крестьянского недовольства, “новой пугачевщины” объединяла либералов и консерваторов. Различия были в глубине, путях и темпах проведения неизбежных реформ. Ликвидация крепостного строя исторически созрела не только в ходе объективного развития страны, но и в умах людей, в настроениях всего мыслящего общества второй половины 50-х годов. При существовавшем в России политическом строе реформы могли быть проведены по воле императора. Бытующее в исторической литературе мнение о возможности освобождения крестьян “снизу”, путем всеобщего бунта нереально и привело бы лишь к невиданному хаосу и разрушению. Да и предпосылок всеобщего крестьянского восстания в то время не было.
Реформы 60--70-х годов XIX в. связаны с именем императора Александра II. В условиях российского самодержавного строя государь играл решающую роль. Есть разные мнения о характере и личных качествах Александра II. Он не был выдающейся личностью, подобной Петру I. Воспитанник В.А. Жуковского, царь не обладал широким кругозором и не был убежденным реформатором, но реально воспринимал происходящие события и был достаточно решителен, чтобы проводить коренные преобразования для упрочения и сохранения существующего самодержавного строя. Наследник российского престола, воспитанный В.А. Жуковским в духе европейского гуманизма первой половины XIX в., умел подбирать себе талантливых помощников, способных проводить в жизнь его предначертания, а также прислушиваться к общественному мнению и менять при необходимости свои позиции.
Подготовка реформы началась с робких попыток улучшения крепостного строя и прошла несколько этапов.
Первый этап начинается с речи Александра II перед московским дворянством 30 декабря 1856 г. Царь пытался убедить своих слушателей, что рано или поздно, как он выразился, “мы должны прийти” к освобождению крестьян, “лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться до того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу”. Почти одновременно царь поручил Министерству внутренних дел разработать предложения о путях решения крестьянского вопроса. Первый проект пред и т.д.................

2. Освобождение крестьян Прибалтики

В начале XIX в. царское правительство неоднократно занималось крестьянским вопросом Прибалтийского края. Результатом этого были несколько новых, утвержденных Александром I законоположений. Одно из них - это крестьянский регулятив 1802 г., который признал за крестьянином право собственности на движимое имущество, но так называемый «железный инвентарь» оставался собственностью помещика, хотя использовал его в работе все тот же крестьянин. Помещик сам определял, что должно входить в этот «железный инвентарь», и помимо сельскохозяйственных орудий часто включал в него скот, зерно и т. д. Хотя в регулятиве и указывалось, что отныне крестьянин имеет право передавать свое хозяйство по наследству, помещик мог лишить крестьянина земельного участка, переселить его на другие земли и даже продать его. Для этого было достаточно обвинить крестьянина в плохой работе на барщине, в неповиновении Церкви или в недостойном поведении.

В 1804 г. были приняты новые законы, которые запрещали продавать крестьян-дворохозяев и чинить над ними расправу домашним судом. Эти законы в известной мере гарантировали также право наследования, оговаривая его условием исправной выплаты повинностей. Реформа 1804 г. дала части эстонских крестьян несколько больше возможностей для работы в собственном хозяйстве, но бобылей, дворовую прислугу и другие крестьянские прослойки оставила в прежнем положении. Такие половинчатые меры не могли приостановить волнения среди крестьян. В 1803–1806 гг. в Эстляндии и Лифляндии беспорядки происходили в 49 имениях, особенно в центральных уездах и в окрестностях Дерпта. Ожесточенные и кровопролитные столкновения произошли в имении Козе-Уусмыйза, где батраками были убиты начальник военного отряда и унтер-офицер, тяжело ранено несколько солдат. Восставшие также понесли потери: убили шестерых и тяжело ранили семерых крестьян.

Еще на ландтаге Эстляндской губернии в 1811 г. помещики под давлением крестьянских волнений и общественного мненияhttp://www.sedmitza.ru/index.html?sid=128&did=1496 - note_link_1#note_link_1 стали высказываться за освобождение крестьян без земли. Александр I был доволен их инициативой, но разработке соответствующих законов помешала Отечественная война 1812 г., хотя она непосредственно и не затронула этой территории. После окончания войны эстляндским дворянством был составлен законопроект, который предусматривал предоставление крестьянам личной свободы, но не наделял их землей и оставлял за помещиком широкие полицейские права. Таким образом, по отношению к своим крестьянам помещик оказывался в роли государственного чиновника, вершившего суд и расправу. Александр I утвердил законопроект 8 июня 1816г., а с 8 января 1817 г. закон вступил в силу в Эстляндской губернии.

Летом 1818 г. к обсуждению аналогичного законопроекта приступили в Лифляндской губернии, и в 1819 г. Александром I он был утвержден, а с января 1820 г. вступил в силу. Процедура введения закона в действие на местах была очень сложной, потому что помещики опасались возникновения волнений вследствие освобождения крестьян без земли. Освобождались не все крестьяне сразу, а постепенно, по частям, в разные сроки для разных категорий вплоть до 1832 г. Например, в первые три года крестьянин получал право передвигаться только в пределах прихода, затем - уезда и только с 1832 г. - в пределах губернии, переселяться же в другие губернии запрещалось.

Права вотчинной полиции, которыми наделялся помещик, давали ему власть над всеми лицами, проживавшими на территории имения. Он мог арестовать и приговорить к телесному наказанию: мужчин к 15 ударам палкой, женщин - к 30 ударам розгой (в Лифляндской губернии - к 15-ти), передать обвиненного крестьянина высшим полицейским и судебным властям. Таким образом, участь крестьянина существенным образом не изменилась, они и впредь оставались полностью зависимыми от помещика.

Положение о крестьянах Лифляндской губернии 1819 г. определяло, что до введения личной свободы все повинности крестьян определялись вакенбухами по положению 1804 г., а после освобождения устанавливались посредством «вольного соглашения».

В 1819 г. лифляндское дворянство отказалось от всяких прав, сопряженных с крепостной зависимостью и наследственным подчинением крестьян, но оставило за собою право собственности на землю и неограниченного пользования ею. Естественным следствием этого нового положения стала отмена нормы барщины. Теперь сам помещик определял размер повинностей. На практике крестьянин принужден был соглашаться на всякое предложение владельца, лишь бы оно давало ему возможность прокормиться.

Такая свобода, естественно, не могла удовлетворить крестьян, и с первых дней обнародования закона в Эстляндии и Лифляндии не прекращались волнения. К 1823 г. волнениями были охвачены 69 имений. В распоряжение каждого уездного суда для подавления беспорядков царским правительством было выделено по батальону солдат, однако до вооруженных конфликтов дело не доходило, потому что в волнениях не участвовали батраки и беднота. Потеряв надежду на обеспечение семьи работой на земле, арендуемой у помещика, они получили право переселяться в города и искать работу в промышленности.

Освобождение крестьян дало толчок капиталистическому пути развития также и на селе. Особенно стало развиваться винокурение. В 1820–1824 гг. в Лифляндии в среднем ежегодно производилось около 1,5 млн. четвертей зерна. Из этого количества более 20% расходовалось на винокурение. Получило развитие льноводство, выращивание картофеля, откорм скота на отходах винокурения для поставки мяса в Петербург. Среди крестьян во второй четверти XIX столетия начинается процесс социальной дифференциации, появление зажиточных крестьян, корчмарей, мельников и т. п., которых называли «серыми баронами». В то же время бедные крестьяне все больше оказывались в долговой зависимости у купцов и помещиков.

Ликвидации сословного права дворян на землю последняя стала продаваться), быстрее стал развиваться внутренний рынок. В России строятся новые фабрики и заводы, развиваются Отмена крепостного права в России в 1861 г. и последовавшие за ней другие реформы явились "перевалом", "поворотным пунктом" российской истории, сравнимым по своим последствиям с европейскими буржуазными революциями, − ...

Прекращение временно-обязанных отношений) был установлен Положением о выкупе наделов остающимися еще в обязательных отношениях к помещикам в губерниях, состоящих на Великороссийском и Малороссийском местных положениях 19 февраля 1861 года от 28 декабря 1881 г., а в девяти западных губерниях (Виленской, Гродненской, Ковенской, Минской, Витебской. Могилевгкой. Киевской, Подольской и Волынской) ...

Барщинной системы к капиталистической. Кроме того, необходимы были стартовый капитал и опыт ведения предпринимательского хозяйства, т. е. то, чем подавляющее большинство помещиков не располагало. К тому же в первые десятилетия после реформы 1861 г. крестьянское хозяйство еще не вполне было отделено от помещичьего: крестьянские и помещичьи угодья не везде были размежеваны. Малоземелье, отрезки от...

Он еще больше сократил размеры крестьянских земельных наделов, а повинности увеличил. 17 февраля 1861 г. проект реформы утвердил Государственный совет. 19 февраля его подписал Александр П. Основные принципы и условия отмены крепостного права были сформулированы в Манифесте «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей…» и Положениях. Манифест и « ...