По окружающему миру на тему "Водные богатства" (2 класс). Водное богатство нашего края

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Работать в группе: составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по плану в учебнике; составлять план описания другого водного водоȅма (например, озера, пруда). Моделировать значение водных богатств в жизни людей, выявлять источники загрязнений, обсуждать рассказ «Бутылочная почва» из книги «Великан на поляне», участвовать в водоохранных мероприятиях в городе. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Планируемые результаты

Предметные

Знать понятия «река», «озеро», правила поведения на воде.

Уметь показывать на карте, глобусе реки, различать объекты природы и изделия, объекты живой и неживой природы.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. - строить сообщения в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Р. - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

К. - формулировать своȅ мнение и позицию, использовать речь для регуляции своего действия.

Личностные результаты

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру; готовность следовать нормам природоохранного поведения

Основные понятия и определения

«река», «озеро», правила поведения на воде.

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем подробнее о водных богатствах родно-го края, об их значении в жизни человека, об их охране. Будем учиться описывать водные объекты своего края по предложенному или со-ставленному.

Вспомни, какие моря, озёра, реки есть в Рос-сии. Что ты уже знаешь о водных богатствах своего края?

самостоятельно плану.

Изучение нового материала

Водные богатства нашего КРАЯ

1.С помощью карты края и краеведческой литературы составьте список рек, озёр и других водных объектов вашего края.

2.По своим наблюдениям, а также с помо-щью карты и краеведческой литературы составь-те описание реки, озера, моря (в зависимости от того, что есть в вашем крае).

В качестве ориентира можете использовать план описания реки, приведённый в учебнике. Если будете готовить описание другого природ-ного объекта, составьте план самостоятельно.

План описания реки

1.Название.

2.Где находится исток реки.

3.Какое течение: быстрое или медленное.

4.Притоки.

5.Куда впадает река.

6.Как река изменяется в разные времена года.

7.Растения и животные реки.

8.Использование реки человеком.

9.Как люди влияют на реку.

10. Что люди делают для охраны реки.

3.Результаты работы обсудите в классе. Если потребуется, внесите поправки и дополнения в составленные вами список и описание.

ЗНАЧЕНИЕ ВОДНЫХ БОГАТСТВ И ИХ ОХРАНА

Велико значение рек, озёр, морей в жизни человека. Они украшают Землю, радуют нас своей красотой. Люди отдыхают на их берегах. По воде на судах путешествуют и перевозят грузы. Из рек и озёр люди берут воду, без ко-торой невозможно обойтись ни в быту, ни на производстве.

Осмысление и понимание полученных знаний

Река Вятка с высоты 300м

Река Вятка Исток

Река Пижма Тужинский район .

Рекама Молома

Части реки

Исток - начало реки

Русло - углубление по которому течет река.

Устье - место, где река впадает в другую реку, в озеро или море

Приток - мелкие рек, и впадающие в главную реку.

На вершинах гор снег и ледники начинают таять с приходом весны. В это время температура значительно повышается. Так образуются водные потоки, которые стекают вниз по склонам. Немного ниже маленькие ручьи объединяются. Объединившись, мелкие ручейки набирают силу и текут быстрее, увлекая за собой частицы земли и обломки скал. Возникает горный поток. Достигнув долины, то есть более ровной местности, а потом и пологой равнины, поток замедляет ход. Он превращается в реку.

Водные богатства вашего края

Водные богатства Московской области
Территория области входит в водосборные бассейны Волги и Оки. Регион отличается густой речной сетью и обилием озер - насчитывается более 2 тыс. рек общей протяженностью почти 10 тыс. км.
На севере области реки Лама, Яхрома, Дубна, Сестра относятся к притокам реки Волги. Важнейшими водными артериями являются: река Ока с притоками - Протва, Нара, Лопасня, Цна, Осетр; река Москва с притоками Руза, Истра, Яуза, Пахра и р.Клязьма с притоками - Воря, Шерна. На реке Москве и канале построены водохранилища - Можайское, Рузское, Озернинское, Истринское, Клязьминское, Учинское и др. Более 350 крупных озер. Важнейшими из них являются: Тростенское, Нерское, Круглое - на Московской возвышенности и Черное, Великое, Святое, Дубовое - расположены среди верховых и переходных болот Мещерской низменности.
Северо-западные и западные районы области богаты подземными водами. Наибольшую водоресурсную роль играют Рузско-Звенигородское и Сестринско-Истринское месторождения вод. За счет подземных источников обеспечивается 85% потребности районов в воде.

Водные богатства Хабаровского края
Хабаровский край с востока омывается водами Охотского и Японского морей. Наш край относится к числу регионов, хорошо обеспеченных ресурсами поверхностных вод. На территории Хабаровского края есть реки и озёра. В крае насчитывается более 200 тыс. рек общей протяженностью более 550 тыс. км и около 58 тыс. озер. Основная водная артерия края – река Амур – входит в десятку крупнейших рек мира и является одной из наиболее значительных рек Российской Федерации, занимая среди них третье место по длине и четвёртое по площади бассейна. Основные притоки реки Амур на территории края – река Бурея, река Уссури, река Амгунь, река Гур, река Горин, река Силинка, река Березовая.

Водные богатства Челябинской области
Область расположена на водоразделе трёх бассейнов рек - Волги, Урала, Тобола, которые и являются основными источниками водоснабжения народного хозяйства. Реки в большинстве маловодны. Из 3602 рек, протекающих по территории области, общей протяженностью 17926 км, 90% рек относятся к очень малым, длиной менее 10км. Здесь протекают реки бассейна Волги: Уфа, Ай, Юрюзань, Сим со своими притоками.Одним из источников пополнения водных ресурсов являются водохранилища. Особо крупные водохранилища - Аргазинское, Шершневское, Верхнеуральское, Магнитогорское, Нязепетровское. Территория области богата озёрами, их насчитывается около 1300. Наиболее крупные из них - Тургояк, Чебаркуль, Иртяш, Аракуль, Сугомак, Иткуль, Синара, Сунгуль, Киреты, Большие Касли, Большая Акуля, Зюраткуль. В ряде районов обнаружены минеральные источники. В Чебаркульском, Каслинском и некоторых других районах имеются радоновые источники, в Нязепетровском районе найдены железистые источники, а в районе Пласта известны выходы мышьяковых вод.

Водные богатства Тульской области
К наиболее крупным и широко известным рекам области относятся Ока, Упа, Дон, Красивая Меча и Непрядва. Ока - крупнейшая река области. Это второй по величине приток Волги и седьмая река по длине и обширности бассейна в Восточной Европе.
Озер в Тульской области немного. Большинство озер карстовые. Они возникли в результате растворения гипса и известняков и заполнения провалов грунтовыми и межпластовыми водами.
На территории области больше распространены искусственные водоемы: пруды и водохранилища. Пруды в Тульском крае сооружались издавна. Крупные пруды - водохранилища в XVII - XVIII вв. возводились при металлургических заводах. Из сохранившихся до наших дней - Дубенский пруд, которому более 250 лет. Пруды были непременным атрибутом ландшафта помещичьих усадеб. Некоторые из них выделялись размерами и красотой, были окружены парками. Образцом может служить Большой пруд в Богородицке в имении графа Бобринского. В настоящее время в Тульской области имеются 652 пруда.
Наиболее крупными водоемами в области являются водохранилища, которые созданы, в основном, для водоснабжения промышленных предприятий. Любовское водохранилище, Пронское водохранилище, Черепетское водохранилище, Шатское водохранилище, Щекинское водохранилище.
Территория Тульской области исключительно богата минеральными водами. Широкой известностью пользуются краинские сульфат кальциевые и сульфидные воды и лечебные грязи, на базе которых функционирует курорт "Краинка" Суворовского района. Основные лечебные факторы курорта это минеральные воды и торфяная грязь.

Водные богатства Самарской области
Водные богатства Самарской области представлены рекой Волгой и ее притоками. В пределах области река представлена Куйбышевским и Саратовским водохранилищами. Протяженность реки Волги в пределах Самарской области - 364 км. Насчитывается более 220 рек и малых водотоков, общей протяженностью более 6,5 тыс. км, более 1000 водохранилищ и прудов.
Наиболее крупные реки: Самара, Сок, Чапаевка, Большой Кинель, Уса, Чагра, Большой Иргиз. Почти все реки области питаются в основном за счет атмосферных осадков.

Водные богатства Пермского края
Водные ресурсы Пермского края весьма значительны. По количеству естественных и искусственных водоемов, по водным и гидроэнергетическим ресурсам Пермский край занимает первое место на Урале. Реки относятся к бассейну одной реки - Камы, крупнейшего левого притока Волги. По длине Кама (1805 км) - шестая река в Европе. Самые протяженные и многоводные реки Пермского края: Чусовая, Сылва, Вишера, Колва, Яйва. Основной источник питания рек Западного Урала - талые воды. В регионе крупные водоемы - водохранилища, созданные в связи со строительством ГЭС: Камское и Воткинское на Каме, Широковское на Косьве. По количеству озер Прикамье уступает другим уральским регионам. Самые большие озера находятся на севере Пермского края: Чусовское, Большой Кумикуш, Новожилово. Болота в Пермском крае распространены широко, как верховые, так и низинные.

Водные богатства Свердловской области
Водные богатства представлены бассейнам семи основных рек, пересекающих границу области: Тавда, Тура, Пышма, Исеть, Чусовая, Уфа, Сылва. В питании рек преимущественное значение имеют талые снеговые воды, доля которых составляет 65-75%. Крупнейшими водохранилищами в Свердловской области являются - Белоярское водохранилищеи Рефтинское. Всего в области насчитывается 18 414 рек общей протяженностью 68 тыс. км, 135 водохранилищ, более 1200 прудов, 2500 озер. Область обладает достаточно большими потенциальными ресурсами подземных вод. Крупнейшие бассейны подземных вод области (Тагильский, Ивдельско-Тошемский, Сосьвинский и др.)

Водные богатства Кировской области
Кировская область обладает значительными водными богатствами. В области насчитывается 19753 реки общей протяженностью 66,6 тыс. км. Основная водная артерия области – р. Вятка общей протяженностью 1314 км. Наиболее крупные притоки Вятки: справа - Белая, Кобра, Летка, Великая, Молома, Пижма, Шошма; слева - Чепца, Быстрица, Воя, Кильмезь. Крупными реками протекающими в пределах области являются также Луза, Юг, Ветлуга, Большая Кокшага, Немда, Ярань и др. Озёр на территории области - 4,5 тыс. Самые крупные озёра: Акшубень, Орловское, Мусерское. Самый глубокий водоём области Лежнинское озеро – 36,6 м глубиной. В Уржумском районе расположено уникальное озеро Шайтан.
На территории области расположены 3 крупных водохранилища: Белохолуницкое, Омутнинское, Большое Кирсинское.

1. С помощью карты края и краеведческой литературы составьте список рек, озер и других водных объектов вашего края.

Ответ. В пределах области берут начало многочисленные реки, принадлежащие к бассейнам Камы, Тобола и Урала. Так как здесь, в основном, их верховья, поэтому они маловодны. Самые крупные - Миасс, Уй, Урал, Ай, Уфа, Увелька, Гумбейка - имеют в пределах области длину более 200 км.

Река Миасс берет свое начало на восточном склоне хребта Нурали на территории Учалинского района Башкортостана, течет сначала между гор на север, а затем, повернув на восток у Карабаша, пересекает лесостепную зону и впадает в Исеть за границами области. Ее длина в пределах области составляет 384 км (из 658 общей длины)

В Челябинской области насчитывается свыше 3748 озёр. Из них 53 является крупными, площадью более 10 км². Самыми крупными озерами являются Увильды, Кисегач, Тургояк и Еловое.

2. По своим наблюдениям, а также с помощью карты и краеведческой литературы составьте описание реки, озера, моря (в зависимости от того, что есть в вашем крае).

Озеро Малый Кисегач находится на границе Аргаяшского и Сосновского районов Челябинской области слева от трассы Челябинск-Аргаяш. Расстояние от Челябинска около 40 километров. Озеро равнинное - небольшое и неглубокое. По своему происхождению озеро Малый Кисегач группе озер возникших в результате тектонической деятельности в этом районе. Берега пологие, заболочены, причем часть берега в зарослях тростника и камыша. Отдельные участки берега озера окружены естественным лесом и искусственными лесопосадками.

Озеро Малый Кисегач имеет неправильную форму размерами примерно 2,5 на 1,5 километра. Глубина озера около 2 метров. Толщина льда в зимний период составляет 0,5 метров.

В озере водятся карась, окунь, чебак, гольян, ротан, рыбалка возможна как с лодки, так и с берега.

Озеро Еловое - это пресноводное озеро, которое находится в Чебаркульском районе, в Челябинской области Российской Федерации. Является гидрологическим памятником природы. Озеро расположилось в 90 километрах западнее Челябинска и в 1,5 километров от Чебаркуля. Высота его над уровнем моря - 322,5 метров.

Длина озера составляет 2,2 километра, ширина - 1,9. Площадь водного зеркала - 3,12 километров квадратных, длина побережья - 9,8 километров, глубина доходит до 13,5 метров.

Озеро Еловое имеет округлую форму. Дно отличается неровностью. Несмотря на небольшой размер озера, здесь имеется три острова.

Берега часто обрывистые. С западной стороны в озеро впадает река Гудковка, а с южной из озера вытекает река Еловка. Озеро достаточно хорошо прогревается солнцем благодаря укрытости от ветра и своему небольшому размеру.

Описание реки

2) Река Миасс берет свое начало на восточном склоне хребта Нурали на территории Учалинского района Башкортостана

3) Течение реки в горной части быстрое, на равнине медленное.

4) Основные притоки: Атлян, Большой Киалим, Бишкиль, Зюзелга, Биргильда.

5) Впадает в реку Исеть в 20 км к северу от поселка Каргаполье.

6) уровень воды в реке изменяется в разные сезоны. Наибольший в период таяния снега – вторая половина весны, июнь. Меньше всего в, августе, сентябре.

7) Растения реки – кувшинки, кубышки, ряска, тростник, стрелолист, ряска, камыш, ива.

Животные реки – прудовик, беззубка, щука, судак, налим, чебак, лещ, окунь, карп, карась.

8)На реке имеется 2 водохранилища, резерв воды для Челябинска. Человек использует реку для добычи полезных ископаемых – песок, глина, галька, гравий, золото. Также воду берут для полива огородов.

9) Люди очень сильно загрязнили реку промышленными отходами.

10) Для охраны воды строятся очистные сооружения, контролируется сброс воды предприятиями.

Водоемы нашего края

С. 147 Проверь себя

1. Расскажи о значении водных богатств в жизни людей.

Ответ. На планете много мест, где моря и океаны расположены очень близко, но не смотря на это пресная вода там почти на вес золота, потому что почти вся вода на Земле соленая. Пресной воды, которую можно пить, совсем мало. Человеческий организм больше чем наполовину состоит из воды, поэтому он не может без нее прожить более трех суток. Она также нужна животным и птицам, деревьям и грибам, бактериям. Водоемы – это хранилища воды, которая необходима всему живому. А для тех растений и животных, которые живут в водоемах, это единственный дом.

Также чистая вода – залог здоровья растений. Они дают нам кислород, древесину, свои плоды. От чистой воды зависит благополучие животных. Все вместе составляет природные сообщества.

2. Как взрослые и школьники должны охранять реки, озера, моря? Делают ли это в вашем крае?

Ответ. Все граждане России должны охранять водные ресурсы. С давних времен люди располагались в тех местах, где можно было выжить. Все большие города находятся вблизи источников воды. Поэтому водоемы, из которых берут воду для населенных пунктов, должны хорошо охраняться. К сожалению, недостаточно делается для того, чтобы их не загрязняли заводы, фабрики, фермы. Но в загрязнении виноваты не только они, но и мы с вами. Очень часто люди бросают в озера мусор, не понимая, что совершают большое зло! Под водой оказываются разбитые бутылки, консервные банки с острыми краями и другой мусор. Нельзя мыть машины на берегах рек, оставлять мусор после себя, нельзя бросать отходы в водоёмы. Ограничить вылов рыбы запрещёнными средствами. Школьники могут оказать серьезную помощь взрослым в охране водоемов: следить за чистотой воды; расчищать родники и ручьи, оберегать растения и животных.

В нашем крае школьники участвуют в охране водоемов – проводят экологические субботники, организуют «Голубые патрули», которые помогают выявлять источники загрязнения водоемов.

3. Почему при купании нужно сохранять осторожность?

Ответ. Необходимо перед купанием обследовать водоем. Место, выбранное для купания, должно находиться на песчаном берегу и иметь удобный спуск к воде.

Нужно убедиться в том, что в месте, выбранном для купания, отсутствуют коряги, нет топляка, дно имеет постепенный уклон без ям и уступов, нет водорослей, острых камней и других опасных предметов бытового и технического мусора

Следует присмотреться к воде. Если она неспокойна, свивается в длинные жгуты - это означает, что тут могут оказаться подводные ямы, ключи, густые водоросли.

Входить в воду нужно постепенно, осторожно, т. к. даже в знакомое место купания ночью течение могло принести различные предметы, которые могут создать серьезные проблемы. Неизвестный рельеф дна, на дне может находиться мусор.

Задания для домашней работы

2. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Бутылочная почта». Всегда ли ты бережно относишься к водным богатствам своего края.

Ответ. я стараюсь всегда бережно относится к природе нашего края. Я никогда не оставляю после себя мусор на берегах водоема, по возможности уношу то, что оставили другие. В походах объясняю другим ребятам, что нельзя загрязнять водоемы. Полностью согласен с автором: «А может быть, всё-таки брошенная в речку бутылка - это и сейчас «бутылочная почта»? В ней нет никакой записки, она сама - послание. Послание другим людям, которые живут сейчас, и тем, кто будет жить на Земле после нас. Послание, которое рассказывает о том, как плохо многие из нас относятся к окружающему миру, как мало его любят и совсем не хотят беречь. Может быть, эта брошенная бутылка - рассказ о них самих, об их не очень хороших качествах, о том, что они ещё не научились ценить чистоту и красоту мира?»

3. Если ученики твоей школы участвуют в охране водных богатств, узнай подробнее об их работе. Постарайся принять в ней участие.

Ответ. В нашей школе эта работа занимает особое место и включает в себя: природоохранные рейды, направленные на выявление нарушений; сбор и распространение экологической информации о близлежащих водоемах

Постепенно накапливается материал, который необходим, так как это знания о крае, в котором родились и жили наши предки, где растёт и живёт наше поколение и будет расти и жить следующее поколение.

«Клад» на дне реки. Однажды учёные исследовали дно реки. На участке дна длиной 5 километров они обнаружили: 14 крупных железобетонных плит, 16 больших труб, 34 куска рельсов, 9 мотков колючей проволоки, 27 изогнутых железных листов, 43 огнетушителя, 18 пил, 31 топор, 112 санок, 108 котелков, чайников и кастрюль, 36 сковородок, 27 утюгов, 2486 разбитых бутылок, 814 разбитых стеклянных банок, 2214 консервных банок и много другого мусора. Выводы из этого сделай самостоятельно. Выводы из этого исследования сделай самостоятельно.

Ответ. Выводы исследования. Человек сознательно загрязняет водоемы. Ему кажется, что вода скроет его безрассудство. Человек осознает свою безнаказанность за поступок. Но не осознает того, что расплата все равно наступит. Вода в реке становится непригодной для питья, купания, рыбалки. Исчезают растения и животные. Чтобы восстановиться реке нужны будут сотни лет, и то при условии, что загрязнения прекратятся.

Поэтому необходимо срочно очищать все реки в России, вести активную пропаганду разумного поведения в природе и наказывать тех, кто не хочет соблюдать экологические законы.

Вспомни, что такое полезные ископаемые? Какие полезные ископаемые ты знаешь? Какие полезные ископаемые добывают в вашем крае?

Ответ. Полезные ископаемые - минеральные и органические образования земной коры, которые использует человек. Горючие полезные ископаемые - нефть, природный газ, торф, уголь.

Руды - чёрных, цветных и благородных металлов.

Нерудные полезные ископаемые - строительные материалы (известняк, песок, глина и другие, строительные камни, такие как гранит.

В нашем крае полезные ископаемые: железная руда, магнезит, графит, бурый уголь, огнеупорные глины.

Тема

Раздел: Путешествия

Водные богатства нашей планеты

Тип урока

Открытие нового знания

Цели

Создание условий для формирования первоначальных представлений детей о водоемах страны и края, частях реки

Задачи

- Познакомить учащихся с новыми понятиями, терминами и определениями; с разнообразием водоёмов планеты: океанами, морями, озёрами, реками, каналами, прудами, водохранилищами; с частями реки, красотой водоёмов родного края.

Развивать мышление, память, внимание, устную речь, способность сопоставлять, анализировать, делать выводы, привитие интереса к предмету.

Воспитывать любовь к родному краю, чувство бережного отношения к его природным «богатствам».

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

1.Формировать понятие река и её части.

2.Учить различать водоёмы естественного и искусственного происхождения.

3.Узнавать их по описанию.

4.Формировать понятия значимости водоемов в жизни.

Познавательные УУД

1.Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике.

2.Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности.

3.Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Коммуникативные УУД

1.Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения познавательных задач.

2.Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

3.Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные результаты

1.Овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире.

2.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Регулятивные УУД

1.Осознавать задачу, принимать её; стремление к успешному её решению.

2.Планировать свои действия.

3.Контролировать и оценивать свою работу.

Основные понятия

Исток, русло, устье, притоки

Межпредметные связи

Русский язык, математика, музыка.

Ресурсы:

1. Учебник: А. А. Плешаков «Мир вокруг нас», 2 класс, часть 2, М., Просвещение, 2012 г.

2. А. А. Плешаков Окружающий мир. Рабочая тетрадь,2 класс, часть 2, М., Просвещение, 2012 г.

3. Глобус, карта

4. Мультимедийный проектор, компьютер, экран.

5. Сайт Infourok

Организация пространства

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Ход урока:


Подписи к слайдам:

Окружающий мир Учебник, дневник, пенал и тетрадки На парте всё в образцовом порядке. Подарим улыбки, Гостям, мне, друзьям, Свободно вздохнём И, не волнуясь, урок наш начнём

Мое настроение

Оценоч ный лист Этап урока Оценка 1. Проверка домашнего задания 2. Определение темы урока, постановка задач 3. Открытие новых знаний 4. Применение новых знаний 5. Закрепление знаний

Правила работы в группах Говори только по делу спокойно и ясно Выслушай каждого, не перебивай Не говори одновременно с другими Убедись, что в разговоре участвует каждый Обращайся к другу по имени Будь доброжелателен и терпим

Проверка домашнего задания 1 группа: 1) Очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью называются - ….. 2) Назовите части горы. 3) Чем гора отличается от холмов?

Проверка домашнего задания 2 группа: 1) Ровные или почти ровные участки земной поверхности - ……… 2) Чем равнина отличается от гор? 3) Какова поверхность нашего края?

Проверка домашнего задания 3 группа: 1) На равнинах можно встретить возвышения - ….. 2) Назовите части холмов. 3) Что такое овраги и что нужно сделать для того, что бы они не рушились?

Кругом вода, а с питьём беда.

Бегает подруга, А за ней два друга, Два друга - это берега, А кто ж подруга их?

Он могучий и огромный, Много в нём морей глубоких. Глубже и огромней лужи На земле не обнаружить. Состоит он из морей. Ну, давай, ответь скорей. Это – не воды стакан, А, огромный... .

Тема урока: Водные богатства

Река Водохранилище Море Океан Пруд Озеро Канал

Водоемы Естественного происхождения Искусственного происхождения Озеро Река Море Океан Канал Пруд Водохранилище

Задачи урока: 1.Что составляет водные богатства? 2.Как обозначаются на карте? 3.Строение реки. 4.Водные богатства нашего края

Мое настроение

Конспект урока

«Окружающий мир»

Тема: «Водные богатства»

2 класс

Провела: учитель начальных классов

Сорванова Ирина Николаевна

2014 год

Окружающий мир

Тема «Водные богатства»

Тип урока : урок усвоения новых знаний.

Цель: познакомить с разнообразием водоёмов планеты: океанами, морями, озёрами, реками, каналами, прудами, водохранилищами; с частями реки, красотой водоёмов родного края, красотой моря.

Задачи:

    Учить различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию.

    Формировать умения работать в паре с графической информацией: анализировать схему частей реки, рассказывать о реке по схеме; формулировать выводы из изученного материала, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; осуществлять оценку и самооценку.

    Воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; чувство эстетического наслаждения от красоты моря, водоёмов родного края.

Методы обучения : наглядный, словесный, практический, игровой, проблемно-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности : фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Оборудование : учебник, рабочая тетрадь, карточки со словами, компьютер, глобус, мультимедийный проектор, экран, презентация, парусники для рефлексии, лист оценки (я - другой ученик- учитель).

УУД:

    Познавательные УУД:

    Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

    Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

    Формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

    Формируем умение находить ответы на вопросы.

    Коммуникативные УУД:

    Формируем умение слушать и понимать других;

    Формируем умение строить речевое высказывание в соотвествии с поставленными задачами;

    Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

    Регулятивные УУД:

    Формируем умение высказывать свое предложение на основе работы с материалом учебника;

    Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

    Формируем умение осуществлять познавательную и личную рефлексию.

    Личностные УУД:

    Формируем умение высказывать свое мнение;

    Формируем мотивации у обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

    Духовно-нравственное воспитание и развитие:

    Воспитание трудолюбия, способности к познаванию;

    Экологическое воспитание;

    Эстетическое воспитание.

Используемые технологии:

    Здоровьесберегающая (физминутка, гимнастика для глаз, посадка во время работы)

    Технология проблемного обучения (при определении темы урока)

    Групповая и парная работа (самостоятельный поиск информации, закрепление)

    Информационно-коммуникационные технологии (презентация)

План урока:

    Оргмомент.

    Проблемная ситуация + деятельность по её решению (проверка домашнего задания).

    Формулировка темы и задач урока (загадки, водоёмы, водные богатства, вопросы, на которые будем искать ответы – задачи).

    Работа по теме урока.

    Физминутка.

    Проверка знаний.

    Рефлексия.

    Варианты домашнего задания.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1. Оргмомент

Учебник, дневник, пенал и тетрадки

На парте всё в образцовом порядке.

Подарим улыбки,

Гостям, мне, друзьям,

свободно вздохнём

И, не волнуясь, урок наш начнём.

2. Актуализация знаний (проверка домашнего задания)

Мы продолжаем изучение большой темы «Путешествия» и сегодня продолжим путешествие по планете на своих парусниках

Работа на карточках

Ребята, кто получил карточки, подпишите свою фамилию.

Вспомним, с чем вы знакомились на прошлом уроке.

1. как называются углубления с крутыми склонами? (овраг)

2. что такое возвышения на равнинах? (холмы)

3. Что называем горными хребтами? (горы, расположенные рядами)

4. Чем отличается холм от горы? (гора высота более 200 метров)

(Записывают)

(3 человека)

Работают с учителем

Вывод:

Равнины, горы холмы, овраги – формы земной поверхности

(Доска, открываю слайд №1)

Проверьте, пожалуйста свою работу и оцените ее.

Ребята, а Ева и Лиза будут учителями.

Возьмите карточки у Миши и Паши, проверьте их работу, оцените.

Как вы оцениваете ребят?

Самопроверка и самооценка

Взаимооценка

3. Мотивация учебной деятельности (формулировка темы и задач урока)

1. Проблемная ситуация.

2. Формулировка темы и задач урока

Река

Водоемы

Выдвигают предложения

Карточки крепятся на доску

Выдвигают предложения

Загадка.

Отгадайте загадки

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе.

Узкий кончик в ручейке,

А широкий – в море.

Что это такое? (река)

Ручей, река, море – как назовём одним словом? (Водоемы)

Значит о чем мы будем говорить на уроке? (О водоемах)

Мы сегодня окунемся в бескрайние водные богатства. Значит, будем говорить не просто о водоемах, а о водных богатствах.

Водные богатства. (доска)

Какие задачи поставим на урок?

Учитель:

1. Что составляет водные богатства?

2. Водные богатства нашего края.

3. Строение реки.

4. Работа по теме урока

Первый вопрос

Что составляет водные богатства планеты? Как бы вы на него ответили?

Презентация.

Водные богатства планеты составляют: (доска, карточки)

Моря, океаны, реки, озера, пруды, водохранилища, каналы.

Ребята, на глобусе (модель земли) синим, голубым цветом обозначена вода, водоемы, т.е. водные богатства нашей планеты. Большую часть занимает вода. Но как бы много ее не было, необходимо беречь. Не всю воду можно пить. Можно пить только пресную воду, не соленую. А в море вода соленая, значит…..

Все водоемы делиться на естественные и искусственные.

Карточки на доску:

Естественные – водоемы созданы природой

Искусственные – созданы руками человека.

Назовите естественные водоемы

Естественные:

    Море

    Океан

    Озеро

    Река

Искусственные:

    Пруд

    Канал

    Водохранилище

Учитель: ребята, пожалуйста, скажите, куда летом вы ездите отдыхать в своей местности? (на рыбалку, загорать)

На водохранилище, канал.

В Вышнем Волочке мы можем наблюдать канал, водохранилище, которые созданы руками человека.

Реки Вышнего Волочка: Цна, Тверецкий канал, водохранилище.

Применение знаний (работа в тетрадях)

Откройте свои тетради на странице 51, выполните, пожалуйста задание № 1.

Запишите названия водоемов.

Поменяйтесь тетрадями, проверьте.

Я предлагаю вам начать нашу работу по изучению рек.

Как вы думаете, какие могут быть вопросы? (1-2 ученика)

Где начинаются и где заканчиваются реки?

Куда они текут?

Почему вода в реке не заканчивается?

Сегодня мы с вами ответим на эти вопросы.

Работа с учебником.

Откройте учебник на стр.83.

Рассмотрите схему реки.

Расскажите по ней о частях реки.

Итак, исток – это начало реки.

Устье – место, где река впадает в другую реку, озеро или море.

У реки 2 берега

(левый и правый)

Как определить левый и правый берег реки?

(если смотреть в сторону течения, то слева – левый берег, с права – правый берег.)

Притоки – в реку обычно впадают ручейки или другие реки.

Русло – углубление, по которому течет река.

Тверская область богата различными реками и речушками. На Тверской земле берет све начало великая русская река Волга. Протекает Волга во многих областях России. Начинается недалеко от города Осташков, в нашей области, а впадает в Каспийское море.

Выдвигают свои предложения

Работают в тетрадях

Работа в парах, взаимопроверка

Работа с учебником

Исток

Устье

Приток

Левый берег

Правый берег

Физминутка (под музыку шума морского прибоя)

Наши кораблики захватили пираты.

Они отпустят нас только после физкультминутки.

Море волнуется – раз! (шагаем на месте)

Море волнуется – два! (наклоны туловища в право, влево)

Море волнуется – три!

Морская фигура, замри! (присели)

Учитель: на нашей схеме видно, что река впадает в озеро.

Что же такое озеро?

Как образуется озеро?

На прошлом уроке мы выяснили, что земная поверхность неровная.

В некоторых местах на поверхности земли образуются углубления, которые потом заполняются водой.

Поэтому можно сказать, что озеро – это большое природное углубление на поверхности земли, заполненной водой.

У озера нет истока и устья. Вода в нем не течет, нет течения.

Есть озера, из которых вытекают реки, а есть такие, из которых не вытекают.

В России огромное количество озер.

Самое глубокое озеро в мире – Байкал. Оно находится на юго-востоке нашей страны. В нем огромный запас пресной (несол.) воды. Со всех сторон это озеро окружено горами. Вода в озере прозрачная и холодная. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает всего одна – Ангара.

(Беречь и охранять! – пресный водоем)

В нашей области очень много

Озер. В их числе замечательное озеро Силегер. Сюда приезжает очень много людей полюбоваться красотой озера или просто отдохнуть.

На озерах мы побывали. Сейчас узнаем, куда двигаться дальше.

Закройте глаза, представьте себе лето, звуки моря, шум волн.

Так о чем же мы будем говорить? (о море)

Что такое море?

Море – это очень большой природный водоем с соленой водой.

Какое оно море?

Кто из вас летом был на море?

Моря тоже надо беречь и охранять, хотя вода в них соленая. Кроме того, что люди бывают там на отдыхе, есть и морские обитатели.

Ребята, наш кораблик причалил к берегу.

Музыка

Озеро

Море

Доска (большие волны)

Темно-синий прибой

Безбрежный простор

6. Итог (проверка знаний)

С чем мы сегодня знакомимся? (с водными богатствами)

О каких водоемах говорили?

Водоемы

Море

Озеро

Океан

Река

Канал

7. Рефлексия

О каких водоемах мы говорили на уроке?

На какие две группы их можно разделить?

Что относится к искусственным водоемам?

Что к естественным?

Справились ли вы с задачами, поставленным перед уроком, как вы считаете?

У вас на столах кораблики, как на доске. Один кораблик улыбается, другой грустный.

Если вам урок понравился, то выбери с улыбкой, если нет – грустный.

Всем спасибо за работу, ребята!

Урок окончен.

Ответы

8. Домашнее задание

Стр. 83-85 учебник, стр.51 тетрадь