Почему украинцев называют хохлами. Красные лазеры в CD - и DVD-проигрывателях

Мало кто знает, что Запорожский автомобилестроительный завод был основан в 1863 году, когда меннонит Абрагам Яковлевич Кооп открыл в колонии Шенвизе мастерские по производству соломорезок и железных деталей к ветряным мельницам . Вскоре эти мастерские преобразовали в завод сельскохозяйственных машин, выпускавший жатки, молотилки, буккеры и плуги.

Сельскохозяйственную технику завод производил и после того, как был национализирован большевиками. Вот, стрёмная машина на этом фото, которую тащит трактор — это комбайн «Коммунар», одноименный с тогдашним названием завода:

В общем, лишь в конце 50-х было принято решение развернуть на заводе автомобильное производство. Тут явно ощущается влияние хохла Хрущова — потому что проще было бы, конечно, расширить завод МЗМА («Московский завод малолитражных автомобилей»), но как хохлу хохлам не порадеть с народной денюжкой на разворование? И вот в 1961-м из ворот завода выехал первый «горбатый» — странный гибрид из передранного (надо заметить, передранного на МЗМА — хохлы даже этого не могли) Фиата-600 и моторчика от фашистского бензогенератора (который передрали в НАМИ — ну как передрали, упёрли из Германии комплект документации да оснастку для производства).

Был ли у хохлов с завода Абрагама божий дар, и на какое ремесло они его сменяли — неизвестно, но вот то, что их закружило и понесло — это точно. Немедленно начали появляться всё более безумные конструкции. В том же 1961 году был придуман «грузовик» ЗАЗ-970:

Поскольку он создан на основе ЗАЗ-965 — мотор у него располагается, разумеется, снизу под грузовым кузовом. Рабочие на заводе прозвали его «Точило» - за запоминающуюся круглую форму передка. В серийное производство, к счастью, он так и не поступил — но хохлы не унывали, и придумали новое чудо: недопикап ЗАЗ-965П.

Затем «горбатого» на конвеере сменила «мыльница» ЗАЗ-967, и в парах клея БФ немедленно родился микроавтобус ЗАЗ-970Б:

Это была аж шестиместная машина, причем кроме пассажиров этот аппарат мог перевозить и грузы массой до 350 кг. Кожух двигателя этого недо-«минивэна» горбом выдавался сзади в салон, отчего два сиденья третьего ряда были раздельными и представляли из себя маленькие детские стульчики.

Возможность возить грузы этот аппарат и сгубила — в ЦК КПСС резонно посчитали, что если пока что народ растаскивает народное достояние руками и мешками (много ли затолкаешь в коляску мотоцикла или в смешной багажник «запора»), то стоит народу дать подобную машину — объемы воровства резко увеличатся. Нет, это разрешить нельзя.

Несколько позже хохлы, обдумав причины провала, решили зайти с другой стороны — через такси, и предложили вот такого уродца:

Это вот поделие планировалось сделать из Таврии. На дворе был 1979 год, проект назывался незамысловато — «Такси». Водитель сидел над левым колесом (то есть прямо над коробкой передач), и так далее. В отличие от предыдущих «изделий» хохлогения, эта бредятина дальше макета не пошла.

Потом долбанула перестройка — и хохлы кинулись варить пикапы из, вы не поверите — запора-мыльницы:

Вот представьте — на дворе 1990 год, а запорожский завод гонит на рынок пикапы ЗАЗ-968МП. Эти пикапы делали по стапельно-обходной технологии - у бракованного кузова ЗАЗ-968М отрезалась задняя часть кабины, и приваривалась задняя стенка с окном. Качество было ужасным, но всё-таки в производстве МП-шки продержались два года.

Вот лично у меня сразу возник вопрос — а чому нi з Таврiи цэ робылы? Ведь понятно же, что пикап с довольно высоким V-образным мотором сзади — это бред, а вот пикап из переднеприводника вполне бы получился. Вот вам и пример:

Это Форд Фиеста начала 80-х годов, машина ровно такого же класса (более того — Таврия должна была быть точной копией Фиесты, именно этого требовал минавтопром от ЗАЗа, да вот хохлы не справились с копированием). На фото редкий вариант Urba — то есть открытый пикап. Между прочим, Фиеста в версии крытого пикапа («каблука» — у Форда это называется Courier) была в Европе очень популярна, ну а открытый пикап — это в России ахинея в принципе, это не для нашего климата машина.

Вы не поверите — в этот каблук влезает целый европоддон!

Но вернемся к нашим хохлам. Они не спали, и хотели сделать из Таврии вот такое вот чудо:

Это был тот же 1990 год, аппарат назывался Таврия ЗАЗ-1701. Больше всего машина напоминает катафалк, хотя конструкторами, очевидно, подразумевался «компактный семейный универсал». Вы не поверите — но я даже видел эту уникальную парашу живьем в Крыму.

Вообще-то, конечно, скаколи в начале 90-х успели понаклепать на базе Таврии целую кучу вариантов:

Зарплаты уже не платили — а кушать очень хотелось, от этого произошло частичное прояснение мозгов. Видите — там есть даже нормальные пикапчики на базе Таврии, и просто шасси под установку кузовов. Кроме катафалка есть даже санитарная машина — нет, не смейтесь, вон она торчит, беленькая. Здобули, практически. Но СССР закончился, и все эти потуги были уже никому не нужны. Последним высером хохляцкого автопрома стал так называемый Опель-Кучма, он же Славута:

Это уродливый как-бы-седан на базе Таврии. На нем история и завершилась. Дальше ЗАЗ начал собирать старый корейский Daewoo Lanos, а сейчас крутит и вовсе китайские автомобили. По несколько штук в месяц.

Эх, лучше бы они продолжали делать ветряные мельницы…

На вопрос Откуда произошло слово "Хохол". Почему жителей Украины так называют? заданный автором Невропатолог лучший ответ это Как откуда?
вы помните старинную прическу украинцев? или стрижка в скобку под горшок - это у парней чаще, или голая голова, а на макушке хохол (и чем длинней, тем симпатишней). и усы, конечно, чтобы в мед-пиво макать!
отсюда и пошло.

Ответ от Ђереза [гуру]
потому что казаки украинские носили на голове такой чуб, его еще называли оселедец или хохол


Ответ от Просяной [гуру]
Слово "хохол", возможно, имеет совсем не русское или украинское происхождение.
Отсюда же происходит русское слово "хохол" пучок волос на макушке люди, носящие такой пучок/чуб, т. е. восточнославянский народ - украинцы
Слово "хохол" вошло в русский язык из-за чубов запорожских казаков - им это не должно быть обидно (но лучше спросить у Запорожца) . Слово "кацап" вошло в украинский из-за бород русских (типа как у козлов) - бородатым русским не должно быть обидно, хотя и может, если им рассказать откуда слово произошло. Слово "москаль" скорее уничижительное, но надо спросить, обижаются ли на это слово приехавшие в Москву из провинции и мечтающие, что их хоть как-то относили к москвичам
! ! НО! !
Слово "хохол" с тюркского переводится как "сын неба". В одной из алтайских молитвенных пещер археологам открылось изваяние. Лицо казалось женским, при свечах это впечатление усиливалось, но стоило отойти к краю пещеры, как из камня проступало мужественное лицо сильного мужчины. Что больше всего удивляло? Локон, прядь волос, свисающая с бритой головы, - "оселедец". Очерченный овал лица, подрубленный подбородок с ямочкой и локон на левой стороне головы. Вот он, оказывается, какой, хохол - "небесный человек", которому поклонялись воины.


Ответ от Бенедикт [гуру]
Запорожские казаки на гладковыбритой голове носили длинную прядь волос "хохол". Потом название распространилось на всех жителей Украины и стало употребляться в ироничном смысле.
Впрочем ничего обидного в этом слове нет. Так же к бородатому мужчине могут обратиться со словом "борода",если не знают его имени.


Ответ от способствовать [гуру]
Этимология слова "хохол"
Произошло, видимо, от запорожских казаков, в старину выбривавших голову и оставлявших чуб (оселедец) . В Киевской Руси такой чуб мог означать принадлежность к знатному роду. В частности, сохранилось византийское описание внешности князя Святослава Игоревича, указывающее, что он носил оселедец : «Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос - признак знатности рода» .
Некоторые украинские историки и этнографы считают, что корни слова следует искать в других языках. Так, по одной версии оно происходит от монгольского «хал-гол» («хох-улу (олу)») - «сине-жёлтый» , по цвету символики Галицко-Волынсокого княжества. По другой - от крымскотатарского «хо» («сын») и «хол» («солнце») .
Прозвище широко используется в русском языке, это нашло отражение в географических названиях, например, Хохловская площадь и Хохловский переулок в Москве, где расположен храм Троицы живоначальной «в Хохлах» , названы так по жителям Украины, заселявшим эту местность с XVII века ; Хохольского района Воронежской области.
В фамилиях - Хохловы.
Последний атаман Запорожской Сечи Петр Калнышевский

А еще хочу сказать, что те, кто называют украинцев хохлами, напрасно думают, что нас можно унизить прозвищем, которое досталось в наследство от прадедов, гордых, сильных и свободолюбивых людей


Ответ от Enichka [гуру]
а почто они нас кацапами?...


Ответ от Валера Химченко [гуру]
Великий князь Святослав который расширил границы Руси от Волги до Болгарии носил длиный чуб и кольцо в ухе и вся рать его ему подражала. Брав на щит Константинополь, Хазарский каганат, печенегов везде присутствовала эта прическа. Новгородцы стриглись под горшок и киевлянам дали кличку хохолы, на что хохлы отвечали новгородцам что те лапотники и плотники. Раньше мы эту прическу в истории Руси не видем.


Ответ от Вичка [гуру]
запорожские казаки (украина) носили на голове чуб или хохол


Ответ от .... ..... [новичек]
Вообще-то прядь волос, как ни странно - от СКАНДИНАВОВ пошла. Они тоже подобные причёски носили. Только заплетали в косички на макушке. Усы тоже заплетали.
Ах да, ещё чуб носил князь Святослав, русский человек, крепкого телосложения. Так что, чуб пошёл не от казаков, а от Святослава. Иначе, почему казаки (запорожские) чубы делали? Так мужественней было (хоть и смешно в нынешнее время)
+ Подражали Святославу



Ответ от Мирлан мамытов [новичек]
От кыргызского кокул, о читается как йо, означает тоже самое - чуб. Но чуб кыргызы ставили единственным в семье мальчикам, чтобы в случае поголовной мобилизации не забрали единственного сына. Видимо, запорожские казаки таким способом косили от ордынской армии)) Кстати, слово майдан у нас означает поле битвы, а не площадь. Майдан стал майданом. И 1500 летие Киева украинцы читали свою древнюю молитву, а звучала она вполне понятно Кудай алдында адам баласы бети ачык болсун, Перед богом сын человеческий должен стоять с открытым лицом - дословно. А Киев от слова Кыя край, черта, граница. И битва между ханом Токтомушем и тюмен баши Мамаем была на куликовом поле, ныне ДНР.

Есть люди, придающие значение тому, что великоросс зовет малоросса «хохлом», а малоросс великоросса «кацапом» или «москалем», и тому подобным мелочам. Я пойду дальше и признаю, что антагонизм между Севером и Югом в России несомненно есть. Это общий факт. Он существует и в Германии, и во Франции, и в Италии, и в Испании, и в Американской республике. Но этот факт - не одно и то же, что антагонизм национальный, и не о нём, поэтому, идет сейчас речь.

Иван Бунин, «Проблема русско-украинских отношений в свете истории»

Тарас Григорьевич Шевченко умер в Петербурге 26 февраля 1861 года. За неделю до этого Император Александр II подписал Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости. Документы обнародовали 5 марта, и ему не удалось стать свидетелем отмены порядка, который он так ненавидел.

За очень короткую жизнь – всего 47 лет ему удалось стать не только великим поэтом и художником, но и великим первопроходцем.

Первым из подданных Российской империи он освободился от рабства только лишь благодаря своему таланту.

Первым сыном крепостных крестьян он ворвался в литературу России, еще в ту пору, когда сочинительство было уделом представителей дворянского сословия.

Первым из отечественных литераторов он создал ярчайший художественный образ современного ему режима, став эстетическим выразителем всех неправедностей и злоупотреблений крепостного права.

Первым он открыто объявил преступной Кавказскую войну.

Первым доказал, что его народ имеет право на литературный язык, а, значит, и на самоопределение.

Первым, не получив систематического образования, стал академиком.

И спустя полтора века он не порос библиотечной пылью, а остался живым человеком, которого слепо любят и люто ненавидят, с которым спорят, спорят, спорят и наяву, и даже во сне…

"Хохол останется хохлом

Хоть ты пусти ЕГО в Европу

Где надо действовать умом,

Он напрягает только жопу.

И потому-то на Руси

Завещано, аж Мономахом:

"Связаться Боже упаси!

С тремя - жидом, хохлом и ляхом ".

Коварен жид, хотя и слеп;

Кичливый лях - похуже б***и,

Хохол же - съест с тобою хлеб,

И тут же в суп тебе нагадит" .

"Хохлы" Т.Г.Шевченко 1851г.

Много споров вокруг этого стихотворения. Иные начисто отрицают авторство великого поэта, иные наоборот, почуяв возможность возвеличить себя над хохлом, в порыве «ВЕЛИКОРУССКОГО» самолюбования, с пеной у рта доказывают о принадлежности этих строк автору. Есть и третьи, и их имя «легион». Примерно как в известном рассказе:

Я свинарка Пелагея Катеринчук, ни хрена не читала роман профессора Живаго, но гневно выступаю против… и прочее.

Я предлагаю читателю, не уподобляться ни одним, ни другим, ни третьим, а самому разобраться в этом вопросе, а заодно выяснить: «Кто такие хохлы?», тем более, что перу Тараса, принадлежат и такие, точно установленные в письме к Белинскому, слова: «Ох эти мне хохлы! Ведь бараны - а либеральничают во имя галушек и вареников с свиным салом!»

Судя по всему Шевченко делает разницу между хохлами и малороссами, как тогда именовали официально украинцев.

Кстати такую же тенденцию можно заметить и у других великих того времени. Для Гоголя, малоросс ассоциируется с Украиной, а вот хохол, живет на Украине, да только он не малоросс, а именно хохол.

А вот и пословицы:

Хохол глупее вороны, а хитрее черта. Хохол не соврет, да и правды не скажет. И по воду хохол, и по мякину хохол! Хохлацкий цеп на все стороны бьет (хохлы молотят через руку).

А еще существует нечеса, космач, мазница, хохлик. Эти слова синонимы хохлу. И означают они черта!

В Москве на Бульварном кольце между Покровским бульваром и площадью Покровские ворота находится Хохловская площадь, рядом Хохловский переулок, на котором расположен храм Троицы живоначальной «в Хохлах». Названа так по жителям, заселявшим эту местность с 18 века. Интересно, что большинство из них были служивыми людьми. Также есть местность Хохловка в районе Нижегородский, с топонимами Хохловский ручей, Новохохловская, Верхняя и Нижняя

Хохловские улицы.

В Воронежской области есть село Хохол, которое является центром Хохольского района.

И опять людская память, сохранившаяся в названиях старой Москвы, делает четкое разделение: дьяк Украинцев, Малоросская улица, Украинская площадь. И в то же время существует полицмейстер Хохловцев? Похоже, что до революции, люди знали различие между хохлами и украинцыми. Причем одних они так называли в обиду, а других в шутку. \

Так, кто же ты такой, хохол?

Хохол (жен. хохлушка) - этнофолизм, уничижительное иногда шутливое прозвище украинцев. Вот так трактует Википендия. Маловато! Ну что же, порыщем по словарям!

Впервые зафиксировано в словаре «Триязычный лексикон» Поликарпова в 1704 году. Значение «украинец, малоросс» для термина «хохол» также записано в «Толковом словаре» Даля.

«Словарь современного русского литературного языка», изданный в 1965 году, утверждает, что хохол - «название украинца, первоначально уничижительное, затем шутливое, фамильярное».

По определению словаря Ушакова (1935-1940) - «в устах шовинистов - великоросов - украинец» с указанием, что слово является дореволюционным, разговорным, шутливым, бранным.

По определению Толкового словаря русского языка Ожегова, «Хохлы (устар. и разг.) - то же, что украинцы».

В XIX веке в Сибири хохлами могли называть не только украинцев, но и белорусов, и русских переселенцев из южных районов европейской части России. Некоторые же группы украинских переселенцев нередко использовали в это время, традиционно считавшееся оскорбительным слово «хохол» в качестве этнонима - самоназвания, указывающего на отличие от великороссов. В частности этнографами зафиксировано несколько легенд на Слобожанщине, в Харьковской губернии, Купянском районе, о сотворении «хохлов» и «москалей» апостолами Петром и Павлом.

Предлагаю читателю вспомнить, что происходило в то время, когда слово хохол появилось впервые в словаре Поликарпова в 1704 году. Должна, же быть, хоть какая ни будь, историческая зацепка?! А вот и она! Переяславская рада! Присоединение Украины к Руси.

То есть на Руси слово хохол появляется в момент присоединения Украины? А почему раньше хохлами не звали? Ведь насолили эти народы России, мама не горюй. Один Кремль чего стоит, да Сагайдачного походы на Русь! А Дорошенко? Значит, слово пришло на Русь с Украины? И русские только переняли его?

Ну а вкратце все было так:

Когда после Любинской унии, слились вместе два вассальных России государства Польша и Литва, образовалась Речь Посполита. Она заняла достаточно большие территории, упираясь на юге в государство вольницу Запорожскую Сечь. Предками запорожцев были бродники и к украинскому этносу, которого еще не существует в те, описываемые мной времена, не имеют никакого отношения. Запорожские казаки никогда украинцами не были, а сделал их такими, величайший лгун от истории Дмитро Яворницкий, написавший «Истории Запорожского казачества и степной Украины» Биография этого проходимца настолько интересная, что я не представляю, как же нужно было приспосабливаться, что бы человек служивший белогвардейцам, стал академиком АН УССР. Это он перевел письмо запорожцев к турецкому султану на украинский язык и назвал сотника реестровых казаков атаманом запорожским. Поинтересуйся им, читатель и поймешь, что я прав. Друг белого генерала Шкуро, был родом из мелкотравчатой шляхты и гордо величал себя дворянином.

Я еще вернусь к нему, а пока продолжим о запорожцах. Гетман Богдан Хмельницкий. Никогда не был Гетманом Запорожским, хотя бы потому, что Запорожская Сечь была отдельным государством и никогда не подчинялась Речи Посполитой. Да, сотник Богдан бывал на Запорожье и даже ходил в походы с казаками-запорожцами, но никогда не занимал высокого положения на Сечи. Гетман Зиновий-Богдан командовал РЕЕСТРОВЫМ КАЗАЧЕСТВОМ, созданным королями Речи Посполитой, как раз для защиты от запорожцев и выполнения полицейских функций в той части страны, где проживали этнические малороссы и литвины. О Западной Украине речи вообще не ведется, такого понятия не существует до 1939 года, воссоединения Западной и Восточной Украины Сталиным. Звпадно-Украинская республика ЗУНР, созданная после революции 1917 и Западная Украина вещи совершенно разные, не только территориально, но и по своему этническому содержанию. Ранее территории эти именовались Галицией.

Кроме запорожцев и реестровых казаков польского короля, на территории было еще одно казачье войско. Оно существует до 18 века и имеет свое четкое название «черкассы». Это потомки племен черных клобуков, родственные молдаванам. Причина их исчезновения во многом не понятна, но мне кажется, что их просто переписали в реестровое казачество.

Итак в Украине того времени, существовали три сословия:

Трудовой народ или холопы

Реестровые кОзаки, которых с присоединением Украины к России начнут звать Войском Запорожским

Черкассы – казаки порубежные с Османской Портой

На границе Украины стояли кАзаки Запорожской Сечи, не имевшей ни малейшего отношения к Украине или Польши, в состав которой она входила.

А теперь вспомните прически того времени. Их собственно было четыре, в связи с зачаточным состоянием дел в сфере куаферства того времени. Кстати, каждый слой населения носил свою причёску,и ему не позволялось менять ее произвольно. Помните как кричали скороходы, бежавшие впереди кареты боярина: «Шапки долой!» .

Именно по прическе того времени и определяли принадлежность людей к тому или иному слою. Купец стригся в скобку, мастеровой носил длинные волосы с обручем на голове, холоп стригся под горшок (кузнеца Вакулу вспомните), запорожцы носили, как и их предки – бродники вьющийся локон именуемый оселедцем и т.д.

Посмотрите на портрет Богдана Хмельницкого. Что у него на голове? Точно не оселедец! На голове его ХОХОЛ – остриженная кругом голова с клоком волос от темени до лба. Этакий чуб, похожий на современный ирокез. Именно так и повелел стричься своим реестровым кОзакам король Речи Посполитой. Вот их то и называло население хохлами. Реестровых не любили на Украине, потому, что они выполняли и функции полиции, отбирали оброк у крестьян, и наказывали особенно ретивых. Мало того, реестровые воевали в составе польского войска. Жили они по месту дислокации своих полков, по сотням и являлись украинскими панами, на которых работали украинские селяне. Барщина господа! Так продолжалось до того времени, пока у сотника Хмельницкого, польский шляхтич не отобрал жену. Вот тогда то и началось его противостояние с Польшей, переросшей в народное восстание, которое частично поддержали Запорожские казаки. Прозванные хохлами реестровые кОзаки и были теми первыми хохлами, которым это прозвище давалось в обиду. А теперь прочитайте приведенные стихи крепостного мужика Шевченко, опираясь на только, что полученные знания. Ну как, понятно про кого писал Тарас, который как известно был из холопов? Да конечно про потомков реестрового казачества, ставшего позже малоросской мелкотравчатой шляхтой. Это Екатерина возведет их в ранг малороссого дворянства. Все эти помещики, описанные Гоголем в Малороссии и есть потомки реестровых казаков гетмана Богдана. Тарас пишет о своих единоплеменниках "выбившихся" в люди.

Кстати, реестровые кОзаки отличались и одеянием. То, как изображается, украинский реестровый кОзак выдумка позднего времени. Это в большинстве своем изображены запорожцы, а вот природный реестровый кОзак одевался в форму очень похожую на польского жовнежа (солдата). В написанных мною миниатюрах, названных в этой работе, есть портрет такого кОзака. Конечно, когда во время восстания Хмельницкого, польская корона перестала финансировать реестровое казачество, все эти условности с одеждой отошли в сторону. Да и не реестровые казаки свершили восстание. Несомненно, они были костяком бунтарей, но победы гетмана Богдана дались в основном силами посполитой голоты (бедноты), которую и призывал Хмельницкий под свои хоругви, обещая посполитым волю и всеобщее казачество "как на Сечи".

А теперь, кто такой был дворянин Яворницкий. Дмитро и был потомком слобожанского сотника Миколы Явора, После того, как Екатерина вторая присоединила к России Запорожскую Сечь, разогнав запорожских казаков, а частично переселив их на Кубань, она принялась и за реестровых казаков, полки которых, стояли по всей Украине. Эти полки были переведены в рейтарские, а старшина кОзацкая, была положена в дворянство. Так, не знавшая дворянского сословия Украина, получила свою шляхту. И с этого момента она проходила по дворовым записям малоросской коллегии, которую возглавил граф Румянцев. За сотниками и прочими чинами, были закреплены крепостные холопы украинцы, которые ранее содержали реестровых кОзаков. Именно старшина реестрового казачества и станет первыми украинскими панами, и закабалит в крепостном праве, своих недавних союзников - посполитых польского круля или государственных селян Украины, которые при поляках лишь платили оброк на реестровое войско и были собственностью короля Речи Посполитой. Все ужасы украинского крепостничества, принадлежат хохлам. Это позже, начнется массовое дарение Екатериной городов и сел Украины с населением их во владение своим сановникам. Первые же крепостники своего народа - реестровые кОзаки Украины, а точнее их старшина.

Читатель видно заметил, что говоря о реестровом казачестве, я пишу кОзаки. Именно так, они и записаны в универсале польского круля, дабы сделать различие между ними и запорожцами. Это уже значительно позже, благодаря таким историкам, как Яворницкий, сольются в единую реку три разных народа и посполитые крестьяне, которые составляли основную часть населения Украины, объявят всему миру, что они «кОзацкого роду» (слова из гимна Украины), сами не понимая, что называют себя хохлами, угнетателями их предков.

Однозначно, что в современной Украине сложился украинский этнос. Две трети народу страны считают себя украинцами и это очень здорово! Однако идя по пути создания здорового этноса, нельзя писать историю под вымышленные события и личности, потому, что в самый тяжелый момент своей истории, народ, опирается именно на свои исторические корни, ища там ответы на важные для него вопросы. Так вот у истории совет получить можно, а у мифологии нет!!! Украинцам есть чем гордиться и без придуманных легенд о своей древности. Наверное нужно знать правду о своей истории, а не опираться на мнения человека служившего " и нашим и вашим".

Прятал Димка Яворивский свои хохляцкие корни!!! Ой, прятал! Ведь именно с его подачи слово «ХОХОЛ» становится тем по смыслу, которым мы понимаем по сей день. Так, что многим в Украине можно вздохнуть спокойно:

УКРАИНЦЫ! ВЫ НЕ ХОХЛЫ! ДАЖЕ В ЛУЧШИЕ ВРЕМЕНА РЕЕСТРОВОЕ КАЗАЧЕСТВО НАБИРАЛО НЕ БОЛЕЕ 50 000 КОЗАКОВ!

Ну и напоследок скажу такую вещь. В описанных названиях улиц Москвы разобраться можно еще проще, чем с запорожцами. Просто во времена императора Павла, в Москву на постоянную дислокацию прибыл Нежинский рейтарский полк, коий и состоял из хохлов, потомков реестровых козаков польского короля. Поставлен же на жительство был сей полк, как раз в те места Москвы, про которые я и рассказывал.

Вот, например, почему украинцев называют «хохлами»? Откуда взялось это обидное прозвище? Является ли оно на самом деле оскорбительным? Давайте разберемся.

Слово «хохол»: значение и происхождение

После проведения семантического анализа у него нашлись тюркские корни. «Хо» - это сын в переводе, а «хол» означает небо. Получается очень красиво. Словосочетание «сын неба» не кажется ни обидным, ни оскорбительным. Только почему украинцев называют хохлами? Как-то не тянет эта национальность на такое прозвище, особенно если учесть, в каком контексте оно употребляется. Ведь все анекдоты, где упоминается «хохол» рассказывают не о божественной сущности человека, а совсем наоборот. Термин употребляется в уничижительном смысле. Народ наделяют такими, совсем не украшающими качествами, как хитрость и жадность. Некоторые люди до сих пор считают, что на Украине, кроме горилки да сала, нет иных национально признанных ценностей.

Иное значение слова

Разбираясь, почему украинцев называют хохлами, нельзя не вспомнить о внешнем виде самых «раскрученных» представителей нации. А были это, как известно, запорожские казаки. Помните картину И. Репина? На ней изображены колоритные казаки, наиболее яркой особенностью которых является длинный чуб, украшающий лысину. Эту деталь можно назвать и хохолком, т. е. хохлом, как у некоторых птиц. Возможно, происхождение обидного прозвища вызвано именно этой самобытной чертой, которой так гордились запорожцы. Только украинцы с этим не соглашаются. Прядь волос они называют чубом, или оселедцем. Естественно, связи с хохлом здесь не наблюдается.

Может, виновато татаро-монгольское иго?

Выясняя, почему украинцев называют хохлами, исследователи неизменно поднимают пласты истории. И вот что выяснилось. Оказывается, что в монгольском языке есть сходное по звучанию понятие: «хал-гол». Оно означает «сине-желтый», что, как известно, является сочетанием цветов современного украинского государственного флага. Во времена татаро-монгольского ига с такими стягами выступали Галико-Волынские воины. Их так и называли, по цветам знамен. Со временем слово могло претерпеть изменения и превратиться в «хохол». Понятно, что ничего обидного такое понятие не предполагает. Даже наоборот. Оно показывает принадлежность к той части страны, где проживают люди, считающие себя настоящими украинцами, в отличие от остальных. А ведь именно они и обижаются чаще всего. Парадокс!

Только ли украинцы «хохлы»?

Разбираясь с терминами, исследователи наткнулись на очень интересные факты. Так, согласно их научным наработкам, «украинец» и «хохол» - это совсем не одно и то же, во всяком случае, для определенных территорий. В Сибири этом прозвищем еще в девятнадцатом веке называли всех выходцев с юго-запада. Под определение «хохол» попадали как запорожцы, так и белорусы, которые вообще с Украиной никак не ассоциируются. Так же называли вообще всех южных русских, которые переселялись на заснеженные территории страны. А в дельте Дуная живут старообрядцы, которые называют так всех отличных от них православных. Ныне они обитают в городке Вилково.

Что говорят словари

Выясняя значение любого слова, лучше всего обращаться к толкователям, которые занимались исследованиями с научной точки зрения. На вопрос о том, почему украинцы – хохлы, тем не менее, и у них нет единого мнения. Так, С. И. Ожегов признает тождественность понятий, а В. И. Даль спорит с ним. Современные исследователи считают, что «хохол» - это уничижительное, оскорбительное название представителя национальности, носящее шовинистический оттенок. Есть исследователи, утверждающие, что слово это шутливое и фамильярное.

Все зависит от того, кто говорит и что вкладывает в термин

На самом деле на «хохла» обижаются только те, кто сам для себя вкладывает отрицательный смысл в это слово. Большая часть народа считает, что этот термин лишь означает принадлежность человека к определенной нации. Употребляется как фамильярное название, более теплое и близкое, чем официальное «украинец». Можно, конечно, накладывать на него смысловую нагрузку, привнесенную из анекдотов. Там, если обобщить, «хохол» позиционируется как человек, ищущий, где получше. Его Родина - не Украина, а то место, где живется сытнее. Только разве серьезные люди строят свою систему понятий, основываясь на оскорбительных рассказах? Нет ничего обидного в таких словах, как «хохол» или «москаль», если употреблять их в качестве обозначения принадлежности к цельной и единой нации (дружеской, естественно).

Таким образом, достоверного научного определения происхождения слова «хохол» не существует. В равной степени может иметь место любое из описанных предположений. Это не главное. На самом деле смысл имеет то, с какой целью используется рассматриваемое слово. Если оно применяется в дружеском разговоре, то обидного для украинца ничего нет. Тем более, что есть люди, называющие так и других «русских», как россиян, так и белорусов. Для них хохол – это православный, живущий на постсоветском пространстве.

Хохол

Хохо́л:

  • Хохол (хохолок) - торчащий клок волос или перьев (в лобной части головы). См. Чуб.
  • Хохол (прозвище) - прозвище украинцев

Топоним

  • Хохол - село в Воронежской области, административный центр Хохольского сельского поселения.
  • Хохол - река в Воронежской области.

Фамилия

  • Хохол, Елена Николаевна (1897-1964) - советский педиатр, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент Академии медицинских наук СССР (с 1953).
  • Хохол, Йозеф (1880-1956) - чешский архитектор.
  • Хохол, Николай Григорьевич (1948-1997) - советский гребец-байдарочник.

Литература

  • Хохол // Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. - 2-е изд. - СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880-1882.

Откуда пошли названия "хохол" и "кацап"?

Елена малютина

Согласно историческим источникам, которые мне удалось разыскать в австрийских архивах (часть Украины входила в состав Австро-Венгерской империи) , слова "кацап" и "хохол" изначально имели хождение в черте еврейской оседлости на Украине. Связано это было с тем, что некоторые еврейские мужчины всё чаще женились на украинских или русских женщинах, дети которых уже не являлись евреями, поскольку еврейство определяется по матери.
Таким образом, потомков от брака еврея с русской стали именовать "кацапами", а с украинкой - "хохлами". Хохляндией местечковые евреи всегда называли Украину, что в переводе с идиша означало что-то типа высокой земли, очевидно, при этом имелись в виду то ли покрытые высокими курганами украинские степи, то ли крутые берега Днепра. Сравните с немецким словом "Hochland" (если рассматривать идиш как испорченный немецкий или немецкий как испорченный идиш) .
От русских женщин рождались кацапы. По мнению советского академика Николая Яковлевича Марра, отца науки яфетологии, этимология слова "кацап" восходит к популярной еврейской фамилии Кац. В данном утверждении нет ни малейшей логики, поскольку "кац" на идише означат кота, а это невинное животное здесь совершенно ни при чём!
Браков евреев с русскими женщинами было значительно меньше, чем браков с украинками, по той простой причине, что русских на Украине всегда не любили, и проживало их в те времена там не так уж и много. Зачастую они являлись ненавистными представителями власти или землевладельцами-крепостниками. Жениться на русской женщине являлось позором, поэтому потомство от данных браков и стали называть "коцапами", то есть - гнусными, тошнотворными, противными. От местечковых еврейских слов "коцать" - блевать или "коцап" - тошнота, вошедших, в том числе, и в русский язык. Сравните с немецким глаголом "abkotzen" - сблёвывать, срыгивать. В немецком языке до сих пор, например, широко употребляется выражение - "еs kotzt mich ab", то есть - "меня тошнит" или "мне противно".

Рика

Произошло, видимо, от запорожских казаков, в старину выбривавших голову и оставлявших чуб (оселедец) . В Киевской Руси такой чуб мог означать принадлежность к знатному роду. В частности, сохранилось византийское описание внешности князя Святослава Игоревича, указывающее, что он носил оселедец : «Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос - признак знатности рода» .
Некоторые украинские историки и этнографы считают, что корни слова следует искать в других языках. Так, по одной версии оно происходит от монгольского «хал-гол» («хох-улу (олу)») - «сине-жёлтый» , по цвету символики Галицко-Волынсокого княжества. По другой - от крымскотатарского «хо» («сын») и «хол» («солнце») .
Принятая этимология восходит к выражению как цап (цап - украинское козёл) из-за того, что «бритому украинцу бородатый русский казался козлом» (М. Фасмер) . Однако маловероятно, что слово могло образоваться таким путём как в русском языке (где нет слова цап) , так и в украинском (где нет слова как) . «Бог створив цапа (козла) , а чорт кацапа» (украинская пословица) .
Другой вариант происхождения - от арабского qasab - мясник, живодёр, через тюркские языки (ср. крым. qasap с тем же значением) попавшего в русский и украинский языки. Соблюдавшим законы халяля мусульманам диетарные обычаи русских казались живодёрством.
Ещё один вариант происхождения - от молдавских "ка" (как) и "цап" (козёл).

Хохол это презрительное название Украинцев- слово пошло от прически
Кацап презрительное название Русских у Украинцев слово скорее всего произошло от "как цап" - как козел из-за бород Русских.
Нужно помнить что первоначальное значение этих слов исказилось и теперь эти названия носят оскорбительный оттенок и их употреблять не желательно.

Богдан васильевич

Известно, что русские иногда называют украинцев хохлами – за своеобразную прическу, которую носили в прошлом некоторые представители местного населения. В свою очередь, предки украинцев стали называть русских москалями, поскольку предпочитали именовать северо-восточную Русь Московией. Этот ярлык дважды зафиксирован даже у Пушкина. Правда у него он вложен в уста представителей других народов, что, учитывая его раскидистое генеалогическое древо, не удивительно. В «Борисе Годунове» лях хвастается: «Поляк один пятьсот москалей вызвать может», а в «Цыганах» отец Земфиры вспоминает: «Давно, давно, когда Дунаю не угрожал еще москаль…»

На (или в) Украине для русских существует и второе прозвище более древнего происхождения. У другого классика русской литературы XIX века Гоголя в повести «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» читаем: «Проклятые кацапы… едят даже щи с тараканами» (гл. II). Примечательно, что Гоголь в предисловии, давая перечень слов, которые могли быть непонятны русскому читателю, указывает, что «кацап» – это русский человек с бородой.
Происхождение слова некоторые пытаются объяснить как ответ украинцев на обидного для них «хохла». В украинском языке есть слово «цап» (козел), отсюда делается вывод, что все кацапы, должно быть, носили козлиные бородки. Сразу же возникают сомнения и большие, поскольку в этом случае очень странным выглядит появление в начале слова компонента ка-. Возможно, бороды кацапы и носили, но совсем не козлиные.
Существует и другое более разумное объяснение, согласно которому слово «кацап» имеет восточное происхождение. В прошлом Украина была настоящим котлом народов, который периодически продолжает бурлить на киевском майдане и по сей день. Подтверждаем сказанное выдержкой из рассказа А. Н. Толстого «Четыре века», где описывается жизнь в неназванном городе над Днепром: «Кричали… торговались на тротуарах греки, армяне, евреи, турки, французы, кацапы, хохлы». Известно, что в турецком и крымско-татарском языках есть слово «касап», означающее «мясник», «живодер», но отсутствует буква «ц». Зато она имеется у других народов из приведенного выше списка.
В значении «мясник» слово имело хождение в XV в. в странах к югу от Москвы, испытывавших на себе тюркское влияние. Например, оно встречается в одной из грамот молдавского господаря Стефана III Великого за 1462 г. Тюрки переняли это слово у арабов, на языке которых оно звучит как «кассаб». Присутствует оно, между прочим, и в еще одном семитском языке, иврите, в котором также имеется глагол «кацав» (отрезать, отрубать), встречающийся уже в Библии, например в эпизоде, когда пророк Елисей спасает топор, упавший в воды Иордана (4 Царств 6:6).
Осталось понять, почему русские были уподоблены скотобойцам. Согласно одному предположению, это прозвище было присвоено им за нарушение каких-то пищевых предписаний ислама. Но можно дать куда более простое и естественное объяснение. В XVI-XVII вв. неизменным атрибутом русского воина была остро наточенная секира, или бердыш. Если посмотреть на экипировку стрельцов времен Ивана Грозного, то сразу же бросается в глаза эта боевая принадлежность с лезвием в форме полумесяца, смахивающая на топор мясника. Можно быть уверенным, что это оружие без раздумий пускалось в ход, например, когда крымский хан начинал безобразничать на Изюмском шляхе. Отсюда и прозвище.

Почему украинцев называют хохлами?


Часто в разговоре мы можем назвать украинца или украинку веселым прозвищем «хохол» или «хохлушка». Зачастую эти слова используются в разговорном русском для обозначения украинцев. Но почему украинцев стали называть хохлами и откуда это все пошло?

Чтобы выяснить, почему украинцев стали называть именно так, давайте, сначала, обратимся к толкованию современного значения слова. Так, в толковом словаре С. И. Ожегова хохол - это то же самое, что и украинец, а в словаре В. И. Даля говорится о том, что это слово просто-напросто означает представителя этой национальности.

Существуют, также, словари, в которых говорится о том, что оно имеет уничижительный и даже шовинистический оттенок. В «Словаре современного русского языка», например, говорится о том, что хохлы это сначала уничижительное, а позже шутливое и фамильярное прозвище украинца.


Существует несколько версий, почему украинцев стали называть именно так. Самой распространенной является версия о том, что прозвище «хохол» пошло от чуба на гладко выбритой голове, который по-украински называется «оселедец». Существует даже такая история: однажды Петр I пригласил Запорожских казаков на переговоры в Петербург. Как водится, они имели гладко выбритую голову с оставленным на ней клоком волос. Петербуржды были поражены такой необычной прической и прозвали ее обладателей «хохлатыми людьми», которое позже было сокращено до всем нам известного слова, обозначающего украинца.


Существуют, также, и другие версии происхождения такого прозвища. Так, многие этнографы и историки упоминают слово «хал-гол», которое с монгольского языка переводят как «сине-желтый». Именно эти цвета присутствовали во флаге Галицко-Волынского княжества, чья роль усилилась после того, как Киевская Русь распалась. Также, некоторые исследователи связывают прозвище «хохол» с тюркским словом, которое означает «сын неба», «небесный», а в тибетском оно значит «венец», «корона».


Русских же украинцы называли кацапами или москалями, причем слово «москаль» редко означает москвичей, а относится ко всем русским. Москаль - это служилый люд московского царя, то есть они не обязательно должны быть исконными москвичами. Москалями называли всех россиян без исключения только западные украинцы, а слово «хохол», на Западной Украине является чуть ли не ругательным, впрочем, как и слово «русский». В Восточной же Украине слово хохол практически никогда не считалось оскорбительным.


А еще считается, что хохол - это тот украинец, который не отличается положительными качествами и для которого характерны многие недостатки, наверно поэтому некоторые украинцы не любят, когда их так называют и даже обижаются, услышав это слово в свой адрес. Так, есть такой анекдот:
Кто же такой украинец и хохол, если это ни одно и то же?
Украинец - это тот, кто живет на Украине, а хохол - это тот, кто живет там, где лучше.


Скорее всего, такое представление об этом слове существует непосредственно в самой Украине, русские же, обычно не вкладывают в это слово никакого плохого смысла и не считают его оскорбительным. Лично я воспринимаю слово "хохол", как разговорное значение слова "украинец" и не вижу в нем ничего оскорбительно, в прочем, как и в словах "москаль" и "кацап".

(я очень прошу меня в данном случаи не банить за слово "хохол", я его специально закавычил; это просто русская народная поговорка, менять в ней слова неправильно).

Так вот - о чём я подумал сейчас и даже пожалел их.

Сегодня или завтра, не помню, какой-то митинг Навального.

Я этим не интересуюсь от слова "совсем" не потому, что давно перестал ходить на митинги всякие, даже если бы они были не в выходные, а в будни (для меня выходные просто святы - только с семьёй и друзьями за городом; без исключений, а то стоит только начать - и не остановишься, то там митинг и пикет, то тут съезд и "круглый стол"; нет, отныне все такие вещи для меня - удел убогих и бессемейных!..). При всём том, что я крайне политически активен, если не сказать даже "озабочен".

Просто на мой взгляд - картина реально очень серьёзно поменялась в головах у абсолютно подавляющего большинства населения - и давно уже все "либеральные митинги" в принципе не имеют никакого отношения собственно к политике и на политику совсем никак не влияют. Это просто маленький национальный культуролого-психологический кружок в резервации. Поэтому мне это просто не интересно, это не политика, перестало ей быть.

И не мне только, а всем. Кроме одной группы, вам всем известной. В Москве есть некая группа людей, ну живут они здесь просто, наверное община тысяч в тридцать человек, я не считал, - которая ненавидит в России всё вообще - историю, погоду, литературу, климат, всех русских, любую (любую, повторяю, а не только нынешнюю; нынешнюю и я не люблю, я оппозиционер с национал-патриотической и социалистической стороны, сталинист и старопатриот) власть и т.д.

Так вот: эта группа смотрит только телеканал "Дождь", слушает только радио "Эхо-Москвы", читает в смысле СМИ только "Новую газету", а в смысле литературы - только Улицкую (если это можно назвать литературой; "книги" - так назовём), танцует только под песни Макаревича и т.д.; политики для них в России - только Немцов, Явлинский и Шендерович, всё.

Ну и этой группе нужно когда-то где-то собираться всей массой, себя показать, других посмотреть и т.п. Раньше это происходило как раз на этих вот "либеральных митингах". Одни и те же 10.000 человек ходили раз в два месяца на эти митинги - совершенно не важно с какой заявленной темой - просто с указанной выше целью, ну и чтоб послушать традиционную субботнюю проповедь Немцова-Улицкой-Шендеровича-Явлинского.

И сейчас 80% всего состава "митингов Навального" - это они и есть. Вот я и говорю, мне их прям жалко стало, просто о них подумал (ведь я образец милосердия).

Конечно, на взгляд любого нормального человека - Навальный может даже в чём-то гаже Немцова и Явлинского с Шендеровичем, либо во всяком случаи "они одинаковы". Для нас, для просто нормальных людей, для 95% населения страны.

Но не для них. Для них, знаете ли - есть очень существенная разница между Навальным и Немцовым, понятная на уровне чувства и на уровне отторжения только им. Термин политологический "евро-бандеровец" существует, конечно, но всё-таки Бандера не "свой", а примкнувший временно.

И вот приходят они, значит, на свои насиженные прикормленные места, а там - бац! - и не Шендерович, а Навальный! Один сплошной Навальный. И занял там своими ягодицами всю трибуну, Улицкой и Шендеровичу места нет. Опа, облом!..

Это нам - нет разницы никакой, а им знаете как обидно...