Покорение сибири ермаком. «Роду безвестного, но душой великой»

Ермак Тимофеевич - российский казачий атаман. Национальный герой России. Походом в 1582-85 положил начало освоению Сибири Русским государством. Его подлинного имени мы не узнаем, затерялись и точные места его гибели и захоронения, но слава его пережила века…

Практически ничего достоверного нет о происхождении Ермака и о его жизни до начала сибирского похода. Официальных документов очень мало. По самым распространённым версиям, его называют Алениным Василием Тимофеевичем или Повольским Ермаком Тимофеевичем.

Есть утверждения о его происхождении с Волги, с Дона, с Урала, даже с Северной Двины. Имени Ермак в русском церковном обряде нет. Только через 36 лет после гибели атамана, в 1621 году, архиепископ Тобольский Киприан стал «кликать вечную память», ежегодное «вселенское поминание» о погибших. И Ермак стал героем народного эпоса и песен.

В 1636 году тобольский дьяк Савва Есипов составил первую сибирскую летопись «О взятии Сибирския земли». Тогда ещё были живы некоторые его соратники. Семён Ремезов, один из первых географов и историков Сибири, «по повелению государя самодержца Петра Алексеевича» нашёл могилу Ермака.

Путаницу внёс академик Герхард Фридрих Миллер, путешествовавший по Иртышу в 1734 году. Он не понял русских слов «прорва» и «перекопь», означавших кратчайший путь для судов, прямую протоку, спрямляющую реку, делавшую петлю. Миллер неправильно указал места гибели и захоронения Ермака. Ссылаясь на него, эту ошибку затем повторили многие другие.

Таким Ермака изображали на многих однотипных портретах конца XVII — начала XVIII веков

В вопросе о личности Ермака ученые до сих пор не пришли к единому мнению. Чаще всего его называют выходцем с вотчин промышленников Строгановых, ушедшим затем «полевать» на Волгу и Дон и ставшим казаком. Другое мнение: Ермак — благородного происхождения, тюркских кровей…

Слово «казак» или, как писали в старину, «козак» — тюркского происхождения. В основе его лежит корень «каза», имеющий двоякий смысл:

1. напасть, гибель, урон, утрата, лишение чего-либо;
2. беда, бедствие, несчастье, злоключение, стихийное бедствие.

Казаками у тюркских народов называли людей, отставших от Орды, обособившихся, ведущих свое хозяйство отдельно. Но постепенно так стали звать и опасных людей, промышлявших разбоем, грабивших соплеменников. Тот факт, что понятие «казачество» зародилось у тюркских народов, может быть подтвержден материалами источников.

В 1538 году московские власти отмечали, что «на поле ходят казаки многие: казанцы, азовцы, крымцы и иные баловни казаки, а и с наших украин казаки, с ними смешавшись, ходят». Заметьте, «с ними смешавшись ходят». Следовательно, национальность для казаков большой роли не играла, главное — образ жизни.

Иван Грозный решил привлечь степную вольницу на свою сторону. В 1571 году он отправил гонцов к донским атаманам, пригласил их на воинскую службу и признал казачество как военную и политическую силу.

В 1579 году польский король Стефан Баторий повел на русскую землю сорокатысячное войско. Иван IV торопливо собрал ополчение, куда вошли и казачьи соединения. В 1581 году Баторий осадил Псков. Русские войска пошли на Шклов и Могилев, готовя контрудар.


Стефан Баторий под Псковом. Ян Матейко , 1872

Комендант Могилева Стравинский спешно сообщил королю о подходе к городу русских полков. Он очень подробно перечислил имена русских воевод. В самом конце перечня значатся: «Василий Янов — воевода казаков донских и Ермак Тимофеевич — атаман казацкий». Шел июнь 1581 года.

В то время атаман Ермак состоял на государевой службе и был хорошо известен противнику.

Тогда же подняли головы и правители Большой Ногайской Орды, кочевавшие за Волгой. Они хоть и признавали себя подданными московского царя, но были не прочь поживиться и похозяйничать на русской земле, когда основные воинские силы сосредоточены на северо-западных границах. Назревал большой набег…

Ивану IV вовремя донесли об этом. В Ногайскую Орду направился посол В. Пепелицын с богатыми дарами для задабривания правящих ханов. Одновременно царь обратился к волжским казакам, чтобы они готовились к отражению набега. У тех с ногайцами были давние счеты. Многие казаки, взятые в плен, попали на невольничьи рынки, а то и просто были замучены.

Когда в августе 1581 года на реке Самаре появился Пепелицын, возвращавшийся из Орды с ногайским послом и 300 всадниками, казаки кинулись на них, не желая знать, для чего те пожаловали на русскую землю.


Ногайцы были изрублены, несмотря на присутствие царского посла, и лишь 25 человек прискакали в Москву и пожаловались Ивану Васильевичу, что казаки порубили их товарищей. Перечислялись имена волжских атаманов: Иван Кольцо, Богдан Барбоша, Савва Болдырь, Никита Пан.

Не желая обострять отношений с Ногайской Ордой, Грозный повелел хватать казаков и казнить их на месте. Но на самом деле то был лишь тонкий дипломатический ход.

Не останавливаясь на описании дальнейших событий, укажем лишь, что имена самого Ермака и его атаманов, участвовавших позже в сибирском походе, были довольно хорошо известны современникам.

Кроме названных выше, в различных сибирских летописях часто упоминаются Матвей Мещеряк, Черкас Александров, Богдан Брязга, Иван Карчига, Иван Гроза. У остальных сподвижников Ермака известны лишь имена без прозвищ, или, как мы сейчас говорим, без фамилий.

Имя или кличка?

Попробуем разобраться с происхождением кличек-прозваний тех, чьи имена сохранила для нас история. Все они делятся по двум признакам — по происхождению или по наиболее типичным чертам характера: Мещеряк — человек, родом из Мещеры; Черкас — выходец из Украины; Пан — уроженец Польши.


А вот как можно «перевести» на современный язык прозвища казачьих атаманов, данные им за какие-то привычки, особенности характера, манеру поведения: Кольцо — человек, не задерживающийся долго на одном месте, говоря сегодняшним языком — «перекати-поле». Скорее всего, необычайно ловкий человек, уходящий от расплаты, неуловимый.

Брязга — от воровского термина того времени — бренчать, брякать. Применяется также к людям, ввязывающимся в ссоры, дрязги. Такая кличка могла быть дана человеку, вечно чем-то недовольному, брюзге.

Карчига — прозвище человека с сиплым голосом. Про такого говорили: «Карчит, как ворон на ели». Болдырь — так в старину звали людей, рожденных от разноплеменных родителей. Например, в Астрахани болдырем мог быть ребенок от брака русского и калмычки, а в Архангельске — от русского и самоедки (ненки) или зырянки и т.п.

Барбоша (от барабошить) — так в Рязанской губернии звали суетливых, суматошных людей; в Вологодской — бормочущих себе под нос, говорящих невнятно; в Псковской — собирающих вздорные слухи и т.п. Вероятнее всего, эту кличку носил человек непоседливый, суматошный. Гроза — суровый, грозный человек.

Главная закавыка — с самим атаманом Ермаком. Его нельзя отнести ни к первой. ни ко второй категории прозвищ. Некоторые исследователи пытались расшифровать его имя как видоизмененное Ермолай, Ермила и даже Гермоген.


Но, во-первых, христианское имя никогда не переиначивалось. Могли применять различные его формы: Ермилка, Ерошка, Еропка, но никак не Ермак.

Во вторых, имя его известно — Василий, а отчество — Тимофеевич. Хотя, строго говоря, в те времена имя человека в соединении с именем отца должно было произноситься как Василий Тимофеев сын. Тимофеевичем (с «ич») могли звать лишь человека княжеского рода, боярина.

Известно и прозвище его — Поволский, то есть человек с Волги. Но мало того, известна и фамилия его! В «Сибирской летописи», изданной в Петербурге в 1907 году, приводится фамилия деда Василия — Аленин: звали его Афанасий Григорьев сын.

Если все это собрать вместе, то получится: Василий Тимофеев сын Аленин Ермак Поволский. Впечатляет!

Попробуем заглянуть в словарь Владимира Даля, чтобы там поискать объяснение слову «ермак». «Ермак» — малый жернов для ручных крестьянских мельниц.

Слово «ермак» несомненно тюркского происхождения. Пороемся в татаро-русском словаре: ерма — прорыв; ермак — канава, размытая водой; ермаклау — бороздить; ерту — рвать, драть. Похоже, что жернов для ручной мельницы получил название от последнего слова.

Итак, в основе слова «ермак» лежит довольно определенный смысл — прорыв, прорва. А это уже довольно точная характеристика. Даже поговорка есть такая: «Прорва, а не человек». Или: «В него все как в прорву».

Но почему Василия Аленина прозвали Ермаком, а не Прорвой, ответить трудно, скорее всего невозможно. Но, собственно, кто доказал, что Ермак Аленин был русским по происхождению? Раз воевал на стороне московского царя, то, значит, сразу и русский?

Ермак. Парсуна.

Возьмем наугад несколько княжеских родов из книги «История родов русского дворянства»: Аганины, Алачевы, Барашевы, Еникеевы, Ишеевы, Кошаевы, Мансуровы, Облесимовы, Сулешевы, Черкасские, Юсуповы и так далее — все это «инородческие» фамилии, выходцы из Золотой Орды, служившие русским царям. А русским в старину, да и сейчас тоже считают того, кто принял православное крещение и сам себя считает русским человеком.

Говоря языком следователя, очень большие сомнения вызывает и фамилия нашего героя — Аленин. То, что с «оленем» она никоим образом не связана, ясно и без пояснений. В русском языке ранее не существовало слов, начинавшихся на букву "а". Арбуз, арба, алыча, аркан — все они имеют происхождение тюркское. Так что и Аленин — фамилия, явно заимствованная все у тех же соседей и наверняка переиначенная на русский манер для более удобного произношения.

Заглянем еще раз в словарь татарского языка: ал — алый, розовый; ала — пегий; алакола — пятнистый; алама — дурной человек; алапай — неопрятный человек; алга — вперед. Как видим, вариантов сколько угодно. И, наконец, аллах или алла — Бог, Божество.

Походят и имена: Али, Алей, Алим. В одной из летописей приводится описание внешности Ермака: «лицом плоск» и «волосом черен», а, согласитесь, для русского человека характерно удлиненное лицо и русые волосы. Странная получается картина — Ермак имеет тюркское происхождение, да и Аленин от того же корня отросток!

Портрет Ермака. С надписью на обороте: «Ермак Тимофеевич. Завоеватель Сибири». Неизвестный художник.

А как же с именем Василий? Имя он мог получить при крещении, а отчество от крестного отца, звавшегося Тимофеем. Это практиковалось на Руси сплошь и рядом, так почему не могло произойти и с нашим героем?

В XVI веке на службу к московскому царю переходили многие князья и мурзы из Казанского, Астраханского, Ногайского ханств. Искали с ним дружбы и князья ханства Сибирского. Чаще всего факты перехода ни в каких документах не фиксировались, а если и была такая запись, то утрачена безвозвратно. А «родственники» у Ермака появились гораздо позже, приписанные знаменитому атаману летописцами, пожелавшими выяснить его родословную.

Само же имя Ермак (или кличка-прозвище) неоднократно встречается в летописях и документах. Так, в Сибирском летописном своде записано, что при закладке Красноярского острога в 1628 году участвовали атаманы тобольские Иван Федоров сын Астраханев и Ермак Остафьев. Возможно, что «ермаками» прозывались весьма многие казачьи атаманы, но лишь один из них стал национальным героем, прославив свое прозвище «взятием Сибири».

В нашем случае самое интересное то, что имя Василий заменено прозвищем Ермак, а фамилия Аленин и вовсе редко употреблялась. Так и остался он в памяти народной как Ермак Тимофеевич — атаман казацкий. А русский народ всегда стремился к краткости и выражению сути: скажет, как печать поставит.

В народном понимании Ермак — символ прорыва, небольшого ручейка, который вековые валуны ворочает, пробивая себе дорогу. Потаенный смысл имени перерос в символ общенародный.

«Татарин Яныш, Бегишев внук, вытаскивает из реки тело Ермака», миниатюра из «Истории Сибирской» С. У. Ремезова

И очень символично, что погиб славный атаман не от стрелы или копья (народный герой не может пасть от руки врага), а в борьбе со стихией — утонул в бурном Иртыше. Кстати, в названии могучей сибирской реки лежит тот же корень, что и в прозвище нашего героя — «ерту»: рвать, ковырять, прорывать.

«Иртыш» переводится как «землерой», рвущий землю. Не менее символичен тот факт, что Ермак Тимофеевич погиб на «ермаке» — на островке, образованном небольшим ручейком, который и зовется у местного населения «ермак».

Тело атамана было обнаружено через восемь дней после гибели под Епанчинскими юртами на Иртыше. Нашёл его внук Яныша Бегиша и извлёк труп из воды «виде одеяна пансыри и разумев не просту бытии », то есть поняв, что это не простой воин.

На Ермаке был подарок царя - кольчуга весом 11,7 кг в виде рубашки из 16 000 колец, с короткими рукавами и литой медной пластиной с двуглавым орлом на правой стороне груди.

Зачем Ермак в Сибирь ходил?

Оказывается, и на этот простой вопрос не так-то легко ответить. Хотя более уместно его сформулировать так: по чьему поучению Ермак двинулся в сибирский поход?

В многочисленных трудах о легендарном герое существуют три общепринятые точки зрения на причины, побудившие казаков совершить поход, в итоге которого огромная Сибирь сделалась провинцией русского государства:

Иван IV благословил казаков, ничем при этом не рискуя;
поход организовали промышленники Строгановы, чтобы обезопасить свои городки от набегов сибирских военных отрядов;
казаки, не спросясь ни царя, ни хозяев своих, пошли в набег «за зипунами», то есть с целью грабежа.

Ни одна из этих причин, рассмотренная в отдельности, не может объяснить мотивы похода.

Инициатива Ивана Грозного отпадает сразу: царь, узнав о походе, отправил Строгановым грамоту с требованием незамедлительно вернуть казаков для обороны городков, которые как раз в это время подвергались нападению отрядов вогульских князей и воинов хана Кучума, возглавляемых его старшим сыном Алеем.

Ермак является к Строгановым.

Версия о Строгановых как вдохновителях похода тоже не годится: отпускать от себя казаков им было невыгодно как с военной точки зрения, так и с экономической. Общеизвестно, что казаки изрядно пограбили их запасы (продовольственные и ружейные), прихватив все, что плохо лежит. А когда хозяева попытались воспротивиться подобному произволу, то им пригрозили «живота лишить».

В Москву жаловаться на самоуправство «охранничков» не побежишь, и волей-неволей Строгановы сделались соучастниками сибирского похода. Но думается, что все-таки против своей воли. Здесь, в крепостях, казаки им были гораздо нужнее, и перспектива «покорения Сибири» им и в голову не приходила.

Куда там горстке казаков тягаться с могущественным ханством! Даже после успешного захвата сибирской столицы набеги со стороны вотульских князей на строгановские вотчины не прекратились.

Самовольный поход казаков «за зипунами» так же сомнителен. Если речь шла о легкой и богатой добыче, то казакам следовало бы по логике вещей отправиться по старой дороге через Урал в Югру, северные земли Приобья, которые давно уже были московскими вотчинами, где не один раз побывали русские ратники.

Ермаку и его дружине не было необходимости искать новую дорогу в Сибирь и идти на верную гибель против хорошо вооруженных воинов хана Кучума. В югорской земле, где и пушнины гораздо больше, местные правители, уже изведавшие силу русского оружия, были бы гораздо сговорчивее.

Так нет, казаки, рискуя собственной головой, упрямо стремятся на Туру, оттуда на Тобол и Иртыш. По дороге захватывают несколько городков, и поживы должно бы хватить на всех, но Ермак приказывает плыть дальше, до самой Сибирской столицы. У атамана иные цели, скорее личные, чем государственные…


Искер - городище хана Кучума.

Но вот взята столица Сибири — Искер. Можно бы с почетом уходить обратно на родину, как это и происходило испокон веку во всех войнах. Противник признает себя побежденным, обязуется платить дань, не воевать с победителем — и на этом все заканчивается.

Но Ермак даже не делает попыток замирения с Кучумом. Проходит одна зима, другая, а он преспокойно плавает по сибирским рекам, приводя к присяге («шерсти») местное население. А, собственно говоря, кто дал ему такое право? Может он царскую грамоту на то имеет? Или он чувствует себя не просто победителем, но… хозяином этой земли?!

Вспомним, с какой неохотой переселялись уже значительно позже русские крестьяне в Сибирь. Тут тебе не земля обетованная, а каждый божий день надо бороться с голодом и холодом. Куда как спокойнее жить на обустроенной земле, где и родни полно, и с питанием не так сложно, да и защита от супостатов имеется. Ведь те же казаки на зиму из Дикого Поля уходили обратно на родину.

А в отряде Ермака какой-то особый народ подобрался, что и домой идти не желает, и смерти не боится. Предположения, что русский мужик мечтал прославиться свершением ратных подвигов, болел за государство, построены на песке…

И еще один интересный момент: на подмогу казачеству в Сибирь посылается воевода князь Семен Болховский, а вместе с ратниками еще два военачальника — хан Киреев и Иван Глухов. Все трое не чета какому-то безродному казацкому атаману! Но нигде в летописях и речи нет о том, чтоб управлять дружиной стал кто-то из них.

А на Руси издавна тот выше по воинскому званию, у кого происхождение знатнее. Так неужели князь Болховский стал бы подчиняться атаману Ермаку?! Правда, к несчастью, князь в первую же зиму умер от голода (или от болезни) в Искере, но двое других остались живы и Ермаку подчинились.


Что-то здесь не так! Вывод напрашивается сам собой: происхождение Ермака Аленина довольно высокое, и он вполне мог быть выходцем из князей сибирской земли, которых затем истребил явившийся из Бухары хан Кучум.

Тогда становится понятным, почему Ермак на этой земле вел себя как хозяин, а не как обычный завоеватель того времени. И личные счеты он сводил с ханом Кучумом, а не с кем-то иным. Кучум был для него врагом номер один. Поход Ермака был направлен на то, чтобы вернуть сибирский престол кому-то из родственников его династии и выдворить из Сибири бухарского завоевателя.

Только этим можно объяснить и тот факт, что местное население не поднялось на борьбу с русскими дружинами — во главе их шел один из родственников сибирских князей, пусть и принявший православную веру, но свой по крови. А Кучум был для них чужаком; как уже не раз отмечалось, имя его в переводе с татарского означает «пришелец», «переселенец», «степняк».

А что Сибирь после похода Ермака стала русской провинцией, так то лишь восстановление исторической справедливости — еще в 1555 году сибирские правители Едигер и Бек-Булат признали себя подданными Москвы и исправно посылали туда дань.

Первоначально признал эту зависимость и хан Кучум, да только потом на свою же голову решил рассориться с Иваном Васильевичем. Что из этого вышло, каждому школьнику известно.

Смена династий на сибирском троне

Именно такой вывод можно сделать, если внимательно прочесть следующий документ из Есиповской летописи:

«Приидоша вестницы ко царю Кучюму и поведаша ему, яко идет на него воинством многим князь Сейдяк Букбулатов сын из Бухарские земли, иже от убиения его крыся тамо, и воспомяну отечество свое и наследие восхоте, и отмстити кровь отца своего Бекбулата хощет ».

Далее сообщается, что Кучум «убоялся страхом велием » и, узнав, что от него бежал со своими людьми придворный визирь Карача, «восплакался плачем великим и рече » весьма горькие слова, смысл которых в следующем: кого Бог не милует, того и друзья оставляют, становясь врагами.

Кого Бог не милует… Вероятно, людей, нарушивших его заповеди, проливших кровь законных правителей. Вот в этом то и признался низложенный сибирский правитель.

Обратим внимание, что в летописях ни разу не сообщается об открытом нападении хана Кучума на Ермака и его дружинников, находящихся в Искере. Конечно, это можно объяснить страхом или малыми воинскими силами. Но если бы бывший сибирский хан боялся казаков, то он давно ушел бы из этой земли, а меж тем воинство Ермака таяло буквально на глазах.

Нет, тут действовали иные законы, а не животный страх, который приписывается престарелому хану многими исследователями. И если он, Кучум, испытывал страх, то это был страх перед законным правителем Сибирского ханства.


Последнее сражение Ермака. Рисунок из «Истории Сибирской» С. У. Ремезова.

И все же Кучум решился напасть на Ермака во время их ночевки на Багайском «ермаке». Но необходимо сразу оговориться, что сообщают об этом нападении русские источники, а в преданиях сибирских татар оно рисуется несколько иначе. Да и можно ли верить показаниям людей, бросивших своего атамана, а затем уже излагающих картину боя в выгодном для себя свете?

Побывав на месте гибели легендарного атамана, мне так и не удалось найти место, откуда нападавшие могли бы подкрасться незаметно даже под покровом ночи. В гибели Ермака очень много неясного, и любой следователь наших дней, поручи ему выяснить обстоятельства смерти казачьего атамана, нашел бы массу противоречий в показаниях свидетелей.

Думается, Кучум выбрал ночное нападение, если принять русскую версию последнего боя, не только для внезапности (казаки могли под покровом ночи ускользнуть незаметно для нападающих), а скорее для того, чтобы противник не мог знать, кто напал на них. Кучум боялся встретиться лицом к лицу с Ермаком. А так поступает лишь виновный!

Казаки, ожидавшие возвращения Ермака в Искере, потеряли не просто своего предводителя, но правителя завоеванной страны и «бежаша к Руси », а «град же Сибирь оставивша пуст ». Об этом сразу же стало известно сыну Кучума Алею, и он занял ханскую ставку.

Опять вопрос: почему не Кучум, а его сын? Ниже летописец объясняет причину нежелания Кучума вернуться в опустевшую столицу — возвратился князь Сейдяк:

«И собрался со всем домом и с воинскими людьми, и приде ко граду Сибири, и град взят, и царевича Алея и прочих победи и из града изгна. Приемлет же сей отчизну отца своего Бекбулата и тако пребыша во граде».

Итог известен: свергнута династия Шейбанитов вместе с правителем Кучумом и его детьми и воцаряется законная сибирская династия Тайбугинов.

На второе лето после гибели Ермака по Иртышу приплыли к Искеру суда воеводы Ивана Мансурова. Узнав, что город занят законным правителем Сейдяком, русские воины поплыли дальше на север и основали городок у иртышского устья при впадении в Обь. Похоже, что к тому времени в Сибири воцарился мир.

И когда воевода Данила Чулков прибыл на иртышские берега, то никто не помешал ему заложить город Тобольск и столь же спокойно жить совсем неподалеку от старой столицы Сибири. Кучум, который кочует где-то вблизи, не нападает на законного правителя Сибири, а до русских ему, похоже, и дела нет. У Сейдяка, продолжившего традиции своего отца, к русским нет никаких претензий. Мир?


Хан Кучум.

Но сложившееся равновесие решились нарушить не кто-нибудь, а русские поселенцы. Может, самому Сейдяку они и верят, но рядом с ним находится бывший визирь Кучума Карача. Именно он хитростью заманил к себе атамана Кольцо с товарищами и там расправился с ними.

Он обложил зимой казаков в Искере, когда многие умерли с голоду. Такому человеку доверять было никак нельзя. А далее происходит весьма ординарное для того времени событие: князя Сейдяка, Карачу и некоего царевича Казачьей орды Салтана пригласили в «град Тобольск», усадили за стол и предложили испить вина за здоровье присутствующих.

Может, законы ислама не позволяли тем пить хмельное, может, вино оказалось чересчур крепким, но поперхнулись все трое. Это было истолковано как сокрытие злого умысла, и всю троицу повязали, перебив сопровождавшую их охрану. Правда, затем именитых сибирцев отправили в Москву «к великому государю», где их приняли с почестями и пожаловали землями с крепостными.

А что же Кучум? Летописи сообщают, что он и не пытался приблизиться к Тобольску, кочуя вблизи и разоряя поселения местных жителей. Он вел войну с бывшими своими подданными, но не с русскими.

Взяли в плен и отправили в Москву одного за другим его сыновей, да и ему самому неоднократно направлялись грамоты с предложением перейти на русскую службу. Но состарившийся хан гордо ответил, что он «вольный человек» и вольным умрет. Вернуть себе сибирский престол он так и не сумел.


Бегство хана Кучума.

Гибель двух противников — Ермака и Кучума — покрыта некой тайной. Неизвестны могилы их, и лишь предания живут в татарском народе.

Кстати, говоря о могиле Ермака, следует обмолвиться, что, по преданию, похоронили его на Баишевском кладбище «под кудрявою сосной» неподалеку от мавзолея преподобного Хаким-Аты — шейха-проповедника, принесшего ислам на сибирскую землю. Вряд ли мусульмане — а Кучум настойчиво вводил в своем ханстве ислам как государственную религию — допустили бы погребение иноверца рядом с прославленным святым.

Очень много вопросов возникает, когда начинаешь перечитывать сибирские летописи несколько под иным углом зрения, чем было принято ранее. Дело в том, что все летописи писаны русскими авторами, которые героев разводили на две стороны: с одной стороны — русские, с противоположной — татары. И все.

В результате и хан Кучум оказался татарином (хотя никогда таковым не был), и Ермак с его тюркским, по сути, прозвищем-кличкой зачислен в былинные герои земли русской. Героизация поволжского атамана дала сказочного героя-богатыря наподобие Ильи Муромца, но тем самым притушила, стерла саму суть сибирского похода, оставив на поверхности лишь конечный результат — присоединение Сибири к России.

Народ уже сказал свое слово и брать его назад не собирается. Да и нужно ли снимать краски с холста, чтобы убедиться, что под ярким красочным слоем находится грубая основа — серая и невзрачная?

Ермак в народном сознании сделался героем; Кучуму досталась участь злодея, хотя его трагическая судьба дает ему право на иной ореол, а свободолюбие и независимость делают честь его личности. Но теперь уже ничего не изменишь…

Вряд ли мы с вами сегодня сможем ответить, кто был на самом деле атаман Ермак, но то, что это был далеко не лубочный герой, которого мы привыкли видеть в нем, несомненно.

Софронов В.

ЕРМАК (Ермак Тимофеевич Аленин) (1530/1540–1585) – казачий атаман, предводитель московского войска, успешно начавший по приказу царя Ивана IV войну с сибирским ханом Кучумом, в результате которой Сибирское ханство перестало существовать, а сибирские земли вошли в состав Русского государства. В разных источниках назван по-разному: Ермак, Ермолай, Герман, Ермил, Василий, Тимофей, Еремей.

По одним данным, родился в Вологодской земле, по другим – в Двинской. Согласно одной из легенд, Аленин в молодости был артельным кашеваром на струге, за что и получил прозвище Ермак (т.е. «дорожный артельной таган» или «артельный котел»). Согласно другому толкованию, поскольку лексема «ермак» тюркского происхождения и означает «прорыв», постольку прозвище характеризует его как человека особого свойства («прорва, а не человек»).

Происхождение Ермака вызывает споры. По словам Н.М.Карамзина , «Ермак был роду безвестного, но душою великой». Одни историки считают, что он был донским казаком, другие – казаком уральским, третьи видят в нем выходца из князей земли сибирской. В одном из рукописных сборников 18 в. сохранилось сказание о происхождении Ермака, якобы написанное им самим («О себе же Ермак известие написал, откуда рождение его…»). Согласно ему, дед его был суздальским посадским человеком, отец, Тимофей, перебрался «от скудости и от бедности» в вотчину уральских купцов и солепромышленников Строгановых , получивших в 1558 первую жалованную грамоту на «камские изобильные места», а к началу 1570-х – на земли за Уралом по рекам Тура, Тобол с разрешением строить крепости на Оби и Иртыше. На руке Чусовой Тимофей осел, женился, воспитал сыновей Родиона и Василия. Последний был, согласно Ремизовской летописи, «весьма мужествен и разумен, и зрачен, плосколиц, черн брадою и власы прекудряв, плоск и плечист». Он «ходил у Строгановых на стругах в работе по рекам Каме и Волге, и от той работы принял смелость, и прибрав себе дружину малую и пошел от работы на разбой, и от них звался атаманом, прозван Ермаком».

В 1550–1570-х возглавлял казачью станицу, «полевал» между Волгой и Доном. По некоторым данным, в 1571 вместе с дружиной отражал у Москвы набег крымского хана Давлет-Гирея, участвовал в Ливонской войне (1558–1583) в битвах под Оршей и у Могилева, совершил набег на ногайцев.

В 1577 купцы Строгановы пригласили его вернуться в Сибирь, чтобы нанять для охраны своих владений от набегов сибирского хана Кучума. Прежде Сибирское ханство поддерживало добрососедские отношения с Русским государством, выражая свое миролюбие высылкой в Москву ежегодной дани пушниной. Кучум прекратил выплаты дани, начав вытеснение Строгановых с Западного Урала, с рек Чусовой и Камы.

Согласно одной версии, получив разрешение царя провести набор казаков для защиты владений (средства позволяли вооружить около 1000 чел.), Строгановы наказали Ермаку создать сильный боевой отряд, поскольку армия Кучума, по слухам, достигала 10 тыс. чел. Ермак собрал войско в 540 чел. Согласно иной версии, Ермака никто не нанимал и он отправился в поход самовольно, разгромив вместе с дружиной имение Строгановых и захватив хлеб, муку, оружие, вещи. Костяк отряда Ермака составили казаки во главе с Иваном Кольцо, Матфеем Мещеряком, Богданом Брязгой и Никитой Паном, грабившие до этого ногайских и русских купцов и пришедшие к Ермаку, чтобы пополнить его «сибирскую дружину» в надежде и самим поживиться в ожидаемом походе.

В июне 1579 (по другим данным – в сентябре 1581) Ермак отправился в военный поход. Перевалив Уральский хребет, вторгся во владения сибирского хана, используя водные пути – реки Чусовую, Серебрянку, Жаровль. На перевалах казаки несли ладьи на руках. По Тагилу дошли до Туры, где впервые сразились с татарскими князьями и победили их. По преданию, Ермак посадил на струги чучела в казачьей одежде, а сам с главными силами сошел на берег и обрушился на врага с тыла. Успех Ермака объясняется и наличием у казаков огнестрельного оружия (пищалей), и верно выбранной тактикой, когда противник был принужден вступать в бой там, где не мог использовать конницу.

Следующее сражение Ермака было в местечке Юрты Бабасана, где Ермак одержал победу над Мамет-кулом, племянником Кучума. Решающим сражением стала битва в устье Тобола 23–25 октября 1582, где Ермак захватил небольшой укрепленный городок и превратил его в опорный пункт для завоевания столицы Сибирского ханства – Кашлыка. Кучум с Мамет-кулом, захватив некоторые ценности, бежал в Ишимские степи. 26 октября казаки вошли в Кашлык. Взятие его оказалось важнейшим рубежом в освоении Сибири: ханты, манси и некоторые татарские улусы пожелали принять русское подданство. Территория нижнего Приобья вошла в состав Русского государства и наряду с другими освоенными территориями, стала выплачивать Москве дань (ясак). В 1583 были подчинены земли до устья Иртыша. Сибирское ханство распалось. Иван Грозный наградил всех участников похода, простил преступников, примкнувших к Ермаку, обещал помощь в 300 стрельцов, а самому Ермаку присвоил титул «князь Сибирский».

В 1585 Кучуму удалось собрать новые силы для борьбы с Ермаком. Чтобы выманить казаков из укрепления, Кучум стал распространять ложные слухи о том, что татары задержали торговый караван бухарцев, направляющийся к казакам. Ермак с отрядом в 150 человек,с трудом перезимовав в Сибири (продовольствие быстро кончилось, в отряде начался голод) отправился вверх по Иртышу и дошел до устья реки Шиш. Здесь 6 августа 1585 Кучум внезапно напал на отряд Ермака у устья р.Волая (приток Иртыша). Будучи раненным, Ермак попытался переплыть Вагай, но тяжелая кольчуга – дар царя Ивана IV Грозного – потянула его ко дну («был одет он царскими панцири, струг же его отплыл от берега и он, не дошед, утопе»). Согласно летописям, тело Ермака было обнаружено татарами и «праздник мести» длился шесть недель (в мертвое тело пускались стрелы). Погребен был Ермак, по преданию, на «Баишевском кладбище под кудрявой сосной».

Образ удалого казака Ермака был воспет в народных песнях, ряде литературных (А.С.Хомяков, М.И.Песков, П.А.Плавильщиков) и музыкальных (А.А.Касьянов) произведений, скульптурах (М.М.Антокольского). Битва казаков с ордой Кучума на Иртыше изображена на картине В.И.Сурикова Покорение Ермаком Сибири . В 1904 в столице донского казачества Новочеркасске Ермаку был поставлен памятник (скульптор В.А.Беклемишев), созданный на народные средства, собранные по добровольной подписке. Спустя много лет после гибели Ермака была найдена кольчуга, в которой он утонул (ныне хранится в Оружейной палате в Москве).

Лев Пушкарев, Наталья Пушкарева

Одни называют его потомственным казаком, человеком недюжинной силы и мужества, радетелем за славу земли русской, другие - бесшабашным и удалым разбойником, промышлявшим набегами и грабежом. Если верить народной мудрости, истина всегда находится где-то посередине.

И не то, чтобы «роду безвестного», как писал историк Николай Карамзин, но все очень запутано с происхождением Ермака Тимофеевича. Если верить одним летописям, был он выходцем с берегов Дона, уроженцем казачьей станицы Качалинская. В других источниках местом его рождения называют Урал. Есть также очень интересная версия, согласно которой родословная Ермака восходит к ветви Сибирских князей.
Черн брадою и прекудряв
В одном из рукописных сборников 18 века есть упоминание о происхождении Ермака, причем говорится, что принадлежит оно самому Ермаку Тимофеевичу: «О себе же Ермак известие написал, откуда рождение его…». Итак, отец атамана перебрался из Суздаля, где семья жила «в скудости и бедности», на Урал, в «камские изобильные места», а затем - на земли за Уралом, близ реки Тобол, вытребовав себе разрешение строить крепости на Оби и Иртыше. И уже здесь, за каменным поясом Урала, Тимофей осел, женился и воспитал двух сыновей: Родиона и Василия (Ермак). «Весьма мужествен и разумен, и зрачен, плосколиц, черн брадою и власы прекудряв, плоск и плечист», - так описывается внешность Ермака в Ремизовской летописи.
Не все прозрачно и с именем легендарного атамана.
Есть две основные версии относительно имени «Ермак». Сторонники первой считают, что «Ермак» - имя собственное и является производным от Еремея, Ермолая и даже - Германа. Однако другая версия кажется более правдоподобной. Очень часто на Руси имена, а затем и фамилии возникали из прозвищ. Вспомните выражение: «говорящая фамилия», то есть звучная, содержащая в себе меткую характеристику либо нрава человека, либо его деятельности.
В толковом словаре Владимира Даля словом «ермак» назван небольшой жернов для ручных крестьянских мельниц. А если взять за основу, что слово «Ермак» - тюркского происхождения, то возникает следующая аналогия: читаем в татаро-русском словаре - ермак - размытая водой канава, ерма - прорыв, ерту - драть, рвать. Вот вам, пожалуйста, и скрытый смысл, имя, говорящее за человека. Человек - прорыв или человек - прорва. Думается, и то, и другое - справедливо. Никогда не станет народным героем, пассионарием, человек слабый духом, не способный на прорыв. И не возникает никакого сомнения, что именно прорывом в истории государства Российского стало покорение Ермаком Сибири.
«Вождь непорабощенных воинов»
Первые упоминания о военных походах Ермака относятся к 60-м годам 16 века. Вольные казаки в то время участвовали в самых значительных военных событиях. Так, согласно летописям, Ермак со своей дружиной под стенами Москвы воевал против крымского хана Давлет-Гирея. Известно также, что в течение почти двадцати лет защищал он южные границы России от татарских набегов. Вот как описывает черты характера Ермака Тимофеевича А.Н. Радищев в очерке «Слово о Ермаке»: «Ермак, избранный единожды верховным начальником своею собратею, умел над ними удержать свою власть…Чтобы владычествовать над множеством, нужно величие духа или же изящность почитаемого какого-либо качества, Ермак имел первое и многие из тех свойств, которые нужны воинскому вождю, а паче вождю непорабощенных воинов».
Принимал Ермак участие и в Ливонской войне. Безудержно-смелый, он в то же время был прекрасным стратегом и суровым военачальником. Во время военных действий против ливонцев польский комендант города Могилева доносил королю Стефану Баторию, что в русском войске были «Василий Янов - воевода казаков донских и Ермак Тимофеевич - атаман казацкий».
В то время как основные силы русской армии были сосредоточены у западных рубежей государства, где уже много лет шла Ливонская война, на востоке страны к 1576 г. участились набеги на русские земли сибирского хана Кучума. Перестав платить ежегодную дань пушниной Русскому государству, Кучум пытается вытеснить Строгановых с Западного Урала. В 1577 году купцы Строгановы нанимают Ермака с дружиной для охраны своих владений от набегов. Однако вскоре становится понятно, что, просто обороняясь от посягательств воинственного князя, проблему не решить. Заручившись согласием государя Ивана Грозного, Строгановы приказывают Ермаку создать боевую дружину и выступить в поход против Кучума на Сибирские земли.
Князь Сибирский
Итак, в июне 1579 года (а по другим данным - в сентябре 1581) Ермак отправляется в поход.
Чем руководствовался Ермак? Каким был основной мотив в его стремлении покорить Сибирское царство? И здесь мнения историков расходятся. По одной версии, войско в 540 человек было собрано Ермаком Тимофеевичем по указу Строгановых, причем последние сами обеспечили воинов оружием и провиантом. В других источниках говорится, что и сам царь Иоанн Васильевич был против похода (дескать, не время боевыми силами раскидываться, лучше границы государства оборонять от набегов), да и Строгановы к походу этому отношения не имели. Ермак же, самовольно напав на имение Строгановых, разграбил его и выступил войском в Сибирь. Примечательно, что костяк собранного войска составили казачьи атаманы, до этого занимавшиеся разбоем и грабежом: Иван Кольцо, Матвей Мещеряк, Богдан Брязга и Никита Пан. Они примкнули к Ермаку в надежде, что после победной военной кампании на благо России их не вполне геройское прошлое будет прощено и забыто. Как бы там ни было, значение для России такого события, как покорение Сибири, переоценить сложно. И не важно, укладывается ли этот поход в рамки официальной политики российского государства на тот момент, или в основе его лежали личные мотивы Ермака Тимофеевича, в любом случае - произошло событие огромной исторической важности.
По пути следования к столице Сибирского ханства городу Искеру казачье войско пополнялось, в итоге численность его с 540 возросла до 1650 человек. Проплыв по реке Каме, потом вверх по реке Чусовой и реке Серебрянке, войско Ермака переходит Тагильский перевал и уже по реке Тагил спускается в реку Туру. На берегах Туры происходит первое столкновение казаков с татарами. Ермак захватывает несколько небольших городов и неумолимо приближается к столице Сибирского ханства - Искеру. Хан Кучум, прослышав про победы Ермака, лихорадочно собирает войско, требуя от князей и мурз, чтобы те пришли к стенам Искера со своими отрядами. Надо сказать, что численный перевес был явно на стороне Кучума: ему удалось собрать десятитысячное войско. Но под яростным напором казаков насильно собранные Кучумом войска начали разбегаться. Кроме того, в бою был ранен предводитель татарской конницы Маметкул, что «обезглавило» ханское войско. В итоге в ночь на 26 октября 1582 года Кучум позорно бежит из своей столицы. Взятие Искера стало отправной точкой в истории освоения Сибири: территория нижнего Приобья входит в состав Русского государства, а малые народности (ханты, манси и некоторые татарские улусы) принимают русское подданство.
Не став почивать на лаврах, Ермак стремится закрепить свою победу, и с наступлением весны 1583 года казацкие войска выступают в поход по Иртышу, подчиняя местных князьков. К лету 1583г. земли до устья Иртыша были подчинены. Сибирское ханство распалось. Примерно в это же время Ермак направляет гонцов в Москву с известием о покорении Сибири. Иван Грозный жалует Ермаку титул «Князь Сибирский», прощает осужденных ранее казаков, доблестью своей доказавших преданность государству, кроме того, обещает выслать помощь в 300 стрельцов. Однако обещанной помощи из Москвы Ермаку пришлось ждать два года. Да и помощь, откровенно говоря, была уже не ко времени…
«Праздник мести»
К 1585 году Кучум вновь заявляет о себе. Ему снова удается собрать войско для борьбы с Ермаком. Чтобы выманить казаков из укрепления, Кучум распространяет ложные слухи о том, что татары задержали торговый караван бухарцев, направляющийся к казакам. Последняя зима в Сибири была сложной для войска Ермака Тимофеевича. Запасов продовольствия не хватало, в отряде начался голод. Ермак с отрядом в 150 человек отправляется вверх по Иртышу до устья реки Шиш.
Здесь 6 августа 1585 Кучум вероломно нападает на отряд Ермака у устья р.Вагая (приток Иртыша). Тяжело раненый, Ермак пытается переплыть Вагай, но тяжелая кольчуга - дар царя Ивана Грозного - тянет его ко дну («был одет он царскими панцири, струг же его отплыл от берега и он, не дошед, утопе»). Согласно летописям, тело Ермака было обнаружено татарами и «праздник мести» длился шесть недель (в мертвое тело пускались стрелы). Погребен был Ермак, по преданию, на «Баишевском кладбище под кудрявой сосной».

Светлана Ивченко

Источник Российская империя: все факты и история.


5 августа 1585 года отряд остановился на ночлег. Была темная ночь, шел проливной дождь. Казаки, участвовавшие в экспедиции, впоследствии вспоминали, как, разбуженные среди ночи, они "ужаснулись" и пустились бежать, а иные остались лежать, побитые "на станах".

По местной легенде, татарский разведчик унес у спящих казаков три пищали и три сумки и доставил их хану. Тогда Кучум в полночь напал на стан Ермака. Чтобы не поднимать шума, татары принялись душить спящих русских. Но Ермак проснулся и проложил себе дорогу через толпу врагов к берегу. Он прыгнул в стоящий у берега струг, за ним устремился один из воинов Кучума , вооруженный копьем; в схватке атаман стал одолевать татарина, но получил удар в горло и погиб. Дружина Ермака спаслась бегством в стругах, и лишь немногие полегли в ночном побоище.

Три года длилась первая сибирская экспедиция. Голод и лишения, суровые морозы, сражения и опасности — ничто не могло остановить вольных казаков, сломить их волю к победе. Три года малочисленная дружина не знала поражений перед лицом многочисленных неприятелей. В последней ночной стычке поредевший отряд отступил, понеся небольшие потери, но он лишился испытанного вождя. Без него экспедиция продолжаться не могла.

Добравшись до Искера, казаки собрали войсковой круги решили немедленно возвращаться на родину. Ермак привел в Сибирь 540 бойцов. С атаманом Александровым в Москву отправилось 25 человек. Из всего отряда уцелело только 90 казаков. С атаманом Матвеем Мещеряком они на стругах спустились на Обь и оттуда прошли печорским путем на Русь.

Прошло еще несколько лет, прежде чем Москва снарядила экспедицию на Пелым. Т огда и были освоены маршруты с Вишеры на Лозьву, более удобные и легкие, нежели тагильский. Уральский хребет окончательно был покорен. За перевалы двинулись отряды казаков, ратных людей, русские крестьяне-переселенцы.

Сибирский поход Ермака был предвестником многочисленных экспедиций XVII века, позволивших обследовать громадные пространства на северо-востоке Азиатского материка. Казаки Ермака проложили путь в Западную Сибирь. По их следам на восток двинулись землепроходцы. На их долю выпала честь блестящих географических открытий в Сибири и на Дальнем Востоке. Их походы обогатили географические познания человечества, раздвинули кругозор современников.

Интерес к экспедиции Ермака никогда не иссякал. Ее история обросла множеством легенд. Предводитель казаков стал одним из самых излюбленных героев народных песен и сказаний.


Беспримерная трехлетняя одиссея Ермака внесла весомый вклад в великое дело освоения Сибири.

В 1579 году Ермак отправляется в поход,собрав войско примерно в 550 человек. По пути войско увеличилось за счет примкнувших казаков. На берегу Туры происходит первое столкновение с татарами. Ермак по пути захватил несколько городов и продолжил свой путь к Искеру-столице Сибирского ханства.

В1582 году Кучум бросает свою столицу. Искер становится началом в истории освоения Сибири. Нижняя приобь входит в состав Русского государства,а народности проживающие тампринимают российское поданство.

В 1583 году,земли до Иртыша тоже были подчинены.Сибирское ханство перестало существовать. Иван 4 награждает Ермака титулом - Князь Сибирский. Так Ермак входит в историю как покоритель Сибири.

Существуют две версии его происхождения: Ермак — уральский казак и Ермак — донской казак, хотя документально не подтвержденные. Первую версию отстаивают уральские и сибирские историки, но она маловероятна, ведь в ней раннему Ермаку приписывается даже другое имя: Василий Оленин. По другой версии, Ермак — донской казак, промышлявший по Дону и Волге. «Царская грамота Строгановых» от 16 ноября 1582 года именует его волжским казачьим атаманом Ермаком. Историк донского казачества В. Б. Броневский пишет, что он родом из станицы Качалинской. Книга «Жизнь и военные деяния Ермака, завоевателя Сибири, выбранные из российских и иностранных писателей» связывает его с Волгой и Доном. О нем поется в донских и волжских песнях.

Ермак — наш земляк, предположительно 1535—1540 года рождения. Были в нем казачья удаль и стремление верховодить, подчинялись ему охотно. С ватагами он «ходил за зипунами» по Дону и по Волге, люто бил ногайцев и грабил ордынских купцов.

Царские власти преследовали его, и он бежал с Волги и Дона в пермские земли, где братья Строгановы нуждались в защите своих вотчин от набегов татар. «Мы загладим пред Грозным царем вину свою» — поется в былинных волжских песнях. Два года Ермак с казачьим отрядом в 500 человек защищал владения горнозаводчиков Строгановых от татарских набегов.

Однако царская власть нуждалась в полной безопасности своих восточных владений. 1 сентября 1581 года отряд Ермака в полторы тысячи казаков выступил за Каменный пояс, и вскоре состоялась встреча с татарским ханом Кучумом. Отряды иноверцев были разбиты. Ермак углубился в Сибирское ханство, вскоре было отброшено за Иртыш и разбито и татарское войско царевича Маметкула, а после этого были уничтожены и главные силы хана Кучума. Ермак занял столицу Сибирского ханства Кашлык. Казаки хотя и были малочисленней, но вооружены ружьями, а не стрелами, как татары. По натуре справедливый, Ермак запретил облагать местное население данью. Он бил челом Ивану Грозному, прося принять Сибирскую землю «под его высокую руку».

Но Кучум не оставил свою цель — посчитаться с Ермаком, который, потеряв бдительность, с отрядом всего в 150 человек поплыл на стругах вверх по Иртышу, чтоб сбить татарский заслон на пути каравана бухарских купцов. 6 августа 1585 года отряд Кучума в одну тысячу человек неожиданно напал на дружину Ермака и перебил казаков. Раненый Ермак бросился вплавь, но, не достигнув своего струга, под тяжестью кольчуги утонул.

Имя Ермака вошло в легенды, предания: «То на реченьке было, братцы, на Камышинке атаманом их был, братцы, Ермак, сын Тимофеевич». Декабрист К. Ф. Рылеев написал о нем песню «На диком бреге Иртыша сидел Ермак, объятый думой». Художник В. И. Суриков создал эпическое полотно «Покорение Сибири Ермаком», скульптор М. М. Антокольский изваял скульптуру «Ермак». В Тобольске ему установили памятник.

Источники: znanija.com, www.good-asteria.ru, dic.academic.ru, muzei-mira.com, homyak35.ru

Сколько лететь до Марса?

Марс седьмая планета Солнечной системы по своим размерам и четвертая по удаленности от Солнца. Это относительно...

Сталкинг

Бесцельному скитанию улицами ребята предпочли исследование малоизвестных объектов, заброшенных и окутанных тайной. А называется данное увлечение молодежи – ...

Лернейская гидра - многогоголовый дракон из греческих преданий

Гера придумала новое испытание, и Эврисфей послал Геракла в ядовитое болото, где жила девятиглавая Лернейская гидра, ...

Символы на Луне

Загадки Луны породили массу дискуссий и споров, которые подогреваются молчанием официальных организаций и разоблачающими заявлениями некоторых исследователей. Джордж Леонард...

Каин и Авель

После изгнания из Эдемского сада Адама и Евы, у них родилось два сына. Старшего назвали Каин, что в...