Правила конструктивной критики. Основные правила конструктивной критики

Критика — (от греч. kritik? — искусство разбирать, судить).

1) разбор (анализ) чего-нибудь с целью дать оценку.

2) Отрицательное суждение о чём-нибудь, указание недостатков.

Критика имеет широкое применение в науке, искусстве и общественной жизни. Научная критика в зависимости от своего объекта входит в состав тех или иных научных дисциплин: литературная критика является одним из разделов литературоведения, Критика художественная — раздел искусствоведения, театральная — раздел театроведения и т. п.

Более полно концепция механизмов психологических защит представлена А. Фрейд, в частности в ее работе «Психология Я и защитные механизмы», русскоязычный вариант которой издан в 1993 году. Рассматривая психологические защиты как один из механизмов адаптации и интеграции личности, она полагала, что они есть бессознательные, приобретенные в процессе развития личности способы достижения Я компромисса между противодействующими силами Оно или Сверх-Я и внешней действительностью. Механизмы психологической защиты направлены на уменьшение тревоги, вызванной интрапсихическим конфликтом.

А. Фрейд (вслед за своим отцом З. Фрейдом) считала, что защитный механизм основывается на двух типах реакций:

Защита не есть «встроенная» от рождения личностная структура. В процессе социализации защитные механизмы возникают, изменяются, перестраиваются под влиянием социальных воздействий. Например, защита может перейти в альтруизм или накопление ценностей и др. В конечном итоге психологические защиты становятся способом существования нереализуемых влечений, желаний, потребностей.

Психологическая защищенность — это свойство зрелой личности, которое зависит от интеллекта, внимательности, склонности к анализу, критичности мышления и эмоциональной устойчивости. Существует несколько проверенных на практике приемов психологической защиты.

Если вас укусит одна или даже несколько пчел, это может быть полезным для вашего здоровья. Но если на вас нападет рой ос или вы окажетесь жертвой укуса ядовитой змеи, тут уж вам несдобровать. Ваши конкуренты, недоброжелатели или враги способны нанести вам не меньший вред, всего лишь использовав в качестве психологического оружия ранящие вашу душу слова. И чем дольше вы будете переживать по этому поводу, тем больше шансов у вас оказаться в стане проигравших.

«Если человек показывает, что он раздражен и не способен контролировать свои эмоции, ему надо заняться чем-нибудь другим, а не работой с людьми», — уверенно заявлял француз Мишель Фадуль, добившийся блистательных успехов в бизнесе на мировом уровне.

Чаще задавайте себе и другим магические вопросы: что, где, когда, как, зачем и почему? Старайтесь представить всю панораму и динамику события, увидеть всю картину в целом и отметить противоречия, нестыковки и белые пятна, тщательно отнеситесь к деталям. Именно они являются необходимым материалом для оценки достоверности информации.
Предлагаем вам несколько разработанных нами и апробированных на наших тренингах приемов психологической защиты.

Прием «Вентилятор» . Проанализируйте, на что вы реагируете наиболее болезненно. Что вас раздражает? Что вас приводит в бешенство или повергает в уныние? Вспомните конкретные слова, интонации, жесты ваших оппонентов или обидчиков.
Закройте глаза и снова вспомните все самые обидные, хлесткие, обжигающие слова, которые вызывают у вас чувства растерянности и никчемности или мощные вспышки агрессии.

А теперь представьте, что вы сидите напротив человека, который наносит вам эти психологические удары. Это он говорит вам жестокие, обидные слова. И вы чувствуете, как уже начинаете «заводиться». Вызовите в себе ощущение удара. Какая часть вашего тела реагирует на него? Что происходит: появляется ли жар во всем теле, или же что-то сжимается внутри, а может, просто прерывается дыхание? Что происходит именно с вами?
Воспользуйтесь техникой вентиляции эмоций. Представьте, что между вами и обидчиком стоит мощный вентилятор, который тут же относит его слова в сторону, их острые стрелы не долетают до вас.

Откройте глаза, и вы наверняка почувствуете, что теперь способны выдержать такой психологический удар.

Прием «Аквариум» . Если при общении с негативно настроенными по отношению к вам людьми вы продолжаете болезненно реагировать на их выпады, воспользуйтесь этим приемом. Представьте, что между вами и вашим обидчиком — толстая стеклянная стена аквариума. Он что-то говорит вам нелицеприятное, но вы только видите его, а слов не слышите, они поглощаются водой и лишь пузырятся пеной на поверхности. Потому они и не действуют на вас. И вы, не теряя самообладания и спокойствия духа, не поддаетесь на провокацию, не реагируете на обидные слова. И благодаря этому переламываете ситуацию в свою пользу.

Прием «Диснейленд» . Болезненность психологического удара можно смягчить, а то и вовсе свести на нет, если обращаться со всеми людьми, как с малыми детьми. Вы же не обижаетесь на несмышленых детей?

Представьте себе, что вы оказались один против целой группы негативно настроенных к вам людей. Перевес сил на их стороне. И у вас всего один шанс переломить ситуацию: представить их группой детей на игровой площадке. Они злятся, капризничают, кричат, размахивают руками, бросают на пол игрушки, топчут их ногами. В общем, всячески стараются вывести вас из себя. Но вы, как взрослый, мудрый человек, относитесь к их выходками как к детским шалостям и продолжаете сохранять невозмутимое спокойствие до тех пор, пока они не выдохнутся.

Вы не воспринимаете их слова как оскорбления, не реагируете на их выпады. Вам все это смешно наблюдать как взрослому человеку…
Прием «Лиса и виноград». Если в вашем прошлом были случаи, когда кому-то удавалось досадить вам так, что переживание поражения осталось до сих пор, воспользуйтесь техникой рационализации, снятия негативных «якорей». Вспомните басню «Лиса и виноград»: не дотянувшись до виноградной грозди, лиса сказала, что не очень-то и хотелось ей винограда — он кислый и зеленый.

Прием «Океан спокойствия» . Представьте себя главным героем притчи: «Океан принимает воды многих бурных рек, а сам при этом остается неподвижным. Тот, в кого так же впадают все мысли и эмоции, остается бесстрастным в покое».

Прием «Театр абсурда» . Можно использовать такой прием психологической защиты, как доведение ситуации до абсурда. Это в принципе то же самое, что сделать из мухи слона. То есть вслух гиперболизировать до неузнаваемости то, на что кто-то лишь намекает, и таким образом неожиданно выбить из рук своих врагов или недоброжелателей психологическое оружие. Ваша цель — сделать так, чтобы любые выпады недоброжелателя уже не вызывали ничего, кроме смеха. Это и есть решение задачи, как защититься от психологического нападения.

Прием «Театр кукол» . Если вам трудно общаться с эмоционально значимыми для вас людьми, используйте именно этот прием. Представьте, что они всего лишь шаржированные персонажи телепередачи «Куклы». И пусть они говорят глупости, общаясь между собой. А вы только наблюдаете это со стороны и выносите свои оценки. Разыгрывайте этот спектакль до тех пор, пока не рассмеетесь. Ваш смех — показатель того, что техника сработала.

Кроме психологических способов снижения собственного психоэмоционального напряжения существуют способы защиты (правила поведения), способствующие созданию благоприятной социально-психологической обстановки в ходе дискуссии.

Выделим наиболее важные правила поведения:

Собеседник не всегда прав, но часто нам выгодно признать его правоту, особенно в мелочах.

Крупные шаги, как правило, выгодны. Они открывают новые возможности, за счет чего быстро восстанавливается потерянное на время преимущество.

До определенного предела замечания и возражения можно считать естественным явлением в любой беседе, но ни в коем случае не следует чувствовать себя обвиняемым, который должен, безусловно, защищаться.

Для того чтобы легче было понять положение нашего собеседника и его реакцию, нужно постараться посмотреть на замечания и на собеседника субъективно — с его точки зрения. Объективной причиной замечаний часто может быть какая-нибудь мелочь.
В момент высказывания замечания собеседник редко остается спокойным; как правило, ожидая нашу реакцию, он становится чувствительным к любому знаку недоверия и вызывающего поведения. Вывод напрашивается сам собой: в таких ситуациях мы должны полностью продумать и контролировать свое поведение, чтобы не подливать масла в огонь.

Замечания, причиной которых является «комплекс неполноценности», переживаемый нашим собеседником, требуют особого внимания и большой осторожности, так как в случае оскорбления его как личности дело может дойти до скандала и беседа может опуститься до уровня обычной ссоры.

Следует иметь в виду, что замечания и наблюдения не всегда должны относиться к материалу в целом, являющемуся предметом беседы, они, скорее, могут относиться к его целесообразности, выбору и способу преподнесения.

Не нужно делать выводов о неискренности нашего собеседника до тех пор, пока действительно не будет доказано, что он говорит неправду. При этом лучше постараться оправдать собеседника, чем его сразу же осудить. В чем-то он может быть и неправ, но, несмотря на это, к нему можно отнестись с доверием, что, конечно же, существенно облегчит достижение взаимопонимания в деловой беседе.

Если мы пойдем навстречу сомнительным замечаниям и возражениям, это не будет, безусловно, означать, что мы берем на себя вину или что эти замечания нас к чему-то обязывают в будущем.

Можно привести собеседника в хорошее расположение духа, пойдя на некоторые уступки. Но нужно точно знать размеры уступок, прежде чем на них решаться. Часто уступка в сущности меньше, чем нам кажется на первый взгляд.

Любое несогласие с замечанием нужно исчерпывающе разъяснить собеседнику (оно также должно быть мотивировано с точки зрения психологии), так как корректное опровержение замечания часто может поднять наши шансы на успех в деловой беседе.
Следует воздержаться от столкновений в беседе, так как этим на деле можно поставить под вопрос корректность наших отношений с собеседником.

При эмоциональной реакции собеседника следует вспомнить, что с возбужденным и взволнованным человеком вряд ли можно разговаривать по-деловому.
Собеседник всегда должен чувствовать, что мы относимся к его замечанию с полной серьезностью и что мы его тщательно рассмотрели, прежде чем давать окончательный ответ. Кроме того, целесообразно изложить ему свои мысли о замечании и промежуточные оценки, увязка которых ведет к нейтрализации замечания.

При этом, конечно, не следует бросаться в другую крайность — чрезмерно затягивать объяснения. Следует облегчить собеседнику возможность высказывать замечания и возражения, попытаться обнаружить его невысказанное неудовольствие и волнение.
Ответ на ясные и обоснованные замечания не требует особой тактики и специальной трактовки. В таких случаях по возможности мы должны как можно скорее и с чувством полной ответственности и внимания разобраться в ошибках, из-за которых собеседник нас избегает и оставляет без внимания.

Это вкратце «бон тон» — правила хорошего тона, которых следует придерживаться тогда, когда собеседник начинает нам делать замечания в ходе деловой беседы. Этих правил не следует придерживаться слишком строго, так как и они развиваются и приспосабливаются к практике и действующим нормам делового поведения и, конечно же, к нашей личности и личности собеседника.

А теперь приведем пример из реальной жизни. Молодая дама рассказывает: «На мне была меховая полосатая шуба. Мужчина сзади произнес: «Тигры выходят на следующей остановке?» Я ответила: «Нет, они пропускают ослов!» Мне раньше казалось, что я лихо справилась с защитой и поставила господина на место. А теперь я вижу, что опустилась на его уровень, никак не инициируя его субъектности, а следовательно, и не выполняя ни одной из названных функций. Я подавляла субъекта, никак его не изменяя».
Мы представим здесь несколько способов этической защиты (некоторые проиллюстрируем примерами), дальнейшее использование которых полезно в любой сфере взаимоотношений.

Мягкие способы защиты:

1. Вопрос на воспроизведение — приостановить начавшееся общение на низком уровне, принижающее достоинство человека. Просьба воспроизвести слова, которые якобы оказались непонятны. Используются парадигмы: «Простите, я не понял…?», «Не расслышал, не могли бы вы повторить?», «Как вы сказали?». Обычно обидчик не в состоянии после таких вопросов вести общение на избранном им уровне.

2. Вопрос об адресате — инструментируется наивное непонимание. Декларируется невозможность той формы общения, которую предлагает партнер. «Это вы мне?» (мимика недоумения; пластика поиска, кому адресовано такое обращение, но без насмешки, издевки, высокомерия).

3. Окультуренное воспроизведение — производится с целью корректирования поведения. Суть в демонстрации партнеру другой формы общения (культурной). Парадигма: «Если я вас правильно понял…», и добавляется то, что сказал партнер, но уже в этической форме (помогает вывести на более высокий уровень общения).

4. Ссылка на личностные особенности — декларация, признание каких- либо личностных качеств, не позволяющих человеку вести общение на заданном уровне:
«Я не привык к такому…», «Мне всегда неловко…», «Я так устроен, что не могу». Субъект как бы сожалеет, что не может поддержать общение на заданном уровне, но это сожаление твердое и неуклонное.

5. Оправдание поведения — способ, возвышающий партнера, признание его достоинств. «Вероятно, ты хотел…», «Наверное, ты думал…». Партнер как бы видит в зеркале свои добрые возможности. Обидчик невольно соглашается с позитивными предложениями, и уровень общения поднимается выше.

В нашем примере с «тиграми» и «ослами» этот способ мог быть наиболее действенным, хотя выглядел бы менее эффектно: «Вероятно, вы хотели спросить, пропущу ли я вас (выхожу ли я) на следующей остановке?» Зато вы подняли бы оппонента на другой уровень общения и при этом сохранили бы его и собственное достоинство.

6. Проявление доброжелательности — способ веселого игнорирования того, что произошло. Концентрирование внимания на детали. «Как хорошо, что вы напомнили мне…», «Если бы не вы, я бы забыл или не заметил…», «Спасибо, что сказали», «Как вы внимательны ко мне…»

А теперь порепетируйте самостоятельно, выбирая оптимальный способ мягкой защиты в условных ситуациях.

Жесткие формы защиты

Жесткие формы защиты могут применяться лишь во взаимоотношениях со взрослыми. Их используют редко, поскольку в результате коммуникация временно прерывается.

1. Великодушное прощение — видимое смирение с грубостью партнера, который пока не может вести себя иначе. «Если вам так хочется…», «Если только так вы и умеете…», «Если это приносит вам чувство удовлетворения…». Это сильное воздействие, не предполагающее дальнейшего общения или выяснения отношений.

2. Сопоставление достоинств партнера с его поведением — скрытый механизм влияния данной формы защиты заключается в возвышении партнера. С этой высоты партнеру падать не хочется, есть что терять. Парадигма данного способа: «Вы такой…(умный, порядочный) а, …». Последняя часть фразы недосказана, ее досказывает, додумывает обидчик сам.

3. Оставить наедине с собой — способ жесткий и лаконичный. Разрыв отношений «здесь и сейчас». Ответственность за содеянное перекладывается на партнера. Используются парадигмы: «Вероятно, вы не способны понять, что вы сказали», «Жаль, что вы не осознаете, что сейчас произошло», «Вы не понимаете, что сделали».

Используя способы этической защиты, важно проследить, чтобы не переходить на нравоучения и открытую оценку. Следует помнить, что психологи рекомендуют использовать методы этической защиты прежде всего в в предконфликтных ситуациях.

Геннадий Владимирович Старшенбаум, кандидат медицинских наук, врач-психотерапевт высшей категории, профессор Института психоанализа при МГУ, где он ведет несколько учебных курсов.

Чтобы критика была плодотворной, не оскорбительной и не обидной, необходимо использовать следующие несложные правила.

1. Прежде всего изъять из критики обвинительное «жало», сместить акцент на конструктивные предложения.

2. Замечания целесообразно делать наедине, чтобы не задеть самолюбия критикуемого.

3. Стремиться искренне и серьезно понять точку зрения партнера; обсудить аргументы «за» и «против»; проявить сочувствие к его мыслям и желаниям.

4. Проявить уважение к мнению партнера, не отвергая его сразу и резко, даже если оно вам кажется абсурдным. Дайте возможность высказаться до конца и старайтесь не доказывать, а выяснять факты.

5. Вести разговор в доброжелательном, твердом и спокойном тоне. Старайтесь начинать с темы, по которой у вас с собеседником есть взаимное согласие. По возможности начинайте с вопросов, мнения по которым совпадают, могут вызвать утвердительный ответ и, таким образом, настроить партнера на согласие. Если с самого начала разговора человек скажет «нет», его трудно переубедить, поскольку самолюбие не позволяет отказаться от высказанного мнения, даже если он почувствует, что первоначально был неправ. Щадите самолюбие собеседника.

6. Если хотите указать человеку на его ошибку, начинайте с похвалы и искреннего признания его достоинств.

7. Обращая внимание людей на их ошибки, старайтесь делать это в косвенной форме. Например, вспомните похожий случай.

8. Используйте критику-«рикошет»: критику поступков абстрактного (вымышленного) лица.

9. Выдвигать свое мнение, (несогласие, критику) нужно в порядке обсуждения, не навязывая его.

10. Не употребляйте неоправданных приемов усиления аргументации. Нежелательны аргументы типа: «Сколько раз я вам говорил!». Некорректным способом усиления высказывания является и повышение голоса. Если у вас возникло желание сказать партнеру что-то резкое, обидное, не торопитесь - сделайте сначала несколько глубоких вдохов и выдохов или молча посчитайте до 10-30, сделайте несколько плавных движений языком во рту, произнесите про себя какое-либо образное, но безобидное выражение.

11. Представляйте психологические паузы людям, находящимся в состоянии ссоры. Они помогут снизить эмоциональный накал, обратиться к логике вещей, к самооценке, может быть, за советом к близким людям. Не требуйте немедленного, сиюминутного признания ошибок от партнера, согласия с вашей точкой зрения, с вашим мнением по этому вопросу. Психологически это трудно, дайте время на раздумье, не настаивайте.

12. Свою ошибку, неверный шаг признайте быстро, решительно и чистосердечно.

13. Вместе с критикой желательна аргументированная самокритика. Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках. Признание вины, собственных промахов у критикующего позволяет воспринимать критику не так остро, и самолюбие оказывается менее уязвленным.

14. Сделайте так, чтобы недостаток выглядел легко исправимым. Очень часто людей повергает в уныние безвыходность их положения. Не «давите» на психику, а помогите найти выход.

15. Говорите только о деле, не переходите на личность: критикуйте поступки, а не человека. Дайте ему возможность «спасти лицо».

Важно помнить и такую закономерность: чем более человек возбужден, чем более задето его самолюбие, тем менее чувствителен он к логике, тем более пристрастен и субъективен и тем более тактичного подхода требует.

Если вы замечаете, что кто-то в споре слишком разгорячился, лучше перенести разговор на другое время.

Формы конструктивной критики

Очень легко похвалить подчиненного. Гораздо труднее сделать ему корректное, деловое, не обидное замечание. Вот некоторые возможные варианты критических оценок.

Подбадривающая критика: «Ничего. В следующий раз сделаете лучше. А сейчас - не получилось»;

Критика-упрек: «Ну, что же вы? Я на вас так рассчитывал(а)!»;

Критика-надежда: «Надеюсь, что в следующий раз вы сделаете это задание лучше»;

Критика-аналогия: «Раньше, когда я был таким, как вы, я, допустил точно такую же ошибку. Ну и попало же мне от моего начальника!»;

Критика-похвала: «Работа сделана хорошо. Но только не для этого случая»;

Безличная критика: «В нашем коллективе есть еще работники, которые не справляются со своими обязанностями. Не будем называть их фамилии»;

Критика-озабоченность: «Я очень озабочен сложившимся положением дел, особенно у таких наших товарищей, как...»;

Критика-сопереживание: «Я хорошо вас понимаю, вхожу в ваше положение, но и вы войдите в мое. Ведь дело-то не сделано...»;

Критика-сожаление: «Я очень сожалею, но должен отметить, что работа выполнена некачественно»;

Критика-удивление: «Как?! Неужели вы не сделали эту работу?! Не ожидал(а)...»;

Критика-ирония: «Делали, делали и... сделали. Работка что надо! Только как теперь в глаза начальству смотреть будем?!»;

Критика-упрек: «Эх, вы! Я был о вас гораздо более высокого мнения»;

Критика-намек: «Я знал одного человека, который поступил точно так же, как вы. Потом ему пришлось плохо...»;

Критика-смягчение: «Что же сделали так неаккуратно? И не вовремя?!»;

Критика-замечание: «Не так сделали. В следующий раз советуйтесь»;

Критика-предупреждение: «Если вы еще раз допустите брак, пеняйте на себя!»;

Критика-требование: «Работу вам придется переделать!»;

Критка-вызов: «Если допустили столько ошибок, сами и решайте, как выходить из положения»;

Конструктивная критика: «Работа выполнена неверно. Что собираетесь теперь предпринять?»;

Критика-опасение: «Я очень опасаюсь, что в следующий раз работа будет выполнена на таком уровне».

Все эти формы хороши при условии, что подчиненный уважает своего начальника и ценит его мнение о себе. Желая выглядеть в глазах руководителя достойно, работник приложит все усилия, чтобы исправить положение. Особенно, если критика была щадящей.

Когда же подчиненный относится к начальнику не очень доброжелательно, лучше сочетать негативные оценки с позитивными.

Как воспринимать критику

Критика становится полезной лишь тогда, когда люди ее воспринимают. Это правило можно свести к следующим установкам.

Критика в мой адрес - мой личный резерв совершенствования.

Критика - это форма помощи для устранения недостатков в работе.

Нет такой критики, из которой нельзя было бы извлечь пользу.

Всякая ретушь критики вредна, так как «загоняет болезнь внутрь» и тем затрудняет преодоление недостатков.

Деловое восприятие критики не должно зависеть от того, кто (какой человек, с какими целями) высказывает критические замечания.

Восприятие критики не должно зависеть от того, в какой форме она преподносится: главное, чтобы были проанализированы недостатки.

Центральный принцип конструктивного восприятия критики - «все, что я сделал, можно делать лучше».

Ценнейшая польза внешней критики в том, чтобы отыскивать для себя рациональное зерно даже там, где оно с первого взгляда не просматривается.

Любая критика требует размышлений минимум о том, чем она вызвана, максимум - как исправить положение.

Полезное обращение к критическим замечаниям состоит в том, чтобы увидеть те сферы работы, которые оказались вне твоего поля зрения.

Первый шаг правильного восприятия критики - ее фиксация, второй - осмысление под углом зрения пользы для дела, третий - исправление недостатка, четвертый - создание условий, исключающих его повторение.

Если меня критикуют, значит, верят в мои способности исправить дело и работать без сбоев.

Когда критика в ваш адрес отсутствует - это показатель пренебрежения к вам как к работнику или неверие в ваши способности воспринимать ее по-деловому.

Наиболее ценная критика та, которая указывает на несовершенство того, что кажется нормальным.

Критика возможных негативных последствий принятых мною решений - предпосылка своевременного предотвращения сбоев в работе.

У критикуемого нет права на обиду, он обладает лишь правом на конструктивное осмысление того, что сказано в его адрес.

Критикуемый имеет право на контркритику. Он может активно отстаивать свою позицию. Единственное, что ему категорически запрещается, - искажать факты ради оправдания.

Большое количество необъективных (несправедливых) критических замечаний - показатель плохого психологического климата в коллективе. Это само по себе требует активных критических осмыслений.

Если я сдержанно и по-деловому отнесся к критическому замечанию, значит, преодолел себя, я - сильная личность.

Любая критика полезна уже хотя бы потому, что позволяет выяснить отношение критикующего к вам, которое могло бы выразиться в более крайних формах.

Наиболее благоприятное впечатление на людей производит такой ответ на критику, который содержит конкретные обязательства по поводу того, что будет сделано для улучшения дела, с конкретным указанием сроков и реальных возможностей.

Признать критику - это значит принять на себя ответственность за исправление недостатков.

Даже если критикующий ошибается, не следует торопиться давать ему отповедь: для вовлечения других в сферу критики полезно поддержать его попытку критически разобраться в деле.

Все участники обсуждения любой проблемы имеют одинаковые права и равно подчиняются данным правилам.

Наряду с правильным отношением к критике, одним из главных навыков коммуникабельности является умение грамотно указать на ошибки – умение критиковать (конструктивная критика ).

Неправильная критика (ложная и деструктивная критика) может легко настроить человека против вас и вызвать агрессивность и враждебность, или стать причиной бесполезных споров и оправданий. Не обладая искусством критики можно пошатнуть уверенность в себе и подорвать моральный дух человека (если вы руководитель это грозит вам снижением работоспособности и ухудшением качества работы).

Никто не любит, когда его критикуют. Но без негативных оценок бывает не обойтись, как ни в личных отношениях (если не указывать партнеру на то, что он делает не так, вам не удастся построить счастья), так и ни в деловых и служебных. Без конструктивной критики невозможно продвигаться вперед.

От того знаете ли вы как правильно критиковать, зависит, будет ли ваша критика продуктивной, сможете ли вы высказать человеку претензии и остаться с ним в хороших дружеских или партнерских отношениях.

Правила конструктивной критики

Чтобы ваша критика не была оскорбительной и обидной, и имела результат, используйте эти правила:

Прежде всего, уберите из критики эмоциональную составляющую (в том числе высокомерие, сарказм и т.п.), умерьте пыл, обращайтесь к человеку уважительно. Конструктивная критика это не грубое и агрессивное осуждение, не осмеивание поступков человека, а желание улучшить ситуацию, указать на ошибки и промахи. Правила конструктивной критики предполагают искренность, внутреннюю открытость и возможность договориться.

В большей своей части, люди лучше воспринимают доброжелательный тон. Однако есть те, кто склонен делить людей на слабых и сильных, сними лучше говорить жестко и твердо (твердо, но не грубо).

Критикуемый, должен четко понимать, что вы ему хотите сказать! Если вы будете ходить вокруг до около, изъясняться общими фразами и использовать намеки, возможна вероятность, что вы останетесь непонятым. Лучше объяснять, раскладывая все по полочкам. В конце разговора можно спросить, правильно ли человек понял необходимость и причины этого разговора?

Критикуйте поступки человека, а не его самого. Одно дело сказать «Ты толковый, мыслящий человек, а поступил непредусмотрительно », другое «Ты идиот, сделал такую глупость! ». Обращайте внимание на поступки и действия, не переходите на личности.

Высказывайте свое мнение (критику) в порядке предложения, не навязывая ее.

Правильно критиковать , значит сделать так, чтобы ошибка или недостаток выглядел легко исправимым (безвыходность положения повергает людей в уныние). Не давите человеку на психику, подскажите как выйти из сложившейся ситуации.

Если вы решили указать человеку на ошибки и рассчитываете на его понимание, убедитесь что выбрали подходящее время (здесь в большей степени речь о личных отношениях). Если в данный момент человек находится в тяжелых обстоятельствах или в плохом настроении, критика не будет услышана и воспринята и только может усугубить его состояние.

По мимо подходящего времени для критических замечаний, правила конструктивной критики предполагают и выбор места. Позаботьтесь о том, чтобы при разговоре с критикуемым, не присутствовали посторонние. Публичное отсчитывание, будь то близкого человека, коллегу или подчиненного, вряд ли пойдет на пользу делу./p>

Прежде чем кого-то критиковать, расскажите о своих собственных промахах и прошлых недостатках. Самокритика, признание собственных ошибок, позволяет критикуемому воспринимать замечания не так остро, и то, что его самолюбие оказывается менее уязвленным, дает больше шансов на понимание и исправление им ошибок.

«Прежде чем сказать кому-то горькую правду, смажь медом кончик своего языка » – прислушайтесь к этой арабской пословице. Прежде чем перейти к предмету критики, признайте определенные достоинства человека, начните с похвалы.

Искусство критики заключается в умении найти нужные слова для любого человека. Если человек мнителен, тревожен, раним, или старается для всех быть «хорошим», критика должна быть как можно мягче. Другое дело если человек высокомерен и горд – тут можно и потверже, но ни в коем случае не задевая самолюбия. Творческому человеку лучше донести свои претензии и замечания – в форме образов. Если человек с чувством юмора, оберните критику в шутку. Не до шуток, если критикуемый известен своей низкой самооценкой. Эгоисту и прагматику объясните свои требования так, чтобы он увидел в них выгоду и пользу.

«Позаботься о том, чтобы он получил твой совет, как получает воду тот, кто изнывает от жажды, и тогда твое наставление поможет ему исправить ошибки» – эта цитата из древне-японского трактата «Хагакурэ», наиболее широко и полно отражает суть конструктивной критики.

Умение критиковать правильно, знание правил критики – важная и существенная предпосылка для успеха в любой области жизнедеятельности. Овладение навыком конструктивной критики делает ваши отношения с окружающими более открытыми и искренними.

P.S. Хотите ли вы работать в банке и вас интересуют банковские вакансии, или же вы хотите работать в инвестиционной или страховой сфере, неважно, при построении любой карьеры умение правильно высказать свои претензии будет вам полезно.

Конструктивная критика - указывающие на недостатки в действиях кого-либо высказывания, основанные на соблюдении этических норм.

В процессе профессиональной деятельности многие сотрудники сталкиваются с необходимостью, а в ряде случаев и с желанием высказать критические замечания в адрес своих сослуживцев, участников деловой беседы, партнеров по переговорам и т. д. Роль руководителя какого-либо подразделения неизбежно связана с задачей критической оценки деятельности, поступков, поведения своих подчиненных. В необходимости критического разбора работы сотрудников состоит одна из специфических функций руководителя любого ранга. Если он в силу каких-либо причин отказывается от ее выполнения, то это может стать прямым путем к снижению исполнительности и дисциплины во вверенном ему подразделении. Вряд ли существует какой-либо коллектив, деятельность которого настолько безупречна, что не нуждается в критических замечаниях со стороны руководителя.

С другой стороны, человеческая психика устроена таким образом, что практически любая критика в наш адрес воспринимается достаточно болезненно. Выполнение руководителем функций критического разбора деятельности и поведения сотрудников является зачастую источником обид, взаимных упреков, обострения отношений. Иногда одним из критериев отнесения руководителя к разряду так называемых «трудных» может быть именно выполнение критической оценки.

Многие специалисты, даже не находясь формально в ранге руководителя, должны выполнять ряд организационных, контрольных функций, связанных с необходимостью критического разбора выполняемых другими сотрудниками задач. Кроме того, в процессе совместной работы, совещаний, переговоров у одной стороны возникают претензии к другой стороне, к внешнему окружению. Причем критика может быть вызвана как объективной, так и субъективной необходимостью. Объективная необходимость определяется отклонениями от формальных, организационно регламентированных процессов профессиональной деятельности, несоблюдением со стороны исполнителя каких-либо инструктивных предписаний. Если подобная взаимосвязь действий и регламентов не просматривается, то в этом случае можно говорить о субъективной необходимости критики. Другими словами, она определяется личностным восприятием руководителя (или другого критикующего лица) той или иной производственной ситуации. Субъективная критика может быть вызвана несоблюдением кем-либо этических норм и правил поведения.

Зачастую критика становится самоцелью, при этом человек не задумывается над ее результатами и позитивным влиянием на сложившуюся ситуацию. В данном случае критика служит средством снятия нервного напряжения, причем критикующей стороной но учитывается, каким образом это сказывается на критикуемом.

Вышесказанное указывает на то, что критика является достаточно сложным, ответственным элементом делового общения, часто приводящим к противоречивым последствиям.

Сталкиваясь с объективной или субъективной необходимостью критических замечаний в чей-то адрес, следует проявлять максимальную осторожность и корректность. На основе опыта человеческого общения выработаны определенные правила, несоблюдение которых сводит на нет усилия, направленные на критический разбор ситуации. Игнорирование, а чаще незнание правил критики приводит к тому, что у критикуемой стороны возникает «защитный барьер», обида, чувство ущемленного достоинства. В результате даже полезная, объективная критика не воспринимается конструктивно. Вероятно, соблюдение этических норм и правил критики вряд ли способно полностью устранить ее негативное воздействие на психическое самочувствие и настроение критикуемой стороны. Однако выполнение этих норм и правил может свести к минимуму остроту рассматриваемой проблемы, сохранить нормальные взаимоотношения между сотрудниками. Правила критики направлены на повышение ее конструктивности и восприимчивости.

Во многих случаях важным является не только соблюдение правил критики, но и общая последовательность их применения в процессе беседы. На рис. 9.2 представлены основные правила критики и их рекомендуемая последовательность.

Нарушение такой последовательности может привести к снижению эффективности восприятия критики.

Ответ на вопрос «имеете ли вы право критиковать?» зависит в основном от той профессиональной роли, которую выполняет критикующий в рамках той или иной организации. Если по своим профессиональным функциям, дополнительно закрепленным за вами полномочиям вы не наделены правом критического разбора деятельности других сотрудников, лучше откажитесь от критики в чей-либо адрес. Она вряд ли будет воспринята конструктивно и по-деловому. Но в любом случае, если вы решаетесь на критическую оценку своих коллег, соблюдайте приведенные правила Они снижают вероятность того, что критикуемая сторона включит «защитный барьер» и ваши усилия вызовут у нее раздражение и обиду.

Приведенные правила могут предусматривать некоторые исключения. Так, например, в ряде случаев бывает оправдана критика при свидетелях с привлечением силы общественного мнения, авторитета коллектива для воздействия на того или иного сотрудника.

Практически каждый человек в течение жизни неоднократно сталкивается с необходимостью воспринимать критические замечания в свой адрес. Даже в том случае, если критикующий знает и использует соответствующие этические правила, критика воспринимается достаточно болезненно. Это предопределено объективными особенностями человеческой психики. Причем воспринимать критику в процессе всей своей профессиональной деятельности приходится гораздо чаще, чем самому направлять критические замечания в чей-либо адрес. Даже руководящая должность предполагает в определенных случаях наличие вышестоящего руководства. Кроме того, многие люди из нашего внешнего окружения нередко испытывают субъективное желание критически оценить наши действия.

Но в любой ситуации мы должны стараться сохранить уверенность в себе, внутреннее и внешнее психологическое спокойствие, не позволять ненужным эмоциям управлять нашим поведением. При этом до конца устранить негативное воздействие критики на собственное психическое состояние вряд ли возможно. Исходя из этого, следует порекомендовать некоторые принципы восприятия критики, пропуская которые через собственное сознание, можно снизить остроту рассматриваемой проблемы и реагировать на критику достаточно адекватно.

Таким образом, под восприятием критики следует понимать целостное мыслительное отражение человеком критических замечаний в свой адрес. Проводя критические высказывания через собственное сознание определенным образом, по определенным принципам восприятия, можно тем самым нивелировать болезненность внутренней ответной реакции.

Говоря о принципах восприятия критики, будем предполагать, что ситуация осложняется незнанием или неиспользованием (неосознанным или сознательным) критикующей стороной этических правил, которые рассмотрены ранее.

Восприятие критики должно быть направлено на то, чтобы убедить нас в принципиальном отсутствии бесполезных критических замечаний, - любая критика является формой помощи (пусть даже несколько специфической) в решении возникающих в процессе профессиональной деятельности проблем. Как уже отмечалось, зачастую критикующая сторона выбирает не совсем подходящие с этической точки зрения способы разбора наших действий. Эффективное восприятие критики предполагает абстрагирование от того, кто критикует и в какой форме. В любом случае следует выделить в критических замечаниях их деловую сущность и рациональное «зерно».

Центральный принцип конструктивного и делового восприятия критики - отказ от навязчивого психологического стереотипа, заставляющего нас считать все то, что мы делаем, нормальным и не нуждающимся в совершенствовании. Следует рассматривать как наиболее ценную критику ту, которая направлена на обозначение несовершенства вещей, казавшихся приемлемыми. Всегда можно делать ту или иную работу лучше - постарайтесь принять эту точку зрения с позиции критикующей стороны. Воспринимайте любую критику с благодарностью (как бы это ни казалось трудным и неестественным), ведь критикующий вас человек тратит свое время и усилия на прояснение ситуации. При этом он высказывает свое отношение к вашим действиям открыто, а не у вас за спиной. Таким образом, критика позволяет выяснить отношение критикующего к другой стороне, к той проблеме, которая является предметом оценки.

В данном разделе выделены основные принципы восприятия критики, не претендующие на полный охват всех возможных способов усиления конструктивной составляющей при критическом разборе какой-либо ситуации.

Проблема критики достаточно сложна и неоднозначна. Она может быть причиной не только обострения отношений внутри какого-либо коллектива, но и средством улучшения отдельных сторон профессиональной деятельности, повышения исполнительности сотрудников и их дисциплины. Все это требует знания правил и приобретения навыков обеими сторонами процесса критического разбора производственных ситуаций. Этика деловых отношений подразумевает проявление взаимного уважения, учет особенностей психологической реакции людей на различные отклонения от обыденного хода рабочего процесса и взаимоотношений в его рамках.

Контрольные вопросы к главе 9

    Как следует понимать хронологический принцип группировки правил подготовки к выступлению?

    Что может включать предварительная отработка навыков риторики?

    Какой должна быть структура выступления?

    Каковы целесообразные, формы использования цифрового материала?

    Каким образом следует совершенствовать навыки поведения во время выступления?

    Что подразумевает хронологический принцип классификации этапов подготовки и проведения деловой беседы?

    Какова последовательность и взаимосвязь действий, направленных на реализацию подготовки и проведения деловой беседы?

    В чем состоит информационная подготовка к деловой беседе?

    Раскройте основные этапы и сущность моделирования хода деловой беседы.

    Каковы главные задачи начального этапа деловой беседы?

    Назовите цели и раскройте сущность собеседования.

    Что должен уметь интервьюер при проведении собеседования?

    Назовите наиболее характерные ошибки интервьюера при проведении собеседования.

    На какие три вопроса должен получить ответ интервьюер в результате проведения собеседования?

    Назовите виды служебных совещаний и основные требования к определению их целей.

    Каковы этические нормы выбора времени и места совещания? Раскройте основные рекомендации по оснащению помещения для служебных совещаний.

    Каковы правила выбора состава и числа участников совещания? В чем заключаются методы переменного состава участников совещания и телефонного расстояния до участников совещания?

    Какие существуют способы обеспечения активности участников совещания?

    С какой целью проводятся переговоры?

    Охарактеризуйте стадии и этапы деловых переговоров.

    Раскройте сущность основных подходов ведения переговоров.

    Приведите правила техники ведения деловых переговоров.

    В чем заключаются нечестные приемы ведения переговоров?

    Перечислите правила, помогающие убедить партнера по переговорам.

    Объясните место и значение критики в процессе профессиональной деятельности.

    В чем выражается значимость правил критики?

    С чего должна начинаться беседа, содержащая элементы критики?

    Назовите этические нормы проявления уважения к личности критикуемого.

    Какова последовательность практического применения правил критики в процессе беседы?

    Какое значение имеют правила восприятия критики и каковы формы их практического использования?

    Назовите основные принципы восприятия критики.

Практические задания к главе 9 Задание 9.1

ТЕСТ «КАКОЙ ВЫ СОБЕСЕДНИК»*

* Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. С. 342 - 343.

1) внимательно ознакомьтесь с предлагаемыми вариантами ситуаций;

    отметьте в ней ситуации, которые вызывают у вас неудовлетворение, досаду и раздражение при беседе с любым человеком (товарищем, непосредственным руководителем, случайным собеседником и т. д.);

    подсчитайте процент ситуаций, вызывающих у вас досаду и раздражение (25 ситуаций - 100%);

    сделайте выводы;

    подумайте о путях совершенствования своей способности слушать собеседника.

    Собеседник не дает шансов высказаться. У меня есть что сказать, но нет возможности вставить слово.

    Собеседник постоянно прерывает меня во время беседы.

    Собеседник никогда не смотрит в лицо во время беседы, и я не уверен, слушает ли он меня.

    Разговор с собеседником часто вызывает чувство пустой траты времени.

    Собеседник постоянно суетится: карандаш и бумага его занимают больше, чем мои слова.

    Собеседник не улыбается. У меня возникает чувство неловкости и тревоги.

    Собеседник всегда отвлекает меня вопросами и комментариями.

    Чтобы я ни высказал, собеседник всегда охлаждает мой пыл.

    Собеседник всегда старается опровергнуть меня.

    Собеседник передергивает смысл моих слов и вкладывает в них другое содержание.

    Когда я задаю вопрос, собеседник заставляет меня защищаться.

    Иногда собеседник переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал.

    Собеседник, не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться.

    Собеседник при разговоре сосредоточен, но занимается посторонним: играет сигаретой, протирает стекла очков и т. п., и я твердо уверен в том, что он при этом невнимателен.

    Собеседник делает выводы за меня.

    Собеседник всегда пытается вставить слово в мое повествование.

    Собеседник смотрит на меня очень внимательно, не мигая.

    Собеседник смотрит на меня, как бы оценивая. Это беспокоит.

    Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что он думает так же.

    Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой, слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает.

    Когда я говорю о серьезном, собеседник вставляет смешные истории, шуточки, анекдоты.

    Собеседник часто глядит на часы во время разговора.

    Когда я вхожу в кабинет, он бросает все дела и все внимание обращает на меня.

    Собеседник ведет себя так, будто я мешаю ему делать что-нибудь важное.

    Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним. Любое его высказывание завершается вопросами: «Вы тоже так думаете?» или «Вы не согласны?»

Большинство людей критику практически не воспринимают, они замкнуты к ее восприятию и не слышат ее. Как правильно критиковать других людей? Некоторые секреты конструктивной критики.

Многие исследования доказывают, что большинство людей критику практически не воспринимают, они замкнуты к ее восприятию и не слышат ее. Тогда, как действовать, чтобы подчиненные прислушивались к критике со стороны начальства, а не игнорировали замечания в их адрес? Для этого нужно усвоить несколько правил.

Правило 1

Цель критики заключается не в том, чтобы исправить что-либо, или наказать человека, который имеет отношение к неприятному инциденту. Она состоит в том, чтобы изменить поведение человека для его же пользы, а также пользы его коллег и организации в целом.

Правило 2

Критиковать нужно не человека, а конкретное действие, проступок. Каждый может признать свою ошибку, особенно если факты на лицо, но никто не согласиться с тем, что он плохой человек.

Правило 3

Запомните, обсуждая тему работы своего сотрудника не стремитесь к выплеску амбиций и эгоистических эмоций. Если вы все же допустили подобную ошибку – вряд ли собеседник примет критику в свой адрес на «законном» основании, он воспримет ваши замечания, как лично ваши негативные эмоции и попросту недовольство им.

Правило 4

Некоторые руководители используют критику для утверждения своего авторитета. Таким путем они демонстрируют подчиненным свое превосходство. Фактически дельные замечания сами по себе дают именно такой эффект. Но заострять на этом свое внимание, постоянно возвращаться к оплошностям подчиненного, принижать тем самым его как личность – это может привести к «перебору», который принесет лишь обратный эффект. Уважение теряется и возникает антипатия, ведь никому не нравится, когда лишний раз подчеркивают свое превосходство над другими. Чтобы нацелить критикуемого на поиск решения проблемы, а не на оправдания, помогите ему «сохранить лицо», то есть не унижайте его достоинство.

Правило 5

Не обвиняйте, сместите акцент на конструктивные предложения.

Правило 6

Если вы хотите высказать критику в адрес подчиненного, следует это сделать наедине, не афишируя перед другими.

Правило 7

Постарайтесь проникнуться и примерить на себя положение критикуемого, объективно смотрите на все аргументы, как отрицательные так и положительные.

Правило 8

Если точка зрения собеседника вас не устраивает, не отвергайте ее сразу, постарайтесь выслушать партнера, пусть докажет почему его мнение именно таково.

Правило 9

Разговаривайте в доброжелательном, твердом и спокойном тоне. Старайтесь начинать с темы, по которой у вас с собеседником есть обоюдное согласие. По возможности начинайте с вопросов, мнения по которым совпадают, могут вызвать утвердительный ответ и, таким образом, настроить партнера на компромисс. Возможно и то, что если человек с самого начала отказался, то впоследствии он не осмелится согласиться с вами, помешает гордость. Щадите самолюбие собеседника.

Правило 10

Если хотите указать человеку на его просчет, начинайте разговор с похвалы и искреннего признания его достоинств. Обращая внимание людей на их ошибки, стремитесь делать это в косвенной форме. Например, вспомните аналогичный случай.

Правило 11

Используйте технику «рикошет»: критикуйте поступки абстрактного (вымышленного) лица.

Правило 12

Не стоит навязывать свое мнение, лучше все детально обсудить и «разложить по полочкам».

Правило 13

Не стоит усиливать факты разнообразными приемами, наподобие, «Я же говорила!». Одним из таких приемов является повышение голоса на собеседника. Если вы вдруг чувствуете острое желание уколоть и обидеть собеседника, подождите момент, всего лишь пару секунд, мнение должно измениться.

Правило 14

Не требуйте немедленного, сиюминутного признания ошибок от партнера, согласия с критической точкой зрения, с вашим мнением по этому вопросу. Психологически это трудно, дайте человеку время на размышления, не настаивайте.

Правило 15

Наряду с критикой должна быть и самокритика, имеющая веские основания на свое происхождение. Прежде чем высказать критику в адрес другого, признайте свои собственные ошибки. Признавая свою вину, вы смягчаете восприятие критики собеседником и выступаете в роли помощника и друга.

Правило 16

Старайтесь сделать так, чтобы ошибка выглядела легко исправимой. Зачастую людей повергает в уныние безвыходность их положения. Не «давите» на психику, а помогите найти решение.

Правило 17

Говорите только о делах, не переходите на личность: критикуйте поступки, а не человека. Дайте ему возможность «не упасть в грязь лицом».

Правило 18

Важно учитывать, что чем более человек возбужден, тем менее чувствителен к логике. Чем сильнее задето его самолюбие, тем он более пристрастен и субъективен. В таком случае он особенно требует тактичного подхода.

Правило 19

Если вы замечаете, что Ваш собеседник слишком эмоционален, лучше перенести разговор на другое время.

Какой должна быть конструктивная критика?

Критика представляет собой мощный инструмент во взаимоотношениях людей. Иногда без нее невозможно обойтись, но следует помнить, что критические замечания, особенно высказанные в резкой форме, могут задеть самолюбие критикуемого и даже привести к утрате его работоспособности.

В идеале критика должна быть рациональной. Ее не должно быть много, она должна быть детальной, и касаться не столько причины плохой работы, сколько предлагать пути ее улучшения.

Критиковать нужно только по существу и затрагивать только конкретные факты. Такая критика должна сопровождаться практическими рекомендациями по улучшению ситуации.