Причины образования древнерусского государства кратко. Образование древнерусского государства Версии образования древнерусского государства

Расселение древнейших славян

В летописном рассказе о расселении славянских племен называется 150 племенных союзов. Племенные союзы включали в себя 120-150 отдельных племен, имена которых были уже утрачены. Каждое отдельное племя, в свою очередь, состояло из большого количества родов и занимало значительную территорию.

О расселении восточнославянских племен может поведать русская летопись "Повесть временных лет". Она сообщает нам о племенах, живших в среднем Приднепровье в районе Киева, их соседях - древлянах, которые поселились в болотистой и лесистой территории. На севере жили словене ильменские, расселившиеся по берегам озера Ильмень; около западной Двины жили дреговичи; соседями их были кривичи, огромный массив который со временем распался на три ответвления кривичей смоленских, полоцких и псковских; соседями полян со стороны степи были северяне, в бассейне реки Сож жили радимичи, а бассейне реки Оки - вятичи. На самой южной оконечности восточнославянской территории, почти на побережье Черного моря, поселились уличи и тиверцы.

Со славянскими союзами племен соседствовали балтийские и угоро-финские племена - чудь (предки эстонцев), пермь, печера (будущие коми), весь (предки вепсов), угра (нынешние ханты и манси), ямь (современные финны), корсь, земигола, летьгола, курши (балтийские племена, населявшие территорию современной Латвии - Земгалию, Латгалию, Курземе), ливы (обитатели северного берега Западной Двины), прусы (литовские племена от Вислы до Немана), меря, мурома (угоро-финские племена, жившие в районе современных городов Ростова Великого, Мурома). Все эти племена начали переселяться, постепенно объединялись племенные союзы. Одними из наиболее развитых были поляне, которые уже создавали союзы на подобие государства.

Теории возникновения древнерусского государства

a. Норманнская теория

Широкую известность в России норманнская теория получила в первой половине XVIII века благодаря деятельности Г.З. Байера, Г.Ф. Миллера и А.Л. Шлецера. В основе норманнской теории лежит то, что государство возникло на Руси лишь с приходом варягов, а именно, когда были призваны княжить Рюрик в Новгород, а Аскольд и Дир в Киев. Одним из главных доказательств является "Повесть временных лет" Нестора. "Реша сами к себе: поищем собе князя иже бы володел "нами и судил по праву". Идоша за море к Варягам к Руси; сице бо ся зваху тьи Варязи Русь, яко се друзии зовутся Свое, друзие же Урмане, Англяне, друзие Гъте, тако и си. Реша Руси Чюдь, Словени и Кривичи: "вся земля наша велика и обильна, "а наряда в ней нет: да пойдете княжить и володети нами" - пишет в свой летописи Нестор. В.О. Ключевский также описывает норманнскую теорию. Он пишет: "До половины IX в., то есть, до прихода варягов, на обширном пространстве нашей равнины, от Новгорода до Киева по Днепру направо и налево, всё было дико и пусто, покрыто мраком: жили здесь люди, но без правления, подобно зверям и птицам, наполнявшим их леса. В эту обширную пустыню, заселённую бедными, разбросанно жившими дикарями, славянами и финнами, начатки гражданственности впервые были занесены пришельцами из Скандинавии - варягами около половины IX в.". Т.е фактически, писатель считает племена варварами, у которых даже не могло и быть попытки создать самостоятельно какое-либо государство.

П. Петрей публикует сочинение, где появляется мысль о родоначальнике древнерусской династии Рюрике как выходце из Швеции. Согласно Петрею, имена древнерусских князей Рюрика, Трувора и Синеуса - это искаженные шведские имена Эрика, Сигге и Туре. В науке долго циркулировала мысль о том, что якобы на переговорах в Выборге 26 августа 1613 г. новгородские послы сами заявили о том, что когда-то у них был князь шведского происхождения, по имени Рюрик. В официальном отчете шведской делегации о переговорах в Выборге, хранящисмся в Государственном Архиве Швеции имеется запись о том, что руководитель новгородского посольства архимандрит Киприан отметил, что "новгородцы по летописям могут доказать, что был у них великий князь из Швеции по имени Рюрик".

Но, в то же время автор пишет, якобы эта речь была подлогом, что сановники Густава II Адольфа сфальсифицировали часть данных и изменили фразу на то, что "Великий книзя из Швеции по имени Рюрик". Так же велись и неофициальные записи, которые сохранились в Государственном архиве Швеции, выяснилось, Киприан сказал, что был у Новгородцев великий князь по имени Родорикус, родом из римской империи, подчеркивая таким образом родословие новгородских князей. В 1691 г. королевский историограф Швеции Ю. Видекинд опубликовал работу "История десятилетней шведско-московитской войны", где приводит слова Архимандрита Киприана из подретушированного отчета с собственными комментариями: "Из древней истории видно, что за несколько сот лет до подчинения Новгорода господству Москвы его население с радостью приняло из Швеции князя Рюрика…". Его работа вызывала доверие, так как придворный историограф имел доступ к королевскому архиву и использовал подлинные шведские архивные документы. В XVII веке, на фоне военного присутствия Швеции в Новгородской земле, начинает обнародоваться идея о свеях как родоначальниках русской династии. О. Рудбек в произведении "Атлантида" говорил, что готы заложили Германию и германскую культуру, зато свеи, выступая под именем гипербореев, были вдохновителями древнегреческой цивилизации - фундамента общеевропейской культуры и основоположниками великих культур в Восточной Европе вплоть до древнерусской культуры и государственности.

В "Атлантиде" проходила идея основоположничества шведов во все премена и для всех народов, а Швеция представлялась колыбелью общеевропейской науки и культуры, в том числе, древнегреческой и древнеримской, а так же древнерусской. Идеи Рудбека были перевезены в Россию Байером. Когда Байер публиковал свою статью "О Варягах", слава "Атлантиды" Рудбека держалась в зените, а сам Рудбек был воспет первейшим авторитетами и властителями дум западноевропейской общественной мысли. Байер сформировался на идеях рудбекианизма. Было твердо заучено, что летописные варяги - Скандинавские волки, а волки посредством простого литературного фантазирования легко превращались в скандиновов-разбойников.

Опираясь на готицизм и рудбекианизм, Байеру было уже нетрудно увидеть в Бертинских анналах - источнике, который он впервые ввел в научный оборот - неопровержимое доказательство правоты тех теорий, на которых он был воспитан. Рассказ из Бертинских анналов о посольстве византийского императора Феофила к франскому императору Людовику I в 839 году, о нахождении в рамках этого посольства представителей народа "Рос" (Rhos) и их упоминания своего правителя, носящего титул хакана (Chacanus), а так же выяснение того, что они из рода Sueonum, вошел в науку в байеровской трактовке, согласно которой "eos gentis esse Sueonum" что значит "От поколения шведы были". Итак, какими аргументами оперируют современные норманисты для поддержания своей теории? Утверждениями о шведской этимологии древнерусский княжеских имен и древнешведском происхождении имени Русь и русов. Научное содержание норманистов о происхождении имени Русь от древних шведских названий Рослагена посредством трансформации этого названия через финское Руотси совершенно эквивалентно производство Рудбеком древнегреческого названия Гипербореи от древнешведского Острова высокородных (гипербореев)

b. Антинорманская теория.

Основателем антинорманской теории стал М.В. Ломоносов. Он резко критиковал диссертацию Миллера "О происхождении имени и народа русского". М.В. Ломоносов, не опровергая рассказа о призвании новгородцами князей, причислял самих варягов к племенам прибалтийского славянства, и, следовательно, в его интерпретации ильменские славяне в целях прекращения междоусобиц обратились не к норманнам, а к родственным прибалтийским славянам. Он считает, что норманны в то время не были настолько развиты, чтобы создать государство не только на Руси, но и у себя. "Неправильно рассуждает, кто варяжское имя приписывает одному народу. Многие сильные доказательства уверяют, что они от разных племен и языков состояли и только одним соединялись - обыкновенным тогда по морям разбоем. Ибо за тысячу лет не ставили в стыл и владеющие государи обогащаться таковым хищным промыслом, который на Балтийском море едва около двенадцатого столетия из обычая вышел". Антинорманисты считали, что приход варягов все же был, но государство возникло до этого. Так, М.Н Покровский полагал, что киевские князья никогда не устраняли самостоятельности земель, которыми владели ни при Олеге, ни при Мономахе. По его мнению, "республиканский" и "федеративный" характер древнерусского государства "на самых ранних из известных нам ступенях его развития устанавливается… вполне определенно".. Другим немаловажным доказательством является позиция С. Парамонова. Одну из главных проблем он видит в "проблеме варягов". Он пишет: "Выяснено окончательно, что варяги, явившиеся на Русь, были по национальности славянами и приглашены в Новгород потому, что мужская линия древней славянской новгородской династии угасла. Они же были представителями ее женской линии - внуками последнего новгородского князя Гостомысла от его средней дочери, вышедшей замуж за славянского князя на Западе. Призывали своих - славян, а не чужих - германцев. Никакой существенной роли в создании государственности, культуры и т.д. Древней Руси германцы не сыграли. И государственность, и культура были свои, созданные еще веками до этого своими руками. Уже во 2-й половине IX века в Восточной Европе существовало два больших славянских государства - Новгородское (Русью еще не называвшееся) и Киевское (носившее имя Руси). Эти государства имели своих князей, свои династии, свою собственную, довольно высокую культуру и широкие связи в Европе: в Новгороде отлично знали, что делается на Эльбе, Дунае, Днепре и на Дону. Представления прежних историков о дикости тогдашних руссов являются и впрямь дикими по своему несоответствию с действительностью. Таким образом, эта проблема оказалась совершенно иной, чем мы когда-то учили, и не такой, какой она представляется до сих пор иностранцам или русским в зарубежном рассеянии". Историк Д.И. Иловайский задает множество вопросов. "Начнем с того: есть ли малейшая вероятность, чтобы народ, да и не один народ, а несколько, и даже не одного племени, сговорились разом, и призвали для господства над собою целый другой народ, то есть добровольно наложили бы на себя чуждое иго? Таких примеров нет в истории, да они и немыслимы. А что в данном случае идет речь не о князьях только и их дружине, но о целом народе, в этом едва ли может быть какое сомнение". В доказательство антинорманской теории он пишет: "А походы Руссов на Каспийское море в 913 и 944 годах, упоминаемые Арабами и предпринятые также десятками тысяч Воинов? Обратите внимание на те места договоров Олега и Игоря, где говорится о светлых русских князьях, состоявших под рукою Киевского князя; в договоре Игоря приводятся и многие имена этих (удельных) князей". Действительно есть множество доказательств о военных походах Руси еще до 862 г. Это иллюстрирует тот факт, что, возможно, государство уже существовало на тот период, исходя из приведенных признаков государства. Если Русь могла побеждать сильно развитую на тот момент Византию, то это говорит о том, что была собрана, хорошо обучена и укомплектована русская армия. Это относится к признаку государства - наличие публичной политической власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения.

Создать боеспособную армию можно, лишь имея огромные средства в государственной казне, а это уже второй признак государства. Эту казну было необходимо пополнять, чтобы содержать армию в боеготовом положении, следовательно, существовала и система налогообложения с населения. Более того, собирать как армию, так и налоги можно было лишь с определенной, подвластной территории, т.е. была территориальная организация. Контролирование за сбором налогом, как и сам сбор, мог происходить только при наличии властного аппарата, который и командовал армией, а так же имел властные полномочия по отношению к населению. Наличие власти просто необходимо для содержания и командования армии, собиранию налогов, территориальной организации населения. Все это и показывает на то, что государство на Руси возникло еще до прихода варягов. Более того, норманны не могли "принести" с собой идею государственности, так как у них самих в те времена не завершился процесс разложения первобытнообщинных отношений. Д.И. Иловайский замечает, что все договоры, которые заключались русскими людьми, имели подпись не конкретного человека, а подпись "Великий русский народ". Так же, важнейшим доказательством того, что государство возникло раньше IX в., является город Киев. Строительство городов - очень трудное дело, которое требует огромных затрат как различных материалов, так и огромного количества рабочих. Этим рабочим требовалась власть, которая будет их направлять. Строительство города не могло быть стихийным и хаотичным. Это говорит о том, что при строительстве Киева уже существовала власть, которая могла управлять большим количеством людей, а также поставкой различных ресурсов. Еще одним ярким доказательством является то, что норманны никак не могли создать государство на Руси. Это объясняется тем, что "скандинавским народам было не под силу в IX веке основание такого огромного государства, каково Русское. На востоке им было достаточно дела и с Балтийскими Славянами". Более того, известны случаи, когда князь Игорь "посылал по варяги за море" чтобы пополнить ряды армии, их нанимали для "грязной работы".

c. Компромиссная теория.

Третья теория возникновения государства, которую мы бы хотели описать - компромиссная теория. Она во многом схожа с антинорманской теорией, но включает в себя так же и положения из норманнской. Основными положениями компромиссной теории являются следующие черты. Восточные славяне исконно обитали там, где знает их наша Начальная летопись; здесь, в пределах русской равнины, поселились, может быть, ещё за несколько веков до Рождества Христова. Обозначив так свою исходную точку, учёные этого направления изображают долгий и сложный исторический процесс, которым из первобытных мелких родовых союзов вырастали у восточных славян целые племена, среди племен возникали города, из среды этих городов поднимались главные, или старшие, города, составлявшие с младшими городами или пригородами племенные политические союзы полян, древлян, северян и других племён, и, наконец, главные города разных племён приблизительно около эпохи призвания князей начали соединяться в один общерусский союз. При схематической ясности и последовательности эта теория несколько затрудняет изучающего тем, что такой сложный исторический процесс развивается ею вне времени и исторических условий: не видно, к какому хронологическому пункту можно было бы приурочить начало и дальнейшие моменты этого процесса и как, в какой исторической обстановке он развивался.

Следуя этому взгляду, мы должны начинать нашу историю задолго до р. х., едва ли не со времён Геродота, во всяком случае, за много веков до призвания князей, ибо уже до их прихода у восточных славян успел установиться довольно сложный и выработанный общественный строй, отлившийся в твёрдые политические формы. Войдём в разбор уцелевших известий и преданий о наших славянах и тогда получим возможность оценить оба сейчас изложенных взгляда. По сути, в основе этой теории лежит то, что зачатки государства возникали еще до прихода варягов. Сам В.О. Ключевский пытался описать компромиссную теорию. Он связывал норманнскую теорию с представлениями антинорманнской теории о корнях древнерусской державы. Также он выделил несколько форм, образованных до IX в. на Руси:

Первой формой являлись многочисленные "городовые области, т.е. торговые округа, управляемые укрепленным городом, который вместе с тем служил и промышленным средоточием для этого округа". Вторая форма - Варяжские княжества. Они представляют собой некие территориальные образования, в которых властвовали варяжские правители. Ключевский писал об этом так: "В тех промышленных пунктах, куда с особенной силой приливали вооружённые пришельцы из-за моря, они легко покидали значение торговых товарищей или наемных охранителей торговых путей и превращались во властителей. Во главе этих заморских пришельцев, составлявших военно-промышленные компании, становились вожди, получавшие при таком перевороте значение военных начальников охраняемых ими городов. Такие вожди в скандинавских сагах называются "конингами" или "викингами", таких княжеств в IX веке было несколько: Рюрика в Новгороде, Синеусово на Белом озере, Труворочо в Изборске, Аскольдово в Киеве". Третья форма возникла из первых указанных двух: из соединения самостоятельных городовых областей и варяжских княжеств. Из них вышла 3 форма - великое княжество Киевское. Его можно с полной уверенностью назвать государством, так как оно обладало всеми признаками государства: имело государственную казну, суверенитет, публичный аппарат власти в лице князя и его приближенных, создавались акты, обязательные для исполнения, территориальную организацию. Также имелись и второстепенные признаки, такие как армия.

d. Ирано-Славянская теория.

Согласно этой теории, существует 2 вида руссов - Причерноморские русы (потомки славянских племен) и русы - ободриты (или Руги (прибалтийские славяне). Они являлись жителями Рюгена. Именно русы ободриты были приглашены ильменскими словенами, и при их объединении происходит сближение двух видов руссов. Все доказательство этой теории сводится лишь к схожести русских слов с иранскими, то есть многие слова были взяты из иранского языка

e. Индо-Иранская теория.

Индо-иранская теория полностью строится на языковых принципах. В этой теории основание сосредоточенно на том, что некоторые русские слова имеют индо-иранские корни. Например: "Циклическая эволюция и.-е. е--> а в части диалектов с последующей возвратной заменой д --> е в другой части делают возможным внутреннее (без внешних импульсов и влияний) осмысление причин русского аканья, которое не следует вырывать из общего контекста. Есть вероятия в пользу предположения, что сатэмная группа языков, то есть языков, проведших инновацию, занимала относительно срединное положение среди прочих индоевропейских, и это немаловажно в вопросе о локализации праславянского как языка-сатэм". Об этом пишет Трубачев О.Н.: "индо-иранская теория настаивает на том, что "рос" имеет некое иное происхождение чем "рус", которое намного древнее".Так же косвенным доказательством является слово Svarga. Достаточно назвать славянский теоним Svarogb и его выразительно древнеиндийское соответствие svarga - небо. В язычестве славян существовал Бог ветра которому поклонялись - Сварог. Это иллюстрирует то, что у славян были тесные связи с иранскими племенами. Эта теория имеет право на существование, но так же как и ирано-славянская, мы считаем, доказательств недостаточно, так как, на наш взгляд, недостаточно одного небольшого сходства в языках этих народностей. Несколько схожих слов не могут точно свидетельствовать о каком-либо совместном происхождении. Есть слова, которые Русь позаимствовала и у своих соседей. Множество слов Русь заимствовала у Греции. Например, всем вам известно слово "Библия". В основе его лежит греческое "вивлион" или в классическом чтении "библион". В переводе на русский это слово означает "книга". Таких слов множество, но никто не утверждает о какой-либо греко-русской теории происхождения государства. Так что наше мнение заключается в том, что эти две теории возникновения древнерусского государства не имеют никаких существенных доказательств.

Предпосылки образования древнерусского государства

Первая предпосылка к образованию древнерусского государства описывается в повести временных лет - "Поищем собе князя, иже бы володел нами и судил по праву". Из этого складывается первая предпосылка - необходимость регулирования внутренних отношений на Руси.

Следующей предпосылкой была экономическая. В связи с ведением сельского хозяйства и улучшением технологий у людей стали появляться излишки продукции. Его было необходимо как-то реализовывать. Чтобы проще было этот излишек реализовать, сперва заключались союзы между племенами, а позже они объединялись. Поскольку территория была протяженной с севера на юг, то в разных местах, в зависимости от географического положения, люди занимались различными промыслами. На южных территориях - сельским хозяйством, на северных - охотой, рыболовством. Так же была необходимость во внешней торговле. Единому государству было намного проще торговать на международной арене.

Немаловажной предпосылкой была защита территории, как от междоусобиц, так и от внешних угроз. Опасность представляли не только внешний враг, но и различные военные действия между племенами. Еще одна причина - необходимость военных походов. Объединенное государство могло собрать гораздо большее войско, чем каждые племена в отдельности, пусть и в союзе, более того, централизованное единоличное правление было способно принимать молниеносные решения на поле боя, в отличии, если бы у каждого племенного войска был бы свой командующий.

Этногенез восточных славян и язычество

Этногенез Восточные-Северо Восточные славяне. Наши общие индоевропейские предки были немногочисленны и первоначально занимали какую-то небольшую территорию Восточной Турции или территорию по рекам Одер и Висла, а на нее они попали, отделившись раньше от более древнего племени. Это было так давно, что на момент отделения у них не образовался развитый язык. С увеличением численности отдельные семьи переселялись на другие земли в Европу и переднюю Азию, давая начало новым племенам и родам.Индоевропейцы – кельты, славяне, балтийцы, германцы, в наибольшей степени создали современную этническую карту Европы. Славяне обособились из индоевропейской общности в середине 2 тыс. до н.э. Прародиной славян признается территория от Карпат до Днепра. Распространение племен, кот. можно было назвать славянскими, началось в 4в. н.э., а на земли современной Белоруссии, Украины, европейской части России славяне пришли в 6-7 вв.До 7 в. ни одного русского на земле не сущ. Первые письменные свидетельства о славянах появл. в 1 тыс. в греческих, арабских и византийских источниках. В источниках появились названия славяне, или венеды или анды. На пути своего расселения славяне встречали др. племена и кочевые, и земледельческие балтийские и финоугорские, а с юга – готы сменялись гуннами, гуннысменялись аварами, авары уграми и хазарами, хазары печенегами, печенеги половцами, половцы татарами.Большую роль в жизни древнерусской деревни играла община. К моменту образования гос-ва у вост. славян родовая община сменилась территориальной общиной. В результате передачи князьями права на владение землей феодалам часть общин попала под их власть. Др. путем подчинения соседских общин феодалам был захват их дружинниками и князьями. Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати гос-ву, кот. по отнош. к этим общинам выступало и как верховная власть, и как феодал.Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка – “нарочитые люди”, “лучшие мужья”. Сущ. ополчение. Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организацией была дружина, которая дел.на старшую, из кот. выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники собирали с покоренных племен дань. Такие походы за данью назывались “полюдье”.Образование древнерусского государства. Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности. Племенные княжения часто объединялись в крупные суперсоюзы, обнаружившие черты ранней государственности. Одним из таких объединений был союз во главе с Кием (известен с конца 5 в.). В конце 6-7 вв сущ., согласно византийским и арабским источникам, “держава волынян”, явл. союзницей Византии. Восточные источники позвол. предпол. существование накануне образования Древнерусского гос-ва трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Сущ. утверждение, что в начале 9 в. на базе полянского союза племен сложилось крупное полит.объединение “Русь”, вкл. в себя и часть северян. Т.о., широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины – свидетельства формир. государственности.Норманская теория . По этой теории накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в завис.от хазар. В 859 г. новгородцы “игнавши варягов за море”, что привело к междоусобице. В этих усл. собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями и предложили им княжить над ними. Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из кот. Рюрик положил начало княжеской династии (2 других брата Рюрика – Трувор и Синеус). После смерти Рюрика др. варяжский князь Олег, правивший в Новгороде, объед. Новгород и Киев в 882 г. Так и сложилось гос-во Русь (называемое историками также Киевская Русь).


Теория образования Древнерусского государства

Теории образования древнерусского государства.

I. Норманнская.
В основу ее легла легенда из ПВЛ, согласно которой незадолго до образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи платили дань варягам, а южные племена находились в зависимости от хазар. В 859г новгородцы изгнали варягов "за море", но лишились при этом относительно централизованной власти, что привело к междоусобице. Тогда славяне и угро-финны решили обратиться к соседям-варягам, называвшимися русью, и их конунгу Рюрику и его братьям Синеусу и Трувору. Рюрик сел княжить в Новгороде (по другим сведениям - в Старой Ладоге), Синеус - в Белоозере, Трувор - в Изборске. Дело было в 862 г. Через два года братья скончались и Рюрик стал править единолично. В 882г преемник Рюрика князь Олег хитростью захватил Киев, убив правивших там Аскольда и Дира - норманнов, ушедших ранее от Рюрика. После этого он освободил славянские племена от хазарской дани и подчинил их своей власти. Есть сведения, что Олег был родственником Рюрика, однако большинство историков считают его руководителем дружины и доверенным лицом конунга.
Сама норманнская теория была разработана в XVIIIв немецкими учеными Г.З.Байером, Г.Ф.Миллером и А.Л.Шлецером, служившими при русском дворе. Норманнисты считают, что славяне тогда еще были отсталым народом, не способным к самостоятельному историческому творчеству.
Основная сложность теории состоит в том, что доподлинно неизвестно, кто такие варяги и была ли у них самих государственность. Многие историки считают, что варягами называли скандинавских воинов, состоявших на службе у византийского императора; кое-кто полагает, что это русское племя, жившее на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген.
II. Антинорманская .
В наше время норманнскую теорию считают научно несостоятельной, т.к. считается, что у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов. Академик Б.А.Рыбаков доказывал, что Киевское государство сложилось уже в VIв, а норманны использовались лишь как наемная военная сила. Летопись о призвании варягов он считал поздней вставкой. "Русь" же, по его мнению, - производное от названия реки Рось (правый приток Днепра южнее Киева).
III. Центристская.
Современные историки пытаются преодолеть крайности обеих этих теорий. Они пришли к вот каким выводам: - норманны сами в то время не имели государственности
- процесс формирования государства начался до прихода Рюрика; сам факт его приглашения на княжение говорит о том, что эта форма власти была уже известна славянам
- вопрос о том, является ли Рюрик реальной исторической личностью, не связан с проблемой образования государства; каким бы путем он не пришел к власти (есть версия, что он захватил Новгород силой), он завладел ей в той форме, в какой она существовала у ильменскихсловен
- Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли и установив контроль над двумя важнейшими отрезками пути "из варяг в греки", подвел экономическую базу под складывающееся государство.

Образование и развитие Древнерусского государства (IX–XII вв.)

Славяне – крупнейшая в Европе группа родственных народов, объединенных близостью языков и общностью происхождения.

Предки славян принадлежали к древней индоевропейской семье народов, которые в IV– III тысячелетии до н.э. расселились на громадной территории Европейского материка – от Европы до Индии.

Древние славяне населяли Центральную и Восточную Европу между реками Вислой и Днепром, предгорья Карпат, продвинулись к Дунаю, на Балканы. В дальнейшем они заняли территории от рек Эльбы и Одера на западе, в бассейне Вислы, в Верхнем Приднепровье и до Среднего Поднепровья на востоке. Пока славяне жили вместе между Вислой и Днепром, они говорили на одном, понятном для всех древних славян языке. Однако по мере расселения все более отдалялись друг от друга по языку и культуре. Позднее славянский массив разделился на три ветви , на основе которых сложились современные нации:

● западные славяне – поляки, чехи, словаки;

● южные славяне – болгары, сербы, хорваты, македонцы, черногорцы, боснийцы;

● восточные славяне – русские, украинцы, белорусы.

Соседями восточных славян были хазары-иудеи, создавшие государство Хазарский каганат, греки-христиане (жители Византии) и булгары-мусульмане (Волжская Булгария).

VII–VIII вв. – разложение родоплеменного строя и складывание крупных племенных союзов, что предшествовало появлению государства у восточных славян. Племенные союзы (названия связаны с местами расселения): поляне (Киев), древляне, дряговичи, кривичи (Смоленск), ильменские славяне (Новгород) и т.д.

Основа хозяйства – земледелие (залежное и подсечно-огневое), скотоводство, охота (получение пушнины), бортничество, рыболовство, военное дело и разные виды ремесел.

Киевская Русь – государство восточнославянских племен с центром в Киеве, просуществовавшее с конца IX в. (882 г.) до 30-х гг. XII в. (1132 гг.).

Основные теории образования древнерусского государства



Государственность у восточных славян начинает формироваться в VII–VIII вв., когда происходит переход от родоплеменной к соседской общине и складывается имущественное неравенство.

К концу VIII в. определилось два основных русских центра государственности – Киев и Новгород . Более сильным был южный центр, где главенствовало племя полян. Но так получилось, что объединил восточных славян северный центр – Новгород.

По вопросу об образовании древнерусского государства в отечественной науке с XVIII в. существует две основные теории: норманнская и антинорманнская .

Норманнская теория была создана немецкими учеными Байером, Миллером и Шлецером, приглашенными для работы в Россию в XVIII в. Суть ее заключается в следующем: основателями древнерусского государства были норманны (варяги, викинги ) – выходцы из Скандинавии, предки современных финнов, шведов, норвежцев, т.к. сами славяне оказались не способны к созданию своей государственности.

Основанием для этой теории послужил эпизод, описанный в древнерусской летописи

«Повесть временных лет» , написанной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором , о

легендарном призвании варягов в Новгород :

В конце VIII в. на страны Европы стали нападать германские народы Скандинавского полуострова. Их называли норманнами, т.е. «северными народами». Они были отличными мореплавателями, воинами (отсюда и название «варяги»). Появлялись они и у границ


славянских земель, а затем по славянским рекам – «путь из варяг в реки» – достигали Византии, где занимались торговлей и военной службой.

В конце IX в. у новгородских славян начался период борьбы за власть среди знати. И тогда, устав от междоусобиц, новгородцы решили найти себя князя, который бы устроил у них справедливый порядок (в новгородской системе управления большую роль играло народное собрание – вече). В летописи Нестор пишет, что в 862 г. в ответ на послание новгородцев со словами: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами», откликнулись три брата-варяга – Рюрик , Синеус и Трувор. Однако есть версия, что слова

«Синеус» и «Трувор» переводятся как «с домом» и «с дружиной», и, следовательно, в Новгород пришли не три брата, а Рюрик с семьей и военной силой. Самого Рюрика, хотя и не бесспорно, историки считают реальным историческим лицом.

Когда Рюрик княжил в Новгороде, два его дружинника – Аскольд и Дир – решили совершить набег на Византию. Спустившись по Днепру, они со своими дружинами подошли к Киеву, центру полянского племени, которые в этот период платили дань кочевникам хазарам. Аскольд и Дир, победив хазар и защитив Киев, стали управлять племенем полян.

После смерти Рюрика в 879 г. княжить в Новгороде стал его родственник или дружинник Олег (его считали колдуном и даже прозвали «Вещий», что означало «чародей, знающий и предсказывающий будущее»), поскольку сын Рюрика Игорь был еще ребенком.

Олег задумал объединить все важнейшие города по великому водному пути «из варяг в греки». В 882 г., взяв с собой малолетнего Игоря, он двинулся на юг и в конце концов подошел к Киеву. Обманом выманив из города Аскольда и Дира, Олег их убил под предлогом, что они

«не князья и не княжеского рода», а с ним был законный наследник Рюрика. Киев, который Олегу очень понравился, стал его новой резиденцией и был назван «матерью городов русских». Так произошло объединение двух центров восточного славянства и образование древнерусского государства.

Таким образом, на основании этого летописного рассказа ученые-норманнисты полагали, что государственная власть у восточных славян возникла исключительно благодаря варягам, главными из которых были Рюрик, Олег, Аскольд и Дир.

В противовес норманнской теории М.В. Ломоносов выдвинул антинорманнскую теорию , согласно которой государственность у восточных славян возникла в результате внутреннего развития славянского общества, а влияние варягов на этот процесс было минимальное.

Правильность этой теории подтверждается рядом обстоятельств:

Во-первых, государство – это не предмет экспорта или импорта, а закономерный результат многовекового исторического пути народа. Возникнуть на пустом месте, где не сложились еще условия и предпосылки, по воле одного человека, государство не может.

Во-вторых, даже исходя из логики самой летописи, нужно отметить, что для того, чтобы пригласить на княжение, необходимо уже иметь у себя эту форму власти.

В-третьих, как свидетельствуют археологические источники, варяги все-таки составляли меньшую часть нарождавшегося господствующего класса.

В-четвертых, уже в VII–VIII вв., т.е. до появления варягов, в славянском обществе шел процесс разложения родового строя и появление признаков феодализма. Кроме того, социально- экономический уровень славян был выше, чем у варягов.

Однако М.В. Ломоносов неправомерно отрицал влияние варягов на процесс образования государственности у восточных славян.

Современный взгляд на обозначенную проблему сводится к следующему: государство у восточных славян образовалось благодаря внутреннему развитию славянского общества, а варяги явились ускорителями этого процесса. Варяги действительно были приглашены в Новгород, чтобы примирить борющиеся за власть группировки местной знати. Такая практика приглашения короля или князя на правление была весьма распространена в Европе и проходила, как правило, мирным путем. Но призвание варягов не могло стать началом русской государственности, так как складывание государства все-таки является результатом длительных внутренних процессов в обществе, и оно не может быть привнесено извне. Речь могла идти


лишь об основании в Новгороде княжеской династии Рюриковичей . Варяги вскоре ославянились, их военно-дружинная знать слилась с местной знатью. И русские цари вплоть до Федора Ивановича (1584–1598 гг.) называли себя Рюриковичами . Это была первая правящая династия в России (862–1598 гг.) .

Предпосылками образование древнерусского государства стали распад родоплеменных связей и развитие нового способа производства. Древнерусского государство складывалось в процессе развития феодальных отношений, возникновения классовых противоречий и принуждения.

Среди славян постепенно формировался господствующий слой, основой которого являлась военная Знать киевских князей - дружина. Уже в 9 в., укрепляя позиции своих князей, дружинники прочно заняли ведущие позиции в обществе.

Именно в 9 в. в Восточной Европе сформировались два этнополитических объединения, которые в итоге и стали основой государства. Оно сложилось в результате объединения полян с центром в Киеве.

Славяне, кривичи и финоязычные племена объединились в районе озера Ильмень (центр - в г. Новгороде). В середине 9 в. этим объединением стал править выходец из Скандинавии Рюрик (862-879). Поэтому годом образования древнерусского государства считается 862 год.

Присутствие скандинавов (варягов) на территории Руси подтверждается археологическими раскопками и записями в летописях. В 18 в. немецкие ученые Г.Ф.Миллер и Г.З.Байер доказывали скандинавскую теорию образования древнерусского государства (Руси).

М.В.Ломоносов, отрицая норманское (варяжское) происхождение государственности, связывал слово «Русь» с сарматами-роксоланами, рекой Рось, протекающей на юге.

Ломоносов, опираясь на «Сказание о князьях Владимирских», доказывал, что Рюрик, являясь выходцем из Пруссии, принадлежал к славянам, коими являлись пруссы. Именно эта «южная» антинорманская теория образования древнерусского государства была поддержана и развита в 19-20 вв. учеными-историками.

Первые упоминания о Руси засвидетельствованы в «Баварском хронографе» и относятся к периоду 811-821 гг. В нем русские упоминаются как народ в составе хазар, населяющии Восточную Европу. В 9 в. Русь воспринималась как этнополитическое образование на территории полян и северян.

Рюрик , взявший на себя управление Новгородом, послал свою дружину во главе с Аскольдом и Диром править Киевом. Преемник Рюрика, варяжскийкнязь Олег (879-912), завладевший Смоленском и Любечем, подчинил своей власти всех кривичей, в 882 г. обманным путем выманил из Киева и убил Аскольда и Дира. Захватив Киев, он сумел объединить силой своей власти два важнейших центра восточных славян - Киев и Новгород. Олег подчинил себе древлян, северян и радимичей.

В 907 г. Олег, собрав огромное войско из славян и финнов, предпринял поход на Царьград (Константинополь), столицу Византийской империи. Русская дружина опустошила окрестности вынудила греков просить Олега о мире и заплатить огромную дань. Результатом этого похода стали очень выгодные для Руси мирные договора с Византией, заключенные в 907 и 911 гг.

Олег умер в 912 г., и его приемником стал Игорь (912-945), сын Рюрика. В 941 г. он совершил на Византию, нарушившую прежний договор. Войско Игоря разграбило берега Малой Азии, но потерпёло поражение в морской битве. Тогда в 945 г. в союза с печенегами он предпринимает новый поход на Константинополь и вынуждает греков вновь заключить мирный договор. В 945 г. при попытке собрать повторную дань с древлян Игорь был убит.

Вдова Игоря княгиня Ольга (945-957) правила за малолетством сына Святослава. Она жестоко отомстила за убийство мужа, разорив земли древлян. Ольга упорядочила размеры и места сбора дани. В 955 г. она посетила Константинополь и крестилась в православие.

Святослав (957-972) - самый храбрый и влиятельный из князей, подчинивший своей власти вятичей. В 965 г. он нанес ряд тяжелых поражений хазарам. Святослав победил северокавказские племена, а также волжских болгар и разграбил их столицу Булгар. Византийское правительство искало с ним союза для борьбы с внешними врагами.

Центром образования древнерусского государства стали Киев и Новгород, вокруг них объединились восточнославянские племена, северные и южные. В 9 в. обе эти группы объединились в единое древнерусское государство, вошедшее в историю как Русь.

славянин государство русь феодальный

В начале I тыс. славяне жили родовыми общинами. Каждая община представляла несколько семей, связанных кровным родством. Такая община являлась основной производственной ячейкой первобытнообщинного строя. Хозяйство в ней велось коллективно: продукты и орудия находились в общей собственности.

Однако уже в то время родовой строй начал изживать себя. При родовом строе в руках глав родов сосредоточивались продукты труда членов рода - он был их главным распорядителем. Это создавало предпосылки для появления имущественного неравенства и частной собственности.

У славян выделились вожди с наследственной властью. Вокруг них складываются отряды профессиональных воинов и советников - "дружины". В то же время большую роль продолжали играть народное ополчение и народное собрание. Подобные периоды в истории общества именуются вождеством". Для них характерным является то, что уже существует социальное и имущественное неравенство, но еще отсутствует узаконенный аппарат принуждения. Козьменко В.М. История России IX-XX вв.: учебник для вузов. Глава 1. / В.М. Козьменко - М., 2003.

К IX в. родовые отношения у славян находились в стадии разложения. Постоянная борьба с кочевниками, походы на Византию, торговля способствовали укреплению позиций родоплеменной знати, ее обогащению, укреплению военно-дружинной организации. На место родовой общины приходит соседская община. Связи между общинниками были в ней не кровными, а хозяйственными.

Возникновение имущественного неравенства, сосредоточение власти и богатства в руках родовых и племенных вождей, формирование преданных вождю военных дружин, переход от кровнородственной общины к территориальной - все это создавало предпосылки для появления государственной власти Исаев И.А. История государства и права России: учебное пособие / И.А. Исаев - М.: Проспект, 2008..

Первые шаги к развитию начал государственности относятся у славян к VI в. По сведениям арабских авторов, в VI в. у славян Прикарпатья возникло племенное объединение, которое принято именовать Дулебско-Волынский союз. Он погиб в результате нашествия авар в том же столетии. Возможно, в это же время сложился племенной союз у славян Среднего Поднепровья. Следы этого усматривают в летописной легенде о князе Кие - основателе Киева. Есть мнение, что правившие Киевом в сер. IX в. Аскольд и Дир были не пришельцы-варяги, а принадлежали к древней династии Кия.

В VIII в. на территории восточных славян существует ряд племенных союзов, именуемых по господствовавшему в каждом из них племени "поляский" союз, "радимический ", "кривичский" и т.д.

Эти союзы, имевшие четко фиксируемую территорию, являлись объединениями, переходными к раннегосударственным образованиям. Такие объединения, по сведениям арабских авторов, возникли в конце VIII - начале IX в. Первое - Куява, т.е. Киевская земля, второе - Славия - Новгородская земля, третье - Артания, до сих пор не идентифицирована. Многое еще спорно и неясно, однако очевидно одно: в начале IX в. государственность у восточных славян уже существовала.

Момент возникновения Древнерусского государства нельзя определить с достаточной точностью. Очевидно, имело место постепенное перерастание тех политических образований, о которых мы говорили раньше, в феодальное государство восточных славян - Древнерусское государство. В литературе разными историками это событие датируется по-разному. Однако большинство авторов сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в.

Не совсем ясен вопрос и о том, как образовалось это государство. И здесь мы сталкиваемся с так называемой норманнской теорией.

Дело в том, что в нашем распоряжении находится источник, который, казалось бы, в какой-то мере отвечает на вопрос о происхождении Древнерусского государства. Это древнейший летописный свод "Повесть временных лет". Летопись дает понять, что в IX в. наши предки жили в условиях безгосударственности, хотя прямо в Повести об этом не говорится. Речь идет лишь о том, что южные славянские племена платили дань хазарам, а северные - варягам, что северные племена однажды прогнали варягов, но потом передумали и призвали к себе варяжских князей. Такое решение было вызвано тем, что славяне передрались между собой и решили для установления порядка обратиться к иноземным князьям. Тут-то и была произнесена знаменитая фраза: "Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Да поидете княжит и володети нами" Повести Древней Руси. - Л., 2003. - С. 31.. Варяжские князья пришли на Русь и в 862 г. сели на престолы: Рюрик - в Новгороде, Трувор - в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус - в Белоозере.

Это событие считают моментом образования Русского государства.

Такая трактовка вызывает по крайней мере два возражения. Во-первых, фактический материал, приводимый в "Повести временных лет", не дает оснований для вывода о создании Русского государства путем призвания варягов. Наоборот, как и другие источники, дошедшие до нас, она говорит о том, что государственность у восточных славян существовала еще до варягов. Во-вторых, современная наука не может согласиться со столь примитивным объяснением сложного процесса образования любого государства. Государство не может организовать один человек или несколько даже самых выдающихся мужей. Государство есть продукт сложного и долгого развития социальной структуры общества. Тем не менее, летописное упоминание в определенном смысле было взято на вооружение еще в XVIII в. Так родилась пресловутая норманнская теория происхождения Древнерусского государства.

Уже в то время норманизм встретил возражения со стороны передовых русских ученых, среди которых был и М.В. Ломоносов. С тех пор все историки, занимающиеся Древней Русью, разделились на два лагеря - норманистов и антинорманистов.

Современные отечественные ученые преимущественно отвергают норманнскую теорию. К ним присоединяются и крупнейшие зарубежные исследователи славянских стран Ловмянский Х. Русь и норманны. - М., 2005.. Однако определенная часть зарубежных авторов до сих пор проповедует данную теорию, хотя не в столь примитивной форме, как это делалось ранее.

Главным опровержением норманнской теории является достаточно высокий уровень социального и политического развития восточного славянства в IX в. Древнерусское государство было подготовлено многовековым развитием восточного славянства. По своему экономическому и политическому уровню славяне стояли выше варягов, поэтому позаимствовать государственный опыт у пришельцев они не могли.

В летописном рассказе содержатся, конечно, элементы истины. Возможно, что славяне пригласили нескольких князей с их дружинами в качестве военных специалистов, как это делалось и в более поздние времена на Руси, да и в Западной Европе. Достоверно известно, что русские княжества приглашали дружины не только варягов, но и своих степных соседей - печенегов, каракалпаков, торков Мавродина Р.М. Киевская Русь и кочевники (печенеги, торки, половцы). - СПб., 2003. - С. 21, 22 и др.. Однако не варяжские князья организовали Древнерусское государство, а уже существовавшее государство дало им соответствующие государственные посты. Впрочем, некоторые авторы, начиная с М.В. Ломоносова, сомневаются в варяжском происхождении Рюрика, Синеуса и Трувора, полагая, что они могли быть и представителями каких-либо славянских племен. Во всяком случае следов варяжской культуры в истории нашей Родины практически нет. Ученые, например, подсчитали, что на 10 тыс. кв. км территории Руси можно обнаружить лишь 5 скандинавских географических наименований, в то время как в Англии, которую норманны завоевали, это число доходит до 150.

Мы не знаем точно, когда и как конкретно возникли первые княжества восточных славян, предшествующие образованию Древнерусского государства, но во всяком случае они существовали до 862 г., до пресловутого "призвания варягов". В германской хронике уже с 839 г. русские князья именуются хаканами - царями.

Зато момент объединения восточнославянских земель в одно государство известен достоверно. В 882 г. новгородский князь Олег захватил Киев и объединил две важнейшие группы русских земель; затем ему удалось присоединить и остальные русские земли, создав громадное по тем временам государство.

Русская православная церковь пытается увязать возникновение государственности на Руси с введением христианства Гордиенко Н.С. Крещение Руси: факты против легенд и мифов. - СПб, 2006. - С. 27..

Конечно, крещение Руси имело большое значение для укрепления феодального государства, благо церковь освящала подчинение христиан эксплуататорскому государству. Однако крещение произошло не менее чем через столетие после образования Киевского государства, не говоря уже о более ранних восточнославянских государствах.

В Древнерусское государство вошли кроме славян и некоторые соседние финские и балтийские племена. Это государство, таким образом, с самого начала было этнически неоднородным. Однако основу его составляла древнерусская народность, являющаяся колыбелью трех славянских народов - русских (великороссов), украинцев и белорусов. Она не может быть отождествлена ни с одним из этих народов в отдельности. Украинские националисты еще до революции пытались изобразить Древнерусское государство украинским. Эта идея подхвачена в наше время в националистических кругах, старающихся поссорить три братских славянских народа. Между тем Древнерусское государство ни по территории, ни по населению не совпадало с современной Украиной, у них была лишь общая столица - город Киев. В IX и даже в XII в. еще нельзя говорить о специфически украинских культуре, языке и пр. Все это появится позже, когда в силу объективных исторических процессов древнерусская народность распадется на три самостоятельные ветви.

Таковы основные положения возникновения древнерусского государства.