Псковское восстание 1650 года. Псковское восстание (1650)

26 февраля 1650 года в Пскове начинается восстание против передачи Швеции хлебных запасов в счет погашения долгов России. Вскоре к нему присоединяется Новгород.

Беспорядки в Пскове начались не позднее 24 февраля 1650 г., и уже 26 февраля представители посадской общины приходили на двор воеводы Никифора Собакина с просьбой задержать выдачу хлеба шведам из «государевых житниц» — стратегических запасов в кремле. Не добившись внятного ответа, псковичи обратились к посредничеству псковского архиепископа Макария. Встреча главы администрации, главы церкви и «всего города» состоялась на площади у Троицкого собора 27 февраля. Из того, как восставшие впоследствии излагали ход событий в Большой челобитной, выясняется, что толпу горожан возглавляли «лучшие люди», в числе которых были земские старосты во главе с Семеном Меншиковым и Иваном Подрезом. «Мы всем градом, как учали ему о том твоем государеве хлебе со слезами бить челом, чтоб он из города того кремского твоего государева и купного хлеба свейским немцам не выдавал, и твой государев околничей и воевода Никифор Сергеевич Собакин, вшед к Соборной церкви на папертную ступень, и учал нам богомолцам и холопем и сиротам твоим, всему миру угрожать: хлеб де я против твоей государевы грамоты отдам немцам, а не вам, псковичам; вы, де, псковичи, изберите из вас лутчих людей, кого из вас повесить.

И угрожаючи, он от соборной церкви пресвятые Троицы и пошол к твоему государеву богомольцу и учал он околничей всему миру угрожать ссылкою…». Собрание на соборной площади и подача коллективной челобитной были для псковичей судьбоносной и в то же время рискованной акцией. С одной стороны, это была важная стадия выработки общественного мнения, когда даже сомневающиеся в необходимости конфронтации с властью могли оказаться под мощным прессингом со стороны общности и ее лидеров. С другой — подобные коллективные действия были противозаконны и подпадали под статьи только что принятого кодекса — Соборного уложения 1649 г. В царской грамоте от 19 мая содержалась пространная цитата из уложения: «А кто учнет на наших государевых бояр и околничих и думных и ближних людей и в городех и в полкех на воевод и на приказных людей или на кого ни буди приходити скопом и заговором и учнут кого грабити или побивати, и тех людей, хто так учинит, за то потому ж казнить смертью безо всякие пощады». Эта угроза была не пустой и несла глубокий смысл для псковичей, которые в XVI в. как минимум дважды подвергались высылке из города на восток страны. Первый «вывод» был осуществлен в 1510 г. в момент присоединения Пскова к Москве, когда из города были высланы не менее 300 семей бояр и «житьих людей». Второй раз псковские гости были депортированы в Москву и другие города Замосковного края в 1571 г. после разорения столицы армией крымского хана.

Аналогичная ситуация складывалась и в Новгороде, где 15 марта началось восстание посадских людей и стрельцов, причиной которого стал также «продовольственный кризис, возникший в связи с вывозом хлеба за границу». Новгородские события были в значительной степени спровоцированы начавшимся восстанием в Пскове. 21 марта из Новгорода вернулся служка Снетогорского монастыря, который объявил «всему народу» новые «слухи». В Большой челобитной псковичи так передали речи служки Осипа: «как твоя государева денежная и хлебная казна с Москвы будет, и они, де, свейские немцы, будут твою государеву отчину Великого Новагорода имать на Христов день, а в Нове де городе указано на тот день богатым людем вина курить и пива варить и меды ставить безъявочно, а маломощных де государь людей велено поить из твоей государевой казны до пьяна, чтобы все были пьяны для того немецкого приходу. А Псков де имать на Троицын день». На следующий день, 22 марта псковский помещик Богдан Тимашев привез из Новгорода новые вести: «в Великом Новгороде молвою говорят в народе, что немцы будут под твою государеву отчину на Христов день, а под Новгород на Николин день». В ходе дальнейших обсуждений проблемы шведской опасности сложилось мнение, что крайней датой шведского вторжения будет Троица. Источником таких слухов часто становились сами иностранцы, а информация проходила через многих людей. Помещик Никула Перетрутов, вернувшийся из Москвы 26 марта, получил информацию из третьих рук: от некоего Сергея Путимцева, видимо, также помещика, который приехал в Новгород из Москвы вместе с «немцем риженином, а имени его он … не ведает… да того ж немчина человек в народе сказывал…». Итак, источником информации был слуга немецкого купца из Риги, чьи суждения передал Никуле Перетрутову Сергей Путимцев.

По росписи 1647/48 г. в Пскове насчитывалось 1300 стрельцов, сведенных в три стрелецких приказа. Положение стрельцов не было плачевным; они получали довольно высокое по тем временам жалованье: рядовой стрелец из «новоприборных» получал 3 рубля денежного, а также 6 четвертей ржи и 6 четвертей овса хлебного жалованья. Ветераны получали прибавку за службы, и денежное жалованье «старого» стрельца составляло 4 рубля. Но злоупотребления местной администрации сводили на нет усилия центральной власти. Во-первых, многим из стрельцов денежное жалованье в 1648/49 и 1649/50 гг. давалось в половинном размере, а часть вспомогательного персонала была лишена его вообще. Во-вторых, схема выдачи денежного жалованья была построена с сугубой выгодой для чиновников. В Большой челобитной служилые люди писали: «А как государь во Псков твои жаловалные грамоты придут, и твои государевы околничие и воеводы и дьяки на твои государевы указные сроки того твоего государева денежного и хлебного жалованья нам, холопем твоим, из твоей государевы казны не выдают, а дают, государь, то твое царское жалованье они, норовя кабацким откупщиком, — под праздники, чтоб то твое государево денежное и хлебное жалованье сложилось у них, кабацких откупщиков на кабакех, а от того, государь, оне, околничие и воеводы и дьяки емлют себе большие поминки». Таким образом, попытки воеводы и приказных нажиться путем получения взяток от кабацких откупщиков за выручку от пропитого стрельцами жалованья в конечном итоге вызвали активное участие служилых людей в восстании. К тому же, пытаясь отвести от себя обвинение в утайке жалованья, чиновники распространяли как минимум две мистификации. Первая из них состояла в том, что государственная казна пуста. Как передавали псковичи в челобитной «речи» воевод и приказных дьяков, последние на все просьбы отвечали отказом со следующим мотивом: «жаловалной де мы грамоты не слушаем, емлите де то, что мы вам указываем, будет де и того не возьмете, и мы де и того вам из твоей государевой казны не дадим, а бейте де челом о недодаче тебе государю на Москве, добры де жаловалные грамоты, да мы вам не дадим, потому что де исходит твоя государева казна на Москве немцам»… а вы, де, природные, служите государю с воды, и с травы, и с кнута». Приказные в данном случае имели ввиду не только факт выдачи контрибуции Швеции за перебежчиков, но и начавшееся формирование полков «нового строя», значительную часть личного состава которых на первых порах составляли иностранцы. Стрельцы в течение всей второй половины XVII в. крайне ревниво относились к «райтарам и солдатам». Второй довод воевод и дьяков был банальной угрозой отправки на службу в Сибирь, на край земли о котором в Пскове существовали самые фантастические предположения. По словам челобитчиков, приказные этим буквально шантажировали стрельцов следующим образом: «будет де начнете о том об недостаточном твоем государеве жалованье на Москве … бить челом, и вам де есть на Москве образец Сибирь, так же как ваша братья, служилые люди, с Москвы посыланы в сибирские города и меж гор в пропастех поустроены. И о том, государь, о недостаточном твоем государеве царьском жалованье тебе, государю, на Москве и по ся места мы, холопы твои, не смели бити челом: боимся, государь, таких же ссылок, как, государь, природные твои государевы люди москвичи и служилые разных чинов с Москвы в ссылки поразосланы, и многие християнские души помучены, и палицами побиты, а иные в воду потоплены». Перед взором человека эпохи средневековья всякая отдаленная территория представала преддверием ада.

Средоточием и центром православной вселенной русского человека XVII в. была особа царя и государя всея Руси. Смена царствующей династии в годы Смутного времени тяжело отразилась на престиже царского имени. Эпоха царствования Рюриковичей стала восприниматься как эталон, а подлинным «золотым веком» в исторической ретроспективе предстало царствование Ивана Грозного. Царь Алексей Михайлович, по мнению псковичей, уже не внушал трепета иностранцам. Посадский человек Никита Иевлев привез из Ивангорода слух о выставленных в Швеции на всеобщее обозрение плакатах, где были изображены шведская королева, стоящая с мечом над «праведным надежей» царем Алексеем. Если уж в челобитной на имя царя псковичи осмелились намекнуть на его недостаточный авторитет, то в неподцензурных беседах они давали полную волю языку. Примечательная сцена произошла в Пскове во время чтения в городе царской грамоты от 19 мая. Казак Снякин на следствии рассказал следующее: «И как учели твою государеву грамоту пред народом честь и до половины вычли, а народ, все православные християне, молчали. И не выслушав до конца твоей государевой грамоты, земской староста Гаврилко Демидов и про тобя, великого государя… сказал нелепое слово, чево нам страшно и подумать. И я с своими товарищами, услышав у него, Гаврилки, такое нелепое слово, и его учели бити. И воры и мятежники, которые с ним, Гаврилкою, за него, Гаврилку, стали, и меня били не на живот, на смерть, обухами и пищальными стволами и тиннами, и замертво меня, Никифорка, вкинули в тюрьму». Лидером общественного мнения был и дядя царя Н. И. Романов, которого псковичи просили у царя прислать «для сыску и расправы» в Псков. Сознание средневекового человека было построено на антиномиях (противоречиях — ред.), поэтому каждое позитивное явление социальной жизни должно было иметь изнанку, и всякому герою противостоял антигерой. Таким антигероем в России середины XVII в. был теневой правитель России Борис Иванович Морозов. С именем Морозова горожане связывали рост налогов, злоупотребления администрации. Морозов был главной мишенью участников Московского восстания 1648 г. Псковичи также были склонны связывать с ним свои беды. В челобитной на имя царя было изложено содержание «речей» шведского подданного Григория Аминева: «как де будут немцы подо Псков, из Москвы де было быть твоему государеву боярину Борису Ивановичу Морозову на выручку, а ему де было здать Псков немцом без бою». В царской грамоте от 19 мая апологии Морозова посвящен внушительный фрагмент. Дьяки напомнили псковичам, что именно дядя боярина Василий Петрович Морозов «в приход свейского короля во Пскове в осаде сидел и от короля Псков отсидел». Сам же Борис Морозов, как сказано в грамоте, «будучи у нас великого государя в дядьках, отставя дом свой и приятелей, был у нас безотступно, и нам служил, и нашего государского здоровья остерегал накрепко, да и посяместа нам служит верно и о наших и земских делах радеет». Сравнение Большой челобитной и ответной царской грамоты позволяет иначе поставить и решить многие вопросы. В возникновении и развитии восстания решающую роль сыграли конъюнктурные обстоятельства, связанные со страхами средневекового человека. Это страх голода, страх перед возможной войной, тотальное недоверие к власти.

Владимир Аракчеев, кандидат исторических наук.

Псковский хронограф — pskovcity.ru

Особенно острую форму восстание в Пскове приняло после того, как к городу подошел карательный отряд кн. Ивана Никитича Хованского. Восставшие закрыли ворота окружавшей весь город крепостной стены, обстреляли приближающиеся войска из артиллерии и во время вылазки захватили часть обоза. Более 3 месяцев простоял Хованский под стенами Пскова. Восставшие несколько раз выходили на вылазки и беспокоили его отряд, делая попытки сжечь выстроенные им острожки и препятствуя наводке моста через р. Великую.

Требования восставших изложены в челобитной, которая была подана царю 12 мая. Не все подписавшиеся под нею готовы были стоять за выставленные в ней требования: дворяне и дети боярские жаловались царю, что они «к челобитной руки приложили в неволю, потому что мирские люди захватили их врознь поневелику». Но и среди «мирских» с первых же дней обозначилось 2 лагеря: с одной стороны - «посадцкие люди, и стрельцы, и казаки, и пушкари и воротники и всякие жилец-кие черные люди» и примкнувшие к ним «пахотные мужики» - это те, кто «гиль завели» и на вылазки ходили, с другой - «лутчие посадцкие и прожиточные люди», которые «с теми гилевщиками не советуют» и «стоят в особых толпах».

Были во Пскове и прямые агенты правительства, среди которых большую роль играло псковское духовенство. Во главе его стоял архиепископ Макарий, которого восставшие обвиняли в том, что он своим приказным людям и детям боярским не велит ходить в караулы и на вылазки и которого, наконец, за агитацию арестовали и посадили в богадельню, где и продержали на цепи около 15 дней.

Кроме словесной агитации духовенство прибегало и к другим способам воздействия на психику восставших, - к инсценировке чудес. Эту сторону деятельности духовенства можно хорошо проследить на основании двух «воспоминаний» рукописного сборника конца XVII в., хранящегося в рукописном отделе Библиотеки Академии Наук и поступившего туда из псковского собрания Ф. М. Плюшкина.

Одно из них - «Воспоминание знамения, являвшегося от иконы пресвятые владычицы нашея богородицы и приснодевы Марии во граде Пскове во обители преп. Сергия» было напечатано псковским историком И. И. Василевым. В нем рассказывается о том, как в келии одного клирика Сергиевского с Залужья монастыря 5 февраля 1650 г. «бысть знамение страшно и ужаса исполнено: показася от образа пречистые богоматери из десного ока слезы исходящи густы, а не яко вода». Икону перенесли в монастырскую церковь. В дни, когда Хованский заканчивал в Новгороде следствие и собирался отправляться усмирять псковских мятежников, 11 и 12 мая (в субботу и воскресенье), икона вновь «плакала». Макарий, «слышав сие преславное чудо» организовал из Троицкого кафедрального собора крестный ход в Сергиев монастырь и торжественно перенес икону в собор. Икона эта участвовала во всех крестных ходах, которые Макарий устраивал в осажденном Пскове.

Икона приобрела большую известность: сказания о чуде от нее переписывались и сочинялись их новые редакции; в сказаниях писалось, что «ее же молитвами тогда во граде Пскове преста междоусобная брань»; к иконе обращались с молением «належащий на ны страх и трепет утиши, надвигшийся на ны гнев божии и пагубу укроти и сущие посреде нас распри и мятежи умири»; в тропаре и кондаке пелось: «избави от междоусобные брани».

Ист.: Документ о восстании 1650 г. в Пскове/// Исторический архив. Т. I. М.-Л. 1936

Псковское восстание 1650 года - одно из городских восстаний на Руси в середине XVII века, произошедшее в Пскове. Причиной восстания послужил быстрый рост цен на хлеб, из-за осуществлявшихся в то время крупных закупок зерна для исполнения обязательством русского правительства поставить Швеции зерно в счёт компенсации за перебежчиков с захваченных шведскими оккупантами территорий.

История восстания

Спекуляция ценами на хлеб во Пскове вызвала резкий протест со стороны преимущественно малоимущей прослойки городского населения - крестьян, городской бедноты и мелких ремесленников. Волнения начались в 20-х числах февраля. Уже 26-27 февраля восставшие, состоявшие в основном из мелких торговцев, ремесленников, стрельцов и городской бедноты громили дворы зажиточных купцов, православного духовенства и городской знати. Восставшие схватили и заключили под стражу представителей шведского монарха, находившихся в городе.

К концу марта - началу апреля восставшие полностью захватили власть, арестовав всех представителей городской власти, создав свои органы - мирской сход, а также Земскую избу.

Свои требования восставшие изложили на бумаге, которая была подана царю в Москву 12 мая. В ней восставшие излагали ряд требований по реформам городского самоуправления и выражали неудовольство произволом местных чиновников и шведских представителей. В ответ, во Псков был послан карательный отряд под предводительством князя Ивана Хованского. Однако восставшие закрыли городские ворота, обстреляли приближающиеся войска из артиллерии и во время вылазки захватили часть царского обоза. Более 3 месяцев простоял Хованский под стенами Пскова. Восставшие делали постоянные вылазки и беспокоили его отряд, делая попытки сжечь выстроенные им временные жилища и препятствуя наводке моста через реку. Приход царского войска обострил и без того натянутые отношения в лагере восставших между городской беднотой, крестьянами, восставшими военными, ремесленниками с одной стороны и духовенством, зажиточными купцами, чиновниками с другой.

Итоги восстания

Псковское восстание было не единственным в русском государстве в то время. Крестьянские восстания терзали северо-западные уезды и продолжались до февраля 1651. И хотя армии Хованского удалось захватить и подавить похожее по причинам восстание в Новгороде, царский отряд был измотан и слаб. К тому же не прекращались волнения и в пригородах Пскова. В самой Москве были обеспокоены нараставшим напряжением со Швецией, могущее привести к новой войне. Поэтому летом 1650 года царское правительство вынуждено было созвать Земский собор, на котором были обещаны некоторые уступки восставшим. Представители Земского собора во главе с епископом коломенским Рафаилом прибыла в Псков 17 августа. Однако к их приезду власть в городе захватили представители городской верхушки, а попытка городских низов поднять новое восстание 20 августа оказалась неудачной. 25 августа в городе была установлена власть воевод. В октябре руководители Псковского восстания 1650 года были арестованы, подвергнуты пыткам и сосланы.

1. К. Якубов, Россия и Швеция в первой половине XVII в., М., 1897,. стр. 341-366.

2. Тихомиров М. И. Псковское восстание 1650 года

3. К. Якубов, Россия и Швеция в первой половине XVII в., М., 1897,. стр. 304, 305.

4. М. Тихомиров. Псковский мятеж XVII века М., 1919, стр. 42.

Причиной восстания послужил быстрый рост цен на хлеб, из-за осуществлявшихся в то время крупных закупок зерна для исполнения обязательством русского правительства поставить Швеции зерно в счёт компенсации за перебежчиков с захваченных шведскими оккупантами территорий.

История восстания

Спекуляция ценами на хлеб во Пскове вызвала резкий протест со стороны преимущественно малоимущей прослойки городского населения - крестьян, городской бедноты и мелких ремесленников. Волнения начались в 20-х числах февраля. Уже 26-27 февраля восставшие, состоявшие в основном из мелких торговцев, ремесленников, стрельцов и городской бедноты громили дворы зажиточных купцов, православного духовенства и городской знати. Восставшие схватили и заключили под стражу представителей шведского монарха, находившихся в городе.

К концу марта - началу апреля восставшие полностью захватили власть, арестовав всех представителей городской власти, создав свои органы - мирской сход, а также Земскую избу.

Свои требования восставшие изложили на бумаге, которая была подана царю в Москву 12 мая . В ней восставшие излагали ряд требований по реформам городского самоуправления и выражали неудовольство произволом местных чиновников и шведских представителей. В ответ, во Псков был послан карательный отряд под предводительством князя Ивана Хованского. Однако восставшие закрыли городские ворота, обстреляли приближающиеся войска из артиллерии и во время вылазки захватили часть царского обоза. Более 3 месяцев простоял Хованский под стенами Пскова. Восставшие делали постоянные вылазки и беспокоили его отряд, делая попытки сжечь выстроенные им временные жилища и препятствуя наводке моста через реку. Приход царского войска обострил и без того натянутые отношения в лагере восставших между городской беднотой, крестьянами, восставшими военными, ремесленниками с одной стороны и духовенством, зажиточными купцами, чиновниками с другой.

Итоги восстания

Псковское восстание было не единственным в русском государстве в то время. Крестьянские восстания терзали северо-западные уезды и продолжались до февраля 1651. И хотя армии Хованского удалось захватить и подавить похожее по причинам восстание в Новгороде , царский отряд был измотан и слаб. К тому же не прекращались волнения и в пригородах Пскова. В самой Москве были обеспокоены нараставшим напряжением со Швецией, могущее привести к новой войне. Поэтому летом 1650 года царское правительство вынуждено было созвать Земский собор , на котором были обещаны некоторые уступки восставшим.

Представители Земского собора во главе с епископом Коломенским Рафаилом прибыла в Псков 17 августа. Однако к их приезду власть в городе захватили представители городской верхушки, а попытка городских низов поднять новое восстание 20 августа оказалась неудачной. 25 августа в городе была установлена власть воевод.

В октябре руководители Псковского восстания 1650 года были арестованы, подвергнуты пыткам и сосланы.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Псковское восстание (1650)" в других словарях:

    Антифеодальное городское восстание в России. Главной причиной П. в. было резкое обострение антагонизма между феодально крепостническим государством и посадскими людьми. Поводом для П. в. послужила спекуляция правительства хлебом при его… …

    Вызвано спекуляцией хлебом и повышением цен на него с одобрения воеводы. 26 27 февраля восставшие (мелкие торговцы, ремесленники, стрельцы, казаки и др.) громили дворы купцов, городской знати и администрации, создали органы управления: мирской… … Энциклопедический словарь

    См. Городские восстания в России в середине 17 в … Советская историческая энциклопедия

    1650 вызвано спекуляцией хлебом и повышением цен на него с одобрения правительства. 28 29 февраля восставшие (мелкие торговцы, ремесленники, стрельцы, казаки и др.) громили дворы купцов, городской знати и администрации, создали органы управления … Большой Энциклопедический словарь

    - (1650), городское восстание в Пскове (см. ПСКОВ), вызванное повышением цен на хлеб в связи с большими объема хлебного экспорта в Швецию. Волнения среди псковичей начались 26 27 февраля; 28 29 февраля во время открытого выступления мелких… … Энциклопедический словарь

    Одно из городских восстаний середины 17 в. Поводом для начала Н. в. послужил рост цен на хлеб, возникший из за крупных правительственных закупок зерна. Восставшие ремесленники, часть стрельцов, городская беднота в середине марта 1650… … Большая советская энциклопедия

    НОВГОРОДСКОЕ ВОССТАНИЕ 1650 года, городское восстание в России середины 17 века. Поводом для его начала послужил рост цен на хлеб, возникший из за крупных правительственных закупок зерна. Восставшие ремесленники, часть стрельцов, городская… … Энциклопедический словарь

    Булавинское восстание (1707 1709) крестьянско казацкое восстание в России. Названо по имени Кондратия Булавина, предводителя восставших. Основной движущей силой стали донские казаки. Активное участие принимали бурлаки (работники казаков, жившие… … Википедия

    Крестьянская война под предводительством Степана Разина Взятие Астрахани разинцами, гравюра XVII века Дата 1670 1671 или 1667 1671) … Википедия

Хотя мятежные движения 1648 года в Москве и некоторых других городах затихли, однако, возбужденное ими брожение все еще продолжалось. В старых вечевых городах, Новгороде и Пскове, это брожение было, очевидно, сильнее, чем где-либо, и при первом же поводе перешло в открытый мятеж. Он начался со Пскова.

Из русских областей, уступленных Швеции по Столбовскому договору, многие православные жители, питая нелюбовь к иноверному правительству, убегали в русские пределы. Вопреки договору и требованиям шведов, Московское правительство не выдавало беглецов. Чтобы прекратить возникшие отсюда неудовольствия, решено было выкупить их у правительства королевы Христины ; по обоюдному соглашению, Москва обязалась уплатить известную сумму (190.000 руб.), частью деньгами, частью хлебом. Между прочим из царских житниц во Пскове велено было отпустить 11.000 четвертей хлеба. Закупка и сбор этого хлеба поручены были гостю Федору Емельянову. Последний не преминул, ради собственной наживы, злоупотребить данным ему поручением: под предлогом отсылки всего хлеба шведам, он стеснил хлебную торговлю в городе, заставляя покупать только у него и притом по возвышенной цене. Угрожавшая дороговизна не замедлила возбудить псковичей и против шведов, и против московских чиновников; начались сборища и зловещие толки по кабакам. В конце февраля 1650 года на масленице народ заявил архиепископу Макарию и воеводе Собакину требование, чтобы не отпускать в Швецию хлеба, который был сложен в Псковском Кремле. Вдруг приходит известие, что из Москвы едет немец с казной. То был шведский агент Нумменс, который действительно вез с собой 20.000 рублей, уплаченных ему в Москве в счет выкупной суммы. Сопровождаемый московским приставом, он пробирался по загородью на Завеличье к Немецкому гостиному двору. Народная толпа бросилась из города, схватила Нумменса, избила его, отняла у него казну, бумаги и заключила его на подворье Снетогорского монастыря, приставив стражу. На том же подворье запечатали и отнятую казну. Потом толпа с оружием, с криками при звоне набата пошла на двор к Федору Емельянову; но он успел скрыться; жена его выдала государеву грамоту об отпуске хлеба. Так как в грамоте был наказ не разглашать о ней никому, то буяны или гилевщики зашумели, что это грамота тайная, неведомая государю. На площадь прискакал воевода окольничий Н. С. Собакин, но тщетно пытался успокоить толпу; потом явился архиепископ Макарий с духовенством и иконой св. Троицы и уговаривал исполнить государеву грамоту. Толпа кричала, что не позволит немцам вывозить хлеб из Кремля до подлинного государева указу. На площади положили один на другой два больших пивоваренных чана, на которых поставили несчастного Нумменса, чтобы его видел весь народ; допрашивали с кнутьями в руках, издевались над ним. Как и в смутное время, главной опорой псковского мятежа выступили стрелецкие приказы, с которыми соединились казаки, простые или маломочные посадские люди и некоторые приходские священники. Стрельцы и казаки были недовольны убавкой жалованья и предпочтением служилых иноземцев, священники – убавкой руги, а посадские – увеличением тягла, притеснениями от воевод и дьяков и судебными позывами псковичей в Москву. Мятежники выбрали себе в начальники двух стрельцов, Козу и Копытова, третьим – площадного подьячего Томилка Слепого; а затем решили отправить в Москву к государю с изложением своих жалоб и с челобитьем о присылке в Псков для праведного розыска любимого всеми боярина Никиту Ивановича Романова. Разумеется, такое челобитье не было уважено. Меж тем торговые люди, приезжавшие из Пскова в Новгород, своими рассказами о сборе хлеба и денег для немцев (шведов) и о псковском мятеже и здесь произвели смуту. Когда же в Новгороде начали тоже собирать хлеб на государя и биричи стали кликать на торгах указ, чтобы жители покупали хлеба только для себя в малом количестве, народ заволновался; а приезд датского посланника Краббе со свитой послужил поводом к открытому движению, в половине марта месяца. Вообразив, что он везет из Москвы денежную казну (подобно Нумменсу), толпа напала на него, избила и ограбила; потом при звоне набата разграбила дворы некоторых богатых купцов, считавшихся угодниками немцев.

Главным зачинщиком мятежа явился посадский человек Трофим Волков. Рассказывают, что он коварным образом предупредил немецких купцов, будто новгородцы хотят их ограбить и побить как друзей и клевретов ненавистного боярина Морозова. Когда же испуганные иноземцы поспешили со своими товарами уехать из Новгорода, и, по-видимому, присоединились к свите помянутого датского посланника, тот же Волков поспешил в Земскую избу с известием, что приятели изменника Морозова немцы отпущены с большой казной и уезжают в свою землю; тогда толпа догнала их, схватила, ограбила и заключила в тюрьму. Сам земский староста Гаврилов стал было во главе мятежников; но затем скрылся. Тогда толпа поставила себе в начальники митрополичьего подьячего Жеглова, посадского Лисицу и еще несколько человек из посадских, стрельцов и подьячих. Как и во Пскове, воевода окольничий князь Фед. Андр. Хилков тщетно пытался увещевать мятежников, а достаточной военной силы у него не было, чтобы смирить их оружием; ибо большинство стрельцов и других военно-служилых людей пристало к мятежу. Но тут на передний план выступил митрополит Никон . 17 марта в день Алексея Божия Человека, т. е. в именины государя, он за обедней в Софийском соборе торжественно предал проклятию новопоставленных народом начальников, называя их по именам. Но это проклятие только усилило ропот. Спустя два дня, возмущенная одним подьячим, толпа с шумом и при набатном звоне бросилась в Софийский Кремль к дому воеводы. Князь Хилков по городской стене ушел в архиерейский дом. Никон скрылся в Крестовой палате и велел запереть двери Софийского дома. Но толпа высадила их бревном и ворвалась в митрополичьи кельи. Никон смело стал уговаривать мятежников; но его избили вместе с несколькими старцами и детьми боярскими, пытавшимися его защитить; потом повели его в Земскую избу. Дорогой, однако, он продолжал их усовещевать и упросил отпустить его в церковь Знамения, где чрез силу отслужил литургию; потом был положен в сани и совсем изнемогший привезен в архиерейский дом; тут соборовался маслом и приготовился к смерти.

Твердость митрополита и побои, нанесенные ему, произвели впечатление. Толпа затихла; а ее коноводы начали размышлять о последствиях своего дела, когда разгневанный царь пришлет войско для их наказания. Думая отклонить беду, они послали в Москву трех посадских, двух стрельцов и одного казака с челобитной, в которой пытались оправдать свои поступки слухом, будто шведские немцы, взяв государеву казну и хлеб, хотят идти на Новгород и Псков. Жаловались при сем на воеводу и митрополита: первый отпускает торговых людей в Швецию с съестными припасами и не велит осматривать у них товары на заставах, своих же голодом морит и не дает им топить избы в холодные дни; а второй самовластно проклинал новгородцев, бил разных людей и чернецов на правеже до смерти, хотел рушить Софийскую соборную церковь (т. е. переделывать), но народ этого ему не дозволил, и т. п. Государь, конечно, знал уже подробности бунта из отписок воеводы и митрополита; хотя мятежники заняли заставы и старались не пропускать прямых известий в Москву.

Из Москвы сначала прислали одного дворянина с царской грамотой, которая требовала выдачи зачинщиков и коноводов мятежа; эта посылка тоже осталась безуспешна. Затем отправили боярина князя Ивана Никит. Хованского с небольшим отрядом, повелев ему остановиться у Спас-Хутынского монастыря, собирать ратных людей, поставить кругом Новгорода заставы, которые бы никого не пропускали, и посылать к мятежникам с увещаниями. Среди последних возникли несогласия и лучшие или более зажиточные люди взяли верх. Поэтому новгородцы вскоре смирились и принесли повинную. Тогда Хованский приступил к розыску, а затем к наказанию более виновных. Волку отрубили голову. Жеглова, Гаврилова, Лисицу и двух их товарищей в Москве также приговорили к смертной казни. Остальных коноводов велели бить кнутом и сослать, а некоторых отдать на поруки. Государь был недоволен медлительным розыском князя Хованского. Но Никон вступился за него и писал, что медлительность происходила не от нерадения; что он, митрополит, сам советовал ему поступать «с большим рассмотрением» и работать «тихим обычаем», чтобы люди не ожесточились и не стали бы заодно с псковичами.

Во Пскове мятеж не только не утихал, а все усиливался: часто звонил набатный колокол и собирал толпы для совещания или для всенародного розыска и расправы. Такому розыску подвергались и архиепископ Макарий, и бывший воевода Собакин (которого не отпустили в Москву), и новоназначенный князь В. П. Львов, и Ф. Ф. Волконский, который был прислан от царя во Псков для розыска о мятеже. Допрашиваемых обыкновенно ставили на опрокинутые чаны, нередко били и грозили смертью, называя их изменниками государю. У воеводы отобрали городовые ключи, порох и свинец.

Тому же князю Хованскому было приказано из Новгорода двинуться на Псков для его усмирения. Но в Москве, очевидно, не имели точных сведений о силах псковских, мятежников. Хованский, не доходя верст 10 до Пскова, оставил в Любятинском монастыре 700 человек, чтобы обеспечить свой тыл; так как уездное население стояло заодно с городским. Только с 2000 ратных людей подошел он к городу; но тут его встретили пальбой со стен из большого наряда, и сделали вылазку. Воевода стал на берегу реки Великой на Снетной горе и укрепился острожками. Неосторожно посланные им во Псков 12 дворян с увещательной грамотой были брошены в тюрьму, старший из них (Бестужев) убит, и только двое отпущены назад. Начались частые вылазки и бои мятежников с государевой ратью. С псковичами заодно встали гдовцы, изборяне и почти все псковские пригороды (за исключением Опочки). В уездах были ограблены помещичьи семьи. Мятежники грозили даже отдаться Литовскому королю и просить его о помощи. Московское правительство, вместо энергичных действий, тянуло переговоры и требовало выдачи коноводов; но последние, конечно, разжигали мятеж еще больше. Никон из Новгорода посоветовал отложить это требование. В Москве созвали Земский собор, чтобы обсудить вопрос о Псковском бунте. Вслед затем в августе 1650 года из Москвы прибыло особое посольство с епископом коломенским Рафаилом во главе и объявило царское всепрощение. Эта мера подействовала умиротворяющим образом. Но несомненно успеху ее содействовали слухи о том, что в Москве собирается новая рать против Пскова, под начальством бояр князей Алексея Никитича Трубецкого и Михаила Петровича Пронского, а со шведской границы на него должны были двинуться два полковника-иноземца (Кармикель и Гамильтон) с 4000 пехотных солдат. Волнение в Пскове стало утихать. Тогда лучшие люди воспользовались удобным временем, снова взяли в свои руки ведение земскими делами, начали хватать самых ярых толевщиков, а воевода Львов сажал их в тюрьмы. Товарищи их пытались снова поднять гиль; но толпа только собиралась и толковала. Таким образом почти все коноводы мятежа были схвачены и отправлены в Новгород для казни. Окончательное замирение Пскова произошло после того, как половина псковских стрельцов была взята на службу в Москву. Псковичи принесли повинную и вновь дали присягу на верность государю.

Когда Московское государство успокоилось от народных движений, набожный Алексей Михайлович с особым усердием занялся церковными делами, все более и более подпадая влиянию Никона, уважение и привязанность к которому со стороны царя возросли после мужественного поведения и претерпенных им страданий в эпоху Новгородского мятежа. С тех пор царь часто вызывает в Москву своего нового любимца и советуется с ним о всех важных делах .


Источники для мятежей в Новгороде и Пскове. Гл. XVII Олеария (Чт. О. И. и Д." 1868. Кн. 4), Шушерина Житие Никона. Дополн. к Актам Ист. III. № 74 ("Акты, относящиеся к Псковскому бунту"). Тут посылка епископа Рафаила с выборными людьми из дворян, гостей и торговых сотен, инструкция ему, увещательные грамоты царя и патриарха и пр. Дворц. Разр. III. 164–165 и 181. Акты Эксп. IV. № 46. Здесь патриаршая окружная грамота о занесении убитых в 1650 году под Псковом в вечный синодик для ежегодного поминовения 18 июля. Приведены имена убитых дворян, детей боярских разных городов и нескольких казаков – всего 76 человек. Отсюда видно, какие жестокие бои производили псковские мятежники. В X томе Истории России Соловьева о Новгородском и Псковском мятежах сообщены многие до того неизвестные подробности со ссылками на Архив М. Ин. Д. "Приказные дела" 1650 года, №№ 24, 53, 63, 64, 85 и дело 1651 г. № 71. По отношению к Никону эти подробности не вполне сходятся с рассказом Шушерина. В "Актах Моск. Госуд.", II. №№ 432 (бой воеводы Хованского с товарищи на Снетной горе против Псковичей), 471 (о придаче окладов чинам, участвовавших в перенесении мощей св. Филиппа). В помянутом выше труде Якубова "Россия и Швеция". ("Чт. О. И. и Д." 1898. Кн. I) помещено некоторое количество актов, относящихся к Псковскому и Новгородскому мятежам. Любопытны в особенности челобитные Псковичей царю (341–366); здесь перечислены причины народного неудовольствия (убавка жалованья, иноземцы, судебные позвы в Москву); тут и просьба, чтобы на суде с воеводами были земские старосты и выборные люди. Но на просьбы отказ (375). Далее заслуживают внимания отписки князя Ив. Хованского о военных действиях против псковских мятежников и челобитная жителей Опочки, чтобы их защитили от сих мятежников, так как город их без острогу, который выгорел.

Псковское восстание 1650 года - одно из городских восстаний на Руси в середине XVII века, произошедшее в Пскове. Причиной восстания послужил быстрый рост цен на хлеб, из-за осуществлявшихся в то время крупных закупок зерна для исполнения обязательством русского правительства поставить Швеции зерно в счёт компенсации за перебежчиков с захваченных шведскими оккупантами территорий.

История восстания

Спекуляция ценами на хлеб во Пскове вызвала резкий протест со стороны преимущественно малоимущей прослойки городского населения - крестьян, городской бедноты и мелких ремесленников. Волнения начались в 20-х числах февраля. Уже 26-27 февраля восставшие, состоявшие в основном из мелких торговцев, ремесленников, стрельцов и городской бедноты громили дворы зажиточных купцов, православного духовенства и городской знати. Восставшие схватили и заключили под стражу представителей шведского монарха, находившихся в городе.

К концу марта - началу апреля восставшие полностью захватили власть, арестовав всех представителей городской власти, создав свои органы - мирской сход, а также Земскую избу.

Свои требования восставшие изложили на бумаге, которая была подана царю в Москву 12 мая . В ней восставшие излагали ряд требований по реформам городского самоуправления и выражали неудовольство произволом местных чиновников и шведских представителей. В ответ, во Псков был послан карательный отряд под предводительством князя Ивана Хованского. Однако восставшие закрыли городские ворота, обстреляли приближающиеся войска из артиллерии и во время вылазки захватили часть царского обоза. Более 3 месяцев простоял Хованский под стенами Пскова. Восставшие делали постоянные вылазки и беспокоили его отряд, делая попытки сжечь выстроенные им временные жилища и препятствуя наводке моста через реку. Приход царского войска обострил и без того натянутые отношения в лагере восставших между городской беднотой, крестьянами, восставшими военными, ремесленниками с одной стороны и духовенством, зажиточными купцами, чиновниками с другой.

Итоги восстания

Псковское восстание было не единственным в русском государстве в то время. Крестьянские восстания терзали северо-западные уезды и продолжались до февраля 1651. И хотя армии Хованского удалось захватить и подавить похожее по причинам восстание в Новгороде, царский отряд был измотан и слаб. К тому же не прекращались волнения и в пригородах Пскова. В самой Москве были обеспокоены нараставшим напряжением со Швецией, могущее привести к новой войне. Поэтому летом 1650 года царское правительство вынуждено было созвать Земский собор, на котором были обещаны некоторые уступки восставшим. Представители Земского собора во главе с епископом коломенским Рафаилом прибыла в Псков 17 августа. Однако к их приезду власть в городе захватили представители городской верхушки, а попытка городских низов поднять новое восстание 20 августа оказалась неудачной. 25 августа в городе была установлена власть воевод. В октябре руководители Псковского восстания 1650 года были арестованы, подвергнуты пыткам и сосланы.

    К. Якубов, Россия и Швеция в первой половине XVII в., М., 1897,. стр. 341-366.

    Тихомиров М. И. Псковское восстание 1650 года

    К. Якубов, Россия и Швеция в первой половине XVII в., М., 1897,. стр. 304, 305.

    М. Тихомиров. Псковский мятеж XVII века М., 1919, стр. 42.