Публикации. Зверева Елена

Сергей Александрович Есенин известен всему миру своей тонкой, чувственной поэзией. Восхищаясь деревенской жизнью, русской душой, поэт в первую очередь описывает красоту природы.

В стихотворениях Есенина природа олицетворяется, пейзаж оживает и начинает общаться с автором на уровне души. Мы удивляемся, увидев, как поэт смог прочувствовать каждый образ и увидеть живость, красочность даже в самой заурядной картине.

Одно из самых известных стихотворений Сергея Александровича – «Отговорила роща золотая». С первой строки поэт олицетворяет рощу (отговорила), использует эпитеты для описания природы (золотая роща). Автор стоит на равнине, и мысли его полностью о прошедшем времени (юности). Находясь в единении с природой, поэт говорит, что не жалеет о прошедших днях, хотя некоторые из них растрачены впустую. Восхищение вызывают яркие метафоры, оживившие пейзаж: «горит костер рябины красной», «души сиреневая цветь» и т. д. Стихотворением Есенин передает читателю мысль, что душевные состояния человека и природы едины. И кольцевая композиция стихотворения доказывает, что это единение бесконечно.

Картины природы становятся для Есенина поводом не только поностальгировать и осмыслить свою жизнь, но и насладиться счастьем. В своей жизни поэт не раз воспевал природу России и говорил, что малая родина является для него настоящей гармонией. В стихотворении «Вот оно, глупое счастье» высшим наслаждением для автора становится природа. Он восклицает «Вот оно, глупое счастье!» и описывает закат, березы, пруд, калину. Для поэта нет ничего лучше, чем любоваться пейзажем, слышать отдаленный голос девушки. Счастье в стихотворении названо глупым, так как природа настолько наивна, чувственна, как милый, глупый человек.

В стихотворении «Нивы сжаты, рощи голы» для поэта предметом восхищения становится серый, унылый пейзаж поздней осени. И здесь Есенин олицетворяет природу. Замерзшая дорога дремлет, ожидая зиму, солнце катится, месяц запрягся в сани. Рассматривая местность, Есенин чувствует душу природы.

Пейзажная лирика Есенина отличается гармонией, спокойствием, одухотворенностью. Поэт передает читателям мысль, что только в природе человек может обдумать свою жизнь, познать истинное счастье. Единство душ человека и природы способны понять друг друга, не зря поэт неоднократно переносит черты быта человека на природу. Лирика Есенина остается самой ценной для русской литературы.

ТЕЗИСЫ РАБОТЫ

1. Сергій Єсенін – “дійсно народний поет”, за висловом Блока. Його народність полягає в змалюванні картин природи в його ліриці, у великій любові до Батьківщини. Поезія С.Єсеніна пронизана світлом щирої любові до всього живого на землі.

2. Художній світ творів С.Єсеніна дуже різноманітний. Аналіз його віршів підтверджує те, що він широко використовує поетичні засоби для розкриття їх ідейно-тематичного змісту. Один з них – “олюднення” неживих предметів та явищ. Прикладом є “деревинні мотиви” у віршах поета.

3. Поезії Сергія Єсеніна – це невеличкі замальовки, ліричні етюди сільського життя, розмаїття навколишньої природи. Поет мав надзвичайний талант наділення природи людськими рисами. Він відчуває себе частинкою природи, тане в ній.

4. Ритміка єсенівського вірша нагадує мелодійне багатство російської народної поезії.

5. Епітети, порівняння, метафори, уособлення – художні засоби, до яких поет прибігає майже в кожному своєму ліричному творі.

6. Художній образ має своєрідну, типово єсенівську структуру: порівняння двох предметів за спільною ознакою.

7. Вся система художніх образів поета збудована на почутті рухів і перевтілень, які відбуваються у світі на єдності людини з природою, усім живим на землі.

8. Поетизація природи, її чарівність, вміння бачити і чути все те, що оточує людину, розуміння природи – ось те, що читач відмічає у творах С.Єсеніна, що відчуває він у своїй душі, подорожуючи разом з поетом.

Творчество Сергея Александровича Есенина, неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу и пользуется огромным успехом у многочисленного украинского и зарубежного читателя. Стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, “неисчерпаемую печаль” которых умел он так эмоционально и так звонко передать. В нашу литературу Сергей Есенин вошел как выдающийся лирик. Именно в лирике выражено все, что составляет душу есенинского творчества. В ней полнокровная, искрящаяся радость юноши, заново открывающего удивительный мир, тонко чувствующего полноту земной прелести, и глубокая трагедия человека, слишком долго остававшегося в “узком промежутке” старинных чувств и воззрений. И если в лучших стихотворениях Сергея Есенина – “половодье” самых сокровенных, самых интимных человеческих чувств, они до краев наполнены свежестью картин родной природы, то в других его произведениях природы – отчаянье, тлен, безысходная грусть.
Александр Блок справедливо заметил, что “гений – всегда народен. В поисках истины он может заблуждаться, ошибаться, отрицать самого себя, вчерашнего, сжигать за собой мосты для возврата в прошлое, уничтожать свои рукописи. Гений не может одного: изменить своей земле, своему народу”.
У каждого из нас в душе свой образ великого поэта и человека Сергея Есенина, у каждого в сердце свои есенинские стихи. Все это так. Но мне особенно дороги произведения Есенина о природе. О земле русской, о ее полях и лесах, о реках и озерах, о небе и солнце, о ночи и утре, о березе и черемухе…

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затока,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Как удается поэту так необыкновенно прекрасно сказать о самом привычном явлении природы – рождении нового дня? Конечно же, на помощь приходят художественно-изобразительные средства: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения.… Давайте проследим, как удалось автору “влюбить” нас в утро. Вот дремлют звезды, улыбаются березки, крапива обрядилась перламутром и шаловливо шепчет: “С добрым утром!”. Все это олицетворения, помогающие представить нам неживые предметы и явления живыми существами, подобными человеку, его чувствам, эмоциям.
Краску в стихотворении плеснули эпитеты: золотые звезды, сонные березки, серебряные росы, яркий перламутр.

1.1 “Древесные мотивы” лирики в стихотворениях поэта.

Природа у Есенина антропоморфна: березки уподобляются девушкам, клен – подвыпившему сторожу, лирическому герою. Образ природы строится на ассоциациях из деревенского крестьянского быта, а мир человека раскрывается обычно через ассоциации с жизнью природы.
Центральным, всеобъемлющим понятием поэтических воззрений славян, согласно, А.Афанасьеву, является образ мирового древа или “древа жизни”, олицетворяющий собой мировую гармонию, единство всего сущего. Таков этот образ в народной поэзии, таков он и в поэтике Есенина, вот почему в центре многих стихотворений С.Есенина оказался образ дерева.
“Все от древа – вот религия мысли нашего народа… Древо – жизнь. Вытирая лицо свое о холст с изображением древа, наш народ немо говорит о том, что он не забыл тайну древних отцов вытираться листвою, что он помнит себя семенем надмирного дерева и, прибегая под покров ветвей его, окунаясь лицом в полотенце, он как бы хочет отпечатать на щеках своих хоть малую ветвь его, чтоб, подобно древу, он мог осыпать с себя шишки слов и дум и струить от ветвей рук тень-добродетель”, - писал С.Есенин в своем поэтико-философском трактате “Ключи Марии”.
В древних мифах образ дерева был многозначен. Древо, в частности, символизировало жизнь и смерть (цветущее или сухое), древние представления о вселенной (верх – небо, низ – подземное царство, середина – земля). Древо в целом могло сопоставляться с человеком (голова – вершина, уходящая в небо, ноги – корни, ощущающие крепость в земле, раскинутые руки, подобно ветвям, обнимаю мир вокруг). Итак, древо – мифологический символ, обозначающий вселенную, гармонию вселенной.
Впрочем, для Есенина уподобление человека дереву больше, чем “религия мысли”: он не просто веровал в существование узловой связи человека с миром природы, он сам себя чувствовал частью этой природы.
Есенинский мотив “древесного романа”, выделенный М.Эпштейном, восходит к традиционному мотиву уподобления человека природе. Опираясь на традиционный троп “человек-растение”, Есенин создает “древесный роман”, герои которого – клен, березы и ивы.
Очеловеченные образы деревьев обрастают “портретными” подробностями: у березы – “стан, бедра, груди, ножка, прическа, подол, косы”, у клена – “нога, голова”.

Так и хочется руки сомкнуть
Над древесными бедрами ив
.
(“Я по первому снегу бреду…”, 1917 г.).

Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О, тонкая березка,
Что загляделась в пруд?

(“Зеленая прическа”, 1918г.)

Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге.

(“Я покинул родимый дом…”, 1918г.).

По словам М.Эпштейна, “береза во многом благодаря Есенину стала национальным поэтическим символом России. Другие излюбленные растения – липа, рябина, черемуха”.
Из рассмотренных 339 стихотворений С.Есенина в 199 – есть упоминание того или иного дерева.
Береза наиболее часто становится героиней его произведений – 47. Далее идут ель (17), клен (15), черемуха, ива, сосна (14), липа (11), тополь, осина (10), рябина (9), верба (8), яблоня (7), сирень (6), ракита (5), калина (4), дуб (3), ветла (3), ольха, кедр (1).
Самые сюжетно протяженные, самые значимые в поэзии Есенина это все же березы и клен. Береза в русской народной и классической поэзии является национальным символом России. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев. В древних языческих обрядах береза часто служила “майским деревом”, символом весны.
В стихотворении “Зашумели над затоном тростники” идет речь о важном и увлекательном действе семицко–троицкой недели – гадании на венках.

Погадала красна девица в семик.
Расплела волна венок из повилик.

Девушки плели венки и бросали их в реку. По далеко уплывшему, прибившемуся к берегу, остановившемуся или потонувшему венку, судили об ожидавшей их участи (дальнее или ближнее замужество, девичество, смерть суженого).

Ах, не выйти в жены девушке весной,
Запугал ее приметами лесной.

Радостная встреча весны омрачена предчувствием приближающейся смерти “на березке пообъедена кора”. Дерево без коры погибает, а здесь ассоциация “березка - девушка”. Мотив несчастья усиливается использованием таких образов как “мыши”, “ель”, “саван”.
В стихотворении “Зеленая прическа”(1918 г.) очеловечивание облика березы в творчестве Есенина достигает полного развития. Береза становится похожей на женщину.

Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О, тонкая березка,
Что загляделась в пруд?

Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение – о березке или о девушке, потому что человек здесь уподоблен дереву, а дерево – человеку.
С образом березы тесно переплетается и тема Родины. Каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к России. Сила лирики поэта заключается в том, что в ней чувство любви к Родине выражается не отвлеченно, а конкретно, в зримых образах, через картины родного пейзажа.
Это можно увидеть в таких стихотворениях как “Белая береза”(1913 г.), “Возвращение на Родину” (1924 г.), “Неуютная жидкая лунность” (1925 г.).
Клен, в отличие от других деревьев, не имеет столь определенного, сформированного образного ядра в русской поэзии. В фольклорных традициях, связанных с древними языческими ритуалами, он не играл значимой роли. Поэтические воззрения на него в русской классической литературе в основном складываются в ХХ веке и поэтому еще не приобрели ясных очертаний.
Образ клена наиболее сформирован в поэзии С.Есенина, где он выступает как своего рода лирический герой “древесного романа”. Клен – это разудалый, слегка разухабистый парень, с буйной копной непричесанных волос, так как у него круглая крона, похожая на копну волос или на шапку. Отсюда и мотив уподобления, то первичное сходство, из которого развился образ лирического героя.

Оттого что тот старый клен
Головой на меня похож.

(“Я покинул родимый дом…”, 1918 г.)

В стихотворении “Сукин сын” (1984 г.) лирический герой грустит от ушедшей юности, которая “отшумела”,
Как подгнивший под окнами клен.
В народной поэзии гнилое или засохшее дерево – это символ горя, потери чего-то дорогого, что уже не вернуть.
Герой вспоминает свою юношескую любовь. Символом любви здесь выступает калина, с ее “горькой” семантикой, она сочетается к тому же с “желтым прудом”. Желтый цвет в суевериях народа является символом разлуки и горя. Поэтому можно сказать, что расставание с любимой девушкой уже было предначертано самой судьбой.
Клен или явор в этнологических преданиях славян дерево, в которое превращен человек (“заклят”). С.Есенин также антропоморфизирует клен, он предстает как человек со всеми присущими ему душевными состояниями и периодами жизни. В стихотворении “Клен ты мой опавший…”(1925 г.) лирический герой подобен клену своей разудалостью, он проводит параллель между собой и кленом:

И как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.
Ах, и сам я нынче что-то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойки.

Даже не всегда понятно, о ком идет речь в этом стихотворении, – о человеке или дереве.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.
Сам себе казался я таким же кленом…

Напоминая клен своей “беззаботно-кудрявой головой”, тополь вместе с тем аристократически “строен и прям”. Эта стройность, устремленность ввысь является отличительной чертой тополя, вплоть до поэзии наших дней.
В произведениях Есенина тополя тоже знак Родины, как и береза.
Прощаясь с домом, уезжая в чужие края, герой грустит о том, что

Уж не будут листвою крылатой
Надо мной звенеть тополя.

(“Да! Теперь решено…” 1922 г.)

Иву называют “плакучей”. Образ ивы более однозначен и имеет семантику меланхоличности.
В русской народной поэзии ива – символ не только любовной, но и всякой разлуки, горя матерей, расстающихся со своими сыновьями.
В поэзии С.Есенина образ ивы традиционно ассоциируется с грустью, одиночеством, с разлукой. Эта грусть по прошедшей юности, по утере любимого человека, от расставания с Родиной.
Например, в стихотворении “Нощь и поле, и крик петухов…”(1917 г.)

Здесь все так же, как было тогда,
Те же реки и те же стада.
Только ивы над красным бугром
Обветшалым трясут подолом
.

“Обветшалый подол ив” – прошлое, старое время, то, что очень дорого, но то, что больше никогда не вернется. Разрушенная, исковерканная жизнь народа, страны.
В этом же стихотворении упоминается и осина. Она подчеркивает горечь, одиночество, так как в народной поэзии всегда является символом печали.
В других стихотворениях ива, как и береза, является героиней, девушкой.

И вызванивают в четки
Ивы – кроткие монашки.

(“Я по первому снегу бреду…”, 1917 г.)

Сентябрь - это осень, а осень жизни это скорый приход зимы – старости. Этот “возраст осени” герой встречает спокойно, хотя и с небольшой грустью об “озорной и непокорной отваге”, потому что к этому времени он приобрел жизненный опыт и на окружающий его мир смотрит уже с высоты прожитых лет.
Все то, чем дерево выделяется среди других форм растительности (крепость ствола, могучая крона), выделяет дуб среди других деревьев, делая как бы царем древесного царства. Он олицетворяет собой высшую степень твердости, мужества, силы, величия. Высокий, могучий, цветущий – характерные эпитеты дуба, который у поэтов выступает как образ жизненной мощи.
В поэзии С.Есенина дуб не такой постоянный герой, как береза и клен. Дуб упоминается всего в трех стихотворениях (“Богатырский посвист” 1914 г., “Октоих” 1917 г., “Несказанное, синее, нежное…” 1926 г.).
Этот дуб как бы обобщает все то, о чем хотел написать поэт в этом произведении, то, что семья – это самое главное, что может быть у человека.
Образ “семьи” здесь дан в более широком смысле: это и “отчий край”, и “родные могилы”, и “отчий дом”, то есть все, что связывает человека с этой землей.
Хвойные деревья передают иное настроение и несут иной смысл, чем лиственные: не радость и грусть, не различные эмоциональные порывы, но скорее таинственное молчание, оцепенение, погруженность в себя.
Сосны и ели представляют собой часть угрюмого, сурового пейзажа, вокруг них царит глушь, сумрак, тишина. Несменяемая зелень вызывает ассоциации хвойных деревьев с вечным покоем, глубоким сном, над которым не властно время, круговорот природы.
Эти деревья упоминаются в таких стихотворениях 1914 года, как “Не ветры осыпают пущи…”, “сохнет стаявшая глина”, “Чую радуницу божью…”, “Ус”, “Туча кружево в роще связала”(1915 г.).
В стихотворении Есенина “Пороша” (1914 г.) главная героиня – сосна выступает как “старушка”:

Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку…

Лес, где живет героиня, сказочный, волшебный, тоже живой, как и она.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна…

С другим сказочным, волшебным лесом мы встречаемся в стихотворении “Колдунья” (1915 г.). Но этот лес уже не светлый и радостный, а наоборот грозный (“Роща грозится еловыми пиками”), мрачный, суровый.
Ели и сосны здесь олицетворяют злое, недоброжелательное пространство, нечистую силу, живущую в этой глуши. Пейзаж написан темными красками:

Темная ночь молчаливо пугается,
Шалями тучек луна закрывается.
Ветер – певун с завыванием кликуш…

Итак, рассмотрев “древесные мотивы” в произведениях С.Есенина, мы видим, что стихи С.Есенина проникнуты ощущением неразрывной связи с жизнью природы. Она неотделима от человека, от его мыслей и чувств. Образ древа в творчестве Есенина предстает в том же значении, что и в народной поэзии. Авторский мотив “древесного романа” восходит к традиционному мотиву уподобления человека природе, опирается на традиционный троп “человек-растение”.
Рисуя природу, поэт вводит в рассказ описание человеческого быта, праздников, которые так или иначе связаны с животным и растительным миром. Есенин как бы переплетает эти два мира, создает один гармоничный и взаимопроникающий мир. Он часто прибегает к приему олицетворения. Природа – это не застывший пейзажный фон: она горячо реагирует на судьбу людей, события истории. Она любимый герой поэта.

Мир человека и мир природы в поэзии Есенина один и неделим. Отсюда полноводье чувств и мудрость мысли, естественная их слитность, сопричастность в образной плоти стиха; отсюда прозрение, нравственная высота есенинской пейзажной лирики. Огромен диапазон мыслей и чувств заключает в тех стихах поэта, где природа едва ли не основной главный герой. При этом не перестаешь удивляться, как меняются краски, картины природы, масштабность виденья поэтом вечно изменяющегося мира, наконец, выразительнейшая метафорическая образность стиха, от движения времени, истории, от нравственных, социальных и политических бурь, от потрясений на его родной земле, с его родным народом:

Понакаркали черные вороны:
Грозным бедам широкий простор.
Крутит вихорь леса во все стороны,
Машет саваном пена с озер.
Грянул гром, чашка неба расколота,
Тучи рваные кутают лес,
На подвесках из легкого золота
Закачались лампадки небес.

Так, используя метафоры, Есенин показал нам 1914 год, начало первой мировой войны.
Вообще, как мне кажется, в стихотворениях Есенина о природе можно проследить историю страны. В тяжелые, трудные дни революции, в годы гражданской войны рождаются печальные строки. Мы видим в них сдержанные краски, иную образность, слышим иной настрой чувств.

Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез.
………………………………
На тропу голубого поля
Скоро выйдет железный гость.
Злак овсяный, зарею пролитый,
Соберет его черная горсть.

Грустное, печальное, безнадежное настроение поэта передают эпитеты: последний поэт, прощальная обедня, железный гость, черная горсть. Но как ни хороша “стальная Русь” сердце Есенина болит, тоскует по “рязанским раздольям”, по “полевой России”, в которых он видит истинную красоту родной земли. И нет противоречия. Ибо человек и природа, человек и родина – вечные темы поэзии, основными они стали и в творчестве Есенина. Людям, как отмечал А.Т.Твардовский, нужна “и та, и та” красота.
И Есенин уже тогда, в двадцатые годы, “во время бурь и революций”, не только почувствовал, но и сумел сохранить для будущего, для потомков красоту родной природы, русских раздолий, простоту русского человека. Только поэт, душа которого чиста, как родник, а сердце полно неисчерпаемой любви и милосердия ко всему живому в мире, только человек, твердо верящий в ту неизменную истину, что “мир - прекрасен”, мог подобрать такие чистые, родниковые слова-эпитеты, говоря о Родине:

Отговорила роща золотая,
Березовым веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком
.

Есть и олицетворение, свидетельствующее о том, что для Есенина мир природы – это живой мир, с которым он общается, который понимает его, а поэт понимает природу.

И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком…
Скажите так… что роща золотая
Отговорила милым языком.

Осень в природе сравнивается с “осенью” в душе лирического героя. Этот мотив ушедшей юности вводится предложением “отговорила роща золотая”. Лирический герой, с одной стороны, принимает жизнь такой, какая она есть:

Кого жалеть? Ведь каждый в мире – странник.
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

А с другой – его мучают воспоминания о юности, о которой он думает не без сожаления:

Я полон дум о юности веселой…

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

И, несмотря на эти слова, действительность для него вовсе не привлекательна:

Стою один среди равнины голой, А журавлей относит ветер в даль.

Юность же в памяти лирического героя осталась как “цветы”. Повторяющееся слово “не жаль” еще больше подчеркивает чувство утраты. Все эти эпитеты, сравнения и метафоры здесь существуют не только для красоты форм, но и для того, чтобы полнее выразить отношение героя к уходящей молодости: журавли теперь пролетают “печально”, конопляник “грезит”, дерево “роняет тихо листья”. Природа и лирический герой в этом стихотворении неразрывно связаны. Все перемены, происходящие в природе, можно наблюдать и в жизни человека, который не только является ее частью, но и должен слиться с нею, чтобы достичь гармонии с миром.

Пейзажная лирика Есенина – это своеобразные зарисовки, лирические этюды, в которых отражена красота природы, такой близкой, знакомой и родной. Художественно-изобразительные средства (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения) помогают читателю почувствовать себя частью природы и затеряться в ней. Березки, ветер, звезды – все дышит, движется, растет и радуется солнышку на земле. Читая о них, хочется жить, потому что стихи поэта наполнены мелодией, богатством народно-песенных традиций народа. Да и для Сергея Есенина глагол “петь” синонимичен слову “писать”.
Анализирую произведение, мы увидели, как тонко создан в есенинском творчестве образ природы. Художественно-изобразительные средства помогают увидеть в каждом стихотворении настроение поэта. Художественные детали в пейзаже обостряют чувства и мысли, отражают их глубину, движение. Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения помогают увидеть переживания поэта от приглушенно-грустного до тревожно-драматического. Иногда прозаическое звучание заставляет задумываться каждого, кто читает стихи С.Есенина, над собственным отношением к природе, научиться ее слушать и видеть.
Естественно, что эта работа не смогла охватить все то богатство и многообразие художественно-изобразительных средств, которыми наполнены стихи поэта.
В пейзажной лирике Сергея Есенина – прошлое, настоящее и будущее поэта. Оно связано поэзией, художественными средствами, которые создают самые различные образы и чаще всего – образ пустоты, скорби, неудовлетворения, грусти.

На роботу учениці 11-го класу гімназії міста Генічеська Звєрєвої Олени на тему: “Средства изображения пейзажа в лирике С.А.Есенина”

Робота Звєрєвої Олени – перше дослідження ученицею складних літературних процесів літератури “срібної доби” в Росії. Вона вивчала та аналізувала різні літературні джерела та твори С.Єсеніна, щоб відтворити поетичний світ віршів, який характеризується довершеними художніми засобами.
Робота виконана згідно з вимогами. Оформлена вірно. Матеріал викладено Науково, грамотно, лаконічно, доступно.
Викладена література, яка допомогла автору послатися на факти та приклади, наведені, як докази своїх висновків.

Парнюк О.А., учитель російської літератури, учитель вищої категорії, учитель-методист.

Сочинение

Мы все любим родную природу. Наверное, мы рождаемся с этим чувством, ведь человек - часть природы, а как можно не любить и не восхищаться тем, частью чего являешься ты сам? Мы можем часами любоваться красотой заходящего солнца, восхищаться необыкновенными красками, которыми окрашивается мир летним утром, с замиранием сердца вглядываться в звездное ночное небо, вслушиваться в шум дождя за окном и шелест травы. Но для того, чтобы рассказать о красоте окружающего мира людям, мало просто видеть и чувствовать ее, нужно обладать настоящим талантом. Именно таким талантом обладал С. А. Есенин.

Пейзажная лирика поэта наполнена звуками и запахами его любимого «задумчивого и нежного» края - средней полосы России: шумят тростники, « кадит черемуховый дым », «вода шумит за мельницей крылатой», «сонный сторож стучит… колотушкой», где-то вдалеке слышится песнь соловья. В стихотворениях Есенина отразились его личные настроения, и потому природа в них так переменчива: то весела, то грустна, то плачет, то смеется, то приговаривает, то звенит и поет. Но чаще всего поэта «грусть вечерняя» «волнует непреодолимо», что делает его произведения не-обыкновенно лиричными и проникновенными.

Природа родного края звенит, как натянутая струна, душа поэта звенит от пронзительной любви к родному уголку. Колокольчиком дразнил девичий смех, раздается «белый перезвон» берез, вызванивают ивы, «со звонами» плачут глухари, а сам поэт бродят в «чаще звонкой» и, поклоняясь родным корням, тихо молится « под звон надломленной осоки». Есенин часто рисует природу разноцветными красками. В его стихах брызжет и переливается синее, голубое, зеленое, рыжее, золотое… Вокруг расстилается мягкая зелень полей, алеет свет зари, голубеет небесный песок, синеют горы.

Пейзажи Есенина одухотворены: «дремлет взрытая дорога», которой «примечталось», что «совсем-совсем немного ждать зимы седой осталось», говорит «березовым языком» золотая роща, глядят в «розовую воду осинки, «поет» и «аукает» зима, «кудрявый сумрак за горой рукою машет белоснежной». Каждое стихотворение наполнено неповторимыми запоминающимися образами, удивляющими своей новизной. Читая стихотворения Есенина, мы всегда с удивлением отмечаем что-то новое, чувствуется его необычный взгляд на привычные вещи и предметы. Природа изображена сияющей, многоликой: «загорелась зорька красная… полоса явилась ясная в… блеске золотом», «блестит роса на крапиве», «рыжий месяц жеребенком » запрягается в сани, а « седины пасмурного дня плывут, всклокоченные, мимо».

Стихотворения этого замечательного русского поэта никогда не перестанут радовать нас и притягивать своей удивительной душевностью, любовью к жизни, к родине, ко всему живому.

Есенин - представитель нового, постнекрасовского поколения крестьянской и пейзажной лирики. Поэзия Есенина - источник глубоких раздумий над многими социально-философским проблемам: история и революция, деревня и город, жизнь и смерть, государство и народ, народ и отдельная личность, и то, что интересует нас более всего - природа и человек. Выражение глубоких человеческих чувств через картины природы - самая характерная особенность есенинской лирики. Есенинская лирика невероятно наполнена душой, движением. Она очень многогранна. Открытость стиля, напор, размах, чувства, преобладающие над рационализмом, “буйство глаз и половодье чувств” “Не жалею, не зову, не плачу” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах Художественная литература. М. 1961 г. - ее эмоциональные визитные карточки. Выражая себя передачей образов предельно лаконично, но, тем не менее, максимально живописностно, его лирика заставляет нас задуматься о том, как удавалась Есенину такая передача образа. Как удавалось чувствовать себя “одноногим кленом”, ощутить как “увял головы моей куст” “Хулиган” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах Художественная литература. М.1961 г.? Но лирика Есенина не была лишь лирикой природы. И если образность свою растил он на природе, чувственность в своей натуре, то убедительность нашел в своей эпохе. В его поэзии жило и время. Бурное время войн и революций, неопределенность, витавшая в воздухе, не могла не отложить свой отпечаток на поэзию неравнодушного к судьбам Родины человека. Она проникнута и пониманием того, что близок конец той Руси, в которой он был рожден, патриархально-замшелой, дремучей, той, которую он чувствовал. Пониманием жесткости нового. Пониманием того, что ту Россию не вернуть уже состраданием "ко всему живому на земле". Тот, кто живет в лирике Есенина, его лирический герой сложен. Его характер драматичен, а зачастую и даже трагичен. Он, этот герой существует на той точке судьбы страны, когда меняется не только страна, но и вековой уклад, строй общественной мысли. Поэзия Есенина подчиняет нас себе, не отпускает ни шаг. Ее эмоциональный, душевный танец стиха невероятно сплетен с четким внутренним ритмом. Как бы это не прозвучало, но он был подлинно вдохновенным певцом родной земли, ее природы. Первые публикации стихов молодого, неизвестного поэта в печати датируются 1914 годом. Затем появляются сборники его стихотворений "Радуница" (1916) и "Голубень" (1918). Этими книгами Есенин открыл читателю очарование и волшебство среднерусской природы, сокровенный мир своего лирического героя. У Есенина был редчайший дар слышать почти неслышные, тишайшие колебания природы. Он мог слышать “звон надломленной осоки” и то, как “нежно охает ячменная солома” “О красном вечере задумалась дорога” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961 г.. Красота его поэтического видения природы, ее “очеловечивание”, заставляет любого увидеть это вместе с ним. Черемухи “в белых накидках”, “пригорюнившиеся девушки-ели”, “зеленокосая березка”, “клен на одной ноге”, “ звезды-ласточки”. Весь этот мистический, тихий сказочный лес растет по всей его необъятной “голубой Руси”, как образец абсолютной, в своей уникальности, метафоричности образа. Человек, сумевший вырастить этот лес и населивший его “плачущей метелью”, “осенью, рыжей кобылой, чешущей гриву”, “схимником-ветром” - тончайший лирик, человек природы, нашедший, и понявший ее душу. Прием олицетворения, самый частый прием к которому прибегал Есенин в своей природной лирике, сделал его манеру совершенно неповторимой, недоступной, практически, для копирования. Есенина ни в коей мере не стоит именовать только пейзажистом, певцом родных кущ и долин. Это был всеобъемлющий поэт, с огромным пониманием общности и цельности мира, поэт очень трагичной судьбы. Чего стоит одна его смерть. Но этот же человек, поэт, упивался жизнью, любил жизнь так сильно, без всякой оглядки на людское мнение. Этот же самый человек в своей яростной любви был поэтически наблюдателен, точен, отмечая, запечатлевая в насыщенном образе секундное проявление красоты или нежности. Особенно, природной красоты. Насколько точными красивыми образами он мог наполнить простые, казалось бы, и незатейливые вещи, окружавшие его - вспомним стихи, которые он сам назвал первыми:

“Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосет” “Там, где капустные грядки” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. . 1961 г.

Потрясающе красиво и чувственно, но с тем настолько просто. Здесь начинают жить, двигаться абсолютно все поэтические объекты, все образы. Такой динамики картин природы, как у Есенина, не было в русской пейзажной лирике ни до, ни после Есенина. Природа у Есенина наполнена цветом, красок бесчисленное множество, палитра очень широка. В ней присутствуют малейшие оттенки цветов. Есть и гармоничные, легко сочетаемые и резко контрастные: “горят серебряные росы” “С добрым утром!” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.:Художественная литература. . 1961 г., “злато-карий омут”, “золотое гниенье в полях”, “пожар голубой”. Все как будто светиться, играет, преломляясь в лучах солнца или искрясь под луной. Но основные есенинские цвета - голубой и синий. Эти цвета у Есенина создают атмосферу радости бытия. Путем простой выборки, я попробовала посчитать у Есенина слова имеющие основой своей голубой цвет или синий. Начала и перестала, осознав, что только на одной странице пятитомника их может попасться до трех. Эти цвета, цвета неба, цвета необъятной безмятежности подчеркивают, усиливают глубину образа. В синем есть какая-то пронзительность и бесконечный простор. Возможно, для Есенина этот цвет был чем-то большим, чем просто цвет, может быть, он был для него каким-то воспоминанием из детства, или символизировал собой огромную, необъятную Россию. Мне представляется, что для Есенина, “синь” - это все. Все, что дышит и все, что живет; то, что раньше называли “эфир”. “Синь то дремлет, то вздыхает” “Сохнет стаявшая глина” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. 1961 г.. Голубой - это цвет нашей планеты, цвет земного шара. Любое сравнение, любая метафоричность, символизм, а синий цвет был для Есенина, вне всякого сомнения, символичен, существуют у него не сами по себе, не ради красоты слога. Он использует их лишь едино для того, чтобы полней передать свои чувства, их эмоциональный строй, порыв. Русь ли у него голубая “Я покинул родимый дом” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961 г. или же “синь сосет глаза” “Гой ты, Русь моя родная” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. 1961 г., но это всегда красиво и представляемо:

“На плетнях висят баранки

Хлебной брагой льет теплынь.

Солнца струганные дранки

Загораживают синь” “На плетнях висят баранки” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961 г.

Еще, конечно же, был золотой цвет, но это отдельная, личностная часть есенинской поэтической гаммы. Этот цвет был для него связующей, почти друидической нитью между ним и природой, осенью, увяданием листвы на деревьях. Мысль об изначальном, глубинном единстве человека и природы неоспорима для Есенина. Она - одна из главных движущих сил его поэзии. Корни этой поэзии - народные. У древних славян, как и у кельтских народов, деревья почитались за живые существа. Да и быт сильно зависел от дерева. Обувь, посуда и другие предметы обихода были сделаны из древесины. “Всё от древа - вот религия мысли нашего народа” - говорил Есенин: “все мы яблони и вишни голубого сада” “Певущий зов” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961 г. Поэтому, не удивительно, что основным, “сквозным” образом всей его поэзии стала сама природа, олицетворенная в деревьях, наиболее, визуально, напоминающих человека (крона-голова, ствол-тело, ветви-руки). Есть два оживленных Есениным образа, которые он пронес через всю свою поэтическую жизнь. Это - клен и береза. Есенинская береза многоцветна и абсолютно жива: “Березки! Девушки-березки!” “Письмо к сестре” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961 г.. Она может быть “зеленокосой”, белой - “строен и бел, как березка” “К теплому свету, на отчий порог” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. 1961, “береза-свечка”, также голубой, ходячей, любой. Именно береза, стала одним из начальных мостиков от Есенина к читателю. Первым напечатанным стихотворением для Есенина стала именно - “Береза”, появившееся в детском журнале “Мирок” в 1914 г. Прожив в лирике Есенина всю его поэтическую жизнь, береза превратилась для Есенина из просто девушки в некий абсолют нежности, тишины, покоя и умиротворения: “И березами заплаканный наш тракт” “Пугачев” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961 г., “березовый шорох теней” “Я помню, любимая, помню” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961 г.. Есенинская береза, пожалуй, один из самых прекрасных поэтических образов в русской поэзии, олицетворяющий собой девушку, женщину:

“Вернулся я

В родимый дом

Зеленокосая,

В юбчонке белой

Стоит береза над прудом” “Мой путь” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. 1961 г.

Ветви березы для Есенина могут совершенно разными. То это “шелковые косы”, то “зеленые сережки”. Ствол березы мог оборотиться нежнейшим “белым молоком” или стать “белым ситцем”, “холщовым сарафаном”. Можно увидеть, что береза для Есенина, это абсолютный прообраз женского в природе и жизни, а также ниточка, связывающая его с малой родиной. Конечно, использование образа березы, наиболее характерно для раннего периода творчества Есенина. Но этот образ не покидает есенинскую лирику всю его жизнь. Он возникает и в совсем позднем его творчестве. Он появляется каждый раз, когда поэт обращается к родным местам, к малой родине, Константиново: “Письмо к сестре”, “Мой путь”, “Ты запой мне ту песню, что прежде”. Второй потрясающий образ, созданный Есениным, это - клен. Но это образ очень личный, не мужской вообще, а применяемый к себе, к своему эмоциональному миру, к собственным переживаниям. Нет, это не поэтический двойник поэта. Это - друг. Единство человека и природы, в изображении Есенина, может быть практически автопортретным: “ах, увял головы моей куст” “Хулиган” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. 1961., “тот старый клен головой на меня похож” “Я покинул родимый дом” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. 1961, “сам себе казался я таким же кленом” “Клен ты мой опавший, клен заледенелый” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. 1961.. “Кленонечек” появляется в первых же стихотворениях Есенина и, претерпевая различные метаморфозы, болезни, старение доходит до конца творчества, становясь совсем осязаемым в потрясающем стихотворении “Клен ты мой опавший”. Как правило, в поэзии Есенина, клен появляется там, где поэт затрагивает тему человека, сбившегося с пути. Там, где человек скандалит, болеет душой, тоскует: “Не жалею, не зову не плачу”, “Сукин сын”, “Серая, хмурая высь”, “Поэма о 36”, “Сорокоуст”, и т.д. Создавая этот образ, поэт стремился сблизить реальность и образность. Поэтому иногда он характеризует клен прилагательными в прямом их смысле: (старый, опавший, подгнивший, маленький и т.д.), а часто одушевляет его, рисуя метафорически: (клен на одной ноге и т.д.) С помощью несогласованных определений (клен на одной ноге), поэт наделяет дерево-образ большей жизнью. Клен такой же живой участник сцены, как и береза: “клены морщатся ушами длинных веток” “Русь советская” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах Художественная литература. М. 1961..

Это стремление очеловечить природу глубоко корнями своими уходит в народный фольклор. Все народные, старинные метафоры строились на стремлении человека сделать понятными для себя природные явления, “одомашнить” саму природу. Сделать их кем-то, с кем можно поговорить, попросить заступничества. Если взять русские народные сказки, то едва ли не в каждой другом и помощником человека являлась природа. Пейзажную лирику Есенина, если ее можно полностью назвать таковой, как раз таки, на мой взгляд, в первую очередь и характеризует ее некоторое отличие в понимании, чувствовании природы, нежели у многих русских поэтов и писателей, оперировавших в своем творчестве образами русской природы. В его поэзии гораздо сильней момент самого русского фольклора. Есенин часто заимствует известный народный прием описания природы; берутся несколько явлений или вещественных объектов или животных и соединяются в одном образе: “изба-старуха челюстью порога” “О красном вечере задумалась дорога” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах Художественная литература. М. 1961., “Месяц, всадник унылый, уронил повода” “Покраснела рябина” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах Художественная литература. М. 1961.. Сам Есенин подобный способ объединения называл “заставкой”. Развив “заставку” поэт мог построить целую цепочку поэтических образов, нанизывая их друг на друга, и создавая бесконечнечное повествование, прервать которое мог только он по собственному усмотрению:

“Мудростью пухнет слово,

Вязью колося поля.

Над тучами, как корова,

Хвост задрала заря.

Вижу тебя из окошка,

Зиждитель щедрый,

Ризою над землею

Свесивший небеса.

солнце, как кошка,

С небесной вербы

Лапкою золотою

Трогает мои волоса” “Преображение” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. 1961 ..

Многие из подобных “заставок”, вернее основ для “заставок” Есенин брал напрямую из русских загадок, из народной мифологии: (месяц - всадник, небесный сеятель, ветер - конь), и создавал свой, неповторимый мир народно-поэтических образов. Обычное для народной лирики одушевление пейзажа, живые параллели в творчестве Есенина играют меньшую роль, чем найденные им самим способы лирической интерпретации образа. Но все равно, народная-поэтическая “подпитка”, даже будучи творчески развита и переработана Есениным, оставалась главенствующей при создании поэтических образов. Налицо присутствует мифологичность, та древняя, языческая, шаманская суть Руси. Природа тогда являлась для человека независимой, грозной, но, одновременно и очень близкой, доброй силой. Силой, которая могла наказать, но и могла любить нежно, как любит мать ребенка:

“Родился я с песнями в травном одеяле,

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,

Сутемень колдовная счастье мне пророчит” “Матушка в купальницу” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. 1961.

Это напоминает народную песню-заклинание. В творчестве Есенина ощущается то древнее отношение к природе, когда человек был с ней на равных и не пытался лишь покорять и управлять ею. Есенин почти каждым своим стихотворением признает природу за живое существо. Еще одним подтверждением прямой связи есенинской лирики со славянской, народной языковой традицией может служить обильное применение народной лексики. Вот небольшая часть диалектизмов, которые часто встречаются в его раннем творчестве: “жамкать” (жевать), "булдыжник” (буян), “корогод” (хоровод), “плакида” (плакальщица), “cутемень” (сумерки), “еланка” (поляна). Интересен также выбор глаголов Есениным. Не считая прямых глаголов, отражающих действие, по есенинским стихам разбросаны “озвученные глаголы”, лес “взвенивает”, река воркует, тучи “ржут”, звезды “щебетнули”. Есенин полностью ощущает самостоятельность природы, ее одушевленность. Особенно сильно это звучит там, где природа является единственным героем:

“Схимник-ветер шагом осторожным

Мнет листву по выступам дорожным

И целует на рябиновом кусту

Язвы красные незримому Христу” “Осень” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. М. 1961.

“Осень”, вообще, одно из самых живых, в смысле, природно-живых стихотворений Есенина. Осень здесь совершенно точно нарисована и цветом “рыжий”, “рябиновый”, и воплощенным образом “рыжая кобыла - чешет гривы”. Здесь Есенин просто внутренний наблюдатель, он ощущает себя частью природы, ее учеником и добрым соседом. Он един с нею. Он не рисует ее, он не пейзажист, он не пасторальный, сладкий поэт, восхищающийся лишь красотами заката, и птичкой на ветке. Он как бы живет в ней:

“Позабыв людское горе,

Сплю на вырубках сучья.

Я молюсь на алы зори,

Причащаюсь у ручья”“Я пастух, мои палаты…” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961.

Поэтому-то у него и нет чисто пейзажных стихов. Пейзаж для Есенина это не просто способ иллюстрировать чувства, которые владеют поэтом. Природа для него близкое существо, чей чувственный, эмоциональный окрас совпадает с есенинским. Природа и человек существуют рядом, живут бок о бок, они друзья. Ощущая вечность, повторяющийся цикл жизни и смерти, природа, вместе с Есениным спокойны. Они не пытаются вмешиваться в естественное течение жизни:

“Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом” “Не вернусь я в отчий дом” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961.

Из всего вышесказанного логически вытекает вывод, что поэт, так боготворивший родную природу и столь вдумчиво изучивший фольклор народа, ценил свое отечество превыше всего на свете. Любовь к природе, к родным рязанским полям, к его "стране березового ситца", понимание своего собственного происхождения, своих истоков и корней превращает лирику Есенина в огромную поэму о доме, о России, и о природе, как части ее. Значимость есенинской лирики состоит в том, что в ней чувство любви к Родине выражается не отвлеченно и риторически, а конкретно, в зримых и четких пейзажных образах:

“О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску” “Запели тесаные дроги” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961.

На мой взгляд, немногим удавалось так проникновенно и так образно как он писать о России. Так пишут о любимой женщине, о матери, о живом. А в этих стихах Русь и предстает перед нами живой, способной тосковать, испытывать боль. Есенин - сын России, сострадающий своей "стране березового ситца", наполненной “синью”, и живущий в ней. И всегда эта “синь”, “синь, упавшая в реку” подчеркивает момент его слияния с Россией и ее природой. Он, как человек, испытавший много тягот и несчастий, но познавший и великое счастье любви, понимает, что и в самую тяжкую минуту, или в минуту абсолютной человеческой радости, Родина, родная природа это то, что всегда разделит с тобой и счастье и горе. Ты в любую минуту повернешься к ней и будешь принят:

“Но более всего

Любовь к родному краю

Меня томила,

Мучила и жгла” “Стансы” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961.

Есенин понимает, что уход от природы, от родины, от своих корней трагичен. Однако трагизм судьбы Есенина в том и состоит, что, будучи мощней творческой единицей, он, как и каждый, по-настоящему большой художник был равно велик и в силе и в слабости. Сознавая пагубность этого отрыва, он не смог противостоять ему, как персонально, так и под давлением обстоятельств. Со временем есенинские строки начинают приобретать фатальный оттенок:

“Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком” “Не жалею, не зову, не плачу” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература. 1961.

Можно проследить, почувствовать, как постепенно, к Есенину приходит ощущение вечного кругового, повторяющегося течения жизни, и неизбежности смерти как непреложного закона этой жизни. В последние годы своей жизни Есенин странно раздвоен. На Востоке в его отображении природы играет покой, весна “свет вечерний шафранного края, тихо розы бегут по полям” “Свет вечерний шафранного края” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961.. Мир наполнен “молчащими ночью кипарисами” “Отчего луна так светит тускло” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961 ., лепестками роз, что “как светильники горят” “Голубая родина Фирдуси” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961., “запах олеандра и левкоя” разлит в воздухе. Картина родной природы совершенно противоположна. Там грустное мелколесье, там зима и метель, природа как бы спит. Особенно пронзительно выглядит стихотворение “Клен ты мой опавший, клен заледенелый”. Есенин отождествляет родной пейзаж с местом, где царят “мерзлые осины”, “застывшие березки”, где “березы в белом плачут по лесам”, там на липах не цветы, там на “липах снег и иней”, там приходится “чтить метель за синий цветень мая” “Может поздно, может, слишком рано” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах Художественная литература. М. 1961 .. Лирика Есенина “холодеет”. Она становиться почти надрывной. Уходит из нее лето, вместо золотого и голубого, вместо вечной “сини” все постепенно становиться белым, снежным иногда. Березы застывают, его любимый клен стоит “заледенелый”, да и не клен это уже, а “просто столб позорный - на нем бы вешать, иль отдать на слом” “Метель” С.Есенин. Собр. соч. в 5 томах - М.: Художественная литература.. 1961.. Природа как бы застывает. Природа здесь, она никуда не делась, но в ней нет того бурного движенья, нет динамики, что была раньше. Все приходит к концу. Описание природы напоминает собственную эпитафию:

Снежная равнина, белая луна,

Саваном покрыта наша сторона.

И березы в белом плачут по лесам.

Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

Есенинская природа прошла вместе с ним все жизненные циклы - весну, лето, осень, навсегда остановившись в точке зимы. Творческое наследие С. А. Есенина очень близко сегодняшним, возрождающимся представлениям о мире и природе, где человек - только частица живой природы, не противостоящая ей, а зависящая от нее и живущая с ней. Чувство природы, ощущение нахождения в ней человека, единства мира, это поэтическое завещание Есенина. Попадая в мир его поэтических образов, мы вольно, или невольно, можем почувствовать себя братьями и сестрами березы, клена, рябинового куста, разного "зверья", бескрайного поля, месяца и солнца. Заимствовав у народа, в народной мифологии и фольклоре его любовный, трепетный взгляд на природу, Есенин развил его и смог донести до нас, перевел то, что чувствовали наши предки, понимая и чувствуя природу как себя самих. Его образ природы, помогает нам, в большей степени ощущать себя людьми и не терять человечность.