Современные педагогические технологии в дополнительном образовании. Современные педагогические технологии в общеобразовательной школе

Между технологическим и методическим подходами к учебно-воспитательному процессу формально отсутствуют противоречия. Однако их оценка разными учеными осуществляется по-разному. Одни исследователи говорят о том, что методика воспитания - понятие более широкое, чем технология. Другие поддерживают обратную точку зрения. В частности, ученые рассматривают учебно-воспитательные технологии в широком смысле, включая в них и технику. Последняя, в свою очередь, предполагает овладение преподавателем определенными методиками. Рассмотрим далее, что собой представляют современные технологии воспитания. В статье будут рассмотрены их признаки, формы, особенности.

Педагогическая практика

В рамках методики изучаются средства и приемы взаимодействия преподавателя и детей. При этом они не выстраиваются по конкретному алгоритму, в определенной логической последовательности. Воспитательные педагогические технологии отличаются от методики нацеленностью на заданный диагностируемый результат. Вместе с этим они не сводятся к воспроизведению действий по точному алгоритму. Это обуславливается тем, что педагогическая практика предполагает творчество преподавателей и детей в определенных рамках. В соответствии с еще одним подходом к дифференциации этих явлений, методика рассматривается преимущественно как система деятельности специалиста. Воспитательные педагогические технологии, кроме этого, описывают и поведение детей. Методика отличается "мягким" рекомендательным характером. Технологии воспитательные более жестко иллюстрируют последовательность действий преподавателей и детей, отступление от которой может создать препятствия для достижения запланированных показателей. Методики в большей степени основываются на интуиции, личных качествах специалиста, существующих образовательных традициях. В этой связи их достаточно проблематично воспроизводить.

Технологии воспитательные: понятие

Определение можно рассматривать с различных сторон. В классическом виде технологии воспитательные представляют собой компоненты преподавательского мастерства, предусматривающие профессиональный, научно обоснованный выбор определенного операционного влияния специалиста на ребенка в рамках его взаимодействия с миром. Эти элементы деятельности позволяют сформировать у детей отношение к окружающему. Технологии воспитательные должны гармонично сочетать в себе свободу индивидуального проявления и социокультурные нормы. Эти преподавательские компоненты формируют определенную систему. Она способствует установлению таких взаимодействий между участниками процесса, при которых в ходе непосредственного контакта достигается запланированная цель. Она заключается в приобщении детей к культурным общечеловеческим ценностям.

В статье говорится о том, что сегодня, в условиях модернизации российского образования для учителя очень важно идти в ногу со временем. Это значит быть компетентным в вопросах использования Интернета и мультимедиа технологий, что предполагает постоянное самообразование. Использовать эти современные технологии необходимо не только во время уроков, но и во внеурочной деятельности, а также как удобное средство коммуникации (электронная почта, чат и др.).

Другое важное использование Интернета и мультимедиа технологий - это повышение профессиональной компетенции педагога.

Сегодня, в условиях модернизации российского образования для учителя очень важно идти в ногу со временем, быть современным и коммуникабельным. Поэтому особенно актуальным становится использование в работе Интернета и мультимедиа технологий. Они существенно меняют роль учителя. Педагог перестает быть просто урокодателем, он превращается в координатора учебного процесса, который способен решать не только управленческие задачи, но и творческие, креативные, определять основные направления индивидуальной или групповой самостоятельной деятельности учащихся с использованием мультимедиа.

Интернет - демократическая среда, где каждый может разместить любую информацию. При организации учебного процесса в интегрированной информационной среде учащиеся в поисках дополнительного материала могут встретиться с информацией не совсем грамотной, бесполезной, а то и просто вредной для их душевного, психического здоровья. Вот почему постоянно необходимо работать над формированием критического мышления. При разработке рекомендаций к поиску дополнительных источников, преподавателю самому необходимо четко знать возможные трудности и опасности в информационном и психологическом плане. Перед учителем ставится задача не только отследить материал, но и правильно организовать его поиск и отбор. Все это требует, чтобы сам учитель был компетентен в вопросах использования Интернета, что предполагает постоянное самообразование, повышение квалификации.

Использование Интернета и мультимедиа технологий в работе учителя истории возможно по четырем основным направлениям.

Первое направление предполагает использование ИКТ на уроках истории и обществознания. Это способствует повышению интереса к изучению этих предметов. Происходит расширение образовательного пространства всех учащихся без исключения через привлечение новых источников информации, использование виртуальных образов, развитие умений и навыков работы с цифровыми носителями. Все это может повысить интерес к самому процессу обучения. Хорошо известно, что изучение истории, особенно новейшего времени (современной), требует развитого образного мышления, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и резюмировать. К сожалению, многие ученики не владеют необходимыми мыслительными навыками для глубокого понимания исторических явлений и общественных процессов. В таких ситуациях на помощь приходят современные технические средства обучения - это персональный компьютер, мультимедиа проектор и Интернет. Их использование позволяет:

  • · совершать виртуальные экскурсии во времени и в пространстве;
  • · увидеть портреты исторических личностей, предметы материальной культуры определенных цивилизаций и многое другое;
  • · познакомиться с текстами исторических документов-первоисточников, для формирования умений анализа, сопоставления и выработки собственных выводов и умозаключений;
  • · из всего множества информации выбрать наиболее важную и в кратком виде представить ее в схемах, таблицах, графиках и диаграммах;
  • · применять либо в полном виде, либо элементы исследовательской и проектной деятельности, проблемного метода и других современных педагогических технологий;
  • · вовлечь в активную познавательную деятельность всех учащихся, которые будут учиться приобретать и применять знания, искать и находить нужные для них средства обучения и источники информации, уметь работать с этой информацией;
  • · каждому ученику реализоваться и самоутвердиться в учебной деятельности.

Очень важно, чтобы у всех участников учебного процесса была возможность самовыражения, создания собственного продукта познавательной деятельности, что может быть как его собственной инициативой, так и предъявлением отчетной работы по предмету. Широкие возможности интернет - технологий позволяют учитывать личностные интересы каждого участника и строить процесс обучения с учетом его индивидуальных особенностей, психологических способностей каждого обучающегося. Работа в открытой среде предъявляет особые требования участникам не только в плане умений использования преимуществ информационных технологий, но и в плане соблюдения культуры коммуникации , предельно уважительного отношения друг к другу в Сети. Переход в открытую среду общения учителя с учеником (электронная почта, чат и др.) требует от учителя быть особо внимательным, соблюдать принципы опоры на положительные качества личности . Вместе с тем учащиеся, обладающие высоким уровнем мотивации работы в информационной среде, подготовлены для обучения, они могут строить свои образовательные маршруты, конструировать свои знания . Организуемые учителем обсуждения результатов образовательных путешествий, помогают убедиться ученику в правильности сделанных выводов, или понять свои ошибки в процессе рефлексии .

Таким образом, использование Интернета и мультимедиа технологий в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала, усилить образовательные и воспитательные эффекты, поскольку дает учителю дополнительные возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий и реализации дифференцированного подхода к учащимся с разным уровнем готовности к обучению.

Второе направление позволяют учителю решать очень важную задачу - подготовку учащихся к экзамену в режиме ЕГЭ. Для этой цели можно использовать отсканированные готовые тесты, напечатанные в соответствующих изданиях, задания из демонстрационных версий и банка на сайте поддержки ЕГЭ (www.ege.edu.ru), а также CD из серии "Готовимся к ЕГЭ". Это может быть коллективная, индивидуальная, контрольная работа с комментариями учителя или без них как непосредственно на уроках, так и на элективных курсах. Каждый учащийся может установить такую программу дома, чтобы тренироваться в выполнении заданий ЕГЭ в свободное время. На сайтах поддержки ЕГЭ есть возможность интерактивного решения тестов с выставлением оценки по стобалльной и пятибалльной системе и анализом допущенных ошибок.

Третье направление использования Интернета и мультимедиа технологий - это внеурочная деятельность учащихся. Она занимает важное место в образовательном процессе, потому что помогает раскрытию в большей степени творческих способностей учащихся. Как известно, только в творческой деятельности ученик осознает свою значимость и максимально реализует свои личностные способности. Выготский Л.С. писал: "…жизнь раскрывается как система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения. Таким образом, каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание является стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперед к чему-то новому..." . Использование мультимедиа технологий во внеурочной деятельности позволяет сформировать историческое мышление и развить больший интерес к предмету через изучение истории своей семьи и малой родины (региональный компонент). Как сказал академик Д. Лихачев: "Любовь к Отечеству начинается с любви к своей малой родине" . Этот важный методологический прием познания от частного к общему вовлекает детей в интереснейший процесс исследования. Очень важно, что ребята не только видят результаты своей работы - это исследования, сетевые проекты, презентации, публикации, но и учатся их публично представлять как на очных, так и заочных конференциях, конкурсах, проектах.

Так формируется активная жизненная позиция учащихся, конкурентоспособность.

При организации учебной и внеурочной деятельности с применением информационных технологий важно учитывать санитарные правила и нормы (СанПиН 2.2.2.542-96), которые регламентируют возможности применения компьютеров в учебном процессе с учетом возрастных особенностей учащихся. Непрерывная длительность занятий непосредственно с компьютером не должна превышать - для учащихся 5-х классов - 15 минут, 6-7-х классов - 20 минут, 8-9-х классов - 25 минут, 10-11-х классов на первом часу учебных занятий 30 минут, на втором - 20 минут .

Четвертое направление - это деятельность, направленная на самих учителей, на самообразование и повышение квалификации.

Интернет, в данном случае, выступает как один из инструментов организации процесса непрерывного повышения квалификации учителей (выделено автором) на основе взаимодействия в сетевом педагогическом сообществе.

Сетевые сообщества или объединения учителей - это новая форма организации профессиональной деятельности в Сети, направленная на развитие и самосовершенствование всех участников, где поведение каждого выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных. мультимедиа учитель самообразование квалификация

Для самообразования педагога очень важно общение с коллегами. Очень часто нам не хватает времени для этого. Сетевое сообщество учителей помогает в удобное время, имея доступ в Интернет, общаться с коллегами - единомышленниками в масштабе не только страны, но и мира. А это повышает уровень профессиональной культуры.

Формы сетевого взаимодействия могут быть различны.

  • · Мастер - класс.
  • · Педагогические семинары и конференции.
  • · Форумы и блоги. Каждое сообщество имеет свой форум, где педагоги могут обсуждать интересующие их проблемы, получать советы и консультации, делиться своими мыслями, находить единомышленников. Каждый учитель может создать свой блог, регулярно обновляемый журнал или дневник, состоящий из индивидуальных сообщений в обратнохронологическом порядке (новые записи раньше старых), в котором можно представить себя, свой опыт.
  • · Сетевые консультации - новая форма повышения квалификации, позволяющая заинтересованным учителям задать вопрос и получить на него квалифицированный ответ в режиме он-лайн.
  • · Дистанционные курсы повышения квалификации .
  • · Интернет - конкурсы и фестивали.

Кроме этого еще есть интернет-диалоги, круглые столы, тренинги, возможность создания своего мини-сайта.

Таким образом, в результате использования учителем Интернета и мультимедиа технологий формируется новая информационная культура российского общества, которую должна составлять совокупность профессиональных, социальных и этических норм поведения человека в новой, высокоавтоматизированной информационной среде обитания людей в XXI веке.

Список литературы

  • 1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991
  • 2. Горбунова Л.Н., Семибратов А.М. Консультирование на основе информационно-коммуникационных технологий как перспективное направление в дополнительном профессиональном педагогическом образовании // Информационно-коммуникационные технологии как образовательный ресурс /Сборник науч. трудов кафедры информационных технологий.- М.,2003.
  • 3. Лихачев Д. Заметки о русском. - М., 1984
  • 4. Роберт И.В. Теоретические основы развития информатизации образования в современных условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации/ Информатика и образование. - 2008, № 5, №6
  • 5. Рудакова Д.Т., Владимирова Л.П. Методические вопросы организации и проведения учебных занятий в интегрированной информационной среде обучения. [Электронный ресурс] / Веб-сайт. - Режим доступа: www.ict.edu.ru/eor2008/files/467.doc
  • 6. Санитарные Правила и Нормы 1996г; СанПиН 2.2.2.542- 96

Светлана Векшина
Использование современных технологий в моей работе

В своей работе с детьми я использую следующие современные технологии :

Название технологии цель Применение и использование

1. Здоровьесберегающие Обеспечение ребёнку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Утренняя гимнастика, занятия по физической культуре, занятия по ЗОЖ, пальчиковая гимнастика, артикуляционная, дыхательная, зрительная, массаж, самомассаж, закаливание, бодрящая гимнастика.

2. Проектная деятельность Развитие и обогащение социально- личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия, в проектную деятельность. Работа с целой группой и с подгруппой, в исследовательской деятельности, в творческой, в игровой, в информационной, в практико-ориентированной деятельности.

3. Исследовательская деятельность Формирование у детей способности к исследовательскому типу мышления Эвристические беседы, постановка и решение вопросов проблемного характера, наблюдения, опыты, фиксация результатов опыта, эксперимента, дидактические игры, ситуации, трудовые поручения.

4. Информационно-коммуникативные технологии Формировать основы информационной культуры личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей. В работе с детьми : использование презентаций для занятий, просмотр мультфильмов.

В работе педагога : подбор иллюстративного материала к занятиям, оформление стендов, сканирование, интернет, принтер, создание презентации, обмен опытом, оформление документации.

5. Личностно-ориентированная технология Формирование личности ребёнка, обеспечение комфортных условий в семье и ДОУ, создание личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве. Выявление темпов развития ребёнка. Создание условий для творчества личности

1. Гуманно-личностные : оказание помощи ребёнку с ослабленным здоровьем, в период адаптации.

2. Технология сотрудничества : партнёрство и равенство в системе взаимоотношениях «взрослый-ребёнок» Разработка индивидуальных программ и проектов, занятия на основе диалога и имитационно-ролевых игр,

6. Проблемное обучение Целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей детей Создание проблемных ситуаций в НОД, в ходе режимных моментах, и самостоятельной деятельности детей, в беседах, в игровой деятельности.

7. Игровые технологии

(Технология развивающих игр Б . П. Никитина.) Развитие психических процессов, решение задач с помощью развивающих игр, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов или пластика, деталей из конструктора - механика и т. д. Игры, упражнения, занятие, часть занятия, труд, игровые задания, ситуации

8. Технология «Триз» Развитие психических процессов, поисковой активности, стремление к новизне, развитие речи и творческого воображения. Привитие ребёнку радость творческих открытий. Учить искать своё решение и вывод. Сказки, игровые, бытовые ситуации, художественное творчество (рисование, лепка, аппликация, дидактические игры, занятия.

9. Технология «Портфолио педагога» Развитие умения владеть современными технологиями , умение прогнозировать свой результат, создание своего досье успехов, учитывать свои результаты в разнообразных видах деятельности, оценивать свой профессионализм. Создание портфолио педагога.

Здоровьесберегающие технологии . Наряду с комплексом обязательных мероприятий по физической культуре и оздоровительно-профилактическими действиями (утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультурные занятия, я провожу оздоровительную работу с детьми . Одна из важнейших задач – снижение риска заболеваемости детей. Поэтому большое внимание я уделяю профилактике болезней, укреплению и закаливанию детского организма. Применяя такие методы как : использование динамических пауз , подвижных и спортивных игр, гимнастики : пальчиковая, дыхательная, бодрящая, для глаз, занятия по ЗОЖ, массаж и др. повышается результативность воспитательно-образовательного процесса, укрепляется здоровье.

Для всех видов гимнастик я создала картотеку.

Эффективность оздоровительной деятельности зависит от условий и образа жизни семей воспитанников, а также от комплексного подхода к её организации. Поэтому здоровьесберегающую технологию осуществляю в следующих формах :

Медико-профилактическая - организация мониторинга здоровья детей, разработка рекомендаций по профилактике здоровья, организация профилактических мероприятий, закаливание;

Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья детей (развитие физических качеств, формирование правильной осанки.

Валеологическое просвещение родителей - от того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей провожу следующие мероприятия : родительские собрания, беседы, консультации, анкетирование, памятки, буклеты т. к «Пальчиковая гимнастика» , Дыхательная гимнастика», «Как правильно закаливать ребёнка?» , «Профилактика гриппа» , и др. ; спортивные мероприятия «Папа, мама, я –дружная семья» , недели здоровья, проект «Будь здоров!» .

Осваивая инновации, нужно постоянно находиться в активном творческом поиске, осваивать эффективные технологии обучения , воспитания, развития творческих способностей воспитанников, экспериментировать и исследовать, стремится повысить результаты своего труда. Для эффективности своей работы я использую разны современные технологии .

Технологию проектирования использую в работе как с детьми , так и с родителями. В работе использовала краткосрочные и долгосрочные проекты : «Раз песчинка, два песчинка…» (познавательно-исследовательский, «В гости к нам пришёл зайчишка, длинноухий шалунишка…» , «Будь здоров» (для родителей, с целью заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье). С детьми старшей группы провела проекты :

Также в своей работе использую личностно-ориентированную технологию , которая включает в себя гуманистическое направление, обеспечивает комфортные, конфликтные и безопасные условия развития личности ребёнка. В своей работе использую также игровые технологии обучения :

В качестве занятия или его части (введения, закрепления, упражнения, контроля) ;

В качестве самостоятельных технологий для освоения темы , понятия;

В качестве дидактических игр; использую игры-путешествия , игры-развлечения. Игровые моменты проникают во все виды деятельности детей : труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра. С помощью игровых технологий я развиваю у детей внимание, память, мышление, воображение Например, такие игры : «Найди такой же» , «Нарисуй как было» .

В своей работе я использую также проблемное обучение детей. Я создаю для детей познавательную задачу, ситуации во всех областях образовательной деятельности, и даю детям находить средства её решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемную ситуацию создаю с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.

Использую проблемные ситуации в беседах по безопасности жизни и здоровья, на занятиях по математике, ознакомлению с окружающим миром, в игровой деятельности, по сенсорному воспитанию. В результате дети учатся мыслить, рассуждать.

Проблемную ситуацию я создаю с помощью определённых приёмов, методов и средств. Использую , например, такие методические приёмы :

Подвожу детей к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения. (например, на прогулке спрашиваю детей : «какое сейчас время года? –зима. А почему зима, как вы узнали, а я думаю, что сейчас лето…» дети начинают сами доказывать, делать выводы.

Излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос;

Побуждаю детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации;

Ставлю проблемные задачи. Проблемные задачи, которые ставлю, являются доступными, посильными, интересными.

Использование разноуровневого обучения позволяет мне, как воспитателю оценить и выбрать тот уровень сложности материала, который будет доступен конкретному ребёнку, учитывая способности, его темп деятельности, уровень утомляемости. Все дети разные и усвоение материала детьми требует тоже разное количество времени, разного уровня сложности. К некоторым детям нужен индивидуальный подход, помощь.

Технологии ТРИЗ помогают мне не просто развивать фантазию детей, но и творчество. Использую эту технологию по рисованию нетрадиционными способами. Дети рисуют пальчиками «Снег идёт» , ладошками «Осеннее дерево» , «Солнышко» , паролоном «Рыбки живут в воде» , ватными палочками «Кисть рябины» , отпечатками листьев и др.

Для повышения эффективности образовательного процесса использую ИКТ : -в подборе иллюстративного материала к НОД, для оформления стендов, группы (сканирование, принтер, презентации, интернет-рессурсы

В подборе дополнительного познавательного материала к НОД, знакомство со сценариями праздников и других развлечений;

В оформлении групповой документации, отчётов (компьютер позволяет не писать отчёты, анализы, планы каждый раз, а достаточно набрать схему один раз и внести необходимые изменения, в использовании презентаций в программе Power Point для повышения эффективности НОД, выступлений на педсоветах, в использовании цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, в оформлении буклетов, визитной карточки группы, материалов по различным направлениям деятельности, в использование Интернета в педагогической деятельности с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса, как поиск дополнительной информации для НОД, расширения кругозора детей.

Основные средства ИКТ, используемые в работе с детьми и родителями : компьютер, принтер, сканер, магнитола, фотоаппарат.

Вся моя работа строится с учетом разноуровневого обучения. Я учитываю способности ребёнка, его темп деятельности, уровень утомляемости. И этому помогают карты индивидуального сопровождения. В этих картах составлен психолого-педагогический портрет каждого ребенка моей группы . Карты составлялись с учетом наблюдений за детьми в непосредственно образовательной деятельности, в свободное время и с учетом бесед проводимых с родителями. В нашей работе важно уметь находить подход к каждому ребенку : определить индивидуальные способности, интересоваться заботами и достижениями

Современные педагогические технологии в учреждениях дополнительного образования

Само это слово - «технология» происходит от греческих techno – это значит искусство, мастерство, умение и logos – наука, закон. Дословно «технология» – наука о мастерстве.
Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
Педагогические технологии дополнительного образования детей сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.
Среди педагогических технологий по сфере применения в образовательной области можно выделить следующие:
- универсальные – пригодные для преподавания почти любого предмета;
- ограниченные – пригодные для преподавания нескольких предметов;
- специфические - пригодные для преподавания одного – двух предметов.
Отсутствие в учреждениях дополнительного образования детей жесткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения участников добровольных объединений детей и взрослых, комфортность условий для творческого и индивидуального развития детей, адаптация их интересов к любой сфере человеческой жизни создают благоприятные условия для внедрения современных педагогических технологий в практику их деятельности.
В настоящее время в практике работы учреждений дополнительного образования детей используется ряд образовательных технологий.

1. Технология личностно-ориентированного развивающего обучения.
Технология личностно-ориентированного развивающего обучения предполагает максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
Принципиальным является то, что учреждение дополнительного образования не заставляет ребенка учиться, а создает условия для грамотного выбора каждым содержания изучаемого предмета и темпов его освоения. Задача педагога – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.
Подготовка учебного материала предусматривает учет индивидуальных особенностей и возможностей детей, а образовательный процесс направлен на «зону ближайшего развития» ученика.

2. Технология индивидуализации обучения.
Технология индивидуализации обучения (адаптивная) – такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными (Инге Унт, В.Д. Шадриков).
Индивидуализация обучения – принципиальная характеристика дополнительного образования детей. Его главная цель – персонифицировать образовательную деятельность, придать ей личностный смысл.
Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. Это позволяет ученику работать экономно, контролировать свои затраты, что гарантирует успех в обучении.

3. Групповые технологии.
Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.
Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ученика. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности. Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого. По мнению создателей технологии, основные принципы предложенной системы – самостоятельность и коллективизм (все учат каждого и каждый учит всех).
Во время групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.

4. Технология адаптивной системы обучения.
А.С. Границкой предложена Технология адаптивной системы обучения, центральное место в которой занимает работа в парах сменного состава, которая рассматривается как одна из форм организации устно-самостоятельной работы на занятии. Обучающая функция педагога сводится до минимума (до 10 минут), таким образом, время на самостоятельную работу детей максимально увеличивается. Работа в парах сменного состава позволяет развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативность.

5. Педагогика сотрудничества («проникающая технология»).
В дополнительном образовании широко используется Педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, Л.В. Занков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, Г К Селевко и др.), которая предполагает совместную развивающую деятельность взрослых и детей, скрепленную взаимопониманием, совместным анализом ее хода и результата. Два субъекта учебной деятельности (педагог и ребенок) действуют вместе, являются равноправными партнерами.
Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развиваются современные образовательные учреждения:
- превращение педагогики знания в педагогику развития личности;
- в центре всей образовательной системы – личность ребенка;
- гуманистическая ориентация образования;
- развитие творческих способностей и индивидуальности ребенка;
- сочетание индивидуального и коллективного подхода к образованию.
Новая трактовка индивидуализации обучения в педагогике сотрудничества заключается в том, чтобы в системе образования идти не от учебного предмета, а от ребенка к учебному предмету, учитывать и развивать его потенциальные возможности; учитывать способности детей и конструировать индивидуальные программы их развития.

6. Технология коллективной творческой деятельности.
Наиболее плодотворно в системе дополнительного образования применяется технология коллективной творческой деятельности (И.П. Волков, И.П. Иванов), в которой достижение творческого уровня является приоритетной целью. Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.
Задачи технологии:
- выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т.п.);
- воспитание общественно-активной творческой личности, которое и способствует организации социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях.

7. Технология «ТРИЗ».
Как педагогику творчества рассматривают технологию «ТРИЗ» – Теорию Решения Изобретательских Задач (Альтшуллер Г.С.).
Цель технологии – формирование мышления обучающихся, подготовка их к решению нестандартных задач в различных областях деятельности, обучение творческой деятельности.
Принципы технологии ТРИЗ:
- снятие психологического барьера перед неизвестными проблемами;
- гуманистический характер обучения;
- формирование нестандартного образа мышления;
- практико-ориентированное внедрение идей.
Технология ТРИЗ создавалась как стратегия мышления, позволяющая делать открытия каждому хорошо подготовленному специалисту. Автор технологии исходит из того, что творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все).
Процесс изобретательской деятельности представляет собой основное содержание обучения.

8. Технология исследовательского (проблемного) обучения.
Технология исследовательского (проблемного) обучения, при которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров. Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде.
Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через открытие»: ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.
Трудность управления проблемным обучением состоит в том, что возникновение проблемной ситуации – индивидуально, поэтому от педагога требуется использовать подход, способный вызвать активную познавательную деятельность ребенка.

9. Коммуникативная технология обучения.
Характерной чертой большинства педагогических технологий является учебная дискуссия, вовлечение детей в которую связано с формированием коммуникативной культуры. С этой целью в дополнительном образовании применяется специальная коммуникативная технология обучения, то есть обучение на основе общения. Отношения между участниками образовательного процесса – педагогом и ребёнком – основаны на сотрудничестве и равноправии.
Главное в технологии – речевая направленность обучения через общение. Особенностью этого подхода является то, что ученик предстает на какое-то время автором точки зрения по обсуждаемому вопросу.
Примерами реализации такого подхода в системе дополнительного образования детей могут быть занятия, в содержание которых заложено противоречие, неоднозначность взгляда, неоднозначность решения. Но педагог заранее должен спроектировать способы вовлечения учащихся в общий разговор, продумать контраргументы для тезиса и антитезиса, знать желаемый результат обсуждения.
Очевидно, что усвоение способов учебных действий происходит не в процессе слушания педагога, а в процессе собственной свободной активной деятельности.

10. Технология программированного обучения.
Технология программированного обучения – предусматривает усвоение учебного материала, построив его как последовательную программу подачи и контроля порций информации.
Технология программированного обучения предполагает усвоение программированного учебного материала с помощью обучающих устройств (ПК, электронные учебники и др.). Главная особенность технологии заключается в том, что весь материал подается в строго алгоритмичном порядке сравнительно небольшими порциями.
Как разновидность программированного обучения возникли блочное и модульное обучение.
Блочное обучение осуществляется на основе гибкой программы и состоит из последовательно выполняемых блоков, гарантирующих усвоение определенной темы:
- информационный блок;
- тестово-информационный блок (проверка усвоенного);
- коррекционно-информационный блок;
- проблемный блок (решение задач на основе полученных знаний);
- блок проверки и коррекции.
Все темы повторяют вышеприведенную последовательность.
Модульное обучение (П. Ю. Цявиене, Трамп, М.Чошанов) – индивидуализированное самообучение, при котором используется учебная программа, составленная из модулей.
Модуль представляет собой содержание курса в трех уровнях: полном, сокращенном, углубленном. Обучающийся выбирает для себя любой уровень. Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.
Еще одним вариантом программированного обучения является технология полного усвоения знаний. Технология полного усвоения задает единый для всех обучающихся уровень овладения знаниями, но делает переменными для каждого время, методы и формы обучения.
В работе по этой системе главной особенностью является определение эталона полного усвоения для всего курса, который должен быть достигнут всеми учениками. Поэтому педагог составляет перечень конкретных результатов обучения, которые он хочет получить.

11. Информационно-коммуникационные технологии.
Новые информационные технологии (по Г.К. Селевко) – это технологии, использующие специальные технические информационные средства (ПК, аудио, кино, видео).
Новые информационные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.
Компьютерная технология может осуществляться в следующих вариантах:
- как проникающая технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам или разделам);
- как основная (наиболее значимая из используемых в данной технологии частей);
- как монотехнология (когда все обучение опирается на применение компьютера).
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений, навыков. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

12. Технология проектного обучения.
Технология проектного обучения - технология, при которой не даются готовые знания, а используется технология защиты индивидуальных проектов. Проектное обучение является непрямым, и здесь ценен не только результат, но в большей мере сам процесс.
Проект – буквально это «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Эффективность применения проектной деятельности в дополнительном образовании заключается в том, что:
- происходит развитие творческого мышления;
- качественно меняется роль педагога: устраняется его доминирующая роль в процессе присвоения знаний и опыта, ему приходится не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность;
- вводятся элементы исследовательской деятельности;
- формируются личностные качества обучающихся, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально;
- происходит включение обучающихся в «добывание знаний» и их логическое применение.
Педагог превращается в куратора или консультанта.

13. Игровые технологии.
Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.
Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Цели образования игровых технологий обширны:
-дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков;
-воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;
-развивающие: развитие качеств и структур личности;
-социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.
Игровые технологии могут применяться педагогами в работе с учащимися различного возраста, от самых маленьких до старшеклассников и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни.

14. Интерактивные технологии.
Интерактивные технологии обучения – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и обучающегося, а также обучающихся друг с другом.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность высказываться по поводу того, что они знают и думают.
Интерактивная деятельность на занятиях предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В условиях интерактивного занятия происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Это помогает формировать участнику взаимодействия собственное мнение, отношение, отрабатывать навыки поведения в той или иной ситуации, создавать систему своих ценностей. Более того, поскольку знания не даются в готовом виде, активно стимулируется их самостоятельный поиск всеми участниками запланированного общения.

15. Здоровьесберегающие технологии.
Понятие «здоровьесберегающие технологии» появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
В дополнительном образовании используются три основных вида здоровьесберегающих технологий:
- санитарно-гигиенические;
- психолого-педагогические;
- физкультурно-оздоровительные.
Критерии санитарно-гигиенические – это не только личная гигиена, но и обстановка и гигиенические условия в кабинете, в спортивном или танцевальном зале.
К психолого-педагогическим критериям, прежде всего, относится психологический климат на занятии. Эмоциональный комфорт, доброжелательная обстановка повышают работоспособность, помогают раскрыть способности каждого ребенка, и это приводит в конечном итоге к хорошим результатам.
Физкультурно-оздоровительные критерии – организация занятия с учетом моментов оздоровления, от которых во многом зависят функциональное состояние обучающихся в процессе деятельности, возможность длительно поддерживать умственную и физическую работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

В заключение хочется ещё раз отметить, что все педагогические технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы:
- разбудить активность детей;
- вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;
- подвести эту деятельность к процессу творчества;
- опираться на самостоятельность, активность и общение детей.


Задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.


Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком- либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса. (Б.Т.Лихачёв)


Современные образовательные технологии здоровьесберегающие технологии; технологии проектной деятельности; технология исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные технологии; личностно-ориентированные технологии; технология портфолио дошкольника и воспитателя; игровая технология; технология «ТРИЗ» и др.






Классификация здоровьесберегающих технологий обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ. Медико- профилактические направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др. Физкультурно- оздоровительные


Обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ. Обеспечения социально- психологического благополучия ребенка направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация. Здоровьесбережения и здоровье обогащения педагогов


Воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно- ориентированного воспитания и обучения. Образовательные технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.) Обучения здоровому образу жизни под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. Педагогическую технологию активной сенсорно- развивающей среды




Классификация учебных проектов: детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения); Игровые направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью; Экскурсионные


При разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах. Повествовательные нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб. Конструктивные


Типы проектов исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные. По доминирующему методу включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности. По характеру содержания заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата. По характеру участия ребенка в проекте


Осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект). По характеру контактов индивидуальный, парный, групповой, фронтальный. По количеству участников краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный. По продолжительности


Технология исследовательской деятельности Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.


Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности: эвристические беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения; моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе); опыты; фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности; «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы; подражание голосам и звукам природы; использование художественного слова; дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; трудовые поручения, действия.




Информационно-коммуникационные технологии Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).


Информатизация общества ставит перед педагогами- дошкольниками задачи: идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ, сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей. Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.






Преимущества компьютера предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка; обладает стимулом познавательной активности детей; предоставляет возможность индивидуализации обучения; в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе; позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.




ИКТ в работе современного педагога 1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация). 2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий. 3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья. 4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения. 5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.


Личностно - ориентированная технология Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов. Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.


Отмечаются попытки создания условий личностно- ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Однако, сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда позволяет говорить о том, что педагоги полностью приступили к реализации идей личностно-ориентированных технологий, именно предоставление возможности детям для самореализации в игре, режим жизни перегружен различными занятиями, на игру остается мало времени.


Направления личностно- ориентированных технологий Гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения. Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок».


Сущность технологического воспитательно- образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.


Технологический подход, т.е. новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника. Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.


Технология портфолио дошкольника Портфолио это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка. Таким образом, портфолио (папка личных достижений ребенка) позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как подарок самому ребенку и его семье.


Игровая технология Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно: игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.


Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач) Целью использования данной технологии в детском саду является: развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения. Основная задача использования ТРИЗ- технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.


Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы. Можно применять в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий), если педагог недостаточно освоил ТРИЗ-технологию.