Столяренко л д самыгин с и. Сергей самыгин - психология и педагогика

Экзаменационный экспресс-справочник.

Или

Ростов-на-Дону: МарТ, 2001 - 256 с.

В экспресс-справочнике даны методические рекомендации студентам вузов по подготовке к сдаче экзамена по курсу "Психология" в соответствии с государственным образовательным стандартом по этой дисциплине.

Формат: doc / zip

Размер: 231 Кб

/ Download файл

Формат: html / zip ( тоже очень удобно)

Размер: 201Кб

/ Download файл

СОДЕРЖАНИЕ
I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
1. Возникновение психологии как науки
2. Отрасли психологии
3. Задачи и место психологии в системе наук
4. Основные исторические этапы развития психологической науки
5. Основы функции психики. Особенности психического отражения
6. Основные этапы развития психики
7. Структура психики человека
8. Психика и особенности строения мозга
9. Деятельность
10. Функции речи
11. Виды речевой деятельности и их особенности
12. Методы психологии
II. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
13. Понятие об ощущении и его физиологической основе
14. Основные характеристики анализаторов
15. Виды ощущений
16. Понятие о восприятии
17. Основные свойства восприятия
18. Нарушение восприятия
19. Общая характеристика внимания
20. Свойства внимания
21. Общие понятия о памяти
22. Виды памяти
23. Забывание
24. Развитие мышления в персоногенезе
25. Виды мышления
26. Мыслительный процесс
27. Операции мыслительной деятельности
28. Качества мышления и структура интеллекта
29. Оценка интеллекта
30. Способы активизации мышления
31. Расстройства мышления
32. Общая характеристика воображения
33. Виды воображения
34. Мысленный эксперимент
III. СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ
35. Сознание как высшая ступень развития психики
36. Взаимодействие сознания и подсознания
37. Психические состояния человека
38. Состояния сознания. Роль сна
39. Виды эмоциональных процессов и состояний
40. Теории эмоций
41. Физиологические механизмы стресса
42. Стресс и фрустрация
43. Воля как характеристика сознания
44. Структура волевого действия
45. Мотивация
IV. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
46. Социальная среда и личность
47. Социализация личности
48. Периодизация развития личности
49. Типология неправильного воспитания
50. Различия между социализацией детей и взрослых. Ресоциализация
51. Жизненные кризисы
52. Самосознание
53. Социальная роль
54. Социальный статус. Систематизация социальных ролей
55. Ролевые и внутриличностные конфликты
V. СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
56. Структура личности по Фрейду
57. Теория сексуального развития З.Фрейда
58. Защитные механизмы (по Фрейду)
59. Бихевиоризм
60. Поведенческая концепция Б.Скиннера
61. Типология поведения по Макгвайру
62. Когнитивные теории личности
63. Иерархия потребностей А.Маслоу
64. Самоактуализация личности
65. Трансперсональная психология. Взгляды К.Юнга
66. Трансперсональный подход к человеку Станислава Грофа
67. Генетический подход Чампиона Тойча
VI. ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ
68. Психологическая структура личности
69. Способности
70. Понятие о темпераменте и его физиологических основах
71. Типы темперамента и их психологические характеристики
72. Учет темперамента в деятельности
73. Конституционные и клинические типологии
74. Клинические типологии личности
75. Характер
76. Акцентуации характера
77. Невроз. Виды неврозов
78. Аутотренинг
79. Психосоциотипы
80. Сенсорная типология
81. Психогеометрйческая типология
82. Комплекс неполноценности и жизненный стиль (по Адлеру)
83. Психологический рост (по Адлеру)
84. Типы людей и "локус контроля"
85. Жизненные сценарии в судьбе человека
86. Адаптивность человека и фундаментальная типология индивидуальности
87. Характерный мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности (по Райху)
VII. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН В ГРУППЕ
88. Функции и структура общения
89. Коммуникативная компетентность. Стратегии, тактики, виды общения
90. Виды общения
91. Трансактный анализ общения
92. Вербальные и невербальные средства общения
93. Общение как восприятие людьми друг друга
94. Методы психологического воздействия
95. Группы и коллективы
96. Методы психологического исследования межличностных отношений. Социометрия
97. Лидерство
98. Стили управления
99. Эффективность руководства
100. Психологические требования к менеджеру

Экзаменационных ответов

ПО ПЕДАГОГИКЕ

Разработано с учетом

государственного образовательного стандарта

по циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Ростов-на-Дону

Издательский центр «МарТ»

Ответы на вопросы 14, 15, 16, 17 подготовлены в соавторстве с канд. пед. наукА. В. Духавневой, Т. К. Сологубовой;

на вопросы 18, 19, 20, 25, 32, 55, 57-67, 70-74 -в соавторстве с проф, М.В. Булановой-Топорковой, канд. пед. наук А. В. Духавневой

Столяренко Л.Д.,Самыгин С.И.

ПЕДАГОГИКА.

100 экзаменационных ответов.

Экспресс-справочник для студентов вузов. -

Ростов-на-Дону: издательский центр «МарТ», 2000. - 256 с.

В экспресс-справочнике даны методические рекомендации студентам вузов по подготовке и сдаче экзамена по курсу "Педагогика" в соответствии с государственным образовательным стандартом по этой дисциплине. Данный экспресс-справочник служит дополнением к справочнику Столяренко Л.Д. и СамыгинаС.И. "100 экзаменационных ответов по психологии" в рамках единой учебной дисциплины "Психология и педагогика".

ISBN 5-241-00011-9 © Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин, 2000

© Оформление, издательский центр «МарТ», 2000

I. ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА

1. Объект и предмет педагогики

Педагогическая отрасль знаний является едва ли не самой древней и по существу неотделима от развития общества. Общественный прогресс человечества стал возможен лишь потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало своим потомкам. Чем больше развивалось и усложнялось производство, чем больше накапливалось научных знаний, тем более важное значение приобретала специальная подготовка подрастающих поколений к жизни, тем острее становилась необходимость в ихспециально организованном воспитании -в целенаправленной передаче им опыта человечества.

Образование и воспитание превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития. На определенной ступени развития человеческого общества, в частности в поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли значительного развития,воспитание выделяется в особую общественную функцию, т.е. возникают специальные воспитательные учреждения, появляются лица, профессией которых становится обучение и воспитание детей.

Из античной Греции ведет свое происхождение и термин педагогика, который закрепился в качестве названия науки о воспитании.

В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за детьми, сопровождать их в школу. Греческое словопейдагогос (пейда - ребенок, гогос - вести) обозначает детоводитель. Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и получила свое название наука о воспитании - педагогика. Как особая наука педагогика впервые была выделена из системы философских знаний в начале XVII в.

Ростов-на-Дону: МарТ, 2001 - 256 с.Экзаменационный экспресс-справочник.
В экспресс-справочнике даны методические рекомендации студентам вузов по подготовке к сдаче экзамена по курсу "Психология" в соответствии с государственным образовательным стандартом по этой дисциплине.Содержание.
Введение в психологию.
Возникновение психологии как науки.
Отрасли психологии.
Задачи и место психологии в системе наук.
Основные исторические этапы развития психологической науки.
Основы функции психики. Особенности психического отражения.
Основные этапы развития психики.
Структура психики человека.
Психика и особенности строения мозга.
Деятельность.
Функции речи.
Виды речевой деятельности и их особенности.
Методы психологии.
Психология познавательных процессов.
Понятие об ощущении и его физиологической основе.
Основные характеристики анализаторов.
Виды ощущений.
Понятие о восприятии.
Основные свойства восприятия.
Нарушение восприятия.
Общая характеристика внимания.
Свойства внимания.
Общие понятия о памяти.
Виды памяти.
Забывание.
Развитие мышления в персоногенезе.
Виды мышления.
Мыслительный процесс.
Операции мыслительной деятельности.
Качества мышления и структура интеллекта.
Оценка интеллекта.
Способы активизации мышления.
Расстройства мышления.
Общая характеристика воображения.
Виды воображения.
Мысленный эксперимент.
СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ.
Сознание как высшая ступень развития психики.
Взаимодействие сознания и подсознания.
Психические состояния человека.
Состояния сознания. Роль сна.
Виды эмоциональных процессов и состояний.
Теории эмоций.
Физиологические механизмы стресса.
Стресс и фрустрация.
Воля как характеристика сознания.
Структура волевого действия.
Мотивация.
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ.
Социальная среда и личность.
Социализация личности.
Периодизация развития личности.
Типология неправильного воспитания.
Различия между социализацией детей и взрослых. Ресоциализация.
Жизненные кризисы.
Самосознание.
Социальная роль.
Социальный статус. Систематизация социальных ролей.
Ролевые и внутриличностные конфликты.
СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ.
Структура личности по Фрейду.
Теория сексуального развития З. Фрейда.
Защитные механизмы (по Фрейду).
Бихевиоризм.
Поведенческая концепция Б. Скиннера.
Типология поведения по Макгвайру.
Когнитивные теории личности.
Иерархия потребностей А. Маслоу.
Самоактуализация личности.
Трансперсональная психология. Взгляды К. Юнга.
Трансперсональный подход к человеку Станислава Грофа.
Генетический подход Чампиона Тойча.
ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ.
Психологическая структура личности.
Способности.
Понятие о темпераменте и его физиологических основах.
Типы темперамента и их психологические характеристики.
Учет темперамента в деятельности.
Конституционные и клинические типологии.
Клинические типологии личности.
Характер.
Акцентуации характера.
Невроз. Виды неврозов.
Аутотренинг.
Психосоциотипы.
Сенсорная типология.
Психогеометрйческая типология.
Комплекс неполноценности и жизненный стиль (по Адлеру).
Психологический рост (по Адлеру).
Типы людей и "локус контроля".
Жизненные сценарии в судьбе человека.
Адаптивность человека и фундаментальная типология индивидуальности.
Характерный мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности (по Райху).
ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН В ГРУППЕ.
Функции и структура общения.
Коммуникативная компетентность. Стратегии, тактики, виды общения.
Виды общения.
Трансактный анализ общения.
Вербальные и невербальные средства общения.
Общение как восприятие людьми друг друга.
Методы психологического воздействия.
Группы и коллективы.
Методы психологического исследования межличностных отношений. Социометрия.
Лидерство.
Стили управления.
Эффективность руководства.
Психологические требования к менеджеру.