Творческая лирика тютчева. Основные темы и мотивы лирики тютчева

Основные направления в лирике Ф.И. ТЮТЧЕВА : пейзажная, философская, любовная.

Философская основа и особенности лирики.

1.Писал исключительно для себя, не считал творчество профессией, а результатом вдохновения;

2. Создавал небольшие по объему, но содержательные по сути произведения;

3. Основные темы творчества: любовь, жизнь человека, природа, судьба народа, Россия и история

4. Философия Паскаля (человек есть тростник на ветру, слабейшее из творений природы, но «тростник мыслящий»; человек - часть природы; природа бесконечна, а человек смертен и слаб, но все же пытается познать ее и бороться). Задача поэта - прочтение загадочной книги природы .

5. Изображение природы, Т. – пантеист- природа это божество (природа одухотворена, очеловечена, катастрофична по сути, состояние природы проецируется на состояние человека; поэт не просто любуется природой, а размышляет о загадке мироздания, о вечном; природа - живой разумный организм).

Стихотворение «Природа - сфинкс» (1869): вечная загадка для человека, пугает и манит его.

«Природа - сфинкс. И тем она верней

Своим искусом губит человека,

Что, может статься, никакой от века

Загадки нет и не было у ней.»

Природа всегда изображается в движении , в смене явлений («Весенняя гроза»). В природе, как и в жизни всё взаимосвязано (смерть и рождение, стихия и покой). Космизм и романтическое двоемирие .
ФИЛОСОФСКАЯ лирика (романтизм):

Человек и природа = капля и океан (аллегория). Кратковременность человеческой жизни (срав.с таянием льдин).



Смотри, как на речном просторе

По склону вновь оживших вод

Во всеобъемлющее море

За льдиной льдина вслед плывет.


На солнце ль радужно блистая,

Иль ночью в поздней темноте,

Но все, неизбежимо тая .

Они плывут к одной мете (цели).


О, нашей жизни обольщенье,

Ты, человеческое Я ,

Не таково ль твое значенье.

Не такова ль судьба твоя ?


«Silentium » (1829) - Т. задумывается над смыслом человеческой жизни, человек одинок среди людей; главное назначение человека – быть гражданином. Идея - молчание неизбежно, необходимо, хотя и мучительно трудно для человека.

ЛЮБОВНАЯ лирика (романтична и психологична):

«Я встретил Вас...» (1870) посвящено подруге юности Амалии Лерхенфельд (Крюденер) , образ которой Тютчев пронес в душе всю жизнь. Их последняя встреча произошла незадолго до смерти поэта, она приехала к парализованному Тютчеву, чтобы проститься с ним.


К. Б. («Крюденер. Баронессе»)

Я встретил вас - и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое-

И сердцу стало так тепло...
Как поздней осени порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас, -


Так, весь обвеян дуновеньем

Тех лет душевной полноты,

С давно забытым упоеньем

Смотрю на милые черты...


Как, после вековой разлуки,

Гляжу на вас, как бы во сне,-

И вот - слышнее стали звуки,

Не умолкавшие во мне...


Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь, -

И то же в вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!..


Стихи, посвященные Эрнестине Дернберг (познакомились на балу, 2-я жена): « Она сидела на полу …»



Она сидела на полу и груду писем разбирала,

И, как остывшую золу, брала их в руки и бросала.

Брала знакомые листы и чудно так на них глядела,

Как души смотрят с высоты на ими брошенное тело.

О, сколько жизни было тут, невозвратимо пережитой!

О, сколько горестных минут, любви и радости убитой!

Стоял я молча в стороне и пасть готов был на колени,

И страшно грустно было мне, как от присущей милой тени.

Трагическая любовь, которая не радует, а приносит печаль, хотя и печаль со светлыми воспоминаниями.

« Денисьевский цикл » - стихи (с 1850-1864), посвященные Елене Денисьевой (учительница дочерей; в 1851 г. знакомство с Еленой Александровной Денисьевой, отношения длилось 14 лет, она была 3-й женой поэта и его последней любовью; в 1864 г смерть Денисьевой: « Во мне все убито: мысли, чувства, память, все…простое сумасшествие было бы отраднее…»

«О, как убийственно мы любим... », «Последняя любовь » (1854)- наполнены страстью и горечью одновременно, т.к. любовь, роковая страсть, приводит к трагедии и страданиям (автобиографизм): любовь не принесла счастья, т.к. люди слишком сильно зависят от общественного мнения.

«Последняя любовь» (1852,1854?)

О, как на склоне наших лет нежней мы любим и суеверней.

Сияй, сияй, прощальный свет любви последней, зари вечерней!

Полнеба охватила тень, лишь там, на западе, бродит сиянье,-

Помедли, помедли, вечерний день, продлись, продлись, очарованье!

Пускай скудеет в жилах кровь, но в сердце не скудеет нежность...

О, ты, последняя любовь! Ты и блаженство и безнадежность. (1854)


« О, как убийственно мы любим» (1851)


О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!


Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя...

Год не прошел - спроси и сведай,

Что уцелело от нея?


Куда ланит девались розы,

Улыбка уст и блеск очей?

Все опалили, выжгли слезы

Горючей влагою своей.


Ты помнишь ли, при вашей встрече,

При первой встрече роковой,

Ее волшебный взор, и речи,

И смех младенчески живой?


И что ж теперь? И где все это?

И долговечен ли был сон?

Увы, как северное лето,

Был мимолетным гостем он!


Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным позором

На жизнь ее она легла!


Жизнь отреченья, жизнь страданья!

В ее душевной глубине

Ей оставались вспоминанья...

Но изменили и оне.


И на земле ей дико стало,

Очарование ушло...

Толпа, нахлынув, в грязь втоптала

То, что в душе ее цвело.


И что ж от долгого мученья

Как пепл, сберечь ей удалось?

Боль, злую боль ожесточенья,

Боль без отрады и без слез!


О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей

*** Стих звучит как исповедь, пронизанная болью, мукой, тоской, отчаянием; любовь – стихийная страсть, роковой поединок, после которого люди не могут жить друг без друга; лирическая героиня угасает, не выдержав общественного порицания.(осуждения).

Политическая лирика:

«Море и утес» (1848) - символическое стихотворение, где в образе моря показана революционная стихия , а в образе утеса - Россия , которая может устоять перед потерей духовности, которая произошла после Французской революции 1848 года.

«14 декабря 1825 г.» (1846) - посвящено восстанию декабристов , которое Тютчев считал безрассудством.

«Эти бедные селенья» (1855) - нищая деревенская Россия , против крепостного права и.т.п.

«29 января 1837 г.» - стихотворение, посвященное памяти Пушкина, с презрением говорит о виновниках и с восторгом о Пушкине: «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!».

«Море и утес»


И бунтует, и клокочет,

Хлещет, свищет, и ревет,

И до звезд допрянуть хочет,

До незыблемых высот...

Ад ли, адская ли сила

Под клокочущим котлом

Огнь геенский разложила -

И пучину взворотила

И поставила вверх дном?
Волн неистовых прибоем

Беспрерывно вал морской

С ревом, свистом, визгом, воем

Бьет в утес береговой,-

Но, спокойный и надменный,

Дурью волн не обуян,

Неподвижный, неизменный,

Мирозданью современный,

Ты стоишь, наш великан!
И, озлобленные боем,

Как на приступ роковой,

Снова волны лезут с воем

На гранит громадный твой.

Но, о камень неизменный

Бурный натиск преломив,

Вал отбрызнул сокрушенный,

И клубится мутной пеной

Обессиленный порыв...
Стой же ты, утес могучий!

Обожди лишь час-другой -

Надоест волне гремучей

Воевать с твоей пятой...

Утомясь потехой злою,

Присмиреет вновь она -

И без вою, и без бою

Под гигантскою пятою

Вновь уляжется волна..

И меч его вас поразил, -

И в неподкупном беспристрастье

Сей приговор Закон скрепил.

Народ, чуждаясь вероломства,

Поносит ваши имена -

И ваша память для потомства,

Как труп в земле, схоронена.


О жертвы мысли безрассудной,

Вы уповали, может быть,

Что станет вашей крови скудной,

Чтоб вечный полюс растопить!

Едва, дымясь, она сверкнула

На вековой громаде льдов,

Зима железная дохнула -

И не осталось и следов.

«Эти бедные селенья…» (1855)
Эти бедные селенья,

Эта скудная природа -

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!


Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.


Удрученный ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде царь небесный

Исходил, благословляя.

Любовь и сострадание к нищему народу, удрученному тяжелой нощей, долготерпение и самопожертвованием.

«Silentium » Силентиум - Молчание (лат.) 1829 (философская лирика)
Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои -

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне

Безмолвно, как звезды в ночи,-

Любуйся ими - и молчи.


Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймёт ли он, чем ты живёшь?

Мысль изречённая есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи,-

Питайся ими - и молчи.


Лишь жить в себе самом умей -

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи,-

Внимай их пенью - и молчи!..

Молчание порой неизбежно, хотя трудно для человека.

Поэзия - это музыка, волнующая душу, наполняющая ее безграничной любовью к человеку, природе, родине. 1.Лирика Тютчева - философская. Его стихи философичны по глубине, по темам: жизнь и смерть, вера и безверие, хаос и космос. 2.Всю лирику Тютчева пронизывает идея слияния человека и природы. Поэт решительно выступает против тех, для кого природа - всего лишь «слепок» и «бездушный лик», лишенный внутренней жизни, кто не способен откликаться на зов матери-земли, кто остается глух к зову человеческого сердца, кто не в состоянии сочувствовать, сопереживать и любить. Для Тютчева природа - такое же одушевленное, разумное существо, как и человек: В ней есть душа, В ней есть свобода, В ней есть любовь, В ней есть язык. 3.Стихотворения о любви в лирике Тютчева проникнуты глубочайшим психологизмом, настоящей человечностью, благородством, прямотой в раскрытии сложнейших душевных переживаний. Строки, возникшие из-за самого большого чувства в жизни поэта - любви к Е. А. Денисьевой, по своей проникновенности и трагической силе в передаче сложной и тонкой гаммы чувств не имеют равных не только в русской, но и в мировой любовной лирике: О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей! «Денисьевский цикл» - это роман в стихах, в котором с необыкновенной силой и полнотой раскрывается трагедия любви, проявляется потребность человека в счастье и ограниченность человеческих возможностей его достижения. Лучшие стихотворения любовной лирики Тютчева замечательны тем, что в них индивидуальное, личное, пережитое самим поэтом поднято до значения общечеловеческого: Любовь, любовь - гласит преданье Союз души с душой родной Их съединенье, сочетанье, И роковое их слиянье, И… поединок роковой…

Наверное, нет человека, который, прочитав хоть один раз стихи Тютчева, останется к ним равнодушным. Поэзия Тютчева дышит свежестью и чистотой, земной красотой и космическим совершенством. Тютчев умеет описать то простое, что мы видим в мире, такими необычными словами, что оно предстает перед нами совсем в другом свете. Только Тютчев может сравнить «кроткую улыбку увяданья» со «стыдливостью страданья» разумного существа (стихотворение «Осенний вечер»), дождевые капли с людскими слезами (стихотворение «Слезы людские, о слезы людские...»).

Лирика Тютчева разнообразна и неповторима, но вся она проникнута философским смыслом. Эту философскую мысль мы видим в описании природы, в темах родины и любви. Природа в лирике Тютчева живая и неповторимая, она имеет свои образы. Весна— время пробуждения, время новой жизни и новых надежд. На эту тему написаны стихотворения «Весенняя гроза», «Вешние воды». Весна всегда чиста и прекрасна:

Весенней негой утомлен,

Я впал в невольное забвенье;

Не знаю, долог ли был сон,

Но странно было пробужденье.

Осень — время покоя, время ухода и прощания, время размышлений:

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест...

Недаром именно осенью Тютчев пишет свое знаменитое стихотворение «Умом Россию не понять...».

Весна у Тютчева — это не только настоящее. Она имеет протяженность: бегут вешние воды, проясняются небеса; муза весны напрямую связана с будущим. Осень наполнена пустотой и земным мотивом. Осень — это вечность:

А там, в торжественном покое,

Разоблаченная с утра,

Сияет Белая гора,

Как откровенье неземное.

Природа у Тютчева всегда прекрасна. Поэт всматривается в нее, прислушивается к ее звукам и пытается понять и постичь все ее душевные тайны. И тогда можно почувствовать слияние человека и природы (стихотворение «Так, в жизни есть мгновенья...»).

Как и всякий русский поэт, Тютчев много стихов посвятил родине. Признавая величие живой души в природе, он подобным образом видел ее и в России. Тютчев считает, что Россия призвана внутренне и внешним образом обновить человечество. Поэт не только любил Россию, он верил в нее: «...в Россию можно только верить». Вера в Россию была сознательно выработанным убеждением (стихотворение «На взятие Варшавы»). В своей борьбе с братским народом Россия руководствовалась прежде всего необходимостью «державы цельность соблюсти», для того чтобы:

Славян родные поколенья

Под знамя русское собрать

И весть на подвиг просвещенъя

Единомысленную рать.

Тютчев полагал, что Россия должна держаться единства, основанного на духовных началах:

Над этой темною толпой

Непробужденного народа

Взойдешь ли ты когда, Свобода,

Блеснет ли луч твой золотой?..

Растленъе душ и пустота.

Что гложет ум и сердце ноет, —

Кто их излечит, кто прикроет?..

Ты, риза чистая Христа...

Судьба России зависит не от исхода внутренней нравственной борьбы светлого и темного начал в ней самой. Условия для исполнения ее космической миссии есть внутренняя победа добра над злом.

Тютчев — современник Пушкина, но взгляды этих двух поэтов на поэзию совершенно разные. В поэзии Пушкина преобладают эмоции, чувства, впечатления. Тютчев же постигает начала и основания бытия, философские начала мира. Но тютчевская поэзия имеет религиозный характер, корни которого исходят из христианских сюжетов. Вот как рисует поэт сценарий окончания мира:

Когда пробьет последний час природы,

Состав частей разрушится земных:

Все зримое опять покроют воды,

И Божий лик изобразится в них!

Тютчев не только стремится познать бытие, он одновременно отвечает на его вопросы. Бытие для Тютчева — это вечность, Бог, и этот Бог наблюдает за нами. Его глаза — звезды, его сила велика:

Он милосердый, всемогущий,

Он, греющий своим лучом

И пышный цвет, на воздухе цветущий,

И чистый перл на дне морском.

Поэзия — это не просто чистая философия. У нее есть свои образы и категории. Эти категории Тютчев рисует в виде символов, знаков:

Есть близнецы — для земнородных

Два божества — то Смерть и.Сон,

Как брат с сестрою дивно сходных —

Она угрюмей, кротче он...

Философские начала связаны с христианским мотивами в лирике. Эти христианские начала часто выливаются в любовь к Богу:

Все отнял у меня казнящий Бог:

Здоровье, силу воли, воздух, сон,

Одну тебя при мне оставил он,

Чтоб я ему еще молиться мог.

Это стихотворение написано под впечатлением любви к Денисьевой. Замечательным стихотворением на христианский мотив является «И в Божьем мире то ж бывает...». Оно проникнуто светлой надеждой. Именно «в Божьем мире» Тютчев обретает успокоение. Он ищет и находит свою дорогу к Богу.

Уже говорилось, что Тютчев мыслит образами. Это как земные, нам понятные образы, так и образ Вечности — хаос. Тютчев представляет хаос как землю и противопоставляет ее небу, космосу. Образ хаоса проявляется в виде тьмы, океана, души, бездны, ночи. Критик Лаврецкий отозвался об образе тютчевского хаоса: «Хаос, по Тютчеву, бесформенная и безличная, темная, слепая, неорганизованная и зыбкая, как библейские воды, кипящая дурная основа Мира. Из этой грубой ткани созидается риза Богов, красочный, многообразный мир форм...» Мотив хаоса присутствует в стихотворении «Последний катаклизм». В стихотворении «Безумие» хаос способен принимать различную форму, в стихотворении «29-е января» он выражается «в безвременной тьме». Хаос может принимать форму моря:

И бунтует и клокочет,

Хлещет, свищет и ревет.

При этом Тютчев противопоставляет хаос — море состоянию покоя, где покой — утес:

Волн неистовых прибоем

Беспрерывно вал морской

С ревом, свистом, визгом, воем

Бьет в утес береговой,

Но, спокойный и надменный...

Во всех этих стихах хаос подразумевается. В стихотворении «Сон на море» поэт называет его своим именем:

..Я в хаосе звуков лежал оглушен,

Но над хаосом звуков носился мой сон...

О Тютчеве как о поэте мы не будем иметь полное представление, если не скажем еще об одной его теме — теме любви. Любовь Тютчева — это не чувства, переживания или состояние души. Любовь показана во взаимосвязи с космосом и хаосом. В стихотворении «Предопределение» Тютчев говорит о любви как о «поединке роковом»:

Любовь, любовь — гласит преданье —

Союз души с душой родной —

Их съединенъе, сочетанъе,

И роковое их слиянье,

И... поединок роковой...

В стихотворении «Близнецы» любви противопоставляется самоубийство. Любовь бывает разной: взаимной и неразделенной. И не всегда любовь приносит радость и счастье.

Бывает как раз наоборот. Самоубийство и Любовь здесь такие же образы, как Смерть и Сон:

И кто в избытке ощущений,

Когда кипит и стынет кровь,

Не ведал ваших искушений —

Самоубийство и Любовь!

Говоря о тематике произведений Тютчева, надо помнить, что в его лирике трудно выделить какие-то самостоятельные темы. И любовь, и поэзия, и философия — все слито воедино и существует в неразрывном виде. Среди стихотворений о любви выделяются те, в которых отражена любовь самого поэта к Денисьевой. Одно из таких автобиографических стихотворений — «О, как убийственно мы любим...». Здесь поэт как бы подводит итог всей любви: это великое чувство, но оно, к сожалению, не вечно. Любовь нужно беречь и охранять, иначе она погибнет: «Год не прошел — спроси и сведай, что уцелело от нея?..»

Тютчевская поэзия — это сильный порыв к истине, душевное человеческое устремление, состояние души самого поэта. Она прекрасна и незабываема.

В XIX веке в России было много выдающихся авторов, каждый из которых сделал определенный вклад в историю мировой литературы. Глядя на список талантливых личностей, нельзя обойти имя гениального русского поэта – Фёдора Ивановича Тютчева.

Он родился в ноябре 1803 года в Орловской губернии. Первое образование маленький Фёдор получил в родных стенах, его домашним репетитором был известный переводчик и поэт – Семён Раич.

С самых ранних лет Тютчев проявлял интерес к поэзии и языкам. Он с особым увлечением изучал лирику древнеримского народа и латынь, и уже в двенадцатилетнем возрасте, самостоятельно производит переводы од знаменитого Горация. В 15 лет, Тютчев поступает в Московский университет на Словесное отделение.

По окончании вуза, Тютчев отправляется на службу в Государственную коллегию иностранных дел. Вскоре, в качестве дипломатического сотрудника, его отправляют в Мюнхен, где молодой человек познакомился с урожденной графиней Элеонорой Петерсон. В 1826 году, молодые влюбленные вступили в брачные отношения. А спустя несколько лет, у великолепной пары, одна за другой появились три прекрасные дочери.

Союз Фёдора Ивановича и Элеоноры был крепким и счастливым, хотя Фёдор Иванович имел отношения на стороне. Возможно, пара прожила бы вместе еще много лет, если бы не трагическое событие, произошедшее на пароходе, во время путешествия семейства Тютчевых из Санкт-Петербурга в город Турин. Плавучее средство потерпело крушение, жена и дети Фёдора Ивановича могли погибнуть в холодных водах Балтийского моря. Однако им повезло. Нужно сказать, что Элеонора вела себя очень организованно, почти профессионально. Благодаря своевременно принятым мерам, она смогла спасти своих дочерей.

Это бедствие оставило негативный отпечаток на здоровье графини. Мучительные болезни, спровоцированные тем страшным событием, довели молодую женщину до смерти. В 1838 году жена Фёдора Ивановича умерла.

После этого брака с печальным концом, поэт нашел свое счастье в объятьях другой женщины. Второй женой талантливого поэта стала Эрнестина Дернберг. На протяжении следующих лет, Тютчев продолжал заниматься активной дипломатической деятельностью, и довольно преуспел в этом деле. Его несколько раз награждали и давали премии, а его публицистические статьи, издаваемые анонимно, вызывали интерес не только у обычного общества, но и у великого русского правителя – Николая I.

Политическая ситуация в Европе вызывала интерес у Тютчева до последних дней жизни. В 1872 году, здоровье поэта заметно ухудшилось, стало пропадать зрение, утратилась способность управления рукой, также его часто стали беспокоить сильные боли в голове. В январе 1873 года, несмотря на предостережения близких людей, он отправился на прогулку, во время которой, с ним случилась настоящая беда. Внезапно, парализовалась левая сторона тела. После этого случая, поэт перестал совершать самостоятельные движения, а в июле того же года, талантливый русский поэт ушел из жизни…

Творчество Фёдора Ивановича Тютчева

Первые стихи были написаны Тютчевым в период с 1810 по 1820 год. Тогда еще совсем молодой поэт использовал в своем творческом подходе стилистику поэзии XVIII века.

Начиная со второй половины 1820 года, стихотворения Тютчева обретают изысканную черту, характерную для всех последующих произведений. Он плавно сочетает одическую поэзию XVIII века с традиционными элементами европейского романтизма.

Более политические мотивы и гражданский трактат, появляется в творчестве Тютчева в 1850 году. Это направление используется автором вплоть до 1870 года.

Поэзия знаменитого и талантливого русского автора разносторонняя. В своих стихотворениях он чудесно воспевает Россию, ее живописные пейзажи и мужество русского народа. Все лирические произведения Тютчева, была написана на русском языке. Настоящие ценители гениальной поэзии смогли уловить в важный смысл в его стихотворениях и перевели их на другие языки, относясь к каждой строчке с особым вниманием.

Многие называют Тютчева поздним романтиком. Из-за длительного проживания вдали от родной земли, поэт часто испытывал отчужденность и некую потерянность. В кругу европейцев, Фёдор Иванович часто грустил и вспоминал близкую для сердца страну, где прошло его счастливое детство и первые годы молодости.

Лирические произведения Тютчева можно условно разделить. Первые стихи, написанные в раннем возрасте, основаны на самостоятельном исследовании собственной личности, где автор формирует мировоззрение для поиска себя в этом большом мире. Второй этап творческой деятельности направляется на познание и изучение более глубоких внутренних миров человечества.

Стихотворения Тютчева наполнены философским взглядом, гармонично сочетаемым с пейзажной лирикой. Однако это не все темы, охватываемые автором в периоды творческих идей. Тютчев с интересом изучал общественно-политическую жизнь родной страны, а также европейских государств, делая некое сравнение. Свои мысли и чувства, он гениально передавал в новых стихотворениях, написанных с особым вдохновением и любовью к России.

Любовная лирика в творчестве поэта

Анализируя творческую лирику Тютчева, выявляется четкое отражение художественного мироощущения. Его стихотворения проникнуты звучанием печальной трагедии и особым драматизмом. Эти болезненные изречения связаны с личными переживаниями великого поэта. Стихотворения, посвященные теме любви, были написаны с чувством переживания, особой вины и характерными страданиями Фёдора Ивановича, спровоцированными многочисленными испытаниями в жизни.

Самый известный сборник лирических произведений Тютчева, посвященный любовной тематике – «Денисьевский цикл». В эту книгу вошли самые откровенные и чувственные стихотворения автора, наполненные особым смыслом.

Фёдор Иванович, уже на склоне лет, испытал неповторимое чувство любви к прекрасной женщине, Елене Денисьевой. Их любовный роман имел длительный характер, почти четырнадцать лет, и, несмотря на многочисленные осуждения общества, Елена и Фёдор Иванович были неразлучны.

Влюбленную пару разлучила внезапная смерть Денисьевой, вызванная неизлечимой болезнью. Даже после ее ухода из жизни, поэт продолжал корить самого себя за все страдания любимой женщины, основанные людским судом. Пара не имела законных отношений, поэтому общество категорически отказывалось воспринимать ранимые чувства этих людей. Злые наговоры и клевета, оставляли кровавые раны в душе Елены, ее мучения и боль четко отразились в памяти Фёдора Ивановича. Потеряв любимую женщину, он до конца своих дней корил самого себя за бессилие и страх, которые так и не позволили поэту защитить Елену от осуждений и людского гнева.

Свои глубокие переживания Фёдор Иванович перенес в лирику. Читая стихотворения Тютчева из знаменитого сборника «Денисьевский цикл», чувствуется оригинальная искренность, выстраданная глубокой мыслью автора. Он ярко передает свои эмоции в моменты неповторимого, но такого быстротечного счастья, испытываемого в период любовных отношений с Еленой.

Любовь, в творчестве Тютчева, представляется как необыкновенное, волнующее и неподконтрольное чувство, посланное с небес. Смутное душевное влечение, слово пропитанный топливом факел, внезапно возгорается в порыве страсти и нежности, в объятиях любимой.

Смерть Елены Денисьевой унесла с собой все самые смелые и радостные мечтания великого поэта. Он потерял не просто близкого человека, а самого себя. После ее ухода, жизненные ценности перестали вызывать интерес у Фёдора Ивановича. Всю свою нестерпимую боль, а также праздные чувства радости, испытываемые в моменты страстных встреч с любимой женщиной, основанные на воспоминаниях, он передал в своем любовном лирическом творчестве.

Философия и природные мотивы в творчестве Тютчева

Лирические произведения Тютчева носят явный характер философии. Автор показывает свое двойное восприятие мира, описывает происходящую в мыслях борьбу демонического и идеального суждения. Это мнение ярко высказывается в известном стихотворении автора «День и ночь». Противоположное значение выражается в сравнении дня, наполненного радостью и счастьем, и ночи, мерцающей грустью и печалью.

Тютчев считал все светлое, неизменным началом темного. Борьба добра и зла не может закончиться чьей-то победой или поражением. Эта безумная битва не имеет определенного результата, как и в жизни человека, стремление к познанию истины часто провоцирует душевную борьбу внутри себя. Это и есть главная истина жизни…

Для описания многогранных пейзажей русской природы, поэт использует самые прекрасные эпитеты. Он нежно воспевает ее гармоничную красоту и запахи свежей листвы, показывая прелестное единство с ее настроением и переменчивым характером.

Читая поэтические произведения Фёдора Ивановича Тютчева, каждый читатель сможет отыскать во временах года схожие черты и манеры, характерные для него. А в многоликой погоде можно угадать переменчивость настроения, что присуще всем людям без исключения.

Поэт гениально передает чувства природы, проникновенно ощущая ее трепетные волнения и боль. Он не пытается описать ее внешнюю красоту, а проникновенно смотрит вглубь, словно разглядывая ее трогательную душу, передавая читателям все самые живые и невероятно разумные чувства окружающей природы.

Тема урока:

«Этапы биографии и творчества Ф.И.Тютчева. Основные темы и идеи лирики. Лирика природы»

(1 урок)

Цели урока:

    Познакомить учащихся с биографией Ф.И.Тютчева.

    Рассмотреть на примере известных стихотворений поэта своеобразие лирики природы, основные темы и идеи лирики.

    Отрабатывать умение анализировать лирические произведения, выделяя в них ключевые образы и определяя их значение.

    Развивать коммуникативные способности учащихся, грамотную монологическую речь, умение работать самостоятельно со справочными материалами, лирическими произведениями.

    Прививать любовь к природе через искусство слова, пробудить интерес к чтению шедевров русской литературы.

Алгоритм урока:

    Организационный момент. 1 мин

    Сообщение темы и целей урока. 1 мин

3. Знакомство с планом урока. 1 мин

4. Работа с эпиграфом к уроку. 2 мин

5.Вступительная беседа о Тютчеве. 2 мин

6. Изучение новой темы. 16 мин

7. Закрепление изученного материала

(практическая работа учащихся) 17 мин

8. Обобщения и выводы. 1 мин

9. Итог урока и выставление оценок. 2 мин

10. Домашнее задание. 2 мин

Критерии оценки эффективности урока.

1. Развитие познавательных интересов.

2. Полнота УЗН.

3. Активизация мыслительной деятельности.

4. Использование разнообразных форм работы.

5. Осуществление индивидуального и дифференцированного подходов.

6. Развитие воображения, всех видов мышления.

7. Развитие умения анализировать, сравнивать, конкретизировать, обобщать и самостоятельно делать выводы.

8. Нравственное и эстетическое воздействие.

9. Использование практического опыта учащихся и их знаний при объяснении нового материала.

10. Использование компьютера и мультимедийного проектора позволяют увеличить темп урока.

Макет рабочей тетради.

Этапы биографии и творчества Ф.И.Тютчева. Основные темы и идеи лирики. Лирика природы.

Опорный конспект.

Основные темы:

    Тема природы.

    Тема любви.

    Тема Родины.

    Философская лирика.

Особенности изображения природы:

1. Природа у Тютчева изменчива, динамична, она вся в борьбе противоборствующих сил.

2. Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Она внутренне близка и понятна человеку, родственна ему.

3. Природа и человек образуют в лирике поэта единство, поэтому многим его стихам присуща двучастная композиция, построенная на параллелизме между жизнью природы и жизнью человека.

Природа в различные времена года.

Зима: Зимнее «чудо» совершается в состоянии волшебного сна природы, музыка стиха имитирует магическое действие Чародейки, которая околдовывает, очаровывает гипнотизирует, погружая в сон, что особенно подчеркивают повторы. Стихи завораживают своей музыкой, колдуют

Осень:

Весна:

Лето:

Вывод:

    Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с этапами биографии и творчества Ф.И.Тютчева, определим особенности лирики природы, рассмотрим основные темы и идеи его поэзии. Урок у нас необычный. На протяжение этого занятия нам будет помогать разбираться компьютер. Итак, в путь.

3. Ознакомление с планом урока.

Ознакомьтесь с планом нашего урока. Сегодня мне также помогают проводить урок … (учитель называет учащихся, которые готовили индивидуальные сообщения.)

4. Работа с эпиграфами.

Эпиграфами нашего урока могут стать высказывания великих русских писателей о Тютчеве. И.С.Тургенев говорил о поэте: «Тютчев … создал речи, которым не суждено умереть». И.С.Аксаков считал, что «… для Тютчева жить – значит мыслить».

Согласны ли вы с этими высказываниями?

(Ответы и рассуждения учащихся)

5. Вступительная беседа о Тютчеве.

Что знаете о Тютчеве вы? (ответы уч-ся).

Что вы можете сказать о его творчестве?

Какие стихи читали, учили?

О чём пишет поэт? (о природе, о её красоте).

Давайте познакомимся с этим удивительным поэтом поближе.

6. Работа по новой теме.

1.Сообщения индивидуально подготовленных уч-ся по биографии поэта .

(параллельно ведутся записи в тетради)

После сообщений учащимся предлагается просмотреть слайды по биографии поэта и внести корректировку в свои записи.

Чтение записанных фактов из жизни Тютчева (опрос 2-3 учащихся)

2. Тютчев-поэт (рассказ учащегося с использованием подготовленных слайдов).

Как поэт Тютчев сложился к концу 20-х годов. Значительным событием в литературной судьбе Федора Ивановича стала публикация большой подборки его стихов в пушкинском «Современнике» (№3, 4, 1836г.) под заголовком «Стихи, присланные из Германии» и за подписью Ф.Т.

На Тютчева обратили внимание в литературных кругах, но читателям его имя по-прежнему оставалось неизвестным.

С конца 40-х годов начинается новый литературный подъём лирического творчества Тютчева, но имя его все еще почти неведомо русскому читателю, а он сам не принимает участие в литературной жизни. Начало его поэтической известности положила статья Некрасова «Русские второстепенные поэты» (в журнале «Современник» №1,1850г.), в которой он говорил о Тютчеве как поэте необыкновенного таланта, вовсе не замеченного критикой, и поставил никому неизвестного Федора Ивановича в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым.

Сборник стихов Тютчева выходит в 1854 году по инициативе и под наблюдением И.С.Тургенева. И к Тютчеву приходит поздняя, но подлинная слава.

Судьба Тютчева-поэта необычна: это судьба последнего русского поэта-романтика, творившего в эпоху торжества реализма и все-таки сохранившего верность заветам романтического искусства.

3. Слово учителя об основных темах и идеях лирики Тютчева.

Поэзию Тютчева нельзя представить без лирики природы, так как в сознание читателей, как мы уже говорили, он вошел как певец природы.

Преобладание пейзажей - одна из примет его лирики. Правильно назвать ее пейзажно-философской: картины природы воплощают глубокие, напряженные трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человеке, человечестве и мироздании: какое место занимает человек в мире и в чем его судьба.

В чем же состоят особенности изображения природы?

Природа у Тютчева изменчива, динамична, она вся в борьбе противоборствующих сил.

Особенно привлекают поэта переходные промежуточные моменты жизни природы.

Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Она внутренне близка и понятна человеку, родственна ему.

Природа и человек образуют в лирике поэта единство, поэтому многим его стихам присуща двучастная композиция, построенная на параллелизме между жизнью природы и жизнью человека. Обычное для романтиков противопоставление природы и цивилизации доведено до пределов. Поэту чуждо не только современное общество, история, культура, цивилизация – все кажется ему призрачным, обреченным на гибель.

Итак, человек в поэзии Тютчева двуедин: он слаб и величественен одновременно.

Лирика Тютчева проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природы.

Он ввел в поэзию старинные образы, неповторимо запечатлел в своих стихотворениях все четыре времени года.

Попробуем разобраться в некоторых поэтических шедеврах, характеризующих различные времена года, раскроем значения образов.

7. Закрепление новой темы.

Практическая работа учащихся (работа в группах). Каждой группе заранее были даны стихотворения по временам года.

Выступление учащихся.

1 группа. «Зима»

1. Выразительное чтение наизусть стих. «Чародейкою Зимою околдован лес стоит ».

Зимнее «чудо» совершается в состоянии волшебного сна природы, музыка стиха имитирует магическое действие Чародейки, которая околдовывает, очаровывает, гипнотизирует, погружая в сон, что особенно подчеркивают повторы. Стихи завораживают своей музыкой, колдуют.

2 группа «Осень».

1. Выразительное чтение наизусть стих. «Есть в осени первоначальной … ».

2. Краткий анализ (называются тема и идея, ключевые образы, чувства и настроение при чтении стихотворения, изобразительные средства)

Вывод записывается в тетрадь: Картины осени рисуются ярко, действие на земле переплетается с излюбленным вертикальным движением с неба.

3 группа «Весна».

1. Выразительное чтение наизусть стих. «Люблю грозу в начале мая … ».

2. Краткий анализ (называются тема и идея, ключевые образы, чувства и настроение при чтении стихотворения, изобразительные средства)

Вывод записывается в тетрадь: Тютчев возвышенно передает красоту мира. Весеннее действие, «гроза», развернувшись на небесах, касается земли. Мы это чувствуем, возникает ощущение весны и свежести.

4 группа «Лето». (стихотворение по выбору)

1. Выразительное чтение наизусть стих.

2. Краткий анализ (называются тема и идея, ключевые образы, чувства и настроение при чтении стихотворения, изобразительные средства)

Вывод записывается в тетрадь: Тютчевское лето часто грозовое. Природа полна движения, полна звуков, красок. И снова поэт дает почувствовать приближение праздника.

8. Обобщения и выводы.

Итак, в чем же особенность изображения природы Тютчевым, Чем его взгляд отличается от нашего?

(Звучат ответы учащихся, делается вывод).

Тютчев изображает природу не со сторон, не как наблюдатель и фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать ее голос. Природа у Тютчева – это живое, разумное существо.

9. Подведение итога урока.

Что нового узнали из жизни Тютчева?

Какие образы ввел поэт в свою лирику?

В чем особенности изображения природы?

10. Выставление отметок за урок.

11. Домашнее задание.