Знакомство с буквой щ в старшей группе. Конспект урока по русскому языку на тему "буквы щщ, звук щ"

Тема: Звук [щ], буквы Щ,щ.

Цель: знакомство со звуком [щ] и буквой Щ,щ

Задачи урока:
1. Познакомить детей с новой буквой Щ,щ.
2. Выявить звук, который обозначает буква Щ.
3. Определить место буквы Щ в ряду согласных букв.
4. Развивать познавательный интерес.
5. Формирование интереса к родному языку как важнейшему средству речевого общения.

Ход занятия

I. Организационный момент:

Повернитесь к друг другу, подарите свои улыбки.

Спасибо! Ваши улыбки располагают к приятному общению.

Впереди вас ждет много нового и интересного. Будьте внимательны, активны, аккуратны.

Ребята, сегодня мы отправимся на поезде в далекое путешествие. Закройте глазки и в путь. (слайд 2)

Поезд прибыл, откройте глазки. Чтобы попасть в свой вагон, надо показать свои знания! Готовы!

Давайте вспомним все, что мы с вами изучили.

Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные)

Чем они различаются? (Гласные звуки можно пропеть, а согласные нельзя. Когда мы произносим гласные звуки, выдыхаемый воздух не встречает во рту никаких преград)

Какие гласные обозначают мягкость согласных звуков? (Обозначают мягкость согласных звуков буквы: я, е, ё, и, ю)

Какие гласные обозначают твёрдость согласных звуков? (Обозначают твёрдость согласных звуков буквы: а, о, у, ы, э)

Что вы знаете про буквы я, е, ё, ю? (У этих букв бывает два звука, а бывает и один звук)

Когда у букв я, е, ё, ю два звука и какие? (У буквы я [й/а], е [й/э], ё [й/о], ю [й/у]. У букв я, е, е, ю два звука, когда они стоят в начале слова, после гласных, после разделительного твёрдого и мягкого знака)

Когда у букв я, е, ё, ю один звук и какой? (У буквы я [а], е [э], ё [о], ю [у], когда они стоят после согласных)

Молодцы, ребята! Теперь можем отправляться в сказочное путешествие!

III. Сообщение темы урока.

Ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие в Королевство звуков и букв. (слайд 3)

А вот с какой буквой мы будем знакомиться, вы узнаете, отгадав загадку:

Он играет, громко лает,

Скуки он совсем не знает.

На пути сбивает с ног,

Шустрый, маленький … (щенок)

IV . Постановка цели урока:

Жил-был в Королевстве маленький щенок. Он все время грустил, потому что его имя заколдовала Королева звуков. Как ни старался щенок узнать и разгадать эту тайну, ничего не получалось. Ведь он был еще совсем маленький и задания Королевы ему не под силу. Вот он перед нами.

Ребята щенок просит нас о помощи. Вы согласны?

3. Артикуляционная и акустическая характеристика звука Щ.

Первое задание Королевы.

Перед вами картинки. Нужно определить, какой первый звук чаще встречается. (Звук [Щ].)

Звук [Щ] - согласный, глухой, всегда мягкий.

Этот звук является первым в имени щенка.

Щенок хочет познакомить нас с буквой, обозначающей этот звук.

На расческу Щ похожа.
Три зубца всего? Ну, что же?
Е.Тарлапан

Давайте возьмем ручку и напишем букву Щ в тетради.

4. Развитие фонематических процессов. Игра «Кто внимательный».

Я произношу слова, если вы слышите звук [щ’] , хлопайте в ладоши.

шептать щекотать щелкунчик

честный цапля шоколад зима

щипать щепка ящик щука

5. Чтение слогов – слияний.

ща щу щё ще щи

6. Развитие дикции.

Следующее задание королевы: повторите чистоговорки.

Ща-ща-ща - мы несем леща..
Щу-щу-щу - я грибы ищу.
Ещи-ещи-ещи - складываю вещи.
Ащ-ащ-ащ - купили новый плащ.
Орщ-орщ-орщ – мама варит борщ.
Щи-щи-щи – собирали овощи.

Ребята, вы справились, и щенок говорит нам следующий звук в имени: это звук [Э].

7. Физминутка.

Вы, наверное, устали, давайте отдохнем.

Закройте глаза, представьте, что вы вышли на улицу и видите высоко в небе солнце. Поднимите руки, мысленно поздоровайтесь с солнцем. Вы чувствуете тепло его лучей, оно пронизывает все ваше тело. Вам так хорошо! Тепло! Радостно! Вы наполняетесь силой знаний, светом солнца! Обменяйтесь энергией с солнцем… Потянитесь… Улыбнитесь… Откройте глаза. Мы в комнате. Но солнечное тепло, свет и знания остались с каждым из вас. Улыбнитесь!

8. Смысловое чтение

– Ой, посмотрите, что здесь (назвать хором изображения: щётка, ящик, клещи, щенок)

Закройте глаза!(убираю щенка)

Кто исчез?(щенок)

Сейчас мы с вами прочитаем рассказ «Катин щенок»

Кате подарили щенка. Она принесла его домой и посадила в ящик. Щенок свернулся в клубок и уснул. Когда щенок проснулся, он вылез из ящика, вытащил из-под стола щётку и стал с ней играть.

А сейчас ответьте на вопросы:

    Кого подарили Кате?

    Куда посадила Катя щенка?

    Где уснул щенок?

    Что сделал щенок, когда проснулся?

    А какие слова на «щ» вы можете назвать ещё?

    1. Работа в паре: Игра « Наборщик» - придумать слова из букв слова «ТОВАРИЩИ»(на черновиках напечатайте, кто больше)

      Работа в группе: Игра « Собери слово».

На листах на шариках написаны буквы.

Собери буквы так, чтобы получилось слово. Составить звуковую схему.

Укща, яикщ, апщл (щука, ящик, плащ)

    Дополнительно: Развитие связной речи.

А вот и новое задание Королевы: “Доскажи словечко”. Королева очень любит ясную погоду, наши солнышки сегодня должны засиять. Перед вами желтые круги и прищепки. Назвав правильное слово, вы цепляете прищепку на круг.

    Письмо опускают в почтовый … (ящик).

    На огороде выросли сочные … (овощи).

    У собаки сынок - … (щенок).

    Емелины желания исполняла … (щука).

    Зубы чистят зубной … (щеткой).

    В Древние времена люди жили в … (пещере).

Нужное слово – картинка появится на экране

Итог занятия.

Мы приехали обратно. Какой звук и буква были первыми в имени щенка. (Звук и буква Щ). Вам понравилось наше путешествие? Почему? (Ответы детей).

На столе у вас карточки с изображением весёлого и грустного смайлик. Кому было интересно на уроке, если вы запомнили букву и звук, кому всё понравилось на уроке, кто не испытывал затруднений поднимите карточку с веселым смайликом. А кто испытывал трудности, чувствовал себя неуверенно, поднимите грустный смайлик

……. Дети оценивают свою работу.

по обучению грамоте в подготовительной группе

на тему: звук [Щ], буква Щ

ЗАДАЧИ

Образовательные:

1. Закрепить навыки различения и произношения звука [Щ] в слогах, словах, фразах. Уточнить артикуляцию, дать характеристику.

2. Упражнять детей в умении выделять звук [Щ] на фоне слова и из слова, отбирать картинки, придумывать слова с заданным звуком.

3. Закреплять умение определять позицию звука в слове.

4. Продолжать формировать звукослоговой анализ и синтез слов.

5. Упражнять в составлении предложений по опорным словам.

6. Познакомить детей с графическим образом буквы Щ. Продолжать учить преобразованию слов; читать слова и предложения.

Коррекционные:

1. Развивать фонематический слух.

2. Развивать умение концентрировать внимание.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.

2. Воспитывать умение работать в течение всего занятия.

ОБОРУДОВАНИЕ

«Письмо» от Деда Буквоведа, мяч, индивидуальные зеркала, плоскостные изображения сказочных героев (Щенок, Щука), ромашка с предметными картинками на лепестках (со звуком «Щ»), музыкальный молоточек, палочка-отвечалочка, игрушка Чудище, квадраты трёх цветов для звукового анализа, кассы букв и слогов, сундучок с буквой Щ.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Прежде чем начать занятие, мы проверим наш почтовый ящик (находим письмо от Деда Буквоведа). Прочитайте, от кого это письмо.

Письмо от Деда Буквоведа

Ребята, Дед Буквовед сообщает нам плохую весть. Чудище похитило новую букву, с которой мы должны были сегодня познакомиться. Нам надо её найти. Для этого мы должны угадать, что это за буква. А поможет нам стихотворение.

Два щенка щека к щеке

Щиплют щетку в уголке.

Да у щетки половой

Палка есть над головой.

Палка щелк щенков с плеча,

Два щенка ушли ворча.

Вы догадались, какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении? Правильно, это звук [Щ], который на письме обозначается буквой Щ. Значит, мы должны найти сегодня букву…Щ. А чтобы найти эту букву мы сначала познакомимся поближе со звуком [Щ]. Садитесь за столы, возьмите зеркала и произнесите отчетливо звук [Щ].

3. Артикуляция звука [Щ] (Губы выдвинуты вперёд, между резцами небольшая щель, кончик языка приподнят к альвеолам, образует с ними щель. Передняя часть языка более выдвинута вперёд по сравнению с Ш. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Средняя часть спинки языка приподнята к твёрдому нёбу, задняя часть спинки, по сравнению с Ш, более продвинута вперёд. По средней линии языка образуется продольный канал, по которому проходит струя выдыхаемого воздуха.)

4. Характеристика звука [Щ] (согласный, всегда мягкий, глухой).

5. Дифференциация звука [Щ] от других звуков, в слогах, словах.

Я буду произносить звуки и слоги, а вы, если услышите звук [Щ]хлопните в ладоши.

А теперь речевая зарядка «Не зевай, лови мяч и повторяй» (проговаривание слоговых рядов). Ащ-ощ-ущ-ищ, ща-що-щу-щи, аща-ощо-ущу-ищи; щка-щко-щку-щки; щма-щмо-щму-щми и т.д.

А у меня есть палочка-отвечалочка. Кому палочка в руки попадёт, тот слово со звуком «Щ» назовёт (дети придумывают слова с данным звуком).

6. Определение места звука в слове, звуковой анализ слов.

Ребята, мы так увлеклись, что забыли о том, что нам нужно найти букву Щ. Дед Буквовед отправил нам помощников. И к нам спешит на помощь первый помощник, кто это – правильно это сказочный Щенок (иллюстрация).

Щенок нам подскажет дорогу, если мы выполним его задание. На доске ромашка, на лепестках которой – картинки со звуком [Щ]. Дети выбирают себе по лепестку и определяют место звука «Щ» в названиях картинок. А теперь, выложите звуковой анализ своего слова. Молодцы справились с заданием. И Щенок отправляет нас к следующему герою.

Этот герой – волшебная Щука (иллюстрация).

7. Деление слов на слоги.

И Щука приготовила нам задание, которое называется: «Простучи слово» (дети делят слова на слоги, простукивая их с помощью музыкального молоточка).

Молодцы и с этим заданием справились!

8. Составление предложений.

Щука хочет еще немного поиграть с вами, и она предлагает вам еще одно задание: придумать весёлые предложения про наших помощников (дети придумывают предложения).

Щуке очень понравились ваши предложения, поэтому она расскажет нам где Чудище спрятало букву.

Буква в сундучке и нам надо его найти. (Дети находят сундучок и спрятавшееся Чудище).

Логопед: Нашёлся сундучок и Чудище здесь.

Ты зачем букву похитило?

Чудище: Я хотело, чтобы у меня была своя буква Щ, ведь в моём имени она есть, а я даже писать её не умею.

Логопед: Но ребята тоже должны знать эту букву, иначе они не смогут читать и писать слова с буквой Щ. Ребята, скажите, как без буквы Щ вы напишите имя Чудище (дети: «Чудие»).

Чудище: Ой, как некрасиво получилось.

Логопед: Тебе не нравится?! Тогда попроси у ребят прощение и верни букву.

Чудище: Извините, ребята. Сейчас я отдам вам букву, она у меня в сундучке. (Чудище достаёт букву и отдаёт её детям)

Логопед: Вот и молодец! Ребята, а пусть Чудище у нас на занятии посидит и поучит вместе с нами букву Щ (Чудище остаётся).

9. Знакомство с буквой Щ. Дети садятся за столы.

Ребята, кто расскажет Чудищу, чем отличается звук от буквы (ответы детей)

Посмотрите, вот буква Щ. На что она похожа?

На расческу Щ похожа.

Три зубца всего? Ну что же!

Хватать, глотать умеют щуки –

Другой не нужно им науки!

Буква Щ поможет нам

Чистить зубы по утрам.

Из каких элементов она состоит (Из трех больших вертикальных палочек и одной большой горизонтальной, одной маленькой горизонтальной и одной маленькой вертикальной палочек). Встаньте и напишите эту букву в воздухе, а теперь правой рукой на левой ладошке и наоборот, и ещё на спинках друг у друга. А сейчас сделайте окошко из ладошек и прорисуем букву Щ в воздухе от потолка до пола, смотрим глазками в окошечко. Печатание буквы в тетради.

10. Работа в кассах, преобразование слов.

А сейчас откроем кассы и найдём, где живёт буква Щ (этаж, окошко). На верхнюю полоску выложите слово Щи, а как сделать так, чтобы из слова Щи получилось слово Щит, а из слова Щит – Щип. Молодцы, убираем кассы.

11. Чтение предложений

И последнее задание от Щенка и Щуки находится в конвертах. В этих конвертах - слова. Ваша задача составить из этих слов предложения и прочитать их.

12. Итог занятия.

Вот мы и познакомились со звуком и буквой Щ. Что вы можете сказать про этот звук?

Назовите слова со звуком [Щ].

Чудище, тебе понравилось с нами заниматься? Тогда приходи к нам ещё, а мы с ребятами хотим подарить тебе букву Щ, чтобы у тебя была своя буква.

Чудище: Вот спасибо!

Ребята, вы сегодня старались, внимательно слушали, хорошо отвечали, все были молодцы!

Базуева А.Д., учитель-логопед МБДОУДетский сад 227”, город Уфа.

  1. Закрепить звук [щ], познакомить с его графическим обозначением.
  2. Развитие фонематических процессов.
  3. Упражняться в звуко-буквенном анализе.
  4. Совершенствовать навыки чтения слогов с буквой Щ.
  5. Познакомить с правописание ща, щу.
  6. Образование действительных причастий настоящего времени
  7. Совершенствование навыков составления схем предложения.
  8. Воспитывать доброжелательность и коллективизм.

Ход занятия.

  1. Организационный момент
  2. Замените первый звук в слове на звук [щ].

    Кепка-… река-…

    Мука-… венок-…

    Кит- … тучка-…

    Мель-… детина-…

  3. Основная часть
    1. Повторение характеристики звука
    2. На какой звук мы заменяли первые звуки в словах? (звук [щ])

      Произнесите звук [щ], наблюдая за артикуляцией в зеркале.

      Губы округлены и вытянуты вперед. Между зубами небольшое расстояние. Широкий кончик языка поднят за верхние зубы и образуют щель. Воздушная струя встречает преграду, голос не работает.

      Какой звук [щ]? (согласный, всегда мягкий, глухой).

    3. Введение в тему
    4. Сегодня мы с Вами отправимся на рыбалку, где познакомимся с новой буквой. Ребята, вспомните сказки, где герои тоже рыбачили (“Золотая рыбка”, “По щучьему веленью”).

      Чтобы рыбалка была удачной вы должны помогать друг другу, быть внимательными и помнить правило рыбной ловли – не шуметь!

      А сейчас потренируем свое умение слушать в слове нужный звук. Если в слове, которое я произнесу, будет звук [щ], поднимите руки в верх и назовете где находится звук в начале, в середине, в конце в слове (ящик, ключик, мяч, плащ, щука, туча, лещ). Молодцы! Мы поймали первую рыбку.

    5. Знакомство с буквами
    6. Ой, а посмотрите у нее что-то в зубах.

      Букву Щ в зубах держу,

      Написать ее прошу!

      Рассмотрите букву Щ.

      Сколько элементов у буквы Щ? Какие это элементы? На что похожа буква Щ?

      У Вас на столах есть буква Щ. Возьмите ее и пальчиком обведите букву. Положите букву Щ на середину тетради и обведите ее, заштрихуйте.

    7. Зрительное запоминание буквы
    8. Посмотрите, что мы поймали (В бутылке карточки буква Щ с недостающими элементами)

      Эти карточки долгое время лежали в воде и некоторые элементы буквы Щ смылись, нужно их восстановить. Молодцы! Мы поймали еще одну рыбу.

    9. Физминутка
    10. Щуку я тащу, тащу.
      Щуку я не упущу.
      Вот она какая,
      Славная, большая!
      Щука плавает кругами.
      Щука щёлкает зубами.
      Ну и зубы – как пила!
      Где такие ты взяла?

    11. Чтение слогов, слов
    12. На дне моря живет осьминог. Посмотрите, на что она похожа? (На букву Щ)

      Протяните щупальца осьминога к гласным буквам. Какие слоги образовала буква Щ с гласными?

      Посмотрите у вас на столах карточки, на которых написаны слова. Азат прочитает слова со слогом Ща, Рита прочитает слова со слогом Щу, Полина прочитает слова со слогом Ще, Акрам слова со слогом Щи.

      Молодцы! Еще одну рыбку мы поймали.

    13. Звуко-слоговой анализ слова
    14. А вместе с рыбой и новое задание.

      Посмотрите на карточки по первым слогам этих слов вам нужно составить новое слово

      Щенок, казанок – ЩЕКА

      Щупальцы, карандаш – ЩУКА

      Роза, щавель – РОЩА

      Пень, щенок, радуга - ПЕЩЕРА

      Составьте схему слова Щука. (Один ребенок на доске, остальные самостоятельно). Какой первый слог в этом слове? Как вы думаете, какую гласную надо поставить в слоге ЩУ? Почему? Запомните, в слоге ЩУ всегда пишется гласная У.

      Разделите слова роща на слоги и назовите второй слог. Какую гласную надо поставить в слоге ЩА? Почему? Запомните, ЩА всегда пишется через А.

      Молодцы! Рыбка в нашем ведре.

    15. Образование действительных причастий настоящего времени подбор к ним существительных.

Морские жители спорили и перепутали слова в предложениях. Поможем им.

На встречу попался шипеть гусь.

На плите стоял кипеть чайник.

Мила боится рычать щенка.

Сколько слов в каждом предложении. Составьте схему предложений. Каким по счету стоит слово со звуком [щ] в предложении? Молодцы! Еще одну рыбу поймали.

Ребята, наша рыбалка подошла к концу. Давайте посмотрим, какой рыбы мы наловили и сколько (3 леща и 3 щуки).

С какой буквой мы сегодня познакомились? Какой звук она обозначает?

Молодцы! Занятие окончено.

Решаемые проблемы (Цель ):

Принимать учебную задачу урока (знакомство с буквой Щ, обозначающей глухой мягкий согласный звук)

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя (отработка умения различать мягкие и твердые согласные)

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Личностные результаты (Л):

- Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.

Предметные результаты (П):

- Выделять звук щ ’ из слов, устанавливать с помощью учителя, что звук щ ’ согласный, всегда мягкий, глухой.

- Распознавать в словах новый звук.

- Характеризовать его, обозначать буквой.

Метапредметные УУД:

- Регулятивные (Р):

- Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения , оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки.

- Познавательные (П) :

- Читать слоги-слияния, устанавливать на основе наблюдений и сообщения учителя, что в слоге ща пишется всегда а , а в слоге щу всегда пишется у, поскольку звук щ ’ всегда мягкий, его мягкость не надо показывать особыми буквами.

- Коммуникативные (К)

-Определять и обосновывать место новой буквы на «ленте букв».

Оборудование: - Учебники, рабочие тетради по чтению

Диск к учебнику по данной теме

Листы для работы в группах

Сигнальные карточки для рефлексии

Ход урока:

1 . Организационный момент.

2.Самоопределение к деятельности

Закройте глазки и попробуйте отгадать звуковую загадку-песенку. О ком эта песенка? Какой звук чаще всего мы слышим в этой песенке? (Звучит аудио запись-трек №28, «Про щуку и щурят»)

(учащиеся выделяют услышанный новый звук Щ) Кто догадался, какая тема у нас сегодня?(Буква Щщ, звук щ.)

Это и есть тема нашего урока сегодня.

3.Постановка учебной цели

Какой новый звук эта веселая щука принесла? Для чего он нам нужен? (произносить слова, буква, чтоб писать,читать слова, тексты,)

Что мы будем делать с этим звуком? (искать его в словах, исследовать)

А какой он звук Щ? Давайте исследуем и дадим его характеристику.

Согласный – произносим с шумом, при произношении воздух встречает преграду;

Глухой - т.к. при произношении слышен больше шум, чем голос и звучит глухо;

Бывает мягким? (да) А твердым? (проблема), попробуем произнести твердо…Получается? Попробуем в этом разобраться(твердый он или мягкий?) Для этого прочитаем скороговорку.

4. Решение проблемной ситуации :

Прочитаем скороговорку из «Азбуки» стр. 62.

Работа с учебником : (чтение про себя, затем вслух)

Щуку я тащу тащу, щуку я не отпущу .

Звуковой анализ слова щука.

Работа с индивидуальными звуковыми карточками : составление схем на рабочих местах с последующей проверкой с экрана(рисунок из диска по обучению грамоте).

Вывод : выбираем зеленый цвет, т.к. щ – мягкий согласный. Для чего вы выполняли это задание? .Чтобы подтвердить, что звук щ – глухой, мягкий, согласный. На письме этот звук обозначается буквой Щ.

- Знакомство с печатной буквой Щ .

Работа в тетрадях по чтению : печатание буквы Щщ, слогов и слов с данной буквой.

ФИЗМИНУТКА

5. Первичное закрепление

Мы познакомились с новым звуком и буквой, чтоб научиться читать с ней слоги и слова.

Чтение слоговых столбиковс диска.

Хоровое чтение : (акцент: как звучит – твердо или мягко?)

А теперь поработаем в группах. Заполним звуковые схемы слов с новым звуком.

1группа - овощи, меч; 2 группа - плащ, щетка

Группы составляют схемы одновременно (соревновательный момент ), какая быстрее и правильно составит схемы, та и победила. Оцените , правильно ли выполнили задания ребята из другой команды. (проверка по экрану) Акцент – как звучит Щ.

Подкрепление вывода – Мы исследовали звук щ и убедились, что щ – всегда мягкий

6. Закрепление и систематизация знаний.

- Работа по учебнику – чтение стихотворения про щуку и щетку стр.63, акцент на написании(обратите внимание как пишется сочетание ЩА, ЩУ )Что вы заметили? Требуется ли смягчать щ буквами я и ю? А почему?

(он и так звучит мягко, не требуется). Следовательно какое правило о написании щуи ща можем сформулировать? (самостоятельный осознанный вывод правила)

ЩА – пиши с буквой А! ЩУ- пиши с У! Чтение правила о написании ща и щу по учебнику. Еще раз вернемся к тексту стихотворения. Далее беседа о хищных рыбах и по экологии рек- связь с уроком окружающего мира.

О ком стихотворение? (о щуке) Что мы знаем про щуку из уроков окружающего мира? (какая это рыба – речная или морская? Что она употребляет в пищу? Следовательно это рыба….(хищная) Каких еще рыб- хищников вы знаете? Во всякой ли воде будут водиться рыбы? Что нужно, чтоб сохранялась чистота воды в реке?

- Работа по развитию речи (по диску):

Просмотр мультфильма по рисункам. Пересказ по сюжетным картинкам.

Итак, мы новый звук исследовали . Давайте теперь будем находить его в словах. Работа по индивидуальным карточкам . У учащихся в Азбуке лежат заранее приготовленные листочки с заданиями. Составление слов (по диску) – на рабочих местах с индивидуальной самооценкой. (волшебные линеечки) Дальнейшая проверка по экрану.

Как вы себя оценили?

Доп. материал для хорошо читающих детей (стр. 64 «Азбуки») и текст по диску (буква Щ)

7 . Итог урока : Спасибо вам за работу. Вы сегодня на уроке хорошо потрудились.

Рефлексия :

Какую цель мы поставили в начале урока?(изучить и исследовать новый звук и новую букву)

Какие знания открыли?(Щ – согласный глухой звук. Он всегдамягкий)

Посмотрим, достигли мы поставленной цели? Помогут нам в этом волшебные рыбки. У каждого на парте лежат бумажные рыбки. Поместим их в ведерки: Зеленое ведерко для тех ребят, кто все понял сегодня на уроке и доволен своей работой. Синее - для тех, кто в чем-то сомневался, желтое - кто не понял тему сегодняшнего урока. Посмотрим, в каком ведерке больше всего рыбок.

У вас сегодня всё получилось. Вы открыли новые знания и довольны своей работой на уроке. Молодцы!

Конспект урока обучения грамоте

в 1классе.

Учитель: Мошникова Татьяна Владимировна

Тема урока: Звук [щ"]. Буквы Щ, щ.

Цели урока:

1.Познакомить с согласным звуком [щ"], буквами Щ, щ. 2.Сформировать представление о звуке [щ"] как о мягком непарном согласном.

3.Развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, отрабатывать навык звукового анализа слова.

4.Воспитывать интерес к чтению.

Ход урока.

1. Орг. момент.

Снег порхает и сверкает

В золотом сиянье дня.

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег-снежок.

Начинаем наш урок.

Как тихо падает снег, также тихо сядьте и вы.

2. Повторение пройденного материала.

Посмотрите сколько снежинок собралось в хоровод, как метель их закружила.

Постарайтесь правильно разместить снежинки. Подумайте, какие снежинки лягут на красную крышу, какие на синюю, а какие на зелёную.

У доски 3 ученика.

Какие снежинки опустились на домик с красной крышей?(Буквы а, у, ю, я обозначают гласные звуки).

Какие снежинки особенные? Почему? (ю, я обозначают мягкость согласных звуков, могут обозначать два звука).

Какие снежинки упадут на домик с синей крышей? (ж, ш, всегда обозначают твёрдые согласные звуки).

Какие снежинки упадут на зелёную крышу? (й, ч обозначают всегда твёрдые согласные звуки).

Чем отличаются гласные звуки от согласных? (гласные образуют слоги, при произношении воздух не встречает преград).

3. Сообщение темы урока.

Сегодня мы отправимся на зимнюю рыбалку, где познакомимся с новым звуком и новой буквой. Какой? Вы скоро узнаете. А чтобы рыбалка была удачной вы должны

помогать друг другу, быть внимательными, помнить правила рыбной ловли - не шуметь.

4. Введение в тему.

Тот, кто был на рыбалке, скажет нам, что надо взять с собой.(Удочку, червячков, ведёрко и т.д.)

Давайте сделаем прорубь, закинем удочку и попробуем поймать первую рыбку. Послушайте отрывок из сказки.Узнаете, что за рыба попалась на крючок.

Пошёл Емеля на речку. Прорубил лёд, зачерпнул волы в вёдра и поставил их, а сам глялит в прорубь. И увилел Емеля в проруби щуку.

Изловчился и ухватил щуку в руку.

- Вот уха булет сладка!

Вдруг щука говорит ему человеческим голосом:

- Емеля, отпусти меня в волу, я тебе сделаю всё, что ни пожелаешь.

- Лално, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.

Щука его спрашивает:

- Емеля, Емеля, скажи - чего ты сейчас хочешь?

Какую рыьку мы поймали? (Щуку).

Как называется сказка?(«По щучьему веленью»).

Кто продолжит сказку, чего захотел Емеля? (Чтобы вёдра пошли сами, не расплескав воды).

Сбылось ли его желание в сказке? (Сбылось)

Как сбылась мечта народа о том, чтобы вода сама поступала в дом? (Вёдра с водой заменил водопровод. Открываешь кран, а из него течёт вода.)

Надо ли беречь воду, которая течёт из крана? (Да).

5. Работа над новым материалом.

1) Вычленение звука [щ"].

Какую рыбу мы поймали? (Щуку.)

Произнесите первый звук.

Дайте характеристику звуку [щ"]. (Согласный, глухой).

На что похож этот звук? (На шипение)

Звук [щ"] шипящий.

Как произносится звук [щ"]?(Мягко.)

Кто знает слова, где этот звук произносится твёрдо? (Таких слов нет).

Давайте сделаем вывод о новом звуке.

Вывод: значит звук [щ"] всегда мягкий и не имеет парного твёрдого звука.

2) Фонетическая зарядка.

А сейчас потренируем своё умение слышать в слове нужный звук. Если в слове, которое я произнесу, будет звук [щ"], поднимите руки вверх и назовите где находится этот звук: в начале, в середине или в конце.

Ящик, ключик, плащ, мяч, щука, туча, лещ.

Звуки [ч"] и [щ"]очень близки по звучанию и нередко их путают в словах. Потренируемся произносить их в скороговорке:

Щука проглотила щётку.

Щётка ей щекочет глотку.

Не путайте звуки [ч"] и [щ"].

3) Игра на внимание «Что лишнее».(Зрительная зарядка).

Давайте посмотрим, какие вы внимательные, ведь рыболовам просто необходимы терпение и внимание.

Что изображено на рисунках?(Овощи, щенок, сыщик, печь.)

Какой рисунок лишний? (Печь.)

Почему? (В слове печь нет звука [щ"].)

Составьте предложение с предметом, который вам больше нравился.

4) Звуко - буквенный анализ слова щука.

Смотрите, на удочку попалась ещё одна щука.

Составим схему слова щука.

Один ученик составляет схему у доски, остальные на парте.Проверка.

Дайте характеристику каждому звуку.

[щ]- согласный, глухой, мягкий.

[у]- гласный, ударный.

[к]- согласный, глухой, твёрдый.

[а]- гласный, безударный.

Сколько в слове слогов? (Два.)

5) Знакомство с буквой Щ.

Звук [щ"] обозначается буквой Щ.

На что похожа буква Щ? (Щётка, забор, гребешок)

6) Работа по букварю.

Найдите в букваре слово щука.

Прочитаем первый столбик.

Что такое чаща? (Густой лес)

Прочитаем второй столбик. Чем различается написание этих слов? (т заменили на л).

Прочитаем третий столбик. Чем различаются эти слова? (Различаются первой буквой).

В словах начинающихся с буквосочетаний сч произносится звук [щ"]. Прочитайте слова правильно.

Кажется на крючок попалась ещё одна рыба.

Найдите её название по схеме, данной в учебнике.

Какую рыбу мы поймали? (Леща).

Скоолько в этом слове звуков, букв?(Четыре).

Дайте характеристику первому звуку.(Согласный, глухой, мягкий).

Прочитайте слова с сочетаниями ЩА, ЩУ, ЧА.

Послушайте сказку.

Жили-были на свете шипящие Ч и Щ, а неполалёку жили гласные У, Ю, А, Я. Жили лружно. И вот однажлы решили буквы поиграть в прятки. Выпало волить шипящим. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат -нашли уже А и У. Вот только никак не могут найти гласные Ю иЯ. Искали, икали, с ног сбились, -до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные решили пойти домой. Проходят мимо соседнего домико и видят, что Я и Ю, как ни в чём не бывало, сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: ЧУ - ЩУ, ЧА - ЩА.

Так об этом говорится в сказке. А вы, ребята, как думаете, почему не нужно после букв Ч и Щ ставить буквы ЮиЯ? (Буквы ч и щ всегда обозначают мягкие согласные звуки. И нет необходимости их смягчать гласными я и ю.)

Прочитайте правило в учебнике.

Запомните это правило.

ФИЗМИНУТКА.

6.Формирование навыков чтения.

Давайте насадим червячка на крючок, закинем удочку.

Что мы видим? На крючок попалась" Щучья считалочка".

Чтение считалочки про себя и вслух.

Какой вы увидели щуку?(Хищная, зубастая, злая).

А лещ какой? (Проворен и умён)

7.Работа в парах.

- Ребята, а где вам могут пригодиться считалочки?(В игре).

Вспомните считалочки и поиграйте в паре.

8. Итог урока.

Наш урок-рыбалка закончился.. Подведём итог.

Сколько поймали рыбы?(Три щуки и леща)

Что вы сделаете с рыбой? (Сварим уху, пожарим)

А кто выпустит обратно в воду?

Как вы считаете, удачная была у нас рыбалка?

Какой звук узнали? ([щ]).

С какой буквой познакомились? (Щ).

Какое правило узнали на уроке?(ЧА - ЩА пиши с А, ЧУ - ЩУ пиши с У).

Кому было на уроке интересно, всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, положите свою рыбку в красное ведёрко.

Если вы чувствовали себя неуверенно и плохо поняли материал, положите свою рыбку в синее ведёрко.