Арочно-гравитационная плотина гувера на реке колорадо в сша. Плотина Гувера в США — рукотворное чудо Аризоны

Лас-Вегас — одно из самых прекрасных мест на земле. Не только потому, что там умопомрачительные отели, шикарные шоу и рай для шопоголика. Оттуда очень удобно стартовать к мозговыносящим пейзажам Невады и Аризоны. Вот, например, всего полчаса езды, и перед Вами величественный вид на Черный каньон с Плотины Гувера.

Для большинства американцев те тонны бетона, стоя на которых я сделала фото, гораздо важнее скалистых пейзажей и вообще практически священны. Дамба Гувера тут примерно то же, что БАМ для советских людей. Кстати, построить эту колоссальную штуковину они умудрились как раз за пятилетку.

Наше с ней знакомство состоялось в январе 2012г. Мы завтракая в кафешке Лас Вегаса, изучали Викимапию на предмет где лучше сделать маникюр. Там и обнаружилось Hoover Dam — нечто явно заслуживающее внимание с большим количеством восторженных комментариев. Несмотря на то, что это был не «neil salon», мы, оценив дистанцию до местной достопримечательности, тут же отправились расширять кругозор индустриальными объектами. Тогда я сделала гордую запись в твиттере: «Обнаружила в 40 км от Вегаса офигенную дамбу Ховер. Едем туда.»

На что получила кучу презрительных и завистливых твитов, что, во-первых, не Ховер, а Гувер, во-вторых, не прикольная, а одна из главных достопримечательностей Америки и вообще оказалось, что я сбываю заветную мечту кого-то из фолловеров. Мне стало стыдно и я больше никогда об этой плотине так неуважительно не отзывалась. И даже снова вернулась сюда полтора года спустя, чтобы папа и сестра тоже смогли насладиться ее величественными видами.

2.

Это был очень спорный проект. Дорогой. Грандиозный. Впечатляющий. Согласовывали его лет эдак десять. Ее задачи: уберечь район от постоянных затоплений, обеспечить юго-запад США водой и снабдить его электроэнергией. Два последних пункта штаты никак не могли между собой поделить. Калифорния и Лос-Анджелес в частности требовали большую часть этих богатств себе, как самые продвинутые и самые нуждающиеся. Наконец компромисс был найден и в 1931 году в самый разгар Великой Депрессии началось строительство, что частично помогло решить ещё одну возникшую в Америке проблему — с безработицей.

Чтобы на дне Черного каньона вырастить из бетона 221 метровую стену, в скалах прорубили четыре тоннеля для отвода русла реки и построили две маленькие дамбы. Условия труда были адскими: 60 градусов по цельсию и дикая концентрация угарного газа из-за постоянно курсирующих в тоннелях машин. За все время строительства жертвами грандиозного проекта стали около 100 человек.

4. Страна не забыла своих героев и построила у дамбы крылатый монумент

Обожаю американские достопримечательности. Тут все сделано для того, чтобы сюда приезжало как можно больше туристов. Ещё на подъезде к дамбе вам будет предложено включить радио на определенную волну, чтобы услышать историю строительства и интересные факты о ней. Парковки — пожалуйста, кафе — да на здоровье, сувенирные магазины — милости просим. Ещё музей, экскурсии по электростанции и свободные прогулки по округе.

5. Многоуровневая парковка. Стоимость заезда 7 американских рублей с машины.

Парковка очень классно вписалась в пейзаж и совсем не раздражает своим коричневым видом. А у нас наверняка была бы зеленая. Или, если повезет, из обычного серого бетона.

6. Выход с парковки к плотине. Лифты, конечно же, тоже есть.

7. Параллельно с музеем Гувера посетители открыли выставку жвачек с бесплатным входом

8. Построенная в 1936 году и названная в честь 31-го президента США Герберта Гувера дамба стала самой высокой, самой длинной и самой мощной. В общем, самым крутым сооружением во всем мире. (Тсс, господа патриоты. Наша Саяно-Шушенская больше, но и построена она была много позже). Кстати, это наклон башен ЛЭП — это не пагубная дисторсия объектива, они действительно находятся примерно под 45 градусов.

9. Заметили, что на плотине нет водосбросов? Излишки воды пускаются по тем самым тоннелям, по которым текла Колорадо на время строительства

10. Так приятно, что на пути есть кармашки, в которых можно паркануться и ещё раз посмотреть на гордость американской нации

11. Ещё один обязательный пункт для чекина — смотровая на мосту Майка О’Каллахана-Пэта Тилмана. Вот ее парковка. Я заезжаю сначала туда (она как раз по пути), а потом уже на саму плотину.

12. Подняться на мост можно и на кресле с колесиками и с ребенком в коляске, вон по тем зигзагам в центре. Идти совсем не долго и совсем не тяжело.

Ещё три года назад путь в Аризону проходил по самой плотине. Двухполосная дорога в этом месте становилась однополосным серпантином. Плюс после терактов 11 сентября был введен обязательный полицейский контроль, создающий дополнительные трудности. Так Черный каньон обзавелся ещё одной очень крутой достопримечательностью, которую очень хорошо видно на заглавной фотографии. Длина моста больше полукилометра, а высота 271 метр. Бюджету он обошелся в 240 миллионов зеленых.

13. Помимо важного транспортного узла это теперь ещё и отличная смотровая площадка

14. с которой открывается примерно такой вид

А специально для любопытных на пути к мосту и на парковке находится очень много всякой информации

К сожалению и в феврале 2012 и в сентябре 2013 Дамба Гувера стала лишь короткой остановкой на пути к великому и ужасному Каньону. У нас не было времени для того, чтобы посетить музей, не было времени и оценить мастерство местных поваров. Даже фотографий было сделано совсем немного. Ну ничего, я сюда ещё вернусь.

Путь из Вегаса до Дамбы занимает примерно полчаса. Выезжаете на восток по 93 хайвею и как только вашему взору откроется внизу в горах потрясающей голубизны озеро Мид, похожее на сверкающий драгоценный камень в коричневой горной оправе, знайте — вы уже близко. Дамба будет слева по дороге, там есть прекрасная развязка и большие указатели.

На карте ниже видна обведенная в кружочке буковка Р. Это та самая парковка, с которой можно подняться пешком на мост. Как только проедете досмотр, не гоните сильно, она очень скоро будет справа.

Парковка у моста бесплатная. Парковка у дамбы стоит 7 баксов с машины. Вход в так и не посещенный мною музей и экскурсия по станции — 8 баксов с человека. Это весьма небольшая цена за созерцание национальной гордости США и когда-то самой самой самой плотины в мире.

Hoover Dam , также известна как Boulder Dam ) - уникальное гидротехническое сооружение в США , бетонная плотина высотой 221 м и гидроэлектростанция , сооружённая в нижнем течении реки Колорадо . Расположена в Чёрном каньоне, на границе штатов Аризона и Невада , в 48 км к юго-востоку от Лас-Вегаса ; образует озеро (водохранилище) Мид . Названа в честь Герберта Гувера , 31-го президента США, сыгравшего важную роль в её строительстве. Строительство дамбы началось в и закончилось в , на два года раньше запланированного срока.

Плотина находится под управлением Бюро мелиорации США, подразделения Департамента внутренних дел США . В 1981 плотина была включена в Национальный регистр исторических мест США. Плотина Гувера является одной из известнейших достопримечательностей в окрестности Лас-Вегаса.

В то же время, одним из препятствий для осуществления проекта стали сомнения штатов, лежащих в бассейне реки Колорадо, в справедливом распределении водных ресурсов между потребителями. Существовали опасения, что Калифорния, с её влиянием, финансовыми ресурсами и недостатком воды предъявит права на большую часть водных ресурсов водохранилища.

В итоге в 1922 была создана комиссия, включавшая по одному представителю от каждого из заинтересованных штатов и одного - от федерального правительства (им стал Герберт Гувер, в то время министр торговли в правительстве президента Уоррена Гардинга). Результатом деятельности этой комиссии стала подписанная 24 ноября 1922 Конвенция реки Колорадо, в которой были закреплены методики раздела водных ресурсов. Подписание этого документа, получившего название «Компромисса Гувера», открыло путь к осуществлению строительства плотины.

Постройка такого масштабного гидротехнического сооружения требовала привлечения значительных средств из государственного бюджета . Законопроект о выделении финансирования не сразу получил одобрение Сената США и Белого дома . Лишь 21 декабря 1928 президент Калвин Кулидж подписал билль , одобряющий осуществление проекта. Первоначальные ассигнования же на постройку плотины были выделены только в июле , когда президентом был уже Герберт Гувер.

Первоначальный план предусматривал возведение плотины в каньоне Боулдер (англ. Boulder Canyon ). Поэтому, несмотря на то, что окончательно было решено строить плотину в Чёрном каньоне, проект получил название Boulder Canyon Project.

Строительство

Подряд на строительство плотины был получен консорциумом Six Companies, Inc., совместным предприятием компаний Morrison-Knudsen Company (Бойсе , штат Айдахо); Utah Construction Company (Огден, штат Юта); Pacific Bridge Company (Портленд , штат Орегон); Henry J. Kaiser & W. A. Bechtel Company (Окленд , штат Калифорния); MacDonald & Kahn Ltd. (Лос-Анджелес) и J. F. Shea Company (Портленд, штат Орегон) .

Планировалось, что для строителей рядом с плотиной будет возведён целый городок - Боулдер-Сити, однако график строительства был скорректирован в пользу ускорения и увеличения количества рабочих мест (это было сделано для снижения массовой безработицы , ставшей результатом Великой депрессии). В связи с этим в момент появления первых рабочих город был ещё не готов, и первое лето строители дамбы провели во временных лагерях. Задержка со сдачей жилья и опасные условия работы повлекли за собой забастовку , состоявшуюся 8 августа 1931. Выступление рабочих было разогнано оружием и дубинками, но темпы строительства Боулдер-сити были увеличены, и к весне 1932 рабочие переселились в постоянные жилища.

Строительство плотины велось в тяжелых условиях. Часть работ проводилась в тоннелях, где рабочие страдали от избытка угарного газа (некоторые работники стали инвалидами или даже погибли вследствие этого). Работодатель же объявил, что данные заболевания - последствия обычной пневмонии , и он не несёт ответственность за это.

План сооружений плотины

Предварительные работы

Строительство плотины было намечено в узком каньоне на границе между Невадой и Аризоной . Для отвода воды реки Колорадо в сторону от места строительства были пробурены четыре тоннеля диаметром 17,1 м в каменных стенах Чёрного каньона. Общая длина тоннелей составила 4,9 км. Строительство тоннелей началось в мае 1931. Обделка тоннелей была выполнена из бетона толщиной 0,9 м, в итоге полезный диаметр водоводов составил 15,2 м. После окончания строительства тоннели частично были перекрыты бетонными «пробками», а частично - применяются для подачи воды к турбинам и сброса излишков воды.

Для изоляции места строительства и предотвращения возможного затопления водами реки было сооружено две дамбы-кессона . Возведение верхней дамбы было начато в сентябре несмотря на то, что отводящие тоннели на тот момент не были достроены.

С целью обеспечения безопасности работ перед началом сооружения плотины были проведены мероприятия по очистке стен каньона от свободно лежащих камней и скал: они подрывались динамитом и сбрасывались вниз.

Возведение бетонной дамбы

Первый бетон был залит в основание плотины 6 июня 1933. Так как работы подобного масштаба ранее никогда не производились, ряд технических решений, применённых в процессе строительства, носил уникальный характер. Одной из проблем, с которой довелось столкнуться инженерам, стало охлаждение бетона. Вместо сплошного монолита , плотина строилась как серия взаимно связанных колонн в форме трапеций - это позволяло рассеяться излишнему теплу, выделявшемуся при застывании бетонной смеси. Инженеры подсчитали, что если бы плотина была сооружена как монолит, для полного охлаждения бетона до окружающих температур, понадобилось бы 125 лет. Это могло бы привести к появлению трещин и разрушению дамбы . Помимо этого, для ускорения процесса охлаждения слоёв бетона каждая форма, в которую осуществлялась заливка, содержала охлаждающую систему из дюймовых металлических труб, в которые поступала речная вода.

Машинный зал гидроэлектростанции

Электростанция

Разработка котлована для сооружений гидроэлектростанции была проведена одновременно с рытьём котлована для основания плотины. Земляные работы для «U»-образного сооружения, лежащего у подножия плотины, были закончены в конце 1933, а первый бетон в здание электростанции залит в ноябре этого года.

Вид на дамбу

Архитектурное решение

Первоначальный проект предусматривал достаточно простое архитектурное решение дамбы и здания гидроэлектростанции. Предполагалось, что внешняя сторона дамбы будет представлять собой обычную стену, сверху обрамлённую балюстрадой , выполненной в неоготическом стиле. Здание же электростанции и вовсе не сильно должно было отличаться от обычного фабричного цеха.

Предложенный проект критиковался многими современниками за свою простоту, не соответствовавшую, по их мнению, эпохальному характеру сооружения. В итоге для переделки проекта был приглашён лос-анджелесский архитектор Гордон Кауфманн (автор проекта здания редакции газеты Los Angeles Times). Кауфманну удалось переработать проект, выполнив экстерьер сооружений в традициях стиля ар-деко . Верхняя часть плотины украшена башенками, «вырастающими» из самой дамбы. На водосбросных башнях размещены часы, одни из них показывают Горное время (Аризона), а другие - Североамериканское тихоокеанское время (Невада).

Транспортное значение

По плотине проходит шоссе № 93 (Route 93), лежащее в меридиональном направлении и связывающее штат Аризона с канадской границей. Часть шоссе, прилегающая к плотине, не соответствует значению магистрали и объёму пропускаемого трафика. Дорога имеет всего по одной полосе в каждом направлении, серпантин, спускающийся к плотине, включает несколько крутых и узких поворотов, а также мест с плохим обзором; дорога подвержена оползням . Ситуация должна измениться с ожидаемым в 2008 вводом в строй автомобильного моста через Чёрный каньон (Hoover Dam Bypass), который свяжет верхние части каньона в 500 м ниже по течению чем Плотина Гувера.

Вид на дамбу; видны башни водоспуска и наклонные мачты линий ЛЭП

В соответствии с данными United States Bureau of Reclamation, электроэнергия, вырабатываемая станцией, распределяется в следующем соотношении:

Статистика

Вид с дамбы вниз, на сооружения электростанции

Название плотины

Плотина первоначально должна была строиться в каньоне Боулдер, поэтому, несмотря на то, что по факту стройка началась в Чёрном каньоне, первоначально в официальных документах наименовалась «плотина Боулдер». Но уже на официальной церемонии открытия строительства секретарь Департамента внутренних дел США Рэй Вилбур объявил, что плотина получит название Гувера в честь действующего президента США. Этим заявлением Вилбур продолжил сложившуюся традицию присвоения крупнейшим плотинам США имён президентов, находящихся у власти в период их возведения (как, например, плотина Вильсона или плотина Кулиджа). Конгресс США 14 февраля 1931 утвердил официальное название «плотина Гувера».

В Гувер проиграл выборы кандидату от Демократической партии Франклину Делано Рузвельту . Сразу после вступления в должность нового президента администрация США инициировала переименование дамбы в «плотину Боулдер». Официального решения по этому поводу принято не было, однако изо всех официальных документов, туристических путеводителей того времени имя Гувера исчезло.

В 1947, через два года после смерти Рузвельта, калифорнийский конгрессмен Джек Андерсон представил проект решения о возвращении плотине имени Гувера. 30 апреля соответствующий законопроект, одобренный Сенатом, был подписан президентом; с тех пор плотина носит своё современное имя.

Плотина Гувера ночью

Плотина или дамба Гувера считается самой большой в США. Она расположена в узком Черном каньоне, образованном рекой Колорадо, на границе двух штатов – Аризона и Невада. Это не только гидроэлектростанция, но и основной элемент системы мелиорации и защиты населенных пунктов от наводнений. Дамба построена в нескольких километрах от Лас-Вегаса и является одной из самых знаменитых достопримечательностей Америки. Туристы совмещают посещение казино и этого интересного гидротехнического сооружения.

Строительство

Возведение дамбы началось в 1931 году. Президент Герберт Гувер выделил на строительство плотины Гувера бюджетные деньги. Работы велись во время Великой Депрессии. На строительную площадку дамбы в поисках работы съезжались тысячи людей. Специально для рабочих было решено разбить небольшой городок Боулдер-Сити. Но в срок построить жилье не успели, поэтому люди расположились в лагере, разбитом на скорую руку. Условия были настолько невыносимые, что рабочие не выдержали и летом 1931 году устроили забастовку, которая была жестоко подавлена.

В строительстве плотины Гувера участвовало более пяти тысяч человек, для них были запрещены азартные игры, спиртные напитки и проституция. При возведении дамбы использовалось много технологических новшеств. Одно из них – каски, защищающие голову рабочих.

Значение плотины

Торжественное открытие плотины Гувера состоялось в 1935 году, но окончательно работы были завершены год спустя. Дамба быстро стала известной достопримечательностью. Посмотреть на нее приезжает девять миллионов туристов ежегодно. Штаты Невада и Аризона плотина Гувера снабжает водой, контролируя при этом уровень паводков. Есть предположение, что не игорные дома, а именно стройка дамбы стала толчком для развития Лас-Вегаса, который быстро превратился из деревушки в процветающий город.

Архитектурные особенности

Самый первый проект плотины Гувера предполагал простое архитектурное решение объекта: внешняя стена должна была стать обычной стеной, обрамленной балюстрадой в неоготическом стиле. Здание электростанции не должно было отличаться от фабричного цеха. Проект критиковался многими современниками, что стало причиной его переделки. Сделал это Гордон Кауфман – архитектор из Лос-Анджелеса. Он предложил экстерьер сооружений в стиле арт-деко. Верхняя часть плотины получила украшение в виде башенок, растущих прямо из дамбы. На водосбросных башнях двое часов: одни показывают Горное время, вторые – тихоокеанское Североамериканское время.

Плотина Гувера в США сооружена из колонн в виде трапеций и считается крупнейшим искусственным сооружением, возведенным со времен пирамид.

На одной из самых больших плотин мира есть смотровая площадка, с которой открывается великолепный вид на озеро Мид, образованное в результате строительства дамбы. Также рядом построен монумент – памятник погибшим во время строительства.

  • Плотина названа в честь американского президента Герберта Гувера, который внес существенный вклад в ее строительство. Первоначальное название плотины — плотина Боулдер или Боулдер Дам (изначально дамба планировалась в каньоне Боулдер, но в итоге ее возвели в Черном каньоне, а рабочим названием осталось «плотина Боулдер»).
  • Озеро Мид, образованное плотиной – самое большое водохранилище в Штатах.
  • Процесс затвердевания дамбы происходит до сих пор. С каждым годом она становится крепче.
  • Без вмешательства человека плотина способна работать два года, а остановится она, когда турбины обрастут водорослями.
  • Плотина является границей не только двух штатов - Невады и Аризоны, но и Тихоокеанского и Стандартного горного часовых поясов.
  • Образ плотины Гувера использовался в разных произведениях искусства: фильмы «Универсальный солдат» и «Трансформеры», мультфильм «Бивис и Баттхед уделывают Америку», книга Ильфа и Петрова «Одноэтажная Америка».

Плотина Гувера (иногда её называют Дамба Гувера)– одна из высочайших плотин на планете, и одна из самых мощных гидроэлектростанций в Америке.
Она находится в юго-западной части страны прямо на границе штатов Невада и Аризона, в русле реки Колорадо, по которой эта граница и проходит.

Плотина Гувера на карте

  • географические координаты 36.016065, -114.737411
  • расстояние от столицы США Вашингтона около 3350 км по прямой
  • до ближайшего аэропорта города Боулдер-сити примерно 14 км
  • ближайший международный аэропорт Маккаран, расположенный в знаменитом Лас Вегасе, находится в 40 км к западу
  • плотина Гувера расположена на выходе озера Мид, самого большого искусственного водохранилища Соединенных Штатов

Строительство плотины было необходимо, исходя из нескольких факторов.
Река Колорадо, обладая непостоянным характером, периодически затапливала обширные сельскохозяйственные площади ниже по течению. Постройка дамбы была способна усмирить буйный нрав реки и стабилизировать уровень воды в ней. К тому же это могло послужить толчком к развитию орошаемого земледелия в регионе. Возникшее в результате строительства дамбы огромное водохранилище будет способно удовлетворять потребности в воде практически всей южной части Калифорнии. И наконец, гидроэлектростанция плотины, послужит на благо населения, живущего в окрестностях.

Плотина Гувера в цифрах

  • Высота – 221,4 метра
  • Длина – 379 метров
  • Высота над уровнем моря – 376 метров
  • Ширина в основании – 200 метров
  • Ширина в верхней части – 14 метров
  • Объем дамбы – 2 480 000 м 3
  • Вес более 6 600 000 тонн
  • Мощность водосброса – 11 000 м 3 /с
  • Вид — арочно-гравитационная, в форме полукольца направленного к озеру Мид, что позволяет эффективнее распределять нагрузку воды. Давление воды в нижней части плотины составляет порядка 220 тонн на 1 квадратный метр

Такое грандиозное строительство требовало массу исследований и согласований. Ещё в начале 20 века (в 1902 году) велись поиски возможностей для возведения небольшой дамбы на реке Колорадо. Но большого успеха достигнуть не удалось. Затем, в 1922 году было решено создать комиссию, в которую входили представители всех штатов, заинтересованных в справедливом распределении водных ресурсов реки и строительстве плотины. В состав комиссии входил и Герберт Гувер (тогда он еще не был президентом, но представлял федеральное правительство). Итогом работы комиссии стало подписание 22 ноября 1922 года «Конвенции Реки Колорадо», в которой прописаны взаимоотношения между субъектами, претендующими на ресурсы этой реки. Но сооружение плотины началось далеко не сразу. Лишь в конце 1928 года Джон Калвин Кулидж (30-й президент США) подписал билль, разрешающий строительство. А вот первые финансовые вливания в проект поступили только в июле 1930 года, когда 31-ым президентом Соединенных Штатов Америки был уже сам Герберт Гувер.


Процесс возведения Плотины Гувера

По плану строительство должно было начаться в 1931 году и завершиться в 1938 году, но масштабный проект был сдан уже в 1936 году на 2 года раньше.
В те времена такое сооружение бросало вызов самым передовым технологиям. Условия окружающей среды, когда температура воздуха нередко достигала 50 o С, необходимость изменения русла реки Колорадо на время строительства и масса других неудобств ставили перед инженерами и проектировщиками серьезные задачи. Так, например, нельзя было просто залить бетон в большую опалубку, так как при окружающей температуре вся конструкция застывала бы порядка 125 лет! К тому же процесс «схватывания» и «застывания» бетона в таком большом объеме неминуемо привел бы к его растрескиванию и разрушению. Естественно ни срок застывания бетона, ни его качество на выходе разработчиков не устраивало. Было принято уникальное инженерное решение – собрать всю гигантскую железобетонную конструкцию из отдельных блоков.


Такое решение, кстати, мы с вами уже знаем по сооружениям в древнем городе в Перу. Но, если в Саксайуамане технология подгонки огромных блоков науке до сих пор неизвестна, то в плотине Гувера она не является секретом.

Грубо говоря, вся дамба собрана практически как детский конструктор Лего.

Все блоки были одинаковой высоты, около полутора метров, а вот остальные размеры менялись в зависимости от того, где располагался блок. Максимальный размер блока составлял 18 м 2 (в нижней части плотины), а минимальный 7,6 м 2 (в верхней части). Внутри этих блоков были проложены стальные трубы диаметром в 1 дюйм (примерно 2,5 см), по которым циркулировала ледяная вода. Это позволило создать условия для правильного застывания бетона. В итоге получался очень качественный бетонный блок, армированный трубами, которыми также блоки соединялись между собой. Кстати, общая длина таких труб составила 937 км! После того как блок застывал, трубы заполнялись бетоном, и отливался следующий блок. Таким образом создавалась единая монолитная структура. В 1995 году были проведены исследования, доказавшие, что бетон Плотины Гувера все еще набирал прочность. А такой показатель как прочность на сжатие вообще выходит за пределы стандартного диапазона для широко распространенного бетона.


Как вы понимаете, для строительства такого грандиозного проекта потребовались значительные людские ресурсы. Причем вначале для их проживания практически ничего не было предусмотрено. Рабочие жили на территории временных лагерей и в довольно сложных условиях. В итоге 8 августа 1931 года строители устроили забастовку, которая была силой подавлена. Лишь к весне 1932 года было отстроено жилье для рабочих в городке Боулдер-сити, и волнения прекратились.

На протяжении всего строительства в городке были запрещены азартные игры и продажа алкоголя.
Боулдер-сити является единственным городом в Неваде, где все еще под запретом игорный бизнес.

Чтобы изменить русло реки и отвести воду от места работ, в горах были пробурены 4 тоннеля (по два с каждой стороны реки) диаметром чуть больше 17 метров каждый и общей длиной около пяти километров. Стены тоннелей были залиты бетоном толщиной в 90 см. Поэтому эффективный диаметр сократился до 15 метров. В конце строительства дамбы эти тоннели не были завалены, то есть они до сих пор действующие, что в свою очередь придает дамбе стабильность и снижает нагрузку.

Энергия воды нашла свое применение на гидроэлектростанции.
26 октября 1936 года электростанция дала первое электричество. На сегодняшний день суммарная мощность 17-и генераторов составляет 2080 МВт.

Если открыть все водосбросы плотины, то энергия падающей воды составит около 25 000 000 лошадиных сил.

К сожалению, на всем протяжении геодезических, исследовательских и строительных работ, нередко встречались смертельные случаи. Всего по официальным данным за время работ погибло 112 человек. Печальную статистику 20 декабря 1922 года открыл геодезист Джей Джи Тирни (в оригинале JG Tierney). Он утонул во время поиска места для строительства дамбы в Черном каньоне, где протекала река Колорадо. Затем были несчастные случаи и несколько самоубийств. Но есть и еще нечто интересное. Официально последняя смерть, зарегистрированная при строительстве, датирована 20 декабря 1935 годом, то есть ровно через 13 лет после первой трагедии. Но и это не всё. Последнего погибшего звали Патрик Тирни. Он был сыном того самого геодезиста, отрывшего смертельный счет.

В честь всех погибших при строительстве людей на дамбе есть мемориал, надпись на котором гласит «Они погибли, чтобы цвели пустыни».


Несмотря на трагедии и трудности, связанные с возведением плотины, объект был сдан раньше срока и с соблюдением всех технических регламентов.

Примечательно, что с 1933 и вплоть до 1947 года дамбу называли «Плотина Боулдер», так как изначально её планировали построить в каньоне Боулдер. Название сохранилось даже тогда, когда плотину начали строить уже в Черном каньоне.

Во время церемонии торжественного открытия строительства было предложено дать проекту имя «Плотина Гувера» в честь действующего на тот момент президента. В США действительно есть традиция называть крупную дамбу именем президента, действующим во время её строительства. И в феврале 1931 года Конгресс официально утвердил это название.
На этом приключения с названием не прекратились. В 1932 году президентом был избран Франклин Рузвельт, и его администрация решила переименовать дамбу обратно в Плотину Боулдер. И хотя официальное решение не было принято, имя Гувера исчезло из всех документов, как официальных, так и из туристических буклетов.

В 1947 году, спустя 2 года после смерти Рузвельта, в Сенат внесли законопроект о возвращении дамбе имени Герберта Гувера. Его одобрил Сенат и подписал президент. И теперь всему миру эту достопримечательность США известна как «Плотина Гувера».


Верхняя часть дамбы является мостом, соединяющим берега реки Колорадо. После трагедии 11 сентября 2001 года проезд через дамбу был ограничен, а в 2010 году на расстоянии в полкилометра от плотины был возведен дублирующий мост, что существенно снизило нагрузку на дамбу и повысило её безопасность.
Такое колоссальное сооружение неизменно привлекает туристов, поэтому здесь можно пройти экскурсию и узнать массу интересного.


  1. некоторое время штаты, в которых протекала река Колорадо, не могли прийти к общему решению по вопросу строительства дамбы. Они опасались, что ресурсы реки будут распределены неравномерно и «нечестно», но проведя переговоры, все же пришли к согласию. Важное влияние на принятие решения оказал Гербер Гувер (тогда он еще не был президентом, но представлял федеральное правительство). Ему удалось убедить всех участников в целесообразности строительства дамбы и справедливом распределении природных ресурсов. В последствие этот факт историки назвали «компромиссом Гувера»
  2. одновременно на строительстве плотины трудились тысячи человек, но максимум зафиксирован в июне 1934 года. Тогда в стройке приняло участие 5218 человек. Всего же над проектом работало порядка 21 000 человек
  3. плотина управляется Бюро мелиорации США, которое в свою очередь является подразделением Министерства внутренних дел США
  4. с 1981 года плотина Гувера внесена в Национальный список исторических мест США
  5. на постройку дамбы ушло 2 480 000 кубометров бетона. Этого хватило бы на строительство качественной двухполосной трассы от Сан-Франциско до Нью-Йорка, а это около 4 700 км. Толщина покрытия составила бы 20 см а ширина порядка 5 метров
  6. первый бетон был залит в дамбу 6 июня 1933 года, а последний 29 мая 1935 года
  7. среднемесячная заработная плата работников составляла 500 000 долларов
  8. ежегодно порядка одного миллиона туристов посещает Плотину Гувера
  9. проект обошелся бюджету США в 49 миллионов долларов
  10. с 1939 по 1949 год гидроэлектростанция плотины Гувера была крупнейшей в мире

Плотина Гувера фото





Построенная в самый разгар Великой Депрессии 1930х годов Дамба Гувера стала величайшим сооружением своего времени и самой большой плотиной на момент сооружения. Строительство плотины – очень тяжелая работа, но более 20 тысяч человек были счастливы попасть на строительство Дамбы Гувера, это была единственная возможность заработать в это смутное для США время. Прозванная одним из 10 Величайших сооружений 20го Века – Плотина Гувера продолжает привлекать толпы туристов и 70 лет спустя. Мы расскажем вам о подробностях строительства дамбы и о истории этого великого сооружения

Дамба Гувера привлекает более миллиона туристов ежегодно. Находится это чудо архитектуры неподалеку от Лас Вегаса, в Черном Каньоне. Идея постройки плотины для обеспечения водой Южной Калифорнии родилась благодаря министру торговли США Герберту Гуверу. Он созвал комиссию и поставил задачу разработать план по обеспечению водой из реки Колорадо близлежащих штатов. В итоге, в 1922 году родился план Colorado River Compact – план строительства дамбы, перекрывавшей воды Колорадо. Президент Кельвин Кулидж утвердил проект в 1928. Первоначальное место строительства – Каньон Боулдер, соответственно должна была называться и плотина. В следующем году президентом становится Гувер, вплотную подошедший к проекту плотины, которую было решено строить в Черном Каньоне. Первоначальное название- Дамба Боулдера было изменено в 1947 году, президент Труман утвердил новое название дамбы, присвоив ей имя Гувера. Вот как выглядело место, где в итоге выросла великая дамба Гувера

Шесть Компаний, консорциум из шести небольших подрядчиков, выиграл тендер на строительство дамбы Гувера. Компания General Superintendent Frank Crowe разработала специальное освещение, что позволило работать 24 часа в сутки. Было введено множество других инноваций. Прежде всего необходимо было отвести воды Колорадо от стройплощадки. Были построены четыре отводных тоннеля, вырубленные в каньоне. На строительство тоннелей ушел ровно год, после чего начались основные работы по сооружению Дамбы Гувера. Плотина была построена из взаимосцепленных блоков, постепенно заливавшихся бетоном. На строительство плотины ушло пять лет, что на два года раньше отведенного срока. Удалось также сэкономить значительную часть бюджета. Президент Франклин Рузвельт открыл дамбу 30 сентября 1935 года

Сейчас плотина Гувера – национальная достопримечательность. Это самая высокая дамба в Западном Полушарии, высота плотины над уровнем реки Колорадо - 725 футов (221 метр). 17 мощных генераторов производят 4 миллиарда киловатт энергии в год. Это одна из крупнейших гидроэлектростанций страны. Содержание и обслуживание плотины Гувера полностью окупается за счет продажи энергии и денег от туристов.

Со смотровой площадки на плотине открывается прекрасный вид на озеро Мид, самое большое искусственное озеро в США. В последние годы уровень воды в водохранилище понизился, озеро Мид может вмещать до 10 триллионов галлонов воды – столько воды наберется за два года постоянного течения Реки Колорадо. Каждый год на дамбу Гувера приезжают около 9 миллионов туристов

Многих посетителей интересуют прежде всего два вопроса: 1) Как много людей погибло при строительстве Плотины Гувера? 2) Сколько из жертв оказались погребены в бетоне плотины? Ответ на второй вопрос очень прост – никто из строителей не был погребен в бетоне. Как мы уже упоминали, при строительстве Дамбы Гувера использовали блоки, которые постепенно заливали цементом. Упасть туда было невозможно. Что касается погибших при строительстве дамбы – официальное число жертв – 96. Это были люди, погибшие от упавших камней, сорвавшиеся со скал и т.д. Статистика не включает погибших от пневмонии и других болезней. Озвучивают еще одну цифру – 112 жертв. Но сюда включают тех людей, которые погибли еще задолго до того, как началось строительство Дамбы Гувера. По преданию первым погибшим стал инспектор Дж. Тирней, который утонул, подыскивая идеальное место для плотины. Кстати, его сын, Патрик Тирней стал последним погибшим. Позже в честь рабочих и строителей плотины Гувера был поставлен памятник

Мы кратко рассказали об истории строительства Дамбы Гувера, а теперь перейдем к интересным фактам. Так как плотина стала уникальным строением для своего времени, при ее строительстве было введено множество новшеств. К примеру на строительстве впервые стали использоваться защитные каски

В строительном городке - Боулдер-сити - во время строительства были запрещены проституция, азартные игры и торговля алкоголем. Запрет на продажу алкоголя сохранялся до 1969, а игорный бизнес запрещен и сейчас. Боулдер сити – единственный в Неваде город где существует такой запрет

На местности вокруг озера Мид остался след от максимального уровня воды, зафиксированного в 1983 году. Причиной такого повышения уровня стало рекордное количество осадков, выпавшее в западной части США в результате природного явления Эль-Ниньо. Этот след хорошо виден на фотографии

Процесс затвердевания бетона, из которого построена дамба Гувера , происходит и по сей день. С каждым годом плотина становится все крепче. Плотина способна проработать без вмешательства человека более двух лет,и остановится только из-за того, что турбины обрастут водорослями

Плотина Гувера – очень популярный объект, его используют при съемке фильмов, сериалов, а так же в компьютерных играх. К примеру, плотина используется в игре Grand Theft Auto: San Andreas близ города Las Venturas. Название её в игре - дамба Шермана. А одно из заданий в игре посвящено проникновению в машинный зал плотины и отключению города от электричества. На снимке дамба Гувера в игре GTA

Построена на границе двух штатов – Невады и Аризоны, в которых действуют разные часовые пояса

Из-за террористических угроз движение автомобилей по плотине было ограничено. Все автомобили подвергаются осмотру, а большие грузовики и вовсе пускают в объезд. По этой причине было начато строительство моста через Черный Каньон

В известном научно-популярном фильме “Жизнь после людей” плотина Гувера находится среди объектов, которые будут существовать через 10000 лет после исчезновения человека. Плотина Гувера – величайшее строительное достижение в истории США, это достижение до сих пор не удалось побороть