Аварии подводных лодок в ссср и россии. Гибель аргентинской подлодки всё больше походит на диверсию против АПЛ Курск

Затонувшие атомные подводные лодки СССР и России являются темой неутихающих дискуссий. За советские и постсоветские годы погибло четыре атомные субмарины (K-8, K-219, K-278, «Курск»). Затонувшая K-27 была затоплена самостоятельно в 1982 году в после радиационной аварии. Это было сделано потому, что АПЛ не подлежала восстановлению, а утилизация была слишком дорогой. Все эти субмарины были приписаны к Северному флоту.

АПЛ К-8

Эта затонувшая подводная лодка считается первой официально признанной потерей в атомном флоте Союза. Причиной гибели судна 12 апреля 1970 года стал пожар, возникший во время пребывания его в (Атлантика). Экипаж долгое время боролся за живучесть субмарины. Моряки смогли заглушить реакторы. Часть экипажа была эвакуирована на борт вовремя подошедшего болгарского гражданского судна, но 52 человека погибли. Эта затонувшая подводная лодка являлась одним из первых атомоходов СССР.

Субмарина К-219

Проекта 667А в свое время был одним из самых современных и живучих кораблей подводного флота. Он затонул 6 октября 1986 года из-за мощного взрыва баллистической ракеты в шахте. В результате аварии погибло 8 человек. Кроме двух реакторов, затонувшая подводная лодка имела на борту не менее пятнадцати и 45 термоядерных боеголовок. Судно было сильно искалечено, но продемонстрировало удивительную живучесть. Оно смогло всплыть с 350-метровой глубины со страшными повреждениями корпуса и затопленным отсеком. Атомоход затонул лишь спустя трое суток.

«Комсомолец» (K-278)

Данная затонувшая подводная лодка проекта 685 погибла 7 апреля 1989 года в результате пожара, который возник во время выполнения боевой задачи. Судно находилось неподалеку от (Норвежское море) в нейтральных водах. Экипаж шесть часов сражался за живучесть подводного корабля, но после нескольких взрывов в отсеках подлодка пошла ко дну. На её борту находилось 69 членов экипажа. Из них погибло 42 человека. «Комсомолец» был самой современной субмариной того времени. Его гибель вызвала большой международный резонанс. До этого затонувшие подводные лодки СССР не привлекали к себе столько внимания (отчасти из-за режима секретности).

«Курск»

Эта трагедия, наверное, является самой известной катастрофой, связанной с гибелью подводной лодки. «Убийца авианосцев», грозный и современный атомный крейсер, затонул на 107-метровой глубине в 90 км от побережья. На дне оказались заперты 132 подводника. Мероприятия по спасению экипажа оказались безуспешными. По официальной версии, атомная субмарина затонула из-за взрыва опытной торпеды, который произошёл в шахте. Однако в гибели «Курска» до сих пор остается много неясного. По другим версиям (неофициальным), атомоход затонул из-за столкновения с американской подлодкой «Толедо», которая находилась неподалеку, или из-за попадания пущенной с неё торпеды. Неудачная спасательная операция по эвакуации экипажа с затонувшего судна стала потрясением для всей России. На борту атомохода погибло 132 человека.

Подводная лодка аргентинских ВМС "Сан-Хуан" класса TR-1700, которая перестала выходить на связь в минувшую среду, скорее всего, погибла, к такому выводу склоняются ведущие военные эксперты. Редакция портала Москва 24 вспомнила о похожих катастрофах в море и их причинах. Не исключено, что "Сан-Хуан" стала жертвой размещенной на ее борту устаревшей и крайне опасной американской торпеды.

Напомним, что субмарина исчезла 15 ноября во время перехода из порта Ушуайя к месту постоянного базирования в городе Мар-дель-Плата. В ходе поисковой операции, к которой подключились военно-морские силы США, Чили и Великобритании, следов лодки обнаружить пока не удалось. "Тот факт, что экипаж не смог сообщить на берег об аварийной ситуации, может говорить только о том, что она развивалась скоротечно, – рассказал порталу Москва 24 бывший офицер-подводник Северного флота, пожелавший остаться неназванным, – версий здесь может быть две: или это было быстрое затопление отсеков, или взрыв".

Затопление: ошибка экипажа или неисправность

Подводная лодка "Сан-Хуан" к моменту катастрофы имела солидный для боевых кораблей возраст – в состав военно-морских сил Аргентины построенный на немецких верфях корабль вступил в 1985 году. При этом лодку нельзя назвать ржавым корытом – в 2007-2013 годах на верфи Astillero Domecq Garcia корабль прошел глубокую модернизацию, в ходе которой были заменены главные двигатели, аккумуляторные батареи и гидроакустическая станция. Как заявляло тогда командование аргентинских ВМС, обновленная "Сан-Хуан" могла служить флоту еще 30 лет.

В послевоенный период в мире было потеряно несколько подводных лодок из-за аварийного поступления больших объемов воды в отсеки, как правило, они уходили на дно за считаные минуты, не успев сообщить об аварии на берег. Один из самых известных случаев – авария на подводной лодке ВМФ СССР К-429, которая произошла весной 1983 года. Перед погружением экипаж забыл закрыть шахту вытяжной вентиляции, в результате лодка затонула на глубине 37 метров за 2-3 минуты. Большей части экипажа удалось спастись, погибли 16 моряков.

Практически восемь лет ничего не было известно об исчезнувшей в 1961 году в Баренцевом море ракетной подводной лодке С-80. Обстоятельства гибели корабля выяснились только после его обнаружения и подъема в 1969 году. Как установила правительственная комиссия, причиной трагедии стало обледенение клапана устройства РДП (работа дизеля под водой). При погружении подлодки шахта, через которую в двигатель поступал воздух, из-за наледи осталась открытой, и в моторный отсек хлынула морская вода.

Одна из самых тяжелых катастроф в истории американского флота – гибель атомной подводной лодки "Трешер" по официальной версии произошла из-за поступления в прочный корпус больших объемов забортной воды сквозь лопнувший сварной шов трубопровода охлаждения реактора. Вода вызвала короткое замыкание в цепях управления реактором, и он был автоматически заглушен. Неуправляемая и потяжелевшая от забортной воды лодка провалилась на запредельную для нее глубину всего за четыре минуты.

Взрыв: на лодке были опасные американские торпеды

Как сообщает командование аргентинских военно-морских сил, подлодка "Сан-Хуан" возвращалась к месту постоянного базирования после учений флота в районе архипелага Огненная земля. Поэтому, скорей всего, лодка отправилась в последний поход с загруженным боезапасом. Основное оружие лодки – 16 немецких торпед SSТ-4 и шесть старых американских противолодочных торпед Mark 37 mod. 2. Последние завоевали неоднозначную репутацию у эксплуатантов. На Mark 37 используется склонная к перегреву серебряно-цинковая батарея, было зафиксировано несколько случаев их воспламенения и самопроизвольных взрывов. Кстати, взрыв торпеды Mark 37 считается наиболее вероятной версией гибели американской атомной подводной лодки "Скорпион", которая затонула в декабре 1968 года. В июне 1960 году аккумуляторы торпеды взорвались на американской атомной субмарине "Сарго", в результате чего погиб один подводник. К слову сказать, после катастрофы "Скорпиона" американский флот начал оперативно заменять эти торпеды на более совершенные Mark 48. Опасные Mark 37 проходили модернизацию и продавались в страны третьего мира, в том числе и в Аргентину.

"Взрыв боезапаса – это тот случай, когда экипаж со 100% вероятностью не успеет ничего передать на берег и даже понять, что произошло, – рассказывает наш собеседник, – так было с "Курском", это, судя по всему, произошло и со "Скорпионом". Сразу за торпедным отсеком расположен центральный пост, в случае взрыва все находящиеся в нем люди, включая командира, погибнут. Там же находятся и основные средства связи".

October 7th, 2014 , 01:21 pm

6 октября 1986 года в районе Бермудских островов затонула подводная лодка К-219. Причиной катастрофы стал взрыв в ракетной шахте. Памяти всех погибших в катастрофах подводников посвящен этот пост

На пирсе тихо в час ночной.
Тебе известно лишь одной,
Когда усталая подлодка
Из глубины идёт домой

В декабре 1952 года дизель-электрическая лодка С-117, готовящаяся к учениям в составе Тихоокеанского флота, потерпела катастрофу в Японском море. Из-за поломки правого дизеля лодка шла в назначенную точку на одном двигателе. Через несколько часов по докладу командира неисправность была устранена, но экипаж больше на связь не выходил. Причина и место гибели подводной лодки до сих пор неизвестны. Предположительно, затонула в ходе пробного погружения после некачественного или неудачного ремонта в море из-за неисправных воздушных и газовых захлопок, из-за чего дизельный отсек был быстро заполнен водой и лодка не смогла всплыть в надводное положение. Следует принимать во внимание, что это был 1952 год. За срыв боевой задачи и командир лодки и командир БЧ-5 могли быть отданы под суд. На борту было 52 человека.


21 ноября 1956 года вблизи Таллина (Эстония) подводная лодка М-200, входящая в состав Балтийского флота, столкнулась с эскадренным миноносцес "Статный". Спасти удалось 6 человек. 28 погибли.


Еще одна авария в Таллинском заливе произошла 26 сентября 1957 года, когда дизельная подводная лодка М-256 из состава Балтийского флота, затонула после начавшегося на борту пожара. Хотя изначально ее удалось поднять, спустя четыре часа она ушла на дно. Из 42 членов экипажа спасти удалось 7 человек. Лодка проекта А615 имела двигательную установку на основе дизеля, работающего под водой по замкнутому циклу через твердый химпоглотитель для удаления углекислого газа и обогащение горючей смеси жидким кислородом, что резко повышало угрозу возникновения пожара. Лодки А615 пользовались дурной славой у подводников, из-за высокой пожароопасности их называли «зажигалками».


27 января 1961 года в Баренцевом море затонула дизельная подводная лодка С‑80. Она не вернулась на базу с полигона. Поисковая операция результатов не дала. Только спустя семь лет С‑80 была найдена. Причиной гибели стало поступление воды через клапан РДП (выдвижного устройства подводной лодки для подачи воздуха к дизелям в перископном положении ПЛ) в ее дизельный отсек. До настоящего времени четкой картины происшествия нет. По некоторым данным лодка пыталась уклониться от таранного удара норвежского разведывательного корабля "Маряата" срочным погружением на циркуляции и будучи сильно утяжеленной, чтобы не быть выброшенной на поверхность (был шторм), провалилась на глубину с поднятой шахтой и открытой воздушной захлопкой РДП. Погиб весь экипаж ‑ 68 человек. На борту было два командира.


4 июля 1961 , в ходе учений "Полярный круг" произошла утечка радиации на вышедшем из строя реакторе подводной лодки К-19. Экипаж смог самостоятельно устранить неисправность, лодка осталась на плаву и смогла вернуться на базу. От сверхвысоких доз облучения погибло восемь подводников.


14 января 1962 года на военно‑морской базе Северного флота в городе Полярный взорвалась дизельная подводная лодка Б‑37 из состава Северного флота. В результате взрыва боезапаса в носовом торпедном отсеке погибли все, кто находился на пирсе, на подводной лодке и на торпедно‑технической базе ‑ 122 человека. Серьезные повреждения получила стоявшая рядом подводная лодка С‑350. Комиссия по расследованию чрезвычайного происшествия пришла к выводу, что причиной трагедии стало повреждение обтекателя боевого зарядного отделения одной из торпед при погрузке боезапаса. После чего командир БЧ-3 чтобы скрыть происшествие по перечню №1 аварийных происшествий на флоте пытался запаять пробоину, из-за чего торпеда загорелась и взорвалась. От детонации взорвались остальные боевые торпеды. Командир лодки капитан 2 ранга Бегеба находился на причале в 100 метрах от корабля, был взрывом сброшен в воду, получил тяжелые ранения, впоследствии был отдан под суд, защищал себя сам и был оправдан.


8 августа 1967 года в Норвежском море на АПЛ К‑3 "Ленинский комсомол", первой атомной подводной лодке ВМФ СССР, в подводном положении произошел пожар в 1 и 2 отсеках. Пожар был локализован и потушен способом герметизации аварийных отсеков. Погибло 39 членов экипажа, спаслись 65 человек. Корабль своим ходом вернулся в базу.


8 марта 1968 года погибла дизель‑электрическая ракетная подводная лодка К‑129 из состава Тихоокеанского флота. ПЛ несла боевую службу в районе Гавайских островов, а с 8 марта перестала выходить на связь. Погибли 98 человек. Лодка затонула на глубине 6000 метров. Причина катастрофы неизвестна. На борту лодки обнаруженной в 1974 году американцами, которые неудачно пытались ее поднять, было 100 человек.


12 апреля 1970 года в Бискайском заливе в результате пожара в кормовых отсеках затонула АПЛ К‑8 пр. 627А из состава Северного флота. Погибли 52 человека, спаслись 73 человека. Лодка затонула на глубине более 4000 метров. На борту находилось два ядерных боеприпаса. Два ядерных реактора перед затоплением были заглушены штатными средствами.


24 февраля 1972 года при возвращении на базу с боевого патрулирования в Северной Атлантике на АПЛ К‑19 пр. 658 произошел пожар в девятом отсеке. Позже огонь перекинулся в восьмой отсек. В спасательной операции приняли участие более 30 кораблей и судов ВМФ. В условиях сильного шторма удалось эвакуировать большую часть экипажа К‑19, подать на лодку электричество и отбуксировать ее на базу. Погибли 28 моряков, спаслись 76 человек.


13 июня 1973 года в заливе Петра Великого (Японское море) произошло столкновение АПЛ К‑56 пр. 675МК с научно‑исследовательским судном "Академик Берг". Лодка ночью шла в надводном положении на базу после выполнения учебных стрельб. На стыке первого и второго отсеков образовалась четырехметровая пробоина, в которую стала поступать вода. Чтобы предотвратить окончательное затопление К‑56, командир лодки принял решение о посадке субмарины на береговую отмель в районе мыса Гранитного. Погибли 27 человек.


21 октября 1981 года в Японском море затонула дизельная средняя подводная лодка С‑178 пр. 613В в результате столкновения с большим морозильным рыболовным траулером "Рефрижератор‑13". Авария унесла жизни 31 моряка.


24 июня 1983 года у полуострова Камчатка затонула АПЛ К‑429 пр. 670А из состава Тихоокеанского флота. Катастрофа произошла при дифферентовке лодки в районе, где глубина была 35 метров, вследствие поступления воды в четвертый отсек через шахту судовой вентиляции, которую по ошибке оставили незакрытой при погружении лодки. Часть членов экипажа удалось спасти, но 16 человек перед этим погибли в результате взрыва аккумуляторных батарей и борьбы за живучесть. Если бы лодка вышла на большие глубины, она бы однозначно погибла вместе со всем экипажем. Гибель корабля произошла по причине преступной халатности командования, приказавшего неисправной подводной лодке с нештатным экипажем выйти в море на стрельбы. Экипаж покинул затонувшую лодку методом шлюзования через торпедные аппараты. Командир, до конца возражавший против решения штаба и только под угрозой лишения должности и партбилета вышедший в море, впоследствии был осужден на 10 лет лишения свободы, в 1987 году амнистирован и вскоре умер. Непосредственные виновники, как всегда это у нас бывает, от ответственности ушли. Впоследствии лодку подняли, но она опять затонула в заводе у причала, после чего была списана.


6 октября 1986 года в районе Бермудских островов в Атлантическом океане на глубине 4000 метров в результате взрыва ракеты в шахте затонула АПЛ К‑219 пр. 667АУ. Оба ядерных реактора были заглушены штатными поглотителями. На борту находились 15 баллистических ракет с ядерными боеголовками и два ядерных боеприпаса. Погибли 4 человека. Остальные члены экипажа были эвакуированы на подошедшее с Кубы спасательное судно "Агатан".


7 апреля 1989 года в Норвежском море в результате пожара в хвостовых отсеках на глубине 1700 метров затонула АПЛ К‑278 "Комсомолец" пр. 685, получив сильные разрушения прочного корпуса. Погибли 42 человека. На борту находились два штатно заглушенных ядерных реактора и два ядерных боеприпаса.

12 августа 2000 года в ходе проведения военно‑морских учений Северного флота в Баренцевом море потерпела катастрофу российская атомная подводная лодка "Курск". Субмарина была обнаружена 13 августа на глубине 108 метров. Весь экипаж в составе 118 человек погиб.

30 августа 2003 года в Баренцевом море при буксировке на утилизацию затонула АПЛ К‑159. На борту лодки в качестве команды сопровождения находились 10 членов экипажа. Погибли 9 человек.

8 ноября 2008 года во время заводских ходовых испытаний в Японском море произошла авария на атомной подводной лодке (АПЛ) "Нерпа", построенной на Амурском судостроительном заводе в Комсомольске‑на‑Амуре и еще не принятой в состав ВМФ России. В результате несанкционированного срабатывания системы пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая) в отсеки лодки стал поступать газ фреон. Погибли 20 человек, еще 21 человек был госпитализирован с отравлением. Всего на борту АПЛ было 208 человек.

Стратегический подводный ракетный крейсер ВМФ СССР бесследно исчез в 1968 г. при выполнении боевой задачи у берегов США. На своем борту он нес ядерное оружие. На протяжении 30 лет все 98 человек экипажа считались без вести пропавшими. Точная причина катастрофы подводной лодки неизвестна по сей день.

1968 год, конец февраля — из камчатской бухты Крашенинникова на боевое патрулирование вышла советская дизельная подлодка с тактическим номером К-129. Командовал подводной лодкой один из опытнейших подводников Тихоокеанского флота капитан 1-го ранга Владимир Иванович Кобзарь. Самый современный в то время стратегический ракетоносец проекта 629А был вооружен тремя баллистическими ракетами Р-21 с подводным стартом и ядерными головными частями большой мощности, а также имел две торпеды с ядерными зарядами в носовых торпедных аппаратах.

Корабль шел в восточную часть Тихого океана, к Гавайским островам. В ночь с 7 на 8 марта лодка должна была пройти поворотную точку маршрута и сделать доклад об этом на Центральный командный пункт ВМФ. Когда в назначенное время подводная лодка К-129 не вышла на связь, оперативный дежурный поднял тревогу. Командир дивизии, в состав которой входила подлодка, контр-адмирал В.Дыгало вспоминал: «В соответствии с боевым распоряжением Кобзарь регулярно направлял в штаб донесения о ходе плавания.

Однако 8 марта мы все встревожились – лодка не ответила на контрольную радиограмму, переданную штабом Тихоокеанского флота для проверки связи. Правда, это не было основанием предположить трагический исход плавания – мало ли какие причины могли помешать командиру выйти на связь! Но донесение так и не поступило. Это было серьезным основанием для тревоги».

Через какое-то время силами Камчатской флотилии, а в позднее и всего Тихоокеанского флота, при поддержке авиации Северного флота организовали поисково-спасательную операцию. Но успехом она не увенчалась. Слабая надежда, что лодка дрейфует в надводном положении, лишенная хода и радиосвязи, иссякла спустя две недели интенсивных поисков.

Участившийся радиообмен привлек внимание американцев, которые «любезно» обратили внимание русских на масляное пятно в океане, в месте, названном впоследствии точкой «К». Анализ взятой с поверхности пленки показал, что собранное вещество является топливом, используемым подлодками ВМФ СССР. Стало ясно, что подводная лодка К-129 погибла.

В выводах, которые сделала правительственная комиссия, наиболее вероятными причинами катастрофы называются «провал на глубины более предельной из-за обмерзания поплавкового клапана воздушной шахты РДП (режим работы дизелей под водой) или столкновение с иностранной подлодкой в подводном положении».


Последующие события подтвердили вторую версию – трагедия случилась в результате столкновения с атомной субмариной «Суордфиш» (США), которая шла за К-129 от самого выхода из Авачинского залива. При следовании на перископной глубине в режиме РДП, что характеризуется условиями повышенной шумности, советские акустики на некоторое время могли «потерять из виду» американского «соглядатая».

В такой момент, при сложном и активном маневрировании на критически малых дистанциях, субмарина американцев непреднамеренно ударила верхней частью своей рубки в днищевую часть центрального поста К-129. Принимая огромные массы воды, подлодка провалилась на 5-ти километровую глубину и легла на дно океана…

Через несколько суток после катастрофы «Суордфиш» появилась в японской военно-морской базе Йокосука со смятым ограждением боевой рубки. За ночь был выполнен «косметический» ремонт (наложение заплат, подкраска), а с рассветом подводная лодка американцев покинула базу и убыла в неизвестном направлении. Намного поздней в прессу просочилась информация, что с экипажа была взята подписка о неразглашении некой тайны.

Дальше события развивались следующим образом. 1969 год, ноябрь — американские спецслужбы успешно реализовали операцию «Бархатный кулак», в ходе которой к поискам погибшего советского ракетоносца была привлечена атомная подлодка «Хэллибат». В результате была сделана серия снимков мертвой субмарины. В период между 1970 и 1973 годами американцы тщательно обследовали место, положение и состояние корпуса К-129 глубоководным управляемым батискафом, что дало возможность сделать вывод о возможном ее подъеме на поверхность.

Операция спецслужб «Дженифер» носила глубоко секретный характер. На подготовку к ее проведению понадобилось около 7-и лет, а затраты составили примерно $350 млн. Основной целью операции было получение шифродокументов, аппаратуры засекречивающей радиосвязи, оружия массового уничтожения, находящееся на борту К-129. По фотографиям, доставленным «Хэллибат», эксперты смогли определить, что две ракетные шахты из трех оставались неповрежденными.

В рамках проекта «Дженифер» сконструировали специальное судно «Гломар Эксплорер», представляющее из себя плавучую прямоугольную платформу водоизмещением более 36 000 тонн и оборудованную сверхмощным подъемным устройством. Кроме этого была подготовлена баржа-понтон для транспортировки подъемных монтажных конструкций с огромными 50-ти метровыми клешнями. При помощи их затонувшую советскую субмарину предстояло оторвать от океанского дна и поднять на поверхность.

К середине 1973 г. повышенная активность американцев в точке «К» привлекла внимание разведки Тихоокеанского флота СССР. В конце года в районе предполагаемого места гибели лодки был обнаружен «Эксплорер», который далее неоднократно возвращался на это место, делая вид, что ищет нефть. С советской стороны наблюдение вели эпизодически, так как разведке было отказано в выделении необходимых для этого сил и средств. Все это закончилось тем, что завершающий этап операции «Дженифер» оказался абсолютно не замечен наблюдателями.

В начале июля 1974 г. «Гломар Эксплорер» и баржа с нужным оборудованием снова пришли к назначенному месту. Носовая часть ракетоносца была отсечена от корпуса по линии гигантской трещины и покрыта для надежности стальной сеткой. Потом в океанские воды начали уходить девятиметровые трубы, которые автоматически свинчивались на глубине. Контроль осуществляли подводными телекамерами.

Всего использовали 6 00 труб. Спустя двое суток все 5 захватов оказались прямо над корпусом подводной лодки и зафиксировались на нем. Начали подъем, по завершении которого носовая часть субмарины оказалась в огромном трюме «Гломар Эксплорер». Американцы снялись с якоря и направились к берегу.

По прибытии в район необитаемого острова Мауи, относящегося к системе Гавайских островов, после откачки воды из трюма эксперты стали исследовать трофей. Первое, что поразило американцев, – низкое качество стали, из которой был изготовлен корпус К-129. По утверждению инженеров ВМС США, даже ее толщина не была во всех местах одинаковая.

Забраться внутрь К-129 оказалось практически невозможно: там все было искорежено и сдавлено взрывом и циклопическим давлением воды. Не смогли они отыскать и шифродокументов. Правда, по другой причине – в носовой части их просто не было. Выяснилось, что капитан 1-го ранга В.И.Кобзарь был высокого роста, и ему было неудобно находиться в своей тесной каюте. В период ремонта лодки в Дальзаводе он, чтобы несколько расширить помещение, уговорил строителей, и те перенесли расположенную рядом рубку шифровальщика на корму.

Зато американцы смогли извлечь торпеды с ядерной боевой частью. Кроме того, были найдены останки шести погибших советских моряков, у троих из них имелись удостоверения личности Виктора Лохова, Владимира Костюшко, Валентина Носачева. Этим ребятам в момент гибели было по 20 лет. Остальных опознать не смогли.

Потому как задача была решена лишь частично, ЦРУ остановилось перед необходимостью подъема и кормовой части подлодки. По плану руководителей спецслужб «Гломар Эксплорер» должен был в 1975 г. прийти за следующей частью корпуса, но в это время разгорелся спор по вопросу продолжения операции «Дженифер». Было много сторонников как «за», так и «против».

В это время все детали тайной операции стали достоянием СМИ. «Нью-Йорк Тайм» вышла с разгромной статьей, которая произвела эффект разорвавшейся бомбы. В материале было сказано о том, что ЦРУ пыталось поднять затонувшую советскую подводную лодку, но была поднята только носовая часть, откуда были извлечены якобы 70 тел погибших моряков. В статье был сделан акцент на напрасную трату денег налогоплательщиков, а также была критика на военное ведомство.

С началом газетной шумихи советскому правительству было официально сообщено о том, что американцы подняли часть советского ракетоносца и готовы возвратить останки военных моряков. МИД СССР категорически отказался от предложения, заявив: «У нас все лодки находятся на своих базах». После чего американцы предали тела погибших морю, предусмотрительно запечатлев церемонию похорон на кинопленку.

СССР прилагал немалые дипломатические усилия для того, чтобы не допустить подъема остальной части К-129. А во Владивосток полетели грозные указания из Москвы: выделить боевые корабли, направить авиацию на постоянное барражирование в район точки «К», не допустить возобновления американцами работ, вплоть до бомбежки района… В конце концов, ЦРУ отказалось от продолжения операции, но политический выигрыш в этом эпизоде «холодной войны» остался на американской стороне.

В Советском Союзе гибель подводников так и не признали на официальном уровне. Стратегический ракетоносец подготавливали к боевому дежурству в крайней спешке, с отзывом офицеров из отпусков и комплектацией боевых частей матросами с других лодок. Даже список личного состава, выходящего в море, оставляемый в штабе дивизии, не был составлен по форме.

Не возвратившиеся из похода подводники в течении всего этого времени считались пропавшими без вести, потому родственники длительное время не могли добиться назначения пенсий. Почти через 30 лет, после распада Союза, им были выданы свидетельства о смерти мужей, отцов, сыновей. Сегодня имена всех 98 членов экипажа К-129, трагически погибших на боевом посту, выбиты на памятной доске в кафедральном Николо-Богоявленском морском соборе в Санкт-Петербурге.

Согласно плану учений, проходивших в августе 2000 года, атомоход К-141 должен был между 11-40 и 13-20 часами 12 августа произвести условное торпедирование надводного корабля противника. Но вместо того в 11 часов 28 минут 26 секунд раздался взрыв мощностью 1,5 балла по шкале Рихтера. А через 135 секунд - второй - более мощный. До 13-50 «Курск» не вышел на связь. Командующий Северным флотом Вячеслав Попов приказывает «в 13.50 начать действовать по худшему варианту» и вылетает с атомного крейсера «Петр Великий» в Североморск, очевидно, для обсуждения ситуации. И лишь в 23-30 объявляет боевую тревогу, признавая «пропажу» лучшего подводного судна Северного флота.

К 3-30 часам определяется примерный район поиска, а к 16-20 устанавливается технический контакт с «Курском». Сама спасательная операция начинается в 7 часов утра 14 августа.

С одной стороны, действия спасателей, которые стороннему наблюдателю казались нерасторопоными, с другой - кажущееся бездействие президента страны, в течение четырех дней после аварии продолжавшего отдыхать в Сочи, с третьей - данные о технических дефектах подлодки, с четвертой - противоречивая информация от властей, словно старавшихся запутать всех, кто следил за судьбой экипажа - все это породило слухи о некомпетентности руководителей.
Люди, по словам Владимира Путина, предались излюбленной народной забаве: поиску виноватых. И впоследствии возмущались, что никто, по большому счету, не понес наказания. Но в том-то и беда, что если уж наказывать, то пришлось бы многих - всех тех, кто приложил руку к развалу флота, кто закрывал на это глаза, кто не работал в полную силу за мизерную (1,5-3 тысячи рублей) зарплату. Но это не имело значения: даже если бы военные в 13 часов 12 августа начали поиски «Курска», экипаж спасти они все равно бы не успели.

Кто давал сигналы бедствия?

Поводом для многочисленных спекуляций стали сигналы SOS, по которым был обнаружен «Курск» и которые продолжались в течение двух дней. Сигналы были зафиксированы на разных кораблях, и некоторые очевидцы даже утверждали, что слышали позывные подлодки - «Винтик».
До 15 августа руководители операцией продолжали уверять, будто связь с экипажем, установленная через перестукивание, продолжается. А уже 17-го в качестве официальной закрепилась новая версия: большинство моряков «Курска» погибли в первые минуты после взрыва, оставшиеся прожили всего несколько часов.
А сигналы SOS были записаны на магнитную ленту и изучены экспертами. Было доказано, что выстукивал не человек, а автомат, какого не могло быть и не было на борту «Курска». И данный факт лег новым доказательством в теорию о столкновении атомохода с иностранной подводной лодкой.

Столкнулся ли «Курск» с американской подлодкой?

Причиной первого взрыва на «Курске» стала деформация торпеды. Это признает большинство исследователей. Но сама причина деформации остается предметом споров. Широкое распространение получила версия о столкновении с американской подлодкой «Мемфис». Считается, что это она давала пресловутые сигналы бедствия.
В Баренцевом море «Мемфис» вместе с другой американской и британской субмаринами следила за учениями российского флота. Выполняя сложный маневр, ее офицеры ошиблись с траекторией, вплотную приблизились и врезались в готовившуюся выстрелить К-141. «Мемфис» пошла на дно, как и «Курск», пропахала носом грунт и встала. А через несколько дней ее обнаружили на ремонте в норвежском порту. В пользу этой версии говорит и тот факт, что К-141 оказалась в километре или двух от того места, из которого подавался сигнал бедствия.

Когда погиб экипаж?

Принципиальным стал вопрос о времени гибели экипажа российской подводной лодки. Командование флотом фактически признало, что поначалу вводило всех в заблуждение: никакого перестукивания с подводниками не велось. Большая часть экипажа, действительно, погибла в результате первого и второго взрывов. А выжившие, запершиеся в девятом отсеке могли бы протянуть дольше, если б не трагическая случайность, обнаруженная при вскрытии трупов.
Попытки моряков самостоятельно выбраться на поверхность результата не дали. Им пришлось терпеливо сидеть и ждать спасения. В 19 часов, когда наверху еще колебались, объявлять ли боевую тревогу, в отсеке началось килородное голодание. Морякам нужно было зарядить новые пластины регенерации. Трое отправились к установке, и кто-то, видимо, уронил пластину в маслянистую воду. Чтобы спасти товарищей, один из подводников бросился, телом закрыл пластину. Но было поздно: раздался взрыв. Несколько человек умерло от химических и термических ожогов, остальные - в считанные минуты задохнулись угарным газом.

Записка капитана-лейтенанта Колесникова

Косвенно гипотезу о гибели экипажа еще 12 августа подтверждает записка, оставленная капитаном-лейтенантом Колесниковым: «15.15. Здесь темно писать, но на ощупь попробую. Шансов, похоже, нет: процентов 10-20. Будем надеяться, что хоть кто-нибудь прочитает». То есть уже в три часа пополудни члены команды экономили свет, спокойно сидели в темноте и ждали. А неровный почерк, которым написана эта - вторая по счету - записка, свидетельствует о том, что сил у Дмитрия Колесникова оставалось мало.
А дальше в записке было ставшее знаменитым - завещание всем нам, оставшимся в живых: «Всем привет, отчаиваться не надо. Колесников». И - какая-то фраза, пропущенная, утаенная от общественности следствием.
Из той фразы выросли новые домыслы: будто комиссия покрывает чье-то разгильдяйство, будто капитан-лейтенант ответил той фразой на вопрос, кто виноват или, по крайней мере, в чем причина аварии. Долго убеждали следователи, что из этических соображений не открывают содержание оставшейся части записки, что в ней - личное послание жене, не имеющее для нас никакого значения. До тех пор не верила общественность, пока не открылось содержание засекреченной части. А саму записку следствие жене Дмитрия Колесникова так и не отдало - только копию.

Почему капитану «Курска» присвоили звание Героя России?

26 августа 2000 года командиру подводной лодки Геннадию Лячину приказом Президента было присвоено звание Героя России, а все находившиеся на борту были награждены орденом Мужества. Новость эта была встречена скорее скептически: решили, что руководство страны таким образом пытается замолить свои грехи перед экипажем, загладить ошибки, допущенные в ходе спасательной операции.
Но командующий Северным флотом объяснял: к награде подводники «Курска» были представлены гораздо раньше, после операции, успешно выполненной в Средиземноморье в 1999 году, в самый разгар натовской агрессии в Югославии. Тогда экипажу К-141 удалось пять раз условно поразить корабли противника, то есть уничтожить весь американский шестой флот, и уйти незамеченными.
Но справедливости ради стоит заметить, что многие из погибших в августе 2000-го за год до того не участвовали в средиземноморском походе.

Спасли бы норвежцы?

Едва ли не с самого начала спасательной операции свою помощь предлагали британцы и американцы, а чуть позже норвежцы. В СМИ активно пропагандировали услуги иностранных специалистов, убеждая: у них и техника лучше, и специалисты мастеровитей. Затем, задним числом, уже сыпали обвинения: если бы пригласили раньше, 23 человека, запертые в девятом отсеке, были бы спасены.
На деле никакие норвежцы не в силах были помочь. Во-первых, к моменту обнаружения «Курска» подводники были уже сутки как мертвы. Во-вторых, тот объем работы, что проделали наши спасатели, тот уровень самопожертвования и самоотдачи, с которым они работали и который позволял круглосуточно, без перерывов, вести операцию, был немыслим для зарубежных специалистов.
Но - главное - даже если члены команды «Курска» были еще живы 15 и 16 числа, спасти их невозможно было по техническим причинам. Подводные аппараты не могли присосаться к подводной лодке из-за повреждений в ее корпусе. И здесь бессильна была самая современная и совершенная техника.
Подводная лодка и ее экипаж стали жертвой стечения тысяч различных обстоятельств. А ее гибель, в которой нет ничьей персональной вины, возможно, впервые за долгие годы, объединила ожесточившуюся страну.