Что такое понтонные мосты? Строительство мостов. Понтонный мост

ПОНАДОБИЛОСЬ всего четыре часа, чтобы . Совместными усилиями МЧС и Вооруженных Сил мост построили – понтонный, длиной 150 метров. 10 декабря по наплавной конструкции поехал гражданский транспорт. Но расслабляться рано: никто не знает, что будет с переправой, когда на Припяти станет лед.


ТО, что все сделано на совесть и по уму, доказали первые два дня, когда только устаканивалась работа наплавного моста, - нештатных ситуаций не было. Ширина его позволяет организовать движение автотранспорта лишь в одном направлении. Поэтому на переправе временно работают регулировщики, по обе ее стороны, контролируют очередность въезда транспорта. А сегодня должны заработать светофоры. Движение транспорта идет в бесперебойном режиме, пояснил нам главный инженер РУП «Гомельавтодор» Сергей Конаков. Наплавной мост открыт для легкового, грузового и общественного транспорта.

К слову, не было всплеска жалоб, когда движение по аварийному Туровскому мосту приостановили, говорит управляющая делами Озеранского сельисполкома Светлана Савонова. К непростой ситуации люди отнеслись с пониманием: на территории сельсовета есть и магазины, и амбулатория.

Бригада специалистов из Министерства обороны дежурит у переправы круглосуточно – на случай нештатной ситуации. Конструкцию следует регулярно проверять на целостность и прочность. Единственное и пока что главное ограничение на мосту – транспорт до 40 тонн. Но понтонная переправа спокойно выдержит нагрузку и в 60 тонн. Хотя в «Гомельавтодоре» сознательно снизили предельно допустимый вес для пущей безопасности.

Рекомендуемая скорость движения - 30 км/ч. Понтонный мост – подвижной, и при нагрузке он «играет» на воде. Поэтому безопасная дистанция между транспортом должна устанавливаться исходя из профессионализма каждого автовладельца. С другой стороны, минимальное расстояние между техникой зависит и от ее массы. При загрузке, например, в 25 тонн до следующей машины должно быть не менее 30 метров. Если идут двухтонные легковые автомобили, дистанция гораздо меньше.


Мы попытались найти ответы на самые острые вопросы.

Сколько временная переправа будет выполнять функцию главной связующей нити? Сказать трудно. На ремонт Туровского моста уйдет год как минимум, подсчитали в «Гомельавтодоре». Сейчас решается судьба треснувшего пролета. Создана комиссия из девяти человек из разных организаций, в том числе МЧС, проектировщики, специалисты дорожной службы. Ведется наблюдение за аварийным участком.

Что будет с наплавным мостом зимой? Практика такова, что с наступлением морозов эти мосты убирают с поверхности воды. Так было, к примеру, в Верхнедвинске. До 2009 года, пока не построили регулярный мост, соединяющий два района – Верхнедвинский и Миорский, выручал понтонный, с деревянным настилом: начинали его прокладку с приходом весеннего ледохода. Тогда на сборку конструкции длиной свыше 200 метров уходило три дня! С наступлением заморозков понтоны убирали. И люди либо делали большой крюк, либо, рискуя жизнью, пробирались на другой берег по льду.

Когда туровскую переправу могут убрать? Начальник инженерных войск ВС - начальник управления инженерных войск Генштаба ВС Андрей Кураков утверждает, что все будет зависеть от погодных условий и толщины льда, образованного на реке. Руководством по понтонно-мостовому парку не предусмотрена длительная эксплуатация в условиях сплошного ледостава. Обшивка понтона – железо толщиной всего два миллиметра. При большой нагрузке мост проседает, а если понтон при этом окажется закованным в лед, увеличится давление на борта и возрастет риск его повреждения. Наплавная переправа станет небезопасной для использования.

Как только толщина льда станет угрожать целостности конструкции, примут экстренные меры. Для этого освободят участок реки, примыкающий к мосту, ото льда, чтобы лента держалась на плаву. Мост уберут только в самом крайнем случае. Это подтвердили и в «Гомельавтодоре»: даже в лютые морозы понтонная переправа работать будет, несмотря на то, что придется бороться со льдом.

Разновидностью понтонного моста является наплавной мост , который не имеет обособленных понтонов - плавучими являются сами пролётные сооружения. Основное применение понтонных мостов - организация временных переправ через водные преграды при аварии или во время ремонта постоянных мостов, в военном деле , при ликвидации последствий стихийных бедствий и других. Однако встречаются и постоянно функционирующие понтонные и наплавные мосты (например, в Павлове , Бийске , Уренгое , Спасске , Байконуре , Каменске-Шахтинском , Коротояке).

Достоинством понтонных мостов является их транспортабельность (как по воде, так и по суше в разобранном состоянии), быстрота монтажа. К недостаткам относятся создание проблем для судоходства, малая несущая способность , зависимость от ветра, волн и уровня воды, невозможность эксплуатации в период ледохода и ледостава . При неправильной эксплуатации понтонные мосты могут «уплыть», как это было в 2005 году в городе Новокузнецке с мостом через реку Кондому .

Одним из знаменитых понтонных мостов древнего Китая был «плавучий мост Алой Птицы» (кит. 朱雀浮航 , пиньинь : Zhūquè fúháng , палл. : Чжуцюэ фухан ), около 125 метров длиной и 15 шириной, который вёл к центральным воротам Цзянькана через реку Циньхуай (кит. 秦淮河 , пиньинь : Qínhuái hé ).

История

Первым в мировой истории понтонным корпусом командовал австрийский инженер Карл фон Бираго , лично разработавший понтонную систему, которая вскоре была взята за основу всеми крупными европейскими армиями .

В XVIII веке наплавные мосты (называемые плашкоутными) наводились воинскими командами. Плавучими опорами служили плоскодонные суда плашкоуты , боты или большие лодки. На них укладывался настил - пролётное строение. Мост закреплялся якорями и береговыми оттяжками против течения реки, чтобы его не сносило. Для обслуживания моста требовалась специальная воинская команда, которая затрачивала много сил и времени .

Понтонные мосты в России

Самый протяжённый на тот момент в России понтонный мост длиной около 750 метров связывал Осиновую Речку (пригород Хабаровска) и Большой Уссурийский остров. Понтонный мост, соединявший остров с правым берегом Амурской протоки , возводился с 2002 года и действовал в периоды с мая по октябрь, по нему осуществлялся проезд сельскохозяйственной техники и автомашин. До начала наведения моста связь с Большим Уссурийским островом обеспечивала паромная переправа. Зимой проход на остров осуществлялся по льду, а во время ледохода и ледостава остров оставался отрезанным от «большой земли». Чтобы не нарушать график работы российских и китайских судов, раз в сутки понтонный мост разводили . 23 октября 2013 г. открыт капитальный мост через Амурскую протоку , понтонный мост демонтирован. Звание самого длинного понтонного моста в России перешло к только что построенному мосту через Томь длиной 720 м в

Мосты - это очень сложные конструкции. На возведение некоторых из них уходят многие месяцы и годы. Понтонные мосты существенно отличаются от остальных видов. Их не только можно быстро построить. Они также достаточно быстро снимаются с реки.

Общая информация

Строительство мостов представляет собой невероятно сложный процесс, который зачастую занимает еще и большой период времени. Возведение новой переправы всегда ассоциируется с преодолением препятствий, достижения новых границ и целей, новыми открытиями и свершениями. В зависимости от их конструкции мосты могут быть арочными, балочными, висячими, вантовыми и понтонными.

Первые четыре из перечисленных - достаточно сложные конструкции, которые для возведения требуют невероятно точных расчетов на нагрузку и инженерных решений. Но есть один вид мостов, который совершенно не вписывается в это описание, - понтонные мосты. Эти переправы могут быть возведены за считанные месяцы и так же быстро разобраны и убраны.

История появления наплывных мостов

Считается, что наплывные, или понтонные мосты являются одним из самых древних видов военных переправ. Согласно историческим фактам, первые такие переправы сооружались еще в пятом веке до нашей эры во времена персидских битв через реки и другие водоемы.

Во времена Юлия Цезаря воины постоянно использовали понтонные мосты для переправы через реку. Для этого просто вдоль берега реки сооружали плот, длина которого была равна ширине реки. Пока он сооружался, его начальная и конечная часть были закреплены. А когда длина такого плота становилась достаточной, чтобы пересечь реку, конечная часть откреплялась, течение поворачивало мост поперек реки, а воины устремлялись на соседний берег.

Со временем конструкция таких переправ менялась и усовершенствовалась. Длина мостов также может быть разной. Например, в 1785 году чуть меньше чем за трое суток был построен понтонный мост на основе плотов. А в городе Севастополе был создан мост длиной около километра, который сыграл важное значение в ходе сражения. Благодаря ему солдаты смогли сделать отход через бухту. Во времена всех великих битв и войн такие переправы играли важную роль.

Что собой представляют понтонные переправы в современном мире

Сегодня такие переправы используются не только для военных целей, хотя это также очень часто имеет место быть. Чаще всего этот вид переправ используется:

  • как военный понтонный мост для переправы войск;
  • если нужно переправить людей и технику на самоходном понтоне;
  • как площадка для посадки вертолетов на воду;
  • для хранения и транспортировки самолетов по воде;
  • как постоянная переправа на реках, где нет сильного ледохода;
  • как временное сооружение, которое служит переправой, пока основной мост находится на реконструкции или ремонте;
  • в качестве вспомогательных конструкций для обеспечения разбивания осей опор, подачи материалов при возведении мостов.

Также достаточно часто бывают случаи, когда плавучие мосты делаются для нужд служб МЧС.

Какие могут быть понтонные переправы

Мосты, в основе которых лежат плавучие понтоны, не сильно отличаются. Разница может быть в материале, из которого произведены сами понтоны, и в способе их закрепления между собой. Основой всех плавучих переправ служат модульные понтоны. Также принято разделять три основные системы таких мостов:

  • разрезная;
  • шарнирная;
  • неразрезная.

Различием между этими системами является способ закрепления модулей или пролетов по всей длине моста. Причем каждая из этих систем проходит проверку на прочность и надежность по-разному.

Понтоны, в свою очередь, также могут быть разными. Их основное отличие - это размеры и материал, из которого они изготовлены. Сейчас наиболее распространены следующие виды понтонов:

  • пластиковые;
  • понтоны алюминиевые;
  • понтоны из стали.

Понтоны из металла имеют два вида. Они могут быть с пустотелыми коробами, что обеспечивает их плавучесть, даже если один из коробов разгерметизируется. Для создания второго вида используются короба, которые заполнены полимером в виде пены. В этом случае можно сэкономить на металле, при этом не снизив показатели плавучести. Такие стальные понтоны используются в основном для перевозки горючих материалов, например, нефти.

Плюсы

Если сравнивать понтонные переправы с другими видами мостов, можно отметить внушительный ряд преимуществ первых:

  • в первую очередь стоит отметить, что понтонные переправы возводятся очень быстро при сравнительно небольших материальных затратах;
  • строительство мостов зачастую зависит от глубины реки и свойств грунта, который находится на дне реки, для понтонных переправ эти показатели не важны;
  • эти переправы обладают еще и таким немаловажным свойством, как мобильность.

Минусы

Конечно, кроме преимуществ, понтоны имеют и недостатки, которых также немало. К ним можно отнести:

  • необходимость постоянной оценки и наблюдения за состоянием соединений частей моста;
  • при сильном течении и волнении, особенно в отдельные сезоны, использование понтонных мостов может быть проблематично, в некоторых случаях если скорость течения больше 3,5 м/с, использование этих мостов не рекомендуется;
  • поскольку под нагрузкой происходят деформации моста, скорость передвижения по мосту должна быть достаточно низкой (для машин от 10 до 30 км);
  • плавающие мосты перекрывают реку, что, в свою очередь, не дает возможности проходить судам.

Отдельным недостатком стоит отметить деформацию моста в осенне-зимние периоды во время движения льда. Известны частые случаи, когда наплывные мосты сносятся льдами. Поэтому в периоды, когда наступают морозы и на реке начинают образовываться льдины, которые способны нанести вред переправе, понтоны обычно убирают.

Например, на реке Бия сделан большой понтонный мост. Бийск разделен рекой на две части, и чтобы попасть на другой берег, удобнее всего использовать этот мост. Но в зимние месяцы, когда температуры понижаются, мост убирается, поскольку начинают появляться первые льды, которые могут повредить мост. Устанавливать после этого мост можно только тогда, когда в его районе вода будет полностью очищена ото льда. Очевидным минусом таких мостов является зависимость от погодных условий. В этом случае пока лед полностью не станет на реке, мост установлен назад не будет.

Понтонный мост как переправа военных сил

Как уже и упоминалось ранее, понтонные переправы использовались еще в древние времена военными в ходе сражений. Но если раньше для их построения использовались в основном такие материалы, как древесина и ткани, то сегодня конструкция понтона прошла модернизацию.

С развитием промышленности и науки для построения таких переправ стали использовать новые материалы. Теперь военные понтоны возводят в основном из пластиковых модулей. Пластик имеет преимущества над деревом и металлом. Понтоны из пластика не подвергаются гниению, к тому же они эластичны и намного меньше деформируются. Также их легко как собирать, так и разбирать. Процесс сборки и разборки занимает минимум времени, что немаловажно в ходе военных действий. Еще одно преимущество современных военных понтонов из пластика - это доступная цена.

Безопасна ли понтонная переправа?

В современном мире сказать, что та или иная вещь полностью безопасна, нельзя. Однако можно снизить к минимуму шанс возникновения каких-либо неприятных последствий, если полностью соблюдать правила эксплуатации.

Плавучие понтонные мосты - это поистине уникальные конструкции, которые помогают решать многочисленные проблемы переправы через водоемы, причем не только для людей, но и для автомобилей. При соблюдении всех правил и постоянном облуживании такой мост может прослужить до 30 лет.

Главной проблемой таких мостов является сезонность. Это касается тех рек, где с приходом низких температур на поверхности начинают образовываться льдины и течение их несет на мост. В таких случаях, чтобы мост не повредился, на время, пока лед не станет, его следует убирать. В целом мосты из понтонов безопасны и служат долгое время без особых проблем.

Понтонный мост — это сооружение над водой, имеющее плавучие опоры, которые называются понтонами. Разновидностью является мост наплавной, у которого отсутствуют обособленные понтоны, а пролетные сооружения выполняют функцию «плавучести». Применялись такие сооружения для организации временных переправ при аварийных состояниях или в период ремонта стационарных мостов, в военное время и при выполнении работ по ликвидации последствий ураганов, Но есть много примеров, когда понтонный мост функционирует и постоянно (в России - Павлово, Бийск, Тарко-Сале, Уренгой).

Сооружения на понтонах имеет много достоинств. В первую очередь они транспортабельны. Их легко перемещать по воде и в разобранном состоянии по суше. Второе преимущество - быстрота монтажа. Однако при этом есть и существенные недостатки. Понтонные мосты создают проблемы для судоходства, обладают низкой несущей способностью, так как их устойчивость зависит от уровня воды, ветра, волн. Их невозможно эксплуатировать в период ледостава и ледохода.

Понтонная переправа - результат сложного инженерного процесса, требующего особых технологий и знаний. Пластиковые модули облегчают этот процесс. Понтонный мост является сборной конструкцией, состоящей из плавучих элементов. Такие сборные сооружения используются как для транспортных средств, так и для пешеходов.

Внешняя «легкость» и простота всей конструкции не снижают характеристики грузоподъемности, поэтому такие мосты используют для военных целей.

Преимущества

Понтонный мост - это модульная конструкция, которая легко собирается за сравнительно короткое время. При этом сборка не требует каких-либо специальных технических навыков и знаний.

Подобное сооружение модульно-расширяемое, и при необходимости можно легко изменить его ширину и форму.

Модули из пластика износостойки, не подвержены воздействию кислоты, морской воды, низкой температуры. Понтонные мосты на основе пластиковых модулей используются на любой поверхности воды, не вредны для окружающей среды, не нарушают водную фауну и флору, противостоят течениям и волнам.

Интересные факты

  • Понтонная система была лично разработана австрийским инженером Карлом фон Бираго, командовавшим первым в истории понтонным военным корпусом. Эта система получила распространение во всех крупных европейских армиях.
  • В России самый протяжённый понтонный мост имеет длину почти 750 метров. Он соединяет пригород Хабаровска с Этот мост связывает остров и правый берег Амурской протоки, он работает с 2002 г. в период с конца мая по октябрь, по нему передвигается сельскохозяйственная техника и автомашины. До организации моста Большой Уссурийский остров с городом связывала В зимнее время на остров добираются по льду, а в период ледостава и ледохода остров от «большой земли» остается отрезанным. Мост разводят раз в сутки, чтобы не нарушать работу китайских и российских судов.
  • Интересно, что при неправильной эксплуатации понтонный мост может "уплыть". Это произошло, например, в 2005 году в городе Новокузнецке, когда мост через речку Кондому унесло течением.

По сравнению с другими наплавными средствам типа ПМП-60, ПМ-70, КС-63 и др, изделие типа 0021/817 К-Р1-2 (Проект-817) имеет явные преимущества по осадке, устойчивости, наличии автодорожного полотна и примыкающих крайних понтонов технического назначения, так же использование изделия в условиях ледостава.

Чтобы купить паром Проект-817 изделие типа 0021/817 К-Р1-2 понтоны со складов стратегического хранения и консервации для преодоления водной преграды в летних и зимних условиях направьте официальный запрос на электронную почту за печатью и подписью руководителя.
Исходя из требований возводятся причал(ы) из понтонов изделия типа 0021/817 К-Р1-2 многофункционального использования Причал-Паром.

Цена Проект-817: 3 900 000 руб с НДС / комплект

В состав наплавного изделия входят необходимые технические средства:
-лебедки;
-колесоотбои;
-швартовые канаты;
-цепи;
-якоря;
-инструменты для соединения понтонов;
-спасательные круги и пр.

Доставка изделия будет осуществляться со складов, территориально расположенных в разных регионах Российской Федерации.

Габариты парома Проекта-817

Максимальная грузовая подъемность парома Проект-817 в штатной комплектации составляет 80 тонн.

Основные возможности понтонной переправы Проект-817

Развертывание парома сплошной плавучей лентой;
-сборка парома из унифицированной конструкции понтонов трех различных типов;
-понтоны одного типа взаимозаменяемы;
-осуществление монтажа-демонтажа парома сразу на воде;
-передислокация понтонов любыми видами транспорта;
-палубы понтонов возможно использовать, как проезжую часть парома;
-в составе парома присутствуют аппарельные устройства для швартовки и погрузочно-разгрузочных работ;
-береговые устройства могут быть использованы, как сплошные наклонные спуски к реке, и дальнейшем переходом к переправе без применения специальных паромных причалов;
-швартовка парома осуществляется в любой месте наклонной береговой спусковой линии и не зависит от изменения уровня воды;
-погрузочно-разгрузочные работы производятся по принципу first-in-first-out в потоке исключая излишнее передвижение машин;
-дополнительные однотипные понтоны могут применяться для монтажа более длинных и грузоподъемных переправ, наплывных ленточных мостов и прочих плавучих сооружений;

Технические характеристики

Наименование

характеристики

Длинна габаритная, м.
Ширина габаритная, м.
Высота борта, м.
Ширина грузовой площадки, м.
Длинна грузовой площадки, м
Ширина аппарельных въездов (выездов), м.
Условная вместимость разных марок автомобилей, шт.
Осадка порожнем, м.
Осадка с полной нагрузкой, м.
Количество средних понтонов, шт.
Количество крайних понтонов, шт.
Количество понтонов-аппарелей, шт.
Максимальные габаритные размеры одного понтона, м

6,13 х 3,2 х 1,53

Максимальный вес одного понтона, т.

Описание конструкции парома понтонного типа Проект-817

Средние понтоны оснащены тяжелой палубой, а крайние - тяжелой и легкой.

Проезжей частью и грузовой площадкой парома общей шириной 8 метров между колесоотбоями используется тяжелая палуба средних и крайних понтонов с толщиной настила 6мм.

Легкая палуба крайних понтонов с толщиной настила в 4 мм служит для размещения гражданского, личного состава и оборудования.

Наваренные на настил прутки диаметром 6 мм повышают износостойкость палубы, и улучшают свойства сцепления полезной нагрузки с настилом.
Обшивка бортов и днища средних и крайних понтонов составляет 4мм.

В поверхности палубы и днища средних и крайних понтонов оборудованы поперечные нижние сцепные и верхние стыковые устройства для соединения между собой понтонов в секции парома.

По длине отдельные секции парома соединяются при помощи продольных нижних сцепных и верхних стыковых устройств оборудованных на транцах понтонов.

Сейчас паромы Проекта-817 применяются в промышленном и гражданском обиходе, оборудуются, как плавучие производства, кафе на воде и пр.