Факты о русском языке. Презентация - личные местоимения

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Внезапно: слова бык и пчела - однокоренные. Слов, начинающихся с буквы Й , в нашем языке целых 74. А в Книге рекордов Гиннесса зафиксировано слово длиною в 35 букв.

сайт не перестает удивляться сложности и богатству русского языка и представляет 20 занимательных и неожиданных фактов, которые вы наверняка не знали:

  • Большинство слов с буквой Ф в русском языке - заимствованные. Пушкин гордился тем, что в «Сказке о царе Салтане» было всего лишь одно слово с этой буквой - флот .
  • В русском языке есть всего 74 слова, начинающихся с буквы Й . Но большинство из нас помнит лишь йод , йога и Йошкар-Олу .
  • В русском языке есть слова на Ы . Это названия российских городов и рек: Ыгыатта, Ыллымах, Ынахсыт, Ыныкчанский, Ытык-кюёль.
  • Единственные слова в русском языке с тремя буквами Е подряд - это длинношеее (и прочие на -шеее: например, криво -, коротко -).
  • В русском языке есть слово с уникальной для языка приставкой ко- - закоулок .
  • Единственное слово русского языка, которое не имеет корня, - вынуть . Считается, что в этом слове так называемый нулевой корень, находящийся в чередовании с корнем -им - (вын-им-ать ). Раньше, примерно до XVII века, этот глагол выглядел как вынять , и в нем был материальный корень, такой же как в снять, обнять, понять (ср. снимать, обнимать, понимать ), однако впоследствии корень -ня - был переосмыслен как суффикс -ну - (как в сунуть, дунуть ).
  • Единственное односложное прилагательное в русском языке - это злой .
  • В русском языке есть слова с уникальными для языка приставками и- (итог, итого ) и а- (авось ; устар. «а вось не повезет» ), образовавшимися от союзов и и а .
  • Слова бык и пчела - однокоренные. В произведениях древнерусской литературы слово пчела писалось как бъчела . Чередование гласных ъ / ы объясняется происхождением обоих звуков из одного индоевропейского звука u . Если вспомнить диалектный глагол бучать , имеющий значения «реветь», «гудеть», «жужжать» и этимологически родственный словам пчела , букашка и бык , то становится ясным, каково же было общее значение этих слов.
  • Даль предлагал заменить иностранное слово атмосфера на русские колоземица или мироколица .
  • До XIV века на Руси все неприличные слова назывались «нелепыми глаголами».
  • В Книге рекордов Гиннесса 1993 года самым длинным словом русского языка названо рентгеноэлектрокардиографического , в издании 2003 года - превысокомногорассмотрительствующий .
  • В Грамматическом словаре русского языка А. А. Зализняка издания 2003 года самая длинная (в буквах) нарицательная лексема в словарной форме - это прилагательное частнопредпринимательский . Состоит из 25 букв.
  • Самые длинные глаголы - переосвидетельствоваться , субстанционализироваться и интернационализироваться (все - 24 буквы; словоформы -ующимися и -вшись - по 25 букв).
  • Самые длинные существительные - человеконенавистничество и высокопревосходительство (по 24 буквы; словоформы -ами - по 26 букв, впрочем, человеконенавистничество практически не употребляется во мн. ч.).
  • Самые длинные одушевленные существительные - одиннадцатиклассница и делопроизводительница (по 21 букве, словоформы -ами - по 23 буквы).
  • Самое длинное наречие, фиксируемое словарем, - неудовлетворительно (19 букв). Впрочем, надо учесть, что от подавляющего большинства качественных прилагательных на -ый / -ий образуются наречия на / , далеко не всегда фиксируемые словарем.
  • Самое длинное междометие, включенное в Грамматический словарь, - физкульт-привет (15 или 14 букв в зависимости от статуса дефиса).
  • Слово соответственно является самым длинным предлогом. Оно состоит из 14 букв. Самая длинная частица исключительно - на букву короче.
  • В русском языке есть так называемые недостаточные глаголы. Иногда у глагола нет какой-либо формы, и это обусловлено законами благозвучия. Например: победить . Он победит , ты победишь, я ... победю ? побежу ? побежду ? Филологи предлагают использовать заменяющие конструкции «я одержу победу» или «стану победителем» . Поскольку форма 1-го лица единственного числа отсутствует, глагол является «недостаточным».
  • Англичане для успешного усвоения трудной фразы «я люблю вас» пользуются мнемоникой «yellow-blue bus».

Изучение русского языка, который считается одним из самых сложных в мире, может стать чрезвычайно интересным делом. Занимательные факты о русском языке помогут развлечься и делать меньше ошибок в письменной и разговорной речи.

Паронимы и омонимы

Для большинства иностранцев самое сложное при изучении русского языка - вовсе не запоминание форм глаголов и окончаний в существительных и прилагательных. Ужас вызывают паронимы и омонимы. Если омонимы одинаковы по звучанию, но разные по смыслу, то паронимы незначительно различаются по звучанию и разнятся по смыслу.

Пример слов паронимов - пара «адресант» и «адресат». В первом случае речь идет об отправителе посылки или письма, тогда как адресат – это тот, кто получает послание или бандероль. Оценить на слух разницу в произношении иностранцы не всегда способны, не говоря уже о запоминании тонких нюансов.


Омонимы проще для понимания иностранца, но только на первый взгляд. Если омонимами являются просто слова, проблем не возникает. Хорошим примером станет слово «стекло», которое может быть как глаголом, так и существительным, или существительное «замок», которое имеет два значения. На порядок сложнее, когда омонимами становятся словосочетания, фразы и даже предложения, к примеру, «несуразные вещи» – «несу разные вещи» или «он же ребенок» - «он жеребенок». Такую фонетическую двусмысленность сложно сразу осознать даже носителям языка. Такие факты о русском языке - отличный пример для стенгазеты.

Много букв подряд

Мы привыкли, что максимальное количество повторяющихся букв в слове всего лишь две, что обусловлено наличием суффикса или окончания у прилагательных и пр. Но это не предел - правила русского языка позволяют писать слова и с тремя гласными подряд, в частности, с буквой «е».


Действительно, слово «змееед» и прилагательные среднего рода, образованные от слова «шея» («длинношеее», «кривошеее»), пишутся с тремя гласными подряд. Такие интересные факты стоит запомнить.

Факты о местоимениях

У иностранцев вызывает ступор правило называть людей, более высоких по положению или старших по возрасту, во множественном числе на Вы. Кстати, в статьях и корреспонденции в деловом стиле это местоимение может писаться как с заглавной, так и с маленькой буквы.


С заглавной буквы «Вы» пишется только в том случае, если отправитель знает адресата лично и обращается к нему в письме персонально, в остальном деловой письменный стиль общения предполагает обращение во множественном числе, а местоимение пишется с маленькой буквы.

Однокоренные слова

Поскольку правила языка постепенно меняются относительно правописания и произношения слов, то о том, что перед вами однокоренные слова, можно догадаться только из истории русского языка.


Итак, на самом деле слова «пчела» и «бык» однокоренные, поскольку образованы от одного глагола «бучать», что означает мычать или жужжать. Кстати, пчела раньше писалась как «бъчела» - в этом варианте этимологическое родство со словом «бык» не оставляет сомнений.

Какое слово все-таки длиннее

Длина слов в русском языке теоретически не ограничена, поскольку при создании слов можно использовать и корни, и приставки, и суффиксы. Так что длина одного слова может превысить 3-4 десятка букв. Особенно это касается химических элементов. К примеру, в слове «метилпропенилендигидроксициннаменилакриловая» кислота 44 буквы. Числительные тоже могут быть бесконечными, поскольку цифры числительного сливаются в одно слово, к примеру, «шестидесятичетырехлетний».


Тем не менее, в «Книгу рекордов Гиннеса» занесены официальные рекордсмены среди прилагательных. Так, в слове «превысокомногорассмотрительствующий» - 35 букв. В перечень занимательных фактов о русском языке также входят существительное «водогрязеторфопарафинолечение» из 29 букв, междометие «физкульт-привет» из 14 букв и пр.

Сколько в русском языке падежей?

Если судить по правилам русского языка, которые предлагаются для обучения детей в школах, то падежей 6: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный. Но искаженное или сокращенное имя человека при обращении – это слово в звательном падеже.


Итак, в звательном падеже имя Вася превращается в Вась, Марина – в Марин и пр. Этот падеж также встречается в архаических образованиях вроде Господи и Боже.

О сложности создания глаголов в русском языке известно каждому иностранцу, который изучает русский язык. При этом со временем слова изменяются так, что из них пропадают не только приставка или суффикс, но даже и корень.


Действительно, в слове «вынуть» корня нет, вернее, корень нулевой, а «вы-» и «-ну» - соответственно приставка и суффикс. А в другой форме глагола «вын-им-ать» корень присутствует. До 18 века этот глагол использовался в форме «вынять», но позже корень «-ня-» трансформировался в суффикс «–ну». Аналогичная трансформация произошла со словами, имеющими корень «-ня-», к примеру, «снять», «обнять», «понять» и пр.

Как связаны русское слово и швейцарский бренд

Иностранное слово «карандаш» имеет русские корни, вернее, они были у популярного французского карикатурщика Пуаре Эммaнуэля, который родился в России. Художник придумал для себя псевдоним с претензией на аристократическое звучание и подписывал им карикатуры.


Через 20 лет после смерти мастера один из его почитателей выбрал этот псевдоним торговой маркой для компании по выпуску пишущих инструментов. Так бренд Сaran d’Ache превратился в «карандаш». Кстати, популярный в СССР клоун также присвоил имя карикатуриста - известный в Союзе Румянцев выступал под французским псевдонимом Kаран д`Aш. Но советские граждане, не знакомые с культурным наследием Франции, переименовали его в Карандаша.

Так как урок-повторение "Путешествие в город Местоимёнск"(6 класс) имеет большой объём, выставляю приложения отдельно, видеоролик "В подводном царстве" тоже можно найти на сайте. Здесь же загружены маршрутные листы на 4 группы, презентация к уроку. Остальные материалы к уроку описаны и легко заменяемы. Можно обратиться к автору - вышлю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Маршрутный лист группы №1.

Фамилия (оценка)

Оценка

учащегося

Должность

Баллы группы

капитан

Старший помощник капитана

Штурман

Впередсмотрящий

Рулевой

Матрос

Матрос

Задача капитана – следить, чтобы работали все

Решающий голос за капитаном.

З адание №1 всем группам: выпишите, не повторяя, все местоимения с предлогами, определить разряд, сгруппировав их. Кто устал от нудных правил,
От ученья занемог?
Кто себя с трудом заставил
Скучный выучить урок?
У кого ошибок море
И в пометах вся тетрадь?
Для тебя ученье горе,
Двойку ты схватил опять?

Вмиг исчезнут огорченья,

Станешь грамотно писать.

От уроков, без сомненья,

Будешь радость получать.

Это главное для всех.

Всё реально, всё возможно.

Верь в себя, придёт успех.

Задание №2 . И

  • Какие твои планы на завтра?
  • С какого ты года рождения?
  • Сколько время?

Выступление в конференц-зале.

Наша группа в ходе плавания провела эксперимент и хочет выступить с ознакомлением по итогам эксперимента.

Мы выдвинули предположение : местоимения имеют те же синтаксические свойства, что и части речи, с которыми они соотносятся. Проверим его экспериментально. Возьмем повествовательное предложение и будем заменять различные его члены местоимениями: (далее каждая строка произносится поочерёдно, получается как стихотворение. Ученик, называя местоимение, показывает написанный на листке разряд): Пушистая кошка мурлычет на крыльце.
Какая кошка мурлычет на крыльце?
Такая кошка мурлычет на крыльце.
Какая-то кошка мурлычет на крыльце.
Всякая кошка мурлычет на крыльце.
Никакая кошка не мурлычет на крыльце.

Кто мурлычет на крыльце?
Она мурлычет на крыльце.
Кто-то мурлычет на крыльце.
Все мурлычут на крыльце.
Никто не мурлычет на крыльце.
Некому мурлыкать на крыльце.

Пушистая кошка мурлычет где?
Пушистая кошка мурлычет где-то.
Пушистая кошка мурлычет там .
Пушистая кошка мурлычет везде.
Пушистая кошка не мурлычет нигде.
Пушистой кошке мурлыкать негде.

Как видим , личные и указательные местоимения свободно заменяют любой член предложения, не нарушая при этом его грамматическую структуру. Обобщительные местоимения также легко вписываются в предложение, за исключением местоимения все , которое требует при себе множественного числа (все мурлычут ). Вопросительные местоимения делают предложение вопросительным, также не меняя его структуру. А вот с отрицательными все сложнее. Никакой, никто и нигде требуют также отрицания при сказуемом (не мурлычет), а некому и негде коренным образом меняют структуру предложения, делая его безличным, что и послужило основным доводом для выделения их в свой разряд, наряду со смысловым отличием от обычных отрицательных местоимений.

Маршрутный лист группы №2.

Фамилия (оценка)

Оценка

учащегося

Должность

Баллы группы

капитан

Старший помощник капитана

Штурман

Впередсмотрящий

Рулевой

Матрос

Матрос

Задача капитана – следить, чтобы работали все ! Он назначает того, кто отвечает в очередном задании.

За громкие разговоры – минус один балл за каждое замечание. Не подводить товарищей! Работать! В конце урока подводим итоги, выставляем оценки. Решающий голос за капитаном.

З адание №1

Кто устал от нудных правил,
От ученья занемог?
Кто себя с трудом заставил
Скучный выучить урок?
У кого ошибок море
И в пометах вся тетрадь?
Для тебя ученье горе,
Двойку ты схватил опять?

Вмиг исчезнут огорченья,

Станешь грамотно писать.

От уроков, без сомненья,

Будешь радость получать.

Сделать лёгким всё, что сложно, -

Это главное для всех.

Всё реально, всё возможно.

Верь в себя, придёт успех.

Задание №2 . И справь ошибки в употреблении вопросительных местоимений.

  • Чего ты делаешь сегодня вечером?
  • Сколько много интересного вокруг?
  • Какие твои планы на завтра?
  • С какого ты года рождения?
  • Сколько время?

Задание №3 (Проверка ДЗ, индивидуального для группы)

Примите и наш небольшой вклад в изучение местоимений.

Известный советский лингвист А. А. Реформатский образно писал о местоимениях: «Местоимения удобны, но в них нет «перелива красок» настоящего живого слова, они не могут иметь при себе характеризующего эпитета...» Они, «как запасные игроки» на футбольном поле или «дублеры» в театре, выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова» К примеру, прослушайте следующее стихотворение поэта Б. Заходера: (читается наизусть по несколько строк каждым членом группы, получается групповой чтение с комментарием)

ВИННИ-ПУХ И МЕСТОИМЕНИЯ

На днях, не знаю сам зачем,

Зашел я в незнакомый дом,

Мне захотелось

Кое с Кем Потолковать о том о сем.

Я рассказал им, что, когда

И почему и отчего,

Сказал, откуда и куда,

И как, и где, и для чего;

Что было раньше, что потом,

И кто кого, и что к чему,

И что подумали о том,

И если нет, то почему!

Когда мне не хватало слов,

Я добавлял то «ах», то «эх»,

И «так сказать», и «будь здоров»,

И «ну и ну», и «просто смех»!

Когда ж закончил я рассказ,

То Кое-Кто спросил: «И все?

Ты говорил тут целый час,

А рассказал ни то ни се!»

Спрашивается, в чем же ошибка Винни-Пуха , который так подробно, так эмоционально рассказывал о своих похождениях, но остался непонятым?

Нам знакомы эти слова, здесь есть много местоимений, но Винни Пух забыл, что местоимения не говорят о конкретных предметах, а только указывают на них, на лица, события и их признаки, а конкретный смысл становится ясным или из ситуации, или из предшествующего контекста.

Маршрутный лист группы №3.

Фамилия (оценка)

Оценка

учащегося

Должность

Баллы группы

капитан

Старший помощник капитана

Штурман

Впередсмотрящий

Рулевой

Матрос

Матрос

Задача капитана – следить, чтобы работали все ! Он назначает того, кто отвечает в очередном задании.

За громкие разговоры – минус один балл за каждое замечание. Не подводить товарищей! Работать! В конце урока подводим итоги, выставляем оценки. Решающий голос за капитаном.

З адание №1 всем группам: выпишите, не повторяя, все местоимения с предлогами, определить разряд, сгруппировав их.

Кто устал от нудных правил,
От ученья занемог?
Кто себя с трудом заставил
Скучный выучить урок?
У кого ошибок море
И в пометах вся тетрадь?
Для тебя ученье горе,
Двойку ты схватил опять?

Вмиг исчезнут огорченья,

Станешь грамотно писать.

От уроков, без сомненья,

Будешь радость получать.

Сделать лёгким всё, что сложно, -

Это главное для всех.

Всё реально, всё возможно.

Верь в себя, придёт успех.

Задание №2 . И справь ошибки в употреблении вопросительных местоимений.

  • Чего ты делаешь сегодня вечером?
  • Сколько много интересного вокруг?
  • Какие твои планы на завтра?
  • С какого ты года рождения?
  • Сколько время?

Задание №3 (Проверка ДЗ, индивидуального для группы)

Наш вклад в изучение местоимений не настолько глубок, но тоже по-своему интересен. (Текст делится на несколько человек по смыслу)

ТЫ И ВЕЖЛИВОЕ ВЫ

В употреблении 2-го лица местоимения, обращенного к собеседнику, в русском языке есть такая особенность: к старшим по возрасту и по положению и к незнакомым людям нужно обращаться на «Вы». Таковы этические нормы, сложившиеся в нашем обществе, обусловленные социальным и семейным укладом, культурными традициями.

В царской России к барину нужно было обращаться на «вы», а он к своим крестьянам, независимо от возраста, обращался на «ты». В армии офицерам говорили «вы», а солдатам - «ты». Поэтому первым приказом по армии после Великой Октябрьской революции был приказ об обращении к солдатам на «вы».

Известны даже трагические последствия грубого обращения на «ты». Об этом рассказывает писатель В. Н. Иванов в книге «Александр Пушкин и его время»:

Вот четыре строчки Казимира де Виня для памятника, который предполагается воздвигнуть в Париже жертвам Июльской революции:

Ответь мне, Франция, как звали тех героев?

Имен их здесь на памятнике нет!

«Свободной ставши вмиг -

Спросить их не успела!»

Маршрутный лист группы №4.

Фамилия (оценка)

Оценка

учащегося

Должность

Баллы группы

капитан

Старший помощник капитана

Штурман

Впередсмотрящий

Рулевой

Матрос

Задача капитана – следить, чтобы работали все ! Он назначает того, кто отвечает в очередном задании.

За громкие разговоры – минус один балл за каждое замечание. Не подводить товарищей! Работать! В конце урока подводим итоги, выставляем оценки. Решающий голос за капитаном.

З адание №1 всем группам: выпишите, не повторяя, все местоимения с предлогами, определить разряд, сгруппировав их.

Кто устал от нудных правил,
От ученья занемог?
Кто себя с трудом заставил
Скучный выучить урок?
У кого ошибок море
И в пометах вся тетрадь?
Для тебя ученье горе,
Двойку ты схватил опять?

Вмиг исчезнут огорченья,

Станешь грамотно писать.

От уроков, без сомненья,

Будешь радость получать.

Сделать лёгким всё, что сложно, -

Это главное для всех.

Всё реально, всё возможно.

Верь в себя, придёт успех.

Задание №2 . И справь ошибки в употреблении вопросительных местоимений.

  • Чего ты делаешь сегодня вечером?
  • Сколько много интересного вокруг?
  • Какие твои планы на завтра?
  • С какого ты года рождения?
  • Сколько время?

Задание №3 (Проверка ДЗ, индивидуального для группы)

Наш «улов» ещё скромнее, но тоже интересен. Послушайте интересные факты о местоимениях.

Мы знаем, что все языки мира взаимосвязаны. Значит, законы одного языка могут распространяться на законы другого. Примерьте эти знания к следующему сообщению.

Сколько разных слов могут использовать вьетнамцы для обозначения первого лица?

Во вьетнамском языке существует восемь местоимений для первого лица в единственном числе, в то время как мы обходимся одним словом «я». Употребление этих местоимений зависит от пола и социального положения себя и своего собеседника. Кроме того, в повседневной речи вьетнамцы гораздо чаще называют себя или собеседника терминами родства, которых не меньше двадцати. Их использование также связано с большим количеством тонкостей, зависящих от пола, возраста и социального статуса, а некорректное употребление может быть воспринято как оскорбление. Например, люди, любящие друг друга, называют друг друга «младшая сестра» и «старший брат».

Удачи! Знания Вам в помощь! Пока Вы вместе – Вы непобедимы!

Задание №1. Проверь себя! Для тебя, ты – личные; мой – притяжательные, вся, всё, всех – определительные, это – указательные, (в) себя - возвратное, кто, кого – вопросительное, что – относительное.

Задание №2. Исправь ошибки в употреблении вопросительных местоимений. Чего ты делаешь сегодня вечером? Сколько много интересного вокруг? Какие твои планы на завтра? С какого ты года рождения? Сколько время?

Проверь себя! Что ты делаешь сегодня вечером? Как много интересного вокруг! Каковы твои планы на завтра? Какого ты года рождения? Который час?

Видеоролик «Подводный мир»

Домашнее задание по выбору: - написать грамматическую сказку «Путешествие в город местоимений» (можно работать в группе 2-3 человека); - проиллюстрируйте наше замечательное путешествие в город Местоимёнск.

"Мой университет - www.moi - amour.ru"


Перепишите предложения,заменяя прямую речь косвенной.

1."Я сказал ему:"Твой доклад оценили на "отлично"".2."Тебя зовут к телефону!"-крикнула мне сестра из коридора.3."Ваше лицо мне почему-то знакомо",-задумчиво произносит,обращаясь ко мне,мой спутник.4."Ты должен нас поддержать",-настойчиво повторял ему тренер.5."Решил ты эти задачи?"-спросил я товарища.6."Ребята,ктоиз вас дежурит?"-спросила учительница.7.Тренер мне посоветовал:"Ты глубже дыши".

Изложение,сократить текс,помагите пожалуйста 9 класс, Однажды Паустовский поехал рыбачить на Старую Канаву возвращаясь на

следуйщий день. Подошел маленький поезд весь из пустых товарных вагонов. Он влез в тот вагон где было пло больше народу. Женщины везли кошальки с брусникой и грибами. Два оборваных и небритых охотников сидели свесив ноги в открытых дверях вагона и курили. С начала женщины разговаривали о своих сельских делах но вскоре таинственная прелесть лесных сумерок вошла в вагон и женщины вздохнув замолчали.

Поезд вышел в луга и стал виден во всю ширь тихий закат. Солнце садилось в травы в туманы и росы и шум поезда не мог заглушить птичьего щелкования.

Тогда самая молодая женщина запела глядя на закат и глаза ее казались золочеными. Пела она простую рязанскую песню и кое кто из женщин начал ей подпевать.

Когда женщины замолкли охотник в обмотках из солдатской шинели сказал в полголоса своему спутнику Споем и мы Ваня.

У одного из них был густой мягкий бас. Он лился свободно широко и Паустовский и все сидящие в поезде быди поражены этим необыкноенным голосам.

Женщины слушали певцов покачивая головами от удавления; потом самая молодая женщина тихонько заплакала но не кто даже не обернулся в ее сторону, потому что это были слезы не боли и горечи а переполнявшего сердце восхищение.

«Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей», – говорил Максим Горький. Действительно, богатство нашего языка огромное и таит в себе разные интересные факты, о которых будет рассказано в этой статье.
1.Русский язык относится к группе индоевропейских языков. Родственными языками являются украинский и белорусский.
2.Русским языком в своей речи пользуются около 200 миллионов . Это позволило ему войти в десятку распространенных языков.
3.Многие иностранцы испытывают сложности в изучении русского языка. Несмотря на то, что наш алфвавит похож на латинский, некоторые буквы совсем не похожи на него. И большое непонимание вызывают буквы ь и ъ, у которых нет звуков.
4.Большинство слов, начинающихся с буквы «ф», пришли к нам из других языков. Наверное поэтому А. гордился своим произведением «Сказка о царе Салтане», в которм не было ни одного слова на букву «ф», за исключением «флот».
5.Как мы знаем, бувы е и ё - разные. Но поскольку человек редко ставит две точки над е, это вызывает сложности у иностранцев.
6.У числительных «один» и «два» есть род (один кот, одна ). Кроме того, у числительного «один» есть еще и множественное число (одни).
7.В прошедшем времени глаголы имеют род, а в настоящем и будущем - нет (он бежал, она бежала; он бежит, она бежит).
8.Местоимение «себя» не имеет именительного падежа.
9.В русском языке 74 слова на букву «й». Но в повседневной жизни мы используем от силы несколько таких слов. Вот, что пришло мне на память: йод, йог, йорк, йошкар-ола.
10.Наш язык содершит слова на букву «ы». С этой буквы в основном начинаются названия населенных пунктов и названия некоторых рек (Ыгаытта – река на западе Якутии, Ыб – село в республике Коми).
11.Слово длинношеее (а также производные от них, например короткошеее) и «змееед» имеют три буквы «е».
12.Самые длинные существительные - «человеконенавистничество» и «высокопревосходительство» (по 24 буквы).