Головной мозг мозжечок. Мозжечок - строение и функции мозжечка

Функции мозжечка сходны у различных биологических видов, включая человека. Это подтверждается их нарушением при повреждении мозжечка в эксперименте у животных и результатами клинических наблюдений при заболеваниях, поражающих мозжечок у человека. Мозжечок представляет собой мозговой центр, который имеет в высшей степени важное значение для координации и регуляции двигательной активности и поддержания позы. Мозжечок работает главным образом рефлекторно, поддерживая равновесие тела и его ориентацию в пространстве. Также он играет важную роль (особенно у млекопитающих) влокомоции(перемещении в пространстве).

Соответственно главными функциями мозжечка являются:

    координация движений

    регуляция равновесия

    регуляция мышечного тонуса

    обеспечение плавности, ритмичности – тактики движений.

Промежуточный мозг

Промежу́точный мозг (Diencephalon) - отдел головного мозга.

В эмбриогенезе промежуточный мозг образуется на задней части первого мозгового пузыря. Спереди и сверху промежуточный мозг граничит с передним, а снизу и сзади - со средним мозгом.

Структуры промежуточного мозга окружают третий желудочек.

Промежуточный мозг подразделяется на:

    Таламический мозг (Thalamencephalon)

    Подталамическую область или гипоталамус (hypothalamus)

    Третий желудочек, который является полостью промежуточного мозга

Функции промежуточного мозга

    Движение, в том числе и мимика.

    Обмен веществ, температура тела, потребление пищи, состояние сна и бодрствования.

    Поведение в экстремальных ситуациях, проявления ярости, агрессии, боли и удовольствия.

    Отвечает за чувство жажды, голода, насыщения.

    Инстинктивные формы поведения (пищевое, сексуальное, игровое и т.д.).

    Все виды чувствительности, кроме обоняния, в том числе ощущения боли, температуры, легкого прикосновения и давления, а также участвует в эмоциональных процессах и работе памяти.

    Кратковременная и долговременная модально-неспецифическая память.

Лимбическая система является связующим звеном между корой больших полушарий и телом. Единство с телом вызывает физические признаки эмоций (краска стыда, улыбка радости). Лимбическая система производит эмоции, которые, в свою очередь, либо усиливают, либо ослабляют иммунную систему. Они же непосредственно влияют на качество обуче­ния, поэтому крайне важно познавательные процессы детей подкреплять положительными эмоциями.

Лимбическая система состоит из пяти основных структур: таламуса, гипоталамуса, миндалевидного тела, гиппокампа и базального ганглия.

Таламус работает как «распределительная станция» для всех поступающих в мозг ощущений, кроме обонятельных. Он также передает двигательные импульсы из коры голов­ного мозга по спинному мозгу на мускулатуру. Кроме того, таламус распознает ощущения боли, температуры, легкого прикосновения и давления, а также участвует в эмоциональных процессах и работе памяти.

Гипоталамус контролирует работу гипофиза, нормальную температуру тела, потребление пищи, состояние сна и бодрствования. Он также является центром, ответственным за поведение в экстремальных ситуациях, проявления ярости, агрессии, боли и удовольствия.

Миндалевидное тело связано с зонами мозга, ответственными за обработку познавательной и чувственной информации, а также с зонами, имеющими отношение к комбинациям эмоций. Миндалевидное тело координирует реакции страха или беспокойства, вызванные внутренними сигналами.

Гиппокамп использует сенсорную информацию, поступающую из таламуса, и эмоциональную из гипоталамуса для формирования кратковременной памяти. Кратковременная память, активизируя нервные сети гиппокампа, может далее перейти в «долговременное хранилище» и стать долговременной памятью для всего мозга.

Базалъный ганглий управляет нервными импульсами между мозжечком и передней долей мозга и тем самым помогает контролировать движения тела. Он способствует контролю за тонкой моторикой лицевых мышц и глаз, отражающих эмоциональные состояния. Базальный ганглий связан с передней долей мозга через черную субстанцию. Он координирует мыслительные процессы, участвующие в планировании порядка и слаженности предстоящих действий во времени.

Обработка всей эмоциональной и познавательной информации в лимбической системе имеет биохимическую природу: происходит выброс определенных нейротрансмиттеров (от лат. transmitto - передаю; биологические вещества, которые обусловливают проведение нервных импульсов). Если познавательные процессы протекают на фоне положительных эмоций, то вырабатываются такие нейротрансмиттеры, как гаммааминомасляная кислота, ацетилхолин, интерферон и интерклейкины. Они активизируют мышление и делают запоминание более эффективным. Если же процессы обучения построены на негативных эмоциях, то высвобождаются адреналин и кортизол, которые сни­жают способность к учению и запоминанию

Развитие лимбической системы позволяет ребенку устанавливать социальные связи. В возрасте от 15 месяцев до 4 лет в гипоталамусе и миндалевидном теле генерируются примитивные эмоции: ярость, страх, агрессия. По мере развития нервных сетей образуются связи с кортикальными (корковыми) отделами височных долей, ответственными за мышление, появляются более сложные эмоции с социальным компонентом: злость, печаль, радость, огорчение. При дальнейшем развитии нервных сетей формируются связи с передними отделами мозга и развиваются такие тонкие чувства, как любовь, альтруизм, сопереживание, счастье.

По мере дальнейшего развития лимбической системы нервные сети соединяют сенсорные (зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кинестетические) и моторные схемы с эмоциями и образуют память. Она конструируется из нервных путей, которые связываются в нервные схемы. Эти схемы постоянно модифицируются и дополняются в бесконечном числе комбинаций. Они могут быть модифицированы, реорганизованы или сокращены для большей эффективности. Схемы связаны с мозговыми центрами, где происходит обработка специализированной сенсорной информации. Например, затылочная область мозга отвечает за зрительную информацию, височная - за слуховую. Необходимо помнить, что 90% основных схем формируются за первые пять лет жизни ребенка, как и основной шаблон нервных сетей , который затем может достраиваться. Именно этот шаблон является материальной основой индивидуальности мышления, памяти, способностей, поведения . Схемы каждого человека специфичны, уникальны и не повторяют одна другую.

По мере формирования лимбической системы создаются предпосылки для развития воображения . Альберт Эйнштейн считал, что «воображение важнее, чем знание, так как знание говорит обо всем, что есть, а воображение - обо всем, что будет». Воображение развивается на базе синтеза моторно-сенсорных схем, эмоций и памяти (К. Ханнафорд).

КОРА ГОЛОВНОГО МОЗГА ЧЕЛОВЕКА - НЕОКОРТЕКС

Если расправить складки неокортекса, он займет площадь в 2500 см 2 . Каждые 60 секунд он использует более 0,5 л крови и ежедневно сжигает 400 ккал. Неокортекс составляет только 25% общего объема головного мозга, однако содержит примерно 85% всех нейронов. Масса головного мозга составляет всего 2% от общего веса тела человека, однако для собственного кровоснабжения использует 20% всего кровотока.

Неокортекс состоит из серого вещества, немиелинизированных клеточных тел нейронов (миелинизация - процесс образования миелиновой оболочки, покрывающей быстродействующие проводящие пути центральной нервной системы. Миелиновые оболочки повышают точность и скорость передачи импульсов в нервной системе).

Тела нейронов обладают неограниченными возможностями формирования новых дендритов (ветвящийся отросток, воспринимающий сигналы от других нейронов, рецепторных клеток или непосредственно от внешних раздражителей; проводит нервные импульсы к телу нейрона) и реорганизации дендритных сетей под воздействием нового опыта, приобретаемого в течение жизни. Установлено, что нервные сети в неокортексе взрослого человека содержат более квадриллиона (миллиона миллиардов) связей и могут обрабатывать до 1000 битов новой информации в секунду. Это значит, что число сигналов, которое может одновременно передаваться через синапсы (соединения) мозга, превышает число атомов в известной области Вселенной.

Учение о структурных особенностях строения коры называется архитектоникой .

Клетки коры больших полушарий менее специализированы, чем нейроны других отделов мозга; тем не менее определенные их группы анатомически и физиологически тесно связаны с теми или иными специализированными отделами мозга . Микроскопическое строение коры головного мозга неодинаково в разных ее отделах. Эти морфологические различия коры позволили выделить отдельные корковые цитоархитектонические поля. Имеется несколько вариантов классификаций корковых полей. Большинство исследователей выделяет 50 цитоархитектонических полей (например, по Бродману).

НЕ СМЕШИВАТЬ ПОНЯТИЕ ЦИТОАРХИТЕКТОНИЧЕСКИХ ПОЛЕЙ С ПОЛЯМИ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА (ПЕРВИЧНЫМИ, ВТОРИЧНЫМИ И ТРЕТИЧНЫМИ ПОЛЯМИ).

Микроскопическое строение коры довольно сложное. Кора состоит из ряда слоев клеток и их волокон.

Основной тип строения коры шестислойный, однако он не везде однороден. Существуют участки коры, где один из слоев выражен весьма значительно, а другой - слабо. В других областях коры намечается подразделение некоторых слоев на подслои и т.д.

Установлено, что области коры, связанные с определенной функцией, имеют сходное строение. Участки коры, которые близки у животных и человека по своему функциональному значению, имеют определенное сходство в строении. Те участки мозга, которые выполняют чисто человеческие функции (речь), имеются только в коре человека, а у животных, даже у обезьян, отсутствуют.

Морфологическая и функциональная неоднородность коры головного мозга позволила выделить центры зрения, слуха, осязания и т.д., которые имеют свою определенную локализацию. Однако неверно говорить о корковом центре как о строго ограниченной группе нейронов. Необходимо помнить, что специализация участков коры формируется в процессе жизнедеятельности. В раннем детском возрасте функциональные зоны коры перекрывают друг друга, поэтому их границы расплывчаты и нечетки. Только в процессе обучения, накопления собственного опыта в практической деятельности происходит постепенная концентрация функциональных зон в отделенные друг от друга центры .

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ И ВЕРТИКАЛЬНЫЕ СВЯЗИ МОЗГА

Белое вещество больших полушарий состоит из нервных проводников. В соответствии с анатомическими и функциональными особенностями волокна белого вещества делят на ассоциативные, комиссуральные и проекционные. Ассоциативные волокна объединяют различные участки коры внутри одного полушария. Эти волокна бывают короткие и длинные. Короткие волокна обычно имеют дугообразную форму и соединяют соседние извилины. Длинные волокна соединяют отдаленные участки коры.

Комиссуральными принято называть те волокна, которые соединяют топографически идентичные участки правого и левого полушарий. Комиссуральные волокна образуют три спайки: переднюю белую спайку, спайку свода, мозолистое тело. Передняя белая спайка соединяет обонятельные области правого и левого полушарий. Спайка свода соединяет между собой гиппокамповые извилины правого и левого полушарий. Основная же масса комиссуральных волокон проходит черезмозолистое тело , соединяя между собой симметричные участки обоих полушарий головного мозга.

Проекционными принято называть те волокна, которые связывают полушария головного мозга с нижележащими отделами мозга - стволом и спинным мозгом. В составе проекционных волокон проходят проводящие пути, несущие афферентную (чувствительную) и эфферентную (двигательную) информацию.

Проводящие пути мозга

В белом веществе ствола головного мозга и спинном мозге располагаются проводники восходящего и нисходящего направлений. Нисходящие пути проводят к рефлекторным аппаратам спинного мозга двигательные импульсы из коры головного мозга (пирамидный путь), а также импульсы, способствующие осуществлению двигательного акта (экстрапирамидные пути) из различных отделов подкорковых образований и ствола головного мозга.

Нисходящие двигательные проводники заканчиваются на периферических мотонейронах спинного мозга посегментно. Вышележащие отделы центральной нервной системы оказывают существенное влияние на рефлекторную деятельность спинного мозга. Они затормаживают рефлекторные механизмы собственного аппарата спинного мозга. Так, при патологическом выключении пирамидных путей собственные рефлекторные механизмы спинного мозга растормаживаются. При этом усиливаются рефлексы спинного мозга и тонус мышц.

Кроме того, выявляются защитные рефлексы и такие, которые в норме наблюдаются только у новорожденных и детей первых месяцев жизни.

Восходящие пути передают из спинного мозга чувствительные импульсы с периферии (с кожи, слизистых оболочек, мышц, суставов и т.д.) к вышележащим отделам головного мозга. В конце концов эти импульсы достигают коры головного мозга. С периферии импульсы приходят в кору головного мозга двумя путями: по так называемым специфическим системам проводников (через восходящий проводник и зрительный бугор ) и по неспецифической системе - через ретикулярную формацию (сетевидное образование) ствола головного мозга. Все чувствительные проводники отдают коллатерали ретикулярной формации. Ретикулярная формация активирует кору головного мозга , распространяя импульсы по разным отделам коры. Ее влияние на кору оказывается диффузным, тогда как специфические проводники посылают импульсы лишь в определенные проекционные зоны.

Кроме того, ретикулярная формация участвует в регуляции разнообразных вегетативно-висцеральных и сенсомоторных функций организма. Таким образом, вышележащие отделы мозга находятся под влиянием спинного мозга.

Психические процессы осуществляются сложными системами - совместно работающими зонами коры и нижележащими нервными структурами . Эти низшие структуры участвуют в работе коры, регулируя и обеспечивая ее тонус. Данные, полученные в современных анатомических и физиологических исследованиях, позволяют сформулировать принцип вертикального строения функциональных систем мозга : каждая форма поведения обеспечивается разными уровнями нервной системы, связанными друг с другом как горизонтальными (транскортикальными – комиссуральными и ассоциативными) связями, так и вертикальными (сверху-вниз и снизу-вверх - проекционными). Все это превращает мозг в саморегулирующуюся систему .

ассоциативные волокна; комиссуральные волокна; проекционные волокна

Контрольная работа по анатомии ЦНС

Тема: «Строение мозжечка»

Мозжечок (cerebellum), управляет точными согласованными движениями и сохранение равновесия. Его ширина равняется примерно 10 см, толщина – 3 см. Масса мозжечка составляет примерно 11% от массы всего головного мозга. Сверху мозжечок покрыт корой, под которой находится белое вещество. В толще белого вещества лежат ядра серого.

I – вид сверху, II – вид сзади

1. полушария, 2. червь.

Мозжечок расположен на задней части ствола и состоит из двух полушарий, и непарной соединительной части – червя (vermis). Нижняя часть червя является крышей IV желудочка. Сверху мозжечок покрыт большими полушариями переднего мозга.

Мозжечок имеет 3 пары ножек:

1. нижние – соединяют его с продолговатым мозгом,

2. средние – соединяют его с мостом,

3. верхние – соединяют его со средним мозгом.

У различных частей мозжечка разный филогенетически возраст, в связи с этим выделяют древний, старый и новый мозжечок.

Древний мозжечок (archicerebellum) называют клочково-узелковая часть (доля). Она связана с вестибулярными ядрами в продолговатом мозге, поэтому при ее повреждении нарушается способность поддерживать равновесие тела.

Старый мозжечок – paleocerebellum.

К старому мозжечку относят весь червь, кроме узелка и ската. Старый мозжечок образовался в связи с развитием локомоции – перемещение в пространстве. Наиболее известный тест на повреждение мозжечка – пальце-носовая проба. Основные входные влияния поступают в старый мозжечок по спинно-мозговым трактам; основные выходы идут в ретикулярную формацию и крупноклеточную часть красного ядра.

Большая часть полушарий и зубчатое ядро образуют самую молодую часть – новый мозжечок (neocerebellum). Он развивается в связи с совершенствованием тонкой моторики конечностей. Поражение этой части отражается более всего на движении кистей конечностей, в которых развивается атаксия – нарушение координации и точности движений, например, резко ухудшается почерк.

Новый мозжечок через зубчатые ядра и таламус в промежуточном мозгу связан с двигательной корой больших полушарий (она находится между лобной и теменной). В результате он способен регулировать активность кортико-спинального тракта и управлять такими сложнейшими двигательными навыками как, например, письмо, печатание на клавиатуре, игра на музыкальных инструментах и т.п. Он участвует в двигательном обучении и управлении наиболее сложными движениями, в частности движениями пальцев.

Таким образом, основной функцией мозжечка является регуляция и коррекция движений в процессе их выполнения, программирование движений и двигательное научение, т.е. перевод произвольных движений в автоматизированные.

Кора мозжечка состоит из трех слоев, суммарная толщина которых примерно 0,8-0,9мм.

Самый наружный слой нейронов называется молекулярным, средний – ганглиозным, а внутренний – зернистым (гранулярным). В коре мозжечка различают пять типов нейронов, причем все нейроны за исключение клеток-зерен – тормозные, т.е. их аксоны образуют на других клетках синапсы, под действием которых постсинаптические нейроны ослабляют свою активность.

1. молекулярный слой
2. ганглиозный слой
3. зернистый слой
4. белое вещество
5. клетки Пуркинье
6. дендриты кл.Пуркинье
7. аксоны кл.Пуркинье
8. клетки Гольджи
9. звездчатые клетки
10. моховидные волокна
11. лиановидные волокна

Первый слой - молекулярный – клеток мало, состоит из дендритов тех клеток, которые лежат во втором слое и аксонов тех клеток, которые в третьем слое. Нейроны корзинчатые.

Второй слой – ганглиозный – состоит из клеток Пуркинье, клетки крупные, грушевидные. Они дают отростки в верхний слой корзинкой.

Третий слой – зернистый – клетки зерна, самые мелкие, количество огромное – 1мм 3 2,8 * 10 6 . Дендритов у них мало.

Афференты коры мозжечка образуют две системы волокон – лазающие (лиановидные) и мшистые (моховидные).

Лазающие волокна – это аксоны нейронов, лежащих в ядрах олив. Они оканчиваются на соме и дендритах клеток Пуркинье. На каждой клетке Пуркинье образует синапс только одно лазающее волокно.

Мшистые волокна, которых гораздо больше, чем лазающих, образуют синапсы на дендритах клеток-зерен и приходят от самых разных структур ЦНС. Одно мшистое волокно образует синапсы примерно на 20 клетках-зернах.

Система афферентных волокон организована так, что поступающая в кору мозжечка импульсация в конечном итоге адресуется клеткам Пуркинье. При запуске движения происходит торможение клеток Пуркинье через, прежде всего, звездчатые и корзинчатые клетки. Как следствие, на время прекращается тормозное действие аксонов клеток Пуркинье на ядра мозжечка. В результате наблюдается активация тех двигательных программ, рефлекторные дуги которых проходят через соответствующие нейроны ядер.

Белое вещество мозжечка .

В белом веществе находятся следующие ядра:

1. зубчатые ядра,

2. шатровидные ядра,

3. пробковидные ядра.

Включает белое вещество, лежащее в толще мозжечка, и три пары ножек. В толще мозжечка расположены волокна, идущие от коры мозжечка к его ядрам, а так же продолжение афферентных волокон, образующих ножки мозжечка и эфферентные волокна, переходящие в его ножки.

Три пары ножек соединяют мозжечок с другими структурами ЦНС.

Нижние ножки связывают мозжечок с продолговатым и спинным мозгом. В них главным образом проходят афферентные волокна:

1. оливо-мозжечковый путь;

2. задний (дорсальный) спинно-мозжечковый путь;

3. вестибуло-мозжечковый путь (от вестибулярных ядер мозжечкового ствола);

4. волокна от нежного и клиновидного ядер продолговатого мозга

5. волокна от ретикулярной формации.

Проходят в нижних ножках и эфферентные волокна – она начинаются в ядрах шатра и идут к вестибулярным ядрам. От вестибулярных ядер, в свою очередь, начинается вестибуло-спинальнфый тракт.

Средние ножки связывают ядра моста с корой мозжечка (мосто-мозжечковый тракт). Ядра моста в свою очередь получают афференты от коры больших полушарий. Таким образом, через средние ножки мозжечок получает информацию о запускаемых большими полушариями двигательных программах.

Верхние ножки содержат главным образом эфферентные волокна, идущие от ядер мозжечка (кроме ядер шатра) к таламусу, красному ядру, ретикулярной формации. Афферентные волокна верхних ножек – это передний (вентральный) спинно-мозжечковый путь.

В толще мозжечка имеются парные ядра, расположенные симметрично в каждой его половине. Если двигаться от средней линии, то рядом с ней лежит ядро шатра (nucleus fastigii), далее расположено шаровидное (nucleus glabosus) и пробковидное (nucleus emboliformis) ядра. В центре полушария находится зубчатое ядро (nucleus dentatus), имеющее на срезе вид извилистой пластинки (рис. 4.1).

Названные ядра имеют различный филогенетический возраст и выполняют следующие функции.

1. Замыкают информационные оси программ мозжечка.

2. Являются центрами группировки мозжечковых корковых программ.

3. Ядра переключают сигналы, идущие с групп рецепторов комплекса ориентации организма в пространстве, включающего сосудистый, мышечный и костный компоненты. Они являются станциями, выполняющими роль стабилизаторов. Ядра коммутируют сигналы, посылая запросы на кору мозжечка о соответствии положения тела и его частей в пространстве.

4. Обладая ёмкими энергетическими полями, ядра играют роль эталонных энергетических образований при перемещении оболочки в пространстве и времени. Они воздействуют на временные оси, проходящие через 3-ю чакру.

5. Ядра служат матричными структурами в элементах, определяющих индивидуальность оболочки конкретного человека.

Оси информационных программ мозжечка пронизывают его толщу, проходя через ядра. Программные оси напоминают по форме трубки, полая часть которых менее энергетически насыщена. По этой разреженной структуре проходит энергетическая составляющая импульсов, идущих от рецепторов со всего организма, информируя кору мозжечка о его текущем состоянии.

Можно провести аналогию между мозжечковой программой и магнитофонной лентой с записью, склеенной в виде кольца. Эта «лента» проходит через одно из мозжечковых ядер, а в непосредственной близости от ядра располагается своеобразная считывающая головка – миникомпьютер. Головка имеет некоторую степень свободы и может совершать небольшие перемещения по ленте. Программа-«лента» постоянно находится в медленном движении, протягиваясь через ядро и головку.

Энергоинформационные импульсы от всех органов и систем организма по спинномозговому каналу поступают в мозжечок, на его видовые программы. Здесь, взаимодействуя со считывающей головкой соответствующей программы, пришедший импульс изменяет её энергетическую структуру и таким образом запоминается. При движении осевой структуры мозжечковой программы через считывающую головку происходит постоянное сопоставление информационных блоков на программе и головке.

Головка способна перемещаться по программе с различной скоростью. При полном совпадении информационных блоков участок проходится быстро, в противном случае происходит торможение. Возникает энергетический всплеск, величина которого зависит от количества обнаруженных несоответствий. Небольшие ошибки вызывают незначительные энергетические возмущения, воспринимаемые организмом как шум, и не имеют последствий. Энерговсплески от крупных дефектов достаточно интенсивны. Своим фоном они могут породить облаковидное поле, способное влиять на арсенальные структуры.



Сильное несоответствие может вызвать резкое торможение головки с разлётом энергетических «осколков». Они воспринимаются арсеналом и воздействуют на 1-ю чакру. Мощный энерговсплеск, возникающий при этом, является сигналом опасности и вызывает определённые энергетические реакции.

Фрагмент, несущий какой-либо дефект, проходит по мозжечковым программам и «исправляется», становясь точным отражением мозжечкового эталона. В дальнейшем он попадёт в породивший его орган для возможной коррекции.

Поступающие в мозжечок фрагменты информации обладают избыточной энергией за счёт 1-й чакры и нейромедиаторной структуры мозжечка. Энергия расходуется на поддержание программ и питание считывающей головки.

Мозжечковые программы имеют и другие эталонные функции. Сюда поступают энергетические составляющие от 3-й чакры, сообщая коре мозжечка об общем энергофоне временных осей. Проходящие кредовые временные оси создают определённый фон. Программы мозжечка, взаимодействуя с ним, посредством связи с арсеналом определяют целесообразность дальнейшей обработки данных временных осей.

Если энергетический фон проходящих временных осей меняется и не обеспечивает максимально полное завершение арсенальных программ, это вызывает дисбаланс на самих временных осях. Они, проходя через арсенальные уровни и линзу 7-й чакры, запускают биоэкранные механизмы, изменяющие энергетический настрой. Конкретные действия не предусматриваются – создаётся общий неблагоприятный фон, приводящий к некоторой переориентации. Несколько кредовых временных осей исключается и захватываются новые, отвечающие арсенальным программам человека. Существуют критерии «пригодности» временных осей.

Если временные оси, проходящие через структурные подразделения головного мозга и 7-й чакры, остаются необработанными, это является сигналом (на уровнях 7-й чакры и биоэкрана) о том, что идут балластные структуры. Уменьшение количества обрабатываемой информации, проходящей через кредовые временные оси, также ведёт к их смене.

Существует и косвенный механизм. Сигнал в этом случае поступает с программ мозжечка на его стабилизирующие оси путём создания определённого фона и далее передаётся к формациям головного мозга в виде мощного всплеска.

Рассмотрим функциональные особенности каждой пары ядер.

Любой человек, производя действие в пространстве и времени, не может в точности повторить другого. В подобных случаях норма очень вариабельна, и эти нюансы обеспечивает энергетическая матрица, находящаяся в основном в пробковидных ядрах. Если данные структуры настроены на поглощение энергии извне и с лёгкостью идёт её переработка, то оболочечный двойник сможет перемещаться в будущее без каких-либо усилий. Информация о данных качествах «сторожевым ингредиентом» циркулирует во втором виде мозжечковых программ наряду с другими их обязательными комплексами. У кого-то от рождения лучше работает 5-я чакра, у кого-то 2-я и т.д. В принципе, это закладывается генетически. Инкарнационные механизмы в 95% случаев отношения к этому не имеют. Однако эти особенности можно отчасти скорректировать за счёт информационного накопления, в основном до 25 лет. Заполнение данных мозжечковых программ может осуществляться через стабилизирующие оси больших полушарий на стабилизирующие оси мозжечка. Чаще всего подобный переброс информации происходит в моменты переоценки ценностей. Срабатывает этот механизм очень редко, когда человек усваивает большие объёмы информации определённого плана.

Функции шаровидных ядер направлены на ориентацию тела и его частей в пространстве. Их субъединицы координируют движения за счёт подключения к основным мозжечковым программам. Для шаровидных ядер в меньшей степени характерна функция ориентации в пространстве полевой оболочки – не более 5% их общей функциональной нагрузки. Эти ядра играют важную роль в пространственно-временных перемещениях её дубликата, соотнося их с мозжечковыми программами и с ядрами шатра. При этом велика роль комплекса «пробковидные ядра – ядра шатра – кора мозжечка».

Ядра шатра – матрица, определяющая функциональные и структурные полевые особенности человека. Обладая высокоорганизованной белковой структурой, они выполняют роль эталона в энергетическом развитии организма человека и участвуют в идентификации чужих энергополей. Ядра шатра являются максимально организованными образованиями, несущими в себе информацию, соотносимую с постулатами. Все же остальные ядра более склонны к развитию действия, учитывая, что мозжечок является самой организованной и жёстко регламентированной структурой.

В сравнении с другими ядра шатра менее остальных оказывают влияние на кору мозжечка. Если представить ситуацию, что человек обладает способностью к телепатии, то это значит, что медиальные ядра его мозжечка могут обладать большей разрешающей способностью и гомологичностью по отношению к таким же структурам другого человека. В этом случае (при «наложении» одной структуры на другую) возможна передача информации, если их коды совпадают.

На пару зубчатых ядер замыкаются почти все программы мозжечка. Эта пара ядер, обладая максимально выраженным энергетическим потенциалом, возрастающим в процессе развития, увеличивает инертность многих процессов. Следствием являются увеличивающиеся контроль и стабилизация функций пробковидных ядер и ядер шатра. При этом они работают в унисон со стабилизирующими осями больших полушарий. Это один из механизмов, который позволяет максимально «окостенеть» психике, обеспечивая минимальную вариабельность программ мозга. Он ведёт к стабилизации и зацикливанию программ, что уменьшает активность деятельности головного мозга в процессе мышления. В этих условиях мозжечковые программы почти не дополняются. Только появление большого количества вновь образующихся программ в больших полушариях несколько раскачивает инерцию энергетических структур мозжечка. Механизм работает следующим образом.

Как только происходит образование каких-то программ в арсенальных структурах головного мозга, энергетические подразделения мозжечка стремятся их стабилизировать. Если это не удается, то мозжечковые структуры, работающие на связи «кора мозжечка – зубчатое ядро», ослабляют контроль, пропуская информацию с 1-й, 3-й чакр и ромбовидной линзы. Это ведёт к увеличению нестабильности всей системы. В результате возможно дополнение мозжечковых программ мизерными квантами информации, либо стабилизационный потенциал мозжечка становится доминирующим. В последнем случае вновь образующиеся программы «затираются», теряя свои активные радикалы, или опускаются вглубь белого вещества.

В зависимости от доминирования тех или иных программ существует суточная цикличность, а также смещение акцентов в деятельности мозжечка в течение жизни. После рождения доминируют структуры, связанные с медиальными ядрами. Они отвечают за формирование и жёсткий начальный контроль энергетической оболочки и её структур. Максимальное доминирование программ, подключенных к этим ядрам, продолжается примерно до 10 лет. В связи с этим энергетический фон шаровидного поля мозжечка определяется энергетикой медиальной пары ядер, то есть ядрами шатра.

С 10 лет начинают доминировать шаровидные ядра, хотя в поле мозжечка постоянно присутствуют энергетические фрагменты всех групп ядер, а также коры. До 30 лет продолжается постепенное снижение активности медиальных ядер и усиление шаровидных. После достижения пика в 30-35 лет активность шаровидных ядер постепенно угасает. Далее происходит смещение акцента к латеральным ядрам.

Суточная цикличность в работе мозжечка зависит от арсенальных структур. Программы мозжечка находятся в постоянной готовности к обработке информации, но при этом наблюдается веками выработанная суточная цикличность. Стабилизирующие оси больших полушарий, а затем оси мозжечка сообразно ситуации включают различные программные комплексы, которые требуются в работе. Но за день они могут «зашлаковываться» фрагментами уже ненужной информации. Например, ситуация была утром: уже вечер, а эти фрагменты продолжают курсировать по программам, не давая необходимым в данный момент программным комплексам выполнять свои функции. Поэтому уставший человек плохо соображает и плохо ориентируется в пространстве.

Стабилизирующие оси мозжечка обладают рядом особенностей.

1. Оси всегда стремятся к очистке программных комплексов, забирая часть перегружающей информации и несколько тормозя процесс обработки. При этом в основном разгружаются шаровидные ядра. Стабилизирующие оси мозжечка накапливают и концентрируют информацию, а затем дозированно пропускают её на программы, что предотвращает их перегрузку.

2. Стабилизирующие оси мозжечка играют роль «временнoго отстойника». Иногда встречаются элементы временнoго фактора, которые из-за свойств своей энергетики могут привести к разрушению достаточно большого количества арсенальных программ. Эти немодулированные энергетические всплески возникают внутри организма при перестройке внутренней резонансной зоны 3-й чакры. Причиной их возникновения может быть запрос из «параллельного мира» или аномалии временнoго фактора. С кредовыми временными осями они доходят до мозжечковых программ и срываются. Ввиду своей энергетической специфичности они выстраиваются в цепь и, циркулируя по одной или двум стабилизирующим осям мозжечка, нейтрализуются. При этом оси энергетически перегружаются.

3. Стабилизирующие оси мозжечка под воздействием Космических Сил могут энергетически изменять информационное построение некоторых программ.

Необходимо также отметить групповое участие ядер мозжечка в создании дубликата – отделяющегося элемента полевой оболочки. Отрыв дубликата происходит с использованием 6-й или 7-й чакр, а они непосредственно связаны с подчерепным энергококоном и стабилизирующими осями больших полушарий мозга. По этим образованиям в предстартовой ситуации из мозжечка производятся все основные настройки. Передача информации осуществляется двумя путями:
– через ядерные структуры и временные оси, выполняющие здесь функцию транспортировщика, на подчерепной энергококон;
– из ядер шатра на стабилизирующие оси мозжечка – и далее в виде цепей на стабилизирующие оси больших полушарий.

Кратко рассмотрев структурные образования мозжечка, перейдём к обзору его основных функциональных блоков.

Главным координирующим центром человека является его мозг. И состоит он из определенных частей. В данной статье пойдет речь о том, что же такое мозжечок: функции и строение данного органа.

Что это такое?

В самом начале нужно разобраться с понятиями, которые будут активно использованы в данной статье. Итак, что же такое мозжечок головного мозга? Это определенная структура, которая располагается в задней части головы. А именно над мостом и продолговатым мозгом, позади больших полушарий.

Строение

Обязательно также нужно рассмотреть строение мозжечка. Итак, состоит данный орган из двух основных частей:

  1. Так называемого червя - продолговатой составляющей части.
  2. Двух полушарий.

Эти части - два полушария и червь - фрагментируются на определенные части, так называемые дольки, поперечными бороздами. Также нужно уточнить, что сам мозжечок состоит из белого и серого вещества. Последнее формирует парные ядра и кору мозжечка. Белое же вещество, проникая в массу серого, образует как бы ветвистые полоски, напоминающие в разрезе дерево.

Цифры

Каковы же вес и размер мозжечка?

  1. Размеры. Поперечник мозжечка составляет примерно 9-10 см. Переднезадняя часть - 3-4 см. Тут стоит сказать, что мозжечок занимает практически всю заднюю черепную ямку.
  2. Вес. Масса данного органа взрослого человека составляет примерно 120-160 г.

Вместе с изменением показателей можно проследить и развитие мозжечка. Например, к моменту рождения ребенка он менее развит, нежели полушария мозга. Но вот на протяжении первого года жизни развивается быстрее, чем иные части мозга в целом. Особенно активно изменяется мозжечок в период от 5 до 11 месяцев крохи, когда малыш учится ходить, двигаться.

Что касается веса, то у новорожденных мозжечок весит всего лишь 20 граммов. Примерно к третьему месяцу жизни вес его удваивается, к полугоду - утраивается, а к 9 месяцам становится больше в четыре раза. Далее активный рост мозжечка снижается. К шестилетнему возрасту ребенка он набирает вес 120 грамм, что равняется показателям веса этой части мозга взрослого человека.

Связи мозжечка

Рассматривая строение мозжечка, нужно также рассмотреть и все связи данного органа:

  1. Вестибулярные нервы и их ядра.
  2. Соматосенсорные пути, которые идут преимущественно из спинного мозга.
  3. Нисходящие пути, которые движутся от коры головного мозга. Все двигательные сигналы поступают в полушария мозжечка.

Исходя из этого, нужно также уточнить, что от мозжечка отходят три пары мозжечковых ножек:

  1. Нижние: направляются к продолговатому мозгу.
  2. Средние: идут к мосту.
  3. Верхние: направлены к четверохолмию.

Через эти части и происходит контакт мозжечка с иными важнейшими частями организма человека.

Кора

Также нужно рассмотреть и самые разные отделы мозжечка. Начать можно с его коры. Так, она состоит исключительно из серого вещества, размер ее 1-2,5 мм. Слои коры:

  1. Молекулярный, т.е. наружный. Тут размещаются исключительно мелкие нейроны.
  2. Средний, т.е. ганглионарный (слой нейронов грушевидной формы). Тут размещены также довольно-таки крупные нейроны, называемые еще клетками Пуркинье. Именно они интегрируют всю информацию, которая поступает от коры головного мозга в мозжечок.
  3. Внутренний, который еще называют зернистым. В данном слое располагаются крупные звездчатые нейроны, которые еще называются клетками Гольджи.

Извилины (или же листики) мозжечка - это еще одна составляющая данного органа. Это тонкая прослойка белого вещества, которое покрывает серое. Размер листиков составляет примерно 1-2,5 мм.

Функции

Рассматривая мозжечок, функции - вот о чем также нужно поговорить. Тут стоит уточнить, что данный орган не связан с рецепторами организма. Он имеет контакт исключительно с центральной нервной системой. К нему направлены множественные чувствительные пути, которые несут импульсы от мышц, связок, сухожилий, вестибулярных ядер. Сам же мозжечок может посылать импульсы всем отделам ЦНС.

Исследование функций

Если говорить о таком органе, как мозжечок, функции его исследовались путем его раздражения. Или же полного удаления и далее - изучения биоэлектрических явлений. Именно это исследовал итальянский ученый Лючиани. Последствия удаления он смог охарактеризовать триадой:

  1. Астазия.
  2. Атония.
  3. Астения.

Ученые, которые проводили подобные исследования, добавили еще один симптом: атаксия.

Все эксперименты проводились на собаках, а результаты были весьма занятными:

  1. Собака без мозжечка стоит на широко расставленных лапах, при этом немного покачиваясь из стороны сторону. Это астазия.
  2. Тонус сгибательных и разгибательных мышц нарушен - это атония.
  3. Все движения пса - резкие, размашистые, широкие. Данный симптом называется атаксия.
  4. Также собака не может регулировать свои движения. Она не попадает мордой в миску, все движения являются очень утомительными. Это астения.

Однако с течением времени все резкие движения у собаки без мозжечка сглаживаются. Она учится самостоятельно кушать, нормально ходит (дефекты видны только в том случае, если хорошо присмотреться).

Группа ученых также доказала, что у безмозжечковых собак нарушаются всевозможные вегетативные функции. Меняется сосудистый тонус, константа крови, трансформируется работа пищеварительного тракта.

Небольшой итог относительно функций

Рассмотрев вышеописанные исследования, можно сделать определенные выводы относительно того, чем же занимается мозжечок. Функции его следующие:

  1. Координация всех движений человека.
  2. Регуляция мышечного тонуса.
  3. Регуляция равновесия.

Тут стоит сказать, что данный орган имеет огромнейшее значение для жизнедеятельности млекопитающих. Ведь именно он помогает животным перемещаться в пространстве.

Диагностика проблем

Как понять, что у человека поврежден мозжечок головного мозга или же есть иные проблемы с данным органом? Для этого существует несколько методов исследования:

  1. Исследование походки человека, его движений. Тут могут взять пробы на выявление динамической и статической атаксии, изучают мышечный тонус. В таком случае актуальными будут два основным метода: плантография и ихнография. Будут рассмотрены походка и форма стоп человека по их отпечаткам (бумага ложится на металлическую основу, покрытую краской).
  2. Для уточнения диагноза или же характера повреждения могут использовать те же методы диагностики, что и при изучении головного мозга: рентгенография, эхоэнцефалография и т.д.

Симптоматика

Что же будет ощущать человек, у которого есть проблемы с мозжечком? Симптоматика в таком случае может быть следующей:

  1. Будет нарушена координация движений (атаксия).
  2. Человек будет быстро утомляться, небольшая физическая нагрузка будет требовать передышки (астения).
  3. Тонус мышц будет существенно понижен (атония).
  4. Человек не сможет делать плавных движений, они будут резкими. Станет невозможным длительное сокращение мышц (астазия).
  5. Также человек не сможет быстро менять направление движения, об этом ему придется задумываться (адиадохокинез).
  6. Точность движений больного будет нарушена (дисметрия).

Иная симптоматика, которая также наблюдается при поражении мозжечка:

  1. Тремор, т.е. дрожание (если есть нарушения связей с красными и зубчатыми ядрами).
  2. Может быть миоклония (подергивание мышц) глотки, языка, верхнего неба.
  3. Могут возникать маятникообразные рефлексы.
  4. Гипертезионные кризы (повышение внутричерепного давления). Возникает чаще всего вследствие опухолей, травм, кист и гематом мозжечка.

В качестве вывода хочется сказать о том, что пусть мозжечок и не очень большая часть головного мозга, однако она отвечает за множественные важнейшие функции в организме человека. В данный момент исследования еще ведутся, ведь современным ученым далеко не все известно об этой части мозга.

Мозжечок – это одна из наиболее недооцененных областей головного мозга человека. В число осуществляемых им функций входит регуляция и координация движений и позы. Термин «мозжечок» происходит от латинского слова «cerebellum», дословно означающего «малый мозг».

Симптомы травмы мозжечка

  • покачивание и пошатывание при ходьбе
  • неразборчивая речь
  • аномальные движения глаз

Человеческий мозг – это удивительное устройство, которое самостоятельно, в одиночку осуществляет множество функций организма человека. Развитие головного мозга помогло человеку стать самым развитым живым существом на планете. Являясь частью нервной системы, головной мозг подразделяется на различные области, одной из которых является мозжечок. Каждая область головного мозга выполняет свои специфические функции, в том числе и мозжечок.

Расположение

Располагается мозжечок кзади от мозгового ствола, составляя нижнюю часть головного мозга. Над ним находится кора больших полушарий, а перед ним – часть мозгового ствола под названием варолиев мост. Мозжечок разделяется на два полушария и имеет кору, которая окружает эти полушария.

Основной функцией мозжечка является обеспечение плавных
и скоординированных движений мышц…

Дети — наглядный тому пример.
Мозжечок, как и другие области мозга, можно «тренировать»…

Функции мозжечка

Первой и основной функцией мозжечка является организация комплексной информации, получаемой головным мозгом. Мозжечок получает информацию от внутреннего уха, сенсорных нервов и визуально-слуховой системы. Он координирует движения, а также базовые процессы, касающиеся запоминания и обучения.

Помимо этого, мозжечок играет очень важную роль в координации произвольных движений и регуляции равновесия и тонуса мышц. При получении какой-либо травмы головного мозга или развитии рака головного мозга он может работать с перебоями. Это становится причиной замедления и плохой координации движений тела, поэтому люди с повреждениями мозжечка могут покачиваться или пошатываться при ходьбе.

Травмы мозжечка у человека могут приводить ко множеству проблем. В числе таких проблем:

  1. Асинергия : отсутствие координации движений.
  2. Дисметрия : затруднения с оценкой расстояния и определением момента, когда нужно останавливаться.
  3. Адиадохокинез : неспособность выполнять быстрые чередующиеся движения.
  4. Интенционный тремор: дрожание (тремор) при осуществлении определенных движений.
  5. Атактическая походка : покачивание и пошатывание при ходьбе.
  6. Гипотонус : ослабление, снижение тонуса мышц.
  7. Атаксическая дизартрия: неразборчивая речь.
  8. Нистагм : аномальные движения глаз.

Проверка функций мозжечка

Существуют определенные неврологические тесты, которые позволяют проверять функционирование мозжечка. Чаще всего проводятся следующие подобные тесты:

  • Пальценосовая проба: Врач указывает пациенту на какой-либо палец и пациент должен поднести этот палец к носу. Этот тест позволяет выявлять дисметрию, интенционный тремор и попадание мимо цели.
  • Чередующиеся движения рук.
  • Тест Ромберга.
  • Проверка походки.
  • Проверка способности к равновесию.

Как видно, основные функции мозжечка связаны с балансом и сохранением равновесия. Другие функции включают поддержание тонуса мышц и координацию произвольных движений и мышечной активности.