Ироды, цари иудеи. Ирод великий, библейская энциклопедия - архимандрит никифор бажанов Когда умер царь ирод

Он попытался запугать судей, представ перед ними в окружении вооруженных телохранителей, но безуспешно, и бежал от угрозы смертного приговора в Сирию, где римский наместник назначил его правителем Келесирии (согласно Иосифу Флавию - область к востоку от реки Иордан) с резиденцией в городе Шомрон (см. Самария). Это позволило Ироду I как римскому чиновнику безбоязненно возвратиться в Иерусалим, и Антипатру II с трудом удалось удержать сына от мести судьям.

После убийства Цезаря в 44 г. до н. э. Ирод I примкнул к Кассию, силы которого контролировали восточные области империи, и проявил рвение в сборе налога, которым Кассий обложил население Иудеи. В 43 г. до н. э. Антипатр II был отравлен Малихом, одним из приближенных Гиркана II , возможно, с его ведома. Ирод I и его брат Пцаэль (Фазаил) обратились к Кассию с жалобой на Малиха, и последний был убит. В том же году племянник Гиркана II, Антигон II , претендовавший на престол Иудеи, вторгся в Галилею, однако Ироду I удалось нанести ему поражение. Гиркан II, опасавшийся мести племянника, видел теперь в Ироде I своего спасителя.

В 41 г. до н. э. прибывший на Восток Марк Антоний, несмотря на протесты противников Ирода I, назначил его и Пцаэля тетрархами Иудеи при Гиркане II. В следующем году Антигон II с помощью парфян вторгся в страну, захватил Иерусалим и осадил дворец Хасмонеев , где укрывались Ирод I, Пцаэль и Гиркан II. Гиркан II и Пцаэль были хитростью пленены. Пцаэль покончил с собой (или был убит), а Гиркана II увезли в Вавилонию. Ироду I с семьей удалось бежать в Масаду . Оставив семью в крепости под охраной своего брата Иосефа, он отправился в Рим, где по ходатайству Марка Антония и Октавиана сенат объявил его царем Иудеи и обещал поддержку против Антигона П. Набрав наемные войска, Ирод I безуспешно пытался захватить Галилею. Пройдя затем побережьем в Эдом , он отбросил части Антигона II, осаждавшие Масаду. Война длилась два года с переменным успехом, и Ирод I, не надеясь своими силами овладеть Иерусалимом, обратился за помощью к Марку Антонию, который ввиду окончания Парфянской войны смог послать в Иудею значительные силы. Весной 37 г. до н. э. после пятимесячной осады объединенная армия римлян и Ирода I взяла Иерусалим. Антигон II был захвачен и позднее (видимо, по совету Ирода I) казнен римлянами. В том же году Ирод I женился на внучке Гиркана II Мариамне , надеясь, что родство с домом Хасмонеев изменит отношение евреев к нему как к чужаку, сыну эдомитянина.

Установив контроль над страной, Ирод I казнил 45 членов Синедриона, сторонников партии Хасмонеев, подорвав таким образом политическую силу Синедриона и превратив его лишь в религиозный суд, не оказывавший, по-видимому, никакого влияния на практическое законодательство. Ирод I присвоил себе право назначать первосвященников, ставя и смещая их по своему произволу.

Ирод I хранил верность Антонию до победы над ним Октавиана Августа, а затем сумел снискать расположение последнего и в его правление достиг вершины своего могущества. Царство Ирода I включало все территории Хасмонейского царства (кроме некоторых городов Декаполиса), а также примыкавшие к северо-восточным границам районы Келесирии. Находясь в политической зависимости от Рима, Ирод I, однако, располагал полной автономией в вопросах внутренней политики. По образцу восточно-эллинистических монархий Ирод I учредил совещательный совет, в который, как и на высшие административные должности, назначались эллинизированные евреи и даже чужестранцы. Армия Ирода I была по преимуществу наемной, набиравшейся из фракийцев и галлов. В противоположность хасмонейским царям, опиравшимся на традиционные народные институты, Ирод I упразднил эти автономные учреждения, что фактически означало разрыв с авторитетом Торы как основы социального уклада жизни страны. Поощряя греческие элементы и эллинистические круги в стране, Ирод I стремился включить царство в орбиту римско-эллинистической культуры и тем самым укрепить политическую связь с Римом.

Помимо политических причин эллинизация диктовалась и личной приязнью царя к греческой культуре. Ирод I основал в Иерусалиме театр и ипподром, а также строил великолепные общественные сооружения (портики, театры, акведуки и т. п.) в дар греческим полисам в Сирии, Малой Азии, на островах Эгейского моря. Ирод I оказывал денежную поддержку гимнасиям в Греции, а его пожертвования на устроение Олимпийских игр принесли ему почетное звание их пожизненного председателя. В восточных провинциях империи Ирод I считался одним из могущественных властителей, и льстивые греческие писатели наделили его титулом «Великий». Ирод I осуществлял обширные строительные работы в подвластных ему областях. Однако строительство поселений для чужеземных наемников царской армии усиливало влияние эллинистических этнических элементов в стране. Ирод I отстроил Шомрон и дал ему в честь императора Августа новое название Себастия (греческий эквивалент латинского Augustus). Небольшое поселение на морском побережье было превращено Иродом I в роскошно отстроенный греческий город с обширной гаванью, названный в честь римского императора Кесарией . Для укрепления внутренней власти и защиты от вторжений извне Ирод I восстановил или построил ряд крепостей: Антонию , Геродион , Кипрос близ Иерихона , Масаду, а также Михвар и Геродион в Заиорданье. По приказу Ирода I были возведены царские дворцы в Иерусалиме и других городах страны. Апогея строительная деятельность Ирода I достигла в реконструкции и расширении Храма в Иерусалиме, который из относительно скромного строения превратился в одно из самых величественных монументальных сооружений Древнего Востока. Вместе с тем водружение на фасаде Храма римского орла было оскорблением религиозных чувств, которое никогда не изгладилось из народной памяти. За попытку сбить ненавистное изображение поплатились жизнью 42 человека. Ирод I осуществлял строительство в форме общественных работ, что давало источник пропитания многочисленным рабочим. Его поселенческая деятельность способствовала решению проблемы безземельных жителей деревень. В голодный 25 г. до н. э. Ирод I распределял среди нуждающихся продовольствие, одежду и семена, а также дважды снижал налоги.

Несмотря на все это, отношение народа к царю было неприязненным, а то и прямо враждебным. Немалую роль в этом сыграли нравы эллинизированного двора Ирода I, типичные для восточно-эллинистических деспотий с их бесконечными династическими интригами. Частая смена жен (Ирод I имел 15 детей от 10 жен), происки наложниц и евнухов создавали атмосферу, при которой придворные легко использовали подозрительность и жестокость скорого на расправу царя в корыстных целях. Полностью укрепив свою власть, Ирод I истребил всех членов дома Хасмонеев: первосвященника Аристобула III , Гиркана II, его внучку (свою жену) Мариамну и рожденных ею сыновей (Александра и Аристобула), а также ее мать Александру за попытку захватить власть. Уже смертельно больной Ирод I предал казни своего первенца и наследника Антипатра, сына от первой жены Дорис, уличенного в заговоре против царя. Утверждая этот приговор, Август произнес: «Быть свиньей такого человека лучше, чем быть его сыном!» В Ироде I народ видел не только чужеземного ставленника и разрушителя традиционных институтов, но и узурпатора-цареубийцу. Талмуд, перечисляя некоторые злодеяния Ирода I, называет его «рабом дома Хасмонеев» (ББ. 3б–4а). Как реакция на гнет и произвол его царствования начала зарождаться идеология будущего движения зелотов . Ненависть народа к Ироду I была воспринята и ранними христианами (см. Иудеохристиане), что нашло отражение в евангельском сказании об учиненном им в Вифлееме избиении младенцев (Мат. 2:1–16).

За четыре дня до смерти Ирод I завещал престол Архелаю и назначил тетрархами при нем Ирода Антипу и Ирода Филиппа I (умер в 34 г. н. э.). Ходатайство евреев Иудеи об их отстранении от власти и присоединении царства к провинции Сирия было отклонено Римом, однако Август назначил Архелая этнархом, а двух других тетрархами, что означало ликвидацию престола (Флавий, Древ. 17:299–320).

Дом Ирода I прекратился со смертью бездетного Агриппы II . Материальными памятниками царствования Ирода I являются остатки сооружений (в том числе Западная стена и части цитадели в Иерусалиме, руины Кесарии и Масады и мн. др.), несколько надписей и монеты. Основные сведения о Ироде I содержатся в книге Иосифа Флавия «Иудейская война» и «Иудейские древности», фрагментарные - в сочинениях греческого историка 1 в. до н. э. и советника Ирода I, Николая Дамасского. Капитальное исследование «Х ордос х а-мелех» («Царь Ирод», 1960) посвятил Ироду I и его времени А. Х. Шалит (1898–1979).

) – царь иудейский, был сыном Антипатра и родоначальником других одноименных ему царей, упоминаемых в Новом Завете. Он управлял Иудеей, тогда римской провинцией, в год рождества Господня в Вифлееме Иудейском. Впрочем, хотя Ирод и носил титул царя, но был подчинен римскому императору. Он отличался своей дикой свирепостью. Целый ряд жестокостей ознаменовал его 34летнее царствование – он убил даже собственную жену и двух сыновей. В тридцать третий год царствования Ирода, как мы уже заметили выше, в Вифлееме родился Спас мира, Господь Иисус Христос. Узнав о новорожденном Царе Иудейском и опасаясь, чтобы Он не отнял со временем у него царства, Ирод избил 14 тысяч вифлеемских младенцев, думая в числе их погубить и Богомладенца Иисуса; впрочем, вскоре после того он сам погиб ужасной смертью в Иерихоне – именно был съеден живой червями. Перед смертью он разделил управление царством между тремя своими сыновьями. Над Иудеей, Самарией и Идумеей он поставил правителем Архелая; над Галилеей и Переей сделал тетрархом Ирода Антипу, дав Филиппа в правители трем верхним областям на в. от Иордана: Итурии, Авраните и Трахоните (). Хорошо известное изречение Августа, который, услыхав, что Ирод в числе вифлеемских младенцев убил своего собственного сына, воскликнул: лучше быть свиньею Ирода, чем его сыном! прямо доказывает, что слух об избиении вифлеемских младенцев, в том или другом виде, проникнул даже в самый Рим;

д) Ирод Агриппа I ( и др.) – сын Аристовула, внук Ирода Великого. Он омрачил свое правление преследованием христиан, в угодность иудеям; так, напр., убил мечом св. ап. Иакова, сына Зеведеева, и также хотел было поступить и с ап. Петром, но Промысл спас его. (). Вскоре затем и сам гонитель кончил жизнь свою, пораженный в Кесарии на общественных играх в честь императора внезапной внутренней болезнью, продолжавшейся только четыре дня; на пятый же день скончался во дворце своем, будучи изъеден червями ();

е) Ирод Филипп I () – сын Ирода Великого и Мариамны, дочери первосвященника Симона. Его не должно смешивать с четвертовластником Филиппом. Он был женат на Иродиаде, сестре Агриппы I, от которой имел дочь Саломею. Впрочем, Иродиада оставила Филиппа и вступила в кровосмесительный брак со сводным братом Филиппа, Иродом Антипой (, , ). Ирод лишил его наследства, и Филипп всю жизнь провел частным человеком;

ж) Ирод Филипп II – сын Ирода Великого и иерусалимлянки Клеопатры. Управлял Ватанеей, Трахонитой и Авранитой, с титулом четвертовластника (). Правление его отличалось умеренностью и правосудием. Им выстроен на месте древней Панеи новый город, наименованный Кесарией (); им возобновлен г. Вифсаида в Нижней Гавлоните, с переименованием оного Юлией, в котором он и умер в 34 г. по Р. X. Женат был на Саломии, дочери Филиппа I и Иродиады. Династия Иродов царствовала в Иудее 140 лет.

(40 — 1 гг. до н. э.), основатель идумейской династии Иродиадов. Известен масштабными строительными проектами в Иерусалиме и других частях Иудеи, включая строительство Второго Храма.

Происхождение и ранние годы

Дед Ирода Антипатр покорился Хасмонейскому иудейскому государству, принял иудаизм и сохранил за собой власть над Идумеей. Отец Ирода Антипатр Идумеянин активно поддерживал римскую экспансию (кульминацией которой было взятие Иерусалима Помпеем в 63 году до н. э.), надеясь ослабить евреев. В 47 году до н. э. Ирод получил римское гражданство. В 47 г. до н. э. отец назначил сына правителем , и Ирод жестоко подавил там восстание против отца. Опасаясь смертного приговора Синедриона за незаконную казнь повстанцев, Ирод бежал в Сирию, и получил должность римского чиновника, что обеспечило ему иммунитет в Иудее. В 43 г. до н. э. Антипатр II был отравлен, Ирод, заручившись поддержкой Рима, расправился с убийцами отца. В 37 г. до н. э. римский сенат утвердил Ирода царем Иудеи, но своих сил для захвата Иерусалима у Ирода было недостаточно и он обратился за помощью к Марку Антонию, который согласился послать в Иудею войска после окончания Парфянской войны. Пять месяцев длилась осада Иерусалим, после чего город пал под натиском армий Ирода и римлян. Захватив Иерусалим Ирод приказал казнить 45 членов Синедриона, сторонников , и превратил Синедрион в подконтрольный религиозный суд, где он мог сам назначать и смещать первосвященников. Во время правления Ирода процветало и практически вернулось к границам государства при царе Давиде. Ирод осуществлял масштабное строительство по всей стране, дворцы, ипподромы, амфитеатры, но важнейшим объектом было возведение Второго Храма. Другим гигантским проектом был Иродион, крепость, построенная в 23-20 гг. до н.э. на том месте, где Ирод выиграл важную битву. Иродион построили на рукотворной насыпной горе, высота сооружения составляла 8 этажей. Отношение еврейского народа к Ироду было отрицательным, они видели в нем выдвиженца Рима и человека, нарушившего ветвь Давида. Ирод решил жениться на Мариамне, внучке первосвященника Гиркана II, чтобы внешне восстановить связь с домом Давидовым. Это не помогло, возникла оппозиция со стороны зелотов. Ирод, не задумываясь, расправился с оппозицией и истребил весь дом Хасмонеев, не пощадив даже свою любимую жену Мариамну. В конце царствования Ирода миру явился Иисус Христос. Согласно Евангелию от Матфея, волхвы, пришедшие поклониться новорожденному Иисусу, не сообщили Ироду местонахождение младенца.

«Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.» (Мф.2:16).

Последние годы правления Ирода отмечены особой жестокостью. Уже смертельно больной Ирод приказал казнить своего наследника, сына от первой жены Дорис, уличенного в заговоре. Известно, что при утверждении приговора, римский император Август сказал:

«Быть свиньей такого человека лучше, чем быть его сыном!».

Перед смертью Ирод дал приказ в день своей смерти убить многих представителей еврейской знати, но это распоряжение не было выполнено. За четыре дня до смерти Ирод I завещал престол Архелаю, своему сыну от жены-самаритянки Малтаки и назначил при нем тетрархами Ирода Антипу и Ирода Филиппа. Тем не менее, согласно , хоронили Ирода пышно:

«После этого они занялись погребением царя. Архелай сделал все, чтобы погребение было как можно более великолепным: он даже вынес из дворца все царские украшения, чтобы их несли за телом. Погребальные носилки из чистого золота были украшены драгоценными камнями и убраны дорогим пурпуром. Тело Ирода было облачено в виссон, на голове его покоилась диадема, а поверх нее — золотой венец, в правую руку был вложен скипетр. За телом шли сыновья Ирода и все его многочисленные родственники, вслед за ними — телохранители, за ними — колонна фракийцев, германцы и галлы, все в полном боевом облачении. Далее шествовало войско при полном вооружении, сохранявшее боевой строй и ведомое военачальниками, за войском — 500 домашних рабов и вольноотпущенников, воскурявших благовония. Тело было пронесено на расстояние 70 стадиев до Геродиона, где во исполнение воли покойного царя и погребено. Так кончается история Ирода».

Фотогалерея






Годы жизни: 73-74 гг. до н. э–1 г. до н. э. (по другим данным 4 г. н.э.)

Полезная информация

Ирод I, наименование Великий было позже дано историками
в русском языке - Ирод от традиционной среднегреческой передачи
ивр. הוֹרדוֹס‎
транслит. Хо́рдос, Хо́рдус
лат. Herodus
греч. Ἡρῴδης
транслит. «Херодос»

Не путать

Часто Ирода I путают с Иродом Антипой, его сыном от самаритянки Малтаки, который правил Галилеей (1 г. до н.э. - 40 г.) во времена Иоанна Крестителя и Иисуса Христа.

Титул «Великий»

Присвоен историками Ироду после его смерти. Был ими обусловлен ловкостью Ирода-политика, грандиозными свершениями Ирода-строителя, а также роскошью двора Ирода-правителя.

Этот титул главным образом отличает Ирода от его наследников, носивших то же имя, но не содержит нравственной оценки этого правителя - порочного, коварного и жестокого.

Ἡρῴδης ; лат. Herodus , Хе́родус ; в русском языке - Ирод от традиционной среднегреческой передачи) (ок. 74-73 гг. до н. э. - 4 до н. э. ; по другим данным, 1 до н. э. ) - идумеянин , сын Антипатра , римского прокуратора Иудеи . Царь Иудеи (40 - 4 гг. до н. э.), основатель идумейской династии Иродиадов . Его описывали, как «сумасшедшего, убившего свою семью и множество раввинов » , «злого гения Иудейской нации» , «готового на любое преступление в угоду своим неограниченным амбициям» , и «величайшего строителя в еврейской истории» .

Происхождение и ранние годы

Дед Ирода Антипатр покорился Хасмонейскому Иудейскому государству, принял иудаизм и сохранил за собой власть над Идумеей. Отец Ирода Антипатр Идумеянин активно поддерживал римскую экспансию (кульминацией которой было взятие Иерусалима Помпеем в 63 году до н. э.), надеясь ослабить евреев. В 47 году до н. э. Ирод получил римское гражданство.

Воцарение

Политическую карьеру Ирод начал в 48 году до н. э. как 25-летний губернатор (тетрарх) Галилеи (ИД кн.14, гл. 9:2), где прославился разгромом повстанцев Иезекии (отца Иуды Галилеянина). Разгром и казнь «галилейских разбойников» вызвала одобрение у римских наместников Сирии и осуждение у консервативных иудеев.

Воцарившись, Ирод расправился с 45-ю активными сторонниками Антигона и позаботился, чтобы низверженного и плененного последнего иудейского царя Хасмонейской династии казнили в Антиохии .

«Чёрным годом» для Ирода стал 31 год до н. э. , когда после Сражения при Акциуме Марк Антоний потерпел поражение, в Иудею вторглись южные племена, а в самом Иерусалиме произошло крупное землетрясение , унесшее 30 тыс. жизней (ИД кн.15, гл. 5:1-2). Однако Ирод с честью вышел из затруднительной ситуации: он наладил контакт с новым римским цезарем Октавианом Августом , изгнал арабов и развернул широкомасштабное строительство по всей стране.

Царь-строитель

Важнейшим делом Ирода Великого была реконструкция Второго Храма (Храма Зоровавеля), который несмотря на это не стал называться Храмом Ирода , а сохранил своё название и по-прежнему считался Вторым Храмом, а не Третьим. Строительство началось в 22 году до н. э. и продолжалось 9 лет. На время работ службы в Храме не прекращались. В 2009 году археологи обнаружили каменоломни, где добывался материал для строительства Храма .

В пригороде Иерусалима Ирод построил амфитеатр , раскопанный израильскими учёными . На арене этого амфитеатра раз [в год?] в честь цезаря проводились международные гладиаторские бои, состязания борцов и гимнастов , скачки (ИД кн.15, гл.8:1). Тем самым Ирод выступил проводником эллинизации в Иудее, что вызывало возмущение консервативных элементов еврейского общества, которые даже покушались на жизнь царя. Помимо амфитеатра в самом Иерусалиме Ирод возвёл дворец и цитадель Антонию. В честь своего умершего брата Фазаэля Ирод построил мавзолей с башней, по высоте не уступавшей Фаросскому маяку (ИД кн.16, гл.5:2).

Ирод также построил средиземноморский порт Цезарея с театром на месте Стратоновой Башни. Полной реконструкции подверглась Самария , переименованная на греческий манер в Себастию, где Ирод построил жильё для своих солдат. Перестроены Газа и Массада , основан Иродион и Есевон (на территории современной Иордании).

Масштабы строительства царя Ирода выходили за пределы территории Иудеи. В качестве благодарности за гостеприимство он построил пифийский храм на острове Родос . В Антиохии за собственный счёт вымостил площадь города (ИД кн.16, гл.5:3).

Борьба с голодом

Примерно в 25 году до н. э. Иудейское царство постиг неурожай и последующий за ним голод. Ситуация усугублялась тем, что казна была истощена широкомасштабным строительством минувших лет. Тогда Ирод собрал в своем дворце всё золото и обменял его в Египте на хлеб (ИД кн.15, гл.9:2). Оперативная и эффективная борьба с голодом снискала Ироду народную любовь и обезоружила его врагов.

Конец царствования

Последние годы правления Ирода отмечены особой подозрительностью, мстительностью и жестокостью. Если раньше опасность исходила только от консервативных элементов, то теперь он начал подозревать в заговорах своё ближайшее окружение, включая родственников. Так, по доносу он приказал казнить своих собственных сыновей Александра и Аристобула (повешены в Самарии), а также Антипатра.

Смерть

Ирод дожил до преклонного возраста, процарствовав в Иерусалиме 34 года (ИД кн.17, гл.8:1) и прожив 70 лет. Однако перед смертью он жестоко страдал от болей в животе. После безуспешных попыток вылечиться, он примирился со своей смертью, жалея, что после смерти заслужит осуждение своих подданных. Ирод выплатил жалование своим преданным воинам. В изменённом перед смертью завещании Ирод назначил своего старшего сына Архелая наследником престола, а его брата Антипу - тетрархом. Однако Октавиан Август, на утверждение которому Архелай повез завещание в Рим, предоставил ему лишь половину царства (Идумею, Иудею, Самарию, Кесарию, Иоппию и Иерусалим) с титулом этнарха и обещанием возвести в царский сан, как скоро он покажет себя этого достойным. Вторую половину он разделил на две тетрархии, которые предоставил двум другим сыновьям Ирода: Филиппу (Батанея , Трахонея и Авран) и Антипе (Перея и Галилея) .

Это бедствие постигло Иерусалим в консульство Марка Агриппы и Каниния Галла, в третий месяц сто восемьдесят пятой олимпиады, и опять-таки в день поста, как бы для повторения постигшего иудеев несчастья при Помпее: двадцать семь лет тому назад, в этот же самый день, город был взят последним.

Иосиф утверждает, что Ирод умер, «процарствовав тридцать четыре года после умерщвления Антигона [после завоевания Иерусалима] и тридцать семь лет после провозглашения своего царем со стороны римлян» . Это может указывать на то, что дата его смерти - 2 год до н. э. или начало 1 года до н. э.

Затем он умер, спустя пять дней после казни Антипатра, процарствовав тридцать четыре года после умерщвления Антигона и тридцать семь лет после провозглашения своего царём со стороны римлян.

Историки также обращают внимание на то, что для описанных событий недостаточно 29 дней между частичным затмением 4 года до н. э. и последующей Пасхой, потребовалось бы как минимум 10 недель. Но 10 января 1 года до н. э., за 12,5 недель до Пасхи, произошло полное лунное затмение , которое наблюдалось в Иудее .

История избиения младенцев

Титул «Великий»

Присвоен историками Ироду после его смерти. Был ими объяснен ловкостью Ирода-политика, грандиозными свершениями Ирода-строителя, а также роскошью двора Ирода-правителя. Этот титул главным образом отличает Ирода от его наследников, носивших то же имя, но не содержит нравственной оценки этого правителя - порочного, коварного и жестокого.

См. также

Напишите отзыв о статье "Ирод I Великий"

Примечания

  1. (англ.)
  2. . - Imprimis. - Hillsdale college. - (англ.)
  3. Spino Ken (Rabbi). History Crash Course #31: Herod the Great (online) // . - Targum Press, 2010. - ISBN 978-1-5687-1532-2 .
  4. Tierney, John. , Catholic Encyclopedia (1910): "Herod, surnamed the Great, called by Heinrich Graetz «the evil genius of the Judean nation» .
  5. at Jewish Encyclopedia : «above all, he was prepared to commit any crime in order to gratify his unbounded ambition»
  6. Иосиф Флавий. Иудейская война. - Минск: Современный литератор, 1999. - С. 177, 197.
  7. Christian-Georges Schwentzel, «Hérode le Grand», Pygmalion, Paris, 2011
  8. M. SARTRE - D’Alexandre à Zénobie. Histoire du Levant antique Paris 2001 Éd. Arthème Fayard pp. 540,542.
  9. J.P. MEIER - Un certain juif Jésus Les données de l’histoire I Paris 2004 Éd. Cerf p. 425 note 18.
  10. Иудейские древности , книга 14, 487, 488
  11. Иудейские древности , книга 17, 190, 191
  12. Maier, Paul L. (1998). Herod and the Infants of Bethlehem . Chronos, Kairos, Christos II. Mercer University Press. p. 170.
  13. Мень, Александр . Сын человеческий , гл. I
  14. Hagner, Donald A. (1993). Matthew 1-13, Word Biblical Commentary , Vol. 33a. Thomas Nelson. p. 35.
  15. статья «Ирод (Великий)», Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Литература

  • Иосиф Флавий . .
  • Лопухин А. П. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Бломберг C. Ирод Великий. Чужой всем. - Ростов-на-Дону: Феникс, Герцлия, Isradon, 2012. - 128 с. - (След в истории). - 3000 экз. - ISBN 978-5-222-19225-2 , 978-5-94467-081-6.
  • Вихнович В. Л. Царь Ирод Великий. Воплощение невозможного (Рим, Иудея, эллины). - СПб. : Академия Исследования культуры, 2010. - 424 с. - 1000 экз. - ISBN 978-5-903931-66-8 .
  • Грант М. Ирод Великий. Двуликий правитель Иудеи. - М .: Центрполиграф, 2003. - 304 с. - (Nomen est Omen). - 7000 экз. - ISBN 5-227-01934-7 .
  • Люкимсон П. Царь Ирод. - М .: Молодая гвардия, 2015. - 272 с. - (Жизнь замечательных людей). - 3000 экз. - ISBN 978-5-235-03806-6 .

Ссылки

  • - статья из Электронной еврейской энциклопедии

Отрывок, характеризующий Ирод I Великий

То, что показалось бы трудным и даже невозможным для другой женщины, ни разу не заставило задуматься графиню Безухову, недаром, видно, пользовавшуюся репутацией умнейшей женщины. Ежели бы она стала скрывать свои поступки, выпутываться хитростью из неловкого положения, она бы этим самым испортила свое дело, сознав себя виноватою; но Элен, напротив, сразу, как истинно великий человек, который может все то, что хочет, поставила себя в положение правоты, в которую она искренно верила, а всех других в положение виноватости.
В первый раз, как молодое иностранное лицо позволило себе делать ей упреки, она, гордо подняв свою красивую голову и вполуоборот повернувшись к нему, твердо сказала:
– Voila l"egoisme et la cruaute des hommes! Je ne m"attendais pas a autre chose. Za femme se sacrifie pour vous, elle souffre, et voila sa recompense. Quel droit avez vous, Monseigneur, de me demander compte de mes amities, de mes affections? C"est un homme qui a ete plus qu"un pere pour moi. [Вот эгоизм и жестокость мужчин! Я ничего лучшего и не ожидала. Женщина приносит себя в жертву вам; она страдает, и вот ей награда. Ваше высочество, какое имеете вы право требовать от меня отчета в моих привязанностях и дружеских чувствах? Это человек, бывший для меня больше чем отцом.]
Лицо хотело что то сказать. Элен перебила его.
– Eh bien, oui, – сказала она, – peut etre qu"il a pour moi d"autres sentiments que ceux d"un pere, mais ce n"est; pas une raison pour que je lui ferme ma porte. Je ne suis pas un homme pour etre ingrate. Sachez, Monseigneur, pour tout ce qui a rapport a mes sentiments intimes, je ne rends compte qu"a Dieu et a ma conscience, [Ну да, может быть, чувства, которые он питает ко мне, не совсем отеческие; но ведь из за этого не следует же мне отказывать ему от моего дома. Я не мужчина, чтобы платить неблагодарностью. Да будет известно вашему высочеству, что в моих задушевных чувствах я отдаю отчет только богу и моей совести.] – кончила она, дотрогиваясь рукой до высоко поднявшейся красивой груди и взглядывая на небо.
– Mais ecoutez moi, au nom de Dieu. [Но выслушайте меня, ради бога.]
– Epousez moi, et je serai votre esclave. [Женитесь на мне, и я буду вашею рабою.]
– Mais c"est impossible. [Но это невозможно.]
– Vous ne daignez pas descende jusqu"a moi, vous… [Вы не удостаиваете снизойти до брака со мною, вы…] – заплакав, сказала Элен.
Лицо стало утешать ее; Элен же сквозь слезы говорила (как бы забывшись), что ничто не может мешать ей выйти замуж, что есть примеры (тогда еще мало было примеров, но она назвала Наполеона и других высоких особ), что она никогда не была женою своего мужа, что она была принесена в жертву.
– Но законы, религия… – уже сдаваясь, говорило лицо.
– Законы, религия… На что бы они были выдуманы, ежели бы они не могли сделать этого! – сказала Элен.
Важное лицо было удивлено тем, что такое простое рассуждение могло не приходить ему в голову, и обратилось за советом к святым братьям Общества Иисусова, с которыми оно находилось в близких отношениях.
Через несколько дней после этого, на одном из обворожительных праздников, который давала Элен на своей даче на Каменном острову, ей был представлен немолодой, с белыми как снег волосами и черными блестящими глазами, обворожительный m r de Jobert, un jesuite a robe courte, [г н Жобер, иезуит в коротком платье,] который долго в саду, при свете иллюминации и при звуках музыки, беседовал с Элен о любви к богу, к Христу, к сердцу божьей матери и об утешениях, доставляемых в этой и в будущей жизни единою истинною католическою религией. Элен была тронута, и несколько раз у нее и у m r Jobert в глазах стояли слезы и дрожал голос. Танец, на который кавалер пришел звать Элен, расстроил ее беседу с ее будущим directeur de conscience [блюстителем совести]; но на другой день m r de Jobert пришел один вечером к Элен и с того времени часто стал бывать у нее.
В один день он сводил графиню в католический храм, где она стала на колени перед алтарем, к которому она была подведена. Немолодой обворожительный француз положил ей на голову руки, и, как она сама потом рассказывала, она почувствовала что то вроде дуновения свежего ветра, которое сошло ей в душу. Ей объяснили, что это была la grace [благодать].
Потом ей привели аббата a robe longue [в длинном платье], он исповедовал ее и отпустил ей грехи ее. На другой день ей принесли ящик, в котором было причастие, и оставили ей на дому для употребления. После нескольких дней Элен, к удовольствию своему, узнала, что она теперь вступила в истинную католическую церковь и что на днях сам папа узнает о ней и пришлет ей какую то бумагу.
Все, что делалось за это время вокруг нее и с нею, все это внимание, обращенное на нее столькими умными людьми и выражающееся в таких приятных, утонченных формах, и голубиная чистота, в которой она теперь находилась (она носила все это время белые платья с белыми лентами), – все это доставляло ей удовольствие; но из за этого удовольствия она ни на минуту не упускала своей цели. И как всегда бывает, что в деле хитрости глупый человек проводит более умных, она, поняв, что цель всех этих слов и хлопот состояла преимущественно в том, чтобы, обратив ее в католичество, взять с нее денег в пользу иезуитских учреждений {о чем ей делали намеки), Элен, прежде чем давать деньги, настаивала на том, чтобы над нею произвели те различные операции, которые бы освободили ее от мужа. В ее понятиях значение всякой религии состояло только в том, чтобы при удовлетворении человеческих желаний соблюдать известные приличия. И с этою целью она в одной из своих бесед с духовником настоятельно потребовала от него ответа на вопрос о том, в какой мере ее брак связывает ее.
Они сидели в гостиной у окна. Были сумерки. Из окна пахло цветами. Элен была в белом платье, просвечивающем на плечах и груди. Аббат, хорошо откормленный, а пухлой, гладко бритой бородой, приятным крепким ртом и белыми руками, сложенными кротко на коленях, сидел близко к Элен и с тонкой улыбкой на губах, мирно – восхищенным ее красотою взглядом смотрел изредка на ее лицо и излагал свой взгляд на занимавший их вопрос. Элен беспокойно улыбалась, глядела на его вьющиеся волоса, гладко выбритые чернеющие полные щеки и всякую минуту ждала нового оборота разговора. Но аббат, хотя, очевидно, и наслаждаясь красотой и близостью своей собеседницы, был увлечен мастерством своего дела.
Ход рассуждения руководителя совести был следующий. В неведении значения того, что вы предпринимали, вы дали обет брачной верности человеку, который, с своей стороны, вступив в брак и не веря в религиозное значение брака, совершил кощунство. Брак этот не имел двоякого значения, которое должен он иметь. Но несмотря на то, обет ваш связывал вас. Вы отступили от него. Что вы совершили этим? Peche veniel или peche mortel? [Грех простительный или грех смертный?] Peche veniel, потому что вы без дурного умысла совершили поступок. Ежели вы теперь, с целью иметь детей, вступили бы в новый брак, то грех ваш мог бы быть прощен. Но вопрос опять распадается надвое: первое…
– Но я думаю, – сказала вдруг соскучившаяся Элен с своей обворожительной улыбкой, – что я, вступив в истинную религию, не могу быть связана тем, что наложила на меня ложная религия.
Directeur de conscience [Блюститель совести] был изумлен этим постановленным перед ним с такою простотою Колумбовым яйцом. Он восхищен был неожиданной быстротой успехов своей ученицы, но не мог отказаться от своего трудами умственными построенного здания аргументов.
– Entendons nous, comtesse, [Разберем дело, графиня,] – сказал он с улыбкой и стал опровергать рассуждения своей духовной дочери.

Элен понимала, что дело было очень просто и легко с духовной точки зрения, но что ее руководители делали затруднения только потому, что они опасались, каким образом светская власть посмотрит на это дело.
И вследствие этого Элен решила, что надо было в обществе подготовить это дело. Она вызвала ревность старика вельможи и сказала ему то же, что первому искателю, то есть поставила вопрос так, что единственное средство получить права на нее состояло в том, чтобы жениться на ней. Старое важное лицо первую минуту было так же поражено этим предложением выйти замуж от живого мужа, как и первое молодое лицо; но непоколебимая уверенность Элен в том, что это так же просто и естественно, как и выход девушки замуж, подействовала и на него. Ежели бы заметны были хоть малейшие признаки колебания, стыда или скрытности в самой Элен, то дело бы ее, несомненно, было проиграно; но не только не было этих признаков скрытности и стыда, но, напротив, она с простотой и добродушной наивностью рассказывала своим близким друзьям (а это был весь Петербург), что ей сделали предложение и принц и вельможа и что она любит обоих и боится огорчить того и другого.
По Петербургу мгновенно распространился слух не о том, что Элен хочет развестись с своим мужем (ежели бы распространился этот слух, очень многие восстали бы против такого незаконного намерения), но прямо распространился слух о том, что несчастная, интересная Элен находится в недоуменье о том, за кого из двух ей выйти замуж. Вопрос уже не состоял в том, в какой степени это возможно, а только в том, какая партия выгоднее и как двор посмотрит на это. Были действительно некоторые закоснелые люди, не умевшие подняться на высоту вопроса и видевшие в этом замысле поругание таинства брака; но таких было мало, и они молчали, большинство же интересовалось вопросами о счастии, которое постигло Элен, и какой выбор лучше. О том же, хорошо ли или дурно выходить от живого мужа замуж, не говорили, потому что вопрос этот, очевидно, был уже решенный для людей поумнее нас с вами (как говорили) и усомниться в правильности решения вопроса значило рисковать выказать свою глупость и неумение жить в свете.
Одна только Марья Дмитриевна Ахросимова, приезжавшая в это лето в Петербург для свидания с одним из своих сыновей, позволила себе прямо выразить свое, противное общественному, мнение. Встретив Элен на бале, Марья Дмитриевна остановила ее посередине залы и при общем молчании своим грубым голосом сказала ей:
– У вас тут от живого мужа замуж выходить стали. Ты, может, думаешь, что ты это новенькое выдумала? Упредили, матушка. Уж давно выдумано. Во всех…… так то делают. – И с этими словами Марья Дмитриевна с привычным грозным жестом, засучивая свои широкие рукава и строго оглядываясь, прошла через комнату.
На Марью Дмитриевну, хотя и боялись ее, смотрели в Петербурге как на шутиху и потому из слов, сказанных ею, заметили только грубое слово и шепотом повторяли его друг другу, предполагая, что в этом слове заключалась вся соль сказанного.
Князь Василий, последнее время особенно часто забывавший то, что он говорил, и повторявший по сотне раз одно и то же, говорил всякий раз, когда ему случалось видеть свою дочь.
– Helene, j"ai un mot a vous dire, – говорил он ей, отводя ее в сторону и дергая вниз за руку. – J"ai eu vent de certains projets relatifs a… Vous savez. Eh bien, ma chere enfant, vous savez que mon c?ur de pere se rejouit do vous savoir… Vous avez tant souffert… Mais, chere enfant… ne consultez que votre c?ur. C"est tout ce que je vous dis. [Элен, мне надо тебе кое что сказать. Я прослышал о некоторых видах касательно… ты знаешь. Ну так, милое дитя мое, ты знаешь, что сердце отца твоего радуется тому, что ты… Ты столько терпела… Но, милое дитя… Поступай, как велит тебе сердце. Вот весь мой совет.] – И, скрывая всегда одинаковое волнение, он прижимал свою щеку к щеке дочери и отходил.
Билибин, не утративший репутации умнейшего человека и бывший бескорыстным другом Элен, одним из тех друзей, которые бывают всегда у блестящих женщин, друзей мужчин, никогда не могущих перейти в роль влюбленных, Билибин однажды в petit comite [маленьком интимном кружке] высказал своему другу Элен взгляд свой на все это дело.
– Ecoutez, Bilibine (Элен таких друзей, как Билибин, всегда называла по фамилии), – и она дотронулась своей белой в кольцах рукой до рукава его фрака. – Dites moi comme vous diriez a une s?ur, que dois je faire? Lequel des deux? [Послушайте, Билибин: скажите мне, как бы сказали вы сестре, что мне делать? Которого из двух?]
Билибин собрал кожу над бровями и с улыбкой на губах задумался.
– Vous ne me prenez pas en расплох, vous savez, – сказал он. – Comme veritable ami j"ai pense et repense a votre affaire. Voyez vous. Si vous epousez le prince (это был молодой человек), – он загнул палец, – vous perdez pour toujours la chance d"epouser l"autre, et puis vous mecontentez la Cour. (Comme vous savez, il y a une espece de parente.) Mais si vous epousez le vieux comte, vous faites le bonheur de ses derniers jours, et puis comme veuve du grand… le prince ne fait plus de mesalliance en vous epousant, [Вы меня не захватите врасплох, вы знаете. Как истинный друг, я долго обдумывал ваше дело. Вот видите: если выйти за принца, то вы навсегда лишаетесь возможности быть женою другого, и вдобавок двор будет недоволен. (Вы знаете, ведь тут замешано родство.) А если выйти за старого графа, то вы составите счастие последних дней его, и потом… принцу уже не будет унизительно жениться на вдове вельможи.] – и Билибин распустил кожу.
– Voila un veritable ami! – сказала просиявшая Элен, еще раз дотрогиваясь рукой до рукава Билибипа. – Mais c"est que j"aime l"un et l"autre, je ne voudrais pas leur faire de chagrin. Je donnerais ma vie pour leur bonheur a tous deux, [Вот истинный друг! Но ведь я люблю того и другого и не хотела бы огорчать никого. Для счастия обоих я готова бы пожертвовать жизнию.] – сказала она.
Билибин пожал плечами, выражая, что такому горю даже и он пособить уже не может.
«Une maitresse femme! Voila ce qui s"appelle poser carrement la question. Elle voudrait epouser tous les trois a la fois», [«Молодец женщина! Вот что называется твердо поставить вопрос. Она хотела бы быть женою всех троих в одно и то же время».] – подумал Билибин.
– Но скажите, как муж ваш посмотрит на это дело? – сказал он, вследствие твердости своей репутации не боясь уронить себя таким наивным вопросом. – Согласится ли он?
– Ah! Il m"aime tant! – сказала Элен, которой почему то казалось, что Пьер тоже ее любил. – Il fera tout pour moi. [Ах! он меня так любит! Он на все для меня готов.]
Билибин подобрал кожу, чтобы обозначить готовящийся mot.
– Meme le divorce, [Даже и на развод.] – сказал он.
Элен засмеялась.
В числе людей, которые позволяли себе сомневаться в законности предпринимаемого брака, была мать Элен, княгиня Курагина. Она постоянно мучилась завистью к своей дочери, и теперь, когда предмет зависти был самый близкий сердцу княгини, она не могла примириться с этой мыслью. Она советовалась с русским священником о том, в какой мере возможен развод и вступление в брак при живом муже, и священник сказал ей, что это невозможно, и, к радости ее, указал ей на евангельский текст, в котором (священнику казалось) прямо отвергается возможность вступления в брак от живого мужа.
Вооруженная этими аргументами, казавшимися ей неопровержимыми, княгиня рано утром, чтобы застать ее одну, поехала к своей дочери.
Выслушав возражения своей матери, Элен кротко и насмешливо улыбнулась.
– Да ведь прямо сказано: кто женится на разводной жене… – сказала старая княгиня.
– Ah, maman, ne dites pas de betises. Vous ne comprenez rien. Dans ma position j"ai des devoirs, [Ах, маменька, не говорите глупостей. Вы ничего не понимаете. В моем положении есть обязанности.] – заговорилa Элен, переводя разговор на французский с русского языка, на котором ей всегда казалась какая то неясность в ее деле.
– Но, мой друг…
– Ah, maman, comment est ce que vous ne comprenez pas que le Saint Pere, qui a le droit de donner des dispenses… [Ах, маменька, как вы не понимаете, что святой отец, имеющий власть отпущений…]
В это время дама компаньонка, жившая у Элен, вошла к ней доложить, что его высочество в зале и желает ее видеть.
– Non, dites lui que je ne veux pas le voir, que je suis furieuse contre lui, parce qu"il m"a manque parole. [Нет, скажите ему, что я не хочу его видеть, что я взбешена против него, потому что он мне не сдержал слова.]
– Comtesse a tout peche misericorde, [Графиня, милосердие всякому греху.] – сказал, входя, молодой белокурый человек с длинным лицом и носом.
Старая княгиня почтительно встала и присела. Вошедший молодой человек не обратил на нее внимания. Княгиня кивнула головой дочери и поплыла к двери.
«Нет, она права, – думала старая княгиня, все убеждения которой разрушились пред появлением его высочества. – Она права; но как это мы в нашу невозвратную молодость не знали этого? А это так было просто», – думала, садясь в карету, старая княгиня.

В начале августа дело Элен совершенно определилось, и она написала своему мужу (который ее очень любил, как она думала) письмо, в котором извещала его о своем намерении выйти замуж за NN и о том, что она вступила в единую истинную религию и что она просит его исполнить все те необходимые для развода формальности, о которых передаст ему податель сего письма.

Иудейский царь Ирод Великий остается одной из самых противоречивых фигур в античной истории. Больше всего он известен благодаря библейскому сюжету об избиении младенцев. Поэтому и сегодня само слово «Ирод» является фразеологизмом, означающим подлого и беспринципного человека.

Тем не менее личностный портрет этого монарха был бы неполным, если бы он начался и закончился упоминанием о расправе над младенцами. Ирод Великий получил свое прозвище за активную деятельность на престоле в сложную для евреев эпоху. Такая характеристика идет вразрез с образом кровожадного убийцы, поэтому к фигуре этого царя стоит приглядеться повнимательнее.

Семья

По своему происхождению Ирод не принадлежал к царской иудейской династии. Его отец Антипатр Идумеянин был наместником в провинции Идумее. В это время (I век до н. э.) еврейский народ оказался на экспансии, которая прокладывала себе дорогу на восток.

В 63 г. до н. э. Иерусалим был взят Помпеем, после чего иудейские цари стали зависеть от республики. Во время в 49-45 гг. Антипатру пришлось выбирать между претендентами на власть в Сенате. Он поддержал Юлия Цезаря. Когда тот победил Помпея, его сторонники получили значительные дивиденды за лояльность. Антипатр был награжден титулом прокуратора Иудеи и, хотя формально не был царем, фактически стал главным римским наместником в этой провинции.

Еще в 73 году до н. э. у Идумеянина родился сын - будущий Ирод Великий. Помимо того что Антипатр был прокуратором, он являлся еще и опекуном царя Гиркана II, на которого имел большое влияние. Именно с позволения монарха он сделал своего сына Ирода тетрархом (губернатором) провинции Галилеи. Это произошло в 48 году до н. э., когда молодому человеку было 25 лет.

Первые шаги в политике

Тетрарх Ирод Великий было наместником, лояльным к римской верховной власти. Такие отношения осуждались консервативной частью еврейского общества. Националисты хотели независимости и не желали видеть римлян на своей земле. Однако внешняя обстановка была таковой, что Иудея могла иметь защиту от агрессивных соседей только под протекторатом республики.

В 40 году до н. э. Ироду в качестве тетрарха Галилеи пришлось столкнуться с нашествием парфян. Они захватили всю беззащитную Иудею, а в Иерусалиме поставили в качестве марионеточного царя своего ставленника. Ирод благополучно бежал из страны для того, чтобы заручиться поддержкой в Риме, где он надеялся получить войско и изгнать интервентов. К этому времени его отец Антипатр Идумеянин уже умер от старости, поэтому политику пришлось принимать самостоятельные решения и действовать на свой страх и риск.

Изгнание парфян

По дороге в Рим Ирод остановился в Египте, где встретился с царицей Клеопатрой. Когда наконец иудей оказался в Сенате, ему удалось договориться с могущественным Марком Антонием, который согласился выделить гостю войско для возвращения провинции.

Война с парфянами шла еще два года. при поддержке еврейских беженцев и добровольцев освободили всю страну, а также ее столицу Иерусалим. До этого момента цари Израиля принадлежали к древней монаршей династии. Еще в Риме Ирод получил согласие на то, чтобы самому стать правителем, однако его родословная была худородной. Поэтому претендент на власть женился на внучке Гиркана II Мириамне, чтобы легитимизоваться в глазах соотечественников. Так, благодаря римскому вмешательству, в 37 году до н. э. Ирод стал царем Иудеи.

Начало правления

Все годы своего правления Ироду приходилось балансировать между двумя полярными частями общества. С одной стороны, он старался поддерживать хорошие отношения с Римом, так как его страна фактически была провинцией республики, а потом и империи. В то же время царю нужно было не растерять авторитет среди своих соотечественников, большая часть которых негативно относилась к пришельцам с запада.

Из всех методов сохранения власти Ирод выбрал самый надежный - он беспощадно расправлялся со своими внутренними и внешними противниками, чтобы ничем не показать собственную слабость. Репрессии начались сразу после того, как римские войска отбили Иерусалим у парфян. Ирод приказал казнить прежнего царя Антигона, посаженного на трон интервентами. Для новой власти проблема заключалась в том, что свергнутый монарх принадлежал к древней династии Хасмонеев, которая правила Иудеей уже больше века. Несмотря на протесты недовольных евреев, Ирод остался непреклонен, и его решение было воплощено в жизнь. Антиоха вместе с десятками приближенных казнили.

Выход из кризиса

Многовековая история евреев всегда была полна трагедий и тяжелых испытаний. Эпоха Ирода не стала исключением. В 31 году до н. э. в Израиле произошло разрушительное землетрясение, унесшее жизни больше 30 тысяч человек. Тогда же южные арабские племена напали на Иудею и попытались ее разграбить. Государство Израиль было в плачевном состоянии, но всегда деятельный Ирод не растерялся и принял все меры для того, чтобы минимизировать ущерб от этих напастей.

В первую очередь ему удалось победить арабов и изгнать их со своей земли. Кочевники напали на Иудею еще и потому, что в Римском государстве продолжался эхо которого распространялось и на Израиль. В том достопамятном 31 году до н. э. главный защитник и патрон Ирода Марк Антоний потерпел поражение в сражении при Акциуме против флота Октавиана Августа.

Это событие имело самые долгоиграющие последствия. Царь Иудеи почувствовал перемену политического ветра и начал слать послов Октавиану. Скоро этот римский политик окончательно захватил власть и провозгласил себя императором. Новый Цезарь и царь Иудеи нашли общий язык, и Ирод смог вздохнуть с облегчением.

Градостроительная деятельность

Разрушительное землетрясение уничтожило множество зданий во всем Израиле. Для того чтобы поднять страну из руин, Ироду нужно было предпринять самые решительные меры. В городах началось строительство новых зданий. Их архитектура получила римские и эллинистические черты. Центром подобного строительства стала столица Иерусалим.

Главным проектом Ирода стала реконструкция Второго храма - главного культового сооружения евреев. За прошедшие столетия он сильно обветшал и казался устаревшим на фоне новых великолепных построек. Древние евреи относились к храму как к колыбели своей нации и религии, поэтому его реконструкция стала делом всей жизни Ирода.

Царь рассчитывал, что эта перестройка поможет ему заручиться поддержкой обычного народа, который по многим причинам недолюбливал своего правителя, считая его жестоким тираном и ставленником Рима. Ирод вообще отличался честолюбием, а перспектива оказаться на месте Соломона, соорудившего Первый храм, и вовсе не давала ему покоя.

Реставрация Второго храма

Город Иерусалим несколько лет готовился к реставрации, которая началась в 20 году до н. э. В столицу со всех краев страны привозили необходимые строительные ресурсы - камень, мрамор и т. д. Повседневная жизнь храма была полна священных ритуалов, которые нельзя было нарушать даже во время реставрации. Так, например, существовала отдельная внутренняя секция, куда могли попасть только иудейские священнослужители. Ирод распорядился обучить их строительному мастерству, чтобы они сами могли проделать всю необходимую работу в запретной для мирян зоне.

Первые полтора года ушли на то, чтобы перестроить основной храмовый корпус. Когда эта процедура была закончена, сооружение было освящено и в нем продолжились религиозные службы. На протяжении последующих восьми лет шла реставрация дворов и отдельных помещений. Менялся интерьер для того, чтобы посетителям было уютно и удобно в новом храме.

Долгострой царя Ирода пережил своего вдохновителя. Даже после его смерти реконструкция все еще продолжалась, хотя основная часть работ была уже завершена.

Римское влияние

Благодаря Ироду древние евреи получили в своей столице первый амфитеатр, в котором проходили классические римские зрелища - гладиаторские бои. Эти сражения проводились в честь императора. Вообще Ирод старался всячески подчеркнуть, что он остается лояльным центральной власти, что помогло ему усидеть на троне до самой смерти.

Политика эллинизации не нравилась многим евреям, которые считали, что, насаждая римские привычки, царь оскорбляет собственное вероисповедание. Иудаизм в ту эпоху переживал стадию кризиса, когда по всему Израилю появлялись лжепророки, убеждавшие простой люд принять их собственное учение. С ересью боролись фарисеи - члены узкой прослойки теологов и священников, старавшихся сохранить старый религиозный уклад. Ирод часто советовался с ними в особенно щекотливых вопросах своей политики.

Помимо символических и религиозных сооружений, монарх улучшал дороги и старался дать своим городам все, что было необходимо для удобной жизни их жителей. Не забывал он и о собственном достатке. Дворец Ирода Великого, построенный под его личным контролем, поражал воображение соотечественников.

В критической ситуации царь мог поступить и крайне великодушно, несмотря на всю свою любовь к роскоши и величию. В 25 году в Иудее начался массовый голод, страдающие бедняки заполонили Иерусалим. Правитель не мог прокормить их на средства казны, так как все деньги в то время были вложены в строительство. С каждым днем ситуация становилась все более устрашающей, и тогда царь Ирод Великий повелел продать все свои драгоценности, на вырученные средства от которых были куплены тонны египетского хлеба.

Избиение младенцев

Все положительные черты характера Ирода с возрастом поблекли. К старости монарх превратился в беспощадного и подозрительного тирана. До него цари Израиля часто становились жертвами заговоров. Отчасти поэтому Ирод стал параноиком, не доверяющим даже своим близким. Помрачнение ума царя ознаменовалось тем, что он приказал казнить двух собственных сыновей, которые оказались жертвами лживого доноса.

Но гораздо известнее стала другая история, связанная с болезненными вспышками гнева Ирода. В Евангелии от Матвея описывается эпизод, согласно которому к правителю пришли загадочные волхвы. Маги рассказали правителю о том, что они идут в город Вифлеем, где родился настоящий царь Иудеи.

Новость о невиданном претенденте на власть перепугала Ирода. Он отдал приказ, которого еще не знала история евреев. Царь повелел перебить всех новорожденных что и было сделано. В христианских источниках даются разные оценки о количестве жертв этой расправы. Возможно, были убиты тысячи младенцев, хотя современные историки оспаривают эту теорию в силу того факта, что в античном провинциальном городке не могло быть столько новорожденных. Так или иначе, но «царь Иудеи», к которому направлялись волхвы, выжил. Им был Иисус Христос - центральная фигура новой христианской религии.

Смерть и похороны

Ирод недолго прожил после истории с избиением младенцев. Он скончался приблизительно в 4 году до н. э., когда ему было 70 лет. Для античной эпохи это был крайне солидный возраст. Старик покинул этот мир, оставив после себя нескольких сыновей. Он завещал старшему отпрыску Архелаю свой трон. Однако эта кандидатура должна была быть рассмотрена и одобрена римским императором. Октавиан согласился дать Архелаю лишь половину Израиля, отдав другую половину его братьям и таким образом расколов страну. Это был очередной шаг императора на пути к ослаблению еврейской власти в Иудее.

Ирода похоронили не в Иерусалиме, а в крепости Иродион, названной по его имени и основанной в его царствование. Организацией траурных мероприятий занялся сын Архелай. К нему прибывали послы из самых разных провинций Гости Иудеи стали свидетелями невиданного зрелища. Усопшего хоронили пышно - в золотом ложе и в окружении большого скопления народа. Траур по умершему царю продолжался еще неделю. Государство Израиль долго провожало в последний путь первого своего правителя из династии Иродиадов.

Гробница царя была найдена археологами совсем недавно. Это произошло в 2007 году. Находка позволила сопоставить с действительностью многие факты, приведенные в древних письменных источниках.

Заключение

Личность Ирода была неоднозначно принята его современниками. Эпитет «Великий» был дан ему уже современными историками. Это было сделано для того, чтобы подчеркнуть ту большую роль, которую царь сыграл в интеграции своей страны с Римской империей, а также сохранении мира в Иудее.

Больше всего достоверных сведений об Ироде исследователи подчерпнули из работ историка который был его современником. Все успехи, достигнутые государем за время правления, стали возможны благодаря его честолюбию, прагматичности и уверенности в принимаемых решениях. Нет сомнения, что царь часто жертвовал судьбами своих конкретных поданных, когда речь шла о жизнеспособности государства.

Ему удалось продержаться на троне, несмотря на противоборство двух партий - римской и националистической. Его наследники и потомки не смогли похвастаться таким успехом.

Фигура Ирода является важной для всей христианской истории, хотя его влияние зачастую не так очевидно, потому что он умер накануне событий, связанных с деятельностью Христа. Тем не менее вся новозаветная история происходила в том Израиле, который оставил после себя этот античный царь.