Из каких стран везли груз конвой дервиш. Первый арктический конвой в истории

Ровно 75 лет назад, 31 августа 1941 года, в Архангельск прибыл первый морской конвой из США и Великобритании с боевой техникой и стратегическим сырьем. За четыре года войны арктические конвои привезли в СССР около 4,5 млн тонн грузов, в том числе — около 5 тысяч танков и 7 тысяч самолетов.

Идти приходилось по пустынным районам Арктики, где бушевали постоянные шторма. Сегодня в Архангельске в память о моряках из СССР и стран-союзников, которые погибли при доставке очень нужных СССР грузов, на воду будут спущены венки.

Счастливый "Дервиш"

Самый первый конвой, получивший название "Дервиш", вышел из Ливерпуля 12 августа и после короткой остановки в Исландии прибыл в СССР без приключений. Семь судов благополучно доставили на берег 15 истребителей "Харрикейн", тысячи магнитных бомб и глубинных мин и множество других полезных для войны грузов.

Охрана во главе с авианосцами "Аргус" и "Викториес" была куда многочисленнее самого каравана. Но немцы не обнаружили эту внушительную армаду.

Переговоры

После того, как Гитлер напал на Советский Союз, президент США Франклин Рузвельт предложил Иосифу Сталину военную помощь. Соединенные Штаты тогда еще не находились в состоянии войны с Третьим рейхом, но оказывали поддержку всем странам, воюющим с нацистами. Например, Великобритании.

Ближайший соратник Рузвельта Гарри Гопкинс прибыл в Москву и вечером 28 июля 1941 года в Кремле передал личное послание Рузвельта Сталину. Стороны договорились о начале поставок и определили путь, по которому помощь должна была поступать.

Окончательно о конвоях стороны договорились на нескольких встречах в Москве в конце сентября — начале октября 1941 года. Основными переговорщиками были нарком обороны Сталин, американский дипломат и промышленник Уильям Гарриман, а также британский дипломат и бизнесмен Уильям Бивербрук.

Поиск морских путей

Мединский назвал уникальным опыт сотрудничества союзников во Второй мировой Об этом глава Минкультуры заявил в обращении к участникам форума "Во славу Флота и Отечества!" посвященного 75-летию прихода первого арктического союзного конвоя "Дервиш", перевозившего грузы для СССР по программе ленд-лиза.

Морские поставки военных грузов через Черное и Балтийское моря были к тому времени исключены — враг рвался к Крыму и стенам Ленинграда. Наиболее безопасным был тихоокеанский вариант, через Владивосток. Однако путь по нему занимал около двадцати суток, после чего грузы надо было транспортировать по Транссибу через всю страну.

Иранский вариант был еще длиннее: грузы с восточного побережья США шли вокруг Африки в порты Ирана более полутора месяцев. После этого их надо было долго везти.

Самым коротким путем оказался арктический маршрут. Путь кораблей из Великобритании на север СССР занимал около двух недель. Но Советский Союз не располагал в этом регионе флотом, который был бы в состоянии перевезти полмиллиона тонн военных грузов (именно о такой цифре договорились союзники).

Поэтому главную тяжесть морских арктических перевозок и их охрану взяли на себя английские моряки. Их зона ответственности пролегала до острова Медвежий в западной части Баренцева моря.

Восточнее его в дело вступали советские моряки и летчики. На Северный флот под командованием контр-адмирала Арсения Головко возлагалось уничтожение германских подводных лодок и надводных кораблей в своей зоне ответственности, а также встреча и отправка конвоев.

От Британии через Исландию

После "Дервиша", проторившего путь на север СССР, следующие караваны получили аббревиатуру PQ (по имени британского офицера П.К.Эдвардса, формировавшего их) и порядковые номера. Плывущие в обратном направлении именовались QP.

Караваны формировались в британских портах и, дозаправившись топливом в Исландии, которая с 1940 года была оккупирована Великобританией и США, плыли в северные советские порты.

Мурманск, как незамерзающий порт, был и ближе и удобнее. Но всю осень 1941 года вокруг него кипели бои. Поэтому первые пять PQ шли дальше — через Белое море, к Архангельску.

Несмотря на то, что дно городского порта было значительно углублено, к зиме стало понятно, что сквозь льды караванам не пробиться. Поэтому шестой PQ был направлен в конце 1941 года уже в Мурманск.

Ближнее и дальнее охранение

Как правило, в арктический конвой входило семь-восемь транспортов с грузами, которые шли короткими кильватерными колоннами, постоянно меняющими курс, чтобы затруднить атаку подводных лодок.

Ближнее прикрытие составляли небольшие боевые корабли — эсминцы и тральщики. В их задачу входила борьба с субмаринами и поиск морских мин.

Дальний эскорт в лице тяжелых крейсеров держался ближе к вражескому берегу и прикрывал конвой от прорыва вражеских надводных кораблей и налетов авиации.

Покончить с арктическими перевозками

До поры до времени все шло хорошо. Самый опасный участок пути проходил в тот период, когда караван огибал Норвегию, оккупированную Германией. В ее фиордах таились не только быстроходные морские охотники и эсминцы, но и головная боль Британского адмиралтейства — линкор "Тирпиц" водоизмещением в 53 тысячи с половиной тонн.

© Фото: Public domain Линкор "Тирпиц" в норвежском Альтен-фьорде


Первый тревожный звонок для союзников прозвенел в начале 1942 года, когда 2 января немецкая подлодка U-134 потопила торговое судно "Вазиристан" из состава каравана PQ-7а. 17 января U-454 пустила на дно эсминец "Мотабеле" из состава конвоя PQ-8. Из экипажа удалось спастись лишь двум матросам. Это была первая потеря среди боевых кораблей Великобритании. Но не последняя.

Обеспокоенные активностью британского флота в Северной Атлантике и Баренцевом море немцы решили покончить с арктическими перевозками, усилив свой флот в Норвегии линкором "Шарнхорстом", тяжелыми крейсерами "Адмирал Шеер", "Лютцов", "Хиппер", а также более дюжиной подводных лодок.

Жертва немецких кораблей

Несколько российских городов поприветствуют старейший ледокол "Красин" В Калининграде свое приветствие ледоколу "Красин" отправят научно-исследовательское судно (НИС) "Витязь", средний рыболовный траулер СРТ-129 и субмарина Б-412, которые, также как и "Красин", являются экспонатами музея.

С конца февраля 1942 года немецкие корабли во главе с "Тирпицем" стали регулярно выходить в океан на перехват конвоев. Появились жертвы и среди советских моряков.

7 марта немецкий эсминец потопил грузовой пароход "Ижора" с грузом досок, идущий из Мурманска в Рейкьявик и отставший от каравана QP-8. При этом груз судна долго не давал расстреливаемому судну утонуть. В итоге несчастный лесовоз был уничтожен в упор глубинными бомбами.

Но погибла "Ижора" не зря. Корабли очередного союзного конвоя получили сигнал бедствия с парохода и смогли избежать нежелательной встречи с "Тирпицем".

Затонувшее золото СССР

Однако Германия не оставляла попыток сорвать северные перевозки. Несчастливой стала цифра 13 для очередного РQ, который по пути в Мурманск лишился пяти транспортов и одного корабля охранения. РQ-14 потерял одно судно, РQ-15 — три.

РQ-16 пришел в Мурманск без семи потопленных транспортов. 30 апреля 1942 года U-456 отправила на дно легкий британский крейсер "Эдинбург", который во главе конвоя QP-11 перевозил на своем борту 465 золотых слитков общим весом в пять с половиной тонн.

Золото предназначалось в уплату СССР ленд-лизовских поставок сверх нормы. После войны ценный груз был поднят с океанского дна и поделен между Великобританией и Советским Союзом. В ходе боя был потоплен немецкий эсминец "Герман Шерман".

Катастрофа каравана PQ-17

Британская принцесса Анна прибыла в Архангельск на 75-летие конвоя "Дервиш" Представители королевской семьи во вторник и в среду примут участие в торжествах в честь 75-летия конвоя "Дервиш" - почтут память погибших участников конвоя, а также примут участие в официальных и культурных мероприятиях.

Наибольший успех кригсмарине одержали в случае с караваном PQ-17 в ходе операции "Ход конем". Нацисты планировали уничтожить вышедший 27 июня 1942 года конвой совместными усилиями своих подлодок, надводных кораблей и пикирующих бомбардировщиков. "Конем" должен был стать "Тирпиц", пугало британского флота.

В английском адмиралтействе, получив сведения о выходе грозного линкора на перехват PQ-17, не нашли ничего лучше, как приказать каравану рассеяться. Крейсерам же порекомендовали повернуть назад во избежание неизбежных потерь в случае боя с "Тирпицем".


Немцы, узнав о том, что корабли эскорта ушли, вернули "Тирпиц" на место стоянки. Беззащитный конвой они преследовали с помощью подлодок и авиации. В итоге потери PQ-17 оказались катастрофическими. Было потоплено 22 транспорта, большую часть которого торпедировали германские подводники. Потери немцев составили 11 самолетов.

В попытке одержать легкую победу

Орлов: нужно хранить память о подвиге моряков антигитлеровской коалиции Форум «Во славу Флота и Отечества!» посвящен празднованию 75-летия прихода в порт Архангельск первого арктического союзного конвоя «Дервиш», перевозившего грузы для СССР по программе ленд-лиза. © Фото: Public domain

Неудача "Адмирала Хиппера"

Следующий назывался JW-51B и вышел он спустя несколько месяцев после предыдущего, 22 декабря 1942 года. 31 декабря в Баренцевом море арктический караван подвергся нападению двух тяжелых германских крейсеров "Адмирал Хиппер" и "Лютцов".

В ходе ожесточенного морского боя англичане потеряли два боевых корабля — эсминец и тральщик. У немцев был потоплен эсминец и тяжело поврежден "Адмирал Хиппер". JW-51B благополучно прибыл в СССР, не потеряв ни одного транспортного судна.

В Архангельске открылась выставка "Полет над Арктикой сквозь время" Тематическая выставка "Полет над Арктикой сквозь время", посвященная празднованию 75-летия прихода в Архангельск первого союзного конвоя "Дервиш", открылась в главном корпусе Северного Арктического федерального университета.

Зимнее море штормило, и маленькие эсминцы кидало так, что на "Шарнхорсте" попросили командование отослать эскадренные миноносцы на базу. Это была ошибка германских моряков. Нарушив радиомолчание и оставшись один, в условиях непогоды "Шарнхорст" вышел прямо на английские крейсера во главе с линкором "Дюк оф Йорк".

В ходе трехчасового боя комендорам "Дюк оф Йорка" удалось повредить машинную установку немецкого линкора и затормозить его ход. После чего неподвижный "Шарнхорст" был расстрелян торпедами и затонул. Из почти двух тысяч человек экипажа удалось спастись только 36 матросам, которых подобрали английские моряки.

), для заправки топливом. После короткой остановки в Хлафьордуре, 21 августа 1941 года конвой направился в Архангельск . Не обнаруженный немецкой воздушной разведкой, конвой без потерь прибыл в Архангельск 31 августа 1941 года .

Состав конвоя

Конвой состоял из 5 английских судов и 1 голландского судна, загруженных стратегически важным сырьём (10 000 тонн каучука, 1 500 тонн форменных ботинок, олово, шерсть и множество другого инвентаря и оборудования) и военной техникой (3 800 глубинных бомб и магнитных мин, 15 истребителей «Харрикейн », в разобранном состоянии), а также одного вспомогательного судна «Олдерсдейл», загруженного топливом.

Грузовые суда

Грузовые суда, тоннажем свыше 1 900 тонн :

Список грузовых судов конвоя «Дервиш»
№ п/п Название судна
русское
Название судна
английское
Тип судна Страна флага № в
ордере (CR)
Тоннаж
(брт)
Год закладки Груз Экипаж/потери Дополнительная информация
1 «Альчиба» SS Alchiba грузовое судно Российская империя Российская империя 23 4427 1920 Стратегический груз Вышел из порта Ливерпуль 12 августа, прибыл в Архангельск 1 сентября в 15:00.
2 «Олдерсдейл» RFA Aldersdale (X34) флотский танкер Великобритания Великобритания -- 8402 1937 Топливо 15 августа, покинул Сейдисфьордюр (Исландия), прибыл в Хвалфьордур 16 августа 1941 года, в этот же день покинул порт с судами конвоя.
3 «Ланкастриан Принс» SS Lancastrian Prince грузовое судно Великобритания Великобритания 12 1914 1940 Стратегический груз Вышел из порта Ливерпуль 12 августа, прибыл в Архангельск 31 августа в 21:30.
4 «Ланстефан Кэстл» SS Llanstephan Castle грузовое судно Великобритания Великобритания 21 11348 1914 Стратегический груз Через Скапа-Флоу и Хвалфьордур. На борту находились два журналиста и художник Феликс Топольский. Также на борту судна находился персонал и оборудование, включая 15 разобранных истребителей «Харрикейн Mk IIB » из 151-го авиакрыла прибыл в Архангельск 1 сентября в 22:00.
5 «Нью Вестминстер Сити» SS New Westminster City грузовое судно Великобритания Великобритания 11 4747 1929 Стратегический груз Прибыл в Архангельск 31 августа в 22:00.
6 «Трехата» SS Trehata грузовое судно Великобритания Великобритания 13 4817 1928 Стратегический груз Вышел из порта Ливерпуль 12 августа, прибыл в Архангельск 31 августа в 21:00.
7 «Эшен» SS Esneh грузовое судно Великобритания Великобритания 22 1931 1919 Стратегический груз Вышел из порта Скапа-Флоу 16 августа, прибыл в Архангельск 31 августа.

Эскорт

Список судов охранения конвоя «Дервиш»
№ п/п Тип Номер вымпела Название судна
английское
Название судна
русское
Страна флага Капитан Дополнительная информация
1 Тяжёлый крейсер типа «Лондон» 39 HMS Devonshire (1927) ЕВК «Девоншир» Великобритания Великобритания С 23 по 26 августа в составе сил дальнего прикрытия , под командованием контр-адмирала Уэйк-Уокера
2 Тяжёлый крейсер типа «Кент» 55 HMS Suffolk (1926) ЕВК «Саффолк» Великобритания Великобритания С 24 по 26 августа в составе сил дальнего прикрытия , под командованием контр-адмирала Уэйк-Уокера
3 Эсминец типа «I» D02 HMS Inglefield (1936) ЕВК «Инглфилд» Великобритания Великобритания В составе сил дальнего прикрытия с 24 августа 1941 года.
4 Эсминец типа «I» D11 HMS Impulsive (1937) ЕВК «Импалсив» Великобритания Великобритания
5 Эсминец типа «E» H27 HMS Electra (1934) ЕВК «Электра» Великобритания Великобритания
6 Эсминец типа «E» H08 HMS Eclipse (1933) ЕВК «Эклипс» Великобритания Великобритания Сопровождал конвой с 25 августа 1941 года.
7 Эсминец типа «E» H17 HMS Escapade (1934) ЕВК «Эскападе» Великобритания Великобритания Сопровождал конвой с 24 августа 1941 года.
8 Корвет типа «Шекспир» T167 HMT Hamlet (1940) ЕВК «Гамлет» Великобритания Великобритания
9 Корвет типа «Шекспир» T138 HMT Macbeth (1940) ЕВК «Макбет» Великобритания Великобритания
10 Корвет типа «Шекспир» T05 HMT Ophelia (1940) ЕВК «Офелия» Великобритания Великобритания
11 Тральщик типа «Хальсион» J42 HMS Halcyon (1933) ЕВК «Хальсион» Великобритания Великобритания
12 Тральщик типа «Хальсион» J71 HMS Harrier (1934) ЕВК «Хариер» Великобритания Великобритания
13 Тральщик типа «Хальсион» J86 HMS Salamander (1936) ЕВК «Саламандер» Великобритания Великобритания
14 Авианосец I49 HMS Argus (1917) ЕВК «Аргус» Великобритания Великобритания 26 августа вышел и Рейкьявика.
15 Авианосец R38 HMS Victorious (1939) ЕВК «Викториес» Великобритания Великобритания В составе сил дальнего прикрытия
16 Флотский танкер X34 RFA Aldersdale (1937) «Олдерсдейл» Великобритания Великобритания В ордере грузовых судов конвоя

Отправившийся вместе с конвоем авианосец «Аргус » нёс 24 истребителя «Харрикейн Mk IIB » из 151-го истребительного авиакрыла Королевских ВВС , в ходе операции под кодовым названием «Стрендж» 7 сентября 1941 года приземлившихся на аэродроме Ваенга-1 , расположенного недалеко от Мурманска .

Источники

Напишите отзыв о статье "Дервиш (арктический конвой)"

Отрывок, характеризующий Дервиш (арктический конвой)

– Что греха таить, ma chere! Графинюшка мудрила с Верой, – сказал граф. – Ну, да что ж! всё таки славная вышла, – прибавил он, одобрительно подмигивая Вере.
Гостьи встали и уехали, обещаясь приехать к обеду.
– Что за манера! Уж сидели, сидели! – сказала графиня, проводя гостей.

Когда Наташа вышла из гостиной и побежала, она добежала только до цветочной. В этой комнате она остановилась, прислушиваясь к говору в гостиной и ожидая выхода Бориса. Она уже начинала приходить в нетерпение и, топнув ножкой, сбиралась было заплакать оттого, что он не сейчас шел, когда заслышались не тихие, не быстрые, приличные шаги молодого человека.
Наташа быстро бросилась между кадок цветов и спряталась.
Борис остановился посереди комнаты, оглянулся, смахнул рукой соринки с рукава мундира и подошел к зеркалу, рассматривая свое красивое лицо. Наташа, притихнув, выглядывала из своей засады, ожидая, что он будет делать. Он постоял несколько времени перед зеркалом, улыбнулся и пошел к выходной двери. Наташа хотела его окликнуть, но потом раздумала. «Пускай ищет», сказала она себе. Только что Борис вышел, как из другой двери вышла раскрасневшаяся Соня, сквозь слезы что то злобно шепчущая. Наташа удержалась от своего первого движения выбежать к ней и осталась в своей засаде, как под шапкой невидимкой, высматривая, что делалось на свете. Она испытывала особое новое наслаждение. Соня шептала что то и оглядывалась на дверь гостиной. Из двери вышел Николай.
– Соня! Что с тобой? Можно ли это? – сказал Николай, подбегая к ней.
– Ничего, ничего, оставьте меня! – Соня зарыдала.
– Нет, я знаю что.
– Ну знаете, и прекрасно, и подите к ней.
– Соооня! Одно слово! Можно ли так мучить меня и себя из за фантазии? – говорил Николай, взяв ее за руку.
Соня не вырывала у него руки и перестала плакать.
Наташа, не шевелясь и не дыша, блестящими главами смотрела из своей засады. «Что теперь будет»? думала она.
– Соня! Мне весь мир не нужен! Ты одна для меня всё, – говорил Николай. – Я докажу тебе.
– Я не люблю, когда ты так говоришь.
– Ну не буду, ну прости, Соня! – Он притянул ее к себе и поцеловал.
«Ах, как хорошо!» подумала Наташа, и когда Соня с Николаем вышли из комнаты, она пошла за ними и вызвала к себе Бориса.
– Борис, подите сюда, – сказала она с значительным и хитрым видом. – Мне нужно сказать вам одну вещь. Сюда, сюда, – сказала она и привела его в цветочную на то место между кадок, где она была спрятана. Борис, улыбаясь, шел за нею.
– Какая же это одна вещь? – спросил он.
Она смутилась, оглянулась вокруг себя и, увидев брошенную на кадке свою куклу, взяла ее в руки.
– Поцелуйте куклу, – сказала она.
Борис внимательным, ласковым взглядом смотрел в ее оживленное лицо и ничего не отвечал.
– Не хотите? Ну, так подите сюда, – сказала она и глубже ушла в цветы и бросила куклу. – Ближе, ближе! – шептала она. Она поймала руками офицера за обшлага, и в покрасневшем лице ее видны были торжественность и страх.
– А меня хотите поцеловать? – прошептала она чуть слышно, исподлобья глядя на него, улыбаясь и чуть не плача от волненья.
Борис покраснел.
– Какая вы смешная! – проговорил он, нагибаясь к ней, еще более краснея, но ничего не предпринимая и выжидая.
Она вдруг вскочила на кадку, так что стала выше его, обняла его обеими руками, так что тонкие голые ручки согнулись выше его шеи и, откинув движением головы волосы назад, поцеловала его в самые губы.
Она проскользнула между горшками на другую сторону цветов и, опустив голову, остановилась.
– Наташа, – сказал он, – вы знаете, что я люблю вас, но…
– Вы влюблены в меня? – перебила его Наташа.
– Да, влюблен, но, пожалуйста, не будем делать того, что сейчас… Еще четыре года… Тогда я буду просить вашей руки.
Наташа подумала.
– Тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать… – сказала она, считая по тоненьким пальчикам. – Хорошо! Так кончено?
И улыбка радости и успокоения осветила ее оживленное лицо.
– Кончено! – сказал Борис.
– Навсегда? – сказала девочка. – До самой смерти?
И, взяв его под руку, она с счастливым лицом тихо пошла с ним рядом в диванную.

Графиня так устала от визитов, что не велела принимать больше никого, и швейцару приказано было только звать непременно кушать всех, кто будет еще приезжать с поздравлениями. Графине хотелось с глазу на глаз поговорить с другом своего детства, княгиней Анной Михайловной, которую она не видала хорошенько с ее приезда из Петербурга. Анна Михайловна, с своим исплаканным и приятным лицом, подвинулась ближе к креслу графини.
– С тобой я буду совершенно откровенна, – сказала Анна Михайловна. – Уж мало нас осталось, старых друзей! От этого я так и дорожу твоею дружбой.
Анна Михайловна посмотрела на Веру и остановилась. Графиня пожала руку своему другу.
– Вера, – сказала графиня, обращаясь к старшей дочери, очевидно, нелюбимой. – Как у вас ни на что понятия нет? Разве ты не чувствуешь, что ты здесь лишняя? Поди к сестрам, или…
Красивая Вера презрительно улыбнулась, видимо не чувствуя ни малейшего оскорбления.
– Ежели бы вы мне сказали давно, маменька, я бы тотчас ушла, – сказала она, и пошла в свою комнату.
Но, проходя мимо диванной, она заметила, что в ней у двух окошек симметрично сидели две пары. Она остановилась и презрительно улыбнулась. Соня сидела близко подле Николая, который переписывал ей стихи, в первый раз сочиненные им. Борис с Наташей сидели у другого окна и замолчали, когда вошла Вера. Соня и Наташа с виноватыми и счастливыми лицами взглянули на Веру.
Весело и трогательно было смотреть на этих влюбленных девочек, но вид их, очевидно, не возбуждал в Вере приятного чувства.
– Сколько раз я вас просила, – сказала она, – не брать моих вещей, у вас есть своя комната.
Она взяла от Николая чернильницу.
– Сейчас, сейчас, – сказал он, мокая перо.
– Вы всё умеете делать не во время, – сказала Вера. – То прибежали в гостиную, так что всем совестно сделалось за вас.
Несмотря на то, или именно потому, что сказанное ею было совершенно справедливо, никто ей не отвечал, и все четверо только переглядывались между собой. Она медлила в комнате с чернильницей в руке.
– И какие могут быть в ваши года секреты между Наташей и Борисом и между вами, – всё одни глупости!
– Ну, что тебе за дело, Вера? – тихеньким голоском, заступнически проговорила Наташа.
Она, видимо, была ко всем еще более, чем всегда, в этот день добра и ласкова.
– Очень глупо, – сказала Вера, – мне совестно за вас. Что за секреты?…
– У каждого свои секреты. Мы тебя с Бергом не трогаем, – сказала Наташа разгорячаясь.
– Я думаю, не трогаете, – сказала Вера, – потому что в моих поступках никогда ничего не может быть дурного. А вот я маменьке скажу, как ты с Борисом обходишься.
– Наталья Ильинишна очень хорошо со мной обходится, – сказал Борис. – Я не могу жаловаться, – сказал он.
– Оставьте, Борис, вы такой дипломат (слово дипломат было в большом ходу у детей в том особом значении, какое они придавали этому слову); даже скучно, – сказала Наташа оскорбленным, дрожащим голосом. – За что она ко мне пристает? Ты этого никогда не поймешь, – сказала она, обращаясь к Вере, – потому что ты никогда никого не любила; у тебя сердца нет, ты только madame de Genlis [мадам Жанлис] (это прозвище, считавшееся очень обидным, было дано Вере Николаем), и твое первое удовольствие – делать неприятности другим. Ты кокетничай с Бергом, сколько хочешь, – проговорила она скоро.

3 сентября в Санкт-Петербурге пройдут торжественные мероприятия, посвященные 75-летию прихода в Россию конвоя «Дервиш» - арктического конвоя стран-союзников, доставлявшего во время Великой Отечественной войны в СССР военные и гуманитарные грузы.
Почетными гостями мероприятия станут ветераны России, Великобритании, США и Канады.
На мероприятии ожидается присутствие представителей Министерства транспорта Российской Федерации, Администрации Санкт-Петербурга, морской общественности.
В течение всего дня на площадках ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова будут проходить торжественные мероприятия с участием высокопоставленных гостей.

А теперь немного истории...

«Дервиш» в переводе с персидского языка значит нищий бродяга. Так называли монахов, почитаемых на востоке и за умение исцелять болезни и предсказывать судьбу. Первая морская операция по доставке военных грузов в Советский Союз получила кодовое обозначение «Дервиш». Тогда, в августе 1941 года, британское Адмиралтейство вряд ли предполагало, что этим положит начало другому братству - братству северных конвоев.
Конвой - это специальное формирование транспортных судов и кораблей охранения для безопасности морских перевозок.

Фото: Схема конвоев
Около двух недель (2000 миль) занимал переход союзных конвоев из портов Британии и Исландии в Мурманск или Архангельск. Но какой ценой давались эти мили через бушующие полярные моря, буквально нашпигованные германскими подводными лодками, постоянной угрозой с воздуха - самолетам люфтваффе требовалось полчаса, чтобы подняться с аэродромов в Норвегии и нанести свой удар. Тем не менее, этот путь в Советский Союз не только был самым опасным, но и был самым коротким, а в критический период войны фактор времени был важен для советской армии как никогда.
Конвои союзников. Иллюстрации.






Уже в августе 1941 года в Архангельск прибыл первый союзный конвой «Дервиш», а вскоре пошла целая серия северных конвоев под кодовым обозначением «PQ» на восток и «QP» в обратном направлении.
Германское командование не сразу оценило степень важности союзных конвоев, но когда, наконец, это произошло, борьба с конвоями превратилась в приоритетную цель как для военно-морских сил, так и люфтваффе.


Большая часть всех потопленных конвойных судов была на совести германских подводных лодок, действующих по принципу «волчьей стаи». При любых обстоятельствах, не взирая на потери, конвой был обязан идти не останавливаясь. Однако малым кораблям охранения удавалось многих спасти. Требовалась не только сноровка, но и быстрота - ведь даже летом температура воды в этих морях не превышает 8 градусов по Цельсию.
Это настоящая сага о мужестве и стойкости моряков, бросивших вызов стихии и сильному врагу. Это был единственный театр военных действий, на котором сражались вместе и английские, и американские и советские моряки, борясь с фашистскими захватчиками.
Арктическим союзным конвоям еще предстояло занять свое место среди величайших сражений Второй Мировой войны. И особенно в сознании моряков.
Не стоит забывать, что конвои с тоннами ценнейших грузов в охранении боевых кораблей союзных стран направлялись именно в советские порты. Со школьных лет мы усвоили, что военная и экономическая помощь наших западных союзников в ходе войны не превысила четырех процентов продукции отечественной промышленности, стоит ли заострять внимание на такой мелочи. Да стоит, если не замечать в этих скромных процентах скрыт каждый шестой истребитель, каждый пятый бомбардировщик для Красной Армии, 2/3 всех грузовиков, свыше 500 боевых кораблей, а локомотивы, а тысячи железнодорожных вагонов, по сути дела предотвративших транспортный паралич, не говоря уже об огромном количестве заводского оборудования, медикаментов и обмундирования. Все эти грузы не свалились с неба на причалы советских портов. Тысячи людей из разных стран должны были доставить их в СССР. Это была их работа, но зачастую платой за нее становилась жизнь. Можно спорить по поводу боевых качеств каких-то образцов поставленной техники, можно иронизировать по поводу знаменитой тушенки, прозванной у советских солдат вторым фронтом, которой, кстати, американцы действительно не рисковали кормить своих солдат. Ради исторической справедливости все же обратим внимание на масштабы союзнических поставок и условия, в которых они проводились.
Конвои союзников. Фото.




Тысячи моряков нашли свой последний приют в студеных водах полярных морей. Общим врагом для всех становилась погода, которая здесь редко бывает хорошей. Она заставляла людей постоянно находиться на пределе своих возможностей, будь это предательский полярный день, длящийся в этих широтах целых четыре месяца или столь же продолжительная полярная ночь, - жестокое единоборство не утихало ни на минуту. Особенно незавидной была участь экипажей малый кораблей охранения. Каково было советским крошечным морским охотникам, которые отважно выходили навстречу конвоям даже к острову Медвежий, где проходила граница советской зоны ответственности, а это означало почти тысячемильный переход. Другой серьезной постоянной угрозой для конвоев были германские военно-воздушные силы. И не удивительно - ведь число боевых самолетов люфтваффе на аэродромах северной Норвегии порой превышало цифру 300 единиц. Зимой кромка плавучих льдов не позволяла судам удаляться от враждебного берега более чем на 400 км. А летом в полярный день только туман мог уберечь их от всевидящего ока самолетов разведчиков. С обнаружением конвоя налеты вражеской авиации следовали один за другим. Массово и с убийственной методичностью. Мгновение, и унесено десятки человеческих жизней.
Жертвами врага стало более ста кораблей и судов, что составило почти 6 процентов от их общего числа и превысило потери союзников в атлантических конвоях в процентном отношении почти в 8 раз. Немецких подводных лодок погибло 787 единиц. Вот это потери, вот это действительно немцы воевали так себе. Опытных германских подводников из-за больших потерь оставалось все меньше, зато навыки и техническая оснащенность конвойных сил стремительно возрастали. Совершенная акустика, радиолокация, палубная авиация и мощное оружие, а главное - опыт моряков делали свое дело. Несмотря на то, что к моменту капитуляции в норвежских базах насчитывало около 220 немецких подводных лодок, их успехи стали со временем весьма незначительными.
Не помогли ни технические новинки в применении акустических торпед и шноркеля, ни новая тактика атаки конвоев на подходах к советским портам. Жестокие сражения в полярных морях не утихали до самого конца войны. Однако в 1944 году ситуация окончательно изменилась в пользу союзников. Многолетнее сражения было выиграно совместными усилиями союзников, порой относившиеся друг к другу с подозрением, но явившихся невзирая ни на что. Высочайший пример эффективного боевого содружества, выдержки и повседневного героизма.
В те времена союзные моряки редко встречались друг с другом, но уже тогда зародилась настоящая боевая дружба. Она могла возникнуть и закалиться только в горниле борьбы с сильным и коварным врагом, а наш долг - остаться верными памяти отцов и дедов, которые вместе с союзниками переломили хребет фашизму.

конвой, прорвавшийся сквозь время


75 лет назад, 31 августа 1941 года, в Архангельске ошвартовались транспорты первого союзного конвоя, получившего кодовое обозначение «Дервиш», с военными грузами для сражающегося с нацисткой Германией Советского Союза.

12 августа 1941 года «Дервиш», в который входили шесть британских и одно голландское судно, скрытно покинул английский Ливерпуль. В трюмах находились мины, бомбы, стрелковое оружие, продовольствие, медикаменты, шерсть и крайне необходимый нашей промышленности каучук. Кроме того, транспорты везли грузовые автомобили и 16 истребителей «Харрикейн» в разобранном виде. Все это равномерно распределили по судам, чтобы потеря любого из них не привела к полной гибели какого-либо вида перевозимого груза. Эскорт составляли корабль ПВО, эсминец и пять вооруженных траулеров. Караван направился в Исландию. После краткой стоянки в Хаваль-фиорде, где траулеры охранения заменили эсминцами и тральщиками, 21 августа «Дервиш» взял курс на Архангельск. Вышел в океан и отряд прикрытия, который составляли авианосец, два крейсера и три эсминца.


Переход первого союзнического конвоя в советский порт занял десять суток и завершился благополучно. Архангельск, несмотря на тревожную обстановку на советско-германском фронте, организовал союзникам восторженную встречу.

Обратный союзный конвой, к которому присоединились восемь советских пароходов, покинул наш порт 29 сентября. В тот же день из Исландии вышел следующий, добравшийся до Архангельска 11 октября. До января 1942 года Архангельск и Молотовск (ныне Северодвинск) приняли семь конвоев в составе 56 транспортов. В дальнейшем основным местом их разгрузки стал Мурманск.

Всего за годы Великой Отечественной войны в северные порты СССР отправился 41 союзный конвой в составе 811 судов, из которых достигли цели 720, 58 погибли при переходе и 33 по различным причинам вернулись в порты отправления. В 37 обратных конвоях из 715 судов в Англию и Исландию прибыли 680. 29 транспортов противник потопил, еще восемь были вынуждены повернуть назад. Основная часть потерянных транспортов принадлежала США и Англии, только девять ходили под советским флагом.

Семь кораблей стран-союзников СССР прибыли в порт Архангельска 31 августа 1941 года. Конвой имел кодовое название "Дервиш" и открыл программу военной помощи СССР со стороны государств антигитлеровской коалиции.

Отметить 75-летие этого события в Архангельск съезжаются представители девяти стран антигитлеровской коалиции. Среди почетных гостей - британская принцесса Анна.

О том, почему приходу "Дервиша" придается такое значение, корреспондент ТАСС побеседовал с заведующим кафедрой отечественной истории Северного (Арктического) федерального университета, профессором Михаилом Супруном, который является автором почти ста научных работ, посвященных северным конвоям и программе ленд-лиза.

- Михаил Николаевич, когда и кем было принято решение об отправке "Дервиша" в СССР?

Уинстон Черчилль, несмотря на серьезные разногласия со Сталиным, уже 22 июня 1941 года сделал заявление о намерении помочь СССР. 12 июля было подписано советско-британское соглашение о всемерной взаимной помощи. На его основании англичане и приступили к снаряжению первого конвоя, который вышел в Исландию 12 августа 1941 года. 18 августа наши страны подписали договор "О товарообороте, кредите и клиринге" и через несколько дней после этого конвой взял курс на Архангельск.

Где он формировался и под какими флагами шли суда? Одни источники говорят что вместе с британскими судами шел датский транспорт, другие - что голландский.

Формировался конвой в английском Ливерпуле, а сама организация ордера и распределение кораблей охранения завершились в Исландии. Шесть судов шли под английским флагом, одно – под голландским. Последнее судно иногда относят к датским из-за ошибки перевода. Dutch по-английски означает голландский, а не датский. Конвой охраняли девять английских боевых кораблей.

Какой груз вез первый конвой? Из публикаций о северных конвоях мы знаем, что они привозили в СССР даже такие необычные товары как канадское сало в шоколаде. Оно уже было на борту первого конвоя?

На борту и в трюмах этих транспортов были магнитные мины, истребители "Харрикейн", глубинные бомбы, а также каучук, олово, шерсть и прочие товары, всего весом около 25 тысяч тонн. Все это запросило советское правительство в рамках кредитного соглашения.

Продовольствие в тот момент мы еще не заказывали. Сало в шоколаде, курица или индейка в шоколаде, сухое молоко, яичный порошок, тушенка и другие максимально обезвоженные и максимально калорийные продукты мы стали запрашивать и получать в 1942 и особенно в 1943 году – самом неурожайном за всю войну.

- Насколько спокойно прошло плавание конвоя, неужели он не заинтересовал гитлеровцев?

До декабря 1941 года, то есть до контрнаступления под Москвой, обусловившего срыв "блицкрига", немцы не придавали этому направлению серьезного значения. Поэтому вплоть до января 1942 года конвои проходили практически без потерь. "Дервиш" также благополучно дошел до Архангельска.

Его появление в городе было серьезной моральной поддержкой. Люди начали понимать, что мы воюем в коалиции, обладавшей колоссальным военным, материальным, сырьевым и людским потенциалом, многократно превосходящем потенциал германского блока. Думаю, особенно радовались этой помощи реально ее ощутившие стивидоры порта Бакарица, разгружавшие караван. Менее чем за две недели все суда были разгружены и подготовлены к отправке в родные порты.

А выгруженные в ящиках на Кегострове (островной район Архангельска, где размещался городской аэродром. – Прим. ТАСС ) первые "Харрикейны" группы лейтенанта Гиттинса уже 2 сентября обрели крылья. 12 сентября все 15 истребителей вылетели на аэродром Африканда, что на Кольском полуострове.

- Какие проблемы выявил первый конвой?

Безусловно, проблем было множество: и со связью, и с лоцманской, таможенной службам, логистикой… Боевые корабли иностранных государств в Архангельске не видели со времен Гражданской войны.

- Были ли в составе первого конвоя какие-то известные личности или ставшие ими позднее?

Все участники этого перехода были по-своему замечательными личностями от коммодора капитана Даудинга до простого кочегара. Но помимо моряков, на борту судов конвоя были и пассажиры – известный польский художник-экспрессионист Феликс Топольский, пресс-атташе британского посольства, депутат парламента и известный публицист Вернон Барлет, а также журналистка и "суфражистка" (как она себя называла) Шарлотта Халдейн. Последняя была редактором левой газеты и состояла в компартии Великобритании. Правда, после посещения СССР, вернувшись на родину, покинула ряды коммунистов и даже написала антисоветскую пьесу "Справедливость глуха".

- Каково значение "Дервиша" с военно-политической, пропагандисткой точки зрения?

Значение первого конвоя и последовавших за ним караванов трудно переоценить. Арктика и проходивший здесь северный маршрут поставок вплоть до 1943 года являлись самым главным морским театром военных действия всей Второй мировой войны. В коалиционной стратегии "стягивания кольца" это был сектор, с которого предполагалось начать, по словам Черчилля, "свертывание европейской карты сверху", то есть открытие "второго фронта".

В ходе проводки караванов в арктических широтах отрабатывалась практика взаимодействия союзных флотов. В этом состояло военно-политическое значение конвоев и, в частности, "Дервиша", проложившего северный маршрут.

Но особенно важной в начале войны была моральная поддержка советского народа. Моральный фактор на войне, по выражению Наполеона, соотносится с материальным "как три к одному". Эта помощь не только вселяла уверенность в победе среди советских людей, но и являлась сильным деморализующим фактором в стане противника.

О масштабах помощи можно сказать следующее. С 1941 по 1945 годы СССР получил по программе ленд-лиза, принятой в США, различных товаров, техники и сырья общим объемом около 17,5 млн тонн на $13,5 млрд.

В качестве обратного ленд-лиза мы передали союзникам сырья, пиломатериалов и редкоземельных металлов на $2 млн – суммы, как мы видим, не сопоставимые. В обратный путь из того же Архангельска транспорты союзников уходили фактически пустыми, лишь для балласта они брали на борт руду, древесину. Основным вкладом нашей страны в "ленд-лизовский резервуар победы" было удержание восточного фронта - главного сухопутного фронта войны.

- К каким малоизвестным, интересным фактам из истории "Дервиша" вы бы привлекли внимание?

В первую очередь к восприятию Архангельска и архангелогородцев англичанами. Самые полные воспоминания о "Дервише" оставили, как ни странно, летчики 151 авиакрыла, прибывшие с первым конвоем. В их задачу входила сборка "Харрикейнов", их облет на Кегострове и перелет на Кольский полуостров.

Самые полные воспоминания о "Дервише" оставили летчики 151-го авиакрыла, прибывшие с первым конвоем. Все, что они видели, было для них экзотикой. Поражало русское хлебосольство, запомнилась англичанам и их плавучая гостиница - колесный пароход "Иван Каляев"

Все, что они видели, было для них экзотикой. Поражало русское хлебосольство: вместе с русскими офицерами они пили стаканами за победу, закусывая ложками икры прямо из стеклянных банок. Запомнилась англичанам и их плавучая гостиница – колесный пароход "Иван Каляев", который они ласково называли "Шаланда с Миссури" ("Missouri Scow") или "Гоночная баржа" ("Winkle-Barge").

Поражались они и русским женщинам. Красавицы, одетые в ватники, таскали тяжеленные бревна, а потом садились на короткий перерыв и пели песни… Особо примечательно, что с британской делегацией на празднование 75-летия "Дервиша" приезжает около 30 ветеранов и их родственников, в том числе и ветеранов 151 крыла.

Беседовал Владимир Ануфриев

Союзные северные конвои в СССР

С августа 1941 года до января 1942-го Архангельск и Северодвинск (тогда Молотовск) приняли семь конвоев в составе 56 транспортов. В дальнейшем основным местом их разгрузки стал Мурманск.
В 1941-1944 годах в северные порты был проведен 41 морской караван, в которых приняло участие свыше 800 транспортных судов.
Северные конвои доставили в СССР крайне важные для страны стратегические грузы, в том числе 5 тыс. танков, 7 тыс. самолетов, тысячи автомобилей, десятки тысяч тонн боеприпасов, снаряжения и продовольствия.
Из трех основных маршрутов союзных конвоев — Арктического, Тихоокеанского и Трансиранского — северный считался наиболее опасным, хотя и самым коротким. До 15% грузов, отправленных этим маршрутом, затонуло из-за гибели кораблей, более 5 тыс. моряков разных стран погибли в пути.

Продолжение