Каким был остап в повести тарас бульба. Сочинение «Тарас Бульба: образ Остапа

Произведение Н.В.Гоголя знакомит с множеством мужских характеров, но центральными являются три представителя семьи казаков: отец и два его сына.

Образ и характеристика Остапа в повести «Тарас Бульба» занимают одно из центральных позиций, они помогают представить, насколько сильным может быть человек в своей вере и преданности отцу и Отечеству.

Остап – сын

Старший сын Остап сразу формируется по своим законам, с упорным и крепким характером. Как пан и помещичий ребенок, он воспринимается сложно. Больше в восприятии читателя герой похож на мужчину, готового к битве. Киевская бурса – первая школа парня. Образование – веяние времени и эпохи. Хотя автор говорит, что детям оно нужно временно, чтобы

«… после совершенно забыть его…».

Верится в это с трудом. Речи военных полковников Запорожской Сечи доказывают силу их слов и высокий уровень образованности. Остап – не исключение. Он понимает необходимость учебы, но сначала пытается ей противостоять: сбегает, закапывает книги в землю. Протест проходит после отцовского наставления.

Остап – настоящий потомок своего отца. Тарас предлагает ему биться после возвращения из бурсы, сын не поддается и не отказывается помериться силой:

«…Да хоть и батька. За обиду … не уважу никого…».

Провести параллель можно с поведением отца. Тараса не останавливает, что Андрий его сын. Изменник должен быть казнен.

Остап Бульба – казак

Личность казака интересна и индивидуальна. Черты характера молодого запорожца:

Гордость.

«…недотрога, гордый…».

Остап никогда не просит пощады, не ждет прощения и помилования, смиренно ждет наказания, терпит порку. Даже на казни, понимая, какие муки ждут его, он смотрит вокруг с

«…тихой горделивостью…».

Уверенность в будущем. Сын проникается службой сор всей глубиной души.

«Добрый будет казак!»

Так о запорожце думают полковники Сечи, отец и товарищи по куреням.

Умение воевать. Остап дерется хорошо, как будто родился со знанием военного дела, впитал сложную науку с молоком матери.

Удаль. Умение казака сразу выделило их всех молодых парней, пришедших на Сечь впервые. Он метко стреляет по целям, отлично плавает

«…переплывает Днепр против течения…».

Сила и мощь. Остапа сравнивают по силе с исполином. Особенно ярко его сила проявляется в сцене гибели. Ни звука не произнес молодой казак, когда перебивали ему кости. Молча отворачивались люди в толпе, им было больно, а Остап терпел ужасы пытки.

Мужество. Запорожец понимает, что защищает, поэтому воюет со всей имеющейся силой. Мужеством и смелостью восхищаются и автор, и читатель, рядом воюющие казаки.

Внешность молодого запорожца

Остапа ласково называют Бульбенкой. Он обладает особой мужской статью, быстро мужает, взрослея телом и разумом. Как описывается внешность героя:

  • дюжий;
  • здоровый;
  • крепкий;
  • свежий;
  • могучий;
  • рослый.

Взрослея, Остап терял

«…юношескую мягкость…»,

Обретал грозный и строгий вид. Запорожец одевается, как положено на Сечи: широкие как море шаровары, золотой очкур (пояс), алый казакин (кафтан), баранья шапка. У старшего сына атамана грозный вид:

«чеканные турецкие пистолеты»,

Сабля, украшения для курительной трубки. Красивый и статный вид не давал возможности молодому казаку остаться незамеченным.

Бульба Остап – мужчина

Старший сын мечтает о войне, в его мыслях нет женских образов, желания нежности и отдыха. Война и пирушки – единственные побуждения молодого казака. Характер мужчины не дает возможности читателю найти у Остапа слабости:

Чувство товарищества. Отличный соратник, верный друг, уверенный защитник. Остап не стремится занять лидерские позиции. Он не предает, не выдает друзей:

«… никакие плети и розги не могли заставить его это сделать…».

Ум и способность. Парень становится куренным практически сразу. Он младше, а

«…разум у него, как у старого человека…».

Атаманом куреня обычно становились уже в зрелом возрасте, после многочисленных походов, но здесь все произошло быстро. Молодой Бульба проявил военные способности и добился признания опытных запорожцев.

Хладнокровие. В 22 года казак обладал огромной выносливостью, он не играет эмоциями,

«…вымеряет опасность…»

Затем определяет положение сложившейся ситуации и ищет выход. Хладнокровие позволяет Остапу держать проблему под контролем, уверенность успокаивает товарищей, дает нужный результат.

Остап – образ представителя казачества эпохи Запорожской Сечи. Внешность, характер, поступки и поведение – все восхищает читателя, а крепость духа молодого казака и вера в правоту своего дела просто поражают.

«Тарас Бульба» легло реальное историческое событие - казацкое восстание 1638 года, которое подавил гетман Потоцкий. Драматические судьбы персонажей повести вдохновлены конкретными историческими примерами. Прототипом Тараса Бульбы стал Охрим Макуха, атаман запорожского войска, соратник .

У этого Охрима было трое сыновей, один из которых переметнулся на сторону поляков и предал казаков из-за того, что влюбился в польскую панночку, как это случилось в повести с . Другой сын Охрима – Хома – стал прототипом гоголевского Остапа. Этот Хома пытался доставить брата-перебежчика к отцу, но погиб по ходу дела.

Эту историю Гоголь узнал от человека, с которым вместе учился - потомка третьего, выжившего сына Охрима Макухи, в семье которого этот рассказ передавался как фамильное предание. Писатель также пристально изучил исторические источники - труды ученых-историков, украинские летописи и народные песни.


Повесть «Тарас Бульба» впервые издана в составе сборника «Миргород» в 1835 году. В 1842 году вышел второй том «Сочинений» Николая Гоголя, куда вошла отредактированная версия повести, которая коренным образом отличается от первой.

«Тарас Бульба»

Остап - молодой запорожский казак, сын пана Тараса Бульбы. В начале повести герою 22 года, это крепкий и рослый юноша, который еще не бреет бороды. После приезда в Запорожскую Сечь герой мужает, а черты его лица становятся «грозными».

У героя есть младший брат Андрий. Остап вместе с братом получил образование в киевской бурсе (академии), куда юношей отправили еще двенадцатилетними. Каждый год на время каникул юноши отправлялись домой и весь путь проделывали пешком, потому что по обычаю считались слишком юными, чтобы ездить верхом. Тарас Бульба одарил сыновей конями, только когда те уже выпускались из бурсы.


В бурсе Остап не проявлял рвения в учебе и в первый год даже попытался сбежать. Однако героя вернули назад, высекли в назидание и вынудили засесть за книги. Остап четырежды закапывал учебники в землю, за что всякий раз получал плетей. Зато герой считался в бурсе надежным товарищем и никогда не выдавал других даже под угрозой наказания.

Несмотря на то, что Остап и Андрий выросли вместе и одинаково воспитывались, в характерах братьев много несхожего. Андрий с юных лет был веселым человеком с легким характером, хорошо учился в бурсе, охотно ввязывался в потасовки и выходил сухим из воды.

Остап сторонился общества и был замкнут. Возмужав, Остап стал человеком с твердым характером и четкими представлениями о долге. Андрий остался более легкомысленным и предал «своих» из-за романтических чувств к полячке.


Остап - гордый и видный молодой мужчина, настоящий казак, который никому не дает спуску. Славно бьется, метко стреляет и может выстоять в бою с шестерыми противниками одновременно. Остап и Андрий способны переплыть Днепр против течения. Отец гордится героем и считает, что со временем из Остапа получится «добрый» полковник.

Остап действительно демонстрирует задатки хорошего лидера. Это собранный и хладнокровный молодой человек, который не теряется в сложной ситуации, способен быстро оценить текущее положение дел и придумать, как одолеть надвигающуюся угрозу. Война и пирушки - главная забота героя, остальное Остапа волнует мало. При всей нелюбви к учению, Остап считался среди казаков разумным человеком, чьи способности позволили ему стать куренным атаманом в молодом возрасте.


Биография героя заканчивается трагически. Оказавшись в руках врагов, Остап ведет себя мужественно, идет на казнь «с тихой горделивостью» и стойко переносит пытки, которым героя подвергают на городской площади при стечении народа. Тарас Бульба, мстя за смерть сына, с громадной армией казаков идет против поляков и проявляет к врагу чрезмерную жестокость.

Экранизации

Первая экранизация «Тараса Бульбы» вышла на заре кинематографа, в 1909 году. Это короткометражный немой фильм, снятый режиссером Александром Дранковым. Первый фильм был снят примитивно и состоял из нескольких эффектных эпизодов, мало связанных сюжетно или по смыслу.

В 1936 году вышла французская историческая драма «Tarass Boulba». Фильм снял русский режиссер Алексис Грановский на студии «GG Films». В роли Остапа Бульбы выступил актер Роже Дюшен.


Иллюстрация к книге "Тарас Бульба"

Два года спустя в Великобритании вышел ремейк фильма Грановского под названием «The Rebel Son» («Мятежный сын»). На этот раз Остап в сценарии отсутствует, внимание сосредоточено на взаимоотношениях Тараса Бульбы со вторым сыном – Андрием. Снял фильм режиссер Александер Корда.

В 1962 году вышла американская экранизация «Тараса Бульбы» с в главной роли. Остапа сыграл актер Perry Lopez (Перри Лопез).

В фильм много расхождений с текстом повести и забавных стереотипных (с точки зрения русскоговорящего зрителя) моментов. Юл Бриннер чересчур молод и атлетически сложен для роли Тараса Бульбы, который был грузным немолодым казаком с седыми усами. В фильме есть цыгане, сцена боя на шпагах в стиле «Трех мушкетеров», есть эпизод, где Юл Бриннер поет на английском песенку на мотив «калинки-малинки». В еще одном эпизоде изображена «типичная» игра удалых казаков: в яме сидит злой медведь, а герой проходит по перекинутому бревну над ямой, прихлебывая на ходу водку из бутылки. В финале Тарас Бульба остается в живых, а казаки берут Дубно.


Кадр из индийского фильма "Тарас Бульба"

В 1963 году вышел итальянский фильм «Taras Bulba, il cosacco» режиссера Ferdinando Baldi (Фердинандо Бальди). Роль Остапа там исполнил George Reich (Джордж Рейх).

В 2010 году Тарас Бульба «дошел» до Индии. Режиссер Анил Шарма снял по мотивам гоголевской повести фильм «Вир - герой народа». Сюжет повести «пересажен» на индийскую почву. Андрий и Остап здесь превращены в двух братьев - Вира и Пунью, Тарас Бульба - в отца главных героев, главаря банды Притхви Сингха, а поляки - в англичан, колонизаторов Индии.

Время действия - вторая половина XIX века. Войска английских колонизаторов, объединившись с индийским королем Гьянендрой, уничтожают банду Сингха. Вир вместе с младшим братом отправляется учиться в Лондон, столицу колонизаторов, которым герой мечтает отомстить за отца. В Лондоне Вир встречает соотечественницу и влюбляется, но та оказывается дочерью короля Гьянендры, врага Вира, который по-прежнему выступает на стороне англичан и хочет расправиться с героем.


В 2009 году вышла российская историческая драма «Тарас Бульба» режиссера . Фильм снимался в Петербурге на киностудии «Ленфильм», часть эпизодов снимали в польском городе Вроцлаве, часть - на территории Украины: в Каменце-Подольском, на острове Хортица, в Киеве и Хотине. Роль Остапа сыграл актер .

В фильме есть ряд несоответствий с текстом повести. У Гоголя меньший акцент сделан на польской панночке, в которую влюблен Андрий. Неизвестно имя этого персонажа, а после решающего сражения у Дубно панночка больше не упоминается в тексте. В фильме Бортко панночка получает имя - Эльжбета Мазовецкая, дочь воеводы, и судьба персонажа разработана лучше. Героиня рожает от Андрия сына и умирает при родах.


Кадр из фильма "Тарас Бульба" Владимира Бортко

В повести Гоголя много антисемитских высказываний, которые убраны из сценария фильма. Кроме того, у Бортко поляки нападают на хутор Бульбы и убивают жену героя, о чем в повести нет ни слова. В фильме есть также сцены пыток колесованием, подвешением на крюк за ребро и прочих, в повести же пытки, которым был подвергнут плененный Остап и другие казаки, подробно не описаны.

Цитаты

«Есть еще порох в пороховницах?!»
«Терпи, казак, - атаман будешь!»
«Я тебя породил, я тебя и убью!»
«Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?»
«Отчизна есть то, что ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя - ты».

Старший сын Тараса Остап во многих чертах напоминает своего отца; его без малейшей погрешности можно считать плотью от плоти и костью от кости старого Тараса. Остап такой же продукт своей эпохи и ее духа, как и Тарас. Разница между ними состоит только в возрасте. Что у Тараса уже вполне определилось и составляет сущность его натуры, то у его сына уже заложено, но еще не определилось вполне, а развивается и выясняется с ходом и развитием повести, и видно как быстро происходит в молодом бурсаке процесс формирования удалого «рыцаря» и казака.

Приехав в родной дом из бурсы после продолжительной разлуки, Остап смущенно смотрел в землю и выказывал сильную застенчивость; она, однако, моментально исчезла, когда отец вздумал было над ним смеяться; Остап сейчас же обнаружил свои истинные свойства: высокое понятие о своей чести, способность отстаивать ее пред кем бы то ни было, даже пред отцом, и большую физическую силу. Обнаружив эти свойства, он сейчас же заслужил одобрение отца и предсказание, что из него «добрый будет казак».

Действительно, в Остапе было заложено все, что составляет неотъемлемые свойства «доброго казака», но на момент приезда он им еще не был, и старый Тарас своим словом «будет» именно и выразил ту мысль, что Остап представляет пока лишь хороший материал для будущего казака, а станет им тогда, когда попадет в Сечь, да понюхает пороху, да покажет себя в деле, т. е. в битве, так как только Сечь — настоящая школа для казака, а настоящее дело — битва. Все то, чем Остап занимался раньше — так себе, вздор, ничего не стоит, а вот Сечь и битва — другое дело, это то, чем именно и должен заниматься казак.

Собственно говоря, Остап так и смотрел на науку и бурсу, а с другой стороны на Сечь и на достоинства и обязанности казака. Будучи еще двенадцатилетним мальчиком, он проявил все признаки такого мировоззрения. Он не хотел учиться и, отданный в Киев, в бурсу, в тот же год убежал, но его выдрали немилосердно и возвратили; четыре раза он закапывал в землю свой букварь не желая сидеть за скучной книгой, и четыре раза сажали его за новую книгу, но и это все не помогло бы, но Тарас догадался пригрозить Остапу, что продержит его двадцать лет в монастырских службах и не позволит никогда увидеть Запорожья, если он не окончит курса в бурсе.

Только это средство оказалось действительным, и спустя восемь лет Остап и его младший брат Андрий окончили полный курс наук в тогдашней бурсе, хоть это делалось для того, чтобы после всю науку забыть совершенно, а выучиться другой, более необходимой в тогдашней жизни, т. е. военному делу. Сам автор говорит, что эта тогдашняя наука, способы преподавания и подбор преподавателей могли только ожесточить характер учащихся, сообщить им твердость, всегда отличавшую казаков, выработать в них чувство солидарности, которая впоследствии превращалась в «товарищество», род военной организации, известной под именем Сечи или Запорожья.

Таким именно и был Остап еще на школьной скамье; он всегда считался одним из лучших товарищей, но не проявлял активности в школьных шалостях, так как редко брал на себя роль предводителя в опасных и дерзких предприятиях — обобрать чужой огород или сад, но зато всегда был одним из первых, являвшихся под знамена предприимчивого бурсака, причем никогда не выдавал своих товарищей; никакие плети и розги не могли заставить его это сделать. Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной жизни, по крайней мере, никогда почти о другом не думал. Он был прямодушен с равными. Он был добр настолько, насколько это было возможным при таком характере и в тогдашнее время. Естественно, что имея такие задатки и воззрения еще в школе, Остап очень скоро превратился в то, что по тогдашнему времени определялось выражением «добрый казак».

Очутившись вместе с отцом и братом в Сечи, Остап со всею своею пылкостью бросился в это разгульное море и забыл вмиг и отцовский дом, и бурсу, и все, что волновало прежде душу, и предался новой жизни, став скоро на хорошем счету у старых казаков. Он быстро освоился с жизнью «вольных казаков» и даже во многих отношениях поднялся выше общего уровня своею ловкостью и силой. Недоставало только крещения огнем и мечом, но и это вскоре совершилось, и Остап вышел из него с честью. В битвах с поляками он проявил столько мужества и ловкости, что заслужил одобрение всех опытных казаков, а Уманский курень выбрал его даже в куренные атаманы вместо убитого Бородатого. Казаки руководствовались при выборе следующим соображением «Он, правда, младший всех нас, но разум у него, как у старого человека», а кошевой высказал такое мнение о новом атамане: «Вот и новый атаман, а ведет войско так, как бы и старый». Одним словом, в первый же поход он превратился в «доброго казака» и вполне заслужил эту репутацию.

Он совершенно стал походить на своего отца, обнаружил ту же воинственность, отвагу, презрение к мирной жизни; суровость в обращении, энергию, предприимчивость и стойкость. Если бы Остапу суждено было прожить на свете, сколько прожил Тарас, то из него выработался бы совершенно такой же тип, как и его отец. Достойна замечания смерть Остапа; она столь же героична, как и смерть его отца. Умирая на эшафоте от руки палача, он все же торжествовал над врагами своей родины и думал о ней.

В произведении Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» отражается не только историческое прошлое, но и показывается личная драма казака Тараса Бульбы и его сыновей - Остапа и Андрия. С одной стороны, два брата отличаются, а с другой - очень похожи. Поэтому довольно интересно их сопоставление.

Обзор повести «Тарас Бульба»

Обзор повести позволит понять, как получилось, что выросшие в одной семье и воспитанные одинаково, дети Тараса - Остап и Андрий - братья и враги. Всей душой любил родную Украину Тарас Бульба. Бойкий, неугомонный казак, он был словно создан для бранной битвы. Поле чистое да хороший конь - все, что просит его душа.

Беспощадный к врагу, нежный к товарищам, Тарас защищает угнетенных и обездоленных. Вся его жизнь связана с Запорожской Сечью. Служению родной земле он отдавал себя безраздельно. Главное для него - свобода и независимость его народа. Опытный и мудрый предводитель казацкого войска, Тарас вел простую жизнь и ничем не отличался от своих товарищей.

Суровый и непреклонный, преданный своей отчизне, он отправляет в Сечь и своих сыновей, как только те вернулись домой из Киева, где обучались военным наукам. Всем друзьям с гордостью говорил Тарас Бульба - Остап и Андрий станут настоящими казаками. Братья вместе с отцом отправляются в Сечь.

В пути они больше молчали, переживали скорое расставание с матерью и родным домом. Сечь их встретила настоящим разгулом. Бульба предпринимает усилия, чтобы поднять войско в поход на Польшу. Вскоре казаки напали на город Дубно, где, как они полагали, много богатых обывателей и золота. Первый бой запорожцы выиграли, но не смогли войти в город.

Решающий бой

Возле стен Дубно они разбивают лагерь и готовятся ко второму бою. Гордится своими сыновьями Тарас Бульба. Остап и Андрий сражаются достойно. Старшего сына избирают атаманом Уманского куреня. Прирожденный казак, в бою Остап проявляет храбрость и мужество, действует хладнокровно и смело. Младший Андрий сражается увлеченно и отважно. С присущей ему горячностью, он совершает такие действия, на которые не отважился бы разумный Остап.

Ночью к Андрию пробирается служанка его возлюбленной. Андрий бросает войско и переходит на сторону врага. Во втором бою Бульба увидел, как его сын Андрий выезжает из городских ворот с польскими витязями. Отец не выносит предательства Андрия. Заманив его в ловушку, Тарас убивает сына.

В этом бою казачье войско понесло большие потери. Остап попал в плен, где умер под пытками. Отец пытался спасти сына, но не смог. Бульба потерял обоих сыновей, но мужественно продолжал сражаться. Бой длился четыре дня. Тарас отстал от своего войска и его настигли гайдуки. Его привязали к дубу и разожгли под ним огонь. И в последние минуты он думает о своих товарищах, о родной земле.

Два брата - две судьбы

Сравнительные характеристики Остапа и Андрия помогут сложить полный образ героев и понять их поступки и поведение. Но для начала рассмотрим, как прошло их детство, особенности воспитания.

Остап и Андрий росли рядом, играли в одни и те же игры. Излюбленным местом для них был луг за домом. Отца часто не бывало дома, воспитанием сыновей занималась мать. Младшенький сынок был маминой радостью. Остап же с ранних лет стремился во всем быть похожим на своего отца. Получили братья и одинаковое образование. Тарас понимал, что они должны учиться и отправил их в Киевскую бурсу. Уже там братья показали себя по-разному.

Они оба мечтали о подвигах и сражениях. Когда, по их возвращении, отец сказал, что сыновья поедут с ним в Запорожскую Сечь, оба обрадовались. Сечь - место, где они станут настоящими казаками. По дороге каждый из них думал о своем. Остап - о ратных подвигах, о том, что ни в чем не уступит своему прославленному отцу. Андрий - о возлюбленной красавице-полячке.

Внешность Остапа и Андрия автор описывает обобщающе. Видимо, для того, чтобы отметить, насколько близки они друг другу. Два дюжих молодца. Лица покрыты первым пушком волос, которым еще неведома бритва. У обоих длинные чубы, за которые всякий казак их мог выдрать. Чуть позже автор описывает их лица, едва загоревшие. Отчего их молодые черные усы еще ярче оттеняют здоровый цвет юности.

После приезда братьев в Сечь, они возмужали за месяц. Едва оперившиеся птенцы стали казаками. Юношеская мягкость в чертах лица сменилась уверенностью и решительностью.

Старший брат Остап

Волевой характер Остапа проявился еще в детстве. Учиться он не любил, четыре раза букварь закапывал. Убегал из бурсы и остался учиться только под угрозой отца. Когда его наказывали, он все сносил молча. Ложился сам под розги и никогда не просил пощады, никого не выдавал. Остап был верным товарищем, и друзья ему отвечали тем же. После наказа своего отца Остап приложил все усилия и стал лучшим в учебе.

Остап - надежный товарищ и безупречный боец. Он спокоен, молчалив и рассудителен. Остап чтит традиции дедов и отцов. Перед ним не стоит проблема выбора между своими чувствами и долгом. Сравнительные характеристики Остапа и Андрия помогут лучше и глубже понять обоих братьев.

Несмотря на то, что Остап - человек долга, смерть родного брата больно ранит его. Доброму по натуре, ему очень трудно смотреть и на слезы матери. Но он старается этого не показывать. Он любил всем сердцем родителей, но с отцом его роднило желание служить украинскому народу и родному краю.

Цельная натура, Остап безоговорочно принимает быт, идеалы и принципы казаков из Сечи. В свои двадцать два года он хладнокровен и трезво смотрит на многие вещи. Свою короткую жизнь он прожил достойно. Всегда почтителен, но знает границы - почтительность Остапа не переходит в угодливость.

Он с уважением относится к мнению запорожцев, но его категорически не интересует мнение иноземцев. Остап ни разу не растерялся в бою, не смутился. Казаки с достоинством оценили его силу и ловкость, смелость и отвагу в бою. Отец Тарас с гордостью говорил, что из него выйдет добрый полковник.

Автор отмечает, что тело его дышало крепостью и рыцарские качества юноши приобрели силу льва. Для молодого казака мир суров, но в нем все просто: есть враги - есть друзья, есть свои - есть чужие. Политика Остапа не интересует, он просто воин - отважный, суровый, верный и прямодушный казак. Он до конца остается верным своему долгу и отчизне. В плену его подвергли страшным мукам, Остап не сказал ни слова.

Когда пленных казаков ведут на эшафот, Остап идет впереди всех. Гордо смотрит на поляков и обращается только к запорожцам, чтобы они не говорили ни слова полякам, не посрамили казацкую славу. Ни крика, ни единого стона не вырвалось из его груди. Он умер как гордый и верный сын своей земли.

Младший сын Тараса - Андрий

Сравнительные характеристики Остапа и Андрия позволят ответить на многие вопросы. Заметно, что Андрию автор уделяет в повести больше места. Более подробно описана его внешность. И, кроме того, это единственный герой повести, с которым связана лирическая линия - история его любви к панночке. Но обо всем по порядку.

Во время учебы в бурсе, младший сын Бульбы проявил себя, как живой, развитый, смышленый и изобретательный человек. Учиться ему нравилось, и знания ему давались легко. Андрий был заводилой в «опасных предприятиях», но умело выходил сухим из воды. Легкий на подъем и решительный, он мог найти выход из любой ситуации. И умудрялся избежать наказания. Отец был уверен, что в будущем Андрий станет славным казаком.

В нем рано появилась потребность любить. О чем он стыдился сознаться брату и товарищам. Чувствительный от природы, он любил гулять по улицам Киева и наслаждаться красотой садов. Когда он увидел красивую панночку, сердце его наполнилось теплотой, и он не мог забыть этого.

Через несколько лет он встречает вновь эту девушку. Она повзрослела, изменилась и кажется Андрию еще прекрасней. Он говорит ей обо всем, что чувствует, трепетно обнимает ее и понимает, что не желает с ней расставаться. Не только сравнительные характеристики Остапа и Андрия, но и описание внешности братьев позволяют понять, что они совершенно разные.

В описании внешности старшего брата автор делает акцент только на его силе. В отличие от Остапа, описанию Андрия уделяется больше внимания: красивый молодой человек, бархатная бровь выгнута дугою, глаза сверкают ясной твердостью, щеки пылают ярким огнем и черные усы лоснятся, словно шелк.

Андрий любит природу, сильно скучает по матери. Но его нельзя назвать слабохарактерным. Он понимает, что совершил страшное преступление - предал своего отца и товарищей по оружию. И знал, каковы будут последствия его поступка. Но он до конца пытается оставаться собой, борется за собственное счастье.

В нем уживаются две крайности - тонкая чувствительная натура и смелый воин, который не боится посмотреть смерти в лицо. Он бросает хлеб голодному мужчине, но в бою его рука не дрогнет. Чувства юного казака, которые не угасли за несколько лет, подтверждают, насколько сильна была его любовь к панночке. И девушка ответила ему тем же.

Для встречи с панночкой Андрий проникает в чужой город. Но вначале он входит в католическую церковь. Его не смущает, что это храм чуждой ему веры. Он с изумлением смотрит на игру света, слушает орган. В этом эпизоде прекрасно показано, что ему доступна красота чуждой религии, страдания и печаль враждующего народа. Но душевная красота Андрия меркнет, когда он выступает «против своих», яростно и решительно, словно молодой борзой пес.

Остап и Андрий - братья и враги

Автор знакомит читателя с братьями, когда они возвращаются с учебы домой. Отец высмеял их нелепый наряд. Остапа оскорбили эти слова, и он пожелал разрешить спор кулаками. Отец подыгрывает сыну, чтобы проверить, действительно ли тот ни перед чем не остановится. Андрий равнодушен и никак не проявляет себя в этом эпизоде.

За обедом речь заходит об учебе, отец заводит разговор о наказании розгами. Старший сын не желает говорить на эту тему, младший же полон решимости нанести ответный удар. Из этой сцены становится понятно, что Остап - рассудительный и спокойный, Андрий - горячий молодой человек, который жаждет подвигов.

Остап, учившийся в семинарии без особого удовольствия, несколько раз сбегал оттуда. В пятый его побег отец предупредил, что отправит Остапа в монастырь. Слова отца подействовали на юношу, и он, благодаря силе воли и настойчивости, становится одним из лучших учеников. Он принимал участие во многих проделках, но товарищей не выдавал. Стойко переносил наказания розгами.

Андрий учился с удовольствием. Так же, как и брат, участвовал в различных авантюрах. Но благодаря своей изворотливости, успешно избегал наказания. Как и все его товарищи, Андрий мечтал о славе и подвигах, но чувство любви занимало особое место в его мыслях. Уже в Сечи, когда его находит служанка панночки, он под страхом смерти вытаскивает из-под уснувшего брата мешок с продовольствием, чтобы спасти возлюбленную от голода в осажденном городе.

В бою Андрий, не раздумывая, бросался в центр сражения, вытворяя то, что другим казакам было не под силу. Остап же, напротив, действовал рассудительно: оценивал сильные и слабые стороны противника, прежде чем приступить к действию. Оба брата пользовались большим уважением у запорожцев.

Два брата - Остап и Андрий - две судьбы, два характера, две смерти. Один брат погибает геройски, как славный сын своего народа. За казнь Остапа Тарас мстит сожженными городами и войной. Второй брат позорно погибает за отступничество и измену своему народу от руки своего отца. Тарас не хоронит сына по казацким обычаям, говорит, что похоронят и без него.

Обоих своих сыновей Тарас учил любить свой народ, землю и свободу. И желал, чтобы они стали достойными защитниками родного края и искренне служили своему народу. Именно поэтому измена младшего сына Андрия переросла масштабы семейной драмы и стала конфликтом между двумя мирами. Для Тараса вся жизнь заключалась в борьбе за справедливость. Младший же сын предпочел отцовским ценностям любовь к девушке. Старший до конца остается верным всему, чему учил его отец.

  • Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь, трудное знанье вершить ратные дела
  • Гоголь характеризует героя, подскажет народно-поэтические истоки образности (сравнения, эпитеты), лексический состав отрывков («Рыцарские его качества уже приобрели широкую силу качества льва»; «Как плавающий ястреб…»; «батька за пояс заткнет»; «Остап выносил терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стону не было слышно…»; «хотел бы он теперь увидеть твердого мужа, который бы разумным словом освежил его и утешил при кончине»; Авторский комментарий, подбор изобразительно-выразительных средств, ведущая роль героя в кульминационных моментах повествования), раскроет обобщенный характер образа, его типичные черты.
    Тарас - это воплощение старинных идеалов сечевого рыцарства, Андрий - воплощение взглядов неустойчивой части казачества, склонной к компромиссам и прямому предательству, а Остап - воплощение молодой запорожской силы, зреющей в народе. Тарас убивает Андрия как предателя своей родины, несмотря на то, что он его сын. В сцене сыноубийства мы видим величие характера Тараса

    Остап всегда был хладнокровен и никогда не терялся. В свои двадцать два года он мог предвидеть и соразмерить опасность, чтобы потом лучше преодолеть ее. В Остапе заметны черты будущего вожака. Автор сравнивает Остапа с великаном, потому что великаны, богатыри всегда были защитниками родной земли. Величие души Остапа - в верности запорожским идеалам: погибнуть за родную отчизну. Андрий по своему душевному складу индивидуалист и эгоист. Он отличался изнеженностью, страстностью, пылкостью чувств, преобладающих над рассудком.

    Трагический пафос последних глав повести «Тарас Бульба» требует определенных пауз: необходимо дать возможность внутренне перечувствовать, пережить самые скорбные страницы гоголевского повествования. И первые вопросы к ним – это вопросы о прочувствованном, о том впечатлении, которое оставляет в душе финал повести, трагическая судьба героев. Герои не погибают – они обретают бессмертие, ибо убеждены, что «не погибнет ни одно великодушное дело». Смерть, изображенная в повести Гоголя, «…освящена ореолом доблести, она духовна, хотя Гоголь не скупится на описание рек крови и вида отрубленных голов». Умирая, казаки понимают, что борьба не закончена, что смерть их не напрасна, а нужна для будущей победы. В этой вере в бессмертие народа – подлинный оптимизм повести, ее героический пафос, народное, жизнеутверждающее начало.