Крестовые походы (кратко). Крестоносец: значение слова в русском языке

Режиссёр Автор
сценария В главных
ролях Оператор

Мечислав Ягода

Кинокомпания Длительность Бюджет Страна

Польша Польша

Год IMDb Выход фильма «Крестоносцы» (оригинальное название - Krzyżacy) К:Фильмы 1960 года

Сюжет

Действие фильма разворачивается накануне и во время Грюнвальдской битвы 1410 года. Тевтонский орден распространяет своё влияние на все окрестности: грабежи, насилие, принуждение к рабству.

Шляхтич Юранд противодействует грабежам крестоносцев ордена.

Король Ягелло и князь Мазовецкий стремятся предотвратить конфликт с помощью переговоров. Крестоносцы похищают дочь шляхтича Юранда, который оказывает им сопротивление, и «соглашаются» вернуть её при условии, что сам Юранд приедет за ней в Щитно . Юранда унижают и ослепляют, так и не отдав ему дочь.

Фильм заканчивается попыткой художественной реконструкции событий Грюнвальдской битвы и смертью обезумевшей дочери Юранда, замученной в плену.

C долей художественного вымысла показаны «дикие лесные» люди в звериных шкурах (жмудь).

Напишите отзыв о статье "Крестоносцы (фильм)"

Примечания

Ссылки

  • (нем.) // Der Spiegel: журнал. - 1961. - 5 Julis (Nr. 28 ).

Отрывок, характеризующий Крестоносцы (фильм)

– Нет, я давно смотрю на вас; я почувствовал, когда вы вошли. Никто, как вы, но дает мне той мягкой тишины… того света. Мне так и хочется плакать от радости.
Наташа ближе придвинулась к нему. Лицо ее сияло восторженною радостью.
– Наташа, я слишком люблю вас. Больше всего на свете.
– А я? – Она отвернулась на мгновение. – Отчего же слишком? – сказала она.
– Отчего слишком?.. Ну, как вы думаете, как вы чувствуете по душе, по всей душе, буду я жив? Как вам кажется?
– Я уверена, я уверена! – почти вскрикнула Наташа, страстным движением взяв его за обе руки.
Он помолчал.
– Как бы хорошо! – И, взяв ее руку, он поцеловал ее.
Наташа была счастлива и взволнована; и тотчас же она вспомнила, что этого нельзя, что ему нужно спокойствие.
– Однако вы не спали, – сказала она, подавляя свою радость. – Постарайтесь заснуть… пожалуйста.
Он выпустил, пожав ее, ее руку, она перешла к свече и опять села в прежнее положение. Два раза она оглянулась на него, глаза его светились ей навстречу. Она задала себе урок на чулке и сказала себе, что до тех пор она не оглянется, пока не кончит его.
Действительно, скоро после этого он закрыл глаза и заснул. Он спал недолго и вдруг в холодном поту тревожно проснулся.
Засыпая, он думал все о том же, о чем он думал все ото время, – о жизни и смерти. И больше о смерти. Он чувствовал себя ближе к ней.
«Любовь? Что такое любовь? – думал он. – Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть бог, и умереть – значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику». Мысли эти показались ему утешительны. Но это были только мысли. Чего то недоставало в них, что то было односторонне личное, умственное – не было очевидности. И было то же беспокойство и неясность. Он заснул.
Он видел во сне, что он лежит в той же комнате, в которой он лежал в действительности, но что он не ранен, а здоров. Много разных лиц, ничтожных, равнодушных, являются перед князем Андреем. Он говорит с ними, спорит о чем то ненужном. Они сбираются ехать куда то. Князь Андрей смутно припоминает, что все это ничтожно и что у него есть другие, важнейшие заботы, но продолжает говорить, удивляя их, какие то пустые, остроумные слова. Понемногу, незаметно все эти лица начинают исчезать, и все заменяется одним вопросом о затворенной двери. Он встает и идет к двери, чтобы задвинуть задвижку и запереть ее. Оттого, что он успеет или не успеет запереть ее, зависит все. Он идет, спешит, ноги его не двигаются, и он знает, что не успеет запереть дверь, но все таки болезненно напрягает все свои силы. И мучительный страх охватывает его. И этот страх есть страх смерти: за дверью стоит оно. Но в то же время как он бессильно неловко подползает к двери, это что то ужасное, с другой стороны уже, надавливая, ломится в нее. Что то не человеческое – смерть – ломится в дверь, и надо удержать ее. Он ухватывается за дверь, напрягает последние усилия – запереть уже нельзя – хоть удержать ее; но силы его слабы, неловки, и, надавливаемая ужасным, дверь отворяется и опять затворяется.

Предпосылки

На востоке

Однако, среди христиан ещё с апостольских времён распространилась одна негативная черта - «теплохладность» (Откр. 3:16), проявлявшаяся в том, что некоторые христиане стали считать, что в Евангелии есть заповеди, якобы очень трудные для исполнения, которые не все «могут вместить». Например, не каждый способен раздать всё своё имение нищим (Мф. 19:21), (Деян. 5:1-11), или не каждый способен на строгое безбрачие (1Кор. 7:25-40), (Рим. 8:8), (2Тим. 2:4). Такая же «необязательность» распространилась и на вышеуказанные заповеди Христа о непротивлении злому[источник?].

Крестовые Походы на Востоке против мусульман тянулись непрерывно два столетия, до самого конца XIII в. Их можно рассматривать как одну из важнейших стадий той борьбы между Европой и Азией, которая началась ещё в древности и не окончена до сих пор. Они стоят наряду с такими фактами, как греко-персидские войны , завоевания Александра Македонского на Востоке, нашествие на Европу арабов и потом османских турок. Крестовые Походы не были случайны: они были неизбежны, как обусловленная духом времени форма соприкосновения двух различных миров, не разделенных естественными преградами. Результаты этого соприкосновения оказались чрезвычайно важными для Европы: в истории европейской цивилизации крестовые Походы создали эпоху. Противоположность между двумя мирами, азиатским и европейским, живо чувствовавшаяся и ранее, особенно обострилась с тех пор, как появление ислама создало резкую религиозную противоположность между Европой и Востоком. Столкновение обоих миров стало неизбежным, тем более, что как христианство, так и ислам одинаково считали себя призванными к господству во всем мире. Быстрые успехи ислама в первом столетии его существования грозили серьезной опасностью европейской христианской цивилизации: арабы завоевали Сирию, Палестину, Египет, северную Африку, Испанию. Начало VIII столетия было для Европы критическим моментом: на Востоке арабы завоевали Малую Азию и грозили Константинополю, а на Западе пытались проникнуть за Пиренеи . Победы Льва Исаврийца и Карла Мартелла спасли Европу от непосредственной опасности, а дальнейшее распространение ислама было остановлено начавшимся вскоре политическим разложением мусульманского мира, который был до тех пор страшен именно своим единством. Халифат раздробился на части, враждовавшие друг с другом.

Первый крестовый поход (1096-1099)

Четвёртый крестовый поход (1202-1204)

Мысль о возвращении Святой Земли не была, однако, окончательно оставлена на Западе. В 1312 году папа Климент V проповедовал крестовый поход на Вьеннском соборе . Несколько государей дали обещание идти в Святую Землю, но никто не пошёл. Несколько лет спустя венецианец Марино Сануто составил проект крестового похода и представил его папе Иоанну XXII ; но время крестовых походов прошло безвозвратно. Кипрское королевство, подкрепленное бежавшими туда франками, долго ещё сохраняло свою независимость. Один из его королей, Петр I ( -), объехал всю Европу с целью поднять крестовый поход. Ему удалось завоевать и ограбить Александрию , но удержать её за собой он не мог. Окончательно ослабили Кипр войны с Генуей , и после смерти короля Иакова II остров попал в руки Венеции: вдова Иакова венецианка Катерина Корнаро по смерти мужа и сына вынуждена была уступить Кипр своему родному городу (). Республика св. Марка владела островом почти целое столетие, пока не отняли его у неё турки . Киликийская Армения , судьба которой со времени первого крестового похода была тесно связана с судьбой крестоносцев, отстаивала свою независимость до 1375 года , когда мамелюкский султан Ашраф подчинил её своей власти. Когда османские турки утвердились в Малой Азии , перенесли свои завоевания в Европу и стали грозить христианскому миру серьезной опасностью, Запад пытался организовать крестовые походы и против них.

Причины неудачного исхода крестовых походов

В числе причин неудачного исхода крестовых Походов в Святую Землю на первом плане стоит феодальный характер крестоносных ополчений и основанных крестоносцами государств. Для успешного ведения борьбы с мусульманами требовалось единство действия; между тем крестоносцы приносили с собой на Восток феодальное раздробление и разъединение. Слабая вассальная зависимость, в которой крестоносные владетели находились от иерусалимского короля, не давала ему действительной власти, какая нужна была здесь, на границе мусульманского мира.

Крестовые походы пастушков

Первый поход пастушков (1251)

Второй поход пастушков (1320)

В 1320 году крестьяне Северной Франции отправились в Святую Землю. По легенде, у молодого пастуха было видение, что ему на плечо села волшебная птица, затем она превратилась в молодую девушку, которая призвала его на битву с неверными. Так возникла идея крестового похода «пастушков». По дороге число «пастушков» быстро увеличивалось. Во время похода отряды добывали себе пропитание у местных жителей, то есть грабежами, и в первую очередь страдали евреи. «Пастушки» смогли добраться до Аквитании, но власти решили принять меры против «пастушков», которые разоряли Юг Франции грабежами, так как продвигались очень медленно. Папа Иоанн XXII выступил с проповедью против них, а король Филипп V выступил против них с войсками, которые расправились с крестьянским войском.

Так кто же такие крестоносцы , кто с конца XI века до полного завершения эпохи Средневековья, а то и позже стал главной действующей силой Западной Европы? В главном разделе сайта хотим уделить внимание именно этому вопросу, здесь мы и будем рассматривать корни, причины и следствия этих явлений. Итак, немного обзорной аналитики по историческому периоду.

После покорения Палестины туркам-сельджукам в Европе стали все чаще появляться истории, будоражащие ум и совесть неимоверно, о несметном количестве бесчинств и преступлений мусульман по отношению к христианским святым местам, о жестоком отношении и преследовании верующих во Христа. Византийским императором Алексеем Первым Комнином был кинут клич к народам Запанной Европы о помощи и поддержке своих единоверных братьев и сестер, проживающих на землях, порабощенных неверными. Случилось это в 1094-ом. Католически глава Папа Римский Урбан Второй, несмотря на противостояние с византийцем, поддержал идею, и была провозглашена папская булла об освобождении Гроба Господня в Иерусалиме. Именно его проповедь зажгла в сердцах католиков «благородный гнев» мести и религиозное рвение многих народов нашло своё русло и направление. На полтора века хватило всего этого зажигательного посыла - вооруженное паломничество европейского сборного христианского воинства к Палестинским берегам не прекращалось ни на год, освободить Святую Землю стремились все участники походов. Со временем получивших название «крестовые». Участникам на одежду нашивали красные кресты, отсюда и пошло самоназвание, прижившееся со временем и относящееся потом только к рыцарям-крестоносцам, что исторически не верно. Крестоносцами считались все участники похода на Палестину. Однако традиция сильнее логики оказывается подчас.

К двенадцатому столетию Европа имела в наличии удачное сочетание обстоятельств для сбора многочисленного воинства для Крестовых походов. По законам геополитики они воспринимались как средство для очищения перенаселенной Европы, давали возможность энергию недовольных своим экономическим и социальным положением людей, агрессию полукриминальных и криминальных кругов, направить в русле справедливой «священной войны» к достижению той или иной задачи стоящей перед Римским Папой или королем более значимого в тот момент государства. Высокие христианские идеалы давали возможность облагородить темный и несведущий народ, привить ему хотя бы отдаленные нормы морали и ответственности. Вторым посулом от вдохновителей были несметные богатства Восточных земель, обогатиться попутно с внедрением христианских ценностей, или освобождением реликвий своих - что тут могло смутить средневекового крестоносца? Да ничего. Тогда были свои порядки и взгляды на ситуацию, как и сейчас, кстати, ментальность западная намного отличается от нашей. Церковь преследовала увеличение своего влияния, приобретение земель, плодородных и дающих небывалый урожай, сочетанием необходимости религиозного подвига/искупления грехов и своей личной выгоды - вот главные рычаги управления католических церковников. Идеальным воплощением соединения всего этого многообразного калейдоскопа, стали крестовые походы.

Крестоносцы, сперва одиночно и разрозненно, а потом всё более организованно создавали свои походы, потом образовались целые ордена рыцарей-крестоносцев, некоторые для защиты и обороны паломничества в святых землях, а иные и как вооруженные военные бригады, для захвата и порабощения непокорных земель. История крестоносцев многопланова, она включает в себя по времени огромный срок. По влиянию на жизнь современной Европы нет более таких примеров. Крестоносцы и ныне продолжают существовать, они не воинственны, но тайны, и закрыты в рамках собственного исторического знания и наследия прошлого. Ознакомиться с их историей и предлагаем в нашем разделе.

Крестовые походы… эти слова кажутся нам неотъемлемой частью Средневековья - между тем, в Средние века такого термина не существовало (его ввели историки Нового времени), а тогда про тех, кто отправлялся на Святую землю воевать с неверными, говорили просто - «приняли крест»… или же называли их «пилигримами», так же, как и тех, кто отправлялся туда в паломничество - ведь и крестовый поход был для людей Средневековья своего рода паломничеством - правда, с оружием в руках…

Как и почему это началось?

В наше время любят говорить о об алчности и светских феодалов, жаждущих богатой добычи и новых владений, о необходимости призвать к порядку безземельных странствующих рыцарей (читай: грабителей)… да, и это тоже было. Но всё же присмотримся повнимательней к тому, что происходило в Палестине. Ведь там тоже жили христиане… какой была их жизнь?

1009 год. Халиф Хаким приказал разрушить все христианские храмы, начиная с церкви Гроба Господня, христиан же обязал постоянно носить на шее медный крест весом около 5 кг, а евреев - волочь за собой плаху в форме телячьей головы. Правда, в 1020 г. такие откровенные гонения прекратились (а византийцы в 1048 г. восстановили храм Гроба Господня), но христианам стало не намного легче - и тем, кто жил там постоянно, и тем, кто отправлялся в паломничество… впрочем, вторые могли легко перейти в разряд первых: став жертвой грабителей, можно было лишиться всех денег - и попросту не на что было возвращаться домой (то же самое могло произойти с пленником, отпущенным за выкуп).

Впрочем, такие люди ещё должны были быть благодарны судьбе - в отличие, например, от паломников во главе с епископом Гюнтером, которые весной 1065 г. стали жертвами нападения арабов. Те немногие из них, у кого было оружие, в конце концов отказались от сопротивления, умоляя вождя о перемирии - но это не спасло их от расправы… Это происшествие примечательно только большим количеством жертв - а ведь подобных случаев было много. Тех, кого не убили, могли продать в рабство. Отказаться же от паломничеств было немыслимо - хоть это и не являлось обязательным (как хадж для мусульман), всё же каждый христианин того времени считал своим долгом прикоснуться к земле, которая помнит Спасителя…

Информация тогда распространялась не так быстро, как сейчас - и всё же вести о такого рода событиях доходили до христианского мира - и вызывали не меньшее возмущение, чем у нас сейчас - убийства русских детей американскими усыновителями или расправы над косовскими сербами. Вот только не было тогда ни ООН, ни международных трибуналов - и там, где мы ждём какой-то реакции от международных институтов, человек Средневековья мог только действовать. Непосредственным же толчком к началу крестоносного движения послужило вторжение турок-сельджуков в христианскую Византию - и просьба византийского императора о помощи (не будем забывать, что в Средние века национального самосознания ещё не существовало - и то место, которое занимает у нас солидарность национальная, тогда занимала солидарность религиозная).

Словом, когда в 1095 на соборе в Клермоне папа римский Урбан II произнёс свою знаменитую речь с призывом «быстрее поспешить на выручку нашим братьям, проживающим на Востоке», люди, до которых дошёл его призыв, отнюдь не только желанием пограбить… Были и такие, конечно - но увы, определённый процент «человеческой грязи» всегда пристаёт к любому делу - даже самому благородному.

Так или иначе, в Первом крестовом походе, начавшемся в 1096 г., приняло участие около 300 000 человек. Во главе его стоял весь цвет рыцарства тех времен: Раймунд IV Тулузский, брат французского короля Гуго де Вермандуа, герцог Нормандии Роберт Куртгёз, Готфрид Бульонский, Боэмунд Тарентский и его племянник Танкред. Этот самый первый поход был, пожалуй, самым успешным: крестоносцы одержали победу над турками при Дорилее, захватили Антиохию (основав там христианское государство), помогли армянскому правителю Торосу отвоевать область Эдессы (правда, ничего не сделали, чтобы спасти Тороса во время бунта - и правителем Эдессы стал Балдуин Булонский… графство Эдесское просуществовало до 1144 г.), и достигли главной своей цели - взяли Иерусалим. Для сохранения завоеваний было решено назначить Готфрида Бульонского королём Иерусалимским - но он не посчитал возможным принять королевский венец там, где Спаситель принял венец терновый, и ограничился титулом «защитника Гроба Господня». Правда, последующие правители Иерусалимского королевства (начиная с Балдуина, брата Готфрида) не стеснялись именоваться королями… Кроме княжества антиохийского, графства Эдесского и Иерусалимского королевства было основано ещё одно христианское государство - графство Триполитанское.

Неудачи начались со Второго похода, предпринятого в 1147 г. после падения Эдесского княжества - главного форпоста христиан на Востоке. Поход этот был плохо организован, поражение следовало за поражением - и единственным результатом похода стала уверенность мусульман в возможности уничтожения христиан на Востоке.

По настоящему тяжёлые времена для христиан в Палестине наступили в 1187 г., когда «стараниями» бездарного короля Иерусалимского Гвидо де Лузиньяна христианская армия потерпела поражение при Хаттине, а затем мусульмане захватили несколько христианских владений: Аккру, Яффу, Бейрут и наконец - Иерусалим.

Ответом на эти события стал Третий Крестовый поход (1189-1192гг.), который возглавили четыре могущественных монарха: Ричард I Львиное Сердце, Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август и австрийский герцог Леопольд V. Главным же их противником султан Египта и Сирии Салах-ад-Дин (известный в Европе как Саладин) - тот самый, который незадолго до этого победил христиан при Хаттине и взял Иерусалим. Его уважали даже враги - за такие "рыцарские добродетели", ценимые и в Европе, как храбрость и великодушие к противнику. И Саладин оказался достойным противникам: Иерусалим взять так и не удалось… рассказывают, что королю Ричарду посоветовали подняться на холм, с которого виден Иерусалим, но Ричард отказался: он считал, что раз он не смог отвоевать свящённый город - то и видеть его недостоин… Правда, крестоносцам удалось отвоевать Аккру, которая стала теперь столицей Иерусалимского королевства. Кроме того, было основано ещё одно христианское государство - Кипрское королевство, существовавшее до 1489 г.

Но пожалуй, самым позорным событием в истории крестоносного движения стал Четвёртый Крестовый поход (1202-1204 гг.). Началось всё с того, что венецианцы, пообещав предоставить корабли, в последний момент заломили за них такую цену, что денег не хватило. В счёт долга венецианский дон Энрике Дандоло предложил вождям крестоносцев оказать услугу Венеции, а именно… разгромить Задар - город в Далмации (разумеется, христианский), составлявший конкуренцию Венеции - что и было сделано. Надо отдать должное папе Иннокентию III - он отлучил от церкви всех, кто принял в этом участие, но вскоре отменил отлучение, оставив его в силе только в отношении зачинщиков-венецианцев.

Затем в лагерь крестоносцев явился Алексей Ангел - сын свергнутого византийского императора Исаака Ангела - и попросил помощи в деле возвращения трона его отцу. Он обещал щедрое вознаграждение, а главное - передачу Византийской церкви (православной) под власть папского престола. Вопрос был оставлен на усмотрение папы римского, папа - как умный политик - напомнил крестоносцам о главной цели их экспедиции, но твёрдого «нет» не сказал… на языке дипломатии это означало «да» - и крестоносцы двинулись на Константинополь. Справедливости ради следует заметить, что некоторые вожди крестоносцев (в частности, Симон де Монфор - тот самый, о котором чаще всего вспоминают в связи с расправой над катарами и фразой «Убивайте всех - господь отличит своих») отказались воевать с христианами (пусть даже не католиками) и отвели свои войска, но большинство крестоносцев соблазнились посулами Алексея. Константинополь был взят, престол был возвращён Исааку. Правда, слепой престарелый император уже не владел реальной властью…

Впрочем, не намного больше её было и у Алексея. Во всяком случае, выполнить свои обещания он не мог: во-первых, казна оказалась пустой (стараниями сбежавшего узурпатора), во-вторых, подданные были отнюдь не рады непрошенным спасателям… В конечном итоге, Исаак снова бы свергнут, Алексей убит - а новый правитель не желал иметь дела с крестоносцами. И тогда они решили, что сами возьмут своё.

Последовал новый штурм Константинополя, а затем - варварский грабёж, сопровождавшийся расправой над мирными жителями и откровенным святотатством: не щадили ни гробницы императоров, ни храмы, куда откуда выносили всё, что было ценного (а святые мощи просто разбрасывали), в храмы приводили мулов и лошадей, чтобы вывезти награбленное. Глумление над православным святынями дошло до того, что в в храмы приводили уличных девок и заставляли их обнажёнными танцевать на святых престолах.

Остаётся только догадываться, как всё это объяснили тем рядовым участникам похода, которые отправились не пограбить, а « за идею»… и если в отношении Константинополя ещё можно было пришить какую-то идеологическую подкладку - борьба с «православной ересью» (впрочем, как мы уже видели, и это не со всеми «работало») - то как им объяснили разгром Задара?

Наверное, неудивительно, что после этих событий в Европе стали сомневаться, что отвоевание Святой Земли возможно - слишком уж грешны стали христиане… а такое дело только тем по плечу, кто безгрешен. А безгрешны только дети!

Если идея носится , то непременно найдётся тот, кто её реализует… 12-летний пастушок Этьен увидел во сне Христа, повелевшего ему отправиться на святое дело - освобождение Святой Земли. Конечно же, нашлись взрослые, которые этот случай - как бы сказали сейчас - «раскрутили» - и в 1212 г. «войско» французских и немецких подростков двинулось в путь. Многие погибли ещё по дороге к морю - а перед теми, кто его достиг, море почему-то не расступилось (как ожидали). На помощь пришли купцы, предоставившие корабли юным крестоносцам. Но у купцов были свои планы: тех детей, которые не погибли во время шторма, они продали в рабство…

Впоследствии состоялось ещё 4 Крестовых похода: в 1217 г., в 1228г., в 1248 г. и 1270 г. - но крестоносному движению так и не удалось подняться до высот Первого крестового похода: всё больше было распрей между самими крестоносцами, всё меньше успехов в Святой Земле… Сарацины отвоёвывали христианские владения на Востоке одно за другим - и финалом стал захват Триполи в 1289 г. - это означало конец христианских государств в Святой земле.

Ещё больше опозорили саму идею крестоносного движения Крестовые походы в Европе: крестовые походы против славян в земли за рекой Лаба (ныне - Эльба) в 1147 г., крестовые походы в Прибалтике, Эстонии, Финляндии - и, конечно, на Русь (когда с крестоносцами успешно воевал князь Александр Невский), а также Альбигойский крестовый поход - когда под предлогом борьбы с ересью катаров были захвачены и разграблены земли Окситании…

Крестоносное движение правильнее всего будет охарактеризовать одним известным изречением времени: «Хотели как лучше - получилось как всегда»… неужели это вечная судьба человечества - любую идею опошлить, обесчестить и превратить в полную противоположность?

«Крестоносец» - это слово, которое на слуху даже спустя 1000 лет с момента появления первого из тех, кто мог так именоваться. Сегодня существует сотни версий и историй, связанных с их деяниями, а также ролью в истории. Одни утверждают, что эти воины были отважными рыцарями, сражающимися за свою веру, вторые называли их варварами, несущими лишь смерть и разрушение. Итак, кто же прав в этом споре: приверженцы креста или полумесяца?

Крестоносец: значение слова в русском языке

Слово «крестоносец» пришло в наш язык довольно давно. Пускай славяне и не участвовали в Святой войне на Востоке, но слухи об этом событии долетали даже до наших краев. Да и что тут удивляться? Эта кровопролитная битва продолжалась не одну сотню лет, а потому тысячи торговцев и путешественников принесли домой весть о ней.

Но вернемся к нашей теме. Кто такие крестоносцы? Определение данного слова говорит о том, что это воины, участвовавшие в сражениях за Гроб Господень. В русском языке оно произошло от выражения «нести крест». При этом имелось в виду как прямое значение (каждый воин имел накидку с нашитым крестом), так и переносное (только истинно верующий человек мог пойти в поход).

Кто такие крестоносцы: определение по истории

Если рассматривать данный вопрос через сухую призму истории, то все довольно просто. Согласно официальной версии, крестоносец - это европейский воин, участвовавший в крестовых походах, возглавляемых Римско-католической церковью. Целью их войска было покорение народов, исповедовавших другие религии: мусульман, евреев и язычников.

Что касается победы, то папа римский твердо настоял на том, что она может быть достигнутой лишь тогда, когда христиане вернут под свой контроль Иерусалим. Ведь именно этот город являлся главной святыней христиан. Единственная проблема заключалась в том, что другие народы также верили в святую силу этого города, а потому не собирались отдавать его без серьезного боя.

Крестовые походы

Важно знать о том, что всего было восемь крестовых походов. Однако конец этой истории можно было предсказать уже после третьего из них:

  • Первый крестовый поход начался в 1096 году и продлился три года. Это была весьма удачная чреда битв, которая заставила рыцарей церкви поверить в то, что их миссии действительно покровительствует сам Господь. К тому же крестоносцам удалось захватить Иерусалим, что сделало их настоящими героями в глазах своего народа.
  • Второй крестовый поход начался в 1147 году и продлился всего лишь два года. Причиной для него послужила контратака мусульман, которые за полстолетия сумели собрать великое войско. Также следует отметить, что во главе мусульман стал полководец Салах ад-Дин, чья мудрость славилась на весь Восток. Благодаря его стратегии, воины Аллаха разгромили крестоносцев в первой же битве, после чего для европейцев началась череда нескончаемых поражений.
  • Третий крестовый поход начался в 1189 году и продлился три года. К новой Святой войне привел захват Иерусалима мусульманами в 1187 году. Однако, как и в предыдущий раз, крестоносцев ждало полное разочарование. Все, что они смогли, это отвоевать небольшую полоску суши у старинного города Акра.

Все последующие крестовые походы заканчивались для христиан полным фиаско. Последний из них произошел в 1270 году. Следует заметить, что тогда армия папства потеряла большую часть своих людей, даже не приняв участия ни в одном сражении. И причиной тому послужила эпидемия, забравшая жизни тысяч людей.

Крестоносцы - святые рыцари или беспощадные варвары?

Многие считают, что крестоносец - это человек с большими духовными и моральными ценностями. Такой стереотип возник из-за того, что в основе их действий лежало желание служить Господу. По крайней мере так говорит католическая церковь.

Однако, к сожалению, правда сильно отличается от сладких речей церковников. Все дело в том, что в ряды крестоносцев набирали всех желающих. И даже самый гнусный человек мог легко попасть в святое войско. Главное было - сказать, что всем сердцем веришь в свое дело. Более того, большинство солдат были именно такими людьми. Ведь служба в войсках подразумевала неплохое жалование и трехразовое питание, что для простых людей было манной небесной.

Поэтому неудивительно, что по факту в Иерусалим пришли не святые рыцари, а варвары-мародеры, готовые убивать и насиловать по первому приказу. К тому же каждому крестоносцу даровалась индульгенция - документ, прощающий все грехи. Поэтому даже самые жестокие и кровавые бойни в итоге прощались перед лицом Бога.

Естественно, не каждый крестоносец - это бандит и убийца. Были среди них и те, кто свято верил в свое дело и старался чтить заповеди Иисуса Христа. Но, к сожалению, таковых было немного. Ведь даже сама церковь, оплот католической веры, первым делом хотела обогатиться, а уж затем - спасти души своих подопечных.