Кто сказал фразу дураки и дороги. «В России две беды: дураки и дороги

Новости и анонсы


02.08.2013

В № 6 (июнь) журнала «Читаем вместе» за 2013 г. опубликована статья Константина Душенко «Дураки и дороги» из цикла «История знаменитых цитат».

Дураки и дороги

«С младенчества мы знакомы с поговоркой: в России две беды, дураки и дороги»; «Вездесущая фраза „дураки и дороги“ сопровождает нас из поколения в поколение»; «Меня просто тошнит, когда я встречаю цитаты о дураках и дорогах спустя полторы сотни лет после первой публикации этой мысли», — такими замечаниями пестрит Рунет. Мнения об авторстве расходятся, но в древности изречения уверены все.

Между тем я не нашел примеров его цитирования ранее 1989 года, когда на II съезде народных депутатов СССР депутат от Коми АССР заметил: «Николай Васильевич Гоголь почти 150 лет назад говорил, что России мешают две вещи - плохие дороги и дураки».

Версия об авторстве Гоголя наиболее популярна, хотя изречение приписывается и другим: Салтыкову-Щедрину, Карамзину, Петру Вяземскому. А в почтенном журнале «Россия XXI» за 2010 г. читаем: «Император Николай I был крут и афористичен. Его фраза о том, что в России две беды - дураки и дороги, известна, пожалуй, всем соотечественникам, хотя и без указания авторства. В другой раз царь сказал: «Расстояния - наше проклятье». Фразу «Расстояния - бич России» царь действительно произнес в беседе с французом де Кюстином в июле 1839 года, но о дураках и дорогах он дипломатично умолчал.

Жалобы на дороги обычны у наших классиков, достаточно вспомнить хрестоматийное «Пока у нас дороги плохи, / Мосты забытые гниют...» Сетования по поводу дураков тоже не были редкостью. Самая известная цитата, где в одной строке встречаются «Россия» и «дураки», принадлежит Некрасову («Убогая и нарядная», 1857):

Дураков не убавим в России,
А на умных тоску наведем.

Некрасов шел по стопам Фонвизина (неоконченная сатира «К уму моему»):

Ты хочешь здешние обычаи исправить;
Ты хочешь дураков в России поубавить.

Впрочем, у Фонвизина речь шла о дураках не столько отечественных, сколько импортируемых из-за границы. Изречение о дураках и дорогах встречается также в форме «В России две напасти...». Это первая строка эпиграммы, приписываемой Владимиру Гиляровскому:

В России две напасти:
Внизу - власть тьмы,
А наверху - тьма власти.

Считается, что эпиграмма была написана по поводу запрещения к постановке драмы Льва Толстого «Власть тьмы» (1886). Здесь мы находим «Россию», «две напасти» и темноту народа, но о дорогах опять-таки ни слова.

Как видим, дороги в русской литературе были отдельно, а дураки отдельно. Ближе всего к формуле «дураки и дороги» подошли Ильф и Петров («бездорожье и разгильдяйство»), но они в качестве предполагаемых авторов не называются из-за всеобщего убеждения в древности этой сентенции.

Так что же, выходит, это безымянное народное творчество, и автора у фразы о дураках и дорогах нет?

Автор есть. И мы хорошо его знаем. Это наш современник Михаил Задорнов. В конце 1980-х гг., в разгар «перестройки», он с успехом читал с эстрады сатирический монолог «Страна героев» (в печати монолог появился в 1989 г.). Согласно Задорнову, «Н. В. Гоголь писал: „В России есть две беды: дороги и дураки“. Вот такое завидное постоянство мы сохраняем по сей день».

Ничего подобного Гоголь, разумеется, не писал; ссылка на классика должна была послужить охранной грамотой подцензурному советскому сатирику и придать его мысли большую авторитетность. Эта цель была блестяще достигнута: версия об авторстве Гоголя стала основной.

Из задорновской цитаты вскоре исчезло необязательное слово «есть», а «дороги и дураки» были вытеснены ритмически более точным «дураки и дороги». Повальное распространение этой формулы стало возможным как раз благодаря ее замечательному фонетическому оформлению: формула врезается в память мгновенно.

Фраза Задорнова породила множество других фраз. Вот некоторые из них:

«Сейчас в России три беды: дороги, дураки и дураки на дорогах» (сатирик Анатолий Рас).

«В России две беды, и одна постоянно чинит другую».

«В России две беды, и если с одной можно справиться при помощи асфальтоукладчика, то с дорогами придется повозиться» (излюбленная фраза в лекциях дьякона Андрея Кураева).

«Дороги России - в десятке худших в мире; дураков еще не посчитали».

«В России две беды: дураки и дороги. А „пробка“ - это когда те и другие встречаются в одном месте».

«Кроме дураков и дорог, в России есть еще одна беда: дураки, указывающие, какой дорогой идти» (афорист Борис Крутиер).

В 2011 г. группа «Ундервуд» написала песню «Дураки и дороги». Ундервудовцы тоже считали авторство Гоголя несомненным:

Горьким смехом моим посмеюсь,
Но это не повод для тревоги.
Минус на минус всегда дает плюс,
Вот так вот, дураки и дороги,
Дураки и дороги...
Подскажите, как выйти к Третьему Риму,
Кто-нибудь знает?

Константин Душенко.

«Мертвые души», Н. В.Гоголь:

«В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостяки: отставные подполковники, штабс-капитаны, помещики, имеющие около сотни душ крестьян, словом, все те, которых называют господами средней руки. В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод. Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным; только два русские мужика, стоявшие у дверей кабака против гостиницы, сделали кое-какие замечания, относившиеся, впрочем, более к экипажу, чем к сидевшему в нем. «Вишь ты», сказал один другому, «вон какое колесо! Что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось в Москву, или не доедет?» — «Доедет», отвечал другой. «А в Казань-то, я думаю, не доедет?» — «В Казань не доедет», отвечал другой. -- Этим разговор и кончился»

«Проехавши две версты, встретили поворот на проселочную дорогу, но уже и две, и три, и четыре версты, кажется, сделали, а каменного дома в два этажа все еще не было видно. Тут Чичиков вспомнил, что если приятель приглашает к себе в деревню за пятнадцать верст, то значит, что к ней есть верст тридцать»

Изображение labirint.ru

«Евгений Онегин», А. С.Пушкин:

Теперь у нас дороги плохи,

Мосты забытые гниют,

На станциях клопы да блохи

Заснуть минуты не дают;

Трактиров нет. В избе холодной

Высокопарный, но голодный

Для виду прейскурант висит

И тщетный дразнит аппетит,

Меж тем как сельские циклопы

Перед медлительным огнем

Российским лечат молотком

Изделье легкое Европы,

Благословляя колеи

И рвы отеческой земли.


Изображение artlemon.ru

«Золотой теленок», Ильф и Петров:

Пешеходов надо любить. Пешеходы составляют большую часть человечества. Мало того-лучшую его часть. Пешеходы создали мир. Это они построили города, возвели многоэтажные здания, провели канализацию и водопровод, замостили улицы и осветили их электрическими лампами. Это они распространили культуру по всему свету, изобрели книгопечатание, выдумали порох, перебросили мосты через реки, расшифровали египетские иероглифы, ввели в употребление безопасную бритву, уничтожили торговлю рабами и установили, что из бобов сои можно изготовить сто четырнадцать вкусных питательных блюд. И когда все было готово, когда родная планета приняла сравнительно благоустроенный вид, появились автомобилисты.

Надо заметить, что автомобиль тоже был изобретен пешеходами. Но автомобилисты об этом как-то сразу забыли. Кротких и умных пешеходов стали давить. Улицы, созданные пешеходами, перешли во власть автомобилистов. Мостовые стали вдвое шире, тротуары сузились до размера табачной бандероли. И пешеходы стали испуганно жаться к стенам домов.


«Путешествие из Петербурга в Москву. Вышний Волочок», А. Радищев:

«Никогда не проезжал я сего нового города, чтобы не посмотреть здешних шлюзов. Первый, которому на мысль пришло уподобиться природе в ее благодеяниях и сделать реку рукодельною, дабы все концы единыя области в вящее привести сообщение, достоин памятника для дальнейшего потомства. Когда нынешние державы от естественных и нравственных причин распадутся, позлащенные нивы их порастут тернием и в развалинах великолепных чертогов гордых их правителей скрываться будут ужи, змеи и жабы, — любопытный путешественник обрящет глаголющие остатки величия их в торговле.

Римляне строили большие дороги, водоводы, коих прочности и ныне по справедливости удивляются; но о водяных сообщениях, каковые есть в Европе, они не имели понятия. Дороги, каковые у римлян бывали, наши не будут никогда; препятствует тому наша долгая зима и сильные морозы, а каналы и без обделки не скоро заровняются. Немало увеселительным было для меня зрелищем вышневолоцкий канал, наполненный барками, хлебом и другим товаром нагруженными и приуготовляющимися к прохождению сквозь шлюз для дальнейшего плавания до Петербурга. Тут видно было истинное земли изобилие и избытки земледелателя; тут явен был во всем своем блеске мощный побудитель человеческих деяний — корыстолюбие. Но если при первом взгляде разум мой усладился видом благосостояния, при раздроблении мыслей скоро увяло мое радование. Ибо воспомянул, что в России многие земледелатели не для себя работают; и так изобилие земли во многих краях России доказывает отягченный жребий ее жителей. Удовольствие мое пременилося в равное негодование с тем, какое ощущаю, ходя в летнее время по таможенной пристани, взирая на корабли, привозящие к нам избытки Америки и драгие ее произращения, как-то сахар, кофе, краски и другие, не осушившиеся еще от пота, слез и крови, их омывших при их возделании»

Изображение для анонса статьи на главной странице: colors. life

Изображение для лида: huaban.com

В России две беды: дураки и дороги.

Изречение, приписываемое Гоголю

Дороги битые, а люди толкутся – как не столкнуться?

Гоголь . Игроки

Дорога, скажешь, хороша –

И вспомнишь стих: для проходящих!

Вяземский . Станция

…Лет чрез пятьсот дороги, верно,

У нас изменятся безмерно:

Шоссе Россию здесь и тут,

Соединив, пересекут…

…Теперь у нас дороги плохи.

Мосты забытые гниют…

Пушкин . Евгений Онегин

УАЗ-469 застрянет там, куда остальные машины не доедут…

Народная мудрость

В русском народном фольклоре дураки и дороги взаимосвязаны, например: Дураку семь верст – не крюк ; Дурная голова ногам покою не дает . А есть еще – выстраданное народным опытом! – шутливое правило трех «Д»: Дай Дорогу Дураку ! (ведь не знаешь, что от него ожидать!).

До сих пор знатоки-филологи спорят, кто же из классиков – Гоголь или Пушкин – сказал, что в России две беды: дураки и дороги. В конце концов, не столь важно, кто сказал, важно то, что ничего не изменилось! Впрочем, нет, изменилось: эти две беды, конечно, остались, но к ним добавились и другие.

Какого мнения иностранцы о наших дорогах

Мнение первое

Давненько это было, то ли небыль, то ли быль. На автомобильной выставке в Японии один представительный японец не отходил от советского УАЗ-469 : и вокруг ходил, и мосты щупал, и заглядывал под машину. Наши ребята приосанились, наверное, крупный покупатель. Когда обратились к нему через переводчика, японец выдал перл: «Чего только вы, русские, не придумаете, чтобы не делать хороших дорог!».

Мнение второе

Когда американцы приезжали в для обмена опытом по золотодобыче, их провезли по нашим дорогам. После этого они выдали сакраментальную фразу: «Мы думали, что у вас плохие дороги, а у вас вообще дорог нет!..» Как говорится, живем почти как в Москве, только дома пониже и асфальт пожиже (хотя скоро можем стать столицей России – см. ).

Одно из решений проблемы плохих дорог

Вот что говорит, переиначивая знаменитое высказывание, Александр Никонов в своей статье «У России две беды – умники и дороги» :

«Самоуничижительная фраза про российских дураков и дурные дороги никогда не казалась мне полностью справедливой. Дураков в любой стране полно. Россияне же, напротив, отличаются сообразительностью. А вот с дорогами, действительно, беда. Правда, причина этой беды учеными найдена. Но не устранена: мешают излишне сообразительные россияне.

Две трети денег, выделяемых бюджетом на строительство дорог, тратятся на их ремонт. Средняя скорость автомобильных перевозок в России вдвое ниже, чем в развитых странах. Наш автотранспорт на одну подвижную единицу перевозит самый маленький груз в мире – и при этом расходует горючего в 1,5 раза больше. Нерентабельные перевозки ставят крест на самом конкурентоспособном производстве!

Почему мы тратим больше всех горючего? А потому, что 76% российских дорог выдерживают грузовики с нагрузкой на ось не более 6 тонн. А современные трейлеры и автобусы имеют нагрузку 8 – 10 тонн. Вот вам и разница в эффективности перевозок. Возникает она из-за того, что российские дороги рассыпаются под европейскими большегрузами…

Почему в России плохие дороги? Увы, наша страна уникально неудобна для дорожного строительства. Эта неудачная уникальность складывается из двух природных особенностей: из холодных зим и из структуры почв. 86% всех грунтов в России – так называемые связные грунты, то есть с примесью глины или целиком из нее состоящие.

Россия – глиняная страна! Нормальных песчаных грунтов у нас всего 14%. Не будешь же песок для насыпи возить за пять тысяч километров! Насыпь всегда делают из того, что под рукой.

Связные грунты плюс морозы убивают асфальтовую дорогу. Глина хорошо набирает и плохо отдает влагу. Вода подтягивается по рыхлостям и пустотам прямо под дорожное полотно и зимой замерзает. Асфальт трескается, разрываемый льдом, а весной грунт непосредственно под асфальтом обводняется и теряет несущую способность. Проезжающие грузовики завершают картину, проламывая асфальт над пустотами.

В Канаде или на Аляске, где тоже морозы, насыпь под дорогой делают только из песчаных грунтов. Там песка много, издалека возить не приходится. А России и тут не повезло.

Казалось – тупик. Но в конце 80-х проблема российского бездорожья была решена. И решена не специалистом-дорожником, а варягом. История донесла до нас имя героя – Вячеслав Быкадоров. Быкадоров бывший литейщик, всю жизнь имел дело с формовкой грунта, но волей судьбы оказался мелким начальником в дорожном управлении. И однажды, услышав об этой проблеме, хлопнул себя по лбу и предложил не укатывать дорожную насыпь катками, как это делалось всегда, а трамбовать грунт с применением мощных вибраций, как это происходит в литейном деле.

В чем состояла идея? Если связный грунт «забить» до плотности песка, поры между частичками насыпи уменьшатся, и упадет всасывающая сила грунта. Лед перестанет рвать асфальт. Просто, как все гениальное!

«Дарю!» – великодушно отдал Быкадоров эту мысль человечеству в лице своего друга, старого опытного дорожника Феликса Губермана, скромного руководителя одного из дорожно-строительных управлений. Идея была Губерманом подхвачена, запатентована, воплощена в металле и обкатана на практике. На одном из заводов сделали изобретенную Губерманом специальную трамбовочную машину – мощный агрегат с вибропрессом. Это сооружение подцеплялось к трактору «Кировец» и уплотняло грунт. Намного уплотняло? Всего на 5% выше требований ГОСТа! Казалось бы, какой прок от такого уплотнения? Оказалось, прок есть: пятипроцентное повышение плотности дорожной основы повышает ее прочность в два раза!

Кстати, стандарт плотности насыпи в США выше нашего ГОСТа аккурат на те самые 5%, которые и дают вдвое больший, чем у нас, межремонтный срок. Чтобы покончить с главной российской бедой оставалось сделать одно: поменять ГОСТ, чуточку повысив норматив плотности, до уровня США. Разница в том, что в Америке, где дорожная подушка песчаная, для достижения стандарта хватает обычных катков, а в России пришлось бы наладить производство машин-трамбовщиков.

Казалось бы, такая пустяковина – поменять ГОСТ. Тем более что стандарт установлен более шестидесяти лет назад!

Если вы думаете, что кто-то против хороших дорог в России или сомневается в научной обоснованности предложения, вы ошибаетесь. Идею поддержали практически все научные учреждения, так или иначе связанные с дорогами и грунтами.

В июле 1998 г. тогдашний министр Евгений Ясин, понявший, что речь идет об экономической судьбе России, направляет тогдашнему вице-премьеру Немцову письмо с изложением ситуации и простой просьбой – изменить стандарт, повысив норму плотности. Это позволит средства, которые сейчас идут на заплатки, бросить их на строительство новых, остро необходимых дорог. Это позволит загрузить простаивающие машиностроительные заводы: понадобятся сотни грунтотрамбовочных машин, сравнительно несложных в изготовлении и не требующих импортных комплектующих.

Немцов все это понял мгновенно, согласился сразу, но… случился очередной политический кризис, и правительство поменялось. Быкадоров и Губерман тем не менее, все пытались пробить для России хорошие дороги, не понимая, почему все упирается в ватную стену, если все на словах согласны. А потом им объяснили.

– Понимаешь, – сказали Быкадорову знакомые офицеры из ФСБ, – в дорожном бизнесе крутятся миллиарды долларов. А всякий строительный бизнес очень удобен для воровства – помнишь скандал с МКАД?.. Поэтому каждый, кто пытается хоть немного уменьшить полноводность бюджетной реки, невольно ущемляет чьи-то конкретные интересы. Так что, если тебе жизнь дорога, лучше туда не суйся, все равно без решения на самом-самом верху ничего не получится. Кроме пули в подъезде. Терять свои деньги – дураков нет…

Итак, при полном отсутствии дураков дороги в России остаются неважными. Феликс Губерман ныне проживает в Израиле: чересчур активного сторонника хороших дорог умело выдавили из страны. А безмерно упрямый Вячеслав Быкадоров всё еще здесь – безуспешно пытается продавить идею через очередного премьера. В безмятежном ожидании пули в подъезде».

Немного российской дорожной терминологии

Зимник – дорога, прокладываемая зимой, как правило, по руслу замерзших рек и по болотистым местам.

Зимний асфальт – шутливая характеристика зимнего состояния дорог, когда все ямки, рытвины и ухабы «отремонтированы» укатанным снегом.

Ямочный ремонт дорожного полотна – ремонт дороги, заключающийся в заделке ямок (один из перлов российской дорожной терминологии, иностранцу этого не понять!).

Осталось 300 лет?

Когда Пушкин в «Евгении Онегине» пытался предугадать, когда же российские дороги «изменятся безмерно», на дворе был 1823-й год. Значит, осталось подождать немного – чуть больше трехсот лет…

Ах да, – что мы всё про дороги да про дороги, а когда же про дураков?

А про дураков скромно промолчим: сия тайна государственная, как бы чего не вышло…

Примечание

Вы можете скачать (прослушать) подкаст статьи в формате .mp3 (текст читает Дмитрий Креминский; 5,89МБ ; 06:26): .

Сидоров

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 23.08.2007 № 539

«О НОРМАТИВАХ ДЕНЕЖНЫХ ЗАТРАТ НА СОДЕРЖАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ И ПРАВИЛАХ ИХ РАСЧЕТА»

Нормативы денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения V категории установлены в размере (в ценах 2007 года):

695 тыс. рублей/км – на содержание;

2.715 тыс. рублей/км – на ремонт;

8.580 тыс. рублей/км – на капитальный ремонт.

Лет чрез пятьсот дороги, верно,
У нас изменятся безмерно:
Шоссе Россию здесь и тут,
Соединив, пересекут...
...Теперь у нас дороги плохи.
Мосты забытые гниют...
Пушкин. Евгений Онегин

Когда Пушкин в «Евгении Онегине» пытался предугадать, когда же российские дороги «изменятся безмерно», на дворе был 1823 год. Значит, осталось подождать немного - чуть больше трехсот лет...
В русском народном фольклоре дураки и дороги взаимосвязаны, например: Дураку семь верст - не крюк; Дурная голова ногам покою не дает. А есть еще - выстраданное народным опытом - шутливое правило трех «Д»: Дай Дорогу Дураку! (ведь не знаешь, что от него ожидать!).
Известно большое количество различных вариаций фразы насчет дураков и дорог, например:
Кроме дураков и дорог, в России есть еще одна беда: дураки, указывающие, какой дорогой идти.
В России три беды - дураки, дороги и когда одна беда строит другую.
В России три беды - дураки, дороги и когда одна беда ездит по другой.
В России две беды, и если с одной из них можно справиться при помощи катков и асфальтоукладчиков, то с дорогами всё гораздо сложнее.
Дураки и дороги - в политических речах это звучит как - энтузиасты и рельеф.
До сих пор знатоки-филологи спорят, кто же из классиков - Гоголь или Пушкин - сказал, что в России две беды: дураки и дороги. Есть и такое мнение, что в оригинале эта фраза впервые прозвучала так: «... да в России всего две беды - дураки и плохие дороги!» - и была сказана в сердцах императором Николаем I. В конце концов не столь важно, кто сказал, важно то, что ничего не изменилось! Впрочем, нет, изменилось: эти две беды, конечно, остались, но к ним добавились и другие.
Давненько это было, то ли небыль, то ли быль. На автомобильной выставке в Японии один представительный японец не отходил от советского «УАЗ-469»: и вокруг ходил, и мосты щупал, и заглядывал под машину. Наши ребята приосанились, наверное, крупный покупатель. Когда обратились к нему через переводчика, японец выдал перл: «Чего только вы, русские, не придумаете, чтобы не делать хороших дорог!».
ПОЧЕМУ В РОССИИ ПЛОХИЕ ДОРОГИ
Мнение начальника
Салчак-оол Санаа отвечает за качество автомобильной дороги М 54 «Енисей» Красноярск - Кызыл - госграница МНР на всей протяженности:
- Когда-то, наверное, и действительно в России и в нашей республике дороги были не в лучшем состоянии. Но я бы не согласился, с тем, что сегодня в России автомобильные дороги в таком плохом состоянии. Я в корне не согласен. С начала этого века отношение правительства страны к дорожной отрасли изменилось в лучшую сторону. Намного лучше стало финансирование. Возьмем, к примеру, нашу федеральную дорогу, за которую мы отвечаем. В 2002 году выделялось 149 млн. рублей на все виды дорожных работ, а в 2008 году было выделено и нами освоено 1 млрд. 200 млн. рублей, и в этом году финансирование осталось на прежнем уровне. Никогда не слышал жалоб от пользователей нашей дороги.
Да, зимой проблемы есть. В Западных Саянах бывают сложные зимы, и проблема связана именно с природными условиями: очень большие снегопады и постоянные ветры.
В этом году постарались исправить положение - продолжили строительство противолавинной галереи. Продлили ее на 300 метров. Сейчас длина галереи 690 м. Планируем строительство еще 650 метров. Я надеюсь, что в 2010 году строительство продолжится.
Если взять в Российском масштабе, я бы тоже не согласился с мнением, что дороги плохи. Есть и слабые участки, но в целом, благодаря Правительству, Президенту, финансирование продолжается, дорожная отрасль находится под постоянным контролем.
Мнение прораба
Анатолий Санаа сейчас занят ремонтом улицы Кочетова:
- Все зависит от природных условий, качества грунта. Машины едут - дорога проваливается. В других странах применяют другие технологии, у них бетонные дороги. Но у нас и это сложно - плохие грунты. Дорогу, например, до Кунгуртуга будет очень сложно делать - болота, глинистые почвы. Недавно в Дус-Холе дорогу строили, весной была вроде хорошая дорога, но потом стали ходить тяжелые машины, асфальт возили, и дорога развалилась. Просто провалилась. Грунт плохой.
Бывает и качество зависит от строительства. Второпях строят, не стараются, и дороги быстро разрушаются. Может быть, строители специально так делают, чтобы всегда у них работа была? Чтобы без работы не остаться?
Мнение преподавателя Автодорожного техникума
Валентина Антипина:
- Мне кажется, что у нас жалеют денег на строительство хороших дорог. Российский менталитет. Нам кажется, что все это пустяки: есть дорога, пройти можно - и ладно.
Я когда ребятам преподаю, привожу бытовые примеры: можно купить дешевые ботинки, но они за сезон развалятся, а можно купить дорогие. Важно и то, как к ним относиться, если хорошо за ними следить, то можно ходить в них долго. Так и с дорогами, если не думать об их содержании, то через пять лет все пропадет, ничего не останется.
Сейчас дорожники делают ремонт в переулке Загородном. Выделили деньги, но не все, съездов не запланировали. Они в смету вообще не заложены. А жители будут потом говорить, что дорожники виноваты, что они что-то не сделали. В смете просчитаны только погонные метры.
А ведь дороги у нас делают и когда холодно, снег лежит, о качестве не может быть и речи. Все должно быть своевременно.
Что самое печальное - в смету не вносят поверхностную обработку - самый последний слой, который защищает покрытие. Он придает шероховатость покрытию, и обеспечивает сцепление. Он тонкий - сантиметра два, но защищает. Верхний слой истирается, но его проще восстановить, нежели восстанавливать все покрытие. Скупой платит дважды. На улице Калинина уже видны разрушения, потому что не было поверхностной обработки.
А часто происходит так - нет еще проекта, а строительство идет. Это как платье шить - никто ведь не будет сначала шить, а потом делать выкройку.
Вот такие мнения специалистов о наших дорогах.
Что-то мы только о дорогах говорили... Про дураков умолчали. Ну и не зря умолчали - государственную тайну лучше не раскрывать.
И. Качан