Куликовская битва. Причины, ход и последствия куликовского сражения

После сражения на реке Воже и Дмитрий, и Орда понимали, что следующем сражении будет решаться участь одной из борющихся сторон. Поэтому осенью 1379 года татаро - монголы предприняли поход на Рязанское княжество, который преследовал разведывательные цели.

Внезапное нападение на Рязань вызвало панику в городе. Не встречая сопротивления, татары овладели городами и селами Рязанской земли, разграбили и сожгли их, но идти на Москву не решились. Причиной тому, бесспорно, явилось уничтожение лучшей части татарского войска в 1378 году. Об этом походе Мамая летописец писал: «…видев Мамай изнеможение дружины своея… собрав остаточную силу свою и совокупи воинства много, поиде ратью вборзе безвести изгоном на Рязанскую землю» 1.

Опустошив Рязанское княжество, татары вернулись на восток. К 1380 году Мамаю удалось прекратить междоусобицу внутри Орды. Противника Мамая были казнены, войска отдельных татарских княжеств объединены в одно войско, с единым правителем в лице Мамая, которому принадлежала вся полнота власти. И все же Мамаю казалось, что собственных сил для борьбы с Москвой недостаточно.

В надежде на богатую добычу в Орду стеклись наемники, к началу похода Мамаю удалось собрать огромную армию. Численность ее определялась по - разному - от 250 до 400 тысяч человек.

Внешнеполитическая обстановка сгладывалась благоприятно для Орды.

Рязанский князь Олег и литовский князь Ягайло обещали Мамаю свою помощь, что, по его мнению, делало положение Москвы безнадежным.О вероломном замысле Рязанского князя и подготовке Литвы к походу на Русь Дмитрию ничего не было известно. Жестокая междоусобица литовских князей позволяла Дмитрию не очень опасаться за свои западные границы. Однако чтобы твердо обеспечить безопасность с этой стороны, зимой 1379/80 год (9 декабря) против Литовского княжества был предпринят поход московские войска, предводимые Владимиром Андреевичем Серпуховским, не встречая сопротивления, заняли значительную территорию Литовского княжества.

Некоторые литовские князья добровольно признали власть Московского князя так, например, когда войска подошли к Трубчевску, Трубчевский князь Дмитрий Ольгердович «…не стал на бой, не поднял руки противу против великого князя». С семьей и боярами он перешел на службу к Московскому князю, который принял его с «честию великою и со многою любовью» , поставив князем в город Переяславль.

Наряду с насильственным подавлением оппозиционных элементов большое внимание Дмитрий уделял моральной подготовке населения к предстоящей борьбе, используя для этого церковь, служившую проводником идей централизации Руси и освобождения от татаро - монгольского ига. При этом Дмитрий стремился оградить русскую церковь от вмешательств в ее дела Византии, не заинтересованной в усилении Москвы. По свидетельству летописца, когда из Византии прибыл новый митрополит, Дмитрий не принял его. «Есть у нас митрополит Алексей, а ты почто ставишься на живого митрополита?» - сурово возразил он на это посягательство.

Отношение великого князя к церкви наиболее показательно определяет следующее событие. После смерти митрополита Алексея Дмитрий, не ожидая, когда Византия пришлют нового митрополита, поставил главой церкви одного из своих приближенных, епископа Дмитрия. Он пользовался на Руси широкой популярностью. Однако у нового митрополита нашлись враги, желавшие сами занять это почетное место. Наиболее предприимчивым из них оказался суздальский епископ Дионисий. Борьба с ним окончилась трагической смертью московского митрополита.

Летом 1380 года в Москве распространились слухи о новом грозном нашествии татар. К этому времени войска Мамая переправились через Волгу и сосредоточились основными силами при устье реки Воронеж в пределах Рязанского княжества.

Ожидая подхода войск своих союзников, Мамай медленно продвигался в направлении к Дону. Таким образом, войско Мамая занимало центральное положение. С востока к нему должен был присоединиться Рязанский князь Олег,

Едва Дмитрий получил известие о вторжении татар, из Москвы во все княжества поскакали посланные с приказом немедленно выступать с войском в Москву. Чтобы выиграть время и выяснить намерения и силы татар, в ставку Мамая было направлено дипломатическое посольство во главе с Захарием Тютчевым. Здесь ему стало известно о соглашении между татарами. Литвой и Рязанским князем.

Вместе об измене Олега вызвала на Руси глубокое возмущение.

На военном совете, созванном Дмитрием в Москве, он изложил план предстоящих действий. Основой его было: захватить инициативу, не допустить соединение противников и разбить их по частям, начав с татар. Одновременно Дмитрий стремился добиться нейтрального положения Рязанского княжества и при разработке маршрута похода приказал обойти рязанские земли

Было решено к 31 июля сосредоточить войска в Коломне, а до того выдвинуть в южном направлении сильный разведывательный отряд. В разведку были посланы мужественные и стойкие воины под начальством опытных в ратном деле Родиона Ржевского, Андрея Волосатого и Василия Тупика.

Этому передовому отряду было приказано выйти к реке Быстрой или в районе реки Тихой Сосны1 и наблюдать противника, частью сил углубиться еще южнее в направлении Орды и захватить пленного («языка») с целью выяснить намерения Мамая.

В эти дни Дмитрий находился в Москве. Он собирал и готовил войска, которые в это время дружина за дружиной подходили из соседних княжеств. Поиск, произведенный Василием Тупиком, оказался удачным. Пленный, захваченный им, был доставлен в Москву и дал ценные показания. Татарин подтвердил имевшиеся сведения о сговоре Мамая с Литвой и Олегом и о его намерении вторгнуться в пределы Московского княжества. Он сообщил также, что Мамай не спешит, так как ожидает подхода союзников, соединение с которыми произойдет 1 сентября в районе Коломны.

Теперь обстановка для Дмитрия была совершенно ясной. Вынужденная задержка татар позволяла ему перенести срок окончательного сосредоточения войск в Коломне с 31 июля на 15 августа. Дмитрий приказал вторично брать военный совет.

Указав на неизбежность похода и перенесения срока сосредоточения войск, Дмитрий обратился к собравшимся князьям, боярам и воеводам с горячим призывом, «чтобы крепки и мужественны были против татар» 1 . По свидетельству летописи, это обращение великого князя было встречено с огромным воодушевлением. «Готовы пострадать за Русь и твои обиды», - единогласно заявили русские дружинники 2 .

Дмитрий использовал все средства, чтобы поднять дух своего войска, внушить ему уверенность в победе над татарами. Беспрерывно в городе происходили богослужения, у городских ворот стояли священнослужители, благословлявшие воинов, выступавших в Коломну.

Дождавшись подхода дружин из наиболее отдаленных княжеств и отдав последние распоряжения, Дмитрий начал марш на юг, к Коломне.

По дороге к великому князю одно за другим приходили известия от разведки о сосредоточении и продвижении татарских войск. Необходимо было спешить. Утром 24 августа русские войска прибыли в Коломну.

На следующий день (25 августа) многочисленные дружины по приказу Дмитрия выстроились на широком луговом берегу Оки, именуемом Девичьим Полем. Великий князь произвел смотр войскам и в каждый полк назначил воеводу.

Дмитрий определил походный порядок рати, который должен был состоять из передового полка под предводительством князей Дмитрия и Владимира Всеволодовичей Друцких, полка правой руки - князя Владимира Андреевича Серпуховского, большого полка, при котором находился сам Дмитрий Иванович, и полка левой руки, руководимого Глебом Брянским.

Самый короткий путь навстречу татарам вел на юг по землям Рязанского княжества. Однако Дмитрий отказался от этого короткого маршрута. Для этого были.

свои причины, вытекающие из политической и стратегической обстановки. Поэтому Дмитрий приказал обходить рязанские земли с запада. Маршрут, указанный великим князем, проходил по левому берегу реки Оки в юго-западном направлении.

Не доходя до Серпухова, при устье реки Лопасня, войска должны были переправиться через Оку и затем двигаться на юг в направлении Дона навстречу татарам. Этот путь захватывал лишь самые западные окраинные земли Рязанского княжества. Войскам, вступавшим в его пределы, строжайше было приказано ничем не обижать местных жителей.

После переправы войск через Оку, у устья Лопасни, был оставлен воевода Тимофей Васильевич Вельяминов, имевший задачу направлять вслед за главными силами опоздавшие дружины и отставшие пешие войска. Ему также было строго предупреждать вновь прибывшие войска, чтобы ни одного из мирных жителей Рязанского не был обижен.

О наступлении московских войск рязанские воеводы узнали уже после переправы их через реку Оку. Внезапное появление войск Дмитрия вызвало смятение и растерянность среди окружающих Олега. Сама растерявшийся Олег не знал, каким образом предупредить о наступлении московских войск своего союзника - великого князя Ягайло Ольгердовича Литовского.

В своих расчетах Дмитрий учел и ожидавшееся наступление войск Литвы. Литовский князь являлся, по его мнению, наиболее реальным союзником татар. Чтобы предупредить соединение войск союзников, Дмитрий вел наступление в западном направлении, рассчитывая в зависимости от обстановки разбить их отдельно.

Указанный Дмитрием маршрут полностью соответствовал стратегической и политической обстановке. Такой замысел и осуществление стремительного наступательного марша ставят Дмитрия Донского в один ряд с великими полководцами древности.

30 августа русские войска сосредоточились в районе реки Лопасни и начали переправу через Оку. Численность их доходила до 200 тысяч, что, однако, является некоторым преувеличением. Большая часть исследователей, занимавшихся изучением Куликовской битвы, указывает, что Дмитрий привел на берег Дона до 150 тысяч воинов.

Приказав воеводе Вельяминову собирать оставшихся, Дмитрий форсировал марш. Ни одного дня он не давал войскам отдыхать. Расстояние от Оки до Дона - свыше двухсот километров - войска прошли в течение семи суток.

В 23 поприщах от Дона, в окрестностях селения Березы, Дмитрий остановил войска, чтобы дать возможность присоединиться подходившим дружинам Полоцкого и Брянского княжеств. Из Березы к Дону был выслан конный разведывательный отряд под начальством воеводы Семена Мелика, следом за которым начали медленно продвигаться главные силы.

Вскоре из разведки вернулась группа воинов, доставившая великому князю пленного татарина из свиты Мамая. Главные силы татар, как показал пленный, находились в районе Кузьминой гати. 1 С походом на Москву Мамай не спешил, так как ожидал подхода войск Рязанского князя Олега и Литовского князя Ягайло. Выяснилось также, что о выступлении русских войск Мамай не знает и что войска его могут подойти к Дону только через трое суток. На вопрос о численности татарских войск пленный ответил, что их «множество есть бесчисленное» 2. Как позже выяснилось, татар было вдвое больше, чем русских. По мнению большинства историков, Мамай имел свыше 300 тысяч воинов.

В тот же день Дмитрий созвал в селение Чернова3 военный совет. Необходимо было решить основной вопрос: на каком берегу Дона дать сражение. Часть воевод стояло за то, чтобы использовать Дон и Непрядву в качестве выгодных естественных преград, прикрывавших русскую рать с фронта. Они указывали также на опасность переправы в случае поражения.

Более решительные воеводы горячо возражали им, требуя немедленной переправы на правый берег Дона.

Последнее слово оставалось за Дмитрием.

«Братья, - сказал он, - честная смерть лучше злого живота»; лучше было не идти против безбожных сих, нежели, придя ничего не сделать, возвратится обратно; перейдем ныне в сей день за Дон все и там положим головы свои за православную веру и за братию нашу.»

После этих слов Дмитрий приказал наводить мосты и искать броды через Дон для переправы на противоположный берег.

К этому времени стало известно, что войска Ягайло, наступая с Запада, вышли передовыми отрядами к Одоеву, и их главные силы находились на расстоянии одного- двух переходов от русской рати; с Востока ожидалось наступление Рязанского князя. Дмитрий ясно осознавал, какую реальную угрозу представляли войска Ягайло и Олега, наступавшие с тыла. Переправив войска через Дон, Дмитрий предотвращал эту опасность.

Переправа через Дон соответствовала также и общему стратегическому замыслу всего похода, заключавшегося в том, чтобы разбить противника по частям, причем первый удар обрушить на более опасного и сильного врага. С тактической стороны, переправившись на противоположную сторону реки русские войска, захватывали инициативу действий, навязывали противнику сражение на невыгодной для него местности. Русские военачальники во главе с Дмитрием получали возможность тщательно оценить местность, заранее указать боевой порядок и расположение резервов. Последнее обстоятельство в Куликовской битве сыграло решающее значение.

7 сентября между устьем Непрядвы и селением Татинка русские войска навели переправы и отыскали броды. В ночь на 8 сентября войска Дмитрия переправились на правый берег Дона.

Рис. 3

На правом крыле переправившихся войск, где в Непрядву впадало несколько мелких притоков - Верхний, Средний и Нижний Дубяки, - были глубокие и обрывистые, покрытые лесом овраги. На востоке в Дон впадали два небольших притока - Смолка и несколько южнее - Курца. Берега Смолки также были покрыты лесом. Этот приток, протекающий почти параллельно Дону, имел важное тактическое значение. Разросшийся между Смолкой и Доном лес - Зеленая Дубрава - давал возможность скрытно сосредоточить в нем общий резерв. Все это обширное пространство между реками Непрядвой и Доном, занятое русскими войсками, постепенно расширявшееся в южном направлении, откуда ожидалось наступление татар, называлось Куликовым полем.

7 сентября, когда русские военачальники принимали решение о переправе и предстоящем сражении, татарские войска передвигались форсированным маршем из района Гусиного Брода в направлении Дона. Однако задержать русских на переправах татарам не удалось. Передовые части их вышли на Куликово поле, когда главные силы русских войск уже переправились на южный берег реки. Ночь на 8

сентября противники провели на Куликовом поле, расположившись, друг против друга.

Оценка местности и соответствующие построение войск для боя свидетельствуют о высоком тактическом мастерстве Дмитрия Донского. При расположении русской рати на Куликовом поле учитывались не только слабые и сильные стороны каждой русской дружины, но их характер войск и тактика противника. Главным родом татарских войск была конница. Излюбленным тактическим приемом татар являлся охват сильными конными группами одного или обоих флангов противника. Расстройство одного из флангов с последующим выходом конницы в тыл противника, как правило, оканчивалось его полным разгромом.

Дмитрий не дал татарам возможности применить этот маневр на Куликовом поле. Правый фланг надежно прикрывался тремя лесистыми оврагами с протекающими по дну их реки Непрядвой и ручьями. Таким образом, выход татарской конницы во фланг русских войск справа по условиям местности совершенно исключался.

Не менее тщательно оценил Дмитрий и свои войска. Наиболее боеспособные и многочисленные дружины он поставил на левом крыле. Отборные дружины вошли в состав засадного полка, командование которым было поручено искусным и прославленным сподвижникам Дмитрия - боярину Боброку и князю Владимиру Серпуховскому.

Дмитрий Боброк был известен как выдающийся русский военачальник. Под его начальством русские войска нанесли поражение казанским татарам в 1376 году; разбили рязанскую дружину при Скорнищеве.

Владимир Андреевич Серпуховской был также опытным, отважным и энергичным военачальником. Имя его упоминается во всех походах Дмитрия.

Все это говорит о том, насколько тщательно, с учетом всех возможностей боя готовился Дмитрий к предстоящему сражению.

Утром 8 сентября русские полки построились в боевой порядок. Сопровождаемый прославленными воеводами Дмитрий объехал войска.

К 11 часам утра густой туман, покрывавший Куликово поле, начал рассеиваться. Дмитрий, возвратившись под великокняжеское знамя, развевавшееся в центе боевого порядка большого полка, отдал последние распоряжения и, поручив

охранять знамя боярину Бренку, выехал в передовой полк, чтобы принять участие в сражении.

В двенадцатом часу дня обе стороны начали одновременное наступление.

Битва началась поединком двух воинов. Первым выехал татарин Темир Мурза и, бахвалясь, стал вызывать из русских дружин противника. На бой с татарином вызвался Александр Пересвет, монах Троицкого монастыря. Воины поскакали друг на друга. Удар столкнувшихся в поединке всадников был настолько силен, что оба пли мертвыми и даже кони под ними были убиты.

Поединок Пересвета с Темиром Мурзой явился сигналом к общему сражению.

Передовой полк, в котором сражался Дмитрий, первым принял удар на себя всей массы татарских войск. В короткой схватке почти весь полк был уничтожен. Дмитрию с небольшой группой воинов удалось пробиться к большому полку. Началась ожесточенная битва между главными силами.

Основные силы татар были брошены против левого крыла русских войск. Полк левой руки отражал ожесточенные атаки многочисленной татарской конницы. Почти все воеводы, в том числе и князья Белозерские, были убиты. Полк понес огромные потери и, будучи не в силах сдерживать все возраставший натиск противника, начал отступать. Вскоре татарам удалось прорвать боевой порядок полка. Чтобы восстановить положение, на левый фланг устремился частный резерв под начальство Дмитрия Ольгердовича. Приняв на себя всю тяжесть главного удара татар, резервные дружины погибли геройской смертью. Положение оставалось критическим. В прорыв устремилась воодушевленная успехом татарская конница.

Поражение полка правой руки создало реальную угрозу выхода татар во фланг и тыл большого полка. Вся надежда теперь возлагалась на засадный полк, скрытый в Зеленой Дубраве. Владимир Серпуховской и Дмитрий Боброк внимательно следили за битвой, которая длилась уже более полутора часов. Несколько раз Владимир предлагал вступить в бой, и каждый раз более хладнокровный и опытный Боброк удерживал его от этого поступка. Только когда стало известно о поражении полка левой руки и о том, что фронт русской рати прорван, Боброк понял, что наступил критический момент боя. «…Наш час пришел. Дерзайте, братья и други», - обратился Боброк к воинам и отдал приказ атаковать татар. Как буря, налетели отборные дружины на татарскую конницу. Мамай уже не имел резервных войск, чтобы отразить стремительный натиск Боброка. Растерявшись от неожиданного удара, татарская конница начала в панике отступать.

Вслед за засадным полком перешли в общую контратаку и остальные полки. Мамай даже не попытался удержать толпы своих бегущих воинов. Вместе с ними в паническом страхе бежал с Куликова поля и он.

Восемь дней русские войска находились на Куликовом поле, пока не были погребены все погибшие воины, местом братских которых является село Рождествено - Монастырщина.

Военно-политическое и стратегическое значение Куликовской битвы было огромным. Она коренным образом изменила внешнеполитическую обстановку для Руси.

21 сентября русские дружины прибыли в Коломну, откуда после 4-дневного отдыха выступили в Москву. Известие о победе над татарами вызвало всеобщий подъем и воодушевление русского народа.

Куликовская битва показала русскому народу, что позорное татарское иго может быть сброшено, но для этого нужно обьединиться и бороться общими усилиями. Будучи выдающимся государственным деятелем, Дмитрий Донской понимал это больше, чем кто - либо другой. Не случайно после Куликовской битвы он приказал именовать себя «великим князем всея Руси»

Куликовская битва представляет значительный интерес с тактической стороны. Она является не только свидетельством самостоятельного национального пути развития русского военного искусства и его передового, прогрессивного характера, но и показателем высокого тактического мастерства Дмитрия Донского.

Вывод: Для Орды и, особенно для Мамая Куликовская битва явилась непоправимым ударом. Чтобы поднять подорванный престиж Орды и как-то поправить положение, Мамай начал лихорадочно готовить новый поход. В короткий срок ему удалось собрать войско, однако поражением Орды воспользовались соседние татарские народы. С востока в Золотую Орду вторглось татарское войско, предводимое Тохтамышем. В сражении на реке Калка Мамай был разбит. С небольшой группой воинов он бежал в Кафу (Феодосия), где и был убит местными жителями. «…и тако Мамай зле сконча окаянный свой живот»

3 сентября 1260 года в Палестине возле города Айн-Джалут произошло одно из судьбоносных сражений мировой истории. Египетская армия под руководством султана Кутуза и эмира Бейбарса разгромила татаро-монгольское войско, которым командовал найманский полководец Китбука (Китбуга). Монголы впервые потерпели сокрушительное поражение, остановившее их экспансию на Ближнем Востоке. За предыдущие полвека они выигрывали все крупные битвы со всеми своими противниками - китайцами, персами, арабами, половцами, булгарами, русичами и европейскими рыцарями, благодаря чему им удалось покорить почти всю Евразию, от Индокитая до Венгрии и Польши. О непобедимости татаро-монгол ходили легенды, однако египетские мамлюки, возможно, из-за своей неосведомленности, не испугались столь грозного врага.

Интересно, что Китбука был христианином. Христиане же составляли значительную часть его войска, что не мешало ему действовать с типичной для ордынцев жестокостью. В 1258 году Китбука возглавлял один из туменов, захвативших Багдад, разрушивших его до основания и вырезавших всё население города. По разным оценкам монголы тогда убили от 90 до 200 тысяч человек. После этого "сверкающий алмаз Междуречья" надолго обезлюдел и уже никогда не смог вернуть себе былое величие.
В 1259 году настала очередь Сирии. 70-тысячное войско, возглавляемое ханом Хулагу, вторглись в нее с северо-востока, захватило Дамаск, Алеппо, Баальбек и Сидон. С жителями Алеппо, которые упорно оборонялись, монголы поступили так же, как с багдадцами, оставив в живых только одного искусного ювелира. Казалось, что вскоре та же участь ожидает и остальные города Сирии и Палестины, однако в июне 1260 года до Хулагу дошла весть о внезапной смерти Мункэ - великого хана Монгольской империи. Хулагу с большей частью войска спешно ушел на восток, чтобы принять участие в борьбе за престол, оставив в Сирии 20 тысяч воинов под командованием Китбуки. За такую самонадеянность и недооценку противника ему вскоре пришлось дорого заплатить.
Однако поначалу Китбуке сопутствовал успех: он вторгся в Самарию, легко захватив Наблус, а затем - Газу. Уверенный в своих силах, он направил каирскому султану Кутузу гонца с ультиматумом следующего содержания:
Великий Господь избрал Чингиз-хана и его род, а все страны на земле пожаловал нам. Всем известно, что каждый, кто отказался повиноваться нам, перестал существовать вместе с его женами, детьми, родичами и рабами. Молва о нашей безграничной мощи разнеслась подобно сказаниям о Рустеме и Исфендияре. Так что, если ты покорен нам, то пришли дань, явись сам и проси прислать к тебе нашего наместника, а если нет, то готовься к войне.
Кутуз, ранее не общавшийся с монголами, рассвирепел от такой неслыханной наглости. Первой жертвой султанского гнева стал ни в чем не повинный гонец, которого Кутуз велел казнить. Затем он объявил в Египте мобилизацию. Сколько воинов ему удалось собрать, неизвестно, различные летописцы и историки называют разные цифры, но в любом случае египетское войско, к которому присоединились бежавшие от монголов курды, судя по всему, оказалось не меньшим, а скорее большим, чем у Китбуки.
Неожиданно в поддержку своих давних заклятых врагов - мусульман выступили крестоносцы, все еще занимавшие несколько укрепленных городов в Палестине, объединенных узкой полосой средиземноморского побережья. Иерусалимский король Конрад Гогенштауфен выразил готовность беспрепятственно пропустить египтян через свои земли в тыл татаро-монголам, а также снабдить их продовольствием и фуражом.
Такой поступок вполне объясним: хотя Китбука и многие его воины считали себя христианами, это вряд ли уберегло бы крестоносцев от покорения и разграбления. Тем более, что монголы относились к восточной, несторианской ветви христианства, а значит, по мнению католиков, они были презренными еретиками.
Сражение у Айн-Джалута началось с атаки монгольской конницы на центр египетского войска. После короткой схватки египетские кавалеристы обратились в бегство, а монголы начали их преследовать. Увлекшись погоней, они слишком поздно заметили, что с обоих флангов их охватывают доселе скрывавшиеся за холмами конные лавы египтян. Монголы попали в ловушку притворного отступления, которую они сами многократно устраивали своим противникам. Их войско смешалось, попав в "клещи", а египетские мамлюки обрушились на них со двух сторон. Бежавший центр также повернул коней и вновь вступил в бой.
В результате яростной рубки окруженная армия Китбуки была полностью уничтожена, спастись не удалось почти никому. Сам он попал в плен и в тот же день был обезглавлен. Вскоре египтяне один за другим отбили захваченные монголами города, в которых оставались небольшие гарнизоны, и полностью восстановили контроль над Сирией, Самарией и Галилеей.
Монголы еще не раз вторгались в Сирию, но закрепиться там им так и не удалось. Битва при Айн-Джалуте имела большое психологическое значение, развеяв миф о непобедимости Орды. Был в ней и еще один важный момент: согласно ряду арабских источников, в этом сражении египтяне впервые применили некий прообраз огнестрельных орудий, правда, подробностей никаких нет, как нет и изображений этого оружия.

Монгольское войско в походе.


Монгольский лучник и тяжеловооруженный всадник.


Египетское мусульманское войско на фоне пирамид.


Египетский конный и пешие воины XIII-XIV веков


Египетская конница времен арабо-монгольских войн.


Монголы преследуют арабов, арабы гонятся за монголами. Рисунки из западноевропейского средневекового манускрипта.


Хан Хулагу со свитой, старинная персидская миниатюра.


Слева: высокопоставленный генерал монгольского войска. Справа: страница из сирийской несторианской Библии, на которой, как ни странно, хан Хулагу и его жена Доктуз-Хатун.

Каждый август, на успенский пост, Тверь отмечает очередную годовщину поворотного момента в истории России - день Щелканова разорения. Под таким названием вошло в историю антиордынское восстание тверитян, возмутившихся в конце лета 1327 года насилием и поборами ханского посла Чолхана (Щелкана, на русский манер). События XIV века очень важны для понимания современной России. Попробуем пояснить, чем именно.

Врез: Сегодня в Москве, в храме Христа Спасителя, можно поклониться мощам Андрея Первозванного, Марии Египетской, Александра Невского и Михаила Тверского. Получается, что Москва признала нравственный подвиг великого тверского князя.


Это Тверь
А это Москва

Тверской рыцарь - предвестник свободы

Михаил Ярославич, князь тверской и великий князь владимирский, в 1305 году первым стал носить титул «великий князь всея Руси». Однако в 1317 году хан Узбек передал великокняжеский стол московскому князю Юрию Даниловичу и послал ему в помощь для борьбы с Тверью войска. 22 декабря 1317 года Михаил Ярославич Тверской в битве у села Бортенево разбил объединенное войско татар и москвичей. После этого князь, вынужденный отправиться на суд к хану Узбеку, чтобы не допустить разорения Твери, был убит в Орде.
Куликовская битва состоялась 8 сентября 1380 года (лето 6888 от сотворения мира). Что же происходило между двумя этими датами?

Православное восстание в Твери

Тверское княжество, образованное в свое время Александром Невским, вынуждено было сдерживать с запада экспансию католических рыцарских орденов, а с востока - москвичей в союзе с ордынцами. Более века длилось противостояние Москвы с Тверью. Нравственное превосходство Твери проклятием висело над Москвой еще со времен, когда Юрий Московский оклеветал Михаила Ярославича Тверского.
15 сентября 1326 года в Орде был казнен тверской князь Дмитрий Грозные Очи, сын Михаила Тверского, убивший князя Юрия Московского за наговоры на отца. Ярлык на великое княжение, однако, все равно достался Твери, другому сыну Михаила Тверского - князю Александру Михайловичу.
Поначалу все складывалось благополучно, но в конце лета 1327 года в Тверь с большой свитой приехал двоюродный брат хана Узбека - ханский посол Щелкан. Он поселился в княжеском дворце, после чего «сотворил великое гонение на христиан: насилие, грабеж, избиение и поругание». Пошел даже слух, будто Щелкан собирался перебить русских князей и сам сесть на тверской престол, а русский народ обратить в ислам. Все ожидали, что это случится на праздник Успения.
Однако 15 августа спонтанно вспыхнуло восстание. Татары из свиты Щелкана пытались отнять лошадь у дьякона Дудко, и народ вступился за него. Потом мужики кинулись громить татар по всему городу. Щелкан со свитой хотел спрятаться в резиденции, но был сожжен заживо вместе с дворцом; были перебиты все ордынцы, находившиеся в Твери, включая купцов.
Хан Узбек немедленно организовал карательную экспедицию против Твери. К карательному войску москвичей присоединились еще силы Александра Васильевича Суздальского.
Тверской князь Александр Михайлович укрылся в свободном Пскове, а его братья Константин и Василий - в Ладоге. Тверь, Кашин, Торжок были разграблены, жители истреблены, другие отведены в неволю. Александра же было велено искать по всей русской земле.

Новые переговоры и потеря Тверью вечевого колокола

Около десяти лет прожил тверской князь Александр Михайлович в Пскове. В 1336 году он послал в Орду сына Федора, который вернулся с татарским послом. Хан простил Александра, и тот решил лично ехать к Узбеку. Узбек вернул Александру тверское княжение.
Однако вскоре московский князь Иван Калита опять очернил тверского князя перед ханом. Многие приближенные к Узбеку татары, в том числе и его жена, заступались за Александра. Тем не менее Узбек объявил, что тверской князь должен умереть. Его казнили вместе с Федором. Растерзанные тела их были привезены во Владимир, где их отпел митрополит Феогност, а затем погребены в Твери.
Иван Калита распространил свое влияние и на Тверское княжество. Тверитяне в знак своего повиновения отослали в Москву большой соборный колокол.
Несмотря на трагический исход, тверское восстание 1327 года имело долгосрочные последствия. Ханы Орды в дальнейшем отказались от попыток прямого управления русскими землями (в дальнейшем они собирали дань только через русских князей) и попыток исламизации русских княжеств. Это, собственно, и сделало возможным сохранение русского народа.

Русские против русских

На самом деле на Куликовском поле столкнулись две русские армии. Это позже официальной пропаганде московских царей понадобилось скрыть правду - и был создан миф о борьбе Московской Руси с татаро-монгольским игом. Куликовская битва - это всего лишь эпизод борьбы западной Руси во главе с киевлянином Мамаем, захватившим власть в Золотой Орде, и московским князем Дмитрием, который, по существу, выполнял команды монгольского хана Синей орды Тохтамыша.
Даже современный школьный учебник как-то стыдливо недоговаривает, что уже в конце сентября, через две недели после Куликовской битвы, состоялась еще более грандиозная битва - между войсками киевлянина Мамая и монгольского хана Тохтамыша. В битву с монголами Мамай вынужден был вступить в одиночестве, без союзников. И в этой битве Мамай потерпел поражение. Бежал в Крым и там был убит.

Диспозиция накануне Куликовской битвы

В правление хана Узбека (1312-1342) и его сына Джанибека (1342-1357) Золотая Орда достигла своего расцвета. Узбек провозгласил ислам государственной религией. Мятежи эмиров, не желавших принимать ислам, были жестоко подавлены. Казням подверглись и некоторые русские князья. Узбек построил город Сарай аль-Джедид («Новый дворец»), много внимания уделял развитию торговли. Торговые пути стали не только безопасными, но и благоустроенными. Орда вела оживленную торговлю со странами Западной Европы, Малой Азии, Египтом, Индией, Китаем. В степи от Дуная до Иртыша было порядка 150 золотоордынских городов - центров караванной торговли.
Колонии католических генуэзцев в Крыму и в устье Дона, на землях древнего Боспорского царства, использовались Ордой для торговли сукном, льном, оружием, украшениями, пряностями, мехами, кожей, медом, солью, зерном, лесом, рыбой, икрой, оливковым маслом и рабами.
По Дону, Волге и Днепру корабли торговцев могли попасть в Прибалтику и на Белое море. Главным перевалочным пунктом был Валдай, в пределах нынешней Тверской и Новгородской областей, где суда перетягивались из Волги в Даугаву, притоки Невы или Днепра.

Для Руси это было время собирания духовных сил. Преподобный Сергий Радонежский явился тем духовным основанием, на котором было создано современное российское общество. Сергий Радонежский имел контакты с монахами Афона. Их учение о Фаворском свете он воспринял практически первым на Руси. Горячим сторонником исихазма, учения о нетварном Фаворском свете, был митрополит Алексий Московский, учитель и покровитель преподобного Сергия. Он общался с византийским патриархом Филофеем Коккином, учеником Григория Паламы, основателя исихазма.
Фаворский свет стал частью официальной православной доктрины. Многие отшельники-исихасты после нескольких веков перерыва вновь стали селиться в верховьях Волги и Белоозерье.

В Синей Орде к тому времени крепко утвердился ислам, пришедший на смену иудаизму Хазарии и древним ведическим культам. Возглавлял Синюю Орду хан Тохтамыш, потомок Чингисхана. После Куликовской битвы Тохтамыш с помощью Тимура, правившего Средней Азией, овладел престолом Золотой Орды. По существу, москвичи помогали воцарению в Орде Тохтамыша, классического азиатского диктатора, которому противостоял Мамай, опиравшийся на европейские крымские республики.

Мамай происходил из древнего племени киятов. Некоторые исследователи утверждают, будто в булгарских летописях говорится, что Мамай из рода Кулябских ханов. А Кулябом татары называли Киев. Мамая на современный лад надо было бы называть украинцем.
Женат Мамай был на дочери ордынского хана Бердибека, со смертью которого пресеклась законная династия Батуидов. Со второй половины 1350-х годов Мамай - наместник Крыма и Северного Причерноморья. С 1357 года занимал должность беклярбека - одну из двух главных в администрации Золотой Орды. В его функции входили руководство армией, внешними делами и верховный суд.
Мамай стремился возвратить династию Батуидов на главный престол. Не будучи чингизидом, он сам не мог официально стать ханом, поэтому в августе 1361 года возвел на престол своего ставленника Абдуллу из рода Батуидов. Но другие претенденты на трон Золотой Орды не согласились признать его власть. С 1359 по 1370 год Мамаю пришлось с переменным успехом воевать с девятью ханами Золотой Орды.
Тем не менее Мамай поставил под свой контроль степь от Крыма до правого берега Волги. Временами ему удавалось овладевать столицей Золотой Орды. Ставка же самого Мамая находилась в низовьях Днепра в современной Украине. Во внешней политике он ориентировался на союз с европейскими государствами Генуей, Литвой, Венецией и рядом других.
В 1370 году умер хан Абдулла. Новым великим ханом Золотой Орды Мамай провозгласил восьмилетнего Мухаммеда-Булака, также из рода Батуидов, который оставался формальным ханом Мамаевой Орды вплоть до 1380 года. Он погиб в Куликовской битве. Гибель чингизида Мухаммеда-Булака стала причиной поражения Мамая и победы восточной коалиции.

Военная дипломатия

На первых порах своего правления Мамай оказывал поддержку Москве. В 1363 году между Мамаем и митрополитом Московским Алексием, фактическим правителем Московского княжества при малолетнем князе Дмитрии, был заключен договор об уменьшении дани, взимаемой с Московии. Есть даже версия, что перед этим Мамай способствовал освобождению митрополита Алексия из заточения в Литве, где тот находился в 1358-1359 годы.
В 1363 году Мамай выдал ярлык на княжение малолетнему московскому князю Дмитрию. Однако в 1370 году он отнял у Дмитрия великое княжение и передал его тверскому князю, который традиционно проводил прозападную политику. Впрочем, уже в 1371 году князь Дмитрий лично приехал в Мамаеву Орду и в итоге получил ярлык на великое княжение обратно из рук нового хана Мухаммада-Булака. Однако в 1374 году происходит окончательный разрыв между Москвой и Мамаевой Ордой и начинается «великое розмирье».

Западная коалиция

Из сохранившихся немецких и тверских летописей мы узнаем о продолжении Куликовского сражения - появлении на поле брани союзного Мамаю русского войска Великого княжества Литовского, которое было в союзе с Тверью и Рязанью. Оно разгромило войска Дмитрия Донского. Тот отступил в Москву, а Мамай ушел на Днепр.
Средневековая Литва, возникшая в середине XIII века, занимала территорию от Балтийского до Черного моря. В нее входили и исконные русские земли на Валдае. В 1350 году великий князь литовский Ольгерд женился на дочери великого князя тверского Александра Михайловича - Иулиании. Двое из их сыновей - Ягайла и Свидригайло - стали великими русско-литовскими князьями, а Ягайла - еще и королем Польши, основателем европейской королевской династии Ягеллонов. Таким образом, все нынешние королевские фамилии Европы имеют происхождение из русской Твери.
Тверская княжна Ульяна была ревностной христианкой. Она основала первый женский православный монастырь, в Вильнюсе она построила каменные храмы. В год Куликовской битвы русской Литвой правил ее сын Ягайло. Несложно предположить, что русская христианка Ульяна играла решающую роль в дипломатии накануне и после Куликовского сражения. Она выросла среди великих русских рыцарей, князей Твери, первых поднявших знамя борьбы за освобождение от ордынского ига. Если бы все вышло, как было задумано, Русь бы стала свободной на 100 лет раньше.

Новая угроза с востока

Как мы уже писали, весной 1378 года хан Тохтамыш вторгся на Русь, контролируемую Мамаем. К апрелю 1380 года Тохтамыш сумел захватить весь юг Руси, включая город Азов. Под контролем Мамая оставались лишь его родные половецкие степи между Доном и Днепром, да еще Крым. Мамай отчаянно пытался собрать западную коалицию, но московский князь Дмитрий вышел из договора. Последствия для Руси были трагичными.
В этих условиях Мамай организовал масштабный поход в Московию, чтобы соединиться со своими союзниками: литовским войском, Тверью, другими западными христианскими княжествами. Его дипломаты объясняли северным князьям необходимость единения для того, чтобы противостоять Тохтамышу и предупредить разорение русских земель, земель северной и западной Европы.

Христианский раздор

При этом всегда существовала и тайная борьба католических и православных дипломатов. При посредничестве православного митрополита Алексия и посланца константинопольского патриарха Киприана русские князья еще до прихода армии Тохтамыша составили коалицию и стали готовиться к войне с Мамаем, учитывая сильное влияние в его стане миссионеров-католиков. Основой коалиции, усилиями православных священников, должен был стать союз между Москвой, Тверью и Рязанью. Этот союз готовился долго.
Однако весь план коалиции оказался под угрозой после того, как в Твери появился беглый московский боярин свободолюбивых взглядов Вельяминов. Он поведал тверскому князю о двуличной политике Москвы. Вероятно, стали известны сведения о закулисных сепаратных переговорах москвичей с посланцами Тохтамыша.
Вельяминов отправился к Мамаю, после чего хан передал ярлык на Владимирский престол тверскому князю Михаилу Александровичу Тверскому, заподозрив москвичей в тайном союзе с Тохтамышем.
Узнав об этом, московский князь Дмитрий Московский сказал послу Мамая Ачихоже: «К ярлыку не еду, князя Михаила на княжение в землю владимирскую не пущу, а тебе, послу, путь чист». Это явилось переломным моментом в отношениях Москвы и Орды Мамая.

Новая война Москвы и Твери

Михаил Александрович - сын великого князя тверского Александра Михайловича, в 1368 году утвердился в Твери. В этом же году войска московского князя Дмитрия осадили город. Михаил бежал в Литву. В 1369 году он вновь вернулся в Тверь, но на следующий год Дмитрий Донской вторично занял город, и Михаил опять оказался в Литве.
Летом 1372 года он с помощью литовских войск вернулся в Тверь. Но в этом же году московский князь Дмитрий заключает с Литвой Любутский мир. В 1375 году войска промосковских княжеств обрушились на Тверь. После месячной осады Михаил признал свое поражение и вынужден был присоединиться к московской коалиции. Боярина Вельяминова князь Дмитрий хитростью выманил из ставки Мамая на Русь, схватил и обезглавил.
В 1375 году Дмитрий наконец все же договорился с Тверью о взаимной военной поддержке: «А пойдут на нас татарове али на тобе, нам с тобою иде противу их; аще мы пойдем на татар, то тебе единою с нами поиде противу им». Тверь соглашается на союз с Москвой, учитывая, что ее лазутчики доносят: из глубин Евразии на Русь надвигается новая Орда.

Москва ведет неразумную политику, провоцируя Мамая

Угроза с Востока становится более опасной, чем угроза с католического Запада. Однако Москва ведет себя крайне неосмотрительно. Она провоцирует войну с Мамаем, который мог бы быть естественным союзником русских княжеств перед новым вторжением монголов. После подписания мира между Тверью и Москвой весной 1376 года русское войско во главе с Д.М. Боброком-Волынским вторглось на Среднюю Волгу.
В отместку перешедший на службу к Мамаю с левобережья Волги хан Синей Орды Арапша разорил Новосильское княжество, в 1377 году на реке Пьяна Мамай разгромил московско-суздальское войско, разорил Нижегородское и Рязанское княжества. В 1378 году хан Мамай все-таки решился на прямое столкновение с Дмитрием, но посланное им войско под командованием мурзы Бегича потерпело поражение на реке Воже. Мамаем в отместку было вновь разорено Рязанское княжество. Но уже в 1378-1380 годах Мамай потерял свои позиции на Нижней Волге под натиском огромного войска Тохтамыша, пришедшего из-за Урала.

Войска занимают позиции

Орда представляла собой сложный конгломерат племен и народностей. Потомки монголов, приведенные на Волгу Батыем, по-прежнему составляли ядро ее военной организации. При этом на левом берегу Волги - в Синей Орде - были строже исламские обычаи, общество было более ортодоксальным и консервативным. Эти места заселяли потомки булгар и хазар. На западном берегу Волги основным населением степей были половцы и славяне. Потомки восточных завоевателей сохранили военную власть над половцами, но приняли их культуру, постепенно растворившись в местном населении. К этому времени Орда Мамая в основном состояла из южнорусских народов - переродившихся иудеев хазар, православных булгар, половцев, алан, славян и пр. Наследниками этого мира являются современные народы юга России и Украины. Все это многообразие и составляло Орду Мамая.

Геннадий Климов

Продолжение следует ….

Дмитрий Донской. князь Московский, Великий князь Владимирский, с 1363 г. князь Новгородский. Родился 12 октября 1350 г. Сын Ивана Красного и княгини Александры, его второй жены. Прозвище Донской князь получил после победы в Куликовской битве 1380 г.

Куликовская битва и Дмитрий Донской

В начале XIV века сила Золотой Орды ослабела, и великий князь Дмитрий Иванович. почувствовав это, отказался выплачивать дань баскакам. Не желая терпеть такого самоуправства, хан Мамай собрал войско и двинулся на Русь — наказывать непокорных.

Обратившись ко всем русским княжествам с призывом о помощи, Дмитрий Иванович отправился ему навстречу. Два воинства сошлись на Куликовом поле — причем Дмитрий, отсекая даже саму мысль о поражении, приказал сжигать позади себя мосты .

На рассвете 8 сентября 1380 года русский монах Александр Пересвет и монгольский воин Челубей по традиции сошлись в битве один на один. Бой не принес победу ни одному из них — смертельно ранив друг друга копьями, оба воина пали. И тогда монгольское войско и дружина Дмитрия Донского, благословленная Сергием Радонежским, начали битву.

Засадный полк.

Хотя русские войска сражались храбро, по численности монголы значительно их превосходили. Уже начинало казаться, что Мамай одержит победу в этом бою — но Дмитрий Донской полагался не только на мужество своих воинов, но и на хитрую тактику.

В засаде был оставлен полк из более десяти тысяч воинов под командованием Дмитрия Боброка. В самый тяжелый момент сражения конница неожиданно вылетела из леса. Решив, что это подоспели к полю битвы основные силы русских, монголы обратились в бегство.

После этого боя князь Дмитрий Иванович и получил прозвище, под которым вошел в историю — «Донской» .

Итоги и историческое значение Куликовской битвы.

Несмотря на то, что татаро-монгольское иго продержалось на Руси еще ровно сто лет, Куликовская битва имела огромное значение для народа. После нее стало понятно, что Золотая Орда не является непобедимой, что ее можно сломить, и что обретение Русью свободы — только вопрос времени.

причины победы русского войска в Куликовской битве

Основными причинами победы русских войск в Куликовской битве были:

объединение русских земель, центром которых стала Москва, что позволило князю Дмитрию Ивановичу выставить против Мамая общерусское войско;

освободительный характер борьбы русского народа против ордынского ига;

массовый героизм, мужество и стойкость русских воинов;

ратное искусство князя Дмитрия Ивановича, проявившееся и в разработке стратегического плана войны с Мамаем, и в постановке оперативно-тактических задач, и в организации мобильной и дисциплинированной армии, в выборе места битвы, в построении русских войск перед боем.

5. Значение Куликовской битвы трудно переоценить:

хотя свергнуть ордынское иго не удалось, эта историческая задача была поставлена в повестку дня, и ее осуществление стало делом времени;

был развеян миф о непобедимости Золотой Орды;

после разгрома Мамая ускорился процесс распада Орды;

Куликовская битва укрепила роль Москвы как центра объединения всех русских земель в единое государство;

и самое главное — Куликовская победа положила начало духовному возрождению, росту самосознания русского народа.

Напутствие и Благославление Преподобного Сергия Радонежского.

Причиной Куликовской битвы стало обострение отношений с Золотой Ордой и рост влияния Московского княжества. Однако формальным поводом к началу конфликта стал отказ Московского князя увеличить размер выплачиваемой дани. Мамай планировал вооруженное столкновение с московской дружиной еще в 1378 г. Но войско мурзы Бегича потерпело серьезное поражение на реке Воже. Несмотря на серьезное усиление Москвы Дмитрию была необходима поддержка других удельных князей. Во многом для этого князь искал и получил благословение Сергия Радонежского, иконы которого можно увидеть сегодня во многих церквях. Но, несмотря на это ни Рязань, ни Тверь не откликнулись на его призыв. А князья Суздаля вообще выступили на стороне Мамая.

Участники Куликовской битвы стремились собрать как можно больше войск. В распоряжении Дмитрия Донского были только воины Московского и Владимирского княжеств, а так же, воины князя Андрея Ольгердовича. По современным оценкам историков общая их численность достигала 50 - 100 тыс. человек. К ордынскому войску, составлявшему, по оценкам разных специалистов от 60 до 150 тыс. воинов, спешил литовский князь Ягайло. Дмитрий стремился не допустить соединения войск Мамая и это ему удалось. Так же, в войске Мамая было около 4 тыс. генуэзцев, наемников мусульман, ясов и других.

Из летописных источников известно, что Куликовская битва произошла в районе устья Непрядвы и Дона. Однако достоверно известно, что в тот период левый берег Непрядвы был покрыт лесом. А существующее и сегодня небольшое поле слишком мало для того, чтобы на нем произошла столь масштабная битва. В этих местах не было найдено ни древнего оружия, ни останков. Таким образом, вопрос о месте сражения для многих исследователей остается открытым.

Краткое описание Куликовской битвы, произошедшей 8 сентября 1380 г. не займет много времени. Из жития Сергия Радонежского известно, что битву предварял поединок двух богатырей Пересвета и Челубея. Однако в ранних источниках о нем не упоминается. Перед началом Куликовской битвы, 7 сентября, русские войска были выстроены в боевые порядки. Основной полк располагался в центре и находился под командованием окольничего Вельяминова. Полк правой руки был отдан под командование Андрея Ольгердовича, литовского князя, полком левой руки командовал Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский. Где размещался засадный полк точно не известно. Вероятно - позади полка левой руки. Именно он и решил исход сражения.

Итогом Куликовской битвы стало бегство Мамая и его войска. При чем засадный полк преследовал врагов еще 50 верст до реки Красная Меча. Сам Дмитрий Донской в этом сражении был сбит с коня. Его нашли только по окончании битвы.

Последствия Куликовской битвы оказали серьезное влияние на дельнейшую историю Руси. Хотя ордынское иго не закончилось, как многие надеялись, но размер взимаемой дани уменьшился. Авторитет Москвы и князя Дмитрия возрос, что позволило Московскому княжеству стать центром объединения земель Руси. Значение Куликовской битвы еще и в том, что она показала возможность окончательной победы над ордынцами и близость окончания ига.

Куликовская битва и ее предпосылки

Во второй половине XIV века Золотая Орда все отчетливей переживает упадок. Это государство, как и многие масштабные образования, столкнулось с раздробленностью и внутренними междоусобицами, серьезно ослабившими его военную мощь. Одновременно на этом фоне происходило возрождение русских княжеств. Новым центром восточных славян становится Московское. В раздираемой же междоусобицами Золотой Орде к власти приходит темник Мамай. Первая попытка сломить возвышающуюся Москву была предпринята еще в 1378 году. Однако тогда орда Мамая была разбита на реке Воже. Спустя два года формальным поводом к Куликовскому сражению стал демонстративный отказ Дмитрия Донского повысить размер дани, которая уже полтора века выплачивалась татарским ханам. В ответ на это ордынский темник вновь стал собирать армию.

К сентябрю 1380 года Дмитрий Донской располагал сборной дружиной нескольких княжеств общей численностью в 50-100 тысяч человек. На стороне Мамая выступило непосредственно ордынское войско, насчитывавшее от 60 до 150 тысяч мужчин, а также наемники и союзники из Великого Княжества Литовского. Последние имели интерес в западных русских территориях и также не желали нового возвышения Руси. Большим стратегическим успехом княжеских полководцев стало то, что они не допустили объединения двух войск. Этот факт не в последнюю очередь позволил выиграть сражение. Аутентичные источники описывают сам ход его достаточно кратко. Куликовская битва произошла в устье рек Дона и Непрядвы. Долгое время у современных историков вызывала сомнения правдивость этого летописного сообщения. Однако в последние годы большая часть научного сообщества согласилась с этим фактом. По сообщениям тех же летописных источников, генеральному сражению предшествовала битва между сильнейшими богатырями двух сторон: Челубеем и Пересветом. Впрочем, далеко не везде есть это упоминание. По всей видимости, это лишь красивая история средневековых хронистов. О самой битве известно достаточно мало. Летописи твердят лишь, что русскими полководцами была использована военная хитрость в виде выманивания татарской конницы и последующего удара ей в тыл со стороны засадного полка. Ордынцы были оттеснены к реке и перебиты.

Как видим, этот исторический эпизод полон недосказанностей, а его полная историческая реконструкция сегодня уже невозможна ввиду отсутствия непротиворечивых источников. Значение Куликовской битвы кратко выразить сложно, однако мы попробуем. В результате этой победы Русь вовсе не отделалась от ордынского ига. Князья и дальше продолжали платить дань в течение сотни лет. Однако важным моментом было то, что Московское княжество продолжило свою победоносную поступь. Это позволило сплотить вокруг себя большинство русских земель и в будущем покончить с игом.

Источники: historykratko.com, infoogle.ru, otvet.mail.ru, historykratko.ru, fb.ru

Разгром татаро - монголов на Куликовом поле (8 сентября 1380 года)

После сражения на реке Воже и Дмитрий, и Орда понимали, что следующем сражении будет решаться участь одной из борющихся сторон. Поэтому осенью 1379 года татаро - монголы предприняли поход на Рязанское княжество, который преследовал разведывательные цели.

Внезапное нападение на Рязань вызвало панику в городе. Не встречая сопротивления, татары овладели городами и селами Рязанской земли, разграбили и сожгли их, но идти на Москву не решились. Причиной тому, бесспорно, явилось уничтожение лучшей части татарского войска в 1378 году. Об этом походе Мамая летописец писал: «…видев Мамай изнеможение дружины своея… собрав остаточную силу свою и совокупи воинства много, поиде ратью вборзе безвести изгоном на Рязанскую землю» Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей./ под редакцией Н.Костомарова.М., С. 154..

Опустошив Рязанское княжество, татары вернулись на восток. К 1380 году Мамаю (см. Приложение 5) удалось прекратить междоусобицу внутри Орды. Но все же Мамаю казалось, что собственных сил для борьбы с Москвой недостаточно.

В надежде на богатую добычу в Орду стеклись наемники, к началу похода Мамаю удалось собрать огромную армию. Численность ее определялась по - разному - от 250 до 400 тысяч человек.

Внешнеполитическая обстановка сгладывалась благоприятно для Орды.

Между тем, Рязанский князь Олег и литовский князь Ягайло Ягайло, Владислав II Ягелло - внук Гедимина, сын Ольгерда и православной княгини Юлиании. Родоначальник династии Ягеллонов. обещали Мамаю свою помощь, о чем Дмитрию ничего не было известно. Жестокая междоусобица литовских князей позволяла Дмитрию не очень опасаться за свои западные границы. Однако чтобы твердо обеспечить безопасность с этой стороны, зимой 1379/80 год (9 декабря) против Литовского княжества был предпринят поход московских войск, предводимых Владимиром Андреевичем Серпуховским, не встречая сопротивления, они заняли значительную территорию Литовского княжества.

Наряду с насильственным подавлением оппозиционных элементов Дмитрий стремился оградить русскую церковь от вмешательств в ее дела Византии, не заинтересованной в усилении Москвы. По свидетельству летописца, когда из Византии прибыл новый митрополит, Дмитрий не принял его. «Есть у нас митрополит Алексей, а ты почто ставишься на живого митрополита?» - сурово возразил он на это посягательство Живые голоса истории./ Под редакцией А. Сахарова, С. Троицкого. М., 1978. С.97. .

Отношение великого князя к церкви наиболее показательно определяет следующее событие. После смерти митрополита Алексея Дмитрий, поставил главой церкви одного из своих приближенных, епископа Дмитрия. Он пользовался на Руси широкой популярностью. Однако у нового митрополита нашлись враги, желавшие сами занять это почетное место. Наиболее предприимчивым из них оказался суздальский епископ Дионисий. Борьба с ним окончилась трагической смертью московского митрополита.

Летом 1380 года в Москве распространились слухи о новом грозном нашествии татар. Ожидая подхода войск своих союзников, войска Мамая продвинувшись к Дону и заняли центральное положение. С востока к нему должен был присоединиться Рязанский князь Олег, с запада - литовское войско.

Тем временем чтобы выяснить намерения и силы татар, в ставку Мамая было направлено дипломатическое посольство во главе с Захарием Тютчевым Тютчев Захарий (Тутчев) -- первый из известных представителей рода Тютчевых, предок поэта Фёдора Тютчева.. Здесь ему стало известно о соглашении между татарами. Литвой и Рязанским князем.

На военном совете, созванном Дмитрием в Москве, он изложил план предстоящих действий. Основой его было: захватить инициативу, не допустить соединение противников и разбить их по частям, начав с татар.

Было решено к 31 июля сосредоточить войска в Коломне, а до того выдвинуть в южном направлении сильный разведывательный отряд. В разведку были посланы мужественные и стойкие воины под начальством опытных в ратном деле Родиона Ржевского, Андрея Волосатого и Василия Тупика.

Этому передовому отряду было приказано выйти к реке Быстрой или в районе реки Тихой Сосны Та и другая - приток Дона. и наблюдать противника, частью сил углубиться еще южнее в направлении Орды и захватить пленного («языка») с целью выяснить намерения Мамая.

В эти дни Дмитрий находился в Москве. Он собирал и готовил войска. Была подтверждена информация о том, что соединение татарских войск с войсками союзников намечено на 1 сентября в районе Коломны. Вынужденная задержка татар позволила Дмитрию перенести срок окончательного сосредоточения войск в Коломне с 31 июля на 15 августа.

Указав на неизбежность похода и перенесения срока сосредоточения войск, Дмитрий обратился к собравшимся князьям, боярам и воеводам с горячим призывом, «чтобы крепки и мужественны были против татар» Дмитрий Донской. / Под редакцией А. В. Карасева, Г. И. Оськина. М.., 1950. С.37. По свидетельству летописи, это обращение великого князя было встречено с огромным воодушевлением. «Готовы пострадать за Русь и твои обиды», - единогласно заявили русские дружинники Живые голоса истории./ Под редакцией А. Сахарова, С. Троицкого. М., 1978. С.80..

Дождавшись подхода дружин из наиболее отдаленных княжеств и отдав последние распоряжения, Дмитрий начал марш на юг, к Коломне. Утром 24 августа русские войска были на месте.

Проделывая путь навстречу татарам, Дмитрий приказал обходить рязанские земли с запада.

Не доходя до Серпухова, при устье реки Лопасня, войска должны были переправиться через Оку и затем двигаться на юг в направлении Дона навстречу татарам. После переправы войск через реку, у устья Лопасни, был оставлен воевода Тимофей Васильевич Вельяминов, имевший задачу направлять вслед за главными силами опоздавшие дружины и отставшие пешие войска.

О наступлении московских войск рязанские воеводы узнали уже после переправы их через реку Оку. Внезапное появление войск Дмитрия вызвало смятение и растерянность среди окружающих Олега.

Затем, чтобы предупредить соединение войск союзников, Дмитрий вел наступление в западном направлении, рассчитывая в зависимости от обстановки разбить их отдельно. Указанный Дмитрием маршрут полностью соответствовал стратегической и политической обстановке. Такой замысел и осуществление стремительного наступательного марша ставят Дмитрия Донского в один ряд с великими полководцами древности.

30 августа русские войска сосредоточились в районе реки Лопасни и начали переправу через Оку. Большая часть исследователей, занимавшихся изучением Куликовской битвы, указывает, что Дмитрий привел на берег Дона до 150 тысяч воинов.

Расстояние от Оки до Дона - свыше двухсот километров - войска преодолели в течение семи суток.

В 23 поприщах от Дона, в окрестностях селения Березы, Дмитрий остановил войска, чтобы дать возможность присоединиться подходившим дружинам Полоцкого и Брянского княжеств.

В тот же день Дмитрий созвал в селение Чернова Село Чернова, Скопинского района, Рязанской области. военный совет. Необходимо было решить основной вопрос: на каком берегу Дона дать сражение. Часть воевод стояло за то, чтобы использовать Дон и Непрядву в качестве выгодных естественных преград, прикрывавших русскую рать с фронта. Они указывали также на опасность переправы в случае поражения, другие воеводы горячо возражали им, требуя немедленной переправы на правый берег Дона.

Последнее слово было за Дмитрием. «Братья, - сказал он, - честная смерть лучше злого живота»; лучше было не идти против безбожных сих, нежели, придя ничего не сделать, возвратится обратно; перейдем ныне в сей день за Дон все и там положим головы свои за православную веру и за братию нашу» Дмитрий Донской. / Под редакцией А. В. Карасева, Г. И. Оськина. М.., 1950. С.41..

После этих слов Дмитрий приказал наводить мосты и искать броды через Дон для переправы на противоположный берег. В ночь на 8 сентября войска Дмитрия были успешно переправлены, а на утро 8 построились в боевой порядок.

Наиболее боеспособные и многочисленные дружины Дмитрий поставил на левом крыле. Отборные дружины вошли в состав засадного полка, командование которым было поручено искусным и прославленным сподвижникам Дмитрия - боярину Боброку и князю Владимиру Серпуховскому.

Дмитрий Боброк был известен как выдающийся русский военачальник. Под его начальством русские войска нанесли поражение казанским татарам в 1376 году; разбили рязанскую дружину при Скорнищеве.

Владимир Андреевич Серпуховской был также опытным, отважным и энергичным военачальником. Имя его упоминается во всех походах Дмитрия.

Все это говорит о том, насколько тщательно, с учетом всех возможностей боя готовился Дмитрий к предстоящему сражению.

В двенадцатом часу дня татарские и русские войска начали сражение. Битва началась поединком двух воинов. Первым выехал татарин Темир Мурза и, бахвалясь, стал вызывать из русских дружин противника. На бой с татарином вызвался Александр Пересвет, монах Троицкого монастыря. Воины поскакали друг на друга. Удар столкнувшихся в поединке всадников был настолько силен, что оба пали мертвыми и даже кони под ними были убиты.

Передовой полк, в котором сражался Дмитрий, первым принял удар на себя всей массы татарских войск. В короткой схватке почти весь полк был уничтожен. Дмитрию с небольшой группой воинов удалось пробиться к большому полку. Началась ожесточенная битва между главными силами (см. Приложение 6).

Основные силы татар были брошены против левого крыла русских войск. Полк левой руки отражал ожесточенные атаки многочисленной татарской конницы. Почти все воеводы, в том числе и князья Белозерские, были убиты. Полк понес огромные потери и, будучи не в силах сдерживать все возраставший натиск противника, начал отступать. Вскоре татарам удалось прорвать боевой порядок полка. Чтобы восстановить положение, на левый фланг устремился частный резерв под начальство Дмитрия Ольгердовича. Приняв на себя всю тяжесть главного удара татар, резервные дружины погибли геройской смертью. Положение оставалось критическим. В прорыв устремилась воодушевленная успехом татарская конница.

Поражение полка правой руки создало реальную угрозу выхода татар во фланг и тыл большого полка. Вся надежда теперь возлагалась на засадный полк, скрытый в Зеленой Дубраве. Владимир Серпуховской и Дмитрий Боброк внимательно следили за битвой, которая длилась уже более полутора часов. Несколько раз Владимир предлагал вступить в бой, и каждый раз более хладнокровный и опытный Боброк удерживал его от этого поступка. Только когда стало известно о поражении полка левой руки и о том, что фронт русской рати прорван, Боброк понял, что наступил критический момент боя. «…Наш час пришел. Дерзайте, братья и други», - обратился Боброк к воинам и отдал приказ атаковать татар. Как буря, налетели отборные дружины на татарскую конницу. Мамай уже не имел резервных войск, чтобы отразить стремительный натиск Боброка. Растерявшись от неожиданного удара, татарская конница начала в панике отступать.

Вслед за засадным полком перешли в общую контратаку и остальные полки. Мамай даже не попытался удержать толпы своих бегущих воинов. Вместе с ними в паническом страхе бежал с Куликова поля и он.

Восемь дней русские войска находились на Куликовом поле, пока не были погребены все погибшие воины, местом братских которых является село Рождествено - Монастырщина.

Военно-политическое и стратегическое значение Куликовской битвы было огромным. Она коренным образом изменила внешнеполитическую обстановку для Руси.

Куликовская битва показала русскому народу, что позорное татарское иго может быть сброшено, но для этого нужно объединиться и бороться общими усилиями. Будучи выдающимся государственным деятелем, Дмитрий Донской понимал это больше, чем кто - либо другой. Не случайно после Куликовской битвы он приказал именовать себя «великим князем всея Руси» Дмитрий Донской. / Под редакцией А. В. Карасева, Г. И. Оськина. М.., 1950. С.50..

Для Орды и, особенно для Мамая Куликовская битва явилась непоправимым ударом. Чтобы поднять подорванный престиж Орды и как-то поправить положение, Мамай начал лихорадочно готовить новый поход. В короткий срок ему удалось собрать войско, однако поражением Орды воспользовались соседние татарские народы. С востока в Золотую Орду вторглось татарское войско, предводимое Тохтамышем. В сражении на реке Калка Мамай был разбит. С небольшой группой воинов он бежал в Кафу (Феодосия), где и был убит местными жителями. «…и тако Мамай зле сконча окаянный свой живот» Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей./ под редакцией Н. Костомарова. М., С. 176..