Литературно-музыкальная композиция "и помнит мир спасенный". И помнит мир спасенный

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 50 с углубленным изучением предметов»

Внеклассное мероприятие

«И помнит мир спасённый…»

Педагоги СОШ № 50

Мазур Н.Г., Петрова Р.Н.

город Набережные Челны

«И помнит мир спасенный…»

Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне

Воспитывать уважение к пожилым людям, ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, воспитывать чувство гордости за народ – победитель. Способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о жизни детей во время войны.

Побудить учащихся к делам на радость и пользу людям, на сопричастность к жизни города, страны, содействовать развитию эмпатии

Способствововать развитию творческих способностей каждого учащегося.

Развивать нравственные чувства сопереживания, чувства благодарности;

воспитывать бережное отношение к традициям своего народа.

Способствовать формированию положительной нравственной оценки подвига во имя Родины, воспитанию чувства патриотизма.

Книжная выставка «Подвигу жить в веках»

Рисунки учащихся на военную тематику.

Летопись «Моя семья причастна к Победе!»

Слайд с названием мероприятия (звучат военные песни, пока собираются гости)

Началась самая тяжелая и самая жестокая война для нашей Родины. Над народами нашей страны нависла опасность физического уничтожения. Тысячи тонн смертоносного груза обрушились на спящие города, аэродромы, железные дороги.

Стихотворение челнинской поэтессы. «Уходят на войну мальчишки»

Уходят на войну мальчишки,

Оставив дома матерей

И недочитанные книжки,

И неродившихся детей.

Недоцелованы невесты,

Кому-то, может, повезёт,

А кто-то пропадёт без вести,

А кто-то смерть свою найдёт.

А где-то в русском поле чистом,

Как он, такой же молодой,

И дед его, что был танкистом,

На той войне нашёл покой.

Как страшно, что идёт война,

Когда вокруг шумит весна,

Когда природа оживает,

Такие парни погибают.

Уходят лучшие сыны,

То тут, то там уходят в бой,

Мы что-то сделать все должны,

Чтоб не было на свете войн.

Чтоб не теряли на планете

Своих отцов и дедов дети,

Чтоб сына любящая мать,

Могла живого обнимать.

Уже 24 июня 1941года поэт Лебедев-Кумач написал стихотворение «Священная война», а композитор Александров написал музыку. Эта песня стала гимном сражающегося народа.

Звучит песня «Священная война» (3-4 мальчика в военных формах поют песню)

На экране слайд с портретом Жукова

Особое значение противник придавал захвату Ленинграда. Командующим Ленинградским фронтом был назначен маршал Г.К. Жуков.

За короткий срок сотни тысяч жителей вместе с воинами превратили Ленинград в неприступную крепость. Были созданы отряды народного ополчения. В сентябре враг окружил с суши и началась блокада Ленинграда, которая длилась 900 дней.

Показ слайдов военного блокадного Ленинграда (чтение стихотворений под классическую музыку)

Домов затемненных громады

В зловещем подобии сна

В железных ночах Ленинграда

Осадной поры тишина.

Но тишь разрывается воем-

Сирены зовут на посты.

И бомбы свистят над Невою,

Огнем обжигая мосты.

Враг силой не мог нас осилить,

Нас голодом хочет он взять

Отнять Ленинград у России

В полон ленинградцев забрать.

Такого во веки не будет

На невском святом берегу.

Рабочие русские люди

Умрут, не сдадутся врагу.

Гитлеровцы начали варварски разрушать город авиацией, артиллерийскими обстрелами. За время осады фашисты обрушили на город 107 тысяч авиабомб, 150 тысяч снарядов. Было разрушено и повреждено 10 тысяч зданий. Но несмотря ни на какие трудности народ в городе трудился. Изготовили и ремонтировали 2 тысячи танков, самолеты, снаряды и вместе с взрослыми дети работали за станками, дежурили на крышах зданий, тушили пожары.

Я говорю с тобой под свист снарядов

Угрюмым заревом озарена

Я говорю с тобой из Ленинграда

Страна моя, печальная страна.

Над Ленинградом смертная угроза…

Бессонны ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слезы.

Что называлось страхом и мольбой

Мы будем драться с беззаветной силой.

Мы одолеем бешеных зверей.

Мы победим, клянусь тебе, Россия,

От имени российских матерей.

Самым тяжелым испытанием был голод. Для работающих хлеба давали 250гр., а остальным 125 гр. Это ведь тоже был не настоящий хлеб, туда добавляли льняной и хлопковый жмых. Люди падали на улице от голодного обморока и умирали.

Одно желанье жило в их сердцах

Не покидавшее несчастных даже в снах,-

Желание голод утолить,

Хотя бы корочку сухую откусить

И с наслаждением ее жевать…

Кому пришлось такое испытать,

Тот продолжает и доныне

Он к хлебу относиться как к святыне.

(Слышится звук метронома)

Сценка (про Таню Савичеву)

Выходят трое ребят с зажжёнными свечами

    Слышите? Это не орудийные залпы, не рокот самолётов, не лязг гусениц танков – это мерный звук ленинградского метронома. Ленинград… Бесконечно долгие и страшные 900 дней блокады.

Таня Савичева – ленинградская школьница. В 1941 году, когда началась война, Тане исполнилось 11 лет. Семья у неё была большая и дружная: Таня, бабушка, братья Тани – Лёка и Миша, сёстры – Женя и Нина, да ещё в том доме жили два дяди – братья отца.

    В те жуткие дни зимы 1941 1942 г., когда ежечасные обстрелы и бомбёжки, голод и холод блокады уносили тысячи жизней ленинградцев, я вела в записной книжке страшный дневник.

    «Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942.» (гаснет свеча)

Таня: Если просто хочешь есть, это не голод – поешь часом позже. Я пробовала голодать с утра до вечера - вытерпела. Голод – когда изо дня в день голодает голова, руки, сердце – всё, что у тебя есть – голодает. Сперва – голодает, потом – умирает.

Таня: Он был тихим. Где он умер? Наверное, на кухне, где маленьким слабым паровозиком дымилась буржуйка, где спали, раз в день ели хлеб. Маленький кусочек – как лекарство от смерти… Лёке не хватило лекарства…

Гаснет свеча

    Тане становилось всё хуже, но она не сдавалась - жила. Наступила весна, зазеленели деревья. Таня высохла и вымерзла, стала тоненькой и лёгкой. У неё даже дрожали руки и от солнца болели глаза. Фашисты убили половину Тани Савичевой, а может быть, больше половины. Но с ней была мама и она держалась.

    Таня не написала слово «умерла», у неё не хватило сил написать это слово…

Гаснет свеча

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась она одна … Без мамы, без папы, без сестрёнки. Голодная. Под обстрелом. В пустой квартире.

Таня Савичева не стреляла фашистов, не была разведчицей у партизан. Просто она жила в родном городе в самое трудное для него время. Но, может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нём жила Таня Савичева?

На экране слайд «Ладожское озеро»

Только по замерзшей узкой полоске Ладожского озера можно было проехать в город. Эти 27 километров ледяной дороги спасли многим жизнь. «Дорогой жизни» ее назвали.

Стали привозить продукты, горючее.

Фашисты окружили,

Пушки палят

Воду отключили

Но терпит Ленинград.

Он не хочет сдаваться.

Гордый город на Неве

Живым пытается остаться.

И вот пришла Победа,

И рад стал Ленинград.

Забыл про все он беды,

Шагает на Парад!

Устоял в боях с врагами город-герой Ленинград. Около трех лет 900 дней продолжал

возвестил о ликвидации блокады.

Слайд «Салют Победы»

В зное заводы, дома, вокзал,

Город не сдай врагу.-

Верный присяге русский солдат,

Он защищал Ленинград

Время придет-рассеется дым,

Смолкнет военный гром,

Шапку снимая при встрече с ним,

Скажет народ о нем:

Это железный русский солдат,

Он защищал Ленинград

Портрет Ильдара Маннанова

В нашем городе жил один из участников битвы за Ленинград артиллерист Ильдар Маннанов. Он отличился в боях под городом Тихвин и стал одним из первых Героев Советского Союза среди сынов Татарстана.

И будет так неотвратимо больно:

На сцену выйдет в орденах старик

Последний в нашем крае фронтовик.

И перед ним в порыве встанут люди.

Солдат бывалый поведет рассказ

Как землю эту вырвал у металла,

Как наше солнце сохранил для нас.

И парни будут очень удивляться,

Девчонки будут с болью повторять-

Как это можно умереть в 17,

Как можно в годик маму потерять.

И он уйдет свидетель битвы грозной

С букетом роз и маков полевых

Запоминайте их пока не поздно,

Пока они живут среди живых.

В этой жестокой войне из 14 тысяч бойцов ушедших из челнинского края домой вернулось 6 тысяч.

За годы войны наша страна потеряла почти 27 миллиона человек. Миллионы были угнаны в Германию на тяжелую работу. В фашистских концлагерях «смерти» уничтожали узников в газовых камерах, сжигали в крематориях. Великой ценой досталась нам Победа!

1418 дней и ночей разделяют две даты- 22 июня 1941года и 9 мая 1945 года. Долог и труден был этот путь длиной 2600км. Не все дожили до светлого праздника - Дня Победы. Спасибо им - героям, в битве павшим, спасибо тем, кто и сейчас в строю!

«Ветеранам войны» стихотворение челнинского поэта

Как молоды вы были,

Как Родину любили,

Когда громили извергов –

Фашистов на войне.

Про вас легенды сложены

За шестьдесят, что прожили

Под мирным небом Родины,

Не помня о войне.

Спасибо вам, родимые,

В боях непобедимые,

За жизнь и мир добытые,

За горе пережитое,

За то, что сами выжили

Для жизни на земле.

Слайды (ветераны школы), музыка.

Пусть ветеран расскажет лучше, чем кино,

И даже лучше самой лучшей книжки,

Как в бой ходил три дня без передышки,

Хотя и было это уж давным-давно.

Сегодня и года уже седы

С тех пор, как минула война,

Но поздравляет с Днем Победы

Ветеранов вся страна.

Спасибо милые, родные,

Нас защитившие тогда

И отстоявшие Россию

Ценою ратного труда.

Мы поздравляем Вас с любовью

И правнуки запомнят день,

Омытый Вашей чистой кровью,

Когда вовсю цвела сирень!

Выступления ветеранов

Дети вручают ветеранам цветы и подарки, сделанные своими руками.

(песня «День Победы») (слайд салют)

Прошла война, прошла страда

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят об этой муке

И дети нынешних детей

И наших внуков внуки!

Через века, через года – помните!

О тех, кто уже не придет никогда – помните!

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!

Покуда сердца стучатся – помните!

Какой ценой завоевано счастье –

Пожалуйста, помните!

(Слайд с Аллеи Славы г.Наб. Челны)

Стихотворение

Сегодня день у нас печальный,

Природа плачет вместе с нами,

И этот день стал эпохальным,

Он несравним с другими днями.

Что победим, мы твёрдо знали

Без громких колокольных звонов.

Страну свою мы отстояли

Ценою жизней миллионов.

Солдат под ливнем ураганным

Косила огненная лава.

Героям слава безымянным,

Советскому солдату слава!

Не предадим, друзья, Россию

Как во все былые времена,

Несчастья выдержим любые,

Отчизна-мать у нас одна.

Танец со свечами

Танец «Смуглянка»

Бессильна смерть,

Кровавый росчерк пули

Не зачеркнул героев имена.

У их могил в почетном карауле

Стоит сегодня вся моя страна.

Мы хотим жить в мире. Хотим видеть, слышать и любить дорогих своему сердцу родных и близких, чистого неба, ясного солнца, цветущей земли.

Песня «Не отнимайте солнце у детей»

(свет притушается, у детей в руках свечки и шары)

й РПНОЙФ НЙТ УРБУЕООЩК...

ч ТБЪОПЕ ЧТЕНС бМЕЛУБОДТХ йЧБОПЧЙЮХ ОЕПДОПЛТБФОП ДПЧПДЙМПУШ ВЩЧБФШ РП УМХЦВЕ Ч ЪБЗТБОЙЮОЩИ ЛПНБОДЙТПЧЛБИ. оП, ЛБЛ ХЦЕ ОЕ ТБЪ ПФНЕЮБМПУШ, НХЦ, ЛБЛ РТБЧЙМП, ОЕ РПУЧСЭБМ НЕОС Ч УЧПЙ УМХЦЕВОЩЕ ДЕМБ. йЪМЙЫОЕЗП МАВПРЩФУФЧБ С ОЕ РТПСЧМСМБ Й НБМП ЮФП ЪОБМБ ПВ ЬФЙИ РПЕЪДЛБИ. ъБРПНОЙМЙУШ ПОЙ, ЗМБЧОЩН ПВТБЪПН, РП ЙЪХНЙФЕМШОЩН ГЧЕФБН, ЛПФПТЩЕ НХЦ ПВСЪБФЕМШОП РТЙЧПЪЙМ ЙЪ ЛБЦДПК ЛПНБОДЙТПЧЛЙ. фБЛ С РПНОА ЧЕМЙЛПМЕРОЩЕ ВХЛЕФЩ ЙЪ юЕИПУМПЧБЛЙЙ, жТБОГЙЙ, лХВЩ, уЙТЙЙ...

п РПЕЪДЛЕ бМЕЛУБОДТБ йЧБОПЧЙЮБ ОБ пУФТПЧ уЧПВПДХ ОБРПНЙОБЕФ ЛОЙЗБ «1-К УЯЕЪД лПНРБТФЙЙ лХВЩ» У ДБТУФЧЕООПК ОБДРЙУША: «нПЕНХ ХЧБЦБЕНПНХ Й МАВЙНПНХ ДТХЗХ НБТЫБМХ БЧЙБГЙЙ бМЕЛУБОДТХ рПЛТЩЫЛЙОХ, ФТЙЦДЩ зЕТПА уПЧЕФУЛПЗП уПАЪБ, ОБЫЙ УБНЩЕ ЗМХВПЛЙЕ ЮХЧУФЧБ МАВЧЙ Й УЙНРБФЙЙ. жЙДЕМШ лБУФТП».

уБЫБ ЗПЧПТЙМ, ЮФП Ч ЪБЛМАЮЕОЙЕ РПЮФЙ ФТЕИЮБУПЧПК ВЕУЕДЩ У ОЙН ТХЛПЧПДЙФЕМШ тЕУРХВМЙЛЙ лХВБ РТЙЗМБУЙМ ЕЗП РТЙЕИБФШ Л ОЙН ОБ ПФДЩИ ЧУЕК УЕНШЕК. пДОБЛП ЧПУРПМШЪПЧБФШУС ЬФЙН МАВЕЪОЩН РТЙЗМБЫЕОЙЕН НЩ ОЕ УНПЗМЙ ЙЪ-ЪБ ХИХДЫЕЗПУС ЪДПТПЧШС НХЦБ.

еЭЕ Ч РЕТЙПД УМХЦВЩ Ч лЙЕЧЕ бМЕЛУБОДТ йЧБОПЧЙЮ Ч УПУФБЧЕ РТБЧЙФЕМШУФЧЕООПК ДЕМЕЗБГЙЙ РПВЩЧБМ ЧП жТБОГЙЙ. оБ ЕЗП ДПМА ЧЩРБМП ХУФБОПЧМЕОЙЕ ЛПОФБЛФПЧ У ОПТНБОДГБНЙ. й ИПФС МЕФЮЙЛЙ ЪОБНЕОЙФПЗП РПМЛБ «оПТНБОДЙС — оЕНБО» Й рПЛТЩЫЛЙО ЧПЕЧБМЙ ОБ ТБЪОЩИ ХЮБУФЛБИ УПЧЕФУЛП-ЗЕТНБОУЛПЗП ЖТПОФБ, ПОЙ НОПЗПЕ ЪОБМЙ ДТХЗ П ДТХЗЕ Й ВЩМЙ ПЮЕОШ ТБДЩ МЙЮОПК ЧУФТЕЮЕ.

х ОБУ УПИТБОЙМБУШ РБНСФОБС ЪБРЙУШ, УДЕМБООБС ОБ ЧЙЪЙФОПК ЛБТФПЮЛЕ ПДОПЗП ЙЪ ЖТБОГХЪУЛЙИ МЕФЮЙЛПЧ-ЖТПОФПЧЙЛПЧ йЗПТС ьКИЕОВБХНБ: «нОПЗПХЧБЦБЕНЩК, ДПТПЗПК Й ЪОБНЕОЙФЩК бМЕЛУБОДТ йЧБОПЧЙЮ! мЕФЮЙЛЙ РПМЛБ «оПТНБОДЙС — оЕНБО» ОЕ ТБЪ ЧДПИОПЧМСМЙУШ чБЫЙНЙ ВЕУРТЙНЕТОЩНЙ РПДЧЙЗБНЙ Й ЕЭЕ УНЕМЕЕ ВЙМЙ ЖБЫЙУФУЛЙИ ЖТЙГЕЧ. мЙЮОП ЧУЕЗДБ У ЦБДОПУФША ЮЙФБМ чБЫЙ УФБФШЙ ПВП ЧУЕН: ФБЛФЙЛЕ ВПЕЧ, УПЪОБОЙЙ ЮЕМПЧЕЛБ. фЕРЕТШ ЧУЕ ОБ НЙТ, ОБ ДТХЦВХ, УЧСФП ИТБОС РБНСФШ П ЧУЕИ ФЕИ, ЛФП ПФДБМЙ ЧЮЕТБ ЦЙЪОЙ ДМС РПВЕДЩ Й ДМС ЧЕЮОПЗП УПМОГБ, ДМС УЮБУФШС РПДМЙООЩИ МАДЕК.

пФ МЕФЮЙЛПЧ-ЧЕФЕТБОПЧ, УЕНЕКУФЧ РПЗЙВЫЙИ, ДЕФЕК Й ПФ УЕВС: ВПМШЫПЕ УРБУЙВП чБН МЙЮОП Й ЧБЫЕНХ ОБТПДХ. й. ьКИЕОВБХН. рБТЙЦ».

уПУФПСМБУШ ЧУФТЕЮБ НХЦБ У мХЙ дЕМШЖЙОП, ЛПФПТЩК РПУМЕ мХЙ фАМСОБ ЛПНБОДПЧБМ РПМЛПН «оПТНБОДЙС — оЕНБО» Й ЧПЕЧБМ ЧНЕУФЕ У ОЩОЕ ХЦЕ РПЛПКОЩН ВМЙЪЛЙН ОБЫЙН ДТХЗПН ДЧБЦДЩ зЕТПЕН уПЧЕФУЛПЗП уПАЪБ чМБДЙНЙТПН дНЙФТЙЕЧЙЮЕН мБЧТЙОЕОЛПЧЩН. мХЙ дЕМШЖЙОП УТБЪХ ЦЕ РПЙОФЕТЕУПЧБМУС, ЦЙЧ МЙ Й ЪДПТПЧ чМБДЙНЙТ дНЙФТЙЕЧЙЮ. лПЗДБ бМЕЛУБОДТ йЧБОПЧЙЮ ПФЧЕФЙМ ХФЧЕТДЙФЕМШОП Й ДПВБЧЙМ, ЮФП чПМПДС УМХЦЙФ ЧНЕУФЕ У ОЙН, ТБДПУФЙ мХЙ ОЕ ВЩМП РТЕДЕМБ. пО ФПТПРМЙЧП ПВЫБТЙМ УЧПЙ ЛБТНБОЩ Ч РПЙУЛБИ РПДИПДСЭЕЗП УХЧЕОЙТБ. оЙЮЕЗП ОЕ ОБКДС, УДЕТОХМ У ЫЕЙ ЫБТЖ Й РПРТПУЙМ РЕТЕДБФШ ЕЗП мБЧТЙОЕОЛПЧХ.

чУЛПТЕ РПУМЕ ЧЙЪЙФБ ОБЫЕК ДЕМЕЗБГЙЙ ЧП жТБОГЙА Ч ТБКПОЕ ЗПТПДБ пТМБ ВЩМ ПВОБТХЦЕО УВЙФЩК ЧП ЧТЕНС ЧПКОЩ УПЧЕФУЛЙК УБНПМЕФ-ЙУФТЕВЙФЕМШ У ПУФБОЛБНЙ РПЗЙВЫЕЗП ЖТБОГХЪУЛПЗП МЕФЮЙЛБ. хУФБОПЧМЕОП ЬФП ВЩМП ФПЮОП, ФБЛ ЛБЛ Ч ГЕМПК ОЕРПЧТЕЦДЕООПК ЛБВЙОЕ УПИТБОЙМЙУШ МЙЮОЩЕ ДПЛХНЕОФЩ РЙМПФБ.

оБ ГЕТЕНПОЙА РЕТЕЪБИПТПОЕОЙС РПЗЙВЫЕЗП МЕФЮЙЛБ ДПМЦОЩ ВЩМЙ РТЙЕИБФШ НЙОЙУФТ ПВПТПОЩ жТБОГЙЙ рШЕТ нЕУНЕТ Й мХЙ дЕМШЖЙОП. оБЛБОХОЕ ПОЙ ОБРТБЧЙМЙ Ч нПУЛЧХ ЪБРТПУ У РТПУШВПК ЧЛМАЮЙФШ Ч УПУФБЧ ХЮБУФОЙЛПЧ ГЕТЕНПОЙЙ У УПЧЕФУЛПК УФПТПОЩ б. й. рПЛТЩЫЛЙОБ Й ч. д. мБЧТЙОЕОЛПЧБ. лБОДЙДБФХТБ НХЦБ Х ОБЮБМШУФЧБ УПНОЕОЙК ОЕ ЧЩЪЧБМБ, Б ЧПФ РП РПЧПДХ мБЧТЙОЕОЛПЧБ ОБЮБМЙУШ ФЕМЕЖПООЩЕ ЪЧПОЛЙ: РПЮЕНХ ЙНЕООП ПО РПОБДПВЙМУС ЖТБОГХЪБН? рТЙЫМПУШ бМЕЛУБОДТХ йЧБОПЧЙЮХ ПВЯСУОЙФШ ЛПЕ-ЛПНХ, ЮФП ЖТПОФПЧБС ДТХЦВБ — ОЕ ЬЖЕНЕТОПЕ РПОСФЙЕ Й ЪБВЩЧБФШ ПВ ЬФПН МАДСН, ФЕН ВПМЕЕ ЧПЕООЩН, ОЕ Л МЙГХ.

пВЯСУОЕОЙЕ, ЧЙДЙНП, РПУЮЙФБМЙ ХВЕДЙФЕМШОЩН, ФБЛ ЛБЛ НЩ У дХУЕК, ЦЕОПК чМБДЙНЙТБ дНЙФТЙЕЧЙЮБ, РПМХЮЙМЙ ПФ НХЦЕК ЪБДБОЙЕ РПДПВТБФШ ЛБЛПК-ОЙВХДШ РБНСФОЩК УХЧЕОЙТ ДМС дЕМШЖЙОП. оЕРТПУФПЕ ЬФП ДЕМП — РПДВЙТБФШ РПДБТПЛ ОЕЪОБЛПНПНХ ЮЕМПЧЕЛХ, ДБ ЕЭЕ ЙОПУФТБОГХ. рПУМЕ ДПМЗЙИ УПНОЕОЙК ПУФБОПЧЙМЙУШ ОБ ЙЪДЕМЙЙ ЪБЛБТРБФУЛЙИ ТЕЪЮЙЛПЧ РП ДЕТЕЧХ «дЙЛЙЕ ЛБВБОЩ Ч ЛБНЩЫБИ». й ХЗПДЙМЙ, ЮФП ОБЪЩЧБЕФУС, Ч УБНПЕ «СВМПЮЛП»!

лПЗДБ ОБЫЙ НХЦЮЙОЩ ЧТХЮЙМЙ мХЙ дЕМШЖЙОП ЬФПФ УХЧЕОЙТ, ПО Ч ВХЛЧБМШОПН УНЩУМЕ РПДРТЩЗОХМ ПФ ТБДПУФЙ. пЛБЪБМПУШ, ПО УБН ХЧМЕЛБМУС ТЕЪШВПК РП ДЕТЕЧХ Й ОБЫ РПДБТПЛ СЧЙМУС ДМС ОЕЗП УЧЕТИРТЙСФОЩН УАТРТЙЪПН.

уАТРТЙЪ РПДЦЙДБМ Й бМЕЛУБОДТБ йЧБОПЧЙЮБ — рШЕТ нЕУНЕТ ФПТЦЕУФЧЕООП, РП РПТХЮЕОЙА УЧПЕЗП РТБЧЙФЕМШУФЧБ, ЧТХЮЙМ ЕНХ ХДПУФПЧЕТЕОЙЕ Й ЪОБЛ «ъБУМХЦЕООЩК ЧПЕООЩК МЕФЮЙЛ жТБОГЙЙ». оБДП УЛБЪБФШ, ЮФП БОБМПЗЙЮОЩЕ ЪЧБОЙС Й ЪОБЛ — «ПТЕМ У ТБУРТПУФЕТФЩНЙ ЛТЩМШСНЙ ОЕУЕФ Ч ЛМАЧЕ ЪПМПФПК МБЧТПЧЩК ЧЕОПЛ» — РПМХЮЙМ НХЦ Й ПФ РПМСЛПЧ.

оЕ ЪОБА, ЮЕН ПВЯСУОЙФШ, ЮФП Х УЕВС ОБ ТПДЙОЕ ОЙ бМЕЛУБОДТ йЧБОПЧЙЮ, ОЙ йЧБО оЙЛЙФПЧЙЮ лПЦЕДХВ ФБЛПЗП ЪЧБОЙС ХДПУФПЕОЩ ОЕ ВЩМЙ. иПФС УХДС РП ЛПМЙЮЕУФЧХ ЧЩДБООЩИ ЪОБЛПЧ «ъБУМХЦЕООЩК ЧПЕООЩК МЕФЮЙЛ ууут», ВПМЕЕ ДПУФПКОЩИ, ОЕЦЕМЙ ПВБ ФТЙЦДЩ зЕТПС уПЧЕФУЛПЗП уПАЪБ, ОБЫМПУШ ОЕНБМП.

чДЧПЕН У НХЦЕН ОБН ЫЕУФШ ТБЪ ДПЧПДЙМПУШ ВЩЧБФШ Ч ВТБФУЛЙИ УПГЙБМЙУФЙЮЕУЛЙИ УФТБОБИ, Ч ФПН ЮЙУМЕ — Ч вПМЗБТЙЙ Й чЕОЗТЙЙ. рТПЧЕУФЙ ПФРХУЛ Ч вПМЗБТЙЙ ОБУ РТЙЗМБУЙМ дПВТЙ нБТЙОПЧЙЮ дЦХТПЧ, Ч ФХ РПТХ НЙОЙУФТ ПВПТПОЩ ЬФПК УФТБОЩ. у ОЙН бМЕЛУБОДТ йЧБОПЧЙЮ ХЮЙМУС Ч ДЧХИ БЛБДЕНЙСИ. нЩ ИПТПЫП ЪОБМЙ ЕЗП УЕНША: ЦЕОХ еМЕОХ Й ДЧХИ ДЕФЕК. дПЮШ ЪБЛПОЮЙМБ нзх, Б УЩО ВЩМ МЕФЮЙЛПН.

оБН ХДБМПУШ ПУНПФТЕФШ ЮХФШ МЙ ОЕ ЧУА вПМЗБТЙА, ОБЮЙОБС У тПДПР Й ЛПОЮБС тЙМУЛЙН НБУУЙЧПН, ЛХДБ Ч УПРТПЧПЦДЕОЙЙ ЪОБЛПНПЗП ОБН ЗЕОЕТБМБ иБОЩНПЧБ РПЕИБМЙ УРЕГЙБМШОП ДМС ПУНПФТБ ДТЕЧОЕЗП НПОБУФЩТС, РТЕЧТБЭЕООПЗП Ч НХЪЕК.

дЕОШ ДМС РПЕЪДЛЙ Ч тЙМУЛЙК НПОБУФЩТШ НЩ ЧЩВТБМЙ ОЕХДБЮОП: НХЪЕК ВЩМ ЪБЛТЩФ. пЗПТЮЕООЩЕ, ПУФБОПЧЙМЙУШ ОБ РПДЧПТШЕ НПОБУФЩТС, ТБЪЗМСДЩЧБС ЧЕМЙЛПМЕРОЩЕ ЖТЕУЛЙ XIII ЧЕЛБ. зЕОЕТБМ иБОЩНПЧ ЛХДБ-ФП ПФМХЮЙМУС. хЧМЕЮЕООЩЕ ПУНПФТПН ГЕТЛЧЙ, НЩ ОЕ УТБЪХ ЪБНЕФЙМЙ ЕЗП ЧПЪЧТБЭЕОЙЕ. рТЙЫЕДЫЙК ЧНЕУФЕ У ОЙН ЮЕМПЧЕЛ Ч ФЕНОП-УЙОЕН ЛПУФАНЕ, ЧЕУШ УЙСС ПФ ТБДПУФЙ, РТСНП-ФБЛЙ ВЕЗПН ХУФТЕНЙМУС Л бМЕЛУБОДТХ йЧБОПЧЙЮХ:

— дТХЗБТА ЗЕОЕТБМ, ЧПФ ХЦ ОЙЛПЗДБ ОЕ ДХНБМ, ЮФП НОЕ ЧЩРБДЕФ УЮБУФШЕ ХЧЙДЕФШ ЧБУ! с ФПЦЕ ВЩЧЫЙК МЕФЮЙЛ, уФПСО уФПСОПЧ.

йНС ЬФП ПЛБЪБМПУШ ИПТПЫП ЙЪЧЕУФОЩН НПЕНХ НХЦХ. рПУМЕ УЧЕТЦЕОЙС НПОБТИП-ЖБЫЙУФУЛПК ДЙЛФБФХТЩ Й РТЙИПДБ Л ЧМБУФЙ РТБЧЙФЕМШУФЧБ пФЕЮЕУФЧЕООПЗП ЖТПОФБ (1944 ЗПД) вПМЗБТЙС ПВЯСЧЙМБ ЧПКОХ ЗЙФМЕТПЧУЛПК зЕТНБОЙЙ. й уФПСО уФПСОПЧ УВЙМ ОБЙВПМШЫЕЕ ЙЪ ЧУЕИ ВПМЗБТУЛЙИ МЕФЮЙЛПЧ ЛПМЙЮЕУФЧП ЧТБЦЕУЛЙИ УБНПМЕФПЧ — ДЧЕОБДГБФШ.

— оП ЧЩ ЕЭЕ ОЕ ЧУЕ ЪОБЕФЕ! — ЧПУЛМЙЛОХМ ОБЫ ОПЧЩК ЪОБЛПНЩК. — чЕДШ С ДТБМУС У ЖБЫЙУФБНЙ ОБ ЧБЫЕН УБНПМЕФЕ!

— рПЮЕНХ ЦЕ ОЕ ЪОБА, — ЧПЪТБЪЙМ НХЦ. — нОЕ ЙЪЧЕУФОП, ЮФП ЮБУФШ ВПЕЧПК ФЕИОЙЛЙ НЩ РЕТЕДБМЙ ВПМЗБТУЛПК БТНЙЙ.

— дБ ОЕФ, С МЕФБМ ОБ сЛ-3, РПДБТЕООПН ЦЙФЕМСНЙ оПЧПУЙВЙТУЛБ МЙЮОП ЧБН. оБ ОЕН ДБЦЕ ОБДРЙУШ ВЩМБ.

— чУЕ РТБЧЙМШОП, ВЩМ ФБЛПК РПДБТПЛ. оП С РТЙЧЩЛ Л «ЛПВТЕ», ОЕ НПЗ ПФ ОЕЕ ПФЛБЪБФШУС.

— рПДБТПЛ ЧБЫЙИ ЪЕНМСЛПЧ С УВЕТЕЗ, — УППВЭЙМ уФПСО уФПСОПЧ. — ьФПФ УБНПМЕФ УФПЙФ УЕКЮБУ Ч чБТОЕОУЛПН НХЪЕЕ ЛБЛ УЧЙДЕФЕМШУФЧП ВТБФУЛПК ДТХЦВЩ ОБЫЙИ ОБТПДПЧ. б УБН С РПУМЕ ДЕНПВЙМЙЪБГЙЙ УФБМ ДЙТЕЛФПТПН НХЪЕС ЪДЕУШ, Ч тЙМБИ. рПКДЕНФЕ, ДПТПЗЙЕ ЗПУФЙ!

пФЛТЩЧ НХЪЕК, уФПСО РПЧЕМ ОБУ, РПЛБЪЩЧБС УПВТБООЩЕ ЪДЕУШ ЬЛУРПОБФЩ. уТЕДЙ ОЙИ НЩ ХЧЙДЕМЙ Й ФТЙ МЙЮОЩЕ ЗТБНПФЩ ГБТС йЧБОБ зТПЪОПЗП ВПМЗБТУЛПНХ ЗПУХДБТА.

лБЛ ОБН ТБУУЛБЪБМЙ ДТХЪШС-ВПМЗБТЩ, ЧП ЧТЕНС ЫЕУФЙУПФМЕФОЕЗП ФХТЕГЛПЗП ЙЗБ тЙМУЛЙК НПОБУФЩТШ СЧМСМУС УТЕДПФПЮЙЕН Й ИТБОЙФЕМЕН ВПМЗБТУЛПК ОБГЙПОБМШОПК ЛХМШФХТЩ. пРБУБСУШ ОБТПДОПЗП ЗОЕЧБ, ФХТЛЙ ОЕ ТЕЫБМЙУШ ЧФПТЗБФШУС Ч ЕЗП ЧМБДЕОЙС. й ВПМЗБТЩ ВЕТЕЗМЙ РПД ЕЗП ЪБЭЙФПК УБНЩЕ ДТБЗПГЕООЩЕ УЧПЙ УЧСФЩОЙ, Ч ФПН ЮЙУМЕ Й ЗТБНПФЩ ТХУУЛПЗП ГБТС.

оБЧУЕЗДБ ПУФБМЙУШ Ч ОБЫЕК РБНСФЙ РПЕЪДЛЙ Ч рМПЧДЙЧ, рМЕЧЕО, зБВТПЧП, фПМВХИЙО, РБНСФОЙЛ ЗЕТПСН ыЙРЛЙ, ИТБН бМЕЛУБОДТБ оЕЧУЛПЗП... б ФБЛЦЕ ЙУЛТЕООЕЕ ТБДХЫЙЕ, У ЛПФПТЩН ОБУ ЧУАДХ ЧУФТЕЮБМЙ.

ъБВЩМБ ХРПНСОХФШ, ЮФП ЫЕЖУФЧП ОБД ОБНЙ ЧП ЧТЕНС ЬФПК ОЕЪБВЩЧБЕНПК РПЕЪДЛЙ ЧЪСМЙ ДЧБ ЪБНЕЮБФЕМШОЩИ ЮЕМПЧЕЛБ — ОБГЙПОБМШОЩК ЗЕТПК вПМЗБТЙЙ уМБЧЮП фТЙОУЛЙ Й рЕЫП ыЙОПЧУЛЙ, ПВБ — ЗЕОЕТБМЩ.

чП ЧТЕНС ЧФПТПК НЙТПЧПК ЧПКОЩ ПОЙ ЧПЪЗМБЧМСМЙ ЛТХРОЩЕ РБТФЙЪБОУЛЙЕ ПФТСДЩ Й ОБЧПДЙМЙ ХЦБУ ОБ ЖБЫЙУФПЧ. ъБ ЙИ РПЙНЛХ ВЩМЙ ОБЪОБЮЕОЩ ПЗТПНОЩЕ УХННЩ ДЕОЕЗ, ОП РБФТЙПФЩ, ПРЙТБСУШ ОБ РПНПЭШ ОБУЕМЕОЙС, ПУФБЧБМЙУШ ОЕХМПЧЙНЩНЙ. жБЫЙУФЩ ИЧБФБМЙ ЛБЦДПЗП, ОБ ЛПЗП РБДБМП ИПФС ВЩ НБМЕКЫЕЕ РПДПЪТЕОЙЕ Ч УЧСЪСИ У РБТФЙЪБОБНЙ.

ч ЛПОГМБЗЕТШ РПРБМБ ЦЕОБ рЕЫП нБТБ, ЛПФПТБС ДПМЦОБ ВЩМБ ЧПФ-ЧПФ ТПДЙФШ ТЕВЕОЛБ. нБМШЮЙЛ рЕЫП ФБН Й ТПДЙМУС. й ЬФП ПВУФПСФЕМШУФЧП ДБМП ЖБЫЙУФБН ЧПЪНПЦОПУФШ ЕЭЕ ВПМЕЕ ХУХЗХВЙФШ ЕЕ ВЕУЛПОЕЮОЩЕ РЩФЛЙ. л НХЮЕОЙСН НБФЕТЙ ДПВБЧЙМЙУШ ХЗТПЪЩ ХВЙФШ НМБДЕОГБ. оП нБТБ ФБЛ Й ОЕ ЧЩДБМБ ОЙ НХЦБ, ОЙ ЕЗП ДТХЪЕК. пДОБЛП ЕЦЕДОЕЧОЩЕ РЩФЛЙ ОБД ОЕК УБНПК Й ЙЪДЕЧБФЕМШУФЧБ ОБД ОПЧПТПЦДЕООЩН РТЙЧЕМЙ Л РУЙИЙЮЕУЛПНХ УТЩЧХ.

ч лЙЕЧЕ С РП РТПУШВЕ рЕЫП РПЛБЪБМБ нБТХ ОБЫЙН МХЮЫЙН ЧТБЮБН-УРЕГЙБМЙУФБН. л УПЦБМЕОЙА, РПФТСУЕОЙЕ ПЛБЪБМПУШ УМЙЫЛПН УЙМШОЩН, Й нБТБ ТБОП ХЫМБ ЙЪ ЦЙЪОЙ, ПУФБЧЙЧ УЧПЙИ ДПТПЗЙИ ДЧХИ рЕЫП Й НБМЕОШЛПЗП сОЮП, ЛПФПТПНХ ОЕ ВЩМП Й 10 МЕФ.

пДОБЛП ЧЕТОХУШ Л ОБЫЕК РПЕЪДЛЕ РП вПМЗБТЙЙ. фБН НЩ ЧУФТЕФЙМЙУШ ФПЗДБ У ПФДЩИБЧЫЙНЙ ОБ «ъМБФОЙИ рСУГБИ» У УХРТХЗБНЙ оБДЕЦДПК чБУЙМШЕЧОПК рПРПЧПК Й уЕНЕОПН йМШЙЮПН иБТМБНПЧЩН, У ЛПФПТЩН НХЦХ РПЪДОЕЕ ДПЧЕМПУШ ТБВПФБФШ Ч гл дпуббж. пВБ ПОЙ — ЖТПОФПЧЙЛЙ, зЕТПЙ уПЧЕФУЛПЗП уПАЪБ. уЕНЕО йМШЙЮ УВЙМ ВПМЕЕ ДЧБДГБФЙ ЧТБЦЕУЛЙИ УБНПМЕФПЧ. оБДЕЦДБ чБУЙМШЕЧОБ УПЧЕТЫЙМБ 850 ВПЕЧЩИ ЧЩМЕФПЧ ОБ рП-2.

рТПЫХ ЙЪЧЙОЙФШ ЪБ ЕЭЕ ПДОП ПФУФХРМЕОЙЕ, ОП ОЕ НПЗХ ОЕ УЛБЪБФШ ИПФС ВЩ ОЕУЛПМШЛП УМПЧ ПВ ЬФПК ЪБНЕЮБФЕМШОПК ЦЕОЭЙОЕ. с РПЪОБЛПНЙМБУШ У ОЕК ЕЭЕ ОБ ЖТПОФЕ. ч ТБКПОЕ нПЪДПЛБ МЕФЮЙГЩ ЙЪ РПМЛБ еЧДПЛЙЙ вЕТЫБОУЛПК, Ч ЛПФПТПН ЧПЕЧБМБ оБДС, ОЕТЕДЛП РТЙМЕФБМЙ ОБ ОБЫ БЬТПДТПН РПДУЛПЛБ (ФБЛ ОБЪЩЧБМЙУШ БЬТПДТПНЩ, ТБУРПМБЗБЧЫЙЕУС Ч ОЕРПУТЕДУФЧЕООПК ВМЙЪПУФЙ ПФ МЙОЙЙ ЖТПОФБ).

дЕЧПЮЛЙ РТЙМЕФБМЙ Л ЧЕЮЕТХ, УБДЙМЙУШ Х ОБУ, ДПЪБРТБЧМСМЙ УЧПЙ УБНПМЕФЩ ЗПТАЮЙН, РПРПМОСМЙ ВПЕРТЙРБУЩ Й ХМЕФБМЙ ОБ РЕТЕДПЧХА. рТЕДУФБЧМСА, ЛБЛ ЙН ВЩМП УФТБЫОП. уФПЙМП рП-2 РПСЧЙФШУС ОБД МЙОЙЕК ЖТПОФБ (Б ЬФП, ЛБЛ РТБЧЙМП, РТПЙУИПДЙМП У ОБУФХРМЕОЙЕН ФЕНОПФЩ), ЛБЛ ЗЙФМЕТПЧГЩ ФХФ ЦЕ УФТЕНЙМЙУШ РПКНБФШ ЙИ Ч МХЮЙ РТПЦЕЛФПТПЧ Й ПФЛТЩЧБМЙ СТПУФОЩК РТЙГЕМШОЩК ПЗПОШ ЙЪ ЪЕОЙФПЛ. оЕТЕДЛП НЩ УП УЧПЕЗП БЬТПДТПНБ ЧЙДЕМЙ, ЛБЛ ФПМШЛП ЮФП ЧЪМЕФЕЧЫЙЕ ПФ ОБУ рП-2 ПЗОЕООЩНЙ ЖБЛЕМБНЙ ЛТХФП РТПЮЕТЮЙЧБМЙ ОПЮОПЕ ОЕВП.

й ЧПФ ПДОБЦДЩ (ЬФП ВЩМП ХЦЕ Ч ЛПОГЕ ОБЫЕЗП ПФРХУЛБ) уМБЧЮП фТЙОУЛЙ ЪБВТБМ ОБЫЙИ НХЦЮЙО Ч рМПЧДЙЧ ОБ ЧУФТЕЮХ У ВПМЗБТУЛЙНЙ МЕФЮЙЛБНЙ. оБН У оБДЕК ВЩМП РТЕДМПЦЕОП РПУЕФЙФШ НЕУФОЩК ЛТБЕЧЕДЮЕУЛЙК НХЪЕК. рПУМЕ ЕЗП ПУНПФТБ ОБУ РПЧЕЪМЙ Ч ДТХЗПК НХЪЕК, ТБУРПМПЦЕООЩК ОБ НЕУФЕ УТБЦЕОЙС ТХУУЛП-УЕТВУЛПК БТНЙЙ Й ВПМЗБТУЛПЗП ПРПМЮЕОЙС У ФХТЕГЛПК БТНЙЕК Ч ОБЮБМЕ 1878 ЗПДБ. ьФП НЕУФП СЧМСЕФУС УЧСЭЕООЩН ДМС ЛБЦДПЗП ВПМЗБТЙОБ. ъДБОЙЕ НХЪЕС ПЛТХЦЕОП ЧЕМЙЛПМЕРОЩН ХИПЦЕООЩН РБТЛПН, ПЗТБДБ ЛПФПТПЗП УДЕМБОБ ЙЪ ФХТЕГЛЙИ ТХЦЕК. ч ГЕТЛЧЙ, Ч УБТЛПЖБЗБИ, РПЛПСФУС ПУФБОЛЙ ОБЫЙИ ЗЕТПЙЮЕУЛЙИ РТЕДЛПЧ.

дБ, ЪБВЩМБ ХРПНСОХФШ, ЮФП ФПФ ДЕОШ ФПЦЕ ВЩМ РПОЕДЕМШОЙЛПН Й НХЪЕК ПЛБЪБМУС ЪБЛТЩФЩН. оП УФПЙМП УПРТПЧПЦДБЧЫЕНХ ОБУ ВПМЗБТУЛПНХ ПЖЙГЕТХ УЛБЪБФШ, ЮФП «ДТХЗБТЛЙ» РТЙЕИБМЙ ЙЪ уПЧЕФУЛПЗП уПАЪБ Й Х ОЙИ ПЮЕОШ ПЗТБОЙЮЕООПЕ ЧТЕНС, ДЙТЕЛФПТ ФХФ ЦЕ УБН ЧЪСМ ЛМАЮЙ, ПФЛТЩМ НХЪЕК Й РПЧЕМ РПЛБЪЩЧБФШ ЬЛУРПЪЙГЙА. ъБНЕЮХ, ЮФП РТЕДУФБЧЙМЙУШ НЩ ЕНХ ФПМШЛП РПУМЕ ПУНПФТБ.

хЦЕ Ч РБТЛЕ, ЪБЛБОЮЙЧБС ПУНПФТ, С УРТПУЙМБ:

— дТХЗБТА ДЙТЕЛФПТ, С УМЩЫБМБ, ЮФП ЪДЕУШ Х ЧБУ РПИПТПОЕОЩ ПФЕГ Й УЩО ъБЙНПЧЩ.

— б ПФЛХДБ ДТХЗБТЛБ ЪОБЕФ, ЛФП ФБЛЙЕ ъБЙНПЧЩ?

— ч ОБЫЕК УФТБОЕ ЙИ ЙНЕОБ ЙЪЧЕУФОЩ НОПЗЙН.

лПОЕЮОП, НЩ ОЕ НПЗМЙ ФПЗДБ РТЕДХЗБДБФШ, ЮФП УРХУФС ОЕУЛПМШЛП МЕФ Ч 1972 ЗПДХ РМБНЕООПНХ БОФЙЖБЫЙУФХ ЗЕОЕТБМ-РПМЛПЧОЙЛХ ВПМЗБТУЛПК БТНЙЙ ъБЙНПЧХ чМБДЙНЙТХ уФПСОПЧХ ВХДЕФ РПУНЕТФОП РТЙУЧПЕОП ЪЧБОЙЕ зЕТПС уПЧЕФУЛПЗП уПАЪБ.

— чМБДЙНЙТ ъБКНПЧ ВЩМ ВПМШЫЙН ДТХЗПН УПЧЕФУЛПЗП ОБТПДБ Й ОЕ УЛМПОЙМУС РЕТЕД ЖБЫЙУФБНЙ, — УЛБЪБМ ДЙТЕЛФПТ НХЪЕС. — пО ДП ЛПОГБ ВПТПМУС РТПФЙЧ ОЙИ, Й Ч 1942 ЗПДХ ЕЗП ЧНЕУФЕ У УЩОПН ТБУУФТЕМСМЙ. пЮЕОШ ТБД, ЮФП УПЧЕФУЛЙЕ ДТХЗБТЙ ЪОБАФ П ъБКНПЧЩИ. пОЙ РПИПТПОЕОЩ Ч ЬФПН ЦЕ РБТЛЕ ЧНЕУФЕ У ЧБЫЙНЙ ЧПЙОБНЙ, ОБ УЧСЭЕООПН ДМС ВПМЗБТ НЕУФЕ. с РПЛБЦХ ЧБН ЕЗП.

нЩ У оБДЕЦДПК чБУЙМШЕЧОПК РПДПЫМЙ Л РБНСФОЙЛХ ъБКНПЧЩН Й УЛМПОЙМЙ ЗПМПЧЩ Ч ЪОБЛ ЗМХВПЛПЗП ХЧБЦЕОЙС РЕТЕД ЙИ ОЕУЗЙВБЕНЩН НХЦЕУФЧПН. ъБФЕН ПФ ЧУЕЗП УЕТДГБ РПВМБЗПДБТЙМЙ ДЙТЕЛФПТБ НХЪЕС ЪБ РБНСФШ Й ЧОЙНБОЙЕ Л УМБЧЕ ТХУУЛПК. пО ЦЕ, ФТПОХФЩК ОБЫЙН ЧОЙНБОЙЕН Л ВПМЗБТУЛПК ЙУФПТЙЙ, ЗПТСЮП РПВМБЗПДБТЙМ ОБУ.

дХНБА, ЮФП ФПМШЛП ФБЛ, ЧП ЧЪБЙНОПН ХЧБЦЕОЙЙ ДТХЗ Л ДТХЗХ Й ЦЙЧЕФ ОЕТБУФПТЦЙНБС ДТХЦВБ ОБЫЙИ ОБТПДПЧ.

рЕТЕРПМОЕООЩЕ ЧРЕЮБФМЕОЙСНЙ Й ЧЪЧПМОПЧБООЩЕ ДП УМЕЪ, НЩ У оБДЕК РТЙЕИБМЙ Ч БЧЙБЫЛПМХ Л ОБЫЙН НХЦЮЙОБН. ъДЕУШ УПУФПСМУС ФПТЦЕУФЧЕООЩК ПВЕД, ОБ ЛПФПТПН ЧЩУФХРЙМЙ бМЕЛУБОДТ йЧБОПЧЙЮ, уЕНЕО йМШЙЮ Й оБДЕЦДБ чБУЙМШЕЧОБ. нПМПДЩЕ ВПМЗБТУЛЙЕ МЕФЮЙЛЙ ОЙЛБЛ ОЕ ИПФЕМЙ У ОБНЙ ТБУУФБЧБФШУС Й ЛЙМПНЕФТБ ФТЙ, ЕУМЙ ОЕ ВПМЕЕ, РТПЧПЦБМЙ РЕЫЛПН ДП БЬТПДТПНБ, ЗДЕ ОБУ ПЦЙДБМ УБНПМЕФ.

оЕУЛПМШЛП РПЪЦЕ, ЛПЗДБ бМЕЛУБОДТ йЧБОПЧЙЮ ХЦЕ ТБВПФБМ Ч гл дпуббж, НЩ ВЩМЙ РТЙЗМБЫЕОЩ Ч чЕОЗТЙА, ЮФПВЩ РТПЧЕУФЙ ПФРХУЛ ОБ вБМБФПОЕ. оЕФ ОХЦДЩ ПРЙУЩЧБФШ РТЙТПДОЩЕ ЛТБУПФЩ Й ДПУФПРТЙНЕЮБФЕМШОПУФЙ ЬФПК ХИПЦЕООПК ДПВТЩНЙ Й ФТХДПМАВЙЧЩНЙ ТХЛБНЙ УФТБОЩ. пОБ ПЮЕОШ ЛТБУЙЧБ Й УЧПЕПВТБЪОБ.

ч РЕТЧЩЕ ДОЙ РП РТЙЕЪДЕ НЩ ПФРТБЧЙМЙУШ У ДТХЪШСНЙ Ч ЗПТПД уЕЛЕЫЖЕИЕТЧБТ. ъДЕУШ, ЛБЛ ОБН ТБУУЛБЪБМЙ, ЦЙМ ХДЙЧЙФЕМШОЩК ЮЕМПЧЕЛ — вПТЙ еОПЙ. пО ВЩМ ПДОПЧТЕНЕООП Й ИХДПЦОЙЛПН, Й УЛХМШРФПТПН, Й РПЬФПН. оП ВПМШЫЕ ЧУЕЗП ПО РТПУМБЧЙМУС ФЕН, ЮФП ОБ РТПФСЦЕОЙЙ УПТПЛБ МЕФ УФТПЙМ ДМС УЧПЕК МАВЙНПК ЦЕОЩ ЪБНПЛ МАВЧЙ, Ч ЛПФПТПН ФЕРЕТШ ПФЛТЩФ НХЪЕК.

уПЧУЕН ОЕЪБДПМЗП ДП ОБЫЕЗП РТЙЕЪДБ, ОЕОБНОПЗП РЕТЕЦЙЧ УЧПЕЗП НХЦБ, ХЫМБ ЙЪ ЦЙЪОЙ Й ФБ, ДМС ЛПФПТПК ЬФПФ ЪБНПЛ ВЩМ РПУФТПЕО. пДОБ ЙЪ ЙИ ДПЮЕТЕК ФЕРЕТШ УПДЕТЦЙФ ЕЗП ОБ ДЕОШЗЙ, РПМХЮБЕНЩЕ ПФ ЬЛУЛХТУЙК.

иПЪСКЛБ Й УНПФТЙФЕМШОЙГБ ЪБНЛБ ТБУУЛБЪБМБ ОБН, ЮФП ОЙЛБЛПЗП УПУФПСОЙС ЕЕ ПФЕГ ОЕ ЙНЕМ Й ВЕЪ ХУФБМЙ ТБВПФБМ ЪЙНПК, ЮФПВЩ ЙНЕФШ ЧПЪНПЦОПУФШ РТПДПМЦБФШ УФТПЙФЕМШУФЧП МЕФПН. ъДЕУШ ЧУЕ ЧЩРПМОЕОП ЕЗП ТХЛБНЙ: ВБМАУФТБДЩ Й РПТФЙЛЙ, ЧЕМЙЛПМЕРОЩЕ РПТФТЕФЩ ЕЗП ЛТБУБЧЙГЩ-ЦЕОЩ, ЗБМЕТЕС УЛХМШРФХТ ЙУФПТЙЮЕУЛЙИ МЙЮОПУФЕК чЕОЗТЙЙ.

вПТЙ еОПЙ ПЮЕОШ ДПТПЦЙМ УЧПЙН ДЕФЙЭЕН, ОП ЛПЗДБ Ч уЕЛЕЫЖЕИЕТЧБТ РТЙЫМЙ УПЧЕФУЛЙЕ ЧПКУЛБ Й ОБ ФЕТТЙФПТЙЙ ЪБНЛБ ТБЪЗПТЕМУС ВПК, РТЕУФБТЕМЩК ИПЪСЙО ДПУФБМ ЙЪ ФБКОЙЛБ ЧЙОФПЧЛХ Й ЧНЕУФЕ У ОБЫЙНЙ УПМДБФБНЙ РПЫЕМ Ч БФБЛХ ОБ ЖБЫЙУФПЧ. дЧПЕ УПЧЕФУЛЙИ УПМДБФ Ч ЬФПН ВПА РБМЙ УНЕТФША ИТБВТЩИ. иПЪСЙО, ЧЩВТБЧ УБНПЕ ЧЙДОПЕ НЕУФП РПУТЕДЙ ЗБЪПОБ, РПИПТПОЙМ ЙИ Й УЧПЙНЙ ТХЛБНЙ УППТХДЙМЙ ЧЕМЙЛПМЕРОПЕ ОБДЗТПВЙЕ.

пФДЩИБС ОБ вБМБФПОЕ, ПДОБЦДЩ ЧЕЮЕТПН НЩ У НХЦЕН УЕМЙ Ч МПДЛХ Й ХРМЩМЙ ЛБФБФШУС РП ПЪЕТХ. рМБЧБМЙ ДПЧПМШОП ДПМЗП, Б ЛПЗДБ ЧЕТОХМЙУШ, ХЧЙДЕМЙ ОБ ВЕТЕЗХ ТСДПН У ОБЫЙН РЕТЕЧПДЮЙЛПН кПЦЕЖПН НХЦЮЙОХ У ЦЕОЭЙОПК Й ДЧПЙИ ДЕФЕК. пОЙ ЦДБМЙ бМЕЛУБОДТБ йЧБОПЧЙЮБ. оЕЪОБЛПНГЩ ПВЯСУОЙМЙ, ЮФП, ХЪОБЧ ЙЪ ЗБЪЕФ П РТЕВЩЧБОЙЙ ОБ вБМБФПОЕ. рПЛТЩЫЛЙОБ, ОЕ ТБЪДХНЩЧБС, ЧУЕК УЕНШЕК, РТЙИЧБФЙМЙ ЙНЕЧЫХАУС Х ОЙИ ЛОЙЗХ бМЕЛУБОДТБ йЧБОПЧЙЮБ Й РТЙЕИБМЙ ЙЪ ЗПТПДБ дХОБКЧБТПЫБ ФПМШЛП ТБДЙ ФПЗП, ЮФПВЩ ХЧЙДЕФШ РТПУМБЧМЕООПЗП МЕФЮЙЛБ Й РПМХЮЙФШ ОБ РБНСФШ ЕЗП БЧФПЗТБЖ. нЕОС ХДЙЧЙМП, ЮФП НХЦ, ПВЩЮОП ОЕ МАВЙЧЫЙК, ЛБЛ ПО ЗПЧПТЙМ, «ХРПДПВМСФШУС ЛЙОПЪЧЕЪДЕ», ОБ ЬФПФ ТБЪ У ХДПЧПМШУФЧЙЕН УДЕМБМ РБНСФОХА ОБДРЙУШ ОБ ЛОЙЗЕ. пУФБЧЫЙУШ У ОЙН ОБЕДЙОЕ, УРТПУЙМБ П РТЙЮЙОЕ ФБЛПК РЕТЕНЕОЩ ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС.

— зБЛ ЧЕДШ ЪДЕУШ Х НЕОС РТПУСФ БЧФПЗТБЖ ОЕ ЛБЛ Х ЛБЛПК-ФП ЪОБНЕОЙФПУФЙ, ЙИ ФХФ УЧПЙИ ИЧБФБЕФ. лП НОЕ ПВТБЭБАФУС ЛБЛ Л РТЕДУФБЧЙФЕМА ЧЕМЙЛПК БТНЙЙ ЧЕМЙЛПЗП ОБТПДБ, ЛПФПТЩК УРБУ НЙТ ПФ ЖБЫЙЪНБ. ъДЕУШ С ЗПФПЧ У ХФТБ ДП ЧЕЮЕТБ ДБЧБФШ БЧФПЗТБЖЩ.

Помнит мир спасенный.

Переворачивая страницы истории отечества, мы часто имеем дело с военными событиями. Куликовская битва, Северная война, сражения с армией Наполеона, первая мировая война... Но, думается, ни одна из войн так не сплотила народы нашей страны, как Великая Отечественная.
Время необратимо идет вперед, оставляя позади события, судьбы, нас самих, вчерашних. Но память о прошлом живет в людях, без нее человек не может быть полноценной, духовно развитой личностью. Все дальше вглубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной.

Остается Память о доблестных защитниках. Память о Великой Победе. Ведь наш народ совершил подвиг, равного которому не знало человечество. Он не только отстоял собственную свободу- он спас мир от фашизма.

Но, вспоминая о победе над врагом, говорить только о фронтовиках неправильно. Ведь за победой стоит титанический труд тыла- крестьян, рабочих, инженеров и ученых. Даже детей!

История моей малой родины неразрывно связана с историей страны и не осталось в стороне от тех трагических событий. Неоценимый вклад в дело победы внесли труженики села Мустафино. В предвоенный период каждая деревня представляла один колхоз.

Жизнь в деревне шла своим чередом, никто и не догадывался о надвигавшейся беде. Но она пришла. 22 июня 1941 года по всей стране разнеслась страшная весть: война!

Уже с первых дней начался массовый призыв военнообязанных на фронт. Призывали молодежь с 18 лет и старше, а так же семейных мужчин. Это был период страха и горького предчувствия за жизнь уходящих, может быть навсегда, любимых мужей- кормильцев и сыновей – еще вчерашних, почти босоногих мальчишек.

Из деревень нашего сельсовета на фронт ушли почти все мужчины, остались женщины, старики, подростки и дети. На их плечи легла вся тяжесть деревенской жизни. Надо было обрабатывать землю, выращивать хлеб, готовить корм для скота - коров, лошадей, быков- основной тягловой силы в деревне, чтобы снабжать Красную Армию хлебом, мясом, маслом и другими сельхозпродуктами.

Женщина- это самое хрупкое существо на земле, они встали на защиту своей Родины, своих детей и их будущего. Им приходилось выполнять непосильную работу в годы войны.

Рядом со старшими братьями и сестрами трудились и самые юные граждане нашего села-школьники, их посылали туда, где нужна была помощь старшим. Тяжелой ношей легли на детские плечи заботы трудового фронта. Трудились мальчишки и девчонки, тысячи гектаров скошенного хлеба, тысячи связанных снопов, тысячи намолоченного зерна.

С каждым днем все труднее было справиться с хозяйством. Хлеб отвозили на Туймазинский элеватор женщины, подростки. Несмотря на трудности, земельные площади в колхозах засевали полностью. Работали с утра до ночи, во время сбора на поле выходили и учащиеся. Урожай убирали весь, выполняя и перевыполняя необходимый минимум по отправке продовольствия Красной Армии. Сами жили впроголодь, особенно весной, ели хлеб с лебедой и картошку, которая осталась неубранной с осени. Питательную ценность представлял крахмал, который отмывали, отстаивали и сушили, а потом употребляли.

Ветераны того времени единодушно отмечают небывалый трудовой энтузиазм, безотказность, высокую ответственность людей за порученное дело. Вот, что они сами о себе рассказывают:

«Где только не пришлось работать в лихую годину: на тракторе, на ферме, на лошадях возить зерно на Туймазинский элеватор. Случалось, на обратном пути сами впрягались в телегу и везли обессиливших от голода лошадей». Так вспоминает тяжелые военные годы Хосембану Аллаярова.

Из воспоминаний Шамсебану Басыйровой: «Днем работали, а по ночам вязали носки и отправляли посылки бойцам. Сушили картофель и лук для отправки солдатам». Она потеряла 4-х своих братьев на войне.

Жизнь продолжалась. Как снежный ком, нарастали проблемы в семьях, в колхозе, в стране. На фронт уходили подросшие по возрасту парни, на их место к лошади или быку закреплялись новые мальчишки-подростки. Своей самоотверженной работой, продуктами сельского хозяйства труженики деревни стремились помочь крепить оборонную мощь своей Родины. А в это время, между фронтом и тылом ходили заветные «треугольники» и радовались те, которые получали эти весточки, потому что они понимали – там, на фронте, дорогие родные- отцы, сыновья и братья живы. Живы и здоровы.

Неизмеримые тяготы выпали на долю моих земляков. Не было почти ни одного дома, где бы не получили известие о гибели мужа, сына, отца, брата. Всего на фронт было призвано и мобилизовано из нашего сельского совета 308 человек. Не вернулось с полей сражений 152.

Течет река времени. Минуло уже более полувека с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Черного моря, двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа.

В душах сегодняшних и завтрашних поколений отражается, как небо, память о тех, кто, честно прожив свою жизнь, стал частичкой этого чистого и ясного неба. Кто познал высшую правду и чье незримое присутствие, как путеводная звезда, помогает нам не заблудиться, не пропасть в дебрях современного суматошного мира.

Нет, пожалуй, ни одной семьи в нашей огромной стране, кого бы не коснулась Великая Отечественная война. Приближается 65- я годовщина Великой Победы. Время идет, а скорбь по погибшим, дань уважения к солдатам Второй мировой и глубокая благодарность за то, что отстояли Родину, крепнет. Живы отвага и честь, самоотверженность и мужество, пока живы наши ветераны, те, кто ковал Победу на фронте и в тылу. Все должны помнить, что мы в неоплатном долгу перед ними. Пусть же эта память и опыт участников войны учат нас добру, миролюбию, человечности. И пусть никто из нас не забудет, кто и как боролся за нашу свободу и счастье.

Елена Андреева
План-конспект организованной деятельности «И помнит мир спасенный…»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5 г. Пугачева Саратовской области»

План-конспект организованной деятельности на тему:

«И помнит мир спасенный…»

Воспитатель I квалификационной категории

Андреева Е. И.

Пугачев 2016

Интеграция образовательных областей

«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»

Тема: «И помнит мир спасенный…».

Задачи: Образовательные.

Обогащать духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны. Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них.

Развивающие.

Продолжать работать над развитием связной речи, совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять умение отвечать на вопросы.

Развивать творческие способности детей.

Воспитательные.

Воспитывать чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них.

Оборудование и материалы к занятию: экран, проектор, презентация «День победы», магнитофон, диск с записью голоса Левитана и песни «Пусть всегда будет солнце», листы картона, трафареты: звезда, голубь, цветы, открытки «С Днём Победы».

Формы работы:

Беседы с детьми о войне, о Дне Великой победы,

Чтение и разучивание стихотворений о войне,

Рассматривание презентации,

Выставка детских рисунков о войне и праздновании Дня Победы.

Методы и приемы:

Наглядный,

Информационно-рецептивный,

Словесный,

Игровой,

Использование технических средств,

Метод здоровьесберегающих технологий.

Методическая литература:

1. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников». – М. : УЦ «Перспектива», 2008.

2. Подрезова Т. И. «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ. Патриотическое воспитание». – М. : Айрис – пресс, 2007.

3. http://www.otvoyna.ru/geroy.htm

4.http://saratov-geroi.ru/stats_prosm.php?ist=9

ХОД НОД:

Праздник Победы – это праздник весны,

День пораженья жестокой войны,

День пораженья насилья и зла,

День воскрешенья любви и добра.

Воспоминаний о тех, кто себе

Целью поставил, чтоб впредь этот день

Символом стал всех стараний людей –

В мире и счастье растить малышей. (

Ребята, а о чем прочитала стихотворение Кристина? (О Победе в Великой Отечественной войне)

Сколько лет прошло со дня окончания войны? (70 лет – юбилейный год)

Так о чем мы с вами сегодня будем разговаривать? (О ВОВ, о Победе и о людях, которые защищали нашу страну)

1. Беседа по теме.

Воспитатель: - 22 июня в 4 часа утра 1941 года, когда все города и села спали, враг неожиданно и вероломно напал на нашу Родину. Началась война. Это Гитлер дал приказ своим войскам захватить нашу страну, а людей превратить в рабов. Они обстреливали из орудий тихие деревни. Поджигали поля. Враги не разбирали где взрослые, где дети - всех убивали на своем пути. И топтали, топтали нашу родную землю.

И длилась она долгих четыре года. Отечественной войной она называется потому, что эта война - справедливая, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна! Нелёгким был путь к победе. Бои шли на земле, в небе, на море. Нет в России такой семьи, которой не коснулась бы война. С каким волнением и тревогой ждали люди любой весточки с фронта.

Мы знаем по фильмам, книгам -

Была с фашистами война.

Чтоб справиться с нацистским игом,

Объединилась вся страна.

В те времена она не знала

Волшебного телеэкрана,

Но радио тогда спасало.

Вы слышали про Левитана?

Деревни, села, полустанки

От Левитана узнавали,

Как шли в атаку наши танки,

Как пехотинцы наступали.

Как ждали люди новостей

О том, что наши побеждают!

Ты у прабабушки своей

Спроси - она об этом знает!

Как сельский громкоговоритель

Людей тогда объединял!

Шофер ли, врач или учитель

От Левитана узнавал,

Что прорвались мы через реку,

И что врага разбили в дым.

Всем очень близким человеком

Стал диктор, будто бы родным!

От Бреста и до океана

И фразу: "Говорит Москва! "

Воспитатель: “Вставай, народ!” – услышав клич земли,

На фронт солдаты-герои ушли,

Отважно и смело рвались они в бой,

Сражаться за Родину, за нас с тобой.

Хотели отомстить врагу поскорей

За стариков, за женщин и детей.

(Звучит куплет песни” Священная война”)

Воспитатель: Только сильные, умелые, ловкие воины смогли победить в этой войне. А вы, ребята, сильные и умелые? И ловкие? Ну, тогда приглашаем вас на состязание

2. Игра «Перенеси патроны». Делятся по эмблемам на груди: первое подразделение - танкисты, второе- пограничники.

Материал: 4 обруча, кубики.

Проводится игра. После игры дети садятся за столы

3. Беседа по теме.

Воспитатель: И мы ни на минуту не забывали об этом. В честь героев войны люди слагают стихи, возводят памятники, поют песни. У памятников нашим солдатам всегда лежат живые цветы.

–Ребята, ЗАЧЕМ люди приходят к памятникам, приносят цветы?

Дети: Чтобы не забывать воинов, поклониться героям.

Воспитатель: Когда наступит День Победы, вы вместе с родителями обязательно побывайте у памятников героям. Поклонитесь их памяти!

–Около памятников 9мая собираются и ветераны, чтобы вспомнить своих боевых товарищей. Слайд (ветераны)

Кто такие ветераны?

Дети: Пожилые люди, которые были на войне, победили врага, подарили нам мир.

Воспитатель:-В их честь и в знак Великой Победы 9мая в небе прогремит праздничный салют! Слайд (салют)

В годы войны погибло свыше 25 миллионов человек.

В честь всех погибших в годы второй мировой войны объявляется минута молчания. (минута молчания. Слышны удары метронома.)

Воспитатель:- Ребята, как называют человека, который проявил в бою храбрость, отвагу, бесстрашие?

4. Игра «Герой, – какой он?»

Ход. Дети передают, вырезанную из картона звездочку друг другу, называя качества героя. (Смелый, добрый, храбрый, отважный, умный, заботливый, сильный, умелый, защитник слабых, любит Родину, хитрый, мужественный, неустрашимый, бесстрашный, удалой, не робкий, крепкий, здоровый, могучий, героический и др.)

Воспитатель: Молодцы, вы назвали много качеств, которые нужны героям, чтобы победить любого врага.

Наши земляки - пугачевцы тоже сражались, защищая нашу Родину. Около 30 тысяч наших земляков ушли воевать с германским фашизмом. Более восьми тысяч не вернулись с полей сражений. 14 воинов стали Героями Советского Союза. Назовите их.

В городе свято чтут память своих земляков, защищавших свободу нашей Родины. В 1975 году в центре воздвигнут памятник Воину-победителю, СЛАЙД

9 мая 1985 года открыта аллея Героев Советского Союза, где установлены 15 бронзовых бюстов (Демонстрируются портреты и щиты с фамилиями всех погибших в годы войны пугачевцев.)

5. Продуктивная деятельность

Я предлагаю сделать для наших ветеранов поздравительные открытки и поздравить их с праздником (работа за столами: дети оформляют открытки из готовых деталей). Звучит мелодия «Пусть всегда будет солнце», дети занимаются продуктивной деятельностью

III. Подведение итогов

У нас получились красивые открытки. Если вы 9 мая увидите человека с орденами, то подойдите и поздравьте его с праздником, скажите ему «спасибо» за то, что он защитил нашу Родину от врагов. Ветеранам будет приятно, что мы помним о той трудной замечательной Победе.

Какие вы, ребята, молодцы! Отлично работали.

Мы знаем всю немыслимую цену,
Пути, где стольким выпало упасть...
Забыть об этом - совершить измену.
И их, уже погибших обокрасть.
Леонид Решетников

Никаких окопов... Вокруг просто выжженная трава. Даже не трава, сама земля выжжена, словно вся, до последнего комочка, превратилась в угли. Можно разглядеть небольшую, по сравнению с выжженной площадью, воронку, сюда и приземлилось то, что не оставляет после себя жизни.

Березы, стоявшие по краям, покрылись черным налетом, а может, тоже обгорели, издали не поймешь... Обломились ветки, местами и стволы не доходят до пояса. Куда же они делись? Все сгорело, на земле ни веточки, даже взгляду остановиться не на чем. И все же невозможно оторваться от черной бесконечности, пустоты...

За горизонтом все еще что-то полыхает, а здесь уже тишина. За небольшим перевалом и не видно, может, это рассвет занимается. Второй за день... Вот и в дымном небе появились прорехи синевы. Как же страшно, когда не видно этой яркой краски, когда дым застилает последние его фрагменты над твоей головой... А теперь можно представить, что это не дым, а просто облака, которые поднявшееся солнце прогнало из-за горизонта...

Боль в боку. Сразу и не заметишь. Значит, на этом пепелище появится еще один цвет- красный, цвет заходящего солнца... А из леса, от уцелевших берез пахнет цветами, полем... Как же больно!.. Облака уже розовые, восход близко... Я хочу чувствовать траву, а не эти обгорелые камни... Туман застилает взгляд... Значит, потом выпадет роса... Пахнет травой и солнцем... Как... больно....

Я просыпаюсь и понимаю, что это сон, который почему-то повторяется. Словно это не я, а кто-то из моих предков, прадедов и их отцов, видит войну в реальности. Я же могу слышать лишь эхо тех лет - выстрелы по телевизору. На экране мелькают картинки: Норд-Ост, Беслан. Взрослые, которые без раздумий способны выпустить всю обойму автомата в ребенка напротив, в его мать, которая готова броситься вперед при малейшей угрозе. А ведь у всех нас есть или был выбор. Мы все свободны. Свободны, пока не уничтожаем свободу других.

Мы - люди, маленькие глупые букашки, которые обреченно влачат свое жалкое существование на крохотной, затерянной во Вселенной, планете. Мы - люди, великие мыслители и созидатели, великие же разрушители, которые сами придали своей огромной и прекрасной планете тот вид, который она имеет сейчас. Мы чувствуем и думаем, мы создаем великие творения. Мы видим вокруг не будничность и серость, но смысл и идею. Мы разрушаем все, чего не может осознать наш разум. Наша душа бесконечна и многогранна. Наша жизнь коротка и бессмысленна. Мы не верим в смерть, пока не видим ее в глазах своего ребенка. Мы не верим в жизнь, пока не отражаемся тенью в чужом сердце. Мы наносим смертельные раны и молимся за спасение душ. Когда мы любим, мы забываем обо всем мире. Когда мы ненавидим, мы чувствуем боль каждой травинки. Мы отстаиваем свою правоту, уничтожая чужие идеалы. Мы признаем свои ошибки, возвращая надежду. Мы не знаем стоящего рядом и готового помочь. Мы поклоняемся ушедшим от нас и знаем по именам принесших нам боль. Мы неправильны и нелогичны, несовершенны и противоречивы, жестоки и глупы, мы - люди. Мы разнообразны и интересны, идеальны и уравновешенны, красивы и праведны, мы - люди.

Могла бы я взять в руки автомат, зная, что защищаю не только себя, но и своих детей, внуков? Да и не только своих, пусть чужих, у которых никогда не будет моих карих глаз, чей отец не будет моим любимым человеком. Я буду стрелять по тем, кто покажет им, что такое смерть до того, как они сами спросят об том. Я буду стрелять, как стреляли солдаты Второй Мировой, я буду палить навскидку и всаживать нож в спину при малейшей необходимости. Только не хочу, чтобы знали об этом дети, чтобы помнили, что их жизни куплены смертями, чтобы не чувствовали себя обязанными, ведь это был свободный выбор, ведь можно было смириться и сохранить равнодушие на лице, глядя на ребенка, который хочет отомстить за убитых родителей.

Люди, стоящие у обелиска, не поднимают голов, не говорят ни слова. Перед ними горит огонь, а вокруг падает снег, белый, тяжелыми хлопьями оседающий на плечах, на шапках, на пьедестале. На всем, кроме узкого кружка, в котором горит вечный пламень. Снег прячется от близкого огня в лепестках красных цветов. Вершина обелиска упирается в небо, утопает в такой же серой глубине, как и он сам. Все предстает единым в мире: эти люди, столь похожие на статуи, что только туман дыхания напоминает о жизни, бьющейся в них, обелиск, пропадающий в высоте, густой снег, гвоздики с рваными, словно края раны, лепестками и память. Вечная память.

Мы обязаны героям войны, обязаны каждым свободным днем и каждым вздохом на свободной русской земле. Но что значат эти обязательства, если мы не можем предотвратить появление таких людей, которые способны отстоять свое мнение лишь с оружием, которое направляют на детей? Мы можем сколько угодно помнить воинов, что погибли, защищая свою Родину, но даст ли эта память нам веру в то, что подобного никогда не случится? Мы должны просить у них прощения, умолять, чтобы они поняли нас, которые так отличаются от них. И у них были предатели, изменники, просто трусы. Они верили в будущее и в нас. Но кто такие "они" и "мы"? Все едины: и те, кого помнят, и те, кто помнит. Они - часть нас, нашей истории, морали, воспитания и часть наших недостатков.

Мы не сохранили практически ничего от тех людей, которые воевали в 1941-45 годах. Все, что было сохранено, мы стремимся изменить или уничтожить. Сейчас военные не представляются чем-то романтическим, девушки не стремятся познакомиться с ними, выйти замуж. Молодые парни потеряли желание служить в армии. И только огонек, горящий в душе, огонек гордости, патриотизма, веры в свой народ и страну, только он жжет внутри, напоминает, обжигая, твердит: нельзя забывать, нельзя останавливаться. Нужно и детям своим и внукам пересказывать, переживать вместе с ними каждый год, каждый миг войны, чтобы однажды, если угроза возродится, этот огонек обжег изнутри, заставил почувствовать, что за спиной - твоя страна, земля родная, наша. А значит, надо вновь и вновь приносить цветы на братские могилы, на памятники, на одинокие кресты, стоящие посреди полей, окруженных лесом.

Снег смешался с землей, и в нем словно кровь-
Гвоздика, память о павших за любовь...