Методическая разработка (группа) на тему: Программа повышения ИКТ - компетентности педагогов. ИКТ-компетентность: понятие, структура, основные аспекты

НА ТЕМУ:

Влияние ИКТ- компетенции педагога на повышение качества знаний учащихся.

Все, что сейчас происходит в обществе, как в зеркале отражается в школе. Какой должна быть школа, образование, учитель?
Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий.

Современный педагог должен выступать не только в роли носителя знаний, но и в роли организатора учебно-познавательной, учебно-поисковой, проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий.
И все же не следует преувеличивать возможность компьютеров. Нельзя забывать, передача информации еще не гарантия передачи знаний и культуры, информационно-коммуникационные технологии - это всего лишь эффективные вспомогательные средства.

Что должен знать учитель начальных классов в области ИКТ? Насколько он должен знать компьютер и Интернет?
Вот перечень знаний, навыков и умений современного учителя, предложенный коллегами в сети Интернет:

    Иметь представление об устройстве компьютера

    Иметь представление об основных клавишах, папках и программах в компьютере.

    Уметь находить, открывать, закрывать, создавать, переименовывать, копировать, вырезать, перемещать, удалять файлы и папки.

    Иметь представление об объеме информации.

    Иметь представление о типах файлов.

    Уметь напечатать разработку урока, сценарий мероприятия, отчет, программу семинара и др.

    Уметь напечатать анкету для учеников (родителей), таблицу с данными и др.

    Уметь напечатать грамоту (поздравление, объявление, пригласительный и др.)

    Создавать дидактические материалы в Word/Excel (контрольные, самостоятельные работы, тестовые задания).

    Уметь копировать и вставлять фрагменты текста, рисунки из одного файла в другой.

    Уметь вставлять колонтитулы со своими данными.

    Уметь готовить файл для печати на принтере, пользоваться принтером.

    Иметь представление об Интернете, доменах, сайтах и их адресах.

    Уметь находить нужную информацию через поисковые системы.

    Уметь сохранять нужную информацию, найденную в Интернете.

    Уметь находить графические изображения.

    Уметь вести свой каталог адресов в блокноте.

    Пользоваться электронной почтой, пересылать по почте файлы.

    Общаться в чате, форуме, ICQ (Mail-агент, Skype? NSN и др.).

    Уметь копировать тексты и рисунки из Интернета.

    Уметь открывать музыкальные и видео файлы.

    Пользоваться простейшим графическим редактором.

    Изменять параметры цифровых фотографий: размер, яркость, контрастность и др.

    Создавать электронные презентации для урока.

    Уметь устанавливать учебный CD-диск и разбираться в его содержании.

    Иметь навык самостоятельного знакомства интерактивными программами.

    Уметь пользоваться программами-конструкторами тестов, кроссвордов, учебников.

    Иметь представление о мультимедийных ресурсах для урока.

Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Главная задача сегодняшнего учителя - развивать критическое мышление детей, научить их думать и быть готовыми к активной деятельности.

Основным назначением стандартов нового поколения является формирование современного человека.

Это означает:

    информационная компетенция умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем;

    коммуникативная компетенция умение сотрудничать с людьми;

    самоорганизация умение ставить цели, планировать, использовать личностные ресурсы;

    самообразование готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность.

Но для этого самому учителю надо быть очень компетентным во многих вопросах образования. Поэтому повышение и совершенствование ИКТ-компетентности педагогов является одной из важнейших задач, стоящих перед системой образования.

Что мы понимаем под ИКТ - грамотностью и ИКТ- компетентностью учителя?
ИКТ-грамотность – знание о том, что из себя представляет компьютер, знание программ, их функций и возможностей, умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей.
ИКТ-компетентность – не только знание различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное и уверенное применение их в педагогической деятельности.

В педагогической ИКТ- компетентности есть два уровня:

    знаниевый, так называемый уровень функциональной грамотности, который

предполагает:

    владение компьютерными программами обработки текстовой, числовой, графической, звуковой информации;

    умение работать в сети Интернет, пользоваться ее сервисами такими, как форум, электронная почта, сайты;

    умение использовать такое оборудование, как сканер, принтер.

    деятельностный, уровень применения ИКТ,т.е.эффективное и систематическое использование функциональной грамотности в сфере ИКТ в образовательной деятельности для достижения высоких результатов.

Деятельностный уровень при этом можно разложить на подуровни:

    внедренческий – включение в образовательную деятельность специализированных медиаресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию и методике того или иного учебного предмета;

    творческий – разработка собственных электронных средств учебного назначения.

Применяются ИКТ не только непосредственно в процессе обучения, где работают с ЦОРами, представляют презентации, используют тесты, работают по поиску информации в сети интернет, но и при организации учебной деятельности для:

    создания и ведения сетевых форм реализации образовательного процесса, например, создание и ведение педагогического сайта;

    реализации системы мониторинга знаний (Система «Тест-символ»);

    работы в сетевых образовательных сообществах, например, «Открытый класс» (http://www.openclass.ru) или «Сеть творческих учителей» (http://it-n.ru), которые строятся и развиваются учителями и для учителей;

    осуществления непрерывного самообразования, например, Центр дистанционного образования «Эйдос» (http://www.eidos.ru), Издательский дом «1 Сентября» (http://1september.ru).

Очевидно, что сама по себе функциональная грамотность педагога не может привести к качественным изменениям результатов системы образования.

Использование информационно-коммуникационных технологий дает педагогу возможность:

    реализовать обучение на основе индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальных учебных планов;

    реализовать новые виды образовательной деятельности такие, как проблемный и проектный методы обучения;

    формировать критическое мышление учащихся;

    применять интерактивные способы обучения;

    применять современные средства общения;

    использовать компьютерное моделирование изучаемых процессов.

    Всѐ перечисленное входит в понятие системно - деятельностного подхода в обучении.

Преимущества использования ИКТ в образовании перед традиционным обучением
1. информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.
2. компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учеников к обучению. Мотивация повышается за счет применения адекватного поощрения правильных решений и задач.
3. ИКТ вовлекают обучающихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
4. использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений.
5. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности обучающихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.
6. Компьютер способствует формированию у обучающихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий, определить этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, и исправить ее.

Основные направления использования ИКТ в учебном процессе
Попытаемся систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении:
1) при изложении нового материала - визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);
2) проведение виртуальных лабораторных работ с использованием обучающих программ;
3) закрепление изложенного материала (тренинг - разнообразные обучающие программы, лабораторные работы);
4) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);
5) самостоятельная работа обучающихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);
6) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов,
7) тренировка конкретных способностей обучающегося (внимание, память, мышление и т.д.).

Каково влияние использования информационно-коммуникационных технологий на ученика?

    ИКТ способствует повышению познавательного интереса к предмету;

    ИКТ содействует росту успеваемости учащихся по предмету;

    ИКТ позволяет учащимся проявить себя в новой роли;

    ИКТ формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;

    ИКТ способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

Каково влияние использования информационно-коммуникационных технологий на учителя?
ИКТ дают:

    экономию времени на уроке;

    глубину погружения в материал;

    повышенную мотивацию обучения;

    интегративный подход в обучении;

    возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;

    возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока;

    привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.

Формы использования ИКТ.

    Использование готовых электронных продуктов позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.

    Использование мультимедийных презентаций
    позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.

    Использование ресурсов сети Интернет.
    Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:

    целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;

    видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.

Деятельностный уровень ИКТ-компетентности педагога в условиях перехода на новые стандарты

Именно Деятельностный уровень (реализованная деятельность) может привести к качественным изменениям результатов системы образования в условиях перехода на новые стандарты.

В настоящее время педагоги владеют знаниевым уровнем ИКТ-компетентности, а вот Деятельностный уровень оставляет желать лучшего.

Какие сложности встречаются на пути внедрения деятельностного уровня в условиях перехода на новые стандарты?

1. Незнание возможностей современных ИКТ - зачастую преподаватели даже не знают о том, что можно сделать или как можно существенно сэкономить время при помощи современных программных продуктов и интернет-сервисов.
2. Отсутствие навыков эффективного использования инструментов ИКТ - нехватка времени на самостоятельное освоение продуктов, сложность изучения некоторых программ, отсутствие удобного справочного материала при возникновение трудностей (или неумение эффективно использовать справочные программы) - все это мешает отрабатывать навыки работы с программными продуктами. К тому же очень часто возникает ситуация когда, натолкнувшись на ряд трудностей и не получив результата, преподаватель решает не тратить время на изучение нового, кажущегося сложным, программного продукта.
3. Отсутствие методики применения ИКТ в учебном процессе - знания о возможностях современных ИКТ и умения работать с ними все равно недостаточно для эффективного применения ИКТ в учебном процессе. Для этого нужны методические материалы: по разработке мультимедийных материалов, по использованию ИКТ на семинарских занятиях, по разработке УМК и т.д.
Преодоление всех барьеров позволит учителям существенно повысить собственную эффективность, улучшить качество учебных материалов и занятий и реализовать собственный педагогический потенциал.

Учителя используют возможности интернета в основном для поиска информации при подготовке к занятиям. Между тем перспективы использования информационно-коммуникационных технологий гораздо шире.

Учителя используют ИКТ в основном в профессиональной деятельности: при подготовке к занятиям, ищут дополнительную информацию в интернете, работают в сетевых профессиональных сообществах, но очень мало используют ИКТ при проведении учебного процесса.

По статистике, практически все учителя в России прошли курсы компьютерной грамотности и базовым операциям по владению компьютером, текстовым процессором, электронными таблицами, поиском информации в интернете всех научили. Познакомили с разработанными в рамках федеральных программ и проектов электронными образовательными ресурсами, показали, как можно их использовать в учебном процессе. Учителя обучились использовать ИКТ, но далеко не у каждого в школе есть свое автоматизированное рабочее место, во многих школах нет даже компьютеров в учительских и библиотеках, а компьютерные классы заняты под учебный процесс. Большинство учителей смогли закрепить полученные навыки, потому что у них есть компьютер дома. Но многие, даже обучившись на курсах, не используют полученные знания, просто потому, что применение информационных технологий и электронных образовательных ресурсов требует (особенно в первое время) от учителя дополнительных временных затрат.

Что мешает учителям использовать новые технологии, в том числе информационно-коммуникационные, шире и интенсивнее?

Многие преподаватели, имеющие доступ к компьютеру и интернету, регулярно используют интернет-ресурсы в работе. К сожалению, еще не во всех школах есть высокоскоростной доступ к сети интернет, и это, конечно же, большой сдерживающий фактор для внедрения современных технологий в процесс обучения. Другая причина - недостаточная квалификация педагогов в области применения информационно-коммуникационных технологий и недостаток знаний о возможностях интернета и новых появляющихся сервисах.

Какие еще проблемы возникают в процессе информатизации российского образования?

Бывали случаи поступления необычных жалоб. Ребенок подготовил красивую презентацию, выступил с ней на уроке и рассчитывает на пятерку. При этом ни на один вопрос по теме он не ответил, ведь презентацию он мог делать, бездумно что-то копируя с сайтов и вставляя в шаблон. Какую оценку должен получить ребенок? Мнения расходятся. Учитель считает - и оправданно! - что, кроме красивой презентации, ребенок должен нам продемонстрировать понимание темы, знания, умение оперировать ими. А родитель говорит: «Извините, у вас к презентации есть вопросы? Нет. Ставьте пять баллов!» Так что внедрение информационных технологий затронуло даже тему оценки знаний. Профессиональный учитель, конечно, продолжает оценивать понимание материала, а не внешнюю эффектность. Но это очень трудно: объяснить, почему при блистательной презентации он ставит не пять баллов, а три.

Действительно ли современному учителю так нужно владеть интернет -технологиями - или это просто дань моде?

Владеть - необходимо. А вот отношение к этому в образовательном обществе как к «модной тенденции» надо бы преодолеть. Сегодня в образовании наступил момент, когда у учителей наблюдается некая «усталость» от бесконечных требований вышестоящих чиновников. Огромное количество бумажных отчетов наряду с электронным заполнением их же, обязательность создания презентаций, веб-сайтов, блогов, внедрение электронного журнала наряду с заполнением бумажного, что в некоторых случаях начинает становиться «обязанностью» - по требованию руководства, и прочее, и прочее. Всё это в большинстве случаев выливается в очередное вранье. Проводят показательные уроки «с использованием ИКТ», а демонстрируют на них, по сути, исключительно презентации. Разрабатывают сайт школы, в котором «застывает» на долгие годы одна и та же информация. Учителей же на всевозможных курсах обучают все тому же, чему и десять лет назад, - то есть «азам»: поиску информации в сети, редакторам, таблицам.

Компьютер и доступ к интернету дома есть практически у всех. Однако, полноценное использование интернета в учебной деятельности начнется тогда, когда на одного ученика будет приходиться один компьютер.

Среди других трудностей, которые мешают учителям применять интернет в работе можно назвать отсутствие времени (более 40%), платность образовательных интернет-ресурсов (почти 30%). Большинство педагогов не могут воспользоваться компьютером и выйти в интернет во время урока. Мешает низкая скорость соединения, ограниченный трафик, контент-фильтры, не позволяющие выходить на нужные образовательные и информационные порталы, а также недостаточное количество ученических компьютеров в школе.

Учителя понемногу освоили компьютер, совершенно спокойно работают в электронной почте, многие самостоятельно делают презентации к своим урокам, пользуются цифровыми образовательными ресурсами - например, «Открытой коллекцией», которая основана на деньги государства. Это большое подспорье, потому что облегчает поиск интересного материала при подготовке к урокам. Сейчас цифровые образовательные ресурсы развиваются - появляется возможность не только видеть какой-то дополнительный материал, а сделать лабораторную работу и многое другое, - и становятся еще более востребованными.

Влияние ИКТ-компетентности педагога на качество образования в условиях внедрения ФГОС

Безусловно, использование учителем современных интернет-технологий в значительной степени меняет его подход к обучению. Открытая образовательная среда дает учителю возможность использовать в процессе обучения разнообразные ресурсы сети интернета, применять различные формы обучения. Это, например, дистанционное обучение. Кроме того, он получает возможность использовать новые сервисы и технологии в организации внеурочной и внеклассной деятельности учащихся. Это и соответствует федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения и, несомненно, влияет на качество образования.

Интернет значительно расширяет возможности для личного и профессионального роста педагога.

Сейчас уже проводится много виртуальных уроков, они помогают получать знания детям, которые по разным причинам не имеют возможности посещать школу. Однако, по моему убеждению, реальные уроки гораздо более эффективны, чем виртуальные. А технологии - это всего лишь средства, которые позволяют вывести процесс обучения на новый уровень.

В любом случае, я уверена, что важная роль учителя сохранится и в будущем. Но уже сейчас мы видим, что это роль меняется. Раньше учитель был главным поставщиком знаний. Теперь он превращается в соратника и товарища, который направляет ученика в процессе обучения.

Пока что - по статистике, использование ИКТ на образовательные результаты учеников не сильно влияет, и это печально. Сейчас компьютеры даже если используются, то - на уроках информатики, для изучения языков программирования, а учителя-предметники, которые работают с электронными образовательными ресурсами, применяют обычно традиционные модели: используют экран или интерактивную доску при изложении темы. Гораздо реже учителя организуют групповую работу в классе, используя несколько компьютеров или индивидуальную работу учащегося в различных моделирующих средах. К сожалению, понятно, что далеко не у всех педагогов в школах достаточно компьютеров, чтобы организовать такую работу, у некоторых школ слабая пропускная способность интернет-каналов, чтобы активно работать с интернет-ресурсами в режиме онлайн. Нужно, чтобы компьютерные и интернет-технологии были реально встроены в учебный процесс и улучшали образовательные результаты, формировали метапредметные компетенции, новые межличностные навыки взаимодействия, повышали мотивацию к предмету. Для этого нужны не только компьютеры, но и множество периферийных устройств: микроскопы, музыкальные клавиатуры, датчики освещённости и местоположения.

Сейчас продвинутый учитель начинает сам создавать свои ресурсы: мультимедийные презентации, встраивать в них фрагменты видеофильмов, интерактивные таблицы, рисунки и даже флеш-анимации. И считается, что это высший пилотаж использования ИКТ. С моей точки зрения, учитель массовой школы не должен разрабатывать электронные образовательные ресурсы сам. Он должен знать о тех ресурсах, которые выложены на федеральных и региональных образовательных порталах, он должен уметь их грамотно использовать, продуцируя новые активно-деятельностные педагогические практики. Задача учителя - правильно встроить возможности ИКТ в свой учебный процесс, чтобы учащийся во время занятий как можно больше думал и действовал самостоятельно.

Компьютер позволяет моделировать ситуации, которые учитель не всегда может показать в реальной жизни из-за того, что не хватает реактивов или приборов. Правильно встроив компьютер в образовательную деятельность, можно очень сильно повысить творческую составляющую обучения.

Влияет ли интернет в профессиональной деятельности на качество образования, которое он дает ученикам? Интернет - это всего лишь инструмент, и всё зависит от того, как учитель его применяет и для чего. Надо учесть, что IT-технологии в школе - размытое понятие: в него укладывается, скажем, использование интерактивной доски. А чего можно добиться интерактивной доской? Да ничего. Это средство для фронтальной работы: учитель что-то показывает, ребенок что-то смотрит. все, красивое, движется и лего -конструирование самими детьми. В первом случае у ребенка пассивная позиция: он только смотрит и слушает, это восприятие информации. А что ребенок делает с конструктором? Там уже деятельностный подход: он что-то продуцирует, у него развивается мышление, моторика.

Нужные сведения в глобальной сети дети находят и сами. В чем же тут роль учителя? Важно не просто найти, но научиться искать и использовать нужную информацию. В этом и состоит задача учителя: организовать деятельность учащихся, сформировать у детей навыки эффективного поиска информации, ее оценки и анализа для дальнейшего использования.

Использование компьютерных технологийна уроках в начальной школе

Программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно: программы-учебники, программы-тренажёры, конструкторы, словари, справочники и энциклопедии, хрестоматии, видеоуроки, библиотеки элек­тронных наглядных пособий и т.д. Наиболее распространенные примеры использования компьютерных программных средств в начальной школе - это обучение чтению, орфографии и каллиграфии с помощью компьютера.

Использование компьютерных технологий –позволяет в значительной степени оптимизировать процесс обучения.

У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание . Поэтому высокая эффективность медиауроков очевидна:

    повышается мотивация к учению за счет мультимедийных эффектов;

    повышается эффективность образовательного процесса за счёт наглядности; появления возможности моделировать объекты и явления;

    развивается наглядно-образное мышление;

    возможен индивидуальный подход в обучении.

В связи с этим оптимальным представляется вариант, когда в каждом кабинете начальных классов постоянно находятся 1 – 2 компьютера. В этом случае учитель может при составлении плана любого урока предусмотреть этап, когда несколько учеников будут поочередно либо, работая в группе, выполнять задания на компьютере. При размеще­нии в классе мультимедийного проектора появляется возможность прове­дения фронтальной работы с применением новых информационных техно­логий в начальной школе. Особенно интересно можно использовать муль­тимедиатехнологии для иллюстрации рассказа учителя на этапе объясне­ния нового материала. Мультипликационный или видеосюжет электрон­ной энциклопедии не только расширит спектр предъявляемой информа­ции, но и активизирует внимание школьников за счет активной работы зрительного и слухового анализаторов. Наиболее соответствующим сани­тарно-гигиеническим требованиям и удобным для организации урока было признано размещение компьютера на учительском столе. Необходимо строго придерживаться санитарно- гигиеническим нормам при организа­ции рабочего места учащихся за компьютером. Их неукоснительное со­блюдение, а также проведение во время урока физкультминуток, вклю­чающих гимнастику для глаз и осанки, позволит сохранить здоровье школьников и эффективно применять электронные учебные материалы в учебном процессе.

Заключение

Использование компьютер­ных технологий в начальной школе – это не просто новое веяние времени, а необходимость. В рамках одного урока учителю подвластны и ви­деофрагменты, и музыкальный ряд, и изобразительные средства. Исполь­зование ИКТ на уроках помогает не только детям усвоить учебный мате­риал, но и учителю творчески развиваться.

ИКТ позволяет учителю решать следующие задачи:

    Научить ребенка из огромного количества доступной информации находить необходимую.

    Научить анализировать и систематизировать полученную информацию.

    Обеспечить личностно-ориентированный подход к развитию и обучению ребенка.

    Подготовить ученика к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях современного информационного общества: сформировать активную жизненную позицию и умение принимать решение.

    Совершенствовать мышление, речь, память, внимание.

    Повысить эффективности и качества образовательного процесса за счет возможностей ИКТ;

    Активизировать познавательную деятельность с использованием ИКТ;

    Углубить межпредметные связи за счет использования ИКТ;

    Реализовать идеи открытого образования на основе использования сетевых технологий

Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет

    перейти к деятельностному способу обучения, при котором ребёнок становится активным участником учебного процесса.

    повысить эффективность учебно-воспитательного процесса, активизируется восприятие учащимися благодаря воздействию звуковых и зрительных образов;

    расширить рамки учебника, позволяет подать тот же материал в более интересной форме, дает возможность прочувствовать и осознать.

Мотивы обучения становятся более устойчивыми, появляется интерес к предмету. Использование на уроке современных технологий влияет на формирование положительной атмосферы в классе.
Применение ИКТ возможно на любых уроках (математика, русский язык, литературное чтение и т.д.), а также во внеклассной работе. Работа с электронными детскими энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе.

Применение компьютера – эффективный метод в разви­тии познавательных процессов. Применение в школе компьютерной тех­нологии учителями начальных классов поможет сделать школьное преподава­ние более эффективным. В настоящее время ещё идет разработка про­граммно-комплексного подхода компьютерного обучения в начальной школе.

Задача учителя сегодня - попробовать шире взглянуть на содержание и методы обучения своему предмету. Постараться совместить традиционные умения по предмету и умения, составляющие ИКТ-компетентность.
Главным условием подготовки ИКТ - компетентных учеников является высокий уровень ИКТ - компетентности самих учителей.

2 ИКТ компетентность учителя – ключевая компетентность педагога Цель: увидеть роль и место ИКТ-компетентности в повышении своего профессионализма Задача: получить представления об ИКТ- компетентностях учителя; проанализировать свой исходный уровень владения ИКТ-компетентностью; увидеть пути формирования ИКТ- компетентности учителя-предметника.




4 Почему важно быть ИКТ- компетентным учителем? Переход к информационному обществу. Информатизация образования. Новая образовательная парадигма. ИКТ–компетентность учителя - один из основных показателей профессионализма ИКТ–компетентность педагога - необходимое условие для формирования и развития ИКТ- компетентности обучающихся.


5 Информационно-коммуникационная компетентность педагога способность педагога решать профессиональные задачи с использованием современных средств и методов информатики и информационно- коммуникационных технологий (ИКТ); его, уже состоявшееся, личностное качество, характеристика, отражающая реально достигнутый уровень подготовки в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности; особый тип организации предметно- специальных знаний, позволяющих правильно оценивать ситуацию и принимать эффективные решения в профессионально-педагогической деятельности, используя ИКТ.




7 Компьютерная компетентность включает овладение умением применять стандартные программные средства и технические устройства для поиска и переработки полученной информации: технологией работы в операционной системе; технологией обработки текстовых документов; технологией обработки графических объектов; технологией обработки табличных данных; технология СУБД. «Истинная компьютерная грамотность означает не только умение использовать компьютер и компьютерные идеи, но и знание, когда это следует делать» Сеймур Пайпер


8 Информационная компетенция включает умение: определять возможные источники информации и стратегию ее поиска, получать ее; анализировать полученную информацию, используя различного рода схемы, таблицы для фиксации результатов; оценивать информацию с точки зрения ее достоверности, точности, достаточности для решения проблемы (задачи); ощущать потребность в дополнительной информации, получать ее, если это возможно; использовать результаты процессов поиска, получения, анализа и оценки информации для принятия решений; создавать новые (для данного случая) информационные модели объектов и процессов, в том числе с использованием схем, таблиц, графиков, диаграмм, кластеров, синквейнов и т. д.; создавать собственную базу знаний за счет значимой информации, необходимой для деятельности в самых разных областях; создавать свои источники информации; работать с информацией индивидуально и в группе.




10 Коммуникационная компетенция включает Владение базовыми сервисами и технологиями Интернета в контексте их использования в образовательной деятельности: а) приемами навигации и поиска образовательной информации в сети Internet, ее получения и сохранения в целях последующего использования в педагогическом процессе; б) приемами работы с электронной почтой и телеконференциями; в) технологией сетевого взаимодействия; г) приемами работы с файловыми архивами; е) приемы работы с компьютерными сетями.


11 Коммуникационная компетенция включает Владение технологическими основами создания сайта поддержки учебной деятельности, которое подразумевает: а) наличие представлений о назначении, структуре, инструментах навигации и дизайне сайта поддержки учебной деятельности; б) наличие представлений о структуре веб- страницы; в) владение простейшими приемами сайтостроения, обеспечивающими возможность представления образовательной информации в форме сайта файловой системы; г) владение приемами публикации сайта поддержки учебной деятельности в Интернете.


12 Компетенции в использовании современных средств и методов преподавания включают: 1. Наличие общих представлений о дидактических возможностях ИКТ. 2. Наличие представлений о едином информационном пространстве образовательного учреждения, и возможностях его использования в образовательном процессе. 3. Владение приемами организации личного информационного пространства.


13 Компетенции в использовании современных средств и методов преподавания включают: 4. Наличие представлений об электронных образовательных ресурсах и тенденциях рынка электронных изданий в секторе общего образования, ориентированных на предметно- профессиональную деятельность, цифровых образовательных ресурсах, выполненных в ходе реализации федеральных целевых программ. 5. Владение основами методики внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс.


14 Компетенции в использовании современных средств и методов преподавания включают: 6. Владение приемами подготовки дидактических материалов и рабочих документов в соответствии с предметной областью средствами офисных технологий: подготовкой раздаточных материалов, содержащих графические элементы, типовыми приемами работы с инструментами векторной графики; приемами работы с табличными данными (составлением списков, информационных карт, проведением простых расчетов); приемами построения графиков и диаграмм; методикой создания педагогически эффективных презентаций (к уроку, выступлению на педсовете, докладу и т.п.).


15 Компетенции в использовании современных средств и методов преподавания включают: 7. Владение простейшими приемами подготовки графических иллюстраций для наглядных и дидактических материалов, используемых в образовательной деятельности: приемами коррекции и оптимизации изображений для последующего использования в презентациях и на веб-страницах; приемами вывода изображений на печать, записи на CD. 8. Наличие представлений о технологиях и ресурсах дистанционной поддержки образовательного процесса и возможностях их включения в педагогическую деятельность.


16 Информационно-коммуникационная компетентность это способность субъекта осуществлять поиск и переработку найденной информации посредством информационных технологий; критически относится к этой информации; на основе этого делать какие-либо выводы и принимать решения в условиях неопределенности.


17 Уровни готовности педагогов к использованию средств ИКТ в образовательном процессе: Компьютерная осведомленность – владение элементарными навыками работы на компьютере. Компьютерная осведомленность ИКТ-грамотность, характеризующаяся направленностью на поиск, знакомство с новыми видами использования средств ИКТ. ИКТ-грамотность ИКТ-компетентность, характеризующаяся активным внедрением педагогических образцов использования средств ИКТ в образовательном процессе. ИКТ-компетентность Информационная культура, для которой характерна направленность на собственные разработки образовательных инноваций в области использования ИКТ. Информационная культура


18 Формирование ИКТ-компетентности учителя- предметника самообразование и саморазвитие; ШМО и РМО; очная и дистанционная формы повышения квалификации; комплексная система регулярной методической поддержки педагогов в области применения ИКТ в образовательном процессе, включая сетевую инфраструктуру поддержки инновационной деятельности педагогов;




20 Суть новой парадигмы образования характеризуется следующими факторами: смещение основного акцента с усвоения значительных объемов информации, накопленной впрок, на овладение способами непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно; освоение навыков работы с любой информацией, с разнородными, противоречивыми данными, формирование навыков самостоятельного (критичного), а не репродуктивного типа мышления; дополнение традиционного принципа «формировать ЗУНы» принципом «формировать ключевые компетентности».


21 Важнейшими задачами в рамках информатизации образования являются: формирование базовой и предметно- ориентированной ИКТ-компетентности у работников образования повышение квалификации учителей в области максимально эффективного использования новых информационных, коммуникационных и интерактивных технологий; стимулирование становления новой культуры педагогического мышления; создание единого информационного образовательного пространства (ЕИОП).






24 ИКТ-компетентность Использование ИКТ для организации контроля знаний учащихся. Проведение интегрированных уроков. Cопровождение проектной деятельности учащихся на основе ИКТ. Использование ИКТ во внеурочной деятельности. Добывание информации из Интернет. Публикация своих разработок в сети. Участие в сетевых сообществах. Активное самостоятельное изучение программного обеспечения, цифровых образовательных ресурсов, программных средств для создания собственных ресурсов.


25 Информационная культура Ведение цифрового портфолио (своего или класса). Ведение постоянно обновляющегося web-сайта (консультаций, дополнительных занятий, выкладывание домашних заданий на сайт). Проведение собственного педагогического или научно-исследовательского эксперимента (в области влияния средств ИКТ на эффективность обучения по предмету). Разработка своих электронных учебников, дистанционных курсов, сетевых проектов. Знание и соблюдение юридических и этических норм и правил, связанных с поведением в сети.


26 Пути формирования ИКТ-компетентности учителя- предметника. Первый модуль – раскрывает общие сведения об информационно-коммуникационных технологиях и ИКТ-компетентностях. Второй модуль - «Информационные технологии» поможет овладеть компьютерной компетентностью. Обеспечит техническую и методическую поддержку учителей с недостаточным уровнем ИКТ – грамотности В результате учителя должны овладеть первичными навыками работы на компьютере и быть способными к применению этих навыков в образовательном процессе.


27 Третий модуль – «Интернет-технологии информационного обеспечения образования» раскроет способы просмотра и поиска информации в Интернет, общения с помощью электронной почты, приемы работы с Российским единым информационным образовательным пространством, образовательными ресурсами Алтайского края, позволит педагогам общаться с помощью электронной почты, знакомиться с сетевыми сообществами и их ресурсами. Четвертый модуль – «Использование ИКТ технологий в предметных областях» поможет изучить педагогические возможности ИКТ технологий, приобрести опыт применения изученных офисных программ к подготовке своих методических разработок и организации учебного процесса на уроке.


28 Пятый модуль – «Мониторинг» обеспечит создание системы диагностических материалов для выявления профессиональной компетентности учителей в области применения информационно- коммуникационных технологий. Шестой модуль – «Формирование корпоративной ИКТ – компетентности», которая позволит видеть и решать в команде проблемы, связанные с внедрением ИКТ в образовательный процесс школы, быть исследователем в этой области, инициатором сетевого межшкольного взаимодействия и т.п.

В педагогической лексике сравнительно недавно появился термин «ИКТ-компетентность». В профессиональном стандарте педагога ИКТ-компетентность относится к числу требований, новых и обязательных для всех. Попробуем разобраться cо значением термина «ИКТ-компетентность», обратившись к методическим публикациям и открытым интернет-источникам.

Например, Л.Н. Горбунова, А.М. Семибратов рассматривают информационно-коммуникационную компетентность учителя как совокупность знаний, умений и навыков, формируемых в процессе обучения информационным технологиям, а также готовность и способность педагога самостоятельно и ответственно использовать эти технологии в своей профессиональной деятельности. Авторы указывают, что обладание ИКТ-компетенцией или уверенное владение всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности необходимо учителю для решения возникающих вопросов в профессиональной и иной деятельности.

В свою очередь, Гендина Н.И. под ИКТ-компетентностью понимает совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. С точки зрения этого ученого, ИКТ-компетентность является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.

Связь ИКТ-компетентности и ИКТ-грамотности устанавливается многими авторами. Так, М.Б. Лебедева и О.Н. Шилова определяют ИКТ-компетентность как способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий, что, по сути, является ИКТ-грамотностью педагога.

Применительно к профессиональной деятельности учителя понятие «ИКТ-компетентности» требует конкретизации и уточнения. Интересно, что А.А. Елизаров понимает ИКТ-компетентность как совокупность знаний, умений и опыта деятельности. Именно наличие такого опыта является, по мнению автора, определяющим по отношению к выполнению профессиональных функций. В то же время, есть мнение ряда ученых (Панина Т.С., Дочкин С.А., Клецов Ю.В.) о том, что информационно-коммуникационная компетентность в профессиональной деятельности современного преподавателя это:

– способность педагога решать профессиональные задачи с использованием современных средств и методов информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);

– личностное качество, характеристика, отражающая реально достигнутый уровень подготовки в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности;

– особый тип организации предметно-специальных знаний, позволяющих правильно оценивать ситуацию и принимать эффективные решения в профессионально-педагогической деятельности, используя ИКТ.

Особые требования к содержанию ИКТ-компетентности педагога предъявляются к учителям и преподавателям информатики. В работах Е.К. Хеннера информационная компетентность понимается как совокупность знаний, умений и навыков, формируемых в процессе обучения и самообучения информатике и информационным технологиям (ИТ), а также способность к выполнению педагогической деятельности с помощью ИТ. В соответствии с этим, информационная компетентность складывается из трех компонентов: знать, уметь пользоваться, уметь применять в организации учебной деятельности.

Обобщение рассматриваемого и других понятий в сфере информатизации образования представлено в толковом словаре терминов понятийного аппарата информатизации образования И.В. Роберт . Там ИКТ-компетентность учителя определяется как обладание ИКТ-компетенцией. ИКТ-компетенция педагога включает неразрывно связанные между собой как в содержательном, так и в деятельностном аспектах научно-педагогические области:

– преподавание учебного предмета с использованием средств ИКТ; осуществление информационной деятельности и информационного взаимодействия между участниками учебно-воспитательного процесса в условиях использования потенциала распределенного информационного ресурса локальных и глобальной компьютерных сетей;

– экспертная оценка психолого-педагогической, содержательно- методической значимости электронных изданий образовательного назначения, электронных средств учебного назначения и учебно-методических комплексов, в состав которых они включены;

– предотвращение возможных негативных последствий использования средств ИКТ в образовательном процессе.

Следует отметить, что такая трактовка ИКТ-компетентности согласуется с концепцией Профессионального стандарта педагога, где под ИКТ-компетентностью понимается квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно. В тексте нормативного документа сказано, что в профессиональную педагогическую ИКТ-компетентность педагога входят:

– «Общепользовательская ИКТ-компетентность.

– Общепедагогическая ИКТ-компетентность.

– Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)» .

Таким образом, проведенное исследование некоторых научных представлений о содержании понятия «ИКТ-компетентность» позволяет сделать вывод о том, что эта характеристика профессиональной деятельности педагога может рассматриваться с разных точек зрения и на разных основаниях, дополняющих друг друга. При этом актуальность формирования и развития ИКТ-компетентности учителя по-прежнему высока. В связи с этим необходимо дальнейшее уточнение содержания рассматриваемого понятия, уточнения взаимосвязи компетентности и компетенции, изучение особенностей общепользовательской, общепедагогической и предметнопедагогической ИКТ-компетентности педагогов и определение путей реализации поставленных государством задач.

Дальнейшая работа исследователей в этом направлении может быть предметом изучения, раскрываемым в следующих статьях.

Список источников:

1. Базовая ИКТ компетенция как основа Интернет-образования учителя: Тезисы доклада А.А. Елизарова на конференции RELARN-2004 июнь 2004 г. – Ассоциация RELARN. – Режим доступа: http://www.relarn.ru/conf/conf2004/section3/3_11.html

2. Гендина Н. И. Информационная грамотность и информационная культура личности: международный и российский подходы к решению проблемы // Открытое образование. 2007. № 5(64). С. 58-69.

3. Горбунова Л.Н., Семибратов А.М. Повышение квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий как развивающаяся система / Педагогическая информатика. – 2004. – № 3. – с. 3.

4. Лебедева М.Б., Шилова О.Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать? // Информатика и образование. – 2004. – N 3. – с.95-100

5. Панина Т.С., Дочкин С.А., Клецов Ю.В. Уровни информационно-коммуникационной компетентности педагогических работников // [Электронный ресурс] http://www.belpc.ru/krirpo/index.php]

6. Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (воспитатель, учитель)). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н

7. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). ИИО РАО. М., 2007, 18. п.л.

8. Роберт И.В., Поляков В.А. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования. – М.: «Образование и Информатика», 2004.

9. Хеннер Е. К. Структурирование и формализация требований к компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности субъектов системы непрерывного образования // Информатизация образования и науки. – 2009. №2. С. 71–85.

10. Хеннер Е. К., Шестаков А. П. Информационно-коммуникационная компетентность учителя: структура, требования и система измерения // Информатика и образование. 2004. №12. С. 5 – 9.

Татьяна Астафьева
Повышение ИКТ компетентности педагога. Создание эффективной презентации

Астафьева Татьяна Александровна

Старший воспитатель МКДОУ «Черемховский детский сад»

Повышение Икт компетентности педагога . Создание эффективной презентации .

За последние годы произошло коренное изменение роли и места информационных технологий в жизни общества. Человек, умело владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к организации деятельности.

На современном этапе развития информационных технологий, возрастают потребности в специалистах более высокого уровня профессионального мастерства. Для современного педагога должно быть обычным делом : поиск необходимой информации, работа с электронной почтой, используя информационные сети. Информационная культура становиться частью общей педагогической культуры . Профессионализм педагога включает в себя различные компетентности , в том числе и компьютерную .

То, что мы несколько лет назад говорили о своем владении ИКТ-компетентностями , сегодня уже не актуально. Например, 5 лет назад достаточно было освоить текстовый редактор, программу для создания презентаций , фото-видео проигрыватель и электронную почту. Сегодня же достаточным уровнем владения ИКТ компетентностями будет обладать педагог , который является продвинутым пользователям персонального компьютера , владеет необходимыми офисными программами (Ворд, Ексель, Повер Пойн, Публицистик, достаточно грамотно и эффективно использует в своей работе ресурсы сети интернет, умеет пользоваться интерактивным оборудованием, создавать для него простейшие флипчарты, внедряет в работу системы видеоконференцсвязей, умеет подготовить и презентовать эффективную современную презентацию .

Но надо понимать, что компьютерная презентация может не только показать вашу блистательную компьютерную грамотность , педагогический опыт , но и «коварно» продемонстрировать методическую беспомощность, отсутствие художественного вкуса и дизайнерских навыков. Именно во избежание этих неловкостей особенно в профессионально деятельности необходимо знать азы дизайна презентаций . Многие дизайнеры утверждают, что законов и правил в дизайне нет. Однако можно привести определенные рекомендации, которые следует соблюдать.

Дизайн : общие требования

Оформление, стандартное или разработанное самостоятельно, не должно мешать восприятию материала, поэтому выбранные элементы дизайна должны занимать минимальную площадь слайда и не касаться деловой графики и текста.

Используем в дизайне максимум 4 цвета. В том числе :

Один цвет для фона,

Второй цвет для основного шрифта,

Третий - для заголовков и выделения текста,

Четвертый – «актуальный» .

Помните, что цвет по-разному влияет и на первичное восприятие, предлагаемого Вами материала, и на его запоминание, и на здоровье человека. (Например : зеленый и белый цвет – спокойные, не раздражающие, способствующие интеллектуальной деятельности. Красный цвет - привлекает внимание, но оказывает возбуждающее психологическое воздействие.)

Достигайте «цветового равновесия» . Пестрые и разноплановые картинки не будут выбиваться из общего стиля, если вы оформите их в одинаковые, по цвету, рамочки или создадите коллажи .

Правильно выбираем фон слайда и контрастность текста. Соотношение цвет фона - цвет текста не должно утомлять и раздражать. Более яркие цвета сильнее привлекают внимание человека. В то же время яркость предмета во многом носит относительный характер, в частности, зависит от фона воспринимаемого предмета, от соотношения цвета предмета и его фона.

Воздействия цветов на человека.

Интерес : синий, желтый, зеленый.

Радость : красный, желтый.

Утомление : коричневый.

Текст на фоне слайда должен комфортно читаться! Это закон. Но если нам позарез нужен фон, а различить текст на таком фоне невозможно, поступаем так : размещаем на фоне одноцветные фрагменты, возможно в виде фигур, поддерживающих тему сайта, и записываем текст на них.

Главное все-таки, чтобы слайд не напоминал взбесившегося попугая и как крайность, не вызывал ассоциации с пожухлой осенней травой. Только чувство меры. И – собственное понимание гармонии. Может быть, красное на зеленом – это контрастно. Но вот красиво ли? Пусть лучше будут спокойные тона. А что-то очень яркое – дозировано, для акцента. Слайд 6

В одной презентации необходимо соблюдать единый стиль оформления. И единый фон для всей презентации , исключение могут составлять случаи, когда необходимо выделить объект фоном. Стиль оформления должен подходить к теме презентации , или хотя бы не конфликтовать с ней.

Соблюдайте эстетику в оформлении и проявляйте креативность, используя шаблоны, не входящие в основной пакет программ. Такие шаблоны можно создавать самим или скачивать из всемирной паутины готовые. Вот некоторые сайты, на которых можно это сделать.

Требования к структуре

Титульный лист должен быть обязательно! Он должен содержать :

Название работы. Возможен пояснительный текст - подзаголовок

Фон может (и должен) отличаться от фона слайдов внутри презентации . Это обложка. Но в едином стиле.

Текст : основной

Помимо правильного расположения текстовых блоков, следует учитывать общие правила оформления текста. На слайдах должны быть тезисы - они сопровождают подробное изложение мыслей докладчика, но не наоборот;

размер шрифта : 18–36 пунктов. Размер шрифта подбираем исходя из того, что текст должен хорошо читаться с последнего стола аудитории. Чем меньше возраст слушателей, тем крупнее текст.

Цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться, но не резать глаза;

тип шрифта : для основного текста рубленный шрифт без засечек. Например,Verdana - самый безопасный для зрения при чтении текста с экрана. Шрифты бывают с засечками (завитушками на кончиках букв) и без засечек. Первые шрифты называют серифными (Time New Roman, Courier New, Georgia и т. д., вторые - рублеными (Ariel, Tahoma, Franklin и т. д.) .

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТОЛЬКО ПРОПИСНЫХ БУКВ ЗАТРУДНЯЕТ ВОСПРИЯТИЕ. Не используем.

Начертание курсив, полужирное, изменение цвета, размера используем только для выделения фрагмента текста. Стремление выделить весь текст, сделать его броским возникает по двум причинам :

фактура фона, цвета текста и фона таковы, что нормальный текст читать невозможно.

На деле получается наоборот - жирный или курсивный текст быстро утомляет глаза.

Главное правило выделения : если выделено всё, то не выделено ничего.

Подчеркивание желательно НЕ использовать, т. к. оно в электронном документе указывает на гиперссылку.

В одной презентации используем только один тип шрифта!

С точки зрения эффективного восприятия текстовой информации один слайд, в среднем, должен содержать 7 - 13 строк. На слайде следует располагать список не более чем из 5-6 пунктов, в каждом из которых – не более 5-6 слов.

Важно! Текстовое содержание презентации не должно повторять речь докладчика слово в слово, должно быть разделение смыслового наполнения между словами и содержимым каждого слайда.

Текст : абзацы

Абзацы отделяем друг от друга интервалами. Выравнивание по левому краю или по ширине. Красные строки используйте лишь тогда, когда текст выровнен по ширине. Если при таком типе форматирования не появляются «пустоты» между словами.

Центрирование для основного текста не используем.

Обычный текст пишется без использования маркеров списка.

Элементы списка отделяются точкой с запятой. В конце обязательно ставится точка.

После двоеточия все элементы списка пишутся с маленькой буквы!

Если список начинается сразу, то первый элемент записывается с большой буквы, далее – маленькими.

Нумерованный список применяем, если нужна нумерация по смыслу текста, иначе - маркированный

Текст заголовки :

размер шрифта : 24–54 пункта (заголовок,

Все заголовки выполняем в едином стиле (цвет, шрифт, размер, начертание, в одной позиции на всех слайда

Исключение : заголовки на титульном и завершающем слайде. НО используя экзотические декоративные шрифты, помним, что у конечного пользователя, для которого готовим наш ресурс, этого шрифта в компьютере может не быть . И слайд будет выглядеть совершенно иначе, чем у нас на мониторе.

В конце заголовка точка НИКОГДА не ставится.

Заголовок стараемся делать лаконичным, стараемся разместить в одну строку, максимум в две.

Еще осторожнее применяем появление заголовка по щелчку. Заголовок – это первое, что появляется на слайде. Нужно обозначить – что же будет на этом слайде, зритель должен знать это ДО того, как начнется действие. И – заголовок появляется ВМЕСТЕ со слайдом. Он важнее, чем фоновый рисунок.

Графика. Фотографии и рисунки обеспечивают образное представление содержания выступлений.

На слайде ИЛИ схема, ИЛИ рисунок ИЛИ таблица, ИЛИ график. Никогда вместе не использовать!

Разумное дозирование количества фотографий и рисунков в презентации и на одном слайде (как правило, это 3-5 изображений для иллюстрации одной идеи) .

Перед размещением объектов : рисунок, схема, график… спрашиваем себя : «ЗАЧЕМ?» . Если для иллюстрации, пояснения, демонстрации, для акцента, для эмоций, то объект стоит разместить. А если просто картинка красивая или просто – чтобы было – НЕТ.

Рисунки на ОДНОМ слайде – ОДНОГО типа. Тип рисунка в этом контексте – техника исполнения. Не стоит одновременно на слайде размещать фотографию и карандашный рисунок. Или все – рисунки, или все – фотографии. Не получается подобрать однотипные? Значит, просто разместим на разных слайдах.

Изображения не должны выглядеть как «заплатки» . Убираем фон или подбираем рисунки с прозрачным фоном. Для фотографий делаем рамки или в графическом редакторе создаем эффект виньетки .

Изображения используем четкие с хорошим качеством, достаточного размера.

Никогда не сжимаем рисунки в ущерб качеству. Не уменьшаем отдельно ширину или высоту. Если изменяем размер изображения, то не нарушаем пропорции.

Стараемся не размещать надпись поверх рисунка.

Анимация появления рисунка не должна нарушать его восприятия.

Чем МЛАДШЕ аудитория, тем МЕНЬШЕ объектов на слайде.

Таблицы, схемы, диаграммы… Диаграммы и таблицы используются в презентациях для представления цифровых и статистических данных. Они выполняют задачу повышения наглядности , образности лекции, выступления или доклада

Подписи в таблицах, диаграммах, схемах должны быть хорошо видны.

Размер таблицы не более чем 6х6.

У таблиц должно быть название;

У диаграммы должно быть название или таким названием может служить заголовок слайда;

Диаграмма должна занимать все место на слайде;

На схемах текст лучше форматировать по центру.

Анимация

Используя любую анимацию, задаем себе вопрос – ЗАЧЕМ? Применяем анимацию только в том случае,

когда это действительно необходимо :

привлечет внимание к нужному объекту на слайде;

продемонстрирует динамику какого-либо процесса;

поможет увидеть порядок выполнения какой-либо последовательности действий, явлений.

Лишняя анимация только отвлекает.

Слайд спасибо за внимание

Есть много вещей в мире, делать которые считается неправильным, но многие все равно это делают : переходят дорогу на красный свет, курят, не моют руки перед едой, застегивают все пуговицы на пиджаке. Так вот есть еще одна неправильная вещь - это слайд «Спасибо за внимание» . Во время выступлений этот слайд служит фоном для завершающих слов оратора и ответов на вопросы. Общеизвестно, что лучше всего запоминается последнее. Так вот : со слайдом «Спасибо за внимание» вас в лучшем случае запомнят как вежливого выступающего. Самый правильный подход в конце тезисно написать суть вашего выступления. Либо как вариант – переход к титульному слайду, с темой выступления и вашими ФИО. Откажитесь от слайдов «Спасибо за внимание» , «Вопросы?» , поместите самое важное, а аудиторию обязательно поблагодарите на словах и попросите задавать вопросы.

Подытожить вышесказанное я хочу 5 СОВЕТОВ ДЛЯ СОЗДАНИЯ УСПЕШНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ

1. Центр внимания на докладчика. Самое главное, что вы должны понимать - на презентацию люди пришли выслушать вас, а не прочитать вместе с вами надписи на ваших слайдах. Не подсовывайте им презентацию . А вот если вам нечего показать, или показать что-то в живую очень сложно, соберите презентацию . Презентация – это вы и ваш рассказ, то, что показывается на стене - это дополнительные материалы.

2. Принцип "10/20/30". Впервые описан легендарным венчурным капиталистом силиконовой долины, Гаем Каваски. Суть принципа :

10 слайдов в презентации ;

20 минут времени на презентацию ;

30-м шрифтом набран текст на слайдах;

К этому принципу хочется добавить только еще один секрет, позаимствованный у Стива Джобса (Apple). Невропатологи пришли к выводу, что мозг легко устает, но Стив Джобс не даст вам потерять интерес. В течение презентации он обычно каждые 10 минут показывает возможности нового продукта или новой интересной особенности продукта, дает слово приглашенным гостям. Поэтому по середине своей 20-минутной презентации отвлеките чем-то людей, сбросьте нагрузку, задайте вопросы по услышанному, получите обратную связь.

3. Итоговый слайд. Возможно вы заметили, что на всех концертах, наиболее популярные исполнители выступают в конце, это связано с тем, что люди лучше запоминают то, что увидели последним. Шоу бизнес в полной мере использует эту особенность. Поэтому всегда делайте итоговый слайд, в котором вы фиксируете внимание людей на главном "сообщении", которое вы хотите донести до них своей презентацией . Если в вашей презентации несколько тем , делайте итоговый слайд после каждой из тем, а в конце презентации сделайте суммарный итоговый слайд - это на 100% позволит вам обеспечить восприятие аудиторией главных моментов вашей презентации .

4. Правило - "Схема, рисунок, график, таблица, текст". Именно в такой последовательности. Как только вы сформулировали то, что хотите донести до слушателей в каком-то конкретном слайде, сначала подумайте а как это представить в виде схемы? Не получается как схему, подумайте как показать это рисунком, графиком, таблицей. Используйте текст в презентациях только если все предыдущие способы отображения информации вам не подошли.

5. Правило "5 объектов на слайде". Не нужно создавать кашу на слайде . Это правило основано на закономерности обнаруженной американским ученым-психологом Джорджем Миллером. В результате опытов он обнаружил, что кратковременная память человека способна запоминать в среднем девять двоичных чисел, восемь десятичных чисел, семь букв алфавита и пять односложных слов - то есть человек способен одновременно помнить 7 ± 2 элементов. Поэтому при размещении информации на слайде старайтесь чтобы в сумме слайд содержал всего 5 элементов. Если это схема, то попробуйте упростить её до 5 элементов. Не получилось - группируйте элементы так, чтобы визуально в схеме выделялось 5 блоков.

Презентация – это инструмент предъявления визуального ряда, назначение которого – создание цепочки образов . То есть каждый слайд должен иметь простую, понятную структуру и содержать текстовые или графические элементы, несущие в себе зрительный образ как основную идею слайда. Цепочка образов должна полностью соответствовать ее логике. Такой подход способствует хорошему восприятию материала и воспроизведению в памяти представленного содержания посредством ассоциаций.

Хорошая презентация должна нести эмоциональный заряд, чтобы потом, спустя какое-то время, побудить

слушателя изучить записи с содержанием презентации в компактной форме . В общем, презентация – для

правого полушария мозга, записи – для левого. Преимущество раздаток в их компактной форме и достаточно

большом информационном наполнении. Зачастую содержимое презентации забывается быстро , но остается

буклет с информацией.

Данный материал предназначен для старших воспитателей, заместителей заведующих с целью повышение профессиональной компетентности педагогов в использовании информационно – коммуникативных технологий в образовательном процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 436

ПРОГРАММА

ПОВЫШЕНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ

Разработала:

старший воспитатель

Кандидатова Е.А.

Нижний Новгород

2014 год

1. Пояснительная записка 3

2. Цель и задачи 5

3. Ожидаемые результаты 6

4. Перспективный план работы с педагогами 7

6. Формы и методы контроля 10

7. Список используемой литературы 11

8. Приложение 12

Пояснительная записка

Актуальность образовательной программы обусловлена необходимостью информатизации образовательного пространства современного детского сада и активному внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс.

Информатизация образования является одним из приоритетных направлений развития социальной сферы и органически связана с процессом модернизации образования, в том числе и дошкольного. Внедрение информационно – компьютерных технологий повышает требования к уровню профессионализма педагогов, так как информационная культура является частью общепедагогической культуры. Информационная компетентность педагога дошкольного учреждения – повышает требования к уровню профессионализма педагога.

Теоретической основой программы являются современные концепции компьютерного обучения А.И.Яковлева, Л.В.Кочегарова, Е.В.Иванова, Л.Л. Босова, Н. Д. Угринович, О.Б. Воронковой , Б. Скиннера, Н. Краудера, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной др.

Базовые идеи и основные понятия, использованные в программе.

Наряду с находящимися на поверхности возможностями, которыми обладают ИКТ (процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления), у данных технологий есть ряд скрытых развивающих возможностей:

Трансформирование (преобразование) педагогической деятельности (пе-ресмотр традиционных установок обучения, поиск и выбор педагогических технологий, адекватных ИКТ, переход к личностно-ориентированному обучению, культивирование педагогической рефлексии);

Формирование сетевых педагогических сообществ на основе новых сер-висов Интернет (обмен педагогическим опытом, сетевое взаимодействие на основе обмена знаниями, консультирование, создание коллективных гипертекстовых продуктов);

Формирование нового типа мышления (самоорганизующий, общественный, экологический тип мышления).

Идеология программы может быть сформулирована так: формирование и развитие ИКТ-компетентности педагога как компонента его общей педагогической культуры и показателя его профессионального мастерства.

Цель и задачи программы

Цель программы: повышение профессиональной компетентности педагогов в использовании информационно – коммуникативных технологий в образовательном процессе.

Задачами программы:

1. Выявление базового уровня ИКТ-компетентности педагогов.

2. Разработка системы методической поддержки педагогам в области повышения их информационной компетентности.

3. Определение эффективности разработанной системы методических мероприятий.

Ожидаемые результаты

В процессе реализации данной программы планируется получить следующие ожидаемые результаты:

Наличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ;

Овладение методическими основами подготовки наглядных и дидак-тических материалов средствами Microsoft Office;

Использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности;

Формирование положительной мотивации к использованию ИКТ.

Овладение методическими приемами использования ИКТ в образо-вательном процессе;

Овладение приемами организации дистанционного повышения ква-лификации и послекурсовой поддержки педагога;

Овладение педагогами приемами разработки стратегических планов творческого обновления и реорганизации образовательного процесса с ис-пользованием ИКТ;

Овладение приемами организации сетевого взаимодействия;

Участие в формировании сетевых педагогических сообществ и создание собственных сайтов.

Перспективный план работы с педагогами

По повышению ИКТ-компетентности

№ п/п

Тема

Цель

Месяц

Анкетирование педагогов по научной разработке Кочегаровой Л.В., Шаровым А.С. на выявление представлений о ПК и возможностях ИКТ

Сентябрь

Семинар на тему:

«Основы работы

на профессиональном компьютере»

Приобщить педагогов к компьютерной грамотности, дать первичные практические навыки работы на современном персональном компьютере.

«Работа в текстовом редакторе Microsoft Word»

Овладение приемами создания Word- документа.

Октябрь

Практическое занятие по теме:

«Работа в электронной таблице»

Овладение приемами создания электронных таблиц и вариантами её использования.

Сформировать представление педагогов о целесообразности использования ИКТ в различных видах образовательной деятельности.

Ноябрь

Семинар – практикум для педагогов на тему: «Мультимедийные презентации в образовательном процессе»

(2 занятие – практическая часть)

Овладение приемами создания педагогически эффективных презентаций в программе Microsoft Power Point

Консультация на тему:

«Что такое браузер»

Дать педагогам представление о понятие «поисковая система», и как осуществляется перемещение в глобальной компьютерной сети Интернет.

Декабрь

Практическое занятие: «Создание электронной почты в поисковой системе Yandex, Google».

Дать представление педагогам о значение электронной почты, актуальности её использования и этапах создания.

Практическое занятие:

«Создание профессионального

сайта педагога»

Дать представление педагогов о значение создания сайта педагога в сети интернет, как одной из форм трансляции опыта педагогов, этапы создания.

Январь

«Домашнее задание» подготовка и размещение материалов на личных сайтах педагогов

Семинар – практикум на тему:

(1занятие – теоретическая часть)

Познакомить педагогов с технологией создания клипа в программе Windows Movie Maker и возможности его использования в работе с детьми и родителями.

Февраль

Семинар – практикум на тему:

«Создание слайд-шоу, фильма в Windows Movie Maker»

(2занятие – практическая часть)

Создание клипа в программе Windows Movie Maker.

Консультация на тему:

«Использование компьютерных программ в образовательном процессе с дошкольниками»

Сформировать представление педагогов о компьютерных программах, видах компьютерных программ и их использование в образовательном процессе с детьми

Март

Мастер – класс для воспитателей по использованию ИКТ во время НООД с детьми

Развивать умение педагогов использовать ИКТ в образовательной работе с детьми: НООД, индивидуальная работа, совместная деятельность и т.д.

Апрель

Итоговое анкетирование педагогов по научной разработке Кочегаровой Л.В., Шаровым А.С. на выявление представлений о ПК и возможностях ИКТ

Определить степень использования ИКТ

Семинар на тему: «Обобщения опыта работы за год и планирование работы на следующий учебный год»

Систематизация знаний и умений педагогов и разработка плана работы на будущий год.

Май

На занятиях по обучению педагогов компьютерной грамотности используются следующие приемы:

  • анкетирование педагогов
  • занятия по обучению программам Word, Excel, Power Point, Movie Maker с использованием мультимедийных презентаций – «Текстовый редактор Microsoft WORD», «Таблицы в текстовом редакторе», «Создание презентаций в MS PowerPoint», «Табличный процессор Microsoft Excel», «Поиск информации в сети Интернет», «Электронная почта. Создание и отправка сообщений», «Windows Movie Maker».
  • практическая работа в сети Интернет
  • индивидуальные и групповые консультации по вопросам;

Формы и методы контроля

Сроки

Какие знания, умения, навыки контролируются

Форма контроля

Методы контроля

сентябрь

Умение работать на компьютере: работать с манипулятором мышь, выбирать и загружать нужную программу, создавать и открывать папки

Тематический

персональный

Наблюдение

Анализ

Практическое задание

ноябрь

Умение работать с программами Microsoft Office, владеют программой PowerPoint для создания мультимедийных презентаций

Тематический

персональный

Наблюдение

Анализ

Практическое задание

январь

Владение навыками поиска информации в Интернете, умение создать электронную почту, создавать и отправлять письма

Тематический

персональный

Наблюдение

Анализ

Практическое задание

май

Умение разрабатывать занятия с использованием информационных технологий, и способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями

Тематический

персональный

Анализ занятий

Список используемой литературы

  1. Горностаева А.М., Серова Н.П.. Информатика. 5-11 классы: развернутое тематическое планирование / Волгоград: Учитель, 2008. – 189 с.;
  2. Горячев В.В., Волкова Т.О., Горина К.И. Учебник « Информатика в играх и задачах» в 4-м классе, 1 и 2 части. – М: «Баланс», 2008;
  3. Горячев В.В., Волкова Т.О., Горина К.И. Информатика в играх и задачах. 4 класс. Методические рекомендации для учителя. – М: «Баланс», 2002, 144 с.
  4. Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 4 класса. – М: Баланс, 2008. – 80 с., ил (Образовательная система «Школа 2100»).
  5. Журнал «Информатика в школе»
  6. Л.Л. Босова. Информатика: учебник для 6 класса – 4 изд., испр. – М.: - БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 208 с.
  7. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 464 с.;
  8. Л.З. Шауцукова. Информатика. Изд. Просвещение. 2004 г.
  9. Н. Д. Угринович «Информатика и информационные технологии: учебное пособие для 10-11 классов»
  10. Н. Д. Угринович «Информатика и информационные технологии» 10-11кл., Москва, БИНОМ Лаборатория знаний 2003г.- стр. 431-439
  11. Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ», М.: Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.
  12. О.Б. Воронкова «Информационные технологии в образовании: интерактивные методы». Ростов-на-Дону: Феникс. 2010 г.
  13. Симонович С.В., Евсеев Г.А. Занимательный компьютер. Книга для детей, учителей и родителей. Москва: АСТ-ПРЕСС: Информком-Пресс, 2002

Приложение 1

Анкетирование педагогов

1. Основные правила работы с персональным компьютером (подключение к сети электропитания, последовательное включение/выключение компьютера и внешних устройств)

Сяду за компьютер - вспомню

Представляю в общих чертах

Ничего не могу сказать

2. . Приёмы работы с внешними накопителями (дисковод, CD-ROM, DVD, Flash карта, и др.)

Конечно, знаю и могу научить (показать)

Сяду за компьютер - вспомню

Представляю в общих чертах

Ничего не могу сказать

3. Приёмы работы с приложениями (Создать, Открыть, Сохранить, Сохранить как)

Конечно, знаю и могу научить (показать)

Сяду за компьютер - вспомню

Представляю в общих чертах

Ничего не могу сказать

4. Понятие буфера обмена на уровне файлов (операции - Копировать, Вырезать и Вставить)

Конечно, знаю и могу научить (показать)

Сяду за компьютер - вспомню

Представляю в общих чертах

Ничего не могу сказать

5. Создание и редактирование текстовых документов (работа в программе типа Microsoft Office Word)

Конечно, знаю и могу научить (показать)

Сяду за компьютер - вспомню

Представляю в общих чертах

Ничего не могу сказать

6. Вывод на печать текстовых документов

Конечно, знаю и могу научить (показать)

Сяду за компьютер - вспомню

Представляю в общих чертах

Ничего не могу сказать

7. Создание и редактирование презентаций (работа в программе типа Microsoft Office PowerPoint)

Конечно, знаю и могу научить (показать)

Сяду за компьютер - вспомню

Представляю в общих чертах

Ничего не могу сказать

8. Представление о целях и задачах создания мультимедийной презентации

Конечно, знаю и могу научить (показать)

Сяду за компьютер - вспомню

Представляю в общих чертах

Ничего не могу сказать

9. Интерфейс, основные меню и панели инструментов Microsoft Office PowerPoint

Конечно, знаю и могу научить (показать)

Сяду за компьютер - вспомню

Представляю в общих чертах

Ничего не могу сказать

10. Создание электронных таблиц (работа в программе типа Microsoft Office Excel)

Конечно, знаю и могу научить (показать)

Сяду за компьютер - вспомню

Представляю в общих чертах

Ничего не могу сказать

11. Основные представления о сети Интернет

Конечно, знаю и могу научить (показать)

Сяду за компьютер - вспомню

Представляю в общих чертах

Ничего не могу сказать

Конечно, знаю и могу научить (показать)

Сяду за компьютер - вспомню

Представляю в общих чертах

Ничего не могу сказать

13. Понятие почтового ящика и почтового адреса. Отсылка писем. Приём корреспонденции. Прикрепление и получение файлов

Конечно, знаю и могу научить (показать)

Сяду за компьютер - вспомню

Представляю в общих чертах

Ничего не могу сказать

14. Основы поиска информации в Интернет

Конечно, знаю и могу научить (показать)

Сяду за компьютер - вспомню

Представляю в общих чертах

Ничего не могу сказать

15. Понятие портал, сайт, визитка

Конечно, знаю и могу научить (показать)

Сяду за компьютер - вспомню

Представляю в общих чертах

Ничего не могу сказать

Результаты:

Конечно, знаю и могу научить (показать) – 3 балла

Сяду за компьютер - вспомню – 2 балла

Представляю в общих чертах – 1 балл

Ничего не могу сказать – 0 баллов

0-14 баллов – низкий уровень ИКТ-компетентности педагогов (не владеют умениями работать на компьютере);

15-29 баллов – средний уровень ИКТ-компетентности педагогов (базовый уровень работы на компьютере);

30-45 баллов – высокий уровень ИКТ-компетентности педагогов (высокий уровень работы на компьютере).