Московская сретенская духовная семинария. Смирение - как научиться принимать

Что такое смирение? Однозначно ответить на этот вопрос удается не каждому. Несмотря на это, многие считают именно смирение основной добродетелью истинного христианина. Именно это качество Господь прежде всего ценит в человеке.

У некоторых может сложиться впечатление, что смирение человека приводит к нищете, угнетенности, подавленности, бедности, болезням. Они смиренно терпят свое нынешнее положение и надеются на лучшую жизнь в Царстве Бога. На самом же деле все это далеко не является смирением. Господь посылает нам трудности вовсе не для того, чтобы мы с ними мирились, а для того, чтобы мы их преодолевали. Принижение собственного достоинства, глупая покорность, угнетенность и подавленность - это скорее признаки лжесмирения.

И все же, что такое смирение?

Библейское смирение. Пример смирения

Библейская энциклопедия гласит, что смирение является гордости. Эта добродетель считается одной из основных в христианстве. Смирение человека состоит в том, что он во всем полагается на милость Господа и четко понимает, что без Него он не сможет ничего достигнуть. Смиренный человек никогда не ставит себя выше других, с радостью и благодарностью принимает только то, чем одаривает его Господь, не требует большего, чем ему полагается. предписывают эту добродетель всем истинным последователям Христа. Иисус проявил высшую степень смирения, полностью подчинившись. Ради всего человечества, Он терпел жуткие страдания, унижения и стяжания. Его распяли, но после воскрешения у Него даже не осталось и малейшей обиды на тех, кто это сделал, так как Он осознавал, что все это промысел Бога. Другими словами, христианское смирение человека проявляется в его полной зависимости от Господа и в реалистичном взгляде на свою сущность. В результате этого приходит истинное понимание того, что не следует высоко о себе мыслить.

Какова сущность смирения?

Что такое смирение? Этот вопрос постоянно задают духовным лидерам. Они же, в свою очередь, дают различные понимания этого определения, но сущность у всех одинакова. Некоторые утверждают, что смирение заключается в том, что человек сразу же забывает о сотворенных им добрых делах. Другими словами, он не приписывает себе результат. Другие же говорят, что смиренный человек считает себя последним грешником. Некоторые говорят, что смирение - это мысленное признание своего бессилия. Но это далеко не полные определения понятия «смирение». Более точно можно сказать, что это благодатное состояние души, настоящий подарок Господа. В некоторых источниках говорится о смирении, как о Божественном одеянии, в которое облеклась человеческая душа. Смирение - это таинственная сила благодати. Есть еще одно определение смирения, которое гласит, что это радостное, но в то же время печальное самоуничижение души перед Господом, другими людьми. Выражается оно внутренней молитвой и созерцанием своих грехов, всецелой покорностью Господу и усердным служением другим людям.

Смирение в жизни наделяет человека радостью, счастьем и вселяет уверенность в Божественную поддержку.

В чем проявляется зависимость от Господа?

Две составляющие в жизни человека дают понимание понятия «смирение». Значение первое - это зависимость от Бога. В чем же она проявляется? В Писаниях приводится пример, когда Господь называет богатого человека «безумцем». Легенда гласит, что однажды был богатый человек, у которого были большие запаса зерна и прочего добра. Он стремился еще расширить свои возможности для большего накопительства, чтобы впоследствии только и наслаждаться своими богатствами. Но Господь назвал его «безумцем», так как он заковал свою душу в рабство своего богатства. Господь сказал ему, что же делать он будет с этим накопленным, если сегодня же он утратит свою душу? Плохая участь ждет тех, кто копит блага ради своего наслаждения, а не для Господа. Современное положение богатых людей таково, что они хотят безраздельно наслаждаться своими богатствами, считая, что всего они добились сами, и что Господь здесь не причем. Это настоящие безумцы. Никакое богатство не сможет уберечь человека от трудностей, страданий и болезней. таких людей напрочь опустел, и они совершенно забыли о Боге.

Библейская история

Есть еще одна история, которая учит смирению. Однажды Господь предложил богатому благочестивому юноше раздать все его богатство нищим и отправится вместе с Ним, дабы иметь настоящие сокровища в Царстве Небесном. Но юноша не смог так поступить из-за своей привязанности к имуществу. И тогда Христос сказал, что очень сложно богатому человеку войти в Царство Божье. Его ученики изумились такому ответу. Ведь они искренне считали, что богатство человека - это, наоборот, Божье благословение. Но Иисус сказал противоположное. Дело в том, что материальное процветание действительно знак одобрения Господа. Но человек не должен впадать в зависимость от своего богатства. Это качество - полная противоположность смирению.

Правдивость к самому себе

Сила смирения увеличивается, если человек адекватно оценивает себя и ставит себя в правильное положение. В одном из стихов Священного Писания Господь призывает людей не думать о себе высоко. О себе самом необходимо думать скромно, полагаясь на веру, которой наделил всех людей Господь. По отношению к другим не следует высокомудрствовать и о себе не стоит мечтать.

Чаще всего человек смотрит на себя через призму своих достижений, что автоматически вызывает проявление гордыни. Материальные мерки, такие как количество денег, образование, положение являются не теми средствами, которыми должен оценивать себя человек. Все это далеко не говорит о духовном положении. Следует знать, что именно гордыня лишает человека всех божественных благодатей.

Апостол Петр сравнивает смирение и скромное отношение к себе с красивой одеждой. Говорит он также о том, что Господь не признает гордецов, но смиренных одаривает Своей благодатью. В Писаниях упоминается слово «смиренномудрие», которое подчеркивает скромность мышления. Те же, кто превозносят себя и думают, что что-то представляют из себя, не связывая это с Господом, находятся в сильнейшем заблуждении.

Принимать все как есть

Смирение является прародителем ответственности. Сердце смиренного человека принимает любую ситуацию и со всей ответственностью старается ее решить. Человек, обладающий смирением, всегда осознает свою Божественную природу и помнит, откуда и зачем он пришел на эту планету. Смирение души означает полное принятие Господа в своем сердце и осознание своей миссии, которая заключается в непрерывной работе над своими качествами. Смирение помогает человеку искренне служить Господу и всем живым существам. Смиренный человек искренне верит в то, что все, что происходи в этом мире - происходит по Божественной воле. Это понимание помогает человеку всегда сохранять мир и спокойствие в душе.

В отношении с другими людьми смиренный человек никогда не оценивает, не сравнивает, не отрицает и не игнорирует природу другого человека. Он принимает людей такими, какими они есть. Полное принятие - это осознанное и внимательное отношение к другому. Принимать все как есть необходимо не умом, а душой. Ум постоянно оценивает и анализирует, а душа - это глаз самого Господа.

Смирение и терпение - понятия очень близкие между собой, но все же имеют различную трактовку.

Что такое терпение?

На протяжении всей жизни человеку приходится испытывать не только радостные переживания. В его жизнь приходят также и трудности, с которыми необходимо сначала смириться. Не всегда эти трудности можно преодолеть в короткие сроки. Для этого и необходимо терпение. Смирение и терпение - истинные добродетели, которыми наделяет человека сам Господь. Иногда говорится о том, что терпение необходимо для того, чтобы сдерживать негатив. Но это неправильно. Терпеливый человек ничего не сдерживает, он просто принимает все спокойно и даже в самых сложных ситуациях сохраняет ясность ума.

Истинное терпение проявлял сам Иисус Христос. Также Христос Спаситель - настоящий пример истинного смирения. Ради высшей цели, Он терпел преследования и даже распятие. Гневался ли он когда-нибудь, желал ли зла кому-нибудь? Нет. Так и человек, следующий заповедям Господним, должен безропотно терпеть все трудности на своем жизненном пути.

Как терпение связано со смирением?

Что такое смирение и терпение было описано выше. Связаны ли между собой эти два понятия? Между терпением и смирением существует неразрывная связь. Суть их одна. Человек пребывает в мире и внутри ощущает также мир и спокойствие. Это не внешнее проявление, а внутреннее. Бывает такое, что внешне человек кажется спокойным и удовлетворенным, но внутри него бушует негодование, недовольство и гнев. В этом случае, ни о каком смирении и терпении речь не идет. Скорее это лицемерие. Смиренному и терпеливому человеку ничего не может препятствовать. Даже самые большие трудности такой человек преодолевает легко. Как два птичьих крыла связаны между собой смирение и терпение. Без смиренного состояния невозможно терпеть трудности.

Внутренние и внешние признаки смирения

Лучше всего понятие «смирение» раскрывается в трудах преподобного Исаака Сирина. Не так просто разграничить внешние и внутренние аспекты смирения. Так как одни вытекают из других. Все начинается с внутренней жизни, мира внутри. Внешние действия являются лишь отражением внутреннего состояния. Конечно, сегодня можно увидеть много лицемерия. Когда внешне человек кажется спокойным, но внутри у него бушую страсти. Не о смирении здесь речь идет.

Внутренние признаки смирения

  1. Кроткость.
  2. Собранность.
  3. Милосердие.
  4. Целомудрие.
  5. Послушание.
  6. Терпение.
  7. Бесстрашие.
  8. Стыдливость.
  9. Благоговение.
  10. Внутренний покой.

Последний пункт считается основным признаком смирения. Внутренний покой выражается в том, что у человека полностью отсутствует страх перед житейскими трудностями, но присутствует уверенность в Божьей благодати, которая будет всегда защищать его. Смиренный человек не знает, торопливость, смущение и спутанные мысли. Внутри него всегда покой. И даже если небо упадет на землю, смиренный человек даже не испугается.

Важным признаком внутреннего смирения можно назвать голос совести человека, который говорит ему, что Господь и другие люди не виноваты в неудачах и трудностях, встречаемых на жизненном пути. Когда человек в первую очередь предъявляет претензии к себе - это и есть настоящее смирение. Обвинять в своих неудачах других или еще хуже Господа - это высшая степень невежества и жесткости сердца.

Внешние признаки смирения

  1. По-настоящему смиренный человек не испытывает интереса к различным мирским утешениям и развлечениям.
  2. Он стремится поскорее удалиться из шумного суетливого места.
  3. Смиренному человеку не интересно бывать в местах большого скопления людей, на собраниях, митингах, концертах и прочих массовых мероприятиях.
  4. Уединение и безмолвие - основные признаки смирения. Такой человек никогда не вступает в споры и конфликты, не бросает лишних слов и не вступает в бессмысленные беседы.
  5. Не имеет внешнего богатства и большого имущества.
  6. Настоящее смирение проявляется в том, что человек о нем никогда не говорит и не ставит напоказ свое положение. Свою мудрость он прячет от всего мира.
  7. Простая речь, возвышенное мышление.
  8. Не замечает недостатков других людей, но всегда видит достоинства каждого.
  9. Не склонен слушать то, что его душе не угодно.
  10. Безропотно переносит обиды и унижения.

Смиренный человек ни с кем себя не сравнивает, но всех считает лучше себя.

Тот, кто обладает смирением, подражает Самому Христу. Такой человек никогда не выходит из себя, никого не осуждает и не превозносится. Никогда не жаждет власти, избегает людской славы. Не ругается ни по какому поводу.

Не дерзит, когда разговаривает, и всегда выслушивает чужие советы. Избегает красивой одежды, внешний вид его прост и скромен.

Человек, безропотно выносящий все унижения и уничижения, получает большую пользу от этого. Поэтому не печалься, а, напротив, радуйся тому, что страдаешь. Тем самым ты обретаешь драгоценное смирение, которое спасает тебя.

“Смирился я, и спас Он меня” (Пс. 114:5). Следует всегда держать в памяти эти слова.

Не стоит огорчаться, когда тебя осуждают. Печаль по такому поводу означает, что ты имеешь тщеславие. Тот, кто желает спастись, должен полюбить людское презрение, ведь презрение несет смирение. А смирение освобождает человека от многих искушений.

Никогда не ревнуй, не завидуй, не стремись к славе, не ищи высоких должностей. Старайся всегда жить незаметно. Лучше пусть мир не знает тебя, ведь мир вводит в соблазн. Своими тщеславными речами и пустыми подстрекательствами он обманывает нас и наносит нам духовный вред.

Целью твоей должно быть обретение смирения. Быть ниже всех. Считать, что не делаешь ничего, достойного своего спасения. Надо молить Бога спасти тебя по своему благоутробию.

Смирение, послушание и пост рождают страх Божий, а страх Божий является началом истинной мудрости.

Все, что делаешь, делай со смирением, чтобы не пострадать от своих же благих дел. Не думай, что большое вознаграждение получает только тот, кто много трудится. Тот, кто обладает благим произволением и вместе с ним смирением, даже не имея возможности сделать многое и не будучи искусным в чем-либо, спасется.

Смирение достигается самопорицанием, то есть убежденностью в том, что по существу ты не совершаешь ничего хорошего. Горе тому, кто считает свои прегрешения незначительными. Он обязательно впадет в более тяжкий грех.

Человек, со смирением переносящий все направленное на него осуждение, приближается к совершенству. Им восхищаются даже Ангелы, ведь нет более труднодостижимой и более великой добродетелью, чем смирение.

Нищета, скорбь и презрение - это венцы для монаха. Когда монах безропотно терпит грубости, клевету и презрение, он с легкостью освобождается от дурных помыслов.

Достойно похвалы и осознание своей немощности перед Богом. Это есть знание самого себя. “Плачу и сокрушаюсь, - говорит святой Симеон Новый Богослов, - когда свет озаряет меня, и я вижу свою нищету и познаю, где нахожусь”. Когда человек познает свою духовную бедность и осознает, на каком в действительности уровне он находится, тогда в душе его просияет свет Христов, и он начнет плакать (рассказывая об этом, старец растрогался и сам заплакал).

Если другой человек назовет тебя эгоистом, пусть тебя это не печалит и не огорчает. Подумай лишь про себя: “Быть может, я таков и сам этого не понимаю”. Так или иначе, мы не должны зависеть от чужого мнения. Пусть каждый смотрит в свою совесть и руководствуется словами опытных и знающих друзей, а прежде всего, попросит прощения у своего духовника. И на основе всего этого строит свой духовный путь.

Ты пишешь, что тебе не удается бороться. Знаешь, почему так происходит? Потому что не обладаешь достаточным смирением. Ты полагаешь, что можешь достигнуть этого лишь своими силами. Но когда ты смиришься и скажешь: “Силою Христа, помощью Богородицы и молитвой старца я достигну желаемого”, будь уверен, что тебе все удастся.

Я, конечно, не имею такой молитвенной силы, но когда ты, смирившись, скажешь: “С молитвой старца я все смогу”, тогда, по твоему смирению, начнет действовать благодать Божья, и все получится.

Бог смотрит на “смиренных и сокрушенных” (Ис. 66:2). Но чтобы пришла кротость, спокойствие и смирение, необходим труд. Труд этот вознаграждается. Чтобы обрести смирение, как мне кажется, не нужны многочисленные поклоны и послушания, но прежде всего, помыслы твои должны спуститься вниз, к самой земле. Тогда у тебя не будет страха упасть, ведь ты уже внизу. А если ты и упадешь, находясь внизу, то не пострадаешь.

По моему мнению, хотя я, конечно, мало читаю и не делаю ничего выдающегося, смирение - это кратчайший путь к спасению человека. Авва Исаия говорит: “Научи язык свой просить прощения, и смирение придет к тебе”. Приучи себя говорить “Прости меня”, даже если поначалу это будет неосознанно, и постепенно ты привыкнешь не только произносить эти слова, но и чувствовать это в своем сердце.

Святые учат, что насколько велико будет твое благорасположение, когда ты просишь прощения - иными словами, смирение, - настолько же Бог и просветит другого, чтобы было достигнуто желанное перемирие между вами. Когда ты сокрушаешься и говоришь: “Я виноват, но не осознаю этого”, вскоре ты сможешь сказать: “Да, я действительно виновен”. И когда ты убеждаешь себя, что по-настоящему виноват, другой человек также поменяет свое к тебе отношение.

Настойчиво проси Бога наделить тебя даром самопорицания и смирения.

Молясь, проси Бога дать тебе умение видеть лишь свои прегрешения и не замечать грехи других. “Даруй мне видеть мои прегрешения и не осуждать брата моего”, - говорит святой Ефрем Сирин.

Смиренный человек считает себя низшим среди всех. И поэтому всех любит, всех прощает и, самое главное, никого не осуждает.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”

В данной статье вы узнаете, что такое смирение, важно узнать, что такое смирение, это облегчит вашу жизнь.

Что такое смирение. Один из аспектов смирения и самых главных аспектов, это принять себя таким какой ты есть, допустим слабым, глупым, некрасивым, неуверенным, бедным (что впрочем это всего лишь ваши мысли, о себе, либо слова и мысли о вас других людей, но не вы, вы не есть ни мысли или слова, вы не есть ваши представления о себе, о вы велики вы просто забыли об этом, пора вам вспомнить КТО ВЫ ЕСТЬ В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ) и позволить себе таким быть и полюбить себя таким какой вы есть, но как только вы примите себя таким какой вы есть и полюбите вы расцветёте и преобразитесь, ибо любовь ваша к себе сделает вас сильным уверенным, самодостаточным и неуязвимым человеком.

Принятие, уступание и смирение - это одно и то же.

Из-за того, что мы не принимаем себя, как следствие мы не принимаем и окружающий мир и происходящие в нём события и людей. В нас нет никого смирения.

Так что такое смирение - это принятие того, что есть в данный момент полностью и всем сердцем. Принимайте то, что есть, то есть не сопротивляйтесь, уступайте, а затем, если вас это не устраивает активно действуйте, чтобы это изменить.

Многие люди имеют не верное представление о том, что такое смирение. У них есть представление, что смирение - это сложить ручки и ничего не делать, судьба ничего не поделаешь. Это очень далеко от истины. Смирение - это принятие того что есть, но при этом и активное действие. Когда же вы сопротивляетесь тому, что есть в вашей жизни, в вас, в других людях, вы только укореняете это. Лучший способ это принять то, что есть и выбрать другое. Ибо, если вы не смиренны, вы сопротивляетесь вы лишь не принимаете часть себя, которая сотворила, то что вы не принимаете.

Нам не нравиться какие у нас родители и дети, друзья и коллеги, нам не нравятся пробки на дороге и мы нервничаем, нам не нравиться наше здоровье, нам не нравиться наша жизнь, очереди в магазине или в банках, нам не нравиться погода, а все потому что мы не принимаем себя и как следствие окружающий мир. Мир такой, какой он есть, а уже как мы его воспринимаем, это уже наше дело.

Все что происходит в мире, это просто все что происходит, как мы к этому относимся это уже другое дело.

Примеры неприятия это жалобы, возмущения, негодование, недовольство. Это просто наше реагирование на внешние раздражители, которые мы не принимаем.

ПРИМЕР ИЗ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ ИСПОЛЬЗУЕТ В ЖИЗНИ ПРИНЦИП СМИРЕНИЕ

Когда человек пришёл домой, ключей у него не было, а дома никого не оказалось, так вышло, что родные были в центре города, куда пешком идти было минут 20, естественно первой его реакцией раньше было бы негодование и раздражение, в этот раз он просто пошёл в центр взял ключи и пришёл. Ведь это так просто не тратить свою энергию на нервы, а просто действовать. Это очень эффективно. Если так ко всему относиться в жизни, если научиться принимать всё, что происходит в жизни, то вы сделали первый шаг на пути к мастерству, с чем вас можно поздравить

Будьте смиренны. Если вы научитесь всё принимать, ваша жизнь станет радостной, наполненной счастьем, любовью. Ибо приняв себя вы сможете полюбить себя. А когда себя полюбите, то всё в вашей жизни наладиться.

Прежде всего вам необходимо понять как работает эго, ибо эго и сопротивляется настоящему моменту. Именно эго не может быть смиренным просто потому, что в настоящем моменте эго не может существовать. Оно либо в прошлом, либо в будущем. Научитесь в себе отслеживать эго, для этого вам необходимо понять его механизмы.

ИТАК ЧТО ТАКОЕ СМИРЕНИЕ МЫ РАЗОБРАЛИСЬ, ТЕПЕРЬ КАК ВСЁ ЖЕ ЕГО РАЗВИТЬ:
  • Изучите механизмы эго и научитесь в себе его видеть;
  • Когда что-то происходит не так как вам хочется, примите это и активно действуйте, чтобы решить данный вопрос;
  • Иногда всё что нужно, чтобы проблема решилась, просто не придавать ей сильного значения и важности, то есть не тревожиться и беспокоиться по этому поводу, и проблема сама может исчезнуть;
  • Если уж сильно какое-то потрясение произошло в вашей жизни, подумайте о том, что вы живи и это главное, а если вы живи, то значит ещё не конец, это поможет вам привнести в свою жизни смирение, понимание, что вы ещё живи.
  • Развивайте в себе понимание, что мир и люди живут по своим законам и под фантазии, ожидания и представления вашего ума они не подстраиваются, именно понимание этого позволяет быть более смиренным

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня мы вспоминаем одного из наших братьев и отцов во Христе - святителя Филарета (Дроздова). Это был один из мудрейших людей своей эпохи. Он составил знаменитый Катехизис - краткое и понятное изложение православной веры - который и сейчас не теряет своей актуальности. Святитель провидел, как важно, чтобы русские люди получили доступ к тексту Священного Писания на своем родном языке и инициировал создание Синодального перевода Библии, которым мы пользуемся и сегодня. Именно ему император Александр I доверил хранить секретный документ о престолонаследии, а император Александр IIпоручил составить манифест об освобождении крестьян.

Известный русский философ-славянофил Иван Аксаков после смерти святителя писал о нем: «Филарета не стало! Упразднилась сила, великая, нравственная, общественная сила. Прервалось полустолетнее назидание всем русским людям. Нет другого равнозначительного, и даже менее значительного, но всенародного имени» .

Многому мы можем научиться у святителя Филарета Московского. Но сегодня хочется особенно поговорить о добродетели смирения. Ведь нам так часто не хватает смирения и кротости в наших словах и поступках. Если нас критикует начальник, или член семьи указывают на наши недостатки, или на улице, в метро нас толкнули, обругали - что мы делаем? Всегда ли молимся за обижающих нас, как заповедовал Спаситель (Мф. 5:44)? Не чаще ли хотим поскорее оправдаться, указать в ответ на чужие недостатки, сказать последнее слово? А если это не удалось, то не спим, перебирая в мыслях: «Эх, надо было так и так ответить». Накручиваем себя, чувствует внутри тяжесть и черноту, теряем покой и связь с Богом.

Нужно быть готовыми на каждое слово, которое слышим, сказать: прости

Это происходит в нас от недостатка такой важной добродетели как смирение. А ведь Господь прямо говорит в Евангелии: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11:29). Преподобный авва Дорофей наставляет в своих поучениях, что «прежде всего нужно нам смиренномудрие, - чтобы быть готовыми на каждое слово, которое слышим, сказать: прости; ибо смиренномудрием сокрушаются все стрелы врага и противника» .

Как же нам воспитывать в себе добродетель смирения? Конечно, в первую очередь молить Самого Бога, чтобы Он устроил такие обстоятельства жизни, в которых мы сможем учиться, навыкать в смирении перед другими людьми. Сначала это могут быть легкие случайности, где нам будет нетрудно смириться и сказать «прости». Но если мы не научимся из таких легких случайностей, то Бог для спасения нашей души может попустить тяжелые и неприятные обстоятельства, когда мы будем просто вынуждены гасить свою гордость и смиряться. Как же заранее узнать такие обстоятельства и действовать в них? Этому мы можем учиться у святителя Филарета Московского. Давайте посмотрим на конкретные случаи из его жизни и на то, каким образом святитель проявлял в них смирение.

Скажем, нам бывает неприятно, когда нам что-то советуют. В таких случая мы нередко отвечаем: «Не надо меня учить, сам знаю, не вчера родился». Святитель Филарет поступал не так. Своему викарию епископу Иннокентию он писал в письмах, чтобы тот не стеснялся давать ему советы, если в том есть необходимость: «Учить же меня или напоминать мне Вы не отрекайтесь, а говорите все, что справедливо и полезно: спасение во мнозе совете» .

Святитель Филарет признавал, что он, как и всякий человек, может в чем-то ошибиться и даже просил своего викария поправлять его в таком случае

Святитель Филарет признавал, что он, как и всякий человек, может в чем-то ошибиться и даже просил епископа Иннокентия поправлять его в таком случае: «Прошу же взаимно и мне говорить свободно, что видите на пользу или к исправлению моих ошибок; надеюсь на Христа, сущаго посреди нас, что сие не только не повредит любви между нами, но будет утверждать оную». И еще он писал: «Благодарение Богу, я ни в чем на Вас не могу пожаловаться; и если Вы в чем имеете жаловаться на меня, скажите, я рад исправиться» .

Святитель советовался не только с теми, кто равен ему по епископскому сану, но и со священниками. В одном из писем он с прискорбностью сообщал: «Можно подивиться премудрости нынешних людей. Прослужив тридцать лет в архиерейском звании, я чувствую в некоторых случаях нужду советоваться с протоиереями, учениками моих учеников, а они не находят подобного нужным».

Показателен следующий случай. В середине 1850-х годов Московскую академию посетила с визитом одна высокая особа. Было высказано неудовольствие, что в комнатах студентов накурено. Святитель Филарет не стал директивно запрещать студентам курить табак. Вместо этого он написал обращение к ним, в котором раскрывал вред табакокурения, чтобы они, прочитав, сами сделали выводы. Но и при этом святитель волновался, не был ли он слишком жестким, и писал наместнику Троице-Сергиевой Лавры: «Предписания в письме нет, а писано рассуждение. И не запрещение и надзор имел я ввиду, а то, чтобы студентам сообщены были рассуждения, которые побудили бы их самих вывести заключения». Поистине, это слова в Евангельском духе, ведь и Господь, зная, в чем наше истинное благо, никого не принуждает к нему, но предлагает: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 8:34).

Святитель Филарет понимал, что ответ критикой на критику - это не выход

Как это часто бывает, активная деятельность святителя не могла нравиться всем, и у него появлялись критики. Даже в таком случае владыка не изменял своей доброжелательности: «По милости Божией, если о мне судят неблагосклонно, я полагаю, что заслужил, и не изменяю моего благорасположения к неблагосклонному судье» . Святитель понимал, что ответная критика - не выход: «На порицание лучше отвечать кротостию, нежели порицанием. Чистою водою надобно смывать грязь. Грязью грязи не смоешь».

Итак, братья и сестры, мы видим, как важна добродетель смирения, заповеданная Спасителем. Мы посмотрели на пример святителя Филарета Московского, который словом и делом явил эту добродетель в своей жизни.

Если нам указывают на наши недостатки - постараемся вместо оправданий чаще говорить «прости»

Будем же внимать примеру святителя. Если нам указывают на наши недостатки - постараемся вместо оправданий чаще говорить «прости». Вместо ответной критики постараемся исправить себя. Если кто-то у нас в семье или на работе совершил проступок - будем вразумлять его не словами порицания, запрещения, приказания, но со всею кротостью предложим ему нашу помощь, постараемся вникнуть и вместе разобраться в ситуации. Так и апостол советует нам: Братия! Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости (Гал. 6:1).

Будем помнить, что все случаи, когда нас критикуют, обвиняют, ругают, попущены Богом, чтобы мы могли возрастать в спасительной добродетели смирения. Наконец, будем молиться святителю Филарету Московскому, чтобы по его ходатайству Господь просветил наше сердце. Чтобы когда нас будут в очередной раз ругать, у нас хватило мудрости не отвечать критикой на критику, но сказать ближнему «прости» и посмотреть, в чем мы неправы, Богу же сказать: Благо мне, яко смирил мя еси (Пс. 118:71). Да дарует нам Господь освободиться от тяжести нашей гордыни и беспрепятственно достигнуть Царствия Небесного! Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение. Аминь.

Как часто вы сталкиваетесь с проблемами, неприятностями? Случаются ли в вашей жизни конфликты с другими людьми?

Наверняка есть и такие, которые длятся годами. Уже испробовано множество методов для их решения. Но безуспешно.

Вам кажется, что вы в тупике, в безвыходном положении. Вас это удручает, но вы все равно продолжаете бороться.

Вы отчаянно сопротивляетесь тому, чтобы смириться с ситуацией, ведь существует мнение, что это проявление слабости, безнадежность.

В статье вы узнаете, что сделать, чтобы разрешить проблемную ситуацию, и как вам в этом поможет смирение.

Что такое смирение

“Смиренный — кто смирился, кто живет в смирении,
в кроткой преданности провидению, в сознании своего ничтожества.”

Толковый словарь Даля

Что вы знаете о смирении?

Это понятие несет в себе религиозный подтекст на уровне массового сознания и в традиционном понимании имеет оттенок слабости:

  • Смирение — отсутствие гордости, готовность подчиниться чужой воле.
  • Смирение — сознание своих слабостей и недостатков, чувство сокрушенности, раскаяния, скромность.
  • Смирение — осознание, что цель недостижима.

Не правда ли, выглядит все это безнадежно?

Как сказала клиентка проекта “Ключи Мастерства”: “Смирение – это когда ты соглашаешься со всем ворохом проблем, со всем тяжелым грузом и даешь себе обещание тащить его до конца жизни.”

На самом деле те, кто проживал истинное смирение, находят в этом слове иной смысл.

Смирение — прекращение борьбы, это слагание с себя ответственности за разрешение ситуации и доверие высшим силам в том, что ситуация разрешится наилучшим образом для всех.

Простой пример:

Вы сидите в лодке и плывете против течения. Вы гребете и гребете веслами, пока есть силы.

Наступает момент, когда руки немеют, и вы бросаете весла.

Вас сносит течением, и вы понимаете, что оказались там, где вам нужно быть.

В чем ценность смирения

Мы привыкли сопротивляться смирению, но если посмотреть на этот термин под другим углом, то оказывается, что бояться его наступления не нужно.

В момент смирения приходит облегчение, освобождение.

Оно позволяет выйти на новый духовный уровень, где вы обретаете поддержку высших сил.

Смирение — не слабость, не состояние жертвы.

Смирение это освобождение от борьбы.

Как прийти к смирению
5 этапов проживания проблемной ситуации

#1 Возникновение ситуации

Первый этап — возникновение неприятной ситуации, вызвавшей бурный протест.

  • Муж (жена) ревнует, подозревает в измене. А вы не при чем. Постоянно оправдываетесь, доказываете ему (ей), что он(а) не прав(а).

А он(а) еще больше злится, не верит. Вы доказываете, доказываете, но ваши доводы для него(ее) неубедительны.

  • Мама все время вас третирует, критикует, а вы стараетесь соответствовать ее идеалам хорошей дочери, но безуспешно.
  • Пытаетесь защитить свои интересы на наследство, но натыкаетесь на стену непонимания родственников.

#2 Попытки решить проблему своими силами

Это фаза безудержной активности . Для людей, занимающихся саморазвитием, подкрепленная верой, что я — Творец, что все в моих силах.

Вы толкаетесь во все двери, пробуете всевозможные способы, которые подкидывает ум. Но ум исходит из жизненного опыта, из тех сценариев жизни, которые он видел.

На этом этапе духовный компонент отсутствует.

Есть только физические 3D-действия , которые диктуются и управляются либо развитым эго, либо личностью человека.

Вы не ищете новые возможности. На этом уровне они недосягаемы.

#3 Отчаяние

В момент, когда вы понимаете, что никакие способы не работают, вы впадаете в глубокое отчаяние. Вы поверили, что вы это можете, а в результате полный ноль.

Когда вас накрывает отчаянием, что-то внутри щелкает. И вы понимаете, нужно просто смириться, что это есть. Хватит! Будь что будет!

Вспомним наши примеры из жизни:

  • Вы прекращаете доказывать мужу (жене), что вы — верная(ый) супруг(а) и позволяете ему(ей) думать то, что он(а) хочет.
  • Признаете мамину правоту: “Да, я — плохая дочь! другой у тебя нет и не будет!”
  • Соглашаетесь отдать свою долю наследства в пользу родственников.

#4 Смирение

“Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла.

Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень.”

Альберт Эйнштейн

На этапе смирения все движущие мотивы, которые заставляли биться во все эти двери, они пропали, они больше не работают.

Вы изымаете из этого процесса свою личность, эго . Убираете мощную привязку к результату, каким хотите его видеть.

Передаете на разрешение высшим силам для наивысшего блага всех участников ситуации. И далее все начинает разворачиваться.

Так действует смирение.

Пока вы не дошли до этой точки отчаяния, не смирились, ситуация не разрешится.

Вот тогда и наступает этот момент просветления сознания .

Сложность смирения в том, что вы не знаете, каким будет результат без вашего участия. Готовы ли вы к неожиданному развороту событий?

Позволить этому произойти — проявление силы, мудрости и наступления следующего этапа — принятия.

#5 Принятие и его отличие от смирения

Когда вы забираете бразды правления у эго и передаете на разрешение высшим силам, вы осознаете, что ситуацию нужно принять такой, какая она есть.

Сначала вы учитесь смиряться с тем, что вы никак не можете повлиять на ситуацию, а потом наступает момент принятия.

Отличается смирение от принятия по ощущениям:

  • Смирение — печаль: “не получилось, ну и пусть…”
  • Принятие — покой, осознание, что так и должно быть.

То есть смирение — это еще не удовлетворение, но уже и не страдание.

Принятие – более продвинутый вариант.

Если смирение приходит от безысходности, то принятие — осознанное чувство.

Скорее всего, одним усилием воли к смирению вы не придете, но, зная этот алгоритм, вам будет проще отпустить ситуацию.

Алена Старовойтова о смирении

Как разрешить ситуацию с помощью смирения

№1. Переключение внимания

Оно может быть двух видов:

1. Случайное переключение, с помощью внешних обстоятельств

Но, как вы знаете, ничего случайного не бывает.

Ваше “Высшее Я”, видя, что эго не отпускает ситуацию, создает такие события в жизни, которые смогут на определенное время переключить ваше внимание.

За это время ситуация разрешится сама собой.

Это происходит в том случае, если вы:

  • Не можете смириться (осознанно к смирению не придешь), а физические силы иссякают. Чтобы совсем не лишиться внутреннего ресурса, ваши высшие аспекты идут на такой шаг.

Например, мама не может уложить спать ребенка в течение нескольких дней. Каждый день, как пытка для обоих. На самотек ситуацию не отпустишь, ведь малыш — самое дорогое, а жизненный ресурс просто необходим.

  • Не созрели духовно до смирения, и много энергии тратите впустую на решение какого-то вопроса. Переключение происходит для того, чтобы скорректировать ваш путь.

Если в первом случае смириться вы хотите, но не можете, то во втором случае смирение может возникнуть только на подсознательном уровне.

Этот способ не подойдет для затяжных конфликтов. Если вы годами бились о закрытые двери, то одного переключения внимания будет недостаточно.

2. Осознанное переключение внимания

У вас не получается решить какой-то вопрос, вы осознанно смиряетесь с ситуацией на время и фокусируетесь на других вопросах, либо переключаетесь на что-нибудь нейтральное.

За это время хватка ослабляется, и ситуация либо разрешается сама по себе, либо к вам приходит идея как ее решить.

№2. Пирамида Силы и Света

Надо сказать, что в этом способе смирение играет не последнюю роль.

Если вы идете в пирамиду, оставляете там свою проблему, а потом продолжаете о ней думать, ничего не решится.

Важно то, насколько вы доверяете высшим силам в решении ситуации.