Образ родины и природы в лирике есенина. Сочинение на тему: "Природа и Родина в лирике Есенина"

Тема Родины - одна из главных тем в творчестве С. Есенина. Этого поэта принято связывать прежде всего с деревней, с родной для него Рязанщиной. Но из рязанской деревни Константиново поэт уехал совсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге, и за границей, в родную деревню приезжал время от времени как гость. Это важно знать для понимания позиции С. Есенина. Именно разлука с родной землей придала его стихам о ней ту теплоту воспоминаний, которая их отличает. В самих описаниях природы у поэта есть та мера отстраненности, которая позволяет эту красоту острее увидеть, почувствовать. Уже в ранних стихах С. Есенина звучат признания в любви к России.

Так, одно из наиболее известных его произведений - "Гой ты, Русь моя родная... ". С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое, ключевой образ стихотворения - сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах, и за этим сравнением - целая философия, система ценностей. Мир деревни - это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы. Мир Руси для С. Есенина - это и мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный, "деревня в ухабинах", где радость коротка, а печаль бесконечна: "Грустная песня, ты - русская боль".

Особенно это чувство усиливается в стихах поэта после 1914 года - начала войны: деревня кажется ему невестой, покинутой милым и ожидающей от него вестей с поля боя. Для поэта родная деревня в России - это нечто единое, родина для него, особенно в раннем творчестве, - это прежде всего родной край, родное село, то, что позднее, уже на исходе XX века, литературные критики определили как понятие "малой родины". С присущей С. Есенину-лирику склонностью одушевлять все живое, все окружающее его, он и к России обращается как к близкому ему человеку:

"Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

Порой стихи поэта обретают ноту щемящей грусти, в них возникает чувство неприкаянности, лирический герой их - странник, покинувший родную хижину, всеми отверженный и забытый. И единственное, что остается неизменным, что сохраняет вечную ценность - это природа и Россия:

"А месяц будет плыть и плыть,

Роняя весла по озерам...

Плясать и плакать у забора".

1917 - поэт встретил, как и многие художники его круга, с надеждами на обновление, на счастливый поворот в крестьянской доле. Поэты круга С. Есенина того времени - это Н. Клюев, П. Орешин, С. Клычков. Надежды эти выражены в словах Н. Клюева - близкого друга и поэтического наставника С. Есенина:

"Мужицкая ныне земля,

И церковь не наймит казенный".

"Уж смыла, стерла деготь

Чувства и настроения поэта этого времени очень сложны и противоречивы - это и надежды, и ожидания светлого и нового, но это и тревога за судьбу родного края, философские раздумья на вечные темы. Одна из них - тема столкновения природы и человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее гармонию - звучит в стихотворении С. Есенина "Сорокоуст". В нем центральным становится обретающее глубоко символический смысл состязание между жеребенком и поездом. При этом жеребенок как бы воплощает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность. Паровоз же обретает черты зловещего чудовища.

В есенинском "Сорокоусте" вечная тема противостояния природы и разума, технического прогресса сливается с размышлениями о судьбах России. В послереволюционной поэзии С. Есенина тема родины насыщена нелегкими думами о месте поэта в новой жизни, он болезненно переживает отчуждение от родного края, ему трудно найти общий язык с новым поколением, для которого календарный Ленин на стене заменяет икону, а "пузатый "Капитал" - Библию. Особенно горько поэту сознание того, что новое поколение поет новые песни: "Поют агитки Бедного Демьяна". Это тем более грустно, что С. Есенин справедливо замечает: "Я поэт! И не чета каким-то там Демьянам". Поэтому так горестно звучат его строки:

"Моя поэзия здесь больше не нужна,

"Отдам всю душу октябрю и маю,

Но только лиры милой не отдам".

И поэтому таким глубоким пафосом наполнено его признание:

"Я буду воспевать

Всем существом в поэте

С названьем кратким "Русь".

Сегодня нам, живущим в России, трудно до конца понять смысл этих строк, а ведь написаны они были в 1924 году, когда само название - Русь - было едва ли не запретным, а гражданам полагалось жить в "Ресефесере". С темой родины у С. Есенина связано понимание своей поэтической миссии, своей позиции "последнего певца деревни", хранителя ее заветов, ее памяти. Одним из программных, важным для понимания темы родины, у поэта стало стихотворение "Спит ковыль":

"Спит ковыль.

Равнина дорогая

И свинцовой свежести полынь!

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси -

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси.

Свет луны, таинственный и длинный,

Но никто под окрик журавлиньй

Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом

Золотой бревенчатой избы.

Как чужая юность брызжет новью

Но и все же новью той теснимый,

Я могу прочувственно пропеть:

Дайте мне на родине любимой,

Все любя, спокойно умереть".

Стихотворение это датировано 1925 годом, относится к зрелой лирике поэта. В нем выражены его сокровенные мысли. В строке "радуясь, свирепствуя и мучась" - трудный исторический опыт, который выпал на долю есенинского поколения. Стихотворение построено на традиционно поэтических образах: ковыль как символ русского пейзажа и одновременно символ тоски, полынь с ее богатой символикой и журавлиный крик как знак разлуки. Традиционному пейзажу, в котором олицетворением поэзии является не менее традиционный "свет луны", противостоит "новый свет", скорее абстрактный, неживой, лишенный поэзии. И в противоположность ему звучит признание лирического героя есенинского стихотворения в приверженности вековому деревенскому укладу.

Особенно значим у поэта эпитет "золотой":

"Все равно останусь я поэтом

"роща золотая", "золотою лягушкой луна". В этом стихотворении оттенок ценности преобладает: золотой не только цвет избы, сколько символ ее непреходящей ценности как символа уклада деревенской жизни с присущей ей красотой, гармонией. Деревенская изба - это целый мир, ее разрушение не искупается для поэта никакой заманчивой новью. Финал стихотворения звучит несколько риторически, но в общем контексте поэзии С. Есенина он воспринимается как глубокое и искреннее признание автора. Таким образом, тема родины в поэзии С. Есенина развивается от безотчетной, почти по-детски естественной привязанности к родному краю к осознанной, выдержавшей испытания трудным временем перемен и переломов авторской позиции.

Тема Родины – одна из главных в творчестве С. Есенина. Этого поэта принято связывать прежде всего с деревней, с родной для него Рязанщиной. Но из деревни Константинове поэт уехал совсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге, и за границей. На мой взгляд, именно разлука с Родиной придала его стихам ту теплоту воспоминаний о ней, которая их отличает.

Уже в ранних стихах С. Есенина звучат признания в любви к России. Достаточно вспомнить одно из наиболее известных его произведений – “Гой ты, Русь, моя родная. “. Это – ключевое

Стихотворение поэта, из которого потом родятся многие другие его стихи, наполненные нежностью и огромной любовью к Родине. Вместе с тем в ранних стихах Есенина, которые писались на фоне мировой войны, много тоски и печали. Поэт воспринимал войну как великое бедствие. Гибли люди, горели города и села, рушились нравственные устои:

И друг любимый на меня Наточит нож за голенище.

Талант Есенина утверждался как талант крестьянский и русский. Родина в его стихах выступает как мерило всему. Есенин признавал своими учителями Кольцова и Клюева. Позднее к ним добавились имена Блока и Брюсо-ва, у которых рязанский поэт, по

Его же собственному признанию, учился лиризму. С. Есенин жил в переломную эпоху, насыщенную драматическими и даже трагическими событиями. На памяти его поколения – I мировая война, революция, снова война – теперь уже гражданская. 1917 год поэт встретил с надеждами на обновление, на счастливый поворот в крестьянской доле. В его творчестве появляется новое ощущение России:

Уж смыла, стерла деготь Воспрянувшая Русь.

Чувства и настроения поэта этого времени очень сложны и противоречивы – здесь и надежда, и тревога за судьбу родного края, и философские раздумья на вечные темы. Одна из них – тема столкновения природы и человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее гармонию – звучит в стихотворении “Сорокоуст “:

Видели ли вы, Как бежит по степям, В туманах озерных кроясь. Железной ноздрей храпя, На лапах чугунных поезд?

А за ним По большой траве, Как на празднике отчаянных гонок, Тонкие ноги закидывая к голове, Скачет красногривый жеребенок?

Здесь жеребенок как бы воплощает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность. Поезд же обретает черты зловещего чудовища. В есенинском “Сорокоусте” вечная тема противостояния природы и технического прогресса сливается с размышлениями о судьбах России. Есенин глубоко понимал природу, проникал в сокровенные ее тайны. В его стихи входили практические знания. Известно, например, что, готовя сад к зиме, человек обильно поливает землю вокруг деревьев, чтобы впоследствии предохранить ледяным панцирем корни от вымерзания. И вот в стихотворении “Весна” мы читаем о клене:

И выйдет девушка к тебе, Водой окатит из колодца, Чтобы в суровом октябре Ты мог с метелями бороться.

С темой Родины и природы у С. Есенина тесно связано понимание им его поэтической миссии, его позиции “последнего певца деревни”, хранителя ее заветов, ее памяти. Одним из важных для понимания этой темы в творчестве поэта стало стихотворение “Спит ковыль. Равнина дорогая. “:

Спит ковыль. Равнина дорогая, И свинцовой свежести полынь. Никакая родина другая Не вольет мне в грудь мою теплынь. Знать, у всех у нас такая участь, И, пожалуй, всякого спроси – Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо живется на Руси. Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя. Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля. И теперь, когда вот новым светом И моей коснулась жизнь судьбы, Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы. По ночам, прижавшись к изголовью, Вижу я, как сильного врага, Как чужая юность брызжет новью На мои поляны и луга. Но и все же, новью той теснимый, Я могу прочувственно пропеть: Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть!

Безграничная любовь Сергея Есенина к русской природе, к Родине дала ему право сказать:

Но и тогда, Когда во всей планете Пройдет вражда племен, Исчезнет ложь и грусть, – Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким “Русь “

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. К вершинам мировой поэзии Сергей Александрович Есенин поднялся из глубины народной жизни. Рязанская земля стала колыбелью его поэзии, русские песни,...

Гой ты Русь, моя родная…

С. Есенин

С. А. Есенин - выходец из российской глубинки. Он родился и вырос на Рязанщине, в селе Константиново. С детских лет его окружали русские просторы, и, быть может, именно это определило поразительную широту и удаль его поэзии. Внимание к родной природе, к русской деревне и крестьянскому дому породило в творчестве поэта глубокую любовь к родной земле в широком смысле этого слова. Есенин писал: «Чувство родины - основное в моем творчестве». И, действительно, вся лирика поэта посвящена России. Кровная связь с землей, его породившей, стала главной особенностью творчества Есенина.

Чувство Родины у Есенина начинается с любви к родному краю, к русской природе. Именно в ней он черпает лиризм и нежность. Одно из ранних стихотворений Есенина «Сыплет черемуха снегом…» (1910) передает возвышенное и радостное настроение лирического героя, приветствующего весну:

Ой вы, луга и дубравы, - Я одурманен весной.

Перед нами предстает необычайно красочный, чудесный мир, в котором «никнут шелковые травы», «зелень в цвету и росе», «пахнет смолистой сосной». Есенин использует очень интересный прием в этом стихотворении: явление природы (наступление весны) он передает через другое природное явление - снегопад, совмещая таким образом, казалось бы, несовместимое. Весеннее кипение черемухового цвета поэт сравнивает с хлопьями снега. Читая стихотворение, будто оказываешься в сказке: стоит на миг прикрыть глаза, и не сразу разберешь - в зиму ты попал или в лето.

Сравнение дерева с прекрасной девушкой весьма характерно для творчества С. Есенина. Вот и здесь черемуху в цвету он сравнивает с невестой. Кажется, будто весна, а может быть, и юная Русь в белом платье и пышной фате идет к венцу, и птицы поют ей чудесные радостные песни. Олицетворение природы и ее явлений - важная особенность творчества Есенина.

В стихотворениях Есенина мы не увидим статичной, неподвижной природы. Напротив, она в постоянном движении. Вот и здесь «сыплет черемуха снегом», а шелковые травы «никнут». Все движется, и сам лирический герой готов бежать «по полю зыбистым бегом», приветствуя весну, родной край и всю свою Родину, ее поля и раздолья, клены и цветущую черемуху, дубравы и луга.

С бесконечной любовью рисует Есенин свою родину в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» (1914). Он любуется ее полями и лесами, все ему здесь дорого, всюду он видит приметы родного крестьянского быта, который опоэтизирован в стихотворении Есенина и является для него, в сущности, воплощением родины:

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий

Спас. И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Чувство радости охватывает нас, когда «… прозвенит девичий смех». Вместе с лирическим героем мы любуемся открывающейся картиной бескрайней родной земли:

Не видать конца и края -

Только синь сосет глаза.

Синий и все его оттенки: голубой, лазоревый - являются для Есенина символом и образом Руси. Даже белый лебедь из русских сказок становится синим, а песок - голубым. В этом, видимо, заложен большой философский смысл. Голубой цвет - это цвет неба, а синий часто встречается на русских иконах и фресках. Есенин воспринимает Русь как некое святое, небесное место. Здесь «хаты - в ризах образа…», странствуют богомольцы, а в деревне празднуют яблочный Спас.

Конечно, Есенин видит и низенькие околицы, и «звонно» чахнущие тополя - все приметы небогатого крестьянского житья, однако нет для него ничего дороже его родимой стороны, его родины:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Ничто не смогло пошатнуть любви Есенина к Родине: ни поездка по странам Европы, ни трагические события, которые происходили в России. Твердо веря в Русь и ее будущее, он напишет строки, которые имели и будут иметь особенный смысл для любого русского человека:

Но и тогда, Когда во всей планете Пройдет вражда племен, Исчезнет ложь и грусть, - Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь».

Имя Сергей Есенин... Как оно поэтично! Не менее поэтична и природа родной страны, воспетая талантливым писателем! Есенин, как никто другой, смог создать прекрасный образ знакомой до боли природы России. В его поэтическом слове столько любви, нежности, добра. Автор не скрывал своей любви к Отчизне и её природе. Для него она совершенна - "создана из ситца", она радует его глаз. Стихотворения Есенина наполнены эпитетами, сравнениями, метафорами и другими художественными средствами. С их помощью он смог выразить свои чувства.

Однажды взяв в руки томик стихов этого поэта, сможешь навеки его полюбить. А секрет кроется в его искренности, любви, преданности родному краю. Тема любви к Отчизне - одна из основных в его творчестве. Он воспевает её такой, какая она есть, такой, какая она для него.

Есенин родился в деревне, поэтому природа была ему очень близка. Несмотря на то, что он недолго прожил в сельской местности, она навсегда осталась в его памяти, в его сердце. Детскую память ничем не стереть. Сельская природа, крестьяне, чудесная природа - это всё описано в его творчестве. Есенин был ценителем настоящей природной красоты. Он считал, что человек растворяется в природе. Они единое целое. Природа помогает деревенскому человеку в его нелёгком труде.

В есенинской лирике есть нотки грусти из-за того, что ему на некоторое время приходилось покидать родимую страну. Тоска по ней была такой сильной, что смогла воплотиться в стихах.

В стихах поэта природа оживает. Для Есенина она живая, как человек. Она и поёт, и радуется, но, бывает, и грустит, и даже плачет. Он мог жить в другой стране, воспевать иную природу, но Сергей Александрович - истинный патриот своей Отчизны. Он ни на миг не забывал о своём отчем доме.

Именно родная деревенская природа - главная тема ранних сочинений автора. Для поэта на первом месте находилась родная деревня. Она неразрывно была связана со всей страной. Для Есенина страна и деревня - единое целое. Неоднократно поэт обращается к Родине, как к родной кровиночке, родному человеку. В стихах поэта мы видим простого крестьянина-труженика, рязанские поля. Всё до боли знакомо.

Поэзия Есенина не просто выражает любовь к Родине - она глубоко патриотичная. Эта патриотичность была воспета автором уже в ранних стихах, продолжала она воспеваться и дальше. Сначала она зарождалась в привязанности и почтению к своей родной деревне - малой родине. Затем переросла в нечто большее - в глубокое чувство к родной стране.

Есенину довелось увидеть и беду своего народа: Первую мировую и Гражданскую войны. Поэт не отчаивался. Он искренне верил, что его Родина сможет всё пережить и снова станет как прежде - могущественной и красивой. Хотя перемены пугают поэта.

Стихотворения о природе и Родине Сергея Есенина просты, но вместе с тем наполнены глубоким смыслом. Этот непревзойденный художник словесности смог донести до любого читателя всю любовь и горечь, которую он испытывал. Критики часто называют это глубокое чувство есенинским поэтическим миром. И они действительно правы.

Тема родины — одна из главных тем в творчестве С. Есенина. Этого поэта принято связывать прежде всего с деревней, с родной для него Рязанщиной. Но из рязанской деревни Константиново поэт уехал совсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге, и за границей, в родную деревню приезжал время от времени как гость. Это важно знать для понимания позиции С. Есенина. Именно разлука с родной землей придала его стихам о ней ту теплоту воспоминаний, которая их отличает. В самих описаниях природы у поэта есть та мера отстраненности, которая позволяет эту красоту острее увидеть, почувствовать.

Уже в ранних стихах С. Есенина звучат признания в любви к России. Так, одно из наиболее известных его произведений — "Гой ты, Русь моя родная. " С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое, ключевой образ стихотворения — сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах, и за этим сравнением — целая философия, система ценностей. Мир деревни — это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы. Мир Руси для С. Есенина — это и мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный, "деревня в ухабинах", где радость коротка, а печаль бесконечна:

"Грустная песня, ты — русская боль". Особенно это чувство усиливается в стихах поэта после 1914 года — начала войны: деревня кажется ему невестой, покинутой милым и ожидающей от него вестей с поля боя. Для поэта родная деревня в России — это нечто единое, родина для него, особенно в раннем творчестве, — это прежде всего родной край, родное село, то, что позднее, уже на исходе XX века, литературные критики определили как понятие "малой родины". С присущей С. Есенину — лирику склонностью одушевлять все живое, все окружающее его, он и к России обращается как к близкому ему человеку: "Ой ты, Русь, моя родина кроткая, /Лишь к тебе я любовь берегу". Порой стихи поэта обретают ноту щемящей грусти, в них возникает чувство неприкаянности, лирический герой их — странник, покинувший родную хижину, всеми отверженный и забытый. И единственное, что остается неизменным, что сохраняет вечную ценность — это природа и Россия: "А месяц будет плыть и плыть, Роняя весла по озерам.

И Русь все также будет жить, Плясать и плакать у забора".

С. Есенин жил в переломную эпоху, насыщенную драматическими и даже трагическими событиями. На памяти его поколения — война, революция, снова война — теперь уже гражданская. Переломный для России год — 1917 — поэт встретил, как и многие художники его круга, с надеждами на обновление, на счастливый поворот в крестьянской доле. Поэты круга С. Есенина того времени — это Н. Клюев, П. Орешин,

В послереволюционной поэзии С. Есенина тема родины насыщена нелегкими думами о месте поэта в новой жизни, он болезненно переживает отчуждение от родного края, ему трудно найти общий язык с новым поколением, для которого календарный Ленин на стене заменяет икону, а "пузатый "Капитал" — Библию. Особенно горько поэту сознание того, что новое поколение поет новые песни: "Поют агитки Бедного Демьяна". Это тем более грустно, что С. Есенин справедливо замечает: "Я поэт! И не чета каким-то там Демьянам". Поэтому так горестно звучат его строки: "Моя поэзия здесь больше не нужна, /Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен". Но даже желание слиться с новой жизнью не заставляет С. Есенина отказаться от своего призвания российского поэта; он пишет: "Отдам всю душу октябрю и маю, /Но только лиры милой не отдам". И поэтому таким глубоким пафосом наполнено его признание:

"Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким "Русь".

Сегодня нам, живущим в России, трудно до конца понять смысл этих строк, а ведь написаны они были в 1924 году, когда само название — Русь — было едва ли не запретным, а гражданам полагалось жить в "Ресефесере". С темой родины у С. Есенина связано понимание своей поэтической миссии, своей позиции "последнего певца деревни", хранителя ее заветов, ее памяти. Одним из программных, важным для понимания темы родины, у поэта стало стихотворение "Спит ковыль": "Спит ковыль.

И свинцовой свежести полынь!

Никакая Родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси —

Радуясь, свирепствуя и мучаясь,

Хорошо живется на Руси.

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя,

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

По ночам, прижавшись к изголовью,

Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брызжет новью

На мои поляны и луга.

Но и все же новью той теснимый,

Дайте мне на родине любимой,

Все любя, спокойно умереть".

Стихотворение это датировано 1925 годом, относится к зрелой лирике поэта. В нем выражены его сокровенные мысли. В строке "радуясь, свирепствуя и мучаясь" — трудный исторический опыт, который выпал на долю Есенинского поколения. Стихотворение построено на традиционно поэтических образах: ковыль как символ русского пейзажа и одновременно символ тоски, полынь с ее богатой символикой и журавлиный крик как знак разлуки. Традиционному пейзажу, в котором олицетворением поэзии является не менее традиционный "свет луны", противостоит "новый свет", скорее абстрактный, неживой, лишенный поэзии. И в противоположность ему звучит признание лирического героя Есенинского стихотворения в приверженности вековому деревенскому укладу. Особенно значим у поэта эпитет "золотой": "Все равно останусь я поэтом /Золотой бревенчатой избы". Он один из наиболее часто встречающихся в лирике С. Есенина, но обычно он связан с цветовым понятием: золотой — то есть желтый, но непременно и с оттенком высшей ценности: "роща золотая", "золотою лягушкой луна". В этом стихотворении оттенок ценности преобладает: золотой не только цвет избы, сколько символ ее непреходящей ценности как символа уклада деревенской жизни с присущей ей

красотой, гармонией. Деревенская изба — это целый мир, ее разрушение не искупается для поэта никакой заманчивой новью. Финал стихотворения звучит несколько риторически, но в общем контексте поэзии С. Есенина он воспринимается как глубокое и искреннее признание автора. Таким образом, тема родины в поэзии С. Есенина развивается от безотчетной, почти по-детски естественной привязанности к родному краю к осознанной, выдержавшей испытания трудным временем перемен и переломов авторской позиции.

Я человек не новый, что скрывать, Остался в прошлом я одной ногою, Стремясь догнать "стальную рать", Скольжу и падаю другою. Есенин "Вся моя автобиография — в стихах", — писал Есенин. Чем крупнее художник, чем масштабнее его творчество, чем самобытнее талант, тем труднее современникам полностью оценить его вклад в духовную жизнь нации. В более поздних стихах Есенин, как бы подводя итоги своей творческой деятельности, писал: "Мое село лишь тем и будет знаменито, что здесь когда-то баба родила российского скандального пиита".

Есенин прожил всего тридцать лет, но след, оставленный им в поэзии, неизгладим. Богата талантами русская земля. Родился Есенин в Константинове, где прошли его детские годы, а затем и годы юности, здесь он написал свои первые стихи. К вершинам поэзии Сергей

Есенин поднялся из глубин народной жизни. Мир народно — поэтических образов окружал его с детских лет. Вся красота родного края с годами изобразилась в стихах, полных любви к русской земле:

О Русь — малиновое поле,

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Боли и невзгоды крестьянской Руси, ее радости и надежды — все это отобразилось на поэзии Сергея Есенина. "Моя лирика, — не без гордости говорил Есенин, — жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве".

Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных,

Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных, — писал поэт.

Такие строки, на мой взгляд, могут родиться только в душе истинного художника, для которого Родина — это жизнь.

Дед Есенина, "яркая личность, широкая натура", по словам поэта, имел прекрасную память и знал наизусть множество народных песен и частушек. Сам Есенин знал в совершенстве русский фольклор, который изучал не по книгам. Мать Есенина знала множество песен, которые Есенин вспоминал не раз. Есенин знал песни, как редко кто их знал, он любил их — грустные и веселые, старинные и современные. Песни, сказания, поговорки — на этом воспитывался Сергей Есенин. В его тетрадях было записано около четырех тысяч миниатюрных шедевров. С течением времени талант Есенина набирал силу. Войти в литературный мир Есенину помог Блок, перед которым он преклонялся. Он (Блок) написал своему другу Городецкому письмо с просьбой помочь молодому таланту. В своем дневнике Блок писал: "Стихи свежие, чистые, голосистые. Давно не испытывал такого наслаждения". Позже стихи Сергея Есенина начали печатать столичные журналы: Мечтатель сельский — я в столице Стал первокласснейший поэт.

Один из рецензентов сказал о ранних стихах поэта: "Усталый, пресыщенный горожанин, читая стихи Есенина, приобщается к забытому аромату полей, чем-то радостным веет от его поэзии". Началась первая мировая война. Всем сердцем, всей душой поэт предан Родине и своему народу в эти долгие годы горя и печали:

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу.

Стихотворение "Русь" — это замечательное и широко знаменитое произведение, это художественное кредо поэта. По настроению "Русь" чем-то перекликается с Блоковскими скорбными раздумьями о Родине:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

ветровые, Как слезы первые любви!

Время творчества Есенина — время крутых поворотов в истории России. Он писал в автобиографии: "Революцию я принял, но с крестьянским уклоном". Иначе и не могло быть. Есенин не просто лирик, это поэт большого ума, глубоких философских размышлений. Драматизм его мироощущения, его напряженные поиски истины, ошибки и слабости — все это грани огромного таланта, но, изучая его творческий путь, можно смело сказать, что Есенин всегда был верен себе в главном — в стремлении постичь сложную судьбу своего народа. Полтора года, проведенные поэтом за границей, были исключительным периодом в его жизни: он не писал стихов, ничто не вдохновляло поэта вдали от родного края. Именно там возник замысел трагедийной поэмы "Черный человек". Это последнее поэтическое произведение Есенина.

Только за границей он понял, какие грандиозные перемены происходят на Родине. Он отмечает в дневнике, что, возможно, русская революция спасет мир от безнадежного мещанства. После возвращения из-за границы Есенин посещает родные края. Ему грустно, ему кажется, что народ не помнит о нем, что в деревне произошли огромные перемены, но в какую сторону, он определить не мог. Поэт пишет: Вот так страна! Какого ж я рожна, Орал, что я с народом дружен. Моя поэзия здесь больше не нужна, И сам я здесь ни капельки не нужен. С горы идет кpecmьянcкuй комсомол, Наяривая под гармошку рьяно, Поют агитки Бедного Демьяна, Веселым криком оглашая дол.

Долгие годы в школе изучали поэзию Демьяна Бедного, Лебедева- Кумача, но молодежь не знала Ходасевича, талантливого от бога, в школьные учебники не включали лирику Есенина, ложно обвиняя его в безыдейности, .лучших поэтов вычеркивали из литературы. Но они живы, их стихи читают, любят, им верят. Есенин "кровью чувств" писал свои стихи. Раздавая себя, он рано сгорел сам, его поэзия — это его судьба. Еще раньше в стихотворении "Устал я жить в родном краю" он предрекает свое будущее: Устал я жить в родном краю В тоске по гречневым просторам, Покину хижину мою, уйду бродягою и вором. А месяц будет плыть и плыть, роняя весла по озерам, И Русь все так же будет жить, плясать и плакать у забора.

В поэзии последующих лет все чаще звучит мотив грусти, сожаления о растраченных силах, от его поэзии веет какой-то безысходностью. В "Черном человеке" он пишет трагические строки: "Друг мой, я очень и очень болен, сам не знаю, откуда взялась эта боль, то ли ветер шумит в чистом поле, то ль, как рощу в сентябрь, сжигает мозги алкоголь". Это не минутная слабость поэта, это ясное понимание, что жизнь его подходит к концу. Недавно в нашей прессе промелькнуло сообщение о том, что Есенин не покончил жизнь самоубийством, что его убили, потому что он оказывал большое влияние на умы русского народа. Вопрос спорный, но строки ("в этой жизни умереть не ново, но и жизнь, конечно, не новей") говорят о том, что он устал бороться с окружающей действительностью. Мне бы хотелось закончить свое сочинение строками из его стихотворения "Мы теперь уходим понемногу". Его слова- это дань Родине, потомкам: Много дум в тишине я продумал, Много песен про себя сложил, И па этой по земле угрюмой Счастлив тем, что я дышал и жил.

"Проект Культура Советской России" 2008-2011 Все права охраняются законом. При использовании материалов сайта вы обязаны разместить ссылку на нас, контент регулярно отслеживается.