Результат деления одного натурального числа на другое. План-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему: План урока Деление натуральных чисел

Рассмотрим понятие деление на задаче:
В корзине лежало 12 яблок. Шестеро детей разобрали яблоки. У каждого ребенка получилось одинаковое количество яблок. Сколько яблок у каждого ребенка?

Решение:
Нам нужно 12 яблок поделить на шестерых детей. Запишем математически задачу 12:6.
Или по-другому можно сказать. На какое число нужно умножить число 6, чтобы получилось число 12? Запишем в виде уравнения задачу. Количество яблок нам неизвестно, поэтому обозначим их за переменную x.

Чтобы найти неизвестное x нам нужно 12:6=2
Ответ: по 2 яблока у каждого ребенка.

Рассмотрим подробно пример 12:6=2:

Число 12 называется делимым . Это число, которое делят.
Число 6 называется делителем . Это число, на которое делят.
И результат деления число 2 называют частным . Частное показывает во сколько раз делимое больше делителя.

В буквенном виде деление выглядит так:
a:b=c
a – делимое,
b – делитель,
c – частное.

Так что же такое деление?

Деление – это действие, обратное одного множителя мы можем найти другой множитель.

Деление проверяется умножением, то есть:
a : b = c , проверка с⋅ b = a
18:9=2, проверка 2⋅9=18

Неизвестный множитель.

Рассмотрим задачу:
В каждой упаковке по 3 штуки елочных шаров. Чтобы нарядить елку нам нужно 30 шаров. Сколько нам нужно взять упаковок с елочными шарами?

Решение:
x – неизвестное количество упаковок шаров.
3 – штуки в одной упаковки шаров.
30 – всего шаров.

x⋅3=30 нам нужно столько раз взять по 3, чтобы получилось в итоге 30. x – это неизвестный множитель. То есть, чтобы найти неизвестный нужно, произведение поделить на известный множитель.
х=30:3
х=10.

Ответ: 10 упаковок шаров.

Неизвестное делимое.

Рассмотрим задачу:
В каждой упаковке по 6 цветных карандашей. Всего упаковок 3 штуки. Сколько всего карандашей было, до того пока их не разложили по упаковкам?

Решение:
x – всего карандашей,
6 – карандашей в каждой упаковке,
3 – упаковки карандашей.

Запишем уравнение задачи в виде деления.
x:6=3
x – это неизвестное делимое. Чтобы найти неизвестное делимое надо, частное умножить на делитель.
х=3⋅6
х=18

Ответ: 18 карандашей.

Неизвестный делитель.

Разберём задачу:
Было 15 шаров в магазине. За день в магазин пришло 5 покупателей. Покупатели купили равное количество шаров. Сколько шаров купил каждый покупатель?

Решение:
х – количество шаров, которое купил один покупатель,
5 – количество покупателей,
15 – количество шаров.
Запишем уравнение задачи в виде деления:
15:х=5
х – в данном уравнении является неизвестным делителем. Чтобы найти неизвестный делитель, мы делимое делим на частное.
х=15:5
х=3

Ответ: по 3 шара у каждого покупателя.

Свойства деления натурального числа на единицу.

Правило деления:
Любое число, деленное на 1 результатом будет тоже самое число.

7:1=7
a :1= a

Свойства деления натурального числа на нуль.

Рассмотрим пример: 6:2=3, проверить правильно ли мы поделили можно умножением 2⋅3=6.
Если мы 3:0, то сделать проверку мы не сможем, потому что любое число умноженное на нуль будет нуль. Поэтому запись 3:0 не имеет смысла.
Правило деления:
Делить на нуль нельзя.

Свойства деления нуля на натуральное число.

0:3=0 эта запись имеет смысл. Если мы ничего поделим на три части то получим ничего.
0: a =0
Правило деления:
При делении 0 на любое натуральное число не равное нулю, результат всегда будет равен 0.

Свойство деления одинаковых чисел.

3:3=1
a : a =1
Правило деления:
При делении любого числа на себя, не равное нулю, результат будет равен 1.

Вопросы по теме “Деление”:

В записи a:b=c назовите, что здесь является частным?
Ответ: a:b и c.

Что такое частное?
Ответ: частное показывает во сколько раз делимое больше делителя.

При каком значении m запись 0⋅m=5?
Ответ: при умножении на нуль в ответе всегда будет 0. Запись не имеет смысла.

Существует ли такое n, что 0⋅n=0?
Ответ: да, запись имеет смысл. При умножении любого числа на 0 будет 0, поэтому n – любое число.

Пример №1:
Найдите значение выражение: а) 0:41 б) 41:41 в) 41:1
Ответ: а) 0:41=0 б) 41:41=1 в) 41:1=41

Пример №2:
При каких значениях переменных верно равенство: а) х:6=8 б) 54:х=9

а) х – в данном примере является делимым. Чтобы найти делимое нужно частное умножить на делитель.
х – неизвестное делимое,
6 – делитель,
8 – частное.
х=8⋅6
х=48

б) 54 – делимое,
х – делитель,
9 – частное.
Чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимое поделить на частное.
х=54:9
х=6

Задача №1:
У Саши 15 марок, а Миши 45 марок. Во сколько раз у Миши марок больше чем у Саши?
Решение:
Можно задачу решить двумя способами. Первый способ:
15+15+15=45
Нужно 3 числа 15, чтобы получить 45, следовательно, в 3 раза у Миши марок больше, чем у Саши.
Второй способ:
45:15=3

Ответ: в 3 раза у Миши марок больше, чем у Саши.

МАТЕМАТИКА

5 КЛАСС

ДЕЛЕНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ.

    План - конспект урока «Деление натуральных чисел».

Предмет: математика

Класс : 5

Тема урока : Деление натуральных чисел.

Номер урока в теме : 4 урок из 7

Базовый учебник : Математика. 5 класс: учебник для

общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. – 25-еизд., стер. – М. : Мнемозина,2009

Цель урока: создать условия для воспроизведения и корректировки необходимых знаний и умений, анализа заданий и способов их выполнения; самостоятельного выполнения заданий; внешнего и внутреннего контроля.

В результате чего учащиеся должны:

    уметь выполнять деление натуральных чисел;

    уметь решать уравнения и текстовые задачи;

    уметь делать выводы;

    уметь разрабатывать алгоритм действий;

    использовать математически грамотную речь;

    отображать в речи содержание совершаемых действий;

    оценивать себя и товарищей.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебники по математике, раздаточный материал (для устного счета, для работы на уроке, для домашнего задания), электронная презентация, выполненная в программе Power Point .

Технологическая карта урока.

Этап урока

Задачи

Время

Показатели выполнения задач

учителя

ученика

1 этап . Организационный.

Проверка готовности класса.

Кратковременность момента.

2 этап.

Проверка домашнего задания.

Учитель собирает тетради с домашним заданием.

Учащиеся сдают тетради.

До урока.

Домашнее задание будет проверено у каждого ученика.

3 этап. Актуализация знаний.

Вступительное слово учителя. Устный счет. Игра «Математическое лото».

Историческая справка.

Решают примеры устного счета. Отвечают на поставленный учителем вопрос. Работают в парах.

Развитие навыков работы в группе.

Проверены опорные знания учащихся.

4 этап .

Вместе с учениками определяет цель урока.

Определяют цель урока.

Поставлена цель урока.

5 этап.

Направляет работу учащихся.

Решают задания на вычисление значений числовых выражений, уравнений, задач. Выполняют самопроверку, делают выводы.

Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление осмысления и коррекция выявленных пробелов.

6 этап .

Физминутка.

Управляет презентацией.

Смена деятельности обеспечила эмоциональную разгрузку учащихся.

7 этап.

Направляет работу учащихся.

Самостоятельно выполняют тестовые задания.

Устанавливается правильность и осознанность изученной темы.

8 этап.

Самооценка деятельности.

9 этап .

Учащиеся записывают задание в дневник.

Учащиеся поняли цели, содержание и способы выполнения домашнего задания.

Описание процессуальной части урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1 этап . Организационный.

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

Приветствуют учителя и садятся.

2 этап.

Проверка домашнего задания.

Учитель проверяет наличие сданных тетрадей с домашним заданием.

Все учащиеся сдали тетради на проверку.

3 этап. Актуализация знаний.

Любую тему по математике трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, урок начинаем с устного счета. (Работа в парах).

Возьмитесь за руки, покажите, что вы пара.

У вас на столах лежат конверты для устного счета. Устно решаете примеры и закрываете карточкой с ответом. Используя ключ (слайд №1), замените полученные числа соответствующими буквами. Прочитайте полученное слово.

Решают одно из 3 заданий.

42-д; 22-е; 10-л; 15-и; 37-м; 19-о; 39-е; 9-т; 700-л; 20-ч; 16-а; 1-с; 36-н; 110о; 22-е.

Получили слова: делимое, делитель, частное.

4 этап .

Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся.

К какому действию относятся все эти понятия?

Да, сегодня мы продолжать заниматься делением натуральных чисел. Это не первый урок темы. Какую цель можно поставить перед собой на данный урок?

А пока немного дополнительной информации. Учащиеся приготовили сообщения по теме.

(Слайды №2, №3, №4).

2 . Владимир Иванович Даль - автор «Толкового словаря живого великорусского языка»

в своем словаре пишет:

Делить – разлагать на части, дробить,раздроблять,

делать раздел.

Делить одно число на другое –

узнавать, сколько

раз одно содержится

в другом.

3. Сначала знака для этого действия не было. Писали словом, индийские математики - первой буквой названия действия. Знак двоеточия для обозначения деления вошел в употребление в конце XVII века (в 1684 году) благодаря знаменитому немецкому математику Готфриду Вильгельму Лейбницу.

4. Каким еще знаком обозначают деление? / (косая черточка). Этот знак первым стал использовать итальянский ученый XIII века Фибоначчи.

Ответ: к делению.

Ответ: Укрепить свои знания по теме.

Слушают сообщения учащихся.

5 этап.

Осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий.

Откройте тетради, запишите число, тему урока. (Слайд №5)

Направляет работу учащихся на данном этапе.

Задание №1 . Откройте учебник на стр.76, №481 (а,б,). Решать самостоятельно, 2 ученика выполняют задание на индивидуальных досках.

На карточке – дополнительное задание.

Задание №2 . Решить уравнение и выбрать правильное решение из 2 предложенных. Объяснить верное решение и указать ошибку в другом.(слайд №7)

Записывают число и тему урока.

а) 7585: 37 + 95 = 300

1) 7585:37=205 2) 205+95=300

б)(6738 – 834) : 123= 48

1) 6738-834=5904 2) 5904:123=48

Самопроверка, делают выводы. Индивидуальная рефлексия.

Дополнительно: 1440:12:24=5

1)1440:12=120 2) 120:24=5

Решают уравнение (х-15)*7=70

1 решение. х-15=70:7

х=25 Ответ: 25

2 решение. х-15=70:7

6 этап .

Физминутка.

Слайд №8.

Выполняют упражнения для рук и для глаз.

Продолжение 5 этапа.

Задание №3 . Решить задачу:

Одина бригада завода изготовила 636 деталей, что в 3 раза больше, чем 2 бригада и в 4 раза больше, чем 3 бригада. Сколько деталей изготовили все бригады вместе?

Решает ученик на доске, остальные в тетради.

Дополнительное задание:

Поезд прошел 450 км за х часов. Найдите скорость поезда. Составьте выражение и вычислите, если х= 9; х=15.

Задание №4 (Слайд №10).

Привезли 100кг яблок по х кг в каждом ящике и 120кг груш по у кг в каждом ящике. Что означает выражение:

а) 100:х б) 120:у в) 100:х+120:у

г) 120:у-100:х

3. Читают задачу, составляют краткую запись, алгоритм решения, оформляют решение задачи в тетради.

Решение.

1) 636:3=212(д) изготовила 2 бригада

2) 636:4=159(д) изготовила 3 бригада

3) 636+212+159=1007(д) изготовили 3 бригады вместе

Ответ: 1007 деталей.

Дополнительное задание.

450:х (км/ч)- скорость поезда.

Если х=9, то 450:9=50 (км/ч)

Если х=15, то 450:15=30 (км/ч)

Ответ: 50 (км/ч), 30 (км/ч)

Дают устные ответы.

а) количество ящиков с яблоками
б) количество ящиков с грушами

в) общее количество ящиков

г) на сколько ящиков с грушами больше, чем с яблоками

7 этап.

Самостоятельное выполнение учащимися заданий.

Направляет работу учащихся.

Самостоятельно выполняют тестовые задания. Листочки сдают на проверку.

А1. Как называются компоненты деления?

1)множители 2) частное

3)делимое и делитель 4)слагаемые

А2. В одном доме 240 квартир, а во втором квартир в 2 раза меньше. Сколько квартир во втором доме?

    480 2) 138 3) 120 4) 242

А3 . В 1 день туристы прошли 15км, что в 3 раза больше, чем во 2 день. Сколько километров прошли туристы во 2 день?

1) 5км 2) 45км 3)12км 4)18км

А4 . Укажите число, которое не делится на 7.

1) 56 2) 48 3) 35 4) 21

В1 . Какое число больше 36 в 2 раза? Запишите это число.

В2. Во сколько раз 890 больше 178? Запишите это число.

С1 . Сколько четных трехзначных чисел можно составить из цифр 4, 5, 6? (Цифры могут повторяться)

8 этап.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Подводит итоги работы учащихся, выставляет оценки.

Анализируют свою работу на уроке. Отвечают на поставленные вопросы.

9 этап .

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Задает дифференцированное домашнее задание.

Учащиеся записывают задание в дневник. Берут карточки с заданием домой.

Обязательное задание:

1. Вычислить: 2001:69 + 58884:84

2. Решить уравнение:

а) х:17=34 б) (х – 8) *12=132

Дополнительное задание:

В воскресенье музей посетили m человек, в понедельник в 4 раза меньше, чем в воскресенье, а во вторник – на33 человека меньше, чем в воскресенье. Сколько человек посетили музей за эти три дня? Составьте выражение и вычислите при m =48, m = 100.

Литература:

Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. – 25-еизд., стер. – М. : Мнемозина,2009;

Контрольно-измерительные материалы. Математика: 5класс/ Составитель Л.В.Попова.-М.: ВАКО,2011;

Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 5 класса.М.:Классикс Стиль, 2007.

В этой статье мы рассмотрим правила и алгоритмы деления натуральных чисел. Сразу отметим, что здесь мы смотрим только на деление нацело, то есть без остатка. О делении натуральных чисел с остатком читайте в нашем отдельном материале.

Перед тем, как формулировать правило деления натуральных чисел, нужно понять связь деления с умножением. После того, как мы установим эту связь, последовательно рассмотрим самые простые случаи: деление натурального числа на себя и на единицу. Далее разберем деление с помощью таблицы умножения, деление методом последовательного вычитания, деление на числа, кратные числу 10 , различные степени числа 10 .

Для каждого случая приведем и подробно рассмотрим примеры. В конце статьи покажем, как проводить проверку результата деления.

Связь деления с умножением

Чтобы проследить связь между делением и умножением, вспомним, что деление представляется, как разбиение исходного делимого множества на несколько одинаковых множеств. Умножение связано с объединением нескольких одинаковых множеств в одно.

Деление - действие, обратное умножению. Что это значит? Приведем аналогию. Представим, что у нас есть b множеств, в каждом из которых - по с предметов. Общее количество предметов во всех множествах равно a . Умножение - это объединение всех множеств в одно. Математически оно запишется так:

Обратный процесс разбиения полученного общего множества на b множеств по с предметов в каждом соответствует делению:

На основе сказанного можно перейти к следующему утверждению:

Если произведение натуральных чисел c и b равно a , то частное чисел a и b равно c . Перепишем в буквенном виде.

Если b · c = a , то a ÷ b = c

Пользуясь переместительным свойством умножения, можно записать:

Отсюда также следует, что a ÷ с = b .

На основании сказанного можно сформулировать общий вывод. Если произведение чисел c и b равно a , то соответственно частные a ÷ b и a ÷ c равны c и b .

Подытожим все изложенное выше и дадим определение деления натуральных чисел.

Деление натуральных чисел

Деление - нахождение неизвестного множителя по известному произведению и другому известному множителю.

Это определение станет базой, на основе которой мы будем строить правила и методы деления натуральных чисел.

Деление методом последовательного вычитания

Только что мы говорили о делении в контексте умножения. На основе этого знания можно проводить операцию деления. Однако, существует еще один, достаточно простой и достойный внимания подход - деление методом последовательного вычитания. Этот способ понятен интуитивно, поэтому рассмотрим его на примере, не приводя теоретических выкладок.

Заголовок

Сколько будет 12 разделить на 4 ?

Иными словами данную задачу можно сформулировать так: имеется 12 предметов (например, апельсинов), и их нужно разделить на равные группы по 4 предмета (разложить в коробки по 4 штуки). Сколько будет таких групп или коробок по четыре апельсина в каждой?

Шаг за шагом будем отнимать от исходного количества по 4 апельсина и формировать группы по 4 до того момента, пока апельсины не закончатся. Количество шагов, которые нам придется сделать, и будет ответом на изначальный вопрос.

Из 12 апельсинов откладываем первую четверку в коробку. После этого в исходной куче апельсинов остается 12 - 4 = 8 цитрусовых. Из этих восьми в другую коробку забираем еще 4 . Теперь в исходной куче апельсинов осталось 8 - 4 = 4 штуки. Из этих четырех штук как раз можно сформировать еще одну, отдельную третью коробку, после чего в исходной куче останется 4 - 4 = 0 апельсинов.

Итак, мы получили 3 коробки, по 4 предмета в каждой. Иными словами, мы разделили 12 на 4 , и получили в результате 3 .

Работая с числами, не нужно каждый раз проводить аналогию с предметами. Что мы делали с делимым и делителем? Последовательно вычитали делитель из делимого, пока не получили нуль в остатке.

Важно!

При делении методом последовательного вычитания количество операций вычитания до получения нулевого остатка и есть частное от деления.

Для закрепления рассмотрим еще один, более сложный пример.

Пример 1. Деление последовательным вычитанием

Вычислим результат деления числа 108 на 27 методом последовательного вычитания.

Первое действие: 108 - 27 = 81 .

Второе действие: 81 - 27 = 54 .

Третье действие: 54 - 27 = 27 .

Четвертое действие: 27 - 27 = 0 .

Более действий не требуется. Мы получили ответ:

Отметим, что данный метод удобен только в случаях, когда необходимое количество последовательных вычитаний невелико. В остальных случаях целесообразно применять правила деления, которые мы рассмотрим ниже.

Деление равных натуральных чисел

Согласно свойствам натуральных чисел, сформулируем правило, как делить равные натуральные числа.

Деление равных натуральных чисел

Частное от деления натурального числа на равное ему натуральное число равно единице!

Например:

1 ÷ 1 = 1 ; 141 ÷ 141 = 1 ; 2589 ÷ 2589 = 1 ; 100000000 ÷ 100000000 = 1 .

Деление на единицу

Основываясь на свойствах натуральных чисел, можно также сформулировать правило деление натурального числа на единицу.

Деление натурального числа на единицу

Частное от деления любого натурального числа на единицу равно самому делимому числу.

Например:

1 ÷ 1 = 1 ; 141 ÷ 1 = 141 ; 2589 ÷ 1 = 2589 ; 100000000 ÷ 1 = 100000000 .

Таблица умножения - удобный инструмент, который позволяет найти произведения однозначных натуральных чисел. Однако, ее можно использовать и для деления.

Таблица умножения позволяет находить не только результат произведения множителей, но и множитель по известному произведению и другому множителю. Как мы выяснили ранее, деление - это как раз и есть нахождение неизвестного множителя по известному произведению и еще одному множителю.

С помощью таблицы умножения можно проводить деление любого числа на желтом фоне на любое однозначное натуральное число. Покажем, как это делать. Есть два способа, применение которых мы будем рассматривать на примерах.

Разделим 48 на 6 .

Способ первый.

В столбце, верхняя ячейка которого содержит делитель 6 , находим делимое 48 . Результат деления при этом находится в крайней левой ячейке строки, содержащей делимое. Он обведен синей окружностью.

Способ второй.

Сначала в строке с делителем 6 находим делимое 48 . Результат деления при этом находится в крайней верхней ячейке столбца, содержащем делимое. Он обведен синей окружностью.

Итак, мы разделили 48 на 6 и получили 8 . Результат был найден по таблице умножения двумя способами. Оба способа абсолютно идентичны.

Для закрепления рассмотрим еще один пример. Разделим 7 на 1 . Приведем рисунки, иллюстрирующие процесс деления.

В результате деления числа 7 на 1, как вы уже догадались, получается число 7 . В делении с помощью таблицы умножения очень важно знать эту таблицу наизусть, так как не всегда можно иметь ее под рукой.

Деление на 10, 100, 1000 и т.д.

Сразу сформулируем правило деления на натуральных чисел на 10 , 100 , 1000 и т.д. Сразу будем считать, что деление без остатка возможно.

Деление на 10, 100, 1000 и т.д.

Результатом деления натурального числа на 10 , 100 , 1000 и т.д. является такое натуральное число, запись которого получается из записи делимого если справа от него отбросить 1 , 2 , 3 и т.д. нулей.

Отбрасывается столько нулей, сколько из есть в записи делителя!

Например, 30 ÷ 10 = 3 . От числа 30 мы отбросили один нуль.

Частное 120000 ÷ 1000 равно 120 - от числа 120000 отбрасываем справа три нуля, именно столько их содержится в делителе.

Обоснование правила строится на правиле умножения натурального числа на 10 , 100 , 1000 и т.д. Приведем пример. Пусть нужно разделить 10200 на 100 .

10200 = 102 · 100

10200 ÷ 100 = 102 · 100 100 = 102 .

Представление делимого в виде произведения

При делении натуральных чисел не стоит забывать о свойстве деления произведения двух чисел на натуральное число. Иногда делимое можно представить в виде произведения, один из множителей в котором делится на делитель.

Рассмотрим типичные случаи.

Пример 2. Представление делимого в виде произведения

Разделим 30 на 3 .

Делимое 30 можно представить в виде произведения 30 = 3 · 10 .

Имеем: 30 ÷ 3 = 3 · 10 ÷ 3

Воспользовавшись свойством деления произведения двух чисел, получаем:

3 · 10 ÷ 3 = 3 ÷ 3 · 10 = 1 · 10 = 10

Приведем еще несколько аналогичных примеров.

Пример 3. Представление делимого в виде произведения

Вычислим частное 7200 ÷ 72 .

Представляем делимое в виде 7200 = 72 · 100 . При этом, результат деления будет следующим:

7200 ÷ 72 = 72 · 100 ÷ 72 = 72 ÷ 72 ÷ 100 = 100

Пример 4. Представление делимого в виде произведения

Вычислим частное: 1600000 ÷ 160 .

1600000 = 160 · 10000

1600000 ÷ 160 = 160 · 10000 ÷ 160 = 160 ÷ 160 · 10000 = 10000

В более сложных примерах удобно пользоваться таблицей умножения. Проиллюстрируем это.

Пример 5. Представление делимого в виде произведения

Разделим 5400 на 9 .

Таблица умножения подсказывает нам, что 54 делится на 9 , поэтому делимое целесообразно представить в виде произведения:

5400 = 54 · 100 .

Теперь закончим деление:

5400 ÷ 9 = 54 · 100 ÷ 9 = 54 ÷ 9 · 100 = 6 · 100 = 600

Для закрепления данного материала рассмотрим еще один пример, уже без подробных словесных пояснений.

Пример 6. Представление делимого в виде произведения

Посчитаем, сколько будет 120 разделить на 4 .

120 ÷ 4 = 12 · 10 ÷ 4 = 12 ÷ 4 · 10 = 3 · 10 = 30

Деление натуральных чисел, оканчивающихся на нуль

При делении чисел, записи которых оканчиваются цифрой 0 , полезно помнить свойство деления натурального числа на произведение двух чисел. При этом, делитель представляется в виде произведения двух множителей, после чего указанное свойство находит применение в совокупности с таблицей умножения.

Как всегда, поясним это на примерах.

Пример 7. Деление натуральных чисел, оканчивающихся на 0

Разделим 490 на 70 .

Запишем 70 в виде:

Используя свойство деления натурального числа на произведение, можно записать:

490 ÷ 70 = 490 ÷ 7 · 10 = 490 ÷ 10 ÷ 7 .

Деление на 10 мы уже разобрали в предыдущем пункте.

490 ÷ 10 ÷ 7 = 49 ÷ 7 = 7

Для закрепления разберем еще один, более сложный пример.

Пример 8. Деление натуральных чисел, оканчивающихся на 0

Возьмем числа 54000 и 5400 и разделим их.

54000 ÷ 5400 = ?

Представим 5400 в виде 54 · 100 и запишем:

54000 ÷ 5400 = 54000 ÷ 54 · 100 = 54000 ÷ 100 ÷ 54 = 540 ÷ 54 .

Теперь делимое 540 представляем в виде 54 · 10 и записываем:

540 ÷ 54 = 54 · 10 ÷ 54 = 54 ÷ 54 · 10 = 10

54000 ÷ 5400 = 10 .

Подведем итог по изложенному в данном пункте.

Важно!

Если в записях делимого и делителя справа присутствуют нули, то нужно избавиться от одинакового количества нулей как в делимом, так и в делителе. После этого выполнить деление получившихся чисел.

Например, деление чисел 64000 и 8000 сведется к делению чисел 64 и 8 .

Метод подбора частного

Прежде чем рассматривать этот способ деления, введем некоторые условия.

Пусть числа a и b делятся друг на друга, причем произведение b · 10 дает число, большее, чем a . В таком случае частное a ÷ b является однозначным натуральным числом. Иными словами, это число от 1 до 9 . Это типичная ситуация, когда метод подбора частного удобен и применим. Последовательно умножая делитель на 1 , 2 , 3 , . . , 9 и сравнивая результат с делимым, можно найти частное.

Рассмотрим пример.

Пример 9. Подбор частного

Разделим 108 на 27 .

Легко заметить, что 27 · 10 = 270 ; 270 > 108 .

Начнем подбор частного.

27 · 1 = 27 27 · 2 = 54 27 · 3 = 81 27 · 4 = 108

Бинго! Частное найдено методом подбора:

Отметим, что в случаях, когда b · 10 > a частное также удобно находить методом последовательного вычитания.

Представление делимого в виде суммы

Еще один способ, который может помочь найти частное - это представить делимое в виде суммы нескольких натуральных чисел, каждое из которых легко делится на делитель. После этого нам пригодится свойство деления суммы натуральных чисел на число. Вместе с примером рассмотрим алгоритм и ответим на вопрос: в виде каких слагаемых представлять делимое?

Пусть делимое равно 8551 , а делитель равен 17 .

  1. Вычислим, на сколько в записи делимого больше знаков, чем в записи делителя. В нашем случае делитель содержит два знака, а делимое - четыре. Значит в записи делимого на два знака больше. Запоминаем число 2 .
  2. Справа в делителе дописываем два нуля. Почему два? В предыдущем пункте мы как раз и определили это число. Однако, если записанное в результате число окажется больше делителя, из числа, полученного в предыдущем пункте, нужно вычесть 1 . В нашем примере, дописав нули к делителю, мы получили число 1700 < 8551 . Таким образом, отнимать единицу из двойки, полученной в первом пункте, не нужно. В памяти так же оставляем число 2 .
  3. К числу 1 справа приписываем нули в количестве, определенном числом из предыдущего пункта. Тем самым мы получаем рабочую единицу разряда, с которым будем оперировать далее. В нашем случае, к единице приписываются два нуля. Рабочий разряд - сотни.
  4. Проводим последовательное умножения делителя на 1 , 2 , 3 и т.д. единицы рабочего разряда до того момента, пока не получим число, большее, чем делимое. 17 · 100 = 1700 ; 17 · 200 = 3400 ; 17 · 300 = 5100 ; 17 · 400 = 6400 ; 17 · 500 = 8500 ; 17 · 600 = 10200 Нас интересует предпоследний результат, так как следующий после него результат произведения больше делимого. Число 8500 , которое получено на предпоследнем шаге при умножении, и является первым слагаемым. Запоминаем равенство, которое мы будем использовать далее: 8500 = 17 · 500 .
  5. Вычисляем разность между делимым и найденным слагаемым. Если она не равна нулю, возвращаемся к первому пункту и начинаем поиск второго слагаемого, используя вместо делимого уже полученную разность. Повторяем пункты до тех пор, пока в результате не получим нуль. В нашем примере разность равна 8551 - 8500 = 51 . 51 ≠ 0 , поэтому, переходим к пункту 1 .

Повторяем алгоритм:

  1. Сравниваем количество знаков в новом делимом 51 и делителе 17 . В обоих записях по две цифры, разность количества знаков равно нулю. Запоминаем число 0 .
  2. Так как мы запомнили число 0 , в записи делителя не нужно дописывать дополнительных нулей.
  3. К единице также не будем добавлять нулей. Опять же, потому что в первом пункте мы запоминали число 0 . Таким образом, нашим рабочим разрядом являются единицы
  4. Последовательно умножаем 17 на 1 , 2 , 3 , . . и т.д. Получаем: 17 · 1 = 17 ; 17 · 2 = 34 ; 17 · 3 = 51 .
  5. Очевидно, на третьем шаге мы получили число, равное делителю. Это и есть второе слагаемое. Так как 51 - 51 = 0 , на этом этапе останавливаем поиск слагаемых - он завершен.

Теперь осталось найти частное. Делимое 8551 мы представили в виде суммы 8500 + 51 . Запишем:

8500 + 51 ÷ 17 = 8500 ÷ 17 + 51 ÷ 17 .

Результаты делений в скобках известны нам из проведенных ранее действий.

8500 + 51 ÷ 17 = 8500 ÷ 17 + 51 ÷ 17 = 500 + 3 = 503 .

Результат деления: 8551 ÷ 17 = 503 .

Рассмотрим еще несколько примеров, уже не комментируя каждое действие столь детально.

Пример 10. Деление натуральных чисел

Найдем частное: 64 ÷ 2 .

1. В записи делимого на один знак больше, чем в записи делителя. Запоминаем цифру 1 .

2. Справа у делителя приписываем один нуль.

3. К числу 1 приписываем один нуль и получаем единицу рабочего разряда - 10 . Рабочий разряд, таким образом - десятки.

4. Начинаем последовательное умножение делителя на единицы рабочего разряда. 2 · 10 = 20 ; 2 · 20 = 40 ; 2 · 30 = 60 ; 2 · 40 = 80 ; 80 > 64 .

Первое найденное слагаемое - число 60.

Равенство 60 ÷ 2 = 30 ещё пригодится нам в будущем.

5. Ищем второе слагаемое. Для этого вычисляем разность 64 - 60 = 4 . Число 4 делится на 2 без остатка, очевидно, это и есть второе слагаемое.

Теперь находим частное:

64 ÷ 2 = 60 + 4 ÷ 2 = 60 ÷ 2 + 4 ÷ 2 = 30 + 2 = 32 .

Пример 11. Деление натуральных чисел

Решим: 1178 ÷ 31 = ?

1. Видим, что в записи делимого на два знака больше, чем в делителе. Запоминаем число 2 .

2. К делителю справа добавляем два нуля. Получаем число 3100 .

3100 > 1178 , поэтому запомненное число 2 из первого пункта нужно уменьшить на единицу.

3. К единице справа добавляем один нуль и получаем рабочий разряд - десятки.

4. Умножаем 31 на 10 , 20 , 30 , . . и т.д.

31 · 10 = 310 ; 31 · 20 = 620 ; 31 · 30 = 930 ; 31 · 40 = 1240

1240 > 1178 , следовательно, первым слагаемым является число 930 .

5. Вычисляем разность 1178 - 930 = 248 . С числом 248 на месте делимого начинаем искать второе слагаемое.

1. В записи числа 248 на один знак больше, чем в числе 31 . Запоминаем цифру 1 .

2. К 31 прибавляем справа один нуль. Так как 310 > 248 , уменьшаем полученную в предыдущем пункте единицу, и в итоге имеем число 0 .

3. Так как мы запомнили число 0 , то к единице не нужно приписывать дополнительных нулей, и разряд единиц - рабочий разряд.

4. Последовательно умножаем 31 на 1 , 2 , 3 , . . и т.д., сравнивая результат c делимым.

31 · 1 = 31 ; 31 · 2 = 62 ; 31 · 3 = 93 ; 31 · 4 = 124 ; 31 · 5 = 155 ; 31 · 6 = 186 ; 31 · 7 = 217 ; 31 · 8 = 248

Таким образом, именно число 248 и является вторым слагаемым, которое делится на 31 .

5. Разность 248 - 248 равна нулю. Заканчиваем поиск слагаемых, запоминаем соотношение 248 ÷ 31 = 8 и находим частное.

1178 ÷ 31 = 930 + 248 ÷ 31 = 930 ÷ 31 + 248 ÷ 31 = 30 + 8 = 38 .

Постепенно увеличиваем сложность примеров.

Пример 12. Деление натуральных чисел

Разделим 13984 на 32 .

В данном случае описанный выше алгоритм нужно будет применить три раза. Не будем приводить все выкладки, просто укажем, в виде каких слагаемых будет представлен делитель. Вы можете проверить себя, и провести вычисления самостоятельно.

Первое слагаемое равно 12800 .

12800 ÷ 32 = 400 .

Второе слагаемое равно 960 .

960 ÷ 32 = 30 .

Третье слагаемое равно 224 .

Результат:

13984 ÷ 32 = 12800 + 960 + 224 ÷ 32 = 12800 ÷ 32 + 960 ÷ 32 + 224 ÷ 32 = 400 + 30 + 7 = 437 .

Казалось бы, мы рассмотрели практически все возможные способы деления натуральных чисел. На этом, тему можно считать закрытой. Однако, есть способ, который в ряде случаев позволяет провести деление быстрее и рациональнее.

Рассмотрим его напоследок.

Представление делимого в виде разности натуральных чисел

Иногда делимое проще и удобнее представлять в виде разности, а не суммы. Это может значительно ускорить и облегчить процесс деления. Как именно? Покажем на примере.

Пример 13. Деление натуральных чисел

Разделим 594 на 6 .

Если воспользоваться алгоритмом из предыдущего пункта, мы получим в результате:

594 ÷ 6 = 540 + 54 ÷ 6 = 540 ÷ 6 + 54 ÷ 6 = 90 + 9 = 99 .

Однако, если число 594 представить в виде разности 600 - 6 , все становится гораздо очевиднее. Оба числа 600 и 6) делятся на 6 . По свойству деления разности натуральных чисел, мы получаем:

594 ÷ 6 = 600 - 6 ÷ 6 = 600 ÷ 6 - 6 ÷ 6 = 100 - 1 = 99

Результат тот же, но действия объективно легче и проще.

Решим еще один пример тем же методом. Отметим, что важно уметь правильно заметить, какую манипуляцию сделать с числами, чтобы провести деление легко. Скажем даже, что в этом присутствует некоторый элемент искусства.

Пример 14. Деление натуральных чисел

Вспоминаем таблицу умножение и понимаем: число 483 удобно представить в виде 483 = 490 - 7 .

490 ÷ 7 = 70 7 ÷ 7 = 1

Проводим деление:

483 ÷ 7 = (490 - 7) ÷ 7 = 490 ÷ 7 - 7 ÷ 7 = 70 - 1 = 69 .

Проверка результата деления

Проверка никогда не бывает лишней, особенно, если мы делили большие числа. Как проверять, правильно ли выполнено деление натуральных чисел? При помощи умножения!

Чтобы проверить правильно ли выполнено деление, нужно частное умножить на делитель. В результате должно получится делимое.

Смысл этого действия очень прост. Например, у нас было a предметов, и эти a предметов мы разложили на b кучек. В каждой кучке оказалось по с предметов. Математически это выглядит так:

Теперь объединим обратно все b кучек по с предметов. В результате должно получится та же совокупность предметов a .

Рассмотрим проведение проверки на двух примерах.

Пример 15. Проверка результата деления натуральных чисел

Число 475 разделили на 19 . В результате получилось 25 . Правильно ли выполнено деление?

Умножим частное 25 на делитель 19 и выясним, верно ли разделили числа.

25 · 19 = 475 .

Число 475 равно делимому, значит, деление выполнено верно.

Пример 16. Проверка результата деления натуральных чисел

Разделите и проверьте результат:

Будем представлять делимое в виде суммы слагаемых и осуществлять деление.

1024 ÷ 32 = 960 + 64 ÷ 32 = 960 ÷ 32 + 64 ÷ 32 = 30 + 2 = 32 .

Проверим результат:

32 · 32 = 1024 .

Вывод: деление выполнено верно.

Проверка результата деления чисел делением

Рассмотренный выше способ проверки основан на умножении. Существует также проверка делением. Как ее проводить?

Проверка результата деления

Чтобы проверить верно ли найдено частное, нужно делимое разделить на полученное частное. В результате должен получится делитель.

Если выходит иначе, можно сделать вывод о том, что где-то закралась ошибка.

Правило основано на той же связи между делимым, делителем и частным, что и правило из предыдущего пункта.

Рассмотрим примеры.

Пример 17. Проверка результата деления натуральных чисел

Верно ли равенство:

Разделим делимое на частное:

104 ÷ 8 = 80 + 24 ÷ 8 = 80 ÷ 8 + 24 ÷ 8 = 10 + 3 = 13 .

В результате получился делитель, значит, деление выполнено верно.

Пример 18. Проверка результата деления натуральных чисел

Вычислим и проверим: 240 ÷ 15 = ?

Представляя делимое в виде суммы, получаем:

240 ÷ 15 = 150 + 90 ÷ 15 = 150 ÷ 15 + 90 ÷ 15 = 10 + 6 = 16 .

Проверяем результат:

240 ÷ 16 = 160 + 80 ÷ 16 = 160 ÷ 16 + 80 ÷ 16 = 10 + 5 = 15 .

Деление выполнено верно.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

§ 1 Деление натуральных чисел

В этом уроке вы познакомитесь с такими понятиями как делимое, делитель, частное, а также рассмотрите некоторые свойства деления и научитесь решать уравнения с неизвестным множителем, неизвестным делимым и неизвестным делителем.

Давайте решим задачу:

30 тетрадей надо разложить поровну в 3 стопки. Сколько тетрадей окажется в каждой стопке?

Пусть в каждой стопке лежит Х тетрадей, тогда по условию задачи

Нетрудно догадаться, что только одно число при умножении на 3 дает 30. Это число 10. Ответ: В каждой стопке лежит по 10 тетрадей. Т.е. мы по заданному произведению 30 и одному из множителей 3 нашли неизвестный множитель. Он равен 10.

Таким образом, получили определение: действие, с помощью которого по произведению и одному из множителей находят другой множитель, называют делением.

Пишут так:

Число, которое делят, называют делимым, число на которое делят называют делителем, а результат деления называют частным, кстати частное показывает, во сколько раз делимое больше, чем делитель. В нашем случае делимое - это 30, делитель - это 3, частное - это 10.

§ 2 Свойства деления натуральных чисел

А теперь рассмотрим свойства деления:

Как вы думаете, любое число может быть делителем? Нет! На ноль делить нельзя!

А можно ли делить на единицу? Да. При делении любого числа на единицу, получается это же число, например, 18 разделить на один равно 18.

А может ли делимое быть равным нулю? Да! При делении нуля на любое натуральное число получается нуль. Например, 0 разделить на 4 равно 0.

Давайте выполним несколько заданий.

Первое: решите уравнение 4х = 144. По смыслу деления имеем х = 144: 4, то есть х = 36. Таким образом, можно сделать вывод: чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.

Второе задание: решите уравнение х: 11 = 22. По смыслу деления, х - произведение множителей 11 и 22. Значит, х равно 11 умножить на 22 , то есть х = 242.

Значит, чтобы найти неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель.

Задание № 3: решите уравнение 108: х = 6. По смыслу деления, число 108 - это произведение множителей 6 и х, то есть 6х = 108. Применяя правило для нахождения неизвестного множителя, имеем х = 108: 6, то есть х = 18.

Получаем еще одно правило: чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное.

Таким образом, на этом уроке Вы познакомились с таким понятиями как делимое, делитель, частное, а также рассмотрели некоторые свойства деления и получили правила для решения уравнений с неизвестным множителем, неизвестным делимым или неизвестным делителем.

Список использованной литературы:

  1. Математика 5 класс. Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. 31-е изд., стер. - М: 2013.
  2. Дидактические материалы по математике 5 класс. Автор - Попов М.А. – 2013г.
  3. Вычисляем без ошибок. Работы с самопроверкой по математике 5-6 классы. Автор - Минаева С.С. – 2014г.
  4. Дидактические материалы по математике 5 класс. Авторы: Дорофеев Г.В., Кузнецова Л.В. – 2010г.
  5. Контрольные и самостоятельные работы по математике 5 класс. Авторы - Попов М.А. – 2012г.
  6. Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. - 9-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2009.

Деление - это арифметическое действие обратное умножению, посредством которого узнаётся, сколько раз одно число содержится в другом.

Число, которое делят, называют делимым , число, на которое делят, называют делителем , результат деления называют частным .

Подобно тому, как умножение заменяет неоднократно повторяемое сложение, деление заменяет неоднократно повторяемое вычитание. Например, число 10 разделить на 2 - значит узнать, сколько раз число 2 содержится в 10:

10 - 2 - 2 - 2 - 2 - 2 = 0

Повторяя операцию вычитания 2 из 10, мы находим, что 2 содержится в числе 10 пять раз. Это легко проверить сложив пять раз 2 или умножив 2 на 5:

10 = 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 2 · 5

Для записи деления используется знак: (двоеточие), ÷ (обелюс) или / (косая черта). Он ставится между делимым и делителем, при этом делимое записывается слева от знака деления, а делитель - справа. Например, запись 10: 5 означает, что число 10 делится на число 5. Справа от записи деления ставят знак = (равно), после которого записывают результат деления. Таким образом, полная запись деления выглядит так:

Эта запись читается так: частное десяти и пяти равняется двум или десять разделить на пять равно два.

Также деление можно рассматривать как действие, посредством которого одно число делится на столько равных частей, сколько единиц содержится в другом числе (на которое делится). Таким образом определяется сколько единиц содержится в каждой отдельной части.

Например, у нас есть 10 яблок, разделив 10 на 2 мы получим две равные части, каждая из которых содержит 5 яблок:

Проверка деления

Для проверки деления можно частное умножить на делитель (или наоборот). Если в результате умножения получится число, равное делимому, то деление выполнено верно.

Рассмотрим выражение:

где 12 - это делимое, 4 - это делитель, а 3 - частное. Теперь выполним проверку деления, умножив частное на делитель:

или делитель на частное:

Деление также можно проверить делением, для этого надо делимое разделить на частное. Если в результате деления получится число, равное делителю, то деление выполнено правильно:

Основное свойство частного

У частного есть одно важное свойство:

Частное не изменится, если делимое и делитель умножить или разделить на одно и то же натуральное число.

Например,

32: 4 = 8, (32 · 3) : (4 · 3) = 96: 12 = 8 32: 4 = 8, (32: 2) : (4: 2) = 16: 2 = 8

Деление числа самого на себя и единицу

Для любого натурального числа a верны равенства:

a : 1 = a
a : a = 1

Число 0 в делении

При делении нуля на любое натуральное число получается нуль:

0: a = 0

Делить на нуль нельзя.

Рассмотрим, почему нельзя делить на нуль. Если делимое не нуль, а любое другое число, например 4, то разделить его на нуль значило бы найти такое число, которое после умножения на нуль даёт в результате число 4. Но такого числа нет, потому что любое число после умножения на нуль даёт снова нуль.

Если же делимое тоже равно нулю, то деление возможно, но частным может служить любое число, потому что в этом случае любое число после умножения на делитель (0) даёт нам делимое (т. е. снова 0). Таким образом, деление хоть и возможно, но не приводит к единственному определённому результату.