Сценарий вечера православной поэзии в библиотеке. Сценарий литературно-музыкального вечера «Есть сила благодатная в созвучье слов живых

Сценарий поэтического вечера «Пока горит свеча…»

Презентация сборника местных поэтов «Знакомое вязанье букв»

1 ведущий: Стихи не пишутся – случаются,

Как чувства или как закат.

Душа – слепая соучастница.

Не написал – случилось так.

2 ведущий: Эти строки из стихотворения Андрея Андреевича Вознесенского можно взять эпиграфом нашего поэтического вечера «Пока горит свеча».

1 ведущий: Хорошие стихи – всегда тайна. Конечно, ничего бы не случилось, если бы не было стихов. Мир бы не рухнул, но был бы беднее, унылее в духовном плане. Иногда мы просто не замечаем, что поэзия всегда с нами.

2 ведущий: Поэзия – это удивительная вещь. Она заставляет нас по-новому смотреть на мир. Она дает возможность выразить свои чувства, которые накопились в сердце. Поэзия возвышает нас над миром повседневности, будничности, обогащая духовно. Она помогает нам быть добрее, решительнее, нежнее, мужественнее.

Поэтому не случайно, что поэзия – это часть нашей жизни. Для кого-то большая, для кого-то совсем незаметная, но, безусловно, для всех – важная. Но есть люди, для которых поэзия, творчество – это жизнь.

1 ведущий: И в нашем городе есть люди, для которых творчество – важная часть их жизни. При еженедельнике «Город» уже много лет существует литобъединение « У негаснущей свечи», которое объединяет более 30 человек: от 10 до 80 лет. Сборник «Знакомое вязанье букв»- это результат творческой деятельности членов литобъединения.

2 ведущий: Авторам сборника от 14 до 75 лет. Люди разных поколений, но их объединяет любовь к прозе и поэзии. В книгу «Знакомое вязанье букв» вошли стихи почти профессиональные и совсем любительские, но все они очень искренние. Переживания и чувства талантливых людей отразились в их литературных строках. Они о любви, новых встречах и открытиях, о сожалениях и разлуке, осмыслении добра и зла и, конечно же, о Родине.

Чтец: Борис Пахомов «Родина»

Мне всех чужих дорог дороже

Мое родное бездорожье

И пляж на берегу Хопра,

И озорная детвора,

Резвящаяся у реки.

И головы, как поплавки

Во время утреннего клева-

Появятся, исчезнут снова,

И водных лилий белизна,

Грибная осень и весна,

С ее бунтующим разливом –

Лишь здесь бываю я счастливым.

1 чтец: Галина Дерловская.

Россия.

Старый дом наш. Дорога в поле.

И тропинка, бегущая в лес…

Как мне дорого это раздолье

Многогранностью этих чудес!

Ветер травы высокие гладит

Терпеливой и теплой рукой.

И, коснувшись серебряной глади,

Замирает, любуясь рекой.

Возле лодки травинка поникла,

И камыш у затона затих.

Индевея, глядит ежевика

Синим глазом из листьев своих.

Здесь поляны полны девясила,

Многозвучен чарующий лес…

Может родом отсюда Россия:

Вот из этих загадочных мест?

2 чтец : Борис Пахомов « На горе Тарасовой»

На горе Тарасовой у Хопра,

Повстречался с Осенью я вчера.

Говорила рыжая: « Не грусти,

Никому от осени не уйти.

Со времен творения так пошло –

Это мудрость Божия, а не зло.

Посмотри, не вечна и я сама,

Скоро одолеет меня Зима,

Спеленает саваном из снегов –

А с зимою встретиться ты готов?

Только помни, главное впереди:

Будет время новое зацвести.

И Зима проходит, за ней Весна.

Встрепенется спящее ото сна,

Нежными ростками заполнит Новь-

Все вернется: Молодость и любовь»

Я ответил Осени: « Что мне грусть.

Время скорым поездом – ну и пусть.

Еду в этом поезде у окна,

Там все время новая даль видна.

И грустить не хочется – я в пути.

Будет скоро станция, чтоб сойти.

Выйду, все выходят, когда-нибудь,

Отдохну, чтоб в новый собраться путь.

(Может Явь там будет, а может сон?!)

А потом запрыгну в другой вагон.

В прошлой жизни где-то оставлю снег

И навстречу новой помчусь Весне…»

На горе Тарасовой у Хопра

Подружился с Осенью я вчера…

1 ведущий: Оправленный в золото полей и трепетный изумруд лесов, пронизанный сапфирами рек и прудов, лежит посреди Великой России малая ее частица – Балашовский край. Ни с какими другими красотами не сравнить задумчивую тишину сосновых лесов, трепетную красоту берегов Хопра, манящую прохладу реки.

3 чтец : Владимир Алексеев «Солнечная ель»

Люблю ходить в сосновый бор:

Послушать тишину.

Люблю я ели стройный стан,

Что рвется в вышину.

Я прикоснусь к ее стволу,

И сердце запоет,

Как будто с облаком вверху

Навстречу мне плывет.

И солнца вспыхнули лучи,

И ель от ласки задрожала,

А иглы засверкали вдруг,

Как будто искры от пожара.

4 чтец: Людмила Семенкова

Радуюсь осеннему диву,

Прежде не видела такого:

Упали в саду на сливу

Осколки неба голубого.

Небесные блики сладки,

Урожай к сбору готов –

Прогнулись тонкие ветки

От тяжести спелых плодов.

Прощаюсь с осенним чудом,

Что прячется под листвой,

И долго помнить буду

Сапфиры над головой.

5 чтец: Антонина Баева

Иду – шагаю по тропинке.

Шурша клюкой от пня до пня.

Взгляд подняла, гляжу, калинка

Приветливо зовет меня.

Зовет и машет мне платочком

Заветным, алым, как заря;

Знать оказалась я в лесочке

Сегодня уж совсем не зря.

Я подошла, она мне внятно

На ушко шепчет: «Вот, сорви,

Попробуй, как она приятна,

Пылает, как огонь любви».

Губами бусинку сорвала –

Кусочек яркого огня –

Та лопнула, затрепетала

И окровавила меня.

Ну что еще сравниться может

Со вкусом ягоды лесной?

Калинка шепчет мне тревожно:

«Не уходи, побудь со мной,

Нарежь в лукошко ягод чудных,

Да осторожно, не помни.

И приходи еще, побудем

Здесь, в тишине с тобой одни»

Песня «Уголок России»

2 ведущий : Поэзия и любовь – это слова синонимы. Никакое стихотворение не может существовать без любви. Любовь к Родине, к родным местам, любовь к близким и дорогим людям.

6 чтец : Валентина Иванова «Берегите близких»

Берегите своих близких и родных,

Берегите от волнений этой жизни,

Не несите огорчений, слов пустых,

Берегите их от суеты излишней.

Оградите их от горя и тревог,

Утешайте их, когда они печальны.

Этот мир бывает так жесток.

Да и мы совсем не идеальны.

Подарите близким теплый взгляд,

Чтобы излучался он из сердца,

Пусть и их глаза теплом горят,

Как у вновь рожденного младенца.

Говорите им о счастье и любви,

Исполняйте их заветные желанья,

Пусть забудутся нерадостные дни

И останутся любви воспоминанья.

7 чтец : Надежда Ковалева

Я не дышу, я чуть жива,

Боюсь спугнуть я танец листьев.

И паутины тонких нитей

Как солнечные кружева.

Лимонный дым очарованья,

Как в детстве, любопытно нов,

И пышное природы увяданье

Сплетается с понятием любовь.

Очаровала осень, опалила

Багрянцем вишни, золотом ольху.

Какая же божественная сила

Прогнала напрочь от меня тоску.

И неба синь до слез напоминает

Мне дорогие мамины глаза.

И прошлого страницы оживают,

Но жаль, что прикоснуться к ним нельзя.

1 ведущий : На нашем вечере звучали произведения, которые вошли в сборник «Знакомое вязанье букв». Конечно, мы прочитали лишь маленькую частичку из всего количества произведений, которые вошли в сборник. Причем здесь не только стихи, но и прозаические миниатюры, интервью редактора еженедельника «Город» Виктора Пангаева с известными поэтами, цикл статей на православную тематику.

2 ведущий : Сегодня у нас в гостях авторы, чьи произведения вошли в сборник «Знакомое вязанье букв» Это люди, которые частичку своей души, сердца вложили в те стихотворения, миниатюры, которые представлены в сборнике. Это

1 ведущий: Слово предоставляется руководителю литературного объединения при еженедельнике «Город», заместителю редактора газеты, члену Союза журналистов России Ирине Висловой.

1 ведущий : Большое спасибо вам за участие в нашем вечере, больших вам творческих успехов, чтобы увидел свет еще не один сборник замечательных произведений.

2 ведущий: Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа.

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру,

Душа в заветной лире мой прах переживет

И тленья убежит. И славен буду я

Доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит.

1 ведущий: Прав был Александр Сергеевич Пушкин, его дело – поэзия будет жить вечно, потому что есть люди, для которых писать, творить – это душевная необходимость, это жизнь.

Клип А.Макаревича на песню «Пока горит свеча»


Литературно-музыкальный духовный час
«Неугасающая сила молитвенного слова»
(Молитва в русской поэзии)
Слайд 1
Слайд 2
1. Ведущий
Жизнь без Христа - случайный сон,Блажен, кому дано два слуха -Кто и церковный слышит звон,И слышит вещий голос Духа!(Я. П. Полонский)
Звучит мелодия колокольного звона Свято-Троицкого собора
Слайд 3
2 . Ведущий.
Русская поэзия началась с молитв. Через молитву человек соединялся с Богом, укреплялся духом, и легче ему было преодолевать выпавшие на его долю невзгоды и трудности. О постоянном обращении наших предков через молитву к Богу говорит пословица:
Не хлебом живы - молитвою.
1. Ведущий
Среди родоначальников русской молитвенной поэзии – летописец Нестор, Феодосий Печерский, Илларион, Кирилл Туровский, Максим Грек, Иван Грозный. Это имена первых русских поэтов. Именно с молитв начинается русская поэзия. Одно из первых молитвенных стихотворений принадлежит Владимиру Мономаху:
Слайд 4
Чтец 1
Премудрости наставники смысла податель,неразумным учительи нищим заступник!Утверди в разуме сердце мое, владыка!Дай мне дар слова, отче!
Устам моим не запрещай взывать к тебе!Милостивый, помилуй падшего!
2. Ведущий
Первые молитвенные стихи еще не имеют рифмы, но их музыкально-ритмическая организация очевидна. Хорошо известны молитвенные шедевры авторов 19, 20 веков – золотого и серебряного веков русской поэзии.
Чтец 2
Чтение стихотворения И. Козлова
Слайд 5
Молитва
Прости мне, Боже, прегрешенья
И дух мой томный обнови,
Дай мне терпеть мои мученья
В надежде, вере и любви.
Не страшны мне мои страданья:
Они залог любви святой;
Но дай, чтоб пламенной душой
Я мог лить слёзы покаянья.
Взгляни на сердца нищету,
Дай Магдалины жар священный,
Дай Иоанна чистоту;
Дай мне донесть венец мой тленный
Под игом тяжкого креста
К ногам Спасителя Христа.
3 декабря 1839
Слайд 6
1. Ведущий. В стихотворении А. Блока «Девушка пела в церковном хоре» пение девушки становится ее молитвой о всех тех, кому сейчас трудно. Прекрасное пение, девушка в белом платье, напоминающая ангела, красота, покой и умиротворенность храма - все это противопоставлено грубой действительности, ужасам и жестокости времени войн и революций.
Слайд 7
Чтец 3. Чтение стих-я А.Блока «Девушка пела в церковном хоре»
Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю, О всех кораблях, ушедших в море, О всех забывших радость свою.
Так пел ее голос, летящий в купол, И луч сиял на белом плече, И каждый из мрака смотрел и слушал, Как белое платье пело в луче.
И всем казалось, что радость будет, Что в тихой заводи все корабли, И что на чужбине усталые люди Светлую жизнь себе обрели…
И голос был сладок, и луч был тонок, И только высоко, у Царских врат, Причастный тайнам, - плакал ребенок О том, что никто не придет назад.
2. Ведущий. Почти у каждого русского поэта, за редким исключением, есть стихотворения-молитвы, которые можно назвать жемчужинами духовной поэзии, потому что именно они обладают живительной силой исцелять измученные житейскими невзгодами человеческие души.
О великой силе молитвы говорится в стихотворении М.Ю. Лермонтова «В минуту жизни трудную…»
Звучит видеоролик, романс на стихи М.Ю. Лермонтова «В минуту жизни трудную…»
1. Ведущий: Знаем ли мы, какую молитву твердит лермонтовский герой? Нет. Поэт об этом умалчивает. Почему? Наверное, не важно, какая это молитва, а важно то, как она произносится. Любая молитва может стать «чудной», «благодатной», если она идет от чистого сердца и с глубокой верой.
Слайд 8
2. Ведущий: О молитвенном чуде и стихотворение Василия Афанасьева «Жаворонок».
Чтец 4. Чтение стихотворения «Жаворонок»:Учусь у жаворонка яС самозабвением молиться, -Как заливается, друзья,В лазури чистой эта птица!Над полем, лугом, над рекойВзлетает в небо он, ликуя...А я?.. Подай мне, Боже мой,Молитву дивную такую!
Слайд 9
1. Ведущий. У А.С.Пушкина есть поэтическое переложение самой главной молитвы христиан - «Отче наш». Другое ее название - «Господня молитва», так как она дана в качестве образца Иисусом Христом своим ученикам.
Чтец 5. Чтение стихотворения «Я слышал - в келии простой…»
Я слышал - в келии простойСтарик молитвою чудеснойМолился тихо предо мной:"Отец людей, Отец Небесный!Да имя вечное ТвоеСвятится нашими сердцами;Да придет царствие Твое,Твоя да будет воля с нами,Как в небесах, так на земли.Насущный хлеб нам ниспошлиСвоею щедрою рукою;И как прощаем мы людей,Так нас, ничтожных пред Тобою,Прости, Отец, Своих детей;Не ввергни нас во искушенье,И от лукавого прельщеньяИзбави нас!.."Перед крестомТак он молился. Свет лампадыМерцал впотьмах издалека,И сердце чуяло отрадуОт той молитвы старика./А. С. Пушкин/
Слайд 10
2. Ведущий Тема искупления грехов - одна из центральных в русской поэзии. В основе пушкинского предсмертного стихотворения «Отцы пустынники...»- покаянная молитва Ефрема Сирина.
Слайд 11
Чтец 6. Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Отцы пустынники...»
Отцы пустынники и жены непорочны, Чтоб сердцем возлетать во области заочны, Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв, Сложили множество божественных молитв; Но ни одна из них меня не умиляет, Как та, которую священник повторяет Во дни печальные великого поста; Всех чаще мне она приходит на уста И падшего крепит неведомою силой: Владыко дней моих! Дух праздности унылой, Любоначалия, змеи сокрытой сей, И празднословия не дай душе моей. Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья, Да брат мой от меня не примет осужденья, И дух смирения, терпения, любви И целомудрия мне в сердце оживи.
1. Ведущий. Одна из тем русской молитвенной поэзии – благодарение – представлена в стихотворениях Великого князя Константина Романова (К.Р.) и И. А. Бунина «За все Тебя, Господь, благодарю».
Слайд 12
Чтец 7. Чтение стихотворения Великого князя Константина Романова (К.Р.)
Когда креста нести нет мочи,
Когда тоски не побороть,
Мы к небесам возводим очи,
Творя молитву дни и ночи,
Чтобы помиловал Господь.
Но если вслед за огорченьем
Нам улыбнется счастье вновь,
Благодарим ли с умиленьем,
От всей души, всем помышленьем
Мы Божью милость и любовь?
Слайд 13
Звучит романс на стихи И. А. Бунина «За все Тебя, Господь, благодарю»
Слайд 14
2. Ведущий. Поэт в русской поэзии часто выступает в образе пророка, призванного «глаголом жечь сердца людей», пробуждать в них «добрые чувства», «призывать милость к падшим», в самые тяжелые моменты в жизни страны молится за нее.
Чтец 8. Чтение стихотворения Н. Огнивцева «Молитва за Россию».
Боже Великий! Как больно и тяжко
Край мой рыдает огнем и свинцом.
Русь ты моя! Голубая монашка!
С бледным поникшим лицом.
Вот ты лежишь на погосте, родная,
Тряпкой заткнут твой запекшийся рот.
А по разорванной рясе, сбегая,
Алая струйка течет.
Церкви- на стойла, Иконы- на щепки,
Пробил последний Двенадцатый час.
Святый Боже,Святый Крепкий,
Святый Бессмертный,
Помилуй нас!
Слайд 15
1. Ведущий. Велика сила молитвы во время войны… Многие сейчас верят, что Великая Отечественная война была выиграна не только огнём и мечом, но и доброю верой в свою правоту, молитвами наших дедов и бабушек, заслуживших жизнями своими заступничество за нас Пресвятой Богородицы и Спасителя нашего.
Чтец 9. Чтение стихотворения Александра Зацепы «Послушай, Бог…»
Послушай, Бог.… Ещё ни разу в жизни
С тобой не говорил я, но сегодня
Мне хочется приветствовать тебя.
Ты знаешь,…с детских лет всегда мне говорили,
Что нет тебя… И я, дурак, поверил.
Твои я никогда не созерцал творения,
И вот сегодня ночью я смотрел
Из кратера, что выбила граната,
На небо звёздное, что было надо мной.
Я понял вдруг, любуясь их мерцанием,
Каким жестоким может быть обман.
Не знаю, Боже, дашь ли ты мне руку?
Но я тебе скажу, и ты меня поймешь.
Не странно ль, что среди ужаснейшего ада
Мне вдруг открылся свет, и я узнал тебя.
А кроме этого, мне нечего сказать.
Вот только, что я рад, что я тебя узнал.
Слайд 16
2. Ведущий. Эти стихи найдены в 1944 году в кармане убитого солдата Александра Зацепы. Они помещены в книгу «Спаси и сохрани» Андрея Фарберова не случайно. Воины, верующие с детства, нередко связывали свою судьбу со служением Церкви и становились священниками. А солдаты, не верующие в Бога до войны, на войне поверили и приняли Библию. Их покорила непреложная истина о любви и доброте, о красоте и правде; отражено всё это в молитве.
Слайд 17
1. Ведущий. Без Бога, без молитвенного труда за будущее нашей Родины не будет Великой России. Предупреждением нации звучат стихотворные строки иеромонаха Романа (Матюшина): «Без Бога нация – толпа»Чтец: Без Бога нация - толпа,Объеднненная пороком,Или слепа, или глупа,Иль что еще страшней - жестока.И пусть на трон взойдет любой,Глаголющий высоким слогом.Толпа останется толпой,Пока не обратится к Богу!
Слайд 18


Приложенные файлы

Сценарий районного конкурса чтецов духовно- нравственной поэзии «Созвучье слов живых»

г. Бахчисарай

Песня в исполнении Николаевой Маргариты

Ведущий 1. Здравствуйте, дорогие друзья! С праздником всех вас! С Рождеством Христовым! Как чудно Господь утешает нас в эти дни: земля укрыта белым пушистым снегом, все в природе как будто замерло в созерцании чуда Рождения Спасителя. На душе у нас в дни праздника светло и чисто: Сам Богомладенец Христос касается наших сердец, и они трепещут от радости и ликования, которым нет конца.

(Видео «С Рождеством») №1

Ведущий 2.

Много слов на Земле.

Есть дневные слова –

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть слова – словно розы, слова – словно суд.

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой понести.

Ведущий 1.

Словом можно предать, и продать, и купить

Слово можно в разящий свинец перелить,

Но слова всем словам в языке у нас есть

Милосердье, Любовь, Сострадание, Честь.

Пусть разменной монетой не служат они, -

Золотым эталоном их в сердце храни!

Ведущий 2. Трудно представить нашу жизнь без поэзии... Мысль, вооруженная рифмой, становится острее и ярче. Она попадает прямо в цель - наше сердце и пробуждает душу. Поэзия делает нашу жизнь богаче, придавая обычным словам особую магию. Сила слова обладает особой энергией, увлекающей за собой и подчиняющей себе наше воображение.

Ведущий 1. По традиции мы сегодня, в светлые дни святок, снова собрались вместе в этом прекрасном зале. И снова будем говорить стихами о самом главном в жизни каждого человека: о любви, вере, сострадании, милосердии, о том, что можно назвать одним словом, - о духовности.

Ведущий 2. Стихи, пронизанные духом христианской любви, не дадут утонуть, скорее от них «вырастут крылья». Божественные дары духовной поэзии действенны и спасительны.

Ведущий 1. Очень хочется верить, что сегодняшняя встреча поможет каждому из нас пополнить свой нравственный запас, ещё раз задуматься над вечными ценностями жизни.

Ведущий 2. Слово для приветствия предоставляется____________________

Ведущий 1. Итак, начинаем наш конкурс «Созвучье слов живых-2015». «Но какой же конкурс без жюри?» - скажете вы.

Ведущий 2. Друзья, приветствуйте уважаемое жюри.

Ведущий 1. Гребенникова Любовь Владимировна – заведующая районным методическим кабинетом

Ведущий 2. _______________________________________________________

__________________________________________________________________

Ведущий 1. _______________________________________________________

__________________________________________________________________

Ведущий 2. А теперь внимание! Напоминаем критерии, по которым жюри будет оценивать ваши выступления:

Ведущий 1. Критерий первый - уровень исполнительского мастерства;

Ведущий 2. Критерий второй - индивидуальность исполнительской манеры;

Ведущий 1. Критерий третий - внятность и слышимость речи;

Ведущий 2. Критерий четвёртый - артистичность и сценическая культура;

Ведущий 1. Критерий пятый - своеобразие, оригинальность выбранного стихотворения;

Ведущий 2. Критерий шестой - умение удерживать внимание аудитории во время выступления.

Ведущий 1. Всякий раз, когда мы перешагиваем порог Нового года, на душе становится особенно тепло, потому что через несколько дней наступит Праздник Рождества!

Ведущий 2. Рождество Христово - удивительное время, когда сердце наполняется ожиданием чуда... И это чудо происходит!..

Ведущий 1. Две тысячи лет назад в далекой стране Палестине, в городе Вифлееме произошло удивительное чудо: родился необыкновенный Младенец. Исполнились предсказания пророков: в мир пришел Спаситель. Вот как это было.

Ведущий 2. Стихотворение Г. Клемина «Рождество» читает самый маленький конкурсант, ученик 2 класса Почтовской общеобразовательной школы Семенчук Игорь.

Ведущий 1. И вот над Вифлеемом взошла звезда, возвестившая миру о рождении Богочеловека, сына Божьего, пастыря человеческого по искуплению грехов, призванного строить на земле царство Божие.

(Клип «В ночь на Рождество») №2

Ведущий 2. Христос пришёл на землю, чтобы в сердцах людей совершались самые главные чудеса: жадный – стал щедрым, завистливый – бескорыстным, плачущий был бы утешен, одинокий обрёл бы друга. И это всё возможно, если мы верим, молимся, надеемся и любим.

Ведущий 1. Отрывок из оды Г. Державина «Бог» читает ученица 8 класса Табачновской общеобразовательной школы Майборода Александра.

Ведущий 2. Что кровь для тела, то молитва для души. Молитву называют «крыльями души», так как искренняя молитва возносит сердце человека выше небес.

(Клип «Молитва ангелу») №3

Ведущий 1. Стихотворение Т. Баслиной «Детская рождественская молитва» читает ученица 4 класса Верхореченской общеобразовательной школы Кара-Иванова Ксения .

Ведущий 2. Когда, заблудившись на жизненной дороге, мы остановимся, не зная, куда идти, сквозь рёв и грохот технической эры, столь могущественной и одновременно столь нищей и бессильной, научимся внимать тишине вечности, красоте духовной поэзии, тогда мы обязательно услышим голос Творца, его вселяющие мужество слова: «Я с вами, во все дни до скончания века».

Ведущий 1. Стихотворение Ирины Ивановой «Твои права» читает ученица 11 класса Бахчисарайской школы-гимназии Балицкая Яна.

Ведущий 2.

Во что я верую? -

В любовь.

Она - исток, она - начало.

Чтоб жизни музыка звучала,

Ее мы призываем вновь.

Ведущий 1.

Во что я верую? -

В любовь,

В ее целительную силу.

Мир без нее совсем бескрылый!

Ее мы призываем вновь!

Ведущий 2.

Во что я верую? -

В любовь.

Она - душе любой обитель,

Ее покров, ее хранитель.

Ее мы призываем вновь.

Ведущий 1.

Как много нужно мне любви,

Чтобы огонь ее заветный

Согрел сердца в их час рассветный!

Ее я призываю вновь...

Во что я верую? -

В любовь.

Ведущий 2. Стихотворение А. Коринфского «Звезда Вифлеема» читает ученица 10 класса Научненской общеобразовательной школы Сандулова Валерия .

Ведущий 1. Любовь – единственное мерило на звание Человек. Не убивайте личности вашего ближнего ни разу: ни словом, ни намёком, ни жестом. Идите по жизни с Любовью! Ибо, как учит Евангелие, первая и наибольшая Заповедь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим». Вторая же, подобная ей: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя…»

Ведущий 2. Стихотворение Ф.М. Достоевского «Божий дар» читает ученица 6 класса Табачновской общеобразовательной школы Алёхина Александра.

Ведущий 1.

Взывает время к доброте.

Оно от зла устало.

Ты мне о страхе, темноте,

А я о ветке талой.

Я это вспомнил для того,

Чтоб злом, умножившим невзгоды,

Не ранить больше никого

Хотя б в оставшиеся годы.

Ведущий 2. Стихотворение Зинаиды Поляковой «Осколки доброты» читает ученица 5 класса Бахчисарайской общеобразовательной школы №4 Шевцова Полина.

Ведущий 1.

Распахни навстречу миру душу,

Обними всю землю и пойми:

Есть Любовь. Храни её и слушай.

Мы с тобой на свете не одни!

Ведущий 2.

Каждый да будет всегда милосердным

К слабым, сиротам, убогим, больным!

Тем, что имеет, поделится с бедным

И назовёт его братом своим!

Ведущий 1. Стихотворение Светланы Копыловой «Окно» читает ученик 6 класса Верхореченской общеобразовательной школы Поляков Никита.

Ведущий 2. За день до рождения ребенок спросил у Бога:

Я не знаю, что я должен делать в этом Мире.

Бог ответил:

Я подарю тебе Ангела, который всегда будет рядом с тобой.

Но я не понимаю его язык...

Ангел будет учить тебя своему языку.

Он будет охранять тебя от всех бед.

Как и когда я должен вернуться к тебе?

Твой Ангел скажет тебе всё.

А как зовут моего Ангела?

Неважно, как его зовут... ты будешь называть его: MAMA...

Ведущий 1. Отрывок из поэмы Сергея Острового «Мать» читает ученица 11 класса Долинненской общеобразовательной школы Николаева Маргарита.

(Клип «Говорят ты обо мне молилась») №4

Ведущий 2. Самое прекрасное на земле слово - мама. У мамы самое верное и чуткое сердце, - в нём никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остаётся равнодушным. И сколько бы тебе ни было лет - пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мать, её ласка, её взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее, светлее её жизнь. Дарите матерям свою любовь, пока они рядом, пока они живы.

Ведущий 1. У каждого человека есть и вторая мать – Родина. Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого из нас. К. Д. Ушинский писал: «Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».

(Клип «Моя Россия») №5

Ведущий 2. Любовь к Родине - чувство очень личное, глубокое, тихое, как сказал поэт. Не стоит его выставлять напоказ. То, как мы относимся к своим близким, родителям, друзьям, к своей родной Земле, нашей большой стране, лучше всего проявляется в наших делах и поступках, а не в громких и красивых словах. В народе это зовётся русскою душою.

Ведущий 1. Стихотворение Терентия Травника «Русская душа» читает ученица 3 класса Плодовской общеобразовательной школы Силаева Карина.

Ведущий 2. Заявки на конкурс исчерпаны. Просим жюри подвести итоги.

(жюри удаляются для подведения итогов)

Ведущий 1. А мы продолжаем проникать в глубины духовности. Предлагаем вашему вниманию песню на стихи Ольги Яковлевой «Жизнь даётся Богом» в исполнении ученицы 9 класса Бахчисарайской общеобразовательной школы №4 Сергоенко Юлии.

Ведущий 2. А сейчасв подарок всем присутствующим русский народный танец от ученицы 3 класса Плодовской общеобразовательной школы Османовой Севиль.

Ведущий 1.

Приходим в мир мы сделать жизнь светлее,

Хотя б на малый, скромный огонек,

Тот, что в ладонях пронести сумеем

Сквозь мрак и ветер жизненных дорог.

Ведущий 2.

Не ждать взамен похвал или награды,

Даря добро, нельзя таить корысть.

Так дарит нам весна цветенье сада,

Так небо дарит голубую высь.

Ведущий 1.

Сердце ищет тепла, сердце сил не жалеет.

В бесконечный полет рвется наша душа.

Сердце ищет любви, и в разлуке болеет,

Но на помощь ему доктора не спешат…

Ведущий 2.

Вы не бойтесь любить и быть в чувствах щедрее.

Счастлив тот, кто любовь раздает без конца,

Ведь от скупости чувств наши души скудеют,

А от скудости душ так грубеют сердца.

Ведущий 1. Итак, итоги конкурса подведены. Слово нашему уважаемому жюри.

(жюри объявляет итоги конкурса, вручает дипломы)

Ведущий 2. Вот и подошла к концу наша встреча. Мы затронули только самую малую часть духовной поэзии. Многое осталось недосказанным. Но мы надеемся, что побудили вас задуматься о многом в жизни, проанализировать свои поступки, сделать правильные выводы. И уверены, что с каждым годом ценителей духовной поэзии, желающих принять участие в нашем конкурсе, будет все больше и больше.

Ведущий 1. Мы искренне надеемся, что этот день и наша встреча для всех вас останется в памяти, как добрый и счастливый день, проведённый в кругу друзей. Всего вам самого доброго! До новых встреч!

(Клип «Благодарю тебя, Господь из Назарета») №6

Сценарий

вечера, посвященного духовной поэзии

«Живи, Россия Православная»

Ведущий: Добрый день, дорогие гости, уважаемые учителя и гимназисты.

Ведущая : Сегодня мы проводим вечер, посвященный духовной поэзии и музыке

«Живи, Россия Православная».

Эпиграфом нашего вечера мы взяли строки поэта Евгения Санина:

До небес плывет

Песня плавная:

Оживает Русь

Православная!

Ведущий: И предлагаем начать наш разговор об известном и любимом миллионам русских людей православном поэте иеромонахе Романе (Александр Матюшин)

Ещё не все объезжены места,
Не до последней выплаканы строфы.

И всюду - Лик Распятого Христа,
И всюду - продолжение Голгофы.

(иеромонах Роман)

Ведущая: Иеромонах Роман родился в 1954 г., в семье сельской учительницы. Учился в университете на филологическом факультете, преподавал в школе.

Ведущий : Иеромонах Роман, автор духовных стихов и песен, член союза писателей России, простой русский инок, он давно стал родным и близким для многих ревнителей чистого святоотеческого православия. Кассеты с записями его песен продаются в церквях по всей России. Их поют профессиональные певцы, хорошо известны они и за рубежом.

Ведущая: Сейчас для вас прозвучит стихотворение иеромонаха Романа «Блажен, кто Истину не продал…»

Блажен, кто Истину не продал,
Блажен, кто в Правде устоял.
Речь не о вас, певцы свободы,
(И не о нас, душе моя).

А ты, поэт? О чём вещаешь,
Держа плакатный материал?
К какой свободе призываешь,

Свою свободу потеряв?

Бесстрастие - удел немногих,
Познай, зовущий в никуда:
Свобода истинная в Боге,
Она - Христом и для Христа!

Поэт - кто, суету отбросив,
Перечеркнёт плотское «Я».
Поэт - всегда хоругвеносец
На крестном ходе бытия.

С тех пор, как Бога позабыли,
Народы шествуют во лжи.
И люди Истину разбили
На много правд - своих, чужих.

И мыслят страстные поэты,
Хотят друг друга побороть.
Но Истина не будет чьей-то:
Она для всех, Она - Господь.

И если Бог святую лиру
В перста избранные вложил,
Не оскверни служеньем миру,
Ему, Единому, служи.

Ведущий : Уже ранние Стихи Александра отличаются поэтической грамотностью. Призвание к монашеству он ощутил ещё в юности. В 1983 году принял монашеский постриг в Псково-Печерском монастыре , потом служил на приходах Псковщины, в Киево-Печерской лавре после её открытия. В рукоположен в иеромонахи (мать его, Зоя Николаевна, также приняла монашеский постриг под именем Зосимы).

Ведущий: В 2003 г. иеромонах Роман затворился от мира, дал обет молчания. Сейчас он живет в скиту, общается с внешним миром только посредством записок, он тяжело болен и никого не принимает.
Но его стихи продолжают свою жизнь в этом мире. Дай Бог ему здоровья!

Ведущая: Сейчас прозвучит стихотворение Иеромонаха Романа «Радость моя, наступает пора покаянная …»

Радость моя, наступает пора покаянная,
Радость моя, запожарилась осень вокруг.
Нет ничего на земле постоянного,
Радость моя, мой единственный друг.

Радость моя, эта суетность грешная
Даже на паперть швыряет листы.
Но возжелали покоя нездешнего
Белые Церкви, Святые Кресты.

Белые церкви плывут в бесконечности,
О, кладенцы неземной чистоты!
Непокоренные граждане вечности,
Белые церкви, Святые Кресты.

Ведущая: Предлагаем послушать ещё одно замечательное стихотворение «Талант без Бога - у себя в плену»

Талант без Бога - у себя в плену.
Он, словно цепи на груди острожной.
С ним хорошо нырять, идти ко дну,
Ну а взлететь - взлететь, увы, не можно.

И, все-таки, однажды он поймет,
Что только в Небе смысл и откровенье,
И что свободу принесет полет,
А чистота Лазури - очищенье.

Ведущая: Песни на стихи иеромонаха Романа исполняются Олегом Погудиным , Сергеем Безруковым , Максимом Трошиным , Еленой Ваенгой, Жанной Бичевской . Позже мы предложим вам песни на стихи иеромонаха Романа в исполнении Жанны Бичевской.

Ведущий: Следующая страничка нашего вечера посвящена творчеству монаха Варнавы

(поэта Евгения Санина) ,

Монах Варнава - российский писатель, поэт, драматург, автор более 100 книг и брошюр, в том числе исторических повестей и романов, рассказов для детей и поэтических сборников, а также автор текстов около ста песен.

Взирая на жизненную панораму,
Я прихожу к такому итогу:
Что за дорога,
Если она не ведет к храму?

Что за слово,
Если оно не ведет к Богу?

Монах Варнава

Ведущая : Родился 10 июля 1954 года. Детство и юность прошли в Буденновске Ставропольского края. В 1975 г. окончил факультет журналистики Львовского военно-политического училища. По профессии - военный журналист. По увольнении из армии работал в областных газетах Вологодской, Волгоградской, Тульской и Московской областей, затем перешёл на писательскую работу. 10 октября 2009 года принял монашеский постриг в малую схиму с именем Варнава, в честь преподобного старца Варнавы Гефсиманского Чудотворца.

3. http://www.portal-slovo. ru

http :// www . esanin . ru (сайт монаха Варнавы)

Материал подготовила

Печенежская Валентина Николаевна, учитель русского языка и литературы,

Православная гимназия, г. Ноябрьск.

Урок дает представление об особенностях православных молитв, раскрывает жизнеосмысливающее, очистительное и исцеляющее свойство молитвы, способствует нравственному и эстетическому воспитанию учащихся, глубокому осознанию ими духовного содержания молитв, развивает аналитическое мышление, способность понимать и воспринимать, воспитывает уважительное отношение к культурному наследию русского народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения им. Л. Н. Толстого пос. Лев Толстой Лев - Толстовского муниципального района Липецкой области средняя общеобразовательная школа с. Гагарино

Подготовила и провела

Учитель русского языка и литературы

Черникова Валентина Васильевна

1. Цели урока:

Обеспечение понимания учащимися феноменальности религиозной поэзии;

Развитие умений анализировать, находить философский смысл и психологический подтекст православных стихов;

Воспитание чувства слова и культуры чувств.

2. Задачи урока: - дать представление об особенностях православных молитв; - раскрыть жизнеосмысливающее, очистительное и исцеляющее свойство молитвы; - способствовать нравственному и эстетическому воспитанию учащихся, глубокому осознанию ими духовного содержания молитв; - развивать аналитическое мышление, способность понимать и воспринимать молитву;
- воспитывать уважительное отношение к культурному наследию русского народа.

Оборудование: презентация "Молитвенное слово русской поэзии", компьютер, проектор, экран; карточки с текстами молитв.

  1. Предварительное домашнее задание : подготовить чтение стихов наизусть М. Ю. Лермонтова « Молитва» (1829, 1837), В. Брюсова «Ангел благого молчания», А. Блока « Преображение», И.А. Бунина « За все тебя, Господи, благодарю!», Вячеслава Иванова « Иов», сопоставительный анализ текстов молитв Ефрема Сирина и А. А. Пушкина

На доске эпиграф

Учти, мой друг, молитва - не молва,

Ей ни к чему случайные слова.

Она тебе – душа, она тебе и тело

В одной волне безбрежно и всецело.

Она, как вдох и выдох, монолитна,

И имя ей вселенское – молитва.

Егор Исаев « Молитва»

Конспективный сценарий урока

1.Вводный этап урока. Мотивационная беседа /слайд 1/

Учитель предлагает вопросы:

  • Кто из учащихся класса православный?
  • Что является основой жизни для верующего человека? / Ответы учащихся/

Учитель : «И слово стало плотию и обитало с нами полное благодати и истины» - вот так объясняет происхождение поэзии Библия. Звуки библейской речи всегда рождали в чуткой душе живой отклик, предоставляя неисчерпаемый источник вдохновения, и потому что библейское слово – кладезь богопознания и тысячелетней мудрости и нравственного опыта.

Мы сейчас послушаем запись Ж. Бичевской, а вы подумайте, какую роль играет молитва в нашей жизни.

Романс – молитва в исполнении Ж. Бичевской /слайд 2/

/Ответы учащихся/

Учитель объявляет тему урока « Молитвенное слово русской поэзии»

Ребята, у вас на столах лежат листы, в центре которых написано « Слово». Составьте индивидуальную карту своих знаний, которые собирает вокруг этого слова ваша память.

Слово (кого?) князя Игоря слово Л. Толстого любимые слова, слово о Матери, слово о книге слово любви слово романса признаки слова: умное, доброе, заветное, злое; слово- символ

Слово

« Слово о словах» Э. Успенского, « словом можно убить, словом можно спасти»

« Слово» Анатолия Гребнева слово не воробей, словосочетание, злословие и др.

Учитель: Молодцы, все подобрали наиболее важные и значимые для вас понятия, связанные интуитивно со СЛОВОМ. А теперь послушаем размышления о слове протоиерея Артемия Владимирова, который размышляет о семицветной радуге человеческого слова (слайд 3).

Вывод: Не случайно на вершине смысла находится святое слово – молитвенное, обращенное к Богу и Богородице.

Учитель : Сегодня мы с вами будем бережно читать молитвенное слово русской поэзии. На доске записан эпиграф к нашему уроку. Прочитайте строки Егора Исаева и постарайтесь запомнить их /слайд 4/

А как вы можете объяснить, что такое молитва? /слайд 5/.

В ходе обсуждения формулируется вывод : христианская молитва есть словесное выражение живого общения с Богом. Она вмещает бесконечно многое: веру в отеческую любовь Всеблагого, убежденность в действительность молитвенного слова, познание себя, со своими немощами и грехами; стремление к покаянию, очищению, спасению.

Учитель: А вот как объясняет Иоанн Кронштадский, что такое молитва. « Молитва есть возношение ума и сердца к Богу, созерцание Бога, благоговейное стояние перед Ним, как перед Творцом, дающим тебе жизнь. Молитва- сообщество с ангелами и святыми, от века Богу угодившими. Молитва – исправление жизни, сильное побуждение к делам милосердным, безопасность жизни, усиленное старание избавиться от вечных мучений, живая вода души. Молитва – вмещение в сердце всех людей любви, вмещение в сердце Пресвятой Троицы».

Ученик: Самосознание русского человека нельзя представить без тысячелетия русских молитв. Уже в «Слове о законе и благодати»,- пастырском слове первого русского митрополита Иллариона - сохранились его две молитвы, в том числе «Испытание веры». А первая русская молитва принадлежит Владимиру Мономаху. Она вошла в «Повесть временных лет» (слайд 6). Среди родоначальников русской молитвенной поэзии - летописец Нестор, Феодосий Печерский, Илларион, Кирилл Туровский, Максим Грек и Иван Грозный. С их молитв начинается русская поэзия. Само слово « стихи» (в значении стихотворение) восходит к жанру церковной гимнографии и первоначально означало « стихиру», то есть вид тропаря, который пели на стих того или иного псалма. Стихиры читались нараспев.

Молитвы проходят через все болевые точки нашей истории. Историки считают, что «под молитвой в широком смысле этого слова вера понимает своеобразное послание человека Богу».

Учитель: Феноменальность самого явления религиозной поэзии – духовные оды Ломоносова и божественные оды Тредиаковского. Можно сказать, что « школа поэзии» начинается с Псалтыри.

Перед вами покаянная молитва Ефрема Сирина /слайд 7/

Сравните тексты молитв Ефрема Сирина и А. С. Пушкина. Что общего и различного вы наблюдаете?

(Ответы учеников: Молитва А.Пушкина Владыко дней моих, которая составляет основную часть стихотворения, в целом представляет точную поэтическую обработку великопостной молитвы: Господи и Владыко Живота моего . Однако А.Пушкин внес определенные изменения. У преподобного Ефрема Сирина десять прошений, а в стихотворении их девять. А.Пушкин два различных греха (праздность и уныние) соединил в один: дух праздности унылой . В результате нравственно-аскетический смысл сузился. Св. Ефрем Сирин просит Господа сохранить его от мрачного духа уныния, последствием которого может быть губительное отчаяние. У А.Пушкина слово уныние используется лишь для образования эпитета праздности унылой . Опытно известно, что не всякая праздность сопровождается унынием. Оно приходит потом, как некое мучительное исчадие. Сам поэт с впечатляющей силой выразил это в Элегии .)

Учитель: Русский религиозный философ И. А. Ильин говорил, что путь и цели жизни прокладывает молитва. Она исходит из глубин сердца, как бы желая освятить все жизненные содержания души./слайд 10/

Затем каждый ученик получает страницу из книги И. А. Ильина «Поющее сердце» и задание – прочитать ее с карандашом, подчеркнуть самое важное, полезное, вдохновляющее. (Приложение 1)

Учитель: Какие свойства молитвы выделяет И. А. Ильин, к каким авторам он обращается?

/Ответы учеников/

Учитель: Стремление к Богу, ощущение духовного мира характерны и для русской поэзии на рубеже 19 и 20 веков. Это эпоха сложных противоречий, напряженных духовных исканий. Ломались социальные, политические устои, а человек искал духовной опоры. Единственное спасение из такой трагической ситуации – вера в то, что в мире есть высшее духовное начало. Это Бог, поэтому молитва стала распространенным жанром русской поэзии.

Вслушаемся в молитвенные признания поэтов начала 20 века В. Брюсова «Ангел благого молчания», А. Блока « Преображение», И. Бунина « За все тебя, Господи, благодарю!», Вячеслава Иванова « Иов» (Приложение 2).

Ученики читают стихи / слайды 8-9/. Перед чтением ребятам предлагается оценить настроение данных стихотворений.

(Их творчество наполнено глубиной и крылатостью, светом и верой, предвиденьем, непреклонной волей, стремлением к духовности).

Учитель : Какие жанровые особенности молитв-стихотворений вы можете отметить?

(Обращение, стиховая природа, глубинная диалогичность, выражение покаянной просьбы, лексические и синтаксические повторы, духовная лексика, благодарственное выражение чувств, соборность, исповедальная интонация).

Учитель: Особая страница – романсы-молитвы /слайд 11/. Вслушаемся в молитвенное признание М. Ю. Лермонтова: /слайд 12/

В минуту жизни трудную, Теснится ль в сердце грусть: Одну молитву чудную, Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная В созвучье слов живых, И дышит непонятная Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится, Сомненье далеко - И верится, и плачется, И так легко, легко….

Учитель: Какие эпитеты, слова – образы находит М. Ю. Лермонтов для описания молитвенной силы слова? Почему молитву «твержу» наизусть, почему она оказалась любимой молитвой читателей нового века?

/Ответы учеников/

Или знаменитая «Молитва» Булата Окуджавы /слайд 13/

Пока Земля еще вертится, Пока еще ярок свет Господи, дай же ты каждому, Чего у него нет.

Умному дай голову, Трусливому дай коня, Дай счастливому денег, И не забудь про меня.

Пока Земля еще вертится, Господи, Твоя власть, Дай рвущемуся к власти Навластвоваться всласть.

Дай передышку щедрому Хоть до исхода дня, Каину дай раскаянье, И не забудь про меня.

Я знаю, Ты все умеешь, Я верую в мудрость твою, Как верит солдат убитый, Что он проживает в раю.

Как верит каждое ухо Тихим речам Твоим, Как веруем и мы сами, Не ведуя, что творим.

Господи, мой Боже, Зеленоглазый мой. Пока Земля еще вертится, Это и странно самой.

Пока еще хватает Времени и огня, Дай же Ты всем понемногу, И не забудь про меня.

Заключительный этап урока. Внимание учащихся привлекается к проблеме урока.

Они делают вывод: молитвенное слово русской поэзии показывает драматические переживания человека – сомневающегося, искушаемого, покинутого, помогает найти дорогу к правде, вере, убеждает нас в том, что оно играет большую роль в нравственном развитии русского общества.

Учитель: Завершает наш урок «Молитва» Александра Исаевича Солженицына из цикла «Крохотки» 1963 года: «Как легко мне жить с Тобой. Господи! Как легко мне верить в Тебя! Когда расступается в недоумении или сникает ум мой, когда умнейшие люди не видят дальше сегодняшнего вечера и не знают, что делать завтра, - Ты снисылаешь мне ясную уверенность, что Ты есть и что Ты

позаботишься, чтобы не все пути добра были закрыты. На хребте славы земной я с удивлением оглядываюсь на тот путь через мятежность – сюда, откуда и я смог послать человечества отблеск лучей Твоих. И сколько надо будет, чтобы я их еще отразил, - Ты дашь мне. А сколько не успею – значит, Ты определил это другим».

Надеюсь, материалы нашего урока убедили вас, юное поколение, в том, что молитвенное слово помогает человеку, сомневающемуся, искушаемому, покинутому, понять себя среди других, очищает и исцеляет душу

Домашнее задание : Индивидуальная письменная работа – отклик на содержание и интонацию урока.

Приложение 1.

Всех видов молитвы «столько, сколько в одной душе или во всех душах может порождаться разных состояний и настроений» (Иоанн Кассиан Римлянин) .

Есть молитвы благодарности, преклонения, смирения, покаяния и очищения. Молитва может внимать дыханию Божию, созерцать мудрость Творца и даровать человеку очевидность; молитва может сомневаться, вопрошать, отчаиваться, скорбеть и призывать. Коперник молитвенно внимал законам природы. Фехнер молился вместе с цветами и деревьями. Сегантини преклонялся перед горами, как перед алтарями Божиими. Ломоносов молился вместе с северным сиянием. Державин - созерцая бренность земного и бессмертие Божественного. Пушкин - каждым актом вдохновения. Лермонтов - с ландышами у ручья.

Человеку дана от Бога великая молитвенная свобода, свобода превращать каждый акт своей жизни и своего труда в творческую молитву; наподобие той чудесной молитвы сеятеля, которую приводит Лесков в «Соборянах»: «Боже, устрой, и умножь, и возрасти, на всякую долю человека голодного и сирого, хотящего, просящего, произволяющего, благословляющего и неблагодарного» ...

Так, есть молитва изнеможения, произносимая со многими слезами и дающая укрепление: «Господи, не могу больше»...

И есть молитва без слов и без слез, мгновенная, созерцательно-лучевая: единый взгляд духовного ока, направленный горе - «Он есть. Он бдит и я есмь Его орудие». Это молитва утешения и силы.

И есть молитва сердечного тепла, подобная этой: коснуться в самом себе Его неугасающего угля; и только.

А в путях и страданиях личной жизни всегда будет иметь судьбоносное значение молитва служения и одоления: «Вот я, перед Тобою, Господи, слуга Твой, ищущий только воли Твоей. Научи меня верно служить Тебе всяким дыханием и деянием моим. Пошли мне силы Твоей, мудрости Твоей, вдохновения Твоего. Не отдай меня на поругание врагам Твоим; изведи меня от угроз их. И соблюди мою свободу в жизни и творчестве, ибо свобода моя - в свершении воли Твоей».

И на этих путях жизнь становится школой молитвы, а молитва - истинным источником жизни и творческой силы.

Иван Ильин

Приложение 2.

Валерий Брюсов

АНГЕЛ БЛАГОГО МОЛЧАНИЯ

Ангел благого молчания,
Властно уста загради
В час, когда силой страдания
Сердце трепещет в груди!

Ангел благого молчания,
Радостным быть помоги
В час, когда шум ликования
К небу возносят враги!

Ангел благого молчания,
Гордость в душе оживи
В час, когда пламя желания
Быстро струится в крови!

Ангел благого молчания,
Смолкнуть устам повели
В час, когда льнет обаяние
Вечно любимой земли!

Ангел благого молчания,
Душу себе покори
В час, когда брезжит сияние
Долгожеланной зари!

В тихих глубинах сознания
Светят святые огни!
Ангел благого молчания,
Душу от слов охрани!

Иван Бунин

За все тебя, Господь, благодарю!
Ты, после дня тревоги и печали,
Даруешь мне вечернюю зарю, Простор полей и кротость синей дали.
Я одинок и ныне - как всегда.
Но вот закат разлил свой пышный пламень,
И тает в нем Вечерняя Звезда,
Дрожа насквозь, как самоцветный камень.
И счастлив я печальною судьбой,
И есть отрада сладкая в сознанье,
Что я один в безмолвном созерцанье,
Что всем я чужд и говорю - с тобой.

Вячеслав Иванов

Иов

Божественная доброта

Нам светит в доле и недоле,

И тень вселенского креста

На золотом простерта поле.

Когда ж затмится сирый дол

Голгофским сумраком - сквозь слезы

Взгляни: животворящий ствол

Какие обымают розы!

Кто, мирных пристаней беглец,

В широких океанах плавал,

Тот знал, отчаянный пловец,

Как душу делят Бог и дьявол:

Кому ты сам пойдешь, кому

Судьбы достанутся обломки;

Он помнит бурь кромешных тьму

И горший мрак - души потемки.

Но лишь кто долгий жизни срок

Глубоко жил и вечно ново,

Поймет - не безутешный рок,

Но утешение Иова:

Как дар, что Бог назад берет,

Упрямым сердцем не утрачен,

Как новой из благих щедрот

Возврат таинственный означен.

Александр Блок

«Преображение»

Разверзаются туманы,
Буревестник на волне,
Пролетают ураганы
В бесконечной вышине.

В светлый день Преображенья
Дух безумца поражен:
Из неволи, из смятенья
Голос Твой услышал он.

Ныне скорбный, ныне бедный,
В лоне Вечного Отца,
Близ Тебя, в лазури бледной
Жаждет нового конца...

Лишь одна страна в тумане
(Буревестник на волне) -
Беспокойное желанье
Вместе с Богом - в вышине.