Символизм в литературе. Истоки русского символизма серебрянного века

Поэзия Серебряного века 11 класс

Урок 15. Символизм и его истоки.

Цели и задачи: дать понятие о символизме; кратко охарактеризовать творчество основоположников символизма.

Методические приемы: лекция учителя.

II. Лекция учителя

Понятие «серебряный век» относится прежде всего к поэзии. Для это1 о времени характерны активная литературная жизнь: книги и журналы, по этические вечера и состязания, литературные салоны и кафе; обилие и разнообразие поэтических талантов; огромный интерес к поэзии, в первую очередь, к модернистским течениям, самыми влиятельными из кото рых были символизм, акмеизм и футуризм.

Символизм - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через симв олы. Объединяющим началом такого единства виделось искусство, «земное подобие творчества божественного». Ключевым понятием символизма явля ется символ - многозначное иносказание, в отличие от аллегории - одноз начного иносказания. Символ содержит в себе перспективу безграничного развертывания смыслов. «Символ - окно в бесконечность» (Ф. Сологуб), Кроме того, символ является и полноценным образом, его можно воспринимать и без содержащихся в нем потенциальных смыслов. Символ в сжатом виде отражает постижение единства жизни, ее истинной, скрытой сущности.

Многие художественные открытия и философские идеи XX века были предсказаны выдающимся философом, поэтом, переводчиком Владимиром Сергеевичем Соловьевым (1853-1900). Он верил в спасительную миссию Красоты (Вспомним «положительное всеединство» - Красота, Добро и Истина. Об этом писал Достоевский, с которым Соловьев был близок н молодости). Посредником в достижении «всеединства» призвано было стать искусство. Облик же «положительного всеединства» - воплощение вечно-женственного начала в мистических образах Души Мира,. Премудрости Божией, Софии.

Вечная Женственность у Соловьева - объект платонического культа и созерцательного любования, а не действия, предполагающего ответное чувство. Соловьев был склонен к активному использованию символов, загадочных по смыслу, но определенных по форме. Единственно верный путь поэзии, с точки зрения символистов, - прозрение «миров иных» сквозь мнимую, иллюзорную действительность. Стихотворение В. Соловьева 1892 года - яркая иллюстрация этих взглядов:

Милый друг, иль ты не видишь,

Что все видимое нами -

Только отблеск, только тени

От незримого очами?

Милый друг, иль ты не слышишь,

Что житейский шум трескучий -

Только отклик искаженный

Торжествующих созвучий?

Милый друг, иль ты не чуешь,

Что одно на целом свете -

Только то, что сердце к сердцу

Говорит в немом привете?

Философские образы Соловьева породили творческий отклик у его ис следователей-символистов.

Теоретические основы символизма дал Д. С. Мережковский (1866- 1941), в 1892 году выступивший с лекцией «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы». Новым течениям, по мнению Мережковского, предстояло возродить литературу, совершив «огромную переходную и подготовительную работу». Основными элементами этой работы он назвал «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». В 1894 году в Москве вышло три сборника с программным названием «Русские символисты», ведущим автором которых был начинающий поэт Валерий Брюсов. Социальные, гражданские темы были отодвинуты символизмом. На первый план вышли темы экзистенциальные: Жизнь, Смерть, Бог.

Информация для учителя

Справка: экзистенциализм (философия существования) - мировоззрение, ставившее вопросы о том, как жить человеку перед лицом надвигающихся исторических катастроф, опирающееся на принцип противопоставления субъекта и объекта. Человек несет ответственность за все совершенное им, а не оправдывает себя «обстоятельствами».

С самого начала своего существования символизм оказался неоднородным течением. Д. Мережковский и В. Брюсов стали во главе так называемых «старших символистов», которые понимали символизм как литературную школу. Неоднородность течения проявлялась даже географически. Московское крыло, группировавшееся вокруг Брюсова, задачи нового течения ограничивало собственно литературными рамками. Главный принцип их эстетики - «искусство для искусства». Характерен афоризм Брюсова: «Создания искусства - приотворенные двери в вечность». Большое внимание уделялось формальному экспериментированию, совершенствованию технических приемов стихосложения. Установка на самоценность, автономность искусства выражена в строках Брюсова: «Быть может, все в жизни лишь средство для ярко-певучих стихов». Одним из знаковых стихотворений Брюсова является «Творчество» (1895):

(Читает учитель или заранее подготовленный ученик.)

Тень несозданных созданий

Колыхается во сне,

Словно лопасти латаний

На эмалевой стене.

Фиолетовые руки

На эмалевой стене

Полусонно чертят звуки

В звонко-звучной тишине.

И прозрачные киоски

В звонко-звучной тишине

Вырастают, словно блестки,

При лазоревой луне.

Всходит месяц обнаженный

При лазоревой луне...

Звуки реют полусонно,

Звуки ластятся ко мне.

Тайны созданных созданий

С лаской ластятся ко мне,

И трепещет тень латаний

На эмалевой стене.

III. Анализ стихотворения «Творчество»

- Каковы особенности этого стихотворения?

Отметим оригинальный способ связи строф: последняя строка становится второй в следующей строфе. Отметим характерную лексику, образы: тени, сон, тишина, ночь, тайны, луна; цветопись: фиолетовый, лазоревы и (т. е. красный, не путать с лазурным - голубым); звукопись: ярко выраженную аллитерацию - созвучие плавных сонорных согласных «л», «м», «н», «р», благодаря которой стихотворение звучит как завораживающий поток звуков.

Комментарии учителя:

Вспомним слова французского предшественника русских символистов Поля Верлена: «Музыка прежде всего». Музыка для символистов - высшая форма творчества, дающая максимальную свободу самовыражения и восприятия. Символисты старались максимально использовать музыкальные композиционные принципы в поэзии. Отметим, как постепенно создается образ творчества, заявленный в названии стихотворения - он напоминает образы философии Платона: действительность непознаваема, она лишь угадывается в трепетании теней и звуков.

Старшие символисты петербургского крыла во главе с Мережковским считали важными религиозно-философские поиски. В своей поэзии они развивали мотивы одиночества, безысходности, роковой раздвоенности человека, бессилия личности, ухода от скуки повседневности в мир фантазий и иррациональных предчувствий: «Я - раб моих таинственных, / Необычайных снов... / Но для речей единственных / Не знаю здешних слов...» (3. Гиппиус).

Домашнее задание (по группам)

Представить творчество «старших символистов» и сделать анализ стихотворения на выбор: Д. С. Мережковского («Парки», «Дети ночи», «Двойная бездна»), 3. Н. Гиппиус («Песня», «Посвящение», «Пауки», «Все кругом»), В. Брюсова («Юному поэту», «Кинжал», «Ассаргадон», «Грядущие гунны») по следующему плану:

    Дата написания и публикации.

    Место, занимаемое в творчестве поэта. Художественный метод.

    Творческая история. (Выбор жанра. Традиция. Цензура.)

    Основная тема.

    Смысл названия.

    Лирический сюжет и его движение. Композиция. Наличие обрамления. Основные структурные части.

    Основные настроения, тональность стихотворения.

    Ведущие лейтмотивы. Опорные слова, их передающие.

    Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия.

    Лирические персонажи. Их переживания. Их судьбы.

    Столкновение или соединение различных уровней сознания.

    Музыка стихотворения.

    Ритм, размер.

    Рифмовка, характер рифм.

    Лексика. Языковые выразительные средства.

    Поэтический синтаксис.

    Звукопись. Фонетическая окраска стиха.

    Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа.

    Понятие «Серебряный век» относится, прежде всего, к поэзии. В изучаемый период вновь возрос интерес к поэзии, как во времена А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова, «Золотого века».

    Различие между старшими и младшими символистами состояло во времени их появления и во взглядах.

    Декадентство – это тип сознания, отношения к миру в кризисную эпоху, чувство уныния, тревоги, страха перед жизнью, неверие в возможность человека познать мир, изменить его и самому измениться.

    Символисты не принимали окружающего мира и стремились создать картину мира идеального.

    Немецкий философ Ф.Ницше был одним из основоположников «философии жизни». Он выступал против рационализма, взывая к иррациональному в человеческой психике. Ницше уделял главное внимание критике христианства и рационализма, которые «угнетают волю к жизни». Он предлагал преодолеть это угнетающее воздействие путём освобождения «жизненных сил» человека, чтобы раскрыть путь к «сверхчеловеку», стоящему «по ту сторону добра и зла». Художественную интеллигенцию начала 20 века привлекала эта особая образность, своеобразная художественная форма, афористичность и загадочность.

    Владимир Соловьёв (16.01.1853- 31.07.1900) – поэт, критик, публицист, философ. Наиболее знаменитые его сочинения: «Теоретическая философия» (1897–1899), «Оправдание добра» (1897– 1899), «Духовные основы жизни» (1882– 1884) и т.д.
    Соловьёв исходил из того, что помимо наличной действительности существует сфера божественного, т.е. абсолютных, безусловных начал, оказывающих положительное влияние на человечество.
    Особенность его идеализма в стремлении выразить языком философских понятий принадлежность человека к двум мирам – материальному и идеальному.
    По Соловьёву, добро, истина и красота – три ипостаси идеального бытия, важнейшие категории, выражающие его всеединство.
    Подлинное искусство, по Соловьёву, должно отличаться синтезом жизненно важного содержания и идеи необходимости пересоздания действительности таким образом, чтобы в ней сочетались божественный, человеческий и природный элементы.
    Поэтическим выражением идеи всеединства служат символы «вечной женственности», «души мира», «золотистой лазури», «неземного света» и «созвучия вселенной».

    Это мир реальный.
    Видимое
    Отблеск, тени
    Слышишь
    Житейский шум трескучий
    Отблеск искажённый
    Чуешь
    Целый свет

    Мир идеальный
    Незримое
    Торжествующие созву –
    чия
    одно
    Только то

    Первый мир можно познать с помощью зрения, слуха и т.д., а мир идеальный – это нечто высшее и таинственное.

    Да, в стихотворении З.Гиппиус «Мне мило отвлечённое…» также есть мир реальный и мир идеальный, которые она противопоставляет. Мир идеальный не всегда можно увидеть («Неявное люблю…»).
    Поэтизируется область снов, которые мимолётны.
    Лирической героине ближе мир идеальный. Это доказывают утверждения «мне мило отвлечённое», «неявное люблю», «я – раб моих таинственных, необычайных снов». Она считает, что «здешними словами» не всегда можно передать смысл «речей единственных».

    Стихотворения написаны от первого лица. Они принадлежат перу личности незаурядной, скорее всего, это человек искусства, художник, творец, приобщённый к высшей реальности.
    «Милый друг», то есть он видит в читателе своего единомышленника, хочет приобщить к высшему миру тайн.

    От слова «символ».

    Музыка состоит из двух частей.

    Первая часть этюда очень лирична, она звучит негромко. Это мир идеального, мир гармонии.
    Если говорить о второй части, то это – мир катастроф с криком, трагедией. Особенно усиливаются тревожные ноты в конце произведения.

    Музыка передаёт эмоции, чувства.
    Нет, в музыке и без слов всё становится ясно. Разные люди без слов могут понять друг друга.

    Звук л , повторяющийся в стихотворении,
    придаёт ему очень напевность, музыкальность.

    Символизм в живописи выразился в картинах таких художников, как И.Крамской, В.Э. Борисов-Мусатов, М.Врубель. Наиболее известны следующие работы этих художников: «Призраки» (1903) В.Э. Борисова- Мусатова.
    «Неизвестная»(1883) И. Крамскова. На картине изображена молодая женщина, принадлежащая к аристократическим кругам. Об этом свидетельствуют её одежда, украшения, гордый взгляд. Но кроме этого нам о ней ничего неизвестно. Мы становимся свидетелями мимолётной картины: неизвестная едет в экипаже, создаётся впечатление, что ещё минута, и она вновь скроется из виду.
    М. Врубель во многом прославился благодаря своим «Демонам». В его палитре преобладают синий и сиреневый цвета. Образ Демона – это символ эпохи мучительных поисков и невозможности раскрытия сокровенных тайн бытия. Огромные глаза, в которых застыло страдание, и титанический образ незаурядной личности (Демону сидящему словно малы рамки картины), «мозаичность» картины заставляют задуматься об отсутствии цельности в современном человеке.

    Пан – это бог лесов и полей в древнегреческой мифологии, Царевна-лебедь тоже скорее мифическое существо. Можно сделать вывод, что художников-символистов привлекала мифология, что и отразилось в их творчестве.

    Фиолетового.

    С картинами М. Врубеля, в палитре которого также преобладают синий и сиреневый цвета.

    Эти цвета встречаются в первой строфе («Когда сжигая синеву, Багряный день растёт неистов…»), придавая ощущение тревоги, катастрофичности.
    Во второй строфе происходит традиционное для символистов противопоставление мира земного миру земному. Ярким лучам солнца противопоставляется неясное мерцание свечи.
    В финале стихотворения звучит мечта о слиянии двух миров, о гармонии и умиротворении («Что где-то есть не наша связь, А лучезарное сиянье…»).
    Блеску сечи.

    Истоки символизма

    В русской литературе 80-х и начала 90-х годов 19-го века тон задавала проза, а поэтов равных Пушкину, Лермонтову или Некрасову не было. Слова наиболее популярного поэта того времени С. Надсона: «Лишь бы хоть как-нибудь было излито, Чем многозвучное сердце полно» вызывали сочувствие многих, забывавших о том, что «как-нибудь» в литературе говорить нельзя. Между тем на Западе, прежде всего во Франции, с середины 19 века один за другим появлялись крупные поэты: Шарль Бодлер, Поль Верлен, Артюр Рембо, Стефан Малларме. У каждого из них были свои пристрастия: Бодлер учил видеть красоту в безобразном, Верлен завораживал читателей музыкальностью стиха и тончайшими оттенками поэтической живописи, Рембо поражал неистовой энергией, Малларме загадочностью содержания, и когда в 1886году поэт Жан Мореас опубликовал «Манифест символизма», новой школы во французской поэзии, он опирался на их опыт.

    Кто же они

    Стефан Малларме в 70-80 гг. стал одним из поэтов французского символизма. При демократической настроенности неудовлетворённости буржуазной действительностью, жажде идеала («Лазурь», «Окна», «Ветер с моря») и готовности импрессионистически оценить красочность мира. Малларме пришёл к трагической концепции разрыва поэзии и жизни («Лебедь»), к идее крайне замкнутой поэзии, лишь посредством символов передающей сверхчувственное.

    Весеннее обновление.

    Недужная весна печально и светло

    Зимы прозрачное искусство разломала,

    И в существе моём, где кровь владычит вяло,

    Зевотой долгою бессилье залегло.

    Окован Череп мой, и, как в могиле,

    Парные сумерки давно седеют в нём,

    И, грустен, я в полях брожу за смутным окном.

    Там, где спесивые посевы в полной силе

    И валит с ног меня деревьев аромат,

    Измученный ничком мечте могилу рою.

    И землю я грызу, где ландыши звенят,

    Боясь, обрушенный, восстать опять тоскою…

    И на плетне лазурь смеётся и рассвет

    Пёстро расцветших птиц щебечет солнцу вслед.

    Артюр Рембо - великий французский поэт. Эпоха, в которую он жил, вызвала у него в начале 1871 г. кризис: приступы отчаяния и показного цинизма сменялись мечтами о сверхъестественном могуществе поэта-ясновидца, способного указать человечеству путь к гармоническому миропорядку. Парижская Коммуна 1871 г. вернула Рембо веру в социальный прогресс. Он стремился принять личное участие в борьбе, создал шедевры революционной поэзии Франции. В поэзии Рембо развивались реалистическая образность, психологизм и сатира. Наступление реакции тяжело сказалось на душевном состоянии и дальнейшем творческом пути Рембо. Переход к символизму обозначился в «Пьяном корабле», в сонете «Гласные». В символический период Рембо создал т.н. «Последние стихотворения» и стихотворения в прозе. Впоследствии Рембо отошёл от литературы и после долгих скитаний был вынужден стать агентом торговой фирмы в Эфиопии. В XX в. вокруг наследия Рембо развернулась борьба между реализмом и модернизмом. Лучшие поэтические традиции Рембо были восприняты Аполлинером, П.Элюаром, поэтами Сопротивления.

    Аполлинер Гийом. Его настоящее имя - Гийом Аполлинарий Костровицкий. Его лирике присущи мужественная искренность, трагическое ощущение жестокости жизни (цикл «Бестиарий, или Кортеж Орфея»), слитое с радостью её приятия, противостояние утратам и времени (ст. «Мост Мирабо»). В книге стихов «Алкоголь» - интонации народной песни, и эпический голос большого города, и призыв испить вселенную «глоткой Парижа» («Вандемьер»), и размышление поэта о тюремной неволе.

    В творчестве Аполлинера столкнулись формалистическое экспериментаторство и новаторское развитие классической традиции.

    Чем был символизм во Франции? Один-единственный ответ на этот вопрос дать нельзя. Символистами называли себя и те, кто стремился к туманным намекам на неясный им самим смысл и направлявшие мысль читателя по пути прихотливых ассоциаций и претендовавшие на то, чтобы определить словами ещё никем не познанную сущность Вселенной.

    Эти известные французские поэты при демократической настроенности в своём творчестве выражали неудовлетворённость буржуазной действительностью, жажду идеала, готовность импрессионистически оценить красочность мира. Многие из них пришли к трагической концепции разрыва поэзии и действительности, к идее крайне замкнутой поэзии, лишь посредством символа передающей сверхчувственное.

    В целом же символизм - значительное и многогранное явление поэтической культуры на рубеже 19-20 -го столетий, складывавшееся под влиянием ряда идей и теорий того времени, но в котором слова-символы рассматривались чаще, чем конкретные значения.

    Символ - 1) у древних греков - условный вещественный опознавательный знак для членов определённой общественной группы, тайного общества и т.п.; 2) предмет, действие и т.п., служащие условным обозначением какого-либо образа, понятия, идеи; 3) художественный образ, воплощающий какую-либо идею.

    Символисты, считая, что существующие философские системы не в состоянии объяснить природу человека или помочь гибнущей цивилизации, искали новых путей в литературе. Искусство начала 20-го столетия стремилось найти человеку новое место в мире - это задача, над которой трудились все значительные художники эпохи. Символизм искал путей из тупика на фоне кризиса традиционного гуманизма, ощущения нестабильности бытия, сознания бессилия, разочарованности и растерянности. Тяготея к «чистому искусству», новое течение заявляло о своём неприятии действительности и решительно отрицало натуралистическое отношение к жизни. Возникает вопрос, как же, в таком случае, современное искусство должно отражать жизнь? Символисты утверждали, что объективное отражение действительности невозможно: поэт способен передать лишь своё субъективное отношение жизни, делясь своими сугубо личными ощущениями с другими. Убеждённые во всесильности искусства и в его способности переделать несовершенный мир, символисты утверждали, что через субъективизм они неизбежно придут к высшему уровню объективной характеристики действительности. В лирике символистов преобладает экзистенциальная тема неизбежной смерти и размышления о тайне загробной жизни, их поэзия проникнута мистикой и верой в сверхъестественные силы, находящиеся, по их мнению, за пределами рационального мышления. Считая, что зеркальное отражение жизни чуждо их искусству, они уходили в мир средневековья, античности, черпали вдохновение в народных преданиях и легендах, наполняя свои работы элементами фольклора.

    Русский символизм возник не изолированно от Запада, но позже на десятилетие. Движение символистов возникло как протест против оскудения русской поэзии, как стремление сказать в ней свежее слово, вернуть ей жизненную силу, т.к. русская поэзия переживала упадок, почти болезнь. В 80-90-е гг. русская поэзия утратила свою былую высоту, былую напряжённость и силу, она выцвела и поблёкла. Сама стихотворная техника лишилась истинно творческого начала и энергии. Великое новаторское слово Некрасова в ней стало только преданием. Большие таланты в поэзии будто вымерли навсегда. Лишь словно бы по инерции писали эпигоны гражданственной некрасовской школы, лишённые глубины и яркости. «Поэтов нет…/ Не стало светлых песен,/ Будивших мир, как предрассветный звон», - жаловался в 90-х гг. Н.Минский.

    Первыми ласточками символистского движения в России были трактат Д.С.Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1892 г.), его сборник стихотворений «Символы», а также книги Н.Минского «При свете совести» и А.Волынского «Русские критики».

    Очень часто творчество Достоевского называют символичным, а его самого - предтечей символизма , так как особенность символа состоит именно в том, что ни в одной из ситуаций, в которых он используется, он не может быть истолкован однозначно . Даже у одного и того же автора в одном произведении символ может иметь неограниченное количество значений. Именно поэтому и интересно проследить то, как изменяются эти значения в соответствии с развитием сюжета и с изменением состояния героя. Примером произведения, от заглавия до эпилога построенного на символах, может служить «Преступление и наказание». Уже первое слово - «преступление» - символ. Каждый герой «переступает черту», черту, проведенную им самим или другими. Словосочетание «преступить» или «переступить черту» пронизывает весь роман, «переходя из уст в уста». «Во всем есть черта, за которую перейти опасно но, раз переступив, воротиться назад невозможно». Все герои и даже просто прохожие объединены уже тем, что все они «сумасшедшие», т.е. сошедшие с пути, лишенные разума. В Петербурге много народу, люди ходят, говорят сами с собой. Это город полусумасшедших… Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Именно Петербург - фантастический город Александра Сергеевича Пушкина и Н. В. Гоголя с его вечной «духотой и нестерпимой вонью» превращается в Палестину, ожидающую прихода Мессии. Но это ещё внутренний мир Родиона Раскольникова. Имя и фамилия главного героя тоже не случайны. Достоевский подчеркивает то, что герою «не хватает воздуху». «Родион» означает «родной», но Раскольников - это раскол, раздвоение. И вот уже все повествование оказывается опутанным трепещущей сетью символов. Цвет у Ф. М. Достоевского символичен. Самый яркий цвет - желтый. Для М. А Булгакова это тревога, надрыв; для А.А.Блока - страх; для А.А.Ахматовой это враждебный, гибельный цвет; у Ф.М.Достоевского он желчен и злобен. «А желчи-то, желчи в них во всех сколько!» Этот «яд» оказывается разлитым везде, он в самой атмосфере, а «воздуху нет», только духота, «безобразная», «страшная». И в этой духоте Раскольников бьется «в лихорадке», у него «озноб» и «холод в спине» (самое страшное наказание ада - наказание холодом). Выбраться из кругов ада можно только по лестнице, поэтому Раскольников (кроме блуждания по улицам) чаще всего находится на пороге или движется по лестнице. Лестница в мифологии символизирует восхождение духа или его нисхождение в глубины зла. Для А.А.Ахматовой «восхождение» - счастье, а «нисхождение» - беда. Герои «мечутся» по этой лестнице жизни, то вниз, в бездну, то вверх, в неизвестность, к вере или идее. Есть в романе и герой, «выбравшийся из-под земли», но, выбравшись, Свидригайлов (как и все герои) попадает на улицу.

    Ни у одного из героев нет настоящего дома, а только комнаты, в которых они живут и которые они снимают; комната Катерины Ивановны и вовсе проходная, а всем им «некуда пойти». Все скандалы, которые происходят, происходят на улице, где люди ходят «толпами» (библейский мотив). Евангельские мотивы тоже обретают новое звучание в этом дьявольском городе. «Тридцать сребренников», превращаются в тридцать копеек, которые Соня даёт Мармеладову на выпивку; под камнем, вместо могилы Лазаря оказываются спрятанными украденные после убийства вещи; Раскольников, как Лазарь, «воскресает» на четвёртый день. Символика цифр (четыре - крест, страдание; три - троица, абсолютное совершенство), основанная на мифологии, переходит в символику созвучных слов, где «семь» значит «смерть», «узость» порождает «ужас», а теснота переходит в тоску. Символ веры поистине безграничен, ведь «во что веришь, то и есть». Весь роман становится как бы символом веры, символом идеи, символом человека и, прежде всего, символом возрождения его души.

    Основоположником русского символизма по праву считается В.Я.Брюсов. Будучи ещё восемнадцатилетним гимназистом, он в 1892 году прочёл статью о французских символистах и сразу почувствовал - здесь есть нечто очень интересное, что сможет привиться и на русской почве.

    Он начал робко создавать новое литературное направление, переводя французов (больше всего Верлена) и слагая собственные стихи:

    Тень несозданных созданий

    Колыхается во сне

    Словно лопасти латаний

    На эмалевой стене

    Фиолетовые руки

    На эмалевой стене

    Полусонно чертят звуки

    В звонко-звучной тишине

    Входит месяц обнажённый

    При лазоревой луне

    Звуки реют полусонно

    Звуки ластятся ко мне.

    «Творчество» 1895 г.

    Стихотворение возмутило читателей кажущейся бессмысленностью. Философ и поэт В.Соловьёв написал даже пародию, где высмеивал «двойную луну». Между тем толковый комментарий может прояснить этот пейзаж: тени домашних пальм - латаний - отражаются в блестящих, как эмаль, кафелях печи; за большим фонарём напротив окна, напоминающим лазоревую луну, видно небо, где всходит уже настоящий месяц… Но такая расшифровка ещё очень мало говорит о смысле стихотворения. Подсказкой скорее служит его название - «Творчество». В полутёмной комнате всё преображается в ожидании вдохновения.

    Творцу за окружающим его миром, видится иной, слышится звучание будущих стихов, смутно наплывают образы («несозданные создания»), делая мир странным, совсем непохожим на привычный.

    Или другое стихотворение - «Ночью» (1895 г.).

    Дремлет Москва, словно самка спящего страуса,

    Грязные крылья по тёмной почве раскинуты,

    Кругло - тяжелые веки безжизненно сдвинуты,

    Тянется шея беззвучная, черная Яуза.

    Чуешь себя в африканской пустыне на роздыхе

    Чу! Что за шуси? Не летят ли арабские всадники?

    Нет, качая грузными крыльями в воздухе,

    То приближаются хищные птицы - стервятники.

    Падали запах знаком крылатым разбойникам,

    Встанешь, глядишь, а они все кружат над покойником,

    В небе ж тропическом ярко сверкают созвездия.

    символизм литературный искусство философия

    Само сравнение Москвы с африканской птицей позволяло представить столицу такой же загадочной, как самая таинственная часть света. Но почему говорится не просто о страусе, а именно о самке? Скорее всего, для того, чтобы оба существительные были одного, женского рода. Кроме того, возникает и звуковое подобие: «Москва - самка» (и там и там два слога, и там и там сходно звучащие гласные). Во второй и начале третьей строк нагнетаются сочетания: гр - кр - рск - кр, напоминающие крик страуса. К тому же, как писал Брюсов, «уже одно ожидание рифмы к слову « страуса» навевает мистический трепет». А тут ещё удалось найти рифму необычную «страуса - Яуза». И необычный для поэзии того времени размер - с разным количеством ударных слогов в строках. И красоту безобразного (грязные крылья, стервятники, падаль). Все это было непривычным для русского читателя. Брюсов намеренно стремился оглушить читателя, заставить его удивляться и негодовать. Например, стихотворением из одной строки: «О, закрой свои бледные ноги» (1894год), или фразой из предисловия к первой книге стихов: «Не современникам и даже не человечеству завещаю я эту книгу, а вечности и искусству».

    Три сборника «Русские символисты» (1894 - 1895гг), издателем и главным автором, которых был Брюсов, переведенные им «Романсы без слов» Верлена и собственная книга, гордо озаглавленная «Chefs"d oeuvre» («Шедевры»), всколыхнули русскую поэзию. В буре критических нападок понятие « символизм» утвердилось, сделалось расхожим, им стали широко пользоваться. Что же значил символизм для Брюсова и его единомышленников ? Прежде всего - новые темы, новый язык. В 1893году он записывает в дневнике: «Что, если бы я вздумал на гомеровском языке писать трактат по спектральному анализу? У меня не хватило бы слов и выражений. То же, если я вздумаю на языке Пушкина выразить ощущения Findesiecle!»

    В. Брюсов и его соратники так же непохожи друг на друга, как и французские символисты. Для самого Брюсова в 90-х годах символизм в первую очередь - « поэзия намеков». К. Бальмонт жаждал « изысканности русской медлительной речи», А. Л Миропольский описывал мир духов, доступный спиритам. И все они стремились продемонстрировать обостренную чувствительность, непонятные обычному человеку переживания, неожиданные видения.

    Очень актуальной для поэзии символистов стала идея двоемирия, заимствованная ими у романтиков. Эту идею развивал в своей поэзии Владимир Соловьёв. Земная действительность - только искажённое подобие запредельного мира, и человек - «связующее звено между божественным и природным миром». В своей мистической религиозно-философской прозе и в стихах В.Соловьёв звал вырваться из-под власти вещественного и временного бытия к потустороннему - вечному и прекрасному миру. В стихотворении «Хоть мы навек…» проходит идея двоемирия, переданная намёками, иносказаниями. Жизнь человека мимолётна, она зависит от «воли высшей». Человек на земле должен совершить «круг, что боги очертили». В стихотворении «Бескрылый дух» лирическому герою во сне видится «прежний мир в немеркнущем сиянье». Пробуждение от сна - тяжкое. Душа живёт в ожидании ночи, ждёт «вновь отблеска нездешнего виденья, вновь отзвука гармонии святой». Мысль о том, что наш мир всего лишь отблеск отражена и в стихотворении «Милый друг…». Соловьёв оказал огромное влияние на русских символистов, а эта идея о двух мирах - «двоемирие» - была глубоко усвоена ими. Он сообщил символистам осуществление идеи связи человека с Богом, свою веру в воплощение Мудрости, Добра и Красоты, олицетворением которого он назвал «Вечную женственность», или мудрую Софию, призванную спасти мир. Соловьёв утверждал, что София - единственная носительница духовности в мире. Культ красоты, преклонение перед ней во многом определили проблематику поэзии символистов. Поставив своей целью достижение гармонии и идеальной жизни и связывая свой идеал с неземным образом Софии, поэты воплощали идею Соловьёва в различных формах. В своих философских и поэтических произведениях Соловьёв наметил основные черты символизма как литературно-философского направления. По мнению поэта для символизма характерны :

    • - поэтика намёка и иносказания;
    • - эстетизация смерти как бытийного начала;
    • - знаковое наполнение обыденных слов;
    • - апология мига, мимолётности, как отражение Вечности.

    К этому следует добавить и указания на следующие качества:

    • - стремление создать картину идеального мира, существующего по законам вечной красоты;
    • - отношение к слову как к многосмысленному посланию, как к семантически труднопередаваемой вести, как к шифру некой духовной тайнописи;
    • - глубокий историзм, с позиций которого видятся и события современности;
    • - изысканная образность, музыкальность и лёгкость слога.

    На первых порах, в девяностые годы, стихи символистов, с их непривычными для публики словосочетаниями и образами, часто подвергались насмешкам и даже глумлениям. К поэтам-символистам с самого зарождения нового течения прилагали название декадентов, подразумевая под этим термином упаднические настроения безнадёжности, чувство неприятия жизни, резко выраженный индивидуализм. В сознании большинства читателей той поры «символизм» и «декадентство» были почти синонимами, а в советскую эпоху термином «декадентство» стали пользоваться как родовым обозначением всех модернистских течений. Между тем в сознании новых поэтов «декадентство» и «символизм» соотносились не как однородные понятия, а почти как антонимы.

    Кажущиеся бессмысленными стихотворения, странные выходки молодых поэтов вызывали негодование публики и газетчиков. Символистов, как вспоминал Владислав Ходасевич, рисовали « голыми лохмачами с лиловыми волосами и зеленым носом». Психиатры утверждали, что новая поэзия - симптом вырождения человечества, авторы, с нею связанные, не желают знать истинных проблем сегодняшней жизни, выдумывают свой, мало кому интересный, мир.

    Прозвищем «декаденты» думали их уязвить, а они сделали его своим вторым именем. С точки зрения символистов этот «упадок» значительно ценнее нормальной посредственности. Они не только писали «декадентские» стихи, но и вели «декадентский» образ жизни.

    Один из самых ярких поэтов русского символизма Андрей Белый в октябре 1903 г. заказал в типографии и разослал по знакомым визитные карточки:

    ВИНДАЛАЙ ЛЕВУЛОВИЧ

    ЕДИНОРОГ

    БЕЛЛЕНДРИКОВЫ ПОЛЯ

    24-Й ИЗЛОМ, 1Б 31

    ПОЛЬ ЛЕДОУКОВИЧ

    МИУС КОЗНИ

    РОГОВАТАЯ УЛИЦА

    Д. ШАЖРАНОВА

    «Фамилия» Фафивва была для особой выразительности набрана церковно-славянским шрифтом с двумя - в то время уже не употреблявшимися буквами - фитой и ижицей. Этими карточками Белый хотел создать особую атмосферу, в которой игра (смешные вымышленные имена и адреса) и мифические персонажи (единорог, а на других карточках - кентавры, карлики) становились частью окружающего реального мира. Ведь отпечатанные в типографии визитные карточки приходили по настоящей почте или их приносил посыльный. Быть человеком круга Белого (и всех московских символистов) значило не отрицать возможности существования единорогов в московских закоулках. Всякого рода «странности» в среде русских символистов появились практически одновременно с рождением символизма. Ещё в 90-х гг. Брюсов поражал собеседников загадочными речами, намеренно ничего не разъясняя. А Бальмонт «дикими» выходками покорял женщин и доводил до исступления мужчин.

    Воспитанный в такой атмосфере читатель уже не удивлялся тому, что Прекрасная Дама (из одноимённого цикла стихов Блока) - девушка, в которую влюблён поэт, и в то же время воплощение Вечной Женственности.

    Жизнь порождало искусство, искусство переливалось в жизнь - строило её по своим законам. Игра перерастала в реальность, и всё оказывалось соответствием всего.

    В сегодняшних встречах виделись бывшие когда-то. Сюжет «Повести XVII века» (с таким подзаголовком печатался роман Брюсова «Огненный ангел»,1907) воспроизводил известные многим события из жизни автора. А в стихотворении «Конь блед» на обычной улице с кэбами, автомобилями, вывесками вдруг возникал «всадник огнеликий», в руках у которого «длинный свисток» с надписью: «Смерть».

    Эта причудливая действительность становилась повседневной атмосферой, ею жили и дышали. Таков был московский символизм, который в 90-е гг. не хотели пускать в серьёзные журналы, а книги можно было издавать только за свой счёт. В северной столице всё обстояло несколько иначе.

    Ещё за два года до «Русских символистов молодой поэт Д.Мережовский издал книгу стихов и символы (Песни и поэмы)» и прочитал нашумевшую лекцию. «О причинах упадка и о новых течениях в современной русской литературе». И в стихах и в лекции автор, как и москвичи, стремился нарисовать человека findesiecle. Мережовский считал, что «современные люди стоят, беззащитные, лицом к лицу с несказанным мраком, на пограничной черте света и тени, и уже более ничто не ограждает их сердца от страшного холода, веющего из бездны… Мы свободны и одиноки!» Девиз предшествующего поколения русских поэтов - строки Некрасова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» Мережковский же утверждал: « три главных элемента нового искусства - мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». Но в стихах самого Мережковского, воспитанного той самой гражданской поэзией 80-х гг., принципы которой он отвергал ни одного из этих « элементов» практически не было.

    И первое, и второе, и третье появилось в стихах других петербургских символистов - Зинаиды Гиппиус и Федора Сологуба. В одном из стихотворений Зинаида Гиппиус писала:

    Смотрю на море жадными очами

    К земле прикованный, на берегу…

    Стою над пропастью над небесами -

    И улететь к лазури не могу

    Я к солнцу, к солнцу руки простираю

    И вижу полог бледных облаков…

    Мне кажется, что истину я знаю -

    И только для неё не знаю слов

    «Бессилие» 1893г

    Начало стихотворения как будто перекликается с лермонтовским «Белеет парус одинокий…» и настроение кажется схожим с тем, что господствует во многих, обычных для русской лирики романтических стихах. Но у Гиппиус море и небо словно перепутаны («стою над небесами», лазурь в равной мере морская и небесная) - это уже не элементы реального пейзажа, а нечто призрачное, абстракное. В брюсовском стихотворении «Ночью» одинаково важны и Москва и её подобие - страус. Здесь же, у Гиппиус, море, берег, небо, облака, лазурь лишь повод для того, чтобы высказать главное:

    «Мне кажется, что истину я знаю -

    И только для неё не знаю слов»

    А вот стихотворение Ф. Сологуба:

    Я ухо приложил к земле,

    Чтобы услышать конский топот, -

    Но только ропот, только шепот

    Ко мне доходит по земле

    Нет громких стуков, нет покоя,

    Но кто же шепчет, и о чем?

    Кто под моим лежит плечом

    И уху не дает покоя?

    Ползет червяк? Растет трава?

    Вода ликапает до глины?

    Молчат Окрестные долины,

    Земля суха, тиха трава.

    Пророчит что-то тихий шепот?

    Иль может быть, зовет меня,

    К покою вечному клоня,

    Печальный ропот, темный шепот?

    «Я ухо приложил к земле»

    Будто бы и пейзаж конкретен, и поведение человека вполне реально, но даже самый далекий от символизма читатель почувствует здесь и некий другой, гораздо более важный смысл. Кто-то увидит в этом стихотворении размышление о вечной и простой сути природы, а кто-то изображение души, ждущей предвестий и их же получающей или предчувствующей смерть… Возможны и другие толкования. Главное чтобы стихотворение имело не один лишь внешний смысл. И Мережковский, и Гиппиус, и Сологуб не только поэты, как московские символисты. В первые книги Гиппиус и Сологуба вошли стихи и рассказы, дополнявшие друг друга. В прозе символистов тоже было множество смыслов. Но они описывали события настолько реальные, характеры настолько узнаваемые, что читатель незнакомый с символистической литературой, мог воспринимать рассказы и романы Гиппиус и Сологуба как вполне традиционное повествование, правда, с некоторыми « странностями». Конечно, такое прочтение не исчерпывало всей глубины их произведений, но имело право на существование. В рассказе Гиппиус «Яблони цветут» (1896г.) герой размышляет про себя: «Я думаю, что я скоро умру. У меня нет, кажется никакой болезни, но я должен умереть, потому что живет тот, кто хочет, кто имеет волю жить, а у меня нет воли. В последние дни, когда я это осознал и увидел, что мне больше и ждать нечего, - я даже думал о самоубийстве. Но я не могу. Я боюсь». Именно такой тип людей Зинаида Гиппиус страстно отвергала на протяжении всей своей жизни. Индивидуальное, личное переживание по мысли Гиппиус (и Мережковского), только тогда ценно, когда оно дополнено не просто привычкой или самой острой плотской страстью, а чувством единения двоих в любви настоящей подлинной любви. Но и это не всё. За тайной любви человеку должна открыться тайной новой общности людей, объединенных какими-то общими устремлениями. Естественно, легче всего такая связь могла осуществляться в религии, где люди связаны общей верой (ведь и само слово «религия» в переводе с латинского означает «связь»). Поэтому петербургский символизм иногда называют «религиозным». Религиозность, однако понимается максимально широко - это не только православие, но и иные вероисповедания и религиозные искания от народных, сектантских, до рассудочных конструкций высокообразованных людей. И Ветхий и Новый Завет, считали Мережковский и Гиппиус, уже исчерпаны. Человечество должно перешагнуть в царство, предсказанное Апокалипсисом. И они старались показать современному православию новый путь Третьего Завета. Мережковский в своих романах стремился доказать, что вся история человечества основана на повторяющемся из века в век противоборстве Христа и Антихриста, лишь воплощающихся в исторические фигуры. Гиппиус определила с крайней отчетливостью то, о чем говорила всю жизнь:

    Тройною бездонностью мир богат

    Тройная бездонность дана поэтам.

    Но разве поэты не говорят

    Только об этом?

    Только об этом?

    Тройная правда и тройной порог

    Поэты, этому верьте верному

    Только об этом думает Бог:

    О человеке.

    И Смерти.

    «Тройное» 1927г

    Не говоря впрямую о религии, многие сходные вопросы пытался разрешить в своих романах и Ф.Сологуб. Таким образом, петербургский символизм не казался столь вызывающим, как московский. И символы были прозрачнее, и язык традиционнее, и «упадничество» не возводилось в доблесть. Поэтому и критика относилась к нему менее враждебно (хотя и тут без скандальных отзывов, но обошлось). Кроме того, в Петербурге существовал журнал «Северный вестник», охотно печатавший символистов. Один из его руководителей А.Л.Волынский, интересовавшийся исканиями новых поэтов, в своих статьях резко критиковал гражданскую поэзию, почитавшуюся русскими интеллигентами. Он попытался философски обосновать нищету материализма, в чем тоже оказался союзником символистов. На страницах «Северного вестника» стихи и проза Мережковского, Гиппиус, Сологуба соседствовали с именами Льва Толстого, Лескова, Чехова. Тем самым символизм делался уважаемым литературным явлением, а не забавой полоумных. Брюсов мог целый раздел книги озаглавить «Сонеты и терцины», Гиппиус написала цикл «Три формы сонета». Нередки были и эксперименты совсем экзотичные: рондо, триолет, секстина, спенесерова строфа, старо французская баллада и многое другое - классическая русская поэзия не знала ни этих форм, ни этих жанров.

    Соллогуб создавал свой мир, где звезда Майр озаряла страну Ойле и реку Лигой, а сам поэт с гордостью говорил: «Я - бог таинственного мира». Бальмонт, завораживал читателей невероятной для того времени напевностью, вещал о таинствах любви и экзотических странах. Гиппиус страстно молила: « Я хочу то, чего нет на свете!»

    Символисты сделали достоянием русского читателя творчество поляка Станислава Пшибышевского, норвежца Кнута Гамсуна, итальянца Габриеле д"Аннунцио, бельгийца Эмиля Верхарна, малоизвестных поэтов прошлого.

    В те же первые годы XX столетия в литературу пришло новое поколение символистов - их называли «младшими», «соловьевцами», «теургами».

    «Младшие» были даже более решительны в представлении Иванова, как и Белого, и в (меньшей степени) Блока, поэт- символист - связующее звено между двумя мирами: земным и небесным. Оттого и считались особенно ценными прозрения, откровения, позволявшие по слабым отражениям представить себе иные миры.

    Вячеслав Иванов говорил: «истинному символизму свойственнее изображать земное, нежели небесное ему важна не сила звука, а мощь отзвука.

    Приход «второй волны» символистов предвещал возникновение противоречий в символистском лагере. Именно поэты «второй волны», младосимволисты, разрабатывали теургические идеи. Трещина прошла прежде всего между поколениями символистов - старшими и младшими. Революция 1905 года, в ходе которой символисты заняли отнюдь неодинаковые идейные позиции, усугубила их противоречия. Опять-таки по разному они стремились к развитию учения и поэтической культуры русского идеалистического мыслителя Вл. Соловьева. Наряду с этим источником разумеется, обращались к другим: наследству русской классики, сочинениям Канта и Шопенгауэра, Ницше, поэтов-мистиков мировой литературы. Но именно идея Соловьева - достижение особой теократии (всеобщего равенства в результате духовного преображения мира), мотивы его творчества: самоотверженные поиски во имя суждения грядущему, искусство как сила, рождающая духовный подъем, художник, способный ответитьзовом страждущей и гармоничной «мировой души», «вечной женственности» - были положены в фундамент младосимволистской эстетики. Она, несмотря на заоблачные идеалы, гораздо тесней была связана с запросами эпохи, предлагала куда более действенную роль литературы, чем эстетика Мережковского. К 1910 году между символистами обозначился явный раскол. В марте этого года сначала в Москве, затем в Петербурге, в Обществе ревнителей художественного слова, Вячеслав Иванов прочитал свой доклад «Заветы символизма».

    В поддержку Иванова выступил Блок, а позднее и Белый. В.Иванов выдвигал на первый план как главную задачу символистского движения его теургическое воздействие, «жизнеустройство», «преображение жизни». Брюсов же звал теургов быть творцами поэзии и не более того, он заявлял, что символизм «хотел быть и всегда был только искусством». Поэты - теорги, замечал он, клонят к тому, чтобы лишить поэзию ее свободы, ее «автономии». Брюсов все решительнее отмежёвывался от ивановской мистики, за что Андрей Белый обвинял его в измене символизму.

    «Ключами тайн» Брюсов открывал новый журнал русских символистов «Весы», начавший выходить с января 1904 года. Создание своего журнала означало - на литературной арене действуют не одиночки, а целостная группа, готовая к боям и рассчитывающая на победы.

    В первые два года своего существования «Весы» объединили всех,

    Кто стремился противопоставить себя искусству, забывшему о всечеловеческом и вечном. «Младшие» все резче заявляли о несогласиях со «старшими».

    Если в 1907 году большинство критиков говорили о том, что символизм занимает ведущее положение в русской литературе, то уже к весне 1910 года стало очевидно: он - в серьезном кризисе.

    Но смерть символизма не означала, что писатели - символисты уже не играли никакой роли в литературе. В 10-х и начале 20-х гг. были созданы: третий том лирической трилогии Блока (смотрите статью «Александр Александрович Блок»); «Петербург» и «Первое свидание» Андрея Белого; едва ли не лучшие поэтические книги. Вячеслава Иванова, по-прежнему кристально чистые стихи Ф. Сологуба; «Неопалимая Купина» М. Волошина… И даже отошедшие от символизма поэты понимали, что символизм,

    По точному выражению О. Мандельштама то «широкое лоно», которому обязана жизнью вся русская поэзия XX века.

    Символизм проявился не только в литературе. Символизм можно наблюдать в русской живописи, хотя и не стал столь же авторитетным явлением, как во Франции и Германии. Впервые его черты проявились в 18г в творчестве М.Врубеля. Однако он оставался практически единственным художником этого направления до начала 20 века. Вторая волна символизма началась в живописи с В.Борисова-Мусатова, который не только утвердил новые принципы в изобразительном искусстве, но и оказал существенное влияние на современников, прежде всего входивших в объединение «Голубая роза», - П.Кузнецова, П.Уткина, братьев Николая и Василия Милиотин. Третья волна символизма связана с организацией в 20 годы группы «Маковец». Своебразие символизма в русской живописи связано и с тем, что здесь не было ни стройной теории, ни единого объединения художников. Их сближала свобода ассоциаций,предположений и догадок, интерпретации сходных явлений жизни, общий образный мир. Предложенные ими приемы - расплывчатые цветовые пятна, «межфигурное пространство», динамика цветовых переходов - будут позже востребованы беспредметным искусством, станут частью эстетики абстракционизма. Не менее показательно обращение символистов к театру. Считая драматургию идеальным средством для выражения мысли, они расматривали театр как сферу практического воплощения результатов своих поисков. Главными теоретиками драмы в России были А.Блок, В.Иванов и Андрей Белый. Они стремились противопоставить свои пьесы натурализму и реализму. В их трактовке театр обрел фантастическую многозначность сновидения. Однако главная роль в разрабатываемом ими типе драмы отводилась не актерам, а драматургу, поэтому их пьесы скорее предназначались не для постановок, а для чтения. Аналогичные тенденции мы встречаем и в Европейском театре. В драматургии М.Метерлинка вместо людей на сцене действуют бесплотные тени, знаки, блики, звуки. Действие развивается одновременно в двух планах. Например, пьесу «Слепые» можно рассматривать и как конкретный эпизод, где заблудившиеся слепые пытаются найти выход из леса, и как поиски пути человечества к неизвестной цели.

    Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Плодотворными оказались их поиски в сфере поэтической фонетики: мастерами выразительного ассонанса и эффективной аллитерации были К. Бальмонт, В.Брюсов, И. Анненский, А. Блок, А. Белый. Расширились ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика. Однако главная заслуга этого литературного течения связана не с формальными нововведениями. Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре 20 века по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали поиск таких форм искусства, постижение которых могло бы вновь объединить людей. Идея «соборного искусства» со стороны выглядела утопичной, но символисты и не рассчитывали на ее быструю практическую реализацию. Важнее было вновь обрести позитивную перспективу, возродить веру в высокое предназначение искусства. При внешних проявлениях элитарности и формализма символизм сумел на практике наполнить работу с художественной формой содержательностью и, главное, сделать искусство более личностным. Вот почему наследие символизма осталось для современной русской культуры подлинной художественной сокровищницей.

    «Старшие символисты»

    Символизм Д.Мережковского и З.Гиппиус носил подчеркнуто религиозный характер, развивался в русле неоклассической традиции. Лучшие стихотворения Мережковского, вошедшие в сборники Символы, Вечные спутники, строились на «уроднении» с чужими идеями, были посвящены культуре ушедших эпох, давали субъективную переоценку мировой классики. В прозе Мережковского на масштабном культурном и историческом материале (история античности, Возрождения, отечественная история, религиозная мысль древности) – поиск духовных основ бытия, идей, движущих историю. В лагере русских символистов Мережковский представлял идею неохристианства, искал нового Христа (не столько для народа, сколько для интеллигенции) – «Иисуса Неизвестного».

    В «электрических», по словам И.Бунина, стихах З.Гиппиус, в ее прозе – тяготение к философской и религиозной проблематике, богоискательству. Строгость формы, выверенность, движение к классичности выражения в сочетании с религиозно-метафизической заостренностью отличало Гиппиус и Мережковского в среде «старших символистов». В их творчестве немало и формальных достижений символизма: музыка настроений, свобода разговорных интонаций, использование новых стихотворных размеров (например, дольника).

    Если Д.Мережковский и З.Гиппиус мыслили символизм как построение художественно-религиозной культуры, то В.Брюсов, основоположник символического движения в России, мечтал о создании всеобъемлющей художественной системы, «синтезе» всех направлений. Отсюда историзм и рационализм поэзии Брюсова, мечта о «Пантеоне, храме всех богов». Символ, в представлении Брюсова, – универсальная категория, позволяющая обобщать все, когда-либо существовавшие, истины, представления о мире. Сжатую программу символизма, «заветы» течения В.Брюсов давал в стихотворении Юному поэту:

    Юноша бледный со взором горящим,
    Ныне даю тебе три завета:
    Первый прими: не живи настоящим,
    Только грядущее – область поэта.
    Помни второй: никому не сочувствуй,
    Сам же себя полюби беспредельно.
    Третий храни: поклоняйся искусству,
    Только ему, безраздельно, бесцельно.

    Утверждение творчества как цели жизни, прославление творческой личности, устремленность от серых будней настоящего в яркий мир воображаемого грядущего, грез и фантазий – таковы постулаты символизма в интерпретации Брюсова. Другое, скандальное стихотворение Брюсова Творчество выражало идею интуитивности, безотчетности творческих импульсов.

    От творчества Д.Мережковского, З.Гиппиус, В.Брюсова существенно отличался неоромантизм К.Бальмонта. В лирике К.Бальмонта, певца безбрежности, – романтический пафос возвышения над буднями, взгляд на поэзию как на жизнетворчество. Главным для Бальмонта-символиста явилось воспевание безграничных возможностей творческой индивидуальности, исступленный поиск средств ее самовыражения. Любование преображенной, титанической личностью сказалось в установке на интенсивность жизнеощущений, расширение эмоциональной образности, впечатляющий географический и временной размах.

    Ф.Сологуб продолжал начатую в русской литературе Ф.Достоевским линию исследования «таинственной связи» человеческой души с гибельным началом, разрабатывал общесимволистскую установку на понимание человеческой природы как природы иррациональной. Одними из основных символов в поэзии и прозе Сологуба стали «зыбкие качели» человеческих состояний, «тяжелый сон» сознания, непредсказуемые «превращения». Интерес Сологуба к бессознательному, его углубление в тайны психической жизни породили мифологическую образность его прозы: так героиня романа Мелкий бес Варвара – «кентавр» с телом нимфы в блошиных укусах и безобразным лицом, три сестры Рутиловы в том же романе – три мойры, три грации, три хариты, три чеховских сестры. Постижение темных начал душевной жизни, неомифологизм – основные приметы символистской манеры Сологуба.

    Огромное влияние на русскую поэзию ХХ в. оказал психологический символизм И.Анненского, сборники которого Тихие песни и Кипарисовый ларец появились в пору кризиса, спада символистского движения. В поэзии Анненского – колоссальный импульс обновления не только поэзии символизма, но и всей русской лирики – от А.Ахматовой до Г.Адамовича. Символизм Анненского строился на «эффектах разоблачений», на сложных и, в то же время, очень предметных, вещных ассоциациях, что позволяет видеть в Анненском предтечу акмеизма. «Поэт-символист, – писал об И.Анненском редактор журнала «Аполлон» поэт и критик С.Маковский, – берет исходной точкой нечто физически и психологически конкретное и, не определяя его, часто даже не называя его, изображает ряд ассоциаций. Такой поэт любит поражать непредвиденным, порой загадочным сочетанием образов и понятий, стремясь к импрессионистическому эффекту разоблачений. Разоблаченный таким образом предмет кажется человеку новым и как бы впервые пережитым». Символ для Анненского – не трамплин для прыжка к метафизическим высотам, а средство отображения и объяснения реальности. В траурно-эротической поэзии Анненского развивалась декадентская идея «тюремности», тоски земного существования, неутоленного эроса.

    В теории и художественной практике «старших символистов» новейшие веяния соединились с наследованием достижений и открытий русской классики. Именно в рамках символистской традиции с новой остротой было осмыслено творчество Толстого и Достоевского, Лермонтова (Д.Мережковский Л.Толстой и Достоевский, М.Ю.Лермонтов. Поэт сверхчеловечества), Пушкина (статья Вл.Соловьева Судьба Пушкина; Медный всадник В.Брюсова), Тургенева и Гончарова (Книги отражений И.Анненского), Н.Некрасова (Некрасов как поэт города В.Брюсова). Среди «младосимволистов» блестящим исследователем русской классики стал А.Белый (книга Поэтика Гоголя, многочисленные литературные реминисценции в романе Петербург).
    Татьяна Шабалина

    Русский символизм и его истоки

    Цели урока:

      Обучающие:

      закрепить понятие «Серебряный век»;

      дать понятие о символизме;

      кратко охарактеризовать труды основоположников русского символизма;

      выявить истоки русского символизма;

      показать связь символизма с другими видами искусства;

      Развивающие:

      совершенствовать навыки системно-комплексного анализа лирического произведения;

      развивать навыки самостоятельного поиска информации по данной теме;

      Воспитательные

      воспитывать культуру умственного труда учащихся на основе таких мыслительных операций, как анализ, синтез группировка, сравнение.

    Оборудование: сборники поэтов Серебряного века, раздаточный материал с текстами стихотворений поэтов-символистов, репродукции картин «Неизвестная» И. Крамскова, «Демон», «Царевна-лебедь» М.Врубеля, портреты поэтов-символистов,
    диск с музыкой А.Н. Скрябина (Этюд №8).

    План урока

    I. Вступительное слово учителя.
    II. Повторение понятия «Серебряный век».
    III. Изучение нового материала о символизме как литературном направлении:

      знакомство с понятием «символизм»;

      знакомство с трудами основоположников русского символизма;

      составление схемы (этапы и представители символизма);

      выявление философских истоков русского символизма;

      сопоставительный анализ стихотворений Вл. Соловьёва и З. Гиппиус;

      знакомство с понятием символа;

      связь символизма с музыкой;

      связь символизма с живописью.

    IV. Подведение итогов урока.
    V.Объяснение домашнего задания.

    ХОД УРОКА

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    I. Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы начнём знакомство с поэзией Серебряного века.

    II. Но сначала вспомните, какой смысл имеет выражение «Серебряный век»?

    Понятие «Серебряный век» относится, прежде всего, к поэзии. В изучаемый период вновь возрос интерес к поэзии, как во времена А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова, «Золотого века».

    Как вы помните, Серебряный век русской поэзии связан со сложнейшими духовными исканиями человечества на рубеже XIX и XX веков, с расцветом национальной культуры, и вместе с тем в поэзии модернизма есть предчувствие грядущей катастрофы. Никогда ещё не происходило такого быстрого и ошеломляющего роста народонаселения планеты и одновременно новых полезных, но бездушных вещей. Старые просветительские учреждения не успевали окультурить в должной мере людей. Новые вещи не были согреты поэзией. Ломались социальные, политические устои, а человек искал духовной опоры. Этот период назвали Русским Ренессансом: подобно европейскому Возрождению, культура этого времени содержала элементы «надлома», кризиса. Искусство Серебряного века стала философией, универсальным, синтетичным взглядом на мир.

    III. И первым течением модернизма, возникшим на русской почве, был символизм.
    Откройте тетради и запишите тему урока «Символизм».
    Дадим письменное определение этому направлению:
    «Символизм – это литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы».
    Как вы считаете, если это направление, то имело ли оно какую-либо теоретическую базу, положения?
    Правильно, и началом теоретического самоопределения символистов стала лекция Д.С. Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы», прочитанная в 1892 году. По его мнению, новым течениям предстояло возродить литературу, совершив «огромную переходную и подготовительную работу». А её основными элементами он назвал «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности».
    Кроме того, в 1894 году в Москве вышло три сборника стихотворений «Русские символисты», где большинство стихотворений принадлежало В.Я. Брюсову. Социальные, гражданские темы были отодвинуты символизмом. На первый план вышли темы экзистенциальные: Жизнь, Смерть, Бог.
    Символизм с самого начала оказался неоднородным течением. Поэтому по внешним признакам принято выделять в русском символизме два основных этапа.

    Составим схему:

    Запишите эту схему у себя в тетрадях. Какие различия существовали между старшими и младшими символистами?

    Вы правы. А уже в 1910 году произошёл кризис символизма.
    Символизм был тесно связан с декадентством. Знакомо ли вам значение данного термина?

    Декадентское мироощущение было свойственно на разных этапах почти всем символистам.
    Ещё раз посмотрите на схему, обратите внимание на связь символизма с декадентством. Как вы считаете, принимали ли символисты окружающий их мир? Какую особенность символизма в связи с этим вы бы выделили?
    Молодцы. Чтобы понять точку зрения символистов нам нужно выяснить, что же повлияло на них, каковы источники символизма.
    Философия и эстетика символизма складывались под влиянием различных теорий – от взглядов Платона, высшей сферой жизни для которого была область идей, до Ф.Ницше и Вл.Соловьёва.
    Послушаем сообщение о философии Ф.Ницше.

    Да, мнение немецкого философа действительно оказало воздействие на символистов. Ещё в большей степени повлияли на символистов взгляды Владимира Соловьёва.

    Чтобы подтвердить мнение о воздействии данных философов на творчество поэтов-символистов, проведём небольшой литературный опыт. Перед вами два текста стихотворений Вл.Соловьёва и З.Гиппиус. Я прочту вам первое стихотворение «Милый друг, иль ты не видишь…» Послушайте его.
    Можно ли сказать, что для поэта существует два мира, которые он обозначил в своём стихотворении?

    Разграничим их. Каков первый мир?
    Назовите черты этого мира. Какую характеристику даёт ему поэт?
    Запишите данные определения в столбик.

    Каков второй мир? Что говорится о нём?
    Запишите определения во второй столбик.

    Сделайте вывод об отношении Вл. Соловьёва к этим мирам.

    Сравним с этим стихотворением второе, написанное З.Гиппиус.
    Можно ли сказать, что и здесь есть два мира, противопоставленных друг другу? Докажите это.


    Какое явление поэтизируется лирической героиней? Мимолётно ли оно?
    Какому миру отдаётся предпочтение?

    То есть, мы можем сделать вывод о том, что символисты относились к слову, как к к шифру некоей духовной тайнописи, ценили миг, мимолётность. Это ещё одна характерная черта символизма.
    Посмотрите ёщё на одну особенность, которую мы не отметили: от какого лица написаны стихотворения? Какими чертами обладает человек, написавший их?

    Как обращается к своему читателю лирический герой Владимира Соловьёва? Почему?

    Но для того, чтобы читатель смог понять тайный смысл, нужно было как-то его выразить. Посмотрите на название направления, от какого слова оно образовано?

    Именно символ и явился таким средством. Дадим определение символа: «Символ – многозначный образ, выражающий суть какого-либо явления». Запишите это определение у себя в тетрадях.
    Символизм, как мы уже убедились, был тесно связан не только с философией, но ещё и с музыкой, которую символисты считали высшим видом искусства.
    Сейчас прозвучит музыка композитора А.Скрябина «Этюд» соч.8 №2. Внимательно послушайте её.

    Из скольких частей состоит это произведение?
    Ещё раз послушаем этюд и охарактеризуем каждую из частей.

    Какова по настроению первая часть? Какой мир воссоздан в ней?

    Отличается ли вторая часть этюда от первой, какие настроения звучат в ней?

    Вы очень верно отметили все особенности. Возвращаясь к утверждению символистов о музыке как о высшем виде искусства, скажите, согласны ли вы с этим утверждением?

    Что передаёт музыка?
    А используются ли при этом слова?

    Символисты, зная это достоинство музыки, зная её очарование, стремились обогатить поэтическую фонетику. Послушайте, например, стихотворение Ф.Сологуба.

    Лила, лила, лила, качала
    Два тёмно-алые стекла,
    Белей лилей, алее лала
    Бела была ты и ала.

    Что придаёт этому стихотворению музыкальность?

    Также музыкальность стиха позволяла обострить восприятие читателя, которого символисты считали своим соавтором.

    Также сильно, как и с музыкой, символизм был связан с живописью.

    Послушаем доклад о связи символизма с музыкой, он послужит и своеобразным комментарием к репродукциям картин, которые вы видите на доске.

    Обратите также внимание на другие картины М. Врубеля «Царевна-лебедь», «Пан». Что вы знаете об этих существах. Какие особенности картин вы заметили ещё?

    Верно, но мифологией интересовались не только художники, но и поэты-символисты. Особенно ими ценилась греческая и римская мифология, сюжеты которой символисты могли заимствовать, переделывать. Вы убедитесь в этом, когда познакомитесь с лирикой раннего А. Блока, Ф. Сологуба.
    Как и у живописцев, в творчестве поэтов-символистов важную роль играла символика цвета. Послушайте стихотворение И.Анненского «Аметисты».

    Вспомните, как выглядит аметист. Какого он цвета?

    С картинами какого художника можно увидеть связь?

    Фиолетовый соединяет в себе два цвета: синий – небесный и красный – цвет крови, земных страданий.

    Посмотрите, есть ли эти цвета в стихотворении? Какое звучание придают они стихотворению?

    Изменяется ли настроение во второй строфе? Если да, то как?

    Каков финал стихотворения?

    Вспомните ещё раз, чему уподобляется сверкание аметиста?
    А свеча имеет символическое значение в христианской культуре. То есть, и аметист становится таким же символом.
    Помимо цвета, большую роль играет в стихотворении и звукопись. Какие звуки преобладают?
    Звук с придаёт звучанию приглушённость, а и, напротив, преодолевает пространство, как горение свечи.

    Кроме того, немаловажен и размер стихотворения. Что это за размер?
    Верно, это традиционный размер для русской медитативной лирики.
    Итак, рассмотренные примеры убеждают нас в том, что никогда ещё в светской русской культуре слово не было так тесно связано с музыкой и живописью, как в символизме.

    IV. Подводя итоги урока, ещё раз вспомним и запишем в тетради основные черты символизма :

      поэтика намёка и иносказания;

      отношение к слову, как к шифру некоей духовной тайнописи, знаковое наполнение обыденных слов;

      апология (восхваление) мига, в котором отражается Вечность;

      стремление создать картину идеального мира, существующего по законам Вечной Красоты;

      глубокий историзм, с позиций которого видятся и современные события;


    Различие между старшими и младшими символистами состояло во времени их появления и во взглядах.

    Декадентство – это тип сознания, отношения к миру в кризисную эпоху, чувство уныния, тревоги, страха перед жизнью, неверие в возможность человека познать мир, изменить его и самому измениться.

    Символисты не принимали окружающего мира и стремились создать картину мира идеального.

    Немецкий философ Ф.Ницше был одним из основоположников «философии жизни». Он выступал против рационализма, взывая к иррациональному в человеческой психике. Ницше уделял главное внимание критике христианства и рационализма, которые «угнетают волю к жизни». Он предлагал преодолеть это угнетающее воздействие путём освобождения «жизненных сил» человека, чтобы раскрыть путь к «сверхчеловеку», стоящему «по ту сторону добра и зла». Художественную интеллигенцию начала 20 века привлекала эта особая образность, своеобразная художественная форма, афористичность и загадочность.

    Владимир Соловьёв (16.01.1853- 31.07.1900) – поэт, критик, публицист, философ. Наиболее знаменитые его сочинения: «Теоретическая философия» (1897–1899), «Оправдание добра» (1897– 1899), «Духовные основы жизни» (1882– 1884) и т.д.
    Соловьёв исходил из того, что помимо наличной действительности существует сфера божественного, т.е. абсолютных, безусловных начал, оказывающих положительное влияние на человечество.
    Особенность его идеализма в стремлении выразить языком философских понятий принадлежность человека к двум мирам – материальному и идеальному.
    По Соловьёву, добро, истина и красота – три ипостаси идеального бытия, важнейшие категории, выражающие его всеединство.
    Подлинное искусство, по Соловьёву, должно отличаться синтезом жизненно важного содержания и идеи необходимости пересоздания действительности таким образом, чтобы в ней сочетались божественный, человеческий и природный элементы.
    Поэтическим выражением идеи всеединства служат символы «вечной женственности», «души мира», «золотистой лазури», «неземного света» и «созвучия вселенной».

    Да.

    Это мир реальный.
    Видимое
    Отблеск, тени
    Слышишь
    Житейский шум трескучий
    Отблеск искажённый
    Чуешь
    Целый свет

    Мир идеальный
    Незримое
    Торжествующие созву –
    чия
    одно
    Только то

    Первый мир можно познать с помощью зрения, слуха и т.д., а мир идеальный – это нечто высшее и таинственное.

    Да, в стихотворении З.Гиппиус «Мне мило отвлечённое…» также есть мир реальный и мир идеальный, которые она противопоставляет. Мир идеальный не всегда можно увидеть («Неявное люблю…»).
    Поэтизируется область снов, которые мимолётны.
    Лирической героине ближе мир идеальный. Это доказывают утверждения «мне мило отвлечённое», «неявное люблю», «я – раб моих таинственных, необычайных снов». Она считает, что «здешними словами» не всегда можно передать смысл «речей единственных».


    Стихотворения написаны от первого лица. Они принадлежат перу личности незаурядной, скорее всего, это человек искусства, художник, творец, приобщённый к высшей реальности.
    «Милый друг», то есть он видит в читателе своего единомышленника, хочет приобщить к высшему миру тайн.

    От слова «символ».

    Музыка состоит из двух частей.

    Первая часть этюда очень лирична, она звучит негромко. Это мир идеального, мир гармонии.

    Если говорить о второй части, то это – мир катастроф с криком, трагедией. Особенно усиливаются тревожные ноты в конце произведения.

    Да.

    Музыка передаёт эмоции, чувства.
    Нет, в музыке и без слов всё становится ясно. Разные люди без слов могут понять друг друга.


    Звук л , повторяющийся в стихотворении,
    придаёт ему очень напевность, музыкальность.