"сказание о кожемяке" как произведение древнерусской литератры. "Сказание о юноше-кожемяке"

В старые годы появился невдалеке от Киева страшный змей. Много народа из Киева потаскал в свою берлогу, потаскал и поел. Утащил змей и царскую дочь, но не съел ее, а крепко-накрепко запер в своей берлоге. Увязалась за царевной из дому маленькая собачонка. Как улетит змей на промысел, царевна напишет записочку к отцу, к матери, привяжет записочку собачонке на шею и пошлет ее домой. Собачонка записочку отнесет и ответ принесет.

Вот раз царь и царица пишут царевне: узнай-де от змея, кто его сильней. Стала царевна от змея допытываться и допыталась.

— Есть, — говорит змей, — в Киеве Никита Кожемяка — тот меня сильней.

Как ушел змей на промысел, царевна и написала к отцу, к матери записочку: есть-де в Киеве Никита Кожемяка, он один сильнее змея. Пошлите Никиту меня из неволи выручить.

Сыскал царь Никиту и сам с царицею пошел его просить выручить их дочку из тяжелой неволи. В ту пору мял Кожемяка разом двенадцать воловьих кож. Как увидел Никита царя — испугался: руки у Никиты задрожали, и разорвал он разом все двенадцать кож. Рассердился тут Никита, что его испугали и ему убытку наделали, и, сколько ни упрашивали его царь и царица пойти выручить царевну, не пошел.

Вот и придумал царь с царицей собрать пять тысяч малолетних сирот — осиротил их лютый змей, — и послали их просить Кожемяку освободить всю русскую землю от великой беды. Сжалился Кожемяка на сиротские слезы, сам прослезился. Взял он триста пудов пеньки, насмолил ее смолою, весь пенькою обмотался и пошел.

Подходит Никита к змеиной берлоге, а змей заперся, бревнами завалился и к нему не выходит.

— Выходи лучше на чистое поле, а не то я всю твою берлогу размечу! — сказал Кожемяка и стал уже бревна руками разбрасывать.

Видит змей беду неминучую, некуда ему от Никиты спрятаться, вышел в чистое поле.

Долго ли, коротко ли они билися, только Никита повалил змея на землю и хотел его душить. Стал тут змей молить Никиту:

— Не бей меня, Никитушка, до смерти! Сильнее нас с тобой никого на свете нет. Разделим весь свет поровну: ты будешь владеть в одной половине, а я — в другой.

— Хорошо, — сказал Никита. — Надо же прежде межу проложить, чтобы потом спору промеж нас не было.

Сделал Никита соху в триста пудов, запряг в нее змея и стал от Киева межу прокладывать, борозду пропахивать; глубиной та борозда две сажени с четвертью. Провел Никита борозду от Киева до самого Черного моря и говорит змею:

— Землю мы разделили — теперь давай море делить, чтобы о воде промеж нас спору не вышло.

Легенда о Никите Кожемяке

Вот как описан подвиг этого безвестного героя в «Повести временных лет» под 992 годом.

Узнав о приходе печенегов, князь Владимир «выступил против них, и встретил их на Трубеже у брода, где ныне Переяславль. И стал Владимир на этой стороне, а печенеги на той, и не решались наши перейти на ту сторону, ни те на эту сторону. И подъехал князь печенежский к реке, вызвал Владимира и сказал ему:
"Выпусти ты своего мужа, а я своего — пусть борются. Если твой муж бросит моего на землю, то не будем воевать три года; если аве наш муж бросит твоего оземь, то будем разорять вас три года".
И разошлись.

Владимир же, вернувшись в стан свой, послал глашатаев по лагерю, со словами:
"Нет ли такого мужа, который бы схватился с печенегом?"

И не сыскался нигде. На следующее утро приехали печенеги и привели своего мужа, а у наших не оказалось. И стал тужить Владимир, посылая по всему войску своему, и пришел к князю один старый муж и сказал ему: "Князь! Есть у меня один сын меньшой дома; я вышел с четырьмя, а он дома остался. С самого детства никто его не бросил еще оземь. Однажды я бранил его, а он мял кожу, так он рассердился и разодрал кожу руками". Услышав об этом, князь обрадовался, и посла-ли за ним, и привели его к князю, и поведал ему князь все.

Тот отвечал: "Князь! Не знаю, могу ли я с ним схватиться, — испытайте меня: нет ли большого и сильного быка?"

И нашли быка, большого и сильного, и приказали разъярить его; возложили на него раскаленное железо и пустили. И побежал бык мимо него, и схватил быка рукою за бок и вырвал кожу с мясом, сколько захватила его рука. И сказал ему Владимир: "Можешь с ним бороться".

На следующее утро пришли печенеги и стали вызывать: "Есть ли муж? Вот наш готов!" Владимир повелел в ту же ночь надеть вооружение, и сошлись обе стороны. Печенеги выпустили своего мужа: был же он очень велик и страшен. И выступил муж Владимира, и увидел его печенег и посмеялся, ибо был он среднего роста. И размерили место между обоими войсками, и пустили их друг против друга. И схватились, и начали крепко жать друг друга, и удавил печенежина руками до смерти. И бросил его оземь. Раздался крик, и побежали печенеги, и гнались за ними русские, избивая их, и прогнали их. Владимир же обрадовался и заложил город у брода того, и назвал его Переяславлем, ибо перенял славу отрок тот. И сделал его Владимир великим мужем, и отца его тоже...»

В более поздних летописях безвестного отрока называют по имени: Ян Усмошвец (то есть сапожник, шорник — «шьющий кожу», от слова «усмие» — кожа). Предание с таким сюжетом сохранялось в течение веков в устной традиции: в XIX веке на Украине оно записано с именем Кирилла Кожемяки, в России — с именем Никиты Кожемяки.

Все главные мотивы летописного предания соответствуют духу былин: в них тоже враг требует выставить поединщика, и князь не сразу его находит; на единоборство с врагом выходит богатырь-малолеток, о котором князю сообщает его отец; противник его оказывается громадных размеров, чаще всего -- чудовищем (Идолище); при виде русского богатыря — человека нормальных размеров — он заранее торжествует победу; князь награждает богатыря, хочет возвысить его.

В летописном предании есть одно существенное отличие от былины: в роли богатыря выступает не профессиональный воин, а простой ремесленник: он побеждает благодаря своим рукам, привыкшим мять кожу и потому особенно сильным (впрочем, в летописном рассказе реальная сила Кожемяки явно преувеличена — в духе былин или сказок). Самое главное отличие от былины заключается в том, что в летописной записи подвиг без-вестного отрока-богатыря соотнесен с точно датируемым, реально бывшим историческим событием и как бы подтвержден документально.

В старые-старые годы невдалеке от Киева появился страшный змей. Много всякого народа из Киева потаскал змей в берлогу свою, потаскал и поел. Утащил змей этот и дочь царскую. Но не съел её, а крепко-накрепко в своей берлоге запер. Увязалась за царевной из дома маленькая собачка. Как на промысел змей улетит, царевна записочку к отцу, к матери напишет, привяжет записочку собачке на шею и домой её пошлёт. Собачка записочку отнесёт и ответ принесёт.

Вот как-то раз царь с царицей пишут царевне: узнай-де от змея, кто его сильней. Стала царевна от змея допытываться и допыталась.

Есть, - говорит змей, - в Киеве Никита Кожемяка - тот меня сильней.

Как ушёл на промысел змей, царевна к отцу, к матери записочку и написала: есть-де в Киеве Никита Кожемяка, он один сильнее страшного змея. Пошлите Никиту меня из неволи выручать.

Сыскал царь Никиту. И сам с царицей пошёл его просить выручить дочку их из неволи тяжёлой. В эту пору Кожемяка мял разом двенадцать кож воловьих. Как увидел Никита царя - испугался. Руки у Никиты задрожали, и разорвал он разом все двенадцать кож. Рассердился тут Никита, что его испугали и убытку ему наделали. И сколько царь с царицей ни упрашивали его пойти царевну выручить, не пошёл.

Вот и придумал тогда царь с царицей собрать пять тысяч сирот малолетних - осиротил их лютый змей, - и послали их просить Кожемяку освободить всю землю русскую от великой беды. Сжалился Кожемяка на сиротские слёзы, сам прослезился. Взял он триста пудов пеньки, смолой её насмолил, весь пенькой обмотался и пошёл.

Подходит Никита к змеиной берлоге. А змей изнутри заперся, брёвнами завалился и к Никите не выходит.

Выходи лучше в чистое поле, а не то я всю берлогу твою размечу! - сказал Кожемяка змею и стал уже брёвна руками разбрасывать.

Увидел змей беду неминучую, некуда ему спрятаться от Никиты. Вышел в чистое поле.

Долго ли, коротко ли они бились, только Никита змея на землю повалил, и хотел его душить. Тут змей стал молить Никиту:

Не бей меня, Никитушка, до смерти, пощади! Сильнее нас с тобой на всём белом свете никого нет. Давай разделим весь свет поровну: ты в одной половине будешь владеть, а я - в другой.

Хорошо, - согласился Никита. - Только надо же прежде всего межу проложить, чтобы потом промеж нас споров не бывало.

Сделал Никита соху в триста пудов, запряг в неё змея и стал от Киева межу прокладывать, борозду пропахивать. Та борозда глубиной в две сажени с четвертью получилась. Провёл Никита борозду от Киева до самого Чёрного моря и говорит змею:

Хорошо, землю мы с тобой разделили - давай теперь море делить. Чтобы спору промеж нас о воде не вышло.

Стали они воду делить - загнал Никита змея лютого в Чёрное море, да там его и утопил.

Сделавши святое дело, Никита воротился в Киев. Опять кожи мять стал, за свой труд не взял ничего. Царевна же домой воротилась к отцу своему, к матери.

Говорят, борозда Никитина, кое-где и теперь по степи видна. Стоит она валом, сажени на две высотой. Мужички кругом пашут, а борозду не распахивают: на память её о Никите Кожемяке оставляют.

— КОНЕЦ —

Юный любитель литературы, мы твердо убеждены, в том, что тебе будет приятно читать сказку "Никита Кожемяка" и ты сможешь извлечь из нее урок и пользу. Народное предание не может потерять своей насущости, в силу незыблемости таких понятий как: дружба, сострадание, мужество, отвага, любовь и жертвенность. Здесь во всем чувствуется гармония, даже негативные персонажи они, словно являются неотъемлемой частью бытийности, хотя, конечно выйдя за границы приемлемого. Преданность, дружба и самопожертвование и иные положительные чувства преодолевают все противостоящие им: злобу, коварство, ложь и лицемерие. Очень полезно, когда сюжет простой и, так сказать, жизненный, когда похожие ситуации складываются в нашем быту, это способствует лучшему запоминанию. Воодушевление предметов быта и природы, создает красочные и завораживающие картины о окружающего мира, делая их загадочными и таинственными. Главный герой всегда побеждает не коварством и хитростью, а добротой, незлобием и любовью - это главнейшее качество детских персонажей. Сказка "Никита Кожемяка" читать бесплатно онлайн стоит всем, здесь и глубокая мудрость, и философия, и простота сюжета с хорошим окончанием.

В старые годы появился невдалеке от Киева страшный змей. Много народа из Киева потаскал в свою берлогу, потаскал и поел. Утащил змей и царскую дочь, но не съел ее, а крепко-накрепко запер в своей берлоге. Увязалась за царевной из дому маленькая собачонка. Как улетит змей на промысел, царевна напишет записочку к отцу, к матери, привяжет записочку собачонке на шею и пошлет ее домой. Собачонка записочку отнесет и ответ принесет.
Вот раз царь и царица пишут царевне: узнай-де от змея, кто его сильней. Стала царевна от змея допытываться и допыталась.
— Есть, — говорит змей, — в Киеве Никита Кожемяка — тот меня сильней.
Как ушел змей на промысел, царевна и написала к отцу, к матери записочку: есть-де в Киеве Никита Кожемяка, он один сильнее змея. Пошлите Никиту меня из неволи выручить.
Сыскал царь Никиту и сам с царицею пошел его просить выручить их дочку из тяжелой неволи. В ту пору мял Кожемяка разом двенадцать воловьих кож. Как увидел Никита царя — испугался: руки у Никиты задрожали, и разорвал он разом все двенадцать кож. Рассердился тут Никита, что его испугали и ему убытку наделали, и, сколько ни упрашивали его царь и царица пойти выручить царевну, не пошел.
Вот и придумал царь с царицей собрать пять тысяч малолетних сирот — осиротил их лютый змей, — и послали их просить Кожемяку освободить всю русскую землю от великой беды. Сжалился Кожемяка на сиротские слезы, сам прослезился. Взял он триста пудов пеньки, насмолил ее смолою, весь пенькою обмотался и пошел.
Подходит Никита к змеиной берлоге, а змей заперся, бревнами завалился и к нему не выходит.
— Выходи лучше на чистое поле, а не то я всю твою берлогу размечу! — сказал Кожемяка и стал уже бревна руками разбрасывать.
Видит змей беду неминучую, некуда ему от Никиты спрятаться, вышел в чистое поле.
Долго ли, коротко ли они билися, только Никита повалил змея на землю и хотел его душить. Стал тут змей молить Никиту:
— Не бей меня, Никитушка, до смерти! Сильнее нас с тобой никого на свете нет. Разделим весь свет поровну: ты будешь владеть в одной половине, а я — в другой.
— Хорошо, — сказал Никита. — Надо же прежде межу проложить, чтобы потом спору промеж нас не было.
Сделал Никита соху в триста пудов, запряг в нее змея и стал от Киева межу прокладывать, борозду пропахивать; глубиной та борозда две сажени с четвертью. Провел Никита борозду от Киева до самого Черного моря и говорит змею:
— Землю мы разделили — теперь давай море делить, чтобы о воде промеж нас спору не вышло.
Стали воду делить — вогнал Никита змея в Черное море, да там его и утопил.
Сделавши святое дело, воротился Никита в Киев, стал опять кожи мять, не взял за свой труд ничего. Царевна же воротилась к отцу, к матери.
Борозда Никитина, говорят, и теперь кое-где по степи видна: стоит она валом сажени на две высотою. Кругом мужички пашут, а борозды не распахивают: оставляют ее на память о Никите Кожемяке.

Около тысячи лет назад стали появляться первые рукописи на Руси, авторами которых в основном были монахи - малочисленная рать грамотных людей. Одна из них, «Повесть временных лет», содержит описание истории славян, авторское отношение к происходившему.

Отражение жизненных событий

Никита Кожемяка - малолетний юноша-ремесленник, о котором говорилось в «Повести временных лет», в одиночном поединке с врагом-печенегом удавил его. "Сказание о Кожемяке" - это повествование о злом Змее, который регулярно забирал из каждого дома молодую красивую девушку и пожирал ее. Пришла очередь отдавать Змею царскую дочь.

"Сказание о Кожемяке" отражает события, происходившие в те времена в жизни славян и враждебных степняков-хазар. Довольно распространенным явлением был захват славян хазарами с последующей перепродажей их в рабство.

Змей - просто грабитель и захватчик, символизирующий хазар. Даже в финале "Сказание о Никите Кожемяке" напоминает о реальных отношениях с этим народом. Деление земли и воды поровну между Кожемякой и Змеем изображает таможенную службу хазар на берегу Каспийского моря. Такой метафорой автор передал постоянную угрозу для славян со стороны хазарских племен. Так как длительные войны славян с хазарами закончились победой первых, следует думать, что "Сказание о Кожемяке" отражает именно финал отношений, то есть победу в X - начале XI века.

Богатыри

Вообще, богатыри впервые упоминаются с того времени, как князь Владимир стал привлекать охочих северных людей для охраны славянских рубежей. Их насчитывалось около двух-трех тысяч. Правда, воспевать богатырскую силу и удаль стали намного позднее, во времена татаро-монгольского ига; тогда в русский язык пришло слово "богатырь" ("богатур").

Битва с печенегами

Сохранила два сказания: о юноше, побившем печенежского силача, и о белгородском киселе. В первом («Сказание о Кожемяке») речь идет о том, как в противостоянии русичей и печенегов решающую роль должен был сыграть поединок двух силачей. Это были события 992 года. Только закончив войну с хазарами, Владимир вернулся на родину, но тут с другой стороны Днепра появились ненавистные печенеги. Прежде чем начать схватку, решили провести бой один на один. В случае победы русского воина войну отменят, в случае победы печенега она продилтся три года. Противники встали по противоположным берегам Должен был состояться поединок, однако не находилось в стане Владимира удальца, готового сразиться с печенежским богатырем. Стал горевать Владимир, но подошел к нему ратник со словами, что остался у него дома младший сын, который до того силен, что однажды со злости разорвал пополам кожу, что в руках мял.

На вопрос о том, сможет ли он победить печенега, юноша попросил испытать себя, выведя на бой с разъяренным быком. Срочно доставили юношу в полк и напустили на него быка, разъяренного каленым железом. Юноша быка поближе подпустил да и вырвал с его боков клок кожи вместе с мясом. Начался бой. По сравнению с огромным и страшным печенежским воином очень проигрывал русский отрок. Однако, как только оба воина схватились, юноша удавил печенега насмерть. Перепуганные враги разбежались, а на месте боя Владимир основал город Переяславль. Так говорится в русском летописании "Повесть временных лет". "Сказание о Кожемяке" - одна из ее героических страниц.

С тех пор героем многих сказаний стал Никита Кожемяка, который в доказательство своей могучей силы разом разрывает несколько сложенных бычьих кож. Прошло время, и сюжет поединка Кожемяки с печенегом мифологизировали - теперь это была схватка со Змеем. Такие художественные переработки были не единичны. В бессарабском варианте Стефан Водэ также борется со Змеем (в первоначальной трактовке - с турком).

"Сказание о Кожемяке". Краткое повествование

Царская дочь, унесенная Змеем в свою пещеру, не была им съедена, как другие девушки, благодаря своей неописуемой красоте. Змей, вместо того чтобы съесть, взял ее в жены. Узнав от него, что сильнее Змея лишь некий юноша Никита Кожемяка, девушка передает эти сведения отцу, написав записку и привязав ее к шее собачки, что увязалась за нею. И тогда царь издает приказ разыскать Кожемяку и просить идти на бой со Змеем. Увидев, что к нему пришли царские посланцы, Кожемяка со страху разорвал двенадцать кож, которые мял в руках. Удрученный тем, что из-за этого понесет он огромный убыток, юноша сначала отказался спасать царевну. Тогда к нему привели сирот, оставшихся без родителей из-за проклятого Змея. Юноша, тронутый их горем, после недолгих приготовлений идет к Змею и убивает его. Таково сказание о юноше Кожемяке, победившем Змея.

Второй вариант

Другой пересказ содержит иную версию развития событий. Побежденный Змей просит у Кожемяки пощады и переделки земли, на что Никита соглашается. Запряженный в соху Змей начинает бороздить землю от города Киева и до моря Каспийского. Поделив землю, Змей решает поделить и море. Загнав змея на глубину, Кожемяка там его топит, тем самым освобождая народ от злодея. Согласно преданию, по сей день видны межи, проложенные Змеем. Люди их не трогают, оставляют на память о непобедимом Никите Кожемяке.

Различия между былинами и летописями

"Сказание о Никите Кожемяке" (в украинском варианте - о Кирилле Кожемяке) - это летопись. Хотя это герой не только летописей, но и былин. Между летописью и былиной есть и существенные различия, и сходные черты. Общее:

  1. Враг требует выставить молодца для поединка, а такового не находится.
  2. На поединок выходит не силач-богатырь, а малолетка-юноша.
  3. О юноше сообщает его отец.
  4. Враг - всегда богатырь великой силы и огромных размеров.
  5. Противник заранее торжествует победу, но оказывается побитым.
  1. Былинным героем является профессиональный боец, а героем летописи - простой ремесленник. Он одерживает победу только благодаря своим натруженным рукам.
  2. В летописи событие всегда привязано к историческому контексту. В былине этого нет.