«Сосны», анализ стихотворения Пастернака, сочинение. Работа со стихотворением Б.Л.Пастернака «Сосны» (ЕГЭ по литературе) Анализ стихотворения Пастернака «Сосны»

Стихотворение «Сосны» , вошедшее впоследствии в сборник «Переделкино», было написано в 1941 году. Лестные оценки литературоведов – совершенное, органичное, колдовские – звучат вполне заслужено. Анализировать и раскладывать «по косточкам» эти стихи сложно - не покидает ощущение совершаемого кощунства. Но делать это необходимо, ведь только так можно понять эту гениальную поэзию.

С 1936 года Борис Пастернак живет в Переделкино. После длительного периода, во время которого поэт не писал стихи. Пастернак взял паузу в творчестве и сосредоточился на переводах. Современники поэта утверждают, что он переживал мучительный кризис в тот период. Ситуация кардинально изменилась после переезда в Переделкино. Здесь он начинает писать очень много, хотя продолжает заниматься переводами. То ли жизнь на природе, то ли процесс переосмысления подхода к созданию поэзии оказали влияние на Пастернака. Хотя, скорее всего, все вместе. Но поздние произведения поэта критики оценивают невероятно высоко. Если попробовать соединить все характеристики в одни фразу, получается что-то очень похожее на «гениальная простота».

Стихотворение «Сосны» можно отнести по жанровой принадлежности к категории пейзаж-размышление . Размышление о понятиях вечных – времени, жизни и смерти, сути всего сущего, таинственном процессе творчества. Если учесть, что в этот период по Европе полным ходом катилась разрушительная волна Второй мировой войны, эти стихи звучат особенно проникновенно, как набат. Что должен делать поэт в такие страшные времена? Какую роль он может сыграть? Пастернак, будучи философом, мучительно искал ответ на эти вопросы. Все его творчество, особенно поздний период, говорит о том, что поэт пытается напомнить человечеству о вещах прекрасных и вечных, вернуть на путь мудрости. Творческие люди всегда видят прекрасное, даже в уродливых вещах и событиях. Не это ли главное призвание художника.

Простота, с которой написаны «Сосны», прозаизмы, описание самого обыкновенного ландшафта – все это граничит с сакральностью, вызывает непонятным образом щемящее чувство любви к родине, настоящей, зашитой в подсознание на генетическом уровне. Четырехстопный ямб с пиррихием в качестве размера выбран поэтом подсознательно, в другие причины этого выбора верить не хочется. В том, как звучат эти стихи, присутствует что-то языческое, вечное. Невозможно убрать или переставить слова местами, они сплетены в единый венок. Все естественно и незаменимо, как у матери-природы. Герои убежали от суеты, цивилизации, убийств и горя. Они слились с природой. Просят у Матери защиты? Все мы дети огромной планеты, прекрасной и мудрой.

И столько широты во взоре,
И так покорны все извне,
Что где-то за стволами море
Мерещится все время мне.

Возможно, мудрость и силу противостоять злу дарит эта гениальная поэзия. Кому-то эти стихи навеяли жгучее состояние тоски. Эмоции сложные пробуждает эта поэзия, но невероятно глубокие. Не в этом ли заключается гениальность и истинное предназначение искусства?

  • «Доктор Живаго», анализ романа Пастернака
  • «Зимняя ночь»(Мело, мело по всей земле...), анализ стихотворения Пастернака
  • «Июль», анализ стихотворения Пастернака
  • «Гамлет», анализ стихотворения Пастернака

Лекция: Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль»



«Снег идет» (1957)

Стихотворение написано в сложный для Пастернака момент: после опубликование на Западе романа «Доктор Живаго» на поэта чрезвычайно усилилось давление власть имущих.


Тема заключена в названии – снегопад.


Жанр – пейзажно-философская лирика; философские рассуждения о быстротечности пребывания человека на земле.


Снегопад в воображении поэта ассоциируется с волшебным полетом, кружащим людей, перекрестки, лестницы – весь мир вокруг. Однако каждая падающая снежинка создает в душе лирического героя и поэта смятение- уходит время и настоящее мгновение моментально становится прошлым, уходит в историю. Именно снегопад заставляет героя ощутить Время. Непрерывное движение снега символизирует непрерывность бега времени.


Стихотворение состоит из 8 строф, в каждой – разное количество строк:

1-5 строфы – четверостишия;

6, 8 строфы – удлинение на одну строку;

7 строфа – сокращена до 3 строк.


Стихотворный размер: 4стопный хорей, охватная и перекрестная (2 строфа) рифмовки.

Средства художественной выразительности: метафоры, сравнения, эпитеты, анафора, рефрен, риторические вопросы, антитеза.


Поэт призывает ценить время - ценить каждую минуту, секунду жизни как великий дар природы.

«Про эти стихи» (1917)

Тема: творчество. Герой произведения описывает свою жизнь, главное отличие которой от жизни остальных людей заключается в том, что он умеет складывать слова в рифмы – создавать стихотворения. Он описывает свое состояние, возникающее в творческом процессе.


Пастернак подробно раскрывает этапы рождения стихотворного текста. Лирический герой ощущает свое незримое единение с товарищами по творческому цеху из разных стран и эпох – в тексте упоминаются Лермонтов, Эдгар По, Байрон.


Стихотворный размер: 4стопный ямб, стопа двухсложная, с ударением на 2 слог; рифмовка перекрестная, рифма мужская.


К средствам художественной выразительности относятся метафоры, сравнения. В тексте много разговорных слов, просторечных выражений.

«Любить иных – тяжелый крест…» (1931)

Первые строки стихотворения давно обрели статус афоризмов, имеют несколько интонационных особенностей.


Произведение имеет сюжет, отразивший конкретную жизненную ситуацию: Пастернак в первой строчке обозначил свои отношения с первой женой, Евгенией Лурье. Дама имела творческую специальность (занималась художественным творчеством), поэтому совершенно не заботилась о быте семьи. Любовь постепенно ушла, поэт серьезно увлекся женой своего друга, выдающегося пианиста Генриха Нейгауза, Зинаидой. Именно она восхитила Пастернака отсутствием «извилин», однако под фразой об их отсутствии следует понимать приземленность новой музы, простоту ее нравов. Новый брак оказался счастливым, супруги прожили счастливо много лет.


Поэт желает быть понятым супругой, однако для этого нужно упростить свой поэтический язык, «словесный сор из сердца вытрясть ».

Использован 4стопный ямб, стопа двухсложная, с ударением на 2 слог, рифма перекрестная.

«Сосны» (1941)

Произведение из сборника «Переделкино». Литературоведы оценили стихотворение как подлинный шедевр, совершенное творение.


Созданию «Сосен» предшествовал серьезный творческий кризис: долгое время поэтическая муза молчала, поэт занимался переводами. Однако после переезда начался подъем, литературные критики впоследствии назвали переделкинский период «гениальной простотой».

Жанр: пейзаж-размышление о «вечных» понятиях, о таинстве творческого процесса.

Стихотворение написано необычайно просто, удивительно прост описываемый ландшафт.


Лирические герои сбежали, укрылись от мира, от царящих вокруг ужасов мировой войны, горя и страданий. В этом поступке – попытка найти защиту у матери-природы.


В произведении 11 строф, разбитых на четверостишия, стихотворный размер: 4стопный ямб с пиррихием, стопа двухсложная с ударением на 2 слог и перекрестной рифмой.


Поэт пытается вернуть людей на путь мудрого отношения к вечному и прекрасному, старается научить их видеть красоту в обыденном, порой даже уродливом настоящем.

«Иней»

Стихотворение имеет знаковое название: поэт так обозначает переход из одного состояния в другое. Так его лирический герой совершает свой земной путь через серьезный надлом, он переходит в другую жизненную ситуацию меняясь, принимая новые условия, новую действительность.


Тема: мотив дороги.


Стихотворение написано с поистине тончайшим мастерством: чем больше герой познает мир во всей его многогранности, тем медленнее течет время, окутанное инеем. Дорога в данном контексте – колесо человеческой жизни, «порядок творения ».


В произведении ясно угадываются пушкинские нотки (образ спящей царевны), много отсылов к отечественной лирической поэзии.


В заключительных строках появляется образ Смерти, но это не придает содержанию настроение обреченности и безысходности – это всего лишь свидетельство перехода сознания на более высокую ступень.


Стихотворный размер: 3стопный амфибрахий с ударением на 2 слог, рифма перекрестная.

«Июль» (1956)

Жанр: пейзажная лирика.

Идейное содержание: показ красоты, легкости середины лета.

Композиция: 7 строф разделяются на 2 части. В первой - четыре четверостишия, структурно напоминающие род народного фольклора – загадку. Многочисленные «таинственные» существительные интригуют читателя; глаголы создают атмосферу динамичного образа неизвестного гостя: вбегает, срывает, болтается, крадется.


Как в стихотворении «Сосны» отразилась мысль автора о единстве человека и природы?

Тема единения человека и природы является одной из центральных в творчестве Б.Л.Пастернака. В стихотворении «Сосны», автор стремится передать чарующую и в тоже время успокаивающую атмосферу природы с помощью различных художественных средств. Немаловажную роль в стихотворении играют эпитеты: «намеренное однообразье», «снотворная сосновая смесь». Используя такой прием, как анафора, автор будто передает бескрайнее восхищение лирического героя природой:

«И так неистовы на синем

Разбеги огненных стволов,

И мы так долго рук не вынем,

Из-под заломленных голов,

И столько широты во взоре,

И так покорны все извне,

Что где-то за стволами море

Мерещится всё время мне...»

Находясь в лесу, среди сосен, он погружается в мечтания о море, глубоком и загадочном, что передается Пастернаком с помощью метафор, таких как, например: «белая магия пены и черная магия воды».

Лирический герой, наблюдая за богатством природы, будто останавливает быстротечный ход жизни, становится «освобождённым от смерти» и единым с природой.

Кто из русских поэтов, подобно Б.Л.Пастернаку, отображал в картинах природы переживания человеческой души?

Аргументация: Жуковский, «Море»; Лермонтов, «Когда волнуется желтеющая нива…».

Связь природы и человека находит отражение в творчестве многих русских поэтов.

Подобно Б.Л.Пастернаку, в картинах природы отображает переживание человеческой души и М.Ю.Лермонтов. В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…» лирический герой наблюдает за картинами природы, в которых находит утешение и покой:

«Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, -

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога.»

Так же единение человека и природы изображается в элегии Жуковского «Море». Обращаясь к водной стихии, лирический герой будто сравнивает себя с ней:

«Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...»

Как в «бездне покойной» скрывается смятенье, как и в сердце поэта есть мысли и сомнения, которые тревожат его.

Таким образом, тема отображения в картинах природы переживания человеческой души нашла отклик не только в творчестве Б.Л.Пастернака, но и среди таких русских поэтов, как М.Ю.Лермонтов и В.А.Жуковский

Обновлено: 2018-04-10

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Как в стихотворении «Сосны» Пастернака отразилась мысль автора о единстве человека и природы? В каких произведениях природа становится отражением переживаний человека?

Теория литературы. История русского и зарубежного литературоведения [Хрестоматия] Хрящева Нина Петровна

Ю.И. Левин Б. Пастернак. Разбор трех стихотворений

Ю.И. Левин

Б. Пастернак. Разбор трех стихотворений

1. «Когда смертельный треск сосны скрипучей…»

Когда смертельный треск сосны скрипучей

Всей рощей погребает перегной,

История, нерубленою пущей

Иных дерев встаешь ты предо мной.

Тогда, возней лозин глуша окрестность,

Над чащей начинает возникать

Служилая и страшная телесность.

Медаль и деревяшка лесника

……………………………………

Не радоваться нам, кричать бы на крик.

Мы заревом любуемся, а он,

Он просто краской хвачен, как подагрик,

И ярок тем, что мертв, как лампион.

Это странное и зловещее стихотворение (напечатанное в «Новом мире», 1928, № 1 и не включенное автором ни в один прижизненный сборник) соседствует с поэмами о революции и «Спекторским», предшествуя попыткам поэта «мериться пятилеткой» и «в надежде славы и добра глядеть на вещи без боязни». Нет никаких оснований сомневаться в искренности этих надежд и попыток, – но оборотная сторона надежды-опасение, а высшая его степень – страх и ужас, и именно эта оборотная сторона с визионерской яркостью увидена и запечатлена в разбираемом стихотворении. Оно построено именно как видение, с характерной двойственностью реальности и иллюзии и колебанием между ними. На фабульном уровне все описанное в тексте предстает как (156) картина, возникшая в воображении в результате впечатления от треска падающей (или качающейся) сосны <…> Но эта картина становится непререкаемой действительностью благодаря дробной убедительности зримых и слышимых реалий («медаль и деревяшка лесника», «трещат шаги комплекции солидной», «мясистые щеки» и т. д.) и живому неподдельному ужасу восклицания последней строфы.

Стихотворение начинается с резко подчеркнутого мотива смерти: «смертельный», «погребает». Отметим кольцевое построение: кончается стихотворение словами «мертв, как лампион». Но если «смерть» в начале относится к сфере природы, то в конце – к социально-исторической сфере.

Слово смертельный в 1-ой строке двусмысленно: оно может относиться к смерти дерева, – точнее было бы сказать «смертный» или «предсмертный», – и одновременно означает «несущий смерть», – и «смертельный треск» становится подобным выстрелу, направленному в «я» 1-ой строфы или в «мы» 5-ой. Строка 2 говорит, прежде всего, об акустическом эффекте: звук поглощается мягкой лесной почвой; одновременно возникает коннотация: упавшее дерево погребено в этой почве. Двузначность, смысловая двуплановость вообще является организующим семантическим принципом этого стихотворения, что мы увидим и в дальнейшем; эта микросемантическая двуплановость как бы разыгрывает макросемантическую двуслойность («природный» и «социально-исторический» слои).

В 3-ей строке вторгается прямо названная «История». Она отождествляется с «нерубленою пущей», т. е. «рощей» 1–2 строк (хотя и с оговоркой: «иных дерев»), вбирая в себя весь соответствующий семантический комплекс, связанный со смертью. И здесь продолжается та же двуплановость: «нерубленая» означает и богатство, полноту – и дикость, неухоженность, запущенность (на что намекает и слово «пуща», заменившее «рощу»); одновременно, в силу законов поэтической семантики, «нерубленая» намекает и на возможность рубки – и не как ухода и заботы, а как насилия (ср. «И с топором порубщика ведут»). Та же двуплановость в «перегное»: это и богатая, плодородная почва – и результат смерти, гниения, – и колыбель – и могила (причем акцентировано последнее значение: «погребает перегной»).

Во 2-ой строфе развертывается сложное и неоднозначное историософское построение (157): [ «периоды затишья» сменяются временем обоюдного насилия «нарушителей», «охранителей». – Н.Х.].

<…> 3–4 строфы всецело посвящены «леснику», т. е. охранительным силам. О «браконьерах» и «порубщиках» уже нет речи, они <…> полностью подавлены его «служилой и страшной телесностью». В леснике подчеркнуто не «природное», а именно «служилое» (медаль) <…>. Основная его черта – устрашающая массивность («страшная телесность», «комплекции солидной», «мясистых щек»), соотносящаяся со всеподавляющей мощью государства. Эта массивность влечет за собой определенный звуковой комплекс: <…> «глуша» – двойственное слово: в нем и оглушительный, оглушающий звук (составной элемент того подавления всего, о котором говорилось выше), и состояние оглушения, тишина, глухота (как следствие этого подавления).

Далее, с лесником связан и светоцветовой комплекс: «озаренный лес», «мясистых щек китайским фонарем», «зарево», «краской хвачен», «ярок», «лампион». Единственный цвет здесь-красный, что служит лишним подтверждением соотнесенности стихотворения с современностью (ср. распространенность символики и метафорики «красного», а также «зари», «зарева» в публицистической и поэтической фразеологии 20-х годов).

Наиболее яркое проявление двойственности в семантике стихотворения – двуплановость «красного» (159): [за праздничной «видимостью» болезненность, смерть. – Н.Х.].

<…> Пастернак оказался проницательнее, увидев в «сильных» не мифических «новых людей», а лишь «служилую и страшную телесность», чреватую смертью и несущую смерть-а отнюдь не «изжитье последних язв».

И тут стоит обратить внимание на один знаменательный факт. У наиболее чутких к «шуму времени» русских поэтов в 20 -30-х гг. появляется тема зловещей, дьявольской силы, часто облеченной фольклорными, или же «простонародными», плебейскими атрибутами. Мы имеем в виду такие стихи Мандельштама, как «Сегодня ночью, не солгу» (1925), «Я с дымящей лучиной вхожу» (1931), «Фаэтонщик» (1931) и ряд других, где возникает мир, в котором все «страшно, как во сне» <…> В обстановке террора, бесправия, неблагополучия и неустойчивости, когда «и воздух пахнет смертью», человек чувствует себя по-детски беспомощным, и мир страшных снов и детских страхов становится адекватной моделью его самоощущения.

Сходные настроения и образы – в стихах Ахматовой («Страх, во тьме перебирая вещи» (1921), «Третий Зачатьевский» (1922), «Слух чудовищный бродит по городу» (1922), «За озером луна остановилась» (1922), «От тебя я сердце скрыла» (1936) и т. д.): крысы и призраки, «перекличка домовых», «стук зловещий», постоянное ощущение, что «что-то нехорошее случилось». К той же тематической сфере, заслуживающей подробного самостоятельного анализа, относится и рассмотренное стихотворение Пастернака (161).

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Критическая Масса, 2006, № 4 автора Журнал «Критическая Масса»

Из книги История русской литературы XX века (20–90–е годы). Основные имена. автора Кормилов С И

Б.Л. Пастернак Борис Леонидович Пастернак (29.I./10.II.1890, Москва - 30.V.1960, Переделкино под Москвой) начал литературную деятельность в кружках, формировавшихся вокруг издательства символистов «Мусагет», его первую поэтическую книгу «Близнец в тучах» в 1914 г. издала

Из книги Владимир Набоков: pro et contra T1 автора Долинин Александр Александрович

Из книги Критика автора Писарев Дмитрий Иванович

«Сборник стихотворений иностранных поэтов»

Из книги Языки современной поэзии автора Зубова Людмила Владимировна

Из книги Русский крест: Литература и читатель в начале нового века автора Иванова Наталья Борисовна

Разбор подарков Среди писем Бориса Пастернака, подготовленных Е. Б. Пастернаком и Е. В. Пастернак, напечатанных в новом одиннадцатитомном собрании сочинений, выпущенном издательством «Слово», полностью обнародовано послевоенное письмо И. В. Сталину.«Дорогой Иосиф

Из книги Неизданный Федор Сологуб автора Сологуб Федор

Алфавитный указатель стихотворений[*] Анс. Н. Сологуб («В небе ангелы сложили…»).«Ах, зачем ты не затих…».«Багряно и страстно…».«Беден бес, не ест он хлеба…».«Бедный дом мой не украшен…».«Без колебанья, без сомненья…» (Церковь).«Безумные слова…».«Болен

Из книги Андрей Белый: Разыскания и этюды автора Лавров Александр Васильевич

Хронологический указатель стихотворений[*] 1878Молитва покаяния («Открой мне двери покаяния…») 3 мая.Русалка («Луна скользит меж легких туч…») 9 мая.«Убежать бы в леса, отдохнуть…» 3 июня.«Желанье страстное - сорвать…» 24 июня.Яр-Хмель («Земля покрыта мглой холодной…») 27

Из книги Тяжелая душа: Литературный дневник. Воспоминания Статьи. Стихотворения автора Злобин Владимир Ананьевич

Из книги И время и место [Историко-филологический сборник к шестидесятилетию Александра Львовича Осповата] автора Коллектив авторов

Из книги Записки сантехника о кино автора Пучков Дмитрий Юрьевич

Из книги Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы автора Коллектив авторов

Разбор опасных мультиков 16.09.2008Искусствоведам на заметку, о чем на самом деле детские мультики: Винни-Пух. Эту историю мультипликаторы притащили в Россию из протестантской Англии, где махровым цветом цветет масонство. Обратите внимание, как умело в сюжет вплетены символы

Из книги Сочинения Александра Пушкина. Статья пятая автора Белинский Виссарион Григорьевич

Слово о Вавилоне, о трех отроках. Посольство царя Левкия, нареченного в крещении Василием, который посылал в Вавилон испросить знамения у святых трех отроков – Анании, Азарии, Мисаила Сначала он хотел послать трех человек, христиан сирийского рода. Они же сказали: «Не

Из книги Наше всё – всё наше [под колпаком y Яши и Максима: русско-еврейские расследования в мире кни] автора Гурский Лев Аркадьевич

Взгляд на русскую критику. – Понятие о современной критике. – Исследование пафоса поэта, как первая задача критики. – Пафос поэзии Пушкина вообще. – Разбор лирических произведений Пушкина В гармонии соперник мой Был шум лесов, иль вихорь буйной, Иль иволги напев

Из книги «Анна Каренина» автора Райков Антон Александрович

ДЕЛО ВОСЬМОЕ Левин Пе и его двойник Городской ипподром, последний заезд. Ставки маленькие, явных фаворитов нет, жокеи притомились, трибуны полупусты. Максим Лаптев и Яков Штерн сидят в пятом ряду. Макс наблюдает за скачками, Яша уткнулся в маленький пёстрый томик и по

Из книги автора

Левин и Кити В Кити замечательнее всего то, что она нормальный, трезвомыслящий человек. Это вообще характерно для женщин - не все женщины нормальны, но только среди женщин и можно отыскать нормальных людей. Среди же мужчин нормальных нет - все мужчины немного сдвинуты по

«Сосны» Борис Пастернак

В траве, меж диких бальзаминов,
Ромашек и лесных купав,
Лежим мы, руки запрокинув
И к небу головы задрав.

Трава на просеке сосновой
Непроходима и густа.
Мы переглянемся и снова
Меняем позы и места.

И вот, бессмертные на время,
Мы к лику сосен причтены
И от болезней, эпидемий
И смерти освобождены.

С намеренным однообразьем,
Как мазь, густая синева
Ложится зайчиками наземь
И пачкает нам рукава.

Мы делим отдых краснолесья,
Под копошенье мураша
Сосновою снотворной смесью
Лимона с ладаном дыша.

И так неистовы на синем
Разбеги огненных стволов,
И мы так долго рук не вынем
Из-под заломленных голов,

И столько широты во взоре,
И так покорны все извне,
Что где-то за стволами море
Мерещится все время мне.

Там волны выше этих веток
И, сваливаясь с валуна,
Обрушивают град креветок
Со взбаламученного дна.

А вечерами за буксиром
На пробках тянется заря
И отливает рыбьим жиром
И мглистой дымкой янтаря.

Смеркается, и постепенно
Луна хоронит все следы
Под белой магией пены
И черной магией воды.

А волны все шумней и выше,
И публика на поплавке
Толпится у столба с афишей,
Неразличимой вдалеке.

Анализ стихотворения Пастернака «Сосны»

В автобиографической повести «Охранная грамота» Пастернак признавался, что в детстве любил в полном одиночестве прогуливаться по лесу и парку. В его воображении деревья представали то в роли грозных великанов, то в качестве верных поданных. Будущий поэт разговаривал с ними, чувствуя от растений обратную связь. Неудивительно, что тема природы впоследствии стала одной из ключевых в лирике Бориса Леонидовича. Уже в первых произведениях она изображается как священный храм. Особенной царственностью и величавостью отличаются сосны, принимающие поклонение и хранящие «иерархию мохнатых династов» («Урал впервые», 1916).

1941 годом датировано стихотворение «Сосны», в котором пейзажные зарисовки тесно переплетены с размышлениями лирического героя. Текст создавался в сложный исторический период – в самом разгаре была Вторая мировая война, многие страны уже сдались на милость немецко-фашистских захватчиков. Жестокости, крови, безумию Пастернак противопоставляет красоту и гармонию природы. Герои произведения укрылись от проблем, нашли успокоение «в траве, меж диких бальзаминов, ромашек и лесных купав». Более того – на время им удалось даже обрести бессмертие, уподобившись соснам. Размеренность текста Бориса Леонидовича дарит читателям ощущение вечности, принадлежности к бытийным тайнам. Тем самым поэт позволяет им приблизиться к героям стихотворения.

Однажды Цветаева сравнила своего друга Пастернака с деревом. По мнению Марины Ивановны, о чем бы он ни говорил – «это всегда природа, возвращение вещей в ее лоно». Деревья – важнейший образ творчества Бориса Леонидовича. Они могут определять своеобразие городов, отражать перемены, связанные с временами года. Поэт одушевляет растения, повествует об их чувствах, одновременно передавая собственное душевное состояние. C годами чувство общности с природой у Пастернака становилось только сильнее. В анализируемом стихотворении лирический герой сравнивает себя с соснами. При этом деревья напоминают ему святых, способных освободить людей от болей, эпидемий и смерти.

«Сосны» – произведение, отличающееся поистине гениальной простотой. Пастернак скрупулезно описывает пейзаж, подмечая мельчайшие детали и практически не используя слишком заумных средств художественной выразительности. Ему удается создать произведение величественное, мудрое, направленное в вечность.