Урок по обществознанию "потребности человека". ??? Вопрос к классу

Урок обществознания по теме: «Потребности человека» 8 класс

цели: Образовательные:

Обеспечить усвоение понимание потребностей человека;

Обеспечить понимание видов потребностей, роль потребностей в жизни человека;

Обобщить и систематизировать знания по теме «Человек и общество»;

Отработать навыки монологической речи;

Добиться усвоения учащимися понятий: потребности, первичные и вторичные потребности

Развивающие: создать условия для развития познавательного интереса и мотивации к учебной деятельности на примере тесной связи изучаемого материала с жизнью; для развития у учащихся творческих способностей, логического мышления, умения находить причинно-следственные связи событий; для развития устной речи, умения аргументировать свою точку зрения.

Воспитательные: создать условия для формирования у учащихся эмоционально – ценностного отношения к изучаемому материалу; обеспечить условия для формирования уважительного отношение к мнению другого человека.

Задачи - организация взаимодействия; усвоение знаний по теме, развитие умений и навыков работы с документом, и иллюстрациями; развитие способностей, опыта творческой деятельности, общения.

Материалы и оборудование к уроку: учебник, презентация, наглядные пособия, мультимедийный проектор, карточки с заданиями.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

  1. Начало урока
  1. Организационный момент
  2. Проблемное задание перед учащимися

Цель: заинтересовать учащихся, актуализация знаний

Ребята, наш урок я хотела бы начать прочитав отрывок этого стихотворения.

Что нужно человеку, чтобы жить?

Чтоб было сытно и тепло в квартире!

Голодному и в холоде творить

Желанья нет. Еда лишь в перспективе!

Допустим – сыт ты и сидишь в тепле!

Но всё равно чего-то не хватает…

Ведь нужно знать, что в будущем тебе

Опасность и болезнь не угрожает!

Свой интеллект развив, опять решать –

В какую область вам направить знанья?

Как трудно человеку совмещать

Потребности, способности, желанья!

Определите тему нашего урока? (потребности человека) Слайд 1

3) Определение цели урока

Что бы вы сегодня хотели узнать на уроке по этой теме? (что такое потребности, какие виды потребностей бывают?) Учащиеся определяют цели уроки.

II. Изучение нового материала

Цель: создать условия для решения проблемного задания?

Что такое потребности? Какие у вас возникли ассоциации? Слайд 2

Как бы вы дали определение термину потребность? (ответы учащихся)

А теперь откроем учебник стр 45 и сравним определение потребность с вашим определением. (дети сравнивают определение и записывают в тетрадь)

1 )Задание классу

Возьмите на партах чистый лист бумаги и нарисуйте дерево своих желаний в, на ветвях дерева напишите свои потребности.

Вопрос: есть ли на вашем дереве те потребности, без которых можно обойтись? (ответы учащихся)

А те, без которых обойтись нельзя? (ответы учащихся)

Состояние нужды в чем-то вызывает дискомфорт, ощущение неудовлетворенности Слайд 3

Удовлетворив эти потребности мы опять нуждаемся в других потребностях. И тд

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РАССМАТРИВАЕТСЯ В РАЗЛИЧНЫХ НАУКАХ: ИСТОРИИ, СОЦИОЛОГИИ, ФИЗИОЛОГИИ, ЭКОНОМИКЕ ИТ.Д.

КАК Многие учёные пытались объяснить природу потребностей:?

2)Рассказ ученика. (как ученые пытались объяснить природу потребностей) Слайд 4

Л. Брентано – потребность как негативное чувство, которое индивид старается устранить;

Д.Н. Узнадзе – потребность как нужда;

В.Г. Лежнёв – потребность как удовлетворение нужды;

В.С. Магун – потребность как отсутствие блага, как ценность;

Д.А. Леонтьев – потребность как необходимость;

И.А. Джидарьян – потребность как состояние напряжения;

Й. Шванцер – потребность как системная реакция;

Б.Ф. Поршнев – потребность как исходное противоречие между реальным и необходимым

Но, несмотря на разнообразие мнений, авторы сходятся в одном: Слайд 5

Потребности являются источником активности человека (вы согласныс этим утверждением?) (ответы учащихся)

ПЕРВЫМ кто разобрался в структуре потребностей, выявил их роль изначально был американский психолог Абрахам МАслоу. ЕГО учение называется иерархической теорией потребностей.

Ребята, посмотрите на слайд и объясните суть каждого вида потребностей Слайд 6 (ответы учащихся)

Если низшие потребности присущи всем людям в равной степени, то высшие- в неодинаковой. Образованные и необразованные в равной степени испытывают чувство голода. Вторые вряд ли испытывают потребность в творчестве. Высшие потребности внося большой вклад в развитие личности- там где начинаются высшие потребности, там начинается личность

Человек с подавленными потребностями неполноценен. Неудовлетворение потребностей приводит к массовому недовольству.

Посмотрите на слайд и Ответьте на вопрос Какие выводы можно сделать при сравнении рисунков. (ответы учащихся) Слайд 7

3) Работа по карточкам – работа в парах

  • Поясните, как потребности повлияли на поведение личности. Каким образом можно было предотвратить последствия?

Карточка №1

Сидоров Петя вырос в бедной семье. Однако после окончания школы он решил проявить самостоятельность и организовать свое дело. Через некоторое время он оказался в центре внимания крупных криминальных структур. За большие деньги, подаренную квартиру он стал заниматься подпольным бизнесом, т.е. деятельностью, запрещенной законами России. Ему очень хотелось доказать своим экономическим партнерам лидерство и силу. Вскоре деятельность преступной группировки была блокирована, и Петя был привлечен к уголовной ответственности

Карточка №2

  • Найдите в предложенном списке характеристики потребностей:
  1. Возникают с момента рождения человека
  2. Появляются в сознательном возрасте
  3. Существуют у каждого индивида
  4. Не влияют на поведение индивида
  5. Остаются неизменными в течение жизни каждого человека

Карточка №3

  • Все перечисленные ниже термины, за исключением одного, относятся к понятию «приобретенные (вторичные) потребности». Удалите лишнее.
  1. Духовные потребности
  2. Социальные потребности
  3. Потребности в безопасности
  4. Престижные потребности

Карточка №4

3 Закрепления знаний.

Цель: систематизировать знания по изученной теме, выявить возможные пробелы. (5 мин.)

Учитель организует закрепление.

Учащиеся выполняют тест. (Приложение №1)

4 Вывод

Итак, что же такое потребности?

Какие типы потребностей существуют?

Низшие потребности присущи всем людям.

Потребности влияют на формирование личности

5. Рефлексия . Учащиеся дополняют предложения.

Сегодня я узнал

Я понял, что..

Теперь я могу

6. Домашнее задание

2.«Удовлетворительно» - найти 5-7 поговорок о потребностях

3.«Хорошо» - выполнить задания в рабочей тетради по параграфу 6

4.«Отлично» -провести и проанализировать социологический опрос по теме «В чём я нуждаюсь?/Мои потребности» (не менее 10-15 человек

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Тест.

Тема: « Потребности человека»

1. К социальным относятся потребности человека в:

1) отдыхе; 2) пище; 3) воде; 4) общении

2. Соотнесите виды потребностей с их характеристиками:

Виды потребностей Характеристики

Виды потребностей

Характеристики

1)Физиологические

2) потребность в безопасности;

3) социальные;

4) престижные;

5) духовные.

A. Потребность человека жить в коллективе, в общении дружбе, любви, уважении и взаимопонимании

Б. Стремление осваивать мир по законам красоты, видеть гармонию в природе, в людях, сострадать и сопереживать, глубоко чувствовать музыку, живопись, поэзию, совершенствовать человеческие отношения.

B. Потребность в признании со стороны других людей, потребность занять достойное место в жизни, в обществе, в коллективе.

Г.Потребность человека в пищи, воде, жилище, отдыхе.

3. Верны ли следующие суждения?

А. Именно потребности в большей мере способствуют формированию личности.

Б. Когда человек теряет смысл жизни, он начинает духовно опускаться.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.

4. К потребностям человека, обусловленным его биологической природой, относятся потребности в:

1) самосохранении; 2) самореализации; 3) самопознании; 4) самообразовании.

5.О какой важнейшей общественной потребности человека идет речь:

Обмен между людьми определенными результатами их психической деятельности: усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами.

6. Установите соответствие:

7. Ниже приведен ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к социальным чертам человека.

Творчество; коллективный труд; мозг; общение; речь.

Найдите и выпишите понятие, выпадающее из этого ряда.


8 класс

Тема урока: Потребности и способности человека.

Цель урока: познакомить учащихся с понятием «мотивы», «потребности», «способности»; способствовать пониманию связи человеческой деятельности с мотивами, потребностями.

Оборудование:

Доска.

Ход урока:

Проверка домашнего задания

Чтоб знатоком обществознания стать,

Терминологию ты должен выучить на «пять».

Задание №1. Дайте определение:

Записать на доске:

1 ученик – общество, социальная сфера

2 ученик – общественные отношения, духовная сфера.

Устная работа с классом:

Человек, индивид, индивидуальность, личность, деятельность, общение.

Задание №2. Начертить на доске схему элементов, составляющих деятельность, и объяснить.

Задание №3. Объяснить, как вы понимаете высказывание, и ответить на вопрос:

Высказывание С.Л.Рубинштейна: «Ничто так не обнаруживает самое сокровенное в человеке, как поведение в условиях выбора».

??? Вопрос:

Как связано высказывание Рубинштейна С.Л. с понятиями «деятельность», «общение», «поведение»?

Объяснение нового материала.

План урока:

    Потребность – мотив – поведение.

    Способности.

Объяснение первого вопроса плана.

Объяснение учителя:

На предыдущих уроках мы познакомились с понятием «человек», с тем, какую роль деятельность играет в жизни человека. Сегодня мы должны будем разобрать тему, где речь пойдет о том, что побуждает человека к различным видам деятельности.

Записать в словарь:

Потребность – это переживаемая человеком нужда в чем – то, что ему необходимо в жизни.

Попытка подсчитать потребности оказалась непродуктивной, поскольку они у человека неисчерпаемы, а кроме того, развитие общества, науки, техники, образования и т.д. умножает потребности. Но если потребности подсчитать невозможно, то можно выделить в них основное (базу). И когда ученые определили, что составляет основу (базу) наших потребностей, оказалось, что все наши нужды можно разбить на три большие группы: биологические, социальные и духовные потребности.

Работа в тетради:

Задание – начертить в тетради таблицу, в которую они самостоятельно внесут потребности, записанные на доске, распределив их по столбцам соответственно тому, к какой группе, по их мнению, они относятся.

Потребности человека

Биологические

Социальные

Духовные

Потребности в еде, воде, сне, продолжении рода, стремлении избежать боли, в привязанности. Эти потребности являются врожденными, выполняют важную роль в сохранении жизни человека.

Потребности, необходимые человеку для общения и совместной деятельности с другими людьми. К ним относятся: потребность быть людьми, занять достойное место среди них, пользоваться привязанностью и уважением окружающих.

Потребность в познании окружающего мира и самого человека. Она является жизненно необходимой, так как без знания свойств предметов и явлений, законов, которыми они связаны, деятельность людей была бы невозможна, жизнь остановилась бы.

Чтобы теория доступна стала,

Примера очередь настала…

Потребность в еде, голод могут привести к тому, чтобы:

А) встать со стула, пойти на кухню, открыть холодильник и съест бутерброд

Б) пойти на кухню, взять продукты и испечь пирог

В) постараться переключить внимание на что-то другое, например, начать читать книгу

Г) стащить пирожок в булочной и т.д.

??? Вопрос к классу:

Что побудило человека к действию. В каждом конкретном случае?

Чем мотив отличается от поведения?

Потребность становится целью деятельности человека, которая направлена на то, чтобы восполнить недостающее, удовлетворить возникший запрос. Кроме того, что потребность становится целью деятельности, она еще определяет и мотив деятельности, она еще определяет и мотив деятельности, т.е. то, что побуждает к действию. Мотив, или побуждение к действию, определяется не только потребности, но и эмоциями, инстинктами, идеалами.

Записать в словарь:

Мотив – побуждение к действию.

Задание №1. Объяснить схему на доске

Потребность – мотив – поведение

Выслушав ответы учащихся, еще раз закрепить: если потребность – это возникшая в чем – то нужда, то мотив – это то, что побуждает к действию, а поведение – это само действие, т.е. то, как это действие будет воплощено в реальной ситуации.

Объяснение второго вопроса плана.

Записать в словарь:

Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся условиями для успешного осуществления различного рода деятельности.

??? Вопрос классу

Как связаны между собой потребности, мотив, поведение и способности?

Говорят психологи:

Способность в психологии рассматривается как особое свойство психологической функциональной системы, выражающееся в определенном уровне ее продуктивности. Количественные параметры продуктивности системы точность, надежность (устойчивость), скорость функционирования. Способности измеряются путем решения задач определенного уровня трудности, разрешения ситуаций и т.д.

Уровень способностей определяется степенью разрешимости противоречий между свойствами индивида и отношениями личности. Лучший вариант, когда есть способности к какой – либо сфере деятельности и интерес этим заниматься.

Способности подразделяются на общие и специальные. Общие способности могут предопределять склонность к довольно широкому спектру деятельности, они формируются развитием интеллекта и особенностей личности. К общим способностям относятся:

готовность к труду, потребность трудиться, трудолюбие и высокая работоспособность;

черты характера – внимательность, собранность, целенаправленность, наблюдательность;

развитие творческого мышления, гибкость ума, умение ориентироваться в сложных ситуациях, адаптивность, высокая продуктивность умственной деятельности.

Общая способность выступает как социально – психологическая основа развития специальных способностей к определенному виду деятельности: музыкальной, исследовательской, преподавательской и т.п.

Закрепление пройденного материала

Задание №1. Напишите мини – сочинение по данному высказыванию

И.Гете: «Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик».

Домашнее задание: мини – сочинение, параграф 5.

Урок обществознания по теме: «Потребности человека» 8 класс

цели: Образовательные:

Обеспечить усвоение понимание потребностей человека;

Обеспечить понимание видов потребностей, роль потребностей в жизни человека;

Обобщить и систематизировать знания по теме «Человек и общество»;

Отработать навыки монологической речи;

Добиться усвоения учащимися понятий: потребности, первичные и вторичные потребности

Развивающие: создать условия для развития познавательного интереса и мотивации к учебной деятельности на примере тесной связи изучаемого материала с жизнью; для развития у учащихся творческих способностей, логического мышления, умения находить причинно-следственные связи событий; для развития устной речи, умения аргументировать свою точку зрения.

Воспитательные: создать условия для формирования у учащихся эмоционально – ценностного отношения к изучаемому материалу; обеспечить условия для формирования уважительного отношение к мнению другого человека.

Задачи - организация взаимодействия; усвоение знаний по теме, развитие умений и навыков работы с документом, и иллюстрациями; развитие способностей, опыта творческой деятельности, общения.

Материалы и оборудование к уроку: учебник, презентация, наглядные пособия, мультимедийный проектор, карточки с заданиями.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

    Начало урока

    Организационный момент

    Проблемное задание перед учащимися

Цель: заинтересовать учащихся, актуализация знаний

Ребята, наш урок я хотела бы начать прочитав отрывок этого стихотворения.

Что нужно человеку, чтобы жить?

Чтоб было сытно и тепло в квартире!

Голодному и в холоде творить

Желанья нет. Еда лишь в перспективе!

Допустим – сыт ты и сидишь в тепле!

Но всё равно чего-то не хватает…

Ведь нужно знать, что в будущем тебе

Опасность и болезнь не угрожает!

Свой интеллект развив, опять решать –

В какую область вам направить знанья?

Как трудно человеку совмещать

Потребности, способности, желанья!

Определите тему нашего урока? (потребности человека) Слайд 1

3) Определение цели урока

Что бы вы сегодня хотели узнать на уроке по этой теме? (что такое потребности, какие виды потребностей бывают?) Учащиеся определяют цели уроки.

II . Изучение нового материала

Цель: создать условия для решения проблемного задания?

Что такое потребности? Какие у вас возникли ассоциации? Слайд 2

Как бы вы дали определение термину потребность? (ответы учащихся)

А теперь откроем учебник стр 45 и сравним определение потребность с вашим определением. (дети сравнивают определение и записывают в тетрадь)

1 )Задание классу

Возьмите на партах чистый лист бумаги и нарисуйте дерево своих желаний в, на ветвях дерева напишите свои потребности.

Вопрос: есть ли на вашем дереве те потребности, без которых можно обойтись? (ответы учащихся)

А те, без которых обойтись нельзя? (ответы учащихся)

Состояние нужды в чем-то вызывает дискомфорт, ощущение неудовлетворенности Слайд 3

Удовлетворив эти потребности мы опять нуждаемся в других потребностях. И тд

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РАССМАТРИВАЕТСЯ В РАЗЛИЧНЫХ НАУКАХ: ИСТОРИИ, СОЦИОЛОГИИ, ФИЗИОЛОГИИ, ЭКОНОМИКЕ ИТ.Д.

КАК Многие учёные пытались объяснить природу потребностей:?

2)Рассказ ученика. (как ученые пытались объяснить природу потребностей) Слайд 4

Л. Брентано – потребность как негативное чувство, которое индивид старается устранить;

Д.Н. Узнадзе – потребность как нужда;

В.Г. Лежнёв – потребность как удовлетворение нужды;

В.С. Магун – потребность как отсутствие блага, как ценность;

Д.А. Леонтьев – потребность как необходимость;

И.А. Джидарьян – потребность как состояние напряжения;

Й. Шванцер – потребность как системная реакция;

Б.Ф. Поршнев – потребность как исходное противоречие между реальным и необходимым

Но, несмотря на разнообразие мнений, авторы сходятся в одном: Слайд 5

Потребности являются источником активности человека (вы согласныс этим утверждением?) (ответы учащихся)

ПЕРВЫМ кто разобрался в структуре потребностей, выявил их роль изначально был американский психолог Абрахам МАслоу. ЕГО учение называется иерархической теорией потребностей.

Ребята, посмотрите на слайд и объясните суть каждого вида потребностей Слайд 6 ( ответы учащихся)

Если низшие потребности присущи всем людям в равной степени, то высшие- в неодинаковой. Образованные и необразованные в равной степени испытывают чувство голода. Вторые вряд ли испытывают потребность в творчестве. Высшие потребности внося большой вклад в развитие личности- там где начинаются высшие потребности, там начинается личность

Человек с подавленными потребностями неполноценен. Неудовлетворение потребностей приводит к массовому недовольству.

Посмотрите на слайд и Ответьте на вопрос Какие выводы можно сделать при сравнении рисунков. (ответы учащихся) Слайд 7

3) Работа по карточкам – работа в парах

    Поясните, как потребности повлияли на поведение личности. Каким образом можно было предотвратить последствия?

Карточка №1

Сидоров Петя вырос в бедной семье. Однако после окончания школы он решил проявить самостоятельность и организовать свое дело. Через некоторое время он оказался в центре внимания крупных криминальных структур. За большие деньги, подаренную квартиру он стал заниматься подпольным бизнесом, т.е. деятельностью, запрещенной законами России. Ему очень хотелось доказать своим экономическим партнерам лидерство и силу. Вскоре деятельность преступной группировки была блокирована, и Петя был привлечен к уголовной ответственности

Карточка №2

    Найдите в предложенном списке характеристики потребностей:

    Возникают с момента рождения человека

    Появляются в сознательном возрасте

    Существуют у каждого индивида

    Не влияют на поведение индивида

    Остаются неизменными в течение жизни каждого человека

Карточка №3

    Все перечисленные ниже термины, за исключением одного, относятся к понятию «приобретенные (вторичные) потребности». Удалите лишнее.

    Духовные потребности

    Социальные потребности

    Потребности в безопасности

    Престижные потребности

Карточка №4

Вид потребностей

Проявление

1)Физиологические

А) участие в каких-либо общественных организациях

2) Престижные

Б) создание литературных произведений

3) Духовные

В) защита от холода или жары

4) Социальные

Г) карьерный рост

3 Закрепления знаний.

Цель: систематизировать знания по изученной теме, выявить возможные пробелы. (5 мин.)

Учитель организует закрепление.

Учащиеся выполняют тест. (Приложение №1)

4 Вывод

Итак, что же такое потребности?

Какие типы потребностей существуют?

Низшие потребности присущи всем людям.

Потребности влияют на формирование личности

5. Рефлексия . Учащиеся дополняют предложения.

Сегодня я узнал

Я понял, что..

Теперь я могу

6. Домашнее задание

1. Прочитать. § 6

2.«Удовлетворительно» - найти 5-7 поговорок о потребностях

3.«Хорошо» - выполнить задания в рабочей тетради по параграфу 6

4.«Отлично» -провести и проанализировать социологический опрос по теме «В чём я нуждаюсь?/Мои потребности» (не менее 10-15 человек

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Тест.

Тема: « Потребности человека»

1. К социальным относятся потребности человека в:

1) отдыхе; 2) пище; 3) воде; 4) общении

2. Соотнесите виды потребностей с их характеристиками:

Виды потребностей Характеристики

Виды потребностей

Характеристики

1)Физиологические

2) потребность в безопасности;

3) социальные;

4) престижные;

5) духовные.

A. Потребность человека жить в коллективе, в общении дружбе, любви, уважении и взаимопонимании

Б. Стремление осваивать мир по законам красоты, видеть гармонию в природе, в людях, сострадать и сопереживать, глубоко чувствовать музыку, живопись, поэзию, совершенствовать человеческие отношения.

B. Потребность в признании со стороны других людей, потребность занять достойное место в жизни, в обществе, в коллективе.

Г.Потребность человека в пищи, воде, жилище, отдыхе.

3. Верны ли следующие суждения?

А. Именно потребности в большей мере способствуют формированию личности.

Б. Когда человек теряет смысл жизни, он начинает духовно опускаться.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.

4. К потребностям человека, обусловленным его биологической природой, относятся потребности в:

1) самосохранении; 2) самореализации; 3) самопознании; 4) самообразовании.

5.О какой важнейшей общественной потребности человека идет речь:

Обмен между людьми определенными результатами их психической деятельности: усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами.

6. Установите соответствие:

Виды потребностей человека

Примеры

1) биологические

2) социальные

3) духовные

4) ложные

А) алкоголь, курение

Б) признание в обществе, общение

В) пища, одежда

Г) творчество, знания

Д) самореализация, самоутверждение

7. Ниже приведен ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к социальным чертам человека.

Творчество; коллективный труд; мозг; общение; речь.

Найдите и выпишите понятие, выпадающее из этого ряда.

Конспект урока по обществознанию для 6 класса «Мир человеческих потребностей»

Мамаев Олег Владимирович, учитель истории и обществознания МКОУ «Батьковская основная школа», Рязанская область, Сасовский район, п. Батьки
Описание и назначение:
Материал представляет собой развернутый конспект урока по обществознанию в 6 классе и предназначен для учителей, работающих по учебнику «Обществознание, 6 класс» под редакцией Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой (не ранее 2011 года издания). Благодаря подробному изложению, многочисленным примерам и активному взаимодействию с учащимся данный конспект будет полезен тем учителям, которые творчески подходят к изучению даже самых скучных тем.
Цель:
Сформировать у учащихся представление о многообразии человеческих потребностей, их видах и особенностях.
Задачи:
1. Совместно сформулировать определение слова «потребности»;
2. Совместно определить содержание биологических потребностей;
3. Совместно определить содержание социальных потребностей;
4. Совместно определить содержание духовных потребностей;
5. Совместно определить содержание ложных потребностей.
Используемые шрифты:
Обычный: текст учителя, произносимый на уроке.
Курсив: ответы учащихся или пояснения к тексту.
Подчеркнутый: материал, предназначенный для письменной записи учащихся.

Ход урока

Сообщение темы
Ребята! На самом первом занятии мы говорили о главных признаках человека, о его сходствах и отличиях от животного. Сегодня на уроке мы продолжим говорить об особенностях человека и для определения темы занятия давайте вспомним, что есть общего у человека и животных.
Ответ учащихся: У человека есть биологическое тело, внешне и внутренне похожее на тело животного. Внешне это проявляется в наличии четырех конечностей, кожи, волосяного покрова, зубов, органов чувств (глаз, носа, ушей, языка) и т. д. Внутренне это проявляется в наличии мышц, сердца, мозга, костей, органов пищеварения и т. д. Кроме того и люди и животные наследуют инстинкты – врожденные формы поведения: инстинкты самосохранения, продолжения рода, родительский, пищевой и т д.
Есть еще один биологический признак, общий как для людей, так и для животных. От тесно связан с инстинктами и прямо вытекает из них. Это потребности, важнейшие из которых проявляются именно через инстинкты и направляют человека к определенным действиям. Тема нашего урока – Мир человеческих потребностей.
Учащиеся записывают тему в тетради.
Изучение нового материала
1. Что такое потребности?
Попробуем дать определение слову «потребность». Какие у вас будут варианты?
Задание достаточно простое, поэтому учащиеся, как правило, довольно быстро формулируют определение: необходимость в чем-то, нужда в чем-то. Если учащиеся не находят нужных слов, следует направить их к словарю в конце учебника.

Потребность – это нужда человека в чем-либо.
2. Биологические потребности

Как уже было сказано, важнейшие потребности как людей, так и животных обусловлены врожденными инстинктами. Давайте подумаем, ребята, какие именно потребности обусловлены известными нам инстинктами.
Фронтальный опрос.
- Какие потребности обуславливает инстинкт самосохранения?
- Потребность в безопасности и в защите.
- Какие потребности обуславливает инстинкт продолжения рода?
- Потребность в семье, в отношениях с противоположным полом.
- Какие потребности обуславливает родительский инстинкт?
- Потребность заботиться, оказывать внимание и защищать своего питомца.
- Какие потребности обуславливает пищевой инстинкт?
- Потребность в воде и пище.
Все перечисленные нами потребности, прямо связанные с необходимостью поддержания жизни, характерны для всех животных на нашей планете и называются биологическими. Кроме уже названных потребностей к ним также следует добавить отдых, сон, тепло и воздух.
Запись в тетрадях (с красной строки):
Биологические потребности – потребности людей и животных, связанные с необходимостью поддержания жизни. К ним относятся: пища, вода, воздух, тепло, сон, отдых, безопасность, размножение, забота о потомстве.
Потребности реализуются с помощью определенных благ. Даже для того, чтобы дышать бесплатным воздухом, иногда необходимы специальные предметы. Как, ребята, называется аппарат, позволяющий человеку дышать под водой?
Ответ учащихся: акваланг.
Правильно. Специальное кислородное оборудование используют также летчики, альпинисты, врачи в больницах. Если мы возьмем потребность в воде, то здесь тоже не обойтись без специальных приспособлений. Если дикие животные пьют грязную воду из рек и озер, то люди предпочитают чистую воду из-под крана или специально кипятят ее, а потом пьют ее из чашек и кружек. Отдельно следует сказать об удовлетворении потребности в пище.
Насыщение пищей подразумевает использование разных продуктов и способов из приготовления. Если рацион животных довольно ограничен, то люди с древнейших времен привыкли употреблять разную пищу: как растительную, так и мясную. Кстати, именно на примере пищи лучше всего видно, как с течением времени изменяются конкретные блага, служащие для удовлетворения этой потребности. Ребята, давайте вместе вспомним, чем питались люди раньше и что они едят сейчас.
Фронтальный опрос.
- Чем питались первобытные люди?
- Плодами деревьев, орехами, рыбой, мясом.
- А в каком виде они употребляли мясо?
- До освоения огня мясо ели в сыром виде.
- А хлеб первобытные люди ели?
- Нет, земледелия в ту пору еще не существовало.
- Что изменилось с тех пор в рационе питания людей?
- Много чего, появились новые продукты питания (чай, сахар, хлеб и т. д.), мясо стали тушить, жарить, варить.
- Теперь перенесемся в средневековую Россию. Какой хлеб ели русские крестьяне?
- Русские крестьяне ели черный ржаной хлеб.
- А какой хлеб мы едим сегодня?
- Сегодня мы едим хлеб из пшеницы, а доля ржаного хлеба сокращается.
- Какие сладости ели крестьянские дети в царской России?
- Крестьянские дети по праздникам ели фрукты, орехи, пряники, пироги.
- А что из сладкого вы едите сегодня?
- Шоколадки, конфеты, мороженое.
Подобные примеры, ребята, можно было бы продолжать и дальше, но и из того, что вы уже назвали, видно, что с изменением исторических условий блага, служащие для удовлетворения пищевой потребности, меняются и расширяются, а вместе с ними меняются и сами потребности: человек испытывает необходимость в продуктах питания, которых раньше не было.
Запись в тетрадях (с красной строки):
Потребности удовлетворяются с помощью благ. С появлением новых благ потребности людей расширяются. У разных людей могут быть разные потребности.
Ребята, мы разобрали несколько примеров удовлетворения одной биологической потребности – в пище. А теперь у себя в тетрадях вы самостоятельно перечислите как можно больше благ, которые служат для удовлетворения потребностей людей в тепле, сне, отдыхе, безопасности, заботе о потомстве. Время – 5 минут, после чего самые удачные работы проверим на отметку.
Пример выполненного задания:
Тепло: солнце, лето, огонь, жилище, одежда, тепловые батареи.
Сон, отдых: подушка, кровать, жилище, свежий воздух.
Безопасность: жилище, замок, оружие, охрана.
Забота о потомстве: колыбель, коляска, одежда, пеленки.

3. Социальные потребности


Биологическими потребностями исчерпывается жизнь животных. Для людей же биологические потребности являются первичными, но не единственными. Следующими по важности потребностями человека являются социальные потребности. Что же они собой представляют? Ответ на этот вопрос вы, ребята, найдете в учебнике. Откройте § 6 учебника и найдите в тексте первого пункта определение социальных потребностей.
Ответ учащихся: Социальные потребности – это потребности в общении и в труде.
Правильно. Сделаем запись в тетради (с красной строки):
Биологические потребности являются единственными для животных и первичными для людей. Следующими по важности потребностями человека являются социальные: в общении и в труде.
Как вы думаете, ребята, социальные потребности являются врожденными или приобретенными?
Ответ учащихся: Приобретенными. Новорожденные еще не умеют трудиться и говорить.
Верно. Только в результате воспитания у детей формируются потребности в общении и в труде. Именно благодаря этим потребностям возникло человеческое общество и осуществляется его развитие. Если люди прекратят общаться и работать, человечество погибнет.
4. Духовные потребности


Позднее всех возникли духовные потребности. Найдите, ребята, в первом пункте параграфа их определение.
Ответ учащихся: Это потребности в познании окружающего мира, получении знаний и умений, творческой деятельности.
Правильно. Духовные потребности являются потребностями самого высокого уровня. Это и занятия наукой, и учеба в школе, и создание произведений искусства, и просто увлечение высокой культурой.
А вы, ребята, какие духовные потребности имеете и как их реализуете?
Варианты ответов учащихся:
Потребность в получении знаний – я прилежно учусь.
Потребность в познании окружающего мира – я читаю книги о странах мира.
Потребность в творческой деятельности – я люблю рисовать и делать презентации.
Запись в тетради (с красной строки):

Духовные потребности – потребности в познании окружающего мира, получении знаний и умений, творческой деятельности.
5. Ложные потребности


Три вида потребностей, которые мы изучили, являются далеко не единственными. Потребностей много. Материальные – потребности в жилище, одежде, предметах мебели, средствах передвижения, технике и т. д. Нравственные – потребность делать добро, любить родину, трудиться на благо людей и т. д. Отдельно можно выделить потребности в игре, в самореализации, в уважении, в любви. Мы их записывать не будем, это информация для вашего кругозора.
Но об одном виде потребностей, о котором не сказано в учебнике, я бы хотел вам рассказать особо. Это так называемые ложные потребности. Как вы думаете, ребята, что скрывается за этими словами?
Варианты ответов учащихся:
Это потребности, которых не существует.
Это потребности, которые были внушены людям.
Это неправильные потребности, которые служат разрушению человека.

В ваших ответах есть много верного, но давайте запишем точное определение (с красной строки):
Ложные потребности – это искусственные потребности, которые ведут к нравственной деградации личности или ее физическому разрушению.
Слово «искусственные» означает, что эти потребности не являются врожденными, а усваиваются человеком под влиянием окружающей среды или рекламы, принося больший или меньший вред личности. Это вредные привычки (курение, алкогольная зависимость), употребление наркотиков, зависимость от интернета, компьютерных игр и телевидения, потребительство (неуемное накопление материальных благ как смысл жизни). Если кто-то из вас, ребята, уже имеет одну из вышеперечисленных зависимостей, то это очень плохо. Ведь ложные потребности усваиваются людьми быстрее, чем социальные и духовные, пользы не приносят никакой, а вот избавится от них бывает очень сложно. Остерегайтесь ложных потребностей!
Закрепление изученного материала
А теперь, ребята, проверим, как вы усвоили изученный сегодня материал. Расположите потребности в порядке значимости: сон, творчество, еда, учеба, безопасность, вода, общение, игры, воздух.
Дети выполняют задание письменно, после чего выборочно проверяется ряд тетрадей, затем один учащийся вызывается к доске и под контролем учителя записывает верный ответ, остальные проверяют: воздух, еда, вода, сон, безопасность, общение, учеба, творчество, игры.
Домашнее задание: записи в тетради, § 6 – пункт «Какие бывают потребности», вопросы после параграфа («В классе и дома»): 2,3,4.

Конспект урока по обществознанию, 6 А класса;

Учитель: Джамалова Н.М., ВП, 1к.

Тема: «Потребности человека»

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: 1. Деятельностная: формировать у обучающихся представление о человеческих потребностях, позволяющих создавать новые возможности человека.

2. Содержательная: познакомить обучающихся с понятием «духовный мир человека», а также развить представление о потребностях человека как источнике его активности.

Планируемые результаты:

Предметные:

    Научатся определять понятие потребность;

    Классифицировать основные виды потребностей;

    На основании знаний учащихся выяснить общие черты и различия между потребностями человека и животных;

    Научатся понимать важность и необходимость развития духовного мира человека.

Личностные:

    Оценивают свою деятельность, достижения,

    Характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих,

    Стоят свои взаимоотношения с их учетом.

Метапредметные:

    Ставить цель, решать учебную задачу, проблему, анализируют вопросы (регулятивные);

    Самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.​ (познавательные)

    Участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. (коммуникативные)

Технологии: ТДМ

Ход урока.

    Мотивационный этап: (1 минут)

«Кто ни о чем не спрашивает, тот ни чему не научится.» (Томас Фуллер) (1 слайд)

- Объясните значение слов Томаса Фуллера .

Вывод: - Я рада, что вы готовы отвечать на вопросы, рассуждать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения.

(Ситуация на экране) Читает___________________

Жил на свете человек. Все у него есть. Все его устраивает, он ни о чем не мечтает, ни к чему не стремится. Он просто живет и ничего не делает. Такая ситуация выглядит почти фантастической. (2 слайд)

- Может ли такая ситуация реально быть в жизни человека?

Вывод: Ситуация фантастическая, потому, что человек всю свою жизнь трудится, чтобы удовлетворить свои какие-либо желания.

    Актуализация знаний (7 мин)

Личность, деятельность, самооценка, потребность, самосознание. (3 слайд)

Какое понятие можете охарактеризовать?

Какое вам незнакомо?

3. Проблемная ситуация (7 мин)

Где вы встречали это слово?

Давайте подумаем, каким словом можно заменить потребность?

- Потребность – желание – нужда (4 слайд)

А теперь мы с вами попробуем найти определение понятия в различных источниках;

(по группам)

- (ИМЯ) вы корреспондент, вам необходимо провести опрос среди наших гостей с целью выяснения их мнения «Что такое потребность?»

- (ИМЯ) вы активный пользователь в Интернете, с помощью данного ресурса найдите определение термина потребность;

- (ИМЯ) вы приверженец традиционных способов поисков информации, вам необходимо дать определение термина потребность с помощью толкового словаря;

Несколько определений термина потребность перед вами на листочках выберете то, которое вы считаете наиболее подходящим, аргументируйте свой ответ

Потребность - это

Форма активности живых существ;

Это необходимые условия для существования;

Это возможность принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место;

Это нужда в том, что необходимо для существования личности.

(Поводим итоги) Слово детям

    Выход из проблемы (2 мин)

Давайте сравним с эталоном, то что у вас получилось, и все вместе проговорим в слух определение.

Потребность – это осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития личности. (5 слайд)

Какой можно сделать вывод на этом этапе урока, что вы узнали на этом этапе урока? Если у человека есть потребности, то он способен к саморазвитию.

Физминутка

- Я вам предлагаю помечтать. Закройте глаза, чтобы вас ничкго не отвлекало и ответьте себе на вопрос: Что я хочу в ближайшее время? Можете закрыть глаза и воспроизвести в представлении образ желаемого. (1 мин)

Первичное закрепление: (5 мин)

Потребностей у человека огромное количество. И обществоведы пришли к выводу, что их можно разделить по группам, т.е. классифицировать.

(6 слайд) Потребности: биологические

социальные

духовные

А теперь давайте поработаем с учебником. Открываем учебник на странице 34 и находим группы потребностей и раскрываем их понятия.

Твоя мечта к какой группе потребностей можно отнести.

6. Самостоятельная работа: (разноуровневая) (10 мин)

Сейчас вы будете работать самостоятельно, у каждого ряда будет свое задание;

    первый ряд дает определение терминам «личность» и «самооценка»

    третий ряд дает определение терминам «деятельность» и «самосознание»

    второй ряд устанавливает соответствие, каждому понятию, подберите соответствующую характеристику.

- Теперь давайте проверим по образцу (5 мин)

    слайд) Личность – это

Деятельность – это

Самооценка – это

Самосознание – это

Самооценка. Кто справился с заданием? Что помогло? (Знания, полученные на уроке)

    Рефлексия: (5 мин) (7 слайд)

Давайте подведем итог урока вместе. У вас на парте лежат карточки с опорными словами. Оцените свою работу на уроке.

На уроке было трудно………

Я работал (активно/пассивно)………..

Своей работой на уроке я (доволен/не доволен)……..

Урок мне показался (интересным/скучным)………..

За урок я (не устал/ устал)

Моё настроение стало(лучше/хуже)

Материал урока полезный и понятный….

    Домашнее задание (2 мин) (8 слайд)

§4, ответ на вопрос, письменно «Как влияют потребности человека на развитие общества?»